О набирающем популярность в России частном образовании рассуждаем вместе с редакцией .

Говорят, было время, когда образование в нашей стране оставалось бесплатным . Все учебные заведения (и дошкольные, и средние, и высшие) были исключительно госуда рственными . Но сегодня образование всех уровней плавно переходит на коммерческую основу . Появились частные детские сады, школы, гимназии и университеты.

Родители отдают своих детей в элитные учебные заведения с бизнес-уклоном и дорогие гимназии с углубленным изучением китайского языка. Абитуриенты все чаще выбирают коммерческие вузы. Они считают, что существенного отличия от государственных нет , да и денег берут меньше. Правы они, и есть ли смысл отдавать предпочтение частному образованию в нашей стране, будем разбираться вместе.

ПЛЮСЫ ЧАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ:

  • Малочисленные группы. Например, частные детские сады Казани формируют группы по 5-10 детей. Благодаря этому воспитатели могут уделять надлежащие внимание каждому ребенку. У маленьких групп есть и другое преимущество. В отличие от переполненных, здесь дети болеют намного реже. Все то же самое можно отнести и к частным школам и вузам.
  • Качественное образование. Оно становится возможным при полном современном оборудовании классов и аудиторий, которое осуществляется на деньги родителей или студентов. Этому способствует высокий профессионализм учителей, которых отбирают, в основном, тщательным образом.
  • Расширенная образовательная программа. В большинстве частных садов, школ и вузов активно используются самые современные методики обучения и специально разработанные программы.
  • Современное оснащение. Чаще всего такие учебные заведения располагаются в хорошо отремонтированных старых или совершенно новых помещениях. Это гарантирует отсутствие проблем с коммуникациями (отоплением и водоснабжением).
  • Приятным бонусом может стать разнообразное и вкусное питание, наличие охраны и более удобный график работы учебного заведения (многие работают до позднего вечера, а некоторые вообще круглосуточно).

Фото: ulyanovskmenu.ru

МИНУСЫ ЧАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ:

  • Непосильная оплата. Всевозможные взносы, пожертвования, дорогие экскурсии и питание – родители и студенты должны быть готовы раскошелиться.
  • Большая часть учеников - дети богатых родителей. «Золотая молодежь», которая нередко бывает избалованная и капризная. Потребности похвастаться друг перед другом будут расти, и если нет возможности их удовлетворять, то лучше отдать предпочтение обычному учебному заведению.
  • Сложная учебная программа. Есть места, где детей с проблемами в учебе не может быть по определению, - это заведения для одаренных, где более насыщенная программа. Сюда поступают дети успешных родителей, которые, как правило, тоже нацелены на успех. Отсюда много психологических сложностей, в том числе в межличностном общении.

Фото: sovetclub.ru

Конечно, никто не заставляет вас выбирать частное образование. У него есть и минусы — такое образование не из дешевых. Найти частную школу, сад или вуз с безупречной репутацией, обеспечивающих хороший уровень знаний, не так-то просто (особенно в небольшом городе). Есть и плюсы , где основным является индивидуальный подход к ученикам. Но, выбирая заведение для дальнейшего обучения, частное образование как минимум не стоит игнорировать .

Частное образование: за и против

К частным школам сегодня относятся неоднозначно. И чаще всего отрицательно. Многие потому, что не доверяют всему негосударственному, а многие потому, что не доверяют новым веяниям. Но разве частные школы - это нововведение? Вовсе нет. Первые учреждения подобного рода появились в нашей стране более трёх сотен лет тому назад.

Ещё в XVII веке в России были мастера грамоты, которые за деньги учили детей читать и писать. Позже, во времена царствования Петра I, появились первые частные заведения, где уже обучались как мальчики, так и девочки (до этого считалось, что женщине грамота ни к чему). А к середине XVIII века дворянам было разрешено обучать своих детей прямо на дому. Качество знаний резко ухудшилось, потому что нанимали иностранцев-шарлатанов.

Екатерина II, решив, что негоже необразованным иностранцам воспитывать цвет русской нации, организовала над частным образованием жёсткий чиновничий контроль. Открыть частное учебное заведение стало возможным только с разрешения приказа общественного призрения, после проверки учебного плана и преподавательского состава . Но Октябрьская революция надолго прервала летопись российского частного образования. И только в 1991 году оно снова подняло голову.

Частная школа сегодня

Вместо термина "частные" было бы правильнее употребить слово "негосударственные". Потому что термин "частные" подразумевает не только форму собственности, но и право собственника делать то, что он сочтет нужным. Однако у коммерческих школ такой свободы нет. Если школа аккредитована государством, то она по закону об образовании абсолютно адекватна государственной. Различаются только , а программы, требования, нормы, экзамены и аттестат те же. В случае если школа не аккредитована, то для получения аттестата государственного образца и вместе с ним возможность поступать в российские вузы, ученики частных учебных заведений зачисляются на экстернат при государственной школе, где и сдают экзамены.

