Ходжа родился в городке Гирокастра на юге Албании. Отец его, торговец тканями, постоянно был в разъездах по Европе, поэтому воспитанием занимался в основном его дядя, Хисен Ходжа. Хисен Ходжа был яростным приверженцем независимости Албании (Энверу было четыре года, когда Албания получила независимость) и борцом против репрессивной политики правительств, которые правили страной после обретения самостоятельности. Энвер глубоко проникся идеями дяди, в особенности после того, как в 1928 году к власти в стране пришёл король Зогу.

В 1930 году Ходжа поступил в университет Монпелье во Франции, где учился на государственную стипендию, но вскоре был отчислен за неуспеваемость. С 1934 по 1936 год был секретарём консульства Албании в Брюсселе, а также изучал право в местном университете. В 1936 году вернулся в Албанию и стал преподавать в Корче.

Ходжа лишился учительской работы в 1939 году после оккупации Албании итальянскими войсками за то, что отказался вступать в Албанскую фашистскую партию. Он открыл табачную лавку в Тиране, которая вскоре стала местом встреч небольшой коммунистической группы. С помощью югославских коммунистов в ноябре 1941 года он основал и возглавил Коммунистическую партию Албании (впоследствии - Албанская партия труда), а также движение сопротивления (Национальную Освободительную Армию), которое пришло к власти в ноябре 1944 года.

Социальные и экономические реформы

Ходжа объявил себя убеждённым марксистом-ленинцем и восхищался личностью Сталина. Он построил своё государство по советской модели, и когда его бывшие союзники - югославские коммунисты - идеологически разошлись с Москвой в 1948 году, он порвал с ними отношения и годом позже казнил своего главного политического оппонента, министра обороны Кочи Дзодзе по подозрениям в деятельности в пользу Югославии.

По указанию Ходжи у зажиточных землевладельцев конфисковали земли и объединяли их в колхозы (кооперативы), самих же землевладельцев сажали в тюрьмы и уничтожали. Албанская пропаганда гордо заявляла, что коммунистическая Албания полностью обеспечила свои потребности в продовольствии, развивает промышленность, электрифицировала большинство сельских районов, искоренила неграмотность и болезни.

Когда же с падением коммунистического режима железный занавес был снят, взору предстала совсем иная картина - Албания отнюдь не была той индустриально развитой, передовой страной, как утверждала коммунистическая пропаганда. Фактически это была отсталая страна, по меркам не только западных капиталистических стран, но и стран Восточного блока, таких как Болгария и Румыния. Хвалёная развитая индустрия Албании оказалась вымыслом, в сельском хозяйстве использовались методы прошлого столетия, а телефонная связь, уже давно вошедшая в обиход в соседних странах, оставалась диковинкой для всех албанцев, исключая высших чиновников коммунистической партии. Зарплаты рабочих и уровень жизни были поразительно низкими по меркам любой европейской страны, что привело к массовой эмиграции албанских рабочих в соседние Грецию и Италию, где даже в качестве незаконных иммигрантов они жили на порядок лучше, чем у себя дома.

Лучшие дня

Несмотря на постоянное пускание пыли в глаза, пожалуй, единственным реальным наследием Ходжи оказался немыслимый комплекс из 600 тысяч бетонных бункеров, разбросанных по всей стране (насчитывающей 3 миллиона жителей), которые планировалось использовать в качестве наблюдательных пунктов и артиллерийских огневых позиций. При этом, что характерно, примерно половина из них была направлена не против внешнего врага, а на албанские города и деревни. В этом проявлялась параноидальная сущность личности Ходжи, который боялся американского вторжения точно так же, как и революции в собственной стране.

Сталинизм. Разрыв отношений с СССР

Ходжа оставался ярым сталинистом и после того, как Н.С. Хрущёв на XX съезде КПСС в 1956 году обвинил Сталина в массовых нарушениях социалистической законности. Это означало изоляцию Албании от остальных европейских социалистических стран. В 1960 году Ходжа в советско-китайском конфликте занял сторону КНР, и уже в следующем году разорвал отношения с Москвой. В 1968 году Албания вышла из Варшавского договора в ответ на ввод войск стран ОВД в Чехословакию. Единственной страной Варшавского блока, с которой поддерживались отношения, была Румыния, лидер которой, Чаушеску, осудил вторжение в Чехословакию.

