Ювенильный период

После четырех месяцев у детеныша начинается новый период онтогенеза - ювенильный, или как его иначе называют, подростковый или предадультный, т.е. предшествующий взрослению. Он продолжается вплоть до периода полового созревания. В данный период детеныши большинства видов перестают питаться материнским молоком. Они начинают совершать довольно дальние путешествия от родного гнезда, посещать соседние территории. У детенышей меняются зубы, и этот процесс сопровождается целым рядом физиологических особенностей. Формируются типологические особенности темперамента и характера, оборонительные реакции. Идет подготовка к половому созреванию, проявляющаяся в «сексуальных играх», имеющих огромное значение для дальнейшего полового поведения.

Этот период является естественным продолжением периода социализации. Все процессы, связанные с формированием социального поведения животного продолжаются. Однако если в предыдущий период детеныш осваивает в основном правила поведения в семье, то во время ювенильного периода он должен хорошо усвоить нормы поведения в сложном социуме, в котором ему предстоит существовать в течение всей дальнейшей жизни. Таким образом, период социализации можно условно сравнить с периодом дошкольного воспитания ребенка в семье, а ювенильный - с воспитанием и сложной «притиркой» взаимоотношений в средней школе. У собак в этот период происходит формирование типологических особенностей. Различия основных свойств нервной системы обнаруживаются к концу второго месяца жизни, но наиболее четкое выражение они приобретают к трем-четырем месяцам.

В начале ювенильного периода у большинства детенышей начинает проявляться пассивно-оборонительная реакция, резко изменяющая поведение и определяющая все последующие характеристики высшей нервной деятельности.

Угашение пассивно оборонительной реакции на мало значимые признаки фактически аналогично привыканию, которое обеспечивает адекватность реакциям организма, устраняя все лишние, необязательные, не приносящие ощутимой пользы, не затрагивая лишь самые необходимые, что позволяет экономить массу энергии.

Исключительно важную роль в становлении психики и развитии социального поведения животного имеет игровая деятельность. Игры детенышей и молодых особей очень разнообразны и охватывают все сферы поведения животного в ходе его взросления. В ходе игры молодое животное приобретает разнообразную информацию о свойствах и качествах предметов в окружающей его среде. Это позволяет конкретизировать, уточнять и дополнять накопленный в процессе эволюции видовой опыт применительно к конкретным условиям жизни особи. Важно подчеркнуть, что всякое манипулирование, особенно игровое, всегда включает в себя исследовательский компонент. Согласованность деятельности игровых партнеров основывается на обоюдной врожденной сигнализации. Эти сигналы выполняют функцию ключевых стимулов игрового поведения.

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период


1. Вспомните формулировку биогенетического закона.
2. Почему дробление оплодотворенной яйцеклетки у курицы и кролика происходит по-разному?

Постэмбриональное развитие и его периоды.

Постэмбриональное развитие начинается с выхода новой особи из яйцевых оболочек или (при живорождении) из организма матери. Оно подразделяется на три периода - ювенилъный, пубертатный и период старения.

Первый период, ювенилъный, продолжается до окончания полового созревания.

Развитие организма в этот период может протекать по двум различным путям. Прямое развитие происходит, если из яйца или из организма матери выходит особь, похожая на взрослую, но меньшая по размерам и с несформированной половой системой. Другой тип развития называется непрямым и проходит с метаморфозом. Ювенильный период практически всегда сопровождается ростом организма. С одной стороны, процесс роста запрограммирован генетически, а с другой - зависит от условий существования. В маленьком аквариуме рыбы никогда не достигнут тех размеров, до которых они вырастают в природных условиях. При этом если во время ювенильного периода рыб из маленького аквариума пересадить в большой, то такие рыбы вырастут больше, чем те, которые остались в маленьком аквариуме. У человека рост контролируется целым рядом гормонов, выделяемых гипоталамусом, гипофизом, щитовидной и половыми железами.

Второй период постэмбрионального развития - пубертатный (т. е. период зрелости).

У большинства позвоночных животных он занимает, как правило, большую часть жизни.

Третий период - старение.

Старение - это общебиологическая закономерность, свойственная живым организмам, В определенном для каждого вида возрасте в организме начинаются изменения, снижающие возможности этого организма к приспособлению к изменяющимся условиям существования.

