Вся сложность расчётов за предоставленные заключается в том, что счета на их оплату получает арендодатель . В них включены расчёты по оплате услуг для всех имеющихся площадей, в том числе и арендуемых.

Как в этом случае взыскивать оплату коммуналки с арендатора, и в каком размере, решать арендатору и арендодателю.

Варианты оплаты коммунальных услуг

Чаще всего используется два способа возмещения арендатором расходов по оплате коммунальных услуг.

В первом случае арендодатель вносит в пункт о размере арендной платы состоящий из 2 частей:

Арендодателем производится расчёт среднемесячной суммы , вносимой в счёт оплаты коммунальных услуг арендуемого помещения.

Такие расчёты могут производиться на основании показаний установленных приборов или узлов учёта.

Он может быть произведён исходя из площади арендуемого помещения, или из суммарной мощности находящихся в нём энергопотребляющих приборов.

Туда же могут быть включены расчёты потребляемой холодной и горячей воды с учётом предполагаемого числа проживающих в этом помещении людей.

Второй способ заключается в составлении соответствующего приложения к договору аренды , либо по основному договору, помимо фиксированной платы за предмет аренды.

Именно на этом договоре и остановимся поподробнее.

Условия дополнительного соглашения

Используя арендуемое помещение наниматель, обязан содержать его в надлежащем техническом и санитарном состоянии, и нести соответствующие расходы .

Естественно, без потребления различных коммунальных услуг это невозможно, а поскольку собственником помещения является арендодатель, то и счета по оплате поставленных услуг приходится оплачивать ему.

Даже исходя из простой логики, арендатор обязан нести соответствующую долю расходов по коммунальным платежам.

Именно для того, чтобы не возникало никаких разногласий по этому поводу и разработан такой тщательный подход к оформлению способа и формы оплаты компенсации этих затрат.

Одну из сторон договора аренды по каким-то причинам может не устраивать вариант с указанием способа и размеров оплаты за потреблённые коммунальные услуги в договоре аренды.

Тогда по соглашению сторон может быть заключён отдельный договор на возмещение коммунальных услуг арендатором.

Сам договор заполняется на типовом бланке, и является документом, имеющим юридическую силу, обязывающим обе подписавшие его стороны строго придерживаться обозначенных в нём условий.

Как и всякий подобный документ, договор должен быть грамотно составлен, и аккуратно заполнен. Не допускаются исправления, зачёркивания и другие помарки.

Договор составляется с учетом мнения обеих сторон и скрепляется их подписями. Именно с момента подписания этого документа, его действие считается законным. Документ составляется в двух экземплярах , по одному для каждого из подписавших этот договор.

Составление текста договора

В начале документа указываются обе стороны, участвующие в заключении настоящего договора. А затем следуют пункты, в которых раскрываются все важные моменты документа.

Первым пунктом обозначен предмет заключенной договорённости . В данном случае это будет возмещение расходов на коммунальные услуги арендатором второй стороне договора.

Здесь же нужно перечислить , за которые будет полагаться компенсация.

Следующим пунктом должны фигурировать права и обязанности сторон:

  1. Применительно к арендатору должны быть прописаны сроки ежемесячного внесения оплаты услуг арендатором, обязанность своевременно извещать арендодателя о предстоящих изменения в своей работе, связанных с потреблением электроэнергии и других ресурсов. А также обязанность не производить никаких перепланировок помещений и не вносит изменения в действующие коммуникации без письменного согласия владельца помещения. Обязателен пункт о возмещении ущерба, причиной которого послужили неправильные действия арендатора, или его халатность.
  2. Арендодатель должен будет в оговоренные сроки выставлять нанимателю счета за коммунальные услуги , составленные по расчётам, расшифрованным в специальном приложении к этому договору. В его обязанности должно входить и своевременное оповещение арендатора об изменении . Кроме того ответственность за содержание в надлежащем состоянии инженерных сетей и устранение предписаний контролирующих органов также входит в обязанности владельца помещения.

Представленный перечень прав обязанностей может быть дополнен различными пунктами, которые стороны будут считать существенными.

Кроме вышеуказанных положений, существенными условиями соглашения являются:

Отдельные нюансы и особенности договора

Поскольку такой договор имеет юридическую силу с момента подписания, то и его несоблюдение одной из сторон может повлечь за собой самые неприятные последствия.

Мало того, что договор может быть досрочно расторгнут (условия его расторжения обязательно должны быть подробно прописаны в документе, и соответствовать действующему законодательству), отдельные последствия несоблюдения пунктов договора могут стать предметом судебного разбирательства.

