ПИСЬ ­МЕН­НОСТЬ – со­во­куп­ность пись­мен­ных средств об­ще­ния, вклю­ча­ю­щих по­ня­тия си­сте­мы гра­фи­ки, ал­фа­ви­та и ор­фо­гра­фии ка­ко­го-ли­бо языка или груп­пы язы­ков, объ­еди­нён­ных одной си­сте­мой пись­ма или одним ал­фа­ви­том. (Боль­шая со­вет­ская эн­цик­ло­пе­дия, 1969–1978).

Пись­мен­ность – это ве­ли­кое изоб­ре­те­ние че­ло­ве­ка. Каж­дый народ стре­мил­ся к фор­ми­ро­ва­нию и раз­ви­тию сво­е­го род­но­го языка, к со­зда­нию пись­мен­но­сти.

До­ка­за­но, что пись­мен­ность на Руси су­ще­ство­ва­ла и до при­ня­тия хри­сти­ан­ства, но это было при­ми­тив­ное пись­мо: вы­ре­за­ли знаки на де­ре­ве, а также поль­зо­ва­лись гре­че­ски­ми и ла­тин­ски­ми бук­ва­ми. Но это было не очень удоб­но, так как эти буквы и знаки не пе­ре­да­ва­ли осо­бен­но­сти речи сла­вян (рис. 1).

Рис. 1. Пись­мен­ность сла­вян. «Го­ро­уш­на» – ам­фо­ра с древ­ней­шей рус­ской над­пи­сью

После при­ня­тия хри­сти­ан­ства (а это про­изо­шло в 988 году во время прав­ле­ния в Киеве князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­во­ви­ча) необ­хо­ди­мо было про­во­дить бо­го­слу­же­ние по свя­щен­ным кни­гам, но все они были либо на гре­че­ском, либо на ла­тин­ском или бол­гар­ском язы­ках. Эти языки были непо­нят­ны боль­шин­ству сла­вян, что вы­зы­ва­ло труд­но­сти во время про­ве­де­ния цер­ков­ной служ­бы.

На Русь были при­зва­ны бра­тья Ки­рилл и Ме­фо­дий, про­ис­хо­див­шие из знат­ной гре­че­ской семьи, про­жи­вав­шей в Ма­ке­до­нии в го­ро­де Са­ло­ни­ки. И вот в 863 году Ки­рилл с по­мо­щью сво­е­го брата Ме­фо­дия, а также уче­ни­ков со­ста­вил сла­вян­скую аз­бу­ку и пе­ре­вел на сла­вян­ский язык Еван­ге­лие, Апо­стол и Псал­тирь. Бра­тья мо­на­хи при­чис­ле­ны к лику свя­тых, а в Бол­га­рии даже есть орден их имени. 24 мая счи­та­ет­ся днем свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия и в нашей стране празд­ну­ет­ся как День сла­вян­ской пись­мен­но­сти и куль­ту­ры. С 1991 года этому празд­ни­ку при­дан ста­тус го­су­дар­ствен­но­го. В 1992 году в Москве был от­крыт па­мят­ник Ки­рил­лу и Ме­фо­дию на сла­вян­ской пло­ща­ди у под­но­жия его уста­нов­ле­на неуга­си­мая лам­па­да – знак веч­ной па­мя­ти. Как уже го­во­ри­лось, пер­вы­ми кни­га­ми, были пе­ре­вод­ные цер­ков­ные книги, а вот уже с один­на­дца­то­го века на Руси по­яв­ля­ет­ся своя соб­ствен­ная рус­ская ли­те­ра­ту­ра. Эти про­из­ве­де­ния пи­са­ли вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ные мо­на­хи или же знат­ные люди.

По­че­му по­яви­лась необ­хо­ди­мость в по­яв­ле­нии соб­ствен­ных про­из­ве­де­ний?

Цель древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры – по­учать, на­став­лять, вос­пи­ты­вать. На Руси были свои ве­ли­кие герои, на при­ме­ре ко­то­рых можно было учить бла­го­че­стию, с ко­то­рых можно было брать при­мер. Про­ис­хо­ди­ли зна­чи­мые ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, о ко­то­рых долж­ны были знать ру­си­чи и гор­дить­ся ими, это вос­пи­ты­ва­ло пат­ри­о­тизм и же­ла­ние за­щи­щать ро­ди­ну, от­дать за нее жизнь. Древ­не­рус­ская ли­те­ра­ту­ра про­су­ще­ство­ва­ла вплоть до конца сем­на­дца­то­го века.

На вы­со­ком бе­ре­гу Дне­пра сто­я­ла сто­ли­ца древ­ней Руси – Киев. Зо­ло­тые ку­по­ла бе­ло­ка­мен­ных хра­мов воз­вы­ша­лись и над избой бед­ня­ка, и над кня­же­ски­ми па­ла­та­ми. Въез­жа­ли в город через Зо­ло­тые во­ро­та. Во вре­ме­на прав­ле­ния Яро­сла­ва Муд­ро­го Киев стал куль­тур­ным цен­тром древ­ней Руси. Князь много читал и при­гла­шал к себе кни­го­пис­цев, ко­то­рые пе­ре­во­ди­ли с гре­че­ско­го, бол­гар­ско­го, ла­тин­ско­го язы­ков на рус­ский раз­лич­ные книги. Тогда же стали со­зда­вать­ся ле­то­пи­си.

ЛЕ­ТО­ПИСЬ – это опи­са­ние ис­то­ри­че­ских со­бы­тий по годам.

