В. Распутин "Пожар"

ПЛАН:
1. Краткие сведения о творчестве писателя.
2. История создания произведения.
3. Идейный замысел, проблемы произведения.
4. Краткое содержание произведения.
5. Характеристики главных героев.
6. Художественные особенности произведения.
7. Оценка произведения критикой.
8. Моё мнение.
Список литературы.

Краткие сведения о творчестве писателя
Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в посёлке Усть-Уда. Природа, ставшая близкой в детстве, оживёт и заговорит
в книгах. В большой автобиографическом очерке одной поездки “Вниз и вверх по течению” , опубликованном в 1972 году, Распутин опишет своё детство,
большое внимание уделяя именно природе, общению с односельчанами – тому, что считает определяющим при формировании души ребёнка и его
характера. Первые публикации материалов Валентина Распутина в газетах не случайно совпали с годами учебы в университете, хотя само по себе занятие
журналистикой, перешедшее затем в самостоятельное литературное творчество, сам писатель не считал предопределённым. Когда однажды он оказался
без денег, ему предложили поработать, не порывая с учебой, в газете “Советская молодёжь” . Тридцатого марта 1957 года на её страницах появился
первый материал Распутина. Журналистика увлекла его. В альманахе “Ангара” стали появляться его очерки. В 1966 году Восточно-Сибирским книжным
издательством была выпущена книга “Край возле самого неба” . В том же году в Красноярске выходит и книга очерк “Костровые новых городов” .
Сотрудничал в газете “Красноярский комсомолец” , писал статьи о строительстве железной дороги Абакан – Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС.
Первый рассказ, написанный Валентином Распутиным, назывался “Я забыл спросить у Лешки…” . Он был опубликован в 1961 году в альманахе “Ангара”
.
Весной 1967 года Распутин получил членский билет Союза писателей СССР. Одно из замечательных произведений Валентина Распутина
“Василий и Василиса” . Рассказ этот впервые появился в еженедельнике “Литературная Россия” в самом начале 1967 года. С этого рассказа начинается
новый период в творчестве Валентина Распутина. Он стал самостоятельным писателем, прозаиком – со своим стилем, своим взглядом на мир. Летом
того же года появляется повесть “Деньги для Марии” . Она была опубликована в альманахе “Ангара” , через месяц в журнале “Сибирские огни” , а в
следующем году вышла отдельной книгой в столичном издательстве “Молодая гвардия” . Затем, когда появятся “Последний срок” , “Живи и пони” ,
“Прощание с Матёрой” , “Пожар” , первая повесть словно бы растворится в свете славы “младших сестёр” и в спорах, возникших вокруг них.
Повесть “Последний срок” , над которой Валентин Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале “Наш
современник” , в номерах 7,8 за 1970 год. Она не только продолжала и развивала лучшие традиции отечественной словесности – в первую очередь
традиции Толстого и Достоевского, – но и сообщала новый мощный импульс развитию современной литературы. Пьесу “Последний срок” поставили во
МХАТе и Болгарии.
Повесть “Живи и помни” впервые была опубликована в номерах 10,11 журнала “Наш современник” за 1974 год. В 1977 году Валентин Распутин
удостоен за неё Государственной премии СССР. Спустя ровно два года, в октябре – ноябре 1976-го, наряду с поистине триумфальным шествием повести
“Живи и помни” стало приобретать широкую известность новое произведение Распутина – повесть “Прощание с Матёрой” .
История создания произведения
Ассоциации, вызванные последней по времени повестью Валентина Распутина “Пожар” , впервые опубликованной в журнале “Наш современник”
, №7 за 1985 год, не случайно уводят к более раннему произведению – “Прощанию с Матёрой” . Автор и сам подчеркивает эту преемственность: в
“Пожаре” мы встречаем наживающуюся на беде Клавку Стригунову – она и на Матёре была такой же, и первой бежала с острова; почти немой,
наделённый богатырской силой дядя Миша Хампо удивительно напоминает старого Богодула; да и сама Сосновка, в которой происходит действие, – тот
самый новый посёлок, в который переезжали жители Матёры. Словно спустя десять лет писатель решил посмотреть: что же сталось с героями былой его
повести, каковы они, как повлиял на них перемена условий жизни, рода занятий, окружения.
Пусть об этом скажет сам Валентин Распутин, тем более что вопрос, в своё время заданный ему, так и звучал: “Как создавалась эта повесть? Как вы
нашли своего героя – Ивана Петровича?” “Здесь прежде всего надо вспомнить повесть "Прощание с Матёрой", – отвечает писатель. – Я сам из
"утопленников" – так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни от строительства гигантских плотин ушли под воду… Не миновала этой судьбы и моя
родная деревня Аталанка, которой, как и Матёре, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни иных занятий. А занятия эти были – рубить лес…
С изменением занятий изменились нравы, а с изменением нравов – все тревожней за человека… Как нашел героя повести? Его и искать не пришлось, это
мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков. Когда-то, в рассказе "Уроки французского", я упоминал его, – там это шофёр, как оно и было в
действительности… И случай с пожаром невыдуманный. Он тоже был. Только не в моём посёлке, а в соседнем, леспромхозовском” .
Идейный замысел, проблемы произведения
Сюжет повести, как всегда у Распутина, прост: в поселке Сосновка на берегу Ангары горят орсовские склады. Люди пытаются хоть что-то спасти
от огня. Кто эти люди, как они ведут себя в этой ситуации, почему они совершают тот или иной поступок? Писателя интересует именно это, т.е. человек
и все, что с ним происходит, – а это не может не волновать и всех нас. Ведь с человеком что-то творится, если душа его не находит покоя, мечется, болит,
стонет. Что же с ним происходит, и кто тому виною, и каковы причины? Все эти вопросы словно витают над пропахшей дымом пожара Сосновкой,
требуя ответа.
Иван Петрович услышал крики: “Пожар! Склады горят!” И не случайно почудилось шофёру, “будто крики идут из него” , – душа тоже горела. Так и
пройдут они через всю повесть – два пожара, связанные один с другим внутренней логикой.
Почему мы такие? – задаётся вопросом писатель. – Почему человек, имеющий высокий потенциал, думающий не только о себе, но и о людях, о
будущем, стал мешать? В одиннадцатой главе, почти композиционном центре повести, Распутин, словно соединившись с героем, высказывает всё, что
наболело, что не даёт покоя и чему он посвятил многие публицистические статьи. Эти размышления героя о душе, совести и правде, этот апогей его
внутреннего пожара и есть та нравственная призма, сквозь которую мы более оголенно видим происходящее в Сосновке, и с Егоровым.
В финальной главе повести, где мы видим героя наедине с природой, отчётливо звучит мысль, что “никакая земля не бывает безродной” , что это
зависит от человека, от того, каков он. Всё дальше и дальше уходя из охваченного послепожарной суетой и возбужденностью поселка, наблюдая гору, лес,
залив, небо, Егоров чувствует, как “легко, освобождённо и ровно шагается ему, будто вынесло его, наконец, на верную дорогу” . Вернётся ли он? Уйдёт ли
навсегда из Сосновки?
Этими вопросами заканчивается повесть, похожая на болевой вопрос, который задаёт сама жизнь. Кроме нас, никто на него не ответит. Время
идёт, земля ждёт, её суд приближается..
Краткое содержание произведения
Усталый Иван Петрович возвращался домой. Ещё ни когда он так не уставал. “И с чего так устал? Не надрывался сегодня, обошлось даже без
нервотрёпки, без крика. Просто край открылся, край – дальше некуда” . Добрался, наконец, до дому, и вдруг он услышал крики: “Пожар! Склады горят!” .
Сначала Иван Петрович не увидел огня, но потом он увидел, что горят складские постройки. Столь серьёзного пожара, с тех пор как стоит посёлок, ещё
не бывало.
Склады были построены так, и загорелось в таком месте, чтобы, загоревшись, сгореть без остатка. Склады расходились на стороны:
продовольственные и промышленные. В продовольственный край огонь пошёл по крыше, но самое пекло было в промышленном краю.