Внутренняя политика Ходжи соответствовала сталинской модели, которой он восхищался, а культ личности Ходжи в Албании поразительно напоминал культ личности советского лидера, которого он считал своим идеалом (даже военная форма и знаки различия были скопированы с советских образцов сталинских времён). Внутри страны албанская тайная полиция «Сигурими» использовала репрессивные методы, позаимствованные у КГБ и восточногерманской Штази. Каждый третий албанец либо отбыл срок в лагерях, либо просто подвергался допросам в «Сигурими». Чтобы искоренить вольнодумство, власти прибегали к систематическим «чисткам» - противников режима увольняли с работы, направляли на каторжные работы и даже казнили. Выезд за границу был разрешён лишь по служебным надобностям, дабы не развеивать миф о передовой экономике Албании. Любое проявление индивидуальности или творчества в культурной жизни душились на корню, искусство и литература могли существовать только в той мере, в какой они были необходимы для распространения правительственной пропаганды.

До конца 1980-х годов в Албании сохранялся культ Сталина, его именем назывался город Кучова, произведения Сталина переиздавались (в том числе на русском языке), дни рождения и смерти Сталина официально широко отмечались (как и ленинские дни, и годовщина Октябрьской революции). Уже после смерти Ходжи, в 1986, по случаю кончины В. М. Молотова в Албании был объявлен национальный траур.

Идеологические враги режима именовались «хрущёвцами» и «титовцами»; им приписывалась связь с властями СССР и граничившей с Албанией Югославии. Употребление этих ярлыков было аналогично «троцкистам» в СССР в 1930-е годы.

Атеистическая кампания

В 1967 году, по прошествии двух десятилетий всё более жестоких гонений на церковь, Ходжа торжественно провозгласил свою страну первым атеистическим государством в истории. Вдохновляемый китайской культурной революцией, он подверг конфискации имущество и здания мечетей, церквей, монастырей и храмов. Многие из этих зданий тут же сровняли с землей, в других размещали мастерские, склады, конюшни и кинотеатры. Родителям запрещали давать детям церковные имена. Всякий, у кого находили Коран, Библию, иконы или другие предметы религиозных культов, приговоривался к длительному лишению свободы.

Как сообщала в своём докладе 1984 года организация Эмнести Интернэшнл, ситуация в области прав человека в Албании была абсолютно удручающей. Режим Ходжи лишил граждан свободы самовыражения, вероисповедания, передвижения и объединений, хотя в Конституции 1976 года все эти свободы формально гарантировались. Фактически, определённые статьи Конституции юридически ограничивали использование политических свобод, которые считались противоречащими установленному порядку. К тому же, режим ограничивал доступ людей к любой информации кроме той, которая распространялась государственными средствами массовой информации. «Сигурими» постоянно нарушала неприкосновенность личности, жилища и переписки и производила незаконные аресты. Судебные органы выносили свои решения, исходя из политической целесообразности, не предоставляя виновному возможности представить доказательства в свою пользу, и зачастую вообще без каких-либо судебных формальностей.

Разрыв с Китаем. Полная изоляция

Смерть Мао Цзедуна в 1976 году и поражение «Банды четырёх» в последовавшей внутрипартийной борьбе в 1977-1978 годах привели к китайско-албанскому конфликту и полной политической изоляции Албании - при этом Ходжа обвинял в ревизионизме и Москву, и Пекин.

В 1981 году Ходжа провёл новую чистку, предав казни нескольких партийных и государственных чиновников. Сообщалось, что его ближайший соратник на протяжении 25 лет премьер-министр Мехмет Шеху покончил с собой после очередного конфликта внутри албанского руководства в декабре 1981 года, но часто высказываются предположения, что его на самом деле убили.

Несколькими годами позже Ходжа удалился от дел, передав большую их часть Рамизу Алии. После смерти Ходжи 11 апреля 1985 года (наступившей в возрасте 76 лет, спустя ровно месяц после прихода к власти Горбачёва в СССР) внутренняя и внешняя политика Албании стали менее жёсткими, вследствие общего кризиса коммунистической системы в Восточной Европе. В Албании это привело к отказу в 1990 году от однопартийной системы, а также к поражению реформированной Социалистической партии на выборах 1992 года.

Сочинения

* Э. Ходжа. Хрущёвцы

* Архив произведений Э. Ходжи (англ.)

* Выступление на Совещании коммунистических и рабочих партий, 1960 г. (исп.)

ХОДЖА ЭНВЕР

(род. в 1908 г. – ум. в 1985 г.)

Диктатор Албании, ярый сталинист.

Самая бедная страна Европы – это маленькая горная Албания. Несколько десятилетий правления Энвера Ходжи привели ее к полной изоляции. После крушения режима страна преобразилась, но и сегодня немым напоминанием о тех временах служат полуразрушенные бетонные бункера, построенные по всей стране на случай иностранной агрессии.

