ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

В РОССИИ В XIX веке

Общественное движение в 30-50-е годы XIX в.

Жестокое подавление восстания декабристов произвело тягостное впечатление на просвещенную часть общества. Однако несмотря на тотальный контроль, полицейский надзор на рубеже 30-40-х гг. в России сложились и вступили в идейную борьбу два течения общественной мысли – западники и славянофилы.

Западники – 1. Признавали общность путей развития России и Запада; 2. Отрицательно относились к самодержавию (абсолютной монархии); 3. Чрезвычайно высоко оценивали деятельность Петра I, который повернул Россию на путь европейского развития; 4. В будущем Россия должна развиваться по капиталистическому пути, который признавался универсальным; 5. В стране необходимо введение конституционной монархии, политических свобод – слова, печати, собраний.

Славянофилы – 1. Каждый народ имеет свою историческую судьбу, и Россия должна развиваться по пути, отличному от европейского; 2. Отрицательно относились к самодержавию; 3. Крайне негативно относились к Петру, внедрившему западные порядки, которые сбили Россию с «истинного», самобытного пути. Крестьянская община и православие – основа самобытности России; 4. Выступали против капиталистического развития России, считая его противоречащим принципу общинности; 5. Стране необходима монархия в сочетании с совещательным народным представительством – Земским собором.

И западники, и славянофилы ратовали за скорейшую отмену крепостного права; они были солидарны в том, что революционное изменение существующего строя неприемлемо .

Общественные движения и политические течения во второй половине XIX в.

Либеральные реформы Александра II способствовали активизации общественно-политического движения. В середине 60-х гг. XIX в. среди студенчества возникает ряд кружков, которые пропагандировали революционные идеи. Один из членов московского кружка Д.В.Каракозов перешел от слов к делу, совершив в 1866 г. неудачное покушение на Александра II.

Русское народничество 70-80-х гг. XIX века. Будучи социалистами, народники полагали, что Россия перейдет к социализму, минуя капиталистическую стадию; опорой для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели социалистические черты. Среди народников не было единства по вопросам теории и тактики борьбы. Можно выделить три крупнейших течения в народничестве.

Теоретиком так называемого «бунтарского течения» - анархизма был М.А.Бакунин. Он выступал против всякой государственной власти и считал, что на месте государства должен возникнуть некий великий принцип «федерализма», т.е. федерация самоуправляющихся сельских общин, производственных объединений на основе коллективной собственности на орудия и средства производства. Бакунин считал, что русский мужик является социалистом и бунтарем по «инстинкту», учить его этому не надо, нужен лишь призыв к бунту, который сметет царский режим.

Совершенно иначе оценивал готовность народа к революции П.Л.Лавров. Он был убежден в необходимости просвещать народ, готовить его к революции и социализму путем длительной пропаганды. П.Н.Ткачев стал идеологом тактики заговора. Он считал, что достаточно небольшой группе революционеров захватить власть, чтобы провести необходимые социалистические преобразования.

К середине 70-х годов в среде народников распространилась практика «хождения в народ », они двинулись в деревню, пытаясь путем революционной пропаганды разжечь крестьянский бунт. Однако крестьянство не понимало, что именно пропагандировали народники, поэтому крестьяне иногда сами сдавали молодых людей в полицию.

Крупнейшей нелегальной организацией народников 70-х годов XIX в. стала «Земля и воля », одни ее члены стремились активизировать террористическую деятельность, другие (Г.В.Плеханов) считали, что главное – продолжение пропагандистской работы . Назревал раскол. В 1879 г. «Земля и воля» распалась на две организации - «Народная воля », которая перешла к прямой борьбе против самодержавия, и «Черный передел », стоявшего на продолжении пропагандистской деятельности. Основной целью народовольцев стало цареубийство. После ряда неудачных покушений 1 марта 1881 г. Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной студентом-террористом И.Гриневицким. Гибель царя, вопреки ожиданиям, не вызвала революции и крушения самодержавия. Вскоре большая часть членов «Народной воли» была арестована и казнена, а сама организация разгромлена после неудачного покушения на императора Александра III.

