ФГОС

Работаю по новым стандартам.

Анализ

УМК В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, С.А. Пастуховой, О.В. Стрельниковой «Английский язык» для 2-11 классов.

Выбор учителем УМК для обучения предполагает не только знание им всех входящих в него компонентов, но и понимание их дидактического значения. Эффект использования каждого компонента возможен лишь в том случае, когда учитель знает, что, где, когда целесообразно использовать в образовательном процессе. Положительным моментом для выбора этого УМК является наличие полного методического портфеля. Он с одной стороны обеспечивает преемственность между начальной, средней и старшей школой, а с другой стороны – избавляет учителя от рутинной работы и освобождает время для создания действительно продуманных творческих уроков. Авторами УМК созданы рабочие программы, тематическое и поурочное планирование. Кроме того, сняты фильмы по технологии коммуникативного иноязычного образования, создан сайт УМК, на котором регулярно появляются все новинки УМК, можно найти исчерпывающие ответы на все вопросы по работе с составными частями предметной линии, получить консультацию по интересующим вопросам, учувствовать в вебинарах, проводимых самим автором.

Сама идея УМК заключается в том, чтобы максимально активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную сферы личности учащихся, задействовать все каналы поступления информации. Серия УМК очень удобно разделена по четвертям. Структуры уроков в каждой четверти несколько отличаются друг от друга, это объясняется спецификой целей обучения на каждом конкретном этапе. Все уроки являются комплексными. Главной целью познавательного (социокультурного) аспекта иностранной культуры в УМК-2 является духовное совершенствование учащихся на базе знакомства и понимания детской культуры англоязычных стран в ее диалоге с родной культурой. Интерес представляет и концепция диалога культур, в которой образовательная цель понимается как овладение учеником иноязычной культурой. Развитие индивидуальности происходит за счет того, что ученик овладевает не только знаниями, умениями и навыками, а иноязычной культурой.

Одной из главных отличительных черт данного УМК является то, что перед каждым уроком (в книге для учителя) четко определяются цели не только в учебном, но также в познавательном развивающем и воспитательном аспектах.

Каждое упражнение в УМК познавательно, так как строится на интересном для младшего школьника факте культуры (англоязычных стран или родной), и не только чему-то обучает, но также развивает и воспитывает учащихся. Особенность данного УМК заключается в том, что технология обучения основывается на комплексном подходе к овладению основными видами речевой деятельности. Новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности, когда участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно-графический, что не только способствует более прочному усвоению материала, но и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счет более развитых. Каждый урок представлен, как сценарий в полном объеме, включая материал для аудирования и чтения. Широко представлены творческие виды деятельности (проекты) Предусмотрены учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. УМК разработан в соответствии с психологическими особенностями младших школьников, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста. В полной мере реализуется подход к развитию личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной

Познавательная и коммуникативная деятельность организованы на основе зрительного восприятия реалий детской культуры (сказочные герои, герои мультфильмов, литературные герои). большое количество заданий побуждают детей создавать собственную книжку, придуманного друга, волшебный остров. В УМК широко использованы самые разнообразные игры. Авторы УМК сделали акцент не на коммуникативную, а на познавательную функцию языка. УМК (В.П. Кузовлева) помогает формировать положительное отношение к предмету и способствует развивать разные виды мотивации. УМК способствует формированию мотивации успеха учащихся.

В ГБОУ СОШ № 601 г. Москвы обучение английскому языку начинается со 2 класса.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника (который гордится своей страной и понимает “что такое хорошо и что такое плохо”) и степень его реализации в Учебнике и книге для учителя (виды заданий, тексты, картинки и пр.): недостаточная, достаточная, отсутствует совсем.

Авторы УМК большое внимание уделили духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. Как уже упоминалось, каждое упражнение учебника не только чему-то обучает, но также и воспитывает школьника. Для этого в сценариях уроков Книги для учителя даются соответствующие советы и описывается необходимая технология. Материал УМК ориентирован на усвоение общечеловеческих ценностей: отношение к родителям, взрослым, сверстникам, природе, животному миру и т. д. Одной из главных задач обучения является воспитание уважительного и толерантного отношения к другой культуре, и более глубокое осознание своей родной культуры. Обычно каждый урок начинается со знакомства учащихся с каким либо фактом культуры англоязычных стран (через чтение или аудирование), а заканчивается коротким высказыванием учащихся (чаще всего на уровне сверхфразового единства) о похожих явлениях родной культуры, о себе и о своей семье.
Дополнительные материалы о родной культуре и о культуре англоязычных стран ученики могут получить из лингвострановедческого словаря.
Учитывая, что знания учителя должны выходить за рамки Учебника, в поурочных сценариях и рекомендациях Книги для учителя даются дополнительные сведения о конкретных фактах культуры англоязычных стран.

Особое внимание уделяется воспитанию чувства взаимопомощи, вежливости и доброжелательного отношения друг к другу, уважительного отношения к другому мнению, воспитание способности к сопереживанию и сочувствию. Главной целью познавательного (социокультурного) аспекта УМК-2 является духовное совершенствование учащихся на базе знакомства и понимания детской культуры англоязычных стран в ее диалоге с родной культурой. Ученики должны прийти к выводу о том, что другой не значит плохой. Предметное содержание УМК для 4 класса расширяет сведения о жизни сверстников из англоязычных стран, а также знакомит с новыми сферами жизни британских школьников. УМК представляет достаточно возможностей для того чтобы на каждом уроке планировалась воспитательная цель.