Частные школы бывают:

    российские и зарубежные; светские и с религиозным уклоном; с разными образовательными системами; с разной системой оплаты.

Любовь Овсиенко, заместитель министра образования:

На сегодняшний день в нашем обществе уже сформировался класс людей, готовых оплачивать школьное образование своим детям. Отвечая потребностям общества, сектор частных школ должен начать развиваться более активно. Совершенно недопустима ситуация, когда потенциальные клиенты таких школ отправляют детей на учебу за границу. Это экономически невыгодно для республики, поэтому будут разрабатываться и специальные государственные программы, нацеленные на помощь в развитии частного сектора образования.

На сегодняшний день в Казани работают всего 13 негосударственных школьных заведений, для сравнения в Москве - 300. Очевидно, что ситуацию надо менять. Ведь увеличение числа частных школ приведет к появлению здоровой конкуренции среди них, что, в свою очередь, положительно отразиться на качестве предлагаемого образования. Отдельным вопросом стоит вынести проблему частных детских садов. Учитывая то, что сегодня из-за многих факторов дети рождаются не полностью здоровыми, им необходимы особые условия для полноценного развития. В настоящее время обычные детские сады не могут предложить таких условий. Пока это под силу только частным "садикам", которых, к слову сказать, не так много.

Плюсы частных школ

Первый и, возможно, главный плюс частного образования - это индивидуальный подход к ребенку. Ведь дети все разные: кто-то схватывает быстрее, кто-то медленнее, кто-то любит общаться с педагогом, кто-то замкнут. В этом смысле в частной школе почти всегда есть возможность уделять ребенку столько внимания, сколько требуется, ведь наполняемость классов редко превышает 12-14 человек. Как правило, составляя договор с родителями, школы обычно оговаривают максимальное количество учеников в классе.

В некоторых частных школах для каждого ребенка разрабатывают индивидуальный учебный план в зависимости от психологического типа личности и конечной цели, которую желательно достичь. И если родители хотят, чтобы их чадо углубленно занималось иностранным языком или физикой, школа сделает все возможное, чтобы обеспечить это.

Еще один плюс - комфортные условия (удобная мебель, хорошее питание), организация распорядка учебного дня таким образом, чтобы у детей оставалось время на спорт, прогулки, занятия для души - все эти факторы позволяют максимально раскрыть способности ребенка, без переутомления и перегрузок.

В частной школе решается проблема материального стимулирования учителей, которым не приходится менять сферу деятельности в поисках заработка. Напротив, им предоставляется шанс реализовать свой творческий потенциал в любимом деле. Педагоги и директора негосударственных школ признают, что материальные лишения, которые испытывают учителя обычных школ, и постоянные мысли о хлебе насущном - существенный тормоз на пути развития современного российского образования. В частных же школах есть возможность следить за мировыми тенденциями в образовании, учителя изучают специальную литературу по педагогике и психологии, быстрее вводят современные методики.

Возможность углубленного изучения ряда дисциплин еще одна положительная особенность обучения в частной школе. Практически во всех негосударственных школах преподают как минимум два иностранных языка. При этом один изучают с первого класса, а второй - с 4-5-го. Если сил хватает, ученик может взять еще и третий язык. Возможность применить приобретенные знания на практике дают заграничные поездки, которые частные школы стараются организовывать регулярно.

Наталья Ахатова, директор частной школы "Елена–сервис":

Думаю, педагогов нужно освободить от мучительных раздумий по поводу того, где взять деньги, чтобы накормить своих собственных детей. Тогда будут не только Пушкинские вечера, но и другие мероприятия, требующие особого творческого подхода учителя. Учитель должен быть спокоен по поводу своего заработка – об этом должен побеспокоиться коммерсант–предприниматель, в чьем владении школа находится. Кроме того, работа преподавателя становится намного эффективнее, когда в классе вместо 30 учеников сидят вдвое меньше.

Минусы частного образования

Качество образования в частных школах не всегда соответствует заявленному. Здесь необходимо особенно тщательно выбирать учебное заведение. Не стоит особо доверять различным экспериментальным программам, уделяющим повышенное внимание какой-нибудь одной дисциплине. Не должны влиять на выбор школы и такие моменты, как "укомплектованные компьютерные классы", "дополнительные занятия языком, музыкой или теннисом" – очевидно, что все это должно быть в школе, позиционирующей себя как частную.

Большое внимание нужно уделить базовой программе, потому что именно она потребуется, когда ребенок будет поступать в вуз. Кроме того, родителям стоит помнить, что если раньше ученик школы, имеющей определенную договоренность с тем или иным вузом, поступал туда на льготной основе, то теперь практика совмещения выпускных экзаменов в школах с вступительными в вузы официально отменена, то есть поступать придется на общих основаниях.

Как выбирать школу

Во-первых, каждое негосударственное образовательное учреждение должно получить лицензию на право ведения образовательной деятельности . Документальное подтверждение того, что в школе все в порядке со зданием, с соблюдением санитарно-гигиенических норм , материально-технической базой и профессиональным уровнем педагогов.

