тихотворение «Дума» М. Ю. Лермонтова относится к позднему периоду его творчества и представляет собой итог многочисленных размышлений о сущности и судьбе поколения, к которому принадлежал и сам поэт.

Неторопливый темп и печальное настроение «Думы» приближают ее к элегии, но сатирический тон и необычная форма делают ее весьма нетрадиционной. Написанное шестистопным ямбом стихотворение читается очень размеренно и как бы приглашает прислушаться к невеселым рассуждениям лирического героя, которым, очевидно, является сам автор.

Свое поколение Лермонтов видит крайне потерянным и обмельчавшим. Представители его с колыбели влачат на себе «ошибки отцов», «вянут без борьбы» и шагают навстречу своему мрачному будущему смиренно, не пытаясь ничего изменить или оставить след. «И ненавидим мы, и любим мы случайно», - говорит лирический герой, подчеркивая, что не только дела, но и чувства его современников лишены смысла. Не только будущее страны – даже собственные жизни не волнуют этих людей, и это - самое страшное.

Важно понимать, что речь идет о молодежи 30-х годов девятнадцатого века. То есть поколение прошлое – смелые и деятельные декабристы, сражавшиеся за свои идеалы. Будущее же поколение хоть и лишено в тексте Лермонтова ясных черт, автор как бы заранее чувствует его превосходство и осуждение. В настоящем же нет ничего: и жизнь пуста, и люди исчерпали себя раньше, чем успели сделать хоть что-то.

Надо заметить, что автор никак не выделяет себя из этого равнодушного строя. Неустанно повторяя «мы», он смотрит на самого себя как на часть пропащего поколения, но именно его критический и печальный взгляд говорит читателю о том, что он – не то же, что эти безразличные люди, на душе у него беспокойно и горько. Это сочетание объективности и участия - одна из причин, по которой «Дума» является сильнейшим стихотворением в гражданской лирике М.Ю. Лермонтова.

Анализ стихотворения Дума Лермонтова

Стихотворение «Дума» было создано Лермонтовым в 1838 г., в зрелый период его творчества. Тема, развивающаяся в произведении, во многом перекликается с «Героем нашего времени».

Автор затрагивает серьезные философские и гражданские вопросы. Он скептически смотрит на современное поколение, которое недостойно своего великого прошлого и не имеет будущего. В стихотворении легко угадывается намек на поколение декабристов, которое имело перед собой четкие идеи справедливости и добра. Декабристы были мужественными людьми, которые ради блага родины не щадили своих жизней.

Последекабристское поколение выросло в удушливой атмосфере строжайшей цензуры и запретов. Ему было разрешено стремиться лишь к богатству и развлечениям. Великие идеи были похоронены и осмеяны обществом.

Лермонтов признает, что молодые люди, обладающие сильной волей и характером, не имеют возможности проявить себя на достойном поприще. Образование делает их холодными и расчетливыми эгоистами, которые «к добру и злу постыдно равнодушны». Покорность перед властью делает из людей «презренных рабов», дорожащих лишь собственным благополучием.

Автор считает, что его современники с рождения заражены слабостью и безволием. Это порождает раннюю духовную опустошенность и преждевременную усталость от жизни. По мнению Лермонтова, это означает нравственную смерть, которая намного страшнее смерти физической.

Ничто не может расшевелить зачерствевшие человеческие души. Любовь и ненависть не овладевают людьми. Эти чувства случайны, возникают и исчезают без следа. Один из главных недостатков людей – отсутствие каких-либо возвышенных целей. Каждый стремится к тому, чтобы спокойно, не вызывая нареканий в обществе, прожить свою никчемную жизнь.

Неутешителен суровый приговор Лермонтова своему поколению. Бессмысленно прожитая жизнь не оставит после себя ничего хорошего и достойного подражанию. Автор верит в наступление лучших счастливых времен. Он считает, что потомки с презрением будут смотреть на его современников, которые не сделали абсолютно никакого вклада в духовную копилку общества.

Анализ стихотворения Дума по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Сожженное письмо и история его создания

    Одесса – город любви, надежд, вдохновения. Именно сюда А.С.Пушкин переезжает из Кишинева. Поэт устраивается в канцелярию, которой заведовал граф Михаил Воронцов. Отношения между графом и поэтом складываются хорошоАнализ стихотворения Возвращение на Родину Есенина

    В Возвращении на Родину Есенин пишет про собственную малую родину, про родную деревню, куда он приехал совсем взрослым и состоявшимся поэтом. Как известно, Есенин не только не принял советскую власть

«Дума» Михаил Лермонтов

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

В творчестве Михаила Лермонтова достаточно много социально значимых произведений, в которых автор дает оценку обществу и проводит анализ, направленный на то, чтобы понять – что именно ожидает людей в будущем. Этот вопрос являлся для Лермонтова своеобразным краеугольным камнем, и попытки найти на него ответ нашли свое отражение не только в прозе, но и в поэзии. Одним из таких произведений является стихотворение «Дума», написанное в 1838 году, которое представляет собой смесь элегии и сатиры . Первое свойство выражается в форме самого произведения, его размере и объеме. Второе – в содержании, так как автор не только дает оценку своему поколению, но и критикует его с присущей для себя язвительностью.

