Тротуарная плитка ценится за практичность, высокую прочность, долговечность, устойчивость к влаге и перепадам температуры. Она не выделяет вредные для человека вещества при нагревании, как асфальтовое покрытие. Многообразие форм, размеров, расцветок и фактур дорожно-строительного материала поражает воображение. Комбинируя разные виды изделий, можно создавать красивые покрытия. Укладка тротуарной плитки требует строгого выполнения всех строительных правил. Если технология мощения нарушается, покрытие быстро разрушается.

Она может быть вибролитой и вибропрессованной. Изделия отличаются технологией изготовления. Вибролитые элементы создают, утрамбовывая раствор на вибростоле. При изготовлении вибропрессованного изделия смесь подвергается давлению с вибрацией. Вибропрессованные изделия имеют более высокую прочность. Плитку производят из бетонной смеси и глины. В состав добавляют отсевы гранитных пород и пластификаторы. Самой прочной является гранитная плитка. Ее изготавливают из натурального гранита.

Изделия могут иметь ромбовидную, шестиугольную, прямоугольную, квадратную и клиновидную формы. Пользуется популярностью фигурный материал «Волна» (с волнообразными краями), «Клевер» (с полукруглыми выступами) и «Кость» (напоминает катушку). Существует много способов укладки ромбовидной плитки (шестигранники, снежинки, звезды). Из ромбов можно создать покрытие с эффектом 3D.

Для создания садовых дорожек возле коттеджей и загородных домов приобретают вибролитую плитку толщиной 40 мм. Вибропрессованные изделия можно укладывать на дорогах с большой нагрузкой (площадях, тротуарах). Они должны иметь толщину не менее 60 мм. Если планируется укладка на улице на проезжей части, лучше использовать гранитную плитку. Интенсивное движение легкового автотранспорта выдержит материал толщиной 70-80 мм. Если по дороге будут ездить грузовики, толщина покрытия должна составлять 100 мм.

Перед покупкой нужно оценить качество плитки. На ее поверхности не должно быть отверстий, зазубрин и щербин. При постукивании плиток друг о друга должен появляться звонкий звук. Если звук глухой, от покупки товара надо отказаться. Не стоит покупать ярко окрашенные изделия, а также те, в которых есть пустоты. Чтобы оценить плотность материала, нужно попросить его разбить. Необходимо выяснить, насколько ровной является поверхность изделия. Если тротуарная плитка всеми углами на стол легла, ложится ровно и не качается, она качественная.

Варианты укладки

Перед приобретением тротуарной плитки надо выбрать вариант укладки. На прямых и ровных участках проще всего выполнить линейную схему. Такая технология укладки тротуарной плитки является самой простой. Она позволяет экономно расходовать материал.

Линейная раскладка может быть горизонтальной, вертикальной, прямой или со сдвигом. При смещении рядов узор покрытия напоминает кирпичную кладку. Если использовать изделия разных оттенков, можно получить эффект «гусеничного следа». Ряды плитки иногда размещают под углом к линии дорожки. Такая укладка называется диагональной.

Если используется диагонально-угловая схема раскладки, формируется рисунок «елочка» или «плетенка». Чтобы уложить «елочку», ряды плитки располагают под углом 45° к линии дорожки. «Плетенку» мостят, чередуя горизонтальную и вертикальную укладку. Диагонально-угловая схема отличается высокой прочностью. Она зрительно уменьшает пространство.

Плитку можно укладывать модулями из 2-3 элементов. Сочетая 2 цвета, создают шахматный узор. Если использовать элементы разного размера и оттенка, получится оригинальный хаотичный рисунок. На придомовой территории красиво смотрится спиральная раскладка. Чтобы создать декоративные круги, надо приобрести материал с клиновидными элементами. Художественную раскладку выполняют из изделий разных форм и расцветок. Подбирая способы укладки плитки, надо учитывать дизайн архитектурных строений и приусадебной территории.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы выполнить работы по укладке, необходимо приобрести инструменты:

  1. Штыковую и совковую лопаты для выемки грунта.
  2. Грабли, чтобы разравнивать поверхность сыпучих материалов.
  3. Колья и веревку для разметки участка.
  4. Резиновый молоток для выравнивания материала (деревянная киянка с резиновой головной частью).
  5. Строительный уровень (1,5-2 м).
  6. Рулетку.
  7. Щетку или веник.
  8. Штамповку.
  9. Резиновый шпатель.
  10. Ровную планку для выравнивания поверхности слоев.
  11. Болгарку (диск с алмазным напылением).
  12. Лом, чтобы выполнить демонтаж тротуарной плитки.

Нужно приготовить бордюры, песок, щебень (фракции 10-20, 20-50) или гравий, штукатурную смесь или цемент (М400, М500). Чтобы укрепить фундамент покрытия, понадобится арматурная решетка с ячейками 10х10 или 8х8 см. Создать покрытие на большой площади поможет машина для укладки.

Разметка будущих дорожек

Чтобы правильно выложить плитку самому, сначала надо сделать разметку. Начинать работы нужно возле здания, забора или ворот. Возле сооружения надо забить 2 колышка. Расстояние между ними должно соответствовать ширине дорожки. Ширину покрытия лучше подогнать под размер изделия, чтобы не пришлось резать материал. Поскольку конструкция будет поддерживаться бордюрами, необходимо оставлять для них место (10 см с каждой стороны). Другие 2 колышка забивают возле другого строения. Между колышками натягивают 2 веревки.

Укладка уличной плитки на большой территории осуществляется после ее раздела на полосы шириной 1-1,5 м. Если дорога имеет изгибы, ее разделяют на небольшие участки. Разметку каждого участка делают отдельно.


