Горный дух Донбасса - Добрый Шубин

Кто из нас в детстве не зачитывался уральскими сказами Павла Бажова о Хозяйке Медной горы?..

Оказывается, и у донбасских шахтеров есть свой мифологический горный дух - Добрый Шубин. Горняки Донбасса не просто верят в него, они могут рассказать об этом духе много интересного.

Добрый Шубин постоянно выручает шахтеров, заранее предупреждая об обвалах, а то и богатый угольный пласт укажет, оттого и прозвали его - добрым. Хотя нерадивых и ленивых Шубин не любит и может даже наказать или хотя бы попугать немного.

Здесь принято уважительно относиться к этому духу, говорить о нем только добрые слова, чаще всего благодарственные, реже - с какой-либо просьбой, делиться обедом, ну и так далее. А в самом Донецке есть памятник горному духу, и даже выпускается пиво «Добрый Шубин».

Неизвестно, радует ли это мифического духа, но зато укрепляет веру в него самих шахтеров и их близких, которые, провожая горняков под землю, надеются на помощь со стороны Доброго Шубина.

Одна из легенд о Добром Шубине

Согласно легенде, Добрый Шубин появился на горных выработках Донбасса не позднее XIX века, хотя вполне возможно, что горняки знали о нем с самого начала разработки здесь каменного угля, то есть еще с XVIII столетия. Что это за дух и откуда он взялся, никто толком не ведает, но существует несколько известных историй, связанных с ним. Мы расскажем вам лишь одну, самую интересную и во многом поучительную.

Рассказывают, как однажды на Донбассе появился английский предприниматель Джон Джеймс Юз, который прослышал про этот богатый углем край и приехал в Россию поправить свое материальное положение. Здесь он строил шахты, основал металлургический завод, возле которых постепенно вырос рабочий поселок Юзовка - будущий Донецк. Но это было уже потом, а вначале Джон долгое время не мог нащупать угольную жилу и даже стал сомневаться в успехе своего предприятия.


Но… однажды ему встретился в поле пастух, высокий старик с густыми бровями и жгучими глазами. И поведал Юзу, что угля в местной земле действительно много и он покажет барину, где его найти. Правда, с одним условием, что Юз не будет неправды чинить, обижать рабочих и никогда не нарушит обозначенных на карте границ. С этим пастух и подарил англичанину карту угольных месторождений. От радости Юз аж заплясал на месте, глянь - а старика уж и след простыл.

И все у английского барина с тех пор пошло на лад: шахты развиваются, уголь идет на плавку железа - бизнес процветает. Но все это было до тех пор, пока Юз держал слово, данное загадочному пастуху. Однако жадность - главный враг любого человека. И не выдержал испытания британец, нарушил границы дозволенного, да и рабочих стал притеснять. И тогда явился ему во сне страшный старик, сверкнул своими жгучими глазами и сердито молвил - готовься к худшему, жди беды.

Беды тут же и посыпались на голову промышленника: приключилось серьезное несчастье с женой, погиб сын, не говоря уж о самом бизнесе, который вдруг покатился под гору. Бросился барин искать пастуха, чтобы попросить прощения, да где ж его в мире-то найти?..

Тут только Юз и обнаружил на карте, данной ему загадочным стариком букву «Ш», а старики-рудокопы пояснили хозяину, что это знак горного духа Шубина…

Видео: Мифологический горный дух Донбасса - Добрый Шубин



http://esoreiter.ru/

По одной из легенд, Аза жила на самом берегу нашего моря со старым отцом. И была такой красивой, что все хлопцы не сводили с неё глаз. Она же ни на кого не обращала внимания, ибо, говорят, была слишком горда. Ещё и похвалялась, что ей никто не нравится.

Вот все парни, что жили поблизости, договорились, пришли к Азе и предложили ей выбрать среди них себе жениха. Красавица посмотрела на них, подумала, а потом и говорит:

Будете соревноваться. Кто из вас своих товарищей поборет, тот и будет моим суженым.

И начали молодцы соревноваться. Один-таки вышел из того соревнования победителем, но Аза отказала ему да ещё и принялась насмехаться над хлопцами. Обманула соперников. Разгневались они на гордячку, взяли и утопили её в море.

До сих пор, когда подходит вода к берегу, из моря слышится то ли плач, то ли стон. Старые люди говорят, что это красавица Аза плачет о своём ненайденном суженом. И море якобы зовётся от её имени Азовским…

По другой легенде Аза тоже жила на берегу нашего моря и тоже была неописуемой красоты, но, в отличие от первой, эта любила хорошего собой, прекрасного парня. Да настал тревожный час, и Азин возлюбленный ушёл на войну с турками. А перед походом он подарил девушке золотое кольцо, чтоб она ждала и не забывала своего милого. С приговором подарил:

Если потеряешь это кольцо, я буду знать о твоей неверности.

Прошло несколько лет. Аза берегла подарок, как зеницу ока. И всё ждала-выглядывала хлопца из похода, а он всё не возвращался. И вот однажды случилась беда. Пошла девушка к морю стирать бельё, задумалась да и уронила ненароком кольцо в воду. А тут откуда ни возьмись волна, замутила воду – и пропал подарок. Испугалась бедная Аза, бросилась в волны, чтобы достать свою дорогую утрату, да и утонула.

С тех пор, мол, и море зовётся Азовским по имени бесталанной девушки, которая так и не дождалась своего милого из похода.

В третьей легенде рассказывается уже о двух сёстрах.

Возле большой воды (то есть где-то возле нашего моря) жил когда-то, говорят, старый рыбак. Жена его давно померла, оставив горемыке двух дочек. Одну из них, старшую, звали Азой, а другую, меньшую, - Золотокосой Песчанкой. Сёстры были настолько красивы, что кто бывало узрит их, тот с того момента и про сон забудет: всё о них думает. А девушки искали своего счастья переборчиво, никто из местных парней не был мил их сердцу.

Аза каждодневно сидела на берегу моря, на высоком обрыве, да всё выглядывала кого-то. Возможно, своего суженого, который поплыл в далёкие чужие миры и там, как передавали люди, погиб от вражьей сабли.

А раз, когда девушка сидела в той же задумчивости, неожиданно задул сильный ветер-буран. На море поднялись высоченные волны. Они бежали к берегу, били в кручи и страшно стонали. Внезапно откололся от кручи большой участок земли и вместе с Азой обрушился в разбушевавшиеся волны. Увидела это Золотокосая Песчанка – и себе бросилась с горы в море, чтоб спасти старшую сестру. Да так и потонули обе…

Наутро следующего дня, когда море утихомирилось, вернулся из гостей старый рыбак, вышел на берег моря и увидел, что нет его дочерей на круче, а на том месте, где любила сидеть Аза, свежий обвал. Глянул отец вниз – а там, под самой кручей, такой золотистый песок искрится на солнце, что аж очи слепит! А море – тихое-тихое и такое ласковое, как его дети… И понял всё несчастный и горько заплакал…

Вот с тех самых пор и море стали называть Азовским, ибо потонула ведь в нём красавица Аза. А длинных песчаных кос в этом море оттого столь много, что вместе с Азой утонула и её младшая сестра – Золотокосая Песчанка.

Мифология древних славян. Велес и Азовушка.

Родившегося младенца бога Велеса похитил бог Пан, сын Вия - царя подземного мира. Он поднял его люльку и понес над океаном. Но тут Велес стал расти и тяжелеть. Пан не сдержал младенца и уронил вместе с люлькой.

Велес в люлечке приплыл к берегам большого острова. Здесь Велес сразился с Коршуном и спас Царевну Лебедь, духа Азовского моря, кою звали Азовушкой. Азовушка была дочерью Сварога и Матери Сва. По её имени названо Азовское море.

