Инженерные войска прошли долгий и славный путь служения Отечеству. Первая инженерная школа, которая готовила военных инженеров для российской армии, была учреждена по указу Петра I от 21 января 1701 года. Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1996 года №1370 установлен День инженерных войск, который ежегодно отмечается в Вооруженных Силах 21 января, что является свидетельством признания боевых заслуг всех поколений военных инженеров с «петровских времен» до наших дней.

Не было ни одного сражения, в котором бы не участвовали инженерные войска. Они верно служили России в Полтавской битве и при взятии неприступной крепости Измаил, на Бородинском поле и при обороне Севастополя в Крымской войне 1853 - 1856 годов, под Порт-Артуром и на полях первой мировой войны.

Родина всегда высоко оценивала вклад инженерных войск в славные победы Русского Оружия. Так, в XIX - начале XX веков 125 воинов инженерных войск за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами.

Видную роль в развитии инженерных войск сыграли выдающиеся полководцы того времени Петр I, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов.

Петру I принадлежит заслуга в создании регулярных инженерных войск в 1712году, в применении переправочных средств, полевых укреплений для обеспечения боевых действий, в дальнейшем развитии способов укрепления государственных границ.

Венцом достижений русского военно-инженерного искусства XVIII века явилось взятие русскими войсками под руководством А.В. Суворова крупнейшей турецкой крепости Измаил. Существенное влияние на достижение поставленных целей оказали:

маскировка районов сосредоточения войск, введение противника в заблуждение путем демонстрации подготовки к длительной осаде, строительство ложных батарей, а также заблаговременная подготовка инженерных средств обеспечения штурма (лестницы, фашины), организация рабочих (саперных) команд, их тренировка в устройстве переходов через рвы и штурме крепостных стен. Инженерные сооружения, оборудованные на реке Дунай, препятствовали проходу кораблей турецкого флота и лишали осажденных в крепости возможности получения помощи от своих войск.



Возрастание роли военно-инженерного искусства и инженерных войск еще более ярко проявилось в Отечественной войне 1812 года. Великий русский полководец фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов в письме императору Александру I отмечал, что занимаемую под Бородино позицию он намеревается усилить искусством. Это искусство нашло выражение в возведении на Бородинском поле знаменитых бастионов русской славы - Багратионовых флешей, батареи Раевского и других укреплений, на которых в дальнейшем французская армия была обескровлена и оказалась не в состоянии продолжать сражение. Попытки Наполеона сокрушить Россию в одном генеральном сражении провалилась.

Во время Севастопольской обороны 1854 - 1855 годах зародилась новая система укреплений войсковых позиций. Вместо узкой линии бастионов и связывающих их куртин (крепостных стен) впервые была применена укреплённая полоса глубиной 1000 - 1500 м, создавались защищённые позиции для артиллерии, впервые использован электрический способ взрывания. В конце IXX - начале XX веков ведётся разработка теории инженерной подготовки территории страны к войне, чему посвящены труды военного инженера Константина Ивановича Величко «Инженерная оборона государств и устройство крепостей».

В конце XIX - начале XX веков инженерные войска рассматривались как технический род войск и, в отличие от боевых (пехоты, артиллерии и кавалерии), имели на вооружении технические средства, применяемые для обеспечения вооруженной борьбы. В разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые в последующем выделились в самостоятельные войска.

В ходе первой мировой и Великой Отечественной войн инженерные войска получили богатый опыт и дальнейшее развитие. Значение инженерных войск возрастало по мере повышения их возможностей и расширения круга возлагавшихся на них задач.

В начальный период Великой Отечественной войны военные инженеры содействовали боевым объединениям, соединениям и частям в подготовке и ведении оборонительных боев, устраивали заграждения и оборудовали многочисленные оборонительные рубежи на пути врага. Вместе со всей армией они сдерживали наступление немецко-фашистских полчищ и изматывали их силы. В ходе наступательных действий Красной Армии инженерные войска обеспечивали штурм и прорыв сильно укрепленных оборонительных рубежей противника.

В летних боях 1941 года остатки инженерных подразделений Западного фронта сражались и в качестве пехоты. Так 57-й отдельный саперный батальон 8-й стрелковой дивизии 10-й армии сдерживал атаки немцев на укрепрайон 22 июня вплоть до 23 часов.

На Северном и Северо-Западном фронтах инженерные подразделения активно использовались как подвижные отряды заграждений. Прикрывая отход войск, они выставляли на путях движения немцев минные поля, группы мин, разрушали мосты, создавали зоны сплошных разрушений и заграждений. На Кольском полуострове действия инженерных войск смогли вообще остановить наступление немцев и финнов. Красная Армия с незначительным количеством пехоты и артиллерии, при почти полном отсутствии танков, используя естественные препятствия в сочетании с создаваемыми взрывными и невзрывными заграждениями, смогла создать столь несокрушимую оборону, что Гитлер пришел к выводу о нецелесообразности наступательных действий на севере.

Вопросы инженерного обеспечения боевых действий войск и способы применения инженерных сил и средств всегда были в центре внимания руководства Вооруженных Сил. С самого начала Великой Отечественной войны они находились в поле зрения Ставки ВГК, которая своим приказом № 0450 от 28 ноября 1941 года "О недооценке инженерной службы и неправильном использовании инженерных войск и средств" определила значение инженерного обеспечения боевых действий войск, как важного элемента, оказывающего большое влияние на ход и исход военных действий.

Этим приказом была введена должность начальника инженерных войск Красной Армии с правом непосредственного доклада Верховному Главнокомандующему. Начальники инженерных войск фронтов и армий получили статус заместителей командующих с повышением воинских званий до генерал-полковника и генерал-майора соответственно. Была изменена структура инженерных органов центрального управления, управлений фронтов и армий с созданием штабов инженерных войск, как их основы. Комплекс перечисленных мероприятий в значительной степени повысил эффективность управления, авторитет инженерных начальников и инженерных войск в целом.

Забота Верховного Главнокомандования о целесообразном применении инженерных сил и средств способствовала быстрому улучшению инженерной подготовки войск, повышению эффективности выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий.

При подготовке обороны Москвы из числа слушателей Военно-инженерной академии и Московского военно-инженерного училища было сформировано десять подвижных отрядов заграждения по 50 человек в каждом. В ходе боев, неся тяжелые потери, они непосредственно перед наступающими танками выставляли группы мин, подрывали дорожные сооружения. На этих минах подорвалось около 200 танков и 120-150 автомобилей противника.

