Традиционной формой правления в России считается монархия. Когда-то часть этой большой страны входила в Киевскую Русь: главные города (Москва, Владимир, Великий Новгород, Смоленск, Рязань) были основаны князьями, потомками полулегендарного Рюрика. Отсюда первую правящую династию именуют Рюриковичами. Но они носили титул князей, цари России появились намного позже.

Период Киевской Руси

Изначально великим князем всей Руси считался правитель Киева. Удельные князья платили ему дань, подчинялись ему, выставляли дружины во время военной кампании. Позже, когда настал период феодальной раздробленности (одиннадцатый-пятнадцатый века) не было единого государства. Но все равно именно киевский престол был самим желанным для всех, хотя и влияние былое он утратил. Нашествие монголо-татарского войска и создание Батыем Золотой Орды углубило обособленность каждого княжества: на их территории начали формироваться отдельные страны - Украина, Белоруссия и Россия. На современной русской территории самыми влиятельными были города Владимир и Новгород (он совсем не пострадал от нашествия кочевников).

История царей России

Владимирский князь Иван Калита, заручившись поддержкой великого хана Узбека (с которым у него были хорошие отношения), перенес политическую и церковную столицу в Москву. Со временем Московские объединили возле своего города другие русские земли: Новгородская и Псковская республики вошли в состав единого государства. Именно тогда и появились цари России - впервые такой титул стал носить Хотя есть легенда, что царские регалии были переданы правителям этой земли намного раньше. Считается, что 1 царь России - это Владимир Мономах, который был коронован по византийским обычаям.

Иван Грозный - первый самодержец в России

Итак, первые цари России появились с приходом к власти Иоанна Грозного (1530-1584). Он был сыном Василия III и Елены Глинской. Став московским князем очень рано, он начал внедрять реформы, поощрял самоуправление на местном уровне. Однако он упразднил Избранную раду и начал править самолично. Правление монарха было весьма строгим, и даже диктаторским. Разгром Новгорода, бесчинства в Твери, Клине и Торжке, опричнина, затяжные войны привели к социально-политическому кризису. Но также усилилось и международное влияние нового царства, расширились его границы.

Переход русского трона

Со смертью сына Ивана Грозного - Федора Первого - прекратилась На престол воцарился род Годуновых. Борис Годунов еще при жизни Федора Первого имел большое влияние на царя (его сестра Ирина Федоровна была женой монарха) и фактически правил страной. Но сын Бориса - Федор Второй не сумел удержать власть в своих руках. Началось смутное время, и страной некоторое время управляли Лжедмитрий, Василий Шуйский, Семибоярщина и Земский совет. Потом на престоле воцарились Романовы.

Великая династия царей России - Романовы

Начало новой царской династии положил Михаил Фёдорович, избранный на трон Земским Собором. Этим заканчивается исторический период, названный Смутой. Дом Романовых - это потомки великого царя, которые правили в России вплоть до 1917 года и свержения монархии в стране.

Походил Михаил Фёдорович из старинного русского дворянского рода, который носил фамилию Романовы с середины шестнадцатого столетия. Родоначальником его считается некий Андрей Иванович Кобыла, отец которого приехал в Россию то ли с Литвы, то ли с Пруссии. Есть мнение, что происходил он из Новгорода. Пять сыновей основали семнадцать дворянских родов. Представительница рода - Анастасия Романовна Захарьина - была женой Ивана IV Грозного, которым новоявленный монарх приходился внучатым племянником.

Цари России из дома Романовых прекратили Смуту в стране, чем заслужили любовь и уважение простого народа. Михаил Фёдорович во время избрания на трон был молодым и неопытным. В первое время править ему помогала великая старица Марфа и поэтому Православная Церковь существенно усилила свои позиции. Правление первого царя из династии Романовых характеризуется началом прогресса. В стране появляется первая газета (выпускали ее дьяки специально для монарха), укрепились международные связи, строятся и работают заводы (чугуноплавильный, железоделательный и оружейный), привлекаются иностранные специалисты. Централизованная власть упрочняется, к России присоединяются новые территории. Жена подарила Михаилу Федоровичу десять детей, один из которых унаследовал престол.

От царей к императорам. Петр Великий

В восемнадцатом столетии преобразовал свое царство в империю. Посему в истории все имена царей России, которые правили после него, уже употреблялись с титулом император.

Великий реформатор и выдающийся политик, он многое сделал для процветания России. Правление начал с жесточайшей борьбы за трон: его отец, Алексей Михайлович, имел весьма многочисленное потомство. Сначала он правил вместе с братом Иваном и регентшей но отношения у них не складывались. Устранив других претендентов на трон, Петр начал управлять государством единолично. Затем он начал военные кампании для обеспечения выхода России к морю, построил первый флот, реорганизовал армию, залучив иностранных специалистов. Если великие цари России раньше не уделяли должного внимания образованию своих подданных, то император Петр Первый лично отправлял дворян обучаться за границу, жестоко подавляя инакомыслящих. Свою страну он переделывал по европейскому образцу, так как много путешествовал и видел, как там живут люди.

Николай Романов - последний царь

Последним российским императором был Николай Второй. Он получил хорошее образование и весьма строгое воспитание. Отец его - Александр Третий - был требовательным: от своих сыновей он ждал не столько послушания, сколько разума, сильной веры в бога, охоты к труду, особенно не мирился с доносами детей друг на друга. Будущий правитель служил в Преображенском полку, поэтому хорошо знал, что такое армия и военное дело. Во время его царствования страна активно развивалась: экономика, промышленность, сельское хозяйство достигли пика своего расцвета. Последний царь России активно участвовал в международной политике, провел в стране реформу, сократив срок службы в армии. Но также проводил собственные военные кампании.