С первого урока учащиеся знакомятся с британскими детьми Хелен и Майком, которые будут помогать им в их путешествии. Такой прием сразу настраивает детей на положительное отношение к британским детям(если помогают- значит друзья).Ребята узнают о параде в День благодарения. Знакомятся с героями зарубежных мультфильмов и вспоминают своих коротышек из мультфильма о Незнайке. Сравнивая их, они находят много общих черт. Ребята узнают о любимых занятиях своих сверстников из других стран и рассказывают им о своих.В самих названиях уроков прослеживается воспитанные цели: «Мы друзья», «Я люблю животных», « У меня хорошая семья». «Олимпийские игры».

Материалы учебника достаточны для реализации цели духовно-нравственного воспитания. В сценариях уроков заложен большой воспитательный потенциал.

Самостоятельная учебная деятельность детей по овладению иностранным языком и возможность её формирования с помощью данного УМК: много возможностей (указать какие), недостаточно возможностей, какие возможности отсутствуют. Оказывает ли учебник помощь ученику в самостоятельной учебной работе - может ли ученик самостоятельно справиться с домашним заданием, если пропустил урок/уроки.

Для самостоятельной учебной деятельности детей по овладению иностранным языком и её формирования с помощью данного УМК предоставлено много возможностей:

Наличие практически в каждом уроке учебника списка новых лексических единиц и речевых клише, серии заданий для самопроверки и самоконтроля, позволяющих самим учащимся оценить, как усвоен материал (задания “Test yourself”);

Использование в рабочей тетради большого количества письменных заданий различной трудности и разного характера. Каждый подраздел содержит также упражнения (орфографические, лексические, грамматические), предназначенные также для индивидуальной самостоятельной работы в классе и дома;

Ученик вполне может справиться с домашним заданием, если пропустил один или несколько уроков, т.к. предусмотрены образцы выполнения заданий, грамматический справочник, пояснения к употреблению грамматических правил, лингвострановедческий словарь, англо-русский словарь, англо-русский словарь.

Каждый цикл УМК завершается разделом “Test yourself”, который позволяет определить, как усвоен пройденный материал, а также способствует развитию у учащихся умения самоконтроля, которое очень важно для подготовки к самостоятельному изучению иностранного языка. Задания представлены в текстовых форматах. Подобная организация учебного материала позволяет ученикам, по каким-либо причинам, пропустившим занятия, самостоятельно овладевать материалом.

Для продуктивного овладения учащимися всеми аспектами иноязычной культуры предусмотрена система средств (памятки и специальные упражнения) для развития у учащихся умения учиться, разработанных с учетом специфики всех видов заданий. Данная система призвана вооружить учащихся рациональными приемами овладения иноязычной культуры и подготовить к самостоятельной работе над языком не только в классе, но и дома.

В УМК большое значение отводится играм как способ обучения иноязычной устной речи. Именно в этом виде деятельности формируются основные компоненты самостоятельной учебной деятельности (упражнения “Let’s play”, “Let’s sing”, “Role play”).

В данном УМК предоставлено много возможностей для развития способностей к самостоятельной работе над языком, а следовательно и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие универсальных учебных действий является тем механизмом, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

Технология формирования техники чтения: используемый в УМК подход (“от буквы к звуку”, “от звука к букве”, другие возможные подходы) и какие трудности он вызывает у учащихся .

УМК English (В.П.Кузовлев и др.) построен на комплексном подходе, когда обучение чтению с первого урока ведётся параллельно с обучением аудированию, говорению и письму. "Кроме того, подход, при котором обучение начинается с обучения чтению, имеет ряд других преимуществ:

1. Обучение чтению с первых уроков позволяет сразу же реализовывать познавательный аспект ИК, который является одним из ведущих на первом году обучения. Если обучение чтению с самого первого урока строится на интересных и новых для учащихся реалиях, фактах культуры страны изучаемого языка, очень скоро иностранный язык начинает восприниматься как дополнительное средство познания.

3. Овладение чтением (даже на английском языке) - процесс более лёгкий, чем овладение говорением.

В УМК «Английский язык» (В.П. Кузовлева) реализован подход от «звука к букве». От звуковой формы слова к его графической форме, то есть «путь звукового письма».. Подход этот продуктивный. При обучении технике чтения используется особая технология, которая предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правила чтения, что облегчает овладение умением читать на английском языке. Умея читать по транскрипции, ученики могут читать слова, которые читаются не по правилам; слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково. Использование транскрипции помогает детям в дальнейшем усвоить чтение гласных, чтение буквосочетаний.