Задачи инженерных войск несколько изменились с переходом наших войск в наступление. Наряду с решением задачи проделывания проходов в минных полях противника, восстановления мостов и переправ зимой 1941 - 1942 годов инженерные войска прокладывали колонные пути в глубоком снежном покрове. Эта задача была успешно решена. Недооценка немецким командованием природных условий (результат пренебрежения изучением театра военных действий в инженерном отношении) привела к огромным потерям немцев в технике, застрявшей в снегу.

В ходе зимнего контрнаступления 1941 - 1942 годах инженерные войска регулярно забрасывали в тыл противника команды разведчиков-подрывников. Только в феврале 1942 года саперы-подрывники одного батальона подорвали 7 мостов, установили 721 мину. За январь-март 1942 года инженерные войска Западного фронта оборудовали 58 переправ по льду, проложили 5387 километров колонных путей, навели 118 низководных мостов, сняли 21644 мины противника.

В апреле 1942 года было сформировано несколько инженерных бригад специального назначения. Эти бригады предназначались для развертывания минной войны. Каждая бригада состояла из пяти-семи батальонов инженерных заграждений, одного-двух электротехнических батальонов (создание электрилизуемых проволочных заграждений), батальона спецминирования (радиоуправляемые мины и фугасы).

При подходе немцев летом 1942 года к Сталинграду инженерные войска возвели 1200 километров оборонительных рубежей. Особое значение в степных условиях пробрела задача водоснабжения, которую решили рота полевого водоснабжения и три гидротехнические роты. При обороне Сталинграда в полосе обороны 64-й армии саперы установили 140 тыс. мин, 80 фугасов, подорвали 19 мостов. На минных полях 64-й армии противник потерял за месяц 65 танков.

В июне 1943 года началось формирование инженерно-танковых полков, на вооружении которых стояли танки Т-34, оборудованные минными тралами ПТ-3. Это была новинка, потрясшая немецкие войска. После первого применения этих тралов в Берлин было доложено о применении русскими новых танков, нечувствительных к минам.

Особую роль сыграли инженерные войска при подготовке обороны на Курской дуге. Замысел сражения состоял в том, чтобы упорной стратегической обороной измотать немецкие войска, нанести им большие потери и перейти в контрнаступление. Важную роль в подготовке оборонительных рубежей должны были сыграть инженерные войска.

С апреля по июль было подготовлено восемь оборонительных полос на глубину 250-300 км. Протяженность отрытых траншей и ходов сообщения достигала 8 километров на километр фронта. Было построено, отремонтировано 250 мостов общей длиной 6.5 км. и 3000 км. дорог. Только в полосе обороны Центрального фронта (300км.) было установлено 237 тыс. противотанковых, 162 тыс. противопехотных мин, 146 объектных мин, 63 радиофугаса, 305 километров проволочных заграждений.

Инженерные войска провели громадную работу по маскировке позиций и объектов, только на ложные аэродромы в полосе Воронежского фронта противник сбросил 140 тонн авиабомб.

На позиции 81 гвардейской стрелковой дивизии наступала 19 танковая дивизия немцев. С 5 по 18 июля только на минах дивизия потеряла 100 танков и 1000 солдат. Удачное сочетание минных полей с огнем истребительно-противотанковой артиллерии привело к тому, что до 80% подорвавшихся танков составили безвозвратные потери. Ставкой ВГК было приказано впредь обязательно сочетать огонь артиллерии и минные поля.

Умелое сочетание фортификационных оборонительных сооружений, минно-взрывных заграждений и огня всех видов оружия позволило нашим войскам устоять в обороне впервые за войну.

С началом контрнаступления под Курском изменились задачи инженерных войск. Теперь предстояло не только устанавливать мины, а и снимать их, не разрушать мосты, а восстанавливать. Так с началом контрнаступления только в полосе наступления 11 гв.армии в ночь перед атакой наши саперы сняли 30 тыс. противотанковых и 12 тыс. противопехотных мин.

В ходе наступления впервые были успешно опробовано прикрытие обнажающихся флангов, наступающих соединений минами. Эти мины на путях фланговых контрударов немцев выставляли подвижные отряды заграждений. Эти действия саперов позволяли не отвлекать наступающие части на защиту флангов, не бояться отсечения и окружения. После ряда безуспешных попыток выйти в тыл наступающим советским танкам и пехоте немцам пришлось отказаться от этого тактического приема, который они очень успешно применяли в 1941 - 1942 годах.

Накопленный за 1941 - 1943 годы опыт применения инженерных войск позволил успешно использовать их во всех последующих боях за освобождение страны и европейских стран в 1944-45 годах.

Одной из наиболее сложных и важных задач, возлагавшихся на инженерные войска в наступательных операциях Великой Отечественной войны являлось инженерное обеспечение форсирования водных преград. При форсировании Днепра, Южного Буга, Одера и многих других рек воинами-саперами были проявлены мужество, отвага и массовый героизм.

Осенью 1943 года при форсировании Днепра инженерные войска применили новинку - подводные мосты. Мост строился таким образом, что его проезжая часть была ниже поверхности воды на 30-40см. Мост с воздуха не наблюдался. Не смотря на трудность наведения подобного типа переправ, новинка себя оправдала. Ни один из таких мостов не был разрушен ни авиацией, ни артиллерией противника.

Значимость инженерных войск в достижении победы над врагом была подчеркнута Сталиным введением осенью 1943 года званий "Маршал инженерных войск" и "Главный маршал инженерных войск". Этим актом подчеркивалось, что инженерные войска играют ту же роль в разгроме врага, что и авиация, артиллерия и танкисты.

Впереди наступающих частей активно действовали группы специального назначения. Они вели инженерную разведку местности предстоящих боевых действий, взрывали мосты, железнодорожные сооружения. Главный штаб партизанского движения нацелил партизанские отряды на тесное взаимодействие с группами инженерного спецназа. Во взаимодействии с Инженерным управлением он разработал и осуществил летом-осенью 1943 года план "рельсовой войны".

Сосредоточив силы на наиболее вероятных направлениях движения советских войск, немцы не предполагали продвижения танков и тяжелой артиллерии через болота. Но советские инженерные войска справились с труднейшей задачей устройства дорог через болота и смогли вывести танки и пехоту в тыл обороняющихся немцев.

Штурмовые инженерные бригады в ряде случаев кроме выполнения задач инженерного обеспечения штурма и прорыва укрепленных позиций противника выполняли и задачи общеармейские. Так в боях за Вильно в июне 1944 года 4-я штурмовая инженерно-саперная бригада прорвалась в центр города, уничтожив 2092 солдата противника, взяв в плен 3116 солдат и освободив концлагерь с 2800 заключенными.