Когда Иван Петрович шёл по двору складов, только в двух местах начали сколачиваться группы: одна скатывала с подтоварника мотоциклы,
вторая разбирала крышу – чтобы прервать огонь. Иван Петрович полез на крышу, там командовал Афоня Бронников. Он поставил Ивана Петровича на
край, выходящий на двор, и тот принялся отдирать доски. Вернулся посланный за ломом парень и принёс вместо лома новость: выкатили обгоревший
мотоцикл “Урал” .
Выбив последнюю тесину Иван Петрович огляделся. По двору ошалело носились ребятишки, у промтоварных складов метались и вскрикивали
фигуры. Но набегало уже и начальство. Пришли начальник участка, главный инженер леспромхоза. Сбежался весь посёлок, но не нашлось пока никого,
кто сумел бы организовать его в одну разумную силу, способную остановить огонь.
Иван Петрович спрыгнул вниз и побежал к тому месту, где только что видел начальника участка Бориса Тимофеича. Он отыскал его по крику в
толпе у продовольственного склада. Борис Тимофеич просил Вялю-кладовщицу открыть двери склада. Она не согласилась, и тогда он крикнул
архаровцам, чтоб ломали двери. И они с удовольствием принялись ломать. Иван Петрович предложил начальнику участка поставить в воротах дядю
Мишу Хампо, чтоб тот охранял. Так Борис Тимофеич и сделал.
На Ивана Петровича нахлынули воспоминания о старой деревне Егоровке. Из своей деревни он выезжал на долго только однажды – в войну. Два
года воевал, и год ещё после победы держал оборону Германии. Осенью 46-го воротился домой. И не узнал своей деревни, она показалась ему
невзрачной и обделённой. Здесь всё оставалось и словно навсегда остановилось, без перемен. Вскоре в соседней деревне встретил Алёну. Когда колхоз
получил новую машину, оказалось, что за неё сажать некого кроме него. Он стал работать. Вскоре в тяжёлой и долгой немочи слегла мать. Его младший
брат уехал на стройку и с больших денег спился. Иван Петрович остался в Егоровке. Когда Егоровку затопило, всех её жителей свезли в новый посёлок, в
который привезли ещё шесть таких же, как Егоровка. Здесь сразу утвердился леспромхоз, назвали его Сосновкой.
Когда Иван Петрович заскочил в крайний продовольственный склад, там полыхало вовсю. Над щелястым потолком гудело страшно; несколько
потолочных плах возле стены сорвало, и в проём рвался огонь. Иван Петрович не бывал внутри складов, он поразился изобилию всего: на полу немалой
горой были навалены пельмени, рядом валялись колбасные круги, в тяжёлых кубах стояло масло, там же в ящиках стояла красная рыба. Куда же это всё
уходило подумал Иван Петрович. Запахиваясь телогрейкой и приплясывая от жара, Иван Петрович выбрасывал к двери круги колбасы. Там, во дворе,
кто-то подхватывал их и куда-то относил.
Жар становился всё нестерпимей. Никто, похоже, больше не тушил – отступились, а только вытаскивали, что ещё можно было вынести. Иван
Петрович подумал, склады не спасти, но магазин отстоять можно. Вдруг Иван Петрович увидел, Бориса Тимофеича, который ругался с архаровцем. Но он
помешал этой потасовке.
Как-то раз Иван Петрович разговаривал с Борисом Тимофеевичем. Борис Тимофеевич заговорил о плане и тут Иван Петрович взорвался: “План,
говоришь? План?! Да лучше б мы без него жили!.. Лучше б мы другой план завели – не на одни только кубометры, а и на души! Чтоб учитывалось, сколько
душ потеряно…” Борис Тимофеевич с ним не согласился. Но Иван Петрович был устроен по-другому, под ежедневным давлением в нём словно бы
сжималась какая-то пружина и доходила до такой упругости, что выдерживать её становилась невмоготу. И Иван Петрович поднимался и, страшно
нервничая и ненавидя себя, начинал говорить, понимая, что напрасно.
Из первого продовольственного склада огонь вытеснили полностью. Перешли во второй. Когда Иван Петрович в первый раз заскочил сюда, тут
уже было накалёно и дымно, но всё-таки без огня сносно. Здесь было людно. По цепочке передавались ящики с водкой. Откуда-то доносились крики
Вали-кладовщицы, умоляющей вынести растительное масло. Оно стояло в железной бочке, Иван Петрович с трудом повалил её, но выкатить не смог.
Тогда он выхватил кого-то из цепочки, и они вместе выкатили бочку. Иван Петрович возвратился за второй бочкой, но его напарник вернулся в цепочку.
Пытаясь отыскать его он заметил, что по цепи передаются не только ящики, но и раскупоренные бутылки. И опять Иван Петрович уронил бочку с маслом,
кто-то помог ему, но когда выкатили, оказалось, что бочка была без пробки, а в склад уходил извивающийся след масла. Афоня Бронников сказал Ивану
Петровичу, что нужно спасать муку. За третьим складом в низкой постройке держали муку и сахар. Мука была свалена в бесформенную кучу. Иван
Петрович взвалил на себя первый попавшийся мешок и вынес его. Свалил, вместе с Сашкой Девятым, связь забора и положили по откосу на дорогу,
получился мост. Затем оторвали ещё одну и положили рядом. Иван Петрович решил найти Алёну.
Иван Петрович вспоминает, как справляли два года назад тридцатилетие совместной жизни. Взяли отпуск и поехали по своим детям. Старшая
дочь жила в Иркутске, она лежала в больнице и они долго там не задержались. Сын Борис жил в Хабаровске, женился. Борис с невесткой просили
переезжать к ним. А когда вернулись, продолжали работать и жить. В последнем году стало совсем невмочь – с тех пор как утвердилась новая бригада
архаровцев. А когда они палисадник перед избой разворотили, тогда Иван Петрович написал заявление об увольнении. Спасение было одно: уехать.
Теперь только таскай и таскай. Иван Петрович стягивал мешок и уносил его. Поначалу, выносивших муку было человек десять. Но потом их стало
четверо: Афоня, Савелий, Иван Петрович, да кокой-то полузнакомый парень. Потом подстроился Борис Тимофеич. Иван Петрович решил брать
поочерёдно: раз мука, раз крупа. Когда сил не осталось он остановился у постройки. Это была баня Савелия, в неё он таскал мешки с мукой, ещё он увидел
старуху, которая подбирала со двора бутылки – и уж, конечно не пустые. На середине двора Иван Петрович увидел Мишу Хампо. Он был парализован с
детства и плетью таскал правую руку. “Хампо-о! Хампо-о-о!” единственное, что он мог сказать. Миша Хампо жил один. Жену свою похоронил давно,
племянник уехал на Север. Силы он был могучей и одной левой привык делать всё, что угодно. Хампо был прирождённый сторож.
Всё чаще и дотошней, решившись на переезд, стал раздумывать Иван Петрович: что надо человеку, чтобы жить спокойно? И он решил: достаток,
работа и нужно быть дома. Афоня уговаривает Ивана Петровича остаться, но он его не слушает Выбрасывали мешки за дверь, а Иван Петрович
оттаскивал их к забору. Кто-то пьяным голосом позвал его, но он не откликнулся. Всё чаще стали задерживаться мужики – чтоб хватануть воздуха. Иван
Петрович стоял ни рук, ни ног не чувствуя.
Успели всё из последнего склада вытащить. Дядя Миша увидел, как двое играли в мяч из цветных тряпок. И только он это увидел, как на него
обрушился удар, это был Соня. Его били несколько архаровцев. Когда Иван Петрович увидел, что на снегу в обнимку лежат Соня и Хампо, они оба были
уже мёртвы, а в пяти метрах валялась колотушка.
Воротившись с пожара, Иван Петрович даже не прилёг. Он посидел, посмотрел в окно, как несёт с берега дым. На следующий день Иван Петрович
ушёл из посёлка.
И ему казалось, что он вступает в одиночество. И что молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.
Характеристики главных героев
Центральный персонаж повести – шофер Иван Петрович Егоров. Но главным героем можно назвать саму действительность: и многострадальную
землю, на которой стоит Сосновка, и бестолковую, временную, а потому изначально обреченную Сосновку, и самого Егорова как неотъемлемую часть
этого посёлка, этой земли – тоже страдающего, сомневающегося, ищущего ответ.
Он устал от неверия, он понял вдруг, что ничего не сможет изменить: видит, что все идёт не так, что рушатся основы, и не может спасти,
поддержать. Больше двадцати лет прошло с тех пор, как приехал Егоров сюда, в Сосновку, из родной своей затопленной Егоровки которую вспоминает
