Продолжаем знакомиться с историей сибирских городов.

Государевый острог

Конечно, русские поселения возникали в Сибири и до Тюмени ( ) , но именно Тюмени было суждено стать первым форпостом Русского государства, имевшим долговременную перспективу.
Чтобы понять роль, которую сыграло основание Тюмени, надо вспомнить обстановку тех лет в Сибири. Ермак погиб, его сподвижники во главе с воеводой Глуховым отступили из столицы Кучума к владениям Строгановых. Отряд воеводы Мансурова (около сотни казаков), шедший на помощь Ермаку, после известия о его гибели, повернул к устью Иртыша и закрепился там (его временной базой стал построенный казаками Мансурова Обской городок). Отступление русских отрядов вызвало активизацию инородческих племен. Это был критический момент в истории русского освоения Сибири. Правительство царя Федора Ивановича оценивало обстановку в Сибири по рассказам Глухова, а тот, чтобы оправдать свое отступление, заметно преувеличил силы своих противников.
Только в 1586 году (когда Мансуров уже бросил свою временную базу и отправился обратно в Москву) царь решился продолжить дело Ермака. В Сибирь была снаряжена экспедиция из 300 человек под началом двух воевод - Василия Борисовича Сукина и Ивана Мясного. Русский историк С.М. Соловьев считал, что на самом деле у царя Федора не было возможности отказаться от присоединения Сибири (сколь сложным это ему не представлялось): «В то время на Западе Польша и Швеция благодаря личным достоинствам Батория успели совместными усилиями оттолкнуть Московское государство от моря… - в это время движение русского народонаселения на северо-восток усиливалось все более и более, и русский человек перешел наконец за Уральские горы ».

Трехсотенный отряд Сукина и Мясного в середине июля 1586 года достиг реки Туры . К этому времени они получили известие о том, что в столице Кучума укрепился новый претендент на Сибирское царство - хан Сейдяк, а мансуровский отряд покинул Сибирь. Воеводы решили, что их сил недостаточно для полноценной войны с новым ханом, заканчивались и съестные припасы. Двигаясь по берегу Туры, они вышли к старинному татарскому городу Чимги, где ранее зимовал Ермак. Здесь воеводы решили построить острог, из которого потом можно было продолжить завоевание Сибири.
Первые сибирские остроги ставились обычно при слиянии двух или более рек, что давало больше маневра в деле контроля прилегающей территории. Особенно привлекательны были мысы, где три стороны крепости могли опираться на береговые кручи, и только одна стена оставалось пригодной для приступа врага. Такой подход в строительстве и наличие огнестрельного оружия позволяли сравнительно небольшим гарнизонам успешно отбиваться от превосходящих по численности на порядок отрядов местных племен.
Строительство велось очень быстро. Ратные люди валили окрестный лес, одним концом бревна вкапывали в землю, а верхний конец заостряли. По периметру пускали горизонтальную плаху, врезанную в стену. Так и получался острог. В стене делали ворота, которые защищались специальной башенкой, а все постройки (жилые и хозяйственные) располагались внутри периметра. Рядом с острогом на возвышенности обязательно оборудовался наблюдательный пункт.
Надо признать, для строительства своей базы Сукин и Мясной выбрали очень удачное место в устье реки Тюменка.
Вот, что пишет в своей «Истории Сибири» Миллер: «Ни одна из сибирских местностей не обладает, кажется, такими природными преимуществами … Это место было укреплено от природы с трех сторон частью высоким и обрывистым берегом реки Туры, частью непроходимыми буераками. Таким образом, укрепления требовала только сторона, расположенная вниз по течению реки Туры. Это и было сделано при построении города Тюмени, когда кроме небольшого внутреннего городка о четырех стенах, который стоит вблизи Тюменки, вокруг находившихся вне его жилых домов был поставлен… острог от берега реки Туры до Тюменки ». Тогда же была заложена «начальная» церковь Тюмени - храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре, в связи с ростом населения, появился и второй храм - Никольская церковь. Вообще, царь Федор Иоаннович уделял большое внимание строительству храмов на присоединяемых сибирских территориях, и православные кресты появлялись над русскими крепостями и острогами едва ли не одновременно с надвратными башнями . Первые сибирские церкви (не только в Тюмени!), помимо выполнения своих прямых функций, часто были хранилищем казачьих знамен (а казаки составляли ядро русских первопроходцев Сибири), а также местом, где горожане предъявляли свои коллективные челобитные воеводам, а также узнавали о наиболее важных событиях, происходивших в стране.
Тюмень быстро росла. По дозорной книге 1624 года, она предстает в следующем виде: «В самом городе находилось две церкви, съезжая изба, две избы караульных, десять государевых житниц, два амбара, девять дворов, в которых жили воевода и другие начальные лица… В остроге: три церкви - Спасская, Михайловская и Ильинская - гостиный двор, 24 государевых лавки, 13 лавок и 9 мясных полок, принадлежащих служилым и посадским людям, дворов разных… баня, тюрьма и несколько кузниц». Всего в Тюмени в 1624 году проживало 465 человек взрослого мужского населения.
Тюменский уезд включал поначалу значительные территории (хотя и был малонаселен), но затем, по мере своего развития, некоторые населенные пункты выделялись из него и становились центрами самостоятельных уездов. Основная же масса поселений, входящих в него, были хуторами-однодворками, построенными служилыми людьми и пашенными крестьянами-переселенцами. Относительно большими были только деревни ямщиков.

