Топливораздаточная колонка используется при изменении объемов горючего, выдаваемого топливным бакам транспорта или в канистры покупателей. Колонка является конструкцией, состоящей из 1-4 блоков гидравлики. Модели могут отличаться. Каждый блок снабжен техническими свойствами колонки одинарного типа, одновременно заправляет 1-2 транспортных средств. Блоки устанавливаются на опорах, расположенных в нижней области конструкции.

Состав гидравлической схемы:

  1. Приемный клапан блока.
  2. Система фильтрации грубого и тщательного очищения.
  3. Насосный механизм, снабженный газоотделительной системой.
  4. Система электромагнитного уменьшения расхода.
  5. Измеритель топливного объема, состоящий из 4х поршней.
  6. Опто-электрический датчик.
  7. Датчик, следящего за газоотделением.
  8. Кран для раздачи горючего с использованием шланга.

Как работают топливораздаточные колонки ТРК?

Принцип работы ТРК довольно простой. Пульт удаленного регулирования обозначает дозу топлива. Этот процесс повторяется на самой колонке, задающей дозу. Активация электродвигателя происходит при снятии крана раздачи. Далее происходит перемещения горючего из места хранения посредством высасывающего трубопровода и клапана, принимающего топливо, в насосный блок. Его движение продолжается в измеритель объемов, состоящий из 4-х поршней.

Следующим этапом является прохождения горючего сквозь газоотделительный датчик, поступая на кран раздачи, снабженный астматическим отделением горючего. Сам измеритель объемов топливораздаточных колонок соединяется с системой шестеренок, обеспечивающих движение специального вала, создаваемого сигнал опто-электрического индикатора, который измеряет импульсы, поступающие в электрический блок.

Далее происходит процесс преобразования информации об объеме пройденного сквозь измеритель горючего. Результат появляется на экране и на самом счетчике объема горючего топливораздаточной колонки .

Стабильность в работе современной автозаправочной станции любой вариации зависит от качества и функциональности используемого оборудования, обеспечивающего бесперебойную деятельность. Топливораздаточные колонки ТРК выполняют данные функции продуктивно, обеспечивая подачу горючего, контролируют этот процесс, измеряя его объем. Высокотехнологичные агрегаты - путь к успеху АЗС.

РАЗДЕЛ 1 Общее устройство, порядок и правила технической эксплуатации и обеспечения промышленной безопасности ведомственных заправочных пунктов и АЗС (АЗК)

Тема 1.3 Устройство и эксплуатация технологического оборудования

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ОДНОСТЕННЫЕ РЕЗЕРВУАРЫ

Вместимость м3 Наружный диметр мм. Длина(высота) мм. Толщина стенки мм. Масса кг.
Горизонтальные
4 1378 2873 4 733
5 1846 2036 3 446
8 1593 4263 4 1024
10 2220 3100 4 980
20 2483 4770 4 1776
25 2768 4840 4 2350
50 2870 8480 4 3369
60 2770 11100 5 4750
Вертикальные
5 1788 2018 4 473
10 2233 3100 4 840
15 2818 2518 4 1140
25 3186 3218 4 1750

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ОДНОСТЕННЫЕ РЕЗЕРВУАРЫ

  • Горизонтальные резервуары изготавливают по ГОСТ 17032
  • Маркировка: буква Р - резервуар; цифра -вместимость в метрах куб.
  • Горизонтальный цилиндрический резервуар состоит из обечайки (цилиндрическая часть) и двух днищ.
  • Обечайка сваривается из нескольких царг (колец) встык или внахлестку.
  • Днища изготавливаются плоскими, коническими, в некоторых случаях - сферическими и привариваются к обечайке, как правило, с помощью уторных уголков.
  • Резервуары вместимостью до 8 м3 включительно должны изготавливаться с плоскими днищами. Для усиления конструкции внутри резервуаров по длине на расстояниях, примерно равных диаметру, привариваются кольца жесткости.
  • Резервуары и защитные кожухи к ним изготавливают из материала, обладающего достаточной устойчивостью к физическому и химическому воздействию рабочей жидкости и окружающей среды. В основном это малоуглеродистая сталь СтЗсп по ГОСТ 380.

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ОДНОСТЕННЫЕ РЕЗЕРВУАРЫ

Общее устройство горизонтальных резервуаров
Комплект оборудования резервуара :
1 - сливная линия; 2 - замерная труба; 3 - линия выдачи; 4 - дыхательная линия

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ДВУСТЕННЫЕ РЕЗЕРВУАРЫ

Вместимость м3 Длина Диметр мм. Масса кг.
10 5320 1615 2015
20 4530 2525 3755
25 5530 2500 4135
50 10690 2525 8250
60 12670 2525 9810
80 12770 2925 13720
100 15850 2925 15850
  • Резервуары изготавливаются поТУ-4034588-097-96
  • Двухстенные резервуары предназначены для хранения нефтепродуктов, плотность которых не превышает 1000 кг/м3
  • Климатические условия для эксплуатации:
  • температура наружного воздуха - не ниже 40 °С (233 °К);
  • сейсмостойкость не более 7 баллов.

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ДВУСТЕННЫЕ РЕЗЕРВУАРЫ
Общее устройство двухстенного резервуара
Устройство двухстенного резервуара:
1 - датчик верхнего уровня горючего; 2 - предохранительный клапан системы герметичности резервуара; 3 - кран шаровой линии выдачи; 4 - муфта соединительная линии выдачи; 5 - крышка зачистной трубы; 6 -замерная труба; 7 - люк технологического лаза; 8 - манометр системы герметичности резервуара; 9- кран трехходовой системы герметичности резервуара; 10- технологический отсек; 11 - сливная труба; 12 - обратный клапан линии выдачи; 13 - заборная труба; 14 - зачистная труба; 25 - линия деаэрации; 16 - дыхательный клапан; 17- огнепреградитель; 18- крышка замерной трубы; 19 - обратный клапан слива

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ОБОРУДОВАНИЕ РЕЗЕРВУАРОВ

Основное оборудование резервуара:
1 - ТРК; 2- фланец; 3- трубопровод подачи топлива; 4 - задвижка для нефтепродуктов (30С41 нж); 5- огневой предохранитель (ОП- 50ЧА);б - клапан приемный (КП- 40);7- замерный трубопровод; 8 - люк замерный (ЛЗ- 80); 9 - клапан дыхательный совмещенный (СМДК- 50ЧА); ю-уровнемер «Струна-М» сдатчиком; и - трубопровод налива; 12 - огневой предохранитель (ОП-юоЧА); 23- электромагнитный клапан отсечки (KPT); 14- фильтр грубой очистки (ФС- 80); 15 - муфта сливная (MC-1M); 16- сливной колодец; 17- технологическая шахта; 18 - вентиляционная решетка; 19 - железобетонный колодец; 20-ложемент; 21- зонд для определения утечек из резервуара; 22- одностенный резервуар