Улучшение условий жизни, снижение уровня детской смертности, победа над многими заболеваниями - все это вместе приводит к постоянному возрастанию продолжительности жизни. Если в XVI- XVII вв. этот показатель равнялся всего 30 годам, то сейчас в благополучных странах он составляет 75 лет для мужчин и 80 лет для женщин. Очевидно, что это далеко не предел, и победа над сердечно-сосудистыми и онкологическими болезнями продлит жизнь человека до 120-140 лет. Для этого конечно же необходимо, чтобы люди вели здоровый образ жизни, перестали отравлять себя алкоголем и никотином.

Смерть - это прекращение жизнедеятельности организма. Однако смерть необходима для эволюционного процесса. Без смерти не происходила бы смена поколений - одна из основных движущих сил эволюции.


Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение. Прямое и непрямое развитие.

1. Какие периоды постэмбрионального развития различают? Что для каждого из них характерно?
2. Какое влияние оказывает внешняя среда на развитие организма?
3. Какое развитие называют развитием организма с метаморфозом? Для каких организмов оно характерно? Приведите примеры животных с прямым и непрямым развитием.
4. Может ли многоклеточный организм быть бессмертным?

Процесс старения запрограммирован генетически, однако до сих пор не создано единой теории, объясняющей старение. Одни исследователи считают, что старение является следствием работы группы генов, которая осуществляет некую «программу старения». Эту точку зрения подтверждает существование редчайшего заболевания человека - прогерии. У ребенка, больного прогерией, проявляются явные, нарастающие признаки старости, и в 10-12 лет он выглядит как очень пожилой человек. Доказано также, что ДНК в любом организме постоянно повреждается различными химическими и физическими воздействиями. В молодом возрасте в организме активно работают специальные ферменты, восстанавливающие нормальное строение ДНК, однако в старости эти ферменты функционируют все слабее, и накопление «ошибок» в структуре ДНК ведет к онкологическим заболеваниям, нарушениям обмена веществ и др.

Краткое содержание главы

Клетка является единицей жизни. Изначально возникли одноклеточные живые организмы, однако в процессе эволюции стали преобладать многоклеточные формы жизни. Живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему, способную к воспроизведению себе подобных, т. е. к размножению.

Жизнь клетки от момента ее возникновения в результате материнской клетки и до ее собственного деления или естественной гибели называется жизненным цикл клетки или клеточным циклом. Основной способ деления клеток - митоз, включающий в себя следующие стадии: профазу, метафазу, анафазу и телофазу. Промежуток между делениями клетки, в который происходит подготовка к делению, называется интерфазой, подразделяемой на три периода.

Клетки многоклеточного организма не могут делиться бесконечно, так как существует генетически «запрограммированная» клеточная смерть - апоптоз.

Размножение может быть бесполым и половым. В основе бесполого размножения лежит деление клетки или клеток митозом.

В основе полового размножения лежит деление клеток мейозом, так как половые клетки - гаметы должны содержать гаплоидный (1n) набор .

Любой тип онтогенеза у многоклеточных животных делится на два периода - эмбриональный и постэмбриональный.

Стадии эмбрионального периода онтогенеза : дробление, бластула, гаструла, нейрулэ. Организм большинства животных формируется из трех зародышевых листков: эктодермы, энтодермы и мезодермы.

В процессе эмбрионального развития одни части развивающегося зародыша влияют на формирование других его частей. Это явление получило название эмбриональной индукции.

Процесс постэмбрионального развития подразделяется на три периода: ювенильный, пубертатный и старение.

Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник В. В. Биология 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Этап молодости у семенных растений начинается с прорастания семян или органов вегетативного размножения и характеризуется быстрым накоплением вегетативной массы. Растения в этот период не способны к половому размножению.

В ювенильный период осуществляется прорастание семян (или вегетативных зачатков) и формирование вегетативных органов. Прорастание в свою очередь делится на фазы набухания семян, проклевывания, гетеротрофного роста проростка, перехода к автотрофному способу питания.