Велес и Азовушка полюбили друг друга, вскоре сыграли свадьбу и стали жить вместе. Их волшебной обителью стал остров Буян на Азовском море.

2 группа рассказывает об озерах Донбасса по материалам книги И.Костыри «Думы о Донбассе». Звучит аудиозапись шума леса, щебета птиц.

Дума о Торских озерах

Такого дива, сотворенного самой природой на севере Донецкого края, пожалуй, и во всем мире не сыщешь!

На огромном расстоянии от моря, средь пресных речек и естественных водоемов лежат соленые озера, именуемые по-старинному Торскими, а по-нынешнему - Славянскими. Репное, Слепное, Вейсово, Кривое, Червленое... И более мелкие, безымянные, которые местные жители называют просто лиманами.

Озера приветливо-весело посверкивают своей гладью из зарослей камыша, тростника, рогозов. Но здесь встречаются и чисто морские растения - руппия, заннукелия. А кроме типичных луговых чины и алтея, прижились, как у себя дома, галодиты, любящие засоленную почву, солерос, солончаковая полынь и солончаковая астра, содник. Словно взяли и в одночасье переселились из какого-нибудь приморья в открытую степь. Собственно, и вода в озерах под стать морской.

Вокруг холмистое степное раздолье, изрезанное буераками, балками и оврагами с меловыми обрывами и осыпями, по буграм щетинится любящий зной полынок, подувает сухой, теплый ветерок, преимущественно с юго-востока. Ну, точь-в-точь, как на приморских прибрежьях.

Невидаль да и только!

Издавна их называют Торскими - по племени торков, кочевавших наравне с хазарами, печенегами и половцами по здешнему краю. Как и реку Торец с ее притоками - Сухим и Кривым. Что означает в переводе на русский язык «быстрый», либо «источник».

Название это поминается еще в Ипатьевской летописи, поведавшей так же, как и Боян в «Слове о полке Игореве», о трагический событиях, какие разыгрались на Диком Поле еще в 1185 году, при битве на реке Каяла. Игорь попал в плен на реке Тор или был привезен сюда с более южной стороны. Об этом самом месте ведется речь в «Слове...»: «В полночь Овлур (половец, бежавший на Русь вместе с Игорем) свистнул коня за рекою; велит князю не дремать». А в летописи уточняется: «... и послал Игорь Лаврове конюшного своего река ему перееде на оноу сторону Тора с конем поводным...»

Более того, в той же летописи записано, что воины князя Игоря, сдерживая натиск врагов, изнывали от жажды, но не могли пить и поить лошадей, так как вода в реке была соленой. Та ли была это река, поименованная Каялой, или Макатиха, которая когда-то была бурной и полноводной, а теперь русло ее почти пересохло, или другая какая, но место пребывания Игоря в плену обозначено Тором. И стало быть, даже если он и был пленен в другом безлюдье дикой степи, то побег совершил именно отсюда. Однако ж соль в воде поминается. Значит, все наверняка так и происходило, из этих мест Игорь бежал на близкий Северский Донец, к которому впоследствии обращался с благодарными словами: «О, Донче!...»

Самое большое из Торских озер - Репное .

Как-то работные люди, добывавшие к тому времени соль на самодельных солеварнях, услышали страшный грохот. И на их глазах в разверзшуюся, треснувшую или по-украински «репнувшую» землю провалилась казарма с целой командой солдат. Даже свидетель конкретный этому ужасу отыскался - некто Виттих, которого из-за границы вытребовал Петр I для отечественного соляного промысла.

Хотя по другому преданию, сгинул в пучине разверзшейся земли и хлынувшего оттуда рассола солеварный заводик - весь с гамузом.

Как бы там ни было, а хлынувшая наружу вода грозила затопить варницы. По донесению о случившемся Петру I было ниспущено повеление: спустить вновь образовавшееся озеро в Торец. Но уровень Торца оказался выше, и вода стала еще больше затапливать окрестности. И тогда канал засыпали наглухо. За достоверность предания никто не может поручиться. Тем не менее, следы тогдашнего неудачного канала якобы просматриваются до сих пор и их нетрудно отыскать.

А озеро, возникшее на месте треснувшей, или «репнувшей», земли и последующего ее провала, прозывается и посейчас Репным.

Слепное озеро называлось и Косю-Слепное . Оттого, что в нем якобы утонула слепая лошадь - «кося сліпа», поместному. Да и много было на нем слепней - оводов.

Озеро Вейсово связано с фамилией полковника Вейса, который занимался акцизным сбором пошлин. В 1832 году у него родился сын Иван, и в его честь озеро было названо Вейсовым. А до этого оно прозывалось на разные лады: и Старо-Майданным, потому что в его стороне находилась площадь - майдан, где собирались на свои соборы казаки, должностные лица и выборные от солеварен для рассмотрения и разрешения тех или иных заминок в организации производства, службы и управления; именовалось оно и Маяцким, поскольку рядом пролегала дорога на бывший воинский сторожек Маяки, что в направлении к Святым Горам.

Кривое именовалось еще и так: Кривое-Левадное. Первая половина исходила от кривизны его береговой линии, а вторая - от находившихся поблизости сенокосных левад.

И наконец, поименованное Червленым. Оно же и Червонное, а попросту Червоне. Потому что по его берегам росла вроде бы странная на вид трава - красного, будто кровавого, цвета. Она и поныне тут растет, солончаковая, сочная, хрупкая и красная с виду - солянка, или солонка.

Безымянным же озерцам, именуемым и лиманами, и солонцами, и солончаками, несть числа.

Недаром и развернулись на здешней почве соляные промыслы бог весть когда.

Из названий озер бросается в глаза нечто общее: украинизмы. Стало быть, не одни казенные работные люди, присланные из России, обретались на солеварнях, а стекались сюда и беглые крестьяне-украинцы - от них-то и приняли наименования украинский оттенок. Да еще и украинские казаки с Днепра - «черкасы».

О том, что солеварение на Торах к середине XVII века шло уже полным ходом, засвидетельствовали сохранившиеся в отечественных архивах указы Великого князя Алексея Михайловича. В первом говорилось, чтобы из Чугуева воевода Хлопов посылал ежегодно на Торские озера дружину по 30 человек для защиты солеваров и солеварения. Ибо набеги кочевников не прекращались. Для этой же цели защитной, кроме Маяцкого острожка, вскорости по второму указанию соорудили и на соленых озерах Острожек, в котором службу несла стража из того же Чугуєва.

А вскорости Богдан Хмельницкий жалобился царю: «Некии воришки в Гадяче и Вспрыке и в иных городах вчали бунты и многие злости, и не хотят с ними вместе против государева неприятеля идти, бегают в украинские города и на Торские озера».

На что последовал незамедлительный указ Тишайшего: «В украинские города черкасов и никаких людей, которые придут из полков Богдана Хмельницкого или из Тора, или из иных городов, не принимать и в вечное житие их не ставить».

Не пройдет и четверти века, как все тот же царь вынужден будет из-за непрекращающихся набегов кочевников, которые по весеннему и летнему теплу чуть ли не ежегодно жгли солеварни, торгово-ремесленные посады, разоряли при случае Острожек, преобразованный к тому времени в Торскую крепостцу, - все тот же царь из вынужденной предосторожности обязан будет принять совершенно противоположный указ: «У тех соляных озер для опасения неприятельских людей построен город Тор и призваны на житье черкасы». То бишь заднепровские казаки с Черкасского острова. Они сноровисты были в ратном деле. А к тому и сельщина была им свычна. Да и в солеварении по житейской ухватистости быстро освоились. И их, вероятно, можно считать первыми оседлыми жителями Торских озер.

