— это направление в литературе, проникнутое особым пафосом и яркими эмоциями при выражении чувств. Героями романтических стихов и повестей являются люди мятежные, талантливые, красивые… и глубоко несчастные. Они стремятся достичь совершенства, горят желанием помочь людям и с горечью осознают, что в обществе, обремененном пороками, это невозможно. Первыми поэтами-романтиками в России были Дмитрий Веневитинов и Александр Полежаев, но вскоре в литературу входит Александр Сергеевич Пушкин, и с тех пор многие талантливые писатели вынуждены оставаться в тени его неоспоримой гениальности. И сегодня стихи Пушкина известны во всем мире.

Период романтизма в творчестве Пушкина

Период романтизма в творчестве великого поэта был коротким (1820-1824 г.г.). В это время были написаны «Кавказский пленник», поэма «Цыганы», стихотворение «К морю», «Погасло дневное светило», цикл любовной лирики. Надо заметить, что романтизм Пушкина, лишенный высокопарности и близкий к обычной жизни, отличался по смыслу и содержанию от творчества предшественников, а сам он считал, что романтическая школа всецело подчинена искусству, а не правилам «парнасского православия».

К романтической литературе поэт относил произведения Шекспира, Сервантеса, Данте, Байрона. Герои стихов Пушкина, однако, в отличие от персонажей западных классиков, вовсе не предаются унынию и глубокому разочарованию. Это люди энергичные, неравнодушные, живущие интересами своего времени, способные на глубокие искренние чувства. Вера в человека, жизнеутверждающий настрой, изящное и удивительно глубокое описание душевных переживаний, поразительная мудрость — таковы стихи Пушкина во все периоды его творчества.

Особенностью поэта романтического периода является частое обращение к мифологии (стихотворения «Прозерпина», «Муза», «Нереида»), описание пейзажей, любовных страстей и мятежных чувств главных героев. Поэт рассказывает о сложностях человеческих взаимоотношений, любовных разочарованиях, душевной пустоте, которая приходит на смену бурной страсти. Все, о чем он пишет, близко и понятно каждому человеку — в этом и состоит уникальность его романтизма и творчества в целом: стихи Пушкина всегда наполнены его присутствием, он наставляет мудрыми советами, заставляя забыть о мирской печали. Сам поэт всегда умел находить отраду «в судьбе…унылой», горячо предавался новым страстям, и никогда надолго не погружался в отчаяние.

Жизнеутверждающий романтизм Пушкина

Поэт влюблялся страстно и отчаянно, и каждый раз это сопровождалось рождением гениальных стихотворений. Воспевая женскую красоту и страдая от неразделенных чувств, поэт искренне желает счастья своей возлюбленной (« я вас любил так искренне, так нежно - как дай вам бог любимой быть другим»). Обладая даром тонко иронизировать и подмечать самые мелкие недостатки в людях, поэт никогда не позволяет себе проявить слабость в отношениях с женщиной.

Его герой, как и он сам, — покорный слуга прекрасной дамы, которая являет для поэта «чистейшей прелести чистейший образец». всегда предельно искренни, какие бы чувства автор ни испытывал — страх, тревогу, сомнение, разочарование. Он делится своими переживаниями, радуется разным проявлениям жизни, печалится из-за неизбежных утрат. Он обращается ко всем современникам с верой в торжество разума и справедливости: «Товарищ, верь! Взойдет она — звезда пленительного счастья, и на обломках самовластья напишут наши имена!». В его творчестве романтизм неразрывно связан с реализмом, и не всегда можно определить ту незримую грань, разделяющую эти направления в его поэзии.

Учителям и школьникам предоставляется возможность подробно познакомиться с лирикой поэта романтического периода на образовательном портале .

