Гробницы и пирамиды Древнего Египта

Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Древние египтяне верили, что душа человека (ка) после смерти продолжает жить только в том случае, если тело (ба) останется в сохранности. Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию. Для простых людей строят простые гробницы, для знати - мастабы , а для фараонов даже еще при их жизни - огромные пирамиды с маленькими труднодоступными камерами, куда помещался саркофаг с мумией и все, что нужно для «вечной» жизни.

Для «ба» необходимо жилище - гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача - заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.

Иногда сооружались вырубленные в скале гробницы с фасадом в виде рельефа на поверхности скалы, напоминающие своим внутренним убранством жилые помещения, в других случаях - мастабы и пирамиды, которые возводились в виде каменной гробницы над подземными глубиной до 30 м погребальными помещениями.

Мастаба (по-арабски - скамья) была простейшим монументальным погребальным сооружением и имела, как правило, форму усеченной пирамиды, и состояла из двух частей: надземной, где располагались одно или два помещения культового назначения, и подземной, где находился склеп. Мастабы, возводимые чаще всего недалеко от пирамид, располагались правильными рядами и были ориентированы, подобно самим пирамидам, по странам света, образуя «города мертвых».

Посредством увеличения и усложнения формы мастаба появилась форма ступенчатой пирамиды . Сооружением этого типа является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара (около 2800-2780 г. до н. э.) одно из древнейших на свете монументальных сооружений из камня высотой 60 м, а основание - прямоугольник со сторонами 107 X 116 м. Позднее пирамиды имели в основании квадрат.

Предполагают, что руководил постройкой пирамиды Имхотеп, жлец и канцлер. В основании пирамиды Джосера лежит монолитная скала. Неизвестно, какими инструментами пользовались строители, чтобы выровнять поверхность скалы более плутора гектаров площадью. При ее создании практически не использовали подсыпку, подкладку камней, а срезали все скальные выступы. Для обеспечения защиты от грабителей, погребальный колодец располагался глубоко под подошвой пирамиды. Впервые его измерения провел Джон Перринг в 1837 г. , установив, что погребальный колодец пирамиды Джосера практически правильной циллиндрической формы диаметром 9 м и глубиной 23,5 м. Под днищем колодца располагалась погребальная капера, доступ к которой перекрывал блок гранита весом 4 тонны. Пирамида состоит из 6 ступеней. Это число в Древнем Египте не имела такого значения, как, например, 4 (4 стороны света, 4 стихии) или 7 (7 планет), предполагают, что изначально ступеней было 7, но известняк не выдерживал такой нагрузки, потому последнюю ступень разобрали ().

Пирамиды фараонов - жилища, предназначенные для посмертной жизни владык. Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамид основаны на пропорциях золотого сечения - деления отрезка на две неравные части, из которых меньшая относится к большей так, как большая к сумме этих частей. Формы и пропорции пирамид отработанны, четки и лаконичны, они выражают идею величия и мощи грандиозных царских усыпальниц.

К наиболее известным из нескольких десятков сохранившихся до настоящего времени пирамид, расположенных между Каиром и Фаюмом в полосе длиной около 60 км, относятся пирамиды, построенные в период Древнего царства в третьем тысячелетии до н. э. в некрополе в Гизе, близ Мемфиса, основу которого составляют три пирамиды фараонов Хеопса (зодчий Хемиун, XXII в. до н. э.), Хефрена и Микерина (около 2900-2700 гг. до н. э.). Кроме того, в ансамбль входили три малые ступенчатые пирамиды, ряд связанных с пирамидами заупокойных храмов, многочисленные мастаба, колоссальный сфинкс высотой 20 м, длиной около 40 м и ряд других памятников и сооружений. .

Высота самой большой из них - пирамиды Хеопса - около 150 м, со стороной квадрата основания - 233 м, площадью 52900 кв. м. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Сложена она без связующего материала, насухо, из плотно пригнанных блоков желтого известняка (по 2,5 тонны каждый), причем размеры блоков уменьшаются кверху пирамиды (высота блоков в основании - 1,5 м, у вершины - 55 см). Изначально наружная поверхность пирамиды Хеопса была облицована белым камнем, а основание - гранитом. Наклонный ход, перекрытый блоками напуском, ведет в небольшую центральную погребальную камеру фараона .

Гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун , стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его могущества, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства.

