Чтобы понять, покровителем чего является Серафим Саровский, нужно, в первую очередь, узнать его жизнь, чем он занимался и какой след оставил в истории.

Родился в городе Курске в семье простых рабочих. При рождении получил имя Прохор. Еще с детства мальчика приучали к физическому труду. Родители занимались строительством церкви.

Еще в детском возрасте с ребенком происходили странные вещи. Например, один раз мальчик залез на церковную колокольню и упал с нее на землю. Высота была большая, однако малец выжил и остался практически невредим. У него не было переломов или серьезных ран, лишь маленькие синяки.

После этого инцидента Прохор понял, что это божий знак, и начал увлекаться религией. Взрослея, он захотел посвятить себя служению Господу. В Саратовской области он стал работать священником и получил имя Серафим.

Серафима Саровского причисляют к лику святых. По преданию, он имел дар исцеления, поэтому многие люди обращались к нему за помощью. По преданию, он мог лечить смертельные болезни внутренних органов.

Его почитают в православной и католической религиях.

Серафим Саровский является покровителем помощи нуждающимся. Еще при жизни к нему обращались с просьбой освободить разум от скорби, уныния или искушения. Люди молятся ему в состоянии отчаяния и обиды. Они просят духовного спокойствия и удовлетворения.

О чем просят и в каких случаях молятся Серафиму Саровскому

Многие верующие обращаются к иконе Серафима Саровского за помощью. Он умел исцелять тяжелые болезни. Поэтому ему молятся о крепком здоровье как своем, так и близких людей.

Люди просят защитить их от грехов и искушений. Молитвы иконе Серафиму Саровскому лечат как физические, так и духовные раны. Если человека кто-то обидел, или он испытывает чувство отчаяния и грусти, обращение к святому поможет побороть это. Еще при жизни Серафим Саровский считал, что уныние является самым страшным человеческим грехом, и старался помочь людям в борьбе с ним.

Довольно популярно молитва святому о замужестве. Молодые девушки просят помочь найти любящего мужа и счастливую семью. Однако тут есть один нюанс: нельзя просить святого об уходе мужчины из другой семьи. Это грех, так как это счастье будет построено на несчастье других людей. Если женщина желает увести любимого из другой семьи, молитва не будет услышана и, напротив, может обернутся молящейся божьей карой.

Молиться Серафиму Саровскому следует и в браке. Люди просят его укрепить взаимоотношения со своими любимыми. Они хотят усилить нежные чувства между членами семейства. При такой молитве следует читать текст в углу комнаты, чтобы энергия дольше задерживалась в доме. Нужно сесть на колени перед иконой, зажечь церковную свечу и прочитать молитву.

Серафим Саровский также помогает людям, занимающимся бизнесом. Однако далеко не всех он услышит и не всем поможет. Работа должна быть связана с церковными делами. Бизнес должен быть построен на помощи простым людям. Если человек молится лишь с целью больше обогатиться, его работа принесет только убытки.

Намерения молящегося должны быть чистыми и искренними. Перед молитвой следует сходить в церковь и поставить там свечу. Святой будет благосклонен, если человек совершит какое-нибудь доброе дело.

Служители церкви утверждают, что не обязательно молиться конкретной иконе для конкретного дела. Достаточно просто “подать знак” о начале работы. Самое главное — молитва должна быть искренней и идти от чистого сердца.

К чему снится икона Серафима Саровского

Во всех религиях икона является символом высшей духовной силы. Перед тем, как начать толковать сон с иконой, нужно вспомнить несколько вещей: во-первых, как икона фигурировала во сне (стояла на столе, упала на землю, держалась на руках и т.д.), во-вторых, кто был изображен на иконе.

Второй пункт более важен, так как каждый святой является покровителем того или иного дела. Толкование усложняется, если человек не помнит изображение или не знает, кто на ней был изображен.

К сожалению, образ Серафима Саровского в сновидениях не несет хороших новостей. Святой предупреждает, что скоро человека настигнет неудача и несчастье. Однако нельзя опускать руки. Надо самому попытаться решить проблему. Следует обратиться за помощью к Богу, а не к близким друзьям. В таком случае плохие моменты быстрее пройдут, а в жизни все наладится.

Не нужно надеятся только на божественную помощь. Лишь собственными руками человек может проложить себе путь в светлое будущее. Молитва иконе Серафима Саровского предупреждает человека, чтобы он не делал поспешных выводов и необдуманных действий (об этом же предостерегают и другие иконы).

Где находится икона Серафима Саровского

Русского святого почитают не только в России, но и в европейских странах. В католических церквях можно встретить иконы с изображением Серафима Саровского. Например, в храме Воскресения Христова в Эстонии.

В России икону Серафима Саровского можно встретить во многих местах:

  1. В Даниловом монастыре.
  2. В Елоховском Богоявленском кафедральном соборе.
  3. На Серафимовском кладбище (Старый Петергоф).

Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский преподавал всем следующее молитвенное правило: "Восставши от сна, всякий христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает молитву Господню "Отче наш" трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице "Богородице Дево, радуйся"также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)", а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: "Господи помилуй", и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо:"Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)", и это пусть продолжает до самого сна.

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением".

"Держась этого правила", говорит о. Серафим, "можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы - основания христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры".

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: "всякий, кто призовет имя Господне, спасется".

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.Аминь.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословенна Ты в женах и Благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Символ Веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес
и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща
одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,
Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Сейчас в каждом храме Русской Православной Церкви есть икона преподобного Серафима Саровского. Его неповторимый образ еще до прочтения иконного надписания столь же узнаваем всеми верующими людьми, как и лики святителя Николая Мирликийского, воина Георгия Победоносца, великомученика Пантелеимона, благоверного великого князя Александра Невского, преподобных Сергия Радонежского и Нила Столобенского, Царя-мученика Николая и Его Семейства. Конечно, своеобразие личных черт иконография сохранила у многих святых, но из того числа "своих" святых обычно узнают либо тезоименинники, либо богословы, искусствоведы, исследователи церковного искусства.

Образа же названных мною святых в храмах узнают все прихожане еще издалека. Надо сказать, что большая часть икон других святых не содержит детальных самобытных черт. В этих случаях в иконописной традиции главенствует именно надписание.

Своеобразием канонизации в 1903 году преподобного Серафима Саровского, который почил в Бозе 2 января 1833 года, было то, что к его всецерковному прославлению были живы люди, лично видевшие старца еще на земном его пути. Поэтому иконография "нового" святого, широко распространяемая уже с начала XX века, в ряде случаев поверялась именно живыми свидетелями облика подвижника.
Взирая на бытие Церкви, столетний срок, прошедший со дня прославления преподобного Серафима, даже не день, а мгновение. Но вместе с тем эти сто лет вместили в себя несколько эпох бытия России - революции 1905-1907 и 1917-1918 годов, две мировые войны, Гражданскую войну и террор, освоение космоса и "застой", разрушительную "перестройку" и насильственный разлом СССР, российские реформы и покаянный Юбилейный Собор 2000 года, прославивший Царственных мучеников и сонм новомучеников и исповедников Российских.
Преподобный Серафим пророчествовал, что тот Государь, который прославит его, им будет прославлен еще больше. И в самом деле, преподобного Серафима канонизировал Святейший Синод, а святого Царя Николая - целый Юбилейный Собор 2000 года по Рождеству Христову с участием Предстоятелей либо высокопоставленных полномочных представителей всех Поместных Православных Церквей и национальных Православных Митрополий.
Прославление преподобного Серафима было не только церковно-каноническим актом, оно сопровождалось множеством чудес - исцелений, засвидетельствованных иных заступничеств святого по молитвам к нему. По всей России были написаны тысячи и тысячи храмовых икон святого, строились десятки церквей, главные престолы которых были освящены в память Саровского чудотворца. Так, например, через год после прославления в Ростове-на-Дону был построен храм в честь него. Согласно преданию, знаменитый Донской атаман Платов бывал у преподобного Серафима, и после этого в день его именин посылал святому донского осетра. Когда ростовский храм был освящен, то вплоть до 1917 года донские атаманы 19 июля и 2 января неизменно посылали на престольные праздники этого храма осетров и старались присутствовать на этих праздниках.