развитие немецкого романтизма отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, “облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм”. Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

У Пушкина взгляды на романтизм вполне соответствовали духу его романтического творчества. Большинство замечаний и высказываний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825 годам, когда были завершены или завершались южные поэмы

(в 1824 году были написаны “Кавказский пленник” и “Бахчисарайский фонтан”. в октябре того же года были закончены “Цыганы”). Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее распространенными определениями романтизма. Он писал друзьям: “Сколько я ни читал о романтизме, все не то”. Взгляды Пушкина на романтизм были прежде всего антиклассическими. Пушкин высмеивал и осуждал тех, кто пишет “по всем правилам парнасского православия”. Он утверждал. что романтическая школа “есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства”. Пушкин рассматривал романтизм как подлинную революцию в области формы. Пушкин-романтик изображает исключительные, чаще всего контрастные психологические состояния. непохожие на пошлую уравновешенность среднего человека. В романтической лирике Пушкина нарисованы или “могучая страсть”, подчиняющая все переживания и поступки человека, или душевная охладелость. То же мы находим в южных поэмах Пушкина. В “Кавказском пленнике” Черкешенка – “страстная дева”, полная “восторгов сердца”. Ей противопоставлен Пленник, который погубил “страстями сердце”, стал “жертвою страстей”. Он почти совершенно охладел душой. В “Бахчисарайском фонтане” Заремой владеют “порывы пламенных желаний”. она “для страсти рождена” и говорит “языком мучительных страстей”. Но тут же нарисован образ разочарованного героя – татарского хана Гирея. Он еще в начале поэмы “скучает бранной славой”, а после смерти Марии

приходит к полному унынию. В “Цыганах”. вершине романтизма Пушкина, “всюду страсти роковые”. Поэт подчеркивает, что ” послушной душой” Алеко “играли страсти”. Играют они и Земфирой. и ее любовником – молодым цыганом, и ее матерью Мариулой. Но в поэме действует также охладевший герой – старый цыган, которому после любовной катастрофы “постыли. все девы мира”.

Первая романтическая поэма Пушкина-“Кавказский пленник”, – законченная в феврале 1821 года. принесла ему успех. наибольший в его литературной деятельности. Успех был вызван тем, что читатели находили в ней образ современного романтического героя, отсутствовавший в допушкинской литературе. Легко убедиться в том, что основные психологические черты заглавного героя поэмы были в высшей степени современными. В Пленнике живет яркое и смелое

вольнолюбие. Он попадает на Кавказ именно потому. что ищет свободы. которой нет в неудовлетворяющем его “свете”- в цивилизованном обществе:

Отступник света друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далекий полетел

С веселым призраком свободы.

Свобода! он одной тебя

Еще искал в пустынном мире.

Сам сюжет поэмы организует тема свободы: герой, лишенный духовной свободы и стремящийся обрести ее, попав в плен, лишается свободы физической. Таким образом, опять оказывается бессильным найти счастье. В поэме сказано о закованном в цепи Пленнике:

Затмилась перед ним природа.

Прости, священная свобода!

Другая важная черта Пленника – душевная охладелость. Пленник не может ответить на чувство влюбившейся в него Черкешенки потому. что он лишился способности чувствовать. Об этом говорят его слова, обращенные к Черкешенке:

Бесценных дней не трать со мною;

Другого юношу зови.

Его любовь тебе заменит

Моей души печальный хлад.

Рисуя душевную охладелость Пленника, Пушкин стремился запечатлеть характерную сторону психологии не только русской. но и западноевропейской молодежи. Но вместе с тем Пушкин нарисовал эту “преждевременную старость души” на основе доступного ему жизненного и литературного материала. О том, что пленника привели к душевной охладелости страсти. подробно рассказано в том месте поэмы. где закованный Пленник вспоминает о родине:

Где первую познал он радость,

Где много милого любил,

Где бурной жизнью погубил

Надежду, радость и желанье

И лучших дней воспоминанье

В увядшем сердце заключил.

Это чисто романтическая предыстория Пленника. Особенно важен здесь образ “душевного увядания”. Особенности же психологии “увядшего” Пленника были раскрыты Пушкиным по законам романтической поэмы, в которой часто встречался

прием контраста. который позволяет оттенить психологические черты героев. Душевному холоду и увяданию Пушкин – романтик противопоставил пылкую расцветающую страсть. Пушкинская сюжетная ситуация “Пленник-Черкешенка”, сталкивает людей не имеющих ничего общего в своем психологическом складе. Черкешенка – прежде всего страстная дева. Вторая часть поэмы начинается описанием “огненных” душевных переживаний героини:

Развесели свой взгляд унылый,

Склонись главой ко мне на грудь,

Свободу, родину забудь.

Скрываться рада я в пустыне

С тобою, царь души моей!