Учебный аспект является средством реализации познавательного (социокультурного), развивающего и воспитательного аспектов. На первом году в области обучения чтению перед учеником 2 класса, ставятся следующие задачи:

Научить пользоваться англо-русским словарем;

Изучение алфавита;

Научит пользоваться лингвострановедческим словарем;

Научить читать по правилам: согласные, имеющие устойчивые однозначные графемно-фонемные связи; сочетание согласных, не образующих новый звук; согласные, имеющие разное звучание в зависимости от позиции в слове; некоторые сочетания согласных, образующих новый звук (sh, ch, nk, ng, th);

Научить догадываться о значении с ЛЕ по рисункам, по аналогии с родным языком, по контексту;

Развить скорость чтения.

Обучение чтению гласных букв – задача второго года обучения.

Обеспечивает ли учебник осознанное овладение грамматической стороной устной речи?

Процесс овладения грамматической стороной речи включен в общий контекст общения и происходит: в специально отобранных, коммуникативно-ценных речевых образцах; во взаимосвязи с обучением чтению и лексической стороне речи; сознательно, с использованием правил-инструкций; сопровождается подробными методическими пояснениями в поурочных сценариях.

Формирование грамматических навыков проходит определенные стадии, что обеспечивается комплексом упражнений (от восприятия грамматического явления до его репродукции). При этом у учащихся развивается способность к выявлению языковых закономерностей при выведении правил.

Обеспечивается большая повторяемость грамматического материала в новых ситуациях общения и разных видах деятельности.

В комплекс упражнений входят упражнения, которые помещены не только в Учебнике, но и в Рабочей тетради. Некоторые условно-речевые упражнения включены в качестве дополнительных упражнений и в Книгу для учителя. В Книге для учителя в целях к каждому уроку указывается конкретный грамматический материал; в поурочных сценариях и методических пояснениях к ним показывается, как должен быть организован процесс презентации и автоматизации грамматического явления.

Уделяется ли достаточное внимание формированию орфографических навыков и формированию творческой письменной речи?

Письмо также рассматривается как цель и как средство обучения. В УМК поставлены следующие задачи в области письма: овладеть правилами английской каллиграфии, овладеть правилами орфографии в соответствии с изученными правилами чтения согласных; научиться сообщать в письменном виде элементарные сведения о себе. Овладение каллиграфией и началами орфографии происходит в процессе выполнения коммуникативных задач. Обучение каллиграфии в УМК-2 начинается с первого урока и проходит несколько стадий. На каждом первом парном уроке первой четверти учащиеся, выполняя в Рабочей тетради упражнения с какой-либо коммуникативной (речемыслительной) задачей, обводят слова по контуру. На этом же уроке учащиеся под руководством учителя начинают писать в Прописях буквы, названия которых они могут прочитать по транскрипции. Учащиеся действуют в следующей последовательности: читают название знакомой буквы по транскрипции, обводят букву по контуру, затем пишут эту букву несколько раз самостоятельно.

На втором парном уроке первой четверти учащиеся списывают или вписывают в речевой образец слова, необходимые для решения коммуникативной задачи. При этом слова даны также полупечатным шрифтом.

Во второй, третьей и четвертой четвертях ученики самостоятельно «переводят» печатные буквы в словах в полупечатные. Прописи, в случае необходимости, используются в качестве опоры. Прописи для 2 класса содержат занимательные развивающие задания, выполняя которые учащиеся не только учатся правильно писать буквы английского алфавита, но и становятся участниками забавных историй, знакомятся со сказочными героями.

Овладение написанием букв английского алфавита происходит в той последовательности, в которой они изучаются в учебнике.
Для овладения навыками каллиграфии, орфографии, а также для развития умений письменной речи в Учебнике и Рабочей тетради даются упражнения под рубриками «Учитесь писать правильно» (Прописи), «Words for Frederick», «All about me», «In your culture». Конкретные задачи по обучению письму указаны в целях каждого урока.

Формирование творческой письменной речи также есть в данном УМК. Дети учатся отвечать на письмо друга, пишут письмо Санта Клаусу, пишут книгу о придуманном друге, о себе и своей семье, опираясь на ключевые слова.

Насколько представленные в УМК темы и ситуации для общения (включая лексику) соответствуют возрастным особенностям младших школьников, и насколько при этом обеспечиваются их потребности в иноязычном общении, т.е., интересно ли детям беседовать, рассказывать и писать об этом, читать и слушать это?

УМК позволяет успешно развивать речевые способности учащихся, учитывает опыт учащихся на родном языке, соответствует их возрастным возможностям и интересам и поэтому обеспечивает высокую мотивацию в процессе обучения английскому языку.

В учебнике в качестве собеседников выступают знакомые сказочные герои,герои мультфильмов, драконы, монстры, животные.

В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности, поэтому все ситуации и темы для общения носят игровой характер.

В связи с тем, что в УМК используется правило избыточности речевого материала, в речи усваивается только тот речевой материал, который соответствует индивидуальности каждого учащегося. Из лексических групп дети выбирают и используют в речи только те слова, которые лично им необходимы. Это способствует более прочному усвоению материала. В этом УМК используется стратегия «выбирая и используя, овладевай».

В среднем ученик запоминает три, четыре слова за урок. При этом некоторые слова схожи по звучанию с родным языком учащихся и не представляют трудностей для овладения.