Земляные работы и защитный слой

Объем земляных работ зависит от вида грунта. Если почва плотная и глинистая, достаточно снять слой толщиной 15-20 см, чтобы удалить корни растений. Когда грунт рыхлый, необходимо удалить слой толщиной 30-35 см. Если планируется укладка тротуарной плитки зимой, траншею для мощения нужно подготовить до холодов.

На поверхность траншеи насыпают песок. Песок утрамбовывают вместе с почвой. Чтобы оставшиеся в грунте семена растений не прорастали и не разрушали покрытие, на дно траншеи укладывают нетканое полотно. Полосы материала должны перекрывать друг друга на 15-20 см.


Устройство дренажа

Правильная укладка плитки не является гарантией долговечности покрытия. Грунтовые и дождевые воды постепенно вымывают частицы песка и грунта, разрушая основание дороги. Чтобы влага не испортила покрытие, необходимо сделать дренажный слой.

На дно траншеи нужно насыпать щебенку. Толщина слоя должна составлять 15-18 см. Щебень надо хорошо утрамбовать и разровнять. Сверху насыпается и также разравнивается тонкий слой песка, на который укладывают нетканое полотно. Нужно позаботиться о том, чтобы вода стекала к краям дорожки. Для этого делают поперечные и продольные уклоны. Подушка под тротуарную плитку выполняется на последнем этапе подготовительных работ.

Размещение ограждающих бордюров

Укладка бордюра осуществляется сразу после выполнения работ по устройству дренажа. Лучше использовать готовый штучный бордюр из бетона. Бордюрные блоки устанавливают возле вертикального среза грунта по краям дороги. Желательно, чтобы верхний край бордюра находился на 1-2 см выше уровня почвы. Иначе дорожки будут постоянно грязными.

Бордюрные блоки закрепляют бетонным раствором. После укладки бордюра нужно проверить, насколько он ровный. Для этого используют строительный уровень. Если некоторые блоки установлены неправильно, их положение корректируют деревянной киянкой.


Применяемые виды оснований

Перед тем как выложить площадку плиткой, нужно сделать основание. Подстилающий слой помогает выровнять поверхность участка. Он придает покрытию устойчивость и увеличивает его прочность. Надежное основание не позволяет тротуару разрушаться под весом людей и машин. Оно защищает покрытие от разрушения в осенне-зимний период, когда в его зазорах образуется лед.

Технология укладки тротуарной плитки зависит от способа эксплуатации покрытия. Если нагрузка на его поверхность будет небольшой (пешеходная дорожка), достаточно сделать подстилающий слой, состоящий из песка и цемента. Если мощение осуществляется под автомобиль, необходимо бетонное основание.

Бетонное

Перед бетонированием основания выполняют работы по армированию. Арматурную сетку укладывают на металлические или каменные подставки. Арматура должна находиться на 3-5 см выше поверхности траншеи. Гарцовка для тротуарной плитки готовится из песка и цемента в пропорции 3:1. Лучше использовать речной или карьерный мытый песок. В нем не должно быть частичек глины или извести. Раствор равномерно и тщательно распределяется по участку траншеи, чтобы добиться ровной поверхности.

Лучше сразу залить бетоном всю дорожку. Если часть работ откладывается на следующий день, залитый бетоном участок надо накрыть полиэтиленом. Бетонное основание под тротуарную плитку должно иметь толщину 10-12 см. Чтобы цементная подушка была прочной, ее 3-5 дней увлажняют. После увлажнения бетон накрывают полиэтиленом. Укладывать покрытие можно через 7-12 дней.

Из песка и цемента

Траншея засыпается смесью песка и цемента. Ее готовят в пропорции 3:1. Толщина песочно-цементного основания должна составлять 12-15 см. Подстилающий слой нужно хорошо утрамбовать и выровнять. Если глубина траншеи слишком большая, ее можно уменьшить с помощью песка. Песок насыпают под основание и тщательно трамбуют.

Технология мощения тротуарной плиткой требует, чтобы цементно-песочная смесь была сухой. Поэтому лучше делать основание непосредственно перед мощением в сухую погоду. Цементно-песочный слой нужно укладывать на геотекстиль. Если этого не сделать, песок быстро вымоется, а плитка просядет.

Обработка плитки перед укладкой

Перед монтажом плитку нужно обработать гидрофобным раствором. Средство повысит морозоустойчивость и влагостойкость материала, а также увеличит срок его эксплуатации. Гидрофобизаторы улучшают декоративные качества и защищают от грибковых микроорганизмов. На обработанной гидрофобным раствором поверхности не появляются солевые пятна. Материал погружают в гидрофобный состав, затем высушивают. Процедуру повторяют.

Во время обработки нужно тщательно осматривать все элементы. Изделия с дефектами нужно отложить. Когда понадобится резать тротуарную плитку, чтобы оформить углы, бракованные элементы пригодятся.


Работы по укладке нужно осуществлять при подходящих погодных условиях. Погода должна быть сухой и безветренной. Нельзя укладывать покрытие на песчано-цементное основание при минусовой температуре. При замерзании почва расширяется, а после оттаивания проседает. Если уложить покрытие на замерзший грунт, после его оттаивания оно разрушится. Правила укладки тротуарной плитки позволяют выполнять работы на бетонном основании во время мороза, но делать это нежелательно.

Монтаж

Тротуарную плитку на бетонном основании закрепляют цементным раствором. Швы полностью заполняют смесью. При этом толщина швов не должна превышать 3 мм. Укладывая элементы, нужно находиться на покрытии. Наступать на основание нельзя. После укладки каждого ряда нужно проверять качество выполненных работ строительным уровнем. Элементы, которые уложены неправильно, выравнивают резиновым молотком.


