Конспект занятия «Техника кракле»


Стрельцова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования БОУ ДО "Центра творческого развития и гуманитарного образования" г.Тара
Конспект занятия "Техника кракле"
Описание: материал будет интересен учителям изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования, а так же творческим детям.
Тема занятия: «Техника кракле»
Цель занятия:
Познакомить учащихся с техникой «кракле»
Оборудование: Кисти – белка №5 и №3, банки для воды, палитры, ножницы, фен, резиновые перчатки.
Наглядные пособия к занятию:
Работы в технике холодный батик, фотографии различных батиков
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационная часть.
Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности к занятию.
2.Актуализация знаний.
Повторение изученного материала.
3.Объяснение нового материала.
Сообщение новой темы занятия, цели и задачи занятия.
Техника горячего батика
Метод горячего батика отличается от метода холодного тем, что в качестве резервирующего вещества используется воск (парафин, стеарин или их смесь). Горячий воск с помощью кисти из щетины или специальной медной лейки наносят нате места ткани, которые должны остаться белыми, (восковое пятно должно быть прозрачным и темным, а не белым и матовым). Затем вся поверхность ткани заливается сильно разбавленными растворами красителя. После высыхания ткани воском закрывают те участки, которые должны остаться светлоокрашенными, а остальное пространство закрашивается более в темные тона. Цикл: резервирование – крашение – сушка повторяется несколько раз и заканчивается нанесением черной краски.
Для горячего батика потребуется растопленный воск, в качестве воска может служить белая хозяйственная свеча. Есть специальные рецепты воска для горячего батика:
Воск для кракле:
-5 частей парафина;
-5 частей сосновой смолы;
-1 часть даммаровой смолы;
-0,2 части жира.
Горячим воском можно не только отделить цвет от цвета, но и оставить неокрашенными большие пятна, т.к. на застывший воск краска не ложится.
К горячему батику также относится техника «Кракле».
Заключается она в следующем, ткань расписанная красочным слоем или чистая, покрывается воском в несколько слоев, затем она снимается с рамы и ломается, создавая на восковой поверхности разнообразные трещины. Затем ткань снова натягивается на раму, обезжиривается спиртом, а далее любым темным цветом краски заливаются образовавшиеся трещины. Ждем до полного высыхания. Горячим утюгом с множеством газет или бумаги снимаем воск с поверхности ткани. На стыке поверхности цветных и белых пятен образуются причудливая фактура.
4. Практическая работа
Выполнение учащимися пробных работ в технике «кракле».
Оказание педагогом индивидуальной помощи.
В ходе практической работы проводится физкультминутка.
ХОД ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1.Натягиваем ткань на пяльцы


2.Свободной росписью произвольно рисуем домик


3.Расплавляем воск в кастрюльке с кипящей водой


4."Заливаем" расплавленным воском участки, которые не нужно закрашивать другим цветом (облака,крышу дома, трубу, кирпичики,окно)


5.Закрашиваем синим цветом небо и часть окна


6.Сушим работу феном


7.Работу полностью "заливаем" на несколько слоёв воском


8.Снимаем пяльцы


9.Сминаем ткань так,чтобы образовались трещины


10.Образовавшиеся трещины "заливаем" темной краской (не перестарайтесь,краска легко впитывается в ткань)


11.Сушим работу и очищаем ее от воска (утюгом с помощью салфеток)



12.Работа готова.
(В данном случае перебор с темной краской не дал результата,к которому мы стремились. Домик должен был получиться в ветвях деревьев. Надеемся вы учтете наши советы и ваша работа получится так,как вы ее запланируете.)


5.Заключительня часть
Закрепление новой темы
6.Анализ выполненной работы
Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание: продолжить выполнение работ.
Уборка рабочего места.

Техника "Кракле" подразделяется на два основных вида :

1. Первый способ - создание трещинок путем наложения друг на друга двух лаков для кракелюра с различными свойствами. Это, так называемые, двухкомпонентные лаки от одного производителя.

Это могут быть, например: лак для старения (первый и третий слои) и лак кракелюрный (второй слой). В данном случае финишное лаковое покрытие придаст поверхности золотисто-коричневый оттенок.

