Икона Богородицы Касперовская

ПРАЗДНОВАНИЕ :
- 4 мая – переходящая (четвертый день Пасхи);
- 12 июля;
- 14 октября.

Икона Богородицы Касперовская

Касперовская чудотворная икона Божией Матери является великой святыней городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести месяцев в году. Дни принесения ее в Одессу (1 октября), и отшествия ее – в четвертый день Пасхи – стали великими церковными торжествами.

Вид этой небольшой иконы, написанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску, производит сильное впечатление. Владычица и Богомладенец изображены только по верхнюю часть груди. Богоматерь со скорбными очами на лице прижимает к ланите Своей Младенца Христа, придерживая голову Его обеими руками. Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой схватился за плат, покрывающий главу Приснодевы, в правой Он держит свиток.

Согласно преданию, икона эта была в конце XVI века привезена в Россию из Трансильвании сербом, который поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. Переходя от родителей к детям, в 1809 году святой образ стал собственностью помещицы Касперовой, проживавшей в Ольвиопольском уезде, в имении Ново-Ивановке. Икона была ветхая, и живопись до того потемнела, что трудно было разобрать черты Божией Матери и Спасителя.

В феврале 1840 года, переживая великие горести, Касперова как-то ночью долго молилась перед иконой. Во время молитвы она заметила, что лики Богоматери и Младенца просветлели, и икона чудесным образом обновилась.
От святого образа Пресвятой Богородицы, находившейся в доме помещицы, впоследствии произошло множество чудес и исцелений, по исследовании которых икона была признана Святейшим Синодом чудотворной. К ней стало постоянно стекаться много паломников, и в 1844 году Касперова, считая невозможным удерживать чудотворный образ в своем доме, отнесла икону в местный Никольский храм.

В 1852 году жители Херсона исходатайствовали разрешение ежегодно в праздник Вознесения Господня крестным ходом приносить к ним чудотворную икону. А с 1853 года и жители г. Николаева получили возможность с 1 июля по 1 августа поклоняться Касперовской иконе Божией Матери в своих храмах.

В Севастопольскую войну 1853–1855 гг. Одесса, осажденная неприятельским флотом, переживала тяжелые времена. В августе 1854 года святой чудотворный образ крестным ходом был торжественно перенесен в городской кафедральный собор, где пребывал до 20 мая 1856 года.
В 1855 году, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, после того, как одесский архиепископ Иннокентий при большом стечении верующих отслужил молебен перед Касперовской иконой, враг отступил, город остался невредим. По общему верованию Одесса была спасена благодатью чудотворного образа. Было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным, и день 1 октября – праздником священнейшим».

Главным местопребыванием чудотворной иконы продолжает считаться село Касперовка, но образ находится там недолго. Ежегодно к 1 октября он приносится из Касперовки в Одессу и остается там до среды Пасхальной недели, помещаясь у южной стены передней части кафедрального собора. Остальную часть Пасхальной недели и ближайшие недели икона находится в Касперовке, в праздник Вознесения переносится в Херсон, где пребывает до 29 июня, а затем до 1 августа ей поклоняются жители Николаева. По всем местам пребывания иконы по пятницам перед нею читается акафист.


Икона Богородицы Касперовская

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ «КАСПЕРОВСКАЯ»
Кондак 1

Избранной от всех родов и дивной Заступнице всего рода христианского Пресвятой Богородице Деве Марии, похвалы приносим мы недостойнии, чудному и святому Ея образу Касперовскому, принесенному в землю нашу из Сербии православной на укрепление веры Христовой и нашего спасения с любовию прибегающих к Ней и поющих:

Икос 1

Ангелов превысшая явилася еси. Царице Пресвятая, явлением иконы Твоея Святые исполнила еси радостию христиане православные, к Тебе с верою и любовию прибегающий. Ты бо, Дева Пречистая, явила еси граду Одессы и всего Черномория живущии, дивныя заступления, озаряюще струями чудес твоих вся верныя, в радости вопиющая Ти:
Радуйся, верная Заступница наша пред образом Твоим молящихся.
Радуйся, бесчисленные щедроты Твоя, от Господа нам испрашивающая.
Радуйся, яко глагол Божий в Тебе николиже изнеможет.
Радуйся, яко от Тебе никто же тощь или неуслышан отходит.
Радуйся, яко пред образом Твоим многие получаще благословения.
Радуйся, яко пред Ним же оными исполняшеся просимая желания.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 2

Видя Тя, Заступницу усердную рода христианского на иконе Твоей Касперовской изображенную и многи чудесы от Нея совершаемии, всяк день вернии в молитвах своих к Тебе прибегают, прося помощи и заступления. Ты же, Мати Милосердная буди всем скорбящим радостию и обидимых Заступницею, во хвалу Твою Богови поющим: Аллилуйя.

Икос 2

Разум человеческий не возможет вместити дивныя чудеса Твоя, Дева Пресвятая. Како не может град укрытися вверху горы стоя, ниже вжигают светильника и подставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть, тако и образ Твой Касперовский святый. Яко светило Божественное сей бо образ изливает благодать прибегающих к Нему и поющим Ти, Богородице сице:
Радуйся, предстательнице Ты наша крепкая и непостижымая.
Радуйся, исполненное желание Ты наше всеблагое.
Радуйся, Ты веры благочестивыя недвижимое сохранение.
Радуйся, светильниче превысший на свещнице поставленный.
Радуйся, благочестивыя от бед и скорбей Ты чудно сохраняющая.
Радуйся, озлобленные души Ты от погибели отвращающая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 3

Сила Всевышнего призва многи люди православныя в весь Касперовку на обретение иконы Твоея пречудныя. Ты бо, Царице Небесная, благоволила еси прославити образ сей Святой, знамения и чудесы величая. Людии же честь и славу образу Твоему возсылаху, в пении духовных Господу взываху: Аллилуйя.