Хемиун, прекрасно знавший математику, астрономию и другие точные науки, нашел единственно верные пропорции пирамиды. Представьте себе ее более узкой у основания - она станет казаться выше, но потеряет устойчивость; при более широком основании пропадет ощущение величия, устремленности вверх. Таким образом, геометрия оказалась совсем не чуждой искусству.

Снаружи пирамиды облицовывали тщательно обработанными каменными плитами, которые в незначительном количестве сохранились на вершине пирамиды Хефрена, которая была всего на 8 м ниже пирамиды Хеопса, значительно ниже (почти вдвое) - пирамида Микерина, наиболее поздняя из комплекса пирамид в Гизе, когда-то облицованная полированным гранитом. Огромные пирамидальные сооружения - не здания, а монументы с погребальными склепами и давно разграбленными сокровищницами внутри (3, стр. 7-9; 4, стр. 6-7; 5, 195-219; 6, том 1, стр. 49-61, 144-147; 8, стр. 11-13; 11, стр. 7-10; 12, 9-11).

Схематический разрез пирамид: а) Саккара, б) Дашур,
в) пирамида Снофру в Дашуре, д) пирамида Хеопса в Гизе

Для того, чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов гробницы, которые видоизменялись в зависимости от времени, отчасти места и главным образом в зависимости от общественного положения умершего.

Для времени Раннего и Древнего царств установлено высокое развитие культа умерших, но далеко не всех умерших - в основном царей и придворной знати (сначала в Тинисе, потом в Мемфисе), а иногда и местной знати (далеко от Мемфиса). Гробницами фараонов были египетские пирамиды. Воздвигались они исключительно для того, чтобы служить последним убежищем для усопшего фараона.

Архитектура гробниц

Египетские пирамиды (имеются в виду так называемые большие пирамиды в Гизе) в древности вполне заслуженно считаются одним из семи чудес света. Следует подчеркнуть, что «большие пирамиды» в Гизе - далеко не единственные пирамиды Египта, их намного больше.

«Большие пирамиды» в Гизе - их три - построены фараонами IV династии. Самая большая пирамида - Хуфу (греч. Хеопс), за ней следует пирамида Хафра (греч. Хефрен), затем пирамида Менкаура (греч. Микерин).

В каждой из «больших пирамид» есть ходы, ведущие снизу в камеру, где покоился саркофаг с мумией царя. Расположение этих ходов и погребальных камер различное. С архитектурной точки зрения пирамиды - это высшее проявление мастерства в каменотесном искусстве. Внутри «больших пирамид» в Гизе не обнаружено никаких надписей, скульптур и изображений. Во всех трех пирамидах были найдены пустые каменные саркофаги.

В ряде других пирамид также были найдены саркофаги. Древнейшая из известных нам пирамид - так называемая ступенчатая пирамида основателя III династии Джосера (первая половина III тысячелетия до н.э.), самая поздняя - пирамида фараона XIII династии Хенджера (XVIII в. до н.э.). Таким образом, царские гробницы в форме пирамид строились во времена Древнего и Среднего царств на территориях более или менее равнинного характера. Особо следует остановиться на пирамидах V и VI династий. Они замечательны тем, что на стенах их внутренних помещений начертаны заупокойные магические тексты, основной и единственной целью которых было обеспечение вечной, счастливой жизни фараону после его земной смерти. Это и есть так называемые «Тексты пирамид» (начертанные иероглифами, выкрашенными в зеленый цвет).

Каждая пирамида обязательно имела свой храм, в котором специально предназначенные жрецы служили заупокойную службу по фараону, погребенному в пирамиде. У каждого пирамидного заупокойного комплекса было свое название.

До сих пор не разрешен вопрос о так называемых царских кенотафах времени Древнего царства. Чем объяснить, что основатель IV династии фараон Снофру построил себе целых три пирамиды? Основываясь на некоторых данных, можно считать твердо установленным тот факт, что для ряда царей Древнего царства были возведены сооружения, на первый взгляд, ничем не отличающиеся от гробниц, но предназначавшиеся не для фактического захоронения, а лишь для выполнения неких ритуальных действий, то есть ложные гробницы - кенотафы. Н.М. Постовская объясняет это связью с праздником хеб-сед, т.е. с царским 30-летним юбилеем.

