Крылатые странники

Сроки прилета и отлета птиц

Сроки прилета и отлета различных видов птиц имеют не только познавательный, но и некоторый практический интерес. Особенно это касается времени прилета. От хода весны зависят сроки полевых работ, а во многом и судьба урожая. В народе сложилось множество примет, предсказывающих погоду весной и летом. Многие из них связаны с птицами по ходу весенних явлений в жизни птиц можно определить скорость таяния снега, условия пахоты и сева, урожай кормов и многое другое. Дружный пролет птиц говорит о предстоящей дружной весне; пролет стай на большой высоте - о предстоящем обильном половодье; ранний прилет журавлей - о дружной спорой весне; жаворонков - о теплой весне. Считалось, что если водоплавающие птицы прилетели жирные, неотощавшие - весна будет холодная и долгая.

Прилет некоторых обычных видов птиц определял срок начала многих сельскохозяйственных работ точнее, чем календарные даты. Например, прилетели грачи - огородникам пора ремонтировать парники, готовить семена; появились жаворонки - доставай ульи. Через сорок дней после прилета скворцов начинали сеять гречу, а с появлением чибисов отбирали семена репы для посева. После прилета стрижей в конце мая полагалось сеять лен. Возвращение птиц было признаком важных для земледельца перемен в природе. Прилет жаворонков означал начало очищения полей от снега, появление многочисленных проталин. Он совпадал с благовещением (7 апреля), когда полагалось выпускать на волю птиц из клеток и печь "жаворонки". После прилета зябликов обычно наступает небольшое похолодание. С прилетом трясогузок вскрываются реки. Появление чаек означает скорое окончание ледохода, а возвращение стай чибисов связывают с началом обильного половодья.

Известный русский фенолог и натуралист Д. Н. Кайгородов в начале нашего столетия организовал целую сеть корреспондентов-наблюдателей, собиравших данные о ходе весеннего прилета обычных известных видов птиц лесной полосы России. На основании анализа и обобщения более 25 тыс, наблюдений он отмечал на карте места одновременного появления весной грачей, аистов, кукушек и других птиц. Линии, соединяющие эти места,- изохроны - показывают особенности хода весеннего пролета, его скорость, направление, связь с изменением температуры воздуха и других метеорологических условий. Например, грачи возвращаются ко всем гнездовьям в европейской части СССР всего за 5 недель. Они движутся с юго-запада на северо-восток со скоростью в среднем 55 км в день. Кукушка пролетает примерно 80 км за сутки, белый аист - 60 км. Чем больше наблюдений ляжет в основу таких расчетов, тем точнее они окажутся. К сожалению, число добровольных корреспондентов, снабжающих точными фенологическими данными специалистов-орнитологов, сейчас резко сократилось. А ведь они могли бы принести неоценимую пользу и орнитологам, и специалистам сельского хозяйства, оказать существенную практическую помощь в оценке изменения природных условий больших территорий за ряд лет, в прогнозировании сроков сева и уборки урожая в различных районах и т. п. Школьный календарь природы - это продолжение и развитие народного календаря, до сих пор помогающего земледельцам в борьбе за урожай. В 20-х годах календарь прилета птиц тщательно вели на Биостанции юных натуралистов в Сокольниках (Москва) и передавали в Управление агрометслужбы Министерства сельского хозяйства СССР.

Сведения о наступлении различных сезонных явлений в природе, в том числе прилета и отлета массовых видов птиц, поступающие от учреждений и отдельных корреспондентов, регулярно публикуются Гидрометеоиздатом за периоды в 10-12 лет.

Каждый конкретный год даты прилета птиц немного отличаются от средних многолетних: одни - больше, другие - меньше. Можно рекомендовать задание для членов биологического кружка: проследить, когда они первый раз в году встретили ту или иную птицу, и сравнить это число со средней датой прилета, указанной в таблице, а затем подумать, чем можно объяснить ее сдвиг. Прилет идет обычно несколькими "волнами", а между ними наступают периоды относительного затишья.

