Описание слайда:

Борис Андреевич Богатков (1922 - 1943) Борис Андреевич Богатков родился в сентябре 1922 года в Ачинске (Красноярский край) в семье учителей. Мать умерла, когда Борису исполнилось десять лет, и он воспитывался у тётки. С детских лет увлекался поэзией и рисованием. Хорошо знал стихи Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Багрицкого, Асеева. В 1938 году за поэму "Дума о Красном флаге" получил грамоту на Всесоюзном смотре детского литературного творчества. В 1940 году Борис Богатков приехал в Москву. Работал проходчиком на строительстве метрополитена и учился на вечернем отделении Литературного института им.Горького. С начала Великой Отечественной войны Богатков в армии. При налёте фашистской авиации был тяжело контужен и демобилизован по состоянию здоровья. В 1942 году вернулся в Новосибирск. Здесь писал сатирические стихи для "Окон ТАСС", печатался в местных газетах. И упорно добивался возвращения в армию. После длительных хлопот Богаткова зачисляют в Сибирскую добровольческую дивизию. На фронте командир взвода автоматчиков старший сержант Богатков продолжает писать стихи, сочиняет гимн дивизии. 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленск- Ельня) Богатков поднимает в атаку автоматчиков и во главе их врывается во вражеские окопы. В этом бою Борис Богатков пал смертью храбрых. Борис Богатков был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. Его имя навечно занесено в списки дивизии, его автомат передавался лучшим стрелкам взвода.






















1 из 21

Презентация на тему: Строка, оборванная пулей

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Память жива... «Когда грохочут пушки, музы молчат» - принято было утверждать до Великой Отечественной войны. Но война показала, что поэтическое слово не смолкло. Рожденное в огне сражений, оно по силе своей было непревзойденным и становилось достоянием сражающегося против захватчиков народа. На войне погибло целое поколение поэтов. Они погибли, а стихи их до сих пор звучат, поражая своей чистотой и искренностью. В рядах сражающихся поэты шли на бой, не надеясь на бессмертье и на посмертное признание, для них важно было иное. Они защищали Родину. Они ушли «не долюбив, не докурив последней папиросы». Строку их оборвала пуля. Горько осознавать эти потери. Хотя и прошло со времени их гибели более шести десятков лет, но рана не заживает. И в то же время наполняется сердце гордостью за тех, кто всей своей жизнью заслужил бессмертие.

№ слайда 3

Описание слайда:

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет.Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи В.И. Лебедева-Кумача “Священная война”.Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Нам не дано спокойно сгнить в могиле -Лежать навытяжку и приоткрыв гробы,-Мы слышим гром предутренней пальбы,Призыв охрипшей полковой трубыС больших дорог, которыми ходили.Мы все уставы знаем наизусть.Что гибель нам? Мы даже смерти выше.В могилах мы построились в отрядИ ждем приказа нового. И пустьНе думают, что мертвые не слышат,Когда о них потомки говорят. Николай Майоров

№ слайда 8

Описание слайда:

Юлия Друнина Через всю войну прошла санитаркой поэтесса Юлия Друнина, принадлежащая к поколению, юность которого проходила испытания на зрелость на фронтовых дорогах ВОВ. 17-летней выпускницей одной из московских школ она, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольцем ушла на фронт бойцом санитарного взвода.

№ слайда 9

Описание слайда:

В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Я ушла из детства в грязную теплушку, Дальние разрывы слушал и не слышал Ко всему привыкший 41-й год. Так сказала она о себе в 1942 году. И позднее в её стихах будет звучать этот мотив ухода из детства в огонь войны, из которой она не возвратиться даже через годы и десятилетия. Юля на войне была санитаркой, медсестрой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на передовой, в пекле, где под огнём приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжёлых раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд.«Её тяжело ранили, осколок перебил сонную артерию – прошёл буквально в двух миллиметрах. Но, едва поправившись, опять рванула на передовую. Только после второго ранения её списали вконец, тогда она пришла в литинститут», - вспоминал Н.Старшинов. С последних дней Отечественной войны до последних своих дней Юля не могла оторваться от войны. И в стихах, даже в пейзажных или любовных, то и дело возникали у неё многие подробности военных дней. Её постоянно тянуло в те места, где довелось протопать в солдатских сапогах с санитарной сумкой по заснеженным и разбитым дорогам.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Всеволод Багрицкий родился в 1922 году в Одессе. В семье известного советского поэта. Писать стихи начал в раннем детстве. В школьные годы он помещал их в рукописном журнале, в 1938-1939 года работал литературным консультантом «Пионерской правды». Зимой 1939-1940 года Всеволод вошел в творческий коллектив молодежного театра, которым руководили А. Арбузов и В. Плучек. С первых дней войны рвался на фронт. В канун 1942 года В. Багрицкий вместе с поэтом П. Шубиным получает назначение в газету Второй ударной армии, которая с юга шла на выручку осажденному Ленинграду. Он погиб 26 февраля 1942 года в маленькой деревушке Дубовик, Ленинградской области, записывая рассказ политрука.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Михаил Кульчицкий родился в 1919 году в Харькове. Отец его, профессиональный литератор, погиб в 1942 году в немецком застенке. Писать и печататься Кульчицкий начал рано. Первое стихотворение опубликовал в 1935 году в журнале "Пионер". В Литературном институте сразу обратил на себя внимание масштабностью таланта, поэтической зрелостью, самостоятельностью мышления. Преподаватели и товарищи видели в Кульчицком сложившегося поэта, связывали с ним большие надежды. С первых дней Великой Отечественной войны Кульчицкий в армии. В декабре 1942 года он окончил пулеметно-минометное училище в в звании младшего лейтенанта отбыл на фронт. Михаил Кульчицкий погиб под Сталинградом в январе 1943 года.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Павел Коган знал, что будет не только свидетелем, но и участником беспощадной схватки с людьми, враждебными его мечте, его устремлениям и надеждам. Он знал, что ему придется идти в первых рядах своего поколения, защищающего с оружием в руках нашу Родину. Так и получилось.Когда началась война Павел пытается попасть в армию, но получает отказ, так как по состоянию здоровья был снят с учета. Тогда он поступает на курсы военных переводчиков, окончив которые едет на фронт. Здесь назначается переводчиком, потом помощником начальника штаба стрелкового полка по разведке.На переднем крае Павел встретил последний день своей жизни. Это случилось 23 сентября 1942 года под Новороссийском, когда он возглавил поиск разведчиков. А было Павлу всего 24 года! В рост пошел он на пули, так же как в рост шел он по жизни. Ведь вся его жизнь была внутренней подготовкой к подвигу.

