Американская школа политической науки

В США политология имеет среди гуманитарных наук особенно высокий авторитет, в этой области работает большое число исследователей, также во многих вузах политология преподается как обязательная учебная дисциплина.

Основу современной политологии составляет американская политическая наука, основными направлениями которой являются:

1. системное изучение управленческой "пригодности" в контексте функционирования всей политической системы

2. анализ действенности политических решений, способов подбора и причин смены политических элит, выяснения уровней поддержки политической системы гражданским мнением

3. изучение эффективности демократии, и ее институтов

4. исследование проблем социально-политического развития слаборазвитых стран в пределах концепции "политической модернизации"

Центральным для современной политологической школы США сегодня является исследование традиций и проблем политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории по политическому управлению, политической модернизации.

Английская школа политической науки

Американская школа политологии оказала существенное влияние на политическую науку в Англии. В современном виде английская политология представляет собой новую отрасль гуманитарного знания, в которой все больше усиливается экономическая, социологическая, социально-психологическая направленность политических исследований. При этом особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизма политического давления на правительство и парламент со стороны различных формальных и неформальных групп, психологии политического поведения избирателей и др. Центральными проблемами современной английской политологии являются: теория конфликта; теория согласия; теория плюралистической демократии.

Немецкая школа политической науки

В современной политологии Германии можно выделить три направления:

1. Нормативистская политология, базирующаяся на философском анализе моральных норм политической деятельности;

2. Позитивистско-бихевиористическая эмпирическая социология;

3. "Практика-критическая наука" о социально-политической власти.

Немецкая школа политической науки занимает сегодня особое место в мире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях:

1. Направление философской политики; использование категорий философии, методов психоанализа.

Политическая школа Франции

Что касается Франции, то здесь политическая наука сравнительно молода. Как самостоятельная отрасль знаний она оформилась только после Второй мировой войны. Для политической науки во Франции более характерными являются:

1. теоретические, государствоведческие аспекты;

2. исследование политических процессов в рамках конституционного права.

Состояние современной политической мысли на Западе во многом определяет развитие политологии во Франции. Наиболее распространенными направлениями в политологии являются: изучение поведения избирателей и изучение политических партий.

Довольно широко изучается общественное мнение и очень сильны позиции политической науки в изучении конституционного права и государственных институтов.

А также сильные политологические школы сложились в Италии и Канаде . Активизировалось изучение политической науки в Бельгии, Голландии, Дании, Польше, Австралии.

И все же в данное время выделяют четыре основных зарубежных политологических школы. К ним относятся Англо-Американская, Французская, Немецкая и Польская.

1. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ -- разработка проблем политической модернизации, стабильности политических конфликтов, внешней политики.

2. ФРАНЦУЗСКАЯ -- разработка проблем типологии политических режимов, легитимности партийно-политической инфраструктуры.

3. НЕМЕЦКАЯ -- компаративистський анализ политических систем, проблема функционирования гражданского общества и правового государства.

4. ПОЛЬСКАЯ -- концептуальное исследование политического жизни общества, главных направлений демократизации политической.

Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования проектов в обучении иностранным языкам. Основная задача учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития, позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

Реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;

Показать умение использовать приобретенный исследовательский опыт;

Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;

Подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом, важно соблюдение некоторых условий:

Тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на составление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т.д.;

Проблема, предлагаемая ученикам, формируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных, источников информации;

Необходимо вовлечь в работу над проектом (проектами) всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его языковой подготовки.

Могут быть предложены следующие темы проектов:

  • Voyager en France. Путешествие по Франции.
  • Les régions de la France. Регионы Франции.
  • La télécommunication. Телекоммуникации Франции.
  • La médecine en France et en Russie. Медицина во Франции и России.
  • La réligion et la culture en France moderne. Религия и культура в современной Франции.
  • Tunnel sous la Manche et Eurostar. Туннель под Ла-Маншем и Евростар.
  • La Bourgogne médiévale... du XXIe siècle. Посетите средневековую Бургундию... ХХI века.

Выполнение названных проектов предполагает информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты.

Информационный диапазон. Это означает, что ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных, изобразительных); отобрать те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более частные, второстепенные сведения, детали.

Исследовательский аспект. Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом ученик должен обладать способностью анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой учебный опыт, эрудицию, творчество.

Языковой аспект. Ученик должен уметь описать или устно изложить средствами иностранного языка ход и результат своего исследования. Важно выразить авторское отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам.

Изложенные характеристики касаются как монопроекта, так и коллективного проекта. Каждый выбранный проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения, организации деятельности учащихся, оценивания результатов работы.

Более целесообразными и плодотворными с педагогической точки зрения являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся.

Коллективные проекты требуют больших усилий не только от авторов, но и от учителей иностранного языка, привлечения в качестве консультантов учителей других предметов.

При организации работы учащихся предполагается определенная последовательность в выполнении. В содержании работы над монопроектом и коллективным проектом будут совпадения, а также некоторые различия.

Проиллюстрируем методику работы на примере конкретного проекта “Французский язык и Франция в моей жизни” (“Le français et la France dans ma vie”).

Над монопроектом работает один ученик. Вначале он на уроке сообщает выбранную им тему проекта. Желательно, чтобы учащийся выбирал ее сам.

Автор обосновывает мотивы выбора конкретного проекта. Ученик подчеркивает актуальность темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования, желание и возможность раскрыть и развить тему интересно для своих товарищей и учителей.

Учащиеся и учителя высказывают свои соображения в поддержку выбранной темы, предлагают различные аспекты проблемы для исследования.

Уже на этом этапе станет ясен уровень языковой подготовки ученика, так как автор проекта будет излагать аргументы на иностранном языке.

На следующем уроке следует сформулировать проблемы, которые ученик выбрал для исследования. К этому моменту у него было время подумать, осмыслить тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание его работы. Скорее всего, полностью ученик не справится с этой задачей. На помощь ему придут учитель, одноклассники.

Вот примерная проблематика по проекту “Французский язык и Франция в моей жизни”:

Изучение французского языка пробудило интерес к французской музыке, театру, литературе, ко всему, что касается Франции. Я хочу хорошо знать Францию. Возможно, мне это в будущем пригодится. Я просто хочу быть эрудированным во всех вопросах. Мне это поможет принести больше пользы своей стране.

Я много читал о Франции. Я увидел, почувствовал духовное богатство народа. Знакомясь с жизнью современной Франции, я невольно думаю о том, что роднит простых людей Франции и России, чем может духовно обогатиться Россия.

Возможно, моя будущая профессия тоже будет связана с иностранными языками.

Я хочу показать связь культур мира. Мне это нужно для поддержания дружбы, общения, переписки с друзьями.

Следующая ступень в организации работы предполагает, что участники разных проектов обсудят конкретные проблемы исследования, уточнят их формулировки, наметят сроки выполнения. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участников, их образовательный кругозор, знание ими других источников кроме учебников.