Торяне, выдвинувшиеся за пределы так называемой Белгородской черты, то есть ряда крепостей, выстроенных для охраны южно-русских границ от Ворсклы до Дона по Северскому Донцу, - находясь на передовом ее крае, торяне больше других терпели из-за набегов кочевников. Их сотнями угоняли в полон. И к концу XVII века Торская крепостца, по донесению чучуевского воеводы царю, «пришла к совершенному разорению».

Поэтому жители бросили соляные озера, и в 1700 году промыслы на Торах запустели. А тем временем в Бахмуте были открыты новые, куда и перебрались сотни торян.

А от Тора осталось только новоявленное название Соляной. Или Соленый. Он-то, собственно, и стал прообразом нынешнего Славянска. Тогда же его исключили из фортификационных сооружений. И определили ему статус уездного городка Екатеринославского наместничества и дали теперешнее имя.

С первой половины XIX века Торские озера зажили иной, курортной жизнью - не менее хлопотной, суетной, зато бойкой и веселой, даже праздной.

В 1827 году штабс-лекарь Яковлев, ознакомившись с лечением на Одесских лиманах, стал успешно применять купания в Репном озере и натирания грязью оного больных солдат. На подмогу его усилиям пришел и харьковский профессор Гордиенко, сделавший изначальные химические анализы и минеральных вод, и тех же грязей.

Слава о целебных свойствах славянских грязей и вод быстро разнеслась по окрестным селам и городам. И вот уж отовсюду ринулся сюда недужный люд - «слабогрудые», с накожными заболеваниями, с покрученными болезнями руками и ногами. И лечились кто как попало, невзирая на запреты местных властей.

Однако приток людей на самолечение не прекращался. А тем более, что с постройкой в 1867-1869 годах Курско-Харьковско-Азовской железной дороги вблизи Славянска, курорт и вовсе стал доступен многим желающим попасть на Торские озера уже и из более отдаленных краев.

Упорядочился приплыв лишь после того, как курорт был передан в собственность города и началось строительство частных санаториев.

Первым директором минеральных вод избрали городского врача Коссовского.

А к концу XIX века вышел царский указ о том, что Славянские минеральные источники возведены в ранг общественно значимых. Не прошло и десяти лет, как на Международной бальнеологической выставке в бельгийском городе Спаа за высокое лечебное свойство представленных туда экспонатов торских грязей Славянский курорт был удостоен наивысшей награды - Большой Золотой Медали и премии Гран-при.

Вот тебе и Торские озера!

3 группа. Легенды о реках Донбасса. Звучит аудиозапись шума реки, щебета птиц.

В книгах И. Костыри «Думы о Донбассе», Е.Мотыжевой «Сказки, мифы и легенды Примиусья» находим объяснение некоторым названиям рек.

Большой Тор - это Казенный нынче, поскольку протекал по казенным, то есть государственным землям. А относительно его притоков, Кривого и Сухого, тут и гадать нечего: первый так назван потому, что кривой, а второй - потому что в летнее время мелеет, пересыхает сильно. Бакай - «глубокая, болотистая яма» в переводе с татарского. На реке Бессарабке жили в петровские времена переселенцы из Бессарабии.

А вот Колонтаевка , что вытекает из безымянного соленого озера и впадает в Казенный торец, хранит особую память.

Однажды небольшой отряд татар напал на баб, которые полоскали в речке белье. Женщины не сплоховали и стали отбиваться мокрыми, тугими и тяжелыми вальками, хлестали их по наглым смеющимся рожам, колотили до тех пор, пока не подоспели казаки, боронившие эту местность от набегов крымских татар и Ногайской орды. И потом долго смеялись над тем, как они сообща иноверцев поколотили. Оттого и Колонтаевка.

Легенда о реке Бахмутке

Существует легенда о дочери половецкого предводителя Бахмета, которая безоглядно полюбила местного пастуха. Но отец воспротивился этой любви, послал бедного пастуха со своей дружиной завоевывать тот же мир, о ладе и покое которого не однажды пел пастух. В одной из стычек пастух погиб. И тогда дочь Бахмета прокляла отца, послав­шего его суженого на верную гибель, а сама бросилась в без­донный яр, заросший до темени лесом. Бахмут-хан так и не отыскал ее.

Прошло какое-то время после разыгравшейся здесь тра­гедии, и в том яру проклюнулся солеродоный родник - вода в нем была солона от слез дочери хана, которая и там, в подзе­мелье, неутешно оплакивала своего любимого горькими, со­леными слезами.

Оттого-то и прозвали-де народившуюся речушку Бахмуткою, а отсюда и - Бахмут.

Кто ж теперь дознается в точности, как оно на самом деле было? В чью честь или память нарекли сим именем речку.

Так или иначе, а прижились на донецкой земле, искони славянской, эти нездешние названия - и Тор, и Бахмутка с прадавних пор. И стали неотъемлемыми, неотторжимыми от нашей древней истории. В том числе и истории солеварения в Донецком крае.

Миус и Миусик

Жили два речных брата – Миус да Миусик. В одной земле одновременно родились, одной водой питались. Всем равны, всем одинаковы. Потому все время спорили они, кто из них старший, а кто меньший брат. Спорили, ссорились, чуть не до драки доходило.

Наконец, решили найти кого-нибудь, чтоб рассудил их спор. Долго искали, и пришли к мудрому ворону, который, будто бы, уже лет триста на земле жил.

Выслушал их ворон, да и говорит:

– Уважу я вас. Ты, первый брат, лейся на юг по западному руслу. Ты, второй, лейся по восточному. А где ваши холмы и русла в одну песчаную долину сойдутся, встретитесь у большого дуба, что ветвями воды касается. Там я вас и рассужу.

Сказано, сделано.

По западному руслу Миусу выпало течь, по восточному – Миусику.

Подумал Миусик:

– Тот победит, кто быстрее до дуба добежит. Начну-ка я течь быстрее.

И помчался, что было сил, стараясь бежать почти по прямой, к дубу заветному. По дороге речушки малые за ним увязались, вместе течь просятся.

Миусик им:

– Недосуг мне, спешу очень. Вы уж сами там за мной старайтесь течь. Коли догоните, так я не против, побежим вместе.

Вот и добрался, в конце концов, к дубу. А на нем старый ворон братьев дожидается.

– Победил я, – кричит Миусик. – Первый притек. Да еще, гляди, с десяток ручейков и речушек за собой привел. Увязались за мной, несмышленые, сами. Но я всех обогнал. Первый я.

– Погоди, – ворон отвечает. – Подождем сперва твоего братца, Миуса.

А Миус по-другому рассудил, когда к дубу течь начал:

– Бежать, я, конечно, умею быстро, не хуже Миусика. Но ведь не всегда ноги – главное. Иногда еще и голову неплохо бы иметь на плечах. Потеку себе пока не торопясь, огляжусь сперва, подумаю. И потек.

И за Миусом, как и за Миусиком, куча речушек и ручейков увязалась, увидевших, что отправился он в путешествие.

Не сильно спешил Миус, каждую речушку ждал, чтоб никого не забыть, не обидеть. Когда и не прямо, а извилисто русло себе прокладывал, чтоб и самый слабый ручеек дорожку к нему найти смог.

– Вместе, – говорит, – идти веселее. Да и путь короче становится.

Тек он теперь в большой компании рек да ручейков, с два десятка их собрал вокруг себя. Струился, окрестными холмами любовался, на дубы глядел, ковыли слушал, прибрежные осоки мыл. Наконец, тоже добрался до заветного дуба, где его ворон да Миусик дожидались.

Посмотрел на обоих братьев ворон и сказал:

– Оба вы молодцы, хоть куда. Ты Миусик, первый прибежал, тут и спору нет.

Ты Миус, больше рек за собой привел, больше воды принес, больший путь прошел.