Даты прилета массовых видов птиц в европейской части СССР, приметы весны и сроки главных сельскохозяйственных работ. Таблица 2.
Волна прилета Вид птиц Дата прилета (средняя многолетняя) Приметы весны или вид сельскохозяйственных работ
I Грач 18-19.III Подготовительные работы
II Скворец 30.III Подготовительные работы
Зяблик 30.III Кратковременное похолодание
Жаворонок 1.IV Появление проталин на полях
III Белая трясогузка 5.IV Начало ледохода
Чибис 5-7.IV Подготовка семян для огорода
Чайка озерная 8.IV Конец ледохода
Зарянка 8.IV Конец ледохода
IV Горихвостка 17.IV
Утка-кряква 18.IV
Журавль серый 18.IV
Пеночка-теньковка 18.IV
Мухоловка-пеструшка 19.IV Начало пахоты
V Кукушка 27-30.IV Заметное потепление
Пеночка-трещотка 27-30.IV Начало посева овощей (моркови, свеклы)
Пеночка-весничка 27-30.IV
Вертишейка 29.IV
Ласточка-касатка 30.IV Посевная
VI Славка-черноголовка 5.V Разгар посевной
Серая мухоловка 8.V Разгар посевной
Соловей 8-10.V Разгар посевной
Пересмешка 11.V Разгар посевной
VII Иволга 16.V Посадка огурцов, капусты, гороха
Сорокопут-жулан 21.V Посев ячменя и льна
Чечевица 21.V Посев ячменя и льна
Коростель 21.V Посев ячменя и льна
Перепел 21.V Посев ячменя и льна
Стриж 21.V Посев ячменя и льна

Наблюдения за пролетом птиц можно вести в любой точке средней полосы, но лучше на одном из малых или больших пролетных путей - на побережье водоема, полосе леса среди открытых пространств, в долине, на опушке лесного массива. Можно наблюдать пролет и просто на городской окраине, а в разгар его - и из окна многоэтажного дома. Хорошо бы иметь бинокль, хотя бы театральный. В определенный час (лучше рано утром) несколько дней подряд интересно подсчитывать, сколько и каких птиц видели пролетающими мимо. Такие наблюдения позволяют проследить за динамикой пролета нескольких видов (начало, разгар, окончание), за сменой одних птиц на пролете другими, за общим окончанием интенсивного пролета. Разумеется, наблюдать надо ежедневно, терпеливо и при этом уметь различать на расстоянии обычные виды птиц (рис. 13).

Рис. 13. Силуэты птиц в полете (по Сунгурову, 1960):
1 - стриж; 2- деревенская ласточка; 3 - чайка; 4 - воробей; 5 - хохлатый жаворонок: 6 - трясогузка; 7 - щурка; 8 - скворец; 9 - дрозд; 10 - сыч; 11 - ястреб-перепелятник; 12 - куропатка; 13 - галка; 14 - фазан; 15 - большой кроншнеп; 16 - грач; 17 - городская ласточка; 18 - бекас; 19 - пустельга; 20 - сорока; 21 - чибис; 22 - вальдшнеп.

Перелеты птиц всегда привлекали к себе внимание со стороны науки и простых людей, да и мы неоднократно на страницах нашего сайта писали об этом (здесь вы можете узнать о том, ). Впрочем, такой повышенный интерес, да ещё и со стороны охотников – вполне объясним. Зимующих у нас охотничьих видов птиц не так уж и много, а главные объекты любительской и спортивной охоты доступны нашим охотникам только очень короткое время.

Причины перелёта птиц

От момента выведения птенцов не так уж много времени проходит до того момента, когда они, собравшись в стаи, отправляются на юг в теплые страны. Охотники же знают, какими массами летят охотничьи виды птиц весной, когда и как они торопятся к местам своего гнездования, поэтому, могут предполагать, сколько же птиц вернётся весной. Правда, предположения эти нельзя считать точными, так как на то, сколько птиц вернётся весной — влияет очень много факторов.

Что же касается птичьих маршрутов, то птицы летят и через горы, и через пустыни, и даже пересекают моря и океаны. Тысячам они прячутся в ночных туманах около маяков, и гибнут, разбиваясь об их стекла. Других – подхватывает ветром и уносит в открытое море, где топит или выбрасывает на берега тех островов, где пернатым странникам всё равно не выжить. Несмотря на то, что путь их в теплые края — такой долгий и опасный, птицы всё равно летят, гонимые сильным инстинктом. Более того, они точно знают время, когда улетать и когда возвращаться. И, если со временем отлёта можно быть уверенным в том, что птицы чувствуют себя неуютно с наступлением холодов, то, вот как объяснить тот факт, что они знают время, когда возвращаться весной?

Чем больше вникаешь в тему миграции птиц – тем больше остаётся вопросов. И, несмотря на то, что наука сегодня имеет ряд исследований, посвященных этой теме, огромное количество материалов и публикаций, посвященных перелётам птиц – ответы на все вопросы пока ещё не получены, хотя, есть уже некоторые факты, которые могут объяснить поведение птиц.