Описание слайда:

Алексей Лебедев родился в 1912 года в г.Суздале, ныне Владимирской области в семье служащих.в 1936 году поступил в Ленинградское Высшее Военно-морское училище имени Фрунзе Окончив училище, штурман подводного плавания Алексей Лебедев был зачислен в 14-й дивизион Учебной бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. Служил на подводной лодке "Л-2" ("Ленинец"). Начав писать еще в школьные годы, впервые опубликованными они появляются во флотской газете "Красный Балтийский флот". А в 1939 году была издана его первая книга "Кронштадт".В этом же году Лебедева приняли в члены Союза писателей СССР. В 1940 году вышла вторая книга поэта - "Лирика моря". В ноябре 1941 года подводная лодка на которой служил Лебедев, при выполнении боевого задания в Финском заливе наскочила на мину. Поэт погиб со всем своим кораблем.

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

Георгий Суворов родился в 1919 г. в Хакасии. Закончил семилетку и педучилище в Абакане, учился в Красноярском пединституте. В 1939 г. был призван в ряды Красной Армии. С начала Великой Отечественной войны- на фронте. Служил в прославленной панфиловской дивизии. В бою под Ельней был ранен. После госпиталя, весной 1942 г., попал на Ленинградский фронт, а с конца 1943 г. командовал взводом бронебойщиков. Стихи начал писать еще в педучилище. Печатался в красноярских газетах, а с начала войны - в журналах «Сибирские огни», «Звезда» и «Ленинград». Погиб в дни наступления войск Ленинградского фронта, при форсировании реки Нарвы, 13 февраля 1944 г. в звании гвардии лейтенанта.

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

В 1933 году после окончания литературного факультета Ростовского пединститута она начала работать в библиотеке, занималась сбором фольклора и продолжала литературную деятельность. В 1937 году она поступила в Литературный институт им. А. М. Горького на семинар Ильи Сельвинского. Одновременно она сотрудничала с рядом ростовских изданий, руководила детской литературной группой, была литературным консультантом газеты «Пионерская правда».С началом Великой Отечественной войны она возглавила, выходившую в Ростове-на Дону, агитгазету «Прямой наводкой», в которой публиковались её сатирические стихи.В июле 1942 года она выехала в командировку в район села Ремонтное. Там она была схвачена гитлеровцами. На её глазах они расстреляли её родителей, а на следующий день, сорвав с неё одежду, заставили рыть себе могилу. О том, как она погибла, стало известно только через 20 лет.

Данные об авторе

Аубакирова О.И.

Место работы, должность:

Учитель МОУ "Устьевая школа основного общего образования"

Камчатская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Целевая аудитория:

Классный руководитель

Тип ресурса:

Сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса:

Классный час,посвященный Дню Победы,сопровождение-музыка и презентация-фотографии военных лет.

Строк а,оборванная пулей... - классный час,посвященный 65-летию Победы.

(классный час "Строка, оборванная пулей.." scenario.fome.ru/ras-13-9.html ,переработан и дополнен Аубакировой О.И.)

Оборудование:

мультимедийный проектор,экран,компьютер,колонки,метроном.

Классный час проводится в классе.; на доске крупными буквами тема классного часа; 5 стульев, которые будут заполняться постепенно появляющимися «поэтами» в военной форме; в центре —маленький столик с 5 свечками, которые будут зажигаться;

Звучит мелодия песни «Журавли» (музыка Я. Френкеля,слова Р. Гамзатова).

Ведущий.
Давно отбушевала война. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, цветут цветы. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны. Великая Отечественная... Наш рассказ о тех, кто бесстрашно шагнул в пламя войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле вечный след — свои стихи.

На экране начинаются сменяться в автоматическом режиме фотографии военных лет-(презентация,автор Аубакирова О.И.)

Ведущая (читает стихотворение А. Екимцева «Поэты»).
Где- т о под лучистым обелиском,
От Москвы за тридевять земель,
Спит гвардеец
Всеволод Багрицкий,
Завернувшись в серую шинель.
Где-то под березою прохладной,
Что мерцает в лунном далеке,
Спит гвардеец
Николай Отрада
С записною книжкою в руке.
И под шорох ветерка морского,
Что зарей июльскою согрет,
Спит без пробужденья
Павел Коган
Вот почти уж шесть десятков лет.
И в руке поэта и солдата
Так вот и осталась на века
Самая последняя граната —
Самая последняя строка.
Спят поэты — вечные мальчишки!
Им бы завтра на рассвете встать,
Чтобы к запоздавшим первым книжкам
Предисловья кровью написать!
Ведущий.
До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны — 417.
Ведущая.
На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому старшему из них — Самуилу Росину — было 49 лет, самым младшим — Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому — едва исполнилось 20. Как бы предвидя собственную судьбу и судьбу многих своих сверстников,восемнадцатилетний Борис Смоленский писал:
Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучаться мыслями о каких-то людях,
Умерших очень молодыми,
Которые на заре или ночью
Неожиданно и неумело
Умирали, не дописав неровных строчек,
Не долюбив,
не досказав,
не доделав...

Ведущий:

Ракет зеленые огни
По бледным лицам полоснули
Пониже голову пригни
И, как шальной, не лезь под пули.

Приказ: “Вперед!”
Команда: “Встать!”
Опять товарища бужу я,
А кто-то звал родную мать,
А кто-то вспоминал чужую,

Когда нарушив забытье,
Орудия заголосили
Никто не крикнул: “За Россию!”
А шли и гибли за нее.

Эти строки написал поэт Николай Старшинов, с первых дней встав на защиту Родины.

Тихо з вучит мелодия «Священная война» (музыка А. Александрова),на сцене появляются двое «поэтов» и читают строки.

Георгий Суворов.
В воспоминаньях мы тужить не будем,


И для людей.

Николай Майоров.
Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.