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

Общие положения

  • Эксплуатация и ремонт резервуаров, предназначенных для приема и хранения нефтепродуктов, осуществляется в соответствии с действующими Правилами технической эксплуатации металлических резервуаров, инструкциями по их ремонту и Правилами технической эксплуатации АЗС.
  • На каждый резервуар в соответствии с ГОСТ 2.601 ведется технический паспорт установленного образца.
  • На каждую секцию многосекционного резервуара распространяются требования, как на отдельный резервуар.
  • Резервуар оснащается оборудованием в полном соответствии с проектом и должен находиться в исправном состоянии. Эксплуатация неисправного резервуара или с неисправным оборудованием запрещена.
  • Резервуар должен иметь обозначение с указанием порядкового номера, марки хранимого нефтепродукта, максимального уровня наполнения и базовой высоты (высотного трафарета). Базовая высота резервуара измеряется ежегодно в летний период, а также после выполнения ремонтных работ. Результат измерения оформляется актом. Утвержденный руководителем организации - владельца АЗС - он прикладывается к градуировочной таблице резервуара.
  • Резервуары, применяемые на АЗС, проходят градуировку в соответствии с ГОСТ 8.346. В соответствии с ГОСТ 2.601 каждый резервуар должен иметь градуировочную таблицу для определения объема горючего в зависимости от высоты наполнения.

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

Общие положения

  • Техническое обслуживание и ремонт резервуаров осуществляются по графику, утвержденному руководителем (техническим руководителем) организации.
  • Оборудование резервуаров подвергается профилактическим осмотрам:
  1. дыхательные клапаны периодически осматриваются в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, но не реже двух раз в месяц в теплое время года и не реже одного раза в десять дней при отрицательной температуре окружающего воздуха; в зимний период необходимо также регулярно очищать их от инея и льда, не допуская уменьшения зазора между тарелкой и стенкой корпуса клапана;
  2. ежесменно (ежедневно), производится осмотр ответственными работниками АЗС сливного оборудования, технологических колодцев резервуаров с целью выявления разгерметизации соединений, восстановления окраски, очистки от мусора.
  • Результаты ремонтов и устраненные неисправности отмечаются в журнале учета ремонта оборудования и паспортах резервуаров.
  • Для защиты резервуаров от коррозии рекомендуется предусматривать пассивные или активные методы защиты и их комбинации:
  1. нанесение лакокрасочных и металлизационных покрытий;
  2. применение электрохимической катодной защиты;
  3. использование ингибиторов коррозии.
  • Все подвижные и неподвижные соединения резервуара герметично уплотняются. Сообщение с атмосферой внутреннего пространства резервуара осуществляется через дыхательный клапан. Проверка герметичности газового пространства резервуаров совмещается с проверками срабатывания дыхательной арматуры.

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

Установка резервуаров в грунт

  • Работы по устройству основания должны производиться в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01.

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

  1. Приемку нового резервуара осуществляет специальная комиссия из представителей строительной организации, заказчика, пожарной охраны и других заинтересованных органов.

Комиссии должны быть предъявлены следующие документы:

  • рабочие и деталировочные чертежи стальных конструкций;
  • заводские сертификаты на поставленные стальные конструкции;
  • документы о согласовании отступлений, допущенных от чертежей при изготовлении и монтаже;
  • акты приемки скрытых работ ответственными представителями заказчика, строительной и монтажной организациями (по устройству насыпной подушки, изолирующего слоя под резервуар, заделки закладных деталей и т. д.);
  • сертификаты, удостоверяющие качество материалов, сталей, стальных канатов, метизов, электродов, электродной проволоки и других сварочных материалов, примененных при монтаже и вошедших в состав сооружения;
  • журналы промежуточной приемки работ: монтажные, сварочные, подготовки поверхности под окраску и др., которые ведутся линейным инженерно-техническим персоналом или OTK;
  • акты испытаний: на герметичность сварных соединений днища, стенок резервуара в соответствии с требованиями СНиП 3-18; на прочность наливом воды до высоты, предусмотренной проектом;
  • акты контроля качества сварных соединений, предусмотренного СНиП 3-18;

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

Ввод резервуаров в эксплуатацию

  • описи удостоверений дипломов о квалификации сварщиков, с указанием присвоенных им номеров или знаков;
  • заключение по просвечиванию монтажных швов проникающим излучением со схемами расположения мест просвечивания;
  • акты приемки смонтированного оборудования;
  • схема и акт испытания заземления резервуара;
  • акты на окраску, выполненную на монтаже;
  • акт на приемку протекторной защиты (при ее наличии);
  • акт на скрытые работы по изоляции корпуса;
  • акт на скрытые работы по креплению резервуара стальными хомутами к бетонному основанию;
  • акт на послойное трамбование грунта над корпусом резервуара; документы, подтверждающие марку бетона основания резервуара.
  • На каждый резервуар, вводимый в эксплуатацию, должны быть:
  • технический паспорт в соответствии со СНиП 3-18; -градуировочная таблица;
  • журнал учета ремонта оборудования (журнал текущего обслуживания);
  • распоряжения и акты на замену оборудования;
  • технологические карты на замену оборудования;
  • акты по техническому обслуживанию и ремонту.
  • Последние три документа прилагаются к техническому паспорту.

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

Техническое обслуживание
Для поддержания резервуаров в исправном состоянии и предотвращения аварий проводятся следующие плановые работы:

  1. ежедневное техническое обслуживание (ТО);
  2. профилактическое обслуживание;
  3. ремонт резервуаров и их оборудования;
  4. зачистка резервуаров от воды, грязи и ржавчины.

Особое внимание при ежедневном техническом обслуживании уделяется состоянию сварных швов и запорной арматуры. При появлении трещин и отпотин в сварных швах или в основном металле резервуар немедленно опорожняется и ремонтируется.
Замеченные недостатки при проведении профилактического обслуживания устраняются на месте
Оборудование резервуаров должно подвергаться осмотрам по графику ТО и ППР, разработанному в соответствии со сроками эксплуатационных осмотров. Результаты осмотров регистрируются в журнале ремонтов оборудования.