Хочу я знать, прежде чем решение свое вынести, как каждый из вас сам судил-рядил, когда ко мне спешил, чем руководствовался.

Миусик объясняет:

– Тот из нас старший, кто первый к тебе пришел. Потому что набольший тот, кто самый быстрый да удалый.

Выслушал Миусика ворон, на Миус посмотрел.

Миус ответил:

– Тот самый главный, кто о других думать способен. Потому я так задержался, что все ручьи да родники собрал, которые со мной течь хотели. Слабым русло помогал промыть, сильных рядом вел. Вместе мы к тебе нашу воду донесли.

Опустил голову ворон, задумался. Потом черным клювом черные перья почистил и молвил:

– Польза реки – в том, какой ширины пояс ее водяной, да в том, как глубока вода ее.

Ты, Миусик, торопился, да не так много воды принес. Ты, Миус, меньше спешил, зато воды, в жаркой степи жизнь несущей, больше собрал.

Смотрю я на вас и не только я, любой судья скажет вам, что большая сила у Миуса-реки. Больше в нем воды, а значит, больше пользы от него. Быть Миусу из вас, братьев, набольшим, а Миусику, отныне, во всем его слушаться.

Как сказал, так и стало с тех пор у Миуса да Миусика.

Хитромудрый Пронька (легенда об образовании рек Нагольной и Нагольчика)

Пришел как-то в наши края жить мужик один – рыжий да конопатый. Был он, по слухам, из хорошей семьи, вроде даже дворян польских. Но, кроме старого кафтана и сабли, ничего не имел. Потому, наверное, и прозвали его, скажем, не Прохором Алексеевичем, а, попросту, Пронькой.

Был этот Пронька, хоть и дворянский сын, а жадный да хитрый, словно цыган какой. Все мудрил, как бы богатства подольше и побыстрее добыть. Не было у него матери, но, была б, наверное, и ее Пронька продал бы, если б ему золото показали.

А во всем остальном – очень даже ничего был человек: разумный, утонченный, ухоженный. Разве что плечами узок, да собой худосочен. Ну, может, в поляках у них все такие…

Поселился Пронька там, где сейчас Грузская балка начинается. Хату себе сложил, огород развел, охотиться начал.

А вечерами, когда скучно становилось, в кабак ходил, со товарищами горькой выпить, да в карты в подкидного дурака перекинуться.

Вот однажды возвращались собутыльники домой, и по пьяному делу у старого колодца заспорили, кому из них лучшая жена достанется, самая богатая, да самая красивая.

Каждый, даже тот, кто кривой-косой, себя самым удачливым выставляет. Ну и Проньку, понятно, заело.

Домой пришел, думать стал, как бы ему товарищей переплюнуть, нос им утереть. Всю ночь и целый день думал. А к вечеру вот что случилось.

Постучал кто-то в дверь Пронькину. Открыл он засов, а на пороге девушка стоит. Росточком низенька, одета в простой мужицкий овчинный тулуп, мехом вовнутрь, а лицом красивенька, что солнышко весеннее.

– Ты кто? – Пронька удивился.

– Я – дух здешней земли. Над ковылем ветром летаю, травинки перебираю. В чабрецах истомой лежу – цветочки шевелю. Когда росой с веток терновых вниз качусь, когда шиповничком под ясным солнышком себе бока грею. Дух тутошней земли я, навеки к ней приставленный, богатства здешние храню.

А вчера вот услышала, как ты у колодца похвалялся, что самую лучшую жену себе найдешь, и решила прийти, посмотреть на тебя, в доме твоем погостить. Пустишь?

Пронька дверь пошире отворил:

– Милости просим. Такой-то красавице. А как звать-величать-то тебя?

– Навка я. Дух невидимый. Нету у меня имени крещеного. Как хочешь, так и назови. Да вот хоть Глафирой. Чем не имя? – девушка отвечает.

– Ну, Глафира, так Глафира. Только угощать мне тебя нечем. Сама знаешь, житье холостяцкое. Разве что чаем напоить могу.

И стал Пронька Глафиру чаем угощать. За чашками и просидели так вдвоем, поговорили сколько-то.

Пронька времени счет с навкой потерял. Будто вовсе она не мужичка, как по тулупу скажешь, а барыня, либо княжна какая.

Всю Пронькину любимую поэзию знала, о книжках ученых умно говорить могла, словно сама их читала, забытые песни, что Пронька в детстве от матери слышал, легко вспоминала. А уж какие шутки шутила да сказки сказывала – все ночные туманы за окном от смеха развеялись, и на горизонт вышедшее утреннее солнце тоже улыбаться стало.

Думал-думал Пронька, и насмелился:

– А оставайся-ка ты, – говорит, – у меня насовсем жить. Вместе веселее. Будешь мне жена. Готовить-то умеешь?

– А то, – Глафира отвечает. – Как все девки в этих краях: и готовить, и стирать, и штопать, и за скотиной ходить.

– Ну, коли и за скотиной ходить, это вовсе хорошо, – Пронька руками от радости прихлопнул. – Значит, решено. Только надобно тебе тулуп твой нагольный на сарафан, какие бабы тутошние носят, сменить. Есть у тебя в богатствах такой?

Глафира ему:

– Про тулуп мой нагольный думать – не твоя печаль. Сама себе такой выбрала – в девках ходить. Захотела б – здешние цветы попросила, одели бы меня хоть в шелка, хоть в парчу.

Но, теперь ты, коли мужем стал, сам позаботься обо мне. Сарафан мне справь такой, какой тебе нравится. По мне – все красиво, во что оденешь меня.

Так и стал Пронька с Глафирой жить. Сердцем, конечно, тянулся к навке, нравилась она ему.

Но умом да хитростью тоже думал: «Коли и впрямь она – всей этой земли дух, то укажет мне путь короткий ко всем богатствам ее. А нет – так с собой в приданое принесет, уж, наверное. Нельзя такое счастье просто так из рук выпускать».

Время прошло. Живет с Глафирой Пронька. Всем жена хороша, в любом деле – загляденье. Только богатства в его хате особого не прибавляется. Ни золота, ни серебра, ни каменьев дорогих, чем перед товарищами в кабаке похвастаться можно было бы.

Пронька серчать стал. На жену косо поглядывать. От чая со стихами и песнями его с души воротит, от запаха ковылей да чабрецов – голова болит. Тут еще забеременела Глафира, сына родила.

Думал Пронька, хоть после этого на его голову золотой дождь прольется, ан нет. Заколодило намертво. Вовсе озлился Пронька. А как сын ему спать мешать ночами стал, совсем волком вызверился, в темную ночь выгнал обоих из дому. Глафире, с сыном на руках, вслед ее овечий тулуп выбросил и дверь захлопнул. Отказался от обоих.

Ушла Глафира в чисто поле, бухнулась грудью о землю сырую и обернулась речкой – Нагольною, а сына обернула реченком – Нагольчиком.

Потекли себе вдвоем неспешно по степи широкой по своим речным делам. Только один раз водой в сторону пронькиного дома Нагольная плеснула: «Пожалеешь ты».

Время идет, Проньку обида гложет. В кабак стал все чаще заглядывать. В карты с собутыльниками да случайными людьми стал все чаще поигрывать. И вот однажды сел он играть со старым казачьим сотником из Леоново-Степановки, что выше по реке стояла, да проигрался ему вчистую. И хату свою проиграл, и землю, и хозяйство, и кафтан, что на плечах был надет, и собственные штаны. Захотел отыграться, а сотник ему и говорит:

– Дам тебе отыграться. Но – уговор. Слышал я – дворянин ты. Коли опять проиграешь, возьму я тебя зятем. Дочке моей единственной как раз муж нужен, а мне – сын. Ну а выиграешь – твое счастье, все долги тебе прощу.