При выборе коллективного проекта инициатива может исходить от учителя, который ненавязчиво предлагает один или несколько вариантов заранее, будучи уверенным в коллективном интересе учащихся к данному виду работы. При организации работы над коллективным проектом выбирается куратор для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, трудностей на пути исследования. В случае необходимости на помощь должен прийти учитель. Полезны также промежуточные отчеты участников проекта. В дискуссии по коллективному проекту обязательно выслушивается мнение всех участников. Их выступления покажут, одинаков ли уровень подготовки учащихся, не возникнут ли в процессе работы противоречия, разногласия, которые будут тормозить ее выполнение; ясно станет, насколько участники проекта – команда единомышленников.

Коллективный проект проходит следующие этапы организации работы: обоснование, согласование состава участников, выбор проблемы и логическое ее выстраивание, выбор куратора, назначение срока выполнения, периодичности отчетов о ходе работы, обсуждение и выбор источников информации.

Вот примерный перечень проблем коллективного проекта “Французский язык и Франция в моей жизни”:

  • Франция в моем сердце.
  • Чем может гордиться житель Франции.
  • Как готовится к будущей жизни школьник Франции.
  • Искусство и культура Франции – для всех.

Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объем письменных проектов будет разным в зависимости от типа проекта и времени его выполнения. Меньшим, как правило, будет объем краткосрочного монопроекта. Он охватывает сравнительно небольшой круг вопросов. Если на подготовку монопроекта отводится всего несколько дней, то возможно его представление в устной форме (что принято считать защитой) на уроке, с коллективным обсуждением и оцениванием проведенной работы.

Если проект серьезен по проблематике, предполагает углубленное исследование, время его реализации может доходить до нескольких месяцев. В этом случае целесообразнее представить его в письменном виде.

Итак, мы видим две ведущие линии в осуществлении проектной методики в школе с углубленным изучением иностранных языков. Оба направления одинаково важны.

Первая линия состоит в том, чтобы выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направления и ход ее разработки, наполнить ее интересным материалом и содержанием, логически ее завершить, продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования.

В процессе этой исследовательской деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к знакомству с разными отраслями научного познания, естественным становится участие в диалоге культур, в известном смысле формируется уровень профессионального общения, широкий взгляд на мир как на единую культурную, экологическую среду обитания в масштабе всей планеты.

Ученик, способный к такой исследовательской деятельности, взрослее в своем общественном сознании и способен занять определенную позицию здравомыслящего человека при оценке любой социальной, политической, экономической ситуации.

Вторая линия предусматривает изложение средствами иностранного языка хода исследования и полученных результатов со всеми его составляющими.

В этом аспекте работы учащиеся демонстрируют уровень владения иностранным языком в его содержательном плане, в знании лингвистической системы и адекватном и корректном ее применении.

Предстает ясная картина того, чему ученик научился в процессе овладения иностранным языком.

Опыт изучения школьных проектов свидетельствует о высоком уровне обученности учащихся. Словарь работ богат и разнообразен.

По всем параметрам школьные проекты можно считать исследовательскими, самостоятельно выполненными.

Внешняя политика Парижа: нужны трезвость оценки и вера в будущее

Во внешней политике постоянство всегда преобладает над динамикой. Правление Франсуа Олланда только подтверждает это правило: поддержание статуса «великой державы» возводится в абсолют, обнаруживая боязнь упадка «прежней» Франции. Французская внешняя политика, по словам министра иностранных дел Лорана Фабиуса, преследует четыре цели: участие в сохранении мира и безопасности в глобальном масштабе, предотвращение глобальных экологических катастроф, содействие продвижению европейского проекта и оздоровление французской экономики. Эти амбиции едва ли способны скрыть глубокий кризис идентичности, вызванный экономической и социальной ситуацией во Франции, одним из симптомов которого является всплеск евроскептицизма.

Результаты выборов в европейский парламент в мае 2014 г. можно считать закономерным развитием тенденций, проявившихся еще в 2005-м, когда французы на референдуме сказали «нет» европейской Конституции. Подобные вызовы нельзя оставлять без внимания ввиду опасности ослабления национального и европейского единства.

Другими словами, назрела необходимость решить ту «специфическую французскую проблему», которая заключается в неспособности как правых, так и левых сократить государственные расходы и провести структурные реформы. Еще большее значение имеют психологические барьеры, а именно пессимизм и отсутствие веры в будущее, парализующие волю французов. В январе 2014 г. в ходе социологического исследования 85% респондентов признались, что, по их мнению, Франция находится в состоянии упадка. По идее внешняя политика, предполагающая «осмысление и практическое решение международных вопросов», должна способствовать исправлению ситуации. Если говорить об осмыслении международных вопросов, для адекватного восприятия мира нужны трезвость оценки и способность ее транслировать. Практическое решение международных проблем требует последовательности курса и способности к адаптации, чтобы с их помощью обратить себе на пользу процессы глобализации и предотвратить последствия трансформации внешних угроз. И осмысление, и практика должны основываться на некоей общей идее. Попробуем внести свой вклад в ее разработку, наметив приоритетные направления в анализе и прогнозировании для целей внешней политики.

Приоритетные области действия

Франция занимает в Европе центральное место. Это остается ее главным козырем. Со времен плана Шумана (май 1950 г.) Европа, и в частности Германия, играют важнейшую роль во внешней политике Франции. Однако, если верить отчету France Strategie, «к середине 2014 г. угроза распада Европы остается вполне реальной». Одним из факторов, несущих такую угрозу, являются глубокие расхождения между Францией и Германией. Действительно, «разность мощи» двух стран за последние десять лет только возросла. О немецкой модели часто говорят для того, чтобы подчеркнуть неспособность Франции к структурным реформам. В Германии доля экспорта в ВВП выросла с 24% в 1995 г. до 52% в 2013 году. Улучшение торгового баланса страны достигнуто за счет Франции, Италии и Великобритании. Из европейских государств — членов НАТО Франция и Англия несут на себе основное бремя расходов на нужды альянса (больше 50%). С 2010 г. две страны связаны Ланкастерским соглашением, фактически осуществляя совместное руководство (co-leadership) вопросами обороны в Европе. Нет сомнений в том, что т. н. brexit, то есть возможный выход Великобритании из Евросоюза, не замедлит сказаться на балансе европейских институтов и отрицательно отразится на восприятии ЕС в мире. Кроме того, Франция автоматически лишится своей центральной роли в Европе; поэтому этот вопрос будет решающим в ближайшие годы.

Африка, огромный континент, переживающий глубинные преобразования, имеет для Парижа огромное значение вследствие разных стратегических, экономических и миграционных факторов. Экономическое развитие Черной Африки, особенно районов, богатых энергетическими ресурсами, открывает новые возможности и создает конкуренцию между иностранными инвесторами. Франция проявляет живой интерес к военному сотрудничеству, осуществляя его через серию оборонных соглашений: недавно, несмотря на урезание военного бюджета, проведены полномасштабные военные операции в Ливии, Кот д’Ивуаре, Мали, Центрально-Африканской Республике, продемонстрировавшие отличную боевую готовность французских войск. С началом военной операции в Мали французское общественное мнение осознало всю серьезность положения в Сахеле: дестабилизация обстановки представляет угрозу не только для стран Сахельского региона, но и для европейских государств — пусть Парижу и не удалось убедить своих партнеров в том, что их безопасность, среди прочего, зависит от этой далекой территории.

