Данил Александрович родился в 1261 году в городе Владимир. Являлся младшим сыном Александра Ярославовича Невского. В возрасте двух лет потерял отца. Опекуном мальчика стал его дядя, тверской князь Ярослав Ярославич.

После смерти дяди в 1272 году юному Даниилу досталось в удел Московское княжество, малое и скудное по сравнению с другими вотчинами. Начал вести активную деятельность внутри своего княжества: привел в порядок систему торговых пошлин, начал активное строительство храмов и монастырей, сыгравших впоследствии немаловажную роль в обороне Москвы. По его приказу устроена Большая ордынская дорога, сделавшая Москву перекрестком торговых путей.

Всю жизнь Даниил Александрович проводил миролюбивую политику. В 1282 году вместе с тверским князем выступил на стороне своего брата Андрея, воевавшего за престол Великого князя Владимирского против другого сына Александра Невского, Дмитрия. Но при посредничестве Даниила его братья примирились, обойдясь без сражения. С 1283 года поддерживал брата Дмитрия, севшего на владимирский престол.

В 1293 году Андрей Городецкий привел на русские земли воинство Золотой орды под командованием ханского полководца Дюденя. Дюденева рать разграбила и сожгла Москву, но князь поделился имуществом с народом, что позволило населению быстро отстроить город. В 1294 году, после смерти князя Дмитрия, Даниил Александрович выступил против Андрея. Несмотря на все междоусобицы, в 1296 году князьям на собрании во Владимире при содействии церковных деятелей удалось договориться о мире.

В 1300 году Московское княжество, возглавляемое Даниилом, столкнулось с соседней Рязанью. В 1301 году Даниил Александрович присоединил к Москве город Коломна и Лопасня совместно с другими землями вдоль реки Москва, взяв в плен рязанского князя Константина Романовича. В 1302 году будучи при смерти, Иван Дмитриевич Переяславский завещал Даниилу Переяславль-Зелесский.

Перед самой смертью Даниил Александрович принял монашеский постриг. Умер 5 марта 1303 года. Похоронен в Даниловом монастыре. В 1652 году нетленные мощи святого перенести их в храм Седми Вселенских Соборов, расположенный в Даниловском монастыре. С 1917 по 1930 год находились в Троицком соборе. Затем перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря. Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остается неизвестной.

Память о Данииле Московском

В 1791 году канонизирован для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский. Дни памяти: 17 марта и 12 сентября.

С 1988 года учрежден Орден святого благоверного князя Даниила Московского трех степеней

В подмосковном Нахабине, которое считается историческим центром инженерных войск Вооруженных сил Российской Федерации, построен храм Даниила Московского, являющего небесным покровителем инженерных войск ВС России.

Семья Даниила Московского

Отец - Александр Ярославич Невский Великий князь Киевский и Владимирский

Мать княгиня Александра (в некоторых текстах Параскева) Брячиславна после смерти супруга княгиня приняла постриг во Владимирском Успенском монастыре под именем Васса.

Жена Евдокия Александровна

Юрий Даниилович (ум. 1325) - московский князь с 1303 года, великий князь владимирский в 1319-1322 годах (как Юрий III), князь новгородский с 1322 года.

Михаил Даниилович - упомянут в Ростовском соборном синодике.

Александр Даниилович (ум. до 1320)

Борис Даниилович (ум. 1320) - князь Костромской с 1304 года.

Иван I Даниилович Калита (1288-1340/1341) - князь Московский с 1325 года, Великий князь Владимирский с 1328 года, князь Новгородский в 1328-1337 годах.

Симеон Даниилович (ум. после 1322)

Василий Даниилович - упомянут в Ростовском соборном синодике.

Афанасий Даниилович (ум. 1322) - князь новгородский в 1314-1315 и 1319-1322 годах.