ЛЕ­ТО­ПИ­СЕЦ – со­ста­ви­тель ле­то­пи­си.

ЛЕ­ТО­ПИ­СА­НИЕ – со­став­ле­ние ле­то­пи­си.

Каж­дая ле­то­пись на­чи­на­лась со слов «В лето», а слово «лето» озна­ча­ет год, по­это­му мы и на­зы­ва­ем эти про­из­ве­де­ния ле­то­пи­ся­ми. Ле­то­пи­сец опи­сы­ва­ет со­бы­тия сво­е­го вре­ме­ни и про­шлых лет для того, чтобы люди знали, ка­ки­ми тру­да­ми и по­дви­га­ми со­зда­ва­лась наша земля, чтобы они лю­би­ли её и учи­лись на при­ме­ре про­шлых по­ко­ле­ний. Од­на­ко ле­то­пи­сец не толь­ко про­слав­лял за­щит­ни­ков ро­ди­ны, но и осуж­дал тех кня­зей, ко­то­рые под­ни­ма­лись про­тив своих бра­тьев.

Пер­вым ле­то­пис­цем был монах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Никон (рис. 2), его на­зы­ва­ли ве­ли­ким. В конце жизни, когда он стал игу­ме­ном Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря, он со­ста­вил ле­то­пись «Пер­вая ис­то­рия Рос­сии». Уче­ные счи­та­ют, что это был 1073 год. Труд его про­дол­жи­ли дру­гие ле­то­пис­цы, а в пер­вой чет­вер­ти две­на­дца­то­го века монах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Нестор (рис. 4) со­ста­вил «По­весть вре­мен­ных лет» (рис. 3), ве­ли­кое про­из­ве­де­ние древ­не­рус­ско­го ис­кус­ства. До нас дошла эта по­весть, пе­ре­пи­сан­ная и от­ча­сти до­ра­бо­тан­ная мо­на­хом Вы­ду­биц­ко­го мо­на­сты­ря Силь­ве­стром, по­это­му можно сде­лать вывод, что «По­весть вре­мен­ных лет» – это плод дол­гих тру­дов несколь­ких по­ко­ле­ний ле­то­пис­цев. На­зва­ние «По­весть вре­мен­ных лет» в науке за­кре­пи­лось в во­сем­на­дца­том веке, а до этого это про­из­ве­де­ние на­зы­ва­лось так «Се по­ве­сти вре­мен­ных лет, от­ку­да есть пошла Рус­ская земля, кто в Киеве начал пер­вым кня­жить и от­ку­да Рус­ская земля стала есть».

Рис. 2. Ле­то­пи­сец Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Никон

Рис. 3. По­весть вре­мен­ных лет

Рис. 4. Нестор-ле­то­пи­сец

«По­весть вре­мен­ных лет» на­чи­на­ет­ся от биб­лей­ско­го все­мир­но­го по­то­па, когда Ной рас­пре­де­лил тер­ри­то­рии земли между сво­и­ми сы­но­вья­ми. Тер­ри­то­рия, на ко­то­рой потом рас­про­стра­ни­лись сла­вян­ские пле­ме­на, была от­да­на Иа­фе­ту, то есть от Иа­фе­та и пошел род сла­вян. Далее идут за­пи­си о сла­вян­ских пле­ме­нах, об их про­ис­хож­де­нии, о тех тер­ри­то­ри­ях, на ко­то­рых они жили, о нра­вах и обы­ча­ях, рас­ска­зы­ва­ет­ся о пу­те­ше­ствии апо­сто­ла Ан­дрея по Руси и о воз­ник­но­ве­нии Киева.

Не толь­ко кня­зья, но и про­стые люди опи­са­ны в «По­ве­сти вре­мен­ных лет». Одним из таких ге­ро­ев яв­ля­ет­ся юноша Ко­же­мя­ка, так его звали, по­то­му что он за­ни­мал­ся вы­дел­кой кожи (для того чтобы кожа ста­но­ви­лась мяг­кой и эла­стич­ной, её долго раз­ми­на­ли).

СКА­ЗА­НИЕ – по­вест­во­ва­тель­но-жи­тий­ный жанр древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры в ки­ев­ский и нов­го­род­ский пе­ри­о­ды с ис­поль­зо­ва­ни­ем ис­то­ри­че­ских и ле­ген­дар­ных ма­те­ри­а­лов. (По­э­ти­че­ский сло­варь. – М.: Со­вет­ская Эн­цик­ло­пе­дия. Квят­ков­ский А. П., науч. ред. И. Род­нян­ская, 1966).

Про­чи­та­ем «Ска­за­ние о Ко­же­мя­ке»:

«В лето 992. Князь Вла­ди­мир толь­ко воз­вра­тил­ся с войны, как на­па­ли на Русь пе­че­не­ги. Вы­сту­пил Вла­ди­мир (рис. 5) про­тив них и встре­тил их на бе­ре­гу реки Тру­беж у брода. И стоял Вла­ди­мир на этой сто­роне, а пе­че­не­ги – на той, и не ре­ша­лись ни наши пе­рей­ти на ту сто­ро­ну, ни те – на эту.

Рис. 5. Ки­ев­ский князь Вла­ди­мир Свя­то­сла­во­вич (Вла­ди­мир Крас­ное Сол­ныш­ко)

И подъ­е­хал князь пе­че­неж­ский к реке, вы­звал Вла­ди­ми­ра и ска­зал ему: «Вы­пу­сти ты сво­е­го воина, а я – сво­е­го, пусть бо­рют­ся. Если твой муж бро­сит моего на землю, то не будем во­е­вать три года, если же наш муж бро­сит тво­е­го оземь, то будем разо­рять вас три года».