В УМК дети изучают следующие темы: «Семья», «Помощь по дому», «Игры и игрушки», «Праздники», «Свободное время», «Занятия спортом», «Путешествия», «Друзья», «Любимые питомцы» и «Любимые персонажи». У детей развивается догадка по аналогии с родным языком, по рисунку и по контексту.

Данный УМК соответствует возрастным интересам учащихся за счет организации обучения на основе диалога культур. Овладение речевым материалом сопровождается познанием интересных фактов родной культуры и страны изучаемого языка.

Семантизация новых лексических единиц осуществляется в процессе восприятия текстов разного характера: высказываний британских и американских детей диалогов, подписей к картинкам.

Речевой образец сопровождают, как правило, упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических навыков говорения. Иногда содержательное заполнение образца вызывают у учащихся трудности. Нужно показать учащимся возможные пути превращения любого высказывания в «свое»: взять в готовом виде из текста то, что согласуется с их мыслями и чувствами.

Все темы и ситуации для общения соответствуют возрастным способностям младших школьников. Детям интересно слушать, читать, беседовать и писать об этом.

Реализуется ли в УМК принцип доступности - соответствует ли представленное в учебнике дидактическое содержание и используемые технологии возрастным возможностям детей (насколько они справляются с предлагаемыми заданиями)?

В данном УМК разумно используются и сочетаются все известные технологии раннего обучения, что сближает его с лучшими современными учебниками, а по оформлению не уступает этим учебникам, превосходя их по информационной насыщенности. В полной мере реализуется принцип наглядности, который способен сделать уроки английского языка более разнообразными, доступными и развивающими. Представленный в учебниках и рабочих тетрадях зрительный ряд выполняет различные дидактические функции. Вот наиболее очевидные из них:

  • красочные рисунки служат для семантизации лексики (учащиеся очень легко справляются с заданиями этого типа);
  • речевые образцы построены таким образом, что они обеспечивают адекватное использование новых лексических единиц или грамматических явлений. Наличие таких схем помогает детям свободно включаться в беседу или строить монологическое высказывание;
  • сюжетные картинки способствуют формированию умений в устной речи в разных ее формах: монологической (учащиеся описывают сказочных героев, сюжеты, изображенные на картинках) и диалогической;
  • иллюстрации к печатным и аудитивным текстам служат опорой для понимания прочитанного и услышанного.

Развивает ли УМК интерес ученика к овладению английским языком таким образом, что ученик сам ищет возможность дополнительно выполнять какие-либо задания сверх программы?

Использование в данном УМК яркой наглядности, интересных сюжетных линий, оказывает огромную помощь в повышении мотивации у учащихся. Новые герои вызывают желание прочитать сказки английских писателей, посмотреть мультфильмы с новыми героями. Комрьютерная программа с большим удовольствием используется детьми дома.. Все вышеперечисленное служит привитию интереса к изучению английского языка, а также предоставляет дополнительные возможности к выполнению каких-либо заданий сверх нормы на тренировку, закрепление изученного материала. В данном УМК есть все необходимое для создания иноязычной образовательной среды и развития самостоятельности в овладении иностранным языком. УМК “English 2” соответствует современным требованиям ФГОС; имеется сайт Интернет поддержки и разработаны Рабочие программы.

Особенно интересным и привлекательным мне показалось то, что УМК “English 2” формирует высокую мотивацию к изучению английского языка. В УМК заложены большие возможности для личностно ориентированного обучения; используются эффективные методические средства и современные технологии.


Анализ УМК В.П.Кузовлев «English»
на предмет активизации речи учащихся
Российский УМК В.П. Кузовлев позволяет успешно развивать речевые
способности учащихся, учитывает опыт учащихся на родном языке,
соответствует их возрастным возможностям и интересам и поэтому
обеспечивает высокую мотивацию в процессе обучения английскому языку.
В каждом учебнике в качестве собеседников выступают знакомые
сказочные герои, драконы, монстры, животные.
В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности,
поэтому все ситуации и темы для общения носят игровой характер. В данном
УМК предоставлено много возможностей для развития способностей к
самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к
саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие универсальных учебных
действий является тем механизмом, который обеспечивает самостоятельность
учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным
языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
В УМК большое значение отводится играм как способ обучения
иноязычной устной речи. Именно в этом виде деятельности формируются
основные компоненты самостоятельной учебной деятельности (упражнения
“Let’s play”, “Let’s sing”, “Role play”).
В связи с тем, что в УМК используется правило избыточности речевого
материала, в речи усваивается только тот речевой материал, который
соответствует индивидуальности каждого учащегося. Из лексических групп
дети выбирают и используют в речи только те слова, которые лично им
необходимы. Это способствует более прочному усвоению материала. В этом
УМК используется стратегия «выбирая и используя, овладевай».
В среднем ученик запоминает три, четыре слова за урок. При этом
некоторые слова схожи по звучанию с родным языком учащихся и не
представляют трудностей для овладения.
В УМК дети изучают следующие темы: «Семья», «Помощь по дому»,
«Игры и игрушки», «Праздники», «Свободное время», «Занятия спортом»,
«Путешествия», «Друзья», «Любимые питомцы» и «Любимые персонажи». У
детей развивается догадка по аналогии с родным языком, по рисунку и по
контексту.