Но “огню” в поэме был противопоставлен “холод” а иногда и “окаменелость”. Пленник в ответ на признания Черкешенки жаловался на свою полную разочарованность и жалел. что он уже не может разделить пылкое чувство:

Умер я для счастья,

Надежды призрак улетел;

Твой друг отвык от сладострастья,

Для нежных чувств окаменел.

Здесь в связи с душевной драмой Пленника в поэме звучала еще одна тема. Герой рассказывал о какой-то своей прошлой любви, которая не принесла ему счастья. Мы узнаем, что это была любовь неразделенная, что герой “не знал любви взаимной. любил один. страдал один”. Эта тема влекла за собой другую тему – ревности героини. Черкешенка хотела узнать, кто ее соперница:

Твоя прекрасная подруга?

Ты любишь, русский? Ты любим?

Но Черкешенка преодолевает ревность-в этом-то и состоит ее душевный героизм. Освобождая Пленника, Черкешенка совершает подвиг великого благородства. Недаром, когда она идет освобождать Пленника, Пушкин говорит:

Казалось, будто дева шла

На тайный бой, на подвиг ратный.

В этой сцене поэмы Черкешенка действительно героична: распилив оковы Пленника, она желает ему счастья и даже соединения с “другой”, хотя ее собственная любовь разбита. Это место поэмы отмечено тонким психологизмом. Хотя

Черкешенка преодолела ревность, в ее словах еще звучат отголоски этого чувства. Она не хочет бежать с Пленником именно из-за его любви к “другой”, благословляя его в то же время на новую жизнь, полную любви:

Прости, любви благословенья

С тобою буду каждый час.

Прости – забудь мои мученья,

Дай руку мне. в последний раз.

(Пока оценок нет)


В 1820 году Пушкин принимается за работу над своей первой южной поэмой «Кавказский пленник» (1820-1821). В «Руслане и Людмиле» поэт уносился на «крыльях вымысла» в мир светлой сказки древних лет. Новая поэма обращена реальной жизни, к современности.

В ней есть «стихи моего сердца»,- писал Пушкин.Неудачу разработки характера героя Пушкин прямо склонен был объяснять тем, что он действовал здесь субъективно- лирическим методом: «списал» его с самого себя: «Характер Пленника неудачен; доказывает это, что я не гожусь в герои романтического стихотворения» (письмо Горчакову- ноябрь 1822).

Увлечение поэзией Байрона, основоположника «новейшего романтизма»(Белинский), творческое использование его опыта и достижений имели важное значение для Пушкина в период создания им своих первых южных поэм и наложили на них заметный отпечаток.

Но уже в Кавказском пленнике при несомненном сходстве с Байроном обнаруживаются и существенные от него отличия, которые придадут творчеству Пушкина совсем иной по отношению к великому английскому поэту характер.

В Кавказском пленнике наряду с лирическим началом сказывается пристальное внимание поэта к окружающей действительности, умение верно воспроизвести некоторые ее черты.

Об образе Пленника сам Пушкин писал: « Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к е наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертам молодежи 19го века». Пушкин дает в лице главного героя образ, типичный для современности, наделенный «отличительными чертами» своей эпохи. Психологический портрет Пленника Пушкин в основном списывает с себя. Своего героя ставит в необычную, экзотическую обстановку. Мы лишь знаем, что герой «изведал людей и свет», разочаровался и в том, и в другом, что в прошлом он «обнял» некое «грозное страданье», что его сердце «увяло», наконец, что охладев ко всему, он ищет одного –свободы. Весьма романтична и любовная линия поэмы. Явно романтизированный образ героини- младой черкешенки.

Поэт был неудовлетворен созданным им образом. Пушкин писал «это был первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил». По отзыву критиков-современников, образ этот был «означен слегка».(характерно, что Пленник, как и героиня-черкешенка, даже не имеют в поэме собственного имени). Пленник бестрепетно глядит в лицо смерти, «с радостью» внимает «бури немощному вою», даже «грозные» черкесы дивятся его смелости и гордятся своей добычей. В то же время он выступает в качестве элегического героя, страдающего – «вянущего» - от неразделенной любви. Столкновение вольнолюбивого героя с общественной средой- глубоко не удовлетворяющим его, презираемым им «светом» -разрешается Пушкиным в соответствии с излюбленной сюжетной схемой романтиков: бегство из мира культуры в мир первобытной, «естественной» жизни.