Падение монархии в России. Октябрьская революция

В феврале 1917 года начались волнения в России, в частности в столице. Страна в то время принимала участие в Первой мировой войне. Желая прекратить противоречия дома, император, находившись на фронте, отрекся от престола в пользу малолетнего сына, а спустя несколько дней сделал то же самое от имени царевича Алексея, поручив править своему брату. Но и великий князь Михаил отказался от такой чести: на него уже давили восставшие большевики. По возвращении на родину последний царь России был арестован вместе со своей семьей и отправлен в ссылку. В ночь с 17 на 18 июля того же 1917 года монаршая фамилия вместе с прислугой, которая не захотела покидать своих соверенов, была расстреляна. Также были уничтожены все представители дома Романовых, которые остались в стране. Некоторым удалось эмигрировать в Великобританию, Францию, Америку, и потомки их живут там до сих пор.

Будет ли возрождение монархии в России

После развала Советского Союза многие начали говорить о возрождении монархии в России. На месте расстрела царской фамилии - там, где раньше стоял дом Ипатьева в Екатеринбурге (в подвале здания был приведен в действие смертный приговор) построили храм, посвященный памяти невинно убиенных. В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил всех к лику святых, утвердив днем их памяти четвертое июля. Но многие верующие с этим не согласны: добровольное отречение от престола считается грехом, так как на царство благословляли священники.

В 2005 году потомки российских самодержцев провели в Мадриде совет. После чего направили в Генеральную прокуратуру Российской Федерации требование реабилитировать дом Романовых. Однако их не признали жертвами политических репрессий по причине нехватки официальных данных. Это уголовное преступление, а не политическое. Но представители российского императорского дома не согласны с этим и продолжают обжалование вердикта, надеясь на восстановление исторической справедливости.

Но нужна ли монархия современной России - это вопрос к народу. История расставит все по своим местам. А пока люди чтят память жестоко расстрелянных во время красного террора членов царской семьи и творят молитвы за их души.

В марте 1584 года после тяжелой болезни умер один из самых беспощадных правителей русского государства царь Иван IV Грозный. По иронии судьбы его наследник оказался полной противоположностью отца-тирана. Он был человеком кротким, набожным и страдал слабоумием, за что даже получил прозвище Блаженный…

С лица его никогда не сходила блаженная улыбка, и вообще, хотя он и отличался крайней простотой и слабоумием, но был очень ласков, тих, милостив и набожен. Большую часть дня он проводил в церкви, а в качестве развлечения любил смотреть кулачные бои, забавы шутов и потехи с медведями…

Рожденный для келии

Федор был третьим сыном Ивана Грозного. Родился он 11 мая 1557 года и в этот день счастливый царь приказал заложить в Феодоровском монастыре Переславля-Залесского храм в честь небесного покровителя сына святого Феодора Стратилата.

Вскоре стало ясно, что мальчик, как говорится, «не от мира сего». Глядя на взрослеющего сына, Иван Грозный даже как-то заметил:

– Он более для келии и пещеры, нежели для власти державной рожден.

Федор был малого роста, полноват, немощен, бледнолиц, с неуверенной походкой и постоянно блуждающей на лице блаженной улыбкой.

Царь Фёдор I Иоаннович

В 1580 году, когда царевичу исполнилось 23 года, Иван IV решил его женить. В то время невест для царских особ выбирали на специальных смотринах, для чего со всех концов государства в столицу съезжались девушки из самых знатных родов.

В случае с Федором эту традицию нарушили. Грозный лично выбрал ему жену – Ирину, сестру своего любимца бывшего опричника Бориса Годунова. Впрочем, брак оказался счастливым, так как Федор до самой смерти обожал свою супругу.

Единственный претендент

Несмотря на то, что Федор совершенно не годился для того, чтобы стать во главе государства, после смерти Ивана Грозного он оказался единственным претендентом на престол. Два сына царя, Дмитрий и Василий, умерли в младенчестве.

Достойным преемником Грозного мог стать второй сын – тезка отца царевич Иван, который и править отцу помогал, и в военных походах с ним участвовал. Да только тот неожиданно умер за три года до кончины Ивана IV, не оставив потомства. Ходили слухи, что его в гневе, сам того не желая, убил царь.

Еще одному сыну, которого, как и умершего во младенчестве, нарекли Дмитрием, к моменту смерти Грозного не исполнилось и двух лет, конечно же, он еще не мог принять державу. Не оставалось ничего иного, как посадить на трон 27-летнего блаженного Федора.

Понимая, что его сын не способен властвовать, Иван Грозный перед смертью успел назначить регентский совет для управления государством. В него вошли двоюродный племянник Грозного князь Иван Мстиславский, прославленный военачальник князь Иван Шуйский, любимец царя Богдан Бельский, а также Никита Захарьин-Юрьев – брат первой супруги Ивана IV.

Однако был еще один человек, хоть и не вошедший в число регентов нового блаженного царя, но также жаждавший власти – Борис Годунов.

Власть совета

Правление регентского совета началось с репрессий. Иван Грозный умер 18 марта 1584 года, а уже на следующую ночь Верховная дума расправилась со всеми неугодными новой власти бывшими царскими приближенными: одних посадили в темницу, других выслали из Москвы.

Между тем, по столице прокатился слух, будто бы Иван Грозный умер не своей смертью. Поговаривали, что его отравил Богдан Бельский! Теперь же лиходей, будучи регентом Федора, желает извести и сына, чтобы посадить на престол своего лучшего друга – 32-летнего Бориса Годунова.

Портрет Бориса Годунова

В Москве вспыхнул мятеж. Дошло до того, что бунтовщики осадили кремль и даже подкатили пушки, намереваясь взять его штурмом.

– Выдайте нам злодея Бельского! – требовал народ.