В УМК тщательно отобран и дозирован для данного возраста речевой
материал. Предусмотрен невысокий темп продвижения, чтобы у учащихся не
сложилось убеждение, что они не способны усвоить материал, организована
большая повторяемость материала в новых ситуациях общения.
Данный УМК соответствует возрастным интересам учащихся за счет
организации обучения на основе диалога культур. Овладение речевым
материалом сопровождается познанием интересных фактов родной культуры
и страны изучаемого языка.
Семантизация новых лексических единиц осуществляется в процессе
восприятия текстов разного характера: высказываний британских и
американских детей диалогов, подписей к картинкам.
как правило,
Речевой образец сопровождают,
упражнения,
направленные на формирование лексических и грамматических навыков
говорения. Иногда содержательное заполнение образца вызывают у учащихся
трудности. Нужно показать учащимся возможные пути превращения любого
высказывания в «свое»: взять в готовом виде из текста то, что согласуется с
их мыслями и чувствами.
Все темы и ситуации для общения соответствуют возрастным
способностям младших школьников. Детям интересно слушать, читать,
беседовать и писать об этом.
Для продуктивного овладения учащимися
всеми аспектами ИК
предусмотрена система средств (памятки и специальные упражнения) для
развития у учащихся умения учиться, разработанных с учетом специфики
всех видов заданий. Данная система призвана вооружить учащихся
рациональными приемами овладения ИК и подготовить к самостоятельной
работе над языком не только в классе, но и дома.
Данный УМК обеспечивает осознанное овладение грамматической
стороной речи. Стратегия овладения речевым материалом от рецептивных
видов речевой деятельности к продуктивным распространяется и на
овладение грамматической стороной речи.
Процесс овладения грамматической стороной речи. Включен в общий
контекст общения и происходит в специально отобранных, коммуникативно­
ценных речевых образцах; во взаимосвязи с обучением чтению и лексической
стороной речи; сознательно, с использованием правил­инструкций.
Комплексы упражнений в Учебнике и Рабочей тетради помогают
формировать и развивать грамматические навыки; развивается способность к
выявлению языковых закономерностей при выведении правил.

Обеспечивается большая повторяемость грамматического материала в новых
ситуациях общения и разных видах деятельности. Некоторые условно­речевые
упражнения включены в качестве дополнительных упражнений в Книге для
учителя. Процесс обучения грамматической стороной речи происходит не
изолированно, он включен в общий контекст общения, когда используются
различные ситуации. Формирование грамматических навыков проходит
определенные стадии от восприятия грамматического явления до его
репродукции.
Автоматизация употребления грамматического явления осуществляется
в ходе выполнения следующих упражнений:
­ имитативных, когда учащиеся считывают и повторяют за диктором
Происходит запоминание
грамматическую форму в готовом виде.
формальной стороны модели.
­ подстановочных, когда учащиеся в речевой образец подставляют
лексические единицы, упражнение 2, страница 58, (4 класс АВ); упражнение 1,
страница 74, (4 класс АВ). Тем самым увеличивается способность к
репродукции на основе аналогии, упражнение 2, страница 51, (3 класс АВ),
упражнение 1, страница 94, (3 класс АВ).
­
трансформационных,
когда учащиеся трансформируют
грамматическую форму, упражнение 1, страница 61, (4 класс АВ), упражнение
2, страница 70, (2 класс АВ), упражнение 2, страница 84, (2 класс АВ).
­ репродуктивных, когда учащиеся самостоятельно воспроизводят
грамматическую форму, упражнение 2, страница 62, (4 класс АВ), упражнение
2, страница 75, (4 класс АВ), упражнение 2, страница 56, (2 класс АВ).

Рябова Ольга Владимировна

ГБОУ СОШ 2045, г. Зеленоград

учитель английского языка

Сравнительный анализ УМК по английскому языку для 5 класса авторских коллективов под руководством В. П. Кузовлева, Ю. А. Комаровой и Ю. Е. Ваулиной.

Учебно-методические комплект УМК курса «Английский язык» для учащихся 5 класса российских общеобразовательных учебных заведений (авторы Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Гренджер, К. Макбет и др.) в полной мере способствуют реализации задач, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. УМК состоят из следующих компонентов: - программа курса; - рабочая программа; - учебник с аудиодиском; - рабочая тетрадь (с 6 класса с аудио приложением); - книга для учителя. Важнейшим средством обучения является учебник. Именно учебник, представляя собой синтетическое средство организации образовательного процесса, выполняет множество функций: информативно-образовательную, развивающе-воспитательную, систематизирующую, интегрирующую, координирующую, функции наглядности и управления познавательной и операционной деятельностью школьников и т. д. Названные функции могут быть эффективно реализованы при условии корректной организации работы с учебником. Система обучения, представленная в курсе «Английский язык» для учащихся 5 класса, становится особенно эффективной, если в ходе учебного процесса преподаватель принимает во внимание те аспекты образовательной деятельности, которые особым образом предопределяют управление процессами обучения и овладения языком, а также оптимизируют формирование универсальных учебных действий школьников. Значимыми для достижения данной цели являются следующие концептуальные аспекты преподавания по данному курсу: деятельностный; тексто-ориентированный; коммуникативно-познавательный.