«Поэты» усаживаются на крайние стулья.
Ведущий.
К началу Великой Отечественной войны выросшему в учительской семье Борису Богаткову не было еще и 19 лет. С самого начала войны он находился в действующей армии, был тяжело контужен и демобилизован. Юный патриот добивается возвращения в армию, и его зачисляют в Сибирскую добровольческую дивизию.Командир взвода автоматчиков, он пишет стихи, создает гимн дивизии. Подняв в атаку солдат, он пал смертью храбрых 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленск—Ельня). Посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

На сцене появляется «Борис Богатков.»
Борис Богатков (читает стихотворение «Наконец-то!»).
Новый чемодан длиной в полметра,
Кружка, ложка, ножик, котелок...
Я заранее припас все это,
Чтоб явиться по повестке в срок.
Как я ждал ее! И наконец-то
Вот она, желанная, в руках!.. ...
Пролетело, отшумело детство
В школах, в пионерских лагерях.
Молодость девичьими руками
Обнимала и ласкала нас,
Молодость холодными штыками
Засверкала на фронтах сейчас.
Молодость за все родное биться
Повела ребят в огонь и дым,
И спешу я присоединиться
К возмужавшим сверстникам моим.

«Поэт» зажигает свечу на столике и садится на стул.

Появляется «Павел Коган «
Ведущий.
Летом 1936 года в одном из московских домов на Ленинградском проспекте прозвучала песня, которая вот уже более 60 лет является гимном романтиков.

Звучит начало песни «Бригантина»,
Ведущая.
Автором этих строк был будущий студент Литературного института имени Горького Павел Коган. А в сентябре 1942 года подразделение, где служил лейтенант Коган, вело бои под Новороссийском. 23 сентября Павел получил приказ: во главе группы разведчиков пробраться на станцию и взорвать бензоцистерны противника... немецкая пуля попала ему в грудь. Поэзия Павла Когана проникнута любовью к Родине и гордостью за свое поколение...

Павел Коган (читает отрывок из стихотворения «Лирическое отступление»).
Мы были всякими.
Но, мучаясь,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь,
Что пусть завидуют они.
Они нас выдумают мудрых,
Мы будем строги и прямы,
Они прикрасят и припудрят,
И все-таки пробьемся мы!
Но, людям Родины единой,
Едва ли им дано понять,
Какая иногда рутина
Вела нас жить и умирать.
И пусть я покажусь им узким
И их всесветность оскорблю,
Я — патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках...
И где еще найдешь такие
Березы, как в моем краю!
Я б сдох как пес от ностальгии
В любом кокосовом раю.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.
( Зажигает свою свечу и садится.)

Ведущая.
Студент-историк и поэт Николай Майоров, политрук пулеметной роты, был убит в бою под Смоленском 8 февраля 1942 года. Друг студенческих лет Николая Майорова Даниил Данин вспоминал о нем: «Он не признавал стихов без летящей поэтической мысли, но был уверен, что именно для надежного полета ей нужны тяжелые крылья и сильная грудь. Так он и сам старался писать свои стихи —земные, прочные, годные для дальних перелетов».

Николай Майоров читает стихотворение «Есть в голосе моем звучание металла».
Николай Майоров.
Есть в голосе моем звучание металла.
Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.
Не все умрет. Не все войдет в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

Зажигает свечу. Звучит мелодия «На безымянной высоте» (музыка В. Баснера,слова М. Матусовского).

Ведущий.
Лейтенант Владимир Чугунов командовал на фронте стрелковой ротой. Он погиб на Курской дуге, поднимая бойцов в атаку. На деревянном обелиске друзья написали: «Здесь похоронен Владимир Чугунов — воин — поэт — гражданин, павший 5июля 1943 года».

Появляется Владимир Чугунов и читает стихотворение «Перед атакой».
Владимир Чугунов.
Если я на поле ратном,
Испустив предсмертный стон,
Упаду в огне закатном
Вражьей пулею сражен,
Если ворон, словно в песне,
Надо мною круг замкнет, —
Я хочу, чтоб мой ровесник
Через труп шагнул вперед.

Зажигает свечу и садится.
Ведущая.
Участник боев по прорыву блокады Ленинграда, командир взвода противотанковых ружей, гвардии лейтенант Георгий Суворов был талантливым поэтом. Он погиб 13 февраля 1944 года при переправе через реку Нарову. За день до своей героической гибели 25-летний Георгий Суворов написал чистейшие по чувству и высоко трагичные строки.

На сцене появляется Георгий Суворов и читает стихотворение «Еще утрами черный дым клубится...».

Георгий Суворов.
Еще утрами черный дым клубится
Над развороченным твоим жильем.
И падает обугленная птица,
Настигнутая бешеным огнем.
Еще ночами белыми нам снятся,
Как вестники потерянной любви,
Живые горы голубых акаций
И в них восторженные соловьи.
Еще война. Но мы упрямо верим,
Что будет день, — мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь раскроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.
Последний враг. Последний меткий выстрел.
И первый проблеск утра, как стекло.
Мой милый друг, а все-таки как быстро,
Как быстро наше время протекло.
В воспоминаньях мы тужить не будем,
Зачем туманить грустью ясность дней, —
Свой добрый век мы прожили как люди —
И для людей.

Зажигает свечу и садится.

Ведущий:

Пусть наступит минута молчания. Вечная слава погибшим поэтам!
Минута молчания.(метроном)
Ведущая.
Они не вернулись с поля боя... Молодые, сильные, жизнелюбивые... Непохожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. И погибли...О них написано:

Они уходили, твои одногодки,
Зубов не сжимая, судьбу не кляня.
А путь предстояло пройти не короткий:
От первого боя до вечного огня...

Звучит мелодия песни «Журавли»

«поэты» по очереди встают, подходят к столику, гасят каждый свою свечу и уходят со сцены.
Ведущий.
Пусть в мире тишина,
Но мертвые в строю.
Не кончилась война
Для тех, кто пал в бою.
Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю. Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей... «Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!» —

Люди!
Покуда сердца стучатся, —
Помните!
Какою ценой
завоевано счастье, —
Пожалуйста,
помните!

На экране- видеоролик «Память»(автор Александрова З.В.)

Классный руководитель: Спасибо всем, кто принимал участие в нашей литературной композиции, всем, кто пришел почтить память погибших поэтов. Мне хочется, чтобы эти стихи помогли открыть вам для себя прекрасное и светлое, помогли посмотреть на мир другими глазами. Погибшие поэты, как и десятки тысяч их сверстников, так мало успевшие в жизни и сделавшие так неизмеримо много, отдав свою жизнь за Родину,всегда будут совестью всех нас, живущих.

Конкурс методических разработок к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Сценарий-конспект классного часа

«Строка, оборванная пулей»

Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2

Клочкова Т.В.