теперь каждый день. За эти годы на его глазах, как никогда ранее, развивалось пьянство, почти распались былые общинные связи, люди стали, словно
чужими друг другу, озлобились. Пытался Иван Петрович противостоять этому – сам едва жизни не лишился. И вот подал заявление об уходе с работы,
решил уехать из этих мест, чтоб не травить душу, не омрачать ежедневным огорчением оставшиеся годы.
Огонь мог перекинуться на избы и выжечь посёлок; об этом в первую очередь подумал Егоров, бросившись к складам. Но в других головах были и
другие мысли. Скажи кто о них Ивану Петровичу полтора десятка лет назад – не поверил бы. Не уложилось бы в его сознании, что люди на беде могут
нажиться, не боясь потерять себя, своё лицо. Он и сейчас не хотел в это верить. Но уже – мог. Потому что всё к этому шло. Сама Сосновка, ничем уже не
похожая на старую Егоровку, располагала к тому.
Продовольственный склад горел вовсю, “сбежался едва не весь поселок, но не нашлось, похоже, пока никого, кто сумел бы организовать его в одну
разумную твёрдую силу, способную остановить огонь” . Словно бы и впрямь совсем никому ничего не надо. Иван Петрович, да его приятель ещё по
Егоровке Афоня Бронников, да тракторист Семён Кольцов – вот и все почти, кто прибежал тушить. Остальные – как бы тушить, а больше помогали
именно пожару, ибо тоже разрушали, находя в этом свое удовольствие и свою корысть.
Внутренний, никому из окружающих не видимый пожар в душе героя пострашнее того, который уничтожает склады. Одежду, продукты,
драгоценности, прочие товары можно затем восполнить, воспроизвести, но вряд ли когда-либо оживут угасшие надежды, начнут вновь плодоносить с
такой же щедростью выжженные поля былой доброты и справедливости.
Иван Петрович чувствует в себе страшное разорение потому, что не смог реализовать данную ему созидательную энергию, – в ней, вопреки логике,
не было потребности, она наталкивалась на глухую стену, оказывавшуюся её принимать. Поэтому и одолевает его разрушительный раздор с самим собой,
что душа возжаждала определённости, а он не смог ей ответить, что для него теперь – правда, что – совесть, ибо и сам он, помимо своей воли
выдернутый, вырванный с корнем из микромира Егоровки.
Пока Иван Петрович и Афоня пытались спасти муку, крупу, масло, архаровцы первым делом набросились на водку. Кто-то пробежал в новых
валенках, взятых на складе, кто-то натягивал на себя новую одежду; Клавка Стригунова ворует драгоценности.
“Что ж это делается-то, Иван?! Что делается?! Всё тащат!” – в испуге восклицает жена Егорова, Алёна, не понимающая, как вместе с пожаром могут
дотла сгорать и такие человеческие качества, как порядочность, совесть, честность. И если б только архаровцы волокли всё, что на глаза попадётся, но
ведь и свои, сосновские, тоже: “Старуха, за которой ничего похожего никогда не водилось, подбирала выброшенные со двора бутылки – и, уж конечно не
пустые” ; однорукий Савелий таскал мешки с мукой прямиком в собственную баню.
Что ж это делается? Мы почему такие-то? – вслед за Алёной мог бы воскликнуть, если б умел говорить, дядя Миша Хампо. Он словно перешёл в
“Пожар” из “Прощания с Матёрой” , – там его звали Богодулом. Не зря автор подчёркивает это, называя старика “духом егоровским” . Он так же, как и
Богодул, почти не говорил, был так же бескомпромиссен и предельно честен. Он считался прирождённым сторожем – не потому, что любил работу, а
просто “так он выкроился, такой из сотни сотен уставов, недоступных его голове, вынес первый устав: чужого не трожь” . Увы, даже дяде Мише, который
как самую большую беду воспринимал воровство, пришлось смириться: сторожил он один, а тащили почти все. В поединке с архаровцами дядя Миша
удушил одного из них, Соню, но и сам был убит колотушкой.
Алёна, жена Ивана Петровича, по сути, единственный в повести женский образ. В этой женщине воплощено то лучшее, с исчезновением чего мир
теряет свою прочность. Умение прожить жизнь в ладу с собой, видя её смысл в работе, в семье, в заботе о близких. На протяжении всей повести мы ни
разу не застанем Алёну размышляющей о чём-то высоком, – она не говорит, а делает, и так получается, что малое её, привычное дело всё же значимей
самых красивых речей.
Образ Алёны – один из второстепенных образов “Пожара” , и это действительно так, особенно если учесть, что в большей части повестей
Распутина именно женщины – главные героини (Анна в “Прощании с Матёрой” , Настёна в “Живи и помни”) . Но и в “Пожаре” героине отводится целая
глава, содержащая своего рода мини-свод философских воззрений прозаика на предмет исследования.
Художественные особенности произведения
В “Пожаре” ландшафт не играет столь же значительной роли, как в предыдущих повестях Распутина, хотя и здесь чувствуется стремление писателя
ввести его в мир героев, а героев показать через природу. Но в том-то и дело, что природа на глазах исчезает: леса вырубаются под корень, – и в душах
героев происходит такое же опустошение.
Эта повесть, как никакая другая у Распутина, публицистична, и это объяснимо тревогой писателя не только за судьбу природных богатств Сибири,
но и, прежде всего, за судьбу человека, здесь живущего, утрачивающего свой корни. Валентин Распутин говорит о “Пожаре” так: “Повесть по размеру
небольшая, а вместить хотелось много… Но я не считал себя вправе растягивать повествование, его должно было хватить на столько, сколько горя склады.
Для меня это имеет значение – соотносимость длительности рассказа с длительностью события” . Тем самым писатель признаёт следование
определённым законам именно публицистических жанров. Но формальный подход в данном случае ничего не даёт, ибо перед нами прежде всего
художественно завершённое произведение, и лишь потом – с элементами публицистичности, в свою очередь продиктованной временем, авторской
болью, которая должна была немедленно, именно в то время, вылиться в предупреждение, предостережение.
В “Пожаре” Распутин впервые выделил в самостоятельную линию супружеские отношения, придавая им тем особое внимание. В это же время
тема современной семьи, воспитания детей, ответственности друг перед другом звучит и в его газетных публикациях. Однако уже самим фактом
единственности Алёны как положительного женского образа в повести Распутин говорит о затухании в современных хранительницах очага женских
начал, без которых жизнь теряет гармонию, в душе убывает крепость.
Крепкая связь, теснейшее переплетение биографии и творчества, конкретных реалий и художественных образов. Это характерно для Распутина,
точно так же как и то, что художественная ткань, настолько плотна, ситуация настолько драматична и психологична, что кажется – возьми он просто факт
из жизни, всё было бы тусклее.
Распутин от главы к главе будет заставлять читателя переводить тревожный взгляд с одного пожара (в душе Егорова) на другой (на складах) и до
последней страницы, до завершающей строки не даст передыху, не снизит напряжения, ибо всё важно.
Оценка произведения критикой
Ко времени появления “Пожара” в печати разве только “Печальный детектив” Виктора Астафьева из современных произведений вызвал такую
лавину статей, споров, дискуссий, обсуждений. Причина такой заинтересованности кроется, прежде всего, в том, что Распутин одним из первых поднял
именно в художественном произведении поднял современнейшие, архиважные проблемы, на которые много лет подряд в порыве розового оптимизма
закрывали глаза.
Моё мнение
По моему мнению, Валентин Распутин написал нужное произведение. Оно показывает, что люди по своей натуре двулики. В обычной жизни они
ведут себя нормально, но как только подворачивается случай, они открываются всем. И под час то, что открывается, не всегда является хорошим. В своём
произведении Распутин показал жителей Сосновки в экстремальной ситуации, и они показывают свою сущность. Кто-то пытается что-то сделать, а кто-то
пытается обогатиться. Даже те, за кем раньше такого не водилось, тащили всё, что могли унести. Распутин попытался раскрыть сущность человека и мне
кажется, что это ему удалось.