Нелегкая доля сибирских ямщиков


Надежная связь с центральной Россией была одной из первых задач, которую предстояло решить созданной сибирской администрации. Вскоре за острогами, которые обеспечивали порядок и сбор налогов на новых территориях, в Сибири появились первые ямские слободы.
Ямская гоньба как система почтовой связи возникла в северо-восточной Руси в XIV веке . Гоньба представляла собой систему почтовых станций (ямов), предназначенных для смены лошадей, расположенных на расстоянии 40—50 вёрст друг от друга на основных дорогах страны. Ям состоял из ямского двора, 2-3 изб, сенника и конюшни. Обычно к яму присоединялась близлежащая деревня, чье население собственно и обеспечивало выполнение гоньбы. Такие поселения стали называть ямскими слободами. Руководил ею ямщик, который избирался населением округа. По избрании, с «поручными записями» (т.е. с поручительством), ямщики отправлялись в Москву к казначеям Московского князя, где приводили избранных к крестному целованию, давали им на ямской расход государевы деньги и отпускали в ям.
Ямская тройка, рожденная ямской гоньбой признавалась исконно русской национальной принадлежностью своего рода символом России. О скорости передвижения может свидетельствовать такой факт. Посланник Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн в XVII веке проехал от Новгорода до Москвы (расстояние 600 верст) за 72 часа. Понятно, что суровые сибирские условия вносили в ямскую гоньбу свои особенности.
В Тюмени в 1601 году был организован ям из 50 паев (штатных единиц). Первоначально они поселились в остроге, но в 1604 году перебрались к выделенным им (за рекой Тюменкой) землям, где и возникла Ямская слобода. Условия жизни первых сибирских поселенцев были тяжелыми, начался конский падеж, и спустя несколько лет население слободы просто не смогло выполнить свою повинность. Попытка привлечь к гоньбе инородцев тоже ничем хорошим не кончилась.
В 1629 г. царь Михаил Федорович выпустил указ о наборе новых ямщиков в Сибирь, положив им, помимо земельного надела, ежегодное жалование в 10 рублей. Однако набрать их было не так-то просто: желающих ехать в Сибирь было мало. На суровый климат и враждебность местного населения накладывался острый дефицит женского населения. Заводить семьи первопоселенцам было практически не с кем. Чтобы решить эту проблему еще Борис Годунов ввел женскую рекрутчину . Выбирались сотни наиболее красивых и здоровых девушек, а также молодых вдовиц и под конвоем стражников отправлялись в сибирские земли. В отличие от жен декабристов они ехали в полную неизвестность, далеко не все нашли счастье в браке. Но именно они стали первыми поколениями знаменитых сибирских красавиц. А указ 1629 года выполнили очень просто - ввиду отсутствия добровольцев воевода тюменский записал нужное количество ямщиков «в приказном порядке». Часть их поселили в Ямской слободе, часть расселили по деревням с выделенной государством пашней. И уже в 1630 году Тюменский ям состоял из 88 дворов (слобода + деревни), 171 взрослого мужчины с семьями. В их ведении находился участок от Тобольска до Туринска (почти 700 верст), где им надо было обеспечивать гоньбу как на верхом на лошадях, так и санную, а также - речную. Вскоре выяснилось, что положенное жалование с трудом покрывает расходы на наемные подводы, а урожая с выделенных земель хватает только на еду, а не на продажу. В результате, сибирские ямщики оказались в гораздо худших условиях, чем, например, их нижегородские коллеги, у которых накладных расходов было меньше, а жалование наоборот в два раза выше. Жалобы Тюменского яма были услышаны, и в 1633 году государь распорядился об увеличении жалования и ряде других льгот сибирским ямщикам. Но все равно на протяжении десятилетий ямская гоньба по сибирским землям оставалась довольно опасным и не самым выгодным занятием.
Продолжение следует

Типы населенных мест в Сибири Зимовья ОстрогиГорода Небольшие укрепления, обнесенные по периметру стенами из острожен. Вдоль острожин стояли от одной до четырех башен. Большие по площади; Имели рубленные стены(городни); В отличии от острогов количество башен должно было быть более четырех Самый простой вид укреплений 17 в. Изба с плоской крышей, низкой дверью в срубе и окнами, а также с некоторыми оборонительными укреплениями для стрельбы