Есть также санкции, применяемые в случае просрочки внесения требуемых сумм для возмещения затрат на оплату предоставляемых коммунальных услуг в оговоренные сроки. Они оговорены соответствующими статьями Гражданского Кодекса страны.

Что касается важности, или особенного значения отдельных пунктов документа, то все они в равной мере существенны, и исключать из договора любой из них не следует.

К составлению каждого пункта договора нужно подходить очень серьёзно обеим сторонам. Ведь от того, насколько они будут соответствовать интересам каждой из сторон договора, будут зависеть насколько продуктивными и безоблачными будут отношения арендатора и арендодателя.

Изменения в сфере ЖКХ на федеральном уровне

В видеосюжеты разбираются актуальные нюансы реорганизации Министерства ЖКХ и строительства в России. Изменения на уровне федерального законодательства незначительны, они коснутся только управляющих организаций.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы ________________________, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице ______________________________________________, действующего на основании Устава, с одной стороны,

и ___________________________________________________, именуемое в дальнейшем «Потребитель», в лице ___________________, действующего на основании __________________, с другой стороны, далее именуемые «Стороны», руководствуясь п. ________ государственного контракта (договора, контракта ) от ________ № __________, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. В соответствии с условиями настоящего Договора «Исполнитель» предоставляет возможность Потребителю пользоваться коммунальными услугами, а Потребитель принимает на себя обязательство по возмещению Исполнителю коммунальных услуг, связанных с содержанием нежилого здания, расположенного по адресу: _________________________________ (далее – нежилое здание) в порядке и на условиях, установленных настоящим Договором.

1.2. Потребитель возмещает Исполнителю следующие виды коммунальных услуг:

Водоотведение;

Тепло и электроснабжение.

1.3. Возмещение коммунальных услуг осуществляется Потребителем с момента начала выполнения работ , предусмотренных государственным контрактом (договором, контрактом )от ________ № __________, до момента подписания Сторонами Акт сдачи - приемки выполненных работ по указанному государственному контракту (договору, контракту ).

1.4. Заключение Сторонами настоящего Договора не влечет перехода каких-либо вещных прав в отношении нежилого здания, указанного в п. 1.1 настоящего Договора.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Исполнитель:

Предоставляет возможность Потребителю пользоваться коммунальными услугами, указанными в п.1.2 настоящего Договора;

Своевременно предоставляет Потребителю все необходимые документы для возмещения коммунальных услуг;

2.2. Исполнитель имеет право:

Осуществлять контроль за выполнением Потребителем условий настоящего Договора;

- требовать возмещения убытков, понесенных по вине Потребителя вследствие неправильной эксплуатации оборудовании при пользовании услугами, несвоевременного внесения платежей, предусмотренных договором или невыполнения других обязательств по договору.

2.3. Потребитель обязан:

Своевременно и надлежащим образом исполнять обязательства по договору;

Возмещать Исполнителю оплаченные им коммунальные услуги в порядке и сроки, установленные настоящим Договором;

Соблюдать правила пользования инженерными сетями и оборудованием в соответствии с установленными нормами и правилами;

3. Порядок возмещения коммунальных услуг

3.1. Потребитель обязуется возмещать Исполнителю оплаченные в соответствии с условиями настоящего Договора коммунальные услуги ежемесячно на основании выставленного Исполнителем счета.

3.2 Оплата коммунальных услуг производится в безналичном порядке в срок не позднее 3-х рабочих дней с момента выставления соответствующего счета.

3.3. Размер коммунальных услуг, подлежащих возмещению Потребителем, определяется на основании фактически произведенных расходов, подтверждаемых соответствующими документами.

3.4. Порядок расчета размера коммунальных услуг, подлежащих возмещению Потребителем, определяется расчетным путем.

4. Условия конфиденциальности

4.1. Любая информация, передаваемая одной Стороной другой Стороне в рамках настоящего Договора, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации .

5. Ответственность сторон

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по настоящему Договору Стороны несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

4.2. В случае просрочки исполнения Потребителем обязательств по возмещению стоимости коммунальных услуг Исполнитель вправе потребовать от Потребителя уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств , начиная со дня, следующего после истечения срока установленного в п.3.2 договора. Размер такой неустойки составляет 0,1% от стоимости услуг, подлежащих возмещению, но не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства.

6. Основания освобождения от ответственности

6.1. Стороны не несут ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств по настоящему Договору, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, под которыми понимаются, в том числе, но не исключительно, запретные действия властей, гражданские волнения, эпидемии, блокаду, эмбарго, землетрясения, наводнения, пожары или другие стихийные бедствия.

