Большинство ведущих вебинаров не являются дикторами, хотя им также важно иметь четкое произношение и приятный голос. Мы подготовили 5 упражнений и 10 скороговорок для быстрой и эффективной подготовки речевого аппарата перед выступлением. Уделите несколько минут упражнениям и ваш голос зазвучит звонче и ярче.

Упражнение 1 «Дыхание собаки»

Для начала следует поработать над дыханием. Для этого открываем рот, кладем язык на нижнюю губу и быстро дышим. Делать упражнение лучше не более 20 секунд - если переусердствовать, может возникнуть головокружение или головная боль.

Такое упражнение поможет расслабиться и уменьшить .

Упражнение 2 «Улыбка-трубочка»

Теперь пришла пора размять губы и язык. Для губ отлично подходит упражнение «улыбка-трубочка». Выполнять его крайне просто - сначала нужно растянуть губы в улыбке, а затем сжать их трубочкой. Повторить движения минимум 10 раз.

Упражнение 3 «Зарядка для языка»

Высуньте язык и сделайте ним по 10 круговых вращений влево и вправо.

Упражнение 4 «Гласные»

Протяжно произнесите гласные буквы «и – э – а – о – у» в заданной последовательности 10 раз.

Упражнение 5. Рычание

Для начала встаньте прямо, расправьте плечи. Сделайте медленный и глубокий вдох. На выдохе произнесите протяжный звук «р». Повторите упражнение 10 раз.

Напоследок проговорите несколько скороговорок. Помните, это не соревнование. Поэтому главное - не скорость, а четкое звучание каждого звука.

Скороговорки

1. На мели мы налима лениво ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы, Мила, молили и в туманы лимана манили меня.

2. Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
3. Расскажите про покупки!
- Про какие про покупки?
- Про покупки, 
про покупки, про покупочки свои.
4. Король – орёл (повторять многократно)
5. Шесть мышат в камышах шуршат.
6. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
7. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
8. В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких чумазеньких чертенка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
9. Интервьюер интервента интервьюировал.
10. Кусты и кустыни в пустыне грустят. 
Их жизни пусты без десятков кустят.

Первое, что нужно знать обо мне — я не обладал изначально никакими выдающимися ораторскими или голосовыми навыками. Мне пришлось это все развивать в себе. Практически с нуля.

В 2005 году я был обычным парнем, с обычным, скучным голосом, не особенно уверенным в себе и своих навыках общения.

Но все изменилось, когда я пришел в клуб ораторского искусства (принадлежащий ко всемирной ораторской системе «Toastmasters» ) и начал пробовать выступать. Получалось не очень. Но я понял, что хочу выступать хорошо! И, более того, всегда мечтал научиться петь и стать профессиональным певцом.

Но все состоявшиеся артисты, которые меня прослушивали, в унисон твердили, что мой голос — не для сцены и шансов стать певцом у меня нет . Был только один человек, который в меня поверил — это ученый и тренер из Санкт-Петербурга Владимир Павлович Багрунов , у которого я в ноябре 2007 года прошел 3х-дневный групповой тренинг. Именно тогда и началось настоящее развитие моего голоса! Уже весной 2008 г. я стал его представителем в Киеве и начал преподавать по методике моего учителя, а летом того же года сбылась моя мечта — я поступил на вокальный факультет Киевской консерватории на 2й курс. Через 3 года, в 2011 г. — закончил ее и получил диплом бакалавра по специальности «Артист музыкального театра» .

Мои ораторские сертификаты и награды

Одновременно пришли и ораторские успехи — если раньше меня слушали без особого интереса, и о победе в конкурсах можно было только мечтать, то, в результате развития своего голоса и речи, я начал занимать на них призовые места, а в 2015 году стал победителем Всеукраинского конкурса! Еще одним достижением стало получение звания Заслуженного оратора в августе 2013 года. Кстати, я до сих пор являюсь единственным человеком в Украине, кто имеет такое звание.

В данный момент я также являюсь солистом-вокалистом киевского театра «КХАТ «, и выступаю на профессиональной сцене, как актер.

В этом месте не могу не выразить благодарность всем тем людям, которые помогли мне добиться успеха: Владимир Павлович Багрунов — мой первый учитель по постановке голоса, давший мне «дорогу в жизнь с красивым голосом». Его методика и сейчас является основой большинства упражнений в нашей Школе. Павел Васильевич Тютюнник — метр украинской вокальной педагогики. Помог мне стать настоящим певцом уже после окончания консерватории, из его системы взяты многие упражнения на громкие звуки, а также четкое понимание, от чего зависит сила и красота голоса. Александр Иванович Кравченко — мой любимый учитель актерского мастерства. Его фраза «Актер растет на похвале» является лейтмотивом и моих занятий. Глеб Валентинович Кривенко — психолог, ведущий мастер-классов по психодраме и импровизации, которые я посещал в течение 4 лет. Именно он дал мне ценнейшие советы по поводу моей речи, с которой я стал Чемпионом Украины по ораторскому искусству в 2015 году. И, конечно же, Александр Васильевич Токарчук — мой любимый тренер по сцендвижению. Его упражнения на телесное раскрепощение просто потрясающие!