Во-вторых, обязательное наличие аккредитации. Она свидетельствует о том, что содержание, уровень и качество подготовки выпускников школы соответствует требованиям государственных образовательных стандартов. По Закону РФ "Об образовании", для получения аккредитации школа должна проработать с лицензией не менее трех лет и осуществить хотя бы один выпуск учащихся. Аккредитация дает школе право выдавать своим выпускникам документы государственного образца, то есть аттестаты о среднем образовании . Иначе ее выпускникам после 11 класса придется сдавать экзамены не в своей, а в другой аккредитованной школе и с другим учителям.

В-третьих, личность директора - это как бы зеркало частной школы. Часто обстоятельной беседы с директором бывает достаточно, чтобы многое узнать про школу, почувствовать ее атмосферу и проникнуться к ней доверием. Выбирая школу, обязательно присмотритесь и к ученикам. Ученики – это зеркало, в котором отражается все. Только ученик может показать уровень школы, в которой он занимается. Кроме внешнего вида учеников, можно обратить свое внимание на то, как часто и насколько успешно ученики данной школы принимают участие в различных олимпиадах.

Марина Гмызина, директор гимназии № 000:

Бытует мнение, что поступить в частную школу легко – главное – платить. Но сегодня это касается, пожалуй, только школ невысокого уровня, испытывающих нехватку учеников. В настоящее время вступительное тестирование, определяющее уровень готовности ребенка к учебе, совсем не редкость. Кроме того, иногда приходится "отсеивать" даже родителей. Действует своеобразный фейс–контроль, и его могут не пройти мамы и папы, которые изначально ведут себя агрессивно и самоуверенно.

Негосударственные школы, как правило, предлагают более внимательный подход к ребенку. Это значит, что в такой школе, во-первых, ребенка будут уважать как личность, а во-вторых, не нанесут вред его здоровью. Кроме того, частное образование предполагает более широкий спектр услуг, нежели обычная школа. У нас в гимназии, например, на каждые каникулы родителям выдается индивидуальный листок рекомендуемой именно его ребенку литературы и оптимальных вариантов дополнительного образования .

Частная школа за границей

Об их преимуществах наслышаны многие: школы предлагают на выбор ученику огромный список основных и дополнительных предметов, в программу включены изобразительное искусство, музыка, спорт, несколько иностранных языков, после уроков можно заниматься в клубах по интересам, регулярно проводятся выездные занятия - в музеях, театрах, природных заповедниках, в других городах или даже странах. Другими словами, ребенку дают возможность попробовать все и решить, что ему нравится больше, что он может лучше, чем будет заниматься дальше. Из частной школы (любой, не только британской) прямая дорога в университет: по статистике, свыше 90% выпускников этих школ получают высшее образование , они составляют треть всех студентов университетов.

Главное преимущество любой западной школы - человека с детства приучают к самостоятельности и учат делать правильный выбор. Зарубежное школьное образование - при всем богатстве программ - более специализированное и ориентированное на будущую профессию ученика. Задача школы - дать не только общее образование, но и полезные знания и навыки, подготовить к взрослой жизни.

Что лучше ?

Выбор школы обычно определяется двумя факторами: языком и наличием информации о системе образования в той или иной стране. Как известно, английский - самый распространенный и полезный язык, а за английским классическим образованием закрепилась репутация лучшего в мире.

Сегодня в британских школах учится околоиностранных детей, в том числе немало школьников из России. Иностранцы, конечно, обогащают некогда закрытые для чужаков английские частные школы, вносят новое, заставляют что-то менять в привычной системе. Но британцы по-прежнему консервативны, и в образовании, пожалуй, консерватизм проявляется больше, чем где бы то ни было.

Зарубежная школа вообще (и британская в частности) - это большое испытание на стойкость и выживаемость. Какой бы хорошей ни была школа, иностранный ребенок всегда сталкивается с проблемами, главным образом, психологическими. Чужая страна, чужая школа, чужой класс, где, ко всему прочему, никто не понимает твоего родного языка, а над твоим английским все смеются. В замкнутом пространстве, где проводят все свое время ученики пансионов, неизбежно возникают стычки и конфликты (кстати, характерные для любых детских коллективов). Все это надо пережить. Но не каждый на это способен. Более щадящий путь - начать с подготовительных центров для иностранцев и международных школ.

Международные школы, которые рассчитаны на иностранных детей, стараются подстраиваться под нужды школьников из-за рубежа: тут вам и дополнительные уроки английского как иностранного, и специальный адаптационно-подготовительный курс. Сильные стороны британского школьного образования - это системность, хорошая общая подготовка и серьезный курс наук (естествознание, физика, химия). В английской частной школе детей не только учат, но и воспитывают.

В других странах - свои плюсы. В Германии лучше всех в Европе учат философии и математике (правда, в последнем немцев сейчас перегнали Австрия и Швейцария), во Франции - сильные исторический и гуманитарные циклы, в Швейцарии хорошо преподают иностранные языки, финансы и этикет, в Америке - право, политологию, экономику, компьютерные науки. В частных школах Швейцарии, Франции, Германии и Америки, по сравнению с Великобританией, правила менее строгие, а атмосфера более теплая.