Список литературы
1. Панкеев И. А. Валентин Распутин: По станицам произведений. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с., 16 л. ил.
2. Распутин В. Г. Век живи – век люби. Повести. Рассказы. – М.: Известия, 1985. – 576 с., ил.

В поселке загорелись склады.

Герой повести — Иван Петрович — бежит на пожар. Как человек опытный — не с пустыми руками, а с топором. От складов может загореться и улица.

Склады были построены без учета возможности огня: «русский человек и всегда-то умен был задним умом, и всегда-то устраивался он так, чтоб удобно было жить и пользоваться, а не как способней и легче уберечься и спастись ».

Начали сколачиваться группы спасателей. «Разобрали крышу — огонь споткнулся о пустоту ».

Обычный российский беспорядок на пожаре проявляется особенно отчетливо: «бабы с ведрами понабежали, а водовозку найти не могут. С Ангары на коромысле таскают. На такой ад — на коромысле! Да это ж все одно, что встать в ряд и чихать на него. Из огнетушителя — один пшик. Ни пены, ни гангрены».

«Народу было густо, сбежался едва не весь поселок, но не нашлось, кто сумел бы организовать его в одну разумную твердую силу, способную остановить огонь».

Поселок выстроили при леспромхозе.

«Неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа был этот поселок, не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето перелетовать, а потом и зиму перезимовать. Дети между тем рождались, вырастали и сами к этой поре заводили детей». Но воспринимался поселок «как остановка, все как временное пристанище, откуда не сегодня завтра сниматься».

Улицы были прямые и широкие, линию соблюдали строго. Но тяжелая техника разбила их, летом лесовозы и трактора намешивали в ненастье грязь, которая потом засыхала, превращаясь в каменные гряды, а для стариков — в неодолимые горы. «Каждый год поссовет собирал по рублю со двора на тротуары, каждый год их настилали, но наступала весна, когда надо подвозить дрова, и от тротуаров, по которым волочили и на которые накатывали кряжи, оставались одни щепки» .

Деревьев у домов почти нет. «Те же самые люди, которые в своих старых деревнях, откуда они сюда съехались, и жизни не могли представить себе без зелени под окнами, здесь и палисадники не выставляли. И улица ревела и смотрела в стекла без всякой запинки».

«Одно слово: леспромхоз — промышленные заготовки леса. Лес вырубать — не хлеб сеять».

Уничтожили лес — и снимайся на новое место. Лес уничтожают дочиста. Техника пошла такая, что никакого подроста после себя не оставит. О том, что будет дальше, никто и не думает.

На пожаре возникают споры. Вот, вытащили со склада мотоцикл «Урал» . А говорили — нету!

Начальник ругается с кладовщицей Валей, которая отказывается отпирать свой склад: растащат!

— Сгори-ит! — надрывался начальник.

— Тушите. А открывать, чтоб растащили, я не обязана. Тушите.

Двери склада решили ломать. А на страже добра поставить ответственного дядю Мишу Хампо.

Егоров из Егоровки, Иван Петрович, все время вспоминает свою родную деревню. Жийы в нем моральные устои крестьянства, поэтому и местные «архаровцы» (искатели легкой наживы) зовут его законником.

В родную деревню возле Ангары и тайги много лет назад вернулся бравый сержант Егоров с войны.

Разглядел в соседней деревне Алену, «которая так неумело и бесхитростно таращила на него свои и без того огромные зенки и так испугалась, когда он впервые взял ее под руку, что он не стал больше никого искать». Стал шоферить на новой машине. В семье появились дети.

«Иван Петрович остался в Егоровне, ужился и успокоился, нисколько не страдая от глухомани, которая с годами помаленьку просветлялась: провели электричество, чаще стали притыкаться к егоровскому берегу белые пароходы...»

И тут решили государственные мужи затопить Егоровку под водохранилище. Пришлось перебираться в леспромхозовский поселок Со-сновка. Автор посвящает нас во внутренний мир и прошлое героя, а тем временем на пожаре открыли уже продуктовый склад. Много там всякого добра: и колбаса, и красная рыба. Народ этого добра не видит — ни в поселке, ни на лесоповале. Все начальству отправляют — «неробам».

Горько Ивану Петровичу, но он продолжает спасать добро — выкидывать продукты из горящего склада.

Огонь разгорался, пора было отступать. Один из «архаровцев» вытащил увлекшегося Ивана Петровича из склада:

— Сгоришь, законник!

Промтоварные склады не спасти, а продовольственные можно бы, будь машина и будь побольше порядка. Но «пожарку», единственную на весь леспромхоз, еще года два назад разнесли на запчасти, она только числится на вооружении...

Ищет взглядом Иван Петрович на пожарище свою Алену — она тоже где-то при деле. Ищет — не находит. «Архаровцы» взялись за разграбление бутылок со спиртным.

Как прокралось в быт и в души беззаконие? Не сразу, исподволь. Иначе и быть не могло, если «жизнь состоит в том, чтоб рубить».

Все больше в поселке «легких людей», признающих только гульбу и водку. Директор школы «взялся подсчитать, сколько в шести деревнях, слившихся в Сосновку, погибло народу за войну и сколько его сгинуло не своей смертью за последние четыре года. Не своей смертью — это значит пьяная стрельба, поножовщина, утонувшие и замерзшие, задавленные на лесосеках по своему ли, по чужому ли недогляду. И разница вышла небольшая».

«Иван Петрович размышлял: свет переворачивается не сразу, не одним махом, а вот так, как у нас: было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех — почитается за ловкость и доблесть. И до каких же пор мы будем сдавать то, на чем вечно держались?»

Ради плана лесозаготовок разрушаются не только леса и земли, гибнут людские души.

Пожар продолжается. Ребятишки и бабы тянут со склада какие-то маленькие баночки и коробочки. «Архаровцы» хлещут и растаскивают вино и водку. Кладовщица кричит, чтоб спасали растительное масло — больше не подвезут. Наш герой внял ее крикам и ринулся на спасение масла.

«Иван Петрович искал растительное масло в бутылках, а оно оказалось в железной бочке. Он с трудом, обжигая руки, повалил ее, огромную, с раздутыми боками, побывавшую не в одной переделке, но выкатить не мог, под его усилиями она только раскачивалась. Он заторопился к цепочке и, не вглядываясь и не выбирая, выхватил из нее первое попавшееся звено. Оно оборотилось тем самым парнем, вместе с которым сбивали крышу и который принес наверх известие о найденном мотоцикле «Урал». От парня пахнуло кипяченой водкой; ничего не понимая, но и не сопротивляясь, он запрыгал вслед за Иваном Петровичем. Вдвоем, где руками, где ногами, они выкатили бочку».

Нужно было спасать муку.