Энвер родился 16 октября 1908 г. в г. Гирокастра на юге Албании в семье служащих. Там он окончил начальную школу, а затем лицей в г. Корче. С1930по 1936 г. Энвер обучался во Франции в университете г. Монпелье. Учился он блестяще и университет окончил с отличием. Именно в это время он начал активно заниматься коммунистической деятельностью, вступив в компартию Франции, а затем в компартию Бельгии. Появились его первые публикации в печати, в которых четко прослеживалось становление Ходжи как «верного» сталинца. Он стремился наладить связи с подпольными коммунистическими организациями в Албании и в 1936 г. вернулся домой. Некоторое время он преподавал в корчинском лицее, возглавляя при этом коммунистическую группу.

1938 г. оказался знаменательным для Энвера. Его направили в СССР. Там он больше года учился в университете Маркса – Энгельса – Ленина и в институте иностранных языков, занимаясь переводом на албанский язык речей и книг Сталина, Молотова, Вышинского. Тогда же состоялась его первая встреча со Сталиным и Молотовым.

В апреле 1939 г. Албанию оккупировали войска Италии. Хотя Народное собрание и правительство страны сохранялись, но оба этих органа подчинялись итальянскому вице-королю. Была создана местная фашистская партия, а албанская армия вошла в состав итальянской. По решению руководства Коминтерна Энвера Ходжу переправили вместе с двумя помощниками из ЦК ВКП(б) в Албанию. Он стал одним из организаторов антифашистской борьбы. За эту деятельность итальянский суд заочно приговорил его к смерти.

После оккупации гитлеровцами Югославии в состав Албании были включены районы, населенные албанцами: Косово и Метохия. Так возникла «Великая Албания». Там начались «этнические чистки» (к августу 1942 г. было убито около 10 тыс. сербов). Между тем при поддержке Англии и СССР движение Сопротивления ширилось. 7 ноября 1941 г. на подпольной конференции была провозглашена компартия Албании. Однако, несмотря на все старания Ходжи добиться руководящего положения в партии, первым секретарем избрали его соперника – К. Дзодзе. Энвер стал его заместителем, но получил пост, дававший ему реальную власть – главнокомандующего партизанскими формированиями. Летом 1942 г. партизаны начали вооруженную борьбу с оккупантами. Осенью в Москве состоялась вторая встреча Ходжи со Сталиным и другими руководителями СССР, на которой он заверял в готовности бороться до победы и намерении построить в Албании социализм по образцу СССР. В тот же период произошли изменения в личной жизни Ходжи. Он женился на 20-летней Неджимие Руфи, дочери рабочего-нефтяника, которая стала его единомышленницей и помощницей во всех начинаниях.

С 1943 г. Энвер Ходжа возглавил компартию (в 1948 г. переименована в Албанскую партию труда – АПТ). Тогда же обозначились успехи албанских партизан. Осенью они освободили г. Дебар, центр населенного албанцами района Югославии, и водрузили над ним государственный флаг Албании – красный флаг с двуглавым орлом. Это привело к первому албано-югославскому конфликту. По мере распада итальянской армии немцы начали оккупацию Албании, сумев внести при этом раскол в движение Сопротивления. Тогда в мае 1944 г. коммунисты создали Антифашистский национально-освободительный совет, а в октябре было сформировано правительство, в котором Ходжа, оставаясь главкомом, стал премьер-министром и министром иностранных дел. В это время началось отступление немцев, и 28 ноября отряды коммунистов вошли в Тирану – столицу Албании. Коммунисты упрочили свое положение после выборов в Учредительное собрание, узаконившее их власть.

По окончании войны разгорелся конфликт между Ходжей и лидером Югославии Тито. До 20 июня 1948 г. Албания для осуществления своих амбициозных планов индустриализации и модернизации вовсю использовала финансовую и военную помощь Югославии. В стране создавались смешанные компании, работали югославские специалисты и военные советники. Однако Тито стремился создать под эгидой Югославии балканскую федерацию, куда должна была войти и Албания. Косово и Метохия тогда стали автономными областями Югославии. Но подобный союз противоречил, в первую очередь, планам Сталина, а также планам Ходжи. Культ Ходжи уже складывался вовсю. Его именем стали называться предприятия; был введен первый пятилетний план, в создании которого участвовали и Сталин, и Ходжа. В стране развернулась индустриализация, коллективизация сельского хозяйства.

В ноябре 1949 г. произошел полный разрыв между Сталиным и Тито. Сталин назвал режим Тито «фашистским» и призвал его свергнуть. Энвер Ходжа решил использовать эту ситуацию для решения вопроса Косово и Метохии в пользу Албании. В письме к Сталину он, как бы прося у вождя СССР совета, писал: «Мы считаем, что Косово, Метохия и часть пограничной с Албанией Македонии с албанским населением после освобождения Югославии от когтей Тито… должны быть присоединены к Албании». Ходжа пошел на разрыв всех отношений с Югославией, вплоть до закрытия в 1953 г. границы. В самой же Албании начались «чистки». Ходжа сводил счеты с влиятельной проюгославской группировкой внутри АПТ, особенно с К. Дзодзе, бывшим тогда секретарем ЦК и министром внутренних дел. Он был арестован и казнен. Политические «чистки» продолжались до середины 50-х гг.

