Поэзия Николая Алексеевича Некрасова целиком и полностью посвящена России и русскому народу. Великий поэт развил и укрепил мотивы народности и гражданственности, продолжая традиции Пушкина. Всю свою жизнь Некрасов писал только о России, о ее великом и многострадальном народе.

Тема Родины и тема народа в лирике Некрасова неразрывны. Поэт создает в своих стихотворениях страшные, но правдивые картины жизни простого человека на Руси. Народная Россия противопоставляется автором миру жестоких помещиков-крепостников и бездушных чиновников. Стихотворение «Родина» посвящено родным поэту волжский просторам. Но воспоминания Некрасова о своем детстве вызывают у поэта отвращение. Он рассказывает о жизни господ, проводивших время в пирах, разврате и издевательствах над крепостными. О несчастном простом народе Некрасов говорит так:

Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов.

Название этого стихотворения подчеркивает, что такая жизнь была характерна для всей крепостнической России. В душе Некрасова сталкиваются любовь к Отчизне и ненависть к царящей в ней несправедливости. Примером этому может служить стихотворение «На Волге». Поэт говорит о своей еще детской любви к великой русской реке, считает Волгу «колыбелью». Некрасов никогда не расстался бы с Волгой,

Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!

Перед глазами поэта встает страшная картина, увиденная в детстве и оставшаяся в памяти на всю жизнь. Волжские бурлаки взволновали юную душу, заставили Некрасова забыть о красоте родных мест. Теперь он называет Волгу «рекою рабства и тоски». Это одно из многих стихотворений, написанных на основе личных наблюдений Некрасова.

Подобным образом было создано и знаменитое стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Деревенские просители у дома богатого сановника - это воплощение всего униженного и бесправного русского народа. Русскому мужику нигде нет защиты, он не может найти правды и справедливости. Автор прямо обвиняет владельцев «роскошных палат». Вельможам нет дела до судьбы простых людей, и поэтому русскому народу приходится только стонать и терпеть. Некрасов показывает, что маленький эпизод, увиденный поэтом, является отражением происходящего в России:

Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал.
Где бы сеятель твой и хранитель.
Где бы русский мужик не стонал?

Поэт вновь вспоминает о Волге и стонущих на ее берегах бурлаках. Русская земля переполнена народным горем. Некрасова волнует, сумеет пи русский народ изменить свою жизнь, или ему суждено и дальше страдать и терпеть.

Человек труда находится в рабском положении, он не получает счастья от своей работы. Эта мысль ярко звучит в стихотворении «Железная дорога». Некрасов показывает истинных строителей железной дороги, которых согнал на строительство страшный царь-голод. Толпа мертвецов за окнами вагона заставляет проникнуться любовью и уважением к труженикам и ненавистью к угнетателям. Для поэта строители дороги - это его братья. Некрасов не скрывает своих чувств. Авторские симпатия и боль слышны в описании высокорослого больного белоруса. Поэт призывает:

Благослови же роботу народную
И научись мужика уважать.

Это стихотворение пронизано авторской верой в великое будущее России и ее народа. Терпение и рабская покорность простого человека вызывают гнев Некрасова. Но автор убежден в том, что русский народ сумеет преодолеть все беды и горести, выстоит и победит о борьбе со своим несчастьем. Будущее России Некрасов называет прекрасной порой. Народная Русь проложит «широкую и ясную» дорогу к счастью.
Великий русский поэт и гражданин Некрасов мог с полным правом сказать о себе: «Я лиру посвятил народу своему».

Патриотизм поэта, его любовь к простому народу проявляются в каждой строке стихотворений Некрасова. Его поэзия - пример служения России и русскому народу, которым автор посвятил всю свою жизнь, все силы своей благородной и честной души.

Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, поэт затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Для Некрасова была актуальна проблема рабства. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение:

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда

Все претерпели мы, божий ратники,

Мирные дети труда!

Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства:

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Великорослый, больной белорус;

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли, колтун в волосах.

Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием:

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную --

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все -- и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе...

Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта:

Жаль только -- жить в эту пору прекрасную

Уж не придется -- ни мне, ни тебе.

Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью.

Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей -- это психология холопов:

Выпряг народ лошадей -- и купчину

С криком ура! по дороге помчал...

Образ России, «одержимой холопским недугом», возникает и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России. Перед нами предстают образы крестьян-ходоков:

Армячишко худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах...

Крест -- это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину. Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянства. Он стремится показать глубину страданий всей народной России. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков:

Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал...

В этой части стихотворения Некрасов использует традиции русской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для народной поэзии:

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи,

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи...

Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ:

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил?..

Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов.

С искренней симпатией показаны в поэме Ермил Гирин, Яким Нагой, Савелий -- богатырь святорусский. Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества. Это, прежде всего, отразилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки:

В каком году -- рассчитывай,

В какой земле -- угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков...

Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость.

Некрасов считает своей родиной именно народную Россию. Все свое творчество он посвятил служению народным интересам, так как видел в этом главную задачу поэзии. Некрасов в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворениb «Поэт и гражданин» он говорит:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан!

Это вовсе не означает: не будь поэтом, а будь гражданином. Для Некрасова истинный поэт -- это и есть «отечества достойный сын». Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил -- и сердцем я спокоен...

Таким образом, поэт видел смысл своего творчества именно в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии.

Особенное понимание народа и Родины в творчестве поэта

Тема Родины своеобразно представлена в творчестве Н.А.Некрасова. Понятие «Родина» приравнивается к понятию «народ», то есть крестьянство. Некрасов не переставал говорить о трагическом положении народа, его страданиях, его горе. Слово «Родина» вызывает у поэта не гордость, не воспоминания о величии и славе, а горечь и стыд.

Волга как символ Родины в стихах Некрасова

В стихотворении «Родина» лирический герой, повествуя о местах своего детства, не может вспомнить ничего светлого, они ассоциируются у него лишь с бесцельной жизнью поколений дворян, крепостным правом и сознанием, что

«когда-то был помещиком и я».

Родные места поэта связаны с великой русской рекой Волгой.

Во многих стихотворениях Волга становится символом Родины и народного горя.

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнена наша земля…

Поэт обращается к русскому народу с вопросом:

«Ты проснешься ль, исполненный сил? Иль, судеб повинуясь закону, все, что мог, ты уже совершил, — создал песню, подобную стону, и духовно навеки почил?»

Любовь к русскому народу

Говоря о народных страданиях, Некрасов не устает говорить о талантливости русского народа, его долготерпении. В стихотворении «Железная дорога» поэт рисует картину народного труда, положенного на строительстве этой дороги, о казнокрадстве и притеснении. Но в то же время он утверждает, что русский народ

«вынесет все — и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе».

Любовь к народу сочетается у Некрасова с ненавистью к его угнетателям. В стихотворении » Размышления у парадного подъезда» с отвращением описывается жизнь важного чиновника, причем сам хозяин дома не появляется в стихотворении, олицетворением его бездушия становится парадный подъезд, к которому приходят простые русские люди, но их даже не пускают на порог.

О долготерпении своей Родины пишет поэт в стихотворении «Забытая деревня». В какой-то степени понятие «забытая деревня» можно считать символом всей России. Удивительное качество русского народа — долготерпение — выражается и в надежде на доброго барина, который приедет и рассудит. Но старого барина привозят только мертвым, а за ним идет уже новый барин, которому так же, как и старому, нет дела до судеб народа.

Русская женщина в поэзии Некрасова

Особое место в творчестве поэта, и в частности в теме Родины и народа, занимает образ русской женщины, в основном русской крестьянки. Тяжела жизнь русского крестьянина, но еще тяжелее жизнь русской женщины-крестьянки. В стихотворении «Русской женщине» Некрасов создает образ неподражаемой силы и красоты, которая может преодолеть все трудности:

«коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

Трагическим судьбам русских крестьянок посвящены поэмы «Мороз, Красный нос» (образ Дарьи, вдовы крестьянина Прокла), » Орина, мать солдатская» (образ старухи-матери, потерявшей сына-кормильца). Не менее трагичен образ родной матери Некрасова, униженной и замученной мужем-тираном.