Лак для первого слоя в технике "Кракле" без труда можно найти в художественных магазинах, его название может оказаться одним из следующих: "лак для придания картинам старого вида", "лак для патинирования", "патина для декупажа" и др. Лак следует накладывать ровным слоем плоской широкой кистью, например, синтетической или кистью, выполненной из щетины. Идеально, если это будет мягкая густая синтетическая кисть.

Как только первый слой лака подсохнет и дойдет до состояния "липкости, но не пачкости" (не ранее 30-40 минут), необходимо нанести другой кистью с теми же характеристиками второй слой лака, который носит название кракелюрного. Чем толще будет второй слой, тем сильнее будут выражены трещинки. Здесь также нужно следить за равномерностью покрытия.

Эффект кракле - эффект битого стекла

После нанесения второго слоя лака поверхность можно подсушить феном. В этот момент начнут появляться характерные трещинки. После полного высыхания поверхности кракелюры затирают различными затирками: специальным составом, так называемым, битумом из серии средств для патинирования; темной масляной краской; золотым порошком или порошком сухой пастели любого цвета для создания контраста с основанием работы. Затирка наносится тряпичным тампоном или обычной губкой для мытья посуды.

Излишки затирки можно удалить другим тампоном или губкой, пропитанными льняным или подсолнечным маслом, а затем насухо вытереть тряпкой. Трещинки, полученные данным способом, достаточно хрупкие, поэтому получившуюся красоту необходимо зафиксировать лаком (третий слой). Для этого можно использовать патинирующий лак, с помощью которого наносился первый слой, тогда работа приобретет еще более золотисто-коричневый вид состаренного предмета. А можно ограничиться обычным прозрачным акриловым покрывным лаком.

Эффект Кракле

Но что же делать, если вам совершенно не нужно наделять ваш предмет мебели темным налетом патины, а получить заветные трещинки все же хочется? Если вы ожидаете получить трещинки, например, на белой декорируемой поверхности с сохранением этого самого белого цвета, вы можете воспользоваться прозрачным бесцветным лаком для создания эффекта кракле. На современном рынке в отделах товаров для хобби представлены специальные двухкомпонентные бесцветные лаки для создания кракелюров в технике декупаж. Эффект кракле на мебели
2. Второй способ - использование одного специального лака или воска для эффекта кракле, при нанесении которого предварительно окрашенная поверхность покрывается цветными фактурными трещинами.

Тот же эффект может происходить и в случае, если на слой кракелюрного лака после просушки наносится новый слой акриловой краски. Трещинки станут образовываться примерно через 10 мин. В аннотации к данным видам средств содержатся разъяснения относительно техники создания кракелюров. Чтобы получить наиболее сильный цветовой эффект, для предварительной окраски выбирают контрастные друг с другом цвета.

Мастер-класс "Создание эффекта старинного кракле"


На этом Мастер-классе мы представим вашему вниманию этапы создания замечательного эффекта старинного Кракле, который так характерен, например, для винтажных предметов интерьера. Мы покроем декоративными трещинками лакированную поверхность маленького изящного прикроватного столика.

Для работы мы использовали: белый столик с нанесенным цветочным рисунком в технике Декупаж, две щетинные кисти, фен, двухкомпонентные лаки - лак для патинирования и кракелюрный лак от Maimeri, Битум из серии средств для патинирования, губку для мытья посуды, льняное масло.

1. Перед началом работы подготовим поверхность декорируемого предмета к дальнейшей обработке. Для этого просто очистим влажной тряпкой поверхность от пыли и возможных загрязнений. При желании поверхность можно протереть спиртосодержащим раствором.

После того, как поверхность подготовлена, можно приступать к ее декорированию.

На этом этапе воспользуемся лаком для патинирования. Он послужит нам первым компонентом при создании эффекта Кракле. Слой патинирующего лака должен быть нанесен равномерно, по возможности не тонким, но и не толстым слоем. Только в этом случае мы подготовим хорошую основу для использования второго лака в нашей двухкомпонентной системе.

2. Как только первый слой лака подсох и дошел до состояния "липкости, но не пачкости", наносим второй кистью следующий слой лака. Для этого воспользуемся вторым средством из двухкомпонентной серии, лаком для создания эффекта кракле.

Чем толще получится слой кракелюрного лака, тем сильнее будут выражены трещинки; чем тоньше будет слой, тем более незаметными они станут. На этом этапе также нужно следить за равномерностью нанесения покрытия. Желательно пройти всю поверхность лаком за один-два раза, стараясь не водить по одному и тому же месту в течение длительного времени. В противном случае есть вероятность смешения двух лаков и образования некрасивых комков и наслоений.