В Москве на Донском кладбище, в том числе и стараниями Казачьего Войска, был выстроен храм преподобного Серафима, "осетровый" обычай соблюдался и тут. В 1919 году сей храм кощунственно был переделан в крематорий - первый в России, его устроители буквально глумились над именем святого: Серафим -Пламенный.

В Москве много чтимых народом храмовых икон преподобного Серафима Саровского. Во всех церквах, которые действовали еще при советской власти, есть иконы чудотворца: в церкви Пимена Великого на Новослободской, два образа в Тихвинском храме в Алексеевском возле ВДНХ, конечно, в церкви пророка Илии в Обыденском переулке, близ Остоженки. Там три образа святого: в рост со святынями, поясной с частицей молеиного камня и моление на камне работы священномученика Серафима (Чичагова). Этот перечень можно длить и длить.

Образ преподобного Серафима со времени его прославления изображался не только на иконах, но и на фресках, он вдохновлял творцов прикладного церковного искусства: святой изображался на потирах, хоругвях, чеканных престольных покровах, в литье и финифти, деревянной резьбе и златотканом шитье. Живописными, литейными и чеканными образами преподобного Серафима украшались переплеты богослужебных книг, крещальные купели, храмовые емкости для святой воды, двери церквей, просфорные клеима.

Но вызывает удивление тот факт, что, несмотря на все это изобразительное многообразие, до сих пор искусствоведение не уделяло должного внимания этой весьма важной теме.
Столетняя годовщина прославления преподобного Серафима Саровского настойчиво поддерживает саму постановку вопроса о необходимости комплексного подхода в изучении святого.
Именно постановке этой проблемы я посвящаю данные заметки.
Несмотря на повсеместную узнаваемость икон преподобного Серафима Саровского, его многообразная иконография требует определенной систематизации, которая должна начинаться с искусствоведческих описаний, опирающихся на само духовное основание иконографии.

Иконы и церковь

Еще при земной жизни Христа Спасителя чудесным образом было обретено изображение Его лика на убрусе, полотенце. Уже после Вознесения Господня Апостол Лука в красках создавал изображения Богородицы и Ея Сына в младенческой и детской поре. Так, иконы Божией Матери "Владимирская", "Тихвинская", "Смоленская" согласно Церковному Преданию имеют своим основанием Боговдохновенный художественный труд Апостола Луки, а Русская Православная Церковь свидетельствует, что самый известный образ Владимирской Божией Матери есть подлинник Апостола Луки, написанный им на столешнице, за которой совершалась Тайная Вечеря.

В путях соборного утверждения истины Святая Церковь придала Нерукотворному Образу Христа Спасителя, иконам Богоматери и другим священным изображениям догматическое значение.
В ответ на нападки еретиков и лжеучителей-иконоборцев на церковное искусство оно получает в деяниях Вселенских Соборов догматическое обоснование, то есть неопровержимое человеческим суемудрием православное соборное утверждение. В этом отношении особое значение имеют Трульский, который еще называет VI Вселенским, и VII Вселенский Соборы.

Седьмой Собор в "Догмате об иконопочитании" утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности. Через Святое Писание, Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием нас, верующих: мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Согласно этому Догмату, мы почитаем святые образа: "почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Бо-гопоклонением, еже подобает Единому Божескому Естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящаго Креста и Святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит и к Первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображеннаго на ней".

Образа Святой Руси

В XVI веке общий подъем русского церковного искусства напрямую коснулся иконописи. Она впитывает в себя русскость, ища свои каноны, не укладывающиеся в "шаблон" Византийской традиции. Стремление к хронологическому порядку и объединению старинных преданий приводит в 1547 году к созыву в Москве, по инициативе Святителя Макария Московского и при покровительстве Царя Иоанна Васильевича Грозного, Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором были прославлены новые русские святые. В 1551 году состоялся новый Собор, называемый Стоглавым, для исправления церковного благочиния, государственного управления и всякого земского строения. В главе 43 Стоглава дается, в частности, соборный ответ о живописцах и о честных иконах.

"...Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейну, непразнословцу, несмехотворцу, несварливу, независтливу, непианици, неграбежнику, неубийцы. Наипаче же хранити чистоту душевную и телесную с всяцем опасением. ...и с превеликим тщанием писати образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистыа его Богоматери, и святых пророк, и апостол, и священномученик, и святых мучениц, и преподобных жен, и святителей, преподобных отец по образу и подобию, по существу, смотря на образ древних живописцев, и знаменовати з добрых образцов (л. 118 об., л. 119)".

В 1554 году созывается новый Собор для разъяснения, достигают ли цели уложения Стоглава и исправляются ли церковные дела и чины. О стремлении разобраться в вопросах жизни и веры читаем у И.В.Покровского в "Очерках памятников христианского искусства и иконографии".
Эти Макарьевские Соборы середины XVI века, прославившие каноническое упорядочивание. В русле этих устремлений по опыту Греческой Церкви у нас также начинают формироваться иконографические подлинники.

Можно различить два вида подлинников: лицевой и теоретический. Лицевые - где изображения начертаны на бумаге в виде контуров, теоретические - содержат описания. К первым можно отнести изображение, которым пользуется иконописец в своей практике. Это и лицевые Евангелия, и русские Святцы. Лицевой подлинник изготавливался специально для иконописания.

Наиболее полный из них Сийский подлинник (Антониево-Сийского монастыря), работа над которым приписывается иконописцу монастыря чернецу Никодиму (впоследствии архимандриту) в конце XVII века. Он, как знаток иконописного дела, предпринял попытку систематизировать обширный иконографический материал, тетради которого принадлежали разным лицам. Сийский сборник также дает редко встречающиеся снимки севернорусских святых.
По своему содержанию он отличается от других русских подлинников - Строгановского и Прохорова, в которых иконографический материал расположен в календарном порядке.

В 1903 г. выходит подлинник иконописный, изданный Большаковым под редакцией Успенского. Он представляет собой новый вариант древнего Строгановского подлинника с некоторыми отличиями и прибавлениями. В 1901 г. по Высочайшему указу основан Комитет попечения о церковном искусстве. Он ставил задачи, связанные прежде всего с поворотом иконописания к древним освященным веками образцам. Помимо Большаковско-Успенского подлинника тогда же были составлены академические иконописные подлинники основателя класса православного иконописания Академии художеств князя Гагарина.

На первом же заседании Комитет постановил издать новый лицевой иконописный подлинник с целью создания церковного стиля, сочетания "древнего" и "нового". К сожалению, проект не был осуществлен, и Комитет успел издать только "Иконографию Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа".
Вот в общих чертах основание русской иконографии на рубеже XIX и XX столетий.

Лик Саровского старца.

Возникает вопрос: по каким образцам писались и пишутся иконы Серафима Саровского? Вспомним Стоглав, который предписывает, чтобы икона была изображением святого "по образу", т.е. отображением его природы; "подобию", т.е. чтобы включались характерные черты святого, и "по существу", т.е. внимание иконописца должно быть обращено на существенные, связанные со служением и жизнью святого признаки, отображающие духовную сущность его подвига.

Откроем руководство по иконописи В.Д. Фартусова, который десятки лет занимался написанием образов и стенных росписей, в том числе в храме Христа Спасителя в Москве.

"Святой Серафим Саровский чудотворец: старец 72 лет, русского типа, сед, сгорблен, лицо худощаво, широковато, нос небольшой, глаза невелики и полуоткрыты, волосы густые, борода тоже густая, невелика, окладиста, широковата и раздвоена; выражение лица кроткое и любвеобильное; одежды монашеские, в епитрахили и поручах.