Любовь к Родине поэт сравнивает не с любовью к матери, что традиционно, а с любовью к женщине.

«Как женщину, ты Родину любил»,

— пишет он в стихотворении «Памяти Добролюбова». Высшей нравственной целью поэт считает служение Родине, народу. Создавая образ , Некрасов говорит об идеале человека-гражданина, который

«труды, надежды, помышленья — все отдал»

Родине. Если бы таких людей не было в России,

заглохла б нива жизни».

Гражданские мотивы в лирике

Служения Родине и народу Некрасов требует и от поэта, который обязан быть гражданином:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной.

Не может гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

Родина не только ненавистна, но и мила поэту. В 1857 году, возвращаясь из-за границы, он восторженно говорит:

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

Родина для поэта и главный судия. В стихах, созданных после оды в честь Муравьева-вешателя, которую Некрасов написал, пытаясь спасти от закрытия свое детище — журнал «Современник», поэт не устает повторять:

«За каплю крови, общую с народом, прости меня, о родина, прости!..»

Многое, что сказал о Родине и народе Некрасов, нашло живой отклик в сердцах русской интеллигенции. Многие стихи поэта в семьях читали, заучивали наизусть. Многое сохранилось и сейчас. И сейчас мы задаемся вопросом:

«Кому на Руси жить хорошо?»

И сейчас ждем:

» вот приедет барин, барин нас рассудит».

Не изменилось во многом и положение русской женщины. Недаром поэт ХХ века Наум Коржавин, перефразируя Некрасова, писал:

«А кони все скачут и скачут, а избы горят и горят».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Тема Родины в лирике Некрасова. Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Некрасова.

В произведениях, посвященных этой теме, поэт затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Для Некрасова была актуальна проблема рабства. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении Железная дорога автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда! Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей.

Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Великорослый, больной белорус Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли, колтун в волосах. Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что Господь ни пошлет! Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется - ни мне, ни тебе. Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью.

Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей - это психология холопов Выпряг народ лошадей - и купчину С криком ура! по дороге помчал Образ России, одержимой холопским недугом, возникает и в стихотворении Размышления у парадного подъезда. Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России.

Перед нами предстают образы крестьян-ходоков Армячишко худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах Крест - это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину.

Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянства. Он стремится показать глубину страданий всей народной России. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал В этой части стихотворения Некрасов использует традиции русской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для народной поэзии Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи, Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме Кому на Руси жить хорошо он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов.

С искренней симпатией показаны в поэме Ермил Гирин, Яким Нагой, Савелий - богатырь святорусский.

Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества. Это, прежде всего, отразилось в поэме Кому на Руси жить хорошо. Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость.

Некрасов считает своей родиной именно народную Россию. Все свое творчество он посвятил служению народным интересам, так как видел в этом главную задачу поэзии. Некрасов в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворения Поэт и гражданин он говорит Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан! Это вовсе не означает не будь поэтом, а будь гражданином.

Для Некрасова истинный поэт - это и есть отечества достойный сын. Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен Таким образом, поэт видел смысл своего творчества именно в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии. 3.Народ-труженник в творчестве Н.А. Некрасова В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль заступника за безгласных и приниженных.

Н. А. Некрасов. С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. Создавая свои бессмертные произведения, поэт смотрел на жизнь глазами народа, рассказывал о ней его языком. С любовью, сочувствием и пониманием, с глубоким проникновением в самую суть жизни рисовал Некрасов простого человека. Он подмечал в нем живой ум, сметку, талант, большое человеческое достоинство, стремление к труду.