Начало социал-демократического движения в России в 80-90-е гг. XIX в. 80-90-е годы в России были временем увлечения марксизмом. Это учение, проникавшее из Европы, стало основой социал-демократического движения. Первой русской марксистской группой стала организация «Освобождение труда», основанная Плехановым в 1883 г. в Швейцарии. Плеханов доказывал неспособность крестьян к революции, он считал, что движущей силой будущей революции должен стать рабочий класс. С середины 80-х гг. марксистские кружки возникают и в России. В 1895 г. в Санкт-Петербурге В.И.Ленин создал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который пытался перейти от пропаганды марксизма к агитации в рабочих массах. В 1898 г. социал-демократические партии России собрались в Минске и приняли решение о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), но съезд из-за разногласий не выработал программу и устав партии. Вопрос о создании РСДРП в России оставался открытым.

Вопросы к теме

6. Что пропагандировал Лавров

7. Что пропагандировал Ткачев

Вопросы к теме

«Общественные и политические течения в России в XIX в.»

1. В чем суть идейной борьбы между западниками и славянофилами

2. В каких вопросах западники и славянофилы были солидарны

3. Кем были народники по политическим убеждениям

4. Сколько течений можно выделить в народничестве

5. Что пропагандировал Бакунин

6. Что пропагандировал Лавров

7. Что пропагандировал Ткачев

8. Что такое «хождение в народ»

9. Как называлась крупнейшая нелегальная организация народников, ее цели

10. Основная цель «Народной воли», чем закончилась ее деятельность

11. Откуда приходит в Россию учение марксизма

12. Кто был основателем первой российской марксистской организации

13. В отличие от народников, с кем работают марксисты

14. Начало деятельности В.И.Ленина

15. Чем закончился I съезд РСДРП


Похожая информация.


Cтраница 1


Общественные течения требовали общественно-экономического, то есть классового, объяснения.  

Буржуазно-либеральное общественное течение в дореволюционной России, стремившееся к развитию культурно-экономической самостоятельности своей области, обычно окраинной; областной сепаратизм.  

В советской историографии закрепилась ленинская классификация общественных течений в России начала XX века, подразделяющая их на три политических лагеря: самодержавно-помещичий, либерально-буржуазный, революционно-демократический. При этом самодержавие было представлено как европейский жандарм, оплот реакции и форма политического господства крепостников-помещиков, их диктатура. Настойчиво критиковались взгляды российских историков Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, Б.Н. Чичерина о надклассовом характере царской власти.  

Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность.  

Грот самым решительным образом восстает против господствующего ныне общественного течения, против начала национальной исключительности. Он отвергает это направление во имя истинно-национальной русской идеи, широкой и всеобъемлющей. Нам неизвестны ближайшие поводы к такому заявлению - Н. Я. Грот говорит о них только намеками - но само заявление в высшей степени своевременно и отрадно, а поводам для него имя легион.  

Статьи другого автора в Новом Времени об общественных течениях в России тоже, видимо, чрезвычайно интересны 2о: Вы меня совсем раздразнили упоминанием о них. И видит око, да... Мне кажется, что отчужденность от общества отнюдь еще не означает непременно этого изолирования, ибо есть общество и общество: воюя с народничеством и всеми его отпрысками, ученики тем самым сближаются с теми из gauches, которые склонны решительно порвать с народничеством и последовательно держаться своих взглядов. От таких людей вряд ли бы ученики стали безусловно сторониться.  

Эпоха 60 - х гг. положила начало трудному процессу оформления либерализма как самостоятельного общественного течения. Известные юристы Б.Н.Чичерин (1828 - 1907), К.Д.Кавелин (1817 - 1885) - писали о поспешности реформ, о психологической неготовности некоторых слоев народа к переменам. Поэтому главное, по их мнению, состояло в том, чтобы обеспечить спокойное, без потрясений врастание общества в новые формы жизни.  