Дворяне знали, что Бельский невиновен, однако, чтобы избежать кровопролития, убедили «изменника» покинуть Москву. Когда народу сообщили, что преступник выслан из столицы, бунт прекратился. Требовать головы Годунова никто не стал. Еще бы, ведь он был братом самой царицы!

Федор пришел в ужас при виде народного мятежа. Он искал поддержки и нашел ее – рядом с ним оказался Борис, брат столь любимой им жены Ирины, которая без всякого злого умысла способствовала его дружбе с молодым царем. Вскоре Борис стал едва ли не главной фигурой в государстве.

«Божий человек»

31 мая 1584 года, как только закончился шестинедельный молебен за упокой души Ивана IV, состоялось венчание Федора на царство. В этот день на рассвете на Москву неожиданно обрушилась страшная буря с грозой, после чего вдруг снова засияло солнце. Многие расценили это как «предзнаменование грядущих бедствий».

Назначенный Иваном Грозным регентский совет находился у власти недолго. Вскоре после бегства первого регента Бельского сильно разболелся Никита Захарьин-Юрьев. Он отошел от дел и спустя год умер. Третий регент, князь Иван Мстиславский, связался с заговорщиками, недовольными возвышением Годунова.

Алексей Кившенко «Царь Федор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь». Картина XIX века

Мстиславский согласился заманить Бориса в ловушку: пригласить его на пир, а на самом деле привести к наемным убийцам. Да только заговор раскрылся, и князя Мстиславского сослали в монастырь, где насильно постригли в монахи.

Так из назначенных Иваном IV регентов остался только один – князь Иван Шуйский. Впрочем, особой власти он не имел. Все к тому времени понимали, что во главе державы стоит лишь Годунов, которого уже в открытую называли правителем.

А что же царь? Восхождение на престол никак не отразилось на отношении Федора к делам государственным. Он «избегал мирской суеты и докуки», всецело положившись на Годунова. Если кто-то обращался с челобитной непосредственно к царю, тот отсылал просителя все к тому же Борису.

Царь Федор Иоаннович. Скульптурная реконструкция по черепу.

Сам же государь проводил время в молитвах, пешком ходил по монастырям, а принимал у себя лишь монахов. Федор любил колокольный перезвон и его порой видели лично звонящим на колокольне.

Порой в характере Федора все-таки прослеживались черты отца – несмотря на свою набожность, ему нравилось созерцание кровавых игр: он любил смотреть кулачные бои и схватки людей с медведями. Впрочем, народ любил своего блаженного царя, ведь слабоумных на Руси считали безгрешными, «людьми божьими».

Бездетная Ирина

Шли годы, и в столице все больше росла ненависть к Годунову, узурпировавшему власть.

– Борис оставил Федору только титул царя! – роптали как знать, так и простые граждане.

Всем было ясно, что Годунов занимает такое высокое положение лишь благодаря родству с женой царя.

– Уберем сестру, сместим и брата, – решили противники Бориса.

Тем более, что и сама Ирина многих не устраивала. Ведь она не сидела в тереме, сложа руки, как положено царице, а подобно брату, занималась государственными делами: принимала послов, вела переписку с иностранными монархами и даже участвовала в заседаниях Боярской думы.

Впрочем, был у Ирины серьезный недостаток – она никак не могла родить. За годы брака она беременела несколько раз, но выносить ребенка так и не смогла. Этот факт и решили использовать противники Годуновых.

Жена самого тихого и смиренного русского царя Федора Иоанновича, царица Ирина Фёдоровна Годунова.

В 1586 году во дворец доставили прошение: «Государь, чадородия ради второй брак прими, а первую свою царицу отпустил во иноческий чин ». Под этой бумагой подписались многие бояре, купцы, гражданские и воинские чиновники. Они просили отправить бездетную Ирину в монастырь, как поступил в свое время с одной из своих бездетных жен его отец.

Московские дворяне даже подобрали царю новую угодную им невесту – дочь князя Ивана Мстиславского, того самого регента, которого Годунов сослал в монастырь. Однако Федор наотрез отказался расстаться с любимой супругой.

Годунов пришел в ярость от этой вести. Он быстро раскрыл имена тех, кто замышлял дурное. Как оказалось, во главе заговора стоял последний из царских регентов, князь Иван Шуйский, а также его родственники и приятели. В итоге, не Ирина, а ее противники были насильно отправлены в монастырь.

Конец рода

Между тем в Угличе подрастал еще один наследник Ивана Грозного – царевич Дмитрий. Именно ему следовало принять власть, если у Федора так и не появится детей.

И вдруг в 1591 году произошла трагедия. Восьмилетний Дмитрий играл с приятелями «в тычку» – метали на дальность из-за черты в землю острый гвоздь. Как потом утверждали очевидцы, когда очередь дошла до царевича, у того случился приступ эпилепсии, и он случайно ударил себя гвоздем в горло. Рана оказалась смертельной.

С той поры Федор остался последним в роду. А так как кроме Ирины он отказывался принять другую женщину, вся надежда государства была на нее. Спустя год после гибели царевича Дмитрия ей все-таки удалось родить ребенка, правда, не наследника, а наследницу.

Внучку Ивана IV назвали Феодосией. Однако та прожила совсем недолго. Других детей у блаженного Федора так и не появилось. Потому, когда в конце 1597 года 40-летний царь тяжело заболел и в январе следующего года умер, вместе с его уходом прервался знаменитый род московских правителей.

Так прекратилось правление династии Рюриковичей, властвовавших на Руси 736 лет.

Олег ГОРОСОВ


Введение

2. Основные формы правления

2.1 Монархическая форма правления

3. Политические режимы

3.2 Виды политических режимов

Заключение

Список литературы



Введение

Для характеристики сущности государства особое значение имеют философские категории содержание и форма. Содержание выражается в основных направлениях деятельности государства по решению стоящих перед ним на том или ином этапе общественного развития задач, т.е. в его функциях. А форма представляет собой внешнее выражение содержания.