Основныечерты Сибирских городов Основные черты Сибирских городов Застройка компактная, но хаотичная Города в основном сохраняли военное значение(окружались 2 – 3 кольцами укреплений Города были тесно связаны с сельским хозяйством «аграрный тип города» ХVII век


Города Сибири (ХVII – ХVIII век) - преимущественно деревянные крепостные сооружения Конец ХVIII века 1.Деревянное строительство заменили каменным; 2. На смену хаотичности приходит проектировка и планировка; 3.Появляются губернские и городские архитекторы 4.Города разделяются на кварталы, улицы


Типы городов «Группа застоя» «Группа расцвета» Испытали подьем в связи со строительством Транссибирской магистрали Новосибирск; Красноярск; Иркутск; «Группа упадка» Тобольск; Илимск; Енисейск. Березов; Каинск; Колывань Те города, значение которых падает, в связи со смещением основных транспортных путей к югу Небольшие поселения, застывшие в своем развитии. Основывались как крепости, к ХIХ веку потеряли свое военное значение








Томский город строился летом 1604 г по просьбе князька Тояна. Строительство было законченно 27 сентября 1604 г. Томск является одним из важных центров торгового – транзитного движения населения Сибири по водным путям знаменитого Кяхтинского торга. Первый университетский город в Сибири. В 2006 г. здесь создана особая экономическая зона. Томск « История Томска весьма замечательна и может составить предмет особенной монографии…» Н.Костров Томск Ныне Томск – город, администрати вный центр Томской области.


Красноярск « Этот сирота жил под началом Томска лет 70 не богато и не бедно как земледелец, питаясь от щедрот плодоносной земли и посылая за хмелем, ревенем, ропонтиком и другими снедными растениями вверх по Енисею » П.А. Словцов В 1623г енисейский воевода Хрипунов, чтобы обезопасить Енисейск с юга от набега воинственных киргизов, решил построить новый острог. Главная функция отражение набегов воинственных кочевников и сбор ясака. Ныне Красноярск – город, административный хозяйственный и культурный центр Красноярского края Красноярск
Иркутск «Из сравнения Тобольска с Иркутском открывается, что хотя все в последнем начиналось позднее, по крайней мере полувеком, многое однако же поравнялось и даже выпередело…» П.А. Словцов Первое поселение на месте современного Иркутска возникло в 1652 г, когда енисейский сын боярский И. Похабов поставил на Дъячем острове зимовья В 1693 г был выстроен уже деревянный рубленный городнями город. Иркутский город того времени был одним из самых красивых в Сибири. Иркутск Ныне Иркутск – город, административный центр Иркутской области, один из крупнейших центров Восточной Сибири.


« Кто хочет видеть нечто прекрасное в натуре, тот поезжай в Тобольск» В. Дмитриев Год основания – 1587г Бывший острог 1590 г. Тобольский острог получил статус города и стал военно – административным центром всей Сибири. Тобольск Ныне Тобольск – город областного подчинения, центр одноименного района Тюменской области

Чимги-Тура – столица значимого для Центральной Азии в XV–XVI веках Тюменского ханства, вассального государства Золотой Орды. Несколько веков она была одним из форпостов мусульманской культуры в Западной Сибири, пока столицу не перенесли в Искер.

Русский Тюменский острог основали воеводы Василий Сукин и Иван Мясной, посланные построить по указу царя Фёдора Ивановича стратегический пункт (опорную базу) для освоения восточных территорий России.

Военный гарнизон Тюмени был крупнейшим в Сибири и самым многонациональным. В 1605 году здесь основана одна из первых в Сибири ямская слобода.

Именно от Тюмени начиналось присоединение к России территории Сибири, вплоть до Тихого океана, и дальше – американской Аляски. Отсюда в походы шли казаки-первопроходцы, купцы, православные миссионеры, исследователи в то время, когда лишь водные артерии связывали Тюмень с реками Крайнего Севера и Дальнего Востока. Еще в XVIII веке Михаил Васильевич Ломоносов отметил: «Российское могущество прирастать будет Сибирью», – часть этого высказывания закреплена на гербе Тюменской области, и пророческие слова великого ученого сбылись.

С начала XVIII века Тюмень – крупный пункт транзитной торговли Сибири и Китая с центром России. И сегодня город остается важнейшим транспортным узлом страны: через него проходит Транссибирская железнодорожная магистраль и автодороги федерального значения, здесь действует международный аэропорт «Рощино». Тура соединяет юг области с реками Обь-Иртышского бассейна, которые обеспечивают выход на Северный Морской путь. Расстояние от Тюмени до Москвы – 2144 км. Продолжительность перелета – 2,5 часа.