Так в руководстве В.Д. Фартусова в описании хартий - свитков, которые держит на иконах святой, мы находим краткое изложение самобытного учения преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни и стяжании благодати Святого Духа.
Почитание в народе старца было велико и при жизни, и после его блаженной кончины. Без сомнения, иконы Серафима Саровского начали писать до официальной канонизации 1903 г. "по существу", "образу" и "подобию"
В то время существовали его прижизненные портреты, но за основу был взят портрет работы художника Серебрякова, утраченный в годы лихолетий. Если говорить о живописи на холсте преподобного, то в основном это или поясное изображение, или старец, идущий в пустынь. Сегодня существуют считанные единицы прижизненных портретов Серафима Саровского, причем все они, по достоверным свидетельствам, были написаны по его благословению. Прижизненная иконография преподобного Серафима - тема отдельного исследования, но я считаю нужным назвать хотя бы следующие прижизненные портреты святого, известные мне лично, либо по литературным источникам:
- живописный образ преподобного Серафима в собрании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;
- портрет святого в одном из киевских храмов на Подоле;
- портрет старца Серафима, некогда принадлежавший Серафимо-Дивеевскому монастырю, а ныне находящийся в обители Ново-Дивеево (США);
- единицы портретов святого в частных коллекциях и других собраниях.
Публикуем уникальный прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского, датированный 1829 год, из частной коллекции.
Есть также живописные изображения старца Серафима, написанные художниками вскоре после его успения или во второй половине XIX века по памяти или с прижизненных образцов с привлечением персональных свидетельств, лично знавших святого. К таким произведениям, безусловно, относится известный портрет Саровского старца, хранящийся в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной академии, созданный в 1860 или 1870-х годах (Православный церковный календарь 2003 года. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, с. 177).

Житийная икона преподобного Серафима.

Житийных икон преподобного Серафима встречается много в храмах, музеях и в частных собраниях. Как правило, клеймы располагаются и читаются слева направо по горизонтали и отражают весь путь святого: рождение, крещение, постриг, подвиги, искушения, блаженную кончину, чудеса. Конечно, в каждой житийной иконе расставлены духовные акценты, отображающие особые моменты в жизни святого.
Посмотрим на житийную икону преподобного Серафима Саровского из Музея древнерусского искусства им. святого Андрея Рублева (г.(г. Москва).

Средник иконы - поясное изображение преподобного в мантии, епитрахили и поручах. Интересное размещение верхнего ряда клейм. Это икона Божией Матери "Умиление", особо чтимая келейная икона святого старца, образ Спаса Нерукотворного, означающий Первообраз, который Спаситель Сам передал людям. В житийном образе Серафима Саровского почти каждое клеймо можно рассматривать как самостоятельную икону. Например, клеймо "Болезнь отрока Прохора и его чудесное Выздоровление".
В житии святого Серафима, опубликованного в Четии-Минеи святителя Димитрия Ростовского, мы находим описание его смертельной болезни: "...В тяжелое для него время Прохор видит в сонном видении Пресвятую Богородицу, которая обещала посетить его и исцелить от болезни. В это время случился в Курске крестный ход, во главе с чудотворной иконой Знамение Пресвятой Богородицы Курской Коренной. Благочестивая Агафия поспешила вынести больного сына, приложила его к чудотворной иконе Богоматери, после чего отрок совершенно выздоровел".

Из литературы, посвященной истории преподобного Серафима, мы знаем, что это чудо на крестном ходе с Курской Коренной вызвало дикую злобу демонов и они возбудили среди участников крестного хода целую потасовку. Скандал этот вызвал запрет на проведение в Курске крестных ходов с Курской Коренной на много лет, и только потом по специальному Указу Императрицы Екатерины Великой было получено разрешение на возобновление традиции знаменитых курских крестных ходов.
Необходимо отметить еще несколько клейм, по сюжетам которых тиражировалось много икон в начале XX века. Например, "Тысячедневное моление Преподобного Серафима на камне" (в московском храме пророка Илии в Обыденском переулке есть икона, написанная священномучеником Серафимом Чичаговым, одним из главных инициаторов прославления святого и автором Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря).

"...При жизни старца никто не знал о сем необычайном молитвенном его подвиге, который он сумел скрыть от любопытствующего взора человеческого" .И лишь незадолго до блаженной кончины своей преподобный Серафим, по примеру многих подвижников, в числе других обстоятельств своей жизни, поведал некоторым из Саровской братии и о сем своем дивном подвиге. Один из слушателей сказал тогда, что подвиг этот выше сил человеческих. На сие святый старец отвечал со смирением веры:

Святый Симеон Столпник сорок семь лет стоял на столпе, а мои труды похожи ли на его подвиги?
Этот сюжет как икона писался для богомольцев на камнях и даже на осколках того самого камня, на котором подвизался старец.
По благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, я много лет занимаюсь изучением жизни и подвигов, историей прославления иконографией другого русского подвижника преподобного Нила Столобенского, который так же подвизался по примеру преподобного Симеона в одном из видов столпничества: 27 лет он не ложился на ребра Христа ради, позволяя себе отдыхать, только опираясь подмышками на специальные крючья, вбитые в стену его кельи.
Икона преподобных Нила и Серафима хранится в краеведческом музее города Осташкова.
Другой образ из ряда клейм "Нападение разбойников на батюшку Серафима" также был популярен и в виде отдельных икон.
Существуют и другие иконописные сюжеты из его жизни: "Преподобный кормит медведя", "Последнее явление Пресвятой Богородицы старцу Серафиму", "Блаженная кончина преподобного Серафима Саровского".
По поводу последнего клейма, сюжет которого также широко распространен и в отдельных храмовых иконах, хочу сказать следующее. После завершения тысячедневного моления на камне святой старец продолжил свой тайный подвиг длительных коленопреклоненных молитв, почти не позволяя себе отдыхать. Так в молитвенном коленопреклонении он и предал Господу свой дух. Когда по его успению Саровские монахи взломали запертую дверь кельи старца, они увидели его молящимся на коленях со сложенными крестообразно руками на груди. И этот сюжет - молитвенная фигура с закрытыми очами - вскоре после смерти Саровского чудотворца стал издаваться в виде гравюр и литографий, а после его прославления был обращен в сюжет и для икон.
Подобным образом почил и преподобный Нил Столобенский, опираясь на крюки, вбитые в стену кельи. Широко известные и распространенные деревянные резные фигурки преподобного Нила изображают именно успение подвижника, так как на всех этих объемных образах, вырезанных из дерева, святой изображен с закрытыми очами. Традиция русского тайного столпничества от преподобного Нила Столобенского, Серафима Саровского уже в XX столетии во Время Великой Отечественной войны была продолжена тысячедневным молитвенным подвигом на камне новопрославленным преподобным Серафимом Вырицким, который своей молитвой выстроил духовный заслон на пути врага Отечества.
В Житии преподобного Серафима сказано, что в 1825 году старца посещали лица Царской Фамилии. Там говорится, что у него принял благословение великий князь Михаил Павлович, но составители официального жития ничего не говорят о посещении его Императором Александром I, иносказательно скрывая этот факт церковного предания под множественным числом "лица Императорской фамилии". Однако такое клеймо "Император Александр I у преподобного Серафима" встречается на современных житийных иконах. А ранее были даже живописные работы по этому сюжету и гравюры.

Многое из благочестивой жизни старца тиражировалось литографиями того времени. Многое стало живоносным преданием, которое не иссякнет вовеки, ибо блажен дарующий благо другим, исполняющий волю Царя Небесного, исцеляющий душу, разум и тело. Именно обстоятельства, связанные с этой загадочной встречей Императора и старца, легли в основу предания о том, что Император не умер в 1825 году в Таганроге, а по благословению преподобного Серафима Саровского и Псково-Печерских старцев принял на себя небывалый прежде в истории тайный подвиг странничества Христа ради под именем ставшего вскоре известным сибирского старца Феодора Кузьмича, почитаемого ныне как местночтимого Томского святого.