Перелёты птиц как способ сохранить численность вида

В своё время С. Бутурлин и значительно позднее немецкий ученый по фамилии Кипп, обратили внимание на тот факт, что

оседлые виды птиц более плодовитые, чем близкие к ним виды, которые всё-таки совершают регулярные перелёты.

Однако, весной к размножению приступает практически тоже количество птиц, что и весной прошлого годы. Куда же девается многочисленный приплод оседлого вида? Он идет на покрытие убытков в численности вида в осеннее и зимнее время. Исходя из этого, можно сделать вывод, что не только плодовитость, но и показатель смертности среди оседлых птиц выше . Что же касается гибели перелётных птиц и факторов, влияющих на неё, то здесь можно говорить о концентрированности и гибели в один промежуток времени большого числа птиц (к примеру, во время шторма). Гибель же оседлых птиц характеризуется рассредоточенностью, и она не бросается так в глаза, хотя, количество погибших птиц здесь в разы больше.

Кстати, многие ученые рассматривают явление перелета птиц, как биологический способ приспособиться и избежать неприятных условий, тем самым, сохранив численность своего поголовья.

А, если перелёты птиц и заканчиваются гибелью последних, то их гибель по-большому счету, произошла бы с ними и на родине, так как к суровым зимним условиям они совсем не приспособлены.

Более того, сезонность в жизни птиц и цикличность – это не что-то экстраординарное, но напротив, это нормальное звено в годичном цикле жизни птицы, с которым связана вся ритмика и физиология живого существа. И, нет ничего из ряда вон выходящего, в перелётах птиц. Это такой же инстинкт, как инстинкт строить гнёздо и заботиться о своём потомстве.

Но не правильно думать о том, что перелёт птиц определяет какой-то особенный инстинкт, который нельзя объяснить с материалистической позиции. Более того, само явление перелета птиц с научной точки зрения вполне опознано… И, все те оставшиеся загадки, которые есть на данный момент, связанные с этой темой – их можно разгадать со временем, путем проведения наблюдений и сопоставлений. Наблюдений в плане изучения высшей нервной деятельности животных и общих законов, которые определяют связь организма с живой средой. И, сопоставления сравнительных фактов.

Сезонные перелёты птиц – чем они интересны охотникам

Однако, всё выше сказанное больше касается научной стороны. Но, что же может интересовать охотника? Прежде всего, это размещение явления. Так, в одних местах происходят интенсивные перелёты птиц, в для других они отсутствуют или слабо выражены. Также, стоит вспомнить, что

долгое время, орнитология придерживалась точки зрения о существовании теории пролетных путей.

С одной стороны такая теория имеет все подтверждения в виде намеченных на картах линиях или полосах, по которым пролетают массы птиц разных видов, а также в виде слабых веток, по которым перелетают только местные птицы. Но, есть и другая версия, которая утверждает, что как таковых конкретных и четких пролетных путей нет, и птицы просто летят широким фронтом. И, здесь нет связи с историей, но есть прямая зависимость от экологии. Хотя, в этом вопросе, истина, как всегда посередине. Если пути перелетов воспринимать только с исторической точки зрения, то такие застывшие формы пространственного перемещения птиц должны быть неизменными, и сильными, как и инстинкты в птицах. Однако, как же быть с ситуациями, когда в виду неблагоприятных экологических условий птицы всё-таки меняют свой маршрут. Этому объяснением уже служит широкий фронт. Поэтому, правильнее трактовать пути пролетов в прямой связи от обстоятельств . Тогда становится понятным, почему один и тот же вид птиц может двигать то широким фронтом, то пролетными путями.

Кольцевание, как метод исследования особенностей перелетов птиц

Кстати, проследить многие особенности перелетов птиц помогает метод их кольцевания. Именно благодаря ему удалось выявить, что

птицы одного вида, которые гнездятся близко друг к другу, нередко летят в разных направлениях и в разные места.

Так, окольцованных чаек можно встретить как в Северной Италии, так и на Балканах. И, в этом нет никакого внутреннего беспорядка, просто чайки из каждой колонии разбиваются на небольшие стайки, каждая из которых предпочитает лететь своими путями, и имеет свои места зимовок. Весной, по тем же маршрутам, птицы возвращаются домой. Это касается и уток (читайте об охоте на уток ), и других охотничьих птиц. И, если отметить на карте их маршруты, то будет казаться, что она оплетена сетью сложных пролетных путей.