Обстоятельные описательные места К.п. явно нарушают канон романтической поэмы байроновского типа, которая вся должна быть сконцентрирована на личности и переживаниях героя. Природа и быт Кавказа показаны у Пушкина по преимуществу с романтической их стороны и «дышат чертам ярко

верными»(Белинский).

В финале поэмы в характере Пленника, не делающего ни малейшей попытки спасти только что освободившую его и бросившуюся в горный поток «деву гор», неожиданно проступает совсем не героическая черта. Возвышенно- героическое начало воплощено в поэме в образе не героя, а героини. Характерно, что Пушкин и сам соглашался, что поэму было бы правильнее назвать «Черкешенка».

Пушкин в этой первой южной поэме дает образец вольнолюбивого романтического произведения лирико-повествовательно типа, открывая этим новую и важную страницу в литературе- «новейший романтизм».Таким образом двадцатитрехлетний Пушкин становится во главе всей современной ему литературы.

Разнообразные искания П. разрешаются созданием им новой романтической поэмы «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823).

Б.ф.- тоже поэма о прошлом, но если в «Руслане и Людмиле» старина в основном облечена в форму сказки, то есть здесь она дается в форме воспроизведения хотя и легендарного, но все же рассказа о былом.

Как и Кавказский пленник, новая поэма тесно связана с непосредственными, на этот раз крымскими, впечатлениями Пушкина. Есть в ней и автобиографический элемент. Но он дан не в сюжете и образах героев, а в лирических излияниях- «любовном бреде», который прорывает повествовательную ткань поэмы. Романтичнсоть сюжета, в основу которого положено местное предание об исключительной по страстности и силе, преображающей душу любви крымского хана к плененной им польской княжне, яркая живописность образов- разочарованного и мрачного Гирея, трагической натуры грузинки Заремы, «неистовой» страсти которой контрастно противопоставлен ангельски чистый облик Марии, таинственная недоговоренность повествования- все это делает Б.ф. произведением, наиболее отвечающим поэтике «байронической» поэмы.

«Цыганы» - как бы новая вариация «Кавказского пленника». Подобно Пленнику, Алеко в поисках свободы бросает свою «отчизну», цивилизованную жизнь, уходит в степи Молдавии, присоединяется к кочующим цыганам.

Неясно, из чего проистекали его жадные поиски свободы, равно как и то, какой «тюрьме» противопоставлялась свобода, к которой он порывался. Свободные от оседлой, устоявшейся жизни, от сковывающей собственности, земли, дома, от связанных со всем этим «законов», вольные, как ветер тех степей, по которым они кочуют, цыгане являют собой как бы предельное выражение искомой героем романтической «вольности». В цыганский табор Алеко приходит добровольно. В дальнейшем никто н емешает его свободе, которой он невозбранно и пользуется. Но Алеко внутренне не достоин этой свободы. Алеко- незаурядный, резко выделяющийся из окружающей среды человек, обладающий многими несомненно положительными качествами- острокритическим умом, способностью к глубоким чувствам, сильной волей, смелостью, решительностью. Алеко стоит на высотах современной ему образованности. И в то же время он глубоко не удовлетворен окружающим, исполнен передовых стремлений своего времени, искренне ненавидит рабский и торгашеский строй своего времени.

Алеко оказывается игралищем «страстей», их «послушным рабом» и мучеником:

Но,боже, как играли страсти

Его послушною душой!

По ходу поэма раскрывается эгоистическая, злая природа этих страстей. Со всей наглядностью это проявляется в отношениях Алеко и Земфиры. Земфира- предельное выражение степной, цыганской свободы. Эту свободу она вносит и в свое чувство. Мгновенно и своенравно увлеклась она Алеко с которым сошлась без всяких обрядов, обязательств. Два года была она ему подругой но затем его любовь ей прискучила. «Его любовь постыла мне. Мне скучно, сердце воли просит».

Алеко- проповедник вольности оказывается беспредельным эгоистом, злым ревнивцем, собственником, рассматривающим, как принадлежащую ему вещь, судьбу другого человека- женщины, свободно отдававшейся ему, пок АОНа его любила. Так открывается изнанка героя, сокровенная суть, - он совершает страшное преступление- двойное убийство.