В Казани

Сейчас в Казани предлагается разноплановое частное школьное образование. Предусмотрены варианты как углубленного изучения языка с прилагающимися загранпоездками, так и вполне стандартное, но платное образование. Кроме того, есть даже религиозные частные школы, обеспечивающие родителям уверенность, что их ребенок пойдет по "праведному" пути. Общее в этих школах одно – индивидуальный подход и забота о физическом и психологическом комфорте детей.

Источник - http://info. /society/12196.htm

Ещё в XVII веке в России были мастера грамоты, которые за деньги учили детей читать и писать. Позже, во времена царствования Петра I , появились первые частные заведения, где уже обучались как мальчики, так и девочки(до этого считалось, что женщине грамота ни к чему). А к середине XVIII века дворянам было разрешено обучать своих детей прямо на дому. Качество знаний резко ухудшилось, потому что нанимали иностранцев-шарлатанов.

Екатерина II, решив, что негоже необразованным иностранцам воспитывать цвет русской нации, организовала над частным образованием жёсткий чиновничий контроль. Открыть частное учебное заведение стало возможным только с разрешения приказа общественного призрения, после проверки учебного плана и преподавательского состава. Но Октябрьская революция надолго прервала летопись российского частного образования. И только в 1991 году оно снова подняло голову.

Частная школа сегодня

Вместо термина« частные» было бы правильнее употребить слово« негосударственные». Потому что термин« частные» подразумевает не только форму собственности, но и право собственника делать то, что он сочтет нужным. Однако у коммерческих школ такой свободы нет. Если школа аккредитована государством, то она по закону об образовании абсолютно адекватна государственной. Различаются только источники финансирования, а программы, требования, нормы, экзамены и аттестат те же. В случае если школа не аккредитована, то для получения аттестата государственного образца и вместе с ним возможность поступать в российские вузы, ученики частных учебных заведений зачисляются на экстернат при государственной школе, где и сдают экзамены.

Частные школы бывают:

  • российские и зарубежные;
  • светские и с религиозным уклоном;
  • с разными образовательными системами;
  • с разной системой оплаты.

Любовь Овсиенко, заместитель министра образования:

На сегодняшний день в нашем обществе уже сформировался класс людей, готовых оплачивать школьное образование своим детям. Отвечая потребностям общества, сектор частных школ должен начать развиваться более активно. Совершенно недопустима ситуация, когда потенциальные клиенты таких школ отправляют детей на учебу за границу. Это экономически невыгодно для республики, поэтому будут разрабатываться и специальные государственные программы, нацеленные на помощь в развитии частного сектора образования.

На сегодняшний день в Казани работают всего 13 негосударственных школьных заведений, для сравнения в Москве — 300. Очевидно, что ситуацию надо менять. Ведь увеличение числа частных школ приведет к появлению здоровой конкуренции среди них, что, в свою очередь, положительно отразиться на качестве предлагаемого образования. Отдельным вопросом стоит вынести проблему частных детских садов. Учитывая то, что сегодня из-за многих факторов дети рождаются не полностью здоровыми, им необходимы особые условия для полноценного развития. В настоящее время обычные детские сады не могут предложить таких условий. Пока это под силу только частным« садикам», которых, к слову сказать, не так много.

Плюсы частных школ

Первый и, возможно, главный плюс частного образования — это индивидуальный подход к ребенку. Ведь дети все разные: кто-то схватывает быстрее, кто-то медленнее, кто-то любит общаться с педагогом, кто-то замкнут. В этом смысле в частной школе почти всегда есть возможность уделять ребенку столько внимания, сколько требуется, ведь наполняемость классов редко превышает 12−14 человек. Как правило, составляя договор с родителями, школы обычно оговаривают максимальное количество учеников в классе.

В некоторых частных школах для каждого ребенка разрабатывают индивидуальный учебный план в зависимости от психологического типа личности и конечной цели, которую желательно достичь. И если родители хотят, чтобы их чадо углубленно занималось иностранным языком или физикой, школа сделает все возможное, чтобы обеспечить это.

Еще один плюс — комфортные условия(удобная мебель, хорошее питание), организация распорядка учебного дня таким образом, чтобы у детей оставалось время на спорт, прогулки, занятия для души — все эти факторы позволяют максимально раскрыть способности ребенка, без переутомления и перегрузок.

В частной школе решается проблема материального стимулирования учителей, которым не приходится менять сферу деятельности в поисках заработка. Напротив, им предоставляется шанс реализовать свой творческий потенциал в любимом деле. Педагоги и директора негосударственных школ признают, что материальные лишения, которые испытывают учителя обычных школ, и постоянные мысли о хлебе насущном — существенный тормоз на пути развития современного российского образования. В частных же школах есть возможность следить за мировыми тенденциями в образовании, учителя изучают специальную литературу по педагогике и психологии, быстрее вводят современные методики.