Благодаря этим людям и моей работе над собой я стал тем, кем являюсь сейчас. Разница в моем голосе «до и после» хорошо слышна в этом видео:

Занятия с такими прекрасными педагогами позволили набрать достаточно знаний и умений, чтобы сформировать собственный уникальный подход и систему обучения , которую я назвал «Постановка голоса, речи и харизмы «, а также собственный педагогический стиль . В нем выделить в нем такие 5 ключевых пунктов:

  1. «Актер растет на похвале». И мои ученики тоже. Я стараюсь создать максимально комфортную и мотивирующую атмосферу на своих занятиях, потому что верю, что только в такой атмосфере человек может по-настоящему раскрыться и избавиться от зажимов, а значит и звучать максимально красиво и уверенно.
  2. Работа на результат . В сознании и учителя, и ученика всегда должен быть тот результат, который последний хочет получить, а значит нужно не только делать упражнения, а и беседовать, объяснять, развивать у человека способность, в частности, слышать и оценивать свой голос и голоса других, четко понимать принципы, по которым голос функционирует и видеть ту дорогу, по которой ты придешь к поставленному голосу.
  3. Я выкладываюсь. Мне нравится моя работа, поэтому во время занятий я отдаю ученикам очень много энергии, но меньше у меня ее не становится:) Особенно когда человек старается и сразу видишь результат своей работы.
  4. Мне нужно доверие и мотивация ученика . Я бы не смог, наверное, быть учителем в школе. Не люблю работать с тяжелой, немотивированной аудиторией. Хотя и умею мотивировать. Только когда есть доверие к педагогу и желание получить результат, то учитель получает настоящее удовольствие от работы, а ученик развивается семимильными шагами. Именно так, как правило, у меня и происходит.
  5. Я открыт к критике . Высказывайте пожелания, как Вы хотите, чтобы проходило занятие, но с доверием и уважением. Мне очень важно Ваше мнение. Педагог должен постоянно обучаться и совершенствоваться.

Вот собственно и все, что хотелось бы рассказать о себе, как о педагоге и тренере.

Подробнее о моей системе обучения, упражнениях и техниках, которые я применяю, можно узнать в разделе .

Буду рад видеть Вас на занятиях! Там уже поговорим не обо мне, а о Вас;) Приходите за результатом!

Разогревать голос очень важно для любого профессионального вокалиста, а также для любого человека, заинтересованного в том, чтобы сохранить здоровье своего голоса. Разогревая голосовые связки, считайте, что вы их настраиваете специальным способом и подготавливаете к работе, какой бы тяжелой она не была.

Шаги

Используйте все тело

  1. Держите хорошую осанку. Для улучшения потока воздуха и, следовательно, улучшения звука, вам нужно иметь хорошую осанку. Даже когда вы сидите или стоите. Представьте себе линию, проходящую от верхней части головы через вашу спину, и которая поддерживает вас.

    • Если вы стоите, то ставьте ноги на пол прямо, на ширине плеч. Вес тела распределен одинаково на обе ноги. Держите голову прямо и отведите назад плечи. Ваше тело должно быть вытянутым по струнке.
    • Если вы сидите, то выполните те же рекомендации, как если бы вы стояли, но не прислоняйтесь к спинке стула и сидите ближе к его краю.
  2. Дышите глубоко. У большинства людей есть плохая привычка дышать только с помощью верхней части легких. Делая так, вы не используете диафрагму и уменьшаете силу голоса.

    • Если вы напряжены во время дыхания, то это будет отражаться на ваших голосовых связках. Дышите нормально, но не забывайте опускать плечи и расслаблять мышцы груди. Попытайтесь полностью расслабиться и дышать низом живота. Советуем вам класть руку на живот, чтобы напоминать себе, что это он должен двигаться вверх и вниз, а не ваша грудь и плечи. При выдохе произносите звук "с", как будто вы шипите, чтобы контролировать количество воздуха, которое вы можете выдохнуть.
  3. Расслабьте челюсть. Вообще любое напряжение будет мешать вашему голосу. Ваша челюсть – это место, откуда выходят звуки, издаваемые голосовыми связками, поэтому вы также должны заботиться о ней.