В поэме почти отсутствуют черты портретной живописи (наружность Земфиры характеризуется всего лишь одним эпитетом: «черноокая»).

В Цыганах показывано безысходно трагическое положение вкотором оказывается «современный человек», сам зараженный пороками «городского», собственнического общества, которое так ненавидит и презирает.

В творчестве Лермонтова проявляется общая закономерность развития русской литературы 20-30-х годов: от романтизма к реализму. Однако овладение методом реализма не привело Лермонтова к отказу от романтизма. Оба художественных метода в творчестве Лермонтова выступают в сложном своеобразном синтезе. И пример этому поэмы: “Мцыри” и “Песня про царя Ивана Васильевича...”

“Мцыри” - это последняя чисто романтическая поэма Лермонтова. В ней мы можем выделить все мотивы, характерные для лермонтовского романтизма: это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы.

“Мцыри” продолжает традицию пушкинских кавказских поэм, однако в основе сюжета “Мцыри” лежит не ситуация бегства от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина, а ситуация бегства к людям, на родину. Вообще тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова. Но у Лермонтова монастырь не связан с верой, религией. Для Мцыри бегство из монашеской кельи вовсе не означает безверие. Скорее, в духе романтизма монастырь символизирует темницу земного бытия, из которой стремится вырваться Мцыри. Он - сильная личность, бросившая вызов окружающему миру. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни. Главная черта этого героя, определяющая весь его образ,- это духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побыть на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:

Увы! - за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял...

Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, родственной душе героя, которая у Лермонтова, как и у Пушкина, является символом романтической свободы. Мцыри превыше всего ценит свободу; время, проведенное в монастыре, было лишь существованием для него, три дня на воле стали для героя поэмы истинной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

В композиции “Мцыри” также проявляются романтические черты. Лермонтов подробно не рассказывает нам о жизни Мцыри в монастыре. Он описывает только самые важные, напряженные моменты в судьбе своего героя.

Но жизнь в монастыре наложила отпечаток на Мцыри, он уже не способен жить на воле. Он погибает. Смерть оказывается для него блаженным забвением на лоне природы, так как именно после смерти герой соединяется и с природой, и с Кавказом.

“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” является поэмой, написанной в народном духе. Лермонтов воссоздает стиль русской народной поэзии, наделяет купца Калашникова чертами героя русского народного эпоса. Поэт вводит в свою поэму традиционные фольклорные образы гусляров.

“Песня...” - не целиком романтическое произведение, но в поэме имеется много романтических черт. Само обращение к средневековому прошлому Родины характерно для творчества романтиков. Такие черты, как стремление к свободе, идеалу жизни, сильная воля, самоотвержение на пути к цели, возвышались и поэтизировались. Калашников - это мятежный, борющийся романтический герой.

В “Песне...”, как и в “Мцыри”, вершинная композиция: перед читателями кульминация судьбы героя, кульминация его развития.

Готовясь отомстить обидчику, Калашников вступает в открытый бой с государем, потому что он борется против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Автор любуется Степаном Парамоновичем, готовым насмерть стоять за святую правду, но эта идея Калашникова не тождественна идее всего произведения. Смысл поэмы не исчерпывается протестом, бунтом Калашникова, смысл “Песни...” заложен в ее народности.

Таким образом, в творчестве Лермонтова романтизм является основным направлением. Он не связан с каким-либо хронологическим этапом в жизни поэта. Романтические черты мы можем выделить в каждом произведении Лермонтова, причем романтизм не мешал поэту обращаться и к другим художественным методам, например реализму. Во многих произведениях Лермонтова мы видим синтез этих двух направлений. В “Песне...”, написанной в 1837 году, романтические черты переплетаются с чертами фольклорной поэтики. А в “Мцыри” нет ни одной реалистической черты. Эту поэму можно считать классическим образцом романтической поэмы.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово в той форме, что требуется в предложении.

1) М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

2) В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям.

3) В этом году издательством впервые был выпущен календарь ПАМЯТНЫХ дат.

4) ЛЕСНЫЕ рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.

5) В ГАРАНТИРОВАННОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Ошибка в 5-м предложении. Талон при продаже товара называется гарантийным.

Ответ: гарантийном.