По окончании у семян периода покоя поглощение ими воды служит пусковым фактором прорастания. Это поглощение осуществляется благодаря повышению в ряде случаев проницаемости семенных покровов для воды и за счет гидратации биополимеров в клетках. В результате развивается онкотическое давление (давление набухания) и семенные покровы разрываются. Набухание практически не зависит от температуры, содержания кислорода, освещения.

Проклевывание начинается, когда семена достигают критической влажности (40 - 65% в пересчете на сырую массу), и происходит путем роста растяжением самого зародышевого корня или гипокотиля, в результате чего кончик корешка выталкивается из семени. Деление клеток наступает обычно позже. Рост растяжением клеток зародышевой оси обусловлен снижением содержания АБК при набухании семян. Выход корня обеспечивает закрепление прорастающего семени в почве и улучшает поглощение воды.

Вслед за корнем начинается рост побега. Прорастая в темноте (в почве), и корень, и побег ориентируются прежде всего по гравитационному вектору, при этом корень углубляется в почву, а побег - направляется к свету. Рост осевых частей зародыша проростка поддерживается фитогормонами. Причем у злаков ИУК и цитокинины вначале поступают в зародыш из эндосперма, ГА освобождается из связанного состояния в зародышевой оси, а через несколько часов индуцируется синтез гиббереллинов в щитке. Эпителиальные клетки щитка начинают переваривать запасные вещества в эндосперме. К процессу пищеварения подключаются клетки алейронового слоя, активированные гиббереллином. Подкисление тканей эндосперма за счет работы Н-помп создает условия для кислого пищеварения и для всасывания продуктов разложения крахмала и белков клетками эпителия. Клетки эпителия начинают вытягиваться и врастать в эндосперм, осуществляя гетеротрофный способ питания растущего зародыша и проростка.

Рост зародышевого корня сопровождается появлением вдоль него зон деления, растяжения и дифференциации клеток. Корень сам начинает синтезировать цитокинины и ГА, которые направляются в побег. Побег удлиняется благодаря растяжения гипокотиля (у бобов, тыквы и др.) или мезокотиля (у злаков). Листья не развиваются и гипокотиль в своей верхней части сильно изгибается наподобие крючка, что облегчает его перемещение в почве. В почечке у двудольных и в верхушке колеоптиля у злаков синтезируется ИУК.

Когда этиолированный побег достигает поверхности земли, возникает светоростовая и фотоморфогенетическая реакция: рост гипокотиля или мезокотиля резко подавляется, усиливается рост эпикотиля (первого настоящего междоузлия) и листьев. Содержание этилена в зоне крючка снижается и крючок распрямляется. Растение зеленеет и переходит к фототрофному типу питания.

Благодаря дальнейшему росту главного, боковых и придаточный корней и формированию побегов за счет увеличения числа метамеров, ветвления, роста листовых пластинок, утолщения стебля растение к концу ювенильного этапа накапливает значительную массу.

Продолжительность ювенильного периода у разных видов растений неодинакова: от нескольких недель (однолетние травы) до десятков лет (у древесных). Проростки по многим параметрам не похожи на взрослые растения. Различия часто хорошо заметны в форме листьев (хлопчатник, огурец, ипомея и др.). У некоторых растений наблюдаются различия и во внутреннем строении. Так, у проростков папоротника проводящая система организована проще, чем у взрослых растений. У ювенильных растений менее мощная верхушечная меристема. Морфологическим признаком ювенильности в ряде случаев может служить также характер роста растения. Так, плющ в ювенильном состоянии представляет собой лазящий кустарник, а при переходе к взрослому состоянию образует вертикальный куст.

Этап молодости характеризуется полным отсутствием цветения или цветение слабо выражено даже при самых благоприятных для этого условиях. Здесь ярко проявляется роль компетенции. В данном случае ювенильное растение не обладает компетенцией к факторам, вызывающим закладку органов полового или вегетативного размножения. Это может быть связано с отсутствием в органах-мишенях, воспринимающих гормоны, белков-рецепторов, участвующих в индукции генеративного развития.

Однако отсутствие цветения само по себе не может служить показателем ювенильности, так как многие растения, находясь в зрелом состоянии, долго не зацветают без необходимых для этого условий. Поэтому более надежными критериями ювенильности служат описанные морфологические признаки.