Возможность углубленного изучения ряда дисциплин еще одна положительная особенность обучения в частной школе. Практически во всех негосударственных школах преподают как минимум два иностранных языка. При этом один изучают с первого класса, а второй — с 4−5-го. Если сил хватает, ученик может взять еще и третий язык. Возможность применить приобретенные знания на практике дают заграничные поездки, которые частные школы стараются организовывать регулярно.

Наталья Ахатова, директор частной школы« Елена-сервис»:

Думаю, педагогов нужно освободить от мучительных раздумий по поводу того, где взять деньги, чтобы накормить своих собственных детей. Тогда будут не только Пушкинские вечера, но и другие мероприятия, требующие особого творческого подхода учителя. Учитель должен быть спокоен по поводу своего заработка — об этом должен побеспокоиться коммерсант-предприниматель, в чьем владении школа находится. Кроме того, работа преподавателя становится намного эффективнее, когда в классе вместо 30 учеников сидят вдвое меньше.

Минусы частного образования

Качество образования в частных школах не всегда соответствует заявленному. Здесь необходимо особенно тщательно выбирать учебное заведение. Не стоит особо доверять различным экспериментальным программам, уделяющим повышенное внимание какой-нибудь одной дисциплине. Не должны влиять на выбор школы и такие моменты, как« укомплектованные компьютерные классы», «дополнительные занятия языком, музыкой или теннисом» — очевидно, что все это должно быть в школе, позиционирующей себя как частную.

Большое внимание нужно уделить базовой программе, потому что именно она потребуется, когда ребенок будет поступать в вуз. Кроме того, родителям стоит помнить, что если раньше ученик школы, имеющей определенную договоренность с тем или иным вузом, поступал туда на льготной основе, то теперь практика совмещения выпускных экзаменов в школах с вступительными в вузы официально отменена, то есть поступать придется на общих основаниях.

Как выбирать школу

Во-первых, каждое негосударственное образовательное учреждение должно получить лицензию на право ведения образовательной деятельности. Документальное подтверждение того, что в школе все в порядке со зданием, с соблюдением санитарно-гигиенических норм, материально-технической базой и профессиональным уровнем педагогов.

Во-вторых, обязательное наличие аккредитации. Она свидетельствует о том, что содержание, уровень и качество подготовки выпускников школы соответствует требованиям государственных образовательных стандартов. По Закону РФ «Об образовании», для получения аккредитации школа должна проработать с лицензией не менее трех лет и осуществить хотя бы один выпуск учащихся. Аккредитация дает школе право выдавать своим выпускникам документы государственного образца, то есть аттестаты о среднем образовании. Иначе ее выпускникам после 11 класса придется сдавать экзамены не в своей, а в другой аккредитованной школе и с другим учителям.

В-третьих, личность директора — это как бы зеркало частной школы. Часто обстоятельной беседы с директором бывает достаточно, чтобы многое узнать про школу, почувствовать ее атмосферу и проникнуться к ней доверием. Выбирая школу, обязательно присмотритесь и к ученикам. Ученики — это зеркало, в котором отражается все. Только ученик может показать уровень школы, в которой он занимается. Кроме внешнего вида учеников, можно обратить свое внимание на то, как часто и насколько успешно ученики данной школы принимают участие в различных олимпиадах.

Марина Гмызина, директор гимназии № 157:

— Бытует мнение, что поступить в частную школу легко — главное — платить. Но сегодня это касается, пожалуй, только школ невысокого уровня, испытывающих нехватку учеников. В настоящее время вступительное тестирование, определяющее уровень готовности ребенка к учебе, совсем не редкость. Кроме того, иногда приходится« отсеивать» даже родителей. Действует своеобразный фейс-контроль, и его могут не пройти мамы и папы, которые изначально ведут себя агрессивно и самоуверенно.

Негосударственные школы, как правило, предлагают более внимательный подход к ребенку. Это значит, что в такой школе, во-первых, ребенка будут уважать как личность, а во-вторых, не нанесут вред его здоровью. Кроме того, частное образование предполагает более широкий спектр услуг, нежели обычная школа. У нас в гимназии, например, на каждые каникулы родителям выдается индивидуальный листок рекомендуемой именно его ребенку литературы и оптимальных вариантов дополнительного образования.

Частная школа за границей

Об их преимуществах наслышаны многие: школы предлагают на выбор ученику огромный список основных и дополнительных предметов, в программу включены изобразительное искусство, музыка, спорт, несколько иностранных языков, после уроков можно заниматься в клубах по интересам, регулярно проводятся выездные занятия — в музеях, театрах, природных заповедниках, в других городах или даже странах. Другими словами, ребенку дают возможность попробовать все и решить, что ему нравится больше, что он может лучше, чем будет заниматься дальше. Из частной школы(любой, не только британской) прямая дорога в университет: по статистике, свыше 90\% выпускников этих школ получают высшее образование, они составляют треть всех студентов университетов.