Предметное содержание речи:

1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека. 2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка, дискотека, кафе). Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки. Деньги на карманные расходы. 3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек. 4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Международные школьные обмены. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года. 5. Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль английского языка в планах на будущее. 6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт. 7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет). 8. Англоязычные страны и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Завершенная предметная линия учебников «Английский язык» («English») для 2-4 классов общеобразовательных учреждений является частью учебно-методического комплекта (УМК) по английскому языку для 2-11 классов. Авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш., Костина И.П., Кузнецова Е.В., Дуванова О.В., Кобец Ю.Н., Стрельникова О.В., Пастухова С.А.Научный руководитель авторского коллектива - Пассов Е.И., заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор.

3 слайд

Описание слайда:

Состав УМК «English» для 2-4 классов: Книга для учащихся (Student"s Book) в 2-х частях + электронное приложение к учебнику (на сайте издательства) для 2, 3 и 4 классов. Рабочая тетрадь (Activity Book) для 2, 3 и 4 классов.. Прописи (Handwriting Book) для 2 класса.

4 слайд

Описание слайда:

Книга для чтения (Reader) для 3 и 4 классов. Грамматический справочник с упражнениями (Grammar Book with Exercises) для 2 и 3 классов. Книга для учителя (Teacher"s Book) для 2, 3 и 4 классов. Контрольные задания (Assessment Tasks) для 2-4 классов. Электронное приложение к учебнику с аудиокурсом ABBYY Lingvo на CD для 2, 3 и 4 классов. Рабочие программы для 2-4 классов. Аудиокурс к контрольным заданиям (Assessment Tasks. CD MP3) для 2-4 классов. Демонстрационно-тематические таблицы с методическими рекомендациями для 2 класса.

5 слайд

Описание слайда:

Темы для изучения в 2-4 классе: Знакомство. Семья. Профессии. Время и распорядок дня. Домашние питомцы. Животные. Игрушки и игры. Занятия спортом, виды спорта. Цвета. Сказки и сказочные персонажи. Занятия в свободное время. Еда. Праздники. Времена года. Погода. Одежда. Внешность. Школа, классная комната, школьные предметы, принадлежности. Каникулы и выходной день. Дом, квартира, комнаты, предметы мебели. Помощь по дому. Правила поведения дома. Город, здания в нем. Мой родной город. На ферме. Путешествия и транспорт. Дружба. Дни недели.

6 слайд

Описание слайда:

“Grammar Book with exercises” Грамматический справочник с упражнениями Пособие для учащихся 2 класса: является одним из компонентов УМК “English 2” может служить дополнительным пособием к другим учебникам английского языка, включенным в федеральный перечень грамматические правила с иллюстрациями и примерами; разнообразные виды упражнений, обеспечивающие пошаговое овладение материалом; задания «Проверь себя»;

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Демонстрационные тематические таблицы включают красочные сюжетные и тематические картинки, способствующие более эффективному усвоению лексического и грамматического материала, представленного в Учебнике; являются составной частью УМК по английскому языку для начальной школы; соотнесены с содержанием учебников для 2-го, 3-го и 4-го классов; предназначены для использования как на уроке, так и во внеклассной работе; могут быть использованы учителями, работающими в начальной школе по другим учебникам

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

грамматические правила с иллюстрациями и примерами; разнообразные виды упражнений, обеспечивающие пошаговое овладение материалом; задания «Проверь себя»; ключи для самопроверки. Грамматический справочник включает:

12 слайд

Описание слайда:

Новый учебник "Английский язык" является основным компонентом УМК для 2-11 класса общеобразовательных учреждений. Учебник является эффективным инструментом, обеспечивающим новое качество обучения английскому языку. Материал в учебниках организован в циклы. Исключение составляет Учебник для 2 класса, где материал поделен на 2 полугодия и объединен в единую сюжетную линию. Каждый цикл в Учебниках имеет свое название и знакомит российских школьников с определенной сферой жизни их сверстников из англоязычных стран. В основу овладения речевым материалом во всех учебниках положен принцип комплексности, предполагающий взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности.

13 слайд

Описание слайда:

Электронное приложение к учебнику с аудиокурсом ABBYY Lingvo на CD для 2-11 классов содержит: наглядные презентации грамматических явлений; дополнительные упражнения для усвоения грамматического и лексического материала; электронный грамматический справочник; видеоролики, визуализирующие произношение английских звуков и написание английских букв; обширный дополнительный материал разделов «Лингвострановедческий справочник» и «Это интересно», расширяющий знания учащихся о жизни англоязычных стран и знания о культуре своей родной страны; забавные мультипликации, превращающие учебный процесс в увлекательную игру.

14 слайд

Описание слайда:

Контрольные задания содержит четвертные и годовые контрольные работы и задания к ним в тестовых форматах по всем видам речевой деятельности. Каждая из контрольных работ соотносится с материалом циклов уроков в УМК “English 2-11”, разработана с учетом изучаемого в них лексико-грамматического материала и построена в соответствии с форматами и требованиями итоговой аттестации для начальной школы. Этот компонент УМК помогает учащимся как можно лучше подготовиться к новым объективным формам и средствам итогового контроля, которые предполагается применять при проведении итоговой аттестации по окончании начальной школы, основной общеобразовательного и среднего (полного) общего образования. В компонент также входит СD в формате MP3, который содержит тексты контрольных заданий для проверки умения понимать речь на слух.