Часто можно услышать, что птицы осенью отправляются на юг в теплые страны. Однако, это утверждение нуждается в поправке. Для птиц главное не то, чтобы страна в которую они отправляются, была теплой, но то, чтобы там они могли найти себе достаточное количество пропитания. Поэтому, птицы не всегда отправляются на юг.

Всегда привлекал к себе внимание человека, особенно охотника. И это понятно. Зимующих у нас охотничьих птиц совсем немного, а главные объекты спортивной, любительской охоты доступны нам только очень короткое время. Выведутся птенцы, взматереют и не так уже много времени пройдет, как, собравшись в стаи, они отправляются на на юг, в теплые страны.

Охотник знает, какими массами летят охотничьи птицы весной, когда они торопятся к местам гнездования, или осенью, когда подросшая молодежь отправляется в свое первое путешествие, которое для многих из них оказывается и последним. Птицы летят через горы и пустыни, пересекают моря.

Много вопросов возникает, когда мы затрагиваем тему перелётов птиц. Почему они летят, куда? Как знают свой путь и время? Понятно еще: от нас они могут улетать осенью, потому что им стало неуютно — наступает неблагоприятное время года. А как они могут знать свое время весной, когда им надо к нам прилетать?

И чем ближе мы знакомимся с проблемой миграций птиц, тем больше возникает вопросов. Много проделано исследований по этому поводу, много написано популярных книг и статей в журналах, а интерес к теме не ослабевает, ответа на все вопросы еще не получено.

Но кое-что уже ясно. Нет в перелётах птиц никакой трагедии. В свое время еще С. А. Бутурлин, а значительно позднее немецкий ученый Кипп обратили внимание на то, что оседлые виды птиц более плодовиты, чем близкие к ним перелётные виды. Но весной приступает к размножению в общем то же количество птиц, как и весной предыдущего года. Куда же делся более многочисленный приплод оседлого вида? Он пошел на покрытие убыли в численности вида в осеннее и особенно в зимнее время. Выходит, не только плодовитость, но и смертность среди оседлых птиц больше, чем среди птиц перелётных. Но гибель перелётных птиц происходит, если можно так сказать, концентрированно: в короткий промежуток времени и в каком-то определенном месте гибнет сразу много птиц. А оседлые птицы гибнут рассредоточенно, гибель их никому не бросается в глаза, хотя в конечном счете они гибнут в большем количестве. Да и само явление перелёта в целом следует рассматривать как биологическое приспособление, позволяющее птицам избегать неблагоприятных зимних условий жизни на родине, позволяющее им с помощью перелётов сохранить свое поголовье. Если перелёт птиц и кончается гибелью многих из них, то все же можно сказать: птицы выбирают из двух зол меньшее. На зиму оставаться на родине им нельзя, они к зимним условиям неприспособлены.

В жизни птицы сезонные перелёты не катастрофа, не что-то экстраординарное. Это нормальное звено в годичном цикле ее жизни, с которым связана вся ритмика птицы, ее физиология. В сущности, здесь нет ничего из ряда вон выходящего, что отличало бы перелёт от других явлений в жизни животных. ничуть не более загадочен, чем, скажем, явление размножения: инстинкт гнездостроения, забота о потомстве и т. д.

Должно отпасть также представление, что перелёт птиц определяет какой-то особенный инстинкт, который не может быть объяснен материалистически. Теперь это кажется понятно всем.

Явление перелёта птиц с научной точки зрения вполне познаваемо. Конечно, есть еще много непознанного, но это другое дело. Теперь выясняется, что явление перелёта птиц не может быть разгадано только посредством наблюдения и сопоставления. Многие стороны его своим основанием уходят в изучение высшей нервной деятельности животных и в самые общие законы, определяющие связь организма со средой. И покуда в этих вопросах не все еще ясно, не все ясно и в объяснении птичьих перелётов. Но для того чтобы понять глубокие корни явления, необходимо точно знать, как оно происходит, иначе говоря, надо хорошо знать описательную сторону явления. К сожалению, и здесь еще многое неизвестно, ибо требуется знать не только общую картину явления, но и ее конкретные детали.

Что может интересовать прежде всего охотника?

Я думаю, размещение явления. Ведь в одних местах происходит очень интенсивный перелёт птиц, а в других — перелёта нет или он очень слабо выражен. Долгое время в орнитологической науке существовала теория пролетных путей. И в самом деле: мы можем наметить на карте линии или чаще неширокие полосы, где пролетают весной или осенью массы птиц и разных видов, и можем наметить территории, где летят только местные птицы, слабые веточки, отходящие от мощных путей. Много было высказано суждений о том, что означают эти пролетные пути, как они произошли, как эти пути связаны с историческим прошлым земли.