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, сеятеля и хранителя богатств страны, чьи работают грубые руки. Труд - основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах.

Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии - прежде всего хороший и умелый работник. Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна. В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений - знаменитая Железная дорога. Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян.

Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж д указывают не для того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение В ночь эту лунную Любо нам видеть свой труд Всё претерпели мы, божии ратники, Мирные дети труда! В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу - стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров Да не робей за отчизну любезную Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет всё, что господь ни пошлёт! Вынесет всё - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев - бурлаков.

Их жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта.

Некрасов рано понял, что В мире есть царь этот царь беспощаден, Голод названье ему. Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме На Волге поэт описал то, что потом всю жизнь забыть не мог Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит Когда бы зажило плечо, Тянул бы лямку, как медведь, А кабы к утру умереть - Так лучше было бы ещё. Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью.

Это Иванушка - богатырского сложения, здоровенный детинушка, Саввушка - росту большого, рука, что железная, плечи - косая сажень. Трудничество - характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие.

Прокл в поэме Мороз, Красный нос уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю Большие, с мозолями руки, Подъявшие много труда, Красивое, чуждое муки Лицо - и до рук борода Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина голосящие родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца Родителям был ты советник, Работничек в поле ты был Эту же тему подхватывает в Кому на Руси жить хорошо Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит Ты думаешь, Матренушка, Мужик - не богатырь? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою - а богатырь! Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым.

Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли - о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякаемых силах. Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича.

В поэме Мороз, Красный нос автор рисует образ величавой славянки. Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в труде. Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая много работает, признаком красоты будет необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку. Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной стойкости.

Красавица, мира на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Во всякой работе ловка. Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно томечает это в своих стихах Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни. С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали забота и нужда, на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, высыхали в фабричной неволе.

Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение Плач детей. Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов Целый день на фабриках колеса Мы вертим - вертим - вертим! Бесполезно плакать и молиться, Колесо не слышит, не щадит Хоть умри - проклятое вертится, Хоть умри - гудит - гудит - гудит! Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа.

Стихотворение Плач детей - это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство. Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. В поэме Дедушка он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. Горсточка русских, сосланных в страшную глушь, бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет Воля и труд человека Дивные дива творят! Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет её сущность.

Через всё творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего. 4. Некрасов-сатирик. Краткий анализ стихотворения Колыбельная песня. Стихотворение Колыбельная песня написано Некрасовым в 1845 году. Через повествование автора, через его наставления, скрытую критику показано предостережение младенца, заключающееся в сравнении его будущей жизни с жизнью отца. Но предостережение является не частным случаем, оно обращено ко всему человечеству.

Сопоставив бессмертную любовь автора к Родине, его сострадание, боль за мучающуюся Россию можно сделать вывод о недовольстве Некрасовым имеющимся строем, уничтожающим всю суть русского бытия, испепеляющего, изматывающего простой труженический народ. Между строк можно проследить тему нелегкой крестьянской судьбы и захватившей всю России бюрократии, которая живет за счет взятничества, за счет чьи-то жизней, за счет чьего-то неоцененного труда.

Русские чиновники никогда не отличались добронравностью и человеколюбием, но всегда имели уважение среди людей. Простой народ, побаиваясь за сое существование, вынужден был покорно поклоняться, выполнять все требования, пренебрегая своим мнением. Автор описывает блага при жизни человечьей, но делает это с отвращением, тем самым обнажая свои истинный чувство, свою жестокую точку зрения Будешь ты чиновник с виду, И подлец душой.

Провожать тебя я выйду- И махну рукой! Автор является ярым противником нечестно заработанного богатства, он показывает нам всю суть дармовой, богатой жизни. Некрасов объясняет нам, что существо, управляющее людьми, как скотом, наживающееся за их счет, за счет их страданий, не имеет носить гордого имени человек. Поэт противостоит несправедливости и бесчестию. Называя младенца безвредным, наивным, он говорит о душевной чистоте народе, его неиспореченности. Своеобразность художественных средств, в который раз подчеркивает мастерство автора, которое так четко и разумно доносит до читателя основы несправедливости.