Теперь югославское влияние сменилось советским. До 40 % албанского бюджета составляли поступления из СССР. Смерть Сталина и речь Хрущева на XX съезде КПСС во многом изменили отношения Ходжи с Москвой. Он стал осторожным с новыми лидерами СССР, которые рассматривали Албанию как свой ядерный ключ в Средиземноморье.

В 1955–1956 гг. в соцстранах Европы стали утрачивать свое влияние сталинисты. Началось сближение СССР и Югославии. Тогда-то Тито потребовал отстранения от власти Ходжи, который в это время занимал пост 1-го секретаря ЦК АПТ, уступив в 1954 г. премьерство М. Шеху. А вскоре на съезде АПТ делегаты, не без подсказки из Москвы, подвергли Ходжу и Шеху резкой критике. В таких условиях лидер Албании резко сменил курс, апеллируя к албанским националистам, призывая «жить, работать и бороться, как в окружении», особенно же бороться против растущей югославской угрозы. На вооружение были взяты советские лозунги 30-40-х гг. Тогда же началось уничтожение православных храмов, поскольку православными в Албании являлись сербы, греки, македонцы и русские. К середине 60-х гг. в стране не осталось ни одного православного храма и ни одного живого православного священника. Зато развернулось широкомасштабное строительство на случай войны железобетонных бункеров. Всего за годы правления Ходжи их было построено свыше 700 тыс. Их стоимость в 2,5 раза превысила стоимость знаменитой французской линии Мажино.

Между тем курс Ходжи на изоляцию Албании набирал обороты. На международном Совещании коммунистических и рабочих партий в Москве в ноябре 1960 г. лидер Албании резко осудил примирительную политику Хрущева в отношении Запада. Окончательный раскол между Ходжей и Хрущевым произошел в 1961 г.

после XXII съезда КПСС. Были разорваны дипломатические отношения. В следующем году Албания вышла из СЭВ, затем из Варшавского договора. Ходжа переориентировался на Китай, который теперь обеспечивал до 40 % поступлений в бюджет Албании. Из Китая поступало оружие; китайские специалисты помогали строить электростанции, заводы и фабрики, добывать руду и нефть. Все это Ходжа назвал «вторичным освобождением Албании». В 1974 г. он заявил: «Пусть советские лидеры лобызают нас хоть трижды, как это принято в православной церкви, но мы все равно с ними никогда не помиримся». Но когда в конце 70-х гг. Китай начал сближение с Западом, Ходжа разорвал отношения и с ним. Страна оказалась в полной изоляции.

Тогда же по стране вновь прокатились волны репрессий. Ходжа не прощал даже малейшего непослушания. Он объявил колеблющихся врагами народа и партии. В связи с якобы раскрытым прокитайским заговором вновь развернулась «чистка кадров всех уровней», продолжавшаяся вплоть до смерти Ходжи. Некоторое улучшение отношений с Югославией в 1980 г. было прервано беспорядками в Косово. Дело дошло до массового изгнания сербов и черногорцев из этого края. В 1981 г. покончил жизнь самоубийством премьер Шеху, а затем последовало сообщение, что он являлся югославским, советским и американским агентом и поэтому был ликвидирован. Начались новые чистки: многие люди, связанные с Шеху, были казнены.

В 1983 г. здоровье Ходжи резко ухудшилось: инфаркты, инсульты, диабет. 11 апреля 1985 г. от очередного инсульта Энвер Ходжа скончался. Но еще целых 5 лет его зловещая тень витала над страной.

Из книги Изюм из булки автора Шендерович Виктор Анатольевич

Ходжа Насреддин и другие Однажды я сильно заболел, и мне из вечера в вечер читали вслух книгу в обложке морковного цвета: две повести о Ходже Насреддине. Это было такое наслаждение, что не хотелось выздоравливать. В двенадцать-тринадцать лет я знал две соловьевские

Из книги ЧК за работой автора Агабеков Георгий Сергеевич

Глава VI. Убийство Энвер-паши Я вместе с сотрудником Разведывательного управления Туркфронта Осиновым лежали на средней полке вагона 4-го класса. Под головами у нас стояли ларек, забитый всяким мелким бакалейным товаром, и мешок с бельем и частью того же товара.Уже утро. Мы