Икос 3

Имея от юности крепкую веру православную некто серб благородный принесе из Трансильвании родовой образ сей Пресвятыя Богородицы в землю нашу. И яко святыня Велия, сия икона бысть благословением из рода в род в веси Касперовке. Пред Нею же молящиеся изливаше скорби своя и воздыхания молитвенныя, получаще просимая, с верою поя Богородице:
Радуйся, премилосердная наша Утешительница.
Радуйся, вернейшее наше спасение.
Радуйся, семейств христианских в благочестии сохранение.
Радуйся, в вере Христовой живущия укрепляющая.
Радуйся, благословение домов и супружеств благочестивых.
Радуйся, благочестивых христиан защита и похвало.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 4

Буря помыслов смущаше супруги Касперовы, како чудное обновление святыя иконы Твоея, Владычице, явися в нощи глубокия и без свидетелей Ея. Хотяше скрытая чудо сие, и по взаимному согласию сказати неправду, супруги не смогше. Воля бо Божественная суди иначе, да не сокрыто бысть превелие чудо сие, но явлено всем верным, в радости поющим Богу:
Аллилуйя.

Икос 4

Слышаше о дивном чудесе обновления иконы Твоея, Владычице, многия верныя со всея земли Черномория стекахуся на поклонение сия Святыни великия, Хвалы и почитания Тебе, Пречистая Богомати, воздавая с верою и любовию поющия:
Радуйся, явлением святыя Иконы Твоея, многия люди православныя обрадовавшая.
Радуйся, возносимыя к Тебе молитвы от сердец верных приемлющая.
Радуйся, истинныя веры Православныя утверждение.
Радуйся, многие неверныя образом Сим, к вере приведение.
Радуйся, сокровище Божественное иконою Твоею нам преподавшая.
Радуйся, души наша на путь истинный наставляющая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 5

Богосветлая звезда явися Твоя Касперовская, Пресвятая Дево, егда принесена была еси в церковь Божию. Отселе Твой благодатный Покров сим образом распространися на вся веси и грады Черномория вси бо вернии приходящии к иконе Твоей, и с верою молящиися получаше исцеления и благодатныя помощи, воспевая Богу:
Аллилуйя.

Икос 5

Видеша велия чудеса во храме святем от иконы святые бываемыя, Дева Пречистая, бесчисленные народы стекахуся на торжества и прославления Ея. Крестныя ходы совершашеся в честь новоявленныя иконы Твоея, обнося Его и о спасении и заступлении взывая Тебе со умилением:
Радуйся, Заступнице, Царице Небесная, стране нашей отрадо и утешение. Радуйся, Преблагословенная Дева, Покров Свой над нами простирающая.
Радуйся, яко от нас, недостойных благоизволила принимати моления.
Радуйся, яко и Сама возжелала приносити моление наша ко Престолу Бога Вышнего.
Радуйся, яко обретением иконы Твоея, явися чудом велия милости Божия стране нашей.
Радуйся, яко образом сим низложися гордыня и шатание языческое.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 6

Воссия пречудною славою икона святая Касперовская, егда Святейший Синод Церкви воистину призна и засвидетельствова, яко икона сия бысть великая святыня всея земли Черноморския. И отныне всесильное заступничество святые иконы Касперовския явися благостным Покровом Матери Божией распростертыми над нашею землею. Слыша сия благостныя вещания верныя воспеваху Богу:
Аллилуйя.

Икос 6

Проповедают грады и веси земли Черноморския Истину святые иконы Твоея Касперовския, Богомати Пречиста, яко благоизволила еси прославити образ Твой святый многочисленными знамениями и чудесы. Многие бо грады и веси восхотеша видети образ Твой святый, просяще доставити для молитв и поклонения ему, и в Радостех встречая сию велию Святыню, воспеваша Тебе Преблагословенней тако:
Радуйся, радости Радости наша, печали наша в радость претворяющая.
Радуйся, Всеблагая заступница от всяких бед и искушений избавляющая.
Радуйся, Всемилостивая Владычице, милостию Твоею нас не оставляющая.
Радуйся, Взбранная Воеводо, врагов видимых и невидимых побеждающая.
Радуйся, Вратарнице благая, во врата Рая путь верным указующая.
Радуйся, Скоропослушнице Божественная, молитвы наша приемлющая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 7

Хотяще воззрети на святую икону Твою, Пресвятая Дево, и с верою усердно помолитеся, многотысячная стечения молящихся встретаху сию икону Касперовскую, коленопреклонения совершающе по пути шествия крестных ходов Великия Святыни, немолчно воспевая:
Аллилуйя.

Икос 7

Дивныя знамения милосердия совершашеся силою Благодати Божественные чудотворныя иконы Твоея, Дева Пречистыя: болящие исцеляхуся, расслабленые укрепляшеся, бесные от духов нечистых свобождашеся, слепые видяху Пречистый образ. Вси убо едиными усты и сердцем взываху:
Пресвятая Богородице, помогай нам, и спасай вся, имя Твое в радости величающе:
Радуйся, Предстательнице Ты наша к Богу непостыдная.
Радуйся, Ты с Сыном Твоим и Богом нашим вечно Царствующая.
Радуйся, Спасение Ты человеческое во благо устрояющая.
Радуйся, Болящих и страждущих Ты первая Целительнице.
Радуйся, яко Тобою грешнии от погибели спасаются.
Радуйся, яко Тобою от страстей нечестия мы избавляемся.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 8

Всем живущим града Одессы бысть велия радость, егда честная икона Касперовская пренесена была еси православными для молитвенного заступления от вражиих нападений, и яко видимый знак небесного покровительства града сего. Сей бо образ Твой Святый, Дева Пречистая, явися верным непреоборимым оплотом противу иноземных сил вражиих и надежнейшим залогом спасения нашего, прославляющих Бога Вышнего и поющих:
Аллилуйя.