Знать во времена Древнего царства строила себе гробницы вблизи усыпальницы своего повелителя - окружая его при жизни, эта знать стремилась к близости к нему и после смерти. Таким образом, вблизи пирамид в Гизе образовались большие некрополи - кладбища сановников и вельмож. В науке эти гробницы известны под названием мастаба (араб. «скамья»). Эта «скамья» была кирпичной надстройкой над скрытым под поверхностью земли захоронением. Надстройка сооружалась иногда из плит известняка и имела форму прямоугольника, стены которого в верхней своей части были наклонены внутрь. Сверху этот прямоугольник был совершенно плоским. Именно его и назвали арабы Египта «скамьей». Под этой надстройкой, под землей, находилась погребальная камера с саркофагом. В камеру вела сверху вертикальная шахта глубиной от трех до тридцати метров - вход. В части надстройки, обращенной к востоку, в очень неглубокой нише сооружалась «ложная дверь» - якобы вход в мастаба.

В этой нише был специальный плоский жертвенник, на который родственники умершего клали приношения и перед которым читали заупокойные молитвы. Этот «вечный дом» умершего мог иметь разные размеры - в зависимости от социального положения умерших и расположения к ним и их близким царя. В сердабе (специальном помещении) хранились скульптурные портреты умершего, т.е. заместители мумии умершего на случай ее уничтожения или повреждения. Именно из этих сердабов происходят замечательные скульптурные портреты, являющиеся одним из сокровищ Каирского музея. Сердаб соединялся с другими помещениями гробницы лишь небольшим оконцем.

Религия Древнего Египта обязывала людей к обустройству гробниц, которые, следуя традиции их религиозных представлений, всегда имели форму и устройство жилища. Устройство гробницы, как и храма, было очень схожим и сложным по своей организации, гробницы делились на надземные и подземные. Строительство разного вида гробниц было одинаковым, и они имели одни и те же части: помещение для обряда погребения (склепа и святилища) и погребальная камера. Археологи выделяют два вида гробниц Древнего Египта: надземные гробницы и древнейшие гробницы, расположенные в скалах.

Надземные гробницы были очень приближены по своему устройству к хижине. Примером такой гробницы могут служить "Мастабы", что в переводе с арабского означает - каменная скамья, они неоспоримо являются подобием дома (рис. 1). Снаружи данного вида гробниц различается обработка и выделение двери, внутреннее устройство и элементы оформления схожи с жилым помещением. Потолок выполнен из пальмовых стволов, имеет отверстия для освещения, и даже циновки. Роспись стен воспроизводит сцены из повседневной жизни умершего.

При расположении наземной и подземной части могильника строители ориентировались на религиозные убеждения, диктовавшие условия их расположения соответственно сторонам света - человек, лежащий головой на восток или запад (стороны восхода и заката), имеет возможность воскреснуть. Самой древней мастабой на сегодняшний день находится недалеко от Саккары, В ней захоронен Мен, именно ему принадлежит заслуга в объединении Египта, второй фараон I династии.

Наземная часть комплекса была похожа на могилы кочевников. Аккуратная кирпичная кладка закрывала высокий земляной холм, внутри находилось 27 камер, их заполняли вещами, которые могли понадобиться фараону в загробном мире: продуктами, кувшинами с вином, оружием и рыболовными снастями. Основным материалом для сооружения гробницы служил необожженный кирпич, но отдельные элементы, например двери изготавливались из камня. Стены мастаба были около 3 метров в высоту, с внешней стороны имели множество выступов и углублений, заканчивались плоской, слегка покатой крышей. Все сооружение замыкалось двумя каменными валами с широким проходом между ними.

Подземная часть мастабы являлась вырубленным из скалы помещением, оно было поделено на пять различных по своей величине комнат перегородками. Ни одну из этих комнат не разделяли двери. Характерной особенностью мастаб является отсутствие отверстий в стенах и потолке, так как древние люди считали, что души мертвых обладают способностью проникать через стены. В середине располагалась самая большая камера, в которой находился саркофаг с мумией фараона. Как и пирамиды мастабы имели ложный вход, располагавшийся в восточной части надстройки, где для него устраивалась неглубокая ниша. Там же устанавливался и плоский жертвенник, для принесенных родственниками даров и чтения молитв. Размеры мастаба напрямую зависели от положения в обществе покойного.