Решительно избавляться от штампов и формализма, развернуть откровенный диалог с разнообразной аудиторией, со всеми общественными течениями, не уклоняясь от самых острых проблем.  

Сочетание общественных течений, союзов и организаций при доминирующей роли последних и создает конкретный вид социальной структуры общества. Между всеми элементами этой структуры есть зависимости (они составляют законы ее функционирования): так, общественные течения при известных условиях превращаются в союзы, группы чаще всего склонны к мирному симбиозу, кооперации, солидарности, классы - к борьбе, антагонизму, конкуренции. Чем подвижнее общественная жизнь, тем свободнее люди могут комбинировать общественные союзы, тем демократичнее структура и напряженнее в ней духовное общение.  

Однако это не более чем общая схема, так как в реальности происходят постоянные отступления от общего духа времени. Это связано с принципиально непреодолимым неравенством в развитии конкретных индивидов, во-первых, и различных частей общественной структуры, различных общественных форм, во-вторых. В этом плане необходим соотносительный анализ общественных течений, кругов, союзов, организаций, прежде всего семьи, классов и государства как основных социальных форм. Кроме того, при изучении развертывания духовных процессов не следует преувеличивать роль разума, сознательного начала в социуме и истории и недооценивать темные стороны подражания и отталкивания, силы подсознания и агрессивные силы, дремлющие в человеке. Поэтому необходимо: 1) видеть всю противоречивость и неоднозначность установления справедливых отношений между личностью и обществом; 2) никоим образом не переоценивать роль резких изменений в общественной жизни, учитывать, что за революцией всегда следует реакция, что единственно прочной основой общественных преобразований может быть только путь реформ с опорой на традицию как стабилизирующий фактор в социуме.  

В другом месте Марковников, перефразируя известные слова Некрасова и вскрывая идейные корни движения передовой интеллигенции в науку, писал: Ученым можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Не случайно, таким образом, что именно в 60 - е годы - в эпоху высокого взлета русской общественной мысли русская химия обратилась в авангард мировой науки, несмотря на то, что она не имела такой мощной экономической опоры и питательного субстрата, какие имелись в зарубежных странах в виде высокоразвитой химической промышленности. Не случайны, а порождены всем ходом прогрессивных общественных течений и характерные особенности нашей науки, роднящие ее с нашим искусством: отсутствие ползучего эмпиризма, глубина выставляемых проблем, смелость их решения, философская широта обобщений, смелость предвидения и целенаправленность на преодоление неустройств родной страны.  

В другом месте Марковников, перефразируя известные слова Некрасова и вскрывая идейные корни движения передовой интеллигенции в науку, писал: Ученым можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Не случайно, таким образом, что именно в 60 - е годы - в эпоху высокого взлета русской общественной мысли русская химия обратилась в авангард мировой науки, несмотря на то, что она не имела такой мощной экономической опоры и питательного субстрата, какие имелись в зарубеж - - ных странах в виде высоко развитой химической промышленности. Неслучайны, а точно так же порождены всем ходом прогрессивных общественных течений и характерные особенности нашей науки, роднящие ее с нашим искусством: отсутствие ползучего эмпиризма, глубина выставляемых проблем, смелость их решения, философская яыирота обобщений; смелость предвидения и целенаправленность на преодоление неустройств родной страны. Все эти черты особенно ярко проявились в научном творчестве Д. И. Менделеева, в частности в наиболее выдающемся из его открытий - юткрытяи периодического закона.  

Высказываясь в пользу организации в библиотеках руководства чтением читателей, Рубакин, однако, впадал в типичную для буржуазно-демократических деятелей ошибку. Поэтому в библиотеке, по мнению Рубакина, должны были находиться книги представителей всех мало-мальски крупных общественных течений, начиная от ультрареакционного и кончая крайним левым, и библиотекарю не следовало ничего никому не навязывать. Эти ошибочные взгляды Рубакина основывались на убеждении в беспартийности, надклассовости библиотеки как культурно-просветительного учреждения.  