14 августа 1944 года, с момента образования самой большой в СССР Тюменской области, Тюмень становится областным центром. А с 60-х годов ХХ века – нефтяным и энергетическим центром России. Сегодня в Тюмени – сотни культурных заведений, несколько десятков научно-исследовательских и проектных институтов и восемь вузов.

Факты

Существует множество мнений о том, откуда пошло название «Тюмень», однако достоверных сведений пока нет. Татарские легенды связывают название города со слово «тумен», что означает «десять тысяч», «десятитысячное войско». Согласно башкирскому приданию название происходит от «тумэндэ», что значит внизу, а Югра – от «югора», что значит наверху. В прошлом также считали, что «Тюмень» происходит из двух тюркских слов «тю» (принадлежность) и «мяна» (достояние) – «мое достояние».

Впервые герб города Тюмени упоминается в 1635 году. На нем были изображены лисица и бобр. А в издании «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в полное Собрание Законов с 1649 по 1900 год» приводится следующее описание: в верхней части на синем поле «золотая пирамида с воинскою арматурою, с красными знаменами, барабанами и алебардами», в нижней – «в синем поле серебряная река с плывущим по ней с золотой мачтой дощаником: в знак того, что от сего города начинается плавание по рекам всей Сибири». Современный герб был создан еще в 1785 году, но появился как символ города в 1993 году.

В XVIII веке началось каменное строительство в Тюмени. В 1700 году на берегу Туры были заложены первые каменные амбары для хранения казны, над которыми возвышалась Благовещенская церковь. А в 1715 году на территории Преображенского монастыря завершилось строительство каменного Троицкого собора. После на этой же земле была построена Церковь Петра и Павла.

В начале XIX века Тюмень приобретает значение центра обрабатывающей промышленности. В 1836 году в Тюмени был спущен на реку первый в Сибири пароход. Вскоре город становится одной из крупнейших в России баз речного судостроения.

Первую частную типографию в Тобольской губернии основал в 1869 году в Тюмени Константин Высоцкий. Уже за ней последовали типографии А. Крылова в 1897 году, А. Афромеева в 1910-м, типография товарищества «Брюханов и Ко» в том же году. Высоцкий стал издавать и первую в губернии частную газету – «Сибирский листок объявлений». Кроме того, при типографии Высоцкого была открыта первая в Тюмени фотомастерская.

В 1960-х годах в сотнях километров севернее Тюмени были обнаружены крупные залежи нефти. Исследование недр Югры и Ямала и дальнейшее их освоение были признаны правительством очень перспективными. Однако не все верили в успех, и даже Владимир Высоцкий пел в песне «Тюменская нефть»:
«И деньги вам отпущены – на тыщи те
Постройте детский сад на берегу:
Вы ничего в Тюмени не отыщете – 
В болото вы вгоняете деньгу».

Введение

История Сибири начинает создаваться с ее освоением русскими. Еще в XIвеке новгородцы и поморцы проникали в низовья Оби. А систематическое освоение Сибири начинается после похода Ермака.

Происходит стремительный рост городов и острогов: Тюмень, Тобольск, Сургут, Берёзов, Пелым, Тара, Верхотурье и другие. Возникают поселения по берегам рек Тобола, Туры, Тавды, Исети, Нейвы, Пышмы. В городах строятся первые в Сибири православные монастыри.

Города в Сибири ставились для того, чтобы закрепить за русским государством уже захваченные земли и подчинить коренное население этого края. Основание первого города в Сибири дало возможность продвигаться дальше на восток, захватывая все новые и новые территории.

Целью данной работы является рассмотрение истории первых сибирских городов основанных русскими и функции этих городов в освоении, заселении и управлении территории Сибири.

Важными задачами для рассмотрения этой темы являются:

История основания Тюмени и Тобольска;

Значимость этих городов в дальнейшем развитии региона, его заселении;

Роль сибирских городов Березова, Пелыма и Сургута в освоении и закреплении территорий Сибири за русским государством;

Этапы подчинения коренных народов региона и развития с ними торговых отношений;

Функциональные отличия Верхотурья и Мангазеиот других городов Сибири;

Роль Верхотурья и Мангазеи в развитии торговли в регионе.

Актуальность исследования в рамках изучения экономической истории Сибири заключается в том, что первые сибирские города, построенные в конце XVIвека, становятся опорными пунктами для дальнейшего продвижения русских людей на восток. Помимо этого вокруг многих городов образовывались земледельческие районы, развивалась торговля и частично ремесло.