Эпитеты, использованные автором, ещё раз доказывают нам главную цель произведения - показать людям последстви я расслоения общества, которое оставляет такой жестокий отпечаток в истории общества. Соотнося временя эволюции и времена написания стиха можно сказать, что история шла на попятную, при этом уничтожая все наращенные потенциалы развития.

Подводя итог можно сказать, что Некрасов являлся истинным патриотом, так яро защищающим Родину. Вся та несправедливость, которая блудила вокруг больной России для Некрасова совпадается в одном понятии - бюракратия. И Некрасов был прав, ведь и сейчас именно этот фактор, к сожалению, добивает Россию. 5.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Родина и народ в творчестве Н.А. Некрасова

Человек крутого нрава и деспотического характера, отец Некрасова не щадил своих подданных. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, особенно.. Крепостническое самодурство в те годы было явлением заурядным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу Некрасова..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

1. Горькая судьба народа.
2. Образ родного дома.
3. Запустение родимого края.

Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.
Дж. Б. Шоу

Лирические произведения Н. А. Некрасова наполнены особой мелодикой, они позволяют нам заглянуть в душевный мир самого поэта. И мы видем, что одно из главных мест в нем занимает образ родины. Наверное, не только каждый поэт, но и писатель обращался к теме родины. И всякий из них замечал в ней едва уловимые оттенки, близкие его духу и сердцу.

В творчестве Н. А. Некрасова есть одно стихотворение, которое имеет и такое название «Родина». С первых же строк мы понимаем, что лирический герой описывает знакомые ему места. Это говорит нам о том, что он не лукавит, несмотря на то что не сразу раскрывает тайну знакомых мест: «И вот опять знакомые места...».

Только в следующей строке становится понятно, что этот уголок находится там, где протекала жизнь отцов. То есть лирический герой не отрывает свою родину от мира предков. Ведь это они подарили ему жизнь и научили ненавидеть рабство, насилие, гнет. Тогда становится понятно, что человек, находящийся под бременем крепостного права, не может быть свободен духом. И для описания такой картины лирический герой использует очень живописные краски.

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата мелкого и грязного тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов...

Так образ родины для Некрасова непосредственно связан судьбой народа. Они существуют в неразрывном единстве. Для поэта, который видел тиранию с детства, навсегда запечатлелся в душе образ отца-помещика, стремящегося и сыну передать свои отрицательные черты. Поэтому и лирический герой не выставляет себя святым в произведении. В стихотворении он говорит о том, что сам иногда бывал помещиком. Но такое признание несет в себе очень важный момент. Раз лирический герой поднимает такую тему, значит, он осознает то, что поступал когда-то плохо. Поэтому у него остается шанс исправиться и принести тем людям, в цепях, облегчение. Себе в помощники он берет поэтическое творчество, способное на расстоянии влиять на души людей и объяснять им, что хорошо, а что плохо в этом мире.

В произведение органично вливается русская природа, словно предсказывающая то, о чем хочет сказать в своих стихах поэт. Тогда в повествовании появляется образ матери, который является не менее значимым в творчестве Н. А. Некрасова. Ее жизнь также полна тревог и печали потому, что ее мужем является тот помещик, крестьяне которого завидуют псам. Поэтому она мрачна, как и темный сад.

Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальней
Мелькает меж ветвей, болезненно печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил... о! Знаю, знаю я!..

Так лирический герой старается в образ родины вместить всех ее обитателей. Это не только отрывочные пейзажные зарисовки. Это судьбы людей, которые и формируют представление о России. Возможно, поэтому лирический герой с молоком матери впитал и ту ненависть к жизни, которая подавляла человеческое достоинство.

