Цели: ознакомить с жизнью и творчеством писателя-фан­таста К. Булычева; заинтересовать учащихся его произведени­ями; читать отрывок из повести «Путешествие Алисы»; учить анализировать поступки героев, составлять картинный план к произведению, пересказывать по нему текст; отрабатывать на­выки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Пересказ отрывка об Электронике.

III. Введение в тему. Актуализация знаний

1. Просмотр видеоматериалов из мультфильма «Тайна тре­тьей планеты».

2. Вступительная беседа.

Ребята, кто из вас знаком с этим мультфильмом?

Как зовут его героиню? (Алиса Селезнева.)

Что вы о ней знаете? (Она из будущего, любит животных, ее папа - космобиолог, директор космического зоопарка - изучает и собирает животных по всей галактике.)

Кто из вас смотрел о ней кинофильм?

Кто написал историю об Алисе Селезневой? (Кир Булы­чев.)

3. Рассказ учителя о писателе.

Имя писателя-фантаста Кира Булычева знакомо, пожалуй, даже тем, кто фантастикой не интересуется. Это звучное имя знают и читатели, и зрители. Кто не смотрел мультфильма «Тайна третьей планеты» или кинофильм «Через терник к звез­дам», снятые по его сценариям? Это он придумал и создал го­род Великий Гусляр, который почему-то любят посещать при­шельцы из других миров.

Кир Булычев (настоящее имя - Игорь Всеволодович Можейко) родился 18 октября 1934 г. в Москве. В 1957 г. окончил Московский Государственный педагогический институт ино­странных языков им. Мориса Тореза. Работал переводчиком и корреспондентом АПН в Бирме, корреспондентом в журнале «Вокруг света». В 1962 г. окончил аспирантуру Института вос­токоведения АН СССР. С 1963 г. работает в Институте восто-

коведения АН СССР. В 1965 г. защитил кандидатскую диссер­тацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)». В 1981 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме».

Начал писать фантастику в 1965 г. Переводил на русский язык фантастические произведения американских писателей.



Экранизировано более 20 произведений, написанных Ки­ром Булычевым. Лауреат Государственной премии СССР 1982 г. за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и полномет­ражному мультфильму «Тайна третьей планеты». Лауреат пре­мии фантастики «Аэлита-97».

IV. Физкультминутка

V. Чтение и анализ отрывка из повести «Путешествие Алисы»

О каком приключении Алисы вы прочитали?

В чем заключается фантастичность, необычность произо­шедшего в повести?

VII. Итог урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

1. Чтение стихотворения.
I В чудной стране,

В одной стране,
В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране...

Ты почему не веришь мне? (И. Токмакова)

Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».

2. Словарная работа.

Назовите имена существительные, которые действуют, как живые. (Язычок, глазок, горлышко, стул.)

Найдите многозначное слово. (Язычок.)

Почему поэтессе удалось создать такое шуточное стихот­ворение?

3. Заучивание стихотворения за 2 минуты.

4. Проверка.

III. Работа над повестью «Путешествие Алисы»

1. Беседа по содержанию повести.

Сегодня мы продолжим работу над фантастическим про­изведением К. Булычева «Путешествие Алисы».

От чьего имени ведется рассказ? Докажите.

Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?

Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Из­менилось ли их отношение потом? Объясните.

Охарактеризуйте Алису. Какой она была?

2. Работа над вопросом 6 на с. 157 учебника.

Прочитайте и подумайте, какие слова пропущены в тек­сте?

(Дети читают текст и дополняют его.)

Подумайте, изменилось бы что-нибудь в произведении, если бы автор не использовал прием олицетворения?

IV. Физкультминутка

V. Составление картинного плана

Ребята, дома вы должны были нарисовать иллюстрации к тексту. Рассмотрим их и подберем подходящие для кар­тинного плана к произведению.

(Выбираются иллюстрации, вывешиваются на доску.)

VI. Пересказ текста по картинному плану от имени Алисы

VII. Итог урока

Нравится ли вам фантастическая литература?