«В последнем, мучном складе не одна только была мука и не с одними только крупами, хранили еще и сахар. Средь муки и крупы он держался по-барски: они, сваленные как попало в мешках на пол, оплыли серой пылью, для сахара же с левой стороны устроили настил и подстелили брезент. И кули, в каких он был, отличались чистотой и доброшивом, и уложены они были аккуратно. Будто не свои же мужики таскали и укладывали, а вызывали бригаду из-за границы. По.привычке хвататься прежде за тяжелое, ноги понесли Ивана Петровича к сахару. Но Афоня Бронников придержал:

— Давай, Иван Петрович, за муку».

Однако мешки с мукой уложены в два человеческих роста — не перетаскать вдвоем. Разыскивая подмогу, Иван Петрович видит Алену.

— Ты смотри, — не тащи себе ничего, как другие, — предупреждает законник жену.

Она обижается:

— Много я себе за жизнь натаскала?

Тридцать лет прожили Иван да Алена. На тридцатилетие свадьбы объехали они своих выросших детей: двух дочек и сына. «Городские удобства» дочери в Иркутске ужасно расстроили Егорова: удобства — девятый этаж. А лифт не работает! Дочь надорвалась, лежит в больнице.

Сын Борька в Хабаровске работает техником в небольшом аэропорту. Красивый и богатый поселок, весь в зелени и уборе. Борис с женой жил своим домом,при доме — сад.

Порадовался отец за Борьку. Сын зовет отца с матерью переезжать к нему. Ивану Петровичу жаль покидать Сосновку — хоть и неуютная она, но полжизни ей отдано. Однако учащаются конфликты с «архаровцами », Иван Петрович не спускает им хулиганства, безответственности, нарушений дисциплины. И его противники подстраивают так, что его чуть не придавило лесиной.

Палисадник перед его избой разворотили...

«Спасение было одно: уехать».

Уехать — и увезти Алену. За тридцать лет совместной жизни муж и жена сроднились необычайно. В дороге Иван Петрович всегда говорит в воображении со своей Аленой — и всегда знает, что она скажет нужное слово. Герой считает, что мужик, который женского голоса не слышит, — пустое существо.

«Алена для Ивана Петровича была больше чем жена. В этой маленькой расторопной фигуре, как во всеединой троице, сошлось все, чем может быть женщина».

«Давным-давно, еще жили в Егоровке, возился как-то Иван Петрович под машиной с невыключенным раскрытым мотором. Машина была старая, ЗИС-150. Он только после отыскал, где подтекало, а до того и не знал — мотор вдруг вспыхнул. Распластанный на земле и растерявшийся, Иван Петрович обмер. И выскочил он, когда на него чем-то сыпануло. В углу стоял короб с песком. Алена одним махом подхватила его и ухнула на огонь. Потом, когда короб снова наполнили, Иван Петрович с великим трудом едва отодрал его от земли. Алене нечего было и пытаться.

— Это не я и была, — простодушно решила она. — Это кто-то, чтоб спасти тебя, мои руки подхватил да свою силу подставил. А я ниче и не помню. И тяжели вроде никакой не было.

И сколько такого случалось, что кто-то ее руками подымал и подымал непосильные тяжели».

Таскает и таскает Иван Петрович мешки с мукой, уже подобрались помощники — человек десять. Руки работают, спина уже от тяжести трещит, а мысли текут: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Захромает какая — весь свет внаклон ».

Старинный друг, земляк и единомышленник Афоня спрашивает Ивана, вправду ли тот собрался уезжать. Вправду.

— Ты уедешь, я уеду — кто останется?

— Кто-нибудь останется.

— Кто? Кто — кто-нибудь, Иван Петрович? — на последнем голосовом дожиме не сказал — простонал Афоня. — Эх!.. Неужто так и бросим?! Обчистим до ниточки и бросим! И нате — берите, кому не лень!

На пожаре берут, кому не лень. Иван Петрович с Афоней спасают мешки с мукой из огня, а кто-то из «архаровцев» уже тянет их в сторону и прячет неподалеку.

Дядя Миша Хампо (он наполовину парализован и может выговорить только: «Хамп-о-о-о...»), человек необыкновенной честности, «сто-рож-самостав», пытается отбить у «архаровцев» какой-то мешок «с цветными тряпками» — и те насмерть забивают его колотушкой.

После того как отшумел пожар, отправляется Иван Петрович пройтись в сторону кладбища. Мрачные мысли одолевают его с новой силой: «Уехать? Остаться?»

«Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.
Молчит земля.
Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?
И разве молчишь ты?»

Сюжет повести строится вокруг пожара, произошедшего на складе в посёлке Сосновка. Чрезвычайное происшествие раскрывает характер каждого местного жителя, заставляет показать, кто и на что способен в экстремальной ситуации.

Главный герой повести – Иван Петрович Егоров. Его фамилия происходит от названия деревни Егоровка, в которой он родился. В военные годы Иван Петрович был танкистом и мечтал вернуться домой. Однако и после войны его ждало расставание с родной деревней. Населённый пункт подлежал затоплению.

Егоров был вынужден переехать в новый посёлок Сосновка, который и стала местом действия повести. Несмотря на то, что на новом месте Ивану Петровичу не нравится, переезжать в город он не намерен. Так поступил его брат Гошка, который впоследствии спился. В моральном падении брата Егоров винит именно жизнь в городе.

Главный герой замечает, что мир вокруг значительно изменился. Когда-то Сосновка была вполне пригодным для жизни населённым пунктом. Местные жители помогали друг другу. Люди работали не для собственной наживы, а ради коллективного блага. Однако с появлением «лёгких» сельчан, архаровцев, всё изменилось. Новые жители не нуждались в хозяйстве. Они зарабатывали деньги только на еду и алкоголь. В Сосновке растёт преступность, провоцируемая пьяными дебоширами.

Сложившаяся ситуация огорчает Ивана Петровича. Главный герой продолжает жить в мире социалистических ценностей. Он привык к тому, что авторитет этих ценностей непререкаем. Никаких других идеалов и быть не может. Тем не менее, находятся люди, которые доказывают, что несокрушимые жизненные принципы тоже можно сокрушить. Доживать Ивану Петровичу придётся совсем в другом мире, где уже никто не верит в торжество всеобщего счастья. Главный герой с ужасом наблюдает за тем, что во время пожара каждый житель деревни стремится к тому, чтобы украсть вещи из горящего склада. Каждый пытается воспользоваться трагедией. Наибольшее усердие проявляют при спасении водки, которую немедленно распивают.

Иван Петрович презирает разрушение в любой форме. Он отрицательно относится к вырубке леса, считая такую работу бездушной. Всякое уничтожение Егоров воспринимает, как покушение на единственно правильную для него систему ценностей.

Другие персонажи

Алёна – жена главного героя. Автор идеализирует отношения супругов. Егоровы счастливы в браке уже более тридцати лет. За эти годы они воспитали троих детей, которые уже давно живу отдельно от родителей. Алёна становится частью самого Ивана Петровича. Она полностью разделяет его идеалы и мечты.

Афоня Бронников – земляк главного героя, также переехавший когда-то в Сосновку из Егоровки. Афоня тоже является приверженцем старых идеалов. Однако Бронникова «разложение» общества беспокоит значительно меньше, чем Егорова. Афоня считает, что каждый отвечает за себя. Сам он живёт честно, работает и никого не обманывает. Этого вполне достаточно для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Невозможно требовать от других уважения к своим ценностям, не стоит «загонять палкой в свою отару». Единственный способ повлиять на поведение окружающих – показать личный пример. Автор не соглашается со своим героем. Устами Егорова он говорит о том, что подавать пример слишком поздно.