За подвиги и воинский труд во славу Родины в годы Великой Отечественной Войны 100 тыс. воинов инженерных войск награждено орденами и медалями, 655 из них присвоено звание Героя Советского Союза, 294 стали полными кавалерами ордена Славы. В годы войны 196 инженерных соединений, частей и подразделений удостоены звания гвардейских. Многим из них присвоены почетные наименования, отражавшие славный боевой путь Советских Вооруженных Сил. Подвиг инженерных войск в годы Великой Отечественной войны будет жить в веках.

После окончания войны инженерные войска широко привлекались к разминированию местности, обезвреживанию громадного количества неразорвавшихся снарядов и бомб, восстановлению мостов, дорог, железнодорожного транспорта, расчистке русел судоходных рек, обеспечению населенных пунктов и промпредприятий электроэнергией и водой. Много инженерных частей было передано в систему военно-строительных отрядов. Это и породило ошибочное мнение, что инженерные войска и строители, это одно и то же.

Особая страница истории инженерных войск Советской Армии - афганская война. Противник очень быстро оценил, что в условиях подавляющего превосходства русских в авиации, артиллерии, бронетехники едва ли не единственным средством лишить советские войска возможности использовать свои преимущества является минная война.

Разрешение войскам на применение мин для защиты блок-постов, перекрытия путей душманских караванов, установку минных полей дистанционным способом на путях движения бандформирований, быстро привело к значительному снижению их активности.

В ходе войны инженерные войска кроме минной и противоминной войны решали задачи восстановления дорог и мостов, добычи и очистки воды, оперативной и тактической маскировки. Однако нерешительность тогдашнего руководства страны, половинчатость принимаемых мер, попытки сэкономить средства и деньги за счет перенапряжения сил войск не позволяли в полной мере решать, в том числе и задачи инженерного обеспечения боя (операции).

Последней задачей инженерного обеспечения, которую пришлось решать саперам в Афганистане было обеспечение отвода войск с занимаемых позиций и обеспечение марша через перевал Саланг на територию СССР. Несмотря на обещания душманов "устроить русским кровавую баню" они так и не решились приблизиться к советским колоннам, настолько плотно были закрыты минно-взрывными заграждениями все подступы к основным маршрутам движения советских войск.

За мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи в республике Афганистан, воины-саперы сержанты Н.П. Чепик, В.П. Синицкий, Н.И. Кремениш и А.И. Исрафилов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а полковник Г.К. Лошкарев стал первым в Сухопутных войсках полным кавалером ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР».

Воины-саперы принимали активное участие в вооруженных конфликтах в Таджикистане, Приднестровье, Северной Осетии, Абхазии, Боснии и Герцеговине, Косово, обеспечивали группировку федеральных сил в Чеченской Республике, проявив при этом мужество, профессионализм и высокое чувство воинского долга.

За успешное обеспечение действий федеральных сил в Чеченской Республике более 700 воинов-саперов награждены государственными наградами. Ярким свидетельством преданности Родине и военной присяге явилось присвоение звания Героя России десяти представителям инженерных войск. Их имена золотыми буквами вписаны в героическую летопись России. Это: генерал-майор Красников Александр Алексеевич; полковник Ростовщиков Валерий Александрович; подполковник Крюков Олег Васильевич; старший лейтенант Берсенев Роман Генрихович (посмертно); капитан Журавлев Александр Юрьевич (посмертно); подполковник Жуйков Сергей Васильевич (посмертно); старший лейтенант Колгатин Александр Михайлович (посмертно); майор Кобин Александр Иванович (посмертно); старший лейтенант Мариенко Виталий Леонидович (посмертно); младший сержант Борисов Евгений Германович.

17 марта 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II объявил Небесным покровителем инженерных войск России святого благоверного князя Даниила Московского - это понимание и признание заслуг инженерных войск Русской православной церковью.

В инженерных войсках проходили службу прославленные ученые, изобретатели и композиторы, выдающиеся полководцы и военачальники. В их числе фельдмаршал М.И.Кутузов, начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Н.В.Огарков, заместитель Министра обороны по строительству и расквартированию войск маршал инженерных войск Н.Ф. Шестопалов, а также маршалы инженерных войск М.П. Воробьев, А.И. Прошляков, В.К. Харченко, С.Х. Аганов, и многие другие.

По количеству Героев России в пересчете на тысячу человек в Вооруженных Силах РФ инженерные войска имеют один из самых высоких показателей, что подтверждает их приверженность славным традициям и героике военных инженеров.

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА - специальные вой-ска, пред-на-зна-чен-ные для ин-же-нер-но-го обес-пе-че-ния опе-ра-ций во-ен-ных и бое-вых дей-ст-вий.

Име-ют-ся в воо-ружённых си-лах (ВС) боль-шин-ст-ва го-су-дарств. Ве-дут инженерную раз-вед-ку; вы-пол-ня-ют фор-ти-фи-кационное обо-ру-до-ва-ние ме-ст-но-сти, пунк-тов управ-ле-ния, рай-онов, ру-бе-жей, вклю-чая воз-ве-де-ние ук-ры-тий и ог-не-вых со-ору-же-ний; уст-раи-ва-ют различные инженерные за-гра-ж-де-ния (в пер-вую оче-редь мин-ные по-ля), про-де-лы-ва-ют и со-дер-жат про-хо-ды в них, про-из-во-дят различные раз-ру-ше-ния (мос-тов, до-рог и другого), раз-ми-ни-ру-ют ме-ст-ность и объ-ек-ты; под-го-тав-ли-ва-ют пу-ти дви-же-ния и ма-нёв-ра войск; обо-ру-ду-ют и со-дер-жат ши-ро-кий спектр пе-ре-прав че-рез вод-ные пре-гра-ды; про-ти-во-дей-ст-ву-ют сис-те-мам раз-вед-ки и на-ве-де-ния ору-жия про-тив-ни-ка, вы-пол-ня-ют за-да-чи по мас-ки-ров-ке, ими-та-ции войск и объ-ек-тов; уча-ст-ву-ют в ли-к-ви-да-ции по-след-ст-вий уда-ров про-тив-ни-ка и опас-ных фак-то-ров при-род-но-го и тех-но-ген-но-го ха-рак-те-ра. Кро-ме то-го, обо-ру-ду-ют и со-дер-жат взлёт-но-по-са-доч-ные по-ло-сы аэ-ро-дро-мов, пор-то-вые морские со-ору-же-ния, обес-пе-чи-ва-ют по-ле-вое рас-по-ло-же-ние войск и другое.