В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов - формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Политический (государственно правовой) режим - это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Цель контрольной работы рассмотреть формы правления и политические режимы их соотношение и специфику.

1. Рассмотреть общие положения о формах правления;

2. Рассмотреть формы правления;

3. Рассмотреть значение и виды политических режимов.



1. Общие положения о формах правления

Древнегреческие мыслители Геродот, Платон и Аристотель, рассуждая о природе и функциях правительства, пришли к выводу и что оно может быть трех типов:

Правление одного;

Правление немногих;

Правление многих или большинства.

Каждый из этих нормальных типов правления может искажаться. Правление доброго царя называется монархией, а правление злого - тиранией (которая сегодня именуется диктатурой). Правление большого числа благородных граждан называется аристократией, (правление лучших), а правление группой нечестных граждан лиц - олигархией. Если у власти стоит большинство населения и оно благородное, то власть называется демократией. Но если это большинство представлено худшими людьми, то их правление называется охлократией (власть толпы). Греки были невысокого мнения о демократии в принципе, называя ее властью толпы.

Так, античные философы выделяли три правильные формы государства -монархию, аристократию и демократию и три неправильные, означающие упадок или искажение первых: неограниченная монархия -превращается в автократию (тиранию), неограниченная аристократия - в олигархию, неограниченная демократия - в охлократию анархию.

Демократия происходит от двух греческих слов: «демос» - «народ» «кратос» - «власть, правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своей собственной жизнью определяют общественную жизнь и оказывают на нее влияние. При демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти выступает именно народ.

Демократия основана на признании народа в качестве источника Главные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

При демократии люди совершенно свободны в принятии решений о том, что для них хорошо, а что плохо. Поэтому, если в обществе подобное право узурпирует политическая партия или правительство, решая, какой экономический уклад, какое политическое устройство, какой распорядок жизни лучше всего подходит народу, такое устройство нельзя считать демократическим. К сожалению, и при царском режиме, и при советской власти, и при новом демократическом правлении возможность российских граждан распоряжаться своей судьбой была в той или иной степени ограничена. Следовательно, говорить о демократическом устройстве нашего общества еще рано. При демократии правительство - это совокупность выбранных народом высших руководителей, которые для лучшего исполнения государственных дел нанимают штат чиновников. Таким образом, народ только выбирает, но и оплачивает свое руководство. Стало быть, демократия означает свободу не только в выборе политического режима, но и в определении размеров налога, который берется с граждан. Через налоги граждане оплачивают услуги аппарата управления, потому только они вправе определять, справляется со своей задачей аппарат или нет. Если в какой-то стране простые люди никак не влияют на то, куда идут их налоги, не могут сократить госаппарат, то говорить здесь о демократии нельзя.



2. Основные формы правления

2.1Монархическая форма правления

Монархия (от греч. monarchia-единовластие, единодержавие) - форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.

Монархии в свою очередь подразделяются на абсолютные (неограниченные) и дуалистические, или конституционные (ограниченные).

Абсолютная монархия характеризуется рядом отличительных особенностей.

Во-первых, верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.

Во-вторых, верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников. Причем первый случай будет исключением тогда, когда монархом станет не наследник. Любопытно, что в истории были периоды, когда исключения становились почти правилом. Так, в Византии из ста девяти царствовавших императоров семьдесят четыре были убиты и во всех семидесяти четырех случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхи-мисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства 1 . В случае отсутствия наследников монарх избирается той или иной частью населения, а затем снова вступает в действие наследственный порядок передачи власти.

В-третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех случаях, когда монарх добровольно отрекается от престола, либо его свергают.

В-четвертых, полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, например, убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления. Известный русский юрист Н.М. Коркунов рассматривал этот признак в качестве основного при делении формы правления на монархии и республики. «Именно в этом различии ответственности и безответственности заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме или характере их функций. Президент Северо-Американских Соединенных Штатов пользуется большей властью, нежели английская королева; но президент ответственен перед конгрессом и потому не монарх; английская королева, напротив, безответственна и потому, несмотря на всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней» .

Из всех вышеназванных особенностей абсолютной монархии в дуалистической монархии в чистом виде сохраняется наследственный порядок передачи власти и пожизненное обладание ею. Все остальные признаки претерпевают более или менее существенные изменения. Однако главное отличие состоит в том, что власть монарха ограничена каким-либо представительным органом. Именно поэтому она и называется дуалистической. Так, в сословно-представительной монархии власть монарха ограничивалась Земским Собором в России (середина XVI в. - конец XVII в.), Генеральными штатами во Франции (1302-1789). При этом степень ограничения была невысокой. Они созывались монархом главным образом для получения согласия на решение тех или иных вопросов, например, сбор налогов. В дуалистической монархии - монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху (Германия, 1871-1918). Здесь, как видим, степень ограничения значительно больше. П.А. Сорокин к этой форме монархии относил Российскую империю после 1906 г. Вместе с тем, дуалистическая монархия все же оставляет за монархом огромную власть. Ограничение полномочий монарха касается почти исключительно законодательной работы. В дележе управления он, как и в абсолютной монархии, неограничен. Власть короля по-прежнему считается «данной от Бога» и независимой от народа. У нас по «Основным законам» 1906 г. царь по-прежнему назывался «самодержавным». Особа его считалась священной и неприкосновенной .

Парламентская (конституционная) монархия предполагает максимальное ограничение власти монарха. Известная поговорка: «Король царствует, но не управляет» вполне применима к парламентской монархии. Специфика данной разновидности монархической формы правления во многом совпадает с отличительными особенностями парламентской республики, которые будут рассмотрены ниже.