6.2. Сторона, ссылающаяся на обстоятельства непреодолимой силы, обязана незамедлительно информировать другую Сторону в письменном виде с приложением документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы.

6.3. Если обстоятельства непреодолимой силы продолжают действовать более шести месяцев, то каждая Сторона вправе расторгнуть настоящий Договор в одностороннем порядке.

7. Срок действия договора

7.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до «___» _____________ года.

7.2. Настоящий Договор может быть изменен либо расторгнут по соглашению Сторон, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

8. Разрешение споров

8.1. Стороны будут стремиться к разрешению всех возможных споров и разногласий, которые могут возникнуть по настоящему Договору или в связи с ним, путем переговоров.

8.2. Споры, не урегулированные путем переговоров, передаются на рассмотрение в арбитражный суд в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

9. Заключительные положения

9.1. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

9.2. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями Сторон.

9.3. Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме. Сообщения будут считаться исполненными надлежащим образом, если они посланы заказным письмом, по телеграфу, телетайпу, телексу, телефаксу или доставлены лично по юридическим (почтовым) адресам Сторон с получением под расписку соответствующими должностными лицами.

Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

Адреса и реквизиты сторон

Исполнитель:

Потребитель:

У компаний, которые заключили договор аренды, часто возникают вопросы касательно порядка оплаты, а также бухгалтерского и налогового учета платежей за коммунальные услуги.

Если организация сдает часть своих помещений в аренду, она же (а не арендатор) осуществляет расчеты с поставщиками коммунальных и прочих услуг, которые необходимы для обеспечения деятельности. В большинстве случаев возмещение расходов по коммунальным услугам обсуждается отдельно.

Компенсация арендатором услуг может быть оформлена несколькими способами:

  • установлением в договоре арендной платы, в которую входит фиксированная и переменная части в соответствии с требованиями ст. 614 Гражданского кодекса РФ;
  • с указанием компенсации арендной платы в отдельном договоре поверх фиксированной ставки.

В первом случае коммунальные платежи могут являться частью фиксированной суммы арендной платы. В таких случаях возмещение расходов по коммунальным услугам арендатором осуществляется на основании предварительных расчетов среднемесячных затрат на оплату этих услуг. На эту же сумму и увеличивается ежемесячная арендная плата.

Порядок отображения данных операций в бухгалтерском учете аналогичен порядку учета платы за аренду.

Система возмещения расходов

Алгоритм оплаты счетов компаниям, предоставляющим коммунальные услуги, может предполагать разные системы:

  • на основании показания приборов учета;
  • в соответствии с занимаемыми площадями;
  • в соответствии с мощностью оборудования, установленного в помещениях.

При этом перечисление платы за коммунальные услуги осуществляется арендодателем. Арендатор, в свою очередь, должен компенсировать расходы на основании соответствующих квитанций и счетов, которые подтверждают фактическую стоимость коммунальных услуг. Порядок отражения хозяйственных операций по компенсации платы установлен соответствующими бухгалтерскими документами.

Возмещение расходов по оплате коммунальных услуг арендатором арендодателю не является операцией по реализации услуг, поэтому не подлежит налогообложению и необходимости оплаты налога на добавленную стоимость. Это связано с тем, что арендодатель сам не является производителем услуг. Кроме того, в соответствии с нормативными актами, последний сам получает услуги в качестве абонента у этих же организаций.

Договор о возмещении расходов на коммунальные услуги

Если договор возмещения расходов за коммунальные услуги предполагает фиксированную и переменную части, порядок расчетов совершенно другой, чем в первом случае. Так, переменная часть может включать платежи, размер которых основан на тратах, понесенных арендодателем в связи со сданным в аренду имуществом.

Тогда стороны договора должны согласовать возмещение арендатором не только коммунальных платежей, но и налогов:

  • транспортных;
  • на имущество;
  • земельных и других.

Договор возмещения расходов по оплате коммунальных услуг также должен содержать компенсацию услуг горячего и холодного водоснабжения, отопления, электроэнергию, за интернет, телефонную связь и другие.

Так как в правилах договора энергосбережения указаны отношения, связанные со снабжением газом, водой, теплом и другими товарами через присоединенную сеть, то и в таких случаях арендодатель не может считаться снабжающей организацией. Следовательно, все операции, касающиеся поставки услуг, которые совершаются по договору, не считаются реализацией товаров или услуг. Поэтому налогом они не обкладываются.

Таким образом, за арендодателем фактически зафиксированы функции сбора коммунальных платежей от арендатора и их перечисления организациям, которые оказывают коммунальные услуги. То есть он выступает в роли посредника. При этом речь идет не о факте перепродажи коммунальных услуг, а только о компенсации расходов по их выплатам.

