«Тарас Бульба» - это одна из самых известных повестей Николая Васильевича Гоголя , вошедшая в цикл «Миргород». Произведение имеет две редакции: 1835-го и 1842 года. Классическим принято считать текст второй редакции.

В основу сюжета повести положен рассказ об отважных сражениях казаков Запорожской Сечи со своими противниками (поляками и турками). На этом фоне развиваются взаимоотношения главных героев: Тараса Бульбы и его сыновей (Остапа и Андрия).

Андрий, младший сын Тараса Бульбы, - это «чернобровый» молодой человек с «высоким станом» и красивым лицом, «как у дворянина». Отличительной чертой характера юноши является чувственность. Андрий проявляет тягу к знаниям, поскольку они духовно обогащают его, он не любит шумных компаний, а предпочитает гулять в одиночестве, он восхищается красотой природы и, конечно же, женской красотой.

Андрий знает, что настоящему казаку «стыдно и бесчестно» думать о женщине, «не отведав битвы», но ничего не может с собой поделать. Все мысли юноши занимает некая прекрасная полячка, с которой он познакомился во время учебы в Киевской академии. Он не перестает грезить о ней тогда, когда вместе с отцом и старшим братом отправляется на Сечь, и не забывает про нее даже на поле битвы.

Весть от «панночки», принесенная Андрию служанкой девушки, заставляет юношу немедленно ринуться спасать возлюбленную, погибающую от голода в осаждаемом казаками городе. Когда Андрий входит в Дубну, первое, что он видит, - это своды католического храма, которые поражают молодого человека своей красотой. Затем он с «полуоткрытым» от изумления ртом слушает «величественную музыку».

Все это, а также картины ужасных голодных смертей, которые предстают перед его глазами, заставляют юношу по-другому взглянуть и на своих родственников, и на своих собратьев. Но решающий шаг к отречению от казачества Андрий все-таки делает тогда, когда «панночка» отвечает на его чувства.

С того момента, как Андрий переходит на сторону поляков, он умирает в глазах своих сородичей. Тарас Бульба долго отказывается признавать предательство сына, но когда он видит собственными глазами, как Андрий в «чужом одеянье» выступает на стороне врага, в нем вспыхивает справедливое негодование и обида за свой народ.

По казацким законам бесславный поступок, совершенный Андрием, должен караться смертью, и поэтому Тарас Бульба собственноручно убивает сына. В своем понимании и в понимании других запорожцев Бульба вершит правое дело, и потому ему приходится переступать через личные чувства.

Андрий, заметив на поле боя отца, резко бледнеет и начинает «трястись всем телом». Он понимает, чем должна закончиться их встреча, и он с покорностью принимает свою, пусть и бесславную смерть. В этом отношении он все-таки остается достойным сыном своего отца, поскольку не позволяет себе унизиться до разговоров или мольбы о пощаде.

Лишь одно слово шепчет юноша перед смертью - это имя прекрасной «панночки». В этот момент мы понимаем, что в ночь своего побега из казацкого отряда в город, где жила его возлюбленная, Андрий окончательно сделал свой нравственный выбор, которому и остался верен до конца жизни.

краткое содержание других презентаций

«Историческая повесть «Тарас Бульба»» - Остап и Андрий в бою. Первая встреча с героями повести. Путь Андрия в осажденный город. Остап и Андрий в Сечи. Проблемы. Смерть Андрия. Остап и Андрий. Основные проблемы повести. Андрий перед лицом смерти. Образы Остапа и Андрия. Последняя встреча Андрия с отцом. Остап и Андрий в Бурсе. Судьба Андрия. Сравнительная характеристика. Андрий во время осады. Андрий у паночки. Остап во время казни. Предатель.

«Книга «Тарас Бульба»» - Обычаи и законы Сечи, характер запорожцев. Проанализируйте речь Тараса о товариществе. Осуждение предательства. Сравним запорожцев в повести Гоголя и на картине Репина. План характеристики: Первые читательские впечатления от героев-братьев. Примерные темы: И.Е.Репин. Мирное существование для Сечи - редкость. Отметим особенности жанра и композиции картины, способы создания характеров героев. К каждому пункту плана подберите конкретный эпизод из текста.

«Повесть Гоголя «Тарас Бульба»» - Я тебя породил, я тебя и убью! «Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Не гнутся ли козаки? Тарас Бульба – защитник веры и земли Русской. Дорога в Сечь – лирический гимн Украине. … в какой чести у всех была земля наша… Так продать? продать веру? продать своих? Остап – образец мужества и стойкости. На одном из островов располагался лагерь Запорожцев, или по-другому Сечь. «Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца….

«Андрий и Остап Бульба» - Отечество. Остап в казачестве. Андрий с возлюбленной. Остап. Нет величия и любви там, где нет чести. Суд над Андрием. Подвиг или предательство. Остап после гимназии. Андрий. Строки из повести. Смерть Андрия. Приговор. Обвинители. Казнь Остапа. Отец. Суд. Андрий в гимназии. Андрий после гимназии. Андрий перед сражением. Остап в детстве. Андрий на поле боя.

«Характеристика «Тараса Бульбы»» - В XIV веке Украина была захвачена Великим княжеством Литовским. Безоговорочно принимает Остап запорожский быт, идеалы и принципы старших товарищей. Запорожское войско состояло из полков, в свою очередь подразделявшихся на сотни и десятки. Положительное начало образа Т.Б. уравновешивает безыдеальность образов «уродов» и «существователей. Так если ж так, вот что: нет у меня никого! Три смерти в повести «ТАРАС БУЛЬБА».