3. После нанесения второго слоя лака подсушим поверхность феном. В этот момент начнут появляться характерные трещинки.

После полного высыхания поверхности полученные кракелюры можно оставить без изменений, а можно затемнить специальным составом, так называемым, битумом из серии средств для патинирования. Затирку удобно наносить обычной губкой для мытья посуды. В случае, если битума было нанесено слишком много, можно воспользоваться тряпкой, смоченной льняным маслом для того, чтобы удалить излишки средства.

4. Завершение работы сводится к фиксации результата при помощи нанесения уже используемого ранее в работе лака для патинирования. Также можно применить и обычный прозрачный акриловый глянцевый покрывной лак или аэрозольный покрывной матовый лак с UV-светофильтром №673 Maimeri.


декупаж подставки для журналов и как делать затерстости?

Подставка для журналов в стиле шебби шик! состаренное!
Стиль шебби шик -это светлые тона, пастельные оттенки и цветы как сюжет, преимущественно -розы!! это именно стиль в интрьере
Это искусственно состаренные вещи-затертые, облупленные и т.п.!

1. Итак берем заготовку деревянную или любое дерево и грунтуем обязательно.. дерево хорошо впитывает и потом вылезут «косяки» если не грунтовать..
Грунтовать можно:
-клеем ПВА просто
- грунтом специальным
-составом смеси белой акриловой краски, шпаклевки и клея ПВА в равных порциях.. с белой краской у меня напряги и все равно нижний слой красила темным, поэтому я просто грунтовала ПВА

2. красим нижний фон темной краской.. можно наоборот светлой, а верхний основной слой тогда будет темного цвета. .контраст обязателен!
Можно красить только места где будете затирать краску… я покрасила угды и стыки, а потом произвольно мазюкала..

3. натираем те места где будут у нас затертости свечкой.. это нужно для того, чтобы верхний слой краски в этом месте хорошо и легко снимался.. можно местами и на фоне.. смотрите сами

4. красим верхний слой белой краской.. мазки можно делать грубой кистью и произвольно.. пусть будут видны мазки. .у нас же искусственная старина? Так что словно много раз закрашивали поверхность…. В идеале в 2 захода более-менее разбавленной краской это делать. не нужно старательно прямо красить ровным слоем..

5. выбираем сюжет.. можно из нескольких салфеток,чтобы сочетались по идее между собой.. рисунок из салфетки лучше всего вырывать,чтобы край был не вырезан, а именно рваный.. тогда границы не так видны..

6. прикладываем рисунок и сверху обильно поливая клей ПВА от середины к краям размазываем. .именно поверху салфетки.. я нижний слой при салфетках никогда не промазываю…. Кисточка плоска средней грубости. Ю.не сильно грубая…. Можно пальцем -для начинающих -так лучше.. клея не жалейте, прямо мазюкать, лучше потом промокните салфеткой и уберите лишний клей.. но в общем он подсохнет и образует пленочку.. и это хорошо.. так что можно не удалять излишки..

7. далее, простите, не сняла промежуток -это сложно снять.. но между собой детали дорисовываем красками.. в данном случае я дорисовала небо, зеленую листву и т.п… краски лучше сильно разбавлять водой.. лучше еще раз эти места почпокать краской, чем сделать грубее, работать как с акварелью..
так же тени около цветов можно почти водой чуть подкрашенной делать..

8. сюжет наклеен, подрисован -теперь делаем затертости.. берем наждачную бумагу средней грубости… наверное чем крупнее и грубее -тем лучше.. я в них не разбираюсь особо.. но с крупным песком..
и те места где натирали свечкой -теперь натираем наждачкой.. можно и вправо и в лево и прямо.. трите.. смотрите сами -как будет отходить краска -от её качества тоже зависит.. бывает слишком легко слазиет- так можно перестараться..
если будете тереть прямо до дерева - для состаренного вида самое оно

ну в общем и все.. сверху покрываем матовым лаком. .строго матовый, ибо глянец для вида старины -это неуместно!!


Декупаж и состаривание. МК.