Для выполнения данной работы использовались сочинения в двух томах П.Н. Буцинского, так как ссылку на эти книги неоднократно встречались в литературе, посвященной заселению Сибири и основанию первых русских городов на ее территории. Поэтому основной материал для данного исследования был взят из книг «Заселение Сибири и быт ее первых насельников» и «Мангазея, Сургут, Нарым и Кетск».

Первые русские города Сибири. Их административные и хозяйственные функции

Тюмень

Если не считать построенного около 1585 года Мансуровым при устьях реки Иртыша Обского городка, то Тюмень является древнейшим из всех сибирских городов, основанных русскими людьми. Это первая опора русского владычества в Сибири, базис, опираясь на который, русские начали вторично, после смерти Ермака, завоевывать Сибирское царствоБуцинскийП.Н.Заселение Сибири и быт первых ее насельников -Тюмень: Издательство Ю. Мандрики,1999 г., -В 2 т., Т.I, 328 с., С. 86.

В 1586году по указу царя Федора Ивановича началось строительство Тюменского острога. Основатели Тюмени воеводы Василий Сукин и Иван Мясной выбрали для крепости просторный мыс, ограниченный с запада оврагами, а с восточной стороны - крутым берегом Туры. Здесь стрельцами и казаками была сооружена острожная стена, за ней построили небольшую церковь, воеводскую канцелярию, жилые дома и амбары. С первых лет Тюмень стала важным опорным пунктом освоения русскими необъятных пространств Сибири. Здесь сложился первый за Уралом земледельческий район. Город играл роль пограничного форпоста, прикрывающие русские владения от набегов степных кочевников. Первые десятилетия в истории Тюмени - это годы упорного труда и ратных подвигов.Кружинов В.М. Тюмень: вехи истории - Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд-во, 1997 г. - 224 с., С.7-8

В 1596 году царь Федор Иванович разрешает бухарским и ногайским купцам вести беспошлинную торговлю и жить в Тюмени. На левом берегу Туры образовалась Бухарская слобода. Вскоре город превратился в крупнейший центр торговли между Россией и Средней Азией. С Востока сюда везли шелковые ткани, чай, ковры, скот. Из Тюмени вывозили кожи, меха, металлические изделия.

В 1601 году в Тюмени устроен был ям. Ямщики, присланные из Руси, сначала поселились в самом остроге, но так как им пашни были отведены между речками Тюменкой и Барымской, то они в 1604 году просили у царя разрешения выселиться из острога за Тюменку, чтобы жить около своих пашен. Разрешение дано, и в 1605 году за Тюменкой была основана Ямская слобода.

Относительно времени основания тюменских монастырей мы положительно можем только сказать, что в 1616 году в конце Ямской слободы монахом Нифонтом заложен был мужской Преображенский монастырь.БуцинскийП.Н.Заселение Сибири и быт первых ее насельников -Тюмень: Издательство Ю. Мандрики,1999 г., -В 2 т., Т.I, 328 с., С. 89Тогда же на берегу Туры, южнее острога, был основан Девичий монастырь. Сначала он назывался Ильинским, затем Успенским и Алексеевским.Кружинов В.М. Тюмень: вехи истории - Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд-во, 1997 г. - 224 с., С.10

По дозорной книге 1624 года Тюмень в отношении построек и населения представляется в следующем виде. В самом городе находилось две церкви - Рождественская и Николаевская, съезжая изба, две избы караульных у ворот, десять государевых житниц, два амбара, девять дворов, в которых жили воевода и другие начальные лица, архиепископский десятник и церковный причт, людей в них - столько же. В остроге: три церкви - Спасская, Михайловская и Ильинская, гостиный двор с тремя избами (две гостиные и одна таможенная), 24 государевы лавки, 13 лавок и 9 мясных полок, принадлежащих служилым, посадским и пашенным людям, дворов разных служилых людей - 177, людей в них - 222 человека, дворов посадских - 66, людей в них - 80, да 77 посадских людей, которые дворов своих ни в городе, ни в остроге не имели, а жили по подворьям, в Ямской слободе и по своим деревням; вдовьих дворов - 14, людей - тоже, бобыльских дворов - 6, людей - тоже, дворов пашенных крестьян -- 46, людей в них -- 71 человек, один двор оброчного крестьянина, пять дворов ницынских крестьян и, наконец, государева баня, тюрьма и несколько кузниц.Итого в городе Тюмени к 1624 году было 318 дворов, а взрослого мужского населения -- 465 человек, включая в это число и тех посадских людей, которые своих дворов не имели.БуцинскийП.Н.Заселение Сибири и быт первых ее насельников -Тюмень: Издательство Ю. Мандрики,1999 г., -В 2 т., Т.I, 328 с., С. 91-92

В 1626 г. в Тюмени сформирован отряд из 300 человек, который двинулся на восток и в 1628 г. основал первый русский острог на Енисее.Кружинов В.М. Тюмень: вехи истории - Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд-во, 1997 г. - 224 с., С.33