    • Помассируйте ваши щеки тыльными запястьями ваших рук. Надавливайте на щеки, прямо под скулами, и вращайте ладони по часовой стрелке. Ваш челюсти должны открыться при этом сами, и у них не будет другого выхода, кроме как расслабиться. Сделайте это несколько раз.
  4. Пейте теплые жидкости. Ледяная вода закроет ваши голосовые связки, буквально как створки моллюска. Вам также лучше избегать кофеина и никотина. Они сужают ваше горло и мешают вам звучать на все 100%.

    • Теплый чай или вода комнатной температуры являются вашими лучшими помощниками. Вы, безусловно, хотите, чтобы ваши голосовые связки всегда были увлажнены, но не надо их морозить или обливать кипятком! Так что когда вы пьете чай, то убедитесь, что он не слишком горячий.

    Прежде чем петь

    1. Пойте гаммы. Вам не пробежать без разминки 10 км, так что не ожидайте, что ваши связки выдадут вам три октавы вверх и вниз. Распевая гаммы, вы медленно разогреете связки в верхнем и нижнем диапазонах. И это очень легко делать, вам даже не нужен аккомпанемент.

      • Если вы правильно дышите и держите осанку, то вам будет легче брать высокие ноты. Будьте терпеливы, разогревайтесь постепенно. Вы можете навредить своему голосу, если вы начнете распеваться со слишком низкой или слишком высокой ноты, заставляя связки делать то, что они действительно не хотят делать.
    2. Делайте трели губами и языком. Другой распространенный метод для разогрева голосовых связок являются трели. Они расслабляют губы и язык, подключают к работе дыхание и устраняют напряженность.

      • Для губной трели просто легко сомкните губы и сделайте долгий выдох. Поэкспериментируйте с различными согласными, такими как "п" и "б". Медленно меняйте диапазон вверх и вниз, но так, чтобы вам не было неудобно или трудно это делать.
      • Для трели языком произнесите звук "р". Сильно и равномерно выдыхайте воздух, меняя диапазон. Опять же, старайтесь не навредить своим связкам.
    3. Имитируйте голосом сирену или инструмент Казу. Некоторыми из наиболее интересных разминок являются имитации сирены и инструмента Казу. Когда вы имитируете сирену, поднимаясь от низкой ноты к высокой, то дирижируйте себе рукой, поднимая и опуская ее по мере изменения звука.

      • Имитация Казу помогает следить за звуком и правильно растягивать голосовые связки. Представьте, что вы всасываете в себя спагетти. На выдохе произносите звук "Ву", чтобы слышалось, будто вы гудите. Произносите звук устойчиво, меняя диапазон вверх и вниз. Сделайте это несколько раз.
    4. Создайте пространство во рту для лучшего резонанса.
    5. Убедитесь, что вы знаете, что вы делаете.
    6. Предупреждения

    • Не напрягайтесь слишком по поводу вашего голоса. Этим вы заставляете ваш мозг, в свою очередь, напрягать ваши голосовые связки. Сознательно старайтесь расслабиться.

Певец, который не подготовил свои голосовые связки к определённым нагрузкам, возникающим в процессе исполнения некоторых сложных фрагментов произведения, так же, как и спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму и лишиться возможности продолжать свою деятельность.

Люди, желающие научиться исполнять качественно вокальные произведения, хотят узнать, как правильно распеваться для того, чтобы разогреть голос. Хорошим подспорьем в этом вопросе может послужить видео-урок Елизаветы Боковой, в ходе которого она предлагает шесть распевочных упражнений с постепенным усложнением голосовых партий, а также поясняет некоторые нюансы, касающиеся правильного певческого дыхания и звукоизвлечения. Уроки подходят как для опытных, так и для начинающих вокалистов.

Смотрите урок прямо сейчас:

Если вы хотите получить ещё больше полезных и, самое главное, эффективных упражнений по вокалу, то вам сюда:

Что есть общего для любой распевки?

Все упражнения можно объединить одним руководящим принципом. Он заключается в том, что для выбирается тональность, главный тон которой соответствует нижнему пределу вашего голосового диапазона, после чего, начиная с этого звука, исполняется распевочная партия, которая повторяется каждый раз на полтона выше, совершая движение вверх (пока не достигнет верхнего предела), а потом вниз по хроматическому звукоряду.

Грубо говоря, упражнения поются так: начинаем снизу и повторяем то же самое (один и тот же напев) всё выше и выше, а потом снова спускаемся вниз.

Кроме того, содержание каждой следующей партии требует более высокой техники исполнения. А чтобы достичь эффективности, выполняя подготавливающие к пению упражнения, нужно учесть некоторые факторы, способствующие успеху, среди которых:

  • правильное дыхание;
  • соответствующая постановка певческого аппарата, то есть тех органов, которые задействованы при звукоизвлечении;
  • определённая направленность звукового потока;
  • чёткое следование рекомендациям к каждому отдельному упражнению.