Правда, развитие событий в Ливии после франко-британской военной операции 2011 г. заставляет задуматься о политических последствиях «точечных» акций такого типа. Появление в 2006 г. организации «Аль-Каида в странах исламского Магриба» внесло коррективы в традиционные представления о границе, будто бы четко разделяющей Африку на северную и «черную». События в Ливии, смена режима в Тунисе в ходе «арабской весны» вынуждают внимательно следить за развитием Марокко и Алжира. Алжирский вопрос, будучи своего рода табу, остается важнейшим элементом французской внешней политики, хотя неопределенность будущего Алжира после ухода Бутефлики и внезапные изменения курса Парижа и Алжира по отношению друг к другу способны подорвать связи между двумя странами.

Еще одним приоритетным направлением внешней политики следует считать Ближний Восток. С 1967 г. Франция стремится оказывать влияние на участников израильско-палестинского конфликта, признавая права обеих сторон. Вместе с тем ее арабская политика всегда основывалась на идее поддержания торговых обменов со странами Персидского залива, продажи оружия и закупки энергоресурсов; сегодня будущее французских военных технологий отчасти зависит от поставок оружия в эти страны. С 1995 г. Франция развивает связи с Объединенными Арабскими Эмиратами, в Абу-Даби появилась постоянная военная база. С Саудовской Аравией, Катаром и Кувейтом подписаны соглашения о военном сотрудничестве, предусматривающие в первую очередь совместные учения и подготовку во Франции офицерского состава этих стран. Став хозяином Елисейского дворца, Франсуа Олланд начал укреплять связи с Эр-Риядом. Некоторый отход от подобной линии французская дипломатия допускает только в двух вопросах (связанных между собой): ядерная программа Ирана и гражданская война в Сирии. Париж делал ставку на скорое падение Башара Асада, но вынужден был смириться с крахом своих планов, когда Вашингтон, учтя российскую инициативу о нейтрализации сирийского химического арсенала (сентябрь 2013 г.), отказался от военного вмешательства в сирийские дела. Именно на ближневосточном направлении можно в обозримом будущем ожидать заметной эволюции внешнеполитического курса Парижа; это касается прежде всего переговоров с Ираном, войны в Сирии и израильско-палестинского конфликта.

Отношения с тремя супердержавами

Отношения с Вашингтоном — краеугольный камень французской внешней политики. За последнее десятилетие они прошли путь от оппозиции американской интервенции в Ираке — в этом Париж был солидарен с Берлином и Москвой — до тесного сотрудничества по целому ряду вопросов. Две страны тесно сотрудничают в борьбе с терроризмом: откровения Эдварда Сноудена вызвали гораздо большую реакцию в Германии, нежели во Франции. С момента возвращения в военные структуры НАТО в 2008 г. Париж остается верным союзником Вашингтона; само возвращение лучше других событий символизирует эволюцию внешнеполитического курса при президенте Саркози. Однако решение Барака Обамы не вмешиваться в сирийский конфликт показывает неготовность Америки идти на поводу у Парижа. На переговорах по соглашению о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП) будут задействованы серьезные политические ресурсы для пересмотра рамок трансатлантического диалога. Ввиду слабости экономики Париж на этих переговорах находится в менее выигрышном положении, чем Германия. Тем не менее одной из краткосрочных целей Франции должно стать отстаивание своих позиций по некоторым вопросам.

В 2014 г. Париж и Пекин отметили 50-летие установления дипломатических отношений. Как и в случае с Алжиром, инвестиции в КНР обеспечиваются государственными гарантиями. Именно Китай выступает главным объектом «экономической дипломатии», за которую так ратует французский МИД: речь идет не только о содействии французскому бизнесу в КНР, но и прежде всего о привлечении во Францию китайских инвесторов и туристов. Однако можно отметить эволюцию данной политики в трех направлениях. Во-первых, стремление Парижа сохранить modus vivendi между Китаем и Соединенными Штатами в наши дни едва ли осуществимо дипломатическими средствами. Во-вторых, во французской «Белой книге» 2013 г. заявлены гораздо менее амбициозные задачи в Азиатско-Тихоокеанском регионе, чем в 2008 году. Наконец, пытаясь скорректировать свою восточную политику, традиционно ориентированную на Китай, Париж развивает стратегические отношения и с другими странами региона: Индией (которой он поставляет самолеты «Рафаль»), Японией, Австралией, Кореей, Индонезией, Сингапуром и Вьетнамом.

Под воздействием сирийского и украинского кризисов изменился характер отношений Франции с Россией. Вопреки дежурным заявлениям о российско-французской дружбе отношения переживают спад, связанный с глубокими расхождениями в оценке мировых событий. Согласно российской точке зрения, американо-британская интервенция в Ираке привела лишь к возобновлению извечного конфликта суннитов с шиитами и нарушила хрупкое равновесие в регионе. Москва считает, что она, в отличие от Парижа и Берлина, остается верной той позиции, которую заняла во время американо-британского вторжения в Ирак в 2003 году. Что же касается Парижа, то его действия в Ливии Россия расценивает как интервенцию, а позицию по Сирии называет «авантюристической». По мнению Москвы, политика Франции отражает интересы Саудовской Аравии и Катара. Франция, со своей стороны, указывает на ужесточение режима Владимира Путина и поддерживает антироссийские санкции, введенные после аннексии Крыма и дестабилизации обстановки на востоке Украины. Очевидно, что Парижу в ближайшем будущем придется задействовать серьезные дипломатические ресурсы для того, чтобы уравновесить германское влияние на отношения Европы с Россией и другими восточноевропейскими странами.

«Горизонтальные» вопросы

Экономическое положение Франции остается весьма тревожным, угрожая макроэкономическому равновесию зоны евро. Аналитики характеризуют ситуацию следующим образом: «Франция является страной-должником с дефицитом текущего баланса и без видимых перспектив на преодоление данной тенденции, причем бÓльшая часть держателей государственного долга проживают за пределами страны». Одним из путей разрешения кризиса может стать приведение позиций Франции и Германии к некому общему знаменателю, поскольку единая валюта нежизнеспособна без действенного экономического управления. Как и в другие ключевые моменты своей истории (вспоминается план Пинэ—Рюеффа 1958 г.), Франция не сможет обойтись без финансового оздоровления экономики, если она дорожит своей независимостью, которая с 1958 г. остается девизом ее внешней политики. Но после введения евро финансовое оздоровление Франции возможно только в координации с экономической политикой партнеров. Евро — символ всего европейского проекта; он стал признанной мировой валютой, налагающей на страны ЕС определенную дисциплину, которую Франции придется соблюдать, если она не хочет поставить под угрозу европейское строительство.

