Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Систематика растений. Выполнила: Плаксина Татьяна Юрьевна учитель биологии МБОУ лицей № 28 имени академика Б.А.Королева Нижний Новгород 2012 Нижегородский институт развития образования Кафедра естественнонаучного образования Презентация к уроку №1

Систематика растений. Разнообразие растительного мира на Земле. Понятие о систематике. Основоположник систематики. Бинарная номенклатура. Основные систематические категории растений.

Разнообразие растительного мира на Земле.

Разнообразие растительного мира на Земле. Известно около Растения различаются 500 000 видов растений по размерам местообитанию внешнему строению срокам жизни и т.д. Как же разобраться во всем многообразии растений, произрастающих на Земле?

Понятие о систематике. Систематика - это наука о классификации. Классификация – это разделение всей общности на отдельные группы по какому-либо признаку.

Основоположник систематики. Шведский ученый-натуралист XVIII в. Написал книгу «Система природы», где дал классификацию растений, животных и даже минералов.

Основные систематические категории растений. Царство Отдел Класс Порядок Семейство Род Вид

Бинарная номенклатура. Видовые названия: герань лесная радиола розовая фиалка собачья лапчатка прямостоячая смородина красная смородина черная клён татарский клён остролистный Видовое название состоит из двух слов: 1– существительное - родовое название; 2 – прилагательное - видовое название. Такая форма названий – бинарная или двойная.

Лютик едкий Лютик ядовитый Лютик золотистый Лютик ползучий Лютик кашубский Видовые названия:

Таксономическое описание вида. Царство Отдел Класс Порядок Семейство Род Вид Растения Покрытосеменные Двудольные Магнолиевидные Лютиковые Лютик Лютик едкий

Заслуги Карла Линнея основоположник систематики ввел бинарную номенклатуру ввел названия растений на латинском языке

Царство Растения Двудольные Однодольные ▪Моховидные ▪ Плауновидные ▪Хвощевидные ▪Папоротниковидные ▪ Голосеменные ▪ Покрытосеменные Отделы Классы Отделы Злаки Лилейные Орхидные Осоковые и др. Крестоцветные Маковые Крыжовниковые Ивовые и др. Семейства

Расположите систематические категории в порядке возрастания. Класс Царство Отдел Род Семейство Вид Порядок

Работа с атласами-определителями. 1. Найдите в атласах, лежащих на ваших столах, названия растений, принадлежащих к одному роду, и запишите эти названия в тетрадь. 2. Найдите в атласах-определителях латинские наименования растений. Запишите в тетрадь латинское и русское названия одного-двух растений.

Ответьте на вопросы. Что такое систематика? Кто является автором систематики? Какая самая крупная единица систематики? Какая самая мелкая единица систематики? Что такое бинарная номенклатура? Для чего нужны латинские названия? Назовите основные отделы царства растений.

Домашнее задание. Параграф 37. Выписать термины в словарик. Найдите названия растений, которые даны в честь какого-либо известного человека. В чем заслуга этих людей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в электронном виде представлены иесты по семействам: Пасленовые, Бобовые, Крестоцветные, Розоцветные...

Урок - игра в форме "Звёздного часа". Учащиеся в игровой форме обобщают свои знания по данной теме....

Проверочная работа составлена для определение уровня овладения учащимися учебным материалом по теме "Систематика растений, её значение для ботаники" (§36 учебника Пономаревой И.Н., Корнилов...

Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 1. Систематика. Многообразие растений...

«Влияние животных» - Фелинотерапия - терапевтическое воздействие кошек. Виды терапии. Также используется и термин “деятельность с участием животных”. Виды. Сейчас появились такие центры и в России в большинстве крупных городов. Кошки скрашивают одиночество, успокаивают, снижают артериальное давление. История анималотерапии.

«Изучение животных» - Эксперимент Моделирование Гипотеза и теория. Зоология (по классификационному критерию). Греческий ученый Аристотель (IVв. Систематика животных. Методы изучения. Различия животных и растений. Сходство и различия животных и растений. Основные таксоны: Вид Род Семейство Отряд Класс Тип Подтип Царство.

