Версаль, наверное все слышали это слово и знаю, что это такое. Версальский дворец стал первым королевским дворцом Нового времени и послужил прообразом для строительства дворцов по всей Европе и в Санкт-Петербурге в том числе. Петр I посетил Версальский дворцово-парковый комплекс и был поражен его роскошью и размерами. После возвращения он дал указания строить дворцы подобные Версалю.

Добраться до Версаля очень легко, поскольку это очень посещаемый туристический объект, то все продумано. Поезд RER довозит до конечной станции — Версаль. От , где мы поселились, всего одна остановка 1,5 евро однако. Электрички двухэтажные, кондиционера нет, жарко в вагоне, но одна остановка это почти ничто. Билетная касса находится через дорогу от здания вокзала.

Билеты бывают разнообразные, лучше использовать данные официального сайта Версаля. Взрослый билет во дворец Версаль, парк и Большой Трианон и деревню Марии-Антуанетты 20 евро, дети до 18 лет бесплатно, но на сайте перечислены все льготные категории обозначены льготные дни и неполные билеты, есть возможность купить билет прямо на сайте и избежать очереди. Есть билет на два дня, это хорошее предложение, так как дворец и парк просто огромны, за один день очень трудно все успеть и физически тяжело.

Очереди в Версале в высокий сезон

Итого очередь за билетами заняла минут 20, гуманно, но то что мы увидели при приближении к дворцу поразило наше воображение, людей было просто море. Напомню тем, кто забыл мы были там в середине июля в самый разгар жары (+32 и палящее солнце) и туристического сезона. Были предательские мыслишки, может сдать билет и ну его этот Версаль, но мы подавили эту идею и мужественно встали в очередь.

Итого, очередь на вход заняла полтора часа на солнцепеке. Это было тяжело. Вся эта очередь собралась из-за того что проверяли билеты и заставляли всех сдать в камеры хранения рюкзаки и крупные сумки, подозрительных лиц прогоняли через ворота как в аэропорту.

Далее мы постояли в Мраморном дворе еще 30 минут за аудиогидами на русском языке, включенными в стоимость билета. Во дворце была жуткая толпа, можно сказать, что через экспозицию вас несет людской поток и достаточно жарко, кондиционеров нет, окна открыты, людям со слабым здоровьем наверное лучше не посещать дворец при таких обстоятельствах.

Наш десятилетний мальчик увлекся аудиогидом. В каждом зале есть табличка с номером, который нужно набрать на аудиогиде, чтобы прослушать запись именно про этот зал. Он искал табличку и объявлял всем номер. Новое поколение любит понажимать на кнопочки, без этой игры ему наверное было бы скучно.

Все, я закончила с грустным, приступим наконец к осмотру всего этого великолепия.

Дворы Версальского дворца

Памятник Людовику XIV — королю Солнце перед Версальским дворцом

Это первый, но не последний памятник Людовику XIV, который встречает гостей на площади перед Версальским дворцом. Скульптура была установлена уже после кончины Короля-Солнца.

Во дворце находится великое множество изображений Людовика, как скульптурных, так и художественных. Король-Солнце являлся самым почитаемым европейским монархом XVII века, и пышное возвеличивание собственной власти стало важнейшей частью его политики. Существенную роль в этом сыграл и Версальский дворец.



Версальский дворец — толпы на подходе

Передний двор дворца уже плотно набит страждущими туристами. Там можно купить сувениры у афро французов дешевле, чем в Париже.



Версальский дворец — ворота

За воротами начинается королевский двор. Люди всех национальностей жаждут посетить этот великолепный дворец и парк.



Версальский дворец — очередь на вход

А вот и очень длинная очередь, она занимает весь королевский двор и завивается змейкой. Под зонтиками люди спасаются от палящего солнца.



Версальский дворец — Мраморный двор

В Мраморном дворе стояла очередь за аудиогидами, но она была уже значительно меньше и пейзаж поменялся, в общем стало веселей. В Мраморном дворе можно лицезреть самые ранние постройки дворца, принадлежащие — Замку Людовика XIII, отца Короля-Солнце.

Людовика XIII многие помнят по фильму и одноименному роману Дюма «Три мушкетера». У него с Анной Австрийской не было детей целых 22 года, вся Франция молила Бога послать королю наследника и чудо наконец свершилось, родился будущий Людовик XIV. Вся Франция обожала это дитя, а родители просто души не чаяли. Но к сожалению король умер, когда мальчику было всего 5 лет, его воспитанием занимались Анна Австрийская и кардинал Мазарини и неплохо преуспели в этом, судя по результату.