Икос 8

Вся немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая худородная мира и уничтоженная, избра и не сущая, да сущая упразднит. Тако образом Твоим Святым, Пресвятая Богородице, благословение и защищение снизошло на людей кротких и смиренных, молчаливых, трепещущих пред словом Божиим. Вся прибегающая к Тебе спасти, даруя чадам – послушание, обидимым терпение, скорбящим благодушие, и вси чтущий Тя, пред образом молящихся, приемлют исцеления воспевая Ти:
Радуйся, граду Одессы в молитвах пред образом святым ободрение и утешение явившая.
Радуйся, яко град сей и от вражеских пленений избавляющая.
Радуйся, вся живущия в нем к народному покаянию и молитве призвавшая.
Радуйся, свою милость и пощаду граду иконою Касперовскою явившая.
Радуйся, вражеский флот от разорения града Одессы отгнавшая.
Радуйся, вся живущая града Одессы верою во спасение укрепившая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 9

Всякое естество небесных и земных похвальное пение приносит Ти, Царице Небесная, яко Твой образ Святый явися покровом небесного заступления и защиты града Одессы в трудныя годины бедствий и нападений вражиих, сохраняя живущия в нем и вопиющих Богу:
Аллилуйя.

Икос 9

Ветии человечестии не возмогут исчести щедроты Твоя, Дево Пречистая, ниже изъяснити божественную силу исходящую от святыя иконы Касперовския. Вси бо прибегающии к Ней и с верою молящиеся Тебе, Богордице, получаше желаемая и радости воспевающи Ти:
Радуйся, Хранительнице Ты наше и Утверждение.
Радуйся, лучами чудес Твоих всех верных просвещающая.
Радуйся, тихое и доброе ты наше пристанище.
Радуйся, Ты радосте градов и всея земли Черномория.
Радуйся, Ты Церкви Православныя Похвало и Слава.
Радуйся, Ты злые начинания разрушающая и козни вражии расторгающая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 10

Спасти хотяше нас грешных, благоволила еси Богородице, явите икону Твою Касперовскую на Покров и спасение не токмо града Одессы, но всея земли Черноморския. Многи милости и щедроты Твоя, образом сим Ты даровала еси верным. Со благоговением и верою притекающий к Тебе вопиют: «Буди Заступницей нашей усердной у Престола Бога Вседержителя, и да сподобит нас Господь деснаго стояния и пети Ему со всеми святыми»:
Аллилуйя

Икос 10

Стена еси необоримая, стража неусыпна от всяких напастей и бед всем к Тебе прибегающим. Твой бо образ святый явися неиссякаемым источником благодати, источающий исцеления всем, с верою к Нему молитвенно обращающимся. Темже и мы, к Тебе припадающи в скорбех и болезнех умильно глаголем Ти::
Радуйся, едина наша Мати милосердия, умилосердися над нами грешными.
Радуйся, яко Ты Покрове наш благодатный, покрый нас от всякого зла.
Радуйся, яко Тобою вся болезни наша душевныя и телесныя исцеляются.
Радуйся, яко Твоею помощью вся наша страсти и недуги истребляются.
Радуйся, яко веру, надежду и любовь к Богу укрепляти Ты нам помогаеши.
Радуйся, яко и во всяких обсточниих на стезю спасения Ты направляющая.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение наше недостойное со умилением Тебе приносящее приими. Дева Пречистая, и теплой молитве нашей внемлюще, услыши всех к Тебе прибегающих. Ты бо еси воистину наша Заступнице, грозные беды от нас отвращающая, страсти и распри вся утешающая, и под Твою милость вси мы прибегаем поющия Богу:
Аллилуйя.

Икос 11

Светоприемную свещу света невечернего зрим икону Твою Святую. Образ Ея Касперовский немерцаемо сияет во храме святем града Одессы, озаряя благодатию Божественною всех прибегающих под покроветельство единой Заступнице всего рода христианского. Сей бо образ Святый силою Божию вражия действия отгоняет, вся недуги наша исцеляет и благословение дарует вопиющих Богородице:
Радуйся, яко Ты еси Заступница обидимых и помоще страждущих.
Радуйся, яко Ты еси по милосердию Своему удерживала десницу Господа, простертую для наказания грешных.
Радуйся, яко Ты милосердием Своим отвращала бедствия от нашего Отечества и утешала распри и войны.
Радуйся, яко Тобою останавливались опустошительные проказы и утолялся голод.
Радуйся, яко помазанием елейным от лампады иконы Твоея возвратися рассудок многим, одержимым силою бесовскою.
Радуйся, яко многи получаша здравие на молебнах у святыя иконы Твоея.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 12

Благодать Божественная обильно явися через икону Святую Твою, Благоблаженная Дева. Твой бо образ Касперовский верным даровался во священие и спасение душ наших, во ограждение от нападков от враг видимых и невидимых, и в знамение величайшего заступления всея нашей отчизны. Темже с верою приносим Ему поклонение и молитвенно Богу поем:
Аллилуйя.

