Многочленные сложноподчиненные предложения (с несколькими придаточными)

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

План

1. Многочленные СПП с придаточными, относящимися к одному главному:

а) однородное соподчинение придаточных;

б) неоднородное соподчинение придаточных.

2. Многочленные СПП с последовательным подчинением.

3. Знаки препинания в СПП.

4. Синтаксический разбор многочленных СПП.

Литература

1. Валгина Н.С Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.

2. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В.А. Белошапкова, В.Н.Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. – 295 с.

3. Поспелов Н.С. Сложноподчиненное предложение и его структурные типа / Н.С. Поспелов // Вопросы языкознания. – 1959. ‑ №2. – С. 19-27

Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов :

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению (однородного и неоднородного, т. е. параллельного подчинения);

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе – к первому придаточному и т. д. (последовательное подчинение).

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных.

При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.



Например:

[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать что? ], (что солнце встало ), (что оно горячим светом по листам затрепетало ). (А. Фет.)

[Тот , (кто жизнью живёт настоящей ), (кто к поэзии с детства привык ), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык ]. (Н. Заболоцкий.)

[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места какие? ], (где она родилась ) и (где так памятны были месяцы детства ).

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.

Например: (Если будет вода ) и (в ней не будет ни одной рыбки ), [я не поверю воде ]. (М. Пришвин.) [Вздрогнем ], (если вдруг взметнётся птица ) или (лось протрубит вдалеке ). (Ю. Друнина.)

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Например: (Когда у меня в руках новая книга ), [я чувствую ], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное ). (М. Горький.)

(Если мы обратимся к лучшим образцам прозы ), [то убедимся ], (что они полны подлинной поэзии ). (К. Паустовский.)

[Из мира, (который называется детской ), дверь ведет в пространство ], (где обедают и пьют чай ) (Чехов).

II. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.

К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ], (так как боялись отца ), (который тоже был несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать ). (Н. Гоголь)

Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно ], (что , (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

Например: (Когда бричка выехала со двора ), [он (Чичиков ) оглянулся назад и увидел ], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать ), (куда гость поедет ). (Гоголь)

Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

Сложное предложение - это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.

Основные виды сложных предложений.

Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

Таким образом, существует три основных вида сложных предложений:

сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.

Сложносочиненное предложение (ССП)

простые предложения связаны между собой сочинительными союзами и интонацией.

В ССП простые предложения равноправны.

Наступила ночь, и в домах зажглись огни.

Сложноподчиненное предложение (СПП)

простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

В СПП одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).

Когда наступила ночь, в домах зажглись огни.

Бессоюзное предложение (БСП)

простые предложения связываются без союзов, интонацией.

Наступила ночь, в домах зажглись огни.

Сложносочиненные предложения бывают:

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Примечание : Иногда между частями сложносочиненного предложения перед союзом И ставится тире, если в предложении есть резкое противопоставление или быстрая смена событий.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идет волшебница зима (А.С.Пушкин).

Сложноподчиненное предложение.

Особенности СПП:

Строение СПП:

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

По характеру подчинения нескольких придаточных предложений они разделяются на три типа:
- придаточные предложения с однородным подчинением;
- придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
- придаточные предложения с последовательным подчинением.

Придаточные предложения с однородным подчинением.

Особенности :
2) отвечают на один и тот же вопрос;
3) между собой связаны сочинительными союзами либо бессоюзно.

Пример :
Он радовался, что праздник удался, что гости довольны, что они веселятся вовсю.

Пояснения :
1) все три придаточных предложения относятся к главному предложению Он радовался :
Он радовался (чему?), что праздник удался.
Он радовался (чему?), что гости довольны.
Он радовался (чему?), что они веселятся вовсю.

2) все придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос чему ?
3) они связаны с главным предложением одним и тем же союзом что .
Это однотипные придаточные предложения.

Придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением

Особенности :
1) относятся к одному и тому же главному предложению;
НО!
2) отвечают на разные вопросы - то есть являются придаточными разного типа.

Пример :
Если посмотреть на луну в телескоп, то можно увидеть, что у нее весьма своеобразная поверхность.

Пояснения :
1) оба придаточных предложения относятся к одному и тому же главному предложению можно увидеть ;
НО!
2) первое придаточное отвечает на вопрос при каком условии ? Второе - на вопрос что ?
То есть отвечают на разные вопросы.
Это разнотипные придаточные предложения, хотя и относятся к одному и тому же главному предложению.