Следует отметить, что во всем капиталистическом мире вырисовывается широкое и мощное течение против гегемонистских тенденций американского империализма. Это находит свое выражение в крупных движениях народных масс, возглавляемых рабочим классом, и в неприязни даже некоторых правительственных кругов стран - союзниц Соединенных Штатов к политике США, в отмежевании некоторых капиталистических государств от ряда аспектов великодержавной политики силы, которую проводят Соединенные Штаты. Показательны в этом отношении тенденции некоторых стран к выходу из военных органов НАТО, усиление общественного течения против сохранения агрессивного Североатлантического союза. В результате проводимой США политики господства углубляются противоречия между США и другими крупными капиталистическими государствами, усиливается межимпериалистическая борьба за установление неоколониального господства, за захват рынков сбыта и источников сырья, за завоевание господствующих позиций в международной экономической жизни. Углубляются противоречия между капиталистическими странами, в особенности между странами Общего рынка и других организаций.  

В первой половине XIX в. особенно большое историческое значение имело движение декабристов. Их идеи стали знаменем российского либерализма. Вдохновленное передовыми идеями эпохи, это движение ставило целью свержение самодержавия и ликвидацию крепостного права.

Уже в начале века формируется как политическое течение российский консерватизм, идеологом которого является известный историк, писатель и государственный деятель Н. М. Карамзин (1766 - 1826). Он писал, что монархическая форма правления наиболее полно отвечает существующему уровню развития нравственности и просвещенности человечества. Единоличная власть самодержца не означает произвола. Монарх был обязан свято соблюдать законы. Сословность общества – извечное и закономерное явление. Дворяне должны были «возвышаться» над другими сословиями не только благородством происхождения, но и нравственным совершенством, образованностью, полезностью обществу.

К концу 1830-х гг. среди передовой части русского общества появляется несколько цельных течений, которые предлагают свои концепции исторического развития России и программы ее переустройства.

Западники (Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, Е. Ф. Корш, К. Д. Кавелин) считали, что Россия идет по европейскому пути в результате реформ Петра 1. Это неизбежно должно привести к отмене крепостничества и преобразованию деспотического государственного строя в конституционный. Власть и общество должны подготовить и провести хорошо продуманные, последовательные реформы, с помощью которых будет ликвидирован разрыв между Россией и Западной Европой.

Оппонентами западников выступили славянофилы (А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Кириевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. М. Самарин, А. И. Кошелев). По их мнению, исторический путь России кардинально отличается от развития западноевропейских стран. Западные народы, отмечали они, живут в атмосфере индивидуализма, частных интересов, враждебности сословий, деспотизма на крови построенных государств. В основе же русской истории была община, все члены которой были связаны общими интересами. Православная церковь еще больше укрепляла изначальную способность русского человека жертвовать своими интересами ради общих. Государственная власть опекала русский народ, поддерживала необходимый порядок, но не вмешивалась в духовную, частную, местную жизнь, чутко прислушивалась к мнению народа, поддерживая с ним контакт через Земские Соборы. Петр 1 разрушил это гармоничное устройство, ввел крепостное право, разделившее русский народ на господ и рабов, государство при нем приобрело деспотический характер. Славянофилы призывали восстановить старорусские устои общественной государственной жизни: возродить духовное единство русского народа (для чего следовало отменить крепостное право); изжить деспотический характер самодержавного строя, наладить утраченную взаимосвязь между государством и народом. Этой цели они надеялись достичь введением широкой гласности; мечтали они и о возрождении Земских Соборов.


На рубеже 1860 – 1870 гг. происходит становление идеологии революционного народничество. Свое законченное выражение она получила в работах М. Бакунина, П. Лаврова, Н. Ткачева. Эти идеологи особые надежды возлагали на крестьянскую общину, рассматривая ее как зародыш социализма.

