Как воспитать патриотизм у современной молодежи? Этим вопросом сегодня озадачены не только государственные структуры, но и все люди, которым небезразлична судьба нашей страны, ведь патриотизм – это основа сильного государства.

После разрушения советской системы идеологического и нравственного воспитания, в России выросло целое поколение лишенное духовно-нравственных идей и чувства патриотизма. Среди молодежи все более заметными стали проявления равнодушия, агрессии и неуважительного отношения к государству. Падает престиж военной службы и армии в целом.

Поэтому для государства жизненно необходимо возродить в нашем обществе истинный патриотизм, который выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать.

С этой целью сегодня с молодежью проводится массовая патриотическая работа, в которую включились не только государственные структуры, но также и общественные движения и организации.

По-прежнему ведущая роль в формировании патриотического сознания подростков отводится школе и другим образовательным учреждениям. А во время летних каникул в работу по патриотическому воспитанию детей и подростков включаются детские лагеря.

Сегодня в нашей стране организуется немало профильных лагерей спортивно-оборонной и военно-патриотической направленности. Безусловно, они являются одной из наиболее удачных форм подготовки подростков к защите Отечества, воспитания гражданственности и патриотизма, формирования основ здорового образа жизни. Жизнь в таком лагере максимально приближена к армейским условиям, большое внимание отводится физкультуре, спорту, а также изучению основ военной службы в Российской армии. Сама обстановка лагеря способствует развитию у подростков тех качеств, которые необходимы будущим воинам. Цель военно-патриотических лагерей – сформировать у подрастающего поколения идеи служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитать чувства гордости за русское оружие, уважение к его военной истории, стремление к военной службе.

Военно-патриотическое воспитание является частью воспитательной системы и многих оздоровительных лагерей, которые включают в свои программы мероприятия патриотической направленности (военизированные игры, экскурсионные маршруты по местам боев, мероприятия к памятным датам военной истории).

Например, в детском приключенческом лагере «Остров героев» в каждой смене проводиться День памяти. Эта традиция связана с тем, что лагерь расположен на территории Демянского района, где в годы Великой Отечественной войны проходили жесточайшие сражения. Для того чтобы дети помнили о великом прошлом своей Родины, их знакомят со страницами военной истории в увлекательной и доступной форме.

В каждой смене День памяти проходит по-особому. Организуются военизированные игры, такие как «Зарница» или «Диверсанты», ребята посещают музеи, воинские захоронения, встречаются с представителями поискового отряда и даже выезжают на места раскопок на военном грузовике или гусеничном вездеходе. Обязательно в этот день проводиться тематический концерт.

Дни памяти никогда не проходят формально, события этого дня затрагивают душу каждого ребенка. Ребята отмечают, что они одновременно испытывают чувство скорби по погибшим и чувство гордости за подвиг своего народа. Это самый трогательный, грустный и одновременно торжественный день смены.

В этом году проект «Остров героев» запустил новую программу - военно-исторические реконструкции. Эта программа для тех, кому хочется больше узнать о трагических и интересных страницах жизни своей страны, кто хочет на себе попробовать, каково это, в гимнастерке, каске, кирзовых сапогах и с ППШ в руках идти против вражеского отряда. Военно-историческая реконструкция – это наглядный урок истории, который проходит в обстановке близкой к реальной. Современным мальчишкам и девчонкам предоставляется возможность прожить один день так, как жили люди в годы войны и испытать то, что испытывали солдаты Великой Отечественной.

Именно такие программы помогают подрастающему поколению лучше узнать героические страницы истории своей страны, гордиться подвигами наших дедов и прадедов, воспитывают уважение к армии и готовность защищать свою Родину, а значит быть настоящими патриотами своей страны.

Этот день можно разделить на несколько этапов:

1. Поиск знамени.

2. Военно-спортивные эстафеты.

3. Смотр строя и песни.

4. Выпуск боевого листка.

5. Солдатский привал.

Если лагерь загородный, то еще вечером предыдущего дня на территории лагеря вводится «военное положение»: раньше заканчивается дискотека, детям не разрешается ходить по одному и т. д. Дети ложатся спать раньше, потому что утром их ждет более ранний подъем под звуки горна. После подъема дети собираются на линейке (оценивается, какой отряд придет раньше), им сообщается о том, что началась игра «Зарница», командиры отрядов получают записки-шифровки и отправляются на поиски знамени.

Если лагерь пришкольный, то утром дети собираются на линейке и им сообщается о начале игры «Зарница». Все остальные этапы и в пришкольном, и в загородном лагерях совпадают.

После того как отряды, отправившиеся на поиски знамени, возвращаются, их ожидают в «штабе». Важно, чтобы дети вместе со знаменем принесли все записки-шифровки. Нужно заранее объяснить детям, что нельзя забирать записки других отрядов. Конечно, знамя может принести только один отряд, за это он получает дополнительные 10 баллов, у остальных отрядов оценивается то, когда они пришли в «штаб», и количество записок (если записки были собраны все - это 5 баллов).

Затем начинаются военно-спортивные эстафеты.

Дети проходят несколько этапов, каждый этап оценивается в 5 баллов. Все отряды приходят на этапы в соответствии со своим маршрутным листом.