Произведения каких писателей-фантастов вы читали?
Домашнее задание: подготовить рассказ о самом любимом фан­тастическом произведении, нарисовать иллюстрацию на кос­мическую тему.

Урок 87 (обобщающий) Путешествие по «Стране Фантазии»

Цели: обобщить знания по изученному разделу; развивать память, речь, мышление, творческие способности учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительная беседа

Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы по­
пасть в страну чудес?

(Предположения детей.)

Попробуйте ответить на вопрос:

Этот рассказ мы с загадки начнем -Даже Алиса ответит едва ли: «Что остается от сказки потом -После того, как ее рассказали? Где, например, волшебный рожок, Добрая фея куда улетела?» А? Э!.. Так-то, дружок, В этом-то все и дело. (Ребята отвечают на вопрос.)

Вот как отвечает на него сам же В. Высоцкий. Это его
стихи.

Они не испаряются, они не растворяются, Рассказанные в сказке, промелькнувшие во сне. В страну чудес волшебную они переселяются, Мы их, конечно, встретим в этой сказочной стране. И ведь какие странности в стране чудес встречаются, В ней нет границ - не нужно плыть, бежать или лететь. Попасть туда несложно, никому не запрещается, В ней можно оказаться - стоит только захотеть.

Ребята, как вы думаете, могла ли фантастика возникнуть без сказок?

Что общего между фантастической литературой и сказ­кой? А чем они отличаются?

Знаете ли вы, что настанут времена, когда денег не будет? В Москве откроется музей редких животных, обитающих в различных уголках галактик бескрайнего космоса? Люди научатся совместно с другими разумными существами управлять планетами, создавать на них искусственные атмосферы с необходимым для будущих обитателей газом и даже менять орбиты. Будет изобретена формула абсолютного топлива с использованием такого вещества, как галактий? Тогда жители космоса станут намного ближе друг к другу и будут летать в гости на выходные. А то и просто на какой-нибудь концерт. Не верите? А ведь когда-то человечество не верило, что человек поднимется в небо и будет парить, словно птица. Не верили, что можно преодолеть тысячи км всего за пару часов, не верили, что можно общаться каждодневно с людьми с другого континента, находясь дома, и т. д. А ведь все это у нас с вами сейчас есть. Мало того, оно превратилось во что-то обыденное, само собой разумеющееся. Так что, зря не верите. Наступит эра, описанная Киром Булычевым в своих удивительных книгах, написанных в жанре фантастики.

Эти книги непременно нужно читать детям. Они учат добру, отзывчивости, смелости… Но самое главное, эти книги учат МЕЧТАТЬ! Ничто так в жизни не окрыляет, как мечта. Она дарит особый свет душе и заставляет иначе взглянуть на сегодня и завтра.

В книге "Девочка с Земли " описана школа, показаны взаимоотношения между детьми и между людьми. Любой школьник невольно сравнит общество будущего с современным. И увидит много общего. Правда различия тоже бросятся в глаза. Надо сказать, что различия эти явно не в пользу современности. Но, может быть, тем и лучше?! Будет к чему стремиться! Если бы все дети Земли без исключения читали Кира Булычева , может быть, тогда и мир был бы уже другим? И не было бы никаких трений на почве религий или национальностей. Ведь в книге "Девочка с Земли " очень замечательно представлен вопрос толерантности. Разные планеты, разные жители, разные порядки. И всюду уважительное отношение к непохожим на землян инопланетянам. Существовали некие межгалактические правила поведения. Но так или иначе на каждой планете были свои законы. Даже на планете Шелезяка, обитателями которой были только роботы, и то были свои понятия о чести и справедливости. А ведь они "бездушные" существа! На мой взгляд в книге "Девочка с Земли " вопрос толерантности один из самых важных.