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

Оборудование Срок осмотра
Люк замерный Каждый раз при пользовании, но не реже одного раза в месяц
Дыхательный клапан В соответствии с инструкцией завода-изготовителя, но не реже двух раз в месяц в теплое время года, и не реже одного раза в неделю при температуре наружного воздух ниже нуля.
Огневой предохранитель Не реже одного раза в месяц при положительной температуре наружного воздуха, и не реже двух раз в месяц при температуре ниже нуля
Прибор для замера уровня В соответствии с инструкцией завода-изготовителя, но не реже одного раза в месяц
Заземляющее устройство
Заземляющее устройство Внешний осмотр не реже одного раза в месяц
Сливной фильтр Не реже одного раза в месяц
Всасывающий клапан Не реже одного раза в месяц
Прокладка крышки горловины Два раза в год
Изоляция резервуара Одни раз в три года

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

Резервуары, находящиеся в эксплуатации, подлежат периодическому обследованию и дефектоскопии для определения их технического состояния. Очередность, сроки проведения обследований, а также объем работ по проверке технического состояния резервуара регламентируются Руководством по обследованию резервуаров.

Сроки проведения обследования резервуаров

Вид хранимого нефтепродукта Срок эксплуатации резервуара Полное обследование с выводом из эксплуатации Частичное обследование без вывода из эксплуатации
Бензин Более 25 лет Через 3 года Через 1 год
Бензин Менее 25 лет Через 5 лет Через 2,5 года
Дизтопливо Более 25 лет Через 4 года Через 2 года
Дизтопливо Менее 25 лет Через 7 лет Через 3 года

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

Виды ремонта
Осмотровый ремонт
Работы производятся без освобождения резервуара от нефтепродуктов:
Ремонт покрытия, верхних поясов корпуса с применением эпоксидных соединений; ремонт оборудования расположенного с наружной стороны резервуара
Текущий ремонт
Работы, связанные с зачисткой, дегазацией резервуара с соблюдением правил техники безопасности и пожарной безопасности: установка отдельных металлических накладок с применением сварочных работ, ремонт трещин и швов, ремонт или замена оборудования
Капитальный ремонт
Работы, предусмотренные текущим ремонтом и работы по частичной или полной заменен дефектных частей корпуса, днища, покрытия и оборудования

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

  • Осмотровый и текущий ремонты каждого резервуара следует проводить по календарному графику, который должен быть составлен на АЗС с учетом особенностей эксплуатации резервуаров.
  • Осмотровый ремонт резервуара должен предусматриваться в графике не реже 1 раза в шесть месяцев, текущий ремонт - не реже 1 раза в два года.
  • Капитальный ремонт резервуара должен проводиться по мере надобности. Срок проведения капитального ремонта назначается на основании результатов эксплуатационных осмотров и осмотров при текущих ремонтах резервуара и его оборудования, а также при осмотре во время очередных зачисток резервуара от грязи, окалины и остатков нефтепродуктов

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

  • Ремонтные работы должны организовываться и проводиться в строгом соответствии с действующим руководящим документом на проведение ремонта
  • Руководство АЗС, на территории которого необходимо провести ремонт оборудования оформляет следующие документы:
  • заявку на ремонт с приложением перечня ремонтных работ;
  • технологическую карту на проведение ремонта, выполняемую в соответствии с типовыми технологическими картами с учетом специфики местных условий. Технологическая карта должна быть утверждена директором (главным инженером) АЗС;
  • наряд-допуск на проведение газоопасных работ при подготовке оборудования к ремонту;
  • акт на проведение ремонта.
  • К выполнению подготовительных и ремонтных работ допускается бригада, члены которой прошли соответствующий инструктаж. Проведение инструктажа должно быть отмечено в акте на проведение ремонта

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

  • Готовность оборудования к ремонту, включая принятие необходимых мер безопасности, подтверждается закрытием наряда-допуска на проведение работ, подписанного как ответственным за подготовку к ремонту, так и ответственным за проведение собственно ремонта - руководителем АЗС.
  • Директор АЗС издает приказ с указанием руководителя работ и ответственных лиц, выделенных для проведения ремонта. Приказ должен быть согласован с инженером по охране труда. Назначенный приказом руководитель работ несет ответственность за дисциплину и организацию контроля качества ремонтных работ.
  • Во избежание поражения электрическим током электронагреватели для подогрева должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.00.0-75.
  • Ремонтные работы на высоте и в заглублениях необходимо проводить в соответствии с требованиями СНиП Ш-42-80.
  • После окончания ремонта в акт на проведение ремонта вносятся данные о качестве ремонта и возможности дальнейшей эксплуатации оборудования. Акт подписывается исполнителями работ и утверждается директором (главным инженером) АЗС. В штатном журнале учета ремонтных работ делается соответствующая запись.

ТОПЛИВОРАЗДАТОЧНЫЕ КОЛОНКИ

НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

ТРК
НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ
ТРК предназначены для:
заправки автотранспортных средств отфильтрованным топливом. Класс точности ТРК должен быть не более 0,25.
Основные функции:

  • отпуск топлива в бак потребителя по заданной оператором дозе в литрах;
  • отпуск топлива в бак потребителя на заданную сумму денег;
  • отображение информации о розничной цене одного литра топлива и возможность ее корректировки с контроллера;
  • отображение информации о заданной и отпущенной дозе топлива в физических и денежных единицах при разовом отпуске;
  • отображение информации о суммарном количестве отпущенного топлива по вызову оператора;
  • сохранение в отсчетном устройстве информации о суммарном количестве отпущенного топлива;
  • аварийное прекращение выдачи дозы непосредственно с колонки или контроллера;
  • продолжение отпуска заданной дозы при устранении аварии с разрешения оператора;
  • программная защита от несанкционированного доступа кода поста и значения юстировочного коэффициента;
  • возможность монтажа колонки на расстоянии до 30 м от резервуара.

ТРК
Классификация
ТРК классифицируют по следующим признакам:

  • по мобильности: переносные, стационарные;
  • виду привода: с ручным, электрическим, комбинированным;
  • способу управления: ручного, от местного задающего устройства; от дистанционного задающего устройства; от автоматического задающего устройства;
  • способу размещения: одинарные - для обслуживания одного потребителя; двойные - для одновременного обслуживания двух потребителей;
  • составу выдаваемого топлива: для выдачи однокомпонентного топлива, для образования и выдачи топливной смеси;
  • номинальному расходу топлива, л/мин.: 25; 40; 50; 100; 160;
  • основной погрешности, % ± 0,25... 0,4;
  • способу размещения сборочных единиц: в одном корпусе, в нескольких корпусах;
  • по типу отсчетного устройства: с механическим и электрическим устройством.