Услышал Пронька о женитьбе – на сотника получше поглядел. Вроде небедный мужик. Наверняка за дочкой хорошее приданное даст. Да и незазорно будет перед товарищами зятем сотниковым себя оказать. Подумал-подумал Пронька и согласился.

Стали играть. Пронька, теперь уж нарочно, сотнику проигрывает. Победил сотник.

Живо Проньку к себе в бричку посадил и в свое село повез. Дочке своей под хомут.

Как ехал Пронька в Леоново-Степановку, все думал, сколько выгод от женитьбы ему перепадет. А на деле по-другому вышло.

Жена досталась Проньке ленивая, старая, толстая да рябая. Живого весу в ней, почитай, пудов восемь было. Красоты и вовсе никакой. А характером – не приведи господь, хуже армейского фельдфебеля. Чуть что не по ней – живо мужа тумаками да затрещинами воспитывала. А скажет он хоть слово против – под себя подомнет, сверху на грудь сядет, да ну Проньку по щекам хлестать и волосы ему с макушки клочьями драть.

Про детей да любовь, какая у мужа с женой случается, и слышать не хотела.

Думал Пронька, хоть имение свое ему сотник отпишет, а он его одной дочери завещал. Зятя вовсе бесправной церковной мышью перед народом выставил. При важной жене-помещице в простого денщика превратил.

Жалел потом Пронька, лысину от солнца лопухом прикрывая, что за большим счастьем погнался, а малое потерял, да поздно. Видно, насмеялась над ним навка, подарила ему жену такую, какую заслуживал.

V. Закрепление изученного.

На интерактивной доске вы видите кресс-кросс. В нем зашифрованы названия рек нашего края. Ваша задача - увидеть и назвать их.

VІ. Рефлексия.

Какая ленда понравилась и запомнилась вам больше всего? Почему?

Какая информация в вашей копилке кажется вам наиболее ценной?

VІІ. Итог урока.

Каждый географический объект имеет научное объяснение своего названия. Этим занимается наука этимология. Однако параллельно с официальным объяснением нередко существуют фольклорные, мифологические объяснения тем или иным названиям, такие, какими они запечатлелись в памяти народа.

Я предлагаю каждой группе составить сенкан на тему нашего урока по алгоритму: 1 строка: название понятия, 2 строка: 2 прилагательных, 3 строка: 3 глагола, 4 строка: фраза или предложение, 5 строка: вывод одним словом.

VІІІ. Домашнее задание.

Ваши домашним заданием будет творческая работа. Придумать свою легенду о любом географическом объекте Донецкого края.

Литература

1. И.Костыря. Думы о Донбассе. http://donpatriot.ru/legendi_o_donbasse.html

2. Е.Мотыжева «Сказки, мифы и легенды Примиусья» http://17mkurgan.wmsite.ru/rasskazy-i-otchety/skazki-mify-i-legendy-primiusja/


Донбасс в последнее время всё чаще упоминается в связи со сложной политической обстановкой на Украине. А ведь этот горный край славится множеством легенд, большинство из которых связаны со здешними шахтами и катакомбами.

Призрак шахтёра

Так, очень популярна легенда о добром духе по имени Шубин, который помогает горнякам, спасая их от аварий. Скорее всего, Шубин - это всё же не имя, а фамилия. По преданию, этот человек жил в конце 19-м столетия и был по профессии выжигателем газа. То есть, выражаясь современным языком, проводил дегазацию шахт. Поскольку вентиляции в забоях тогда практически не было, выжигатель надевал на себя намоченный водой длинный тулуп из овчины, заходил с факелом в шахту и метал его подальше, а сам тем временем падал на землю, накрываясь тулупом. Если газа не было либо его было мало, то тулуп спасал выжигателя. Но иногда происходил сильный взрыв. Тем более что хозяевами шахтных разработок были сплошь иностранцы, а они о безопасности местных рабочих не слишком заботились.

Одна из версий гласит, что Шубин был из тех, кому не посчастливилось погибнуть в шахте от взрыва метана… Другая - поинтереснее. Мол, не поладил Шубин с хозяином-немцем. Характер у него был конфликтный, неуживчивый, а немец постоянно притеснял горняков. И вот как-то раз явился Шубин к хозяину пьяный и затеял с ним такой разговор: «Ты по какому праву нашу кровь шахтёрскую пьёшь?». Тот, конечно, ответил: «Я хозяин, что хочу, то и делаю!» - «Ах, хозяин? - ответил Шубин. - Ну, тогда я тебе покажу, кто тут настоящий хозяин». Выжигатель ушёл, и после этого его живым больше никто не видел. Рассказывали, будто не то помер своей смертью, не то по пьянке полез в шахту и специально взорвал её и себя заодно.

И с тех пор стали видеть его время от времени то здесь, то там… Появляется дух Шубина перед шахтёрами, чтобы вывести из-под завалов или предупредить о какой-то опасности. Правда, по другой версии, он, напротив, пугает шахтёров и может даже завалить или затопить шахту. Обитает Шубин будто бы в дальних или заброшенных выработках. Те, кто верит в этого духа, зовут его уважительно - «хозяином»…


В районе Комсомольского пляжа вблизи Мариуполя

Алмазы вместо метро

Ещё одна « подземная » легенда Донбасса связана с алмазами. Некогда, ещё в советскую эпоху, в Донецке собирались строить метро, но ничего не вышло. Пошли слухи, что строительство заморозили из-за того, что во время прокладки первых веток метрополитена обнаружили месторождение крупных алмазов. Вроде бы даже нашлись очевидцы, которые уверяли, что камни были величиной с перепелиное яйцо.
Впрочем, знающие люди говорят, что алмазы в Донбассе и впрямь «водятся». Впервые они были найдены ещё задолго до революции. Но по какой-то непонятной причине разрабатывать месторождение не стали. Царское правительство спустило всё на тормозах, а частных инвесторов не нашли.


Скульптура в Донецке "Добрый Шубин"

Мутанты под Мариуполем

В донбасском городе Мариуполь есть подземные пещеры, которые местные жители называют «Штольней» или «Питомником». По слухам, в советскую эпоху КГБ оборудовал в здешних подземельях секретные лаборатории, где якобы изучались последствия воздействия радиации на людей и животных.

В городе Централия (США) с 1962 года «горит земля». Пожар начался с того, что пожарные подожгли в заброшенной шахте мусор, затем потушили его, но не до конца, и огонь распространился на другие шахты.

Местные старожилы охотно делятся с журналистами и исследователями преданиями о катакомбах. Один из них, по имени Роман, вспоминает рассказы своего деда о том, что в 50-60-х годах прошлого столетия в искусственных пещерах, тянувшихся на много километров, располагался засекреченный объект. Хотя территорию ограждала колючая проволока, кое-какие слухи просачивались. Самым популярным был миф о мутантах, которых «выводили» в тайных лабораториях КГБ.

Мутанты будто бы время от времени наведывались в близлежащие села - Чермалык и Гранитное.
- Повадились как-то хулиганы кидать одной женщине камни на крышу - шифер били, - рассказывает Владимир, житель села Чермалык. - Она пожаловалась сыну. Собрались, значит, парни постарше, сидят дома, поджидают, чтобы проучить хулиганов, а на дворе ночь уже. Слышат, как калитка скрипнула, потом стук по крыше, ну, они и рванули за неизвестным, а тот в камыши - и по полю удирать начал в сторону «Штольни». В общем, выгнали мерзавца на поляну, фонариком светят - тень есть, а человека нет!