Согласно «сметным книгам денежных доходов и расходов» в Тюмени в 1628 году всего было собрано 1964 р. 18 к., а израсходовано в том жегоду 2216 р. 75 к. Таким образом, бюджет города Тюмени в 1628 году был отрицательным(нехватка 252 р. 57 к.). Правда, казна не была в убытке: дефицит этого года с излишком покрылся ясаком, которого в 1628 году собрано на 550 р. 12 к. Но вообще местные денежные доходы в Тюмени не покрывали таковых же расходов: во все царствование Михаила Федоровича тюменские сметные книги никогда не заканчивались без дефицита. С 1628 года денежные расходы постепенно растут, и доходы, даже включая ясак, далеко не покрывают все, например, в следующем году собрано денежных доходов 1837 р., ясака - 535 р. 81 к., а израсходовано 2444 р. 56 к. Затем с 1635 года, со времени увеличения служилых людей в Тюмени и прибавки жалованья ямщикам, дефицит достиг по тому времени почтенной суммы. Например, в 1637 году собрано всяких денежных доходов 2977 р. 36 к., а вышло в расход 6723 р. 45 к., в следующем году доходов было 3086 р. 3 к., а расходов -- 7033 р. Что же касается сбора ясака, то последний постепенно уменьшался; в 1637 году с ясачных тюменских людей взято мягкой рухляди только на 356 р. 45 к. Но зато разного хлеба в Тюменском уезде правительство собирало значительное количество: местного сбора хлеба не только достаточно было для покрытия местных расходов, но и возможно было тысячами четвертей отправлять в другие «непашенные города».БуцинскийП.Н.Заселение Сибири и быт первых ее насельников -Тюмень: Издательство Ю. Мандрики,1999 г., -В 2 т., Т.I, 328 с., С. 104-105

До возвышения Тобольска, Тюмень являлась опорной точкой колонизации Сибири. Город выполнял несколько функций. С его основанием русское государство обеспечило дальнейшее закрепление территорий Сибири; здесь были построены первые русские церкви и развивалось земледелие, обеспечивавшее хлебом непашенные города Сибири.

Тобольск

Московское правительство в начале 1587 года послало в Сибирь новое войско в количестве 500 человек и вместе с ним наказ письменному голове Чулкову, чтобы последний с войском отправился к столице Кучумова царства и около нее на удобном месте заложил новый русский город, из которого можно было бы вести дальнейшие военные операции в Сибирском царстве. Исполняя наказ, Чулков летом 1587 года положил основание городу Тобольску заложением небольшой крепости направому берегу Иртыша, против устьев Тобола и несколько севернее Кучумовой столицы Искера.БуцинскийП.Н.Заселение Сибири и быт первых ее насельников -Тюмень: Издательство Ю. Мандрики,1999 г., -В 2 т., Т.I, 328 с., С. 107-108

Русское правительство хорошо понимало стратегическое значение Тобольска на захваченной земле, держало там всегда значительное войско и постепенно населяло его и посадскими, и пашенными людьми. Сначала Тобольск зависел от Тюмени, но скоро (вероятно, в 1590 году) он стал не только самостоятельным, но и главой других сибирских городов. Тобольский воевода управлял всей территорией Сибири вплоть до Аляски.

Важнейшим событием в истории Тобольска, как и всей Сибири, было учреждение в 1620 году архиепископской кафедры в этом городе.Там же, С. 109

Ко времени прибытия первого архиепископа Киприана в Тобольск, город был уже довольно обстроен и заселен. В самой крепости, как видно из дозорной книги 1624 года, кроме церквей, находилось много зданий: двор боярский, государева съезжая изба, стрелецкая изба, амбар и погреб. Но острог был довольно обширен, и в нем, кроме церквей, помещались двор архиепископский, двор воеводский, гостиный двор, 52 лавки, 2 двора дьячих, 2 двора земских и 290 дворов, принадлежащих ружникам, служилым людям, новокрещенцам, посадским, гулящим людям и пашенным крестьянам, да за острогом под горой, кроме церкви Богоявления Господня и Знаменского монастыря, колмацкого двора, государевой бани, были 34 двора разных частных лиц; под горой же находились юрты татар и бухарцев.БуцинскийП.Н.Заселение Сибири и быт первых ее насельников - Тюмень: Издательство Ю. Мандрики,1999 г., -В 2 т., Т.I, 328 с., С. 111

Всего русского населения в Тобольске и его уезде в конце царствования Михаила Федоровича было до 2330 семейств, а инородческого населения в то же время было около 1300 семейств.Там же, С. 137