На цементно-песочное основание необходимо укладывать, вбивая каждый элемент деревянной киянкой. Материал должен надежно закрепиться в основании. Если изделие «проваливается», под него нужно насыпать слой песка. Зазоры между плитками заполняют смесью или песком. После выполнения работ покрытие увлажняют из шланга с распылителем. Если в зазорах смесь «просела», нужно насыпать в них еще немного смеси. Пользоваться покрытием можно через 2-3 дня.

Заделка швов тротуарной плитки осуществляется с помощью песка, цементной или бетонной смеси. Если используется песок, его нужно предварительно просеять. Цементную смесь готовят из цемента и песка в соотношении 1:5. При приготовлении бетонной смеси цемент смешивают с песком в пропорции 1:3. Песок и смеси должны быть сухими. Выкладка затирки осуществляется с помощью резинового шпателя. Уровень смеси в зазорах должен составлять от 1/2 до 3/4 высоты плитки. Излишки смеси сметают с покрытия веником.

После этого приступают к заливке швов. Когда смесь застынет (через 1-3 суток), в зазоры насыпают смесь и снова ее увлажняют. После высыхания состава процедуру повторяют в третий раз. Возможно, что придется добавлять смесь в швы еще несколько раз. Заканчивать работу можно тогда, когда смесь в зазорах будет на одном уровне с поверхностью плитки.

Меня зовут Ростислав, мне 37 лет, и я – строитель с двенадцатилетним стажем. Начинал я на стройке подсобником - как и многие. Работал по правилу: «принеси, подай, придержи и не мешай». Но время прошло - я вырос годами и профессионально, приобрёл личный инструмент и начал работать самостоятельно.


Первое моё правило при выполнении какого-либо проекта – это тщательная подготовка материала и инструмента для достижения хорошего конечного результата.

Речь пойдёт о технологии укладки тротуарной плитки.

Тротуарная плитка уверенно заняла свою нишу в декорации приусадебных участков, понемногу вытесняя своих прямых конкурентов - асфальтирование и бетонирование.

И самое главное достоинство это - естественное дренажирование атмосферных осадков в грунт, без их задержки на поверхности.

Перед тем как приступить к работе, прочитайте эту статью до конца, потому что в конце будут приведены расчёты с которых нам надо будет начать подготовку к выполнению.

Итак, материалы и инструменты:

Материалы

1.Тротуарная плитка.

2. Бордюры: дорожные, тротуарные.

4. Цемент марки 400.

6. Щебень, фракции 5х20мм.

7. Отсев, среднезернистый

8. Геотекстиль

Инструменты

1.Гидроуровень.

2.Колышки (деревянные или арматурные).

4.Рулетка.

5.Угловая шлифовальная машина (болгарка)

6.Ручная трамбовка или трамбовочная машина.

7. Бетономешалка.

9. Лопата.

10. Резиновый молоток, вес 400грамм.

11. Трубы направляющие 20 – 30мм в диаметр.

12.Правило или ровная рейка 50х50мм

Итак, приступая к работе на объекте, сначала необходимо тщательно высчитать квадратуру участка, на котором будут проводиться работы. Это можно сделать с помощью калькулятора, который

Подбор тротуарной плитки и бордюров для дорожки

Следует учесть, что при заказе или покупке тротуарной плитки, нужно приобретать материал больше просчитанной площади на 5-7 %, потому что при укладке и транспортировке очень часто на плитке могут появиться сколы. Также надо учитывать подрезы и если после укладки у Вас останется 10-15 штук, они могут Вам пригодится в случае ремонта или в других непредвиденных ситуациях. Также посчитаем метраж бордюров и желобов.

Хочу акцентировать внимание на том, почему именно тротуарная плитка «Старый город». Эта плитка имеет ряд достоинств.

Во-первых: размер плитки - четырёхкомпонентный, то есть комплектация состоит из четырёх разных размеров.

С помощью этого мы можем максимально приближённо просчитать ширину и длину обустраиваемого участка, избегая по максимуму подрезки плитки

Во-вторых: плитка имеет различную цветовую гамму. Это позволяет более расширенно подойти к вопросу дизайнерского проекта обустраиваемой территории.

В-третьих: эта плитка в зависимости от назначения имеет разную толщину в диапазоне 40, 60, 80мм. К примеру - на участках обустраиваемой территории, которые предназначены только для пешеходов, рекомендуется использовать плитку толщиной 40мм..Там, где предусматривается короткосрочное движение транспортных средств – 60мм. А там где проектируется постоянная нагрузка от транспортных средств и других факторов - 80мм.

Также плитка делится на виды по способу изготовления: литая, вибролитая, и вибропресованная.

Литая - это плитка приготовленная посредством заливания жидкого бетонного раствора в формы. Без воздействия на заготовки механическим процессом плитку доводят до готовности с помощью застывания раствора в формах при благоприятных условиях. Характеризуется невысокой ценой, но невысокими эксплуатационными свойствами - боится постоянного воздействия серьёзных погодных и механических факторов.

Вибролитая – подразумевает собой тот же процесс приготовления, что и литая, но с использованием электрического вибростола, с помощью которого при изготовлении достигается более уплотнённая фактура и состав комплектующих материалов используемых при приготовлении плитки. При этом количество воды в приготовляемой смеси для изготовления плитки намного меньше чем у литой. Это влияет на сроки функционирования в эксплуатационный период.

Вибропресованная. В отличие от технологий литого и вибролитого производства плитки, при вибропрессовании бетон уплотняют не только вибрацией, но и сжатием. Установки для производства вибропрессованной плитки обеспечивают вертикальный нажим на форму с бетоном (сжатие, прессование) и одновременно подвергают форму вибрационному воздействию. Благодаря этому плотность готовой плитки выше, чем плотность литой или вибролитой. Отличие от вибролитой плитки состоит в количестве воды. Для вибропрессования используют «сухие» смеси с минимальным количеством воды. Подвижность таких бетонов мала, поэтому вибрационное воздействие без дополнительного прессования не заставит смесь полностью заполнить форму. Минимальное количество воды в смеси для вибропрессованной плитки увеличивает ее прочность, стойкость к истиранию и снижает способность впитывать воду (морозостойкость). Прочность, стойкость к истиранию и воде увеличивают присадками и добавками.