Одним из хранителей прежних обычаев в повести выступает дядя Миша Хампо. Этого жителя Сосновки все любят и уважают. Хампо парализован с детских лет. Однако, несмотря на серьёзные нарушения речи и неработоспособную руку, дядя Миша был женат и много трудился. В труд Хампо автор вложил символический смысл: герой работал сторожем за скромную плату, являясь тем самым хранителем традиций. Хампо вынужден приспосабливаться к новой реальности. Он не борется с ней, не пытается её переделывать, никому не навязывает уходящие идеалы. Недееспособность дяди Миши указывает на то, что прежние ценности уже успели потерять свою силу. Смерть Хампо была случайной и негероической. Он не погиб, спасая кого-то или что-то на пожаре. Его просто убили пьяные архаровцы.

Главная идея

Несмотря на то, что люди, подобные Егорову, верят в существование абсолютных идеалов, единых для всего человечества, ценностей, общих для всех, не существует. Ценности могут быть присущи только определённой группе лиц на ограниченный период времени. В этом приходится убеждаться и персонажам, и самому автору повести.

Анализ произведения

В 1985 году написал свою повесть Валентин Распутин. «Пожар» (краткое содержание повести только резюмирует общую идею произведения, до конца не раскрывая его сути), «Прощание с матёрой» и некоторые другие повести писателя посвящены борьбе двух миров – нового и уходящего. «Прощание с Матёрой» – это противостояние между маленькой, наполненной традициями и приданиями, вселенной старшего, дореволюционного поколения и новой атеистической реальностью молодого поколения. В повести «Пожар» друг другу противопоставлены две системы ценностей.

Описанные в произведении населённые пункты и сам пожар несут символический смысл, став миниатюрой целой страны и происходящих в ней событий. Егоровка – это мир, в котором родились и были воспитаны некоторые жители Сосновки. Здесь выросли Иван Петрович и Афоня – честные труженики, привыкшие работать на «голом энтузиазме», не желающие ничего для себя. Эти люди привыкли делиться последним. Им чужды эгоизм и жажда наживы. Как и в некоторых других своих произведения, автор противопоставляет жизнь в деревне жизни в городе. Иван Петрович уверен, только в деревне человек способен сохранить нравственную чистоту и духовные ценности, привитые в детстве. Город портит даже очень хороших людей. В огромном населённом пункте, где люди не знают другу друга, можно, почувствовав свободу, забыть те правила и традиции, несоблюдение которых так заметно в деревне.

Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием повести , изображающей историю о вынужденном переселении из деревни, которая должна быть затоплена из-за строительства дамбы.

В повести показано отношение старых людей к смерти, как к естественному и ожидаемому событию, завершающему этапу земного пути и переходу в вечность.

Егоровка была уничтожена. Жители разъехались. Иван Петрович и некоторые его земляки переехали в Сосновку, которая некоторое время напоминает затопленный населённый пункт. Однако очень скоро, после приезда носителей иной системы ценностей, которые Иван Петрович считает антиценностями, посёлок начинает перерождаться. Архаровцы устанавливают свои собственные порядки. Их пример становится более заразительным, чем пример Егорова. Работать ради лучшей жизни для следующих поколений – слишком абстрактное счастье. Жители Сосновки быстро переходят на новую систему идеалов.

Пожар символизирует окончательный переход на новую ступень развития. Распутин приписывает ему антропоморфные качества: огонь с жадностью набрасывается на вещи, ненасытно пожирая их одну за другой. Чрезвычайное происшествие как будто подталкивает людей к преступной деятельности. Огонь согласен списать воровство. Немногочисленные борцы за социалистические ценности продолжают сопротивляться новому. Ни автор, ни его герои не подозревают о том, что всего через несколько лет в стране разразится ещё больший пожар. Он заставит сделать окончательный выбор: признать новые идеалы и жить дальше, или отстаивать старые принципы и погибнуть.

4.7 (93.33%) 3 votes


Краткое содержание "Пожара" Распутина должен знать каждый знаток отечественной литературы. Это одно из ключевых произведений автора. В нем остро ставятся проблемы современности. За счет этого роман вызвал большой интерес у читателей.

Место "Пожара" в творчестве Распутина

Краткое содержание "Пожара" Распутина дает полноценное представление о его творчество в 80-х годах. К тому времени он уже был хорошо известен, как автор повестей "Деньги для Марии", "Последний срок", "Живи и помни", культовой "Прощание с "Матерой".

Повесть "Пожар" он написал в 1985 году. На тот момент Распутин уже был признанным классиком отечественной так называемой деревенской прозы. Проблемы, которые он поднимал на страницах своих произведений, всегда находили живой отклик у читателей.

Сюжет повести

Краткое содержание "Пожара" Распутина начинается с описания событий, происходящих в марте месяце. Повествование при этом ведется от третьего лица. Оно наполнено большим количеством лирических отступлений, рассуждений, носящих публицистический характер.

В центре повествования водитель Иван Петрович. В завязке произведения он уставший возвращается с работы. Его встречает супруга Алена. Но тихому семейному вечеру не суждено сбыться в этот день. Они слышат крики: пожар.

Выясняется, что огнем объяты ОРСовские склады. Иван Петрович в суматохе собирается на пожар и берет с собой топор. Оказывается, пожар серьезный. Горят обе части склада. Одна - промышленная, вторая - продовольственная. Главный герой сразу отмечает для себя, что борьбу с огнем возглавляют два крайне ненадежных человека. Это Семен Кольцов и Афоня.

Борьба с огнем

Чтобы решить, как бороться с огнем, собирается начальство. Руководитель участка Водников умелый и экспрессивный человек. Он сильно ругается на подчиненных, но на него можно положиться. Не меньше мужчин в спасении складов от огня помогает Алена, которая выносит какие-то вещи.

При этом отрицательными персонажами и повести, и краткого содержания "Пожара" Распутина является бригада архаровцев. Это наемные рабочие, которые не живут в этих местах, заинтересованы только в своем заработке.

Отряд архаровцев

Валентин Распутин в "Пожаре", краткое содержание которого представлено в этой статье, описывает суть отряда архаровцев. Они носители лагерных понятий. Поэтому, когда главный герой пытается броситься в огонь, его отговаривают, потому что относятся к работе только как к обязанности и не готовы рисковать жизнью ради общего дела.

Из-за присущей ему принципиальности они и не любят Ивана Петровича. У Распутина в "Пожаре", содержание которого стоит знать каждому любителю его творчества, они олицетворяют мрачную сторону надвигающегося прогресса.

История Ивана Петровича

При этом сам Иван Петрович простой и искренний человек. Он родился в деревеньке Егоровка. В Великую Отечественную войну был танкистом.

Уже в мирное время стало известно о скором затоплении деревни. Здесь прослеживается прямая связь с другой повестью Распутина - "Прощание с Матерой". Об этом знает и Иван Петрович. Но в отличие от остальных не спешит уезжать. Только в крайности он переезжает в Сосновку, в которой и разворачиваются события повести.

Главный герой самоотверженно забегает в один из продовольственных складов. При этом замечает, как много здесь припасов, хотя всем всегда рассказывали, что провианта не хватает. Тут герой в кратком содержании рассказа "Пожар" Распутина начинает рассуждать, когда жизнь пошла наперекос. Он приходит к выводу, что все изменилось, когда начали вырубать лес. Это тупая работа, которая разрушает и природу вокруг, и самого человека.

Из-за нее в Сосновку приходит все больше легкомысленных людей, которые гонятся только за легкими деньгами. При этом растет преступность на селе. С подозрением начинают относиться ко всем добросовестным и честным людям.

Главными для Ивана Петровича остаются абсолютные ценности, которые он готов активно отстаивать.

Антипод главного героя

У Распутина в "Пожаре" в очень кратком содержании обязательно нужно упомянуть про антипода главного героя. Это Афоня Бронников. Он считает, что главное жить честно и не воровать. Подавать своим примером урок всем вокруг.

Распутин и его главный герой с этим категорически не согласны. Они считают, что с примером все уже опоздали.