Инженерные войска. со-вре-мен-ных ВС со-сто-ят из со-еди-не-ний, час-тей и под-раз-де-ле-ний различного на-зна-че-ния: инженерной раз-вед-ки, инженерно-са-пёр-ных, инженерных за-гра-ж-де-ний, раз-гра-ж-де-ния и раз-ми-ни-ро-ва-ния, инженерно-до-рож-ных, пон-тон-но-мос-то-вых (пон-тон-ных), пе-ре-пра-воч-но-де-сант-ных, инженерно-по-зиционных, инженерно-тех-нических, инженерно-мас-ки-ро-воч-ных, по-ле-во-го во-до-обес-пе-че-ния, энер-ге-тического и элек-тро-тех-нического обес-пе-че-ния и другого. В со-став инженерных войск вхо-дят так-же во-енно-инженерные учеб-ные за-ве-де-ния и другие ор-га-ни-за-ции.

Не-об-хо-ди-мость в инженерных войсках воз-ник-ла ещё в древ-но-сти для обо-ру-до-ва-ния по-ле-вых ук-ре-п-ле-ний, кре-по-стей, пе-ре-прав че-рез вод-ные пре-гра-ды. Ор-га-ни-за-ци-он-но оформ-лен-ные инженерные войска впер-вые поя-ви-лись во Фран-ции в XVII веке и позд-нее ста-ли при-над-леж-но-стью ар-мий поч-ти всех ев-ропейских го-су-дарств. Про-цесс за-ро-ж-де-ния инженерных войск в Рос-сии свя-зан с дея-тель-но-стью Пет-ра I . По его ука-зу в Мо-ск-ве бы-ла ос-но-ва-на инженерная шко-ла (1701 год), в ко-то-рой осу-ще-ст-в-ля-лась под-го-тов-ка во-енных ин-же-не-ров. В со-от-вет-ст-вии с Ука-зом Пре-зи-ден-та РФ от 31 мая 2006 года день под-пи-са-ния ука-за об от-кры-тии этой шко-лы - 21 ян-ва-ря был объ-яв-лен Днём ин-же-нер-ных войск Рос-сии. Основной ор-га-ни-зационной струк-ту-рой инженерных войск в Рос-сии до 1816 года бы-ла рот-ная, а с 1816 года - ба-таль-он-ная. В 1819 году инженерные ба-таль-о-ны сво-дят в бри-га-ды. К началу 1870-х годов в российской ар-мии на-ме-ти-лась тен-ден-ция объ-е-ди-не-ния всех тех-нических средств в рам-ках инженерных войск. Это при-ве-ло к то-му, что в раз-ное вре-мя в их со-став вхо-ди-ли железнодорожные и элек-тро-тех-нические ба-таль-о-ны, те-ле-граф-ные ро-ты, воз-ду-хо-пла-ва-тель-ные от-де-ле-ния, ав-то-мо-биль-ные от-ря-ды и под-раз-де-ле-ния бро-не-вых сил, ко-то-рые в по-сле-дую-щем вы-де-ли-лись в са-мо-сто-ятельные ви-ды и ро-да войск. В хо-де Первойми-ро-вой вой-ны к ле-ту 1916 года в российской ар-мии са-пёр-ные ба-таль-о-ны ар-мей-ских кор-пу-сов бы-ли раз-вёр-ну-ты в са-пёр-ные пол-ки, а об-щая чис-лен-ность нженерных войск в ар-мей-ском кор-пу-се за го-ды вой-ны уве-ли-чи-лась бо-лее чем вдвое и со-став-ля-ла 5% бое-во-го со-ста-ва.

Иллюстрации:

Во-ен-но-слу-жа-щие ин-же-нер-ных войск рос-сий-ской им-пе-ра-тор-ской ар-мии: 1 - пио-нер (1780-е - нач. 1790-х гг.); 2 - обер-офи-цер (1797); 3 - ря-до-вой пио-нер-но-го пол-ка (1812); 4 - обер-офи-цер лейб-гвар-дии Кон-но-пио-нер-но-го ди-ви-зио-на (1855); 5 - обер-офи-цер лейб-гвар-дии Са-пёр-но-го ба-таль-о-на (1911). Архив БРЭ;

Раз-ми-ни-ро-ва-ние ме-ст-но-сти. 1943. Архив БРЭ;

Во-ен-но-слу-жа-щие ин-же-нер-ных войск РККА: 1 - ком-бриг (1935-49); 2 - крас-но-ар-ме-ец (1935-40); 3 - ав-то-мат-чик са-пёр-но-штур-мо-вых ча-стейв сталь-ном на-груд-ни-ке (1943-45). Архив БРЭ;

Бы-ст-ро-ход-ная тран-шей-ная ма-ши-на БТМ-4М «Тун-д-ра». 1988. Архив БРЭ.

21 января ежегодно в Вооруженных силах РФ отмечается День инженерных войск. Он установлен указом президента РФ от 18 сентября 1996 года, внесен в список профессиональных праздников и памятных дней Российской армии указом Владимира Путина от 31 мая 2006 года.

Цели и текущее состояние

Современные инженерные войска ВС РФ:

  • выполняют задачи по инженерной разведке, устройству окопов, траншей, укрытий, противотанковых рвов;
  • устанавливают минные поля и занимаются разминированием, производят взрывные работы;
  • оборудуют переправы на водных преградах, добывают и очищают воду в полевых условиях;
  • ведут работы по маскировке, имитации войск и объектов.

В мирное время эти подразделения очищают местность от взрывоопасных предметов, участвуют в ликвидации последствий техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий, предупреждают разрушение мостов и гидротехнических сооружений во время ледоходов.

Отдельные инженерные бригады входят в состав Западного, Южного, Центрального и Восточного военных округов; морские инженерные батальоны - в состав Северного и Тихоокеанского флотов ВМФ. В составе Черноморского и Балтийского флотов - отдельные морские инженерные полки. Также подобный полк создан для обеспечения действий флота в Арктике. К 2021 году инженерно-саперные и понтонно-мостовые бригады планируется создать в каждой общевойсковой армии.

Начальник инженерных войск - генерал-лейтенант Юрий Ставицкий (с июля 2010 года).

Подготовка военных инженеров

Подготовку офицерских кадров ведут Общевойсковая академия ВС РФ (Москва) и ее филиал - Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. маршала А.И. Прошлякова. Младших специалистов готовит 187-й Псковский ордена Красной Звезды и 210-й Гвардейский Ковельский Краснознаменный межвидовые региональные учебные центры (последний расположен в Нижегородской области).