Даниил Даниилович - упомянут в Ростовском соборном синодике.
Анна Данииловна (ум. до 1353) - известна по завещанию Симеона Гордого


Святой благоверный князь

Даниил Московский

Святой благоверный князь Даниил Московский является родоначальником московской линии Рюрикови-чей : московских князей и царей. Он жил в конце XIII века, в один из самых мрачных периодов русской истории, когда не столько Золотая Орда , сколько междоусобные войны за княжеские престолы опустошали родину и губили народ.

Князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым и младшим сыном великого князя Александра Ярославича Невского и праведной княгини Вассы, дочери Брячислава, князя Полоцкого. В два года Даниил лишился отца (его отец отправился в далёкую орду, к татарскому хану, умилостивлять его; на обратном пути святой благоверный Великий Князь Александр Невский захворал и, не доехав до Владимира, скончался в Городце (Нижегородской губернии) 23 ноября 1262 года) . Вскоре скончалась и его мать (время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в соборе Владимирского Успенского (Княгинина) монастыря, и окрестные жители почитали ее праведной) . Так святой Даниил рано остался сиротой и долго не получал своей доли наследства; старшие братья его, завладевшие и великокняжескою властью, и всеми областями отца своего, долго не уделяли Даниилу ничего.

Мальчик рос кротким и незлобивым. В храм он всегда брал горсть монет и с щедростью раздавал их после службы нищим и страждущим на паперти. Подобно отцу своему, святому князю Александру Невскому , Даниил возлюбил Божий храм, молитву и церковное пение. Как будущий правитель Даниил был обучен светским наукам, воинскому искусству и делу управления подданными.

Когда Даниилу исполнилось 10 лет, в 1272 году, его братья выделили ему для княжения бедное и незначительное Московское княжество - худшее из наследий Александра Невского, сравнительно с Владимиром, Переяславлем, Суздалем и другими отчинами. Но отрок - князь и сим уделом оставался доволен, не домогаясь большего.

Уже в 1272 году он основал Крутицкий монастырь с храмом во имя апостолов Петра и Павла. Затем благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм во имя своего покровителя, преподобного Даниила Столпника и при нем монастырь. Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица Москва; скудный московский удел угодника Божия Даниила ещё при жизни его сделался Великим княжеством Московским, а сам он стал первым Великим Князем Московским.


Неспокойно было на Руси. В те времена, когда разгромленная и порабощённая татарами Русь, раздираема ещё была и княжескими междоусобицами. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие.

Великим миротворцем был Даниил, но по нужде, доблестно защищал своё княжество.

В 1283 году его старшие братья Андрей и Димитрий схватились за право княжения во Владимирской земле. Дело дошло до столкновения: войска братьев сошлись у города Дмитрова. Князь Даниил поспешил со своим войском в лагерь брата Андрея, и князь Димитрий, почувствовав силу, согласился на заключение мира.

К сожалению, Андрей забыл этот урок и в 1293 году предательски привёл орды татар, во главе с Дюденем (" Дюденева рать "), которые разграбили и опустошили множество русских городов: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь. Тогда святой князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Даниил не покинул свой народ в это тяжёлое время. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. А когда враги ушли из города, оставив после себя пепелище, Даниил раздал своё личное имущество пострадавшим горожанам.

Поддерживаемый татарами князь Андрей стал править во Владимире. Вскоре, ссоры вновь разгорелись между князьями. Князь Андрей пошёл с войском на Переяславль-Залесский. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1296 г. выступить сильной ратью в союзе со своим дядей, тверским князем Михаилом, против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило, и кровопролития удалось избежать. Брату же своему, столь злодейски предавшему христиан в 1293 году татарскому хану, не мстил за обиду - и благодушно простил ему его злой поступок. Столь неизменное человеколюбие и добродушие Даниила смягчило сердце тревожного брата его Андрея, так что он не только помирился с ним, но и передал ему в 1296 году власть свою и титул Великого Князя.