Для ювенильных растений характерна значительно большая способность к корнеобразованию, что с давних пор используется в практике садоводства. Предполагается, что лучшая укореняемость ювенильных черенков - следствие более высокого содержания ауксинов. Однако обработка ауксином взрослых черенков не вызывает возврата к ювенильному состоянию по морфологическим признакам, хотя и усиливает способность к корнеобразованию.

Ювенильное состояние поддерживается специфическим соотношением гормонов. В ряде случаев обработке гиббереллином приводит к образованию ювенильных листьев или к продлению ювенильного состояния.

Переход от ювенильного типа роста к зрелому наиболее хорошо заметен у древесных растений. У бука, например, возможно сосуществование всех фаз развития ювенильности до зрелости. Это свойство древесных растений широко используется в садоводстве, когда для получения ювенильных растений отбирают черенки от основания сеянца, а черенки, взятые из верхних, более зрелых ярусов, укореняют или прививают для получения быстрого зацветающих и плодоносящих растений (Полевой, 1989).

В ходе этого урока вы продолжите изучение темы «Индивидуальное развитие», рассмотрите постэмбриональный период онтогенеза живых организмов, который начинается после выхода животного из зародышевых оболочек или организма матери (у живородящих животных). Ознакомитесь с особенностями ювенильного, пубертатного (взрослый) и сенильного (старение) периодов в жизни человека и животных. Узнаете о прямом и непрямом развитии в ювенильный период, о том, какие гормоны влияют на процессы становления организма, что ускоряет, а что замедляет процесс старения. Какие животные живут необычно долго и с возрастом не стареют, как они научились контролировать генетическую программу старения. Может ли человек быть вечно молоды м.

Постэмбриональный период начинается с момента выхода нового организма из яйцевых оболочек либо из организма матери. Он подразделяется на три периода и включает ювенильный период, пубертатный период и период старения.

Первый ювенильный период продолжается до окончания полового созревания и может проходить по двум различным путям. Прямое развитие происходит, если из яйца или организма матери выходит новая особь, внешне похожая на взрослую, но меньше размером и несформированной половой системой. К такому типу развития относится развитие птиц, рептилий, млекопитающих (рис. 1).

Рис. 1. Примеры прямого развития животных. Сверху вниз: птицы (курица), рептилии (крокодил) и млекопитающие (человек)

Другой тип развития называется непрямым и протекает с метаморфозом (превращением). При этом личинка не похожа на взрослую особь. Этот тип развития характерен для лягушек, некоторых насекомых и червей (рис. 2).

Ювенильный период всегда сопровождается ростом организма, с одной стороны процесс роста запрограммирован генетически, а с другой стороны - зависит от условий существования.

Рис. 2. Примеры непрямого развития животных: амфибии (лягушка), чешуекрылые (бабочка)

В маленьком аквариуме рыбы никогда не достигнут размеров, до которых вырастают в природных условиях, но если во время ювенильного периода рыб из маленького аквариума пересадить в большой аквариум, то такие рыбы вырастут больше, чем те которые остались в маленьком аквариуме.

У человека рост контролируется целым рядом гормонов, выделяемых гипоталамусом, гипофизом, щитовидной железой и половыми железами.

Второй период постэмбрионального развития - так называемый пубертатный период, или период зрелости (рис. 3), у позвоночных животных занимает большую часть жизни.

Рис. 3. Период зрелости у человека

Период зрелости плавно перетекает в следующий период - старость.

Гормоны и рост млекопитающих

На рост и развитие млекопитающих влияют гормоны, которые вырабатываются щитовидной железой, корой надпочечников и половыми железами (рис. 4). Их деятельность регулирует гипофиз, что было доказано в многочисленных экспериментах.

Рис. 4. Железы, влияющие на рост и развитие

Из гипофиза было экстрагировано некое вещество, которое при введении животным увеличивало их массу тела. Это вещество назвали гормоном роста. В дальнейших исследованиях было показано, что это один из тропных гормонов гипофиза, который называется соматотропин.

Соматотропин человека - это белок, состоящий из 190 аминокислот. Он усиливает процессы роста во всем организме, ускоряя синтез нуклеиновых кислот для подготовки к митозу, способствуя поглощению аминокислот хрящевой и мышечной тканями.