В конце 1860 – начале 1870-х гг. в России возник ряд народнических кружков. Весной 1874 г. их члены начинают массовое хождение в народ, в котором приняли участие тысячи юношей и девушек. Однако поднять крестьян на революцию не удалось. Революционеры вынуждены были пересмотреть свою тактику и перейти к более планомерной пропаганде в деревне. В 1876 г. возникает организация «Земля и Воля», главной целью которой была объявлена подготовка народной социалистической революции. Народники стремились создать в деревне опорные пункты для организованного восстания. Однако «оседлая» деятельность никаких серьезных результатов также не принесла. В 1879 г. происходит раскол «Земли и Воли» на «Черный передел» и «Народную волю». «Черный передел», лидером которого был Г. В. Плеханов (1856 - 1918), остался на старых позициях. Деятельность этой организации оказалась бесплодной. В 1880 г. Плеханов вынужден был уехать за границу. «Народная воля» на первый план выдвинула политическую борьбу, стремясь добиться свержения самодержавия. Тактика захвата власти, избранная народовольцами, заключалась в запугивании и дезорганизации власти путем индивидуального террора. Исподволь готовилось и восстание. Не надеясь более на крестьян, народовольцы пытались организовать студентов, рабочих, проникнуть в армию. С осени 1879 г. они развернули настоящую охоту на царя, которая завершилась убийством 1 марта 1881 г. Александра II.

В 60-е гг. начинается процесс оформления российского либерализма как самостоятельного общественного течения. Известные юристы Б. Н. Чичерин (1828 - 1907), К. Д. Кавелин (1817 - 1885) упрекали правительство в поспешности реформ, писали о психологической неготовности некоторых слоев населения к переменам, выступали за спокойное, без потрясений «врастание» общества в новые формы жизни. Они вели борьбу и с консерваторами, и с радикалами, призывавшими к народной мести угнетателям. В это время их социально-политической базой становятся земские органы, новые газеты и журналы, университетская профессура. В 70-80-е гг. либералы все чаще приходят к выводу о необходимости глубоких политических реформ.

В конце XIX в. либеральное движение медленно шло на подъем. Первостепенно важным для России преобразованием либералы считали введение конституции, представительских учреждений, гласности и гражданских прав. На этой платформе в 1904 г. возникает организация «Союз Освобождения», объединившая либеральных земцев и интеллигенцию. Выступая за конституцию, «Союз» выдвигал в своей программе и некоторые умеренные социально-экономические требования, прежде всего по крестьянскому вопросу: отчуждение части помещичьих земель за выкуп, ликвидация отрезков и т. п. Характерной чертой либерального движения по-прежнему было неприятие революционных методов борьбы. Социально-политическая база либералов расширяется. В их движение все более активно включается земская и городская интеллигенция, научные и просветительные общества. По численности и активности либеральный лагерь теперь не уступает консервативному, хотя и не сравнялся с радикально-демократическим.

В 1870 – 1880 гг. набирает силу и российское рабочее движение. А в Петербурге и Одессе возникли первые организации пролетариата – Северный союз русских рабочих и Южнороссийский союз рабочих. Они были сравнительно немногочисленны и находились под влиянием народнических идей. Уже в 80-е гг. рабочее движение существенно расширилось, и в нем появляются элементы того, что сделало в начале ХХ в. рабочее движение одним из важнейших политических факторов в жизни страны. Крупнейшая в пореформенные годы Морозовская стачка (1885) подтвердила это положение.

В 80-е гг. в России появляются марксистские кружки Благоева, Точисского, Бруснева, Федосеева, распространявшие марксистские взгляды в интеллигентской и рабочей среде. В 1895 г. в Петербурге возникает «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» во главе с В. И. Лениным. По его образцу подобные организации создаются и в других городах. В 1898 г. по их инициативе в Минске был проведен I съезд РСДРП, объявивший о создании Российской социал-демократической рабочей партии. Но фактически партия создается только в 1903 г. на II съезде.