ТРК
Маркировка

Маркировка ТРК по ГОСТ 9018 (пример)

ТРК
Общие описание

ТРК ВЫПУСКАЮТСЯ:

  • однотопливные, двухтопливные с возможностью одновременной заправки двух автомобилей одним видом топлива с раздельным учетом выдаваемого топлива через каждый раздаточный кран (например, тип 2КЭД-50-о,25-1/1т);
  • двухтопливные, четырехшланговые с возможностью одновременной заправки двух автомобилей одним или двумя видами топлив с учетом выдаваемых доз через каждый раздаточный кран (например, тип 2КЭД-50-о,25-1/2т);
  • трехтопливные, шестишланговые с возможностью одновременной заправки двух автомобилей одним или двумя из трех видов топлива с учетом выдаваемых доз через каждый раздаточный кран (например, тип 2КЭД-50-о,25-1/Зт);
  • четырехтопливные, восьмишланговые с возможностью одновременной заправки двух автомобилей одним или двумя из четырех видов топлива с учетом доз топлива через каждый раздаточный кран (например, тип 2КЭД-50-о,25-1/ут).

ТРК
Отечественные производители

  1. НАРА-42-16; 42-5
  2. С двумя раздаточными пистолетами.
  3. Двухстороннее шестнадцатиразрядное жидкокристаллическое электронное счетное устройство с указанием литров, цены на 1 литр и стоимости выданного топлива (42-16)
  4. Двухсторонне пятиразрядное счетное устройство, отображающее количество литров (42-5)
  5. Минимальная доза выдачи - 2 л
  6. Класс точности -0,25.
  7. Номинальная тонкость фильтрования - 20 мкм Масса - 250 кг.
  8. Габариты - 930X430X1620 мм
  • НАРА-28-16
  • Двухстороннее шестнадцатиразрядное жидкокристаллическое электронное счетное устройство с указанием литров, цены на 1 литр и стоимости выданного топлива.
  • Номинальный расход - 50 л/мин.
  • Класс точности - 0,25.
  • Масса -195 кг Габариты - 930X430X1620 мм

ТРК
Отечественные производители

НАРА 5310

  1. Двухстороннее шестнадцатиразрядное жидкокристаллическое счетное устройство с указанием литров, цены за 1 литр и стоимости выданного топлива.
  2. Номинальный расход через один кран - 40 л/мин.
  3. Минимальная доза выдачи - 2л.
  4. Класс точности - 0,25.
  5. Номинальная тонкость фильтрования - 20 мкм.
  6. Мощность привода насоса моноблока -1,1 кВт.
  7. Эксплуатация при интервале температур о.с. - +50 -40 С
  8. Условный проход всасывающего трубопровода - 40 мм.
  9. Возможно исполнение модельной линии НАРА-5000 в раздельных корпусах (с выносной гидравликой)

НАРА-61-16

  1. С одним раздаточным пистолетом.
  2. Двухстороннее шестнадцатиразрядное жидкокристаллическое

электронное счетное устройство с указанием литров, цены за 1
литр и стоимости выданного топлива.

  • Номинальный расход-100 л/мин.
  • Минимальная доза выдачи - 2 л.
  • Класс точности - 0,25.
  • Номинальная тонкость фильтро-вания-20 мкм.
  • Мощность двигателя - 1,1 кВт. Масса- 190 кг. Габариты - 930X430X1620 мм.

ТРК
Отечественные производители

Россиянка
Колонки работают в комплекте со встроенными или погружными насосами, установленными внутри ТРК или в резервуарах. Использование наружного насоса позволяет размещать резервуар до 70 м от колонок, что упрощает и удешевляет сеть, особенно при использовании многопродуктовых ТРК.
В качестве с системы управления применяется контрольно-кассовая машина ККМ - "Дон-002Ф" (управление 1-6ТРК) с возможностью работы в автономном и сетевом режимах и оперативным учетом всех параметров АЗС по нефтепродуктам.

  • Номинальный расход через один кран - 50 л/мин.
  • Минимальная доза выдачи - 2л.
  • Цена деления указателя разового учета. – 0,01 л.
  • Колличество раздаточных рукавов – 2 – 8 шт.
  • Класс точности - 0,25.
  • Номинальная тонкость фильтрования - 60 мкм.
  • Фильтрация по заказу потребителя – 20 мкм
  • Масса (в зависимости от спецификации), - 270-450 кг.

ТРК
Зарубежные производители

Schlumberger
ТРК серии «ЕВРОТРОН СПЕКТРА »

  • современный дизайн с учетом пожеланий заказчика
  • возможность заправки одновременно двух автомобилей
  • возможность заправки от 1 до 5 видами горючего
  • количество шлангов от 1 до 10 шт. (производительность от 40 до 130 л/мин)
  • класс точности - 0,25%
  • убирающиеся внутрь шланги надежный электромеханический дисплей «Ферранти Паккард»
  • клапаны предоплаты
  • гибкие адаптеры для подключения к трубопроводам
  • возможность заправки большегрузных автомобилей за один заезд с использованием сателлита
  • работа в жестких климатических условиях, диапазон рабочих температур -40°С - +55°С

ТРК
Зарубежные производители

  1. Раздаточные колонки ADAST серии 899LPG предназначены для заправки автомобильного транспорта сжиженным газом (пропан-бутан). Основные компоненты:
  2. проточный измеритель объема;
  3. датчик импульсов;
  4. электронный счетчик с жидкокристаллическим или
  5. электромеханическим дисплеем;
  6. дифференциальный клапан;
  7. разрывная муфта;
  8. раздаточный пистолет со шлангом;
  9. манометры.

Основные характеристики ADAST 8991.622/LPG

  • Максимальный проток 50 л/м
  • Минимальный проток 5 л/мин
  • Минимальная дозировка 5 л/мин
  • Циклический объем 0,5 дм3
  • Измеряемая жидкость Жидкие газы
  • Температура жидкости от -20 до +50 град
  • Максимальное рабочее давление 1,6 МРа
  • Номинальное давление 2,5 МРа
  • Точность выдачи ±1%
  • Шаг калибровки измерителя 0,096%
  • Общий диапазон калибровки измерителя 8%

ТРК
Зарубежные производители

okheim
Серия «Premiere» и «Centurion»
Серия " PREMIER" и " CENTURION"
Показания: цена, литры, сумма. Топливораздаточные колонки с подвесным расположением шлангов. Варианты моделей:

  • от 1 до 4 видов продукта,
  • от 1 до 8 шлангов,
  • скорость выдачи продукта - 57 л/мин,
  • Рабочие параметры задаются с пульта оператора или посредством электронного ключа. Трехпоршневой измеритель, откалиброванный на приращение 3 мл на 20 литров
  • Датчик сдвоенных импульсов - 250 импульсов на 1 литр
  • Встроенное переговорное устройство.
  • Напряжение питания - 220 В
  • Мощность двигателя насоса - 0,55 кВт.
  • Полная самодиагностика работы с выводом данных на
  • дисплей.
  • Аккумуляторные батареи поддержки питания и сохранения показаний с системой подзарядки. Температура окружающей среды: от - 40°С до + 55°С.