Сегодня в мире насчитывается 28 монархий, а формально более 40, так как в ряде стран Содружества, возглавляемого Великобританией, - Канаде, Новой Зеландии, Барбадосе и других - главой государства формально-юридически считается королева Великобритании .

Большая часть стран с такой формой правления - парламентские (конституционные) монархии, где власть правителя ограничена как писаным законом, так и активно действующими законодательными и исполнительными органами. К ним относятся Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Япония и др. До недавнего времени абсолютной монархией являлась Саудовская Аравия. В 1992 г. там принята Конституция и с этого момента более правильно ее рассматривать в качестве дуалистической монархии. С определенными оговорками к абсолютной монархии сегодня можно отнести Оман, хотя и там, в 1996 г. была принята Конституция.

2.2 Республиканская форма правления

Три правильные формы правления: монархию, аристократию и демократию - можно объединить в одну и назвать ее республикой.

Республика (лат. respublica, от res - дело и publicus - общественное дело) - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо специальными коллегиями выборщиков.

В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности.

Во-первых, источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу. Первые республики возникли в Древней Греции и Древнем Риме. Так, в Афинской демократической республике в выборах высшего органа государственной власти (Народного собрания) принимали участие все полноправные граждане Афин. В аристократических республиках правом принимать участие в избрании (формировании) высших органов государства пользовались не все граждане, а лишь представители военно-земельной знати. Истории известен целый ряд цензов, т.е. условий для получения и осуществления избирательного права (возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, половой, расовый, языковый и др.). Наличие их в законодательстве того или иного государства приводило к ограничению права принимать участие в избрании высших органов государственной власти. В настоящее время в подавляющем большинстве государств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.

Во-вторых, высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа либо соответствующей социальной группы.

В-третьих, в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти, как правило, он равен 4-5 годам.

В-четвертых, обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

В настоящее время из 190 государств в мире 150 являются республиками.

Республики можно классифицировать по различным основаниям. В частности, Н.М. Коркунов и Г.Ф. Шершеневич в зависимости от степени непосредственного участия народа в осуществлении функций государственного властвования выделяли чистые, или непосредственные, республики и республики представительные. Непосредственной республикой называется такая форма правления, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. В представительных же республиках непосредственное осуществление всех функций властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому народу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей.

Сегодня все республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские (парламентарные) и смешанные. При этом первые два вида называют классическими или традиционными.

Классическая президентская республика характеризуется следующими отличительными признаками: президент избирается населением всей страны или выборщиками; является одновременно главой государства и правительства; обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах; самостоятельно формирует правительство; правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом; президент не может распустить парламент; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. В частности, парламент утверждает представляемый президентом бюджет.

Сегодня к числу классических президентских республик, и то не без оговорок, можно отнести США, Сирию.

Классическая парламентская республика характеризуется следующими признаками: верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства; правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах; правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку; допускается существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.

В настоящее время классическими парламентскими (парламентарными) республиками являются Италия, Австрия.

Рассмотренные выше формы правления и ныне сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков возникают неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу. Особый интерес в этом плане представляет анализ нетипичных форм правления современных государств, проведенный профессором В.Е. Чиркиным.

«Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Появляются смешанные и «гибридные» формы правления, характеризующиеся утратой жесткости существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия по Конституции 1991 г.) «Чистые» формы правления наряду с достоинствами имеют недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в ряде государств Латинской Америки, в России, а также президентско-монистических республик в отдельных государствах Африки. Парламентарной же республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Так, за полсотни послевоенных лет в парламентской республике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, причем средняя продолжительность их существования была менее года. Включение элементов президентской республики в парламентскую, а парламентской - в президентскую, применение других методов помогает преодолеть недостатки «чистых» форм. В результате остается все меньше «чистых» президентских или парламентских республик, возникают полупрезидентские, полупарламенентские республики .

Наиболее характерной чертой полупарламентской республики является ограничение вотума недоверия. В Германии, например, предусмотрен «конструктивный вотум недоверия» (за недоверие канцлеру (премьер-министру) должно проголосовать значительное количество членов парламента).

Наиболее характерной чертой полупрезидентской республики является установление ответственности перед парламентом отдельных министров, но не главы правительства, которым фактически, а часто и юридически остается президент. Эта тенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран Латинской Америки - Венесуэле, Колумбии, Перу, Уругвае и др.


3. Политические режимы

3.1 Значение политического режима

Истории известны самые различные политические режимы: деспотический, теократически-монархический, аристократический (олигархический), демократический, абсолютистский, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, «просвещенного абсолютизма», бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, фашизмоподобный, марионеточный, авторитарный, тоталитарный и ряд других.

В первом значении политический режим полностью отождествляется с формой государства, является ее синонимом и с этой точки зрения включает в себя форму правления и форму государственного устройства.

Во втором значении политический режим рассматривается не только и не столько как государствоведческое понятие, сколько как явление во многом предопределяющее особенности функционирования политической системы общества в целом.

В третьем значении политический режим используется для характеристики различных способов, приемов и методов осуществления государственной власти в обществе. Это узкое значение данной категории, в котором она используется, прежде всего, в юриспруденции в качестве особого третьего элемента, характеризующего форму государства, наряду с формой правления и формой государственного устройства.

Особенность данной формы государства состоит в том, что она имеет определенную самостоятельность и напрямую не зависит от иных форм. Так, в государствах с монархической (кроме абсолютной монархии) и республиканской формой правления может существовать один и тот же политический режим. Более того, в целом ряде современных ограниченных монархий существует значительно более демократический режим, чем в отдельных современных республиках. Еще в меньшей степени политический режим детерминирован той или иной формой государственного устройства.