Придаточные предложения с последовательным подчинением

Особенности :
1) главному предложению подчинено одно придаточное;
2) этому придаточному предложению, в свою очередь, подчинено следующее придаточное предложение - таким образом, первое придаточное предложение является главным для следующего.

Пример :
Мальчик стоял под навесом и смотрел, как бегут ручейки к луже, которая росла на глазах.

Пояснение :
К главному предложению Мальчик стоял под навесом и смотрел относится только одно придаточное: как бегут ручейки к луже . А следующее придаточное предложение (которая росла на глазах ) уже никак не связано с главным, относится к предыдущему придаточному, которое и является для него главным предложением:
Бегут ручейки к луже (какой?), которая росла на глазах .


ПРИМЕЧАНИЕ
: нередко встречаются сложноподчиненные предложения с комбинированным подчинением: однородное + параллельное, однородное + последовательное, последовательное + параллельное и т.д. Поэтому при разборе предложения будьте внимательны.

Знаки препинания в СПП.

Между главным и придаточным предложениями ставится запятая.

Если придаточное предложение находится в середине, то оно с обеих сторон выделяется запятыми.

Придаточные предложения также отделяются друг от друга запятыми.

Дед сказал, что весна будет теплая.

Дед сказал, что весна будет теплая, и улыбнулся.

Дед сказал, что весна будет такая же теплая, как и в прошлом году, когда посевы взошли раньше, чем ожидали сельчане.

Исключение .

Если однородные придаточные предложения соединены неповторяющимися союзами И, ИЛИ, то запятая между ними не ставится:

Дед сказал, что весна будет теплая и что урожай уродится богатый.

Задание. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Выделяем основы: (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похожна Ксюшкиного папу!»

Простым является предложение №3. Исключаем его. Определяем границы предложений и смотрим, чем связаны основы: (1) [В детстве я ненавидела утренники], (потому что к нам в садик приходил отец). (2) [Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию],а [наша воспитательница строго говорила ему]: «Валерий Петрович, повыше!» (4)[Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть], и, (хотя никогда не пил), [нос у него почему-то всегдабыл свекольно-красного цвета, как у клоуна]. (5) [Дети, (когда хотели сказать про кого-то), (что он смешной и некрасивый), говорили так]: «Он похож на Ксюшкиного папу!» Первое предложение - сложноподчиненное с придаточным причины (я ненавидела утренники почему? потому что приходил отец). Второе предложение - сложносочиненное с прямой речью. Четвертое предложение - сложное с сочинительной связью (союз и) и подчинительной связью (придаточное хотя…). Пятое предложение - сложноподчиненное с двумя придаточными и прямой речь. Первое придаточное - времени (дети говорили когда? когда хотели сказать про кого-то); второе придаточное - изъяснительное (хотели сказать про кого-то что? что он смешной и некрасивый). Таким образом, правильный ответ - предложение №5.

Среди предложений 1 - 9 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное условия. Напишите номер этого предложения.

(1) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (2) …Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (3) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (4) Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (5) Пришлось адьютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. (6) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (7) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится в одиночку. (8) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (9) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.

Среди предложений 1 - 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит (-ят) придаточное (-ые) сравнения. Напишите номер (-а) этого предложения.

(1) Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили белье…(2) Никакого знака былой жизни! (3) Ничего! (4) Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…(5) Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обнажилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (6) Не может быть! (7) Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (8) Вечером я варил уху. (9) Мишка подбрасывал дрова в костер и лез своей циклопической ложкой в котелок - снимать пробу. (10) Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.

Среди предложений 1 - 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чем думал он? (6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

Имеющие придаточные элементы, разделяются на несколько групп. Всего их три. В речи может встречаться выражение сложноподчиненное с однородным подчинением придаточных, неоднородным (параллельным) и последовательным. Далее в статье рассмотрим особенности одной из указанных категорий. Что собой представляет сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных?