Автор МК - Марина Никулина с сообщества "Декупаж" - http://my.mail.ru/community/decoupa...FDD0669B34.html Декорируем ящичек для хранения лука и чеснока в стиле Кантри. заготовка деревянная куплена в интернет магазине HandMadeDecor , грунт, акрил черный, белый, охра, кракле 1 шаг, салфетки, свечка, наждачка, кисти, ножницы.

Как сделать эффект кракелюра в домашних условиях, используя однокомпонентный и двухкомпонентный лак

Если вы хотите создать интерьер «под старину», придется освоить технику кракелюр: своими руками выполнить подобное «состаривание» поверхностей совсем не сложно, главное – иметь специальный лак и внимательно изучить рекомендации мастеров-профессионалов.

Новичкам делать кракелюр своими руками лучше однокомпонентным составом – это намного проще.

Что это такое – кракелюр, и какие для него нужны материалы

Что же это такое – кракелюр, и как освоить эту технику? Кракелюр или кракле - один из самых популярных методов декорирования. Техника окрашивания при этом заключается в создании на красочном покрытии узора из тонких трещинок и эффекта состарившейся и потрескавшейся поверхности. Винтажный стиль сегодня чрезвычайно популярен, и поэтому искусственное состаривание в интерьере также нашло применение. Однако мало кто знает, что техника кракелирования появилась еще в XVIII веке во Франции.

В основе технологии лежит особенность кракелюрного лака. Он наносится между двумя красочными слоями разных оттенков и в процессе высыхания растрескивается. Благодаря этому свойству лака на поверхности в хаотическом порядке появляется сеть мелких трещинок.

Поверхность с имитацией состаривания будет уместна в таких стилях интерьера, как кантри или классика. В технике кракелюр можно обработать не только , но и двери или .

Несмотря на кажущуюся сложность, кракелюр на стенах своими руками сделать чрезвычайно просто. Трещинки появляются на поверхности сами собой, главное - соблюдать правильную последовательность действий. Самый простой способ создания состаренной поверхности - использование красок на водной основе.

А какие нужны инструменты и материалы для кракелюра, выполняемого в домашних условиях?

Для состаривания стен понадобятся:

  • акриловая грунтовка;
  • кракелюрный лак;
  • акриловая краска;
  • шпатель;
  • губка, кисть;
  • защитный лак.

Перед тем как сделать кракелюр в домашних условиях, приобретите краску двух цветов. Оттенки лучше выбирать контрастные, так трещины на поверхности будут казаться ярче. Если необходимо получить сеточку из мелких трещин, следует для нанесения лака использовать губку, поскольку при пользовании кистью на поверхности появятся глубокие бороздки.

Кракелюрный лак может быть одно- и двухкомпонентным. В первом случае лак быстро сохнет, и наносить его просто. Часто в процессе создания эффекта кракелюра своими руками, чтобы ускорить процесс высыхания, пользуются феном.

Двухкомпонентный лак требует от мастера аккуратности и сохнет намного дольше. Однако для обычной гладкой поверхности достаточно использования однокомпонентного лака.

Мастер-класс кракелюра своими руками поможет вам в совершенстве освоить технику состаривания.

Как сделать кракелюр в домашних условиях однокомпонентным лаком

Для начала узнайте, как сделать кракелюр на стене однокомпонентным лаком. Поверхность перед началом декорирования выравнивается и покрывается акриловой грунтовкой. Выравнивать стены до идеального состояния необходимости нет, поскольку кракелюр маскирует мелкие неровности, сколы и трещины. Имитация обычно создается на определенном участке стены, поэтому по его границе необходимо приклеить малярный скотч.

Дождавшись полного высыхания грунтовки (около 3 часов), с помощью плоской синтетической кисти на поверхность нужно нанести краску темного оттенка.

Необходимо помнить, что трещины будут такого же цвета. После этого краска должна полностью высохнуть и участок стены покрывается еще одним слоем краски. Два слоя краски необходимы для того, чтобы состав лег равномерным слоем. Колер будет сохнуть около 2-3 часов.

Если участок с кракелюром будет граничить с поверхностями, окрашенными в другие цвета, самое время окрасить и их. Выбирать цвет для этой части стены необходимо так, чтобы он контрастировал с фоном кракелюра.