ТРК Зарубежные производители Т okheim Серия 9800

  • Мощные и точные электронные колонки с боковым расположением пистолетов
  • Показания: только литры Варианты моделей:
  • от 1 до 2 видов продукта,
  • от 1 до 2 шлангов,
  • сателлитные ТРК для заправки автомашины дизельным топливом с двух сторон в два бака,
  • напорные и всасывающие системы,
  • система автоматического обогрева головной части,
  • скорость выдачи продукта скоростных моделей - 200 л/мин
  • Датчик сдвоенных импульсов - 250 импульсов на 1 литр.
  • Напряжение питания 220 В (стандарт) или 380 В 3-х фазное.
  • Мощность двигателя насоса 0,55 кВт Аккумуляторные батареи поддержки питания и сохранения показаний с системой подзарядки
  • Трехпоршневой измеритель, откалиброван на приращение 3 мл
    на 20 литров

ТРК Зарубежные производители ТРК серии BMP 500 « JUNIOR»

Преимущества топливораздаточных колонок данного типа: невысокая цена, простота обслуживания и установки вследствие небольшого веса и низких требований к пространству. Рекомендуется для установки на малых и средних АЗС. Оптимально подходят для реконструируемых АЗС.

ТРК Зарубежные производители ТРК серии BMP 1000 « STANDART»

Типовой ряд топливораздаточных колонок, пользующийся большой популярностью благодаря гибкой модульной конструкции.
Рекомендуется для установки на средних и больших АЭС.

ТРК Общее устройство

Принципиальная гидравлическая схема двухпостовой ТРК: 1- клапан приемный, 2 - счетчик с датчиком расхода 3 - измеритель объема, 4 - клапан электромагнитный, 5 - рукав напорный, 6 -индикатор, 7 - кран раздаточный, 8 -моноблок, 9 - фильтр грубой очистки, 10 -насос, 11 -фильтр тонкой очистки, 12 -газоотделитель, 13 -камера поплавковая.

  • ТРК отечественного и импортного производства должны иметь сертификат об утверждении типа средств измерений и номер Государственного реестра средств измерений. Сведения о сертификате и номере Госреестра указываются производителем в формуляре (паспорте) колонки.
  • Топливораздаточные колонки являются средствами измерения объема топлива и подлежат государственной поверке: первичной - при выпуске из производства или после ремонта и периодической - в процессе эксплуатации в установленном порядке.
  • При положительных результатах государственной поверки пломбы с оттиском государственного поверителя навешивают в местах в соответствии со схемой пломбирования, приведенной в эксплуатационной документации завода-изготовителя.
  • При ремонте или регулировке ТРК или МРК со снятием пломб государственного поверителя, в журнале учета ремонта оборудования делается запись даты, времени и показании суммарного счетчика в момент снятия пломб и по завершении ремонта и регулировки погрешности ТРК и составляется акт учета нефтепродуктов при выполнении ремонтных работ на ТРК (МРК).

ТРК Эксплуатация, общие положения

  • В целях предотвращения разливов и проливов на АЗС должны использоваться ТРК, оснащенные раздаточным краном с автоматическим прекращением выдачи топлива при полном заполнении бака транспортного средства.
  • На ТРК наносятся порядковый номер колонок (либо сторон колонок), марка выдаваемого нефтепродукта. В необходимых случаях на ТРК должна быть нанесена или иным способом присутствовать информация об особых условиях работы устройства или заправки автотранспорта. На ТРК, предназначенных для отпуска этилированного бензина, должна быть нанесена надпись: "Бензин этилированный. Ядовито".
  • Техническое обслуживание, ремонт, поверку ТРК, МРК необходимо фиксировать в журнале учета ремонта оборудования. В формулярах (паспортах) ТРК делаются отметки о количестве отпущенного топлива с начала эксплуатации, ремонте и замене узлов агрегатов.
  • В случае технической неисправности, отсутствия нефтепродукта или в иных случаях невозможности работы ТРК (МРК) на ней вывешивается табличка с надписью "РЕМОНТ", "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ" или иным содержанием, информирующим о ее нерабочем состоянии. Запрещается закручивать раздаточный шланг вокруг корпуса неисправной ТРК (МРК). На неработающих ТРК и МРК допускается осуществление механической блокировки, исключающей извлечение раздаточного крана из "гнезда" на корпусе.

ТРК Эксплуатация, общие положения
Не допускается эксплуатация ТРК и МРК:

  • С погрешностью, превышающей установленную в описании типа данного средства измерений;
  • При отсутствии или с нарушенными пломбами госповерителя;
  • При наличии подтекания топлива из-за негерметичности агрегатов, узлов и соединений;
  • С техническими неисправностями или отступлениями от правил технической эксплуатации, определенных заводом-изготовителем, и правил технической эксплуатации АЗС;
  • С нарушениями конструкции колонки, описанной в эксплуатационной документации.

ТРК Техническое обслуживание, общие положения

ТРК Техническое обслуживание, общие положения

Виды и периодичность технического обслуживания

  • Техническое обслуживание колонок на АЗС можно подразделить на ежедневное, профилактическое и сезонное.
  • Ежедневное техническое обслуживание проводится по потребности, но не менее одного раза в сутки.
  • Профилактическое техническое обслуживание проводится после прокачки 200 ооо л топлива, но не реже одного раза в месяц;
  • Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год с целью подготовки колонки к эксплуатации в зимних и летних условиях.
  • Плановое техническое обслуживание осуществляется по "Системе технического обслуживания и ремонта оборудования автозаправочных колонок", разработанной ЗАО НПП АЗТ

ТРК — это устройства, предназначенные для заправки автотранспортных средств качественным топливом и учета выданного количества. Они классифицируются по следующим признакам:

■ по степени мобильности (переносные, стационарные);

■ по виду привода (ручной, электрический, комбинированный);

■ по способу управления (ручной, от местного задающего устройства, от дистанционного задающего устройства, от автоматического задающего устройства);

■ по числу постов налива (однопостовые, многопостовые);

■ по номинальному расходу топлива (25, 40, 50, 100, 160 л/мин);

■ по основной погрешности (±0,25-0,4%);

■ по типу отсчетного устройства (механические, электрические) и т.д.

Отечественная промышленность выпускала и выпускает топливораздаточные колонки следующих типов:

КЭР — колонка стационарная с электроприводом и ручным управлением;

КЭК — колонка стационарная с электроприводом и комбинированным (т.е. с дистанционным и ручным) управлением;

кэдколонка стационарная с электроприводом и дистанционным управлением;

КЭМ — колонка стационарная с электроприводом и местным управлением;

КА — колонка стационарная с электроприводом и автоматическим задающим устройством (перфокарта, макеты и т.д.);

КР — колонка переносная с ручным приводом и ручным управлением.