Одна из рекомендаций, касающаяся того, как правильно распеваться, относится к режиму дыхания, которое осуществляется только животом. При этом важно следить, чтобы плечи и грудь не двигались, и не было никаких напряжений мышц шеи. Дышать следует очень спокойно, расслаблено, почти не заметно для окружающих, а гласные извлекать без обдумывания, как можно быстрее избавляясь от звука и не задерживая в себе ничего.

Распевка первая: поём с закрытым ртом

В первом упражнении, автор видео-урока советует распеваться с закрытым ртом с помощью звука «хм…», повышая на полтона его при каждом следующем извлечении, при этом, важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы.

Спев, таким образом, несколько нот, можно продолжить упражнение уже с открытым ртом, используя по очереди звуки «ми», «мэ», «ма», «мо», «му», а достигнув предельных высот, постепенно возвратиться к начальному тону.

Следующим этапом этого упражнения является воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности «ми-мэ-ма-мо-му».

Вокальная аксиома. При правильном пении все звуки направляются в одно и то же место, а расположение речевых органов во время пения чем-то напоминает ситуацию, когда во рту находится горячая картошка.

Распевка вторая: поиграем на губах

Второе упражнение, которое практикуется для распевки мастерами техники виртуозного пения «bel canto» очень полезно для развития певческого дыхания и достижения необходимой направленности звука. Также оно поможет убедиться в правильности дыхания, критерием оценки которого является непрерывность звучания голоса.

Используемая в данном случае артикуляция напоминает то, как маленький ребенок имитирует звук машины. Извлечение звука происходит через рот с закрытыми, но расслабленными губами. В этом упражнении пение звуков осуществляется по мажорному трезвучию, подымаясь вверх и возвращаясь на начальный тон.

Распевка третья и четвёртая: глиссандо

Третье упражнение такое же, как и второе, только вокальная партия исполняется приёмом глиссандо (скольжение), то есть при воспроизведении звучат уже не три отдельных ноты, а одна, которая плавно повышается до верхнего тона, а потом, не прерываясь, возвращается на начальную позицию.

Четвёртое упражнение, исполняемое тоже приёмом глиссандо, лучше начинать с нот «ми» или «ре» второй октавы. Его суть в том, чтобы петь в нос, препятствуя воздуху выходить из глотки. При этом рот должен быть открыт, но звук всё равно направляется в нос. Каждая фраза включает три звука, которые, начиная с верхнего, только понижаются на тон друг от друга.

Распевка пятая: вьени, вьини, вьяни???

Пятое упражнение поможет ещё лучше усвоить, как нужно правильно и результативно распеваться, а также подготовит дыхание к исполнению длинных фраз. Партия заключается в воспроизведении итальянского слова «вьени» (то есть «где»), но с разными гласными и звучит как: «вьини», «вьени», «вьяни».

Такая последовательность гласных строится в зависимости от сложности достижения звонкости их воспроизведения. Каждый элемент упражнения строится на пяти звуках мажорного звукоряда и начинает исполняться с восьмого тона, опускаясь вниз, а его ритмический рисунок гораздо сложнее, чем в предыдущих упражнениях. Воспроизведение принимает вид «вье-вье-вье-э-э-э-ни», где первые три слога исполняются на одной ноте, а остальные звуки опускаются по ступеням упомянутого выше звукоряда, при этом гласные «…э-э-э…» исполняются приёмом легато.

Исполняя данную партию, важно петь все три фразы на одном дыхании и открывать рот таким образом, чтобы звук распространялся в вертикальной плоскости, а проверять правильность артикуляции можно надавливая указательными пальцами на щеки во время извлечения звука. Если челюсти достаточно разведены, то пальцы будут свободно проваливаться между ними.

Распевка шестая – стакатто

Шестое упражнение исполняется приёмом стаккато, то есть обрывистыми нотами. Это создает такое впечатление, как будто звук выстреливает в голову, что чем-то напоминает смех. Для упражнения используется слог «лё», который при воспроизведении принимает вид последовательности обрывистых звуков «Лё-о-о-о-о…» исполняемых парными квинтовыми шагами с постепенным понижением по полтона. При этом чтобы не было занижения звуков, важно представлять, что движение идет вверх.

Конечно, чтобы научиться, должным образом, исполнять вокальные партии, может быть не достаточно лишь почитать о том, как правильно распеваться, но приведённая выше информация в сочетании с материалом, представленным в видеоролике, может обогатить практические занятия и помочь достичь впечатляющих результатов.