«Образ Тараса Бульбы» - Православие Тараса. Черты русского национального характера. Образ Тараса. Духовное родство. Гоголь. Образ Тараса Бульбы. Можно ли назвать Тараса Бульбу народным героем. План сочинения. Черты Тараса Бульбы. Смысл выражений. Проблемы.

Слова «Я тебя породил, я тебя и убью» стали крылатой фразой. Она выражает отношение к человеку, не выполнившему того, к чему его готовили. Значение слов стало шире того эпизода, где они прозвучали.

Описание смерти Андрия из повести «Тарас Бульба» нельзя толковать однозначно. Сцена сложная и трудная для одной точной характеристики.

Гибель влюбленного

Андрий – мужчина с чувственной душой. Он богат духовно, умеет в отличие от большинства казаков любить женщину. Младший Бульба предан своей мечте и красавице-панночке. Любовь не знает границ. В данном случае, о, по которым живет Запорожская Сечь. Он предан своим товарищам до осознания, что его чувство взаимно. Молодой казак попадает в ситуацию, где нужно выбирать: остаться преданным высокому чувству долга, которое не закрепилось еще в душе, или выбрать яркие эмоциональные ощущения счастья с любимой. Андрий отрекается от казачества. В красивых, но чужих одеждах он появляется в стане врагов.

Законы Сечи

Строгие правила жизни Запорожья относят предательство к бесславным поступкам, за которые возможен только один вид наказания – смертная казнь. Кто вершит ее в отношении Андрия? Отец. Страшно представить, что творится в душах героев. Тарас, видя, как гарцует с шашкой сын, переступает через отцовские чувства. Он понимает, что сам обязан покарать предателя. Андрий, видя отца, бледнее, трясется от страха. Возможно, это и не страх. Это ощущение безвыходности, страшного итога своей жизни.

Красота смерти

Андрий принимает смерть от руки Тараса покорно. Здесь видно: он настоящий казак. Красавец не просит о пощаде, не кричит, не бросается на колени, - он шепчет имя возлюбленной и умирает с ним на устах. Андрий остается верен своему выбору. Тарас любуется сыном. В его внешнем виде нет злобы, остервенения, с которыми он воюет с врагами. Нет ощущения чувства злобы. Жаль героев: отца, теряющего свое потомство, которое так радовало, сына, влюбленного и покорного.

«И погиб козак…».

Здесь и уважение к казачеству, и сожаление о гибели хорошего запорожца. Но нет в словах осуждения.

Старый козак, Тарас Бульба, потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил и жёг он города, чтобы отомстить за смерть любимого сына. Причиной смерти Остапа были бесчеловечные пытки польских палачей.

Остап был достойным сыном своего отца. Он проявил себя в бою, среди других запорожцев был на хорошем счету. В одной из битв под городом Дубно Остап жестоко отомстил польским воинам за то, что те убили куренного атамана. Козаки, впечатлённые таким поступком, выбирают Остапа своим новым атаманом. Остап отличался хладнокровием, но вместе с тем и рассудительностью. Он приказал запорожцам держаться подальше от стен города, что спасло многим жизни.

Но Остапа пленят: несколько сильнейших воинов набросились на него одновременно, силы покидали молодого козака, и он больше не мог сопротивляться. Пленных запорожцев ждала смерть. Казнь Остапа в «Тарасе Бульбе» проходила на площади, публично. Туда сходился весь народ. И черни, несмотря на голод, и знатным вельможам было любопытно смотреть на козаков. Некоторые возмущённо и с сожалением говорили о предстоящих муках, но всё равно стояли до окончания казни.

Козаки «шли небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию», впереди всех был Остап. Но почему люди, которых долгое время держали в темнице, которых ждёт мучительная смерть так смиренно принимают такое положение вещей, почему не пытаются бежать? Запорожцы не кланяются народу. Эта сцена чрезвычайно значима для понимания основной идеи произведения и выражения темы. Козаки идут на казнь с осознанием того, что они защищали свою свободу. Для запорожцев смерть в бою или же гибель за правое дело считалась честью.
За казнью Остапа Тарас Бульба наблюдал из толпы. Что чувствовал отец, зная, что сейчас совершится? Об этом можно только догадываться. Остапа должны были казнить первым. Он остановился, посмотрел на других козаков и, поднявши руку, громко сказал: «– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Тарас шёпотом одобрял поведение сына. Так бы поступил настоящий козак, мужественный и несломленный защитник свободы. Остап смело шагнул на эшафот. В тексте произведения не описываются сами пытки. Сказано только, что они были бесчеловечно жестоки. Остап держится до последнего: ни звука, ни крика не было слышно. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец.

Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа. Он обвёл глазами толпу, но не видел ни одного родного лица. Вдруг он начал жалеть о том, что умрёт вот так вот, в чужом краю, безвестно. Не хотелось ему видеть плачущую и причитающую жену, или мать, для которой видеть смерть сына было равносильно собственной смерти. Нет, Остап лишь хотел видеть рядом с собой такого же крепкого и сильного козака, чтобы тот подбодрил его.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
– Батько! где ты! Слышишь ли ты?
– Слышу!»

Этим заканчивается эпизод казни. Анализ смерти Остапа в «Тарасе Бульбе» позволяет сказать, что эта сцена чрезвычайно важна для понимания сути всего произведения. Не стоит забывать, что Гоголь отразил идеализированное представление о прошлом. Некий исторический миф. В повести «Тарас Бульба» смерть Остапа понимается как погибель свободной, чистой и храброй души всего козачества, всего украинского народа.

Тест по произведению