" ТАСС/Минобороны РФ"

Российских специалистов по разминированию готовит 66-й Межведомственный методический учебный центр. В августе 2014 года для иностранцев было образовано специальное подразделение - Международный противоминный центр (МПЦ) ВС РФ в Нахабино (Московская область). Военнослужащие участвуют в операциях по гуманитарному разминированию за пределами страны.

Применение войск

Специалисты МПЦ занимались разминированием сирийских городов Пальмира, Алеппо и Дейр-эз-Зора. С 2016 по июль 2018 года было проверено более 6,5 тыс. га территории, 1,5 тыс. км дорог, 17 тыс. зданий, обезврежено 105 тыс. взрывоопасных предметов. Центр также подготовил более 1,2 тыс. сирийских саперов.

С октября прошлого года отряд из 36 военнослужащих МПЦ очистил от боеприпасов времен войны во Вьетнаме 52 га территории в Лаосе.

В декабре 2018-го за выполнение поставленных задач по разминированию военных и гражданских объектов президент РФ Владимир Путин наградил МПЦ ВС РФ орденом Кутузова. Всего за работу в Сирии государственные награды получили более 80 военнослужащих инженерных войск.

Летом 2018 года в рамках Армейских международных игр были проведены конкурсы инженерных войск "Безопасный маршрут" и "Инженерная формула", по итогам которых российские команды завоевали серебряную и золотую медали соответственно (золото в конкурсе "Безопасный маршрут" взяла команда Китая - прим. ТАСС).

В январе этого года саперы Минобороны РФ привлечены к расчистке русла реки Бурея в Хабаровском крае. Для ликвидации затора, который возник из-за обрушения части сопки в 73 км от поселка Чекунда, выделено более 300 т взрывчатых веществ.

Сообщалось, что военнослужащие отдельного батальона, в задачу которого входит разминирование территории Чечни и Ингушетии, смогут завершить работу через три года. Всего им осталось 6 тыс. га. Саперы очищают эти территории после ведения там боевых действий в ходе контртеррористических операций 1994–1996, 1999–2001 годов. Всего с мая 2012-го военные обследовали около 20 тыс. га, обезвредив около 33 тыс. взрывоопасных предметов.

Оснащение войск

В 2018 году инженерные войска получали современные средства: комплекты водолазного снаряжения, военные автомобильные краны, электростанции, мобильный лесопильный комплекс, комплекты для оборудования блокпостов, инженерных наблюдательных пунктов. Для войск разработано и принято на вооружение 13 современных образцов, более 570 единиц техники и более 15 тыс. боеприпасов.

В 2018-м поставлены первые шесть новейших бронированных машин разминирования БМР-3МА и инженерные машины разграждения ИМР-3М, созданные на базе танка Т-90А.

По итогам испытаний в Сирии на вооружение поступили робототехнические комплексы разминирования "Уран-6", ожидают также управляемые досмотровые робототехнические комплексы "Скарабей" и "Сфера". Сообщалось, что робот "Сфера" будет поставляться саперам в комплекте с защитным костюмом ОВР-2-02.

Также стало известно, что МПЦ получил первые серийные модернизированные робототехнические комплексы разминирования "Уран-6". Он оборудован новой платформой для транспортировки: в его состав вошел четырехосный "КамАЗ" на специальной платформе с системой "Мультилифт".

В этом году пройдет государственные испытания универсальная бронированная инженерная машина (УБИМ), которая способна выполнять инженерные работы в условиях огневого воздействия противника и на радиоактивно зараженной местности.

В 2018 году на форуме "Армия" военные показали уникальный бронированный бульдозер Б10М2С. Контракт на поставку в российские войска таких инженерных машин с усиленной защитой на базе тракторов Б10М2 и Б12 был подписан с Минобороны в 2017 году.

Перспективные образцы инженерного вооружения разрабатывает Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск МО РФ. По результатам выполнения специальных задач в сирийской кампании находятся в работе такие новые средства инженерного вооружения:

  • многофункциональный робототехнический комплекс разминирования противотанковых мин (МРТК-РТ);
  • конденсаторный взрывной прибор (ТПВК-43);
  • индукционный миноискатель (ИМП-3);
  • индивидуальные и групповые источники электроэнергии и другие средства, повышающие возможности и расширяющие арсенал войск.

Новый костюм сапера после подведения итогов его эксплуатации в Сирии оснастили системой охлаждения.

Из истории войск

  • В 1701 году издан указ Петра I о создании в Москве Школы пушкарского приказа для подготовки офицеров артиллерии и военных инженеров. С 1702-м выпускниками этой школы стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной армии, в 1704-м была сформирована понтонная команда. К 1712 году образован полк военных инженеров.
  • К 1850-м инженерные войска отделились от артиллерии, в 1870–1908 годах в их состав входили железнодорожные войска. К 1917 году численность составляла до 6% от общей численности Русской императорской армии.
  • После Октябрьской революции в ходе организации (РККА) в ее состав вошли саперные роты и батальоны расформированных полков царской армии, в 1919-м были созданы и оснащены понтонные и электротехнические батальоны, автомобильные подразделения, маскировочные роты, минно-подрывная бригада и другие. Через десять лет штатные инженерные части имелись во всех родах войск РККА.
  • Великая Отечественная война показала важную роль инженерных войск в деле обеспечения боевых действий, в 1941–1942 годах действовали десять самостоятельных саперных армий. Впоследствии их переформировали в бригады. Три из этих бригад (1-я гвардейская инженерно-саперная Могилевская, 2-я гвардейская моторизованная штурмовая инженерно-саперная Новгородская и 1-я инженерно-саперная Новгородская) были представлены на Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года.

  • После войны до середины 1970-х годов происходило техническое развитие войск, структура которых полностью сформировалась в 1960-е годы.
  • Мотострелковые полки имели в своем штате инженерно-саперные роты, дивизии и корпуса - инженерно-саперные батальоны, армии и округа - один или несколько инженерно-саперных полков, а также специализированные батальоны или полки - понтонно-мостовые, переправочно-десантные, дорожные, мостостроительные и др.
  • Части инженерных войск также имелись в центральном подчинении. Во второй половине 1970-х расходы на военных инженеров урезались, в результате чего с началом боевых действий в Афганистане Советская армия испытывала проблемы с инженерным обеспечением боя. Положение удалось улучшить, нарастив численность инженерных подразделений в несколько раз.