Бордюры также отличаются по типу:

  1. Дорожный бордюр. Самый популярный - дорожный бордюр длиной 1 м. Высота и ширина варьируется в зависимости от места применения. Для отделения дорог от тротуаров и газонов используется бордюр шириной 30 см и высотой 15 см. На остановках общественного транспорта применяют бордюр шириной также 30 см, а высотой 18 см.

  1. Тротуарный бордюр. Имеет размеры 1000х200х80мм, а также 500х200х80мм. Применяется для благоустройства тротуаров, дорожек, отмосток, газонов, различных площадок, может служить элементом ландшафтного дизайна, ограждает конструкции и придаёт им законченный вид. Самое основное то, что бордюр является упором дорожного или плиточного полотна, а именно с его установки начинается подготовка основания.



На сегодняшний день цветовая гамма бордюров очень многообразна. В принципе, цвет и даже размер можно обсудить с заводом изготовителем или с поставщиком при приобретении комплектации на строительный участок.

Желоб водосточный . Основным предназначением водосточного желоба является отвод дождевой или талой воды к дренажному колодцу или дождеприемнику, а в упрощенном варианте – к месту сброса. Бетонные водостоки состоят из отдельных готовых желобов, а по форме они различаются:

  • на мелкие – открытые полукруглые желоба, имеют размер 250х160х40мм, 500х200х65мм, а также 340х155х60мм.
  • на углубленные – имеющие в поперечном сечении форму четырехугольника и закрывающиеся сверху решеткой. Имеют размер: длина -1000мм, ширина -165мм, а высота может быть 80,100,165,190 и 215мм.

Открытые водостоки достаточно безопасны и удобны в обслуживании, но в случае сильного ливня они не справляются с потоками воды. Углубленные бетонные желоба прикрываются металлическими защитными решетками во избежание травм и для возможности беспрепятственного проезда транспортных средств.

Решетки предохраняют водостоки от попадания внутрь крупного мусора, но чистить лотки требуется периодически.

Бетонный желоб может выполнять дополнительную функцию – декоративную. Часто при укладке тротуаров используют разные виды, формы и цвета плитки. Водосток в этом случае может стать своеобразным разделителем.

Водосточные желоба, как и бордюры, могут быть подобраны под цвет плитки, или наоборот, выделять какие-то сектора на обустраеваемой территории.

При расчёте желобов и бордюров также нужно учитывать 5-типроцентный запас на участки подрезки и сложности монтажа.

Приступаем к монтажным работам перед укладкой

Приступая к объекту и сделав все расчётные работы, выполняем в первую очередь разбивку территории. Определяемся согласно проектному плану или плану согласованному с заказчиком, на какие сектора будет разбиваться территория,какие участки нужно выделить в высотном плане - то есть: площадки под беседки, барбекю, пандусы или брустверы, уклоны, места прохождения желобов и точки сброса воды. На своём опыте скажу, что если работы производятся на территории частного жилого сектора, то все уклоны обустраиваются на максимальном расстоянии от построек, то есть, после произведённых работ, должно визуально казаться что постройки находятся выше тротуарной или проезжей части участка. Это делается для того чтоб максимально отвести влагу от построек.

Готовим основание

Все работы начинаются с подготовки основания. На участке, где будут производиться работы, снимается верхний слой грунта, чтобы по максимуму удалить корневую систему растений, (не более 40см) и углубиться на нужную нам глубину для засыпки основы под плитку. Надо понимать, что все уклоны по площадке необходимо начинать делать уже при выравнивании земляного полотна. Тогда и подсыпанные слои лягут равномерным слоем, создавая и корректируя нужный нам уклон. Если вы мостите участок небольшой площади и у вас достаточно сил чтобы снять необходимый по толщине слой грунта, можно сделать это с помощью кирки и лопаты. Удалив грунт, подчистите дно корыта, чтобы удалить бугорки и кочки. После этого нужно тщательно затрамбовать земляное полотно с помощью трамбовки, или виброплиты. Без этих инструментов невозможно качественно уплотнить поверхность земляного корыта. Укладка подстилающих слоев и плитки на не уплотненный грунт приведет к проседанию отдельных участков покрытия.

Чтобы узнать на какую глубину нам нужно снимать грунт, нужно забить колья по периметру участка. Если участок большой или имеет скрытые участки, значит нужно разбить один большой участок на несколько небольших - видимых. На этих кольях с помощью гидроуровня, отбиваем «горизонт» (как это правильно сделать, я писал в статье « Устройство армопояса под мансардную кровлю»). Когда у нас горизонтальные метки есть, мы определяемся с уклонами площадей. Уклон необходим для того, чтобы атмосферные осадки не скапливались в одном месте, а отводились подальше от построек и пешеходных зон. Самый оптимальный уклон – это «Дорожный уклон».

Дорожный уклон – это уклон, который применяется в строительстве полотна проезжей части, и равен 1метр=1сантиметр. То есть, отклонение от горизонта на одном метре – один сантиметр.

Пример : если длина площади равна 10 метров, то в начале и в конце площади забиваем по колышку. Отмечаем с помощью гидроуровня горизонтальные метки, и, там где нам нужно (в начале или в конце) опустить площадь, на этом колышке отмечаем вниз 10 см. от горизонтальной метки.