15 слайд

Описание слайда:

Книга для чтения составлена таким образом, чтобы домашнее чтение органически включалось в содержание всего цикла уроков, развивая и углубляя его содержание. Обучение чтению строится на отрывках из художественных произведений, предназначенных для учащихся данной возрастной группы и популярных среди английских и американских сверстников. В книгу для чтения наряду с произведениями классиков детской литературы включены отрывки из произведений наиболее популярных современных авторов. В неё также вошли разнообразные типы аутентичных текстов: короткие рассказы, отрывки из литературных произведений, комиксы, стихи, и т.д. Тексты сопровождаются разнообразными упражнениями для развития умения читать. Книга для чтения снабжена англо-русским словарём, лингвострановедческим справочником, списком личных имён и географических названий.

16 слайд

Описание слайда:

Рабочая тетрадь предназначена для активизации и систематизации представленного в Учебнике материала и является обязательным компонентом УМК «English 2-11» и предназначена для систематизации материала, который представлен в Учебнике. В Рабочей тетради разработаны разделы Consolidation на повторение лексико-грамматического материала в конце каждого цикла уроков. Материал данного раздела может быть использован в качестве самостоятельного урока перед разделом Test Yourself. В Рабочей тетради в конце каждого цикла уроков помещены задания из раздела Test Yourself. Данный раздел содержит задания по всем видам речевой деятельности. Рабочие тетради к УМК «Английский язык» (5 – 7 классы) содержат раздел “All about me”, в котором учащиеся пишут о себе, своей семье, друзьях, школе, городе и т.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Книга для учителя является составной частью учебно-методического комплекта «Английский язык» для общеобразовательных учреждений. Она содержит общую характеристику УМК, описывает цели и задачи достижения предметных, метапредметных и личностных результатов по каждому уроку, представлены подробные методические рекомендации к циклам уроков, тексты аудиоприложения, дополнительный поурочный материал, различные варианты выполнения видов работ. включает подробные методические рекомендации по проведению уроков и календарно-тематическое поурочное планирование. Книга для учителя переработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования.

19 слайд

Описание слайда:

Соотносится со следующим предметным содержанием государственного стандарта начального общего образования по иностранному языку: «Я, моя семья и мои друзья», «Досуг и увлечения», «Школьное образование», «Человек и окружающий мир», «Средства массовой информации», «Страны изучаемого языка и родная страна» УМК “English-5” Содержание: Unit 1 Let’s make friends! Unit 2 Rules around us Unit 3 We must help people around Unit 4 Every day and at weekends Unit 5 My favourite celebrations Unit 6 We’ve had a nice trip to England Unit 7 My future holiday Unit 8 My best impressions

20 слайд

Описание слайда:

Лексические навыки говорения формируются как на базе материала, усвоенного в начальной школе, так и нового. Новые лексические единицы, которыми необходимо овладеть продуктивно на уроке, указываются в целях урока. В 5 классе в говорении усваивается 108 новых лексических единиц. Общий список новых лексических единиц, усваиваемых продуктивно, в каждом цикле уроков можно узнать из раздела “New words and word combinations from Unit … ” уроков “Test yourself”. Упражнения, предназначенные для формирования лексических навыков, находятся под рубрикой “Vocabulary”.