На основании этого можно сделать вывод, что арендодатель не вправе выставлять счет-фактуру на сумму потребленных коммунальных услуг. А арендатор, в свою очередь, их компенсирует с учетом налога на добавленную стоимость. При этом к вычету принимается только те суммы налога на добавочную стоимость, которые приходятся на фактически потребленные коммунальные услуги.

Возмещение расходов на основании посреднического договора

Существует и третий вариант оформления компенсации платежей за коммунальные услуги. Он предполагает заключение посреднического договора, в соответствии с которым арендодатель является посредником по их приобретению. Согласно условиям такого соглашения, арендодатель представляет интересы арендатора в правоотношениях с организациями, осуществляющими поставку этих услуг.

При этом, независимо от типа договора, арендатор должен выплачивать посреднику вознаграждение за его услуги. А посредник, соответственно, обязан исчислять налога на добавленную стоимость с суммы заключенного соглашения.

Учитывая категорию договора, он должен в полной мере соответствовать требованиям, которые предъявляются к посредническим соглашениям. Они указаны в ст. 51 и 52 Гражданского колекса РФ. Так, в нем необходимо обязательно указать об обязанности арендодателя (он же комиссионер или агент) оплачивать коммунальные услуги от своего имени, но за счет арендатора.

Чтобы корректно составить такой договор с учетом всех законодательных требований, потребуется профессиональная помощь юриста. Чтобы ее получить, обращайтесь в Компанию «Правовое решение». Мы предоставим исчерпывающие консультации и компетентную информационную поддержку.


Коммунальные услуги дорожают с каждым годом. Для семей со средним уровнем достатка — это незначительные изменения в бюджете. Малоимущим гражданам, в свою очередь, тяжело справиться с оплатой. Однако, государство предусматривает субсидии по оплате ЖКХ.

Что это такое?

Согласно законодательству РФ, максимальная оплата жилищно — коммунальных услуг не должна превышать отметки в 22 процента от суммы доходов семьи. Тарифы повышаются ежегодно, в соответствии с прожиточным минимумом региона. Если семья является малоимущей, сумма квартплаты должна быть снижена в соответствии с Постановлением Правительства №541.

Правом на получение субсидий обладает определенная категория граждан, чей доход равный или ниже установленного ежегодного прожиточного минимума. В 2017 году эта цифра составляет 9 776 рублей на человека.

Компенсация — это социальная финансовая поддержка малоимущих граждан. Предполагает выплату денежных средств на расчет за квартиру и коммунальные услуги. Компенсация расходов предоставляется в полном и частичном размере тем, у кого отсутствуют задолженности по ЖКХ. Для того чтобы ежемесячно получать пособие, необходимо оплачивать коммунальные услуги не позднее 25 числа каждого месяца, а также передавать показания счетчиков поставщикам услуг. Особенно важно предоставлять эту информацию инвалидам — ветеранам, для которых компенсация выплачивается в соответствии с нормой потребления.

Субсидии предполагают соразмерное уменьшение квартплаты в соответствии с прожиточным минимумом региона. Для того чтобы получить льготы, необходимо предоставить справку о доходах в ЖЭК. Также, требуется сообщать о любых изменениях, таких как:

  • переезд на новое место жительства;
  • основание для получения другого вида льготы;
  • назначение нового управляющего дома;
  • смена поставщика коммунальной услуги.

Герои СССР освобождаются от оплаты коммунальных услуг.

Кто вправе получить?

Законодательство РФ предоставляет субсидии на оплату коммунальных услуг следующим категориям граждан:

  • многодетным семьям (где 3 и более несовершеннолетних детей);
  • участникам Второй Мировой Войны;
  • ветеранам, военным и государственным служащим;
  • почетным донорам;
  • участникам устранения Чернобыльской аварии;
  • матерям — одиночкам;
  • детям — сиротам;
  • инвалидам — пенсионерам.

Помимо этого, вне зависимости от места проживания, предоставляются льготы собственникам, арендаторам и пользователям государственного жилья. Однако, закон запрещает назначать субсидии должникам коммунальных услуг, а также иностранцам.

Основное назначение льготы — помощь малообеспеченным и социально-уязвимым семьям. Граждане вправе получить субсидии от государства если не работают и являются собственниками только одного жилого помещения. В основном, скидки предоставляются на газообесепечение. Поддержка осуществляется региональными органами самоуправления, а размер льготы назначается в индивидуальном порядке для каждого случая. Для пенсионеров предусмотрены скидки на оплату следующих ЖКХ:

  • водообеспечение, водоотвод, электроэнергия;
  • содержание и ремонт квартиры;
  • аренда помещения.