«Воздействие человека на животных» - Браконьерство в Крымском заповеднике На Алтае На Ангаре. Вырубка лесов. Соболя. Воздействие человека на животных. Промысел -. Прямое воздействие человека. Косвенное воздействие. Прокладка автомобильных и железнодорожных магистралей и трубопроводов. Косвенное воздействие – изменение среды и места обитания.

«Животные Казахстана» - Стоит людям построить новый. город, воробьи тут как тут. В толковом словаре Даля для удода указаны 2 синонима - пустушка и потатуйка. Орёл. Удод - (Галанский петушок). Знаете ли вы, что есть воробей, который живет в глубоких норах? По данным Всемирного союза охраны природы, довольно многочисленный вид.

«Растительный и животный мир» - Разнообразие растительного мира. Факторы, влияющие на растительность. Птицы. Растительноядные животные. Найдите на карте растительности территории, занятые пустынями, тундрами, лесами и степями. Пустыни. Хищники Тундры. Содержание. Животные степей. Степи Леса. Климат Грунтовые воды Почва Деятельность человека Рельеф(высотная поясность).

«Животный мир России» - Пищевые цепи: соболь, кедр, лось, белка, рысь. Недостаток укрытий; Быстрый бег; Норы; Стада; Запас пищи на зиму. Лось. Животный мир: Белка. Экономное расходование воды; Спячка летом; Норы. Животный мир России. Ярусное распределение; Лазание по деревьям; Спячка; Линька; Гнезда; Норы. Лесная зона. Кедр.

Всего в теме 22 презентации

Урок 2. Система растений и животных – отображение эволюции.

Цель урока: формирование знаний о современной системе органического мира.

Задачи:

1) образовательные: формирование знаний о современной системе органического мира как отображение эволюции органического мира;

2) развивающие: развивать у учащихся умение выделять главное, обобщать пройденное, логически излагать свои мысли, сравнивать, делать выводы;

3) воспитательные: формирование у учащихся научного мировоззрения об эволюции органического мира.

Оборудование : таблицы по общей биологии, портрет К. Линнея.

План урока:

  1. Что такое систематика и классификация.
  2. Современная система живой природы; принципы классификации.
  3. Заслуги К. Линнея в развитие систематики.
  4. Систематические категории растений и животных.

Структура и ход урока:

  1. Обобщающая схема «Доказательства эволюции».

Доказательства эволюции



Эмбриологические доказательства:

1) Закон Бэра

2) Закон Геккеля – Мюллера

Сравнительно-анатомические доказательства:

Ø Гомологи

Ø Аналоги

Ø Атавизмы

Ø Рудименты

Ø Живые переходные формы (ехидна, утконос)

Палеонтологические доказательства :

Переходные формы (иностранцевий, археоптерикс, ихтиостег)


2. Систематика – наука о многообразии и классификации организмов.

Классификация – это распределение организмов в родственные группы.

Многие ученые пытались заниматься классификацией. Но их попытки не увенчались успехом, так как натуралисты отражали порядок, установленный Творцом, а не родство видов.

3. Рассмотрим современную систему живой природы и основные признаки 4-х царств.

КлеточныеНеклеточные (вирусы)

Надцарство

Покариоты:Эукариоты:

Царство Бактерии

Царство Растения

Царство Животные

Царство Грибы

Особенности

Бактерии

  1. нет ядра
  2. нет никаких органоидов, кроме рибосом
  3. очень простое строение

Растения

  1. в клетках есть ядро, пластиды
  2. в хлоропластах происходит фотосинтез
  3. по типу питания – автотрофы
  4. в оболочке клеток есть клеточная стенка из целлюлозы
  5. у высших растений есть вегетативные органы
  6. размножаются спорами, семенами, вегетативно
  7. прикрепленный образ жизни
  8. растут всю жизнь
  9. много тканей (проводящая, механическая и т.д.)