Сам по себе сюжет очень занимательный. Оторваться от книги невозможно. Девочка Алиса Селезнева вместе со своим папой, профессором биологии, и экипажем отправляются в межгалактическую экспедицию. Цель — собрать как можно больше редких животных для пополнения московского зоопарка. Но на пути они случайно сталкиваются с чередой таинственных неприятностей на различных планетах. Стараясь оказать помощь жителям этих планет, они невольно втягиваются в запутанное дело пропавшего корабля "Синяя Чайка" вместе с его капитаном. На каждой странице книги главных героев поджидает опасность и удивительные приключения. Но они не унывают и верят в лучшее до последнего.

В книге полно описаний странных существ с необычными характерами. Один только археолог Громозека со своей эмоциональностью чего стоит! Не менее интересны животные. Тут вам и летающие коровы, и чудо адаптации к внешним условиям в виде смены биологического вида (в начале это была рыба, но при жарких лучах солнца рыба превратилась в птичку, потом птичка стала мышкой… и все это одно и то же животное). А какова птица Говорун, что способна подняться в открытый космос! Удивительные явления на некоторых планетах просто поражают воображение. Резкая смена погодных условий, или очень короткие ночи, но что совсем удивительно, так это то, что некая Живая планета питается тем, что на нее прилетает из космоса.

Словом, книга более чем интересна! В ней много приключений с очень высокой динамичностью, и полно необычных деталей, что будят фантазию. А уж про достоинства главных героев и их героические поступки можно и не писать. Стиль изложения очень легкий. Слог простой. Отлично подойдет для чтения детям от 11 лет. Повесть входит в перечень художественных произведений по внеклассному чтению среднего школьного возраста.

Несколько слов из истории книги. Кир Булычев написал повесть "Путешествие Алисы" из цикла "Приключения Алисы" в 1972 г. Издалась впервые повесть в 1974 г. и сразу завоевала сердца читателей. Книга также издавалась под названием "Девочка с Земли " и «Алиса и три капитана ». Была переведена на 17 языков мира. Так же стоит отметить, что "Девочка с Земли " Кира Булычева имеет сокращенный вариант для детей младшего школьного возраста и называется "Тайна Третьей планеты ".

В 1981 г. по мотивам данной повести был снят мультипликационный фильм "Тайна Третьей планеты ". Мультфильм ничуть не уступает книге по своей увлекательности. Однако сюжет повести несколько отличается от мультфильма. Прежде всего, количество главных героев в повести больше. Например, экипаж космического корабля "Пегас" в книге состоит из 4-х человек: командир экипажа Геннадий Полосков, бортмеханик Зеленый, Алиса Селезнева и ее папа профессор биологии Селезнев. В мультфильме командиром экипажа и бортмехаником является Зеленый в одном лице. Полосков даже не упоминается. В повести капитанов было три, в мультфильме два. Некоторых героев в мультфильме вообще нет, например, исследователя Эллы, что поймала живую туманность. Птица Говорун в книге имеет два клюва и с точностью подражает голосам, знает много галактических языков. В мультфильме Говорун имеет один клюв и голосам не подражает. Нет занимательного эпизода в мультфильме с бегающими кустиками с планеты Трех Капитанов. Много расхождений в деталях. Например, в мультфильме герои не посещают Пустую планету, планету Шешинеру, имена некоторых персонажей другие (например, в мультфильме одного из пиратов зовут Глот с планеты Катрук, в книге же это Крыс с планеты Крокрыс). Мало того, Крыс по книге насекомое, в мультфильме это существо ничего общего с насекомым не имеет. Не было в мультфильме эпизода с золотым самородком, который Алиса украла из школьного музея. Индикатор в мультфильме плоский, а в книге шарообразный. В мультфильме не показаны своеобразные жители планеты Шешинеры, обожающие земные ананасы. Словом, несмотря на то, что сюжеты у книги и мультфильма схожи, а все же это разные произведения. И их даже очень интересно сравнивать. Это похоже на игру "Найди 10 отличий".

Приятного Вам чтения!