Можно предложить следующие этапы:

1. Физподготовка:

1) На этом этапе девочки отжимаются, мальчики - подтягиваются. (Выбирают самый высокий результат в отряде и заносят в маршрутный лист.)

2) Бег - 100 метров. (Может бежать весь отряд; учитывают лучшее и худшее время, а можно выбрать из отрада 5 мальчиков и 5 девочек.)

3) Метание гранат. (Из отряда выбирают 5 мальчиков и 5 девочек.)

Можно оценивать по-разному:

Самый лучший результат в отряде;

По сумме результатов всего отряда.

4) Челночный бег. (Учитывают общее время отряда.)

5) Прыжки в длину. (Учитывают общий результат отряда и самый лучший прыжок.)

2. Полоса препятствий. Весь отряд преодолевает полосу препятствий: рукоход, бревно, шведская стенка, лабиринт; проползти под натянутыми веревками, не касаясь их.

3. Пункт первой медицинской помощи. Девочки накладывают повязки, шины, рассказывают, как оказать первую помощь при порезах, кровотечении, ожогах.

4. Переноска раненых. Мальчики, 10 человек, должны перенести всех девочек и «раненых» мальчиков с одного места на другое. Можно использовать носилки, а также переносить на руках, спине и т. п.

(Учитывают скорость и бережное отношение к «раненым».)

5. Палатка. Отряд должен установить палатку, а затем сложить ее. (Учитывают качество и затраченное время.)

6. Маскировка. Отряд должен замаскироваться подручными средствами и пройти незамеченным мимо ответственного за данный этап.

7. Гражданская оборона. Из отряда выбирают 3 мальчика и 3 девочки. Нужно на время (по команде) надеть противогаз, а затем снять и сложить его в сумку.

8. Автоматы. За этот этап отвечает только преподаватель гражданской обороны или военнослужащий. Из отряда выбирают 4 мальчика, им необходимо на время разобрать и собрать автомат. (Учитывают скорость и качество.)

9. Минное поле. В песке замаскировано несколько «мин». «Саперы» - 5 человек из отряда - ищут их. Каждая найденная мина - 1 балл; если «сапер» наступил на мину, - отряд получает 0 баллов.

Днем в лагере проходит смотр строя и песни, затем дети выпускают боевой листок о событиях прошедшего дня, а вечером - солдатский привал. В солдатском привале участвуют все мальчики отрядов таким образом, чтобы в каждом конкурсе принимали участие разные дети.

Конкурс 1 - «Воинские звания». Из отряда выбирают 1-2 человека. За 30 секунд надо написать как можно больше воинских званий.

Конкурс 2 - «Солдатская каша». Из отряда выбирают 2 человека. Обоим участникам завязывают глаза. И по команде один начинает кормить другого кашей. (Оценивают скорость и аккуратность.)

Конкурс 3 - «Отбой». Из отряда выбирают 1-2 человека. По команде участники расстилают матрас, постельное белье, раздеваются и ложатся.

По следующей команде проделывают все в обратном порядке: одеваются, складывают постельное белье, сворачивают матрас. (Оценивают быстроту и аккуратность.)

Конкурс 4 - «Солдатские прибаутки». Участники рассказывают солдатский анекдот или шутку.

Конкурс 5 - «Танцевальный». Из отряда выбирают 1-2 человека, и ребята исполняют танец «Яблочко».

Конкурс 6 - «Солдатская песня». В конкурсе участвует весь отряд. Дети инсценируют песню военной тематики.

(Этот конкурс оценивают отдельно от пяти предыдущих.)

Военно-спортивная игра «Зарничка»

Летний лагерь дневного пребывания «Радуга» (МАОУДО ЦДО с. Мошенское)

Цель игры: Физическое и патриотическое воспитание детей посредством вовлечения их в военизированную игру-соревнование.

Задачи игры:

совершенствование и повышение эффективности системы патриотического и физического воспитания подрастающего поколения;

закрепление у подрастающего поколения знаний по истории Отечества, истории Российской армии;

воспитание у детей чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки;

воспитание у подрастающего поколения положительных морально-психологических качеств;

профилактика негативных привычек.

Принципы организации Игры

Испытания должны быть организованы с учетом половозрастных особенностей участников. Величина соревновательной нагрузки должна соответствовать физическим возможностям участников.

Организация и время прохождения Игры

Построение участников - 5 минут;

Церемония открытия - 10 минут;

Выдвижение к месту проведения игры – 20 минут;

Выдача маршрутных листов - 5 минут;

Прохождение спортивных станций командами – 2 часа;

Построение - подведение итогов - награждение - 10 минут.

Этапы (станции) Игры:

«Построение» Игра начинается с общего построения участников у здания Центра.

«Открытие» Открытие военно-спортивной игры «Зарница». Директор лагеря открывает праздник. Указываются задачи и цели Игры, назначаются командиры отделений.

Выдвижение к месту Игры. Организованно (с соблюдений всех правил ПДД) отделения «красных» и «синих» выдвигаются к месту первоначальной дисклокации в район Гороховского бора у ЦРБ.

«Выдача маршрутных листов». Командиры отделений получают маршрутные листы-карточки, на которых указан индивидуальный порядок прохождения станций. За каждое успешное выполнение задания на станции, участникам ставится отметка в маршрутном листе.