Иконописцы, работающие над образами Серафима Саровского, обращались и к образцам русской иконы XVI-XVIII веков. Это зависело от того, какую цель и задачу ставил мастер, создавая тот или иной образ.
Главное было подчеркнуть, что святой - столп и утверждение Истины (1 Тим.3,15), что он в своем столпническом молитвенном стоянии - духовная основа для Церкви и России. Именно поэтому нередко образ святого Серафима выдвигается на передний план на фоне Серафимо-Дивеевской обители, которая в свою очередь символизирует собой Небесный Град - Новый Иерусалим. Над святым - образ Божией Матери "Умиление". Взгляд преподобного устремлен в глубь своего сердца- Бог послал в сердце... Духа Святого (Гал 4,6), десница прижата к левой стороне груди. В ростовых иконах часто присутствует выразительный земной ландшафт -сакральные просторы Руси. В поясных изображениях рука святого также прижата к сердцу, либо обе руки сложены на груди, как перед причастием, нередко пальцы правой руки бывают сложены для благословения.
Интересная деталь икон, в левой руке преподобный держит четки или чаще лестовку - монашеский духовный меч для соблюдения молитвенного правила и достижения состояния духовного подвижничества, отрешения от всего мирского. Иногда преподобный старец изображался в холщовой рубахе с "вирижным" крестом на шее.

Церковная эмаль

Храмовые и домашние иконы сразу после прославления преподобного Серафима жили особой духовной жизнью, прославляя святого в земной Церкви тысячами чудес. Естественно, первоначально открытые образа, проявлявшие себя в духовной практике как чудотворные, украшались металлическими чеканными окладами - посеребренными или позолоченными, а иногда из чистого серебра и даже золота. Элементы этих чеканных риз нередко оформлялись сканью, зернью, художественным чернением. В украшении венца или по рамочным углам окладов встречаются цветные эмалевые украшения, картуши.

Период начала XX века стал тем временем, когда накопившийся опыт эмалевых изображений был обобщен, найдены новые формы художественного выражения. Наряду с Москвой и Санкт-Петербургом центром эмальерного дела был Ростов Великий. Появляется большое количество цветовых полутонов, активно входит гамма лилового цвета, характерная для стиля модерн.
Миниатюрные и средних размеров образы преподобного Серафима на эмали тогда производили многие артели в традиционных его иконографии сюжетах, о которых мы писали выше.

Хромолитография

Еще в конце XIX века появляются хромолитографированные иконы на жести. Практически монополию на них имели иностранные немецкие фирмы "Жако" и "Бонакер", которые, используя передовую по тому времени технологию, заполонили своей продукцией все иконные лавки православной России.

Иконописные мастерские не выдерживали конкуренции с немецкими фирмами, но, несмотря на попытки Комитета попечения церковного искусства противостоять этому "нашествию", народ с удовольствием приобретал их "яркую" продукцию. Даже русские мастера иконописи вынуждены были работать под "Жако" и "Бонакера", дабы удовлетворить потребности "просвещенного" купечества.
Разумеется, иконы святого Серафима Саровского тоже тиражировались этими фабриками, что, впрочем, говорит о спросе на иконы преподобного, иначе немцы с присущим им прагматизмом не стали бы их выпускать.

Мелкая пластика

Помимо металлических окладов, которые украшали иконы преподобного Серафима, в технике литья и чеканки выпускались и сами образа преподобного. Сохранилось большое количество двухсторонних ладанок с образом Божией Матери и святого старца, выполненные из медного сплава и серебра. Мне даже доводилось встречать нательный крестик, где в средокрестии написано: "Серафим". Скорее всего, такие крестики выпускались ко дню прославления в 1903 году, хотя Саровская обитель могла их "тиражировать" и после, но из-за редкости таких нательных крестиков можно сделать вывод, что они выпускались в небольших количествах для паломников и богомольцев.

Образ святого встречается и на предметах нецерковного прикладного искусства. Мне, например, известен подстаканник с изображением старца, кормящего медведя. Не в осуждение, а в рассуждение замечу, что о подобном "бытовом" проявлении Православия в целях и задачах комитета попечения о церковном искусстве говорилось, что его необходимо приблизить к истинной религиозности.

Резьба по дереву

Как специалиста по резным образам преподобного Нила Столобенского, меня, безусловно, интересует, как иконография преподобного Серафима отобразилась в художественной резьбе, издревле традиционной для Руси. В моей коллекции есть уникальная горельефная резная икона преподобного Серафима Саровского -поясная. Русский художник начала XX века с изумительным мастерством и вместе с тем вдохновенно средствами своего искусства передал именно духовное содержание лика преподобного Серафима, смысл его поистине окрыленного выражения: "Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, тогда тысяча душ спасется около тебя".

Безусловно, в краткой журнальной публикации невозможно отобразить даже все основные направления в симфоническом изучении образа великого святого Русской Православной Церкви -преподобного Серафима Саровского и всея Руси чудотворца. По мере обращения в православную веру миллионов соотечественников, его почитание возрастает и множится в современной России. Mногие из новообращенных буквально приходят в Церковь, узнав о жизни, подвигах и пророчествах старца, получая от него скорое заступничество в молитвах и так стремительно приобретя живой духовный опыт.

Прославление на Юбилейном Архиерейском Соборе Pусской Православной Церкви в 2000 году сонма более чем тысячи новомучеников и исповедников российских во главе со святыми Царственными мучениками, со святым Царем Николаем также было предсказано Саровским чудотворцем. На рубеже столетий и тысячелетий возрожденная Русская Православная Церковь соборно отметила торжество Православия Святой Руси. Новая эпоха ставит новые задачи перед церковным искусством, его развитием и всеобъемлющим изучением православной иконографии. Мы видим, что Саровская Пасха 1903 года, столетие которой приближается, вдохновляет наше национальное и церковное самосознание к новым свершениям и открытиям в духовной жизни народа России

Серафим Саровский - покровитель чего?Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно узнать жизненный путь старца. Ведь имя этого святого широко известно во всем мире, особенно почитают его на Руси. Господь даровал ему умение исцелять, а также рассказывать о прошлом, предугадывать будущее. Молитвы с просьбами к святому угоднику творят чудеса: исполняют самые заветные желания, исцеляют, помогают найти выход из трудной ситуации.

Краткое описание жизненного пути преподобного старца

Небесный покровитель Серафим Саровский родом из Курска. Известна точная дата его рождения – 19 июля 1759 года. При крещении младенец получил имя Прохор.

Чудеса начали случаться с мальчиком с самого раннего возраста. Был случай, когда Прохор не удержался и упал с колокольни храма. Чудо все увидели в том, что мальчик остался абсолютно невредим.

В 1776 году в Киево-Печерской лавре произошла судьбоносная встреча юного Прохора и старца Досифея, который указал юноше, что тот должен принять постриг в Саровской пустоши.

Уже через 2 года юноша попал в Тамбовскую губернию, где в Саровском монастыре стал послушником. А через 8 лет, в 1786 году, он сделал то, что ему сказал Досифей, - принял постриг и стал монахом Серафимом.

Серафим совсем не нуждался в отдыхе, сам Господь даровал ему силы для служения. В 1794 году он принял безмолвный подвиг и поселился в лесу, чтобы иметь возможность беспрестанно молиться.

Отец Серафим провел 16 лет в пустыне, а в 1810 году вернулся в монастырь, чтобы принять очередной затвор, который продлился до 1825 года. Все изменилось 25 ноября этого же года. Во сне Серафиму Саровскому явилась Матерь Божия и наказала ему прекратить исполнение своих обетов и начать принимать у себя людей, чтобы помогать им своими советами, наставлением и исцелениями.