  • В 1986 году инженерные войска привлекались к ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской атомной электростанции.

После распада СССР дислоцированные на территории России инженерные подразделения вошли в состав ВС РФ.

Материал подготовлен по данным "ТАСС-Досье"

История создания инженерных войск

Инженерные войска прошли долгий и славный путь служения Отечеству. Первая инженерная школа, которая готовила военных инженеров для российской армии, была учреждена по указу Петра I от 21 января 1701 года. Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1996 года №1370 установлен День инженерных войск, который ежегодно отмечается в Вооруженных Силах 21 января, что является свидетельством признания боевых заслуг всех поколений военных инженеров с «петровских времен» до наших дней.

Не было ни одного сражения, в котором бы не участвовали инженерные войска. Они верно служили России в Полтавской битве и при взятии неприступной крепости Измаил, на Бородинском поле и при обороне Севастополя в Крымской войне 1853 - 1856 годов, под Порт-Артуром и на полях первой мировой войны.

Родина всегда высоко оценивала вклад инженерных войск в славные победы Русского Оружия. Так, в XIX - начале XX веков 125 воинов инженерных войск за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами.

Видную роль в развитии инженерных войск сыграли выдающиеся полководцы того времени Петр I, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов.

Петру I принадлежит заслуга в создании регулярных инженерных войск в 1712году, в применении переправочных средств, полевых укреплений для обеспечения боевых действий, в дальнейшем развитии способов укрепления государственных границ.

Венцом достижений русского военно-инженерного искусства XVIII века явилось взятие русскими войсками под руководством А.В. Суворова крупнейшей турецкой крепости Измаил. Существенное влияние на достижение поставленных целей оказали:

маскировка районов сосредоточения войск, введение противника в заблуждение путем демонстрации подготовки к длительной осаде, строительство ложных батарей, а также заблаговременная подготовка инженерных средств обеспечения штурма (лестницы, фашины), организация рабочих (саперных) команд, их тренировка в устройстве переходов через рвы и штурме крепостных стен. Инженерные сооружения, оборудованные на реке Дунай, препятствовали проходу кораблей турецкого флота и лишали осажденных в крепости возможности получения помощи от своих войск.

Возрастание роли военно-инженерного искусства и инженерных войск еще более ярко проявилось в Отечественной войне 1812 года. Великий русский полководец фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов в письме императору Александру I отмечал, что занимаемую под Бородино позицию он намеревается усилить искусством. Это искусство нашло выражение в возведении на Бородинском поле знаменитых бастионов русской славы - Багратионовых флешей, батареи Раевского и других укреплений, на которых в дальнейшем французская армия была обескровлена и оказалась не в состоянии продолжать сражение. Попытки Наполеона сокрушить Россию в одном генеральном сражении провалилась.

Во время Севастопольской обороны 1854 - 1855 годах зародилась новая система укреплений войсковых позиций. Вместо узкой линии бастионов и связывающих их куртин (крепостных стен) впервые была применена укреплённая полоса глубиной 1000 - 1500 м, создавались защищённые позиции для артиллерии, впервые использован электрический способ взрывания. В конце IXX - начале XX веков ведётся разработка теории инженерной подготовки территории страны к войне, чему посвящены труды военного инженера Константина Ивановича Величко «Инженерная оборона государств и устройство крепостей».

В конце XIX - начале XX веков инженерные войска рассматривались как технический род войск и, в отличие от боевых (пехоты, артиллерии и кавалерии), имели на вооружении технические средства, применяемые для обеспечения вооруженной борьбы. В разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые в последующем выделились в самостоятельные войска.

В ходе первой мировой и Великой Отечественной войн инженерные войска получили богатый опыт и дальнейшее развитие. Значение инженерных войск возрастало по мере повышения их возможностей и расширения круга возлагавшихся на них задач.

В начальный период Великой Отечественной войны военные инженеры содействовали боевым объединениям, соединениям и частям в подготовке и ведении оборонительных боев, устраивали заграждения и оборудовали многочисленные оборонительные рубежи на пути врага. Вместе со всей армией они сдерживали наступление немецко-фашистских полчищ и изматывали их силы. В ходе наступательных действий Красной Армии инженерные войска обеспечивали штурм и прорыв сильно укрепленных оборонительных рубежей противника.

В летних боях 1941 года остатки инженерных подразделений Западного фронта сражались и в качестве пехоты. Так 57-й отдельный саперный батальон 8-й стрелковой дивизии 10-й армии сдерживал атаки немцев на укрепрайон 22 июня вплоть до 23 часов.

На Северном и Северо-Западном фронтах инженерные подразделения активно использовались как подвижные отряды заграждений. Прикрывая отход войск, они выставляли на путях движения немцев минные поля, группы мин, разрушали мосты, создавали зоны сплошных разрушений и заграждений. На Кольском полуострове действия инженерных войск смогли вообще остановить наступление немцев и финнов. Красная Армия с незначительным количеством пехоты и артиллерии, при почти полном отсутствии танков, используя естественные препятствия в сочетании с создаваемыми взрывными и невзрывными заграждениями, смогла создать столь несокрушимую оборону, что Гитлер пришел к выводу о нецелесообразности наступательных действий на севере.

Вопросы инженерного обеспечения боевых действий войск и способы применения инженерных сил и средств всегда были в центре внимания руководства Вооруженных Сил. С самого начала Великой Отечественной войны они находились в поле зрения Ставки ВГК, которая своим приказом № 0450 от 28 ноября 1941 года "О недооценке инженерной службы и неправильном использовании инженерных войск и средств" определила значение инженерного обеспечения боевых действий войск, как важного элемента, оказывающего большое влияние на ход и исход военных действий.

Этим приказом была введена должность начальника инженерных войск Красной Армии с правом непосредственного доклада Верховному Главнокомандующему. Начальники инженерных войск фронтов и армий получили статус заместителей командующих с повышением воинских званий до генерал-полковника и генерал-майора соответственно. Была изменена структура инженерных органов центрального управления, управлений фронтов и армий с созданием штабов инженерных войск, как их основы. Комплекс перечисленных мероприятий в значительной степени повысил эффективность управления, авторитет инженерных начальников и инженерных войск в целом.

Забота Верховного Главнокомандования о целесообразном применении инженерных сил и средств способствовала быстрому улучшению инженерной подготовки войск, повышению эффективности выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий.