Из книги Айни автора Акобиров Юсуф

«Всемогущий ходжа» В Соктари жил веселый, остроумный и находчивый человек - Кори-Махмуд. В детстве он учился в школе чтецов корана, потом десять лет служил военным и, бросив это занятие, стал муллой, лечил людей заклинаниями, отпевал покойников. Он признавал, что военные

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Ходжа Насреддин Ходжа Насреддин. Средневековая миниатюраВо многих восточных странах популярны истории о Ходже Насреддине. Этот персонаж одни считают исторической фигурой, другие – собирательным образом из народных анекдотов. Возможно, как говаривал сам Ходжа, и те

Из книги Молодость века автора Равич Николай Александрович

ПОДГОТОВКА АНГЛИЧАНАМИ АВАНТЮРЫ ЭНВЕР-ПАШИ Я действительно не имел тогда ни малейшего представления о том, где находится Энвер-паша. У нас были сведения о многих турецких офицерах. Большая часть тех, что находились в тот момент с Джемаль-пашой, была настроена просоветски,

Из книги Секретный террор автора Агабеков Георгий Сергеевич

КОНТРРЕВОЛЮЦИОННОЕ ВОССТАНИЕ ЭНВЕР-ПАШИ И ЕГО ГИБЕЛЬ Новый генерал-губернатор прибыл в сопровождении пышной свиты, состоявшей почти исключительно из молодых офицеров. Это был вполне цивилизованный человек. Но не так-то легко оказалось ему войти в курс дела огромной

Из книги Самый добрый клоун: Юрий Никулин и другие… автора Раззаков Федор

УБИЙСТВО ЭНВЕР-ПАШИ Военные действия на Бухарском фронте принимали неопределенный характер. Красные войска, стянутые в Восточную Бухару, не могли продвигаться вследствие своей малочисленности, отсутствия снабжения, сильной жары и противодействия местного населения.

Из книги автора

Ходжа Насреддин по-советски (Акрам Юсупов) А. Юсупов родился 1 мая 1905 года в маленьком городе близ Андижана в Узбекистане. Он был 9-м по счету ребенком в семье пекаря Мамеда Юсупова. Жила семья бедно, и прокормить всех своих детей Юсупов-старший не имел никакой возможности.

Энве́р Хали́л Хо́джа (алб. Enver Halil Hoxha; 16 октября 1908, Гирокастра, Османская империя - 11 апреля 1985, Тирана, Албания) - албанский политический деятель, фактический руководитель Народной Социалистической Республики Албания в 1944-1985 годах, 1-й секретарь ЦК Албанской партии труда (1941-1985), председатель Совета министров Албании (1946-1954), министр иностранных дел Албании (1946-1953) и главнокомандующий вооружёнными силами Албании (1944-1985).

Будущий албанский политический лидер родился в 1908 году. Его отец был небогатым купцом. Обучение Энвер получил в гуманитарном лицее, где преподавали на французском языке. В 1930 году молодой человек отправился во Францию, где поступил в университет города Монпелье. Он выбрал инженерную специальность. Именно во Франции Энвер сблизился с идеями социализма и коммунизма. Из-за этого правительство Албании прекратило платить студенту стипендию. В поисках работы Энвер отправился в Париж. Там он познакомился с редактором коммунистического журнала «Юманите». Ходжа писал статьи про Албанию для данной газеты. В них он критически высказывался о правительстве своей родной страны.

В 1934 году Энвер получил должность секретаря при консульстве Албании в Брюсселе. Там же он изучал право. Когда же руководство Албании прознало о его статьях, его отправили на родину. Так что полноценным юристом он не стал. В городке Корча, где он получил начальное образование, он стал преподавать в лицее и вместе с тем участвовать в деятельности одной из коммунистических групп. В 1939 году его политическая активность привела к тому, что Энвер был арестован. Он был приговорен к небольшому тюремному сроку за подрывную деятельность. В апреле 1939 года, когда итальянские войска вошли в Албанию, Энвера уволили из лицея, так как он придерживался антифашистских взглядов. Ходжа уехал в столицу Тирану, где начал торговать табаком. Она служила лишь прикрытием. На самом деле Ходжа принимал участие в подпольной деятельности движения Сопротивления фашистам. В 1941 году все коммунистические партии Албании объединились. В этом же году образовалась Коммунистическая партия Албании. Энвер Ходжа же стал ее генеральным секретарем.