Общие сведения

Однородное подчинение придаточных (примеры таких конструкций будут приведены ниже) представляет собой выражение, в котором каждая часть относится к основному элементу или к определенному слову в нем. Последний вариант имеет место, если дополнительный компонент распространяет только определенную часть главного. Предложения с однородным подчинением придаточных имеют ряд особенностей. Так, распространяющие элементы однотипны, то есть отвечают на одинаковый вопрос. Обычно их связывают друг с другом сочинительными союзами. Если у них значение перечисления, то связь бессоюзная, как и у однородных членов. Вот, в целом, что значит однородное подчинение придаточных.

Связь в контексте

1. Притихшие мальчишки смотрели вслед автомобилю /1, пока тот не уехал за перекресток /2, пока поднятая им пыль не рассеялась /3, пока сам он не превратился в клубок пыли /4.

Попав в госпиталь, он вспоминал, как их внезапно атаковали фашисты, и как все попали в окружение, и как у отряда получилось попасть к своим.

3. Если союзы "ли... или" используются как повторяющиеся конструкции (в примере можно изменить на ли), связанные с ними однородные придаточные разделяют запятой.

Было невозможно понять, был ли это пожар, или же начинала всходить луна. - Было невозможно понять, был ли это пожар, начинала ли всходить луна.

Структуры с комбинированным соединением

Предложение с многочисленным однородным подчинением придаточных встречается в нескольких вариантах. Так, возможно вместе например. По этой причине, осуществляя разбор, не нужно сразу составлять общую схему или спешить расставлять знаки препинания.

Анализ контекста

Однородное подчинение придаточных разбирается по определенной схеме.

1. Выделяя грамматические основы, считают количество простых элементов, входящих в состав конструкции.

2. Обозначают все и союзные слова и, опираясь на это, устанавливают придаточные и главное предложение.

3. Главный элемент определяется для всех дополнительных. В результате образуются пары: основное-придаточное.

4. На основе построения вертикальной схемы определяется характер подчинения придаточных конструкций. Оно может быть параллельным, последовательным, однородным, комбинированного типа.

5. Строится горизонтальная схема, опираясь на которую расставляют знаки препинания.

Разбор предложения

Пример: Спор заключается в том что если ваш король будет здесь три дня то вы безоговорочно обязаны выполнить то что я вам скажу а если он не останется то мной будет выполнен любой приказ который вы мне дадите.

1. Это сложноподчиненное предложение содержит в себе семь простых: Спор заключается в том /1 что /2 если ваш король будет здесь три дня /3 то вы безоговорочно обязаны выполнить то /2 что я вам скажу /4 а / если он не останется /5 то мной будет выполнен любой приказ /6 который вы мне дадите /7.

1) спор заключается в том;

2) если ваш король будет здесь три дня;

3) что... то вы безоговорочно обязаны выполнить то;

4) что я вам скажу;

5) если он не останется;

6) то мной будет выполнен любой приказ;

7) который вы мне дадите.

2. Главным предложением является первое (спор заключается в том), остальные относятся к придаточным. Лишь шестое предложение вызывает вопрос (то мной будет выполнен любой приказ).

3. Это сложноподчиненное предложение разбивается на следующие пары:

1->2: спор заключается в том, что... то вы безоговорочно обязаны выполнить то;

2->3: вы безоговорочно обязаны выполнить то, если ваш король будет здесь три дня;

2->4: вы безоговорочно обязаны выполнить то, что я вам скажу;

6->5: мной будет выполнен любой приказ, если он не останется;

6->7: мной будет выполнен любой приказ, который вы мне дадите.

Возможные сложности

На приведенном примере несколько затруднительно понять, какого типа шестое предложение. В данной ситуации нужно посмотреть на сочинительный союз "а". В сложном предложении он, в отличие от подчинительного соединительного элемента, может находиться не рядом с относящимся к нему предложением. Исходя из этого, необходимо понять, какие простые элементы связывает данный союз. Для этого оставляются только предложения, содержащие противопоставления, а остальные убираются. Такими частями являются 2 и 6. Но поскольку предложение 2 относится к придаточным, то 6 тоже должно быть таким, так как с 2 оно связано сочинительным союзом. Проверить это несложно. Достаточно вставить союз, который имеет предложение 2, и связать им 6 с главным, относящимся к 2. Пример: Спор заключается в том, что мной будет выполнен любой приказ. Исходя из этого, можно сказать, что в обоих случаях присутствует однородное подчинение придаточных, только в 6 опущен союз "что".