При подготовке обороны Москвы из числа слушателей Военно-инженерной академии и Московского военно-инженерного училища было сформировано десять подвижных отрядов заграждения по 50 человек в каждом. В ходе боев, неся тяжелые потери, они непосредственно перед наступающими танками выставляли группы мин, подрывали дорожные сооружения. На этих минах подорвалось около 200 танков и 120-150 автомобилей противника.

Задачи инженерных войск несколько изменились с переходом наших войск в наступление. Наряду с решением задачи проделывания проходов в минных полях противника, восстановления мостов и переправ зимой 1941 - 1942 годов инженерные войска прокладывали колонные пути в глубоком снежном покрове. Эта задача была успешно решена. Недооценка немецким командованием природных условий (результат пренебрежения изучением театра военных действий в инженерном отношении) привела к огромным потерям немцев в технике, застрявшей в снегу.

В ходе зимнего контрнаступления 1941 - 1942 годах инженерные войска регулярно забрасывали в тыл противника команды разведчиков-подрывников. Только в феврале 1942 года саперы-подрывники одного батальона подорвали 7 мостов, установили 721 мину. За январь-март 1942 года инженерные войска Западного фронта оборудовали 58 переправ по льду, проложили 5387 километров колонных путей, навели 118 низководных мостов, сняли 21644 мины противника.

В апреле 1942 года было сформировано несколько инженерных бригад специального назначения. Эти бригады предназначались для развертывания минной войны. Каждая бригада состояла из пяти-семи батальонов инженерных заграждений, одного-двух электротехнических батальонов (создание электрилизуемых проволочных заграждений), батальона спецминирования (радиоуправляемые мины и фугасы).

При подходе немцев летом 1942 года к Сталинграду инженерные войска возвели 1200 километров оборонительных рубежей. Особое значение в степных условиях пробрела задача водоснабжения, которую решили рота полевого водоснабжения и три гидротехнические роты. При обороне Сталинграда в полосе обороны 64-й армии саперы установили 140 тыс. мин, 80 фугасов, подорвали 19 мостов. На минных полях 64-й армии противник потерял за месяц 65 танков.

В июне 1943 года началось формирование инженерно-танковых полков, на вооружении которых стояли танки Т-34, оборудованные минными тралами ПТ-3. Это была новинка, потрясшая немецкие войска. После первого применения этих тралов в Берлин было доложено о применении русскими новых танков, нечувствительных к минам.

Особую роль сыграли инженерные войска при подготовке обороны на Курской дуге. Замысел сражения состоял в том, чтобы упорной стратегической обороной измотать немецкие войска, нанести им большие потери и перейти в контрнаступление. Важную роль в подготовке оборонительных рубежей должны были сыграть инженерные войска.

С апреля по июль было подготовлено восемь оборонительных полос на глубину 250-300 км. Протяженность отрытых траншей и ходов сообщения достигала 8 километров на километр фронта. Было построено, отремонтировано 250 мостов общей длиной 6.5 км. и 3000 км. дорог. Только в полосе обороны Центрального фронта (300км.) было установлено 237 тыс. противотанковых, 162 тыс. противопехотных мин, 146 объектных мин, 63 радиофугаса, 305 километров проволочных заграждений.

Инженерные войска провели громадную работу по маскировке позиций и объектов, только на ложные аэродромы в полосе Воронежского фронта противник сбросил 140 тонн авиабомб.

На позиции 81 гвардейской стрелковой дивизии наступала 19 танковая дивизия немцев. С 5 по 18 июля только на минах дивизия потеряла 100 танков и 1000 солдат. Удачное сочетание минных полей с огнем истребительно-противотанковой артиллерии привело к тому, что до 80% подорвавшихся танков составили безвозвратные потери. Ставкой ВГК было приказано впредь обязательно сочетать огонь артиллерии и минные поля.

Умелое сочетание фортификационных оборонительных сооружений, минно-взрывных заграждений и огня всех видов оружия позволило нашим войскам устоять в обороне впервые за войну.

С началом контрнаступления под Курском изменились задачи инженерных войск. Теперь предстояло не только устанавливать мины, а и снимать их, не разрушать мосты, а восстанавливать. Так с началом контрнаступления только в полосе наступления 11 гв.армии в ночь перед атакой наши саперы сняли 30 тыс. противотанковых и 12 тыс. противопехотных мин.

В ходе наступления впервые были успешно опробовано прикрытие обнажающихся флангов, наступающих соединений минами. Эти мины на путях фланговых контрударов немцев выставляли подвижные отряды заграждений. Эти действия саперов позволяли не отвлекать наступающие части на защиту флангов, не бояться отсечения и окружения. После ряда безуспешных попыток выйти в тыл наступающим советским танкам и пехоте немцам пришлось отказаться от этого тактического приема, который они очень успешно применяли в 1941 - 1942 годах.

Накопленный за 1941 - 1943 годы опыт применения инженерных войск позволил успешно использовать их во всех последующих боях за освобождение страны и европейских стран в 1944-45 годах.

Одной из наиболее сложных и важных задач, возлагавшихся на инженерные войска в наступательных операциях Великой Отечественной войны являлось инженерное обеспечение форсирования водных преград. При форсировании Днепра, Южного Буга, Одера и многих других рек воинами-саперами были проявлены мужество, отвага и массовый героизм.

Осенью 1943 года при форсировании Днепра инженерные войска применили новинку - подводные мосты. Мост строился таким образом, что его проезжая часть была ниже поверхности воды на 30-40см. Мост с воздуха не наблюдался. Не смотря на трудность наведения подобного типа переправ, новинка себя оправдала. Ни один из таких мостов не был разрушен ни авиацией, ни артиллерией противника.

Значимость инженерных войск в достижении победы над врагом была подчеркнута Сталиным введением осенью 1943 года званий "Маршал инженерных войск" и "Главный маршал инженерных войск". Этим актом подчеркивалось, что инженерные войска играют ту же роль в разгроме врага, что и авиация, артиллерия и танкисты.

Впереди наступающих частей активно действовали группы специального назначения. Они вели инженерную разведку местности предстоящих боевых действий, взрывали мосты, железнодорожные сооружения. Главный штаб партизанского движения нацелил партизанские отряды на тесное взаимодействие с группами инженерного спецназа. Во взаимодействии с Инженерным управлением он разработал и осуществил летом-осенью 1943 года план "рельсовой войны".

Сосредоточив силы на наиболее вероятных направлениях движения советских войск, немцы не предполагали продвижения танков и тяжелой артиллерии через болота. Но советские инженерные войска справились с труднейшей задачей устройства дорог через болота и смогли вывести танки и пехоту в тыл обороняющихся немцев.