И разо­шлись. А Вла­ди­мир, вер­нув­шись в свой стан, по­слал гла­ша­та­ев со сло­ва­ми: «Нет ли та­ко­го мужа, ко­то­рый бы схва­тил­ся с пе­че­не­гом?» Но ни­ко­го не на­шлось.

На сле­ду­ю­щее утро при­е­ха­ли пе­че­не­ги и при­ве­ли сво­е­го мужа, а у наших не ока­за­лось. И стал ту­жить Вла­ди­мир, по­сы­лая по всему вой­ску сво­е­му. И при­шел к князю один ста­рый муж и ска­зал ему:

– Князь! Есть у меня один сын мень­шой дома. С са­мо­го дет­ства никто его не бро­сил еще оземь. Од­на­ж­ды я бра­нил его, а он мял кожу, так он рас­сер­дил­ся и разо­драл кожу ру­ка­ми.

Услы­шав об этом, князь об­ра­до­вал­ся и по­слал за ним. И при­ве­ли его к князю, и по­ве­дал ему князь все. Юноша ска­зал:

– Князь! Не знаю, могу ли я с ним бо­роть­ся – ис­пы­тай меня. Нет ли боль­шо­го и силь­но­го быка?

И нашли быка боль­шо­го и силь­но­го. И по­ве­лел он разъ­ярить его. При­жгли быка ка­ле­ным же­ле­зом и пу­сти­ли, и по­бе­жал бык мимо него, и схва­тил он быка рукою за бок, и вы­рвал кожу с мясом, сколь­ко рука за­хва­ти­ла. И ска­зал ему Вла­ди­мир: «Мо­жешь с ним бо­роть­ся».

На сле­ду­ю­щее утро при­шли пе­че­не­ги и стали звать: «Где же муж? Вот наш готов!» Был пе­че­нег очень велик и стра­шен. И вы­сту­пил муж Вла­ди­ми­ра, и уви­дел его пе­че­нег и по­сме­ял­ся, ибо был он сред­не­го роста. И раз­ме­ри­ли место между обо­и­ми вой­ска­ми, и пу­сти­ли их друг про­тив друга. И схва­ти­лись, и на­ча­ли креп­ко жать друг друга. И уда­вил юноша пе­че­не­жи­на ру­ка­ми до смер­ти. И бро­сил его оземь. Раз­дал­ся крик, и пе­че­не­ги по­бе­жа­ли, а рус­ские по­гна­лись за ними и про­гна­ли их.

Вла­ди­мир же рад был, и за­ло­жил город у брода того, и на­звал его Пе­ре­я­с­лавль, ибо пе­ре­нял славу отрок тот. И сде­лал его Вла­ди­мир ве­ли­ким мужем и отца его тоже. И воз­вра­тил­ся Вла­ди­мир в Киев с по­бе­дой и со сла­вой ве­ли­кой».

Мы видим: ста­рый муж и его сын – про­стые, не знат­ные люди.

По­че­му Вла­ди­мир вы­брал имен­но юношу Ко­же­мя­ку?

На­вер­ное, в первую оче­редь, по­вли­я­ла ис­то­рия отца о коже, ведь разо­рвать кожу прак­ти­че­ски невоз­мож­но, это может сде­лать толь­ко очень силь­ный че­ло­век. Ради по­бе­ды над вра­гом отец готов по­жерт­во­вать своим сыном, он любит его, гор­дит­ся им, но от­да­ет князю для по­дви­га во имя Ро­ди­ны. Ко­же­мя­ка не уве­рен, что может по­бе­дить пе­че­не­га, по­это­му про­сит ис­пы­тать его – в этом про­яви­лась и его храб­рость, и от­вет­ствен­ность.

Князь Вла­ди­мир, ста­рик отец и юноша Ко­же­мя­ка го­то­вы по­жерт­во­вать жиз­нью ради Ро­ди­ны, в этом про­явил­ся их пат­ри­о­тизм, пре­дан­ность род­ной земле, лю­бовь к ней и го­тов­ность к са­мо­по­жерт­во­ва­нию.

Ле­то­пис­цу было важно рас­ска­зать имен­но эту ис­то­рию как до­ка­за­тель­ство того, что на Руси есть ве­ли­кие герои, есть свои бо­га­ты­ри, не усту­па­ю­щие ге­ро­ям дру­гих на­ро­дов, про­дол­жа­ю­щие по­дви­ги слав­ных пред­ков.

В ле­то­пис­ном пре­да­нии есть одно су­ще­ствен­ное от­ли­чие от бы­ли­ны: в роли бо­га­ты­ря вы­сту­па­ет не про­фес­си­о­наль­ный воин, а про­стой ре­мес­лен­ник: он по­беж­да­ет бла­го­да­ря своим рукам, при­вык­шим мять кожу и по­то­му осо­бен­но силь­ным (впро­чем, в ле­то­пис­ном рас­ска­зе ре­аль­ная сила Ко­же­мя­ки явно пре­уве­ли­че­на - в духе былин или ска­зок). Самое глав­ное от­ли­чие от бы­ли­ны за­клю­ча­ет­ся в том, что в ле­то­пис­ной за­пи­си по­двиг без­вест­но­го от­ро­ка-бо­га­ты­ря со­от­не­сен с точно да­ти­ру­е­мым, ре­аль­но быв­шим ис­то­ри­че­ским со­бы­ти­ем и как бы под­твер­жден до­ку­мен­таль­но.