с. Александров – Гай

2015г.

« Строка, оборванная пулей».

Возраст:

учащиеся 6 класа

Цели и задачи:

Познакомить учащихся поэтами 40-х годов; рассказать об их судьбе и творчестве, о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;

Развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение поэзии военных лет; формировать навыки выразительного чтения.

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества; прививать у учащихся интерес к литературе, музыке, искусству;

Оборудование: выставка книг и сборников стихотворений поэтов о Великой Отечественной войне; мультимедийная презентация, компьютер, экран, медиапроектор.

Действующие лица: ведущие, чтецы,

Ход мероприятия.

Видео «Поэты-фронтовики»

Ведущий 1. Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны.

Ведущий 2: Наш рассказ сегодня о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след - свои стихи. Наша встреча посвящена памяти поэтов-фронтовиков их творчеству и называется: «Строка, оборванная пулей»

Чтец 1. А. Екимцев«Поэты»




Завернувшись в серую шинель.

Что мерцает в лунном далеке,
Спит гвардеец Николай Отрада
С записною книжкою в руке.
И под шорох ветерка морского,
Что зарей июльскою согрет,


И в руке поэта и солдата
Так вот и осталась на века
Самая последняя граната –
Самая последняя строка.



Предисловья кровью написать!

Ведущий2: Фронтовые поэты. А сколько их совсем юных… Они ещё не успели заявить о себе, но нельзя сказать, что их никто не знал. Их знали одноклассники и однокурсники. Они ушли со школьной скамьи, из студенческих общежитий в июне 1941 года, но не всем суждено вернуться в мае 45-го.

(Звучит песня Б.Окуджавы « Ах, война, что ты сделала подлая?»)

Ведущий 1: . Лейтенант Павел Коган, поэт, был убит под Новороссийском.

С начала войны, несмотря на освобождение от призыва в армию по состоянию здоровья, ушёл на курсы военных переводчиков и погиб, возглавляя разведгруппу.

Ведущий 2: В 1942 году он писал: « Только здесь на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь… Я верю в историю, верю в наши силы… Я знаю, что мы победим!»

1 чтец отрывок из стихотворения Павла Когана « Из недописанной главы»

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать,

Что дымный ветер на песках…

И где ещё найдёшь такие

Берёзы, как в моём краю!

В любом кокосовом раю.

Ведущий 1: Павел жил поэзией. В этом слове он заключал всю свою жизнь, своеотношение к судьбам поколения. Гимном юности и студенчества на долгие годы стала песня, написанная Павлом Коганом и его другом Георгием Лепским - "Бригантина".

Ведущий 2: Бригантина летит по свободным и бурным морям юношеского воображения и кажется, что это сам Павел - "капитан непостроенных бригов, атаман несозданных вольниц" - стоит за ее штурвалом.

Исполнение песни на слова П.Когана « Бригантина»

« Бригантина»

Надоело говорить и спорить,

И любить усталые глаза…

Бригантина подымает паруса…

На прощанье подымай бокалы

Золотого терпкого вина.

За презревших грошовый уют.

Люди Флинта песенку поют.

В флибустьерском дальнем синем морем

Бригантина подымает паруса…

Ведущий 1: К началу Великой Отечественной войны выросшему в учительской семье Борису Богаткову не было еще и 19 лет. С самого начала войны он находился в действующей армии, был тяжело контужен и демобилизован. Юный патриот добивается возвращения в армию, и его зачисляют в Сибирскую добровольческую дивизию.

Ведущий 2: Командир взвода автоматчиков, он пишет стихи, создает гимн дивизии. Подняв в атаку солдат, он пал смертью храбрых 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленск-Ельня). Посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Чтец



Я заранее припас все это,

Как я ждал ее! И наконец-то
Вот она, желанная, в руках!
…Пролетело, отшумело детство

Молодость девичьими руками
Обнимала и ласкала нас,
Молодость холодными штыками
Засверкала на фронтах сейчас.

Повела ребят в огонь и дым,
И спешу я присоединиться

Ведущий 1: Иосиф Уткин в 1941 году уходит добровольцем на фронт. Был военным корреспондентом фронтовой газеты. После тяжелого ранения вновь вернулся в газету. В 1944 году вышел последний сборник Уткина « О родине. О дружбе. О любви».

Ведущий 2: Погиб поэт в авиационной катастрофе, возвращаясь с Западного фронта в Москву. Его стихи о любви отогревали сердца, продрогшие на холодном ветру окопной жизни, не давали им черстветь и опустошиться.

Чтец Иосиф Уткин «На улице полночь.Свеча догорает.»

Высокие звёзды видны.

В пылающий адрес войны.

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома – и в дыме войны!

И время тоже придёт:

А как –нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Ведущий 1: Под стенами Сталинграда в январе 1943 года погиб талантливый поэт, студент литературного института Михаил Кульчицкий .

Ведущий 2: О себе он любил говорить: « Я самый счастливый на свете!»

Чтец :Михаил Кульчицкий«Мечтатель, фантазер.Лентяй-завистник!»





Война ж совсем не фейерверк,
А просто-трудная работа,
Когда – черна от пота – вверх
Скользит по пахоте пехота.
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжелых орденов,
Не до ордена,
Была бы Родина
С ежедневными Бородино.

Ведущий 1: Студент-историк и поэт Николай Майоров, политрук пулеметной роты, был убит в бою под Смоленском 8 февраля 1942 года.

Ведущий 2: До войны был студентом исторического факультета МГУ, в то же время посещал поэтический семинар в Литинституте. Несколько его стихотворений появились в студенческой газете « Московский университет». Однокурсники и учителя поэта свидетельствуют, что непосредственно перед войной Майоров считался одним из крупнейших лирических дарований. Ведущий 1: Летом 1941 года Николай вместе с другими московскими студентами роет противотанковые рвы под Ельней. В октябре его просьба о зачислении в армию была удовлетворена.

Ведущий 2: Он погиб, не дописав начатого перед боем стихотворения, не дождавшись книги своей лирики, не окончив университета.









Мы были высоки, русоволосы.


Ведущий 1: Муса Джалиль - татарский поэт. В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942года на Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концлагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистский застенок - тюрьму Моабит. В 1944 г. казнен моабитскими палачами.