Пример маркировки ТРК по ГОСТ 9018:

Сборочные единицы размещены в одном корпусе. Многопостовые ТРК бывают следующих типов: однотопливные, двухтопливные с возможностью заправки одновременно двух автомобилей одним видом топлива с раздельным учетом выдаваемого топлива через каждый раздаточный кран (например, 2КЭД50-0,25-1/1 т);

  • двухтопливные, четырехшланговые с возможностью одновременной заправки двух автомобилей одним или двумя видами топлив с учетом выдаваемых доз через каждый раздаточный кран (например, 2КЭД-50-0,251/2 т);
  • трехтопливные, шестишланговые с возможностью одновременной заправки двух автомобилей одним или
  • двумя из трех видов топлива с учетом выдаваемых доз через каждый раздаточный кран (например, 2КЭД50-0,25-1/4 т).

Независимо от типа и марки каждая топливораздаточная колонка состоит из гидравлической системы и отчетного механизма.

Колонка работает следующим образом. Объем отпускаемого топлива задается с дистанционного устройства, роль которого могут играть пульт, компьютер или кассовый аппарат. После снятия раздаточного крана и установки его в горловину топливного бака транспортного средства автоматически включается электродвигатель насоса 3. Под действием создаваемого топливным насосом разряжения топливо из резервуара через приемный клапан 1 и фильтры 2, 4 подается в газоотделитель 5.

Принципиальная технологическая схема топливораздаточной колонки:
1 — клапан приемный; 2 — фильтр грубой очистки; 3 — насос; 4 — фильтр тонкой очистки; 5 — газоотделитель; 6 — поплавковая камера;
7 — клапан обратный; 8 — измеритель объема; 9 — счетчик объемный; 10 — клапан электромагнитный; 11 — индикатор; 12 — рукав напорный;
13 — кран раздаточный; 14 — перепускной клапан

Отделенная здесь паровоздушная смесь направляется в поплавковую камеру 6, откуда воздух стравливается в атмосферу, а жидкость поступает во всасывающую линию насоса 3. Основной же поток топлива из газоотделителя 4 через обратный клапан 7, объемный счетчик 9, электромагнитный клапан 10, индикатор 11 и раздаточный рукав 12 подается в раздаточный кран 13, из которого попадает в топливный бак транспортного средства.

Приемный клапан — это обратный клапан, устанавливаемый в начале линии выдачи внутри резервуара и служащий для предотвращения слива топлива из линии выдачи обратно в резервуар при выключении насоса ТРК (тем самым обеспечивается постоянное заполнение линии выдачи топливом).

Клапан приемный типа КП:
1 — заборник; 2 — шток; 3 — корпус; 4 — шайба — груз; 5 — клапан

Он представляет собой конструкцию тарельчатого типа, состоящую из корпуса 3, седла клапана и тарелки клапана 5. Соосность перемещения тарелки клапана обеспечивается с помощью штока 2.

При включенном насосе топливораздаточной колонки тарелки обратного клапана приподнимаются и пропускают топливо. Когда насос выключен, под действием силы тяжести и веса столба жидкости тарелки опускаются на гнезда и препятствуют сливу топлива из трубопровода выдачи.

Фильтр грубой очистки, устанавливаемый во всасывающем трубопроводе, предназначен для предохранения гидравлической системы колонок от попадания твердых частиц, что может привести к износу и поломке насоса, а также к неточному замеру количества нефтепродукта.

В корпусе 2 установлены фильтрующий элемент 1 и обратный клапан 3. Фильтр грубой очистки обеспечивает отделение частиц размером более 80-100 мкм.

Фильтр грубой очистки:
1 — фильтрующий элемент; 2 — корпус; 3 — клапан обратный

Топливные насосы ТРК могут быть различных конструкций. Наибольшее распространение получили насосы роторно-шиберного типа.

Их основными элементами являются корпус 3, ротор 18 и крышки 2, 4.

В радиальных пазах ротора свободно перемещаются лопатки 19. Во время его вращения они под действием центробежной силы прижимаются к внутренней поверхности камеры корпуса насоса, образуя замкнутые объемы, и переносят топливо из всасывающей полости в нагнетательную. Благодаря установке между всасывающей и нагнетательной полостями перепускного клапана 14 данный тип насоса обладает свойством саморегулирования. Клапан открывается если давление в нагнетательной полости превышает 0,15-0,18 МПа, и насос начинает частично работать «на себя». При достижении давления 0,25-0,3 МПа насос полностью работает «на себя».

Роторно-шиберный насос:
1,2, 4 — крышки; 3 — корпус; 5, 7,8 — втулки; 9 — пружина; 10 — гайка; 11 — шкив; 12 — специальная шайба; 13 — пробка;
14 — прокладка; 15 — регулировочный винт; 16 — пружина; 17 — клапан; 18 — ротор; 19 — лопатка; 20 — штуцер

В последнее время в некоторых ТРК в качестве топливного используются погружные насосы. В этом случае образование паровоздушных пробок во всасывающем трубопроводе не нарушает работу колонок.

Газоотделитель ТРК предназначен для отделения от топлива воздуха, который может попасть в него при сливе топлива в резервуары, а также вследствие негерметичности всасывающего трубопровода.

Он представляет собой цилиндрический корпус 2, внутри которого находится фильтрующий элемент 4. В крышку 10 ввинчен штуцер для присоединения трубки, по которой паровоздушная смесь отводится в поплавковую камеру.

Поплавковая камера состоит из корпуса закрытого крышкой 4, в котором находится поплавок 3, жестко связанный с игольчатым клапаном 1. Попавшая в поплавковую камеру двухфазная смесь разделяется в ней под действием сил гравитации. Когда уровень жидкости в камере становится достаточным, поплавок 3 всплывает и игольчатый клапан 1 открывается, благодаря чему топливо возвращается во всасывающий трубопровод.

Газоотделитель:
1 — пробка; 2 — корпус; 3 — трубка;
4 — фильтрующий элемент; 5 — корпус;
6 — пружи на; 7 — прокладка; 8 — винт;
9 — втулка; 10 — крышка; 11 — кольцо

Камера поплавковая:
1— клапан игольчатый;
2— корпус; 3 — поплавок; 4 — крышка

Электромагнитный клапан мембранного типа предназначен для снижения расхода топлива перед окончанием выдачи дозы и прекращения подачи топлива после выдачи заданной дозы. Поскольку он выполняет сразу две функции, то его называют клапаном двойного действия.