На пожаре все преображаются, когда огонь подбирается к водке. Архаровцы и местные жители спасают ее, выстраиваясь цепочкой и умудряясь по ходу распивать. Только Иван Петрович пытается спасти растительное масло. В душе главного героя разворачивается настоящая психологическая драма.

Ему никто не помогает. Он с женой в ужасе наблюдает, как грабят остатки промтоварного склада.

Кстати, с супругой он вместе уже больше 30 лет. Она библиотекарь. "Пожар" - произведение Распутина, в котором автор осознанно идеализирует их отношения. По его словам, у них полное взаимопонимание.

Жизнь в Сосновке

Спасая провиант со склада, Иван Петрович размышляет о своем будущем в Сосновке. По его мнению, вся предстоящая жизнь потихоньку теряет всякий смысл. Для него в работе главное не достаток, как для Афони, а некое творческое начало. Но после того, как вокруг рушатся нравственные основы, у него опускаются руки.

У Распутина в "Пожаре", краткое содержание по главам описано в этой статье, приводится разговор главного героя с Афоней. Тот спрашивает, почему Иван Петрович собирается уезжать. Тот признается, что устал. Когда Афоня, начинает сокрушаться, на кого же теперь останется Егоровка. Иван Петрович поражает его своей уверенностью - Егоровка в каждом из нас.

Развязка повести

Со временем огонь усиливается. Муку в основном спасают. Но при этом практически все участники сильно напиваются. Кладовщица жалуется, что склады сильно разграблены. И не так много сгорело, сколько разошлось по рукам. Иван Петрович в полном бессилии теряет сознания.

Между пьяными архаровцами завязывается драка, результатом которой становятся два трупа. Наутро пепелище оцеплено. Все ждут приезда комиссии из центра, которая должна оценить ущерб и установить причины пожара. В растерянности Иван Петрович спрашивает у соседа Афони, что они будут делать дальше. На что тот его обнадеживает - остается только жить.

В финале повести Иван Петрович отправляется в весенний лес, там он ищет отдых и успокоение. Он чувствует, что природа вокруг просыпается. Он ждет, что именно она укажет ему путь, поможет заблудившемуся человеку.

Анализ повести Распутина

Многие исследователи отмечают, что Распутин в "Пожаре", анализ есть в этой статье, продолжает тему изучения жизни людей, ставших вынужденными переселенцами. Впервые он поднимает ее в повести "Прощание с Матерой". Это произведение, в каком-то роде, является его продолжением.

Персонажи этой повести переезжают из деревни в поселок городского типа. В нем они оказываются замкнутыми. Как в могиле живем, признается главный герой Иван Петрович.

Пожар позволяет автору и читателю наглядно увидеть, кто чего стоит. Помогает исследовать прошлое и настоящее героев произведения. Во время пожара люди выясняют, что в огне оказываются товары, которых они никогда не видели. И даже не подозревали, что они есть на их складах. Это дефицитные продукты питания, зарубежный трикотаж. Воспользовавшись неразберихой, некоторые начинают не спасать ценности из огня, а занимаются настоящим мародерством.

Социальная катастрофа

У Распутина пожар - очевидный символ социальной катастрофы, которая надвигается на Сосновку. Автор ищет объяснения этому явлению.

Одной из причин морального разложения общества является то, что в Сосновке никто не занят земледелием. Люди только заготавливают лес. То есть забирают у природы, ничего не предоставляя взамен. В поселке много приезжих, прибывших ненадолго на заработки. Поэтому он не развивается, выглядит неопрятно и неуютно. Повесть представляет собой психологию перерождения крестьянина-земледельца в иждивенца, который только уничтожает окружающую его природу.

Читателю передается острое беспокойство от того безжалостного уничтожения природы, которое происходит на страницах повести. Из-за большого объема работ, которые необходимо выполнить, требуется много рабочих рук. Поэтому набирают всех подряд, часто кого попало.

В Сосновке перемешиваются социальные слои. Слаженное общество распадается на глазах. Всего за два десятилетия в поселке меняется понятие нравственности. Приемлемым становится то, что раньше было не положено и не принято.

Яркая деталь - в Сосновке при домах даже нет палисадников. Все осознают, что это только временное жилье. Только главный герой Иван Петрович остается верен своим жизненным принципам. У него свои понятия о добре и зле. Он не только честно работает, но и переживает за упадок нравов и стремится изменить эту ситуацию. Но не находит практически никакой поддержки среди окружающих.

Он пытается помешать архаровцам установить власть, но они ему мстят, прокалывая шины у автомобиля. Постоянно делают мелкие пакости. То песок в карбюратор засыпят, то повредят тормозные шланги у прицепа, то балку, которая чуть не убивает главного героя.

В конце концов, Иван Петрович с супругой решают уезжать. Они хотят направиться на Дальний Восток. Там живет один из их сыновей. Но и тут главный герой не может покинуть Сосновку. Его начинает укорять Афоня, спрашивая, кто же останется, если уедут такие, как они. Иван Петрович не решается на этот шаг.

При этом стоит отметить, что в повести достаточно положительных персонажей. Это и супруга главного героя Алена, и старый дядя Хампо, и противоречивый начальник участка Борис Тимофеевич Водников.

Ключевым для понимания сути произведения остается символическое описание природы. Если в самом начале повести, когда на дворе март, она будто в оцепенении. То к концу произведения затихает перед грядущим расцветом. Шагая по весенней земле, Иван Петрович ожидает, что она выведет его на верный путь.

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
А.С.Пушкин

По жанру повесть В.Г.Распутина «Пожар» (1985) можно определить как притчу, потому что посёлок Сосновка, где происходит действие произведения, изображается автором в виде уменьшенной модели огромной страны - Советского Союза.

Сюжет повести очень прост: в мартовский вечер в посёлке лесозаготовителей на берегу Ангары загорелись склады при единственном поселковом магазине. Тушить пожар сбежались все жители, так как, во-первых, на складах находилось продовольствие и, во-вторых, огонь мог перекинуться на жилые дома. Таким образом, в повести описывается одно событие и несколько вариантов поведения людей в одинаковых обстоятельствах, как и должно быть в притче, где в незатейливом сюжете отражаются философские проблемы, касающиеся мира и человека. Повествование в притче должно быть сжато до предела, но автор нарушает этот художественный принцип: главный герой Иван Петрович Егоров, находясь на пожаре, замечает важные подробности в поведении знакомых и незнакомых ему людей, вспоминает родную деревню Егоровку и недавние события из собственной жизни. Иными словами, картина пожара обрастает многочисленными дополнительными эпизодами, что углубляет содержание притчи и превращает произведение в социально-философскую повесть-притчу.

Пожар относится к тем опасным ситуациям, в которых характеры и взаимоотношения людей проявляются весьма отчётливо. Пожар в Сосновке разделил жителей посёлка на три неравные группы. В первую входят «справные» и честные люди, принимающие верные решения, умело борющиеся с огнём, бескорыстно спасающие общественное добро. Из этой группы Распутин подробно описывает Ивана Петровича, его соседа и земляка Афоню Бронникова, начальника лесозаготовительного участка Бориса Тимофеевича Водникова (именно он оказался неформальным лидером, распоряжения которого выполняются сбежавшимися на пожар людьми), тракториста Семёна Кольцова, «самоставного» (15) сторожа дядю Мишу Хампо. Эти люди понимают, что в первую очередь надо спасать не винный отдел склада, не японский ширпотреб, а продукты - муку, масло, сахар. Они быстро и умело разбирают крышу мучного склада, чтобы отсечь огонь, а потом из последних сил вытаскивают мешки во двор. В результате таких дружных действий всего несколько человек спасают основные запасы продуктов.