Молокова Юлия

Электронный читательский дневник

Информация о книге

Название и автор книги Главные герои Сюжет Мое мнение Дата чтения Количество страниц
Кир Булычёв "Девочка с Земли" Алиса Селезнёва, профессор Селезнёв, механик Зелёный, капитан Полосков, космические пираты: Весельчак У, Крыс; 3 капитана Девочка из будущего, Алиса Селезнёва, отправляется в первое космическое путешествие. Она помогает своему отцу, директору космического зоопарка искать необычных животных с разных планет. Заодно героиня борется с космическими пиратами и раскрывает тайну Третьей планеты. Книга очень увлекательная, приключенческая. Читается на одном дыхании. Доступна и младшим школьникам, и подросткам. 2005 год 512 страниц

Иллюстрация обложки книги

Об авторе книги

Кир Булычёв (настоящее имя И́горь Все́володович Може́йко; 18 октября 1934, Москва - 5 сентября 2003, Москва) - советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1982). Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой. Наиболее известен фантастическими повестями об Алисе Селезнёвой, девочке, живущей в конце XXI века.

Книги Кира Булычёва об Алисе Селезнёвой

О книге "Девочка с Земли"

Имя героини писатель дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1960 году. В сборник, изданный издательством "Эксмо" вошли 3 повести: "Девочка, с которой ничего случится", "Путешествие Алисы", "День рождения Алисы". Самое известное среди них произведение - "Путешествие Алисы" - написано в 1974 году. По этой повести снят мультфильм "Тайна третьей планеты". Ссылки на источники информации Кир Булычёв

Викторина

Ментальная карта

Аудиокнига

  • Как создать музыкальную открытку с понравившейся цитатой (фрагментом из книги)

Видео по книге

Коллаж

Сегодня не так легко привить ребенку любовь к чтению. За его внимание сражаются мультфильмы, телепередачи и компьютерные игры. Заставлять же читать из-под палки - однозначно не выход. Мудрые родители используют совсем другой метод, поскольку достаточно всего лишь однажды заинтересовать ребенка занимательным сюжетом рассказа или повести, чтобы он сам захотел подружиться с книгами. А опыт свидетельствует о том, что дружба эта затягивается на годы.

Однако какую именно книгу выбрать? В этой статье в качестве примера мы рассмотрим произведение, которое написал Кир Булычев - «Путешествие Алисы». Краткое содержание повести не только позволит составить общее представление о книге, но и приоткроет особенности художественного стиля автора. А ведь именно это позволило Булычеву создать внушительный цикл произведений, объединенных одной героиней, который уже на протяжении нескольких десятилетий продолжает пользоваться популярностью и у детей, и у взрослых.

Повесть состоит из 24 глав, каждая из которых, по сути, является небольшим самостоятельным законченным рассказом. Из первой главы читатель узнает о подготовке к межзвездному путешествию по сбору редких инопланетных животных профессора Селезнева и его дочери Алисы, которую он пообещал взять с собой. Участие в экспедиции второклассницы Алисы ставится под сомнение из-за неприятного инцидента в школе. Однако верные друзья приходят на помощь, и все заканчивается благополучно.

В следующей главе по вине Алисы чуть не срывается старт космического корабля «Пегас». Из-за того, что она тайком провела на борт без малого полсотни своих школьных друзей, чтобы они смогли попасть на футбольный матч на Луне, случился перегруз, и «Пегас» просто не смог оторваться от Земли. Однако любимице экипажа прощают и эту выходку.

Новый персонаж

В третьей главе появляется новый весьма колоритный персонаж - космический археолог Громозека. Этот добродушный великан еще не раз встретится в разных рассказах цикла про Алису Селезневу. Чаще всего для того, чтобы убедить профессора Селезнева позволить дочери ввязаться в очередную авантюру, именно к его помощи будет прибегать автор Булычев. «Путешествие Алисы», краткое содержание которого мы рассматриваем, дает достаточно полное представление о характере Громозеки и его склонностях. Так что в других рассказах его появление воспринимается уже как встреча с близким другом.

Ну а пока он предлагает своему другу Селезневу обратиться к дневникам знаменитых Трех капитанов, которые избороздили на своих звездолетах всю Галактику. Их записи должны помочь экспедиции найти действительно редких и уникальных инопланетных животных. С этого невинного разговора и завязывается главная интрига повести.