Через год у КПА было достаточно много бригад, которые принимали участие в движении Сопротивления. В 1944 году Ходжа уверенно заявил, что из Албании без помощи союзников были изгнаны войска немцев и итальянцев. В 1945 году лидеры СССР, США, Франции и Великой Британии признали правительство Ходжи в Албании. Энвер начал укреплять свою власть. Он уверенно отстаивал независимость Албании. Противостоял лидеру Югославии Тито. В мае 1949 года Ходжа отдал приказ о казни коммунистов, которые якобы поддерживали Тито. Энвер во всем поддерживал сталинский режим. СССР оказывала громадную помощь Албании. После смерти Сталина большое недовольство у Ходжи вызвала политика Хрущева. В 1961 году финансовая помощь от СССР в Албанию поступать перестала, а чуть позже все дипломатические связи между этими двумя странами разорвались. Энвер заключил союз с Мао Цзэдуном, который тоже разорвал связи с СССР. Теперь помощь Албания получала от Китая. В 1968 году Албания официально вышла из Варшавского договора. В 1978 году Китай перестал оказывать помощь Албании. Так как Энвер стал критиковать его правительство и власть США. До самой смерти Ходжи в 1985 году Албания оставалась в изоляции.

Энвер Халиль Ходжа (алб. Enver Halil Hoxha; 16 октября 1908, Гирокастра, Османская империя - 11 апреля 1985, Тирана, Народная Социалистическая Республика Албания) - албанский политический деятель, социалистической Албании в 1944-1985 годах. Народный Герой Албании.

Занимал посты Первого секретаря ЦК Албанской партии труда (1941-1985), Председателя Совета министров (1946-1954), министра иностранных дел (1946-1953) и министра обороны Албании (1944-1953), также являясь верховным главнокомандующим вооружёнными силами (1944-1985).

За более чем сорок лет его правления были достигнуты успехи в развитии албанской экономики, образования и здравоохранения. К положительным сторонам тех времён можно отнести политику эмансипации женщин и почти полную ликвидацию традиционных бичей Албании: неграмотности, этнической разобщённости, малярии, сифилиса, кровной мести.

Вообще произошла смена уклада жизни в Албании: она в конце 1940-х была на уровне ХІХ века, но к концу 1980-х являлась относительно развитой страной. В стране была создана система высшего образования (Университет Тираны), профессиональный театр, включая оперу, телевидение. Всё это полностью отсутствовало в довоенной Албании и было создано во многом благодаря советской, а потом европейской и частично китайской помощи.

С другой стороны, Ходжа вёл репрессивную внутреннюю политику, уничтожал «предполагаемые нелояльные элементы» среди членов правящей партии. Действовала тайная полиция Сигурими.

Во внешней политике первоначально ориентировался на Югославию и СССР, встав на позицию последнего в советско-югославском конфликте. После начала десталинизации в СССР Албания разорвала с ним отношения и стала развивать тесное сотрудничество с маоистским Китаем. Но приход к власти реформистов в Китае привёл к разрыву отношений и с этой страной, в результате чего возникла фактически нацистская идеология ходжаизма, принятая также некоторыми организациями, считающими политику СССР и Китая «ревизионистской» и не соответствующей марксизму-ленинизму.

До прихода к власти

Ходжа родился в городке Гирокастра на юге Албании, которая в то время входила в состав Османской империи. Его родители принадлежали к секте бекташей: неортодоксальному направлению в исламе, игравшему значительную роль в национально-освободительном движении албанцев. В семье с уважением относились к вере предков, и отец водил Энвера перед поездкой во Францию за благословением к одному из духовных лидеров бекташей. Дед Ходжи Бекир был участником Призренской лиги - первой значительной политической организации албанцев. Отец его, торговец тканями, постоянно был в разъездах по Европе, поэтому воспитанием занимался в основном его дядя, Хисен Ходжа. Хисен Ходжа был сторонником независимости Албании (Энверу было четыре года, когда Албания получила независимость) и борцом против репрессивной политики правительств, которые руководили страной после обретения самостоятельности. Энвер проникся идеями дяди, в особенности после того, как в 1928 году к власти в стране пришёл король Зогу.

В 1926 году Ходжа окончил начальную школу в Гирокастре, затем лицей в городе Корче (летом 1930 года). Увлекался музыкой, писал стихи, организовывал диспуты и литературные вечера. К 25 годам Энвер, успевший овладеть французским и турецким языками, публиковался в прессе и начал знакомиться с трудами Маркса, Энгельса и Ленина.

В октябре 1930 года Ходжа поступил в университет Монпелье во Франции на факультет естественных наук, где учился на государственную стипендию, но вскоре был отчислен. Партийная историография приводит причину - приверженность социалистическим идеям. С 1934 по 1936 год был секретарём консульства Албании в Брюсселе, а также изучал право в местном университете и входил в студенческий кружок под руководством Лазара Фундо.