«Прохождение станций командами»:

Тематические станции могут быть наполнены различным содержанием в зависимости от места проведения игры и условий. Участники команды при прибытии на этап строятся в одну шеренгу. Инструкторы на станциях выбирают на свое усмотрение представителей команды для прохождения испытаний. Станции располагаются на всём протяжении маршрута длиной примерно 3 км. Порядок станций у каждого отделения свой и точки начала игры также находятся в разных местах.

Станция. «Бревно»

Подготовка: необходимо найти в лесу на маршруте лежащее дерево, обрубить лишние суки и ветки

Содержание: Участники команды по очереди по одному человеку проходят по бревну.

Оценка: Учитывается время прохождения препятствия всеми участниками отделения. Касание земли вне бревна одной ногой + 5 сек., двумя ногами + 10 секунд к общему времени.

Станция. «Кострище»

Подготовка: на территории Гороховского бора необходимо специально оборудовать участок для прохождения испытания.

Содержание: Отделение должно разжечь костёр.

Оценка: Учитывается время с момента подачи команды «Марш!» до момента, когда огонь пережжёт верёвочку, натянутую над костром. (По окончанию испытания огонь залить, кострище присыпать песком).

Станция. «Мины!».

Содержание: Командир отделения назначает 3 сапёров. Остальные располагаются в 5 метрах от заминированного участка. Задача сапёров обезвредить «мины» (верхняя часть пластиковой бутылки с колпачком) путём отвинчивания запала (колпачок). «Мин» может быть от 7 до 10 штук. Время даётся от 5 до 7 минут. Каждая необезвреженная «мина» + штрафной балл к итогу игры.

Оценка: Оценивается время и количество обнаруженных «мин».

Станция. «Паутина»

Подготовка: необходимо сделать «паутину», используя верёвку (длиной 20 – 30 м) и найти место с близко стоящими деревьями. Верёвкой перегородить проход между деревьями на высоте 30 см нижний край и на высоте от одного до полутора метра верхний.

Содержание: Все участники команды по очереди проходят через «паутину».

Оценка этапа: Учитывается общее время прохождения испытания по последнему участнику.

Станция «Армейские звания»

Атрибуты: погоны воинского звания.

Содержание: Два участника команды по очереди раскладывают погоны по возрастанию воинского звания, называют звание (от рядового до полковника) соответствующее каждому погону, а так же определяют лишний погон (несуществующее воинское звание).

Оценка этапа:

5 баллов, если разложили правильно, назвали правильно, определили правильно.

4 балла, если разложили правильно, назвали правильно, не смогли определить правильно лишний погон.

-3 балла, если разложили правильно, не смогли назвать правильно, не смогли определить правильно лишний погон.

2 балла, если не смогли разложить правильно, не смогли назвать правильно, не смогли определить правильно лишний погон.

Станция «Тематическая викторина (Вопросы на знание воинской славы Отечества)»

Подготовка: Составить по выше указанным темам тест. Примеры вопросов представлены в Приложении 2.

Содержание: Команда участников выстраивается в шеренгу перед столом, на котором находятся 10 билетов с вопросами (1 билет - 1 вопрос). Билеты расположены так, чтобы участники не видели вопросов. Участники по очереди подходят и вытягивают любой билет, отвечают на вопрос без подготовки. Использованные билеты откладываются в сторону.

Оценка: Задание оценивается исходя из количества правильных ответов, которые дала команда. Правильный ответ - 1 балл, неправильный - 0 баллов.

Станция «Спортивная»

Содержание: 4 участника: 2 мальчика и 2 девочки. Мальчики выполняют подтягивание на высокой перекладине, девочки – сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.

Оценка: Учитывается сумма подтягиваний и отжиманий.

Станция. «Бег в гору»

Подготовка: необходимо найти в лесу на маршруте крутой подъём в гору протяжённостью 20-25 метров.

Содержание: Участники команды по очереди по одному человеку бегут в гору. Старт у подножия горы. Бежать до касания какого-либо дерева на вершине горы. Как только предыдущий участник коснулся отметки на верху – бежит следующий.

Оценка: Учитывается время прохождения препятствия всеми участниками отделения. Время по касанию отметки на верху последним участником.

Станция «Стенка на стенку»

Подготовка: На рукавах участников прикреплены шевроны определённого цвета (красные или синие).

Содержание: Команды участников выстраивается в шеренгу напротив друг друга. Площадь схватки 10х10 метров. Время схватки – 10 минут.

Правила: 1. Один на один; 2. Нельзя прикрывать шеврон рукой; 3. Не выходить за ограничительную линию; 5. Не хватать за шею или голову; 6. Не хватать за одежду.

Оценка: подсчитывается количество сорванных шевронов. Кто больше сорвал, та команда победила.

Станция «Поиск флага»

Подготовка: Заранее на определённом участке леса спрятать флаг.

Содержание: Командам даётся 30 минут на поиск флага.

Оценка: Отделение, нашедшее флаг, получает дополнительный балл.

«Подведение итогов»

По окончанию Игры и прибытию команд к месту дисклокации (лагерь), судьи собирают маршрутные листы и подводят итоги по этапам.

«Награждение»

Под звуки торжественной музыки происходит построение команд. Директор лагеря объявляет результаты Игры и награждает победителей.

Приложение 1

Варианты вопросов для тематической викторины:

1. Как называлось старинное защитное приспособле­ние русского воина, состоящее из железных колец? (Кольчуга.)