Версальский дворец — очередь за аудиогидами

Вот наконец спустя 2 с лишним часа очередей мы попали во дворец. Экспозиция первого этажа повествует о том, как из маленького охотничьего замка Версаль превратился в самую огромную и великолепную королевскую резиденцию в Европе.

Немного истории строительства Версальского дворца

История Версаля начинается в 1624 году. Людовик XIII (годы жизни 1601-1643, царствовал с 1610 года) велел построить небольшой замок среди лесов на западе Парижа, чтобы использовать его во время королевской охоты.

Строительство продолжалось двести лет. Наибольшего размаха строительство и освоение окрестной территории достигло во времена царствования Людовика XIV, но и умалять вклад Людовика XV и Людовика XVI не хотелось бы.

Масштабы строительных, отделочных и ландшафтных работ впечатляют. Для изготовления одних только гобеленов была создана целая королевская мануфактура «Гобелен» под руководством Шарля Лебрена с восьмьюстами рабочими.



Интересные обезьяны на козлах, к сожалению я забыла, что они символизируют.



Версальский дворец — макет дворца

Модель дворца хорошо демонстрирует гигантские размеры дворца. Людовик XIV был не так прост, как кажется с первого взгляда. Его детство прошло в постоянных восстаниях фрондистов, зарвавшейся французской знати. Чтобы отбить у знати охоту к восстаниям, заговорам и интригам, он решил держать знать при дворе, т.е. на виду и развлекать ее масштабными празднованиями, театральными постановками, обедами и раздачей королевских милостей.

О пышных празднованиях, устраиваемых в Версале, ходят легенды до сих пор. Самый выдающийся праздник, вошел в историю под названием «Забавы волшебного острова», проходил в мае 1664 года. Король лично принимал участие в подготовке этого грандиозного мероприятия, театральную постановку для этого придумал сам Мольер, знакомый нам из школьной программы. На праздники король тратил умопомрачительные суммы, тем самым поощряя развитие ремесел и искусств.



Версальский дворец — часовня короля, потолок

Не нужно забывать что в те времена, монарх был для своего народа наместником Бога на земле и среднестатистический француз любил своего короля до самозабвения, что впрочем не помешало революционерам отрубить голову Людовику XVI в 1793 году.



Версальский дворец — часовня короля — пол

Часовня короля как раз и воплощает в себе идею божественности власти короля.

Статуя Людовика XIV — Короля-Солнце

Еще одна статуя Короля-Солнце. Это прозвище Король-Солнце, Людовик придумал себе в молодости для участия в турнире и оно закрепилось за ним на всю его жизнь и дошло до нас. Ибо монарх, как солнце уникален, как солнце сияет и согревает своим теплом своих поданных, двигается плавно и спокойно.



Залы дворца украшены великолепными полотнами самых именитых художников того времени, кругом золото и мрамор, роскошь и баснословное богатство.

Король имел активную жизненную позицию, как бы мы выразились сейчас, он лично принимал участие в руководстве строительством дворца, а так же контролировал отделочные работы. Кроме того он первый отменил роль первого министра при дворе и стал фактическим, а не номинальным правителем страны.



Потолки достойны внимания, с них всегда что-нибудь свисает. Даже шея устает от непрерывного рассматривания потолков.



Все эти многочисленные изображения Людовика XIV в разных костюмах и ролях были призваны поразить величием монарха Франции многочисленных гостей дворца и послов иностранных государств.



Еще одна статуя Людовика XIV — толпа очень утомляет

Художники изображали своего монарха в образах античных героев и богов, в те времена все художники и скульпторы увлекались античностью и стремились подражать мастерам древности, неизбежно привнося, что-то свое.

Во дворце насчитывается 328 медальонов изображающих Людовика. Культ личности Короля-Солнца на лицо. Но именно такая политика привела к необыкновенному расцвету Франции, годы правления Людовика XIV считаются золотым веком. Когда власть сосредотачивается в одних сильных руках, прекращаются мелкие междоусобицы и все силы народа идут на развитие страны.



Версальский дворец — проработка мраморных завитушек впечатляет

Спальня короля вся отделана золотой парчей. В Версальском дворце был принял целый свод правил поведения для придворных и короля — придворный этикет. В котором в мельчайших подробностях расписывался ритуал утреннего туалета короля, ритуал завтрака короля, ритуал обеда и так далее. Описывалось какие придворные имеют право участвовать в каждом из ритуалов, в каком порядке, в общем скука смертная и никакой личной жизни.