Ярким примером гробниц, расположенных в скалах можно считать гробницы фиванских династий, большая часть фиванских гробниц бала построена во времена правления царей XVIII и XIX династий, но первые захоронения Долины относят к Древнему царству, в Среднем царстве здесь хоронили фиванских номархов - наместников фараона, управлявших четвертым верхнеегипетским номом Уасет. Вместе с тем еще цари IX и Х династий заложили свой некрополь в Западных Фивах, а правитель XI династии Ментухотеп I начал в Дейр эль-Бахри строительство совершенно необычного для того времени заупокойного комплекса, завершенного уже при его преемниках. Во второй переходный период цари XVII династии избрали Дра Абу эль-Нага местом для своих погребений. Правители Нового царства перенесли свой некрополь в Долину царей, оставив восточную часть фиванского нагорья своим приближенным сановникам. Фиванские некрополи расположены на холмах, предгорьях и ущельях гористого плато на западном берегу Нила, протянувшихся с северо-востока на юго-запад на несколько километров вдоль края плодородной земли. Всего в городе мертвых насчитывается 13 некрополей:

I. Некрополь Интефа.

II. Некрополь Ментухотепов II и III.

III. Некрополь Ментухотепа V.

IV. Некрополь XII-XIII династий.

V. Некрополь XVII династии.

VI. Некрополь Дра абу-ль-Негга.

VII. Некрополь Асасиф.

VIII. Некрополь Эль-Хоха.

XI. Некрополь Шейх Абд эль-Гурна.

Х. Некрополь Гурнет Мураи.

XI. Некрополь Дейр-аль-Медине.

XII. Царский некрополь в "Долине царей".

XIII. Царский некрополь в "Долине цариц".

Рассмотрим более подробно пять наиболее древних некрополей, относятся к числу наиболее древних фиванских кладбищ.

I. Некрополь Интефа. Именно в этом некрополе археологи обнаружили огромное количество посвятительных стел у стен гробницы, в большинстве случаев на них упоминалось имя "Интеф", которое и определило современное название некрополя. Захоронения этого некрополя похожи или на удлиненные ямы - могилы, или на слегка врытые в грунт гробницы скального типа. Спокойный ландшафт местности, не имеющий горных выступов, обязал людей к выкапыванию в твердой почве углубленного на 3-4 метра открытого переднего двора, задняя стена которого образовывала переднюю сторону гробницы, а внутренние помещения устраивались в толще холма. Прямоугольные отверстия в этой стене вели из переднего двора во внутренние помещения гробницы, которая казалась как бы обрамленной с передней стороны столбообразными колоннами, образующими открытую галерею. Обычно на боковых сторонах переднего открытого двора также вырубались проходы в боковые помещения, что создавало впечатление, будто бы передний двор был с трех сторон окружен колоннадой. Почти из 100 гробниц подобного типа можно выделить три наиболее крупные гробницы, их открытые передние дворы достигают в ширину 60-70 метров, а углублены они в грунт на 5-7 метров. Ученые предполагают, они принадлежали трем первым фараонам XI династии: Интефу I, Интефу II и Ментухотепу I.

II. Некрополь Ментухотепов II и III. занимает южную сторону ущелья в Дейр-эль-Бахри, присоединяясь с юга к рядом расположенному великолепному храму царицы Хатшепсут. Свое название ущелье получило от коптского монастыря, находившегося здесь в раннехристианский период, которое по-арабски означает "Северный монастырь. Новый некрополь был создан для того чтобы соответствовать изменившемуся положению правителей Фив, ставших фараонами всего Египта. Начало строительства этого некрополя положил Ментухотеп II, но завершил Ментухотеп III. Ему удалось создать архитектурный ансамбль исключительной по своей красоте и грандиозности. Он объединил в себе заупокойный храм и гробницу, сочетал в себе опыт предков и мастерство современных мастеров того времени, что нашло свое отражение в архитектуре храма царицы Хатшепсут.