Инвалидам I и II группы предоставляется 50-процентная скидка на оплату электроэнергии и телефонной связи. От уплаты капитального ремонта многоквартирного дома освобождаются пенсионеры старше 80 лет, а также семьи детей — инвалидов.

Компенсация за оплату ЖКХ предоставляется:

  • многодетным семьям, чей доход ниже прожиточного минимума;
  • семьям погибших военнослужащих по призыву;
  • одиноким пенсионерам;
  • инвалидам с рождения;
  • работникам медицинских учреждений и учителям (в деревнях и селах).

Размер компенсаций

Государственная поддержка малоимущих семей и социально уязвимых граждан РФ осуществляется на основании подтвержденного статуса. Это может быть справка или свидетельство, военное удостоверение. Тарифы компенсации установлены законодательной базой и могут изменяться в зависимости от индивидуального случая. В нормативе предусмотрены следующие размеры:

  • 30 процентов возмещения денежных средств;
  • компенсация половины суммы расчета;
  • полное покрытие затрат на коммунальные услуги.

Малоимущим многодетным семьям возвращается 30 процентов оплачиваемой стоимости квартплаты в случае, если нет задолженности. К перечню услуг относятся водоснабжение, газ, электроэнергия и отопление. 50 процентов расчета возмещается пенсионерам — инвалидам или другой уязвимой категории граждан для оплаты всех коммунальных услуг. На полную компенсацию могут рассчитывать герои Второй Мировой Войны, СССР, а также почетные доноры Московской Области.

Льготы от государства предоставляются ветеранам и инвалидам — пенсионерам, учитывая площадь квартиры, количество прописанных жильцов, а также средний ежемесячный доход семьи. 50 процентов субсидий предоставляется на оплату отопления, электричества, водостока и вывоз мусора. Помимо этого, учитывается:


  • ремонт жилой площади и содержание квартиры;
  • собственность или аренда.

Если условия для проживания неудовлетворительные, предоставляется 50-процентная скидка на все виды коммунальных услуг.

Как получить?

Для того чтобы получить компенсацию за жилищно — коммунальные услуги, следует оплатить все задолженности и после предоставить пакет документов с заявлением на получение государственной финансовой поддержки. Денежный возврат предоставляется гражданам по месту жительства и регистрации. Суммы расчетов по квитанции не должны превышать норматив потребления.

Компенсация за коммунальные услуги предоставляется на основании справки о доходе. Требуется обратиться в органы местного самоуправления или в территориальный МФЦ. Решение о назначении либо отказ предоставления компенсации утверждается государственными органами в 10-дневный срок. При удовлетворении прошения, гражданин ежемесячно получает письменное оповещение со следующими данными:

  • сумма компенсации;
  • перечень коммунальных услуг, на которые предоставляются субсидии;
  • перерасчет;
  • квитанции по уплате ЖКХ.

Основанием для отказа может быть неполный список необходимых документов, а также:

  • утеря права на компенсацию;
  • сумма возмещения превышает фактическую оплату потребляемых услуг ЖКХ;
  • отсутствие регистрации по месту жительства гражданина.

Получение льгот и субсидий предоставляется гражданам на основании заявления по тому же принципу.

Необходимые документы

Для получения компенсации за расходы коммунальных услуг, необходимо предоставить следующие документы:

  • письменное заявление;
  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство регистрации;
  • Домовую Книгу;
  • свидетельство права собственности на квартиру;
  • квитанции по оплате ЖКХ.

Помимо этого, в зависимости от случая, предоставляется справка о доходах, военный билет, заключение медицинской комиссии о присвоении группы инвалидности, пенсионное удостоверение, выписка из ЗАГСа о количестве детей и другое. К перечню дополнительных документов для получения компенсации также относятся:

  • справка из ЖЭКа о количестве прописанных жильцов, размера площади квартиры, а также состоянии ремонта;
  • удостоверение временного права для получения компенсации.

Заявление

Порядок предоставления

Ежемесячная денежная компенсация за оплату коммунальных платежей начисляется до 10 числа. Гражданин получает письменное оповещение. Срок действия субсидий — 6 месяцев с момента подачи заявления. В дальнейшем, при необходимости, процедуру следует повторить.

Начисляются денежные средства на лицевой счет владельца квартиры. Компенсация не облагается налогом и может быть потрачена на оплату любого вида коммунальных услуг.

Когда прекращается предоставление компенсаций за коммунальные услуги?

Выплаты субсидий прекращаются на следующих основаниях:

  • утрата права на компенсацию по оплате коммунальных услуг;
  • смерть гражданина;
  • переезд в другую местность.