К концу церемониала утреннего туалета короля к нему могли войти те, кому позволено присутствовать на утреннем приеме, например, принцы крови, чтецы короля и воспитатели наследника.

Т.о. понятно, что жизнь короля не была простой, он целыми днями с утра до вечера находился в центре внимания толп придворных, которые преследовали свои цели, стремясь получить новый чин или иные привилегии.



Еще одна спальня

Спальня королевы Франции



В спальне королевы последовательно проживали три королевы Франции. Мария-Терезия — жена Людовика XIV, затем Мария Лещинская — жена Людовика XV, и несчастная Мария-Антуанетта — жена Людовика XVI. Естественно, интерьер с каждой новой хозяйкой обновлялся, сейчас воссоздан облик комнаты, таким, каким он был в последний день присутствия там Марии-Антуанетты.

Надо признать, что жизнь королевы была достаточно тяжела по нашим меркам. Жена Людовика XIV родила 19 детей, 12 из них умерли в детстве. Кроме того у короля всегда были любовницы и жили они тут же во дворце, не редко у фавориток короля было больше комнат, прислуги и драгоценностей, чем у королевы. И королева при всем этом должна была всегда иметь довольный вид и улыбаться, и восхвалять своего венценосного супруга. Во истину королеве надо было иметь ангельское терпение, чтобы все это вынести.

Салон «Большой прибор»



Салон «Большой прибор» получил свое название из-за того, что король и королева обедали здесь публично. Можно представить себе сцену обеда короля из фильма «Три мушкетера», чтобы проникнуться обстановкой.

Зеркальная галерея (Галери-де-Глас)

Это самый знаменитый зал Версальского дворца, во истину великолепен. Раньше по нему неспешно прохаживались придворные, любуясь видом парка через огромные окна, а сейчас толпы туристов прохаживаются вдоль тех же окон, интересно кого было больше, придворных тогда или туристов сейчас?

Зеркальная галерея (Галери-де-Глас)

Французы находчивы, росписями зеркального зала Версальского дворца, они украшают потолки электричек, следующих в Версаль и ненавязчивая реклама этого дворцового комплекса и приятный дизайн электричек в одном решении.



Музей истории Франции



Музей истории Франции был создан во времена короля Луи-Филиппа (годы жизни 1773-1850), который получил прозвище король французов. Его покои сохранились в , который мы посетили двумя днями ранее.

На стенах этой галереи изображены все наиболее знаменательные битвы в истории Франции, начиная от короля Хлодвига I, династии Меровингов (рожден около 466, умер 511 году). Про один этот зал можно написать целую книгу наверное. Пояснения к некоторым полотнам есть в аудиогиде.

До сих пор Версаль, этот шедевр Короля-Солнца Людовика XIV, считается настоящим достоянием культуры. Было предпринято множество попыток создать подобие Версаля (например, дворец под Петербургом, построенный по приказу Петра, мечтавшим возвести русский Версаль). Однако все равно именно это строение Франции остается неповторимым произведением архитектурного искусства.

Место расположения Версаля

До того, как был возведен Версальский дворцовый комплекс, сама местность была мало примечательной. Вот как о ней отзывался Сен-Симон: «Никогда раньше я не встречал более унылого и неблагодатного места - без воды, без земли, без леса». Местность была действительно песчаной и . До того, как на землях Версаля взвели дворцовый комплекс, ничего примечательного здесь не было.

Старейшая деревня Иль-де-Франс Версаль упоминается в исторических документах Х века. Там говориться, что это была даже «не деревня, а очень скромная деревушка, спрятавшаяся за склоном холма, таких вокруг столицы разбросано великое множество».

Версаль пересекала дорога, ведущая из Нормандии в Париж, до которого было примерно 18 км. Именно поэтому здесь часто останавливались путники. В историю деревушка Версаль вошла благодаря тому, что здесь произошла встреча Екатерины Медичи с будущим королем Генрихом IV.

Сыну Генриха, Людовику XIII, нравилось проводить в Версале время со своими друзьями. Историки отмечали, что по характеру Людовик был человеком очень робким, и ему нравилось уединение. Именно здесь на месте бывшей ветреной мельницы был построен небольшой охотничий домик, который в последствии разросся до великолепного Дворца.