Когда с уклонами и с разбивкой покончено, можно приступать к установке бордюров. Для этого в местах, где будут устанавливаться бордюры, забиваем направляющие колья и выставляем на них высотную отметку, натягиваем леску или шнурку. Это будет Высотный маяк.

Следует заметить что, если площадь плитки укладывается с уклоном, то и бордюры должны устанавливаться с тем же градусом уклона.

От высотной отметки вниз отмечаем высоту нашего бордюра, плюс 10см на подсыпку и бетон на который будет устанавливаться бордюр и, если нужно, убираем лишний грунт. Далее готовим основу, трамбуем дно, просыпаем щебнем, слоем 5см, и опять трамбуем. Готовим бетон. Бетон должен быть густой, приготовлен в пропорции 1 / 3. Одна порция цемента и три порции песка и щебня. Равномерно, лопатой, на верх протрамбованого щебня, накладываем бетон на всю длину бордюра, примерным слоем 6 -7 см. и устанавливаем бордюр так, чтобы верх бордюра был по леске, на касание.

Итак, когда все бордюры установлены и бетон начал схватываться, приступаем к установке желобов. В принципе технология установки желобов практически такая же, как и установка бордюров. Согласуем место, где будет слив воды, берём его как самую низкую точку и с помощью колышек и гидроуровня делаем разметку под монтаж желобов. Следует помнить что верх нашего желоба - это уже верх будущей плитки. Желоба нужно очень тщательно выставлять под леску, так как малейший провал в местах соединения элементов повлечёт за собой торможение слива воды и впоследствии - намерзание льда и разрушение бетонных элементов нашей площадки. Тротуарные желоба должны соединяться с трубами отливной системы построек на участке, так как во время дождя или других осадков крыши построек имеют большую площадь забора воды, и, стекая с крыши вода, будет вымывать сначала плиточные швы, а в осенне – весенний период стадия замерзания – размерзания будет разрушать бетонные элементы. Метровые желоба в целях безопасности следует накрыть специальной решёткой, которая идёт в комплекте при приобретении желобов.

Раскатка геотекстиля под тротуарную плитку

Следующий этап нашей работы это – раскатка геотекстиля. Геотекстиль – это рулонный материал. Как материал он появился недавно на рынке, но имеет очень полезные функции. С помощью геотекстиля мы предотвращаем появление сорняков, которые своими корнями разрушают конструкцию основания под плитку, исключаем вымывание песка, защищаем от муравьиных нор и прочих жуков и насекомых. А также геотекстиль является дренажным материалом в нашем конструктиве.

Раскатывается он очень просто, прямо на грунтовую поверхность - там, где будет укладываться плитка, с нахлёстом на предыдущий отрезок 15см, и с небольшими вертикальными отворотами. Как правило, 10 – 15см. Сразу просыпаем небольшим слоем песка.

Устройство песчано – щебёночного основания под тротуарную плитку

По раскатанному геотекстилю с помощью тачки и лопаты рассыпаем песок. Толщина слоя 4-6см. Трамбуем его с помощью ручной трамбовки или виброплиты. Большие площади лучше, конечно, трамбовать с помощью виброплиты так как она не только трамбует, но и ровняет поверхность площади. Трамбовать нужно так, чтоб по одному месту было 5 ударов или проходов виброплиты.

Когда песок выровнен и протрамбован, настилаем слой щебня фракцией 5 – 20мм. Толщина слоя щебня должна быть 15см. Этого вполне хватает для тротуаров и пешеходных зон со средней нагрузкой. Щебень нужно тоже трамбовать, и как показывает практика, ручная трамбовка здесь малоэффективна, лучше - виброплита. При трамбовке щебня рекомендуется делать так званую «расклинцовку». Расклинцовка это – смесь сухого песка с отсевом в равных долях. То есть, берём песок и отсев в одинаковых пропорциях и с помощью бетономешалки перемешиваем до однородного состояния, и когда виброплита заделала один проход по всей площади, берём лопату, набираем смесь и веерным кидком рассеваем по площади смесь. Таким образом, песок с отсевом забивают все щели, которые образовываются на поверхности щебневой основы. После расклинцовки проходим ещё раз виброплитой. Вибрация и давление помогут расклинцовочной смеси опустится в низ щебёночной подушки. Эти операции повторяем до тех пор, пока раслинцовочная смесь будет лежать тонким слоем на поверхности щебневого основания. Конечный этап подготовки основания - это полив водой из шланга. Проливать нужно тщательно и способом «падающей воды», кончик шланга поднять вверх. После поливки ещё раз протрамбовать. Если подготовка сделана правильно, основание становится ровным в плоскости и плотным.

Если на площадке, где собираемся укладывать плитку, присутствует асфальтобетон и он не плохого качества и визуально не наблюдается провалов и бугров, а по гидроуровневой высоте он нас устраивает, то можем считать что у нас подготовка готова, плитку можно ложить используя только выравнивающий отсевоцементный слой.

И ещё, песчано – щебёночное основание применяется только на тротуарах и пешеходных зонах. В местах, где присутствует транспортное движение, и постоянная большая нагрузка, тротуарная плитка укладывается на подготовленное бетонное основание.

Готовим гарцовку

Гарцовка это - сухая смесь отсева с цементом в соотношении 1:3. Одна часть цемента и три части отсева, без добавления воды.