Широкая и величественная дорога обрамленная статуями правителей заканчивалась просторным двором, который на западе выходил в галерею, образованную двумя рядами перекрытых сверху четырехугольных каменных колонн. Широкий пандус в центре этой галереи вел на первую террасу, на которой стояло святилище. Основная часть святилища с трех сторон была окружена галереей из двух рядов перекрытых сверху четырехугольных колонн, а в самом центре святилища находилась массивная база для возвышавшейся над нею пирамиды, окруженная 140 колоннами такого же типа. Все колонны были перекрыты сверху, К западу от колоннад первой террасы располагался открытый двор, также окруженный колоннами. В центре этого двора начинался вход в подземную погребальную камеру Ментухотепа III, а позади открытого двора простирался огромный гипостильный зал с 80 колоннами в виде восьмиугольных каменных столбов, а еще далее святая святых… всего сооружения, упиравшегося на крайнем западе в обрывистый склон крутой скалы. В то время как Ментухотеп III поместил свою погребальную камеру под открытый двор за пирамидой, первый строитель комплекса Ментухотеп II создал ее непосредственно под основанием пирамиды. Помимо величественных гробниц для правителей здесь находились и гробницы массовых захоронений для павших воинов (около 60). египет архитектурный храм пирамида

III. Некрополь Ментухотепа V. В этом некрополе были произведены гигантские строительные работы. Здесь были произведены гигантские строительные работы. Были перемещены около 80 000 кубометров скального известняка, скорее всего, для создания гробнично-храмового комплекса, какой существовал в некрополе Ментухотепов II и III в Дейр-эль-Бахри. Однако в связи со сменой династии все работы были приостановлены. После того как визирь Ментухотепа V Аменемхет стал фараоном Аменемхетом I и основателем новой, XII династии, столица Египта была переведена на север страны в город Иттауи. Царский двор покинул Фивы, и потому некрополь Ментухотепа V был заброшен, таким образом оказались недостроенными огромная гробница фараона и гробницы его вельмож.

IV. Некрополь XII-XIII династий. В связи с тем, что царский двор отныне пребывал в новой северной резиденции, некрополь в Фивах не был так велик. Фараоны сооружали себе пирамиды по древнему обычаю недалеко от своей столицы Иттауи. Все небольшие захоронения того времени проводились в основном в старых некрополях XII династии в районе Дейр-эль-Бахри. Несколько более крупных погребений с широкими передними дворами и колоннадой появилось в эти годы на некоторых возвышенностях в районе Шейх Абд эль-Гурна, по устройству они были похожи на гробницы в некрополе Интефа. Так же, небольшой комплекс захоронений времени XII династии возник на холмах к юго-востоку от Дейр-эль-Бахри. Наиболее значительным захоронением того времени можно считать гробницу Интефокера - визиря Сонусерта I, в величину она превосходила захоронения других вельмож, созданные в фиванском городе мертвых. Начало этой гробницы было длинным коридором в толще скалы, а завершение широкой квадратной капеллой, у заднего края которой открывалась вертикальная шахта, которая вела в погребальную камеру, стены были украшены сценами из жизни обычного трудового человека.

V. Некрополь XVII династии. В эпоху Нового царства погребения этого некрополя были разграблены. Они напоминали небольшие, но достаточно высокие пирамиды без внутренних помещений, находящихся обычно под пирамидой в скале, или у ее восточного края, именно из таких помещений вертикальная шахта или спуск со ступеньками вели в погребальную камеру с саркофагом, вырубленным в скале. Из-за того что некрополь был разграблен удалось обнаружить только два саркофага. Здесь же, у южного края, находились и массовые захоронения воинов.

Остальные восемь некрополей возникли позднее, в эпоху Нового царства, и именно они определили характерный облик фиванского города мертвых. Из них два некрополя являются царскими - "Долина царей" (Вiban еl-moluk) и "Долина цариц" (Вiban el-harim). Другие шесть некрополей наполнены гробницами частных лиц, в основном вельмож--приближенных фараонов XVIII-XX династий, в этих гробницах хоронили придворных, жрецов и высокопоставленных сановников. Считалось, что таким образом они получают возможность и в загробной жизни пребывать рядом со своими правителями. Для гробниц был выделен некрополь - Долина знати, он располагался вдоль восточного склона фмванских гор. Фактически он состоит из 5 кладбищ, сгруппированных вокруг скальных массивов Шейх Абд эль-Курна, Дра Абу эль-Нага, Асасиф, Курнет Мурей, эль-Хоха и эль-Тариф. Вельможи не могли позволить себе гробницы подобные "домам вечности" их правителей. Обычно они составлены из таких частей как открытый двор, пространство которого было ограничено стенами святилища ведущего под землю в погребальную камеру. Начиная с XIX династии, изменяется вход во двор, теперь его выполняли в виде гигантских ворот (пилон), являвшихся в то время обязательным элементом архитектуры египетских храмов. Во дворе устанавливались заупокойные стелы, в святилищах - статуи захороненного человека. Основным помещением для чтения священных текстов и жертвоприношения считалось святилище. Сверху фасад гробницы обносился гробничными конусами или цилиндрами - "гвоздиками", которые по "шляпки" уходили в толщу стен. Еще одной особенностью обозначения принадлежности гробницы конкретному хозяину можно считать обозначение его имени на конусах с внешней стороны, там же располагались и его земные и посмертные звания. Особым украшением гробниц царских вельмож были рельефы и росписи, в них были отражены самые значительные сцены из жизни служащего Египетских правителей. Так росписи гробницы визиря Тутмоса III и Аменхотепа II Рехмира являются уникальным источником, рассказывающим нам о жизни и обязанностях этого чиновника, все изображения сопровождает сопутствующий росписи текст.