Чтобы воспользоваться возможностями, которые предоставляет глобализация, открытая экономика должна быть полностью интегрированной в глобальные потоки: в «Индексе глобальной интеграции», подготовленном институтом McKinsey, Франция занимает седьмое место. Потоки данных приобретают первостепенное значение для всякой экономической деятельности; их направление и контроль над ними представляются отныне наиважнейшей задачей. В последнее время получила распространение проблема «цифрового суверенитета». Так же как и евро, цифровая информация является фактором, обуславливающим глубокие преобразования всей системы — преобразования, которые больше нельзя рассматривать только в национальных рамках. Вызывает тревогу маргинализация Европы на мировом рынке цифровых технологий. Существует риск, что в недалеком будущем любые данные и информация станут поступать в Европу через страны-посредники, не относящиеся к числу европейских государств. Европа должна как можно скорее взять в руки разработку цифровых технологий и занять предназначающуюся ей нишу — между Соединенными Штатами, которые после разоблачений Сноудена потеряли моральный авторитет в этой сфере, и авторитарными режимами, которые стремятся подчинить интернет своей власти. Одной из задач Парижа должно стать развитие «цифровой» дипломатии. Для осуществления этой идеи надо, во-первых, прислушаться к требованиям гражданского общества о демократизации внешней политики и использовать в публичной дипломатии те возможности, которые дают информационные и коммуникационные технологии (TIC); во-вторых, выработать концепцию управления интернетом, сообразующуюся с индустриальной политикой страны в сетевой сфере.

Политика независимости Франции, проводимая генералом де Голлем, основывалась на двух принципах: развитии ядерного оружия и создании энергетики, включающей мирный атом. Франция сумела построить диверсифицированную энергетическую систему. Однако ее энергетическая политика не может оставаться в национальных рамках; отныне она должна выстраиваться и проводиться на общеевропейском уровне, в тесном сотрудничестве с промышленными предприятиями. В отличие от сферы цифровых технологий, в области энергетики Европа имеет ряд крупных компаний, работающих на мировом рынке. Энергетическая политика Европы обусловлена тремя факторами: забота об окружающей среде, конкурентоспособность и безопасность. На этом пути встречаются успехи и неудачи. Борьба с изменением климата является приоритетным направлением современной французской дипломатии, но представляет лишь один из аспектов энергетической тематики.

Подготовка и проведение внешнеполитического курса зависят от множества факторов. В завершение нашей статьи обозначим три из них.

Во-первых, во Франции с 1918 г. существует тесная связь между обороной и финансами, мощью и бессилием — именно здесь следует искать истоки нынешних споров об объеме военных расходов. Эти дискуссии, затрагивающие самую суть дипломатического позиционирования страны, свидетельствуют также и об осознании властями угроз, исходящих извне. Европейские лидеры, желая получить свою долю «мирных дивидендов», значительно урезали расходы на оборону, это касается и Франции, хотя в несколько меньшей степени, чем других стран. Но европейским лидерам приходится иметь дело с новыми формами развития конфликтов. Главной задачей внешней политики остается обеспечение национальной безопасности: никогда нельзя останавливаться на достигнутом и считать ее полностью выполненной. Сегодня Франция благодаря своему вооружению все еще располагает некоторыми преимуществами перед другими государствами.

Во-вторых, нужно отметить постоянство, иначе говоря, устойчивость, французской внешней политики. В связи с этим вспоминается отрицательное отношение к глобализации во Франции, которому способствуют, с одной стороны, отсутствие у французов экономической культуры, а с другой — потеря французской элитой традиционной национальной культуры. Мы видим «девальвацию национальной истории» в сочетании с «новым типом отношения к прошлому», для которого характерны поверхностность, эмоциональность и морализаторство. Таким образом, может появиться «эмоциональная дипломатия», абсолютно несовместимая с традиционным типом внешней политики, сложившимся с течением времени.

И последнее. «Специфическая французская проблема», по всей видимости, связана с эволюцией элит и их притязаниями. Элите, в отличие от других слоев населения, глобализация выгодна; при этом определенная часть элиты открыто отвергает ограничения, которых требует идея национального сплочения. Проблема заключается не в отношении элиты к глобализации, а в ее отношении к Франции. Упадок Франции, который столько раз предсказывали, наступит только вслед за упадком элиты. Как это случилось в 1940 году.

Тома Гомар — доктор исторических наук, специалист по международным отношениям, руководитель программы по изучению России и СНГ Французского института международных отношений (IFRI). Преподавал в Университете Париж-1, а также в Королевском колледже в Лондоне и в Институте военных исследований ЕС в Париже. Является преподавателем Высшего военного училища Сен-Сир ВС Франции. В 2001 г. был приглашен в МГИМО. Автор книг: ’Двойная разрядка: французско-советские отношения в период с 1958 по 1964 г.’ (2003), ’Российско-французские отношения с точки зрения Москвы’ (2002), а также многочисленных статей по российской проблематике. Создатель электронной коллекции экспертных статей о России и странах СНГ — ’Russie. Nei. Visions’ на английском, французском и русском языках на базе IRFI.

Политология.

1.Предмет политологии, её основные категории,современная политологические школы.
2.Методы политологии.Экспертные политические знания:аналитика и прогнозирование
3.Политика как общественное явление:генезис и эволюция
4.Субъекты политики и политические субъекты .
5.Виды политики и их содержание. Институциональные аспекты политики

_Тпологии власти(не менее 3-х)

9.Политическая власть:признаки и определения
10.Уровни проявления политической власти.
11.Проблемы политической власти


14.Структура модели политической системы В ТЕТР.

15.Функции политической системы



19.Генезис и эволюция понятия "государство"


22.Формы государственного устройства


25.Генезис понятия и современное представление о гражданском обществе
26.Генезис понятия и современное представление о правовом государстве
27.Особенности становления и развития гражданского общества и правового государства в современной России
28.Теории элит
29.Политические элита как субъект политики
30.Политическая бюрократия,определение,сущность понятия "бюрократизм"

33.Типологии политического лидерства(не менее 3-х)

35.Политические лидеры современной России(+дать один портрет политического лидера)
36.Сущность и основные принципы современной демократии
37.Типы современной демократии
38.Проблемы демократизации современного Российского общества
39.Политическая партия:генезис понятия и определения
40.Функции политической партии как основного субъекта гражданского общества
41.Типологии партий и партийных стстем

42.Политическое сознание:характерные черты и определение
43.Особенности политического сознания россиян
44.Политическая идеология как вид массового сознания
45.Основные идеологические течения в современном мире
46."Общественное сознание" и "массовое сознание":сходства и различия
47.Политическая культура:понятие,место и роль в политической системе
48.Типология политической культуры
49.Особенности политической культуры россиян0.Политическа социализация:понятие и взаимоотношения с политической культурой
51.Политическое поведение:определение,виды,типы
52.Формы политического взаимодействия:политическая борьба,конфронтация,компромисс,консенсус
53.Девиантное поведение.Феномен толпы
54.Теории политических конфликтов
55.Политическое участие:понятие и объективное условие участия граждан в политике
56.Особенности политического участия россиян
57.Современные избирательные системы
58.Сравнительный анализ избирательных систем
59.Избирательная кампания:определение и этапы проведения

    Предмет политологии, ее основные категории, современные политологические школы .

ПРЕДМЕТ: П – системанаучных представлений о механизме формирования и функционирования политики, о закономерностях развития и взаимодействия политич. Систем, об особенностях существования полит. институтов и динамики полит.процессов.