В 1301 году в городе Дмитрове собрался съезд всех князей русских. Внук Александра Невского, сын старшего брата Димитрия, племянник Даниила, князь Переяславский и Дмитровский Иван принял в Дмитрове могущественных соседей - князей Андрея Владимирского, Михаила Тверского и Даниила Московского. На этом собрании святой Даниил убедил всех помириться и прекратить все междоусобицы. А его племянник, князь Переяславля-Залесского, Иван Димитриевич так любил своего дядю Даниила, что не только не оспоривал у него титула Великого Князя, но и свою отчину - Переяславскую область - одно из сильнейших тогда княжеств - в 1302 году, умирая бездетным, завещал в собственность своему любимому дяде Даниилу Александровичу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

В 1301 году, когда Рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском на Рязанского князя, разбил неприятеля, взял Константина в плен и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. Московский князь оказал милость своему пленнику: Константин жил в Москве, словно гость, ему присылались угощения с княжеского стола, воздавались почести согласно его титулу. Победа над рязанским князем ещё раз показала русским людям милосердие и бескорыстие Даниила Московского.

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. По примеру своего отца святого Александра Невского он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на братском монастырском кладбище.

После кончины его преемниками великокняжеской власти и титула был не брат или племянник его, но сын Иоанн Даниилович, и после него сие достоинство переходило от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до кончины царя Феодора Иоанновича в 1598 году - в течение 300 лет. Царствующий благословенный Дом Романовых не совсем чужд роду Святого Даниила, имея роднёю супругу царя Ивана Васильевича Грозного, Анастасию Романовну; так в благословенном роду Святого и блаженного Даниила сохраняется царственное достоинство более 600 лет.

Святые мощи св. Даниила Московского

Честные мощи святого князя Даниила находи-лись под спудом почти 350 лет.

В 1652 году царь Алексий Михайлович (1645—1676) по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила совершил торжественное открытие мощей святого. 30 августа патриарх Никон с собором епископов и царь Алексий Ми-хай-лович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений. Святые мощи были торжественно пе-ренесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса. Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование 4/17 марта — в день блаженной кончины и 30 августа/12 сентября — в день обретения нетлен-ных мощей.

Святые мощи угодника Божия Даниила со времени перенесения их в церковь открыто почивают в особой раке. (В особом золотом ковчежце на груди св. Даниила почивает и частица святых мощей отца его, святого благоверного Великого Князя Александра Невского).

Ныне существующая рака устроена в 1817 году из серебра, весом более двух пудов и в клеймах правой стороны имеет тропарь и кондак святым. Прежняя же рака святых мощей была похищена в 1812 году французами, святые же мощи не были повреждены. В 1917 году мощи святого Даниила были перенесены в Троицкий собор Данилова монастыря и установлены под сенью у северно - восточного столпа, в 1929 году рака вернулась в храм святых Отцов семи Вселенских Соборов.

В 1930 году Данилов монастырь был закрыт и там вплоть до 1983 года размещалась колония для несовершеннолетних. 7 октября 1930 года во время всенощного бдения мощи святого Даниила были перенесены в действующую приходскую церковь Воскресения словущего, расположенную рядом с обителью. Судьба святых мощей после закрытия этого храма в 1932 году неизвестна.

Сохранились частицы мощей Даниила Александровича. Одна частица, принадлежавшая некогда архиепископу Феодору (Поздеевскому), 29 мая 1986 г. была передана в Данилов монастырь из США. Другую частицу вернул обители 17 марта 1995 г. живший в США протоирей И. Мейендорф, получивший ее от академика Д. С. Лихачёва, которому ковчежец со святыней передал на хранение профессор И. Е. Аничков с наказом вернуть Церкви в благоприятное время. Аничков получил частицу мощей Даниила Александровича в 1929 г. от неизвестного по имени архиерея в одном из северных городов России, где оба отбывали ссылку.

В настоящее время металлическая позолоченная рака с частицей мощей святого Даниила Александровича находится в храме святых Отцов семи Вселенских Соборов (под северной аркой, ведущей в придел во имя святого Даниила Александровича) , над ракой установлена резная деревянная сень. Ковчег с частицей мощей находится также в Троицком соборе монастыря. Кроме того, в обители имеется несколько икон с частицами мощей святого князя Даниила.