Клапан электромагнитный двойного действия:
1 — электромагниты; 2 — жиклер; 3 — крышка; 4 — корпус; 5 — основной клапан;
6 — мембрана; 7 — жиклер; 8 — якорь; 9 — резиновые уплотнения

Измеритель объема представляет собой четырехцилиндровый гидравлический двигатель, цилиндры которого отлиты в общем блоке. В цилиндрах размещены кулисы с поршнями, уплотненными манжетами, которые прижимаются к цилиндрам специальными спиральными пружинами. С помощью золотника поток топлива направляется поочередно в каждый из цилиндров, перемещая поршни из одного крайнего положения в другое. Поступательное движение кулис с поршнями преобразуется во вращательное движение коленчатого вала, которое передается датчику расхода с выносным топливом. Ход кулис с поршнями регулируется юстировочными винтами.

Отсчетный механизм измерителя представляет собой указатель объема разовой выдачи и суммарного объема горючего, прошедшего через счетчик жидкости. Он приводится в действие вращением вала счетчика жидкости.

Индикатор служит для визуального определения наличия воздуха в выдаваемом топливе. Он состоит из корпуса, уплотнительного кольца 3, прокладки 2 и прозрачного бензостойкого стаканчика 1.

Индикатор:
1 — стаканчик бензостойкий; 2 — прокладка; 3 — кольцо уплотнительное

Раздаточный рукав предназначен для заправки техники топливом. Маслобензостойкий рукав имеет длину 3,5—4 м. Одним концом он присоединен к патрубку индикатора, а другим — к раздаточному крану с отсечным клапаном. Рукав заземляется проволокой, пропущенной внутри.

Раздаточный кран может быть автоматическим и неавтоматическим (с ручным управлением). Последний состоит из корпуса, соединительного устройства (с рукавом сливного патрубка), рабочего клапана с рычагом управления и отсечного клапана (поскольку во всем мире для топливораздаточного оборудования АЗС принята система «полного рукава», т.е. гидравлическая система должна быть полностью заполнена топливом).

Открытие кранов с ручным управлением осуществляется нажатием на специальный рычаг. Соответственно, для их закрытия рычаг надо опустить. В автоматических кранах при наполнении топливного бака до верхнего уровня закрытие происходит автоматически. Это удобно, обеспечивает предотвращение переливов, но при их использовании, вследствие подсоса воздуха, происходит образование пены на поверхности топлива в баке, которая приводит к преждевременному срабатыванию механизма отключения.

Основные характеристики топливораздаточных колонок

Модель ТРК

Допустимая погрешность,

Тип насоса

Количество постов заправки / видав топлива

Мощность электродвигателя, кВт

рукава, м

ОАО «Автозаправочная техника» (Россия)

Нара-21М1С

Лопастной

Лопастной

Лопастной

Лопастной

Лопастной

Лопастной

ADAST-SYSTEMS (Чехия)

Пластинчатый

Пластинчатый

Пластинчатый

Пластинчатый

Пластинчатый

Пластинчатый

Пластинчатый

ESSER WAYNE (DINVEKSAN — Россия)

Вакуумный

Погружной

Погружной

Погружной

INSTRUMENTOINTI OY (Финляндия)

Пластинчатый

Пластинчатый

Пластинчатый

Пластинчатый

Пластинчатый

TANKANLAGESNALZKOTTEN

(Германия)

396(7)/1 ER (EL)

396(7)/2 ER (EL)

поршневой

поршневой

Колонка устанавливается на фундаменте, в котором предусматривается возможность прокладки от 1 до 4 (в зависимости от модификации колонки) всасывающих трубопроводов и по одному трубопроводу для силового и контрольного кабелей.

Диаметр всасывающих трубопроводов составляет 4050 мм, глубина их прокладки — не менее 0,7 м, уклон 1-3 градуса в сторону резервуаров.

Колонки должны монтироваться на расстоянии не менее 5 и не более 18 м от резервуаров при высоте вертикального участка всасывающих трубопроводов до 4 м.

О том как устроена современная автозаправочная станция задумываются далеко не все автолюбители. А ведь для того, чтобы топливо попало в бак автомобиля оно должно пройти достаточно сложный путь по самой АЗС, которые сейчас используют самые современные технологии.

На автозаправочные станции топливо попадает разными способами, топливо могут привезти с помощью железнодорожного состава, а могут доставлять до пункта назначения с помощью трубопровода, но чаще всего его подвозят на отдельные станции с помощью обычных бензовозов.

Современные бензовозы, как правило, имеют несколько внутренних секций, поэтому привозят они сразу несколько видов топлива. Из секции объемом 10 900 литров топливо будет сливаться примерно полчаса. Все это время заправка конкретным топливом будет запрещена для безопасности и более точной последующей отчетности по объему топлива.

Перед тем как топливо сливается в подземные хранилища оно проходит контроль. В первую очередь проверяются документы на топливо, вскрывается пломба на цистерне, проверяется уровень ее заполненности, а затем берется анализ топлива. Новое топливо проверяют на плотность, грубо говоря, оно не должно быть разбавлено водой умышленно или случайно из-за попадания дождевой воды, конденсата и т.д.

После проверки топливо с помощью сливной трубы соединяют с резервуаром и начинается слив топлива.

Топливохранилище

Резервуары под топливо могут быть наземными или подземными. Их изготавливают из стали и чаще всего делают двухслойными для безопасности. Обычно емкости для хранения топлива не превышают 50 кубометров, но есть емкости объемом более 200 кубометров, такие хранилища считаются уже мини-нефтебазами, к которым применяются свои требования.

Уровень топлива в самой емкости замеряется метроштоком. Замер уровня топлива проводится не только при сливе топлива, но и при пересменке операторов.

1. Приемный клапан. Он не дает топливу сливаться с трубопроводов и всего оборудования обратно в резервуар. Без клапана насосу пришлось бы при каждой заправке полностью заполнять всю систему от резервуара до заправочного пистолета, а это лишний расход электроэнергии и времени.

2. Фильтр. Еще один фильтрующий элемент на АЗС, он может быть установлен сразу после приемного клапана или в газоотделителе (5). Если фильтр забивается, то при заправке слышен гул, так как насосу приходиться работать с большим усилием.

3 и 4. Двигатель и насос. Работают в паре, соединены, как правило, ременной передачей, но есть и такие конструкции, где насос и двигатель сидят на одном валу. Более безопасной считается ременная передача, так как она защищена от повышенных нагрузок на двигатель.

5. Газоотделитель. В соответствии с названием, отделяет от топлива лишние газы, которые в спокойном состоянии находятся во взвешенном состоянии, а при активном перемешивании топлива объединяются и начинают создавать пену. Устройство газоотделителя предельно простое - это небольшой резервуар в котором топливо ненадолго задерживается, а лишние газы свободно уходят через дренажные отверстия сверху.

6. Электромагнитный клапан. Открывается при подаче топлива и закрывается сразу, после того как прекращается закачка топлива. Если данный клапан сломан, то он может просто перекрыть всю систему или не закрывать ее, в последнем случае даже после отключения насоса топливо будет поступать в раздаточный пистолет по инерции. При незакрывшемся электромагнитном клапане ТРК заправляет примерно 0,2-0,5 литра лишнего топлива.