Икос 12

Поюще и прославляя чудеса Твоя, Дева Пресвятая от святыя иконы Твоя совершаемыя, вси со страхом и трепетом Тебе припадаем, и молим Тя, Владычицу Миру. Буди всем нам щитом непобедимым и стеною необоримою, покровом нерушимым и Ходательницей к Сыну Твоему и Богу нашему Тебе непрестанными гласы поющими:
Радуйся, Ты врагов наших видимых и невидимых всегда побеждающая.
Радуйся, Ты благие желания всем верным исполняющая.
Радуйся, Ты явлением иконы святые Твоея вся верныя люди просвещающая.
Радуйся, яко взирая на икону святую Твою, Тебе истинней Богородице поклоняемся.
Радуйся, яко Ты еси всех славящих имя Твое прославляющая.
Радуйся, яко и во всякой нужде нашей, ты полезная и благая всем помогающая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 13

О, Пречистая и Милосердная Владычице наша, Дево Богородице! Пред святою Твоею иконою услыши нас, предстоящих Ти с верою и любовию молящихся. Вонми гласу молебному нашему, и избави нас от всяких бед и напастей, скорбей и болезней и грядущего изми мучения всех имя Твое призывающих и Сыну Твоему вопиющих:
Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя. (Этот кондак читается трижды, затем читается икос 1 и кондак 1)


Икона Богородицы Касперовская

Молитва ко Пресвятой Богородице

О, Пресвятая Дево, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление! Тебе припадаем и покланяемся пред Святою и Пречестною иконою Твоею Касперовскою, Еюже дивные и преславные чудеса совершашася. Ты едина еси радости наше Ходатаице и яко Мати Божия можеши всем нам помощи. Тебе убо единей дадеся Матернее дерзновение умилостивити Сына Твоего Христа Бога нашего о спасении нас грешных. Темже смиренно молим Тя, Всемилостивую Владычицу нашу, не презри и не возгнушайся воздыханий наших, но помози нам немощным скверным и неисправленным, скорбящим и озлобленным, больным и заблудшим, в сокрушении сердец наших прибегающих. Избави нас Преблагословенная Госпоже, Мати Господа Вышнего, от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти, от напастей демонских и наветов злых человек, яко Тобою и демоны попираются и вси враги наши посрамляются. Умоли, Госпоже Пречистая, Господа и о еже сохранитеся Отечеству нашему и Православной Церкви нашей в мире и тишине. Вышним Своим Благословением, да укрепит Господь Архиереи наша Православныя, и пастыри, христолюбивое воинство со всеми православными христианами. Всех же нас огради от всякого зла благостию Твоею, и утеши милостивым Твоим посещением и вся благодеющия нам. Еще же, о, Владычице, молим Тя, еретическое востание низложи, рассеянные собери, заблудшия во едино Христово стадо возврати, старость поддержи, юныя вразуми, вдовицы сирыя защити, болящия исцели и скорбящие утеши. Прежде отшедшие отцы и чада и братию нашу во светлостех райских и селениях праведных упокой, с ними же и нас всех в покаянии и исповедании приими, да и мы со всеми Святыми прославим Пречестное и Пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Copyright © 2016 Любовь безусловная

Касперовская чудотворная икона Божией Матери является великой святыней городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести месяцев в году. Дни принесения ее в Одессу (1 октября), и отшествия ее – в четвертый день Пасхи – стали великими церковными торжествами.

Вид этой небольшой иконы, написанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску, производит сильное впечатление. Владычица и Богомладенец изображены только по верхнюю часть груди. Богоматерь со скорбными очами на лице прижимает к ланите Своей Младенца Христа, придерживая голову Его обеими руками. Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой схватился за плат, покрывающий главу Приснодевы, в правой Он держит свиток.

Согласно преданию, икона эта была в конце XVI века привезена в Россию из Трансильвании одним сербом, который поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. Переходя от родителей к детям, в 1809 году святой образ стал собственностью помещицы Касперовой, проживавшей в Ольвиопольском уезде, в имении Ново-Ивановке. Икона была ветхая, и живопись до того потемнела, что трудно было разобрать черты Божией Матери и Спасителя.

В феврале 1840 года, переживая великие горести, Касперова как-то ночью долго молилась перед иконой. Во время молитвы она заметила, что лики Богоматери и Младенца просветлели, и икона чудесным образом обновилась.

От святого образа Пресвятой Богородицы, находившейся в доме помещицы, впоследствии произошло множество чудес и исцелений, по исследовании которых икона была признана Святейшим Синодом чудотворной. К ней стало постоянно стекаться много паломников, и в 1844 году Касперова, считая невозможным удерживать чудотворный образ в своем доме, отнесла икону в местный Никольский храм.

В 1852 году жители Херсона исходатайствовали разрешение ежегодно в праздник Вознесения Господня крестным ходом приносить к ним чудотворную икону. А с 1853 года и жители г. Николаева получили возможность с 1 июля по 1 августа поклоняться Касперовской иконе Божией Матери в своих храмах.

В Севастопольскую войну 1853-1855 гг. Одесса, осажденная неприятельским флотом, переживала тяжелые времена. В августе 1854 года святой чудотворный образ крестным ходом был торжественно перенесен в городской кафедральный собор, где пребывал до 20 мая 1856 года.

В 1855 году, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, после того, как одесский архиепископ Иннокентий при большом стечении верующих отслужил молебен перед Касперовской иконой, враг отступил, город остался невредим. По общему верованию Одесса была спасена благодатью чудотворного образа. Было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным, и день 1 октября – праздником священнейшим».

Огромным почитанием пользуется Касперовская икона Божией Матери во всем православном мире. Патриарх Алексий I, приезжая в послевоенные годы в Одессу, горячо молился у Касперовской иконы Божией Матери и благодарил Всемилостивую, что она охраняет южные пределы нашего Отечества.

Патриарх Пимен посвятил несколько слов и поучений Касперовской иконе. В каждый свой визит Его Святейшество присутствовал на акафисте этой иконе, который вот уже на протяжении 150 лет поётся в кафедральном соборе по пятницам.