Ходжа познакомился с деятелями албанской секции Французской компартии, а также с такими видными коммунистическими деятелями, как М. Кашен, М. Торез, А. Барбюс, Л. Арагон. Ходжа сотрудничал в «Юманите», редактировал албанский коммунистический бюллетень. Он восхищался деятельностью Сталина и ВКП(б), считая, что Албании нужна именно такая партия. Энвер переводил на албанский важнейшие речи Сталина, постановления большевистской партии, выступления лидеров Коминтерна. Энвер Ходжа, будучи членом Французской компартии, в 1935-1936 годах побывал в Бельгии, где вступил в Бельгийскую компартию, публиковался в её печатных органах.

Ходжа Энвер

Хрущевцы

Неизвестная Албания

Вся информация об Албании была совершенно недоступна советским людям. Лично я впервые прочитал об этой стране в журнале «Молодая Гвардия» в 1998 году № 12. Считаю, что перед тем, как прочитать книгу Энвера Ходжи «Хрущевцы» необходимо ознакомиться с этой статьей.

С уважением, Шабалов Александр.

«…Сейчас больше всего кричат о гласности. Но ведь существует немало тем, на которые писать не принято. Попробовал найти что-нибудь об Албании не получилось. Может быть, «Молодая гвардия» нарушит этот «заговор молчания»?»

Н. Суворов. Алма-Ата

Лозунг «Жить, работать и бороться как в окружении» во многом определяет сегодняшнюю жизнь в Албании, внешнюю и внутреннюю политику Албанской партии труда. Стремление руководителей уберечь страну от «тлетворной буржуазной идеологии и ревизионизма», от частых пересмотров собственной истории и собственного опыта, от социально-экономических и политических «пороков» и язв», порождаемых «капитализмом и ревизионизмом», воплощается в различных областях экономики, во внутренней и внешней политике страны «истинного «социализма, в повседневной жизни албанцев.

Албания, длительное время получавшая значительную экономическую помощь от СССР и других стран СЭВ, а также от КНР, во второй половине 70-х годов провозгласила политику отказа от иностранных кредитов и другой помощи, угрожающей, как считают в Тиране, экономической и политической независимости «государства диктатуры пролетариата». Ценой огромных материальных, финансовых, трудовых усилий, нередко 14–16 часового рабочего дня, Албания оказалась в состоянии преодолеть трудности, обусловленные прекращением сотрудничества с соцстранами. Усилив экономическую и политическую централизацию, подчинив все наличные средства и ресурсы делу «выживания в окружении», максимально используя научно-техническое сотрудничество со многими странами (которое никогда не прерывалось), жестоко карая за некомпетентность, халатность, бюрократизм и тем более за «мелкое» воровство (уже не говоря о «крупном»), Албания смогла обеспечить экономическую и политическую стабильность и самостоятельность, сравнительно высокие темпы роста валового национального продукта (в 80-х годах - 10–15 процентов в год).

Уже с начала 80-х за счет национального производства полностью удовлетворяются потребности в зерне (урожайность пшеницы в 80-х годах - до 42 ц/га), мясомолочных продуктах, одежде и обуви, медикаментах, многих предметах длительного пользования. Нефтехимические, металлургические, деревообрабатывающие и другие предприятия, созданные в 70–80-х годах, на 80–90 процентов обеспечивают страну черными и цветными металлами, алюминием, сельхозтехникой, автомобилями, многими видами энергетического и промышленного оборудования, нефтепродуктами, удобрениями, стройматериалами, электровозами, вагонами…

Приняв за основу советский опыт индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства, используя богатые природные ресурсы {хром, медь, бокситы, нефть и газ, железо-никелевая, цинковая и марганцевая руды и др.), с небольшим по численности (3,2 млн. человек в 1988 году), но самоотверженным и трудолюбивым населением албанское руководство проводило и проводит курс на создание полностью самообеспечивающейся экономики, на расширение экспорта не за счет сырья, а полуфабрикатов и готовых изделий.

Конечно, небольшая численность и потребительская неискушенность населения в определенной мере сдерживают «потребительскую» направленность экономики, а самоустранение по политическим мотивам от мировой экономической интеграции, идеологизация внешнеэкономических связей вряд ли положительно влияют на экономику, научно-технический прогресс Албании.