Теперь многие говорят, что пролетных путей нет, что птицы летят так называемым широким фронтом. Этим самым снимаются с повестки дня и все объяснения пролетных путей, связь перелётов с историей формирования ландшафта. Объяснение пролетным путям искали главным образом в историческом прошлом земли. Объяснение направлениям пролетов широким фронтом ищут в современных экологических условиях. Таким образом, в изучении перелётов птиц чаша весов колеблется от одной крайности к другой; от историзма к экологии.

Но нет ни одного явления в мире, которое можно было бы объяснить противопоставлением современности (в нашем случае экологии) истории. Все явления складываются длительно, проходят свой путь исторического развития. Это историческое развитие находит свое отражение в современности, тесно с нею связано. Поэтому нельзя говорить: или история (прошлое) или экология (современность). Абстрактной истории нет. В нашем случае история — это экологические условия прошлого. Они могут быть отличны от экологических условий современности, а могут в ряде случаев и совпадать с ними.

Точно так же не следует говорить: пути перелётов или широкий фронт. Если пути перелётов не понимать антинаучно, как какие-то застывшие формы пространственного перемещения птиц, навеки неизменные, ни от чего, кроме таинственного инстинкта, не зависящие, то они вполне находят себе место в арсенале понятий современной биологической науки. Видимо, в природе не существуют или пролетные пути, или широкий фронт, а то и другое. Все зависит от обстоятельств. Один и тот же вид птиц может лететь часть времени широким фронтом, часть времени узкими путями. Говорят иногда, что пролетных путей в чистом смысле этого слова не бывает. Это верно. Но ведь и широкого фронта в чистом смысле этого слова тоже не существует. Спора между теориями широкого фронта и пролетных путей не должно быть. Он сходит на нет, как только мы перестанем вкладывать в эти термины несвойственное им одностороннее содержание.

Самая общая, поверхностная картина хода перелётов птиц выяснена в достаточной степени. Теперь, чтобы лучше разобраться в явлении, надо проследить ход перелёта в пределах одного вида по отдельным популяциям. Здесь выявляются интересные вещи. Раскрыть их помогает кольцевание.

Оказывается, птицы одного вида, гнездящиеся близко друг к другу, летят нередко в разных направлениях, в разные места. Так, например, чайки с озера Киёво, расположеного в Подмосковье, летят зимовать в разные места, в общем на юго-запад. Окольцованных на Киеве чаек можно встретить зимой в Северной Италии, на Балканах, в дельте Нила и даже восточнее. Чайки из других колоний тоже имеют свой веер разлета, который в значительной степени перекрывается с веером разлета киевских чаек. Но здесь нет произвола, нет беспорядка. Чайки с каждой колонии разбиваются на несколько стаек (популяций), каждая из которых летит впоследствии своими путями и имеет свои места зимовок. И весной они, видимо, возвращаются теми же путями обратно. Так же и цапли с Рыбинского водохранилища летят отдельными стайками в разные стороны и тоже каждая своим путем.

Это же относится и к уткам. Гнездящиеся на северо-востоке Европы и в низовьях Оби утки собираются для линьки в дельту Волги. Там каждая стайка имеет свое место, которого придерживается из года в год. Но самое любопытное дальше. Перелиняв, стаи поднимаются на крыло и разлетаются затем в самых различных направлениях и разными путями. Большинство стаек придерживается все же западно-юго-западного направления и попадает в Средиземноморье. Некоторые стайки летят на юго-юго-восток, зимуя в дальнейшем в Индии. Но есть стаи, летящие из дельты Волги на север (вернее, на северо-запад), а затем на запад и попадают они зимовать в Англию, иногда в Нидерланды. Взглянешь на карту и кажется, что птицы летят повсеместно, всюду, где только есть водоемы. На деле же это сложное переплетение пролетных путей отдельных популяций.

Часто говорят, что птицы летят осенью на юг в теплые страны. В это утверждение надо внести некоторые уточнения. Главное для птиц не то, чтобы страны, куда они летят, были теплыми, главное, чтобы они были кормными. Ради этих кормных мест птицы летят не всегда на юг. Например, кайры с берегов Баренцова моря перемещаются осенью просто в западном направлении и зимуют в северной Атлантике, примерно в тех же широтах, где и гнездятся. А жаворонки зимуют в большом количестве в холодных нагорьях Центральной Азии, где зимой значительно холоднее, чем, скажем, под Москвой, но мало снега и корм на земле всегда есть. Под Москвой теплее, но много снега, и наземный корм жаворонкам недоступен. Этим все определяется.