Ведущий 2: Два года провел Мусса Джалиль в застенках Моабита. Но поэт не сдавался. Он писал стихи, полные жгучей ненависти к врагам и горячей любви к родине. После Победы бельгиец Андре Тиммерманс, бывший заключенный Моабита, передал на родину Муссы Джалиля маленькие, не больше ладони, тетрадки. На листочках были буквы, которые нельзя было прочесть без увеличительного стекла.

Чтец: М. Джалиль«Если жизнь проходит без следа…»



Лишь в свободе жизни красота!





Умирая, не умрет герой –
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,

Ведущий 1: Имена… Имена… Имена…Все молодые, талантливые, жадные до жизни, преданные Родине и поэзии. Ведь, что ни фамилия, что ни строчка – то молодая, оборванная войной жизнь. Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос…

Ведущий 2: Давайте помянем мы нашим молчаньем,

Всех тех, кто остался на этих лугах,

Вдоль маленькой речки с красивым названьем,

Травой прорастая в её берегах.

Давайте их вспомним! С тоской и любовью.

И все помолчим…

Ведущий 1: И всё ж, поэт не может умереть!

И не умрёт народ, рождающий поэтов!

Воспрянет разум, чтобы обогреть,

Исчезнет зло и ненависть в крови.

И если жертвовать собою и придётся

Погибнуть – то духовно, от любви!

Песня «Журавли»

Список литературы:

1. Бессмертие. Стихи советских поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной Войны, 1941–1945. Москва, "Прогресс", 1978.

2. Коган Павел. Кульчицкий Михаил. Майоров Николай. Отрада Николай. Сквозь время.// В.А.Швейцер.М., Сов.писатель, 1964. – 216 с.

3. Савина Е. Муса Джалиль. Красная ромашка. Казань. Татарское кн. Изд-во.1981,

545 с.

4. Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне: Академический проект, 2005. – 576 с

Интернет-ресурсы :

Приложение.

Чтец1: А. Екимцев «Поэты»

Где-то под лучистым обелиском,
От Москвы за тридевять земель,
Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,
Завернувшись в серую шинель.
Где-то под березою прохладной,
Что мерцает в лунном далеке,
Спит гвардеец Николай Отрада
С записною книжкою в руке.
И под шорох ветерка морского,
Что зарей июльскою согрет,
Спит без пробужденья Павел Коган
Вот почти уж шесть десятков лет.
И в руке поэта и солдата
Так вот и осталась на века
Самая последняя граната –
Самая последняя строка.
Спят поэты – вечные мальчишки!
Им бы завтра на рассвете встать,
Чтобы к запоздавшим первым книжкам
Предисловья кровью написать!

Чтец 2 :отрывок из стихотворения Павла Когана « Из недописанной главы»

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать,

Чтоб так пахнуло на рассвете,

Что дымный ветер на песках…

И где ещё найдёшь такие

Берёзы, как в моём краю!

Я б сдох, как пёс, от ностальгии

В любом кокосовом раю.

Чтец 3 : Борис Богатков «Наконец-то»

Новый чемодан длиной в полметра,
Кружка, ложка, ножик, котелок…
Я заранее припас все это,
Чтоб явиться по повестке в срок.
Как я ждал ее! И наконец-то
Вот она, желанная, в руках!
…Пролетело, отшумело детство
В школах, в пионерских лагерях.
Молодость девичьими руками
Обнимала и ласкала нас,
Молодость холодными штыками
Засверкала на фронтах сейчас.
Молодость за все родное биться
Повела ребят в огонь и дым,
И спешу я присоединиться
К возмужавшим сверстникам моим.

Чтец 4: Иосиф Уткин «На улице полночь. Свеча догорает.»

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звёзды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома – и в дыме войны!

Мы скоро вернёмся. Я знаю. Я верю.

И время тоже придёт:
Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдёт.

А как – нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтём…

Чтец 5: Михаил Кульчицкий «Мечтатель, фантазер.Лентяй-завистник!»

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
Вертящихся пропеллерами сабель.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто-трудная работа,
Когда – черна от пота – вверх
Скользит по пахоте пехота.
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжелых орденов,
Не до ордена,
Была бы Родина
С ежедневными Бородино.

Есть в голосе моем звучание металла.
Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.
Не все умрет. Не все войдет в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами,
И мужество, как знамя, пронесли.
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

Чтец 7: М. Джалиль «Если жизнь проходит без следа…»

Если жизнь проходит без следа,
В низости, в неволе, что за честь!
Лишь в свободе жизни красота!
Лишь в отважном сердце вечность есть!
Если кровь твоя за Родину лилась,
Ты в народе не умрешь, джигит,
Кровь предателя струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит.
Умирая, не умрет герой –
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не смолкло на устах.

« Бригантина»

Надоело говорить и спорить,

И любить усталые глаза…

В флибустьерском дальнем синем морем

Бригантина подымает паруса…

Капитан, обветренный, как скалы,

Вышел в море, не дождавшись дня…

На прощанье подымай бокалы

Золотого терпкого вина.

Пьём за яростных, за непокорных,

За презревших грошовый уют.

Вьётся по ветру весёлыйроджер,

Люди Флинта песенку поют.

Ив беде, и в радости, и в горе

Только чуточку прищурь глаза.

В флибустьерском дальнем синем морем

Бригантина подымает паруса…


Место работы, должность: — МОУ » СОШ с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области» учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — -познакомить учащихся поэтами 40-х годов; рассказать об их судьбе и творчестве, о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; -развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение поэзии военных лет; формировать навыки выразительного чтения. -воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества; прививать у учащихся интерес к литературе, музыке, искусству;

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемое оборудование: —

:выставка книг и сборников стихотворений поэтов о Великой Отечественной войне; мультимедийная презентация, компьютер, экран, медиапроектор.

Краткое описание: — Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Литература периода Великой Отечественной войны». Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме рассказать о литературе данного периода таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны, сохранить память о событиях военной поры, изменивших ход истории. Форма внеклассного мероприятия « Литературная гостиная» даёт возможность встретиться с молодыми поэтами Великой Отечественной войны, поговорить о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной; познакомить и сохранить в памяти события военной поры.

Пояснительная записка.

Великая Отечественная война стала огромной трагедией и великим подвигом всего нашего народа. Война с фашистской Германией началась неожиданно и беспощадно. Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

В военной лирике отражены и гражданские, и личные мотивы. Поэты писали об ужасах войны, о воинах и тружениках тыла, о партизанах, женщинах и детях, писали о Родине и о себе, воспевали мужество и великий подвиг нашего народа во имя Родины, свободы и мира.

Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Литература периода Великой Отечественной войны». Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме рассказать о литературе данного периода таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны, сохранить память о событиях военной поры, изменивших ход истории. Форма внеклассного мероприятия « Литературная гостиная» даёт возможность встретиться с молодыми поэтами Великой Отечественной войны, поговорить о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной; познакомить и сохранить в памяти события военной поры.

Внеклассное мероприятие:

Литературная гостиная « Строка, оборванная пулей».

учащиеся 11 класса.

Цели и задачи:

Познакомить учащихся поэтами 40-х годов; рассказать об их судьбе и творчестве, о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;

Развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение поэзии военных лет; формировать навыки выразительного чтения.

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества; прививать у учащихся интерес к литературе, музыке, искусству;

Оборудование:выставка книг и сборников стихотворений поэтов о Великой Отечественной войне; мультимедийная презентация, компьютер, экран, медиапроектор.

Действующие лица:ведущие, чтецы, рассказчики.

Ход мероприятия.

1 ведущий.Давным-давно была война,
Давным-давно прошла она,
Для тех, кто жил, она была когда-то…
Великая Отечественная война.

2 вед.Мы приглашаем вас в литературную гостиную (1 слайд) « Строка, оборванная пулей», где вы встретитесь с поэтами 40-х годов, павшими на фронтах Великой Отечественной войны. « Убитое поколение», — так назвал их Василь Быков. Оно понесло на войне самые большие потери.
2 слайд. (Звучит « Довоенный вальс»). На фоне песни:

1 вед. Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Начало июня 1941 года. Страна жила мирной жизнью: мирное небо, счастливые лица, все ещё живы…

2 вед. Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

3 слайд.(Звучит песня «Священная война».) На фоне песни:

1 вед.Такою всё дышало тишиной,

Что вся Земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Мирная жизнь прервалась в один из самых длинных дней в году. Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали.

4 слайд. (Видео « Нашествие»)

2 вед. С отчаянной пальбой мчатся мотоциклы, рвутся тысячи серых танков с крестами на борту. Самолёты засыпают бомбами города, окопы, деревни, дороги. Кровь, смерть…

5 слайд.(Объявление войны)

6 слайд. 1 вед. В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге на митинг.

7 слайд. 2 вед. Александр Фадеев заявил: « Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».

8 слайд. 1 вед. Из обращения писателей Сибири 24 июня 1941 года: « Перо в нашей стране приравнено к штуку. Его остриё мы направили против врага, прославляя нашу священную землю. А если понадобиться, и наши жизни будут отданы в бою за Родину».

9 слайд. 2 вед. Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Война и поэзия. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но вопреки старинной поговорке: « Когда говорят пушки, музы молчат»,

(10 слайд)в годы испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием, разящим врагов. Слово на войне стоило жизни и звучало как никогда весомо.

1 вед. Но как мало мы знаем о людях, сражавшихся с фашистами и павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины. Знаем ли мы, помним ли мы о поэтах, талант которых убила фашистская пуля?

11 слайд. 2 вед. Фронтовые поэты. А сколько их совсем юных… Они ещё не успели заявить о себе, но нельзя сказать, что их никто не знал. Их знали одноклассники и однокурсники. Они ушли со школьной скамьи, из студенческих общежитий в июне 1941 года, но не всем суждено вернуться в мае 45-го.

(Звучит песня Б.Окуджавы « Ах, война, что ты сделала подлая?»)

12 слайд.1 рассказчик. Лейтенант Павел Коган, поэт, был убит под Новороссийском.

« … Студента 4-го курса Когана Павла Давидовича числить в отпуске до возвращения из Красной армии». Числить в отпуске…

1.С начала войны, несмотря на освобождение от призыва в армию по состоянию здоровья, ушёл на курсы военных переводчиков и погиб, возглавляя разведгруппу.

2.В 1942 году он писал: « Только здесь на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь… Я верю в историю, верю в наши силы… Я знаю, что мы победим!»

1 чтец (отрывок из стихотворения П.Когана « Из недописанной главы»)

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать,

Чтоб так пахнуло на рассвете,

Что дымный ветер на песках…

И где ещё найдёшь такие

Берёзы, как в моём краю!

Я б сдох, как пёс, от ностальгии

В любом кокосовом раю.

1.Павел жил поэзией. В этом слове он заключал всю свою жизнь, своеотношение к судьбам поколения. Гимном юности и студенчества на долгие годы стала песня, написанная Павлом Коганом и его другом Георгием Лепским — «Бригантина». Бригантина летит по свободным и бурным морям юношеского воображения и кажется, что это сам Павел — «капитан непостроенных бригов, атаман несозданных вольниц» — стоит за ее штурвалом.

(Исполнение песни на слова П.Когана « Бригантина») (приложение 1)

13 слайд. 3 рассказчик. Двадцатилетний« сын поэта- сам поэт» Всеволод Багрицкий погиб 26 февраля 1942 года в маленькой деревушке Дубовки Ленинградской области, записывая рассказ политрука. Писать начал в раннем детстве. С первых дней войны рвался на фронт.

14 слайд. 4.В письме матери 18 июля 1941 года писал: « Война застала меня за мирной игрой в волейбол на берегу моря. И 27 июня я выехал в Москву…пошёл с двумя товарищами в райком комсомола, нас направили в автошколу».

2 чтец.(стихотворение В.Багрицкого « До свиданья, дорогая, уезжаю на войну»)

До свиданья, дорогая, уезжаю на войну,

Уж когда вернусь – не знаю-

на родную сторону.

Опадёт листва сухая, будут вьюги и дожди,

Я вернусь к тебе, родная, не печалься,

3.Он всё-таки добился, несмотря на плохое зрение, отправки на фронт. В канун 1942 года получил назначение в газету Второй ударной армии, которая с юга шла на выручку осаждённому Ленинграду.

15 слайд.4. 16февраля 1942 года он писал: « Очень трудна и опасна моя работа, но и очень интересна. Я пошёл работать в армейскую печать добровольно и не жалею. Я увижу и увидел уже то, что никогда больше не придётся пережить. Наша победа освободит мир от самого страшного злодеяния войны».

3.27 февраля привезли мёртвое тело молодого поэта. В его кармане была найдена тоненькая коричневая тетрадь фронтовых стихов, пробитая осколком, который убил юношу.