5-й граф Карнарвон Джордж Герберт в 1907 году нанял египтолога и археолога Говарда Картера для наблюдений и раскопок в Долине царей, а спустя 15 лет наступил долгожданный момент - вскрытие гробницы Тутанхамона. О том, как все это происходило, нам расскажут фото тех лет.

Поиски в долине, продолжавшиеся многие годы, давали весьма скромные результаты, что со временем навлекло на Картера гнев работодателя. В 1922 году лорд Карнарвон сказал ему, что со следующего года прекратит финансирование работ.

1923 год. Лорд Карнарвон, профинансировавший раскопки, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Картер, отчаянно нуждавшийся в прорыве, решил возвратиться к ранее заброшенному месту раскопок. 4 ноября 1922 года его команда обнаружила ступеньку, вырубленную в скале. К концу следующего дня была расчищена целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

"Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото - всюду блеск золота."
Говард Картер

Команда археологов обнаружила гробницу Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом с 1332 до примерно 1323 г. до н.э.

Ноябрь 1925 года. Посмертная маска Тутанхамона.

Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывалась древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Каждый объект в гробнице был тщательно описан и каталогизирован перед изъятием. Этот процесс занял почти восемь лет.

Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы, в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей. Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

Декабрь 1922 год. Под ложе-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы.

Декабрь 1922 года. Декоративные алебастровые вазы в передней комнате.

Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают на золотой колеснице из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

2 декабря 1923 год. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем.

Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающими ночное небо, охватывает меньший ковчег.

30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий тщательно сворачивают льняной покров.

Декабрь 1923 года. Картер, Каллендер и двое египетских рабочих тщательно разбирают один из золотых ковчегов в погребальном покое.

Октябрь 1925 года. Картер изучает саркофаг Тутанхамона.

Октябрь 1925 года. Картер и рабочий изучают саркофаг из чистого золота.

2 – Усыпальницы.

Об искусстве Древнего царства, начиная с 3-й династии, дают нам понятие почти одни только гробницы великих и знатных египтян. Немногие сохранившиеся развалины храмов - подлинные памятники начального религиозного зодчества Египта - указывают на то, что между обиталищами богов и усыпальницами мертвецов существовала тесная связь. Образцами сооружений этого рода могут служить, во-первых, открытый Петри небольшой храм-усыпальница фараона Снофру, близ пирамиды в Медуме, из двух зал, не имеющих никаких украшений, и из двора, во-вторых, храм Сфинкса в Гизе, относящийся ко времени постройки пирамид. План его (без прилегающего к нему огороженного пространства) в общих чертах представляет два зала, примыкающих один к другому и образующих подобие буквы Т. Плоский каменный потолок поддерживался в поперечном зале шестью гладкими четырехгранными столбами, в продольном зале - десятью такими же столбами, стоявшими в два ряда. У этих колонн нет плинтов ни в основании, ни над вершиной. Каменные балки потолка покоятся непосредственно на столбах. Храм этот - образец каменного сооружения самого древнего типа, происходящего, быть может, прямо от дольменов, но отличающийся тщательностью и правильностью кладки. Ни живописи или иных украшений, ни надписей нет в этом простом здании; зато его столбы высечены из розовато-красного гранита, а стены и потолок сложены из алебастра, так что от этого небольшого архитектурного памятника древности веет благородной, изящной простотой.