На этих фото кракелюра своими руками показано, как на поверхность наносится однокомпонентный кракелюрный лак:

Кисть для этого понадобится плоская с синтетической щетиной. Если решено использовать губку, она должна быть удобного размера, но не слишком большой. При нанесении лака двигаться необходимо снизу вверх. Губкой лак наносится промакивающими движениями также снизу вверх. Мазки кистью должны быть не только вертикальными, но и горизонтальными. Чтобы разнообразить узор, мазки можно наносить в разных направлениях, например по диагонали. В этом случае и трещины будут вертикальными, горизонтальными и по диагонали.

Чем толще слой лака, тем ярче проявятся трещины. Если лак нанесен тонким слоем, трещины, напоминая паутинку, будут не такими заметными. Лак может сохнуть от 30 минут до 2 часов - это зависит от его вида и уровня влажности в помещении.

После высыхания лака поверхность с помощью умеренно влажной щетинной кисти окрашивается краской контрастного цвета. Слой краски должен быть равномерным по всей поверхности. Необходимо окрашивать ее целиком, иначе кракелюр не появится. Наносить покрытие необходимо быстро. Если площадь стены большая, рекомендуется наносить на нее равные по ширине вертикальные полосы, работая аккуратно и следя, чтобы на стыках не было наслоения и потеков краски.

Как только краска начнет подсыхать, на ней появятся трещины. Для ускорения процесса высыхания можно использовать фен или галогенную лампу. Полное растрескивание краски произойдет в течение суток.

Чтобы подчеркнуть фактуру состаренного участка стены, можно по его краю провести золотой краской бордюр. Отдельные места при этом не закрашиваются, чем тоже создается эффект старины.

Для придания обработанной поверхности прочности на нее наносится акриловый бесцветный лак, желательно матовый. Поверхности, окрашенные губкой, покрываются декоративным лаком. Для придания дополнительной привлекательности финишному слою используется натуральный воск.

Теперь, когда вы узнали, как сделать кракелюр однокомпонентноым лаком, потренируйтесь на небольшой поверхности, а затем попробуйте освоить более сложную технику.

Как сделать эффект кракелюра своими руками двухкомпонентным лаком

Здесь описано, как сделать эффект кракелюра двухкомпонентным лаков. Кракелирование с помощью двухкомпонентного лака имеет более сложную технологию, но и результат впечатляет.

Поверхность окрашивается фоновой краской и просушивается. Затем максимально тонким и равномерным слоем наносится двухкомпонентный кракеЛюрный лак. Кисть, лучше всего поролоновая, должна двигаться только в одном направлении, поскольку полосы лака должны быть максимально ровными.

После того как первый слой лака высохнет и станет прозрачным, наносится второй слой. Его можно делать толстым, и чем толще будет этот слой, тем ярче и Глубже будут трещины. Кисть при нанесении лака должна двигаться крест-накрест по отношению к первому слою.

Затем поверхность покрывается финишным слоем краски и просушивается. Пользоваться для просушки лучше вентилятором или набраться терпения и подождать несколько дней. Если использовать для просушки фен, глубина и ширина трещин будет еще больше. Всю декорированную стену необходимо обработать акриловым лаком и просушить.

Для усиления яркости трещин на губку набирается темный краситель, золотая или серебряная пудра и аккуратно втирается в углубления. Лишнюю краску можно стереть с помощью тканевой салфетки и растительного масла.

За кракелюром необходимо правильно ухаживать, иначе декоративный слой будет поврежден. По поверхности нельзя стучать. Отделка может осыпаться, если ее сильно задеть чем-то твердым (например, при установке мебели). Покрытие нельзя чистить, тереть и обильно мочить. Допускается уборка с помощью мягкой ткани, смоченной в чистой воде. Не следует увлекаться влажной уборкой, достаточно делать это раз в неделю. Нарушенный слой кракелюра восстановить незаметно практически невозможно, и сделать это может только опытный мастер.

На видео «Кракелюр своими руками» вы сможете более полно узнать о всех тонкостях процесса состаривания поверхностей:

Техника «кракле» («кракелюр») предполагает искусственное состаривание лакированных или окрашенных поверхностей различных предметов мебели и интерьерных атрибутов (картин, шкатулок, ваз и других аксессуаров).

Название технологии искусственного состаривания произошло от французского слова «craquelure» — трещина. Несмотря на то что данная технология изначально появилась как средство реставрации антикварной мебели, сегодня она широко используется и при производстве новой изделий, чтобы придать им некоторый флер старины.