Перелётных птиц можно подразделить на две основные группы. Первая группа охватывает рано прилетающих птиц. Эти птицы (грачи, скворцы, жаворонки и другие) появляются у нас с первыми признаками весны. Они летят в основном в северо-восточном направлении и скорость их весеннего пролета совпадает со скоростью передвижения всего фронта весенних явлений. Грач может за один час пролететь 40 километров, а во время весеннего пролета он передвигается на такое расстояние за сутки. Вот и говори после этого, что птица весной торопится к местам своего гнездования! Быстрей весны, видимо, не полетишь.

Рано прилетающие птицы имеют очень колеблющиеся сроки весеннего прилета. Колебания в сроках могут доходить до 40-44 дней. Все зависит от хода весны. Интересно, что места зимовок у таких птиц расположены недалеко — в юго-западной Европе и в Северной Африке. Некоторые из них зимуют и на юге нашей страны. По отношению к этим птицам многое ясно. Сроки их миграций и направление миграций определяет погода. Да и места зимовок расположены у них там, где позволяет погода, и в отдельные зимы они могут отлетать в зависимости от обстоятельств то дальше, то ближе.

Сложнее дело обстоит с другой категорией птиц — с птицами, прилетающими поздно. Они улетают от нас очень далеко, нередко за экватор. Прилетают поздно и в более сжатые сроки, чем рано прилетающие виды. Колебания сроков прилета у них не превышают обычно 10-11 дней. Иной раз кажется, что прилет их мало зависит от состояния погоды, но это неверно. Синоптическая картина прилета стрижей довольно определенна. Но если меня спросят, как краснозобик, зимовавший в Тасмании, узнает, что ему пора лететь на Таймыр, ответа не будет. Впрочем, когда у нас дело идет к весне, в Тасмании приближается осень. Возможно, она и дает сигнал краснозобику, что пора улетать и он начинает свое весеннее движение на север через экватор.

Вполне вероятно, что так именно дело обстоит с полярной крачкой. Этот маленький длиннокрылый летун вполне может быть назван птицей, не любящей ночи. Крачка гнездится у нас на полярном севере. В это время там круглые сутки день. Зимует эта крачка на южной Атлантике, где тоже бывает в это время полярный день. Только во время перелётов через умеренную и экваториальную зоны полярная крачка познает регулярную смену дня и ночи. Так вот, вполне вероятно, что у нее пробуждается стремление к перелёту, когда на местах зимовок начинаются ночи, которые все быстрее удлиняются.

Когда говорят, что перелёты вызваны внешними условиями — состоянием погоды, наличием кормов и т. д. — это совершенно справедливо. Но не надо думать, что птица существует как пассивная игрушка погоды. Такая жизнь была бы невозможна. У птицы, как и у всякого живого существа, выработалась своя определенная связь с внешними условиями. Отдельные капризы погоды и случайные колебания в условиях среды на нее не влияют. Птица имеет свой исторически сложившийся цикл изменений физиологического состояния организма, что позволяет ей в разное время года реагировать на изменения условий жизни по-разному. Бывает, в начале июня наступают холода, летающие насекомые исчезают, ласточки попадают в трудное положение. В 1930 году удалось найти после таких холодов в норах берегового обрыва Плещеева озера более тридцати погибших береговых ласточек. Обратного отлета не было. Но в конце лета, стоит только появиться первым намекам на ухудшение условий жизни, птицы отлетают.

Наличие внутреннего физиологического ритма приводит к тому, что некоторые виды птиц (например, горихвостка) начинают проявлять стремление к перелёту и как будто бы без всякой связи с внешними условиями, когда они сидят в стандартных условиях в клетках. Однако настоящей независимости от внешних условий, как это не так давно считали, конечно нет. Птица воспринимает внешний мир иначе, чем мы. Бывает, мы не замечаем изменений, а птица уже отмечает их внутри себя, например, изменение давления и другие сигналы, которые пробуждают в ней стремление к отлету. Мы еще не знаем, в чем эти сигналы состоят, но это дело времени.