Можно с уверенностью утверждать, что ни в одном государстве мира не существует и не существовало абсолютно идентичных политических режимов. Каждый из них имеет свои особенности, свою специфику, которые обусловливаются влиянием огромного количества социально-экономических, общественно-политических, классовых, религиозных, нравственных и иных факторов. Следует обратить внимание и на то, что относительная стабильность указанных факторов приводит к относительной стабильности политического режима конкретного государства в конкретный исторический период времени. И наоборот, их изменения приводят к тем или иным модификациям рассматриваемой формы государства.

3.2 Виды политических режимов

В учебной литературе по теории государства и права политические режимы обычно подразделяют на две основные разновидности: демократические и антидемократические.

Демократическому политическому режиму присущи: наличие в государстве демократии, т.е. такой формы власти, которая основана на признании народа в качестве источника власти; выборность и сменяемость высших органов государственной власти, их подотчетность избирателям; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; конституционное признание, закрепление и реальное гарантирование основных личных, экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, (ограничение прав и свобод допускается только на основании и в соответствии с законом); защищенность личности от произвола и беззакония, возможность реально защищать свои права, свободы и законные интересы от любых посягательств, в том числе государственных органов и должностных лиц; существование ряда политических, в том числе оппозиционных, партий; невмешательство государства в частную жизнь граждан; гласность в деятельности государства .

Антидемократический режим является противоположностью демократического и характеризуется обратным набором признаков. Особое значение имеет подразделение данной разновидности политического режима на собственно антидемократические и псевдодемократические. Для последних характерно формальное признание и конституционное закрепление наиболее значимых демократических институтов и ценностей, с одной стороны, и их полное или частичное игнорирование - с другой. Типичными примерами псевдодемократических режимов являются режимы, существовавшие в бывшем СССР и ряде других стран социалистического содружества. В настоящее время подобные режимы существуют в Корейской Народно-Демократической Республике и на Кубе.

В зависимости от степени ограничения демократии антидемократические режимы подразделяются на авторитарные, тоталитарные и фашистские.

Авторитарный режим характеризуется нарушением принципа разделения властей, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов, концентрацией огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов и как следствие - незаконным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций.

Тоталитарный режим отличается полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, огосударствлением общественных организаций, вмешательством государства в частную жизнь граждан, господством одной политической партии или движения, запрещением или существенным ограничением деятельности оппозиционных партий, наличием одной «официальной» идеологии, преследованием за инакомыслие, значительным ограничением прав, свобод и законных интересов личности.

Фашистский режим - это тоталитаризм в его наиболее откровенной форме. Аппарат государственной власти достигает огромных размеров и создается по типу пирамиды, на вершине которой стоит единоличный правитель, обладающий неограниченными полномочиями. Фашистский режим полностью ликвидирует демократические права и свободы, уничтожает все оппозиционные организации и учреждения, опирается в своей деятельности на массовый идеологический и физический террор. Фашизм - это явление XX в. Впервые он возник в 1919 г. в Италии, где после захвата власти в 1922 г. фашистами установилась соответствующая диктатура, которая просуществовала до 40-х годов. В 1920 г. в Германии была организована национально-социалистическая рабочая партия во главе с А.Гитлером, которая в 1933 г. победила на всеобщих выборах, т.е. получила власть демократическим путем и после этого установила режим кровавой фашисткой диктатуры. В настоящее время откровенно фашистских режимов но существует, но это отнюдь не означает, что они не могут возникнуть.



Заключение

Формы правления - организация власти, характеризуемая формальным источником. В монархии формальным источником им является одно лицо: король, царь, фараон и т. д. В республике им кону источником власти является большинство.

До сих пор в науке не утихают споры о том, как надо правильно классифицировать формы правления. Предлагают самые разные и варианты, но все сходятся в том, что самой лучшей является типология Аристотеля. Он выделял три основные формы (монархию, аристократию, демократию) и три извращенные формы (тиранию, олигархии охлократию).

С того времени ничего принципиально нового научная мысль придумала, она лишь перекраивала то, что было создано прежде, почему прогресс науки вдруг остановился? Возможно, что причиной служит закономерность истории: она повторяется в своих главных чертах, воспроизводя на каждом новом витке старое, но в измененной под новые условия форме. Человечество подолгу примеряет себе ту или иную форму правления, что-то меняя в ней, и совершенствую либо, отвергая сразу неудачный проект. Политическое творчество продолжается всегда долго и мучительно.

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Герой для одного часто является тираном для другого. Этот афоризм часто вспоминают и сегодня, не говоря о прошлом - оно в политике многих стран было очень и очень неоднозначным. Всем известно, что историю пишут победители и даже самые жестокие из них могли пройти реабилитацию временем и правильной идеологией.

Эти правители и политические деятели прошлого - давнего и не очень, строили свои государства за счет жизней множества людей. И неважно, как они это делали - отправляли на безумные войны или использовали как рабочую силу. И в том и в другом случае можно говорить о беспощадной тактике достижения целей. Именно такие правители вошли в наш список 12 самых жестоких правителей в истории человечества.

Калигула — Гай Юлий Цезарь Август Германик

Годы правления: 37-41 н.э.

Калигула был очень популярен, потому что сначала он освободил граждан, которые были несправедливо заключены в тюрьму и избавил их от жестокого налога с продаж. Но потом он сошел с ума и больше никогда не был прежним. Калигула устранял политических соперников с изощренной жестокостью, устраивал дикие разгулы с людьми и животными и вообще вел себя несдержанно.

Чингисхан

Годы правления: 1206-1227

Отец Чингисхана был отравлен, когда мальчику было девять. Свое детство он провел в качестве раба, но смог объединить племена монголов и завоевать огромный кусок Центральной Азии и Китая. Чингисхана называют самым жестоким правителем из-за его массовых убийств, когда вырезались не просто группы, а целые народы или классы.