По­дроб­нее о Ки­рил­ле и Ме­фо­дии

Рис. 6. Ико­но­пис­ное изоб­ра­же­ние бра­тьев Ки­рил­ла и Ме­фо­дия

Из жиз­не­опи­са­ний со­зда­те­лей сла­вян­ской пись­мен­но­сти мы знаем, что бра­тья Ки­рилл и Ме­фо­дий (рис. 6) были родом из го­ро­да Со­лу­ни, сей­час это город Са­ло­ни­ки. Ме­фо­дий был стар­шим бра­том из семи бра­тьев, а Кон­стан­тин (впо­след­ствии Ки­рилл) – млад­шим. Кон­стан­тин по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние при дворе им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­но­по­ля: изу­чал бо­го­сло­вие и фи­ло­со­фию, его даже про­зва­ли фи­ло­со­фом, то есть муд­ре­цом. Он овла­дел несколь­ки­ми язы­ка­ми, по окон­ча­нии уче­ния был на­зна­чен хра­ни­те­лем биб­лио­те­ки, затем он стал учи­те­лем фи­ло­со­фии в Выс­шей Кон­стан­ти­но­поль­ской школе. Его ждала бле­стя­щая ка­рье­ра, но он пред­по­чел уда­лить­ся в мо­на­стырь.

Од­на­ко Кон­стан­ти­ну не уда­ва­лось много вре­ме­ни про­во­дить в уеди­не­нии – как луч­ше­го ве­ро­про­по­вед­ни­ка его часто по­сы­ла­ли в со­сед­ние стра­ны. По­езд­ки эти были успеш­ны­ми: од­на­ж­ды пу­те­ше­ствуя к ха­за­рам, Кон­стан­тин по­се­тил Крым, там он окре­стил около двух­сот че­ло­век, а также взял с собою от­пу­щен­ных на сво­бо­ду плен­ных гре­ков.

Но у Кон­стан­ти­на было сла­бое здо­ро­вье, и в сорок два года он силь­но за­бо­лел. Пред­чув­ствуя свой близ­кий конец, он при­нял мо­на­ше­ство и, как уже го­во­ри­лось, пе­ре­ме­нил свое мир­ское имя Кон­стан­тин на Ки­рилл.

После этого он про­жил еще пять­де­сят дней, про­стил­ся с бра­том и уче­ни­ка­ми и тихо скон­чал­ся че­тыр­на­дца­то­го фев­ра­ля 869 года.

Изоб­ра­же­ние ки­рил­ли­цы и гла­го­ли­цы

Ки­рилл и Ме­фо­дий со­зда­ли сла­вян­скую аз­бу­ку, хотя во­прос о том, кто же на самом деле, яв­ля­ет­ся со­зда­те­лем ки­рил­ли­цы оста­ет­ся нере­шен­ным. Было две сла­вян­ские аз­бу­ки – ки­рил­ли­ца (рис. 7) и гла­го­ли­ца (рис. 8). Гла­го­ли­ца, как по­ла­га­ют уче­ные, яв­ля­ет­ся более древ­ней. Гла­го­ли­ца не при­жи­лась на Руси, хотя была из­вест­на.

По­ла­га­ют, что Ки­рилл со­здал имен­но гла­го­ли­цу, а ки­рил­ли­че­ская аз­бу­ка, ко­то­рой мы поль­зу­ем­ся и по сей день, была со­зда­на одним из его уче­ни­ков, Кли­мен­том, ко­то­рый на­звал её ки­рил­ли­цей в честь сво­е­го учи­те­ля.

В ки­рил­ли­це сорок три буквы, часть ко­то­рых имеют чис­ло­вое зна­че­ние, то есть неко­то­рые буквы обо­зна­ча­ли числа. Ки­рил­ли­ца про­су­ще­ство­ва­ла прак­ти­че­ски без из­ме­не­ния до вре­мён Петра Ι, при нём были вне­се­ны из­ме­не­ния в на­пи­са­ния неко­то­рых букв, а один­на­дцать букв были во­об­ще ис­клю­че­ны из ал­фа­ви­та. В 1918 году ки­рил­ли­ца по­те­ря­ла еще че­ты­ре буквы: i(«и» с точ­кой), ѵ (ижицу), ѳ (фиту) и ѣ (ять).

Рис. 7. Ки­рил­ли­ца

В год 20…, в день…

Сказание о простом сыне ратника, который смог победить страшного печенежского воина, входит в состав «Повести временных лет». В нем речь идет о молодом юноше, который сумел победить печенежского силача. В сказании богатырь доказывает свою силу тем, что одерживает победу над страшным врагом, однако есть и другие варианты сюжета, описанного в «Повести».

Завязка

Время действия «Сказания о Кожемяке» - 992 год. Князь Владимир возвращается после победы над хазарами, однако внезапно с другой стороны реки Днепр объявляется войско ненавистных ему печенегов. Прежде чем вступить в бой, было решено провести схватку один на один. Если победит русский воин, то сражение будет отменено. Однако если победу одержит представитель печенежского войска, то противостояние будет длиться три года. По обоим берегам реки Трубеж встали противники.

Все ждали, когда же состоится этот решающий поединок, однако в войске князя Владимира не было ни одного подходящего молодца, который мог бы дать решительный отпор неприятелю. Князь начал глубоко горевать, однако к нему подошел ратник и сказал, что у них дома остался один младший сын, и он до такой степени силен и могуч, что как-то раз от ярости разорвал кожу, которую в тот момент мял.