Тот же Владимир утверждает, что своими глазами видел возле «Штольни» гигантских змей. Он вспоминает:
- Как-то вечером мы с отцом ехали на машине, и тут отец, чертыхнувшись, резко ударил по тормозам. Мы подумали, что какой-то умник положил поперёк дороги толстый шланг, диаметром где-то как пожарный рукав, машина аж подпрыгнула, когда его переехали. Мы остановились, чтобы убрать этот «шланг». Выходим из машины, смотрим, а он вьюном по дороге вьётся, шипит - и в сторону «Питомника». Мы в машину прыгнули - и по газам…

Ещё будто бы наблюдали поблизости от объекта странных грызунов, похожих на крыс. Но всё-таки это были не крысы, а гигантские насекомые, которые время от времени заползали на местные огороды, пугая хозяев своими размерами.

А вот что поведал Игорь Криничный из Гранитного:
- Несколько лет назад на спор с товарищами я полез в правую пещеру. Условием было сфотографироваться у дальней стены. Пробирался вглубь с зажигалкой, видимости, соответственно, никакой. Едва видел, куда ногу ставить. Метров через 200 послышался какой-то шорох. Я остановился приглядеться, поднял повыше зажигалку, и меня как током ударило - на меня смотрели два огромных глаза, как у насекомого. Я рванул что было мочи, а эта тварь зашипела - и за мной, было слышно, как она своим телом двигала камни.

Впрочем, по другой версии, никаких лабораторий под Мариуполем отродясь не было, а существовала урановая шахта. Хотя одно другому не мешает. Если есть уран, то понятно, откуда взялись радиация и мутанты! По словам одного бывшего партийного чиновника, там проходили испытания горного оборудования. После развала СССР ни о какой секретности речи уже не шло, катакомбы оказались заброшенными, и там устроили стрельбище местные бандиты.


Шахтер выполняет работу в шахте

Находки сталкеров

Сегодня от катакомб остался лишь небольшой участок у самого входа длиной 400 метров. Остальные туннели забетонированы. Туда частенько наведываются мариупольские сталкеры. По словам этих «охотников», им не раз попадались в пещерах любопытные находки - например, остатки неизвестного оборудования. А однажды они наткнулись на свадебное платье покроя 1970-1980-х годов. Как оно попало в это жутковатое место - загадка. Неужто кому-то вздумалось играть здесь свадьбу? Кстати, там же, в катакомбах, была обнаружена и чья-то летняя туфелька без пары - судя по всему, из того же времени, что и платье.

Конечно, не обходится и без мистики. Сталкер Захар Беркут уверяет, что ему и его товарищам удалось сфотографировать в одной из пещер привидение.
- Мы оставили здесь фотоаппарат на длительной выдержке, и на снимке в конце туннеля у нас отчётливо виден силуэт человека, хотя мы знаем, что там никого не было, - вспоминает он. Самое интересное, что впоследствии сенсационный снимок загадочным образом исчез из фотоархива.

У местных школьников есть традиция - в день выпускного устраивать гулянья вблизи катакомб. Там-то и приключился очередной «призрачный» эпизод.
- На выпускном вечере мой брат вместе с одноклассниками приехал сюда, гуляли по поляне и в подлеске, - рассказывает Владимир из Чермалыка. - Кто-то предложил сделать коллективное фото, и все встали гурьбой. Каково же было наше удивление, когда на одном из снимков позади группы обнаружилось бледное лицо постороннего человека.

Может быть, это призраки строивших катакомбы зэков? Или те же мутанты? Кто знает, вдруг радиация способна превращать людей в фантомы? Так или иначе, в отличие от молодёжи, жители более старшего возраста на всякий случай обходят бывший секретный объект стороной…

Истории города Донецка полна мифов. Правильнее даже будет сказать, что история Донецка по большей мере состоит из мифов, которые так плотно пронзают наше прошлое и настоящее, что порою воспринимаются за подлинно исторические события. Мифы передаются из уст в уста, мифы рассказывают экскурсоводы в музеях, на основе мифов создаются исторические публикации, но мало кто пытается мифы критически проанализировать.

Да, да, именно проанализировать, а не опровергнуть! Не будем гнаться за дешевой сенсацией. Умный сам сделает нужные ему выводы, дураку все равно ничего не удастся доказать

Слыхали?

В Калининском районе Донецка, возле областной Госавтоинспекции есть небольшой прудик под названием «Блоха». Почему Блоха? Потому, что маленький, и не связан ни с какой водной артерией, такое вот крохотное водное зеркало, зажатое со всех сторон городской застройкой.

Когда-то, я лично думал, что это затопленный котлован. Некоторые рассказывали страшную историю, что это котлован, оставшийся после того, как под землю провалился целый дом (в Донецке бывают такие казусы с домами). А еще позже была озвученная версия, что Блоха - это затопленный шахтный ствол, и потому глубина её достигает просто невообразимых размеров.

Версия о том, что пруд имеет вполне природное происхождение, почему-то никого не устраивала.

«За счет каких истоков питается Блоха?», и «Как происходит сброс воды»? - вот два вопроса, которые задают упорствующие, и одновременно используют их в качестве аргументов.

Картографические аргументы.

Как это часто бывает в вопросах мифов, использовать для их анализа документальные источники никто не спешит.

Сейчас проспект Дзержинского в этом месте мало отличается от обычной улицы, но если мы посмотрим на карту 60-х годов, то обнаружим, что когда-то вдоль трамвайного полотна шла балка Куцая. Причем доходила она почти до самой Блохи, где от пруда её отсекал поворот трамвайной линии.


Балка Куцая и пруд Блоха на карте Донецка 60-х годов

Немецкая аэрофотосъемка 1941 года позволяет оценить масштабы исчезнувшей балки. На ней хорошо виден даже не один, а целых два пруда по течению балки Куцей. Причем там, где, сейчас возвышаются девятиэтажные дома, мы можем наблюдать глубокий затопленный овраг.


Балка куцая на немецкой аэрофотосъемке. Хорошо видна Блоха, отсеченная от балки трамвайной веткой

На основе этих двух документов можно сделать следующие выводы:

Блоха - пруд, имеющий вполне природное происхождение и находящийся в верховьях исчезнувшей балки Куцей.

Время появления Блохи можно определить в 1935 год, по году прокладки трамвайной ветки на Калиновку;

Назначение пруда - отстойник шахтных вод;

После закрытия шахты 5-6 им. Калинина, когда сброс шахтных воды прекратился, балка Куцая на была засыпана, а водоотвод осуществлен по ливневой канализации. Пруд Блоха был сохранен, как примыкающий к площади им. Калинина.

Полевой выход .

Для того, что бы окончательно расставить все точки над «ё», оставалось только промерить глубину пруда и найти там устье затопленного ствола. Для этой цели предлагались самые экстравагантные мероприятия, вроде промера грузилом с лодки, или бурение лунок зимой. Но лунки бурить не пришлось - на помощь призвали высокие технологии, в лице рыбацкого эхолота, который любезно предоставил Александр Верный.

21 апреля 2013 года, большая группа людей, не безучастных к истории города, оккупировала берег Блохи, в надежде подтвердить или опровергнуть миф о бездонности пруда. Среди собравшихся были приверженцы всех бытующих версий, так, что можно утверждать о достаточной непредвзятости измерений.

Первый заброс. Эхолот не принес сенсации - глубина чуть больше двух метров, у самого уреза воды - 1,4 м. Глубоко, однако.


В ожидании чуда


Чуда не случилось

Заброс № 2. С той же стоянки, в другую сторону.


Берем левее. Все еще ждем чуда


Нашли омут

Эхолот показал глубину в 3 - 3,1 метра. Забегая вперед, скажу, что это было самое глубокое место Блохи.