Старение - это общебиологическая закономерность, свойственная всем живым организмам. В определенном для каждого организма возрасте в организме начинаются изменения, снижающие возможности этого организма к приспособлению, к изменяющимся условиям существования (рис. 5).

Рис. 5. Пожилой человек

Улучшения условий жизни, снижение детской смертности, победа над многими заболеваниями - все это приводит к увеличению продолжительности жизни.

Если в XVI в XVII веке средняя продолжительность жизни была около 30 лет, то сейчас в благополучных странах средняя продолжительность жизни у мужчин достигает 75 лет (рис. 4), а у женщин 80.

Очевидно, это не предел, и победа над сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями может продлить жизнь человека до 120-140 лет, но при этом, естественно, человек должен вести так называемый здоровый образ жизни и не злоупотреблять алкоголем и никотином.

Смерть - это прекращение жизнедеятельности человека, однако смерть необходима для эволюционного процесса, поскольку без нее не происходила бы смена поколений.

Процесс старения запрограммирован генетически, однако до сих пор нет единой теории, объясняющей этот процесс.

Одни исследователи считают, что процесс старения запускается группой генов, которая запускает так называемую программу старения - эта точка зрения подтверждается существованием редчайшего заболевания человека, прогерии.

Типы старения человека

Медики утверждают, что процесс старения- это сложный многогранный и генетически обусловленный процесс, предотвратить который невозможно, а вот затормозить его можно. Различают два вида старения - физиологическое и патологическое.

При физиологическом старении возраст человека аналогичен паспортному возрасту, а при патологическом старении наблюдается ускоренное старение организма, связанное в большинстве случаев с различными стрессовыми факторами или же с генетической предрасположенностью.

Животные-долгожители

Старость, одряхление не есть обязательный атрибут долгой жизни. Существуют виды, которые могут жить на протяжении веков. К таким видам относится моллюск жемчужница (рис. 6), которая может жить около 200 лет и при этом не стареть. С каждым годом жемчужница становится все устойчивее к условиям окружающей среды и даже лучше размножается.

Рис. 6. Двустворчатый моллюск жемчужница. С возрастом жемчужница не стареет, а становится более жизнеспособной.

Но, тем не менее, даже жемчужница оказывается не бессмертной. Она погибает из-за несогласованного роста раковины и мышечной ноги, которая её держит в вертикальном положении. Огромная раковина перевешивает и падает на дно, фильтрация планктона прекращается, и жемчужница умирает с голода.

Та же учесть преследует крупных черепах (рис. 7), у которых панцирь становится слишком тяжелым.

Рис. 7. Гигантские черепахи

Что касается млекопитающих, то среди них также есть виды-долгожители. К таким видам относится гренландский кит (рис. 8) - он может жить более 200 лет, при этом, когда он умирает, у него не наблюдается признаков старения, и от чего он умирает - пока не известно.

Рис. 8. Гренландский кит

Не так давно было открыто существо голый землекоп (рис. 9), которое живет в Африке. Продолжительность жизни этого существа - 28 лет, по размерам оно не превышает мышь-полёвку. Так вот, голый землекоп сумел отменить программу старения. У этого зверька не встречается сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, рака - у него мощнейшая иммунная система, которая сохранятся активной в течение всей жизни. У землекопа два зуба, треть всех мышц организма обеспечивает работу этих резцов. Землекопы прогрызают под землей лабиринты площадью примерно, как два футбольных поля.

В центре этого лабиринта - онтоцарицы, вокруг - 250 воинов. У царицы от одного до трех мужей, многие самцы погибают в борьбе с врагами, змеями и землекопами из соседних стай. От чего наступает естественная сметь землекопов при отсутствии каких-либо других изменений, учеными пока не установлено.

Рис. 9. Голый землекоп в норе

Таким образом, процесс индивидуального развития контролируется генетической программой организма, однако может регулироваться и корректироваться факторами внешней среды, с которыми сталкивается организм.

У ребенка, больного прогерией, проявляются явные признаки старости, в 10-12 лет он выглядит как очень пожилой человек (рис. 10).