7. Измеритель жидкости. Называться может по разному, например, топливоизмеритель, счетчик жидкости и т.д., но функция у него одна - точно отмерять количество топлива. Топливоизмерители могут быть электронными или механическими. В первом случае настройка точности проводиться с помощью специальных команд, во втором случае с помощью регулировочных болтов.

8. Смотровое окно. Представляет собой полую колбу со стеклом. Если колба наполнена топливом, значит приемный клапан работает и топливо остается в системе после отключения насоса.

Может называться по разному, предназначен для управления подачи топлива в горловину бака, также отсекает подачу топлива при переполнении бака.

10, 11, 12. Система управления. Система объединяет ТРК и пульт управления оператора.

Подробнее об устройство заправочного пистолета

Устройство пистолета для заправки не такое простое, как это кажется на первый взгляд. Кроме функции подачи топлива, внутри есть система отсечения подачи топлива при переполнении бака.

Как работает эта система можно посмотреть на видео, которое находиться выше. При нормальной подаче топлива через небольшую трубку и жиклер в пистолет поступает воздух. Как только топливо доходит до уровня заливной трубки, в жиклер попадает топливо и давление воздуха в системе защиты резко падает, мембрана реагирует на это и срабатывает пружина отсечки, подача топлива прекращается. При срабатывании системы защиты топливо не будет подаваться до тех пор, пока рычаг пистолета не будет «взведен» заново.

Исключение составляет разве что необычная схема с верхним расположением ТРК. Но используются такие схемы крайне редко, в первую очередь из-за дефицита подобного оборудования и определенными сложностями с его обслуживанием. Особой выгоды от такого расположения ТРК нет, разве что автомобили можно разместить чуть плотнее, а сами ТРК невозможно задеть автомобилем.

В 1888 году бензин начали продавать в аптеках.

В 1907 году в США открылась первая АЗС, она представляла собой склад с канистрами бензина. Позже начали появляться станции с одним большим резервуаром, с которого топливо подавалось самотеком.

В России первая АЗС открылась в 1911 году Императорским автомобильным обществом.

Современные АЗС не ограничиваются продажей только топлива. Многие имеют небольшие магазины с сопутствующими товарами, продуктами, есть кафе, мойки и т.д. Особенно хорошо заметно развитие АЗС в США, где заправка автомобилей - это лишь часть комплекса включающего в себя стоянки для большегрузных автомобилей, центры отдыха и досуга, магазины, кафе и многое другое.

В России более 25 000 автомобильных заправок, примерно 600 из них находятся в пределах МКАД. В США более 120 000 АЗС, в Канаде примерно 14 000, а в Великобритании более 9 000, при том, что в 90-х их было более 18 000.

Топливораздаточная колонка (ТРК) – основная деталь любой АЗС. В РФ работает приблизительно 25 000 автозаправок, на любой из которых установлено как минимум две, а чаще всего больше ТРК.

Каждая ТРК ежедневно осуществляет продажу топлива десяткам, а то и сотням клиентов.

Несмотря на практически одинаковый вид, колонки имеют разный принцип действия, от чего зависит эффективность и удобство использования.

Виды ТРК

В настоящий момент при открытии АЗС может устанавливаться 2 разновидности топливных колонок:

    • всасывающие,
    • напорные

Все современные ТРК оснащены электронной системой управления, позволяющей не только активировать подачу топлива дистанционно, с рабочего места оператора, но и отслеживать ход заправки на компьютере и дисплее самого топливораздаточного агрегата. Механические устройства в настоящий момент практически не используются.

Особенности всасывающих ТРК

Системы данного вида пользуются существенно большей популярностью – порядка 60% всех колонок в мире работают по данному принципу. Причиной этому служат не выдающиеся технические характеристики, а то, что подобные модели были изобретены и, как следствие, стали устанавливаться гораздо раньше.

Их общий принцип работы следующий. После запроса водителя кассир АЗС с пульта отправляет на выбранную ТРК сигнал, разрешающий подачу топлива. Сама подача осуществляется непосредственно после опускания топливного пистолета в бак и нажатия рычага, если используются пистолеты с ручным управлением.

В этот момент начинает работать электронасос, установленный в корпусе самой колонки и всасывающий бензин или ДТ из резервуара хранения. Ввиду относительно невысокой мощности насоса, резервуар допускается размещать не далее чем на 45 м от колонки. Подаваемое топливо проходит серию фильтров, газоотделитель и измеритель объема, а затем попадает в бак автомобиля.

Как только измеритель зафиксирует достижение установленного оператором объема, он остановит работу насоса и, соответственно, подачу топлива.

Особенности напорных топливных колонок

Напорные системы появились всего около 50 лет назад в США и постепенно начали распространение по всему миру. Сейчас они все еще не могут считаться наиболее популярными, но постепенно устанавливаются все на большем числе автозаправок.

Ключевое отличие в конструкции – расположение насоса. В данном случае это погружное устройство, устанавливающееся практически на самом дне резервуара с топливом. Погружной насос более мощный, поэтому он позволяет подавать бензин или ДТ сразу на несколько колонок, а резервуар допускается располагать на значительно большем расстоянии – до 150 м.

При активации двигателя насоса, топливо проходит сквозь него и отправляется на промежуточный узел, где с помощью системы клапанов распределяется между несколькими колонками, на которые должна осуществляться подача. При отдаче необходимого объема топлива на ТРК клапана закрываются, а оставшиеся в трубопроводе нефтепродукты попадают обратно в резервуар.

Какой вид лучше?

Несмотря на меньшее распространение, именно напорные ТРК в эксплуатации оказываются более эффективными, экономичными и даже удобными для клиентов.

Их единственный недостаток заключается в том, что при неисправности насоса на АЗС полностью прекращается продажа топлива определенной марки, так как оно попросту не может подаваться на топливные колонки. Однако преимуществ у подобного решения существенно больше.

При примерно одинаковых затратах на установку напорные ТРК:

  • потребляют меньше электроэнергии, так как вместо серии насосов работает лишь по одному для каждого вида продукции;
  • имеют больший срок бесперебойной работы – он составляет порядка 300-500 млн. литров, всасывающие насосы выходят из строя уже после 10-12 млн.;
  • не теряют мощности на всем периоде эксплуатации, тем самым обеспечивая более быстрое обслуживание клиентов;
  • не имеют проблемы воздушных пробок, возникающих на большинстве всасывающих колонок в жаркую погоду;
  • за счет большего удаления резервуаров обеспечивают большую безопасность;
  • не шумят при работе, тем самым обеспечивают больший комфорт для клиентов

По материалам сайта https://gpn-trade.ru