Главное преимущество любой западной школы — человека с детства приучают к самостоятельности и учат делать правильный выбор. Зарубежное школьное образование — при всем богатстве программ — более специализированное и ориентированное на будущую профессию ученика. Задача школы — дать не только общее образование, но и полезные знания и навыки, подготовить к взрослой жизни.

Что лучше ?

Выбор школы обычно определяется двумя факторами: языком и наличием информации о системе образования в той или иной стране. Как известно, английский — самый распространенный и полезный язык, а за английским классическим образованием закрепилась репутация лучшего в мире.

Сегодня в британских школах учится около 20 000 иностранных детей, в том числе немало школьников из России. Иностранцы, конечно, обогащают некогда закрытые для чужаков английские частные школы, вносят новое, заставляют что-то менять в привычной системе. Но британцы по-прежнему консервативны, и в образовании, пожалуй, консерватизм проявляется больше, чем где бы то ни было.

Зарубежная школа вообще(и британская в частности) — это большое испытание на стойкость и выживаемость. Какой бы хорошей ни была школа, иностранный ребенок всегда сталкивается с проблемами, главным образом, психологическими. Чужая страна, чужая школа, чужой класс, где, ко всему прочему, никто не понимает твоего родного языка, а над твоим английским все смеются. В замкнутом пространстве, где проводят все свое время ученики пансионов, неизбежно возникают стычки и конфликты(кстати, характерные для любых детских коллективов). Все это надо пережить. Но не каждый на это способен. Более щадящий путь — начать с подготовительных центров для иностранцев и международных школ.

Международные школы, которые рассчитаны на иностранных детей, стараются подстраиваться под нужды школьников из-за рубежа: тут вам и дополнительные уроки английского как иностранного, и специальный адаптационно-подготовительный курс. Сильные стороны британского школьного образования — это системность, хорошая общая подготовка и серьезный курс наук(естествознание, физика, химия). В английской частной школе детей не только учат, но и воспитывают.

В других странах — свои плюсы. В Германии лучше всех в Европе учат философии и математике(правда, в последнем немцев сейчас перегнали Австрия и Швейцария), во Франции — сильные исторический и гуманитарные циклы, в Швейцарии хорошо преподают иностранные языки, финансы и этикет, в Америке — право, политологию, экономику, компьютерные науки. В частных школах Швейцарии, Франции, Германии и Америки, по сравнению с Великобританией, правила менее строгие, а атмосфера более теплая.

В Казани

Сейчас в Казани предлагается разноплановое частное школьное образование. Предусмотрены варианты как углубленного изучения языка с прилагающимися загранпоездками, так и вполне стандартное, но платное образование. Кроме того, есть даже религиозные частные школы, обеспечивающие родителям уверенность, что их ребенок пойдет по «праведному» пути. Общее в этих школах одно — индивидуальный подход и забота о физическом и психологическом комфорте детей.

Частное образование

В Западной Европе и США сложились устойчивые системы частного образования, которые так или иначе находились под государственным контролем. Вместе с тем положение частного образования в разных странах складывалось неодинаково.

В США и Англии частные учебные заведения занимали прочные позиции. В США в разряд частных учебных заведений входило множество учебных заведений, открытых при поддержке общин. В Британии их деятельность во многом зависела от средств частных лиц. Школьное законодательство оставляло большой простор частной инициативе. Школу вправе был открыть любой британец, гарантировавший обучение определенного числа учащихся. От учредителей и преподавателей частных школ не требовались свидетельства о педагогической подготовке. До 1832 г. учреждением частных начальных школ занимались благотворительные конфессиональные организации. Они открывали школы для бедных, воскресные школы и пр. Закон 1832 г. подтвердил, что частная инициатива в образовании не будет ущемляться. Закон 1870 г. предусматривал выделение государственных кредитов на частные школы. Средние учебные заведения, по сути, являлись частными. С 1860-х гг. происходит некое "огосударствление" сферы среднего образования, что выразилось в кредитовании грамматических школ из коммунальных и правительственных фондов. Но программу, распорядок деятельности этих учреждений по-прежнему определяли устроители.

В Пруссии государство энергично вмешивалось в работу частных учебных заведений. С 1794 г. здесь действовало законодательство, по которому все школы, включая частные, подлежали правительственному контролю. Контроль осуществлялся через инспекторов и предусматривал соблюдение стандартных программ, уставов и пр.

Во Франции деятельность частных (свободных) школ была гарантирована законами 1850–1880-х гг. В частных учебных заведениях действовал контроль в виде правительственной инспекции. Вплоть до принятия законов 1880-х гг. на частные школы отпускались общественные средства (коммунальные и общегосударственные). Наличие во Франции системы частного образования являлось существенным фактором трансформации состава учащихся общественных учебных заведений. Так, в середине XIX в. число учеников муниципальных и общенациональных коллежей и лицеев сократилось из-за перехода многих учащихся в частные учебные заведения. При этом переменился и социальный состав учащихся общественных средних школ: увеличилась доля выходцев из мелкой и средней буржуазии и, напротив, сократилось число молодых людей, родители которых относились к высшим кругам. Подавляющее число частных учебных заведений во Франции находилось в руках представителей различных конфессий и церквей. Позиции церкви в системе образования, особенно частного, оставались весьма прочными.