На утрамбованной поверхности делаем разметку под верх плитки. Для этого забиваем колышки, попарно, в начале и в конце нашей площадки и натягиваем лески по визуальному верху плитки. Когда эта операция сделана опускаем леску вниз на толщину плитки, минус один сантиметр. Например: если плитка у нас имеет толщину 6см, то леску опускаем на 5см от уровня верха плитки. Не забываем также про продольный и поперечный уклон. Проверяем все уклоны строительным уровнем, прикладывая на касание к леске или гидроуровнем. По этим лескам выставляем наши маячные трубы. Трубу желательно выбирать круглую - так легче выставлять. Трубы выставляются на расстоянии друг от друга так, чтоб наше правило с запасом длины ложилось на трубы. Например: если правило у нас имеет длину 2 метра, то трубы выставляются на расстоянии не более 1.7 метра друг от друга. Делаем засыпку гарцовки там, где будут лежать трубы, ложим трубы так, чтоб верх трубы прикасался с леской. Затем тачкой или лопатой заполняем пространство между трубами гарцовкой и правилом стягиваем движением на себя, так чтоб гарцовка ровным слоем растянулась по всей захватке.


Если мы делаем дорожки, которые имеют ширину не более 1.5 метра можно использовать широкую, но ровную доску, предварительно вырезав в ней пазы под бордюр на толщину укладываемой плитки. В этой ситуации использование труб не обязательно.

После выравнивания гарцовки по нашей захватке, необходимо её протрамбовать ручной трамбовкой в один проход, не вынимая труб. Гарцовка сразу уплотнится и покажет места провалов, где нужно подсыпать. С помощью лопаты делаем подсыпку и опять стягиваем

правилом. И трамбуем. Эту операцию повторяем два – три раза, пока на нашей захватке не образуется идеально ровная, уплотнённая площадка. Только после этого вынимаем маячные трубы и делаем подсыпку в канавки после труб. Уплотняем резиновым молотком и подровняем с помощью мастерка.

Важный момент: при подготовке выравнивающего слоя гарцовки, нужно использовать всю приготовленную смесь, то есть, уложить, затрамбовать и уложить плитку. Так как гарцовка состоит из цемента и отсева, а отсев имеет некую степень влажности, то цемент с этой влагой вступает в реакцию и оставленная, допустим, на завтра готовая гарцовка уже не будет выполнять свои функции.

Укладка тротуарной плитки своими руками

Тротуарная плитка «Старый город» имеет преимущество при укладке в том, что она имеет разный дизайн. То есть, вариантов рисунка и укладки очень много. Но сам процесс имеет некоторые правила. Во – первых: ровность швов. Через каждые три – четыре ряда проверять натянутой леской направление шва, если нужно, подравниваем ударами резинового молотка. Во – вторых: ровность по плоскости. Также, каждые три – четыре ряда, берём уровень или правило и прикладываем сверху на уложенную плитку и просматриваем нижний зазор. Он должен бить минимальный, если это не так, то так же подравняем ударами молотка, только сверху. И в – третьих: при укладке плитки каждую следует немного пристукивать молотком. Это даёт дополнительное уплотнение подстилающего слоя гарцовки.

В начале статьи я давал информацию, что расчёты будут в конце. Так вот, когда приступаем к работе по тротуарной плитки, задаём себе вопрос: на какую глубину снимать грунт и готовить основу? Так вот, сейчас мы это можем просчитать. Нам для этого нужно знать «привязочные точки», толщину плитки, особенности территории (где будут садовые дорожки, площадки, и самое главное – заезды).

Привязочная точка – это места на территории, где верх тротуарной плитки должен совпадать с элементами постройки на территории. Например: порог дома, низ ступеньки, низ выделенной площадки, и т.д.

Когда эти все данные у нас есть, мы суммируем конструктив: толщина песчаной подушки, плюс толщина щебневой основы, плюс толщина гарцовочной подстилки, плюс толщина плитки. Толщину плитки можно брать за минусом одного сантиметра. Этот сантиметр компенсируется при трамбовании уложенной плитки виброплитой. Нужно учитывать, что на территории толщина плитки может быть разная - в зависимости от технологического назначения.

Итак, когда у нас плитка положена, если есть подрезка, (подрезка это места, где не влезает целая плитка) то подрезку выполняем с помощью болгарки с диском с алмазным напылением, не забывая про средства индивидуальной безопасности (очки, перчатки), просыпаем готовые участки песком. Песок должен быть сухим, мелкокалиброванным и чистым. С помощью веника или садовой щётки распределяем песок по швам, чтоб он максимально заполнил швы, остаток песка не сметаем, а примерно равномерным слоем оставляем на плитке.


Трамбовка плитки

И последний этап - это трамбовка готовых площадей с помощью виброплиты. Виброплита при этом должна иметь резиновую подошву, которая идёт в комплекте с виброплитой, в противном случае, металлическая подошва может попросту разрушить элементы нашей работы. При предварительно хорошо затрамбованной подготовительной основы под плитку, достаточно будет одного прохода виброплиты по площади. При этом песок, который мы заметали в швы, немного просядет и уплотнится. Тут нам поможет тот песок, который мы оставили на площади, тем более, он хорошо высой. После трамбования виброплитой плитка выравнивается по площади, немного проседает, и уплотняется в единую монолитную платформу. После этого, ещё раз заметаем песок по площади, но теперь остатки песка выметаем, чтоб рисунок на площади набрал яркости.

Когда создается проект строительства дома и ландшафтного дизайна, в первую очередь учитывается рельеф местности. От него зависит, где расположится дом, пристройка, беседка, бассейн или пруд, детская площадка и т.д. Когда все задуманные объекты воплотятся в жизнь, соединять их будут садовые дорожки из тротуарной плитки. С небольшими неровностями, ямами и буграми легко справиться при помощи выравнивания поверхности. Но что делать, если участок расположен на склоне? Разберемся, какие бывают уклоны, и каким образом уложить на них тротуарную плитку.