Животные

  1. ограниченный рост
  2. подвижность
  3. в клетках накапливается гликоген или хитин
  4. по типу питания – гетеротрофы
  5. размножаются половым и бесполым путем
  6. выделяют только 4 ткани (мышечная, нервная, соединительная, эпителиальная)

Как у растений:

  1. прикрепленный образ жизни
  2. растут всю жизнь
  3. размножаются спорами

как у животных:

в клетках накапливается гликоген или хитин

4. Большой вклад в развитие систематики внес ученый Карл Линней. Его заслуги:

Ø ввел 1 тыс. ботанических терминов (пестик, тычинка, чашечка и др.)

Ø использовал систематические категории (род, вид, класс и др.)

Ø ввел двойное название вида на латинском языке

Ø в своем труде «философия ботаники» раскрыл принципы классификации растений по количеству частей цветка.

Но его система была искусственной, так как не отражала принципы родства между группами и строилась на немногих произвольно взятых признаках.

Таксоны – это систематические категории, используемые для классификации.

Таксоны растений

Таксоны животных

Макроэволюция:

Происходит в единицах выше рода

Завершается образованием надвидовых единиц

Происходит в грандиозно историческое время

Не доступна наблюдению

Семейство

Есть доказательства в пользу эволюции

Семейство

Эмбриологические и т.д.

Микроэволюция :

Завершается образованием вида

Происходит внутри вида

Доступна наблюдению

Происходит в короткое время.

Вид – это наименьшая единица классификации.

Вид – это реально существующая в природе единица, которая изменяется во времени.

Здесь учитывается принцип иерархии – соподчинения единиц низшего ранга высшим. Категории представляют собой группы из одной или нескольких таксономических единиц низшего ранга. Роды, семейства, отряды, классы, типы представляют собой ветви «древа жизни». Происхождение многообразия органического мира отображается в виде разветвленного дерева, на котором каждый пучок представляет собой группу видов, возникших от исходной формы. То есть соблюдаются принципы монофилии и дивергенции .

Вывод : все многообразие видов органического мира возникло от исходного предка в результате дивергенции признаков, благодаря движущим силам: естественный отбор, борьба за существование. Материалом эволюции является наследственная изменчивость.

краткое содержание других презентаций

«Единицы систематики растений» - Вид. Важность изучаемой темы. Отец систематики. Понятия «систематика», «вид». Понятие о систематике растений. Кошка. Герань лесная. Разнообразие растений. Систематические таксоны растений. К.Линней. Систематика. Систематические группы. Без систематики в биологии был бы хаос.

«Растение лишайник» - Виды лишайников. Урок «Лишайники». Размножение. Тест по теме «Грибы». Слоевище лишайника. Питание лишайников. Листоватые лишайники. Накипные лишайники. Типы лишайников. История исследования. Внутреннее строение. Размножение лишайников. Жизнь. Кустистые лишайники. Водоросли. Значение лишайников. Индикаторы загрязнения. Отношения. Где живут. Лишайники. Красная книга России. Красная книга. Тело лишайника.

«Систематика высших растений» - Номенклатурный тип вида. Биологический энциклопедический словарь. Таксономическая категория. Современная бинарная (биноминальная) номенклатура. Систематика высших, или наземных растений. Принцип универсальности. Иерархическая система систематических групп. Иерархия таксонов. Систематика высших растений. Номенклатурный тип рода. Принцип уникальности. Ранг. Принцип типификации. Номенклатурный тип таксонов.

«Высшие растения» - Органы высших растений. Ткани. Индивидуальное развитие высших растений. Особенности организации высших растений. Критерии оценки схемы. Критерии оценки. Органы цветкового растения. Транспорт питательных веществ. Характеристика подцарства Высшие Растения. Кроссворд. Подцарство Высшие Растения.