Как трогательно звучат слова Его Святейшества патриарха Пимена, сказанные в Успенском кафедральном соборе Одессы 12 июля 1975 года: «Находясь в Москве, я часто вспоминаю этот величественный Успенский собор. И я очень рад за одесситов, которые всегда имеют возможность прийти в этот святой храм и помолиться у Касперовской иконы Божией Матери, принести к ней свои просьбы и скорби. Этот образ - великий дар для вас, верующих людей».

Жизнь Богоматери - это самая высокая школа христианской нравственности. Вся жизнь Пресвятой Девы на земле проходила так, что даже о тех событиях, которые непосредственно относились к Ней, из евангельского повествования, мы знаем очень и очень мало. Почему так? Благодаря той величайшей добродетели, которую Богоматерь стяжала и которая называется смирением. У святых отцов эта добродетель называется нищетой духовной.

Главным местопребыванием чудотворной иконы продолжает считаться село Касперовка, но образ находится там недолго. Ежегодно к 1 октября он приносится из Касперовки в Одессу и остается там до среды Пасхальной недели, помещаясь у южной стены передней части кафедрального собора. Остальную часть Пасхальной недели и ближайшие недели икона находится в Касперовке, в праздник Вознесения переносится в Херсон, где пребывает до 29 июня, а затем до 1 августа ей поклоняются жители Николаева. По всем местам пребывания иконы по пятницам перед нею читается акафист.

Дни празднования: 12 июля (29 июня по старому стилю), 14 октября (1 октября) и в среду Светлой седмицы .

Молитва

В среду светлой седмицы, православные христиане, празднуют день памяти иконы Божией Матери именуемой «Касперовская»

О, Пресвятая Дево, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление! Тебе припадаем и покланяемся пред Святою и Пречестною иконою Твоею Касперовскою, Еюже дивные и преславные чудеса совершашася. Ты едина еси радости наше Ходатаице и яко Мати Божия можеши всем нам помощи.

Тебе убо единей дадеся Матернее дерзновение умилостивити Сына Твоего Христа Бога нашего о спасении нас грешных. Темже смиренно молим Тя, Всемилостивую Владычицу нашу, не презри и не возгнушайся воздыханий наших, но помози нам немощным скверным и неисправленным, скорбящим и озлобленным, больным и заблудшим, в сокрушении сердец наших прибегающих. Избави нас Преблагословенная Госпоже, Мати Господа Вышнего, от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти, от напастей демонских и наветов злых человек, яко Тобою и демоны попираются и вси враги наши посрамляются. Умоли, Госпоже Пречистая, Господа и о еже сохранитеся Отечеству нашему и Православной Церкви нашей в мире и тишине. Вышним Своим Благословением, да укрепит Господь Архиереи наша Православныя, и пастыри, христолюбивое воинство со всеми православными христианами.

Всех же нас огради от всякого зла благостию Твоею, и утеши милостивым Твоим посещением и вся благодеющия нам. Еще же, о, Владычице, молим Тя, еретическое востание низложи, рассеянные собери, заблудшия во едино Христово стадо возврати, старость поддержи, юныя вразуми, вдовицы сирыя защити, болящия исцели и скорбящие утеши. Прежде отшедшие отцы и чада и братию нашу во светлостех райских и селениях праведных упокой, с ними же и нас всех в покаянии и исповедании приими, да и мы со всеми Святыми прославим Пречестное и Пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Вконтакте

Чудотворная икона Богородицы Касперовская была перенесена в одно из сел Ольвиопольского уезда Херсонской губернии из Трансильвании неким сербом в конце XVI века. Переходя в качестве семейной реликвии от родителей к детям, зга икона в 1809 году оказалась у помещицы Касперовой. В феврале 1840 года помещица, которую одно за другим постигали несчастья, долго ночью молилась у иконы и вдруг заметила, что старый и ветхий образ стал как новый, а лики Богоматери и Спасителя просветлели. Вскоре от иконы стали одно за другим происходить исцеления и много других благодатных чудотворений. К ней со всех волостей стали стекаться страждущие и нуждающиеся.

На фото - Чудотворная икона Богородицы Касперовская, написанная иконописцем Сергеем Колько. Прочитать или на его личном сайте - www.chudoikona.ru .

Касперовская икона Пресвятой Богородицы во время войны 1853 - 1855 годов защитила город Одессу от вторжения неприятельских войск . В память об этом в Свято-Успенском кафедральном соборе каждую пятницу в 7.00 утра совершается акафистное пение перед Чудотворным образом. Его возглавляет правящий архиерей Одесской митрополии в сослужении городского духовенства при огромом стечении богомольцев.

При архиепископе Иннокентии (Борисове) было постановлено "в поучение потомству событие это сделать незабвенным" и праздновать 1(14) октября. Икона признана Святейшим Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 году. До этого образ хранился у помещицы Иулиании Иоанновны Касперовой, которая получила его по наследству как родовую святыню в 1809 году.

Ежегодно в Светлую Среду в Свято-Успенском кафедральном соборе Одессы совершается праздничное Богослужение и Крестный ход с чудотворным образом Царицы Небесной "Касперовским". Его в сослужении городского духовенства совершает Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Касперовская"

Тропарь, глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и, к Твоему взирающе Пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы, именуемой "Касперовская"

Молитва иная

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Немы бо достойны от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшном суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков.

Об иконе Касперовской

В конце XVI века Касперовская икона Богоматери перенесена из Трансильвании сербом, поселившимся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. Переходя от родителей к детям в благословение, эта икона в 1809 году досталась госпоже Касперовой, деревня которой Ново-Ивановка находится на правом берегу Днепра.