Помимо этого, некоторые субсидии выдаются на полгода, например, компенсация за отопление. Перевод денег прекращается с момента последней оплаты квитанции.

Некоторые арендодатели, чтобы не платить из своего кармана за коммунальные услуги, потребленные арендатором, стремятся переложить на последнего эти расходы. На практике существует несколько способов оплаты арендатором коммунальных услуг. Кто-то хочет свести к минимуму документооборот и налоговые риски. Каждый из способов имеет свои плюсы и минусы.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются . При этом Гражданский кодекс РФ не устанавливает, что она, по умолчанию, включает в себя все расходы, необходимые для содержания арендуемого имущества и пользования им. Способы обеспечения арендатора коммунальными услугами закон не регламентирует. Поэтому стороны вправе самостоятельно устанавливать то, как арендатор будет оплачивать эти услуги.

Можно выбрать одну из следующих схем:

  • включить сумму коммунальных платежей в состав фиксированной арендной платы;
  • включить сумму коммунальных расходов в состав арендной платы в качестве переменной величины;
  • перевыставлять арендатору для возмещения суммы расходов на коммунальные услуги;
  • заключить с арендатором агентский договор, по которому арендодатель приобретает коммунальные услуги для арендатора;
  • арендатору заключить с поставщиками коммунальных услуг прямые договоры.

Порядок налогового учета расходов на коммунальные услуги зависит от конкретного способа их оплаты, установленного сторонами арендных отношений.

Фиксированный платеж

Включить стоимость коммунальных услуг в состав арендной платы - самый простой для арендодателя вариант. Вся арендная плата включается либо в доходы от реализации (если сдача в аренду является для арендодателя основным видом деятельности), либо во внереализационные доходы (если эта деятельность не является основной). Какие‑либо документы, подтверждающие понесенные арендодателем коммунальные расходы, для арендатора оформлять не нужно. Это плюс.

Реализация услуг по предоставлению помещений в аренду является объектом обложения (). Налоговой базой является вся сумма арендной платы ().

Если арендная плата выражена в фиксированной сумме, не возникает и проблем с принятием к вычету НДС со стоимости потребленных коммунальных услуг. Арендатор платит лишь за аренду помещения, и предполагается, что арендодатель уже учел свои затраты на оплату таких услуг (электричество, тепло, вода и т. д.) в стоимости аренды. А арендодатель может принять к вычету суммы налога, предъявленного организациями ЖКХ, в полном объеме (письмо ФНС России от 04.02.2010 № ШС‑22‑3/86@). Это бесспорный плюс.

Минусом в варианте с фиксированным арендным платежом является риск с точки зрения доходности сделки. Во‑первых, тарифы на услуги ЖКХ растут. Во‑вторых, уплатив фиксированную сумму, арендатор не будет утруждать себя экономией ресурсов. Кроме того, нельзя заранее знать, сколько их потребуется.



В договоре аренды установлено, что арендатор платит в месяц арендный платеж в размере 500 000 руб. (без НДС). Эта фиксированная сумма включает в себя стоимость коммунальных услуг, потребляемых арендатором. По расчетам она составляет в месяц 190 000 руб. (без НДС). Фактическая стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором в сентябре, составила 200 000 руб. (без НДС).

В результате в этом месяце арендодатель потеряет в доходах от сдачи имущества в аренду 10 000 руб. (200 000 - 190 000).

Арендная плата с переменной составляющей

Стороны могут предусмотреть форму арендной платы, которая состоит из постоянной и переменной части. Сумма коммунальных услуг, потребленных арендатором, в зависимости от их цены и фактического количества, составляет переменную часть (). Эту сумму рассчитывают на основании документов поставщиков коммунальных услуг (счетов, актов), предоставляемых арендодателю:

  • либо пропорционально занимаемой арендатором площади;
  • либо в зависимости от объема услуг, потребленных арендатором, подтвержденных показаниями счетчиков, и тарифов поставщиков на коммунальные услуги.

Для оплаты арендодатель выставляет в адрес арендатора счет с приложением подтверждающих документов и расчета.

При таком способе расчетов арендодатель вправе учесть и предъявить к вычету «входной» НДС по услугам, предоставленным коммунальными службами (письмо ФНС России от 04.02.2010 № ШС‑22‑3/86@). Это плюс. Главное, чтобы за коммунальные услуги были выставлены непосредственно арендодателю и в них был выделен отдельной строкой НДС (постановления ФАС Северо‑Кавказского округа от 21.12.2009 № А63‑8994/ 2004‑С4‑9, от 11.06.2009 № А53‑18515/ 2008‑С5‑27).