Ко второй группе следует отнести растерявшихся сосновцев, которые мечутся возле складов, вытаскивают из огня что попало и сваливают всё это на грязный снег посреди двора. Толку от таких действий мало, потому что спасённое от огня добро всё равно портится - втаптывается в грязь. В этой группе оказалась жена Ивана Петровича - Алёна; сюда же можно включить парня, которого Афоня Бронников послал за ломом. Парень вернулся быстро, без лома, но с потрясающей новостью: мужики выкатили из промтоварного склада мотоцикл «Урал» - мечту любого таёжника. Совсем недавно директор магазина Качаев клялся и божился, что мотоцикла у него нет, а сам, оказывается, припрягал дефицитную машину для какого-то нужного человека. Возмущённый парень так и убежит, не включившись в полезную работу.

К третьей группе принадлежат те, которые явились на пожар «погреть руки». Это пришлые шабашники, которых Иван Петрович называет «архаровцами», и местные жители, ворующие среди общей паники. Архаровцы ловко сбивают замки с винного склада, весело спасают ящики с водкой, успевая в то же самое время напиться. Помощи от них на пожаре мало, наоборот, за ними нужен глаз да глаз, чтобы какой-нибудь пьяный смельчак не сгорел в огне или не украл чего-нибудь. Ничего толкового от этих беспутных, ни к чему не привязанных молодцов Иван Петрович и не ждал, но был глубоко возмущён, когда увидел, как местный старик, однорукий Савелий, тащит спасённый из огня мешок муки в свою баньку, а какая-то старуха собирает бутылки с водкой, которые архаровцы украли в всеобщей суматохе и перекидали за складской забор в проулок про запас.

Итак, жителям Сосновки не удалось победить огонь, спасти склады: стоящих, полезных людей оказалось очень немного, бесполезных - большинство, воров и пьяниц - до обидного много. Пожар продемонстрировал полный разлад среди сосновцев даже перед лицом общей беды. Этим исчерпывается содержание притчи, но Распутин не просто фиксирует разлад, он задумывается над его причинами. Жена Ивана Петровича Алёна, видя поведение людей на пожаре, задаёт мужу вопрос: «Мы почему, Иван, такие-то?» (5). Этот вопрос можно уточнить: почему мы такие разобщённые в социальном и нравственном отношении, «почему столько на свете неробей и причиндалов? И как получилось, что мы на их милость сдались, как получилось?» (7).

Распутин, рассказывая об истории Сосновки, рассуждает о нравственных проблемах современного общества. Посёлок состоит из жителей шести деревень, затопленных водохранилищем Братской ГЭС. Переселенцы получили новые дома, работу, но прежняя дружная деревенская жизнь в Сосновке не заладилась. Потому, считает Распутин, что человеку нужно чувство корней, чувство стабильности, которого его лишили с переселением. Жители знают, что через пять-десять лет весь лес вокруг будет вырублен подчистую и придётся переезжать на новое место. Отсюда нежелание людей обустраивать, украшать свой быт: Иван Петрович отмечает, что в Сосновке в палисадниках никто не разводит цветов, мало кто обрабатывает свой огород, держит скотину. Крестьянская запасливость и основательность сменилась лёгким, хищническим отношением к жизни: продукты можно купить в магазине, лес вокруг беречь для детей и внуков не надо, держаться всем миром тоже нет нужды. Иными словами, высокие государственные власти и сами люди бездумно расточают богатства земли, а одновременно утрачивают главные нравственные ценности. В результате целым посёлком не смогли справиться с пожаром, а правила всей жизни в Сосновке стали устанавливать архаровцы. «Как же это случилось, что они завладели всем посёлком? Сотни народу в посёлке, а десяток захватил власть... - думает Иван Петрович и сам себе отвечает: - Люди разбрелись всяк по-своему ещё раньше» (13).

Почему же так вышло? Распутин убеждён, что для человека недостаточно иметь дом и работу, то есть необходимые материальные условия существования; не менее важны для человека нравственные основы жизни. Всё это вместе Иван Петрович называет «четырьмя подпорками человека»: «дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. Все четыре одна важней другой. Захромает какая - весь свет внаклон» (16). Справедливость этих рассуждений подтверждается воспоминаниями Ивана Петровича о жизни в его родной деревне - затопленной Егоровке. К «четырём подпоркам» следует добавить память, что логически вытекает из воспоминаний Ивана Петровича. Беспамятные люди превращаются в архаровцев, которые заходят на кладбище справлять нужду.

Пожар высветил не только нравственные проблемы современной жизни, но и социальные. Открылась вопиющая бесхозяйственность поселковых властей: единственная пожарная машина давно разобрана на запчасти, огнетушители в магазинных складах давно высохли, а водовозку в нужный момент никак не могут найти. Начальник леспромхоза и директор магазина находятся в городе на очередном совещании. Главного инженера, который начал было распоряжаться на пожаре, никто не слушает, так как он не пользуется авторитетом у людей. Безнаказанное воровство и лихоимство творит не только однорукий Савелий, но и само магазинное начальство: когда раскрыли горящие склады, увидели залежи таких товаров, каких никогда не бывало на прилавках. Работа в леспромхозе превратилась в показуху: архаровцы смеются над «героем борьбы и труда» (13) Иваном Петровичем, а он сам на собрании демонстративно отказывается от ковра - награды победителю социалистического соревнования (13).

В посёлке изменился нравственный климат: сосновцы научились косо смотреть на всякого, кто «по старинке качает права и твердит о совести» (9). Иван Петрович испытывает это на себе: кто-то нарочно разворотил его палисадник, в другой раз испортил машину, а на лесосеке он едва успел отскочить от падающей на него тяжеленной подпоры. Безнадёжная, неправедная и одновременно бездумная жизнь закономерно приводит к безудержному пьянству. Архаровцы нашли время напиться даже в неразберихе пожара, а Ивана Петровича поражают подсчёты директора сосновской школы: примерно равное количество сосновцев погибло за четыре года Отечественной войны и за последние четыре года мирной жизни (9). Только теперь люди погибают не за свободу Родины, а от пьяной стрельбы и поножовщины, от пьяного купания в реке или от пьяной работы на лесосеке, то есть по собственной неосторожности и безалаберности.

Следует отметить важную художественную особенность повести «Пожар» - её публицистичность, заключающуюся в том, что авторские идеи и оценки выражаются не только через художественные образы и сцены, но и открыто, через прямые высказывания. Эти высказывания даются в повести от лица главного героя, но совершенно очевидно, что писатель полностью разделяет их. Имеются в виду рассуждения Ивана Петровича о «лёгких людях», о пьянстве, о смене нравственных ориентиров в современном обществе, о человеческом счастье, о современном «хорошем человеке» (16) и другие. Распутин посчитал необходимым откровенно высказать своё отношение к социальным и нравственным вопросам, поднятым в произведении, хотя эти публицистические суждения-перебивы нарушают художественную целостность повести, усложняют сюжет и ослабляют композиционное единство всего произведения.

Подводя итог вышесказанному, необходимо повторить, что «Пожар» - социально-философская повесть-притча, которая представляет таёжный посёлок Сосновку как советское общество в миниатюре в определённый исторический момент - в 80-е годы XX века. Как и должно быть в притче, сюжетной динамики в повести нет, но есть раздумья главного героя, перерастающие в авторские публицистические отступления, о порядках (вернее, беспорядках) и людях в Сосновке. В повести Распутин изображает не процесс, а некоторый итог социально-нравственного развития общества: пожар обострил то, что уже давным-давно существовало в жизни, - разлад между людьми и в душах людей.

Писатель предлагает своё объяснение происходящих на его глазах общественных перемен: стремительно, благодаря техническому прогрессу, меняется мир, поэтому неизбежно меняется и сам человек. Распутин понимает, что остановить технический прогресс невозможно, но при этом не желает мириться с тем, что русские люди теряют свои лучшие нравственные качества: соборность, совестливость, понимание природы, правдоискательство. Эти черты русского характера помогали народу пережить разные бедствия в прошлом: войны, голод, разорение. Теперь настало время для испытания сытостью и разобщённостью. Смогут ли русские перебороть эту напасть? Распутин оставляет финал повести открытым: читатель сам должен решить это.