Тем не менее, успехи налицо: страна, не имевшая до середины 70-х годов черной металлургии, ныне производит более 50 видов стали и 80 - проката. Страна, «не ведавшая» собственного железнодорожного машиностроения до 80-х годов, первые железные дороги, в которой появились лишь в конце 50-х годов, ныне вывозит рельсы, некоторые виды грузовых вагонов. Электрифицированная до середины 50-х годов лишь на 20 процентов территории за счет небольших дизельных ТЭС, Албания ныне экспортирует электроэнергию в НРБ, СФРЮ, Грецию, Румынию, располагает крупными ГЭС на Балканах, развивает биоэнергетику, геотермальную и солнечную энергетику. Страна, в которой до 50-х годов около 80 процентов населения было неграмотным, стала обществом всеобщей грамотности не только албанцев, но и проживающих в Албании греков, сербов, черногорцев, македонцев, турок; имеет два университета, десятки вузов и исследовательских институтов, обучает студентов из ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Если раньше население республики считалось обреченным на вымирание вследствие многочисленных болезней, эпидемий, отсутствия системы здравоохранения, то ныне она имеет самый высокий уровень рождаемости в Восточной Европе - 33 человека на 1 тысяч жителей и минимальный - смертности - 6 человек на 1 тысячу жителей. Среднемесячная зарплата рабочих и служащих составляет 730–750 леков (1970 г. - 650 леков), плата за квартиру, построенную в госсекторе, - 10–15 леков, в кооперативном секторе - 25–30 леков. (По курсу Госбанка СССР (1989 г.) 100 леков составляют 12 рублей.) Проработавшие на одном предприятии не менее 15 лет имеют право на ежегодную бесплатную путевку на курорты (с 50-процентной скидкой членам семьи), оплачивают только 50 процентов стоимости лекарств; цены на медикаменты снижаются один раз в 3–4 года. Трудящиеся, школьники, студенты пользуются бесплатным питанием по месту работы или учебы, школьная форма и учебники также бесплатные. Студентам выплачиваются стипендии имени В. Ленина, И. Сталина. Э. Ходжи (Э. Ходжа - Первый секретарь ЦК АПТ с 1941 по 1985 год.) Рабочие и служащие к месту работы и обратно доставляются государственным (ведомственным) транспортом по льготным тарифам. Ежегодный оплачиваемый трехнедельный отпуск (до середины 80-х годов - двухнедельный) большинство трудящихся проводят на курортах «семейного типа».

Мужчины имеют право выхода на пенсию в 65 лет; женщины - в 60 лет. В случае кончины одного из супругов членам семьи в течение года выплачивается ежемесячная зарплата (или пенсия) умершего. При рождении первого ребенка женщина получает 10-процентную прибавку к зарплате, второго - 15-процентную, при этом оплачиваемый (в сумме месячного заработка и доплат) отпуск по рождению и уходу за ребенком составляет 2 года (в том числе послеродовой полтора года); в случае потери кормильца женщина в течение трех лет получает 125 процентов своей зарплаты.

Браки с иностранцами запрещаются. С 1986 года исключение делается для «соратников и соратниц по борьбе с империализмом и ревизионизмом».

Примечательно, что в Албании еще в 60-е годы был полностью отменен подоходный налог, а с 1984 года наполовину уменьшен налог на холостяков и малосемейных. Ежегодно летом, по примеру «сталинского», как его называли, снижения цен в нашей стране, в НСРА снижаются розничные цены на многие потребительские товары в среднем на 5–15 процентов.

Но есть, как говорится, и обратная сторона медали. Трудящимся не разрешается иметь в личном пользовании предметы «буржуазной роскоши» автомобиль, рояль (правда, пианино можно), видеомагнитофон, «нестандартную» по размерам и «рекомендованным» типам застройки дачу, сдавать жилплощадь частным лицам (последнее возможно по «специальному временному» разрешению). Коротковолновые радиоприемники и радиолы не производятся, а владение импортными запрещено.

Госхозы не имеют права реализации сельхозпродуктов на рынках; кооперативные хозяйства могут реализовать эти продукты по ценам, превышающим государственные только на 10–20 процентов, причем государственные цены имеют «сезонные» колебания, варьируются в зависимости от качества продукции. Некоторые продовольственные товары (хлеб, молочные, мясные продукты, шерсть, оливки, ягоды, чай и др.) вообще запрещено продавать на рынках. Государство, часто повышая закупочные цены, способствует уменьшению рыночной торговли продовольствием.

В Албании очень мало иностранных журналистов, несмотря на то, что НСРА поддерживает дипломатические и торговые связи с 95 государствами. Максимальный срок пребывания иностранцев (не дипломатов) в стране - три недели, и то им разрешено посещать лишь немногие города и районы. Подобные ограничения, правда, не распространяются на представителей «борющихся против империалистов и ревизионистов «партий» и движений», наоборот, их визиты всячески приветствуются, широко освещаются в прессе, по радио и телевидению.

Перечень «табу» этим не исчерпывается. Длинные волосы, джинсы и узкие брюки, импортные юбки, косметика, «буржуазно-ревизионистские» фильмы, рок-музыка, джаз и т. п. - все это безоговорочно запрещено. Известны многочисленные случаи, когда приезжих иностранцев, даже если они «искренние друзья» и «истинные коммунисты», не церемонясь, прямо в аэропорту направляют к парикмахерам или в «срочное» ателье. Сопротивляющихся отсылают обратно…