Чудеса по молитвам отца Серафима

За свою любовь к Богу и подвиги подвижничества Отец Серафим получил от Господа дар исцелять людей, а также предрекать важные события. Он знал все о прошлом и будущем, давал мудрые советы, помогал побороть трудности. Иногда то, что он советовал, казалось людям странным и непонятным, но те, кто в точности исполняли предсказанное, убеждались в дальнейшем, что все, что сказал отец Серафим, имеет смысл.

Серафим Саровский - покровитель чего? К нему шли за советом и с просьбой, он помогал в лечении телесных и душевных хворей, а иногда советом предотвращал беду.

Всем, кто обращался к нему, он помогал молитвой и водой из чудотворного родника. Зафиксировано много случаев излечения безнадежных больных целебной водой отца Серафима.

После смерти святого целебный родник продолжает творить чудеса. Его вода воистину лечебна, она возвращает к жизни, дарит здоровье и душевное спокойствие.

Однако главное чудо, которое осталось после святого Серафима Саровского, – это молитва. Издавна известно, что люди, наделенные определенными способностями, не лечат сами, они через молитву посылают свои просьбы Богу, который, любя их, исполняет прошения. Святой Серафим Саровский и сейчас молится за всех нас перед Богом, поэтому чудотворная молитва этого старца исполняет желания, спасает в трудную минуту, помогает преодолеть беду.

Иконы Серафима Саровского

Сейчас существует много чтимых икон святого старца Серафима Саровского. Его образ рисуют не только на иконах, но изображают и на фресках.

Существуют живописные иконы, которые написаны искусными художниками вскоре после смерти преподобного старца, с привлечением людей, лично знавших его. Сохранился известный портрет Серафима Саровского, который хранится сейчас в Московской Духовной академии.

В христианском мире лик Серафима Саровского почитают, ему молятся, к нему обращаются с просьбами в помощи.

Серафим Саровский - покровитель чего?

Вот мы и подошли к главному вопросу. Память святого отца Серафима почитается верующими дважды в год: 15 января и 1 августа. Но это не означает, что святому молятся только в эти дни. Искренняя молитва будет действенна в любое время, главное - верить и думать о добре.

Чей покровитель Серафим Саровский? К нему обращаются с просьбами о помощи, а также в унынии при греховных обстоятельствах, молят избавить от бесовских искушений. Его просят о милости дарования любви. Он помогает в развитии памяти, избавляет от болезней духа и тела, помогает в решении проблем материального характера.

Молитвы к Серафиму Саровскому действенны, если простить не только за себя, можно молиться за своих близких и за своих врагов.

Молитва о счастливом замужестве

Серафим Саровский - покровитель браков. К этому святому обращаются с просьбой устроить судьбу одинокие девушки. Издавна известно, что, для того чтобы получить помощь, одной молитвы недостаточно. Молитва будет действенной, если ее прочитать на воду. А для этого лучше всего подойдет живая вода – родниковая.

Взяв литр воды, начитайте на нее молитву, при этом поставьте возле сосуда зажженную церковную свечу и иконку Серафима Саровского. Подготовленную таким образом воду нужно пить, а также кропить ее свою кровать и комнату.

Конечно, не стоит забывать, что главный атрибут такой просьбы - вера в Бога и уверенность в том, что чудо произойдет, и вы встретите свою судьбу.

Считается, что Серафим Саровский - покровитель поздних браков, поэтому к нему часто обращаются те, кто уже потерял всякую надежду устроить свою судьбу. Если вам за 30 лет или более, а вы все еще одиноки, обратитесь отцу Серафиму и будьте уверены, что искренняя молитва будет исполнена.

Очень сильной помощью будет молитва матери, которая желает, чтобы ее дочь вышла замуж, ведь Господь принимает любую просьбу матери за своего горячее любимого ребенка.

Как молиться Серафиму Саровскому

Этого святого очень любят и почитают на Руси. Издавна так пошло, что к нему обращались любовно: Серафимушка, старец, батюшка, угодник Божий, отче Серафим, чудотворец.

Обращайтесь и вы в молитве так, как вам больше нравится, главное, чтобы она шла от сердца, была чистой с добрыми помыслами.

Итак, Серафим Саровский - покровитель чего? Наверное, на этот вопрос каждый ответит для себя сам, ведь известно, что вера и почитание старцем Бога сотворили истинные чудеса.

После того как святой умер, православные люди обращались к нему с верой, и чудо происходило. Еще в 1895 году специальная комиссия зафиксировала 94 чудесных исцеления, которые происходили после молитвы к отцу Серафиму. Это лишь маленькая часть реальных случаев помощи святого, который всегда готов поддержать верующего человека.

Молитва Серафиму Саровскому

Серафим Саровский родился под именем Прохор, в купеческой семье в Курске. Когда он был совсем мальчиком, его отец начал строительство Курского собора, но скончался, не успев окончить работы. Продолжением стройки занялась мать Прохора – очень религиозная женщина, и тут, с мальчиком случилось первое чудо. Упав с колокольни при посещении строительства с матерью, он очутился на земле, цел и невредим.

Уже после этого случая мальчик большую часть своего времени посвящал Святому чтению, а к 17 годам принял решение – служить Богу. Мать одобрила выбор сына и благословила на путь в Киево-Печерскую Лавру. Оттуда, Прохора направили в Саровскую пустынь, где он провел многие годы, и, впоследствии, получил имя – Серафим Саровский.

Потом были годы отшельнических молитв в пустынной келии, а затем, спустя 25 лет к нему явились святые, приказавшие выйти из затвора и принимать у себя людей – больных и немощных.

Так начали происходить чудеса по молитвам Серафима Саровского – исцеления от смертельных недугов.

Чудеса Серафима Саровского

Кто не приходил к Серафиму, всех он исцелял с помощью чудотворной воды его источника. К нему однажды пришла женщина, настолько обессиленная от болезни, что не могла питаться даже пищей, позволенной постом. Серафим приказал ей умыться в водах его источника, и болезнь прошла.

Также есть известная история об исцелении женщины, больной водянкой. Она шла к его обители два дня, во время остановки в монастыре, ее уже напутствовали на смерть. Но прибыв к Серафиму, он принял ее в первую очередь, вытерся полотенцем, которое она принесла с собой в дар, и приказал прийти завтра. На следующий день он дал ей сосуд, чтобы набрать воды из источника и умыться. Придя в гостиницу, женщина, вопреки противопоказаниям врачей, умылась этой водой и полностью исцелилась.

Конечно, Святой Серафим Саровский исцелял не только водой, но и молитвой. Святые люди не исцеляют сами, но они молятся своими безгрешными душами за больных и Бог вникает их просьбам.

Впоследствии, возникла чудотворная молитва Серафима Саровского, которая спасает сотни и тысячи людей уже после его смерти. Ведь святой до сих пор молиться за нас перед Богом.

После его смерти чудотворный источник все еще продолжает исцелять. Как-то туда послала мать сына, который многие годы страдал от наркозависимости. Мать попросила его отправиться туда с женой и повенчаться в Дивеевском монастыре. Так они и сделали, но болезнь не отступила.

Спустя три года, мужчина, все еще безнадежно зависимый от наркотиков, алкоголя и табака, отправился в монастырь по собственной воле. Он трижды окунулся в священный источник, и вмиг почувствовал, как вся чернота отошла от души. В тот момент он выздоровел и стал примерным семьянином.

Молитва о замужестве

К Серафиму Саровскому также обращаются в молитвах о замужестве. Он считается покровителем поздних браков, поэтому, если вам за 30, 40 или более, Серафим Саровский поможет найти достойного мужа.

Для того чтобы молитва Серафиму Саровскому подействовала, ее следует читать на воду. Возьмите 1 л воды (желательно живой, родниковой), зажгите на столе свечу, поставьте перед собой иконку Святого Серафима и прочтите текст молитвы. Воду следует употреблять внутрь, обрызгивать ею комнату и кровать.

Кроме того, сильнее всего действует молитва матери о замужестве дочери Серафиму Саровскому. Для Бога нет ничего громче и искренней, чем слова, пропитанные горячей любовью к своему чаду.