2. Кто командовал русскими войсками в битве против Мамая на Куликовом поле? (Князь Дмитрий Иванович Донской.)

3. Родина пороха. (Китай.)

4. Это слово в переводе с французского означает «стра­жа». Сначала так называли отряды телохранителей при военачальниках, а потом отборное войско. Что это за слово? (Гвардия.)

5. Что означает древнерусское выражение «изломить ко­пье»? (Вступить в битву.)

6. Как назывался первый русский орден? (Орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром I.)

7. Всем известны слова этого великого русского полко­водца: «С потерей Москвы не потеряна Россия». Назовите его имя. (Михаил Илларионович Кутузов.)

8. Этому литературному герою - солдату Великой Оте­чественной войны поставлен памятник на родине его ав­тора - в Смоленске. Назовите этого героя и его автора. (Василий Теркин и Александр Трифонович Твардов­ский.)

9. Какие рода войск составляют современные сухопут­ные войска? (ПВО, танковые, ракетные и артиллерия, пожарные, химические, автомобильные, мотострелковые, военно-стро­ительные, войска связи.)

10. Высшее воинское звание. Им были удостоены А.С. Шеин, А.Д. Ментиков, А. Ульрих - муж императ­рицы Анны Леопольдовны, А.В. Суворов, И.В. Сталин. (Генералиссимус.)

11. Герой Куликовской битвы, монах Троице-Сергиева монастыря, до пострижения в монахи - боярин. Его по­единок с татарским богатырем Темир-мурзой (Челубеем) стал началом сражения. (Александр Пересвет.)

12. Как называется самая большая пушка, из которой не было сделано ни одного выстрела? (Царь-пушка.)

13. Кто из выдающихся русских полководцев сказал: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля»?(Александр Невский.)

14. Летчик, майор, Герой Советского Союза. Его само­лет был сбит на вражеской территории, и 18 суток он ползком пробирался к линии фронта. После ампутации голеней обеих ног по личной просьбе был направлен в истребительный авиаполк, где в воздушных боях сбил еще семь вражеских самолетов. Назовите имя этого человека. (Алексей Петрович Маресьев.)

15. Назовите известного советского полководца, вне­сшего выдающийся вклад в победу над фашистскими зах­ватчиками. (Маршал Жуков.)

16. Основатель российского флота. На своей печати этот военачальник и государственный деятель вырезал слова: «Я ученик и нуждаюсь в учениках». Назовите имя этого ученика. (Петр I.)

(Принимал парад маршал Семен Михайлович Буденный).

Поиграть в войнушку – любимое развлечение большинства детей. Конечно, эта тема больше подходит для мальчика, но военная вечеринка и девочкам наверняка покажется интересной. Ведь есть что-то романтичное в «солдатской» обстановке, да и веселые конкурсы не дадут заскучать.

В теплое время года лучше устроить праздник на природе. Если обстоятельства не позволяют, тематический декор, подкрепленный детским воображением, легко превратит комнату в секретный штаб или военный лагерь. Предлагаем идеи для украшения праздника в военном стиле:

  • уберите лишнее . Что убрать нельзя, закройте маскировочной сеткой – чем ее больше, тем лучше (поспрашивайте у дачников). Сетку можно повесить на стены, постелить на стол;
  • вырежьте из зеленых обоев силуэты кустов, нарисуйте веточки . Приклейте двусторонним скотчем на картон (от клея картон размокнет и скукожится). Кусты поставьте так, чтобы за ними можно было прятаться (опоры или подвесить на леску). Получатся забавные фото, и для детей это дополнительное развлечение;

  • военная тематическая вечеринка немыслима без оружия – автоматы, гранаты, пистолеты . Соберите по друзьям игрушки и бутафорское оружие. Автоматы можно вырезать из картона;
  • разложите/расставьте по залу складные стулья, рюкзаки цвета хаки, бинокли и рации (играть под присмотром или игрушечные), котелки . Много «полевых» атрибутов есть у дачников, охотников, рыбаков, туристов;
  • для антуража поставьте у стены несколько ящиков с надписями «патроны», «гранаты», «взрывоопасно» ;

  • есть небольшая палатка защитного цвета ? Непременно поставьте в углу – фотозона и развлечение;

Если планируется военно-морская вечеринка, основным цветом должен быть не хаки, а синий и белый. Традиционная полоска приветствуется везде – гирлянды, скатерти, ленточки на шторах. Корабли, парусина, канаты и прочий флотский такелаж.

  • нарисуйте на ватмане и приклейте к картону большие джипы, танки и др. военную технику . Как тематический декор вдоль стен и аксессуары для фото;
  • добавят атмосферы карты на стенах (с отмеченным планом атаки или местами секретных штабов), флаги, звезды, нашивки в гирляндах, композициях, как украшение на маскировочной сетке . Можно попросить детей принести рисунок на военную тему и устроить мини-выставку;

  • для военной вечеринки на день рождения купите фольгированные (есть танки, лодки) и обычные шары черного, желтого и зеленого цвета (или голубого и белого, если это военно-морская вечеринка) . Развесьте гирлянды цвета хаки с тематическими рисунками.