Первые строчки стихотворения свидетельствуют о том, что Лермонтов довольно скептически воспринимает действующий общественно-социальный строй, который не оставляет людям права выбора. Поэтому их «грядущее – иль пусто, иль темно». Поэт объясняет подобную точку зрения тем, что у представителей его поколения отсутствуют цели и стремления, поэтому их ждет весьма незавидная участь – «в бездействии состариться», так и не сумев применить академические знания, полученные в процессе учебы.

Лермонтов подчеркивает, что его ровесники с рождения отягощены «ошибками отцов и поздним их умом», поэтому жизнь воспринимают с постыдным равнодушием . В этой фразе кроется намек на восстание декабристов, которое отбило охоту у их потомков искушать судьбу и пытаться что-либо изменить. В итоге представители нового поколения «иссушили ум наукою бесплодной», боясь признаться не только окружающим, но и сами себе в желании совершать благородные поступки. Более того, им вообще не свойственно пылкое проявление чувств. Вне зависимости, касается это ненависти или же любви. Автор подчеркивает, что все происходящее в жизни его современников является мимолетным, случайным. Они не в состоянии насладиться радостью бытия в полную силу, равно как и не могут допустить мысли о том, что их предки могли позволить себе такую роскошь.

По мнению поэта, его поколение двойственно по своей сути, так как в их душе «какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». В итоге даже самые лучшие из современников не в состоянии реализовать свои таланты, так как не видят в этом необходимости . Точнее, не могут понять, ради чего они должны тратить свои силы и пытаться кому-то что-то доказать, если заведомо известно, что им не суждено быть услышанными. Поэтому, как отмечает автор, «к гробу мы спешим без счастья и без славы, глядя насмешливо назад». То есть, отказываясь от своего прошлого, считая его глупым и никчемным, но, в то же время, абсолютно ничего не сделав для будущего.

Вопросы духовного наследия, которое достанется последующим поколениям, являлись для Лермонтова-поэта достаточно болезненными и злободневными. Именно поэтому свое творчество он считал несовершенным и лишенным права на вечность, которым, по его мнению, обладали произведения Пушкина. Поэтому в стихотворении «Дума», пытаясь заглянуть в будущее, поэт предрекает, что «прах наш, с строгостью судьи и гражданина, потомок оскорбит презрительным стихом». Однако это пророчество оказалось ошибочным, так как сегодня творчество Лермонтова является неотъемлемой частью классической русской литературы. Однако такой чести удостоились лишь немногие поэты первой половины 19 века, которые не были «перед опасностью позорно-малодушны, и перед властию - презренные рабы», считая своим гражданским долгом открывать людям глаза на правду, какой бы горькой она ни была.

Лирику М. Ю. Лермонтова часто отличают пессимистические нотки и безверие. Одна из причин этого кроется в биографии поэта (ранняя смерть матери и разлука с отцом, длительная болезнь и т. п.). Другая в большей мере связана с исторической эпохой, в которую он жил. Именно таким настроением проникнуто стихотворение «Дума». Лермонтов с горечью говорит в нем о бесславной судьбе своего поколения.

Время создания

Стихотворение было написано в 1838 году и опубликовано в «Отечественных записках» в январе 1839-го. К его созданию Лермонтова подтолкнуло общение с декабристами (с одним из них он сошелся довольно близко) во время ссылки на Кавказ. Поэта поразили стойкость несломленного духа и верность идеям. Это были те качества, которых он не находил в своих сверстниках.

После расправы над декабристами в стране наступило время реакции, и любая деятельность стала невозможной. В результате большая часть молодых образованных дворян, на которых возлагались надежды по переустройству общества и страны, пыталась замкнуться в себе и отойти от проблем. Однако способность мыслить оставалась, и запретить думать не мог никто. Это произведение - результат постоянных размышлений поэта о необходимости возвращения к плодотворной деятельности и борьбе.

Тема стихотворения «Дума» Лермонтова

Уже первая строчка («Печально я гляжу на наше поколенье…») подчеркивает, что поэт не отделяет себя от современников. Его тревожит их полное равнодушие и апатия, жизнь ошибками отцов (декабристов), отсутствие нравственных убеждений, сильных, волнующих чувств. Отсюда неспособность на подвиг и труд. Именно таким изображен герой романа Печорин.