Рис. 10. Дети, страдающие прогерией

Доказано также, что ДНК в любом организме постоянно повреждается различными физическими и химическими воздействиями. В молодом возрасте активно работают специальные ферменты, восстанавливающие нормальное строение ДНК, однако в старости ферменты функционируют все слабее, и накопление ошибок в структуре ДНК ведет к онкологическим заболеваниям и нарушениям обмена веществ.

Список литературы

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: ().
  2. Д.К. Беляев. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е издание, стереотипное. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с. ().
  3. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень. - 5-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2010. - 388 с. ().

на английском языке:

  1. Википедия ().

Домашнее задание

  1. Что такое онтогенез? Из каких этапов он состоит?
  2. Что называют постэмбриональным развитием организма? Какие стадии постэмбрионального развития выделяют?
  3. Какие виды ювенильного развития встречаются у животных? В чем их отличие?
  4. Почему вслед за ювенильным периодом наступает зрелость?
  5. Что такое старость? Что вам известно про механизмы старения?
  6. Может ли человек жить вечно? Какое заболевание связано с наступлением ранней старости?
  7. Какие гормоны влияют на переход от одного этапа онтогенеза к другому?
  8. Какие животные-долгожители вам известны? Как они борются со старением? Почему все-таки умирают?
Вопросы: 1. Теории игр животных. 2. Концепция игры Фабри. 3. Виды игр по Фабри. 1. Теории игр животных. К. Гроос (нем.): игра - способ совершенствования. Игра – предварительное упражнение формирования взрослого поведения в особо важных сферах жизнедеятельности (теория упражнения). Спенсер : игровая активность - расход активности. Рубинштейн : недостатки - “ данный автор не рассматривает содержание игры, не способен объяснить функции”. Теория Спенсера. Лоренц : концепция вакуумной активности. Когда животному некуда девать накопившуюся энергию, оно начинает с азартом выполнять незавершённые бесполезные телодвижения, не приносящие никакой выгоды для обеспечения жизнедеятельности. Игровые действия совершаются без присутствия соответствующих ключевых раздражителей (например: игровая борьба). Многие авторы также отрицали значение игры для формирования взрослого. Мейер - Холоцапфель : игра животных - мнимая деятельность. В основе игры лежит пробование, основанное на любопытстве. Животные играют лишь тогда, когда не выполняются игровые действия - её обоснования. Центры игры в головном мозге не было обнаружено. Бодендайк : коренное отличие игры от других форм поведения он усматривал в полном отсутствии приспособительного значения игровой активности. Он категорически утверждал, что игра важна только для непосредственно играющего животного, приводя его в положительное эмоциональное состояние, но не для будущего развития. Критика Эльконина - указал, что Бодендайк недооценивал ориентировочно - исследовательскую функцию игры (познавательное значение игры). Игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и развивает способность к ориентации в сложных условиях среды. Торп : игра служит для приобретения животным навыков и для ознакомления с окружающим миром. Особое значение отдавал манипулированию с предметами во время игры. Беков : сводил функции игры к двигательной тренировке, формированию процессов общения и упражнению познавательных процессов. 2. Концепция игры Фабри . Игра - развивающаяся психическая деятельность животных (а не отдельная категория поведения). Игра (Фабри) - процесс, который охватывает все сферы поведения животного в ходе его окончательного становления перед достижением взрослого состояния. Адультное. Предадультное (в молодом возрасте). С началом игрового периода резко увеличивается количество способов манипулирования, а также число и ассортимент объектов и доигровых движений путём их усиления и совершенствования, например, поведение лисиц – этим животным не свойственно много манипуляционных действий (в игровой период от двадцати до двадцати восьми движений, лисицы научаются выполнять движения одной конечностью). Компоненты игры. Манипуляционная активность - любое воздействие животного на предметные компоненты среды, взаимодействия животных с любыми предметами. Наличие либо отсутствие игры является определённым критерием уровня психического развития, играют только высшие животные (главным образом млекопитающие). Основная функция игры - накопление индивидуального опыта во всех жизненных сферах, но на основе инстинктивных компонентов поведения. 3. Виды игр по Фабри . Виды игр животных: 1. Одиночные: а) локомационные; б) манипуляционные (компенсаторные; некомпенсаторные). 