КАТЕГОРИИ: политическая власть
политическая система
политический режим
политический процесс
политическое прогнозирование
политическое лидерство
политическая элита
политический плюрализм .m

ШКОЛЫ: 1.АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ - разработка проблем политической модернизации, стабильности политических конфликтов, внешней политики С.Ф.Хантингтон

2.ФРАНЦУЗСКАЯ - разработка проблем типологии политических режимов,легитимности партийно-политической инфраструктуры М.Дюверже

3.НЕМЕЦКАЯ - компаративистський анализ политических систем,проблема функционирования гражданского общества и правового государства (Г.Майер, И.Фетчер).

4.ПОЛЬСКАЯ - концептуальное исследование политического жизни общества, главных направлений демократизации политической системы

2. Методы политологии.Экспертные политические знания:аналитика и прогнозирование

Институциональный метод – полит. жизнь анализ. Сквозь призму деятельности полит. институтов.

Исторический – выявление связи настоящего – прошлого – будущего

Социологический – рассмотрение политики в ее обусловленности соц-экон, идеологическими и культурными отн.

Компаративный – сравнительный

2 направление в США – бихевиоризм(психологический подход) и структурно-функциональный анализ.(социологич.)

3.Политика как общественное явление:генезис и эволюция

Термин «политика» порожден древнегреч. Политич. Мыслью и дословно значит «то, что относится к государству.»

Платон называл политику царским искусством. Аристотель толковал политику как публичную этику.(искусство управлять)

Макиавелли стал интерпретировать политику как деятельность по упрочнению государства.(искусство государя хзитро управлять)

В дальнейшем была разработана марксистская концепция:

Политика всегда детерминирована эконом.отн.

Политика – борьбв классов

Марксистскую концепцию дополнила концепция Вебера. Он считал политику проявлением обществ. Отнош. По поводу власти, но осн.идея в том, что политика – особый вид ЧЕЛОВЕЧ. Деят

Концепция Парсонса – соц. Механизм опр. Коллект. Целей и госструктура которые объедин.для полит.действий.

Можно выделить 4 периода:

Государствомоноцентристский период(госуд-во – носитель власти над людьми)

Период,когда наряду с гос-вом возникает гражд.общество с его субъектами.

Социополицентристский подход(идеи плюрализма,взаимодействия власти и соц.групп)

Период,когда гос-во все более оттесняется самоуправлением все более свобод.личностей.

4. Субъекты политики и политические субъекты

В полит.науке выявляют субъекты политики, которые имеют свои интересы и способность бороться за них.Свобода и самостоятельность.

1.Функциональные субъекты: армия,церковь,оппозиция,СМИ и т д.

2.Социальные субъекты:классы,слои,соц.,терр.,проф.общности,группы по интересам,семья.

3.Полит.субъекты по горизонтали власти:государство,парламент,правительство,суды,прокуратура,элита,лидеры.

Полит.субъекты гражд.общества:самоуправляющиеся организации,общ-полит движения,полит.партии,полит.лидеры и т д.

5. Виды политики и их содержание. Институциональные аспекты политики

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА - часть общей политики определенных социальных сил и специально созданных ими институтов власти, направленная на подготовку и использование (преднамерен-ное или вынужденное, военное или невоенное) средств вооруженного насилия для достижения тех или иных классовых, национальных или общечеловеческих целей; для ведения войны или противодействия.

ГЕОПОЛИТИКА - одно из фундаментальных понятий теории международных отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - политика, направленная на охрану и оздоровление окру-жающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов

6.Характеристика власти как общественной категории:закономерности проявления

Феномен власти,ее двойственность занимали умы философов,социологов,политологов.

Эта двойственность породила многочисл.концепции,объясняющие ее сущность.Их можно разделить на атрибутивно-субстанциональные и реляционные .

А-С: власть определяют как способность какого-л полит.субъекта навязать кому-л свою волю.

Р: акцентирует поведенческий аспект, трактуя власть как столкновение 2-х стилей поведения, в кот.одна сторона навязывает свою волю.

Коммуникативные подходы:в – механизм общения людей с целью согласования их действий при усл.преобладания общего интереса над частными.

Чтобы отношения власти возникли,необходимо как минимум 2 индивида. Власть начинается там, где начинается подчинение.В основе подчинения лежит неравенство людей.

8.Виды власти и их содержание

Экономическая власть (плутократия)(греч. Власть богатых) здесь речь идет не просто о богатстве,а о богатстве,превращенном во власть.ЭВ, основанная на богатстве, не выставляет себя напоказ.Силовой режим заключается в огромной способности к приобретению. Не прибегает к насилию.

Военная власть с древних времен. Оружие,враг,иерархия,дисциплина- главные понятия.Чем больше и лучше оснащены вооруженные силы,тем большая доля власти принадлежит им.Без противника ВВ утрачивает смысл своего существования. Цель военной власти – ведение войны.

Харизматическая власть носит теократический оттенок. В ХХв имеется ввиду идеологическая харизмаРодоначальники экстремистских,радикальных идеологий, осн. на иррациональной утопической идее.на подобных вероучениях осн.фашистская,национал-социалистическая,большевистская.

ХВ,связанная с индив.привлекательностью,осн.на личных достоинствах отличается от других типов власти.Базируется на способности убеждать.

Информационная власть

Власть страха(фобократия)

9.Политическая власть:признаки и определения

ПРИЗНАКИодимость 2-х индивидов.Власть начинается там, где начинается подчинение. В основе подчинения лежит неравенство людей: естественное,экономическое,социальное и т д

Субъектами могут мыть отдельный человек,организация.Субъекты необходимо обладать волей к власти,проявляющейся в способности отдавать распоряжения,команды,приказы.

Власть невозможна без подчинения,превращения субъекта в объект воздействия

ОПРЕДЕЛЕНИЯ: Полит.власть(в УСС) – возможность целиком или частично распоряжаться госаппаратом.В ШСС – помимо гос.аппарата в полит.власть включают полит.субъекты гражд.общества и механизы обрат.связи.

10.Уровни проявления политической власти. Российская политическая традиция

Основателем общественно-политической мысли на Руси считают митрополита Илариона (XI в.) и его произведение «Слово о законе и благодати», основная идея которого – благотворность вхождения русского народа в семью христианских народов, а главные цели – восхваление князя Владимира Святославича, В «Поучении» Владимира Мономаха (XII в.) впервые в русской литературе сформированы задачи княжеской власти: князь должен добиваться мира в своем княжестве, не позволять сильному обижать простого человека, укреплять военное могущество государства, быть верным слову, данному своим братьям (князьям), избегать междоусобиц. Идеи единства русской земли, сильной княжеской власти, недопустимости вражды между князьями проходят через такие литературные произведения XII–XIII вв., как «Слово о полку Игореве», «Задонщина».

Наиболее полным и ярким воплощением идеи величия Московского государства сформированная в начале XVI в. псковским монахом Филофеем теория «Москва – третий Рим», согласно которой история человечества представляет собой историю трех великих государств, чья судьба определена волей бога. Первое (Рим) пало из-за ереси, второе (Византия) заключило греко-католическую унию и в результате было завоевано турками. «Третьим Римом» должна была стать Москва – хранительница православия

В XVIII в. идею неограниченной самодержавной власти развивал священнослужитель Феофан Прокопович (1681–1736). По его мнению, народ сам для собственного блага заключает соглашение об отказе от всех прав и свобод, о создании государства и наделении властью своего правителя.