Приглашения

Важную информацию обсудите с родителями, а для детей подготовьте оригинальные приглашения без лишних подробностей о вечеринке. Мальчики обожают секреты – разошлите депеши под грифом «Совершенно секретно» и текстом о предстоящих военных сборах.

Или покрасьте маленькие бутылочки в зеленый/серый цвет, чтобы получилась граната. Приклейте этикетку «Взрывоопасно», положите внутрь конфетти и записку – послание из зоны боевых действий (нужна твоя помощь, враг близко!).

Еще интереснее – обернуть письмо вокруг свечи и обмотать бечевкой. Текст написать молоком или соком лимона, которые станут видны после нагрева над свечой (под присмотром взрослых, конечно).
Костюмы

Главное, чтобы детская вечеринка в военном стиле получилась веселой. А костюмы для этого не сильно нужны . Хотя одежда вполне удобная, можно взять костюм в военном стиле напрокат – тема популярная, выбор большой.

Под китель обязательно оденьте маечку – детям наверняка станет жарко после активных конкурсов. Обувь тоже максимально удобную, не жаркую.

Вместо венного костюма подойдет любая одежда цвета хаки или камуфляж. Стиль милитари популярен, для детей шьют рубашки, брючки, платья. Наверняка у многих родителей есть что-то подходящее.

Совсем простой вариант – темные брюки/юбка и тельняшка: в синюю или черную полоску (военно-морская вечеринка), голубую (десант), зеленую (пограничники) . Можно выбрать один цвет, предоставить выбор родителям или разделить на две команды – пограничники и ВМФ, например.

На входе торжественно вручите жетоны, береты, пилотки или банданы. Можно устроить веселую возню с аквагримом – разрисовать лица полосками и пятнами.

Меню, сервировка

Если день рождения пройдет на природе, приготовьте для детей что-то серьезнее кексов и лимонада. Например, настоящую полевую кухню. «Солдаты» выстаиваются в очередь за порцией каши, которую раскладывает по тарелкам повар в смешном колпаке и с огромным половником. Порции небольшие, только чтобы сладости на пустой желудок не лопали.

Не будут кашу? Еще как будут, если сообщить, что каша – настоящая солдатская! Гречка с мясом или рис с котлеткой на выбор.

Для украшения праздничного стола пригодится маскировочная сетка, гирлянды, солдатики, зубочистки с тематическими картинками, зеленые и коричневые юбочки. Фрукты можно положить в кузова военных грузовиков (колеса залепить пластилином, чтобы не укатились) или в перевернутые каски .

Подсмотреть идеи оформления в военном стиле можно по запросу «блюда 23 февраля, день ВДВ и т.п.». Печенья в форме танков и самолетов, фигурки из мастики, зеленая и шоколадная глазурь для хаки. В крутом тесте можно сделать оттиск солдатиком, чуть смазать маслом и залить шоколад. В половинках полой игрушечной гранаты охладить желе.

Гранаты – самая подходящая форма для кейк-попсов в военном стиле:

На день рождения закажите тематический торт – дети обожают сладкие сюрпризы! А еще его можно искать как ценный груз от командования, потерянный при транспортировке.

Развлечения

Игровой сценарий военной вечеринки для детей должен иметь некую цель. Без нее юным «солдатам» будет не так весело. Да и радость от достижения результата, подкрепленная призами-подарками, останется в памяти дольше.

По нашему сценарию детям предстоит участие в военной операции под кодовым названием «Косой пилот». Самый главный генералиссимус отправил на день рождения «имя именинника» посылку с сюрпризом и подарками. Но пилот оказался… да-да, косым, как сонный заяц! И скинул груз непонятно где.

К счастью, свидетелем его позора стал прапорщик Жаднейко (помощник ведущего). Что он делал с мешком казенной гречки за территорией нашей базы/лагеря – непонятно. Но оно и к лучшему, ведь теперь Жаднейко знает координаты.

Эта маленькая история – начало сценария, которую ведущий «рапортует» в военном стиле, четко и быстро (а то заскучают). Далее два варианта. Первый проще: просто конкурсы, цель которых – доказать Жаднейко, что ребята настоящие солдаты, и достойны подарка генералиссимуса .

Второй вариант – игровой сценарий, импровизированное путешествие к цели . Направление Жаднейко указал, но ведь расположение в тылу врага, еще дойти надо!

Ведущий (далее В) после рассказа: Такая вот история. Конечно, мы сегодня празднуем день рождения, военных операций не планировали. Но какая вечеринка без подарков? Да и настоящий солдат всегда готов. А вы готовы помочь «имя именинника» найти груз?

— Готовы, готовы!

В : тогда перед вылазкой за территорию проведем учения! Задача у нас опасная, брать с собой абы кого нельзя!
Рота, стройся

Под веселую музыку повторять команды ведущего, которые звучат быстрее и быстрее в произвольном порядке. Только сначала покажите, как и что. Команды:

  • смирно
  • кругом
  • генерал (отдать честь)
  • граната (присесть, прикрыть голову ладошкой)
  • враг на горизонте (приложить ладошку ко лбу «козырьком»).

Тематическая музыка для детской военной вечеринки должна быть легкой и веселой. Воздержитесь от греющих душу советских песен. Хотя можно найти что-то подходящее для антуража: «Буду военным», «Бескозырка белая», «Если хочешь быть военным».

В : Молодцы, команды знаете на «отлично»! Теперь проверим, нет ли среди вас слабых телом?