Необычный сын ратника

«Сказание о Кожемяке» продолжается испытанием доброго молодца. Чтобы проверить его силы, устраивается бой удальца с яростным быком. Молодца доставляют в полк, и напускают на него животное, которого предварительно разъярили раскаленным железом. Сын ратника решил подпустить быка немного поближе к себе и разорвал его кожу по бокам вместе с кусками мяса. И вот начинается бой молодца с воином из войска печенегов. Русский молодец на вид серьезно проигрывал печенегу.

Но в тот момент, когда началась схватка, юноша удавил противника насмерть. Враги очень перепугались и разбежались в разные стороны. На том месте, где произошел главный поединок «Сказания о Кожемяке», князь Владимир решил основать город под названием Переяславль - именно так упоминается в бессмертной «Повести временных лет». И с той самой поры основным персонажем многих сказаний становится Никита Кожемяка, который, доказывая свою мощь и богатырскую удаль, разрывает одновременно несколько бычьих кож, сложенных в одну стопку.

Еще один вариант сказания

Со временем «Сказание о Кожемяке» было мифологизировано, и появился еще один его вариант - теперь уже с участием страшного Змея. Недалеко от Киева поселилось злое чудище. Оно перетаскало немало простого народу в свою берлогу, чтобы затем съесть. Оно также утащило и царевну, но поедать ее Змей не стал, а запер в своей берлоге. За царевной увязалась ее собачка. Когда Змей улетал, то пленница привязывала к ней маленькую записочку к отцу и матери. Собачка относила это послание и приносила на него ответ. Как-то раз родители написали царевне, чтобы она узнала у Змея, кто превосходит его по силе. Пленница стала допытываться у него, кто же сумеет его победить. Змей раскрыл тайну - это Никита Кожемяка. Сказание продолжается тем, что царевна привязывает к собачке записку с этой информацией и просит мать с отцом прислать богатыря на выручку.

Царь с царицей и богатырь

На поиски добра молодца царь с царицей отправились сами. Когда они его нашли, тот как раз мял 12 воловьих кож. Когда он увидел правителей, то испугался, и руки у него задрожали. От страха богатырь разорвал разом эти кожи. После этого Никита осерчал на то, что царь с царицей наделали ему столько убытку, и ни в какую не захотел идти спасать царевну. Тогда правители собрали 5 тысяч маленьких сирот, родители которых были съедены страшным змеем, и послали их умолять Кожемяку спасти народ. Тот сжалился и согласился.

Концовка

Этот вариант повести «Сказание о Кожемяке» продолжается тем, что Змей выходит на поединок с богатырем, однако, когда тот его почти что удушил, начинает просить пощады. Никита жалеет чудище, но сначала решает проложить границу: одной половиной будет владеть богатырь, а другой - Змей. Молодец мастерит соху, в которую запрягает Змея, и тот пропахивает гигантскую борозду. После того, как была разделена земля, решили делить и морские просторы. Никита загоняет Змея в глубокое Черное море, да там его и топит.

Текст «Сказания о Кожемяке» завершается тем, что богатырь возвращается, но ничего не просит у царя и царицы в качестве награды. Дочь возвращается к своим родителям. Говорят, что до сих пор та борозда, которую прокопал Змей, стоит валом огромной высоты. Вокруг нее пашут крестьяне, однако ее саму не трогают в память о богатырском подвиге.

Герои «Сказания о Кожемяке»: Змей и Никита

Нужно отметить, что даже мифологизированный вариант этого сказания отражает реальную жизнь славян того времени. Ведь набеги хазар с захватом пленников (а также дальнейшей перепродажей их в качестве рабов) были достаточно частым явлением. И поэтому Змей, хотя и является фантастическим существом, в то же время представляет собой собирательный образ врага. Он напоминает о реальных неприятелях. Разделение земли и воды, которое происходило между богатырем и Змеем является символом границы того времени, пролегавшей через Каспийское море. Исторически войны с хазарами закончились победой славян, поэтому сказание и имеет счастливый конец.

Богатыри стали упоминаться в летописях после того, как князь Владимир начал привлекать молодых воинов для охраны северных границ государства. Поначалу их насчитывалось порядка 2-3 тыс. чел. Но воспевать мощь богатырскую стали позднее, во времена монголо-татарского ига. Никита Кожемяка - это герой не только летописей, но и многих народных сказок. В «Сказании о Кожемяке» дается его описание. Он обладает невероятной силой. У доброго молодца мужественный характер, он способен постоять за свою родину, защитить слабых и спасти пленников. Только у него есть возможность справиться со страшным врагом, дать ему достойный отпор. Богатырь одет в белую рубаху с красной вышивкой. За плечами у него висят куски воловьих кож.

Отличия между былинами и летописями

В истории было немало переработок «Сказания о Кожемяке», краткое содержание которого было рассмотрено. Например, в бессарабском варианте также встречается силач Стефан Водэ, который вступает в поединок со злым и страшным Змеем. Однако между былиной и летописью существуют важные различия:

  • Герой былины - это обученный воин, а основной персонаж летописи - ремесленник из простого народа. Он одерживает победу над врагом лишь благодаря своим рукам, натруженным в течение долгих часов работы. Вспомним, что Никита Кожемяка был сыном простого ратника.
  • Летопись всегда привязывает разворачивающиеся события к определенному историческому событию (в данном случае, к конфликту славян с печенегами). В былинах такое не встречается. В летописи всегда указаны реалистичные факты, былина же наполнена волшебством.