Вывод

Получается, что это предложение сложноподчиненное с однородно связанными придаточными (2 и 6 предложения), параллельно (3-4, 5-7) и последовательно (2-3, 2-4, 6-5, 6-7). Чтобы расставить знаки препинания, требуется определить границы простых элементов. При этом учитывается возможное сочетание на границе предложений нескольких союзов.

Гречишникова Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения.

Подготовка к ГИА. Задание В8.

Цель – систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать навыки работы с тестами и текстами в рамках подготовки к ГИА

Задачи урока:

Образовательные

  • совершенствовать умения различать виды подчинения в сложноподчиненном предложении;
  • познакомить с творчеством Юрия Афанасьева.

Развивающие

  • развивать синтаксические навыки;
  • развивать навыки работы с текстом;
  • развивать навыки работы с тестами (задания А1 – В9).

Воспитательные

  • воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре народов Севера, населяющих Ямал;
  • воспитывать думающего читателя на произведениях писателей Ямала.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • учебник;
  • тетради;
  • раздаточный материал (тесты, тексты).

Ход урока

  1. Языковая разминка
  1. Прочитайте текст – отрывок из рассказа-были Юрия Афанасьева «Две ели» (тексты распечатать для каждого учащегося или спроецировать на доску).

1.Из-за шторма буксир отстаивался в заводи. 2. Время торопило. 3. Почти неделю Едук с Оксаной добирались протоками до поселка на калданке. 4. Почти неделю - это по времени. 5. А по жизни для Едука было одно мгновение. 6. За эти дни он узнал о мире так много, как мог бы не узнать самый древний старик. 7. Мир, оказывается, очень большой, беспокойный. 8. Как звери в тайге, всякие люди его населяют. 9. Забот у всех много. 10. Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят. 11. Подумать только, представить себя в Заполярье без одежды пусть даже не зимой, хоть летом (?!). 12. Однако и Оксане не верить он не мог. 13. Их отношения были так близки, ее глаза так глубоко понимали его, что он боялся своих плохих мыслей. 14. «А что? - подумал Едук. - Почему не породниться, своим человеком быть в теплом, сытном поселке?»

15. И вот поселок неожиданно появился из-за талого мыса. 16. Рассыпанные по увалу домики на склоне сгрудились, как цыплята. 17. Среди них глухаркой возвышалась церковь, красновато отсвечивая лиственничными бревнами.18. А дальше за поселком гребешком торчали остроконечные ели. 19. Голову кружил чуть уловимый запах теплого хлеба. 20. Этот запах Едук смог бы отличить с большого расстояния. 21. Его ни с чем не спутаешь...

  1. Найдите в тексте диалектные слова, замените их стилистически нейтральными синонимами.

Калданка (в пр. 3) – лодка

Увал (в пр. 16) – возвышенность, косогор

  1. Во 2 абзаце найдите сравнения. Запишите номера предложений со сравнениями.

16 – как цыплята

17 – глухаркой (форма творительного падежа)

18 – гребешком (форма творительного падежа)

  1. Выпишите номер предложения с вводным словом.
  1. Выпишите грамматические основы из предложений 7, 12, 20

7 – мир большой , беспокойный

12 – он не мог не верить

20 – Едук смог бы отличить

  1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании «звери в тайге» (предложение 8). Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью согласование.

Связь – управление; таёжные звери

  1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании «беспокойный мир» (предложение 7). Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью управление.

Согласование; мир без покоя

  1. Выпишите номера сложноподчиненных предложений.

6, 10, 13

  1. Актуализация знаний

Выпишите из текста предложение 10.

Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят.

Постройте схему этого предложения: [ === ], (что === ____), (где ____ ===).

Определите вид подчинения (последовательное).

Какие виды подчинения в сложноподчиненном предложении вы знаете? (Памятка, Приложение 1).

Приведите примеры.

  1. Закрепление
  1. Определите вид подчинения. Заполните таблицу (Приложение 2). Устно прокомментируйте ответ. Таблицы с примерами предложений распечатать для каждого учащегося. Выпускники заполняют только 2 столбик.