Томас Торквемада

Годы правления: 1483-1498 (как Великий Инквизитор)

Торквемада был назначен Великим инквизитором во время испанской инквизиции. Он установил трибуналы в нескольких городах, составил систему для других инквизиторов и сделал пытки главным инструментом для получения признательных показаний. Историки считают, что Торквемада был ответственен за две тысячи человек сгоревших на костре.

Иван IV (Иван Грозный)

Годы правления: 1547-1584

Иван IV начал свое жестокое правление путем реорганизации центрального правительства и ограничения власти наследственных аристократов (князей и бояр). После смерти своей первой жены, Иван начал террор, устраняя главные боярские роды. Он также избил свою беременную дочь и убил своего сына в припадке гнева.

Королева Мария I (Кровавая Мэри)

Годы правления: 1553-1558

Единственный ребенок короля Генриха VIII и Екатерины Арагонской Мэри, стала королевой Англии в 1553 году и вскоре установила католицизм (после предыдущих правителей-протестантов) в качестве основного вероисповедания и вышла замуж за Филиппа II короля Испании. Во времена ее жестокого правления протестанты горели на костре как сухие ветки, а сама Мэри стала Кровавой.

Графиня Элизабет Батори

Годы правления: 1590-1610

Эта жестокая правительница заманивала молодых крестьянок в свой замок, обещая им работу в качестве служанок, после чего жестоко пытала их до смерти. Согласно популярной версии, она пытала и убила около 600 молодых женщин.

Мехмед Талаат Паша

Годы правления: 1913-1918

Историки считают, что Талаат-паша был самым жестоким правителем и ведущей фигурой в геноциде армян. Как министр внутренних дел, он нес ответственность за депортации, которые в конечном итоге привели к гибели 600000 армян. Он был убит в Берлине в 1921 году. Будучи любителем истории, Адольф Гитлер отправил его тело обратно в Стамбул в 1943 году, надеясь склонить Турцию к сотрудничеству.

Иосиф Сталин

Годы правления: 1922-1953

Сталин стал самым жестоким правителем в 1930-е годы, что совпало с массовым голодом, тюремным заключением миллионов людей в трудовых лагерях ГУЛАГа, и «Великой Чистки» интеллигенции, в правительстве и вооруженных силах.

Адольф Гитлер

Годы правления: 1933-1945

К концу 1941 года, Гитлер стоял во главе Третьего Рейха - империи, в которую были включены почти все страны в Европе плюс большая часть Северной Африки. Он стал одним из самых жестоких правителей в истории человечества, разработал план по созданию идеальной расы, устраняя евреев, славян, цыган и политических оппонентов, силой посылая их в концентрационные лагеря, где они подвергались пыткам и работали до смерти.

Мао Цзедун

Годы правления: 1949-1976

Коммунистический лидер Мао основал Народную Республику. Под его руководством промышленность была поставлена под контроль государства, и фермеры были организованы в коллективы – по примеру советских колхозов. Любая оппозиция стремительно подавлялась. Сторонники Мао отмечают, что он модернизировал и объединил Китай, и превратил его в мировую сверхдержаву. Тем не менее, другие указывают на то, что его политика привела к гибели целых 40 миллионов людей от голода, принудительного труда и казней.

Иди Амин

Годы правления: 1971-1979

Амин сверг избранное правительство в Уганде с помощью военного переворота и объявил себя президентом. Затем он жестоко, в течение восьми лет, истреблял всю оппозицию. Амин полностью изгнал из Уганды азиатов: индусов, китайцев и пакистанцев.

Аугусто Пиночет

Годы правления: 1973-1990

Пиночет сверг правительство Чили в 1973 году с помощью поддерживаемого США военного переворота. Исследователи говорят, что многие люди просто «исчезли», в то же время как другие 35 000 томились в лагерях. Пиночет умер прежде, чем он мог предстать перед судом по обвинению в нарушении прав человека.

Он ввел свободный рынок экономической политики, которая привела к снижению инфляции и даже экономическому буму в конце 70-х годов. Примечательно, что Чили имела одну из наиболее эффективных экономик в Латинской Америке с середины 80-х до конца 90-х годов.


Не пропустите интересные новости в фотографиях:



  • Рисунки по клеточкам для начинающих

  • Креативные идеи для дома из подручных средств

Что пишут о царе люди русские?

(Орфография и пунктуация сохранены авторские)
От Хоругвеносцев:
"Народ исстрадался, измучился, наполовину вымер, но не потерял Надежды. Он верит, что за его страдания Господь пошлет нам ИЗБАВИТЕЛЯ, который установит в стране твёрдый и справедливый порядок. На этом священном чувстве могут сыграть тёмные силы, которые попытаются поставить над нами Абсолютного Диктатора, который в свою очередь под видом наведения порядка установит в России антирусскую диктатуру во главе с олигархами и жрецами культа Золотого Тельца.
Чтобы этого не произошло мы должны настаивать – и настоять! – на том, чтобы у кормила Русской Власти встал не диктатор-олигарх, но Русский Православный Царь – ИЗБРАННИК И ПОМАЗАННИК БОЖИЙ. Ибо Идея Самодержавной Монархии зиждется на том, что Православный Царь, он же – УДЕРЖИВАЮЩИЙ – является Защитником Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви на земле."
http://otvet.mail.ru/question/44849451