Русская политическая мысль развивалась одновременно с развитием государственности. На Руси не было реформации, которая прошла в Европе. Не было и перемещения политических воззрений на человека, его естественные права.

12.Легитимность как основная проблема власти

Проблема легитимности власти. Легитимный порядок в обществе – важнейшая политическая ценность. Упорядочение общ.отношений лежит в основе полит.деятельности.Решающим фактором,влияющим на степеть упорядоченности полит.отношений,явл.динамика соц.интересов разных групп общества.Полит.порядок не может поддерживаться без сотрудничества разных полит.сил. При отсутствии полит.порядка усиливается кризис полит.власти; люди все меньше связывают надежду на защиту собств.интересов с существующим полит.режимом. Это оборачивается отчуждением человека от полит.процесса. Устанавливается чисто принудительный контакт гражданина с государством.

13.Политическая система:определения и характеристика(динамичность,статичность,стабильность)

ПС – целостная упорядоченная совокупность полит.институтов,полит.ролей,отношений,процессов,принципов полит.организации общ.,подчиненных кодексу полит.,соц.,юрид.норм, историч.традициям и установкам конкретного полит.режима.

ПС можно различать по характеру связей между ее элементами. Андреев различает целостную и суммативную системы

Ц – элементы тесно взаимосвязаны, органически соединены.

С – целое,свойство которого равно сумме свойств его частей.

От состояния общ.отношений, уровня развития общества зависит,будет ли динамичной,статичной или застойной ПС.

Динамизм- определяет способность системы развиваться,адаптироваться к изменениям в обществе и реагировать на эти изменения.

Статичные системы вынуждены противодействовать развитию общества,вступать с ним в конфликт

Стабильность – полит.идеал,обществ.ценность. стабильность неотделима от демократии.

14.Структура модели политической системы

Основатель теории полит.систем – Д.Истон. Им были сформулированы и принципы устойчивости ПС:

ПС должна быть открытой,но сохранять черты,определяющие ее облик.

ПС должна быть достаточно закрытой,чтобы противостоять разрушительным влияниям.

ПС должна быть «саморегулирующейся», сохраняя баланс сил на входе и выходе.

Модель истона использ.как метод.пособие для анализа полит.систем других государств.Вход – это требования общ.к соц и пол институтам.Полит.процесс- процесс преобразования инф.полученной на входе и подготовке ее на выход.Привратники

15.Функции политической системы

Определение целей развития обществ – предполагает обозначение ориентиров, от которых зависит изменение властных полномочий,институтов,развитие демократии и т д

Властно-политическая интеграция общества - все осн.действия в обществе должны протекать в опр. Рамках. Общеобязательность госуд.велений, о придании политике обществ.авторитета.

Регулирование режима общественно-полит.деятельности – установление таких способов поведения и деятельности людей,групп и т д, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов.

Легитимизация полит.режима – соответствие реальной полит.жизни официальным полит.и правовым нормам.

16.Характеристика политического режима

Определяя понятие политический режим, необх.сделать акцент не на том,кто правит,а на том,КАК правит,каким образом и в чьих интересах. В результате взаимодействия всех компонентов полит.системы в обществе складывается опр.порядок, в котором единство полит.организации общества,системы методов осуществления власти,системы прав и свобод образует новое полит.явление – полит.режим. Если форма правления отвечает на вопрос КТО ПРАВИТ, то режим отвечает на вопрос КАК ПРАВИТ. Режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию полит.системы. Режим представляет собой совокупность властных структур,позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. ПР – совокупность определенных структур власти, которые функционируют в рамках полит.системы и поддерживают ее стабильность,учитывая соц.интересы и используя специф.методы.

17.Признаки основных политических режимов современности

По методам осуществления власти режимы делятся на 3 типа: демократический, авторитарный,тоталитарный.

А: правит один или небольшая группа;беспрекословное подчинение граждан власти,исключает широкое обсуждение перед принятием полит.решений,критику полит.курса. До минимума сокращены контакты правящей верхушки с общественностью,обществ.мнение почти не учитывается властью. В гос.аппарат подбираютсясключительно сторонники правящей верхушки,нарушаются права человека.

Д: Осуществляется при наличии у правительства более или менее широкой общественной поддержки. Предполагает: разделение и выборность власти,строгая законность,гарантия прав и свобод человека.

Т: Признаки:

Тотальный гос.контроль над обществом,

всеобщая монополизация и централизация власти в руках правящего меньшинства,

система жесткого полицейского контроля над всеми гражданами,

идеология общества на основе единой госуд.идеологии,

унификация и регламентация полит.,обществ.и духовной жизни общества.

Господство единой правящей партии,которая является ядром ПС.

18.Политический режим в России:эволюция и особенности

Режим «управляемой демократии».Особенности:

Ассиметрия власти в пользу главы государства и его аппарата

Слабость партийной системы(партиям пока не удалось стать осн.посредником между властью и обществом,они обслуживают интересы опр.элит)наибольших полит.успехов добиваются партии,которые поддерживает Кремль.

Отсутствие независимой системы правосудия – судебные решения принимаются под давлением властных структур

Всевластие чиновничества – мешают свободе предпринимательства, препятствуют становлению малого и средного бизнеса.

ЭВОЛЮЦИЯ:процесс становления полит.режима происходил под влиянием 2-х начал:азиатского деспотизма и некоторых вкраплений демократического начала(дем.республика в Новгороде и Пскове). Преобладало тоталитарное начало, но в процессе политических реформ пробивало себе дорогу и демократическое направление, которое с уходом реформатора вновь поглощалось тоталитарным.

11-12вв – республики в Нов. И Пскове.Верховный орган власти – вече.Народ решал все вопросы, относящиеся к устройству государства.Вече избирало посадника и тысяцкого,которые возглавляли правительство.Князь не имел права вести войну без согласия вече.

Монголо-татарское нашествие нанесло удар по вечевому строю Руси.Местное самоуправление замирает.Режим восточной деспотии.

После освобождения – власть князя, но она ограничена Земским собором и Боярской думой.

При Иване Грозном усилились тоталитарные тенденции.Распущено вече,ликвидировано самоуправление.

Но безраздельное самодержавие было установлено Петром 1. Лишь Александр 2 – реформатор.Был убит в тот день когда хотел подписать конституцию..

Во время революции 1905-07 – Россия-констит.монархия.1917-демократическая республика.в 1917 возникла ситуация выбора пути: демократия(оставить Учр.Собр) или тоталитаризм (созд.Советы)

1985г – кризис тоталитарного режима,Горбачев объявил перестройку.охлократический режим.

19.Генезис и эволюция понятия "государство"

20.Современные представления о государстве:признаки и определения

Развитие представлений о гос-ве шло по 2-м линиям – этатистской и антиэтатистской. До 18в-по первой,после – по 2.

Т.Мор и К.Маркс считали что любое правительство – комитет богатых,созданный, чтобы угнетать бедных.