1. Какие бывают уклоны

2. Способы укладки тротуарной плитки

3. Особенности укладки на склонах

Какие бывают уклоны

При укладке тротуарной плитки на склоне необходимо учитывать определенные особенности. Чтобы их понять, обозначим классификацию уклонов:

1. Менее 3° - ровная поверхность

2. От 3° до 10° - небольшой уклон

3. От 10° до 20° - средний уклон

4. Более 20° - крутой склон

Даже при малом уклоне укладку проводят обычным способом, но уклон более 10° уже предполагает специальный подход.

Способы укладки тротуарной плитки

Рассмотрим пример устройства укладки тротуарной плитки на ровной поверхности на примере брусчатки. Брусчатка - это вид тротуарной плитки, она имеет форму кирпичика. Брусчатку отличают такие характеристики, как повышенная прочность, износостойкость, а так же широкий выбор расцветок. Почему именно брусчатка? Она имеет самую простую форму, а значит, это упростит дальнейший процесс мощения территории и обеспечит минимизацию отходов.

Любой проект начинают с планирования: необходимо определить назначение дорожки и тип грунта. От этого зависит толщина плитки, а так же особенности основания.

Проводится размета поверхности, где будет уложена плитка. Границы размечают колышками, между которыми натягивают шнур.

После этого делают траншеи для установки бордюрного камня. Не стоит забывать, что бордюры не являются границами мощения, они служат упорами, чтобы плитка не разъезжалась. На ровной поверхности траншеи делают такой глубины, чтобы после укладки бордюры были вровень с тротуарной плиткой. На склоне же рекомендуют делать бордюры ниже уровня тротуарной плитки для улучшения стока воды. Их устанавливают на бетонный раствор.

Затем на месте будущих дорожек вынимается грунт. Глубина выемки зависит от типа почвы. Например, на глинистых почвах обязательно нужно будет установить дренажную систему из щебня средних фракций толщиной 15-20 см, поэтому грунт вынимают на глубину 40-45 см.

Далее производится укладка слоев основания, каждый из которых необходимо хорошо утрамбовать и разровнять. Верхний (подстилающий) слой делают из песка , бетона или цементно-песчаной смеси . На него укладывают элементы брусчатки. Каждый ряд требует особого внимания, ведь от него зависит каждый последующий. Элементы брусчатки простукивают резиновой киянкой.

На завершающем этапе швы между плитками засыпают цементно-песчаной смесью, поливают водой для усадки и снова засыпают. Таким образом получается ровное красивое покрытие, которое через 1-2 дня уже готово к эксплуатации.

Особенности укладки на склонах

Укладку плитки можно производить на участках с небольшим и средним уклоном. На крутых склонах тротуарная плитка может служить элементом декора или облицовки.

Небольшой уклон

Небольшая крутизна весьма характерна для любой местности, в особенности для отмостки жилого дома, часто она образуется естественным рельефом. На склоне менее 10° можно создать садовые дорожки, площадки, автопарковки, - любое мощение. Укладка плитки в этом случае не отличается от обычной. Действовать нужно по правилам, описанным выше.

Средний уклон

В то время как на малых склонах можно создать мощение любого назначения, на склонах от 10° до 20° плитка может быть только элементом садовых дорожек. Проведение работ на участке со средним уклоном имеет некоторые особенности в проведении как подготовительных работ, как и устройстве основания. Следует помнить, что чем больше уклон, тем больше вероятность сползания укладки. Именно это необходимо предотвратить.

Для решения этой проблемы поможет нетканый рулонный материал геотекстиль (или геосетка). К свойствам геотекстиля относят прочность, морозостойкость, экологичность. Материал не гниет, препятствует прорастанию сорняков, и, что самое важное для участка с уклоном,- препятствует смещению слоев основания. Геотекстиль укладывают на дно и стенки выемки, на который сверху укладывают щебень, уплотняют, затем снова укладывают слой полотна. Подробнее о геотекстиле читайте в этой статье . Укладка тротуарной плитки на участке с уклоном производится с нижней точки (против движения воды). В самой нижней части устанавливают водосток из бетона, таким образом, чтобы дать первым рядам плитки в него упереться. Далее укладка выполняется обычным способом. Размещение элементов плитки делают от себя. На уклоне подстилающий слой основания лучше делать из бетона для повышения прочности покрытия.

Этой информации будет вполне достаточно, чтоб понимать, как укладывать тротуарную плитку на склоне

Разберемся, какие бывают уклоны, и каким образом уложить на них тротуарную плитку.

/upload/%D1%82%D0%BF%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5_1.jpg

Тротуарная плитка

Тротуарная плитка смотрится во дворе намного выигрышнее асфальта. Она «ремонтопригодна» — если нужно провести, например, трубу или кабель, то плитку можно разобрать, а потом положить обратно.

Плитку на участке применяют для мощения площадок и дорожек. В России наиболее популярна плитка из бетона, хотя существует плитка из натурального камня и керамическая плитка из клинкерной глины.

Разновидности бетонной плитки
Бетонная тротуарная плитка делается из смеси цемента, заполнителя и воды. Для производства плитки производители наливают бетонную смесь в формы и далее могут ее подвергать прессованию, вибрации либо ничего не делать и просто ждать, пока затвердеет. Соответственно бетонную плитку можно разделить на формованную (штампованную), вибролитую и вибропрессованную.

Если бетонная смесь не подвергалась вибрированию и прессованию, то это обычно самая плохая плитка. Вибролитая лучше формованной штамповки, она застывала в формах, находясь на вибрирующей поверхности. Вибропрессованная плитка лучше вибролитой, она подвергалась прессованию, одновременно лёжа на вибрирующей поверхности. Прессование нужно для уплотнения бетонной смеси.

Толщина плитки
Для надежности лучше брать бетонную плитку толщиной от 40 мм; если толщина меньше, то увеличиваются риски её растрескивания. Для езды автомобилей подходит бетонная плитка толщиной 60 мм.