Молитва «Всемилостивая»

В 1928 году с одним старцем случилось чудо. Во сне ему явился Серафим Саровский и продиктовал молитву Всемилостивая – молитву Богородице. Старцу грозил арест (в те годы церковь активно притеснялась), а Святой сказал ему записать молитву и с нею на устах идти по жизни. Она поможет уцелеть и ему, и церкви.

На следующий день был арест и долгие годы лагерей, все 18 лет которых старец непрестанно молился Богородице.

Молитва о замужестве


Молитва о замужестве дочери


Молитва «Всемилостивая»


Значение икон

Какая икона для чего:
«СВЯТАЯ ТРОИЦА» - написана Андреем Рублевым. Символ «Троицы» это Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой. Или - мудрость, разум, любовь. Одна из трёх главных икон, которые должны быть в каждом доме. Перед иконой молятся о прощении грехов. Она считается исповедальной.
«ИВЕРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - хранительница домашнего очага. Она считается покровительницей всех женщин, их помощницей и заступницей перед Господом. Икона, при помощи которой снимают «венец безбрачия» как с мужчин, так и с женщин. Перед иконой также молятся об исцелении недугов телесных и душевных, об утешении в бедах.
«КАЗАНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - главная икона России, заступница всего русского народа, особенно в тяжёлые смутные времена. Все главные события в жизни проходят именно с ней, начиная с крещения. Икона даёт благословление на брак, также она помощница в работе. Икона, которая останавливает огонь и помогает тем, у кого проблемы со зрением. Пред иконой молятся о помощи в различных житейских нуждах.
«ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - написана евангелистом Лукой. Икона считается одним из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы на Руси. Перед этой иконой короновались цари и избирались первосвятители. Перед ней молятся о смирении враждующих, о смягчении злых сердец, об исцелении немощи телесной и душевной, а также об исцелении бесноватых.
«ТИХВИНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - написана евангелистом Лукой. Икона считается детской, ещё её называют «путеводительницей». Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми, то есть дети не бросают родителей в старости. Женщинам помогает при родах и в период беременности. К ней обращаются также и те, у кого проблемы.
«СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» - это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых
людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её также берут на важные дела. Дома она должна находится напротив входной двери, чтобы видеть глаза входящего. Перед установкой иконы надо прочитать молитву, впоследствии понаблюдать, кто перестанет ходить в ваш дом.
«СКОРОПОСЛУШНИЦА» - образ был написан в Х веке. Перед иконой молятся, когда нужна быстрая и неотложная помощь, об исцелении душевных и телесных недугов, в том числе от паралича, слепоты, раковых заболеваний, а также просят о рождении здоровых детей и об освобождении пленных.
«ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА» - икона принадлежит к числу наиболее древних и чтимых. Перед иконой молятся об исцелении души и тела, она оберегает от различных напастей, бед, скорби, вечного осуждения, заботится об освобождении из заключения. Помощница в родах.
«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» - Божья Матерь молится за всех грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована просящим с верой. Она для достатка в доме, а также помогает исцелить от пагубных привычек, пьянства, наркомании, азартных игр.
«НЕРУШИМАЯ СТЕНА» - находится в главном алтаре Киево-Софийского Собора. На продолжении более десяти веков эта чудотворная икона осталась неповреждённой. Вероятно, поэтому так названа. Перед иконой по каждой потребе: болящим – исцеление, скорбящим – утешение, заблудшим – вразумление, охрани младенцев, воспитай и научи юных, ободри и наставь мужей и жён, поддержи и согрей старых, избавь от всяких напастей.
«ТРОЕРУЧИЦА» - чудотворный образ Божьей Матери был написан в восьмом веке в честь преподобного Иоанна Дамаскина – церковного песнописца, невинно оклеветанного. Перед иконой молятся об исцелении от болей рук или их увечий, от избавления от пожара, а также от болезни, скорби и печали.
«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» - икона о прощении грехов и благодарном исцелении. Пред иконой молятся об обращении заблудших, о здравии и благополучии детей, об исцелении глухоты и болезней ушей, о сохранении брака в любви и согласии.
«БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА» - очень сильная святая современности. К ней обращаются по любому тяжёлому вопросу. Она наша самая «скорая помощница» и заступница, молительница за нас перед Господом. Мощи находится в женском Покровском монастыре на Таганке, куда каждый день приходит бессчётное количество людей и обращаются к ней за помощью.
«НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ» - любимый святой русских людей. Он защищает от нищеты и нужды: когда его икона находится в доме, он следит за тем, чтобы в доме был достаток, уберегает от нужды в чём – либо. Кроме того, он является покровителем всех путешественников, водителей, моряков, лётчиков и просто людей, находящихся в дороге и почитающих Николая Чудотворца. Мощи святого Николая Угодника находятся в Италии.
«СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕННИК ПАНТЕЛЕЙМОН» - великий целитель, покровитель врачей. Ещё при жизни принес исцеление многим людям от тяжёлых недугов. И сейчас от иконы с ликом Святого Пантелеймона люди получают заряд для чудесного исцеления.
«ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ» - покровитель Москвы, а также помощник тех людей, работа которых связана с оружием, риском для жизни – военные, милиция, пожарные, спасатели. Кроме того, к ним относятся спортсмены и люди, открывающие новое дело.
«СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ» - основатель Сергиево – Троицкой Лавры в 14 веке. Является покровителем всех учеников. Икону берут с собой при сдаче экзаменов и зачётов. Очень хорошо, чтобы икона всегда была в кармане сумочки или портфеле каждый день, когда ребёнок идет на учебу.
«СЕРАФИМ САРОВСКИЙ» - один из любимых и почитаемых святых России. Всю свою жизнь он посвятил служению Господу нашему, основал Дивеевский женский монастырь в Нижегородской губернии. Молитва святому отцу Серафиму Саровскому очень хорошо помогает при заболеваниях опорно-двигательной системы, позвоночника, суставов.
«АНГЕЛ – ХРАНИТЕЛЬ» - ему молятся: о помощи при головных болях; о своем покровительстве, от
бессонницы, в скорби, о счастии в браке, о прогнании лукавых духов, об избавлении от вреда со стороны волшебников и чародеев. О заступничестве вдов и сирот, в отчаянии, об избавлении от скоропостижной или внезапной смерти, об изгнании бесов. Идущие спать молятся ему об избавлении от блудных сновидений.

День Серафима Саровского 15 января: в чем помогает святой*

Цитата сообщения TATYSIY Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
*День Серафима Саровского 15 января: в чем помогает святой*
Серафим Саровский является одним из самых почитаемых православных святых. С этим человеком связано множество необычных фактов, которые интересно будет узнать каждому верующему.