Усыпальницы египетских вельмож древнего царства.

Усыпальницы египетских царей - это пирамиды; усыпальницами же для вельмож служили восьмиугольные могильные сооружения с плоской кровлей и со стенами, имевшими снаружи вид откосов Эти гробницы называются мастаба. Самые значительные пирамиды и мастаба находятся вблизи древней столицы Египта Мемфиса, в пустынной местности на западном берегу Нила. На западе ежедневно заходят божественные небесные светила, а потому египтяне предполагали там существование царства, где умершие находятся в блаженном единении с богами.

Пирамиды Древнего царства - усыпальницы фараонов.

Пирамиды - наиболее грандиозные и типичные памятники искусства рассматриваемого тысячелетия. Погребальные склепы в пирамидах, проникать в которые надо было по длинным коридорам или шахтам, помещались иногда в сплошной, сложенной из камня или кирпича толще самого здания или под ним, в каменистой почве. Покои, служившие для принесения жертв или посвященные культу усопшего, устраивались обычно в виде особого здания, с восточной стороны пирамиды. В художественном отношении заслуживает внимания в пирамидах преимущественно их вид. Представляя собой окаменелый, получивший правильную стереометрическую форму гигантский могильный курган, они поражают зрителя массой нагроможденных в них друг на друга камней и своей стройной четырехгранностью. Впоследствии древний греко-римский мир назвал пирамиды одним из чудес света. С точки зрения законов исторического развития представляется несомненным, как это и признается всеми, что древнейшая из всех пирамид - гробница Джосера, фараона 3-й династии, уступчатая пирамида в Саккаре, состоящая из шести огромных, уменьшающихся с приближением к вершине частей из известняка и достигающая высоты 60 метров. Мы уже видели раньше, что уступчатая форма есть не что иное, как первоначальное, появившееся уже у некоторых первобытных народов стилизование земляного кургана; пирамиды тоже строились сперва в виде уступов, но потом дополнялись каменными плитами так, что под конец представляли гладкие грани. Саккарская уступчатая пирамида скрывала под своей тяжеловесной массой выложенную зеленоватым кафелем камеру, которая была реставрирована во время 20-й династии, отличавшейся любовью к старине; но, судя вообще по ее украшениям, она построена при царе Джосере. Узор стенной облицовки, куски которой попали в Берлинский музей, походит на рогожное плетение. Фараону Джосеру наследовал фараон Снофру, усыпальница которого - пирамида в Медуме - имеет уже не ступенчатую, а гладкую форму. Переход от одного типа пирамид к другому мы находим в Дашуре, там пирамида как бы поставлена на другую, усеченную и имеющую более крутые грани. Во всяком случае, пирамиды с гладкими гранями являются наиболее чистыми и полными выразителями идеи подобных сооружений Величайшие и известнейшие из таких пирамид находятся близ Гизы. Это гробницы трех царей 4-й династии Хуфу (Хеопса), Хафре (Хефрена) и Менкере (Микерина). Самая большая и самая древняя из них - пирамида Хеопса, имеющая в основании 233 метра как в длину, так и в ширину, и достигающая в высоту 145 метров. Немногие еще сохранившиеся части ее каменной облицовки состоят из белого известняка, который, будучи выкрашен в различные цвета, должен был некогда производить впечатление сочетания нескольких драгоценных горных пород. Вторая пирамида, усыпальница Хефрена, была несколько меньшей величины. Высота ее равнялась 135 метрам, облицовка нижней ее части состояла из розовато-красноватого гранита. Третья, пирамида Микерина, имела высоту только 66 метров. В нижней своей части она была облицована сиенитом, а в верхней - известняком. В ней был найден наделавший много шума саркофаг синевато-черного базальта с мумией фараона в деревянном гробу, утонувший во время его перевозки морем в Лондон, но известный по рисункам. Он дает нам понятие о виде и стиле древнеегипетских глинобитных и деревянных построек. Но так как немецкая египтология недавно признала его произведением времен 26-й династии, реставрировавшей гробницы древних царей в измененном виде, то вместо этого саркофага типичным образцом древнеегипетской архитектуры может служить великолепный саркофаг Хуфу-Онка (4-я династия) из розового гранита, находящийся в музее Гизы; он также представляет собой подобие глиняно-деревянного сооружения с дверями и окнами, хотя с менее разработанным устройством рам и косяков.