Мы обошли пруд по всему доступному периметру, в надежде отыскать самое бездонное место. Глубина везде 2,7-2,8 м. Рельеф дна достаточно ровный - везде перепады не больше 10 - 20 см. К берегу, глубина уменьшается, но составляет немалые 1,7- 1,8 метра. По меткому замечанию Верного - пруд имеет форму тазика. В таком, человеку не умеющему плавать, делать нечего - отсюда и рассказы о его бездонности.


Попытка добраться до «устья шахты». Заброс в сторону самого глубокого места. Глубина 2,8-2,9 м


Глубина возле самого берега

При обходе Блохи был обнаружен перелив. Выглядит он как-то очень смешно, но нет повода сомневаться, что раньше в этом месте стояла бетонная труба. К тому же глубина в этом заливчике составляет 1,4 м.


Перелив пруда Блоха. По этой трубочке вода уходит в канализационный колодец

Так же отыскался и «родник», за счет которых Блоха пополняется. Со слов местного рыбака, этот «исток» сильно пересох в последние годы, а раньше он, что называется, хлестал. (Рыба, кстати, в ставке водится. При нас, в течение 10 минут из «бездонных» вод Блохи, были извлечены, три бычка размером в палец).


Исток Блохи, вытекающий из под ул. Ходаковского

Последний заброс эхолота сенсации так же не принес. Глубина стандартная - около 3-х метров. Тут уже даже самые стойкие из собравшихся, признали, что Блоха никаких тайн в себе не оставила. Бездонный «ставок» - являет собой котловину искусственного происхождения, с почти ровным дном и отвесными берегами. Но он точно не является затопленным карьером, а тем более шахтной выработкой!

Последний заброс


Чуда не случилось

Чуть позже этим же днем, я имел разговор с человеком, принимавшим участи в строительстве многоэтажных домов вокруг ставка. Он немало посмеялся над нашими изысканиями, и поведал, что в средине восьмидесятых годов Блоху основательно вычистили экскаватором, и пруд имели более квадратные очертания (именно таким я его и помнил). Отсюда мы получаем объяснения о поразительно ровном рельефе дна.

Мистическая история Донбасса Луговский Григорий

Легенды и мифы «Новороссии»

Легенды и мифы «Новороссии»

А теперь отвлечемся от давно минувших дней и обратимся к событиям сегодняшним. Внезапно для всех (кроме меня конечно) в 2014 году Донбасс оказался в центре внимания мировых новостей. События развивались стремительно, словно по чьему-то зловещему плану. И уже летом 2014 мы имели полномасштабную войну в индустриальном, густонаселенном регионе. Что происходит сегодня в Донбассе - на эту тему написана масса статей и книг. А напишут еще больше. Но все они опираются на анализ происходящего, не углубляясь в глубину веков. Мы же попытаемся проанализировать донбасский конфликт в контексте темы мистической истории.

В информационную эпоху бывает так, что реальности как таковой и нет, а есть только ее отражение. Смотрим в книгу (то есть в реальность), а видим фигу. И чтобы понять эту книгу, нам нужны толмачи - СМИ, эксперты и т. п. И все будет зависеть только от того, кому данный индивид доверяет как эксперту, кто для него авторитетен. Поэтому мы можем бесконечно удивляться недалекости и тупости путинских адептов, но они в той же книге будут всегда видеть другие знаки. То есть сила ни в какой не правде, а в вере. Кто во что верит - то для него и правда.

Мы постоянно удивляемся: почему Россия вдруг начала действовать совершенно неразумно, в ущерб себе? Если присоединение Крыма - акт престижа, заявка на гегемонию в этой части мира и попытка вернуть себе место сверхдержавы, то зачем России понадобился Донбасс и некая мифическая «Новороссия»? Страна, наспех придуманная политтехнологами подобно тому, как в фильме «Плутовство. Хвост виляет собакой» были вымышлены албанские террористы и героическая операция по их обезвреживанию. В нынешних экономических и политических условиях Украине даже выгоднее взвалить Донбасс на Россию, чем России тащить этот чемодан без ручки.

Для россиян Крым - этот полуостров «славы русского оружия», которое проиграло здесь Крымскую войну в середине 19 века. Кроме этого, Крым имеет стратегическое значение и общепризнанную богатую историю. Когда-то в Крыму, словно в большой крепости, находили пристанище народы, терпевшие поражение в Степи. Здесь доживали свой исторический век и последние скифы, и готы, и хазары. Мы уже писали о загадочном «Русском острове», который упоминали арабские авторы раннего средневековья. Существует предположение, что этим русским островом мог называться именно Крым, где обитали какие-то из русов-неславян. Могли так называться те же потомки скифов, или сарматов.

Путин не так давно, уже после «отжима» полуострова, придумал этому акту оправдание, заявив, что Крым - сакральная для России земля. Тут, в древнем Херсонесе (у славян - Корсунь) крестился от византийцев князь Владимир в 988 году. Не стоит сбрасывать со счетов еще одной глубинной связи между Крымом и Кремлем - этимологической. И Крым, и Кремль означают «отгороженное место», «крепость». В каком-то смысле - закрытая страна, недоступное место, что может быть эпитетом и сакральной территории, земли «блаженных праведников» и «небожителей». Еще одна важная историческая деталь - долгое время Крымское ханство совершало набеги на Московию, иногда облагая ее данью. В 1571 году крымский хан Девлет Гирей дошел до Москвы и сжег ее. Поэтому взять Крым важно для Кремля, если он ориентируется на иррациональные и эзотерические приоритеты в своей политике . Взяв Крым по «сакральным» соображениям, Кремль подтвердил свои истинные ориентиры.

Именно поэтому «умом Россию не понять». Значит и «волю к Донбассу» со стороны Москвы тоже нужно оценивать как иррациональные. Какие же «духовные скрепы» связывают Россию с Донбассом? В июне 2014 года русский журнал «Эксперт» вышел с характерным девизом на обложке: «Донбасс - сердце России» (такой же плакат работы О. Щевкуненко, но с индустриальным смыслом, относится еще к 1921 году), а в передовой статье Донбасс был объявлен еще и «форпостом русского мира». Если же смотреть российские телеканалы, то с весны 2014 года складывается впечатление, что Донбасс - не только сердце, но и все остальные жизненно важные органы России. Почему Донбасс, а не Суздаль, или Новгород, например? Российские СМИ на эту тему предпочитают молчать, потребитель «новостей» просто должен принять на веру идею: Донбасс почему-то важен для России. Никто из рупоров Кремля даже не удосужился в этой связи вспомнить ни про «Русский каганат», ни про «русские древности» Донбасса. Почему они даже не посчитали нужным этого делать?

Вся суть постсоветского Донбасса в одном фото (снято автором летом 2014). Отжившие индустриальные технологии, основанные на эксплуатации недр, плюс активная клерикализация деморализованного общества. Итог - война за «Новороссию».