Теперь о минусах

Минус первый. Начислять НДС нужно будет и на переменную часть арендной платы, поскольку оказание услуг по предоставлению в аренду имущества облагается НДС в общем порядке (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Арендодатель выставляет счет‑фактуру на всю сумму арендной платы независимо от деления на постоянную и переменную части (). Выделять в счете‑фактуре отдельной строкой суммы, которые относятся к переменной части, то есть коммунальные платежи, арендодатель не обязан (письмо ФНС России от 04.02.2010 № ШС‑22‑3/86@).

Еще один минус - это завышение сумм дохода для целей . В отношении налога на прибыль выручка от реализации определяется, исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные услуги. Поэтому суммы арендной платы, включая ее переменную часть, арендодатель учитывает в налоговых доходах ().

Однако этот минус компенсируется тем, что разрешено признать в расходах стоимость самих коммунальных услуг (письмо УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 № 19‑11/58877). Коммунальные платежи учитываются в составе материальных расходов у той стороны, которая заключала прямые договоры с поставщиками ().



Стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором, в сентябре составила 236 000 руб., в том числе НДС 36 000 руб. Она является переменной частью арендной платы.

Сумма НДС, которую должен заплатить арендодатель с этой части, составляет 36 000 руб. Столько же он примет к вычету. В доходах по налогу на прибыль будет учтено 200 000 руб. Столько же - в расходах.

Возмещение сверх арендной платы

В договоре аренды устанавливается фиксированная арендная плата. Дополнительно арендатор возмещает арендодателю расходы на коммунальные услуги по его фактическим затратам. Суммы возмещения не входят в арендную плату, а оплачиваются арендатором арендодателю сверх нее. Основанием для возмещения расходов арендатором является счет арендодателя, к которому приложены подтверждающие документы и расчеты стоимости подлежащих возмещению расходов.

По сути, сумма компенсации стоимости коммунальных услуг арендатором представляет из себя транзитный платеж, который арендодатель полностью перечисляет коммунальным службам в качестве оплаты оказанных ими услуг. От арендатора такие платежи поступают к арендодателю в качестве компенсации понесенных расходов. Значит, к увеличению экономических выгод арендодателя они не приводят, и в целях налогообложения прибыли не участвуют.

Есть и судебные решения, принятые с учетом такой позиции. Если договором предусмотрена оплата коммунальных расходов сверх арендной платы, то суммы возмещения, полученные от арендатора, не являются доходом арендодателя, поскольку они компенсируют расходы по содержанию и использованию сданного в аренду помещения (постановления ФАС Северо‑Кавказского округа от 11.02.2008 № Ф08‑8206/ 07‑3204А, Восточно‑Сибирского округа от 21.03.2007 № А74‑3165/ 06‑Ф02‑1481/07).


Обратите внимание

Счета‑фактуры, полученные арендодателем от поставщиков коммунальных услуг, следует регистрировать в книге покупок без учета сумм налога по коммунальным платежам, потребленным арендатором (письмо Минфина России от 06.09.2005 № 07‑05‑06/234).


Суммы полученной компенсации не являются доходами организации и для целей бухгалтерского учета ( , утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

С точки зрения НДС операции по передаче электроэнергии, воды, газа арендодателем арендатору не относятся к операциям по реализации товаров. Арендодатель не может выступать поставщиком данных товаров для арендатора, поскольку сам выступает в роли покупателя (абонента). Объект налогообложения по НДС у арендодателя отсутствует (письма Минфина России от 31.12.2008 № 03‑07‑11/392, от 26.12.2008 № 03‑07‑05/51, ФНС России от 04.02.2010 № ШС‑22‑3/86@, УФНС России по г. Москве от 08.06.2009 № 16‑15/58069).

Такую позицию поддерживают и некоторые суды, которые полагают, что в данном случае нет реализации (арендодатель не оказывает коммунальные услуги). Но они делают еще один вывод: выставлять арендатору счет‑фактуру на сумму потребляемых им коммунальных услуг арендодатель не должен (Определение ВАС РФ от 29.01.2008 № 18186/07).

Кроме того, арендодатель не вправе перевыставлять счета‑фактуры арендатору, так как в данном случае не является посредником между арендатором и поставщиком услуг. Даже если он это и сделает и укажет в качестве продавца себя, объекта налогообложения по НДС у него все равно не возникнет (постановления ФАС Северо‑Западного округа от 05.09.2005 № А56‑30790/2004, ФАС Поволжского округа от 12.04.2007 № А55‑14832/06).

Непростой вопрос и с вычетом «входного» НДС, предъявленного арендодателю поставщиками коммунальных услуг.