История Версаля

Версаль (административный центр департамента Ивелин) - селение в 24 километрах от Парижа, был выбран королем Людовиком XIII для строительства скромного охотничьего замка. Однако его более честолюбивый сын Людовик XIV, недовольный прочими своими дворцами (среди которых были и , и Тюильри), в 1660 году принял решение перестроить Версаль в роскошный дворцово-парковый ансамбль. Здесь все должно было поражать великолепием и размахом - ведь король хотел, чтобы здесь разместился весь царский двор. Строительные работы начались в 1661 году. За первые два года Людовик XIV, вошедший в историю как Король-Солнце, потратил несметные суммы денег из казны.

Возведение Версаля продолжалось несколько десятилетий и потребовало не только невероятных денежных расходов, но и привлечения многих тысяч рабочих рук. В разгар строительных работ в Версале недоставало рабочих, поэтому на помощь часто призывались солдаты и матросы.

Первым архитектором Версаля был Луи Лево, в последствии его сменил Жюль Ардуэн-Монсар, руководивший строительством в течение тридцати лет. Оформление парков было поручено Андре Ленотру.

Начиналось все с титанической работы по осушению болот, по нанесению на их место земли, песка и камней, по выравниванию и созданию искусственных террас. Потом рабочие стали рыть каналы и строить водопровод, который уже в первоначальный период строительства Версаля предназначался фонтанов и каскадов, которые в последствии и прославят Версальский дворец.

На первой террасе было построено пять бассейнов полных водой, в них «плавали» разнообразные искусственные цветы из золоченой меди. На другой террасе тоже было пять бассейнов, полных водой, а в воде - морская лошадь и люди, изо рта которых бьет вода. Вокруг бассейнов расположились каменные лягушки и обезьяны. Ниже строители установили круглый бассейн, вокруг которого представлены скульптуры, символизирующие четыре времени года. Каждое время года имело своих животных, которые выдували из пастей воду.

Людовик XIV умер в 1715 году. Его наследник Людовик XV нанял придворным архитектором Жака Анжа Габриэля. Среди многих его работ в Версале следует назвать здание Оперы и знаменитый Малый Трианон - изящный, миниатюрный замок, в котором жила впоследствии Мария Антуанетта. При Людовике XVI к нему была пристроена еще и элегантная библиотека.

В известном смысле весь дворцово-парковый ансамбль являл собой грандиозную сцену, где королевский двор отдыхал с большим размахом. Эта традиция была продолжена преемниками Людовика, в особенности Марией Антуанеттой. Она построила здесь свой собственный театр, где любила в последствии развлекаться с друзьями.

В годы великой Французской революции Версальский дворец несколько раз подвергался разграблению, многие шедевры были утрачены. В 1837 году по приказу Луи-Филиппа гигантский дворцовый комплекс отреставрировали. В нем открыли Музей истории Франции.

Особенности архитектуры и внутреннего интерьера Версаля

Парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар. Благодаря открытой планировке он прекрасно обозрим, так как вся территория идеально ровная - ни холмика, ни бугорка на нем найти невозможно.

В дворцовом парке Версаля множество смотровых площадок, аллей и променадов, есть даже свой Большой канал, а вернее, целая система каналов, которую назвали «маленькой Венецией». Перед фасадом дворца, перед окнами знаменитой Зеркальной галереи, на совершенно открытом пространстве симметрично раскинулись два сильно вытянутых бассейна, заключенных в гранитные рамы. Эти бассейны сразу же приковывают к себе взгляды. За этими бассейнами начинался спуск по Большой лестнице. У ее подножия расстилается пространство, на котором среди гигантских зеленых партеров, украшенных четырьмя «античными» вазами, находится круглый бассейн с «Фонтаном Латоны» (в честь нимфы Латионы, возлюбленной Зевса, которая вынуждена была бежать, спасаясь от преследований ревнивой Геры). Этот фонтан представляет собой большая скульптурная группа из свинца местами позолоченного.

От «Фонтана Латоны» к широкому зеленому газону, обрамленному купами вековых деревьев, ведет центральная аллея. В глубине газона располагается знаменитый бассейн с фигурой Аполлона, выезжающего на колеснице навстречу своей матери. «Фонтан Аполлона» создавался скульптором Тюби по эскизам Ш. Лебрена. Под большим напором центральная струя с силой выбрасывается вверх на высоту 25 метров, а пятнадцатиметровые боковые струи, устремляясь ввысь, вырисовывают цветок лилии - эмблему французских королей.