Общая характеристика, данная в первом четверостишьи, затем развивается и убедительно доказывается. В стихотворении «Дума» Лермонтова выносится суровый приговор: у поколения 30-х годов нет будущего. Это подчеркивается глаголами «вянет», «томит», характеризующими духовное состояние его современников. Складывается противоречивая картина: «огонь кипит» в их крови, но ничего не сделано для того, чтобы понять душевные порывы отцов. Все в их поведении случайно. Результат такого бездействия - смерть «без счастья и без славы» и забвение. А еще строгий суд потомков и справедливое оскорбление «презренным стихом». Кольцевая композиция подчеркивает безысходность, к которой привело бездействие целого поколения молодых людей.

Жанр стихотворения

«Дума» Лермонтова эмоционально насыщена, в ней преобладает лексика высокого стиля. Начало стихотворения напоминает ораторскую речь: «томит», «познанья», «рабы», «печально» и др. По мере развития мысли используемая лексика и стиль все больше напоминают элегию. Философские заключения в финале («мысль плодовитая», «презренный стих» и т.п.) вновь возвращают к особенностям ораторского выступления. Таким образом, стихотворение «Дума» Лермонтова заключает в себе черты элегии и сатиры. Лирический герой выстрадал то, что становится темой его постоянных размышлений о смысле жизни.

Средства выразительности

Катрены из одного предложения (они объединены по 4 и по два в четыре строфы) имеют между собой довольно слабую связь. В большей мере их объединяют общая тема и настроение. Последнее обеспечивается за счет использования различных средств выразительности, которых в стихотворении «Дума» Лермонтова достаточно много. Это эпитеты («рабы презренные», «насмешкой горькою»), метафоры («старость души»), сравнения («как ровный путь без цели»), гиперболы («богаты мы, едва из колыбели»), оксюморон (царствует в душе «холод тайный, когда огонь кипит в крови») и др. Они помогают поэту донести мысль о том, что поколение, нищее духовно, бездеятельное, апатичное, ничего не оставит после себя, кроме проклятия потомков.

Стихотворение "Дума" было написано за два года до смерти поэта и опубликовано в одном из январских номеров "Отечественных записок" за 1839 год. Это поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная.
Основная мысль стихотворения - размышление о судьбах молодого поколения России той поры. Время написания "Думы" - одно из наиболее мрачных в истории страны.
После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях проявляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум. Даже лучшие представители молодежи не знали, куда можно приложить свои силы, становились безразличными ко всему, превращались в "лишних людей".
"Дума" - это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима. Это не взгляд со стороны, а откровение человека, принадлежащего к тому же поколению.
Композиция произведения подчинена авторскому замыслу. В первом четверостишии высказано общее суждение о молодежи 30-х годов. В восьми последующих четверостишиях развивается и доказывается эта мысль.
Поэта огорчает, что многие его современники живут "ошибками отцов и поздним их умом". Речь идет об отношении к идейному наследию декабристов, многие из которых к тому времени примирились с порядком вещей и признали борьбу бесполезной. Эти настроения Лермонтов и называет "поздним их умом". Поэт убежден, что за свободу нужно бороться, а не склонять покорно голову перед силами реакции. Лермонтова глубоко тревожит то, что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений.
Логическая связь между четверостишиями и частями стихотворения заметно ослаблена и фактически поддерживается лишь общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие - законченное предложение. Голос рассудка звучит открыто, страсти - приглушенно. Слово часто используется в переносном значении: "состариться" означает не только физическую, но и духовную старость, "ровный путь без цели" - знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений. Часто встречаются метафоры ("старость души", "жизнь - путь"). Яркие эпитеты обнажают эмоцию ("тощий плод", "пришелец осиротелый", "холод тайный").
В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова элегического романтизма ("печально", "томит", "вянем") и слова философского и общественно-политического значения ("познанья", "сомненья", "рабы"). Во второй части отсутствуют слова ораторского стиля, их заменяют слова стиля элегического.
Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь". В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: "ни мысли плодовитой", "судья", "гражданин" и т.п.
Чем более убедительно развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль. Все вышесказанное позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. "Дума" - это и сатира и элегия. В произведении гражданская тема становится глубоко личной, выстраданной. Лермонтов не отделяет себя от поколения и душа поэта несет печать вины и сожаления, упрека своему бессилию. В "Думе" нет слов "я" и "вы", но есть слово "мы". "Дума" заканчивается выводом, предсказанием, пророчеством. Романтика сменяется реквиемом.
Тон "Думы", потрясшей современников, воспроизводил эмоцию "социального отчаяния". 11 сентября 1842 года Герцен запишет в своем дневнике "Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования... Отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуту восторга не забываем тоски?.. О, пусть они остановятся с мыслью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили их грусть..."