Серафим Саровский очень почитаем церковью из-за своих деяний. Он претерпел немало проблем на пути к гармонии с внешним миром и с Богом. Некоторые его подвиги до сих пор считаются невозможными, поэтому в вопросах достоверности большую роль играет вера. Те, кто крепки в своей вере, совершают паломничество В Дивеево к мощам святого, чтобы приложить руки и голову к месту, где упокоен с миром один из самых великих русских святых. 15 января - официальный день памяти святого по церковному календарю.
История и чудеса Серафима Саровского
Родился этот великий человек в Курске в 1754 году. Несмотря на то, что семья Серафима была богатой и знатной, он посвятил себя Богу. Отец ребенка умер, когда тот находился еще в раннем возрасте.
Чудеса с ним начали происходить еще в детстве. Прохор, как святого звали до принятия монашества, однажды упал с колокольни, но остался невредим. Вскоре он тяжело заболел, но во сне к нему пришла Дева Мария и пообещала исцелить его. Через некоторое время так и случилось. Мальчик был окружен верой, поэтому отдал много своего личного времени изучению христианства. Его вера крепла день ото дня.
Когда Прохору исполнилось 17 лет, он решил оставить отчий дом. Принял постриг он по совету старицы в Киево-Печерской лавре. Выбор пал на Саровский монастырь в Тамбове. В 1778 году он стал послушником, а полноценным монахом - в 1786 году. Сан иеромонаха ему был присвоен еще через семь лет. Монах Серафим всегда имел склонность к уединению, поэтому старался жить подальше от других людей. Он жил в лесу в келье, искал сам себе пропитание, соблюдал строжайший пост и постоянно молился. Он не считал это подвигом - таково было его искреннее желание.
Согласно историческим источникам, Серафим занимался столпничеством, то есть постоянной молитвой на протяжении многих лет. Он молился на камне, о чем узнали люди и стали приходить к нему за советами. День и ночь он отдавал себя полностью молитвам. Говорят, что чудесным образом к нему постоянно приходили дикие животные, включая даже медведей, которых святой кормил хлебом. В лесу с ним приключилась беда - до плохих людей дошли вести о том, что его посещают богатые, оставляя ему дары. Разбойники нашли место уединения Серафима Саровского и жестоко избили его, причинив серьезные увечья. После того, как монах поправился, он остался сгорбленным на всю жизнь. Говорят, что он даже не сопротивлялся, а позднее и вовсе простил своих обидчиков, заявив о том, что их необходимо отпустить. Этих людей так и не предали суду.
В начала уже 19 века святой принял обет молчания, который старался исполнять почти 20 лет. Последние 7-8 лет своей жизни он исцелял болезни людей и принимал всех, кто желал его видеть. В числе гостей был даже царь Александр Первый. Умер старец в 78 лет во время молитвы. К лику святых был причислен лишь спустя 70 лет после смерти. 1 августа отмечается обретение мощей святого, а 15 января является официальным днем памяти и именинами всех мужчина с именем Серафим.
15 января - день памяти Серафима Саровского
Таких людей, как монах Серафим, можно пересчитать по пальцам. Только преданной веры и самоотверженности не было почти ни у кого. Он демонстрировал силу духа и веру в Христа, которая помогла ему прожить достойную жизнь.
Старцу Серафиму посвящены иконы и молитвы. Считается, что святой Серафим помогает нам в облегчении страданий и в исцелении болезней. В каждом доме должна стоять икона этого святого, которая принесет удачу всем верующим. Молитвы перед иконой Серафиму Саровскому помогают восстановить веру в Бога, поэтому часто к этой молитве прибегают матери детей, которые утратили веру в Бога.
15 января в каждой церкви православного мира из года в год вспоминается жизнь святого Серафима. В этот день священнослужители рекомендуют не ругаться с близкими, делать только добрые дела и верить в чудеса. Бог милостив ко всем, кто в этот день посвящает свое время молитвам.
Молитвы Серафиму Саровскому имеют особую силу не только в день памяти или 1 августа. 15 января и в любой другой день просите преподобного, чтобы он молился за наши души и за здравие всех близких. Будьте счастливы!
источник

Утешитель и целитель, Серафим Саровский - помощник тем, кто взывает к нему о помощи. Молитва Серафиму Саровскому об исцелении звучит от больных и страдающих и монах, исцелявший во время своего служения, помогает больным и после ухода в вечность.

О чем молить святого чудотворца

Святому, бывшего иеромонахом в монастыре в Сарове, молятся все страждущие и больные, просящие святого:

  • об избавлении от физических и душевных болезней;
  • о сопутствии в делах;
  • об укреплении веры;
  • о благословении на каждый день;
  • о любви и замужестве;
  • о снятии негатива;
  • об исцелении ног.

Святой Серафим основал и при жизни покровительствовал Дивеевской женской обители, поэтому просят его девушки молятся о содействии в замужестве.

Важно! Молитва Серафиму Саровскому о помощи читается в памятные дни - 2 и 15 января, а также 19 июля и 1 августа, в те же даты, когда мощи монаха были перенесены в гробницу императора для паломничества.

Очень часто звучит в храмах молитва Серафиму Саровскому об исцелении болящих и страждущих, ведь монах во время своего служения никогда никому не отказывал и сейчас продолжает ходатайствовать Богу за страдающих людей.

Еще о святом Серафиме Саровском:

Святой отшельник положил всю свою жизнь на служение Богу, он был аскетом и монахом, долгое время боролся в одиночестве со своими искушениями. Поэтому верующие сегодня могут молиться ему о помощи в ежедневных делах и просить его о стойкости во время искушений.

Икона Серафима Саровского

Житие святого

В июле 1754 в Курске на свет появился Прохор Мошнин, впоследствии принявший монашество и другое имя. Он был родом из верующей купеческой семьи и уже с юности стремился быть благочестивым. В детстве с ним произошли первые чудеса:

  • в 7 лет Прохор свалился с высокой колокольни, но не получил ни одной царапины;
  • чуть позже мальчик серьезно заболел и во сне увидел Божью Матерь, пообещавшую даровать ему здоровье. В то время в Курске проходил крестный ход и икону Знамения Богородицы носили по городу. Мама будущего святого вывела сына на улицу, и он смог коснуться и поцеловать святой лик, после чего был немедленно исцелен.

Восхищаясь подвигами монахов, уже в 17 лет юноша покинул отцовский дом и отправился паломником в Киево-Печерскую Лавру, где местная старица благословила юношу и показала место служения - Саровская пустыня.

В 1778 году Прохор поступил на службу к старцу Иосифу в мужском монастыре Саровской пустыни, а в 1786 году принял монашеский постриг вместе с именем Серафим здесь же. В 1794 стал отшельником в отдаленной келье, где сам кормился, читал Писание и пребывал в посте и молитвах. В 1807 году принял подвиг молчания, а в 1810 году вернувшись в монастырь, где до 1825 года пребывал в уединенной молитве. После окончания затвора, он вел активную монашескую жизнь, основал и покровительствовал женской общине, принимал посетителей, в числе которых был и сам Александр Первый. Умер монах на коленях в молитве, что не может лучше характеризовать верующего человека.

За свою жизнь Саровский неоднократно был посещен Божией Матерью и другими святыми. Монах был прозорлив и имел дар исцелять душевные и физические болезни. Молитва Серафиму Саровскому о помощи не останется неотвеченной, кто бы ни молился - верующий человек или тот, кто впервые зашел в храм.

О других православных святых:

Подвиги веры

Жизнь святого отмечена чудесами и подвигами веры, начавшихся еще в детстве. Сила духа заставляет восхищаться святым, а дела - поражают разум:

  • несколько лет монах питался только одной травой;
  • исполнил подвиг столпничества на протяжении 1000 дней и ночей;
  • по свидетельству посетителей, неоднократно был замечен кормящим медведя;
  • однажды пострадал от разбойников, которые сильно избили аскета и даже проломили череп топором. Святой был исцелен и продолжал жить в келье.

За всю жизнь принял более 100 посетителей и никому не отказал в помощи. Был известен при жизни своими подвигами веры и постоянным воспитанием духа и тела, а после смерти стал ходатаем за грешников перед Господом и помощником в делах. Обращаться к нему можно словами молитвы или

Павел Рыженко «Серафим Саровский»

Почитание и память

В 1903 году был прославлен Российской церковью и канонизирован по личной просьбе императора Николая II и княгини Александры Федоровны. Саровский - одна из ярчайших личностей в Русской Церкви и один из самых почитаемых монахов. Существуют свидетельства современников, что княгиня Александра Федоровна молилась Серафиму о наследнике и вскоре забеременела и родила цесаревича Алексея.

11 января 1903 года митрополит Владимир Богоявленский вместе с архимандритом Серафимом Чичаговым и комиссией осмотрел останки монаха и заявил, что сохранился лишь остов тела. Несмотря на то что мощи оказались тленными, они все равно были помещены в специальный саркофаг и отправлены в гробницу императора. Ныне мощи хранятся в .

Важно! Святой Серафим Саровский является защитником и покровителем всех верующих. Это один из самых почитаемых святых из всего сонма Русской православной церкви.