Управление образованием

При решении проблем управления образованием столкнулись две ориентации: на централизацию и децентрализацию. Свою роль сыграли сложившиеся традиции. Предлагались разные решения. Во Франции сходились преимущественно во мнении о необходимости централизованной школьной системы. В Англии и США – о целесообразности местного самоуправления. В Германии шла полемика между защитниками централизации и теми, кто отстаивал автономию школьного дела. Так, идея независимости образования от центральных властей Пруссии нашла отражение в Проекте 1813 г., предусматривавшем для государственных учебных заведений свободу выбора в вопросах внутренней жизни.

В итоге организация управления образованием в странах Запада происходила при проявлении тенденций централизации и децентрализации. В Пруссии и во Франции децентрализацию образования тормозили традиции, унаследованные от эпохи абсолютизма. В Англии и США, не отягощенных этими традициями, напротив, управление образованием осуществлялось при наличии значительных прав регионов и отдельных школ. Прерогативы Департаментов по образованию в Англии и США сводились прежде всего к координации общенациональной школьной политики.

В Пруссии поощрялся централизованный режим управления образованием. Так, актами 1850–1870-х гг. была резко усилена роль правительственных школьных органов. Общинам вменялась обязанность выполнять предписания центра, которые были настолько регламентированы, что школа своими порядками скорее напоминала армию. Инициатива учителей была ограничена. Руководство образованием находилось в руках Министерства образования. Все без исключения учебные заведения подлежали государственному контролю. Учителя общественных школ считались государственными служащими и назначались правительством. В учебных заведениях распоряжались инспекторы, которые подчинялись непосредственно министру образования. В провинции высшую власть над школой имел губернатор, который возглавлял школьный земельный совет, назначал по представлению министра инспекторов. Школьный земельный совет утверждал кандидатуры учителей, которые предлагали школьные советы общин.

Во Франции управление школой находилось в ведении властных структур во главе с министром образования. На местах в управлении принимали участие влиятельные лица из имущих слоев: коммунальные и кантональные делегаты. Страна была поделена на педагогические округа (академии). Ректоры академий подчинялись министру образования, который через них осуществлял свои функции. Кроме министерства, действовал также Совет но образованию. Чтобы сломать корпоративный дух академий, Министерство образования неоднократно перетасовывало состав учебных округов. В итоге инспекторы видели своим начальником не ректора, а главу местной администрации – префекта. Инициатива на местах была строго ограничена. Централизация усиливалась путем повышения роли министерства, ректоров академий, префектов.

В Англии школьное законодательство предоставляло важные права и функции местным органам. Школы Лондона, например, имели собственные статус и администрацию. В округах избирались школьные комитеты, которые составляли школьные уставы, взимали налог на образование, открывали учебные заведения. В структуре английских средних школ отсутствовало какое-либо единообразие. Каждое учебное заведение действовало но собственному уставу.

В США управление образованием складывалось в особых условиях, когда государственность только формировалась и штаты обладали значительной самостоятельностью. Школьные законы отдельных штатов были во многом сходны. В штатах и графствах действовали учебные округа (дистрикты) под началом выбранного жителями директора (интенданта). В дистриктах открывались учебные заведения. Постепенно во всех штатах были учреждены школьные комитеты и посты суперинтендантов, координировавших школьную политику в штате. Школьный комитет состоял из губернатора и вице-губернатора штата, а также суперинтенданта. Непосредственное руководство учебных заведений осуществляли советы, избранные общиной. Округа и школы, фактически, не зависели от федерального Департамента образования и подчинялись властям штата. Штаты сохраняли за собой права контроля деятельности школ, определения принципов образования, типов учебных заведений, сроков и программ обучения, содержания образования, учреждения органов школьного управления, распределения средств на образование. Чиновники дистриктов взимали школьный налог, назначали преподавателей, составляли учебные программы и планы.

Еще с советских времен в нас закрепилось стойкое убеждение в том, что все негосударственное – априори плохое, некачественное, ненастоящее. Это представление и по сей день мешает многим адекватно оценивать уровень образования в частных вузах и колледжах России. Действительно ли образование в коммерческих учебных заведениях проигрывает в качестве подготовки, и о чем нужно знать студентам, которые выбирают для себя частный вуз?

Огромную роль в формировании общественного мнения по поводу качества образования в частных учебных заведениях сыграли, безусловно, они сами. На волне разрешения частного предпринимательства новые институты, академии, университеты и колледжи появлялись по всей стране, словно грибы после дождя. Однако эти учебные заведения не обладали ни наработанной методической и практической базой, ни достойным преподавательским составом, ни стремлением дать студентам действительно качественное образование. Итогом такого «вливания» в образовательную сферу страны стало еще более стойкое убеждение в том, что обучение в коммерческом вузе или колледже никак не может быть альтернативой учебе в государственном учебном заведении.