До 1623 года количество местного хлеба, собираемого в тобольские царские житницы, было незначительно. Далеко не в таком отношении в Тобольске находились денежные доходы к денежным же расходам: тобольские «сметные книги денежных доходов» не только заканчивались без дефицита, но ежегодно отмечался в них значительный излишек, и этот излишек постоянно возрастал. Главная статья денежных доходов - это сборы таможенной и проезжей пошлин с торговых людей(сравнения сумм пошлинных сборов в Тобольской таможне в разное время: в 1624 г. таможенных десятой и двадцатой пошлин взято 3182 рубля, в 1625 г. взято 4118 р. 91 к., в 1640 г. таких пошлин собрано 5692 рубля).Там же, С. 139

Тобольск был главным торговым центром для русских людей, татар, бухарцев, коганцев, калмыков и ногайцев; торговые операции здесь постепенно расширялись, а вместе с тем увеличивался и сбор пошлин.

Таможенная и проезжая пошлины с товаров брались в государеву казну то натурой, то деньгами; с «женок ногаек и остячек», вероятно, собиралась пошлина на государя исключительно деньгами, потому что этого рода товара привозилось немного, всего штуки по две и по три, не более, так что брать натурой десятую или двадцатую долю на государя было невозможно. Да и деньгами не всегда удавалось таможенным головам брать пошлину с женок: купцы умели скрывать этот товар, обходить правило о пошлинах.

Вообще торговля в Тобольске процветала, хотя нужно заметить, что на тобольском рынке русские люди несравненно более покупали товаров, чем продавали.

Тобольск с самого начала своего существования сделался начальным городом Сибири; он был центром политическим, административным, а с открытием в нем архиепископской кафедры -- и центром церковным. Сюда ежегодно присылалось множество грамот из Москвы и воеводских отписок из других сибирских городов.БуцинскийП.Н.Заселение Сибири и быт первых ее насельников -Тюмень: Издательство Ю. Мандрики,1999 г., -В 2 т., Т.I, 328 с., С. 107

Процесс покорения Сибири включал в себя постепенное продвижение русских казаков и служилых людей на Восток вплоть до их выхода к Тихому океану и закреплению на Камчатке. В фольклоре народов Северо-Востока Сибири для обозначения пришельцев с этнонимом «русский» используется слово «казак».

Пути движения казаков по преимуществу были водные. Знакомясь с речными системами, они шли сухим путем исключительно в местах водораздела, где перевалив через хребет и устроив новые лодки спускались по притокам новых рек. По прибытии в местность занимаемую каким либо племенем туземцев, казаки входили с ними в мир­ные переговоры с предложением подчиниться Белому царю и платить ясак, но переговоры эти далеко не всегда приводили к успешным результатам, и тогда дело решалось оружием.

Обложив туземцев ясаком, казаки устраивали на их землях или укрепленные остроги (если племя было воинственное), или просто зимовья, где и оставалась обыкновенно часть казаков в виде гарнизона для поддержания покорности и для сбора ясака. Вслед за войсками шли поселенцы, администраторы, духовенство, промысловики и купцы.

Местное население облагалось налогом. Наиболее активное сопротивление оказали Сибирское Ханство и ряд крупных племенных союзов (например, ханты). Имели место несколько локальных войн с Китаем в Забайкалье и на юге Дальнего Востока.

Ключевые даты покорения Сибири

  • 1581 -1585 - Сибирский поход Ермака
  • 1596 - завоевание Пегой Орды
  • 1607 - покорение энцев
  • 1623 - Пянда впервые достиг реки Лены в районе Киренска
  • 1633 - Иван Ребров открыл устье Лены и Яну
  • 1638 - учреждено Якутское воеводство, конный поход сотника Иванова на Индигирку против юкагиров
  • 1639 - Иван Москвитин с казаками вышел к Охотскому морю
  • 1643 - атаман Василий Колесников достигает Байкала, а Михаил Стадухин - Колымы
  • 1644-1645 - поход казаков против бурят в Ангарскую степь
  • 1648 - Семён Дежнёв проходит Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки
  • 1667 и 1679 - кыргызский полководец бек Иренек дважды осаждал Красноярск
  • 1673 - кыргызский отряд князя Шанды Сенчикеева сжег Ачинский острог
  • 1685 - битва за Албазин: первое русско-китайское столкновение в Приамурье
  • 1686 - первая попытка проникнуть на Таймыр: экспедиция Ивана Толстоухова пропала без вести
  • 1688 - осада Селенгинского острога
  • 1697 - присоединение Камчатки Атласовым
  • 1711 - Данила Анциферов открывает Курильские острова
  • 1712 - бунт и убийство казаками своих начальников на Камчатке
  • 1733 -1743 - Великая Северная экспедиция: исследован Таймыр, открыты горы Бырранга и мыс Челюскина
  • 1747 - чукчи уничтожили отряд анадырского коменданта