Молитва Серафиму Саровскому об исцелении и удачи на торговлю

«О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, уможившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.»

Молитва о любви и замужестве

«О великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме!

Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру Православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойным быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства

Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления; ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския

На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый, буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поём со всеми святыми достопокланяемое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь!»

Молитва Серафиму Саровскому о помощи

«О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.»

Тропарь преподобному Серафиму Саровскому, глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

Кондак преподобному Серафиму Саровскому, глас 2

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси; и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. Сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Посмотрите видео с молитвой Серафиму Саровскому

Старец Серафим Саровский вел благочестивую жизнь, был любящим Господа иноком, за что был удостоен дара прозорливости и возможности чудесных исцелений. Он умел заглядывать в будущее, знал прошлое, видел мысли и сердца людей.

Иконография

Икона Серафима Саровского являет собой великую ценность для православных людей. При ней постоянно совершаются немыслимые и долгожданные чудеса, происходит помощь по разным жизненным аспектам. Люди обращаются к святому во всех ситуациях, просят не только за себя, но и за родных, близких людей.

Еще при жизни великого старца был создан его портрет. Сейчас он хранится в Америке в монастыре Новое Дивеево.

На иконописном образе старец изображен в возрасте моложе своих лет. Его лицо худое, волосы зачесаны назад, гладкая и струящаяся борода. Взгляд инока спокойный, уверенный, самоуглубленный, глаза смотрят прямо в сердце молящегося. Внешний вид старца выражает доброту, умиротворение, милосердие и смирение.

Существует 4 главных иконографических образа Серафима Саровского:

  • его руки молитвенно сложены у сердца крест накрест: десница возлежит поверх левой руки;
  • благословляющий жест : правая рука благословляет, а левая держит четки для моления (непременный атрибут монахов);
  • коленопреклоненное моление на камне (подвиг стояния, продолжавшийся 1000 дней), руки святого воздеты к Небу;
  • образ старца с посохом.
Совет! Молиться старцу можно как в церкви, так и дома. Зажгите свечу и прочитайте молитву, и богоносный старец исполнит просимое!

Икона Серафима Саровского

О чем молятся пред иконой чудотворца

Еще во времена земного жития батюшку Серафима народ почитал как святого. Сразу по его смерти было написано множество молитв , акафист, прославления, хотя чудотворец еще не был канонизирован. Просто люди верили в его святости и ожидали скорого прославления.

Перед ликом старца Серафима молятся:

  • в моменты отчаяния, скорби и уныния;
  • ради защиты от искушений;
  • для наставления на путь истинный оступившимся;
  • ради разрешения различных бытовых проблем;
  • во исцеление духовно и физически болящих;
  • о даровании помощи кающимся;
  • о помощи в удачном замужестве;
  • о долгожданном зачатии ребенка;
  • в трудных родах;
  • о налаживании рухнувших семейных отношений;
  • об обретении любви и согласия между супругами;
  • о поддержке благих дел.

Читайте о святом:

Важно! При молитвенном обращении к отцу Серафиму следует помнить, что он, как и другие святые, не специализируется на помощи в каких-то определенных делах. При обращении к нему с верой в Силу Божию, а не в силу иконы, молитвенник всегда получает просимое.

При обращении к святому необходимо иметь чистые помыслы и открытую душу. В противном случае корысть станет страшным препятствием, и молитва не будет исполнена.

В каких храмах есть чудотворные иконы отца Серафима

  1. Данилов монастырь - часть святых мощей и два чудотворных списка;
  2. Елоховский Богоявленский кафедральный собор - чудотворное изображение с частицами камня, на котором святой совершал подвиг стояния;
  3. Серафимовское кладбище в Старом Петергофе - чудотворный лик;
  4. Храм Воскресения Христова (Нарва, Эстония) - чудотворное изображение.

Икона Серафима Саровского

Святые мощи

Мощи преподобного покоятся в стенах Саровского монастыря, расположенного в Нижегородской области.

Поклониться частице мощей можно в храме Георгия Победоносца в Ендове, в котором находится Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

Совет! Священники советуют во время стояния в многочасовой очереди к мощам не просто стоять, а молиться старцу. Он все видит и слышит! Святой Серафим заповедовал молиться ему как живому, тогда и он будет живым для всех молитвенников.

В молитве следует помянуть имена всех близких и родственников. Желательно испросить серафимового предстательства пред Господом о вразумлении, о даровании утешения в проблемах.

Когда подойдет очередь к мощам, необходимо сделать два поклона пред ними и после каждого наложить Крестное знамение . Подойдя к святыне, сначала ее нужно поцеловать (приложиться губами), только потом прикоснуться к ней лбом. Затем следует совершить поклон и перекреститься. Если нужно освятить на мощах святого иконку, то лучше отдать ее сестре-монахине, стоящей у изголовья мощей. Она приложит ее к раке, и образ станет освященным. Освящать можно православные крестики, пояс «Живый в помощи», иконы, четки.

Читайте о христианской атрибутике:

Нюансы правильной молитвы

Православному человеку молитва необходима для видения своих грехов. А для того чтобы Господь и святые услышали мольбу , необходимо соблюсти некоторые условия:

  • Внимание. Необходимо сосредоточиться на молитве, внимательно относиться к своим мыслям и произносимым словословиям. Это труд. Механическое прочтение молитв без осмысления - опасное занятие, к нему легко привыкнуть, а в результате забудется сама молитва и возможно проявление гордыни в своей «молитвенности».
  • Покаяние . Оно должно исходить из глубины души, а желание исправить свою жизнь должно быть искренним, чистосердечным.
  • Смирение и благоговение. Без наличия этих важных факторов молитва будет богопротивной. У молящегося выработается привыкание к молитвам и разовьется чувство праведности, а это «пахнет» фарисейством. А без смирения возможно вхождение в прелесть.
Важно! Богоносный инок Серафим при жизни стяжал святость, хоть и не имел церковного сана. Его чудотворные иконы напоминают потомкам о монашеском подвиге и сподобленных ему Дарах Духа Святого.

Серафим Саровский в лесу

Краткое жизнеописание святителя

Будущий святитель родился в Курске в 1759 году, в Святом Крещении был наречен Прохором.

С раннего детства в его жизни начали совершаться чудеса. Мать, продолжавшая дело своего почившего супруга по возведению церкви, взяла сына с собой на стройку. Мальчик, оставшись без присмотра, залез на высокую колокольню и соскользнул оттуда на землю.

Мать в страхе бросилась за ним, понимая, что падение с такой высоты грозит смертью. Но с ребенком ничего не случилось, он отделался парой синяков и остался невредимым.

Прохор с раннего детства полюбил книги, а научившись читать самостоятельно, он читал друзьям Священного Евангелие. В церкви юноша усердно молился и любил посещать богослужения.

Однажды в 1776 году в Киево-Печерской Лавре состоялась судьбоносная встреча Прохора и старца, который предрек ему скорое принятие монашеского пострига в Саровской обители. Через пару лет он стал послушником в монастыре, а еще через 8 лет он принял монашеский постриг с именем Серафим.

Господь даровал иноку силы для служения, поэтому Серафим не нуждался в отдыхе. Он служил в монастыре, исполнял требы, трудился по хозяйству. Через некоторое время он был благословлен на подвиг безмолвия и пустынножительства. Монах поселился в густом лесу, в нескольких километрах от обители. Он постоянно молился, трудился на огороде, а единственным источником его питания на протяжении 3 лет была зелень и корнеплоды.

Так и прожил Серафим в единении с Богом и природой 15 лет. Получив серьезное увечье и потеряв здравие из-за нападения бандитов, он вернулся в монастырь. Он принял подвиг затворничества, но в сонном видении Сама Богоматерь велела ему выйти из затвора и жить на благо людей: вразумлять, исцелять, вести к вере.

Посмотрите видео о преподобном Серафиме Саровском