Перетягивание каната

Собственно канат, ленточка в центре, метка на полу. Три раза или пока не наиграются.

В : А слабые духом на вечеринку не пробрались?

Десантирование

Табуретка или детский стульчик для самых маленьких. Перед ним круг из ленточки. Нужно спрыгнуть вниз, попав в круг. Разуться, если полы скользкие.

В : Вижу, солдаты вы самые настоящие! Но перед походом надо подкрепиться (застольная пауза).

В : Рота, слушай мою команду! Выдвигаемся по направлению места сброса прямо сейчас! Впереди ров, окружающий базу – надо через него перебраться.

Перебираемся через ров

Кусок плотной материи с отверстиями такого размера, чтобы можно было поставить ногу. Родители держат с 4х сторон на некотором расстоянии от пола. Ткань нужно немного поднимать и колыхать. Играйте, пока не надоест. Как правило, переход на другой берег затягивается – детям нравится это развлечение.

В : Вокруг лагеря полно вражеских шпионов, поэтому через поле идем как разведчики! Отставить разговоры, и за мной!

Тихой сапой

Ведущий отходит в другой конец зала. Цель – дойти до него тихо-тихо, не производя ни звука. При малейшем шорохе команда «стоп», нужно остановиться и немного переждать, пока насторожившиеся враги потеряют бдительность.

В : Так, никого по дороге не забыли? Молодцы! Через лес будем пробираться по-пластунски, деревья нас скроют от вражеских глаз. Знаете, как это – по-пластунски? Я вперед, а вы повторяйте за мной!

По-пластунски

Две-три туристических пенки склеить скотчем и положить на пол (скотчем вниз). Цель – доползти до «командира», стараясь не выпячивать попу и не поднимать голову.

В : Рота, слушай мою команду! Впереди вражеский танк (лагерь или что угодно). Мимо незаметно не пройти, он прямо по курсу нашего маршрута. Атакуем!


Конкурс на меткость, варианты

  • нарисовать танк на картоне, сделать отверстия в башне и корпусе . Цель – забросить в отверстие гранату-мяч;
  • поставить корзину, перед ней рисунок вражеского лагеря, на ватмане . И кидать мячики в корзину;
  • кидать дротики в рисунок вражеской техники (тонкая бумага поверх пенопласта);

  • сбивать шариками для пинг-понга мишени – солдатиков, танки, ракеты, самолетики . Распечатать, сложить вдвое и вырезать, чтобы можно было поставить «домиком».

В : Кажется, «имя именинника» получил ранение! А в бою сам погибай, но товарища что? Правильно, ребята – выручай! А как? Да, перевязать, но сначала надо вынести его из зоны боевых действий.

Именинника нужно подговорить заранее, чтобы он под конец конкурса на меткость лег, изображая раненого. Если он еще совсем маленький, подговорите кого-нибудь из гостей постарше.

Выручаем

Взрослые перекладывают «раненого» на одеяло и уносят в другой конец зала. «Однополчане» помогают им тащить «носилки». Потом хитрый ведущий спрашивает: «Еще раненые есть? Кого отнести к лазарету?». Родителям придется попотеть, так как желающих окажется много.

Потом вместе весело обматывают «раненого» бинтом – половина правую руку и ногу, вторая половина, соответственно, левую сторону.

В : Молодцы, спасли друга! А как забинтовали хорошо – ни один микроб в боевые раны не попадет! Жаднейко, а ты тут что забыл?!

Загадки от прапорщика

Жаднейко решил забрать ценный груз себе. Но глядя на таких отважных ребят, его тяга к халя… т.е. к случайно забытым ничейным вещам, дала трещину. Отдам, все отдам. Но сначала последнее испытание. Говорят, что ум военным совсем ни к чему.… Как считаете, ум важнее или сила? (кто что отвечает). Важно и то и то! Глупый в бою долго не протянет, но и слабаку героем не стать. Силу свою вы доказали. А про ум забыли!

Кто всё в миг один решает,
Подвиг смело совершает?
Кто за честь стоит горой?
Он военный, он (герой)

***
Самолет летит, не птица!
Здесь воздушная граница
На посту и днем, и ночью
Тот солдат – военный (летчик)

***
Под огнем и пулями
Он мчится напрямик
Не боится в бой вступить
Крепкий (броневик)

По запросу «военные загадки для детей» большой выбор – техника, амуниция, звания, роды войск и т.д.

Вместо загадок Жаднейко может вручить детям шифровку с указанием «координат». Варианты: пазл (разрезать текст на кусочки), азбука Морзе (выдать ключ), секретный шифр (придумать каждой букве алфавита закорючку, выдать ключ-карту).

Пишите так, чтобы нужно было догадаться, где лежит посылка. Например, за самым большим кустом (декорация в зале) или на леднике (холодильник).

Если военная вечеринка пройдет на природе, соорудите полосу препятствий, устройте перестрелку из водяных пистолетов или организуйте пейнтбол. Поиск подарка – ориентирование на местности с рациями и компасами. Можно на скорость упаковываться в спальные мешки, переодеваться, собирать вещи в рюкзак.

Подарки – игрушки в военном стиле, набор сладостей, раскраски на военную тематику, памятные медали.