В 1840 году, в феврале, Касперова, имея много горестей, долго ночью молилась и в это время увидела, что икона, старая, ветхая, от времени потемневшая, так что трудно было разобрать черты, вдруг обновилась и лики Богородицы и Спасителя стали просветлевшими, какими и до сего времени остались.

Вскоре многие случаи исцелений и других благодатных, от иконы бывших, чудотворений обнаружили дивную силу иконы и прославили ее. По исследовании многочисленных разных чудес икона была признана чудотворною. Со всех сторон начали приходить страждущие и недугующие, нуждающиеся в небесной помощи.

В 1852 году жители г. Херсона испросили позволение совершать ежегодно, в праздник Вознесения Господня, крестный ход с чудотворною иконою. Во время войны 1853-1855 годов с чудотворною иконою был крестный ход в Одессе, в виду неприятелей, обложивших город, и город остался невредим. Это было принято за знамение особенного покровительства Божией Матери, и тогда же решили "в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священнейшим".

Чудотворная икона ежегодно с крестным ходом приносится из с. Касперовки в г. Одессу и остается там с 1 октября до четвертого дня Пасхи, а с праздника Вознесения пребывает до 29 июня в г. Херсоне; с 1-го же июля по 1 августа - в г. Николаеве. Во всех этих городах пред чудотворною иконою по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице.

Касперовская икона - Божия Матерь изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток.

История иконы

14 октября Православная Церковь совершилат празднование КАсперовскому образу Пресвятой Богородицы.

История этой иконы уходит корнями в 19-й век. Касперовская икона Божией Матери стала особо почитаемой после одного случая, связанного с военными конфликтами тех времен. Касперовская икона Божией Матери была принесена из Трансильвании в Россию еще в 16-м веке. В 1809 ее получила в благословение от родителей Иулиания Касперова, владелица села Новая Ивановка, недалеко от Херсонеса. В феврале 1840 года во время молитвы Иулиания увидела, что сильно потемневшая икона стала светлой, то есть обновилась сверхъестественным образом. От новоявленного чудотворного лика Богородицы последовал ряд исцелений, и она была помещена в Никольский храм села Касперовка.

26 сентября 1855 года во время Крымской военной кампании у берегов Одессы появились вражеские суда, которые намеревались обстрелять город. На первый взгляд Одесса была обречена, однако, по просьбе жителей перед иконой в течение недели неустанно совершались молебны, и в день праздника Покрова Божией Матери вражеский флот без единого выстрела покинул Одессу.

При архиепископе Иннокентии (Борисове) было постановлено "в поучение потомству событие это сделать незабвенным".

В Екатеринбурге в честь этого чудотворного образа освящен приход в поселке Кольцово. Его община сформировалась не так давно - несколько лет назад. А помогали и помогают ей аэропорт "Кольцово" и объединение "Уральские авиалинии".

12 июля (29 июня по старому стилю), 14 октября (1 октября) и в среду Светлой седмицы
икона БогоМатери «КАСПЕРОВСКАЯ»


Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Касперовская»


О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступ­нице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Тво­их, и вознеси молитвы наша ко Престо­лу Бога, Сына Твоего, да милостив бу­дет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Немы бо достойны от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибе­гаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, моля­щихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бде­ние о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим бла­годушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшия на путь пра­вый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и при­зри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милости­ва нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшном суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и по­каянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми свя­тыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпо­же, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогу­щей помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и при­сно и во веки веков. Аминь.


Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Касперовская»


Тропарь, глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и, к Твоему взирающе Пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.


Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит в церкви и с ли­ки святых невидимо за ны молится Богу Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Небольшая икона Богородицы, написанная на холсте, наклеенном на доску, в Россию попала из Трансильвании (Румыния), откуда её в конце XVI века привёз серб, поселившийся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. В то время по приглашению русского правительства многие сербы переезжали на юг России для охраны её рубежей. Икона передавалась по наследству от родителей детям, пока в 1809 году не стала собственностью помещицы Касперовой. К тому времени Касперовская икона Богородицы обветшала, и живопись на ней просматривалась слабо.
В феврале 1840 года помещица Касперова в минуту скорби ночью молилась со слезами перед Касперовой иконой Божией Матери и вдруг увидела, как лик Богородицы просветлел, и икона обновилась. С тех пор от Касперовой иконы БогоМатери стали проистекать исцеления, и народ признал её чудотворной. Специально собранная беспристрастная комиссия официально признала действительность всех чудотворений. К Касперовой коне стали стекаться паломники. С 1852 года по просьбе жителей Херсона каждый год на праздник Вознесения Господня Касперовскую икону Божией Матери стали приносить в городской собор.
Во время Севастопольской войны 1853–1855 годов при осаде Одессы неприятельским флотом жители города крестным ходом принесли чудотворную икону из Касперова в город, и Одесса осталась невредимой. 1 октября осада была снята. С тех пор было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священным». С тех пор чудотворную икону 1 октября стали приносить в Одессу, где она и оставалась до среды Светлой седмицы в Спасо-Преображенском кафедральном соборе.
С 1918 года чудотворный образ пребывал в Спасо-Преображенском соборе постояно. В 1936 году после уничтожения собора (был взорван) Касперовскую икону перенесли в Успенский собор, который стал кафедральным. Чудотворный образ Касперовской иконы Пресвятой Богородицы находится в нём и сейчас.
Касперовский образ схож с КОРСУНСКОЙ иконой Пресвятой Богородицы. В современной иконописи эти два образа практически неразличимы.


Вот как описывает обстоятельства обретения этого образа церковный историк протоиерей Сергей Петровский: "В царствование блаженной памяти императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, Елисаветградскому и Александрийскому, раскинуты были славяно-сербские поселения. Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд. Государственная власть дала им возможность соорудить небольшие крепости, учредила здесь для православного населения особую, так называемую Славянскую епархию, и дала этой пограничной полосе название Славяно-Сербии, - Ново-Сербии.