Максим Лесков:
"Неужели такое возможно, и, максимум после 2024, а может быть и раньше, Россия снова возродится как самодержавная православная империя?
Пророчества святых (святителя Феофана (Быстрова), святителя Лаврентия Черниговского, преподобного Серафима Саровского и многих, многих других) дают утвердительный ответ на этот вопрос. С небольшими отличиями в деталях, но в единстве, по сути, эти пророчества рассказывают о том, что в стране нашей рано или поздно произойдет то, чего никто не ожидает. Россия всенародным покаянием преобразится, воскреснет из мертвых и вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь Православный, Божий Помазанник, человек пламенной веры, гениального ума и железной воли, которого будет бояться даже антихрист
Грядущий Царь будет избран и поставлен Самим Богом, он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все они будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место…"

Иван Петров:
"Почему мы щас даже ТЕОРЕТИЧЕСКИ не можем видеть Царя-Победителя!?!
А ведь со 100% ТОЧНОСТЬЮ можно УТВЕРЖДАТЬ - что Грядущий Царь-Победитель СЕЙЧАС в НАДЛЕЖАЩИХ и ВОЗРАСТЕ и НАВЫКАХ и т.д. и т.п. !?! И 100% - что у совершенно всех - и у мя ТОЧНО - перед САМЫМ-САМЫМ носом!) Возможно - что НЕ столько в ЕГО фото или видео - НО в БОГОУГОДНЫХ ДЕЛАХ -это на 100% †††
САМАЯ ГЛАВНАЯ причина - ОДНА † Хотя ОНА состоит из множества подпричин))) НЕ ВРЕМЯ пока † И Грядущий Царь-Победитель СОКРЫТ ГОСПОДОМ БОГОМ до ОПРЕДЕЛЁННОГО ИМ ВРЕМЕНИ и от СЕБЯ САМОГО ††† А проще говоря - что Грядущий Царь-Победитель и Сам не знает - что Он именно тот ЕДИНСТВЕННЫЙ Грядущий Царь-Победитель †"
http://m.vk.com/topic-1053462_27986739

Роман Сергиев:
"Царь-победитель же будет кость от костей и плоть от плоти Народа Своего, ибо будет взят Он из среды народа, потому Он будет знать лютое угнетение, которое столь долгое время обитало на земле с коварством при безбожной власти (3Езд. 11,40); являясь от рождения сыном Русской Православной Церкви, Он Сам, как Сын Б о ж и й, претерпит эти угнетения, неправды и нечестия. Это-то и позволит Царю со знанием дела обличить их и представить пред ними притеснения их (3Езд. 12,32). Да и вообще, Царь, как сын Своего Народа, будет с ним нести все вразумительные тяготы и скорби, попущенные Богом для того, чтобы Русский Богоизбранный Народ в разум Истины пришел"
http://www.ic-xc-nika.ru/texts/2008/avg/n257.html

Автор подборки Мария Киронова:
"Будем помнить, что грядущий Царь-Победитель где-то рядом с нами, возможно мы с Ним сердито спорим и пытаемся Его убедить в своей правоте. И нас (из-за нашего падшего естества) может раздражать Его трезвомысленное отвержение всех наших выстраданных доводов. Например, мы с пеной у рта доказываем Ему НЕОБХОДИМОСТЬ борьбы с ИНН и Электронной Картой, а Он нам заявляет, что наша борьба с ИНН – это борьба с ветреными мельницами на радость мировой закулисе...

"Выбранный Богом царь уже родился царем, его еще не было, а воля Господа уже предрекла ему царствование. Как можно сомневаться в выборе Бога? Если Он благ и человеколюбец. Разве Бог выберет недостойного, или выбор Бога может быть неудачным? Что мы знаем из пророчеств о будущем царе? То, что сам антихрист, это воплощение зла и сатаны, будет его бояться. Если это рекомендация в цари, то лучшей рекомендации мне не известно.
Кто он будет, никто не знает. Потому что Господь его укрывает и сохраняет до времени. Если бы его можно было бы определить и "вычислить" согласно каким-то законам о престолонаследии, или по родственным связям, то это давно бы уже сделали сами богоборцы. Нашли бы и убили. Не сомневайтесь, если бы точно знали где будущий русский царь, то и атомную бомбу скинули бы в то место, чтобы его уничтожить. Враги Господа отлично понимают, чем им грозит воцарение такого царя, предвестника их погибели. Поэтому то кто он, никто не знает"
http://avdy-san.livejournal.com/28006.html

Андрей Волин:
"Я думаю Православию необходима полная революция ценностей. Их полная переоценка. Нужен новый Христос. Надо выкрасть это оружие у евреев и переделать его на русский лад. Нужен Русский Христос. Христос изгоняющий из старого храма торговцев. Христос строящий новый храм. Не в камне, а в каждом сердце русского человека. Христос, обещающий не Страшный Суд после смерти, но счастливую жизнь здесь на земле. Христос, сажающий деревья, а не проклинающий их (случай со смоковницей), Христос не обожествляющий, не несущий на себе, а сжигающий кресты в огне. Христос, который может улыбаться, смеяться, шутить. Христос, имеющий понятие о всех областях человеческой жизни, говорящий о дружбе, любви, политике, философии, браке, войне, науке - обо всем, что касается нашей жизни.Христос, отвечающий за свое добро и за свое зло. Христос, посланный не к овцам израилевым, а к русским людям. Христос, который учит любить земные ценности, который обращает ваш взор и любовь на то, что рядом с вами, внутри вас, а не на небеса и загробный мир. Христос, который отвергает воскресение тела. Пусть это остается прерогативой еврейской религии. На какой базе может родиться его учение? На базе всего мирового опыта, ибо, как я уже писал - суеверий очень много, у каждого народа оно свое - а истина одна на всех. Не все до нее доживают. Должен ли он досрочно умереть? Нет! Но он должен умереть вовремя"
Cловами Будды Царь Один замечает:
«Ищите Истину и не поклоняйтесь тем, кто её открыл»
Царь даёт людям духовное Знание, в Знании Истина