К северу от версальского дворца расположился Северный партер, украшенный бронзовыми скульптурами «Точильщик» и «Присевшей Венерой». От Северного партера лестница ведет к круглым бассейнам «Корона» и «Сирены» и к сказочному по замыслу и красоте фонтану «Пирамида» с позолоченными тритонами и дельфинами.

Знаменитую «Аллею Воды», которую называют еще «Театром Воды», сконструировал Ж. Ардуэн-Мансар. Ее окаймляют четырнадцать маленьких круглой формы беломраморных , ступенями следующих друг за другом. Их украшают бронзовые фигурки детей, поддерживающих наполненную фруктами и цветами чашу. «Аллея Воды» приводит к самому высокому фонтану версальского парка - «Дракону», центральная струя которого бьет вверх на 47 метров.

Сам Версальский дворец тоже поражает своими размерами: длина только одного паркового фасада составляет 640 метров. Главный дворцовый комплекс (Chateau de Versailles) был построен в 17-ом веке королем Людовиком XIV, который хотел перебраться сюда из небезопасного Парижа. Роскошные комнаты богато украшены мрамором, бархатом и деревянной резьбой действительно впечатляют даже искушенного посетителя.

Главные достопримечательности здесь - Королевская часовня, Салон Венеры и Салон Аполлона. Оформление парадных залов было посвящено греческим богам. Салон Аполлона был первоначально тронным залом Людовика.

Колоннада - круг мраморных колонн и арок, расположенный в черте садов, продолжает тему богов Олимпа. Место являлось любимой обеденной короля на открытом воздухе.

Малый Трианон - одно из многочисленных любовных гнездышек, построенных королем Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Позже Малый Трианон занимала Мария Антуанетта, а еще позднее - сестра Наполеона.

Мраморный двор - сюда выходили главные покои короля. Перед балконом Людовика разыгрывались театральные представления. На этой «сцене» труппа Мольера впервые играла «Мизантропа». Над высокими окнами королевских покоев были установлены часы, которые остановили в момент смерти короля. До середины XVII века они показывали час смерти Людовика.

Зеркальная галерея - это самое большое помещение Версаля. Его длина 73 метра, в высоту -12,8 метра, а ширина составляет 10, 5 метра. В этом зале отмечали королевские дни рождения, бракосочетания, устраивали роскошные балы, принимали иностранных послов. Зал Зеркал содержит 17 огромных зеркал, отражающих высокие арочные окна и хрустальные канделябры.

Роспись Зеркальной галереи была поручена Лебрену., который был наделен полной независимостью творческой деятельности. На стенах галереи художник расположил 12 медальонов и 6 . Здесь изображены важные события того времени: реформы, восстановление навигации и т. д. Были здесь и сцены из мифологии. Герой каждой композиции - король, который может предстать в образе какого-нибудь античного героя. Росписи потолочного плафона, выполненные Лебреном, возвеличивают деяния Людовика XIV в период с 1661 по 1678 год.

Салон Изобилия - во время официальных приемов использовался как буфетная, в обычные дни здесь хранилась коллекция монет Людовика. Здесь также хранятся полотна Тициана, Веронезе и Карачи.

Тронный зал - здесь проводились аудиенции короля, торжественные приемы, встречи с послами. Именно здесь был установлен огромный трон Людовика в идее кресла с балдахином.

Оранжерея - была построена по проекту Ардуэна-Мансара. Имеет форму буквы «П». Тут по велению короля выращивали различные редкие растения. Гордостью королевской оранжереи были 3 000 апельсиновых, мандариновых и гранатовых деревьев. Обслуживали эту оранжерею более 200 садовников.

Конечно, постройка шикарного комплекса в Версале обошлась Франции в круглую сумму. Во времена Людовика было потрачено на возведение Версаля более 80 000 ливров, что было просто колоссальной суммой. Однако ничего не потеряла, а наоборот, только приобрела. В 1830 году ансамбль Большого Версальского дворца стал Национальным музеем Франции. Теперь Версаль - это настоящее сокровище, которое считается не только достоянием Франции, но и культурной ценностью всего человечества.

В истории европейской архитектуры нет другого примера подражания, как подражание Версальскому дворцу , множество дворцов и парков было построено в стиле Версаля, послужившего отправной моделью архитекторам и дизайнерам.

Роскошный Версальский дворец и его великолепные парки и сады, изысканные оранжереи и замечательные фонтаны оказали просто волшебное влияние на архитектурную и строительную мысль Европы 18 века.