Сегодня, однако, ситуация в корне изменилась: большая часть коммерческих структур в сфере образования перестает экономить на качестве. Как обстоит дело с обучением в негосударственных учебных заведениях сейчас?

Я выбираю частное учебное заведение. На что мне нужно обратить внимание?

У каждого учебного заведения есть собственная репутация, которая складывается из оценки студентов, отзывов работодателей и педагогического состава. Именно на эти пункты и стоит обратить внимание, если вы выбираете один из частных вузов или колледжей.

  • Поговорите с теми, кто уже учится в данном учебном заведении. Задайте им вопросы обо всем, что вас интересует: уровне нагрузке, качестве обучения, поддержке со стороны преподавательского состава, наличии методической и практической базы.
  • Ознакомьтесь с рейтингом частных вузов и колледжей среди потенциальных работодателей в выбранной вами сфере деятельности. Если вы уже определились с тем, где бы вы хотели работать после окончания учебы, задайте прямой вопрос потенциальному руководству компании.
  • Узнайте, какие преподаватели работают в данном учебном заведении. Совершенно необязательно, чтобы имена педагогов были известными, а список их регалий не помещался на страницу А4. Далеко не всегда эти факторы являются определяющими при оценке качества обучения. Ориентируйтесь на опыт работы преподавателей, отзывы других студентов, собственные ощущения от знакомства с ними в рамках Дней открытых дверей.

Образование в частном учебном заведении. Это всегда дорого?

Слово «частный» всегда ассоциируется у нас с необходимостью выплачивать немалые суммы за возможность получить высшее или среднее профессиональное образование. Однако, если вы внимательно ознакомитесь с предложениями тех или иных негосударственных учебных заведений, вы узнаете много интересного. К примеру, некоторые частные вузы предоставляют n-ное количество бесплатных мест для талантливых студентов. Другие – сотрудничают с организациями, которые выплачивают успешным студентам стипендии, частично или полностью покрывающие стоимость обучения. Третьи – работают в партнерстве с образовательными проектами, спонсирующими подготовку специалистов в конкретной профессиональной области.

- Наш колледж активно сотрудничает с образовательным проектом «Новые кадры. Фармация», - комментирует ситуацию заместитель директора по учебно-производственной работе фармацевтического колледжа «Новые знания» Андрей Киричук, - который осуществляет поддержку талантливых и целеустремленных студентов, мечтающих получить фармацевтическое образование. Для тех, кто поступает в рамках проекта, обучение в «Новых знаниях» - абсолютно бесплатное, в течение всего периода учебы. С 1 марта как раз начался новый набор на следующий учебный год: из всех желающих Попечительская комиссия проекта отберет 25 лучших претендентов, которые придут к нам в сентябре наряду с остальными студентами. Кстати, пользуясь случаем, приглашаю на наш День открытых дверей 12 апреля.

Такие спонсорские программы сегодня – вовсе не редкость. Во многих сферах деятельности – как, например, в фармации – новых специалистов катастрофически не хватает. Это открывает новые возможности для тех, кто хотел бы получить качественное образование, но пока не в состоянии оплатить его самостоятельно.

«Заплатил – могу не учиться»: правда ли, что в частных вузах учиться легче?

Еще одно распространенное заблуждение заключается в том, что в коммерческих вузах и колледжах учиться вовсе необязательно – достаточно вовремя вносить плату за следующий семестр. Это заблуждение основано на том, что многим учебным заведениям, не получающим поддержки от государства, невыгодно отчислять недобросовестных студентов. Но далеко не все частные учебные заведения готовы ради этого жертвовать своим реноме, на которое, в конечном итоге, ориентируются абитуриенты при выборе места учебы. Поэтому студенты, демонстрирующие легкомысленное отношение к занятиям, безжалостно отчисляются даже в негосударственных вузах и колледжах.

- Наших выпускников сегодня ждут в большинстве аптечных предприятий Москвы и Московской области, - продолжает Андрей Киричук, - поэтому уровень требований к знаниям студентов у нас действительно высокий. Мы готовим новую генерацию специалистов в области фармации, и на наших плечах лежит огромная ответственность за жизнь и здоровье посетителей аптек. Мы без раздумий отчисляем студентов, которые безответственно подходят к процессу обучения, регулярно пропускают занятия и демонстрируют низкий уровень знаний на экзаменах. Это касается и тех, кто поступил к нам в рамках образовательного проекта «Новые кадры. Фармация»: в этом случае мы освобождаем бесплатные места для более добросовестных студентов.

«Частный» – не значит «плохой»

Постепенно из сознания россиян исчезает негативное отношение к частному образованию. Во многом этому способствует пример США и Западной Европы: здесь обучение в частном вузе или колледже считается привилегией, а уровень подготовки в коммерческих учебных заведениях значительно выше, чем в государственных.

Ирина Зацепина

Вконтакте