Первое открытие Алисы

Четвертая глава ознаменовывается переполохом на корабле. Первые найденные неизвестные животные - головасты - стремительно превращаются в чудовищ, а потом и вовсе неожиданно исчезают. С этой тайной, оказавшейся неподъемной для троих взрослых членов экипажа, с легкостью справляется неординарное детское мышление Алисы.

Это ее первое открытие в целой череде будущих загадок и головоломок. Далее следует еще один эпизод, который, без сомнения, заслуживает того, чтобы попасть в краткое содержание («Путешествие Алисы»). Кустики - существа, которые выглядят, как растения, за что и получили свое название, но ведут себя, как животные. Они терроризировали всю команду, пока изобретательная Алиса не поняла, чего же кустики добиваются на самом деле.

Говорун

Профессору Селезневу не удалось лично увидеть дневники капитанов, он получил лишь их устное и весьма краткое содержание. Путешествие Алисы Селезневой могло бы и не стать столь захватывающим, если бы ей не посчастливилось приобрести говоруна, принадлежавшего одному из капитанов.

Говорун - удивительная птица, способная самостоятельно летать между планетами. К тому же он обладает прекрасной памятью и способен воспроизводить любые услышанные звуки. Второй капитан, попав в ловушку, послал его, чтобы вызвать подмогу. Но полностью извлечь заложенную в птицу информацию мог только знающий человек. Так что нашим героям пришлось довольствоваться лишь отрывочными подсказками.

Встреча с космическими пиратами

На самой окраине Галактики, вдали от патрульных кораблей, в противоборство с командой «Пегаса» вступают самые неуловимые из космических пиратов - Весельчак У и Крыс. Но и здесь смелость и смекалка Алисы позволяет одержать полную победу над искушенными негодяями. Их арестовывают, а пленных капитанов освобождают.

Знаменитые капитаны выражают благодарность своим спасителям. Они расспрашивают о последних новостях с Земли и получают рассказ о них. Путешествие Алисы Селезневой подходит к концу, но капитаны обещают взять ее с собой на экскурсию в соседнюю Галактику. Отец обещает отпустить дочь при условии, что она еще немного подрастет.

Возвращение домой

Заканчивается повесть описанием того, как вся команда направляется в родную Солнечную систему. Во время экспедиции удалось собрать не очень много экземпляров редких животных. Но эти виды станут достойным пополнением коллекции московского космического зоопарка.

О самых же удивительных приключениях Алису просят особо не распространяться. Она с готовностью соглашается, понимая, что в большинство из них друзья все равно не поверят. К тому же бортовой журнал и так хранит их краткое содержание. Путешествие Алисы, совершенное во время летних каникул, завершается с началом нового учебного года.

Тайна Третьей планеты

По мотивам своей повести Булычев написал сценарий для мультфильма «Тайна Третьей планеты». Как и сама книга, он получился задорным и динамичным. Однако эту работу стоит воспринимать в лучшем случае лишь как краткое содержание сказки «Путешествие Алисы». Она ни в коей мере не передает полную историю про девочку Алису, описанную в книге.

Поэтому, если по школьной программе вам понадобится прочитать эту повесть, не думайте, что просмотра мультфильма будет достаточно. Хотя, если постараться, можно написать краткое содержание «Путешествие Алисы». 5-6 предложений для этого будет достаточно.

Вариант описания для дневника читателя

По ходу экспедиции небольшой экипаж встречается со многими неординарными ситуациями, выход из которых часто помогает увидеть находчивая Алиса. Благодаря ее любознательности команде удается обнаружить след давно пропавших героев - знаменитых капитанов. Несмотря на козни космических пиратов, экипаж «Пегаса» обнаруживает тайное убежище злодеев и освобождает пленных капитанов.