Но еще большее негодование лирического героя вызывает тот факт, что мать смогла его научить видеть правду, но сама не стала менять свою судьбу. Возможно, он хотел сказать, что судьба народа зависит от каждой личности. И если она также будет пассивно относится к своим угнетателем, то никогда не сможет сбросить с плеч это бремя. Так на примере одной личной судьбы поэт делает обобщение. Он показывает, чтоб образ матери становится частью жизни всего народа. Поэтому очень важно, чтобы каждый из них не только свою душу, но и судьбу освободил от рабства.

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы...

Ведь душа народа неподвластна никому из мучителей. Она остается и сохраняется в самом человеке. И лирический герой не скупится на строки, чтобы показать все ее великолепие. Сразу возникает непременная соотнесенность: родина должна иметь такую же душу. Ведь воспевая образ матери, Некрасов тем самым показывает нам образ родины. Они обе страстны, прекрасны и горды. Им обеим удалось перенести много горя на своих плечах. Но самое главное, каждая из них умеет прощать.

И все, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И после описания матери в понимании лирического героя снова формируется обобщенный образ. Ведь его родной человек был не первым, кто жил в таком жестоком и темном мире. Но лирический герой замечает, что несмотря на то что она повторила судьбу своей матери, смогла, пусть и мертвая, тронуть сердце своего палача.

Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и сторгую улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Когда же эта прекрасная душа уходит, то и дом покидает особый дух, дававший ему жизнь и новое дыхание. Так лирический герой показывает, что Родина жива и богата духом и душевной красотой людей. Именно они, а не какие-то умозрительные размышления и тирания, становится основой жизни русского народа, живущего своими традициями и сохранившего память поколений.

Вот серый, старый дом... Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, —
А встарь?

Но и в прежние времена в этом доме была какая-то тревога, которая пугала ребенка. Тогда он убегал к няне. Детям свойственно очень тонко все чувствовать, поэтому именно данный образ выбирает для описания той атмосферы лирический герой.

...Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал...

Лирический герой показал, что судьба родины неразрывно связана с судьбой самого народа и с каждой личностью в отдельности. И эту картину непременно обрамляет природа, которая чутко чувствует и реагирует на все тревоги человека. Она сочувствует ему и готова помочь в невзгодах. И лирический герой приходит к выводу, что для каждого из нас родина начинается в родном краю, в своем доме. Именно дом закладывает нравственные основы каждой личности.

Для Н. А. Некрасова родина имеет весьма печальное одеяние. Нивы выжжены, ручеек засох. Это не говорит о том, что лирический герой не верит в свою родину и в ее силы. Просто он старается правдоподобно описать тот образ, который запечатлел в своем сердце.

И с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор —

В томящий летний зной защита и прохлада, —

И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,

Понурив голову над высохшим ручьем...

В таком же запустении и сам дом лирического героя. Он тоже, как и природа, был лишен самого главного — мудрого и теплого взгляда, способного сохранить чистоту не только души, но и самого сердца.

И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторит звону чаш и гласу ликований
Глухой и вечный гул подавленных страданий
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил...

Так в лирике Некрасова перед нам представлена картина одного из поместий, который становится хорошим наглядным материалом для описания восприятия автором своей родины. Она предстает в неразрывном единстве с человеком и его жильем, и природой. Но пока все это находится в запустении. Поэтому в такой же тоске пребывает и сама родина. Она ждет тех, кто как лирический герой сможет вернуть ей прежний облик. Но в нем непременно должны быть люди, свободные не только сердцем, но и духом.

Так, в произведении «Родина» появляются обличительные нотки. Лирический герой не приемлет ни для себя, ни для родины крепостное право, деспотизм и тиранию. Ему глубоко чуждо преклонение крестьян перед помещиком. Поэтому в его жизни и в его родном крае этого быть просто не должно.

Несмотря на то что Н. А. Некрасов идет от частного случая, основанного на своих детских воспоминаниях, мы понимает, что он показывает судьбу всей России. Это та родина, за которую он готов сражаться с помощью самого главного и весьма действенного оружия — поэтического творчества.