Технология кракелюрования деревянных поверхностей

Современная промышленность выпускает множество составов для нанесения кракелюра в домашних условиях собственными руками. Причем некоторые из них могут использоваться не только для обработки дерева, но и для нанесения «антикварных» трещинок на поверхность изделий, выполненных из пластика или металла. Достаточно стильно и оригинально будут смотреться декоративные металлические дополнения деревянной мебели, на которых патина или дополнены кракелюром.

Для нанесения кракелюрных трещинок можно купить однокомпонентный лак для кракле или двухкомпонентный состав, набор которого продается в виде двух флаконов. вполне подойдет однокомпонентный лак.

Многие опытные реставраторы считают, что более естественный, старинный вид, мебельные предметы получают если трещины формируются с использованием подручных средств – уксусной эссенции, яичного белка, желатина и даже геля для стирки. Однако тем, кто хочет опробовать свои силы в реставрационных работах впервые, лучше воспользоваться специальным лаком кракле, продающимся в магазинах хозтоваров под брендами «Stamperia» и «Ferrario» (Италия) или «Havo» (Нидерланды)имеющие название «Creall-Crackle» или «Antique Crackle».

Техника кракле для начинающих реставраторов

Домашним умельцам, которым жалко выкидывать устаревшую, но ставшей привычной, мебель и желающим обновить ее можно предложить технику реставрации в стиле «прованс». Для выполнения реставрационных работ необходимо приобрести два вида акриловой краски контрастных оттенков и однокомпонентный лак «Кракле Кантри Стиль», предназначенный для совместного использования с акриловыми красителями.

Перед началом реставрации с поверхности мебели удаляется старое лакокрасочное покрытие, после чего деревянную поверхность грунтуют акриловой краской (желательно цветом «металлик»). После полного высыхания металлизированной красочной основы поверхность реставрируемого изделия покрывается кракелюрным лаком.

При этом следует учитывать, что от толщины лакового слоя зависит ширина трещинок. Чем толще лаковый слой, тем линии сетки кракле будут шире.

После полного высыхания лака на него наносится второй окрашивающий слой, для которого выбирают матовую краску — глянцевая или металлизированная для второго окрашивания не годится, так как она не вступит в реакцию с лаковым слоем и самопроизвольного образования сетки кракле не произойдет.

Пока краска не застыла ее поверхность прорабатывается кистью с синтетическим ворсом, благодаря чему образуется сеточка трещин. Если трещинки начали образовываться при реакции матовой краски с высохшим лаком кракле, то обработку кистью можно не проводить, так как отсутствие опыта может привести к неряшливости декорирования.

На заметку!

После высыхания краски поверхность мебели можно декупировать или просто покрыть слоем защитного, прозрачного лака.

Начинающим реставраторам можно порекомендовать приобрести наборы для домашнего творчества «Кракле» (производитель «Аква-Колор») или «Креатив» (TINTA Viva), в которые входит одношаговый кракенлюрный и защитный лак, кисточки и несколько флаконов с акриловой краской различных цветов.

Использование двухкомпонентных составов

Более качественную кракелюрную сетку можно получить при использовании двухкомпонентного лака «Кракле Соттиле» (бренд «Stamperia»). При реставрировании деревянных мебельных изделий, после очистки поверхности от старого лакокрасочного покрытия и шлифовки, на нее кисточкой с синтетическим ворсом наносится лак, обозначенный как «Шаг 1».

После подсыхания лакового слоя в течении 30,0…40,0 минут на него наносят второй компонент – «Шаг 2». От толщины второго слоя зависит декоративность полученной сетки. Для ускорения процесса сушки второго лакового покрытия многие «самоделкины» использую фен для волос, а при значительной площади — строительный фен.

Для того чтобы сделать трещины более видимыми их повергают дополнительному декорированию, для чего в трещины втирают порошок бронзы или алюминиевую пудру-«серебрянку». Лучше использовать специальную металлизированную пудру для кракелюрования «Porporina» от «Stamperia». Можно использовать обычную масляную краску или битумный лак.

На заметку!

После затирки остатки краски и избыток порошкообразного материала удаляют с поверхности изделия, для чего можно использовать обычное подсолнечное масло.

На заключительном этапе, хорошо протертую поверхность вскрывают финишным лаком-фиксатором «Darkening Lacquer» или акриловым лаком на водной основе.