Из своего путешествия профессор Селезнев привозит в зоопарк головастов, которые во время своего развития вырастают до гигантских размеров, а потом превращаются в маленьких амфибий; кустики, умеющие в поисках воды бегать на корнях за людьми, и дерущиеся между собой за компот. Среди находок - камушки, превращающиеся в героев, о которых думает находящийся неподалеку человек. Привезли исследователи и Склисса, выглядящего как обыкновенная корова, но обладающего прозрачными крыльями, и еще пару-тройку других животных.

Главную героиню книги К.Булычева «Девочка с Земли» зовут Алиса, она живет в XXI веке и ходит в школу. Что же тут такого? На дворе у нас XXI век и дети каждый день ходят в школу. Но дело в том, что эта книга написана в семидесятых годах XX века. В то время XXI век казался далеким, и автор не поскупился на фантазию, описывая мир будущего. В этом фантастическом мире уже сбылись многие мечты людей – исчезли за ненадобностью деньги, в каждом доме теперь есть продуктопровод. Люди совершают космические путешествия с такой же легкостью, с какой мы летаем в другой город. В космосе найдены собратья по разуму, с которыми у людей сложились добрые отношения.

Но, несмотря на определенную идеальность мира будущего, описанного автором в книге, действующие персонажи произведения – живые люди, обладающие, порой, сложным и противоречивым характером. Например, Алиса – ребенок, который на все имеет свое мнение, обладает взрывным характером и любит воплощать свои задумки в жизнь незамедлительно, невзирая на мнение взрослых и внешние обстоятельства. Из-за этого Алиса постоянно попадает в различные ситуации, из которых ей приходится выбираться или самой или с помощью друзей и взрослых.

Книга живо и интересно рассказывает и о школьных проказах маленькой Алисы, и об увлекательном межпланетном путешествии, в которое девочка отправилась вместе с папой-космозоологом. Уделено в книге внимание и поиску пропавших космических капитанов и борьбе с космическими пиратами.

Но за чередой приключений маленькой героини ни в коей мере не теряется главный смысл книги – мечта о том, чтобы наш мир стал лучше, чем он есть на самом деле. Книга без утомительных, назидательных ноток учит читателей только хорошему. Она ненавязчиво подталкивает детей к правильным выводам, показывая, что есть добро, а что есть зло.

И несмотря на то, что в домах нашего XXI века пока нет продуктопроводов и мы не летаем на другие планеты в поисках экзотических животных, книга эта остается актуальной и современной, потому что в ней есть главное – мечта. Мечта о том, каким должен стать мир, в котором мы сейчас живем. И дело не только в технических новшествах, а в необходимости достижения гармоничных взаимоотношений людей на всей планете. Технических новинок в наше время придумано уже немало, а вот в области взаимоотношений люди пока не успели добиться существенного прогресса. Мы все – жители планеты Земля, которая является нашим общим домом. А в доме должны быть мир, добро и порядок.

И всегда остается надежда, что дети, прочитавшие книгу «Девочка с Земли», сохранят в своей душе эту мечту о прекрасном будущем, а когда станут взрослыми, то постараются сделать мечту реальностью.

В книге много интересных положительных персонажей. Мне, безусловно, понравилась главная героиня, Алиса – честная, порядочная девочка с живым и непосредственным характером. Она постоянно увлекается своими фантастическими идеями, которые приводят ее к разным проблемным ситуациям. Но, тем не менее, Алиса – живой человек, которому свойственны и колебания, и сомнения и импульсивность поступков, что делает интересным знакомство с этим персонажем книги.

Какие пословицы подходят к книге «Девочка с Земли»?

Мы обратимся не только к пословицам, но и к афоризмам и крылатым выражениям:

Если вам кажется, что приключения опасны, познайте рутину — она скучна.
Одни в жизни ищут спокойной гавани – другие приключений.
Фантастика двигает мир вперед.
Зло наказуемо.
Добро – это золото, мудрость достойных.
Уважение – это осознанное жизнелюбие и хорошее воспитание.
Уважение человека в его руках.
Помогая другому, помогаешь самому себе.
Знания – одно из основных человеческих достоинств.
Воображение – способность умозрительной реализации духовных усилий.