Хорошим примером тому, что характер перелёта птиц зависит от внешних условий, а не от наследственного неизменяемого инстинкта, служат опыты, проведенные Великангазом с кряковыми утками. Как известно, утки, гнездящиеся на Британских островах, оседлые птицы. Инстинкта перелёта у них явно нет. Утки Карельского перешейка — все перелётные. Они имеют свои пролетные пути и свои места зимовок. Beликангаз взял яйца английских кряковых уток, перевез их на Карельский перешеек и подложил под местных уток. Что же? Как вели себя выведшиеся в этих условиях птицы? Они реагировали на новые для них условия жизни Карельского перешейка, как настоящие аборигены. Они отлетели, правда, с некоторым запозданием против местных уток, и весной возвратились, пользуясь тем же направлением перелётов, которым пользуются карельские утки.

Значит, нет наследственного инстинкта, который проявляет себя неизменно в любых условиях. Нет и гена перелётности. А ведь не так давно пытались путем скрещивания перелётных и неперелётных птиц выявить ген, который будто бы управляет этим явлением. Этим самым хотели оторвать жизнь птицы от связанной с ней среды, толковать эту жизнь как проявление исконно существующих и ни от чего не зависящих инстинктов и генов.

Мы понимаем теперь сезонные перелёты птиц как биологическое приспособление к резко изменяющимся по сезонам условиям жизни. Это позволяет птицам жить какую-то часть года там, где в условиях оседлости они жить не могли бы. При этом некоторые виды птиц ясно обнаруживают свою зависимость от изменений среды, у других эта зависимость затушевана, проявляется более сложно. Раскрыть эти затушеванные зависимости теми методами исследования, которыми мы даем описательную картину перелётов, невозможно. Ответ на многие вопросы будет дан только с развитием всей биологической науки.

Перелеты птиц - ежегодные относительно дальние перемещения птиц из области гнездования в область зимовок с возвращением хотя бы части птиц обратно; одна из форм миграции животных. Перелет - приспособление к сезонным колебаниям климата и зависящим от этого факторам (наличие доступнои пищи, открытои воды и т. п.). Перелетные птицы, обитая на север только в гнездовои период, могут не иметь адаптации к суровым условиям. Годовои биологическии цикл у перелетных птиц более стремителен: период размножения короткии, кладка часто лишь одна, линька бурная и непродолжительная. Популяции вида в однои части ареала могут быть оседлыми, а в другои (например, на север ареала) - перелетными. Сроки перелета часто зависят от способа питания: зерноядные птицы обычно прилетают раньше, а улетают позднее насекомоядных. В основе П. п. лежит наследств, программа (содержащиеся дома птицы проявляют в соответствующии сезоны перелетное беспокоиство). Веснои сигналом к перелету помимо «внутреннего календаря» служит увеличение светового дня до критич. уровня (изменяя длину светового дня, можно искусственно вызвать перелетное состояние), осенью чаще деиствует один «внутреннии календарь». Сигнал к перелету обрабатывается первоначально в гипоталамусе, которыи стимулирует секрецию гормонов гипофиза (возможно, прежде всего пролактина и адренокорти- котропного); гормоны изменяют суточные ритмы работы печени, вызывают гипер- фагию, отложение жира, перелетное беспокоиство, сопровождаемое образованием стаи, включают механизмы бионавигации. Так возникает перелетное состояние. У молодых птиц до отлета вырабатывается на основе импринтинга способность находить веснои гнездовую территорию, а на зимовках - территорию первои зимовки. Дальность перелета зависит от экологич. потребностеи вида на зимовках (зерноядные зимуют ближе к местам гнездования, чем насекомоядные), успешности конкуренции на зимовках с Древнии видами и от истории расселения вида. например, чечевица, расселявшаяся из Сибири на Запад, летит из Прибалтики на зимовку через Казахстан и Ср. Азию в Юго-восточныи Азию (Индокитаи), а пеноч- ка-весничка, расселявшаяся на восток,- из Воет. Сибири летит в Африку, хотя первои ближе лететь в Африку, а второи - в Юго-восточныи Азию. Самыи дальнии перелет - у полярнои крачки (ок. 30 тыс. км), к-рая гнездится в Арктике и Субарк- тике, а зимует в Антарктике. Ср. скорость перелета от 30-50 км в сутки (недалеко летящие синицы) до 200-300 км в сутки (далеко улетающие славки, мухоловки, трясогузки). Днем почти все птицы летят стаями. Строи стаи (шеренга, вереница, клин и Древнии) облегчает использование аэродинамич. условии и минимально сокращает обзор, необходимыи каждои птице. Данные кольцевания показывают, что на перелетах птиц гибнет меньше, чем в начале зимы или веснои, сразу после прилета. В целом смертность перелетных птиц во время миграции не выше, чем оседлых зимои. Дольник восток Р., Миграционное состояние птиц, М., 1975; Миграции птиц Восточнои Европы и Севернои Азии. Хищные - журавлеобразные, М., 1982; там же, Журавлеооразные - ржанкообразные, М., 1985; Карри-Линдал К., Птицы над сушеи и морем. Глобальныи обзор миграции птиц, перевод со швед., М., 1984.