Народным преданием в летописи является "Сказание о юноше-кожемяке" (год 992). В нем говорится, что князь Владимир только возвратился с войны, когда на Русь напали печенеги. На берегу реки Трубеж у брода стоял Владимир на одной стороне, а печенеги на другой, и "не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те на нашу". И предложил печенежский князь Владимиру: "выпусти ты своего воина, а я — своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года". И послал Владимир глашатаев со словами: "Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?", но никого не нашлось. Печенеги же привели своего мужа. Как говорит летописец, он был очень "велик и страшен". В сказании повествуется, как вызванные на единоборство русские тщетно искали поединщика, который смог бы противостоять печенежскому богатырю, как затем начал "тужить" Владимир, посылая ко всем воинам гонцов, и как, наконец, объявился некий старый муж и рассказал Владимиру о своем оставшемся дома меньшом сыне, неказистом на вид, но очень сильном. Приведенный к князю юноша просит предварительно испытать его и вырывает у разъяренного быка бок с кожей. Это был Никита Кожемяка. "И увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста". Автор рассказывает, как "схватились они и начали крепко жать друг друга, и удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их" 1 .

Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.

В рассказе о юноше-кожемяке много былинного: бой начинается с поединка, две силы противопоставлены друг другу, образ вражеского поединщика создается средствами гиперболизации 2 , враг страшен и велик, значение русского героя сознательно преуменьшено.

Устное предание стало основой летописного рассказа о белгородском киселе. "Сказание о белгородском киселе" — это типичный народный рассказ об обмане врагов хитростью. Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама земля. Подошли печенеги к Белгороду и "не давали выйти из города, и был в городе сильный голод... И затянулась осада города". Отчаявшиеся люди уже решили сдаться печенегам. "И собрали вече в городе, и сказали: “Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”". Один старец посоветовал людям не сдаваться врагу, а "собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они же радостно пошли и собрали. И повелели женщинам сделать болтушку, выкопать колодец, поставить в него кадь, и налить ее болтушкой". На следующий день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама земля. "Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, — сказали горожане" 3 . И враги ушли от города восвояси. Здесь русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.

Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории. По мнению Д.С. Лихачева, "чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву".

Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.

Читайте также другие темы главы «Литература Киевской Руси»:

  • Русские летописи. "Повесть временных лет"
    • "Сказание о юноше-кожемяке". "Сказание о белгородском киселе"

Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю?

Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ.

Вот и вам, уважаемые шестиклассники, мы предлагаем «окунуться» в историю, взглянуть на неё глазами предков, ощутить себя участником той жизни и тех событий, чтобы постичь духовное богатство древней русской литературы.

ПИСЬМЕННОСТЬ - совокупность письменных средств общения, включающих понятия системы графики, алфавита и орфографии какого-либо языка или группы языков, объединённых одной системой письма или одним алфавитом. (Большая советская энциклопедия, 1969-1978).

Письменность - это великое изобретение человека. Каждый народ стремился к формированию и развитию своего родного языка, к созданию письменности.

Доказано, что письменность на Руси существовала и до принятия христианства, но это было примитивное письмо: вырезали знаки на дереве, а также пользовались греческими и латинскими буквами. Но это было не очень удобно, так как эти буквы и знаки не передавали особенности речи славян (рис. 1).

Рис. 1. Письменность славян. «Гороушна» - амфора с древнейшей русской надписью ()

После принятия христианства (а это произошло в 988 году во время правления в Киеве князя Владимира Святославовича) необходимо было проводить богослужение по священным книгам, но все они были либо на греческом, либо на латинском или болгарском языках. Эти языки были непонятны большинству славян, что вызывало трудности во время проведения церковной службы.

На Русь были призваны братья Кирилл и Мефодий, происходившие из знатной греческой семьи, проживавшей в Македонии в городе Салоники. И вот в 863 году Кирилл с помощью своего брата Мефодия, а также учеников составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтирь. Братья монахи причислены к лику святых, а в Болгарии даже есть орден их имени. 24 мая считается днем святых Кирилла и Мефодия и в нашей стране празднуется как День славянской письменности и культуры. С 1991 года этому празднику придан статус государственного. В 1992 году в Москве был открыт памятник Кириллу и Мефодию на славянской площади у подножия его установлена неугасимая лампада - знак вечной памяти. Как уже говорилось, первыми книгами, были переводные церковные книги, а вот уже с одиннадцатого века на Руси появляется своя собственная русская литература. Эти произведения писали высокообразованные монахи или же знатные люди.

Почему появилась необходимость в появлении собственных произведений?

Цель древнерусской литературы - поучать, наставлять, воспитывать. На Руси были свои великие герои, на примере которых можно было учить благочестию, с которых можно было брать пример. Происходили значимые исторические события, о которых должны были знать русичи и гордиться ими, это воспитывало патриотизм и желание защищать родину, отдать за нее жизнь. Древнерусская литература просуществовала вплоть до конца семнадцатого века.

На высоком берегу Днепра стояла столица древней Руси - Киев. Золотые купола белокаменных храмов возвышались и над избой бедняка, и над княжескими палатами. Въезжали в город через Золотые ворота. Во времена правления Ярослава Мудрого Киев стал культурным центром древней Руси. Князь много читал и приглашал к себе книгописцев, которые переводили с греческого, болгарского, латинского языков на русский различные книги. Тогда же стали создаваться летописи.

ЛЕТОПИСЬ - это описание исторических событий по годам.