Особую славу и почитание принёс блаженному князю Даниилу основанный им Свято-Данилов монастырь . По Божию Промыслу именно Свято-Данилов монастырь стал первым монастырём, возрождённым после тяжких лет большевистских гонений на Церковь.

Во второй половине XVII века монастырь был окружен каменными стенами с восемью башнями. В XIX-XX вв. при обители существовала богадельня для престарелых священнослужителей и вдов духовного сословия.На территории обители располагалось одно из древнейших московских кладбищ, на котором обрели упокоение многие церковные иерархи, а также деятели культуры.С 1917 по 1930 год настоятелем Данилова монастыря был епископ Феодор, вокруг которого группировались клирики и верующие, не принимавшие новой безбожной власти. Но официально монастырь был закрыт уже в 1918 году.В 1931 году монастырь был окончательно закрыт, и там вплоть до 1983 года размещалась колония для несовершеннолетних.В 1983 году монастырь в ужасном состоянии был возвращен Церкви.

Всего за 5 лет там были проведены колоссальные строительно-реставрационные работы, и к 1988 году, к празднованию тысячелетия Крещения Руси, Свято-Данилов монастырь вновь засиял во всей красе.

Сейчас монастырь является одним из крупнейших духовных центров России. Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси. На территории обители располагается резиденция Его Святейшества Патриарха Кирилла.

Святому благоверному князю Даниилу Московскому молятся о благостоянии града Москвы и о всей России, а также о благополучии в собственном доме, о благословении жилища, об улучшении жилищных условий.

На долю Даниила выпала трудная задача создать из маленького городка мощное княжество, которое при сыне Даниила, князе Иване Калите, смогло победить в междоусобной борьбе и в итоге стать объединителем Руси.

В науке существуют разные мнения о первом князе Москвы. Классик русской истории, В.О.Ключевский, считал первых московских князей посредственными личностями, которые почти не отличались один от другого. А современный исследователь Н.С.Борисов, наоборот, утверждает, что Даниил был выдающейся фигурой своего времени.

Первый правитель средневековой Москвы, Даниил был четвертым, младшим сыном Александра Невского. Отец завещал Даниилу в удел Москву, которая, ввиду малозначительности, ранее не имела своего князя.

Александр Невский умер в 1263 г., и двухлетний Даниил воспитывался у своего дяди, Ярослава Тверского. Русские летописцы не отметили года, в котором Даниил сел на свое княжение. Впервые московский князь Даниил появился на страницах летописей в 1282 г., когда в союзе с тверским князем Святославом и свободолюбивыми горожанами Новгорода он выступил против великого князя Дмитрия, другого сына Александра Невского. Между Дмитрием и его младшим братом Андреем шла упорная борьба за право обладания титулом старейшего на Руси - великого князя. И в страшном 1283 г., когда Андрей привел на Русь татарскую Дюденеву рать, чтобы свергнуть своего брата-соперника, Москва была походя разорена свирепой кочевой конницей.

Через три года Даниил, понемногу оправившись после татарской рати, вступил в спор между великим князем Андреем и сыном умершего Дмитрия, Иваном. Андрей претендовал на Переяславль-Залесский, который Иван наследовал от отца. Ряд князей, среди них и Даниил, решили поддержать молодого переяславского князя. Войска противников сошлись у Юрьева-Польского, но в итоге дело было решено миром, и город остался за Иваном Дмитриевичем. С этого времени между московским и переяславским князьями установилась прочная дружба.

В 1300 г. Даниил перешел к политике захвата близлежащих земель. Его войско осадило столицу соседнего княжества Рязань и разбило оборонявшихся под стенами этого древнего города. Сам рязанский князь был захвачен в плен. В результате войны к Москве отошла рязанская Коломна, важный торговый центр, выгодно расположенный на слиянии рек Ока и Москва.