В Версале монархи и королевский двор жили в невероятной роскоши и развлекали себя создавая невероятное количество интриг и тайн Версаля. У истоков этого коварной традиции стоит Людовик XIV, пережив своего создателя, его творение традицию с успехом использовали потомки, но самого расцвета «интрига-плетение» достигло при Марии-Антуанетте.

Давайте посмотрим и мы на это великолепие, и начнём прямо с самого Версальского дворца - королевского дома.


Саша Митрахович 02.01.2016 10:29


Это основное строение комплекса, дом Французских королей. Попасть в него можно пройдя через «Королевские ворота» - вызолоченную решётку, украшенную королевскими атрибутами, гербом и короной.

Второй этаж предназначен для королевской семьи - на северной стороне располагались Большие салоны короля, их семь штук, а на южной размещались покои женской половины королевской семьи. Первый этаж занимали королевские придворные.

Во дворце насчитывается около семисот комнат, а тронный зал, где короли принимали послов и важных персон, назван Салоном Аполлона. Тронный зал также использовали под балы, театральные постановки и спектакли.

Зеркальная галерея - наиболее впечатляющее и известное помещение Версальского дворца , галерея играла важную, если не основную, роль в истории дворцовой жизни. Здесь проводились самые роскошные и пышные мероприятия королевского двора, балы, празднества и королевские бракосочетания.

Зеркальная галерея получила такое название за огромные зеркала, заполнявшие пространство между 17 больших арочных оконных проёмов, выходивших на роскошные Версальские сады и парки, создавая необычайный эффект пространства и света. Всего насчитывалось более 350 зеркал. Высота потолков галереи достигала 11 метров, при длине в 73 метра и ширине 11.
В истории Версальского дворца был период, когда мебель в Зеркальной галерее была выполнена из чистого серебра, неплохое вложение капитала, но к началу 18 века в виду больших военных расходов, мебель переплавили на монеты.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:07


Напротив расположена Оружейная площадь, от которой берут начало три аллеи, разделенные двумя зданиями - Большой и Малой конюшней, в которых одновременно размещалось до 2500 лошадей и 200 карет.

В грандиозном Дворце содержатся бесценные произведения искусства, которые вместе с необычайной красотой парков создают один из самых удивительных архитектурных ансамблей мира.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:11


Сразу же за оградой находится первый из трех идущих друг за другом дворов, так называемый двор министров, в глубине которого стоит статуя Людовика XIV. Через второй двор, Королевский, въезжали королевские кареты, а последний двор, Марбр, окружен постройками первоначального здания Людовика XIII. Со стороны, противоположной входу, выходит на парк один из самых красивых фасадов длиной 580 м.

Центральная его часть выполнена по проекту Лево (1678-80), два боковых крыла и окончательная отделка здания сделана Ардуэн-Мансаром. Два длиннейших этажа оживляются выступами и колоннами, прерывающими монотонность здания. Нижний этаж построен в виде рустованных арок, а высокие окна верхнего этажа обрамляются пилястрами.

Центральный павильон предназначался для королевской семьи, два боковых крыла - для кровных принцев, а аттик - для придворных.

С Королевского двора можно войти во дворец, а точнее, в первую галерею Исторического музея, рассказывающего об эпохе Людовика XIII и Людовика XIV Следующий зал, называемый Королевским, имеет овальную форму. Это помещение было спроектировано архитектором Габриелем (1770) для празднования свадьбы будущего короля Людовика XIV с Марией Антуанеттой Австрийской.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:14


После второй галереи верхнего этажа расположена Капелла, посвященная Св. Людовику Французскому. Это помещение, богато декорированное белыми и золотыми лепками, считается шедевром архитектора Ардуэн-Мансара (1699-1710).

Великолепные барельефы на пилястрах и арках выполнены Ван Клеве. Следующее помещение, называемое Салон Геркулеса, было построено в 1712 и декорировано в 1736 Робером де Котте. Здесь хранятся два великолепных полотна Веронезе “Ужин Христа в доме Симона Фарисея” и «Елизир и Ребекка». На этом же этаже расположены шесть залов Больших королевских апартаментов, являющихся типичным образцом стиля Людовика XV, где отдавалось предпочтение использованию ценных материалов.