«Низшие растения» - Общие признаки Heteroconta. Разнообразие строения и образа жизни низших растений. Лишайники. Мир живых существ. Start Over. Критерии. Андерсен. Гетерогенная группа. Phylum. Прокариоты. Значение низших растений. Организмы. Kingdom. Неразделенный органический мир. Талломные растения. Heterokontophyta. Photosynthetic chromists. Ряд классов водорослей. Низшие растения. Митохондрии и хлоропласты. Chromista.

«Систематика растений» - Систематические категории (таксоны). Класс однодольные. Класс двудольные. Систематика растений. Классификация. Систематика – это наука о классификации организмов. Род лютик. Систематика – наука о распределении растений на группы. Систематика – наука о классификации организмов. Виды объединяют в роды. Как даются названия растениям. Признаки покрытосеменных растений. Многообразие растений. Найдите растения, относящиеся к одному роду.


Аристотель - древнегреческий философ ок. 348–347 до н.э.. Пытаясь систематизировать живые существа, Аристотель создал лестницу природы, в которой отдельные объекты живой и неживой природы находились на своей ступени. Лестница начиналась минералами, а заканчивалась человеком. Иными словами - животные, почва, растения, вода, воздух, вещества у Аристотеля не имели четких границ и объединялись в единую систему.


Джон Рей (John Ray) (), английский биолог Наибольшее значение для развития зоологической и ботанической систематики имела научная деятельность Джона Рея. Он утверждал, что, несмотря на значительные различия между женскими и мужскими особями, эти обе формы относятся к одному виду, т. к. производят плодовитое потомство, похожее на своих родителей. Иными словами, Д. Рея можно считать основоположником понятия «вид».




Карл Линней (Carolus Linnaeus) (), шведский биолог В 1735 г. опубликовал произведение «Система природы», которое принесло ему мировую славу.


Линней считается создателем научной системы животных и растений. Он предложил называть каждый вид двумя словами на латинском языке, из которых первое было названием рода, а второе - видовое (бинарная номенклатура). Предложенная бинарная номенклатура была принята всеми учеными, ею пользуются и в настоящее время. Ромашка аптечная- Matricaria chamomilla Ромашка душистая - Matricaria matricarioidis Подорожник большой -Plantágo májor




Майский шиповник (Rosa majalis) Наиболее характерными отличительными признаками этого вида шиповника являются густо покрытые мелкими игольчатыми шипиками основания стволиков. шиповник морщинистый (Rosa rugosa) Крупные яркие цветки появляются почти все лето, он очень привлекателен осенью яркой желто-оранжевой окраской листьев шиповник колючий (Rosa spinosissima) сизый шиповник (Rosa glauca) Он более высокорослый, обильно цветет снежно- белыми некрупными цветками, а к осени образует твердые, при созревании чернеющие плоды. Листья –сизо-зеленые, часто с пурпурно-красными жилками, нередко одна половинка листочка сизая, а другая также пурпурно окрашена.






Заполните таблицу ВидРод Вишня кислая Клевер красный Морковь дикая Рябина обыкновенная Лютик едкий Герань лесная Роза коричная Роза морщинистая Горчица полевая Горчица черная ВидРод Вишня кислая Клевер красный Морковь дикая Рябина обыкновенная Лютик едкий Герань лесная Роза коричная Роза морщинистая Горчица полевая Горчица черная Вишня Клевер Морковь Рябина Лютик Герань Роза Горчица


Заполните таблицу Растения семейства розоцветных Число родоввидовособей Гравилат городской – 3 растения Гравилат речной – 1 растение Земляника лесная – 1 растение Земляника садовая -1 растение Яблоня лесная – 1 растение Роза иглистая – 1 растение Растения семейства розоцветных Число родоввидовособей Гравилат городской – 3 растения Гравилат речной – 1 растение Земляника лесная – 1 растение Земляника садовая -1 растение Яблоня лесная – 1 растение Роза иглистая – 1 растение 2 2 2


Ромашки аптечная душистая подорожник B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B8%D0%B4 – биологический вид иерархия B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B8%D0%B4 виды