При использовании «фирменных» средств и составов для искусственного старения мебели в технике «craquelure» необходимо соблюдать следующие правила:

  • при покупке лака необходимо встряхнуть флакон, проверяя прозрачность, однородность консистенции и густоту состава;
  • для исключения образования пузырьков на обрабатываемой поверхности и в слое лака флакон с рабочим составом перед употреблением нельзя взбалтывать;
  • реставрационные работы должны проводиться в проветренном помещении, где выполнена влажная уборка;
  • при использовании однокомпонентных составов, направление трещин будет совпадать с направлением движении кисти;
  • при использовании контрастных акриловых красителей особенно декоративный эффект получается при выборе красок светло-темного или бледно-насыщенного оттенков.

Использование подручных средств в технике кракле

Если нет под рукой фирменных составов для создания антикварной сетки, то можно использовать подручные средства, которые имеют в арсенале любой домовитой хозяйке или рачительного домашнего умельца. Наиболее часто при формировании трещинок используют:

  • канцелярский или ремонтно-строительный поливинилацетатный клей;
  • различные виды мебельных лаков;
  • из пищевых продуктов можно выбрать уксусную эссенцию, желатин или сырой яичный белок.

Также стоит изучить дополнительно некоторые рекомендации:

  • При использовании поливинилацетатной эмульсии (клея ПВА) ее наносят толстым слоем на декорируемую поверхность и слегка подсушивают. При приобретении клеевым слоем липкой консистенции поверх него наносят акриловую краску на водной основе, и после того как она вступила в реакцию с клеем и проявилась текстура трещин изделие просушивают бытовом или строительным феном.
  • Для домашнего «старения» можно использовать пентафталевый лак «ПФ 283», который наносят на изделие и предварительно просушивают естественным образом в течении четырех часов до образования слегка липнущей пленки. После этого лаковое покрытие вскрывают слоем акриловой краски и сушат до появления сетчатой текстуры. Далее изделие сушат естественным путем.
  • Яичный белок применяют по двукратно наложенному слою акриловой краски. После того как белок без применения фена высох, на него наносят контрастную (по отношению к основе) акриловую краску.
  • Аналогична техника кракле с применением желатина. Ее достоинством является возможность формирования линий сетки, ширина которых напрямую зависит от толщины желатинового слоя.
  • Девятипроцентный раствор уксусной эссенции наносят губкой на высохший краситель на основе акрила. Сетка в виде трещин появляется практически сразу.

Заключение

Начинающим реставраторам следует знать, что первые попытки могут быть неудачными, так как в технике искусственного старения «craquelure» очень важное значение имеет опыт работы и полученные при этом навыки, которые могут заменить никакие «фирменные» средства и наборы.

Видео

В видео представлена подробная инструкция по нанесению кракелюрного лака.

Большинство мастер-классов по декупажу рассказывают, как эффектно и эстетично "состарить" скучную тумбочку или превратить банку из-под крупы в произведение искусства, пришедшего сквозь века. Раритет ценится не только на аукционах, предметы старины послужат отличным украшением в любом интерьере. Но не обязательно ждать полвека и подвергать предметы суровым испытаниям, чтобы красиво и художественно их "состарить". В помощь любителям декупажа существуют кракелюры, которые помогают растрескаться верхнему слою краски или лака на изделии.

В переводе с французского craquelure - это трещина. Изначально этим термином называли трещины на поверхности картин: из-за неправильного нанесения художником слоев на полотно грунт, лак или краска естественным образом трескались, образуя хаотичный узор.

Кракелюр в декупаже - это специальный лак, который при высыхании "растрескивает" верхний слой поверхности. Конечно же, в декорировании предметов этот эффект получается не по небрежности мастера, а намеренно. Такая техника получила название кракле . Эстетика и шарм арт-объекта «под старину» настолько очевидна, что были разработаны кракелюрные лаки для разных поверхностей : от бумаги до металла. Поговорим подробнее.

Техника нанесения кракелю ра

В мастер-классах по декупажу ведут речь об одношаговых/двухшаговых или однокомпонентных/двухкомпонентных краклюрах. Это не стоит понимать буквально, т.к. кракле обычно делают в три шага.