Через два года Москва сделала второе крупное земельное приобретение. Князь Иван Переяславский, умирая, завещал свой престол Даниилу. Великий князь Андрей, который давно точил зуб на Переяславское княжество, сразу заявил о своих правах на него. Но Даниил успел послать в город своего сына Юрия, и тот занял город при полной поддержке горожан.

В этот непростой для Москвы момент, 4 марта 1303 г., князь Даниил ушел из жизни (в возрасте 42 лет). В следующем году последовала смерть великого князя Андрея, который так и не сумел реализовать свои права на Переяславль.

По старшинству место Андрея должен был занять Михаил Ярославович Тверской, который отправился к хану Золотой Орды за утверждением на великое княжение. Ранее Михаил был союзником Даниила, но, став великим князем, он начал претендовать на Переяславль. Поэтому на период правления наследника Даниила, князя Юрия, развернулась ожесточенная борьба Москвы с Тверью.

Даниил перед смертью принял монашеский постриг и был похоронен в основанном им Даниловом монастыре.

Старая московская легенда гласит, что со временем место могилы родоначальника московской династии было забыто. И вот однажды один молодой дворянин из свиты князя Ивана III Московского, охотясь в этих местах, повстречал таинственного монаха, который прятал лицо и руки в длинном черном одеянии. Монах - им оказался умерший Даниил - велел передать своему правнуку слова укоризны. Ты, - сказал он, - сам здесь забавляешься, а меня забыл, и могила моя лежит в запустении. После этого случая могила была обновлена, и московское княжеское семейство стало молиться за Даниила в церкви.

В XVII в. многие русские князья XIII-XIV веков были объявлены русской церковью святыми. 30 августа 1652г. мощи князя Даниила были обретены и торжественно перенесены в храм Седьми Вселенских Соборов в Даниловом монастыре, а сам основатель московского княжества был причислен к лику святых.

Святой благоверный князь Даниил Московский , был младшим сыном Святого князя Александра Невского .

Родился в 1261 году. Когда умер князь Александр Невский, то Даниилу было всего два года и Даниила воспитывал дядя, родной брат Александра Невского, князь Тверской по имени Ярослав.

Даниил был назван так в честь святого Даниила Столпника , память которого отмечается 11 декабря. Этот святой всю жизнь оставался покровителем князя — он изображал его на печатях и возвел в его честь монастырь, который и сегодня стоит в Москве под названием Даниилов монастырь .

Интересный факт, что Даниилов монастырь, это первый монастырь, который был построен в Москве, а ныне это резиденция Московского Патриарха. Многие думают, что монастырь носит имя князя Даниила Московского, но на самом деле, он назван в честь духовного покровителя князя, Святого Даниила Столпника .

В 11 лет от роду Даниилу Московскому досталось в удел Московское княжество, которое входило в состав Владимирского княжества. Таким образом князь Даниил становится первым удельным Московским князем и родоночальником Московской линии Рюриковичей, московских князей и царей.

Это княжество было малое и скудное по сравнению с другими вотчинами, где княжили его старшие братья — Дмитрий и Андрей.

В истории государства князь Даниил Александрович показал себя миролюбцем. Благочестие, справедливость и милосердие стяжали князю Даниилу всеобщее уважение.

О возросшем политическом влиянии Москвы свидетельствовало участие князя Даниила Александровича в борьбе за Великий Новгород (1296 ), куда он был приглашен княжить в 1296 году. В 1300 Даниил Александрович успешно воевал с Рязанью, захватив Коломну (1301 ). После смерти князя Ивана Дмитриевича Переяславского (1302 ) присоединил Переславль к Московскому княжеству.

Известно, что князь Даниил был женат на Евдокии Александровне и у них было пятеро сыновей: Юрий , Иван (Калита), Александр , Афанасий и Борис .

Князь Даниил неустанно заботился о людях своего княжества и стольном граде Москве.