2. Совместные: а) локомационные; б) манипуляционные. Одиночные манипуляционные игры . Компенсаторные - естественное видотипичное поведение животного, которое молодые животные ещё не могут выполнить, компенсирующееся в его играх сходными действиями с предметами - заместителями. Предмет, как объект игры должен обладать некоторыми признаками, которые присущи объекту взрослого поведения (признаки - ключевые раздражители (Лоренц) специфические признаки предмета, вызывающие инстинктивную реакцию, например, движение объекта). Некомпенсаторные - игры с предметами, которые являются биологически значимыми, необходимыми для поддержания жизнедеятельности - те предметы, с которыми детёныши сталкиваются на протяжении всей жизни (например, игра с едой). Игра с пищевыми объектами это источник игрового познания (изучение поведения жертвы). Значение некомпенсаторных игр было доказано в эксперименте - детёныши выращивались без игры с предметами, при этом свобода пальцев, рук не ограничивалась. В результате они отличались низкой способностью к хватанию, ощупыванию, не умели хвататься за служителей, отсутствовало характерное для обезьян обыскивание. Функция манипуляционных игр заключается в упражнении, совершенствовании элементов моторного поведения, а также в познании окружающего мира. Одиночные локомационные игры - подвижные игры, при которых животное постоянно меняет своё местонахождение (хватание хвоста). Необходимы для совершенствования и тренировки своего будущего поведения. Ладыгина - Коц . Предметная деятельность шимпанзе. 1. Конструктивная деятельность - воссоздание из частей целого путём сближения, соединения и наслаивания предметов. 2. Ориентировочно - обследующая (ознакомительная) - поверхностное ознакомление с предметами, не оставляющая на них заметных следов. 3. Обрабатывающая - углублённое воздействие на предмет. 4. Манипуляционная игра. 5. Сохранение и отвергание предмета. Орудийная деятельность - употребление предмета, как вспомогательного для достижения какого - либо биологически значимого результата (исследовательская познавательная). Ладыгина - Коц одна из первых количественно подсчитывала манипуляционные действия с предметами. Вывод : у шимпанзе чаще всего представлена: - ознакомительная; - обрабатывающая; - конструктивная; - орудийная - встречается меньше всего. Два вида поведения орудийной деятельности: 1) извлечение термитов из построек с помощью веточек; 2) собирание влаги из углублений с помощью пережёванного комка листьев. В лабораторных условиях таких типов поведения намного больше (например, обезьяна сняла ключи со стены при помощи доски и сбежала - подражание, элементарное мышление (Фирсов)) Ладыгина - Коц : это говорит о потенциальных психических способностях приматов, которые в естественных условиях не проявляются. Ладыгина - Коц определила орудийную деятельность, как индивидуальную черту поведения, а не видовую. Орудия животных и орудия труда человека. Сравнительный аспект. Отличия: 1) орудием животного может быть любой предмет, который применяется при решении определённой задачи в конкретной ситуации. Орудия труда человека специфично изготавливаются для определённых трудовых операций и кроме этого предполагают знания о будущем его применении. Отличительной особенностью изготовления орудий труда человека является предвидение сложных причинно - следственных связей в будущем; 2) орудие труда человека является материальным воплощением объектов, созданных в процессе выполнения трудовой операции; 3) подлинное изготовление орудий труда предполагает воздействие на предмет другими, а не эффекторными органами. Изготовление орудий труда – одна из предпосылок человеческого сообщества. Создание орудий труда предполагает установление причинно - следственных связей. Возникновение трудовой деятельности. 1. Гаптические способности млекопитающих - хватательные функции передних конечностей. Только у приматов основная форма передвижения - это лазание путём хватания веток. При этом передние конечности от функции опоры и передвижения. Освобождение передних конечностей препятствие для быстрого и длительного бега.Функции рук развивались одинаково по двум направлениям - изменения в сторону полного обхватывания предметов, увеличение в сторону гибкости и вариабельности хватательных движений - это развитие - эволюционная основа для зарождения орудий труда. 2. Взаимодействие кожно-мышечной (тактильно - кинестической) чувствительности передних конечностей со зрением. Важную роль такой чувствительности отводил Сеченов: “ первоначальное обучение - это взаимодействие мышц и зрения - рук и глаз”. По мере того, как зрение обучается двигательной чувствительностью рук (привыкание) - движения рук всё больше контролируются, корректируются и управляются зрением. Фабри: только у приматов есть комплексная тактильно - кинестически - оптическая чувствительность. Основа возникновения трудовой деятельности .