С сегодняшнего дня, дня Герасима Грачевика, в России ждут перелетных птиц. Совершая дальние перелеты, они возвращаются из теплых стран. Как они ориентируются? Почему летят клином? Чем питаются? Мы решили ответить на эти и другие "птичьи" вопросы.

Как проложить маршрут

Как не ошибиться с маршрутом? Ведь ошибка будет стоит жизни! Но для крылатых путешественников это вовсе не проблема: маршруты давно определены и остаются неизменными из года в год. Куда держать курс, молодое поколение узнает от старших товарищей. Но как быть, если в стае остался один неопытный молодняк? Как узнать дорогу, не имея карты и gps-навигатора? Оказывается, такой навигатор есть у каждой птицы, это врожденный инстинкт, который и ведет птиц в верном направлении. Это подтверждают случаи, когда свой первый полет молодые особи совершали абсолютно самостоятельно.

Ветер, ветер, ты могуч!

Погодные условия, безусловно, влияют на ход миграции. В теплую погоду птицы летят дольше, и поток прилетающих птиц резко увеличивается. А если вдруг наступает сильное похолодание, птицы и вовсе могут развернуться обратно на юг. Во время осеннего перелета похолодание способствует более быстрому отлету. Утки могут двигаться на юг без остановки, покрывая большие расстояния -150-200 км. Ветер может мешать перелету, и, наоборот, способствовать. Чайки, летающие довольно медленно, летят в штиль или с попутным ветром. Естественно, при наличии такого помощника перелет происходит интенсивнее.

По порядку рассчитайсь!

Многие птицы летят клином, как, например, журавли и гуси. Некоторые считают, что клином летят птицы для того, чтобы рассекать воздух подобно тому, как нос корабля рассекает волны. Но это не так. Смысл клинообразного строя, впрочем, как и любого другого (шеренгой, дугой, косой линией), заключается в том, чтобы птицы не попадали в вихреобразные потоки воздуха, создаваемые движениями крыльев соседей. За счет того, что впереди летящие птицы взмахивают крыльями, создается дополнительная подъемная сила для тех, кто летит сзади. Гуси таким образом экономят до 20% энергии. При этом, на птицу, летящую впереди, возлагается большая ответственность: она является проводником и направляющим для всей стаи. Это тяжелая работа: органы чувств и нервная система находятся в постоянном напряжении. Поэтому ведущая птица быстрее устает и ее вскоре подменяет другая.

Перелет перелетом, а обед по расписанию!

Во время перелета стае не всегда удастся полноценно питаться - возможности для добычи пищи очень ограничены. Откуда взять силы для такой тяжелой работы? Собираясь в долгий путь, мы, как правило, заранее думаем о своем питании. Вот и птицы предпочитают хорошо подкрепиться на дорожку: готовясь к перелету, они кушают очень плотно для того, чтобы накопить побольше жировых запасов для долгого перелета.

Отдыху время, а перелету час

Перелет – дело трудное, и запас энергии быстро иссякает, поэтому птахам очень важно восстанавливать силы. Некоторые виды птиц летят практически без отдыха: вальдшнеп, например, за одну ночь покрывает расстояние до 500 км без остановок. Другие же не могут похвастаться такой выносливостью и делают много остановок. Как правило, и скорость у этих птиц небольшая. Они устраивают себе отдых у водоемов, где могут восстановить силы, подкрепиться и утолить жажду. На это уходит большое количество времени, а на перелет в день в среднем приходится около часа.

Блуждая в потемках

У наших путешественников и так немало проблем, а тут еще и охотники! Выручает птиц стайный образ жизни. Так больше шансов заметить нападающего врага. Товарищи по стае всегда сигнализируют друг другу об опасности. Для охотников не секрет, что к одиночной птице подобраться на выстрел куда проще, чем к группе. Однако, обнаружить стаю во время перелета не так-то просто. Птицы летят на гораздо большей высоте, чем обычно, при этом умудряясь дышать разряженным морозным воздухом.

Текст: Надежда Тимохова

Инфографика: Мария Зайцева