Вслед за завоеваниями России, которые последовали в XVIII столетии при царствовании императрицы Екатерины II, сербские полки были распущены. Вокруг бывших крепостей были устроены мирные города и местечки; а люди, жившие в них, занялись земледелием, торговлей и скотоводством. В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к Православной вере. И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье. Предок ее, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова Иулианией Ионовной. Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от г. Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области) в семье незнатной и по мирскому положению далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами".

Чудное обновление образа произошло без свидетелей, среди глубокой ночи, в феврале 1840 года. Для семьи Касперовых, не известно, по каким обстоятельствам, настали скорбные времена, и помещица Иулиания часто обращалась с горячей молитвой к Заступнице Усердной перед своим родовым образом. Однажды во время молитвы, в третьем часу за полночь, Касперова с удивлением обнаружила, что образ вдруг "стал столь светлым и живым", что после этого взволнованная женщина не смогла уже уснуть до самого утра и провела ночь в молитвах к Божией Матери.

Супруги Касперовы по взаимном совещании решили не разглашать о чуде, но преблагая воля Божия судила быть иначе! Образ обновился чудесным образом и с тех пор у иконы начинают происходить многочисленные и явные исцеления...

В соседстве с селом Касперовкой в то время находилась деревня Кизим. В 40-х годах 19-го века жила здесь мелкопоместная дворянка Вера Бурлеева; женщина была долгое время больна, с омертвевшей левой рукой. После напрасных попыток излечиться, слышит она по весне 1840 года в сонном видении голос Богоматери, посылающий ее в Касперовку помолиться св. образу. Бурлееву, по ее настойчивому желанию, привезли в дом Иулиании Ионовны, где она усердно помолилась и получила совершенное исцеление.

"От сего случая, - говорила г-жа Касперова, - в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление".

На лето 1843 года падают три выдающихся исцеления. Получил совершенное здравие после молитв пред образом Божией Матери крестьянский 13-летний мальчик из города Херсона Иван Шумяков, который страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание. Ушла домой из Касперовки вполне здоровой очаковская мещанка Мария Смешная, которую в дом госпожи Касперовой привезли, так как, разбитая параличом, она не владела половиной своего тела и двигаться сама была не в силах. Наконец, после молитвы пред образом Пресвятой Девы и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Прасковье Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием...

Слухи об исцелениях от иконы заставили Новоивановского священника о. Зелинкевича предложить владелице Касперовки перенести икону в церковь. В последних числах января 1844 года, семь месяцев спустя после первого предложения священника, Касперовa лично перенесла образ в приходской Свято-Никольский храм.

В 1846-м году Херсонское духовное правление поручает благочинному города Херсона исследовaть факты исцелений и чудес, происшедших, якобы, от иконы из села Касперовки. С одной стороны скептически настроенное, ибо в то время не было недостатка в шарлатанах, которые из корыстных целей оглашали о явлении мнимых "святынь", а с другой стороны надеявшееся, что через этот образ действительно является промысел Божий в отношении молодых южнорусских земель. После окончания работы комиссия приходит к выводу о действительной чудодейственной силе исходящей от лика Богородицы.

К этому времени о чудотворном лике знает уже весь причерноморский край, приезжают из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест. Множество чудес и исцелений происходило от чудотворного образа в прошлом и в настоящее время. Множество из них описаны, многие остались в тайне. Искренняя чистосердечная молитва не оставалась не услышанной Заступницей Усердной.

Вот заслуживающий внимания случай, произошедший весной 1922 года в селе Гниляково (ныне Дачное) Одесской области. На село обрушилась сильная эпидемия холеры. Были случаи, когда в течение суток умирало до 30-ти человек. Сельский священник, выбиваясь из сил, с утра до поздней ночи совершал отпевания. Тогда по рекомендации батюшки группа местных жителей отправилась в Одессу к правящему архиерею с просьбой принести в село Касперовский образ Богоматери. 13 июля, в день праздника Собора Св. Архангела Гавриила, в сопровождении городского духовенства икона была доставлена в центр села прямо на площадь, перед ней был совершен общественный молебен, потом икона была внесена в местный Свято-Покровский храм. После молебна не умер ни один человек. В память этого события в благодарность Богу и Божией Матери за избавление от тяжкой эпидемии местные жители установили день Святого Архангела Гавриила почитать особым днем милости Божией.

В 50-х годах XIX столетия, по благословению Священного Синода и разрешению Его Императорского Величества с иконой совершаются крестные хода в главные города Херсонской епархии - Херсон, Николаев, Одессу.

12 января 1852 года, согласно Высочайшего разрешения Его Императорского величества Государя Императора Николая I, в Херсоне учрежден крестный ход.

Для того чтобы приблизиться к пониманию, каким торжественным было это событие для жизни города, приведем краткое его описание, взятое из записей замечательных дат Херсона. "В 1852 году, 8 мая в день праздника св. Вознесения крестный ход был совершен впервые, при самой торжественной обстановке. По Высочайше утвержденному церемониалу, в нем участвовал весь гарнизон, учебные заведения и все власти. Из находившихся в то время на крепостных валах орудий производился беспрерывный салют. Для участия в крестном ходе нарочно прибыл из Одессы владыка Иннокентий. С того времени образ Богоматери ежегодно в день Вознесения торжественно вносится в Херсон и остается здесь до 29 июня".