ЛЕТОПИСЕЦ - составитель летописи.

ЛЕТОПИСАНИЕ - составление летописи.

Каждая летопись начиналась со слов «В лето», а слово «лето» означает год, поэтому мы и называем эти произведения летописями. Летописец описывает события своего времени и прошлых лет для того, чтобы люди знали, какими трудами и подвигами создавалась наша земля, чтобы они любили её и учились на примере прошлых поколений. Однако летописец не только прославлял защитников родины, но и осуждал тех князей, которые поднимались против своих братьев.

Первым летописцем был монах Киево-Печерского монастыря Никон (рис. 2), его называли великим. В конце жизни, когда он стал игуменом Киево-Печерского монастыря, он составил летопись «Первая история России». Ученые считают, что это был 1073 год. Труд его продолжили другие летописцы, а в первой четверти двенадцатого века монах Киево-Печерского монастыря Нестор (рис. 4) составил «Повесть временных лет» (рис. 3), великое произведение древнерусского искусства. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти доработанная монахом Выдубицкого монастыря Сильвестром, поэтому можно сделать вывод, что «Повесть временных лет» - это плод долгих трудов нескольких поколений летописцев. Название «Повесть временных лет» в науке закрепилось в восемнадцатом веке, а до этого это произведение называлось так «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть».

Рис. 2. Летописец Киево-Печерского монастыря Никон ()

Рис. 3. Повесть временных лет ()

Рис. 4. Нестор-летописец ()

«Повесть временных лет» начинается от библейского всемирного потопа, когда Ной распределил территории земли между своими сыновьями. Территория, на которой потом распространились славянские племена, была отдана Иафету, то есть от Иафета и пошел род славян. Далее идут записи о славянских племенах, об их происхождении, о тех территориях, на которых они жили, о нравах и обычаях, рассказывается о путешествии апостола Андрея по Руси и о возникновении Киева.

Не только князья, но и простые люди описаны в «Повести временных лет». Одним из таких героев является юноша Кожемяка, так его звали, потому что он занимался выделкой кожи (для того чтобы кожа становилась мягкой и эластичной, её долго разминали).

СКАЗАНИЕ - повествовательно-житийный жанр древнерусской литературы в киевский и новгородский периоды с использованием исторических и легендарных материалов. (Поэтический словарь. - М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская, 1966).

Прочитаем «Сказание о Кожемяке»:

« В лето 992. Князь Владимир только возвратился с войны, как напали на Русь печенеги. Выступил Владимир (рис. 5) против них и встретил их на берегу реки Трубеж у брода. И стоял Владимир на этой стороне, а печенеги - на той, и не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те - на эту.

Рис. 5. Киевский князь Владимир Святославович (Владимир Красное Солнышко) ()

И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего воина, а я - своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года».

И разошлись. А Владимир, вернувшись в свой стан, послал глашатаев со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» Но никого не нашлось.

На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему. И пришел к князю один старый муж и сказал ему:

- Князь! Есть у меня один сын меньшой дома. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками.

Услышав об этом, князь обрадовался и послал за ним. И привели его к князю, и поведал ему князь все. Юноша сказал:

- Князь! Не знаю, могу ли я с ним бороться - испытай меня. Нет ли большого и сильного быка?

И нашли быка большого и сильного. И повелел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться».

На следующее утро пришли печенеги и стали звать: «Где же муж? Вот наш готов!» Был печенег очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга. И удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их.

Владимир же рад был, и заложил город у брода того, и назвал его Переяславль, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победой и со славой великой ».

Мы видим: старый муж и его сын - простые, не знатные люди.

Почему Владимир выбрал именно юношу Кожемяку?

Наверное, в первую очередь, повлияла история отца о коже, ведь разорвать кожу практически невозможно, это может сделать только очень сильный человек. Ради победы над врагом отец готов пожертвовать своим сыном, он любит его, гордится им, но отдает князю для подвига во имя Родины. Кожемяка не уверен, что может победить печенега, поэтому просит испытать его - в этом проявилась и его храбрость, и ответственность.

Князь Владимир, старик отец и юноша Кожемяка готовы пожертвовать жизнью ради Родины, в этом проявился их патриотизм, преданность родной земле, любовь к ней и готовность к самопожертвованию.

Летописцу было важно рассказать именно эту историю как доказательство того, что на Руси есть великие герои, есть свои богатыри, не уступающие героям других народов, продолжающие подвиги славных предков.

В летописном предании есть одно существенное отличие от былины: в роли богатыря выступает не профессиональный воин, а простой ремесленник: он побеждает благодаря своим рукам, привыкшим мять кожу и потому особенно сильным (впрочем, в летописном рассказе реальная сила Кожемяки явно преувеличена — в духе былин или сказок). Самое главное отличие от былины заключается в том, что в летописной записи подвиг безвестного отрока-богатыря соотнесен с точно датируемым, реально бывшим историческим событием и как бы подтвержден документально.

Подробнее о Кирилле и Мефодии

Рис. 6. Иконописное изображение братьев Кирилла и Мефодия ()

Из жизнеописаний создателей славянской письменности мы знаем, что братья Кирилл и Мефодий (рис. 6) были родом из города Солуни, сейчас это город Салоники. Мефодий был старшим братом из семи братьев, а Константин (впоследствии Кирилл) - младшим. Константин получил образование при дворе императора Константинополя: изучал богословие и философию, его даже прозвали философом, то есть мудрецом. Он овладел несколькими языками, по окончании учения был назначен хранителем библиотеки, затем он стал учителем философии в Высшей Константинопольской школе. Его ждала блестящая карьера, но он предпочел удалиться в монастырь.