Но самым роскошным, без сомнения, является шедевр декоративного искусства Лебрюна Галерея зеркал, построенная в 1687 году. Славу этой галерее принес его оригинальный декор: 17 зеркал, отражающих свет, который проникает через 17 расположенных напротив окон.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:19


Сады заслуживают особого внимания, это ярчайший образец разбивки французского парка. Сады Версаля, совместно с Большим и Малым парками занимают площадь более 100 гектаров. Это прекрасное пространство было спроектировано Ленотром, которому удалось гармонично соединить природу с искусством и со вкусами короля.

После спуска по террасе, попадаешь к фонтану Латоны (1670), этот замечательный фонтан украшен фигурами богини Дианы, Аполлона и Латоны, эта триада восседает на поставленных пирамидой концентрических бассейнах.

От фонтана берёт начало аллея Тапи-Вер, она выведет к другому великолепному фонтану Аполлона, где Туби (1671) изобразил божественную колесницу, запряжённую четвёркой лошадей, которая вырывается из воды, а тритоны в это время трубят в свои раковины, возвещая о пришествии бога. Газоны за фонтаном Аполлона заканчиваются у Большого канала (ширина 120 м), который тянется на 1560 м и заканчивается большим бассейном.

Расположенный в 20 км к юго-западу от Парижа королевский городок Версаль, более известный как Версальский дворец, - это огромный дворец, построенный Людовиком XIV и ставший ныне одним из самых посещаемых туристических мест во Франции.

Идея строительства нового замка возникла у короля по причине зависти, которую он испытал, увидев замок своего министра финансов в Во-ле-Виконт. В результате король принял твердое решение о том, что его дворец должен, безусловно, превосходить по роскоши дворец министра. Он нанял ту же команду мастеров, которая построила Во-ле-Виконт, архитектора Луи Лево, художника Шарля Лебрена и ландшафтного архитектора Андре Ленотра и приказал им возвести нечто такое, что должно превзойти по размеру дворец Во-ле-Виконт в сто раз. Версальский дворец стал апофеозом потворства прихотям французских монархов, и хотя, возможно, вам не совсем по душе та обстановка, в которой пожелал жить экстравагантный и любящий себя возвеличивать “Король-Солнце”, историческая значимость этого дворца огромна, рассказы, связанные с ним - поистине увлекательны, а парк вокруг дворца просто очарователен.


Регулярный парк Версальского дворца - один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют из себя продолжение дворцовой архитектуры. В версальском парке также расположены несколько небольших дворцеобразных сооружений.


Версальский дворцово-парковый ансамбль отличается уникальной целостностью замысла и гармонией между архитектурными формами и переработанным ландшафтом. С конца XVII века Версаль являлся образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

История Версальского дворца начинается в 1623 г. с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 г. территория была расширена за счет покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.

С 1661 Людовик XIV начал расширять дворец для того, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре начало казаться ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле барокко и классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая Зеркальная галерея, которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая капелла и дворцовый театр.


Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжающие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время население Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако, оно быстро сократилось после того, как король был вынужден переселиться в Париж. 5 мая 1789 в Версальском дворце собрались представители дворянства, духовенства и буржуазии. После того как король, которому по закону давалось право собирать и распускать подобные мероприятия, по политическим причинам закрыл заседание, депутаты от буржуазии объявили себя Национальным собранием и удалились в Бальный дом. После 1789 содержать Версальский дворец удавалось лишь с трудом. Со времён Луи-Филиппа многие залы и помещения начали восстанавливать, а сам дворец стал выдающимся национальным историческим музеем, в котором были выставлены бюсты, портреты, картины баталий и другие произведения искусства преимущественно исторической ценности.


Версальский дворец имел большое значение в немецко-французской истории. После поражения Франции во Франко-прусской войне он с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером - Вильгельм I. Это место было умышленно подобрано, чтобы унизить французов. Мирный договор с Францией был подписан 26 февраля тоже в Версале. В марте эвакуировавшееся французское правительство переместило столицу из Бордо в Версаль, и лишь в 1879 снова в Париж.


В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор, который побеждённая Германская Империя была вынуждена подписать. На этот раз, историческое место было подобрано французами, чтобы унизить немцев. Жёсткие условия Версальского договора (в том числе огромные контрибуционные выплаты и признание единоличной вины) были большим грузом на молодой Веймарской республике. Из-за этого распространены взгляды, что последствия Версальского договора были основой для будущего возникновения нацизма в Германии.


После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения. Об этом свидетельствуют празднества по поводу 40-летнего юбилея подписания Елисейского договора, состоявшиеся в 2003 году.