В 1854 году во время Крымской войны граждане города Одессы отправили депутацию к преосвященному Иннокентию с письмом такого содержания: "При настоящих обстоятельствах, когда город наш находится в облежании от врагов, мы обращаемся с покорнейшей просьбой к Вашему Высокопреосвященству исходатайствовать дозволение принести Касперовскую икону Богоматери в соборный храм наш на все время блокады нашего города. От всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание Ее Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения".

Просьба жителей Одессы была удовлетворена, и 6 августа 1854 года икону крестным ходом принесли из села Касперовки в кафедральный собор города Одессы, где она и оставалась до 20 мая 1856 года.

26 сентября 1855 года на Одесском рейде появился неприятельский флот из 120 вымпелов. Ежедневно в эти тяжелые дни христиане вместе со святителем Иннокентием возносили молитвы перед чудотворным образом о спасении города. Можно себе только представить состояние горожан, целую неделю находящихся под дулами смертоносных орудий эскадры, тем не менее, все недоумевали, что же мешает неприятелю напасть на практически беззащитный город.

Накануне 1 октября, перед соборной площадью собралось почти все население Одессы, служили молебны, перед Касперовским чудотворным образом, по благословению владыки, стали читать покаянный канон - все просили Царицу Небесную пощадить город. В день Покрова Божией Матери на море опустился густой, почти непроницаемый туман. Вражеские суда в этом тумане сбились с курса и не могли определить верное направление предполагаемого удара. Еще один день - и флот внезапно ушел.

Одни считали это избавление случайностью, другие - незнанием врагом наших наличных сил и страхом перед огнем приморских батарей. Но верующие жители Одессы в те дни от мала до велика благодарили Пресвятую Богородицу. Воистину Ее омофор был распростерт в эти дни над городом и спас его от неминуемой гибели. День этот стал особенно памятным для жителей Одессы, в этот же день, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установлен и один из дней чествования Касперовской иконы Божией Матери.

Великой опорой и укреплением духовных сил и веры нашего народа послужила эта икона во времена бедствий, которые обрушивались на наше Отечество в периоды испытаний, когда к границам нашим подступали иноземные вражеские полчища. Она являлась свидетельством присутствия Покрова Царицы Небесной и для одесситов, и для херсонцев и для защитников Севастополя, для всех, кто требовал Ее материнской помощи.

В молитве перед чудотворным образом находили все и ободрение, и утешение, и надежду на безопасный исход войны. Им благословлял преподобный Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, проходившие через Одессу в Севастополь войска. Им осенялись устроенные на нашем морском берегу батареи и благословлялись приставленные к ним для защиты порта и города отряды. Этот образ носили по госпиталям и лазаретам. Перед ним давали обет и им напутствовали сестер милосердия, принимавших на себя нелегкое дело служения в войсках.

Благодаря благодатной помощи, которая являлась на морских рубежах нашей державы по молитвам у этого образа, Касперовская икона Божией Матери считается покровительницей флота, причем не только морского, но и воздушного.

Любопытен один факт из истории Крымской войны, также связанный с нашим чудотворным образом. Когда Святитель Иннокентий во время осады Севастополя прибыл с Касперовской иконой Божией Матери в город для духовной поддержки войска, то послал предупредить главнокомандующего А.С.Меньшикова с просьбой встретить икону как подобает, у врат севастопольских и велел сказать: "Се Царица Небесная грядет спасти Севастополь".

На что высокомерный вельможа дал такой ответ: "Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную - мы и без Нее обойдемся!...". Вскоре Севастополь пал...

В мирное время традиция прохождения крестных ходов по Херсонской губернии неукоснительно соблюдалась вплоть до пришествия богоборческой власти. Как об этом свидетельствуют описания того времени, чудотворная икона ежегодно крестным ходом приносилась из с. Касперовки в г. Одессу, и оставалась там с 1 октября до четвертого дня Пасхи. С праздника Вознесения пребывала до 29 июня в г. Херсоне; с 1-го июля по 1 августа - в г. Николаеве. Во всех этих городах пред чудотворною иконою по пятницам читался акафист Пресвятой Богородице. Последний крестный ход был совершен в 1918 году. С приходом советской власти традиция совершения крестных ходов была прервана и возобновлена только в 90-х годах.

Официальным местом нахождения иконы считалось селение Касперовка, однако большее время года она проводила в Одессе и в данное время образ этот находится в Свято-Успенском соборе города и является главной его святыней.

Касперовская икона Божией Матери - это святыня, которую с благоговением почитают православные жители Одессы, Херсона, Николаева, Кировограда, Кишинева и Тирасполя, Крыма и многих других регионов нашего отечества. Далеко не один храм был устроен и освящен в честь нашего чудотворного образа и не только в Херсонской губернии, но и далеко за ее пределами. С обретением чудотворного образа многие благочестивые христиане считали необходимым прославить Божию Матерь, тем самым отвечая своим усердием на являемую Богом милость: кто в молитвах и крестных ходах, кто, устраивая приделы и храмы в честь святого образа.

Главной святыней Свято-Духовского кафедрального собора г. Херсона является список чудотворной Касперовской иконы Божией Матери, перед которым собором городского духовенства читается акафист Покрову Божией Матери.

Ежегодно в престольный праздник Свято-Духовского кафедрального собора, День Святого Духа, из Свято-Успенского собора г. Одессы привозится чудотворный Касперовский образ Божией Матери, который во главе с правящим Архиереем торжественно встречается духовенством Херсонской епархии и многочисленными верующими из различных храмов епархии, и пребывает несколько дней в Богоспасаемом граде Херсоне.

Как и в прошлые времена, Царица Небесная через Свой чудотворный образ продолжает помогать всем, притекающим к Ней с верою за помощью и утешением.


Празднование иконе Божией Матери "Касперовская" Среда Светлой седмицы, 12 июля, 14 октября (н.ст.)