Пошаговая инструкция нанесения кракелюра:

  • 1) наносится основа: грунт или акриловая краска . Основа определяет цвет будущих трещин. Если хочется сохранить изначальную расцветку, нужно нанести прозрачный акрил;
  • 2) наносится слой кракелюра . Необходимо подождать, пока он просохнет (около часа). Готовность определяется тем, что палец слегка липнет к поверхности, но не пачкается;
  • 3) наносится верхний слой контрастной акриловой краски (это будет одношаговый кракле) или второй слой кракелюра (это будет двухшаговый кракле, и под трещинами останется изначальный фон). В этот момент и происходит растрескивание.

Виды кракелюров

Кракелюры для бумаги . Обычная белая бумага, ватман или картон являются одновременно самыми простыми и самыми привередливыми поверхностями для кракле. Чаще всего перед нанесением кракелюрного лака бумагу тонируют краской или делают рисунок, поэтому для неё больше подходит одношаговый кракелюр. Особенностью бумаги является её податливость воде, поэтому, чтобы она не деформировалась, при нанесении первого слоя следует брать на кисть как можно меньше воды, практически одну краску.

Кракелюры для дерева . Самый популярный вид кракле - именно кракле по дереву, ведь это дарит старой надоевшей мебели вторую жизнь в новом амплуа. Комод, стул, тумбу или спинку кровати можно совершенно преобразовать в предметы дворцового интерьера. Эстетично и выигрышно смотрится двухшаговый кракелюр на светлой поверхности. Хороши сочетания серого, голубого или светло-оливкового с белым цветом.

Кракелюры для керамики . Сделав кракле на керамике, можно добиться интересного мозаичного эффекта. Для этого понадобится двухшаговый кракелюр. Сначала кракелюрный лак наносят строго в одном направлении, проводя по разу в каждом месте и не заходя на только что прокрашенную поверхность. После высыхания в той же технике наносят второй слой лака в поперечном направлении. Если хочется более мелкой сетки трещин, после просыхания второго слоя нанесите третий по диагонали. Для того чтобы трещинки проявлялись ярче, после полного просыхания всех слоев лака можно затереть поверхность масляной умброй.

Кракелюры для металла . В кухонных шкафчиках и на антресолях всегда найдутся жестяные банки и бабушкин металлический чайник, а на даче без дела лежат старая детская лейка и жестяной поднос. Применив кракелюр и свою фантазию, можно превратить обычные старые вещи в декоративные стильные элементы интерьера. Удачным будет сочетание светлой акриловой основы, мотивов из декупажных салфеток и кракелюрного слоя, придающего фактурный узор и особое очарование бытовым предметам.

Кракелюры для пластика . Чтобы освоить технику кракле, попробовать различные приемы или выполнить оригинальную задумку, проще всего практиковаться на обычных пластиковых бутылках: в случае неудачи ее будет не жалко, а если выйдет хорошо, неказистая бутылка превратится в изящную вазу. Применение найдется любым, даже неиспользуемым предметам: так старая грамм-пластинка с применением кракелюра станет полезными и красивыми ретро-часами.

Кракелюры для стекла . Из обычной стеклянной тарелки Вы можете сделать авторскую декоративную тарелку, применив кракелюр по бортикам. Со стеклом легко работать, т.к. лаки и краски быстро сцепляются с основой и легко расходятся трещинами благодаря гладкой поверхности. Используя контрастные краски в сочетании черный - белый, синий - серебристый, красный - золотой, можно добиться особенной выразительности трещин. Интересным вариантом станет потрескавшаяся фреска на дне прозрачной тарелки с внешней стороны. Из такой посуды можно есть, не опасаясь повредить рисунок. Кракелюры для стекла помогут сделать сувенирную кружку или «старинную» бутылку с посланием.

  • Чтобы быстрее высох первый слой кракелюра, можно высушить его феном. При этом трещины получаются толще, а «узорная сетка» - крупнее.
  • Если второй красочный слой нанести не кистью, а губкой, образуется эффект венецианской штукатурки.
  • Кракелюрный лак нужно наносить мягкой плоской кистью, чтобы слой распределился и «растрескался» равномерно.
  • Чем больше повторных слоев кракелюра Вы нанесете, тем гуще и детальнее будет «узорная сетка».
  • Ширина трещин напрямую зависит от толщины кракелюрного слоя: чем тоньше будет слой, тем изящнее получатся трещинки. Для создания грубых толстых трещин потребуется более густой слой, для этой же цели можно наносить красочный слой чуть раньше высыхания лака.

Найдите собственные подходы к кракелюру и создавайте уникальные вещи своими руками!

источник selbermachen.ru