Многие дворцы Европы были построены под несомненным влиянием Версаля. К ним относятся замки Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе и Гатчине, а также другие дворцы на территории Германии, Австрии и Италии.


С 2003 г. Версальский дворец стал объектом одного из проектов под патронажем Жака Ширака - широкомасштабного плана реставрации дворца, сравнимого разве что с проектом Миттерана по обновлению Лувра. Проект с общим бюджетом в 400 млн евро рассчитан на период в 20 лет, во время которого будут обновлены фасад и внутренняя часть Оперы, восстановлена первоначальная планировка садов, а трехметровая позолоченная Решетка короля возвращена во внутренний Мраморный двор. Кроме того, после реставрации туристы смогут бесплатно посетить те части замка, в которые сегодня можно попасть только с организованной экскурсией. Однако в течение ближайших нескольких лет работы будут ограничены только самыми неотложными задачами: чтобы крыша не текла, чтобы не было короткого замыкания в электропроводке и чтобы перебои в системе центрального отопления не позволили дворцу взлететь на воздух, ведь такого в свое время не осмелились себе позволить даже революционеры.



  • Горящие туры по всему миру
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Слово «Версаль» из имени собственного давно превратилось в нарицательное и стало символом блеска, роскоши и безупречного вкуса. Версальский дворец в наши дни - одна из самых посещаемых достопримечательностей Франции. И это вполне объяснимо - ведь на свете есть подражания этому шедевру эпохи абсолютизма, но так и не было создано ему равных.

    Людовик XIV хотел сделать чудо; велел - и среди пустыни, дикой, песчаной, явились темпейские долины и дворец, которому в Европе нет подобного великолепием.

    Николай Карамзин

    Символ французской монархии

    Занятно, что причиной создания дворца стала обычная человеческая зависть. Увидев однажды дворец Во-ле-Виконт , принадлежавший тогдашнему министру финансов Фуке, Людовик XIV уже не мог спать спокойно: он созвал ту же команду архитекторов, что создала дворец министра, и поставил непростую задачу - сделать «то же самое, но в 100 раз лучше». Желание монарха было исполнено: архитектор Луи Лево начал строительство в 1661 г., а 21 год спустя Версаль стал официальной королевской резиденцией - невиданно короткие сроки строительства для грандиозного здания площадью больше 6 га, состоящего из 3500 комнат! При создании дворца и его декора использовались новейшие технологии того времени: так, для оформления знаменитого Зеркального зала пригласили итальянских мастеров, которые в то время одни владели техникой амальгамирования. Для крупных строительных работ выписывали каменщиков из Фландрии вместе с их секретами - профессиональная репутация фламандцев в те годы была лучшей в мире.

    Хотя проект поражает масштабностью, во время строительства дворца старались соблюдать жесткую экономию: при всей пышности убранства в здании не предусмотрели ни одной уборной, а половина каминов была чистой декорацией.

    Могильщик французской монархии

    Если бы французы возводили Версальский дворец в наши дни, строительство обошлось бы им в четверть триллиона евро (американцы запустили 15 космических кораблей к Луне за вдвое меньшую сумму). Добавьте сюда расходы на расширение и перестройку дворца, содержание многотысячной толпы придворных и лакеев, грандиозные траты на балы и торжества - и станет ясно, насколько тяжелым бременем был дворец для экономики. Пока Версаль хорошел, Франция нищала, и меньше века спустя после «Короля-Солнца» его королевство пало, а в залах дворца хозяйничали вооруженные санкюлоты.

    Версальский дворец в наши дни

    Хотя Версаль и стал одной из причин гибели монархической Франции, сегодня он парадоксальным образом Францию спасает: благодаря многомиллионному потоку туристов Версаль стал донором национальной экономики - причем настолько значимым, что на его реконструкцию Республика выделила 400 млн EUR. В настоящее время открыты для посещения больше 1000 комнат дворца, включая всемирно известные Зеркальный зал, Большие и Малые королевские покои, Зал Битв и Королевскую оперу.

    Практическая информация

    Простейший способ попасть в Версаль из Парижа - воспользоваться поездом RER линии С (подойдет любой городской проездной с зонами действия 1-4). Также от Эйфелевой башни ходят специальные автобусы .

    Время работы: дворец открыт для посещения с апреля по октябрь во все дни, кроме понедельника. Кассы работают с 9:00 до 17:50, стоимость билета для взрослого 20 EUR. Цены на странице указаны на июль 2018 г.