Военно-патриотическая игра

«Зарница»

в летнем лагере дневного пребывания

ГБОУ СОШ пос. Черновский «Подсолнух»

Место проведения: территория школы.

Организатор: Солодовникова Татьяна Дмитриевна.

Цель игры : Физическое и патриотическое воспитание детей посредством вовлечения их в военизированную игру-соревнование.

Задачи игры :

Совершенствование и повышение эффективности системы патриотического и физического воспитания подрастающего поколения;

Закрепление у подрастающего поколения знаний об истории Отечества, истории Российской армии;

Воспитание у детей чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки;

Формирование у детей устойчивой гражданской позиции и чувств сопричастности к истории своей страны;

Воспитание у подрастающего поколения положительных морально-психологических качеств;

Профилактика наркозависимости, табакокурения и других негативных привычек.

Подготовительная работа:

(Проводится в каждом классе)

Руководителям команд провести инструктаж по технике безопасности в игре.

Выбрать командира отряда, научить сдавать рапорт.

Участники игры

К участию в военно-патриотической игре «Зарница» допускаются учащиеся в возрасте 7-14 лет, объединенные в одну команду в составе 15 человек, прошедшие инструктаж по технике безопасности. Команду сопровождает руководитель (педагог-организатор, учитель физкультуры, ОБЖ и т.д.)

Порядок и условия проведения игры:

Военно-патриотическая игра «Зарница» проводится для команд школы

У каждого участника должны быть:

Парадная форма с эмблемой команды

Спортивная форма;

Спортивная обувь.

ПРОГРАММА ИГРЫ

1 часть. Линейка.

Мероприятие начинается с песни из кинофильма «Офицеры»

ВЕДУЩИЙ: 22 июня 2017 года исполняется 76 лет со дня того страшного дня, когда немецкие войска вторглись на территорию Союза Советских Социалистических республик.

В памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 27 миллионов погибших людей! 27 миллионов, вы только представьте – если по каждому из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 32 года!

Тихо, ребята, минутой молчанья

Память героев почтим,

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Среди нас нет тех,

Кто ушёл на фронт и не вернулся.

Вспомним через века, через года,

О тех, кто уже не придёт никогда.

Вспомним!

(Минута молчания.)

Славным воинам в награду

В их торжественный час

В честь победы в нашей школе

Начинаем “Зарницу” сейчас.

Сдача рапорта командирами отрядов.

По жеребьевке распределяется название команды и очередность выступления.

    Авиаторы

    Кавалеристы

    Танкисты

    Пехота

Выдача маршрутных листов.

Инструкция для бойцов:

    На каждом этапе вы будете получать «букву». По итогам прохождения всех этапов вы должны собрать слово – пароль

(З А Р Н И Ц А).

    На последнем этапе получаете дополнительные сведения о том, где найти пакет «СЕКРЕТНО».

    Выполнить задание. Вернуться в штаб.

Инструкция в пакете: (Подготовить песню, которая лежит в пакете; прийти в штаб; назвать пароль; петь песню).

2 часть. Практическая- боевая.

1-й этап: По жеребьевке распределяется название команды и очередность выступления.

    Авиаторы

    Кавалеристы

    Танкисты

    Пехота

Станция №8

«Плац»

Инструкция:

Команды проходят строем под маршевую песня без подготовки.

Дойдя до центра, руководитель проводит строевую подготовку: «налево», «направо», «кругом».

По итогам марша и строевой подготовки выставляется балл.

Максимальная 5 баллов.

Станция №1.

« МАРШ БРОСОК »

Инструкция:

На стартовой линии – вещмешок с грузом. Напротив – мешок.

По сигналу первый участник команды надевает вещмешок, бежит с рюкзаком до определенной отметки, скидывает рюкзак, залазает в мешок и бежит в мешке на исходную позицию.

Передает мешок следующему участнику. Он бежит до противоположной отметки, выходит из мешка, надевает рюкзак и бежит на исходную позицию.

Станция № 2

« Шифровка »

1 (КЛЮЧ к основному заданию)

33 13,32,2,13,32 20,6,2,33 18,16,19,19,10,33!

ШИФР

Аа-1

Бб-2

Вв-3

Гг-4

Дд-5

Ее-6

Ёё-7

Жж-8

Зз-9

Ии-10

Йй-11

Кк-12

Лл-13

Мм-14

Нн-15

Оо-16

Пп-17

Рр-18

Сс-19

Тт-20

Уу-21

Фф-22

Хх-23

Цц-24

Чч-25

Шш-26

Щщ-27

Ъъ-28

Ыы-29

Ьь-30

Ээ-31

Юю-32

Яя-33

2

6,19,13,10 12,18,10,12,15,6,20 18,1,20,30 19,3,33,20,1,33:

«12,10,15,30 20,29 18,21,19,30,8,10,3,10 3 18,1,32!»,

33,19,12,1,8,21 «15,6 15,1,5,16 18,1,33 5,1,11,20,6

18,16,5,10,15,21 14,16,32!» (А.С. Пушкин)

ШИФР

Аа-1

Бб-2

Вв-3

Гг-4

Дд-5

Ее-6

Ёё-7

Жж-8

Зз-9

Ии-10

Йй-11

Кк-12

Лл-13

Мм-14

Нн-15

Оо-16

Пп-17

Рр-18

Сс-19

Тт-20

Уу-21

Фф-22

Хх-23

Цц-24

Чч-25

Шш-26

Щщ-27

Ъъ-28

Ыы-29

Ьь-30

Ээ-31

Юю-32

Яя-33

Станция № 3.