Да, в последнее время много пишут на тему российского интереса к Донбассу, но он так и остается странным и темным. Потому что все объяснения пытались выстраивать на рациональных рассуждениях. Например, писали, что Гиркин-Стрелков «поджег» Донбасс именно в Славянске потому, что тут разведаны большие запасы сланцевого газа. Либо потому, что стратегически Славянск удобно расположен, на распутье между Донецком, Харьков и Луганском. Но это объяснения слишком рациональные, разумные, а надо искать именно мистические, а потому на первый взгляд абсурдные версии. Мистическое объяснение активизации «новоросского восстания» со Славянска может быть таким: совсем рядом находится старейший город Донбасса - Святогорск, названный так в честь располагающихся здесь живописных меловых Святых гор. Впервые они упомянуты еще у Сигизмунда Герберштейна в «Записках про Московию» (1526 год). Пещеры в меловых выступах были заселены монахами-пустынниками, которые жили здесь, по некоторым данным еще с XI века. Около 1624 года здесь был основан Святогорский Успенский монастырь. До конца XVII века Святогорский монастырь не имел ни одного наземного сооружения, то есть обитатели Святых гор реализовывали архетип праведников, живущих под землей, известный нам по мифам о рахманах, Гоге и Магоге, чуди-сииртя и других загадочных существах. Топоним Святые горы отсылает нас к архаическому мифу о Святогоре - гигантском богатыре, которого не могла держать земля. Из-за этого Святогор не мог покидать территорию Святых гор (мотив стража закрытого места, или даже мотив прикованного гиганта, вроде Прометея, либо скрытого в скалах или горах Гога и Магога). Как писал исследователь славянского фольклора В. В. Иванов, Святые горы противопоставлялись Святой Руси. По всему похоже, что древнее Святогорье соответствовало «закрытой стране» древних славян - Артании, о которой мы уже писали (см. «Народ-призрак»). Кроме того, Славянск располагается в древнем Бахмутском металлургическом центре, что указывает на богатство этой территории археологическими артефактами, связанными с деятельностью первых кузнецов, обладавших статусом жрецов и шаманов. Интересно, что старое название Славянска - Тор (вблизи расположен город Краматорск, имеющий в основе тот же корень), можно связать с именем второго после Одина бога асов - Тора.

Еще немного донбасской мистической реальности, которая вершится у нас на глазах. Я писал о «народе-призраке». А сегодня в городе Алчевске дислоцируется военное образование сепаратистов «Новороссии», называющее себя «бригада «Призрак». Весь мир заставила заговорить о Донбассе катастрофа «Боинга-777» над Донецкой областью 17 июля 2014 года. Факты свидетельствуют, что пассажирский лайнер был сбит, вероятно, сепаратистами. При этом «Боинг» начал рассыпаться в воздухе в районе села Рассыпное, а большая часть обломков рухнула на поля у села Грабовое, где местное население и сепаратисты активно рылись в вещах мертвых пассажиров. Грабеж возле Грабового. Замечу, что дерево граб в Донбассе не растет, а потому происхождения имени села Грабовое остается туманным.

Еще год назад в Донбассе не было и тени сепаратистских настроений. Да, существовала ностальгия по империи, тяга к «великой России», но это все далеко от веры в возможность построения собственного государства (или даже нескольких государств). Год назад никто в бредовом сне не смог бы увидеть, что в Донбассе вскоре возникнет целых два новых государства! Хотя мне такой сон приснился 28 февраля 2014 года. Сон о поездке в Горловку, которая оказалась за границей. Но через несколько месяцев этот сон сбылся. Потому что я оказался в «ЛНР», а Горловка - в «ДНР». Горловка оказалась «за границей», да и сама ситуация в Донбассе - за границами здравого смысла.

Почему вдруг сепаратистские настроения в Донбассе стали если не господствующими, то мейнстримовыми? И почему Россия так быстро уверовала в свое «сердце в Донбассе»? Это результат только успешных стараний пропаганды, или в основе имеется более глубокое иррациональное зерно? Проще, конечно, пытаться все объяснять рационально, да только ведь речь идет об иррациональных мотивах, руководящих миллионами людей. Как тут их не учитывать, сбрасывать со счетов?

Если пообщаться с «новоросами» и адептами «Донбасса, который никто не ставил на колени», то помимо безудержной веры в несметные богатства донбасской земли, трудолюбие народа и прочие мифы, обнаружим следующее. Вернее - не следующее, а вполне вытекающее из вышесказанного. Донбасс видится этим людям землей обетованной. Хотя одновременно он может видиться им адом. Интересное сочетание, но не лишенное важной параллели с тем, что я писал выше. Вспомним, что путь в еврейский Эдем лежит через Шеол (ад). Что путь в рай сторожит ангел с огненным мечом. Что путь в блаженную страну «Махабхараты» охраняют демоны. Что на пути в Гиперборею обитают воинственные и опасные народы. Что Гог окружен Магогом. А это и есть Донбасс и вся его суть. Итак, «новоросы» и очень многие русские, воюющие за «Новороссию», либо свято в нее верящие, видят ее как утопическую матрицу грядущей «Новой Руси». Сегодняшняя «Новороссия» - это Россия завтра. Встречал даже в интернете мысль, что здесь русские воюют за мифическую Гиперборею. Как видим, иногда иррациональные протуберанцы безумия могут выносить на поверхность сознания магму древней мудрости.

Из книги В тисках мирового заговора автора Кассе Этьен

Факты и мифы Пока тексты были в переводе, я снова вернулся к теме Атлантиды. О существовании этого континента спорят до хрипоты и по сегодняшний день. Спорят историки, биологи, геологи, астрономы… К каким же выводам они пришли?По сути - ни к каким. Продолжаются бесконечные

Из книги Маски мира автора Зорин Петр Григорьевич

83 МИФЫ ВИРТУАЛЬНОГО МИРА Мифы не только отражают мировоззрение того народа, у которого они возникли, но одновременно являются указателями на пути становления этого народа. Они же воспитывают народ в определенном национальном духе, содержат в себе своеобразный эталон

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Из книги Шаманы и Боги автора Лар Леонид Алексеевич

Из книги Вам поможет Домовой автора Крымова Марина

Дивьи люди. Мифы и легенды Наверное, не существует такого народа, у которого нет сказаний о существах, живущих во мраке подземелий. Согласно старинным мифам французских, английских и скандинавских народов, в пещерах, которые разветвлены на многие километры,

Из книги Аватары Шамбалы автора Марианис Анна

МИФЫ И ПРАВДА О РЕРИХЕ В 1926 году в ходе своей многолетней трансгималайской экспедиции Рерихи прибыли в Москву и передали советскому правительству так называемое «Послание Махатм» и ларец с гималайской землей, для возложения ее «на могилу брата нашего, Махатмы Ленина».

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

Из книги Тайна Воланда автора Бузиновский Сергей Борисович

1. «СЕКРЕТНЫЕ МИФЫ» «Помоги, Господи, кончить роман!» - записал Булгаков в своем дневнике. Рукопись «Мастера и Маргариты» он называл «секретными мифами». А за несколько часов до смерти Михаил Афанасьевич показал глазами на картонную папку и прошептал: «Чтобы знали…

Из книги Магия для стервы. Ведьма или волшебница? автора Шацкая Евгения

Развеянные мифы о жирах В современном обществе липиды (жиры) являются объектом неистового психоза. Липиды, или резервные жиры, представляют собой сложные молекулы. Их можно классифицировать по химической формуле.Насыщенные жирные кислоты (Н) содержатся в мясе, яйцах,

Из книги Безумие и его бог (сборник) автора Гофман Эрнст

Мифы его эпифании Необычен миф о рождении бога, странностью и беспокойством отличаются сказания о его появлении среди людей. Его рождение не похоже на рождение других богов, встречается он с людьми особенным образом - стремительно, удивительно, ослепительно, что

Из книги GA 092 - Оккультные истины древних мифов и легенд автора Штайнер Рудольф

Греческие и германские мифы

Из книги Астрология имени автора Глоба Павел Павлович

Мифы и антимифы Называя себя каким-то именем, мы подключаемся независимо от нашего желания к его смыслу и мифологическому образу. Очень важно разобраться с мифологическим сценарием имени, чтобы понять, в какую мистерию вовлекается человек и какую роль ему придется в ней

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Из книги Люди-феномены автора Непомнящий Николай Николаевич

Дон Жуан: мифы и легенды Так хорошо известный нам по литературным и музыкальным произведениям Дон Жуан, коварный соблазнитель, разрушитель семей, искатель наслаждений и приключений, дерзкий и смелый – имел по меньшей мере двух реальных прототипов, считает историк С.

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 3 автора Ливрага Хорхе Анхель

Человек, его мифы и символы