Предложение

Вид подчинения

Важнейшим героем в мифологии ханты является медведь , который считается прародителем

Последовательное (главное → придаточное определительное → придаточное следствия)

не приводят , что только скрупулёзная работа позволит ему выйти прийти

Однородное (главное → придаточное изъяснительное, придаточное изъяснительное)

Если обратиться

Параллельное, или неоднородное (придаточное условия → главное → придаточное изъяснительное)

придётся преодолеть множество препятствий,

Параллельное, или неоднородное (придаточное цели → главное → придаточное определительное)

Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые учить родной язык, предпочитают

Последовательное (главное → придаточное изъяснительное → придаточное определительное)

роль фигурирует в легендах.

Последовательное (главное → придаточное изъяснительное → придаточное уступки)

За права народа, который обращается поэтом , который взывает

Параллельное, или неоднородное (придаточное определительное → главное → придаточное определительное). В этом предложении придаточные части относятся к разным словам в главном предложении.

Писатель нередко прибегает к приёму «обращения к прошлому», чтобы понудить

Однородное (главное → придаточное цели, придаточное цели).

  1. Выполните сжатие текста. Из предложений 6-8 (отрывок из рассказа «Две ели») составьте 1 сложноподчиненное с однородным подчинением придаточных.

Как называется этот способ сжатия текста? (Упрощение – слияние нескольких предложений в одно).

  1. Среди данных ниже предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных:

1. Не разбирая дороги, он бежал в лесотундру, бежал навстречу Уралу. 2. Бежал до изнеможения. 3. Он боялся остановиться. 4.Он чувствовал, что, если остановится, его изнутри разорвет. 5. Сердце не выдержит. 6. И он бежал, бежал по бездорожью, выплескивая из себя горечь и обиду.

Ответ: 4

  1. Используя текст рассказа-были Ю. Афанасьева «Две ели», продолжите предложения так, чтобы получились СПП с разными видами подчинения:

Последовательное : Не могу сказать, сколько лет этим елям….. (которые растут на берегу Оби).

Однородное : Сблизило нас одиночество или ожидание утра, когда проснется поселок с рыбацким потом, мычаньем коров, дыханием свежего ветра,…. (когда кулик-бекас деревянной шаманской трелью оповестит начатый день.

Параллельное (неоднородное) : Когда староста улыбается, кажется, …. (что он тебя, как маленькую рыбешку, готов проглотить).

  1. Тестирование. Часть В8. Презентация (лучше проводить занятие с мобильным компьютерным классом, чтобы каждый выпускник смог самостоятельно поработать с тестами. Если такой возможности нет, задания можно распечатать для каждого ученика).

1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Многие ехали не осваивать Север и жить на Ямале, а зарабатывать. (2) Не отсюда ли пошло: отработал 15 лет, отдал «все силы» дикому Северу - верните меня на место, дайте мне все. (3) И давали, и целовались на прощание, а «молчащие» все больше отбрасывались в темноту, как будто заранее были приговорены: из местных кадры не вырастить. (4) Во втором и третьем поколениях детям раскулаченных не выдавали паспорта.

(5) «Третий удар Ямал получил с началом освоения нефти и газа. (6) Сейчас и сами организаторы не знают, для чего понастроили города, что делать с населением».

2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением. Напишите номер этого предложения.

(1) С закрытием навигации практически ставить сети на Оби запрещено. (2) Но ежегодно сети ставятся, и рыбоинспектору с пешней невозможно все их изъять. (3) Сколько же надо лунок прорубить?! (4) Для упорядочения любительского рыболовства уместно в отдельных случаях применить по опыту гурьевчан лицензионный лов. (5) Опыт этот оправдан при незначительном прилове ценных пород рыб, который никак отрицательно не отражается на воспроизводстве рыбных запасов, и осенью на плавных песках, когда последние покидают рыбаки, откочевывая к зимовьям.

(6) Надо учесть, что северная рыбалка осенью, на ветру, в ледяной воде не из легких удовольствий.

3. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Выгодность лицензионного лова не только в сборе средств, часть из которых должна идти на развитие рыболовства, главное – в воспитании самого человека. (2) Хочешь рыбачить – поработай на очистке живунов, высади несколько кустов для укрепления берегов нерестовых рек, внеси свой вклад по спасению молоди. (3) Тот, кто взял рыбу, но не отдал ей, кто нарушил правила рыболовства, может быть исключен из общества или временно отстранен от рыбалки. (4) Думается, что рыбаки-любители по месту своего жительства будут более ревниво следить за своим участком, окажут и помощь в борьбе со злостным браконьерством. (5) Открытие дел последних пока что незначительно.

4. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Браконьеры. (2) Кто они? (3) Конечно, люди. (4) Но это люди, которые сознательно идут на то, чтобы нанести природе ущерб. (5) А как быть с остальными, кто любит свою Обь, кто по той или иной причине попадает в нарушители? (6) Не оскорбляет ли его слух само слово – браконьер? (7) Пока же такого различия не видно и только потому, что далеко не все использовано в организации любительского рыболовства.

5. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) В последние дни уходящего високосного года коренастые бревенчатые дом в поселке от тяжести снега на крышах еще плотнее прижались к земле. (2) Старенькое здание конторы, не выдержав такой нагрузки, облокотилось на соседний забор, но гордо и задиристо на еловом древке трепыхается флаг, весь облинявший и неизвестно когда и кем туда водруженный. (3) Флаг прославлял еще нерушимый и могучий Союз, когда на дворе уже второй год была совсем другая политическая погода. (4) Но люди Ямальска морально и в поступках ничем не изменились. (5) На фронтоне конторы все еще висел облупившийся лозунг, который призывал рыбаков и рыбачек ударно трудиться и дать сверх плана еще один процент, ибо от этого процента зависит судьба Родины.

6. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) «Сейчас будет «жик»!» - объяснил Степка своей наставнице, которая с мигреневой болью воспринимала детский шум и нетерпением ждала, когда кончится ее дежурство. (2) Откуда она приехала, Степка не знал. (3) Да разве его могло интересовать, что одни едут на Крайний Север строить, другие – вырабатывать северный стаж на пенсию, за коэффициентом. (4) Но приметилась воспитательница интерната в поселке своей нелюдимостью, не доверяла чистоплотности ягушек и малиц, остерегалась бывать в семьях тундровиков. (5) Нелегко оленеводов и рыбаков собрать в интернат на родительское собрание, но приход в свой дом – чум – почитают. (6) А если учитель начинал говорить к тому же на их родном языке, то становился не меньше как румой – другом, которому при случае подарочек надо сделать.

7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Вьюга все громче и злее подвывала, но голоса в чуме, освещенном снаружи несколькими электрическими лампочками, слышны были далеко. (2) Не успел Чупров откинуть полог, как человек в маске плеснул ему за шиворот полный ковш ледяной воды. (3) «Ну и шуточки», - охнул Степка. (4) Хозяину шутка пришлась по душе, да и выходка эта прибавила шума и веселья всем гостям.

(5) Как же он не предусмотрел все последствия? (6) Ведь он должен бы знать, что его приглашают и везут, как заложника, к Одноглазому, что при необходимости и в угоду хозяину заготовителя свозят в поселок.

8. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Выводок волков он знал еще с прошлого года, а нынче четыре годовалых щенка тоже практику проходили в пургу. (2) Как ножом нарезали всех ослабших оленей, трупы их чернели на снегу. (3) Кое-где и росомаха постаралась: прыгая с дерева на дерево, она перегрызала горло, выпивала кровь, да так и бросала животное…

(4) Хунзи уже не думал про обещания Зырянова – при стопроцентной сохранности оленей передать тридцать процентов ему. (5) Весь этот рынок не для него. (6) Единственное, о чем он сейчас подумал, что снег, небо, воздух, тундру, где он шагает, отнять у него никто не сможет.

9. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Хунзи шел на волка невооруженным, только вот с этой палкой-лопаткой. (2) Ни страха, ни злобы против волка у него не было. (3) То, что ему приснилось, пропало. (4)Хунзи, вглядываясь в след, видел, что вот он пытался перемахнуть через овраг, но поберегся большого снежного заноса, что вот он посидел, повертелся и опять двинулся напрямую.