16 слайд.3 чтец.(стихотворение В.Багрицкого « Ожидание»)

Мы двое суток лежали в снегу.

Никто не сказал: « Замёрз, не могу».

Видели мы – и вскипала кровь-

Немцы сидели у жарких костров.

Но, побеждая, надо уметь

Ждать, негодуя, ждать и терпеть.

По чёрным деревьям всходил рассвет,

По чёрным деревьям спускалась мгла…

Но тихо лежи, раз приказа нет,

Минута боя ещё не пришла.

Слышали (таял снег в кулаке)

Чужие слова на чужом языке.

Я знаю, что каждый в эти часы

Вспомнил все песни, которые знал,

Вспомнил о сыне, коль дома сын,

Звёзды февральские пересчитал.

Ракета всплывает и сумрак рвёт.

Теперь не жди, товарищ! Вперёд!

Мы окружили их блиндажи,

Мы половину взяли живьём…

А ты, ефрейтор, куда бежишь?!

Пуля догонит сердце твоё.

Кончился бой. Теперь отдохнуть,

Ответить на письма … И снова в путь!

17 слайд. 5 рассказчик. В боях под Сталинградом в январе 1943 года погиб Михаил Кульчицкий. Он был человеком неунывающим, самым великим оптимистом. О себе он любил говорить: « Я самый счастливый на свете!»

4 чтец. (стихотворение М. Кульчицкого «Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!…»)

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник! Что? Пули в каску безопасней капель? И всадники проносятся со свистом вертящихся пропеллерами сабель. Я раньше думал: «лейтенант» Звучит вот так: «Налейте нам!» И, зная топографию,он топает по гравию. Война — совсем не фейерверк, А просто — трудная работа, Когда, черна от пота, вверх Скользит по пахоте пехота. Марш! И глина в чавкающем топоте До мозга костей промерзших ног Наворачивается на чeботы Весом хлеба в месячный паек. На бойцах и пуговицы вроде ешуи тяжелых орденов. Не до ордена. Была бы Родина С ежедневным Бородино!

Его имя высечено золотом в пантеоне Славы на Мамаевом кургане, как бы на вершине века.

18 слайд. 6 рассказчик. Георгий Суворов погиб в бою при переправе через реку Нарву 13 февраля 1944 года. Он пришёл на фронт из далёкой Хакасии, из Абакана, и навсегда сохранил характер таёжного охотника. Открытое лицо, голубые умные глаза, весёлая лукавая улыбка располагали к себе. Писать стихи начал ещё в детстве и писал до своего последнего дня. Он был одержим поэзией. В письме с фронта он писал: « Писать стихи я не бросил ни на минуту. Писал в окопах. Писал в поезде, отправляющемся на фронт. Писал в госпитале. Писал о бомбёжках под ожесточёнными бомбёжками. Везде писал. Обо всём писал. И сейчас пишу. Война – это почва, по которой я сейчас хожу. Стихи – это мои вздохи».

19 -21 слайды 5 чтец.(стихотворение Г.Суворова)

Ещё утрами чёрный дым клубится

Над развороченным твоим жильём.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнём.

Ещё ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

Ещё война. Но мы упрямо верим,

Что будет день- мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина…

В воспоминаньях мы тужить не будем.

Зачем туманить грустью ясность дней?

Свой добрый век мы прожили, как люди-

И для людей.

6.Поэт мечтал о том, как будет держать в руках книгу своих стихов. Сначала он хотел назвать её « Тропа войны», а потом озаглавил строго и просто – « Слово солдата». Под таким названием она и вышла….. Уже после смерти поэта.

22 слайд.7 рассказчик. Политрук пулемётной роты Николай Майоров погиб в боях под Смоленском 8 февраля 1942 года. До войны был студентом исторического факультета МГУ, в то же время посещал поэтический семинар в Литинституте. Несколько его стихотворений появились в студенческой газете « Московский университет». Однокурсники и учителя поэта свидетельствуют, что непосредственно перед войной Майоров считался одним из крупнейших лирических дарований. Летом 1941 года Николай вместе с другими московскими студентами роет противотанковые рвы под Ельней. В октябре его просьба о зачислении в армию была удовлетворена.

Он погиб, не дописав начатого перед боем стихотворения, не дождавшись книги своей лирики, не окончив университета.

6 чтец.(Стихотворение Н.Майорова)

Нам не дано спокойно сгнить в могиле-

Лежать на вытяжку — и, приоткрыв гробы,

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могиле мы построились в отряд.

И ждём приказа нового. И пусть

Не думают, что мёртвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

23 слайд. 8 рассказчик. Муса Джалиль — татарский поэт. В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942года на Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концлагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистский застенок — тюрьму Моабит. В 1944 г. казнен моабитскими палачами.

9.У нас в стране его считали пропавшим в без вести. Только после войны мир облетела весть о его (24 слайд)двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заточении. Он мечтал их напечатать.

25 слайд.8.Поэзия Мусы Джалиля – это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Стихотворение « Мои песни»- ключ к стихам Моабитских тетрадей, их обобщение.

7 чтец.(Стихотворение М.Джалиля « Мои песни »)

Песни, вдуше явзрастил ваши всходы,
Ныне вотчизне цветите втепле.
Сколько дано вам огня исвободы,
Столько дано вам прожить паземле!

Вам яповерил свое вдохновенье,
Жаркие чувства ислез чистоту.
Если умрете- умру явзабвенье,
Будете жить- свами жизнь обрету.

Впесне зажег яогонь, исполняя
Сердца приказ инарода приказ.
Друга лелеяла песня простая.
Песня врага побеждала нераз.

Низкие радости, мелкое счастье
Яотвергаю, над ними смеюсь.
Песня исполнена правды истрасти -
Тем, для чего яживу иборюсь.

Сердце споследним дыханием жизни
Выполнит твердую клятву свою:
Песни всегда посвящал яотчизне,
Ныне отчизне яжизнь отдаю.

Пел я, весеннюю свежесть почуя,

Пел я, вступая за Родину в бой.

Вот и последнюю песню пишу я,

Видя топор палача над собой.

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

9.Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

26 слайд. 10. Иосиф Уткин в 1941 году уходит добровольцем на фронт. Был военным корреспондентом фронтовой газеты. После тяжелого ранения вновь вернулся в газету. В 1944 году вышел последний сборник Уткина « О родине. О дружбе. О любви».Погиб поэт в авиационной катастрофе, возвращаясь с Западного фронта в Москву. Его стихи о любви отогревали сердца, продрогшие на холодном ветру окопной жизни, не давали им черстветь и опустошиться.