Фабри : даже высшие проявления манипуляционной активности ископаемых

Антропоидов никогда бы не смогли перерасти в трудовую деятельность, если бы этому не способствовали экстремальные условия. Аналоги таких условий можно найти в искусственных условиях (резко объединённая обстановка предметами по сравнению с естественной средой). В результате чего возникает так называемое компенсаторное манипулирование - коренная перестройка манипуляционной активности приматов, при которой обычная многообразная манипуляционная деятельность концентрируется на тех многочисленных предметах, которыми они могут располагать - движения приматов становятся более интенсивными, сосредоточенными и длительными, что приводит к образованию значительно сложных манипуляционных движений. У человека изменились условия жизни. Происходит резкое обеднение среды обитания за счёт сокращения тропических лесов. Преимущества имеют те антропоиды, которые смогли выработать более совершенную прямую походку на двух ногах на основе первоначального способа передвижения по деревьям. Способ передвижения по деревьям - круриация - тип локомоции, который представляет передвижение по толстым ветвям на задних конечностях, передние конечности при этом поддерживают верхнюю часть тела. Подготовила передвижение по земле без опоры на передние конечности. Проблема зарождения общественных отношений . Биологические предпосылки общественной жизни человека . Лоренц (этология) изучает сообщества. Этологи максимально убирают границу между человеческими и животными сообществами. Биологические предпосылки (Фабри): 1. Стадность ископаемых высших приматов, а точнее предметная деятельность в условиях стадной жизни; 2. Социальные закономерности человеческого общения ни в коем случае не должны быть сведены к экологическим закономерностям жизни стада. Общественные отношения людей развивались, благодаря ломке этих закономерностей. Типология сообществ животных . Тикс Н. А.: особое значение при возникновении общественной жизни отводится потребности в общении. Вследствие необходимости совместной деятельности, охоты. Потребность в общении - основа для возникновения общественной жизни. Возникновение новых отношений между детьми и взрослым поколением связано с условиями охоты. Дети должны были усваивать традиции и умения, сформировавшиеся у предшествующих поколений. Задача - наладить контакт, применяя опыт старших. Самцы должны были проявлять не только взаимную терпимость, но и умение сотрудничать и согласовывать свои действия. Возникает необходимость в обозначении предметов без чего нельзя было обеспечить согласованность действий при совместной охоте. Трудовая деятельность, совместная охота - толчок к возникновению общения. Фабри : источник становления человеческих форм общения - поведение обезьян - демонстрационное манипулирование, моделирование - поведение, когда животные наблюдают за манипуляционным поведением других животных. Наиболее типично такое поведение для обезьян, которые оживлённо реагируют на такое поведение. Происходит только наблюдение, приглашение к совместной игре. В процессе данного поведения существуют актёры и зрители. Моделирование создаёт наилучшие условия для создания познавательной совместной коммуникативной деятельности. Механизмы, поддерживающие адаптацию . - Иерархия и доминанта. - Социотомия. - Социальное партнёрство. - Клубы. Иерархия - пирамида субординации, вершину которой занимает наиболее агрессивная и активная особь, которую называют доминантом Особь, располагающуюся на ступеньке ниже, называют субдоминантом. Основная функция : иерархия обеспечивает организованность потоков информации, распределение функций и целесообразность группы. Благодаря иерархии происходит избежание постоянных конфликтов и избежание борьбы всех участников за первенство (внутренняя сплочённость участников группы в совместной деятельности). Лоренц : иерархия - производная территориальности и агрессивности, т. к. доминантом становится не самое сильное, а самое агрессивное животное, которое угрожает другим и легко выдерживает чужие угрозы. Центры агрессивности расположены в коре головного мозга, при потере центра агрессивности теряется способность к доминанте. Иерархическая организация достаточно динамична. В природе статус доминанта постоянно подтверждается, если он, исчезает его место, занимает субдоминант.