Что касается консервативного лагеря, то он в пореформенный период переживает идейный разброд, вызванный огромным комплексом сложнейших экономических и социальных проблем, с которыми столкнулась Россия в эти годы.

Идейные течения и общественные

Движения в России на рубеже веков

Причины подъема общественного движения.

· сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодер­жавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным по­ложением дворянства, отсутствием демократических свобод.

· нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, ко­торый оставался центральным в общественной жизни страны.

· К преж­ним социальным противоречиям (между крестьянами и помещиками) добавились новые, вызываемые развитием капитализма:

o между рабо­чими и предпринимателями,

o либеральной буржуазией и консерватив­ным дворянством,

o между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи.

· Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализа­ции, то усиление репрессий) также активизировали общественное дви­жение.

Отличительной чертой общественной жизни России второй полови­ны XIX в. была политическая инертность широких народных масс:

· Кре­стьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сошли на нет,

· рабочее движение находилось в зачаточном состоянии.

· Народ сохранял царистские иллюзии.

Политическую инертность проявляла и буржуазия . В пореформенный период окончательно оформились три направле­ния в общественном движении – консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

Консерваторы.

Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значи­тельная часть крестьянства.

Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории “официальной народности”:

· Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства , обеспечивающим величие и славу России.

· Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось.

· Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных кон­фликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыбле­мость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. В социально-экономической сфере они ратовали за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения . Во внешней поли­тике ими развивались идеи панславизма – единение славянских народов вокруг России . В духовной сфере представители консервативной интел­лигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религи­озности, безусловного подчинения власти.

Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье- бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать.

Либералы.

Социальную основу либерального направления составля­ли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).

Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути историче­ского развития России. Либералы настаивали на введении конституци­онных начал, демократических свобод и продолжении реформ . Они вы­ступали за создание общероссийского выборного органа (Земского со­бора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монар­хия.

Во внутриполитической области либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности России. В социально-экономической сфере они приветст­вовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предла­гали ликвидировать сословные привилегии, понизить выкупные плате­жи, провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. Признание неприкосно­венности личности, ее права на свободное духовное развитие было ос­новой их морально-этических взглядов.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России . Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деяте­ли (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков). Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппо­зиции правительству.

Особенности российского либерализма: его дворянский характер из - за политической слабости буржуазии и близость к консерватизму. Ли­бералов и консерваторов объединяла боязнь народного “бунта” и дейст­вий радикалов.

Радикалы.

Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы крестьян и рабочих. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвя­тившие себя служению народу.

Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой пра­вительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций). Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоре­тики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действо­вать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.

В радикальном направлении второй половины XIX в. господствую­щее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и “общинного социализма”.

В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа:

· 60-е годы – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков;

· 70-е годы -оформление народнической доктрины и деятельность организаций рево­люционных народников;

· 80-90-е годы – активизация либеральных на­родников и начало распространения марксизма, на основе которого бы­ли созданы первые социал-демократические группы.

Организации

“Шестидесятники”.

Подъем крестьянского движения в 1861-1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это ак­тивизировало радикалов, которые надеялись на крестьянское восстание.

В 60-е годы сложилось два центра радикального направления.

· Один – вокруг редакции “Колокола”, издаваемого А.Г. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию “общинного социализма” и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян.

· Второй центр возник в России вокруг редакции журнала “Современник”. Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молоде­жи того времени. Он также критиковал правительство за сущность ре­формы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И. Герцена, видел не­обходимость использования Россией опыта европейской модели разви­тия.

На основе идей Н.Г. Чернышевского образовались несколько тайных организаций: кружок “Великорусе” (1861-1863), “Земля и воля” (1861- 1864 “. Левые” радикалы поставили задачу подготовки народной революции.

“Земля и воля”.

Это была первая крупная революционно-демократи­ческая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты .

Первые тайные организации просуществовали недолго. Одни участники организаций (в том числе Н.Г. Черны­шевский) были арестованы, другие эмигрировали. Правительству уда­лось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов.

Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г.Чернышевского, но, разуверив­шись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике . В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил поку­шение на царя Александра II.

В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь гото­вить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительст­вом . После разгрома кружка С.Г.Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию “Народная расправа”. Он отличался крайним политическим авантюриз­мом, требовал от участников слепого подчинения своим распоряжени­ям. За отказ подчиниться диктатуре студент И.И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию.

На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология . Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов по­следней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направ­ления: революционное и либеральное.

Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительственную часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20-30-е гг. XIX столетия ядро этих организаций составляли главным образом студенты Московского университета. Кружок братьев П.М. и В.Критских в МГУ (1827) разделял программу декабристов; кружок Н.П.Сунгурова (1830-1831) выступал за революционный переворот; кружки В.Г.Белинского (1829), А.И.Герцена, Н.П.Огарева (1831-1834), Н. В. Станкевича (1833-1837) изучали теорию утопического социализма, западно-европейскую философию.

На рубеже 30-40-х гг. XIX в. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. В Московском журнале “Телескоп” в 1836 г. было опубликовано “Философское письмо” П.Я.Чаадаева (в молодости входил в декабристский “Союз благоденствия”, был другом А.С.Пушкина). Чаадаев крайне пессимистически оценивал прошлое, настоящее и будущее России. “Прошлое ее бесполезно, настоящее - тщетно, а будущего никакого у нее нет”, - писал он. За эту публикацию журнал был закрыт, а Чаадаев по высочайшему повелению объявлен сумасшедшим.

    1. Либеральное направление

Поражение декабристов показало, что прежде чем браться за коренное переустройство России, необходимо понять, что она из себя представляет- каково ее место в мировой истории, какие силы направляют ее развитие. Обращение общества к подобным вопросам - историософским и философским - способствовало и само правительство, жестко и оперативно пресекавшее любые попытки представителей общества заняться политической деятельностью. Центрами идейной жизни в 1830-40-х гг. становятся не тайные общества, а светские салоны, журналы, университетские кафедры.

К концу 1830-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западники (историки Т.Н.Грановский, П.Н.Кудрявцев, юрист и философ К.Д.Кавелин, литераторы В.П.Боткин, П.В.Анненков, В.Ф.Корш и др.) исходили из мысли о единстве исторического развития человечества, а следовательно, и о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому, считали западники, в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Идеалом для них был Петр I и его реформы. В сфере государственного устройства они склонялись к конституционной монархии и рассматривали в качестве образца для России парламентскую Англию и Францию. Западники отрицательно относились к крепостному праву, высказывались за преобразования во всех сферах общественной жизни.

Иных взглядов на исторический путь России придерживались славяно-филы (А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В.Киреевские, братья К.С. и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин). Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Это однако не делало славянофилов сторонниками правительственной идеологии: они были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм, с которым было связано самодержавие Николая I. Но изжить эти пороки славянофилы намеревались отнюдь не путем европеизации. Власть царя должна оставаться неограниченной, считали славянофилы, однако народ должен при этом получить право свободно выражать свое мнение - в печати и на земских соборах, получить свободу совести. Подобное сочетание, по мнению славянофилов, соответствовало исконно русским началам: русский народ никогда не претендовал на участие в политической жизни, предоставляя эту сферу государству, а государство не вмешивалось в духовную жизнь народа и прислушивалось к его мнению. В основе русской жизни, по мнению славянофилов, лежало общинное начало и принцип согласия (в отличие от европейских порядков, основанных на противоборстве индивидуалистических начал и формальной законности). Глубоко близка русскому национальному характеру была, по мнению славянофилов, православная религия, ставящая общее выше частного, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Гармоничный уклад русской жизни был, по мнению славянофилов, разрушен реформами Петра I . “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра I, который “прорубив окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.

А.И.Герцен сравнивал славянофилов и западников с двуликим Янусом: они смотрели в разные стороны, но в груди у них билось одно сердце. Действительно, западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества. Общим для западников и славянофилов было и решительное неприятие революции.