План

  1. История создания
  2. Структура стихотворения
  3. Анализ содержания

Появление Лермонтова некоторые исследователи ознаменовывают как старт новой страницы в истории русской литературы. Его перу принадлежат многие выдающиеся произведения. Творение уже зрелого Лермонтова «Дума» представляет собой некий итог имеющемуся душевному опыту автора. Само произведение при глубоком рассмотрении позволяет продемонстрировать размышления известного лирика о настоящем и будущем своей страны. Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» помогает обнаружить общественно-духовный кризис так называемого «последекабрьского поколения» и поставить точку в социальных и нравственных исканиях поэта.

История создания

Время появления интересующего нас произведения принято относить к одному из самых мрачных в истории России. Стихотворение «Дума» увидело свет в 1838 году, во время прохождения Лермонтовым службы на Кавказе. Поэту выпала возможность долгого общения с одним из декабристов. Поражаясь железной воле, крепкому стержню и уверенным стремлениям, которыми обладают люди, принявшие решение совершить государственный переворот, Лермонтов сопоставил их с представителями, входившими в круг его общения до сих пор. Контраст получился необычайно ярким. Разница, складывающаяся непосредственно между современниками Лермонтова и молодым поколением декабристов, а также анализ возникших противоречий, натолкнули поэта на создание «Думы».

Это стихотворение можно отнести к гражданской и философской лирике Лермонтова .

Структура стихотворения

Если обратиться к логической структуре произведения, необходимо отметить, что связь между строфами несколько ослаблена. Сохраняется взаимозависимость компонентов за счет единства настроения и темы. Каждое четверостишие содержит в себе законченное предложение. В основе образования строф лежит довольно сложная конструкция, в которой помимо шестистопного ямба имеются четырехстопные или пятистопные, начинающие или замыкающие строфу. Благодаря шестистопному ямбу стих обладает некой неторопливостью, замедленностью, что характерно скорее для лирического раздумья.

Главная тема «Думы» Лермонтова представляет собой своего рода направленность сатиры лирика на всю дворянскую интеллигенцию того времени. Автор пытается охарактеризовать поколение, представителем которого невольно является он сам. Посвященное общественному поведению человека, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной души человека. Выполняя анализ «Думы» Лермонтова, нужно отметить, что композиционное построение произведения выполнено в соответствии с замыслом автора. В первом четверостишии содержится простое высказывание – суждение о молодежи 30-х годов. Эта часть является чем-то вроде пролога ко всему произведению. Следующие восемь четверостиший эту мысль развивают и доказывают. Поэту досадно при мысли о том, что многие из его современников живут «ошибками отцов».

Он убежден, что свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.

«К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно – малодушны
И перед властию – презренные рабы.»

Что касается жанра, то необходимо отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. Но выделить из этого что-то одно не получается. В начале стихотворения можно проследить ораторские приемы, которыми пользуется автор. Но постепенно этот тон сменяется на более спокойный, романтичный, полный грусти.

В центре всего повествования поэтом ставится проблема безысходности, возникшая в результате бездействия его современников. Лирический герой – изрядно уставший и безмерно одинокий человек. И это несмотря на то, что он окружен людьми со всех сторон. Создавая стихотворение «Дума», он не стремится к цели бороться с тем непониманием, которое скопилось вокруг. Лучшим вариантом он считает пережить все внутри, в себе. Героя не заботит физическая смерть. Гораздо большее беспокойство вызывает смерть духовная, смерть чувств, эмоций.

«В конце стихотворения романтика сменяется реквиемом:
Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.»

Средства художественной выразительности

Придать лирическому творению необходимую эмоциональность помогают содержательные эпитеты: «презренные рабы», «наукою бесплодной», «пришлец осиротелый». Аналогичной цели придерживается и двойное сравнение: «И пусть уж нас томит, как ровный путь, без цели, Как пир на празднике чужом». Романтические метафоры усиливают образность стихотворения: «В начале поприща мы вянем без борьбы», «Тощий плод», «Чаша наслаждения». Нашлось применение и гиперболе «Богаты мы, едва из колыбели». Кроме того, Лермонтов широко использует лексику «высокого» стиля «Презренные», «Грядущее», «Под бременем» и т.п.
На протяжении всего стихотворения Лермонтов использует глаголы разных времен.

Значение стихотворения «Дума» в творчестве поэта

Непростое положение, сложившееся в николаевской России, Лермонтов воспринял как личное горе и очень переживал по этому поводу. Потрясенные мрачным тоном стихотворения «Дума» современники смогли увидеть в нем «черную сторону нашего века». Они просто не могли не признать заключенной в нем правды и не ощутить всю безысходность и отчаяние, навалившиеся на поколение 30-х годов.
Глубоко эмоциональное с сильным содержанием творение Лермонтова, можно считать определяющим для всего его творчества.