Понимание сущности государства зависит от теоретического подхода к нему. При нормативном подходе гос-во трактуется как совокупность норм,регилирующих поведение гражждан.Для институционального подхода характерно толкование гос-ва как воплощения власти,как ее института. Общая тероия гос-ва сложилась к концу 19в и именовалась юридической.согласно теории трех элементов гос-во сущ.там,где есть народ,территория и гос.власть.в совр.мире гос-ва разнятся,но имеют общие признаки:

Отделение публич.власти от общества,появление слоя профессионалов-управленцев.

Территория.Законы распр.на людей,прожив.на опр.территории

Суверенитет т.е.верховная независимая власть на опр.территории.

Монополия на легальное приминение силы,физ.принуждения.

Право на взимание налогов с населения.

Обязательность членства в государстве.человек получает гражданство с рождения.

Роль госуд-ва в международном праве.Гос-во изменяется вместе с обществом,часть которого оно составляет.Традиционные госуд-ва возникли стихийно,на основе соблюдения обычаев,уходящих корнями в древность.Они имели институционально неограниченную власть,отрицали равноправие всех людей.Конституция придает гос-ву легитимность,так как она принимается с согласия подав.большинства. Конституции как правило состоят из 2-х частей.1-нормы взаимоотношений граждан и государства,во 2-описываются характер гос-ва(республика,монархия,федерация и т д),статус различных властей. Первые конституции были приняты в США и Франции. В совр.мире лишь неск-ко гос-в не имеют конституций(Великобритания,Израиль,Саудовская Аравия…)

21.Функции государства, их реализация

Принято выделять внутренние и внешние функции. К внут.относятся политическая,правовая,организаторская,экономическая,социальная,образовательная,культурно-воспитательная.

Полит.функция – поддержание всеобщего порядка,полит.стабильности,устан.отношений с полит.партиями и др.обществ.институтами в связи с формированием гос.структур,реализацией властных полномочий…

Правовая функция – правотворчество,выработка правовых норм,разработка и принятие законов. Правовые нормы – это правила поведения,санкционируемые гос-вом.

Организаторская функция – координация деятельности полит.субъектов,осуществление контроля за соблюдением законов.

Экон.функция – выработка и осуществление налоговой политики,выделение кредитов,использование экономич.санкций и стимулов для развития тех или иных отраслей промышленности.

Социальная функция – удовлетворение потребности граждан в труде,жилье,поддержании здоровья,соц.защита…

Образовательная функция – демократизация образования,обеспечение его непрерывности,предоставление людям равных возможностей для его получения.

Культурно-воспитательная функция – создание условий для удовлетворения культурных запросов граждан,формирование у них высокой духовности.

Внешние функции – защита границ,вынужденной вмешательство в дела других государств,поддержание и развитие межгосударственных отношений,регулирование внешней торговли…

23.Формы государственного управления

Монархия(абсолютная,парламентская) и республика(президентская,парламентская,смешанная)

В монархии формальный источник власти – одно лицо.Глава гос-ва получает свой пост по наследству.Абсолютная – всевластие главы государства,конституционная – полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционные монархии подразделяются на дуалистические(монарх наделен преимущественно исполнительной властью) и парламентские(монарх фактически обладает представит.функциями и частично исполнительскими. Большинство совр.монархий – парламенсткие.

В республиках источник власти – народное большинство,высшие органы власти избираются гражданами. Отлич.черты парламентской республики – образование правит-ва на парлам.основе. Парламент осуществляет по отн.к правительству ряд функций:

Формирует и поддерживает его

Издает законы

Осуществляет контроль над правительством

Критикует правительственную политику,предоставляет альтернативные варианты правительственных решений..

Президентская республика – президент одновременно и глава госуд-ва и глава правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом.

Полупрезидентская республика. Клиссич.образец – Франция. Президент избирается прямым голосованием,может сам издавать некоторые законы,может распустить парламент.. президент и правительство должны отчитываться перед парламентом.

24.Государственное устройство и баланс властей современной России

Гос.устройство: в соответствии с Конституцией РФ РФ – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Полупрезидентская республика.

Власть осуществляется на основе разделения властей.

Полномочия президента по Конституции РФ непомерно велики и многогранны.

Ограниченность полномочий Совета Федерации

27.Особенности становления и развития гражданского общества и правового государства в современной России

Становление гражданского общества является актуальной проблемой для России т к в данный момент деятельность нашего государства направлена на построение демократии,а без гражданского общества демократия невозможна. Возрастающая роль гражданского общества была подчеркнута в послании Путина Федеральному собранию в 2004г.

По характеру доминирующей роли государства Россия была ближе к восточному типу обществ.Гос-во выступало основным инициатором формирования общественных институтов.Самостоятельность снизу ограничивалась. Отсюда зыбкость права и отношений собственности.. В результате традиционное общество России плохо развивалось снизу,путем естественной эволюции. Любой институт был привязан к государству.например церковь.В России не формаровалось третье сословие. Русские дореволюционные мыслители делали акцент не на правах а на обязанностях личности перед общественностью.

28.Теории элит

Термин элита получил распространение в начале 20в. Первые концепции элит связаны с именами Моска, Парето,Михельса. Моска попытался доказать неизбежность деления общества на 2 неравные по соц.положению группы.он назвал элиту политическим классом. Он отметил 2 тенденции в его развитии.закрытость – аристократическая элита и открытость – демократическая элита. Парето остановил внимание на анализе особых качеств элиты:психологических и социальных. Элиту он разделил на правящую и контрэлиту.

Концепция Михельса близка к концепции Моски,но он сделал акцент на исследовании соц.механизмов,порождающих элитарность. Эти концепции дали толчок исследованиям групп,руководящих государством. Современные концепции элит многообразны,но у них есть общие черты:

Любая демократия – господство хорошо организованного меньшинства над большинством,осуществляемое при формальном согласии большинства.

Представители элиты не являются типичными представителями управляемых масс. В Америке в основном обеспеченные,получившие дорогое образование,имеющие престижную работу…

Властвующая элита не состоит из людей,правящих в одиночку.советники,консультанты…

31.Политическая элита современной России

Соврменная российская элита родом из партийно-бюрократической номенклатурной системы. Суть этой систему – назначение лиц на значимые должности по рекомендации,сверху. Последнее поколение советской элиты было весьма неоднородным. Номенклатуре разрешалось делать то, что другим запрещалось и извлекать из этого прибыль:создавать совместные предприятия,получать льготные и беспроцентные кредиты…гос.элита и бюрократия приватизировали те гос.структуры,которыми они распоряжались.

4 этапа трансформации российской элиты:

1.латентный – время изменения общеполит.сознания,создание условий для включения советской элиты в новые виды деятельности

2.период конверсии. Появляются новые сферы деятельности – публичная политика и бизнес. Некогда монолитная советская элита разделилась на элиту экномическую и политическую.

3.период конфронтации. Распад СССР и переход к рыночной экономике потребовали новых акторов и поэтому происходит политическая фрагментация элит.

4.период стабилизации. – силой введены новые правила игры, не позволяющие ни одной элите занять доминирующее положение

32.Политический лидер и политическое лидерство:понятие и концепции становления

Лидер в переводе с английского значит ведущий. Лидеры ведут за собой различные общности. Возникает вопрос о различиях слов лидер и руководитель.