«Снайперы»

Инвентарь: корзина, пластиковые капсулы.

Инструкция:

Каждой игроку дается по 4 попытки, каждое попадание – 1 балл.

Метание проводится с определенного места, по очереди. Время прохождения станции до последнего игрока.

Станция №4

«На привале»

Задание -викторина:

    Про кого говорят, что он ошибается только один раз? (Сапер)

    Какие войска ушли в отставку? (Кавалерия)

    Как называются наплечные знаки военного? (Погоны)

    Какие виды холодного оружия вы знаете? (Булава, меч, шпага, нож, штык, сабля)

    Какой год считается годом рождения Красной Армии? (1918)

    Какое лекарственное растение можно использовать при ушибах и ссадинах? (Подорожник)

    Как называется подросток, изучающий морское дело? (Юнга)

    Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)

    Как называется торжественное прохождение войск? (Парад)

    Старинное название русского войска? (Рать)

    Солдат спит, а она идёт. (Служба)

    Обувь зимней караульной службы? (Валенки)

    Звёздная часть мундира? (Погоны)

    Что есть у фотоаппарата и автомата? (Затвор)

    Чьи слова: «Тяжело в ученье, легко в бою? (А.В.Суворов)

    Назови города – герои и почему они названы героями?

    Сколько битв проиграл А.В.Суворов? (Ни одной)

    Как называется наступательное действие войск? (Атака)

    Участок местности для испытания боевого оружия? (Полигон, стрельбище)

    Какие ордена и медали ты знаешь?

    Назови самые необходимые вещи в армии?

    Как называется военная больница? (Госпиталь)

    Боевая машина с реактивными снарядами? (Катюша)

    Что такое «лимонка»? (Граната)

Станция № 5

«Орудие, к бою!»

Инвентарь: 5 кеглей, мяч.

Инструкция:

Каждый участник делает один бросок.

За каждый правильный ответ команде дается 1 балл. Результат викторины заносится в Маршрутный лист.

Станция № 6

«Разведка»

Инструкция:

Участники зарницы читают топографический диктант, заменяя знаки, на слова.

В случае незнания знака, предоставляется помощь (подсказка- обозначение), но балл не засчитывается.

За каждое правильное обозначения знака, команда получает 1 балл.

Максимальное количество баллов-11баллов.

Станция №7

«Сапер на минном поле»

Инструкция:

Каждый участник надевает бахилы и совершает действия строго по определенному заданию, не задев веревки.

    Проползти.

    Перешагнуть

    Пройти паутинку

За каждое правильно выполненное задание, участник получает балл. Максимальное количество баллов-3.

Задание является выполненным в случае прохождения всей группы в бахилах.

3 часть. Линейка

    Исполнение песни из пакета «Секретно».

    Выступление учащиеся 2 класса с инсценированной песней «Россия»

    Подведение итогов.

    Награждение

На информационной доске:

ВОПРОСЫ:

    В каком городе 7 ноября 1941 года парад включал в себя не только прохождение войск и боевой техники, но также и воздушный парад?

    Кто командовал, и кто принимал парад 7 ноября 1941 года в Москве?

    Кто командовал, и кто принимал парад 7 ноября 1941 года в Куйбышеве?

    Кто командовал, и кто принимал парад 7 ноября 1941 года в Воронеже?

    Что продемонстрировал всему миру парад 7 ноября 1941 года в Куйбышеве?

    Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2011 году?

    Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2012 году?

    Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2013 году?

    Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2014 году?

    Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2015 году?

    Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2016 году?

ОТВЕТЫ:

    Военный парад 7 ноября 1941 года проходил в Москве, Воронеже, Куйбышеве.

    В городе Куйбышеве 7 ноября 1941 года парад включал в себя не только прохождение войск и боевой техники, но также и воздушный парад?

    7 ноября 1941 года в Куйбышеве командовал парадом генерал Максим Алексеевич Пуркаев, принимал парад маршал Климент Ефремович Ворошилов.

    7 ноября 1941 года в Москве командовал парадом генерал Павел Артемьевич Артемьев, принимал парад маршал Семён Михайлович Буденный

    7 ноября 1941 года Воронеже командовал парадом генерал- лейтенант Федор Яковлевич Костенко, принимал парад маршал Семен Константинович Тимошенко.

    Парад 7 ноября 1941 года в Куйбышеве продемонстрировал всему миру мощь Советской армии и готовность оборонять рубежи своей страны. Ни Япония, ни Турция, послы которых присутствовали на параде, не вступили в войну против СССР.

    Парад в Самаре 2011 года был посвящен 70-летию парада 1941 года в «Запасной столице» г. Куйбышеве.

    Парад в Самаре 2012 года был посвящен подвигу тружеников тыла.

    Парад в Самаре 2013 года был посвящен 70-летию образования суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ.

    Парад в Самаре 2014 года был посвящен дружбе народов.

    Парад в Самаре 2015 года был посвящен героям Отечества .

    Парад в Самаре 2016 года был посвящен 75-летию исторического парада 1941 года в «запасной столице» и присвоению Самаре статуса «Город трудовой и боевой славы».