27 слайд.8 чтец.(Стихотворение И.Уткина. « На улице полночь. Свеча догорает.)

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звёзды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома – и в дыме войны!

Мы скоро вернёмся. Я знаю. Я верю.

И время тоже придёт:
Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдёт.

А как — нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтём…

28 слайд. 11. Добровольцем ушёл на фронт студент московского Института философии, литературы и искусства Семён Гудзенко. В записных книжках солдата запись: « Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».

Одним из первых его стихотворений, прочитанных писателю Илье Эренбургу стало стихотворение « Когда на смерть идут – поют».

9 чтец. (стихотворение С.Гудзенко « Перед атакой »)

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать,-

Ведь самый страшный час в бою-

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг.

И почернел от пыли минной.

Разрыв- и умирает друг

И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет свой черёд

За мной одним идёт пехота

Будь проклят сорок первый год,

Ты, вмёрзшая в снега пехота!

Мне кажется, что я магнит,

Что я притягиваю мины.

Разрыв – и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать

И нас ведёт через траншеи

Окоченевшая вражда,

Штыком дырявящая шеи.

Бой был коротким. А потом

Глушили водку ледяную,

И выковыривал ножом

Из-под когтей я кровь чужую.

29 слайд.10.Незадолго до победы молодой поэт писал: « Недавно попал под сильную бомбёжку у переправы через Мораву… Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 году очень не хочется». В 1946 году появятся его следующие строки: « Мы не от старости умрём — от старых ран умрём». Всё произошло с ним именно так в феврале 1953 года.

10 чтец. (Отрывок из стихотворения С.Гудзенко « Моё поколение »)

Нас не суждено жалеть, ведь и мы б никого не жалели,

Мы пред нашим комбатом, как пред господом Бога, чисты.

На живых порежели от крови и глины шинели,

На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали… Проходит четвёртая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не увидели счастья ремёсел,

Нам досталась на долю нелёгкая участь солдат.

У погодков моих нет ни жён, ни стихов ни покоя-

Только сила и юность. А когда мы вернёмся с войны,

Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

Что отцами –солдатами будут гордиться сыны.

Кто вернётся — долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,

и не надо погибшим, чтоб живые любили за них.

Нет мужчины в семье — нет детей, нет хозяина в хате.

Разве горю такому помогут рыданья живых?

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймёт эту правду, — она к нам в окопы и щели

приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

…Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

30 слайд.1 вед. Фронтовая поэзия- это поэзия высокой гражданственности. Она была учителем жизни и училась у жизни. Она помогла разглядеть сквозь нависшие тучи солнце, не утратить веры в торжество добра и справедливости. О тех, кому не довелось дожить до Победы, можно сказать словами фронтовика –поэта Георгия Суворова: « Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей».

2 вед.А стихотворение поэта Николая Майорова стало исповедью людей его поколения, которые ради жизни на земле шли в бой, не жалея себя…

(отрывок из стихотворения Н.Майорова « Мы были высоки, русоволосы»)

31 слайд. Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы…

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

32 слайд(Песня В.Высоцкого « Он не вернулся из боя»)

1 вед.Имена… Имена… Имена…Все молодые, талантливые, жадные до жизни, преданные Родине и поэзии. Ведь, что ни фамилия, что ни строчка – то молодая, оборванная войной жизнь. Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос…

33 слайд. 2 вед. Давайте помянем мы нашим молчаньем,

Всех тех, кто остался на этих лугах,

Вдоль маленькой речки с красивым названьем,

Травой прорастая в её берегах.

Давайте их вспомним! С тоской и любовью.

И все помолчим…(удары метронома)

(Минута молчания)

34 слайд. 1 вед. И всё ж, поэт не может умереть!

И не умрёт народ, рождающий поэтов!

Воспрянет разум, чтобы обогреть,

Исчезнет зло и ненависть в крови.

И если жертвовать собою и придётся

Погибнуть – то духовно, от любви!

(Песня В.Высоцкого « На братских могилах не ставят крестов»)

35 слайд. 2 вед. К.Симонов писал: « В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырёх лет».

1 вед.Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей Родины день- (36 слайд) 9 Мая. Мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы.

37 слайд.(Все исполняют песню « День Победы»)(приложение 2)

Используемая литература:

1. До последнего дыхания. Сборник стихов, Москва.,1985

2. Джалиль М. Костёр над обрывом: Стихи. Письма. М.: Правда, 1987

3. Коган. А. Стихи и судьбы. Фронтовая тема.

4. Поэзия Великой Отечественной войны. – М., «Книга», 1988.

5. Строка, оборванная пулей: Сборник статей. М.: Московский рабочий, 1985

6. Фонограммы можно найти здесь: www.sovmusic.ru .

Приложение 1

(Слова песни « Бригантина»)

Надоело говорить и спорить,

И любить усталые глаза…

Бригантина подымает паруса…

Капитан, обветренный, как скалы,

Вышел в море, не дождавшись дня…

На прощанье подымай бокалы

Золотого терпкого вина.

Пьём за яростных, за непокорных,

За презревших грошовый уют.

Вьётся по ветру весёлый роджер,

Люди Флинта песенку поют.

Ив беде, и в радости, и в горе

Только чуточку прищурь глаза.

В флибустьерском дальнем синем морем

Бригантина подымает паруса…

Приложение 2

(Слова песни Давида Тухманова)

День Победы, как он был от нас далек

Как в костре потухшем таял уголек

Были версты, обгорелые, в пыли

Этот день Победы

Порохом пропах

Это праздник

С сединою на висках

Это радость

Со слезами на глазах

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей

Дни и ночи битву трудную вели

Этот день мы приближали как могли

Этот день Победы

Порохом пропах

Это праздник

С сединою на висках

Это радость

Со слезами на глазах

День Победы, День Победы, День Победы!

Здравствуй, мама, возвратились мы не все

Босиком бы пробежаться по росе

Пол-Европы прошагали, пол-Земли

Этот день мы приближали как могли

Этот день Победы

Порохом пропах

Это праздник

С сединою на висках

Это радость

Со слезами на глазах

День Победы, День Победы, День Победы!

Файлы:
Размер файла: 4427264 байт.