Ответ: гарантийном

Источник: Досрочный экзамен ЕГЭ-2017.

Актуальность: Текущий учебный год

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Лексическое значение слова

Правило: Употребление паронимов. Задание 5

Паронимы - это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.

Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.

Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит "одинаковое имя": греч. para - одинаковый, onyma - имя.

Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.

«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах , но ведь выучить паронимы для задания 5 -это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.

Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.

Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т.п.), в которой оно должно стоять в предложении.

Словарик паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2016 год. ФИПИ.

Абонемент – абонент

Артистический – артистичный

Бедный – бедственный

Безответный – безответственный

Болотистый – болотный

Благодарный – благодарственный

Благотворительный – благотворный

Бывший – былой

Вдох – вздох

Вековой – вечный

Великий – величественный

Восполнить – дополнить – заполнить – наполнить – переполнить –пополнить

Враждебный – вражеский

Выбирая – избирая

Выгода – выгодность

Выдача – отдача – передача – раздача

Выплата – оплата – плата – уплата

Выплатить – заплатить – оплатить – отплатить – уплатить

Вырастить – нарастить – отрастить

Выращивание – наращивание – отращивание

Высокий – высотный

Гарантийный – гарантированный

Гармонический – гармоничный

Глинистый – глиняный

Годичный – годовалый – годовой

Гордость – гордыня

Гуманизм – гуманность

Гуманистический – гуманитарный – гуманный

Двоичный – двойной – двойственный – двоякий – сдвоенный –удвоенный

Действенный – действительный – действующий

Деловитый – деловой – дельный – деляческий

Демократичный – демократический

Диктант – диктат

Дипломант – дипломат

Дипломатический – дипломатичный

Длинный – длительный

Добротный – добрый

Доверительный – доверчивый

Дождевой – дождливый

Драматический – драматичный

Дружеский – дружественный – дружный

Единичный – единственный

Желанный – желательный

Жестокий – жёсткий

Жизненный – житейский

Жилищный – жилой

Загородить – огородить – оградить – отгородить – перегородить

Занизить – понизить – снизить

Заплатить – оплатить

Заполнить – наполнить – переполнить

Заполнен – наполнен – переполнен

Зачинатель – зачинщик

Звериный – зверский

Звуковой – звучный

Зрительный – зрительский

Изобретательный – изобретательский

Информативный – информационный – информация –информированность

Иронический – ироничный

Искусный – искусственный

Исполнительный – исполнительский

Исходный – исходящий

Каменистый – каменный

Комфортабельный – комфортный

Конный – конский

Коренастый – коренной – корневой

Костный – костяной

Красочный – красящий – крашеный

Лакированный – лаковый

Ледовый – ледяной

Лесистый – лесной

Личностный – личный

Микроскопический – микроскопичный

Мороженый – морозильный – морозный

Надеть – одеть

Наличие – наличность

Напоминание – упоминание

Невежа – невежда

Нестерпимый – нетерпеливый – нетерпимый

Неудачный – неудачливый

Обвинённый – обвинительный

Обрывок – отрывок

Обхватить – охватить

Ограничить – отграничить – разграничить

Оклик – отклик

Органический – органичный

Отборный – отборочный

Отклонение – уклонение

Отклоняться – уклоняться

Отличать(-ся) – различать(-ся)

Отличие – различие

Памятливый – памятный

Перетерпеть – претерпеть

Покупательный – покупательский – покупной

Популистский – популярный

Почтенный – почтительный – почётный

Практический – практичный

Предоставить – представить

Представительный – представительский

Признанный – признательный

Продуктивный – продуктовый

Производительный – производственный – производительность

Просветительский – просвещённый

Публицистический – публицистичный

Пугливый – пуганый

Раздражение – раздражительность

Ритмический – ритмичный

Романтический – романтичный

Скрытный – скрытый

Словарный – словесный

Сопротивление – сопротивляемость

Соседний – соседский

Сравнимый – сравнительный

Сценический – сценичный

Технический – техничный

Удачливый – удачный

Униженный – унизительный

Фактический – фактичный

Хищнический – хищный

Царский – царственный – царствующий

Целый – цельный – целостный

Экономический – экономичный – экономный

Эстетический – эстетичный

Этический – этичный

Эффективный – эффектный

Эффективность – эффектность