На правом берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля, Даниил Александрович не позднее 1282 года основал первый в Москве мужской Данилов монастырь с деревянным храмом во имя преподобного Даниила Столпника — своего небесного покровителя, где была учреждена первая архимандрия.

Мало кто знает, что именно в Даниловом монастыре был погребён писатель Н.В.Гоголь , а так же поэт и художник Хомяков , поэт Языков , историк Валуев , а так же художник Перов , музыкант Рубенштейн , меценат Третьяков ...А так же дворянские фамилии Барятинские, Волконские, Вяземские, Голицыны, Львовы, Мещерские, Путятины, Урусовы . Это позже уже Советское правительство перенесло их прах кого на Новодевичье, а кого на Донское кладбище.

В 1930 году на территории был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц: Детей расстрелянных (на бутовском полигоне) свозили в детприемник , который находился в Даниловом монастыре. Имелся специальный приказ — разлучать братьев и сестер и даже знакомых между собой детей. В Даниловом монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. В детприемнике дети болели, умирали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня ..


В 1296 году князь Даниил основал ещё один монастырь в Москве — Богоявленский. В одно время настоятелем Богоявленского монастыря был Стефан , старший брат Св. Сергия Радонежского, а Святитель Алексей Митрополит Московский в этом монастыре принял монашеский постриг .


Обители покровительствовали богатые прихожане, в первую очередь князья Голицыны и Долгоруковы .
При монастыре большой никрополь Московской знати, князей... из 150 могил.
Правда от бывшего древнего монастыря сейчас осталась только одна церковь Богоявления .


А в 1300 году на Крутицах по его повелению был построен архиерейский дом и храм во имя святых апостолов Петра и Павла .
С 1991 года — подворье Патриарха Московского и всея Руси, где располагается с 2001 года Отдел по делам молодёжи Русской Православной Церкви.
Даниил Московский основал на этом месте храм, при котором около 1272 года была устроена мужская обитель. Мужской монастырь позже стал Московским подворьем епископов Сарских и Подонских, епархия которых находилась на территории Золотой Орды во время монгольского владычества.
Теперь на этой территории стоят три храма. Церкви Воскресения Словущего и Успения Пресвятой Богородицы. Храм св. Петра и Павла временно закрыт (с 2005 года).


В последнее время князь Даниил стал прихварывать. Часто бывал в любимом своем монастыре, проводил здесь дни в посте и усердной молитве к Богу, беседовал со старцами, отдыхал душой от мирской суеты. Приезжал князь в монастырь в княжеском возке на службу с семьей. Отстояв обедню, князь трапезовал, оглядывал новые рубленые кельи, интересовался: не нуждается ли в чем братия? Однажды заговорил о своей смерти и попросил, когда почиет, погрести себя на монастырском погосте, и не особо, а «со всеми вместе», среди могил братии.

Почувствовав приближение кончины, принял князь святое пострижение в монашество, желая в «последнем смирении» скончать свои дни и предстать пред Судией в чине простого чернеца.

Князь Московский мирно почил 4 марта 1303 года . Было ему от роду сорок два года - столько же, сколько и святому родителю его, славному Александру Невскому . Господь рано призывал в Свои обители благоверных русских князей - уж больно тяжела на земле княжеская ноша.

Шел Великий пост. Даниловские иноки день и ночь читали по новопреставленному Псалтирь…

В день погребения проститься с князем собрались родичи - князья и княгини, княжичи и княжны из рода Великого князя Всеволода.

Не было лишь старшего сына Юрия , которого не отпустили в Москву переяславцы, опасаясь, что в его отсутствие город займут наместники князя Андрея. Не было и самого брата Андрея Александровича , находившегося в то время в злосчастной Орде.

Хоронили князя Даниила, как он и велел, в Даниловом монастыре, на общем монастырском погосте. Не в храме или в крипте под храмом, как было принято у владетельных князей. На надгробном камне начертали имя и день перехода из жизни временной в вечную.