Даты основания сибирских городов

  • 1586 - основан город Тюмень: первый русский город в Сибири, на месте бывшей столицы Сибирского ханства
  • 1587 - основан Тобольск на Иртыше, ставший впоследствии «столицей Сибири»
  • 1593 - основан Берёзов
  • 1594 - основан Сургут
  • 1595 - основан Обдорск
  • 1601 - основана Мангазея, для контроля над западносибирскими самоедами
  • 1604 - основан Томск, как крепость против калмыков
  • 1607 - основан Туруханск: первый город на Енисее
  • 1619 - основан Енисейск
  • 1626 - воевода Андрей Дубенский заложил Красноярск на Енисее
  • 1630 - Василий Бугор основал Киренск на Лене
  • 1631 - атаман Максим Перфильев заложил Братский острог на Ангаре
  • 1632 - Петр Бекетов заложил Якутск и Жиганск
  • 1653 - основаны города Чита и Нерчинск, Забайкалье
  • 1661 - на Ангаре Яковом Похабовым основан Иркутск
  • 1665 - на Селенге Гаврилой Ловцовым основан Селенгинск
  • 1666 - на Уде при впадении в Селенгу основан Удинский острог, будущий Улан-Удэ

Особенности взаимоотношений русских с народами Сибири

В фольклоре народов Северо-Востока Сибири для обозначения пришельцев с этнонимом «русский» используется слово «казак». По частоте использования этих названий весь фольклорный материал по данному региону можно разделить на три группы:

  1. фольклор народов, легко подпавших под «государеву высокую руку» и мало имевших вооруженных столкновений с русскими (энцы, эвенки), в котором встречается только название «русский»;
  2. фольклор народов, покорившихся русским после упорной и продолжительной борьбы (якуты), в котором наряду с «русскими» в преданиях фигурирует и «казак»;
  3. фольклор народов, не покорившихся завоевателям или бывших лишь в частичной зависимости (чукчи, коряки), в котором пришельцы представлены исключительно «казаками».

Как видим, образ казака появляется в фольклоре тех регионов Сибири, населению которых пришлось вести вооруженную борьбу с пришельцами. А так как основную роль в боевых действиях играли именно служилые люди, то образ казака в сознании аборигенов формировался как образ человека, чьим основным занятием было «усмирение» «туземцев». В случае же, когда роль «вооруженной руки» в приведении аборигенов в русское подданство была минимальна, казаки в глазах коренного населения ничем не выделялись из общей массы русских.

Таким образом, многое из того, что касается русских вообще, будет справедливым и для казаков в частности, хотя, несомненно, образ казака нес в себе и многие специфические черты. Иными словами, казак в фольклоре народов Северо-Востока Сибири помимо черт, характерных только для него, несет и комплекс черт, присущих ему в силу того, что он является русским. Этот комплекс черт является общим как для образа казака, так и для образа русского вообще, а посему, чтобы выделить его, придется рассмотреть образ русского в фольклоре.

Вообще русские являются немаловажной частью картины мироздания аборигенов. Об этом говорит тот факт, что вы данном регионе во всех мифах о творении русские присутствуют как важнейшие участвующие лица. Например, в легенде о появлении разных народов, бытовавшей в северных районах Якутии, рассказывается о трех сыновьях бога, младший из которых - русский - богом-отцом был назначен главенствовать над другими старшими - якутом и эвеном.

Нарушение майората в пользу младшего из братьев вносит ощущение несправедливости данного порядка дел, которое, видимо, и призвана сгладить идея о божественном происхождении власти русских. Подобный же сюжет имеется в чукотском мифе о творении, где бог-отец предназначает все народы, кроме чукчей, в рабство русскому.Только чукчи должны быть равными русским. Здесь в мифе отражены остатки свободы, сохраненные чукчами в борьбе с завоевателями. Признание чукчами русских равными себе говорит о том, что пришельцы оказались достойными противниками. Чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно и ни один народ в чукотском фольклоре, за исключением русских и самих чукчей, не назван собственно людьми.

Вообще образ пришельца в чукотском фольклоре несколько отличается от образа, нарисованного якутскими преданиями. Объяснение здесь только одно: якуты вошли в состав России сравнительно легко, боевые действия не отличались особой ожесточенностью. Имея в течение продолжительного времени тесные контакты с русскими, якуты сумели зафиксировать не только негативные, но и позитивные черты пришельцев, которые суммировались в образе русского.

Образ же казака характеризуется главным образом именно отсутствием любых позитивных черт и даже принципиальной невозможностью иметь таковые. Все зло, которое пришельцы несли аборигенам Сибири, в первую очередь было связано с самими процессом завоевания, а так как первейшей обязанностью служилых людей было именно приведение коренных народов «во всяческую покорность», то в результате все отрицательные черты, присущие русским вообще, персонифицировались в образе казака.