Однако Константину не удавалось много времени проводить в уединении - как лучшего веропроповедника его часто посылали в соседние страны. Поездки эти были успешными: однажды путешествуя к хазарам, Константин посетил Крым, там он окрестил около двухсот человек, а также взял с собою отпущенных на свободу пленных греков.

Но у Константина было слабое здоровье, и в сорок два года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество и, как уже говорилось, переменил свое мирское имя Константин на Кирилл.

После этого он прожил еще пятьдесят дней, простился с братом и учениками и тихо скончался четырнадцатого февраля 869 года.

Изображение кириллицы и глаголицы

Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, хотя вопрос о том, кто же на самом деле, является создателем кириллицы остается нерешенным. Было две славянские азбуки - кириллица (рис. 7) и глаголица (рис. 8). Глаголица, как полагают ученые, является более древней. Глаголица не прижилась на Руси, хотя была известна.

Полагают, что Кирилл создал именно глаголицу, а кириллическая азбука, которой мы пользуемся и по сей день, была создана одним из его учеников, Климентом, который назвал её кириллицей в честь своего учителя.

В кириллице сорок три буквы, часть которых имеют числовое значение, то есть некоторые буквы обозначали числа. Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Ι, при нём были внесены изменения в написания некоторых букв, а одиннадцать букв были вообще исключены из алфавита. В 1918 году кириллица потеряла еще четыре буквы: i («и» с точкой), ѵ (ижицу), ѳ (фиту) и ѣ (ять).

Рис. 7. Кириллица ()

Рис. 8. Текст на глаголице ()

Список литературы

  1. История, культура и традиции Рязанского края. Как появилась письменность у древних славян [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  2. Культурное наследие земли Смоленской. «Гороушна» - амфора с древнейшей русской надписью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  3. Нестор Летописец. Повесть временных лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  4. Православный календарь. Преподобный Нестор-летописец [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (Источник).

Домашнее задание

  1. Подготовьте художественный пересказ «Сказания о Кожемяке».
  2. Задание на выбор

    А Если вы любите рисовать, предлагаем создать портрет Кожемяки. Постарайтесь в своем портрете передать характер героя: мужество, скромность и любовь к родине.

    Б Если вы любите сочинять, то напишите «Летопись одного дня».

    Представьте себя в роли летописца. Для этого в течение дня записывайте всё, что происходило в этот день в мире, в нашей стране, в вашем городе (селе) и даже в вашем классе. Материалом для летописи могут стать телевизионные передачи, газеты и журналы, беседы с родителями и сверстниками, а также ваши личные наблюдения.

    В год 20…, в день…

В старые-старые годы невдалеке от Киева появился страшный змей. Много всякого народа из Киева потаскал змей в берлогу свою, потаскал и поел. Утащил змей этот и дочь царскую. Но не съел её, а крепко-накрепко в своей берлоге запер. Увязалась за царевной из дома маленькая собачка. Как на промысел змей улетит, царевна записочку к отцу, к матери напишет, привяжет записочку собачке на шею и домой её пошлёт. Собачка записочку отнесёт и ответ принесёт.

Вот как-то раз царь с царицей пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

Есть, - говорит змей, - в Киеве Никита Кожемяка - тот меня сильней.

Как ушёл на промысел змей, царевна к отцу, к матери записочку и написала: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее страшного змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручать.

Сыскал царь Никиту. И сам с царицей пошёл его просить выручить дочку их из неволи тяжёлой. В эту пору Кожемяка мял разом двенадцать кож воловьих. Как увидел Никита царя - испугался. Руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и убытку ему наделали. И сколько царь с царицей ни упрашивали его пойти царевну выручить, не пошёл.

Вот и придумал тогда царь с царицей собрать пять тысяч сирот малолетних - осиротил их лютый змей, - и послали их просить Кожемяку освободить всю землю русскую от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слёзы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, смолой её насмолил, весь пенькой обмотался и пошёл.

Подходит Никита к змеиной берлоге. А змей изнутри заперся, брёвнами завалился и к Никите не выходит.

Выходи лучше в чистое поле, а не то я всю берлогу твою размечу! - сказал Кожемяка змею и стал уже брёвна руками разбрасывать.

Увидел змей беду неминучую, некуда ему спрятаться от Никиты. Вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они бились, только Никита змея на землю повалил, и хотел его душить. Тут змей стал молить Никиту:

Не бей меня, Никитушка, до смерти, пощади! Сильнее нас с тобой на всём белом свете никого нет. Давай разделим весь свет поровну: ты в одной половине будешь владеть, а я - в другой.

Хорошо, - согласился Никита. - Только надо же прежде всего межу проложить, чтобы потом промеж нас споров не бывало.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать. Та борозда глубиной в две сажени с четвертью получилась. Провёл Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:

Хорошо, землю мы с тобой разделили - давай теперь море делить. Чтобы спору промеж нас о воде не вышло.

Стали они воду делить - загнал Никита змея лютого в Чёрное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, Никита воротился в Киев. Опять кожи мять стал, за свой труд не взял ничего. Царевна же домой воротилась к отцу своему, к матери.

Говорят, борозда Никитина, кое-где и теперь по степи видна. Стоит она валом, сажени на две высотой. Мужички кругом пашут, а борозду не распахивают: на память её о Никите Кожемяке оставляют.

— КОНЕЦ —