А вскоре могила святого князя Даниила и вовсе была всеми забыта и как-то затерялась. Место погребение было в худом запустении.

Ещё до канонизации, первое народное почитание святого князя Даниила установил первый русский Царь, Иван Грозный после того, как был исцелён у могилы князя Даниила сын одного знатного купца. Тогда и начался новый расцвет монастыря с почитанием могилы князя.

А мощи обретает Царь, Алексей Михайлович Романов . Это случилось после знамения 30 августа 1652 года. В видениях Царю явился сам князь. Царь вызвал Патриарха Никона и они отправились в монастырь обрести мощи и объявить о канонизации князя в лике святых.

Святому князю Даниилу Московскому на день его преставления написаны аж три службы с канонами. Авторы канонов (17-18 века):
1) Митрополит Платон (Левшин)
2) Симеон Олферьев вместе с иноком Сергием.
3) Иеромонахом Карионом (Истоминым).


Мощи князя Даниила, хранившиеся изначально открыто в храме Святых Отец Седми Вселенских Соборов, с 1917 по 1930 год находились в Троицком соборе; в 1930 перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря.

Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неизвестной по сей день .

При большой раке в монастырском храме Отцов Семи Вселенских Соборов, находится лишь маленькая частица мощей святого князя .


Ещё частица мощей находится в монастырском соборе.

Даниил. Этот князь, оставшийся после смерти отца (1263) ребенком, вначале боролся (1283) в союзе с другими князьями против утвердившегося на великом Владимирском столе старшего брата, Дмитрия Александровича. Потом Даниил вместе с сыном Дмитрия, Иваном, и Михаилом Тверским воевал против другого своего брата – Андрея Городецкого (1296). При жизни дядей и старших братьев Даниил не мог иметь законных притязаний на великое княжение Владимирское, и он никогда им не владел. Зато Даниил употребил всю свою энергию на увеличение собственного Московского удела. Он сделал два важных примысла к нему – Коломну и Переяславль-Залесский.

Еще прежде Суздальские князья стремились отрезать от Рязанской области ее пограничный город Коломну, который по своему положению на левой стороне Оки тянул более к Суздальской земле . Коломна кроме того запирала устье реки Москвы. Даниил воспользовался княжескими усобицами Рязани, затеял войну с Рязанским князем Константином Романовичем, захватил Коломну, разбил противника под стольным Переяславлем Рязанским и какою-то хитростью взял его в плен (1301 г.). В то же время главных северорусских князей немало волновал вопрос о том, кому перейдет в наследство Переяславль-Залесский после смерти его князя, больного, бездетного Ивана Дмитриевича (внука Невского). К этому наследству стремились и родные его дяди Андрей с Даниилом, и двоюродный Михаил Тверской. Но Даниил Александрович Московский сумел привлечь племянника на свою сторону и, после его смерти (1302 г.), по духовному завещанию, наследовал Переяславль с весьма значительною по тому времени волостью.

Несмотря на татарские разорения (особенно при нашествии Дюденя в 1293 г.), Москва после княжения Даниила Александровича была сравнительно цветущим и крепким городом. Памятником этого князя, между прочим, служит основанный им за Москвой-рекою Данилов монастырь. Даниил Александрович скончался в 1304 г. (по другому известию в 1303 г.), в возрасте с небольшим сорок лет и был погребён в том же Даниловом монастыре.

Памятник князю Даниилу Александровичу в Москве

У князя Даниила осталось пять сыновей. Старший из них, Юрий Данилович, сидел в Переяславле-Залесском, когда пришло известие о кончине отца. Переяславцы при этом известии не пустили Юрия в Москву на отцовское погребение, опасаясь, вероятно, захвата со стороны Михаила Тверского или Андрея Городецкого. А может быть жители старого города желали, чтобы княжеский стол был утвержден в нем, а не в Москве. Но Юрий Данилович занял стол Московский, а Переяславль передал следующему за ним брату .