Штурмовые инженерные бригады в ряде случаев кроме выполнения задач инженерного обеспечения штурма и прорыва укрепленных позиций противника выполняли и задачи общеармейские. Так в боях за Вильно в июне 1944 года 4-я штурмовая инженерно-саперная бригада прорвалась в центр города, уничтожив 2092 солдата противника, взяв в плен 3116 солдат и освободив концлагерь с 2800 заключенными.

За подвиги и воинский труд во славу Родины в годы Великой Отечественной Войны 100 тыс. воинов инженерных войск награждено орденами и медалями, 655 из них присвоено звание Героя Советского Союза, 294 стали полными кавалерами ордена Славы. В годы войны 196 инженерных соединений, частей и подразделений удостоены звания гвардейских. Многим из них присвоены почетные наименования, отражавшие славный боевой путь Советских Вооруженных Сил. Подвиг инженерных войск в годы Великой Отечественной войны будет жить в веках.

После окончания войны инженерные войска широко привлекались к разминированию местности, обезвреживанию громадного количества неразорвавшихся снарядов и бомб, восстановлению мостов, дорог, железнодорожного транспорта, расчистке русел судоходных рек, обеспечению населенных пунктов и промпредприятий электроэнергией и водой. Много инженерных частей было передано в систему военно-строительных отрядов. Это и породило ошибочное мнение, что инженерные войска и строители, это одно и то же.

Особая страница истории инженерных войск Советской Армии - афганская война. Противник очень быстро оценил, что в условиях подавляющего превосходства русских в авиации, артиллерии, бронетехники едва ли не единственным средством лишить советские войска возможности использовать свои преимущества является минная война.

Разрешение войскам на применение мин для защиты блок-постов, перекрытия путей душманских караванов, установку минных полей дистанционным способом на путях движения бандформирований, быстро привело к значительному снижению их активности.

В ходе войны инженерные войска кроме минной и противоминной войны решали задачи восстановления дорог и мостов, добычи и очистки воды, оперативной и тактической маскировки. Однако нерешительность тогдашнего руководства страны, половинчатость принимаемых мер, попытки сэкономить средства и деньги за счет перенапряжения сил войск не позволяли в полной мере решать, в том числе и задачи инженерного обеспечения боя (операции).

Последней задачей инженерного обеспечения, которую пришлось решать саперам в Афганистане было обеспечение отвода войск с занимаемых позиций и обеспечение марша через перевал Саланг на територию СССР. Несмотря на обещания душманов "устроить русским кровавую баню" они так и не решились приблизиться к советским колоннам, настолько плотно были закрыты минно-взрывными заграждениями все подступы к основным маршрутам движения советских войск.

За мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи в республике Афганистан, воины-саперы сержанты Н.П. Чепик, В.П. Синицкий, Н.И. Кремениш и А.И. Исрафилов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а полковник Г.К. Лошкарев стал первым в Сухопутных войсках полным кавалером ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР».

Воины-саперы принимали активное участие в вооруженных конфликтах в Таджикистане, Приднестровье, Северной Осетии, Абхазии, Боснии и Герцеговине, Косово, обеспечивали группировку федеральных сил в Чеченской Республике, проявив при этом мужество, профессионализм и высокое чувство воинского долга.

За успешное обеспечение действий федеральных сил в Чеченской Республике более 700 воинов-саперов награждены государственными наградами. Ярким свидетельством преданности Родине и военной присяге явилось присвоение звания Героя России десяти представителям инженерных войск. Их имена золотыми буквами вписаны в героическую летопись России. Это: генерал-майор Красников Александр Алексеевич; полковник Ростовщиков Валерий Александрович; подполковник Крюков Олег Васильевич; старший лейтенант Берсенев Роман Генрихович (посмертно); капитан Журавлев Александр Юрьевич (посмертно); подполковник Жуйков Сергей Васильевич (посмертно); старший лейтенант Колгатин Александр Михайлович (посмертно); майор Кобин Александр Иванович (посмертно); старший лейтенант Мариенко Виталий Леонидович (посмертно); младший сержант Борисов Евгений Германович.

17 марта 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II объявил Небесным покровителем инженерных войск России святого благоверного князя Даниила Московского - это понимание и признание заслуг инженерных войск Русской православной церковью.

В инженерных войсках проходили службу прославленные ученые, изобретатели и композиторы, выдающиеся полководцы и военачальники. В их числе фельдмаршал М.И.Кутузов, начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Н.В.Огарков, заместитель Министра обороны по строительству и расквартированию войск маршал инженерных войск Н.Ф. Шестопалов, а также маршалы инженерных войск М.П. Воробьев, А.И. Прошляков, В.К. Харченко, С.Х. Аганов, и многие другие.

По количеству Героев России в пересчете на тысячу человек в Вооруженных Силах РФ инженерные войска имеют один из самых высоких показателей, что подтверждает их приверженность славным традициям и героике военных инженеров.

Инженерные войска – те, кто отвечают за возведение оборонительных сооружений, мостов, понтонных переправ. Именно эти люди занимаются разминированием территорий и строительством конструкций для скрытого применения орудий. Не остаются они незадействованными и в мирное время – в список их задач входит борьба с последствиями чрезвычайных ситуаций. Имеется у этих войск и профессиональный праздник, который отмечают 21 января. К празднованиям присоединяются все причастные: саперы, водолазы, инженеры и другие.

История праздника

Праздник учредил президент Российской Федерации Борис Ельцин в 1996 году. Дату события привязали к очередной хорошей идее царя Петра Великого – тот решил в далеком 1701 году учредить в столице «Школу пушкарского приказа», где обучали инженеров и артиллеристов. Именно из ее выпускников состояли первые подразделения минеров в стране. Через 11 лет Петр решил отделить инженеров от артиллеристов и уделить их обучению большее внимание, а в 1719 году велел создать Санкт-Петербургскую инженерную школу.

Император счел новые войска ценными и всячески пытался повысить их престижность. Это даст свои плоды – именно из учрежденной Петром школы через полвека выйдет Михаил Кутузов. С тех пор эти воины принимают участие во всех военных операциях России. Высокой оценки их действия заслужили во время ВОВ, неоднократно бойцы проявляли себя храбрецами и после.

Инженерные войска активно участвовали в сражениях по защите Родины. Благодаря знаниям, мужеству и храбрости боевых инженеров можно утверждать факт успешного ведения военных действия в рамках Отечественной войны 1812 года, обороны Севастополя 1854-1855 гг., русско-японской войны 1904-1905 гг. и обеих мировых войн. В 2006 году глава государства внес дату в перечень памятных дней.