Передача электрической и тепловой энергии, воды, газа арендодателем арендатору не облагается НДС. Значит, сумма «входного» НДС, предъявленная коммунальными службами в части услуг, потребляемых арендатором, у арендодателя вычету не подлежит.

Эту сумму налога арендодатель должен включить в стоимость коммунальных услуг, которые потребляет арендатор () (письма Минфина России от 03.03.2006 № 03‑04‑15/52, УФНС России по г. Москве от 21.05.2008 № 19‑11/48675, от 16.07.2007 № 19‑11/067415; постановление ФАС Северо‑Западного округа от 12.09.2006 № А52‑353/2006/2).

И еще один вывод. Счета‑фактуры, полученные арендодателем от поставщиков коммунальных услуг, регистрировать в книге покупок следует без учета сумм налога по коммунальным платежам, потребленным арендатором (письмо Минфина России от 06.09.2005 № 07‑05‑06/234).



Стоимость коммунальных услуг по счетам коммунальных служб в сентябре составила 460 200 руб., в том числе НДС 70 200 руб. Эту сумму арендодатель перечислил поставщикам. Из этой суммы 224 200 руб. (в т. ч. НДС 34 200 руб.) приходятся на долю арендатора. В его адрес арендодатель выставил счет на возмещение коммунальных расходов на сумму 224 200 руб. (без выделения НДС). Эту сумму арендатор перечислил на расчетный счет арендодателя.

В учете арендодателя сделаны проводки:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 460 200 руб. - оплачены коммунальные услуги за сентябрь;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60
- 200 000 руб. - учтены собственные расходы на коммунальные услуги в сентябре;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 36 000 руб. - частично принят в зачет НДС по собственным коммунальным расходам;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 60
- 224 200 руб. - перевыставлены коммунальные услуги арендатору (включая НДС);

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
- 224 200 руб. - получена оплата от арендатора.

Посреднический договор

Стороны могут включить в договор аренды условие о предоставлении посреднических услуг (). В данном случае арендодатель будет выступать в роли посредника, то есть приобретать коммунальные услуги для арендатора, а последний обязан будет компенсировать первому стоимость таких услуг.

Посреднические договоры являются возмездными, поэтому сторонам в договоре необходимо согласовать стоимость вознаграждения (ст. 991, 1006 ГК РФ).

При заключении посреднического договора доходом арендодателя будет являться лишь сумма данного вознаграждения, а не вся стоимость коммунальных услуг, уплачиваемая арендодателем в качестве посредника поставщику коммунальных услуг.

При таком варианте плюсов больше, чем минусов.

Первый - арендодатель учитывает доход только в размере агентского вознаграждения за оказываемые услуги, а не всю стоимость коммунальных услуг, уплачиваемую арендодателем в качестве посредника поставщику коммунальных услуг.

Это подтверждает и Минфин России. Если деятельность управляющей организации, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью по закупке коммунальных услуг, то доходом этой организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение (письмо Минфина России от 27.01.2012 № 03‑11‑06/2/9).

Второй плюс для арендодателя в том, что при передаче коммунальных услуг не нужно начислять НДС. Передача электроэнергии, воды, газа арендатору не признается арендодателем в качестве реализации, облагаемой НДС. В этом случае он сам ничего не реализует, а выступает в качестве агента. Следовательно, арендодатель не обязан исчислять и уплачивать НДС, так как товары, приобретенные агентом для принципала, являются собственностью принципала (п. 1 ст. 996, ст. 1011 ГК РФ).

Есть и небольшой минус. Необходимо начислить НДС с агентского вознаграждения. Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений при исполнении любого из указанных договоров (). Следовательно, арендатору необходимо начислить НДС со стоимости вознаграждения (письмо ФНС России от 04.02.2010 № ШС‑22‑3/86@).



Стоимость коммунальных услуг в сентябре составила 236 000 руб., в том числе НДС 36 000 руб. Сумма вознаграждения по посредническому договору составляет 1% от стоимости потребленных коммунальных услуг, т. е 2360 руб., в том числе НДС 360 руб.

Сумма НДС, которую арендодатель должен заплатить в бюджет, составляет 360 руб.

В доходы по налогу на прибыль войдет сумма 2000 руб.


Самостоятельное заключение арендатором договоров с коммунальными службами на практике применяется крайне редко. Хотя этот вариант удобен арендодателю, однако коммунальщикам это не выгодно, поскольку сопряжено с огромным документооборотом. В одном офисном центре может находиться сотня арендаторов, и получается, что со всеми нужно оформлять договоры, счета, акты и пр.

Борис Сваин, для журнала «Практическая бухгалтерия»

Практическая бухгалтерия