Лидер выдвигается стихийно,благодаря авторитету,а руководитель назначается. Лидер – непременно личность,а руководитель – продукт сознательного кадрового подбора. Лидерство нестабильно,его надо постоянно подтверждать. Руководство стабильно,оговорено законами…неформальных лидеров часто именуют вождями. Но есть разница:лидер опирается на команду сторонников,вождь опирается на узкий замкнутый круг людей; лидер генерирут идеи,определяет методы достижения целей,вождь заменяет управление приказами,желаниями..с понятием лидер тесно связано понятие лидерство. Лидерство – сложное взаимодействие лидера и его ведомых. Политический лидер – тот кто способен изменить ход событий и направленность полит.процессов.ПЛ активизируют полит.процессы в обществе.

ПЛ – ПОСТОЯННОЕ ПРИОРИТЕТНОЕ И ЛЕГИТИМНОЕ ВЛИЯНИЕ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ЛИЦ,ЗАНИМАЮЩИХ ВЛАСТНЫЕ ПОЗИЦИИ НА ВСЕ ОБЩЕСТВО,ОРГАНИЗАЦИЮ ИЛИ ГРУППУ.

Концепции: ситуационная,психологическая,интерактивный анализ. Подходы к понятию лидерства:

1.психологический. концепция Лассвела,который мотивы полит.поведения объясняет в традициях психоанализа. Главный мотив – жажда власти. Мотивами могут быть деформации психики и психологические напряжения.Лассвел пресдедовал 2 цели:во-первых дополнить марксистский анализ общества элементами фрейдизма и найти скрытый психологический подтекст участия масс в революционном и рабочем движении,стремления лидеров к неограниченной власти.

Компенсаторная теория – комплекс неполноценности в дестве компенсировался умением властвовать над умами людей. По методике Адлера и Лассвела в США до сих пор создаются политические портреты лидеров.

2.социологический подход.Классики такого подхода – Ленин и Михельс.

С точки зрения Ленина вожди – самые активные представители класса с ярко выраженными общественными интересами

33.Типологии политического лидерства(не менее 3-х)

1. Типология Вебера . Основание типологии – основа легитимности власти.

1)традиционное т е основанное либо на наследовании власти либо на традициях.

2)рационально-легальное т е полит.власть получена на основе демократических выборов.

3)харизматическое т е осн.на вере народа в сверхъестественные качества вождя.

2 .Типология Такера .Основание – цель воздействия лидера на общество.

1)консерватор – сохранение общества в неизменном виде

2)реформатор – радикальное преобразование общества

3)революционер – переход к принципиально новой политической системе.

3. Типология Лассвела. Основание – место лидера в полит.руководстве.

1)администратор – управленец

2)агитатор – способен влиять на людей,хороший оратор.

3)теоретик – способен выдвинуть значительную идею,разработать программу ее претворения в жизнь.

34.Проблема политического лидерства в нашей стране.Политический менеджмент

Для развитой демократии характерен конструктивный тип полит.лидерства, когда избиратель оценивает содержание программ претендентов, но у нас не развитая демократия

В полит.жизни России 2 вида лидеров: идеалисты и прагматики.И – отстаивают утопические идеалы,намечают грандиозные,но недостижимые цели.

П – довольствуются апробированными образцами полит.поведения, обещая вскоре решить самые болезненные проблемы. Ни первые ни вторые не могут нас устроить.

Работа в региональных администрациях и т д. Имидж политического лидера – это тот образ, который возикает в общественном сознании в результате воздействия на социум личности лидера, прежде всего через СМИ.

36.Сущность и основные принципы современной демократии

Понятие демократия было в связи с установлением демократии в Афинах. Необходимо учитывать различные смысловые оттенки.

1- разновидность организации государства, кога властью обладает не одно лицо, а все граждане пользуются равными правами на управление государством.

2 – форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов.

3 – определенный тип мировоззрения. Ценности: равенство,свобода,плюрализм.

4 – соц.движения,направленные на осуществление демократического идеала.

Д – явление, находящееся в постоянном развитии.

Борьба за демократию составляет главное содержание современной эпохи. Слово гласность означает возможность напрямую обращаться к общественности..Г – важнейший принцип Д.

Принципы Д:

ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ

НАЛИЧИЕ ОППОЗИЦИИ

ПРИНЦИП СВОБОДЫ КРИТИКИ

ПРИНЦИП ПОДЧИНЕНИЯ МЕНЬШИНСТВА БОЛЬШИНСТВУ

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ

Неукоснитльное соблюдение этих принципов порождает в личности чувство человеческого достоинства, сознание независимости и ответственности за свою судьбу.

39.Политическая партия:генезис понятия и определения

Термин партия ведет свое происхождение от латинского партис – часть. Процесс формирования партий уходит корнями 17в. Первоначально они представляли собой не сплоченные организации а скорее клубы, объединения единомышленников. Поставщики полит.элиты.

ПП – это общественная организация, которая ставит целью продвидение своих представителей в структуры гос.власти.

ПП – организованная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных идей.

40.Функции политической партии как основного субъекта гражданского общества

Отбор и рекрутирование полит.лидеров на посты.

Углубление связей и отношений между различными ветвями власти, местными и центр.органами управления

Полит.социализация граждан, формирование у них навыков участия во властных отношениях

Наиболее ярко патрии демонстрируют свои функции в предвыборной и избирательной кампаниях.

41.Типологии политических партий.

В основание типологий кладется идейная платформа

Доктринальные(ориентированные на защиту чистоты своей доктрины)

Прагматические(на практическую целесообразность)

Харизматические(люди объединяются вокруг лидера)

Доктринальные принято подразделять на религиозные и идеологические

По количеству:массовые,кадровые

Строго централизованные

По месту в полит.системе страны:

Парламентарные

Радикально-оппозиционные

Авангардные партии

Монопольно-государственные-субъекты тоталитарных режимовШпаргалка политологии в российском обществе. Формирование политологии в России шло с некоторым запозданием по сравнению со... научных и преподавательских кадров политологов , установления и присуждения ученых степеней по политическим наукам и присвоения...






В центре – личность с новым менталитетом /самостоятельная, ответственная, креативная/ Все способны /каждый ребёнок обладает всеми видами человеческой деятельности/. Использование интенсивных методов и приёмов /метод ключевых слов, смысловых ассоциаций, образного видения, приём «толстых и тонких вопросов», приём «Закончи предложение» и т.д./ Итак, сущность мастерской:


Равенство всех участников, включая мастера /учитель-ученик = партнёры/. Все способны к творчеству. Создание личной мотивации. Отсутствие оценивания и соперничества. Чередование коллективной и индивидуальной работы. Важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса /погружение в процесс поиска, познания, самопознания/. Принципы мастерской:


Индукция /наведение/ - создание эмоционального настроя. Деконструкция /прозрение/ - разочарования в полноте знаний. Этап созидания – этап творения нового знания Социализация – всё, что сделано, должно быть обнародовано. Разрыв – внутреннее осознание учеником несоответствия старого знания новому. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участника в ходе мастерской. Учитель должен создать алгоритм действий, который и разворачивает творческий процесс. Этапы занятия /самые значимые /