Уклон плитки
Уклон плитки нужен для стока дождевой и талой воды. Уклон принято указывать в процентах (не путать с градусами), уклон в 1% — это 0,01 м на 1 м, т.е. 1 сантиметр на 1 метр. В интернете часто пишут рекомендуемый уклон в 1%, однако некоторые производители рекомендует уклон в 2%. Чем больше угол, тем лучше будет уходить вода, однако по плитке с чересчур высоким уклоном неудобно ходить.

Значительный уклон плитки
Есть также мнение, что горизонтально уложенная плитка надёжнее лежит, чем плитка на наклонненой поверхности. Поэтому вместо угла, например, в 20 градусов лучше сделать ступеньку и две ровные поверхности (но не забывая про минимальный уклон для стока). Но не все любят ступеньки и я видел наклоненные поврехности, покрытые плиткой 10 лет назад и прекрасно себя чувствующие.

Укладка тротуарной плитки
1. Нужно составить план мощения, продумать куда и как будет идти водосток по всей поверхности.
2. Далее снимаем грунт на необходимую глубину (15-25 см). Выравниваем и трамбуем полученную поверхность.
3. Копаем канавы под бортовые камни (т.е. бордюры). Засыпаем щебень, на цементный раствор устанавливаем сверху бордюры.
4. Насыпаем на грунт слой щебня фракции 5-20 мм толщиной 10-20 см. Уплотняем.
5. Насыпаем песок толщиной 5 см. Уплотняем.
6. Насыпаем сухую смесь песка и цемента 10:1, которая будет основанием под плитку.
7. Укладываем плитку. Трамбуем виброплитой.
8. Сложные участки (например, обход круглого канализационного люка) можно доделать в конце, когда будет закончена основная часть работы по укладке.
9. Засыпаем межплиточные щели песком.

Некоторые люди, пытаясь уменьшить затраты, не используют щебень в виду его дороговизны по сравнению с песком. Однако щебень — это непучинистый строительный материал, соответственно при его использовании риски зимнего пучения снижаются.

Советы

Грунт ниже плитки, бордюр ниже плитки.
Щёлкните на фото для увеличения.

Уровень грунта должен быть всегда ниже уровня плитки. Тогда грязь не будет стекать с грунта, а вода, наоборот, с плитки будет уходить в грунт. Поэтому бордюр тоже не должен быть выше уровня плитки, справа нарисовал это схематически. Мало того, рекомендую бордюр делать на пару сантиметров ниже уровня плитки, т.к. с годами плитка может немного просесть, а бордюр останется на месте и получится барьер для воды.
Буду рад вашим комментариям по теме статьи, каким-то дополнениям.
Помните, автор — обычный человек, у меня не всегда есть время ответить, если задаёте вопрос по своей стройке.

При обустройстве собственного участка люди часто стремятся делать все своими руками. Кто-то украшает его декоративными растениями, кто-то делает водоемы и мостики. Немаловажным элементом на участке являются дорожки и площадка перед домом. Многие из владельцев загородных домов и дач выкладывают эти покрытия из тротуарной плитки. Это обусловлено и простотой укладки, и большим разнообразием дизайна материала.

Виды тротуарной плитки:

  • Вибролитая плитка изготавливается при добавлении пластифицирующих добавок, что повышает ее прочность.
  • Вибропрессованная же плитка не имеет в своем составе таких добавок, что влияет на ее пористость, а, следовательно, и на прочность.

При выборе следует в первую очередь учитывать климатические условия региона. Пористая структура вибропрессованной тротуарной плитки быстро придет в негодность под воздействием сильных морозов.

Технология укладки тротуарной плитки

Первое, что необходимо знать, это тот факт, что тротуарную плитку следует класть на ровную поверхность. Уклон может присутствовать, однако важно следить, чтобы он не изменялся. Для этого можно натянуть шнур между колышками и ориентироваться на него. Если же склон имеет слишком сильный уклон, то от укладки плитки лучше отказаться, вместо этого можно обустроить лестницу.

Началом работ станет разметка участка, где будет укладываться тротуарная плитка. С него нужно снять весь дерн и слой плодородной почвы. Теперь кладется слой щебня, который призван выровнять все неровности участка. Когда участок выровнен, можно приступать к укладке песка или смеси цемента с песком. Теперь можно начинать непосредственно укладку тротуарной плитки.

Укладывать ее важно с минимальным зазором в 1 миллиметр. Зазор этот предотвратит излишнее напряжение на стыках при изменениях температуры, которое может привести к разрушению плитки. Также он послужит отводом для дождевой воды. Она должна свободно проникать через щебень и песок в грунт.

В том случае, если под почвой находится глинистый грунт или вы укладываете плитку на асфальтовое покрытие, то важно сделать отвод для воды в виде желоба или дренажных труб.

Нюансы

Обратите внимание на рельеф плитки. Если в вашем регионе нередки заморозки, то выбирать абсолютно гладкую тротуарную плитку не желательно. Наледь на ней может привести к травмам. Куда удобнее и безопаснее будет ходить по плитке, имеющей некоторый рельеф или текстуру. Если же все-таки вам хочет уложить непременно именно гладкую плитку, то на зимний период можно застилать ее специальным пластиковым ворсистым покрытием, которое предотвратит скольжение. Есть и еще один вариант – под тротуарной плиткой можно обустроить систему «теплого пола». Он будет нагревать плитку, что не даст воде замерзать на ней.

Ухаживать за готовым покрытием довольно легко. Во-первых, необходимо подметать его, а во-вторых, периодически мыть из шланга или простой шваброй. Излишнее механическое воздействие на плитку не желательно. От ударов при сколке льда или выгрузки тяжелых материалов плитка вряд ли сразу разрушится, но будут образовываться мелкие дефекты, которые со временем повлияют на износоустойчивость материала.