(5) Наконец Хунзи увидел волка на противоположном берегу речки-югана. (6) Пойма была заснежена на два-три метра глубиной – так легко не перебежишь…

10. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Все дальше и дальше уносит пастуха олень. (2) С таким оленем и безоружному не страшно ехать. (3) Как не радоваться пастуху оленям, как не спеть про них песню! (4) Нарасьюх, расскажи про синий ветер каслания и про оленя-минырува, святого оленя, который за всю жизнь не знает, что такое упряжка. (5) Расскажи, как минырув нацепил на свои рога солнце и как в тихую ночь от быстрого бега звезды колокольчиками звенят в ушах…

Ответы

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.
  • Что нового узнали на уроке?
  • Как найти сложноподчиненные предложения с разными видами подчинения?
  • Чем отличается однородное подчинение от параллельного?
  • Какие проблемы поднимает Ю.Н. Афанасьев в своих произведениях?
  • Какие лексические особенности можно отметить в использованных на уроке текстах? (Диалектные слова, обилие средств выразительности, особенно – сравнений).
  • Заметили ли вы синтаксические особенности произведений писателей Ямала? (Простые предложения, вводные слова, инверсия).
  1. Дифференцированное задание на дом (по выбору).
  1. Подготовить презентацию из 20 слайдов на тему «Подготовка к ГИА. В8» (Возможно выполнение в группах).
  2. Разработать памятку для запоминания теоретического материала по теме.
  3. Составить таблицу для систематизации знаний по теме и запоминания теоретического материала.
  4. Прорешать несколько вариантов заданий В8 из сборника по подготовке к ГИА.

Список литературы

  1. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т. ГИА 2014. Русский язык. 9 класс. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С)/ Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  2. Львова С.И. ГИА 2014. Русский язык: тренировочные задания: 9 класс/ С.И. Львова, Т.И. Замураева. – М.: Эксмо, 2013.
  3. Назарова Т.Н. ГИА. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части В/ Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  4. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
  5. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / Д.А. Хаустова. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М. : Издательство «Экзамен», 2012.

Интернет-ресурсы

  1. Губкинская централизованная библиотечная система. http://www.gublibrary.ru
  2. Афанасьев Ю.Н. Ритмы тундры. Однажды наступив на грабли. Две ели. Корпоративный информационно-библиотечный портал ЯНАО. http://libraries-yanao.ru

Приложение 1.

ПАМЯТКА

ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ

Сложноподчинённое предложение может иметь два и более придаточных предложений. Отношения таких придаточных между собой определяют вид подчинения.

1. Параллельное подчинение

При параллельном подчинении к одному главному относятся разнотипные придаточные, которые отвечают на разные вопросы:

Разум, (несмотря на что?) даже если его притесняют и пренебрегают им, в конечном счёте всегда одерживает верх (почему?), потому что жить без него невозможно (А. Франс).

2. Однородное подчинение

При однородном подчинении придаточные предложения являются однотипными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену главного предложения или ко всему главному предложению в целом. Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью:

Видел Егорушка (что?), как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла (что?), как засветились одна за другой звёзды (А. Чехов).

3. Последовательное подчинение

При последовательном подчинении главному предложению подчиняется придаточное (придаточное первой степени), которому, в свою очередь, подчиняется следующее придаточное (придаточное второй степени), и т. д. (части образуют цепочку). При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна: который считается прародителем людей, поэтому именно ему посвящено наибольшее количество сказаний.

Исторический опыт доказывает , что всяческие попытки «перепрыгнуть» через какие-то стадии культуры ни к чему хорошему не приводят , что только скрупулёзная работа по восстановлению исторической памяти, «детства и юности» народа позволит ему выйти на магистральную дорогу мировой культуры и прийти к ощущению духовной полноты бытия.

Если обратиться к зарубежной литературе, то с уверенностью можно сказать , что сказочный герой Р. Ругина давно известен уже на просторах Европы от Франции до России.

Чтобы стать хозяевами своей судьбы , хантам и другим малым народам Сибири придётся преодолеть множество препятствий, которые приготовила для них современность .

Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые ханты , которые не видят смысла учить родной язык, предпочитают вместо него изучать английский.

Показательно , что олень играет в мифологии ханты менее значительную роль , чем в преданиях ненцев, хотя также фигурирует в легендах.

Роман Ругин является одновременно борцом за права народа, который обращается к уму своего читателя и излагает факты, и поэтом , который взывает к сердцу людей и их эмоциям.

Писатель нередко прибегает к приёму «обращения к прошлому», чтобы понудить читателя ханты взглянуть на своё прошлое, чтобы идти вперед, строить будущее.


Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели и задачи урока:

    дать понятие о видах СПП

    познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение;

    научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;

    познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными

Оборудование: тетрадь, учебник, тесты

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Раздаточный материал: тест

Ход урока

    Организационный момент, мотивация

Цель. Эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, на его результат, мотивация на итоговую аттестацию.

Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы.
И везде у нас порядок: в головах и на столе.
Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем.
И с хорошим настроеньем мы урок сейчас начнем.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложноподчиненными предложениями.

II. Актуализация прежних знаний

Слово учителя. Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова и познакомимся с новыми сложными синтаксическими конструкциями. Но тему нашего урока мы вместе с вами сформулируем чуть позже, а начнем занятие с лексической разминки.

    Лексическая разминка

Что такое паронимы?

Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.

Дайте определение паронимам: адресат – адресант, невежа – невежда, описка – отписка

Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д.

Адресант – тот, кто написал письмо, телеграмму, посылку и т.д.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный человек.

Описка – ошибка по рассеянности в письменном тексте.

Отписка – бессодержательный, формальный ответ на что-нибудь, не затрагивающий существа дела.

    Тестовая работа

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

    сув_ренный, зап_ереться, р_туал

    п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску

    вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор

    безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?

    они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо

    колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты

    слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию

    снежинки та_т; засе_вший поле

В каком ряду все слова пишутся через дефис?

    (долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар

    (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный

    (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь

    (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный

КЛЮЧ: 2,3,2

    Фронтальная беседа

    На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?

    Как отличить союз от союзного слова?

III.Объяснение нового материала.

Слово учителя. До сегодняшнего урока мы с вами говорили о СПП, состоящих из одной главной и одной придаточной части. Такая форма является наиболее типичной для СПП, наиболее распространенной в устной и письменной речи.

Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы начинаем знакомство с такими предложениями. Итак, тема нашего сегодняшнего урока

Тема: Виды подчинительной связи в СПП: однородное подчинение, последовательное подчинение, параллельное подчинение.

    Расставьте знаки препинания,

Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.

СПП с придаточными причины и изъяснительным

Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени ), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени ) и т.д.

Главное предложение

Придаточное предложение1-ой степени

Придаточное предложении 2-ой степени

    Работа с учебником: чтение правила

    Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?

Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др .

    В каком случае запятая между ними ставится?

Запятая ставится , если после придаточного нет ТО или ТАК

    Знаки препинания при стечении союзов

Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

Она сказала ему, чт о е сли он болен, то надо лечиться

    Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения

Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

(Когда…), , (которых…).

СПП с придаточными определительным и времени

Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.

    Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения

Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.

СПП с придаточными времени

Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными

    При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться:

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

, (когда…), (…), (…).

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

, (когда…), (когда…), (когда…).

    Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах:

Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.

Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.

    Расставьте знаки препинания, составьте схемы

Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.

Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.

IV. Закрепление.

    Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения

1. , (как…), (как…), (как…).

Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место. (Однородное подчинение)

2. , (когда…), (чтобы…).

Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение)

3. (Когда…), , (…которого…).

Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение)

V. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа.

Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

В чём различие между однородным и параллельным подчинением?

Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.

- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?

VI. Рефлексия.

Напишите синквейн, посвященный теме нашего сегодняшнего урока.

Структура синквейна

1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово или понятие, выраженное именем существительным;

2 строка – два имени прилагательных;

3 строка – три глагола;

4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку;

5 строка – вывод, выраженный одним именем существительным.

СИНКВЕЙНЫ

Предложение

Сложное, необычное

Интересуюсь, запоминаю, вспоминаю

Мне нравится узнавать что-то новое

Русский, интересный

Читаем, пишем, учимся

Мне понравилось

Экзамены

Информация

Новая, интересная

Узнаём, знакомимся, работаем

Сегодня я узнала много нового

Сложные, обширные

Разбираюсь, запоминаю, применяю

Сегодня на уроке было много новых правил

Пунктуация

Своеобразная, сложная

Думаю, запоминаю, рассуждаю

Чтобы верно ставить запятые, нужно выучить правила

Подчинение

Последовательное, параллельное, однородное

Рассуждаю, ищу, выделяю

Мне нравится работать со схемами

Примеры синквейнов, написанных учениками

VII. Домашнее задание.

    Написать сочинение-рассуждение “Что я знаю о СПП?”

Литература

    Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс – М.: ВАКО, 2008

    Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ-2006 т- М.: Федеральный центр тестирования, 2006

    Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 26-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004

    Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 “Рус.яз. и лит.” В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация/В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1978