21 слайд


Анализ УМК под редакцией В.П.Кузовлева и др. для 10-11 классов
Левина Ирина Михайловна
учитель английского языка высшей квалификационной категории ГОУ СОШ «Школы здоровья» № 901
Исходя из специфики выбранной нами темы, нам представляется целесообразным провести анализ данного УМК с точки зрения соответствия представленных в нем текстов и заданий к ним критериям аутентичности.
УМК «The World of English» для 10-11 классов является продолжением серии учебно-методических комплектов базового курса (5-9 классы). Данный УМК ставит своей целью закрепить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в рамках базового курса, а также овладеть определенным количеством нового материала. Он содержит 7 тематических циклов (Units). Каждый из разделов построен таким образом, что предусматривает параллельное обучение всем видам речевой деятельности: чтению, говорению, аудированию и письму. Учебник красочно оформлен и содержит зрительные опоры: разнообразные фотографии, рисунки, карты. В нем широко представлены как учебно-аутентичные, так и подлинно аутентичные материалы: публицистические тексты из газет и журналов, научные статьи, тексты страноведческого и культурологического характера, отрывки из художественных произведений.
УМК для 10-11 классов состоит из следующих компонентов:
Учебник (Student"s Book);
Рабочая тетрадь (Activity Book);
Книга для чтения (Reader);
Книга для учителя (Teacher s Book);
Аудиокассеты.
Мне представляется целесообразным провести анализ представленных материалов с точки зрения критериев и параметров аутентичности, предъявляемых к текстам на старшем этапе обучения ИЯ:
Соответствие возрастным особенностям учащихся.
Предметная сторона содержания данных текстов учитывает возрастные особенности психологии учащихся старшего этапа и отражает интересные темы для обсуждения: государственно-политическое устройство («What do you know about the political system of Great Britain?», «What political system does Russia belong to?»), молодежная субкультура («What are the characteristics of a subculture?», «What subculture are popular in Russia?»), положение молодежи и ее права («Is it easy to be young?», «What rights do you have?»), географическое положение и его влияние на образ жизни и менталитет народа («How does geography influence the life of the country and its people"s lives?»), социальная защищенность граждан («Is the system of social Welfare fair?», «Do you have to pay for medical care?»), вклад ученых и деятелей литературы и искусства в мировой научно-технический прогресс и мировую культуру в целом («What helps you to enjoy yourselves?», «Inventions that shook the world»).Наличие зрительных опор.
Некоторые тексты снабжены зрительными опорами (фотографиями, картами, репродукциями и пр.), что создает ситуацию общения и способствует пониманию текста.
Культурологический аспект.
Представляется необходимым отметить содержание в данном УМК большого количества страноведческой информации, учащиеся впервые узнают о некоторых географических особенностях США и Австралии, знакомятся с двумя образцами западных демократий, с молодежными течениями различных направлений, с проблемами систем здравоохранения Великобритании и США.Информационный аспект.
Представленная тематика охватывает самый широкий спектр молодежных интересов: от проблем политики, до вклада представителей англоязычных стран в научно-технический прогресс и мировую культуру. Выделенные проблемы способствуют развитию необходимых качеств личности, в том числе и таких, как толерантность, готовность к совместному решению возникающих проблем, социальная активность, ответственность, прогресс и мировая культура
Ситуативный аспект.
В текстах-диалогах нужно отметить естественность и жизненность представленных ситуаций, наличие определенного эмоционального заряда, что помогает вызвать интерес и ответную эмоциональную реакцию учеников. Также представляется необходимым отметить наличие юмористических элементов в представленных текстах, включение которых способствует созданию атмосферы непринужденности, релаксации.
Представление разных форм речи, лексико-фразеологическая аутентичность.
Большинство текстов представляет собой эмоционально окрашенные диалоги, в форме монологов представлены тексты информативного и контролирующего характера. Данные тексты характеризуются лексическими и фразеологическими оборотами, характерными для живой английской речи и зачастую не имеющих эквивалентов в родном языке (face and hands of the clock, from the horse"s mouth, a lazybones, etc.).
Функциональная и грамматическая аутентичность.
Жанрово-композиционное разнообразие представленных текстов и аутентичные лингвистические средства, в том числе использование в текстах грамматических моделей, отличающихся от принятых в родном языке учащихся, которые соответствуют характерным, присущим только английскому языку образцам, позволяют познакомить учащихся с современными, «живыми» речевыми клише (Не забудь вернуть книгу. - Remember to bring the book back.; He разрешайте ему этого делать. - Keep him from doing it.).Структурная аутентичность.
Представленные тексты обладают содержательной целостностью, логическими связями между его составляющими (в диалогах данный аспект выражается при помощи коннекторов, элиптических предложений, местоименных замен).
Аспект оформления.
Еще одной особенностью представленных в УМК аудиотекстов является их звуковое оформление: почти во всех присутствует звуковой ряд (environmental clues), (музыка); заполнители молчания (.„Erm..., ...ег...); материалы представлены в исполнении разных людей, с их индивидуальной манерой речи, в том числе и непрофессиональных дикторов, что также создает впечатление «настоящего» материала.
Аспект учебного задания.
Задания к аутентичным текстам, представленные в УМК, направлены на взаимодействие с текстом, развивают догадку, условия выполнения упражнения почти не отличаются по своим основным характеристикам от условий естественного общения (What do you think? Imagine, that...., Discuss it in your group.)Из представленного анализа видно, что материалы данного УМК соответствуют базисным критериям аутентичности и параметрам аутентичных текстов.
Авторы предлагают следующую систему работы с аутентичными материалами:
Ступень 1 включает предтекстовые упражнения и собственно текстовые упражнения рецептивного характера. Предтекстовые упражнения, целью которых является пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстами такого характера, активизация интеллектуальной деятельности и познавательных потребностей учащихся и могут быть представлены следующими заданиями:
Which of the following landscapes can you see on these pages?
Match the word and the description with its meaning.
Divide your class into groups and meet with your group to discuss the problem and your roles.
Контроль понимания прочитанного текста может быть связан с теми коммуникативными задачами, которые ставит учитель на уроке:
прочитать текст с полным пониманием (изучающее чтение);
с пониманием общего содержания (ознакомительное чтение);
получить выборочную информацию (просмотровое чтение).
Проверка понимания прочитанного текста осуществляется при помощи текста, включающего разные задания для нахождения правильного ответа из предложенных высказываний.
Ступень 2 - текстовый этап, на котором предполагается использование различных приемов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста:
Find in the text facts which help to explain...
Which conclusions of the author do you (dis) agree with?
What information helps you to understand...?
Find in the dialogue how ... a) shows admiration; b) shows surprise; c) says she/he knows about something.
What common features can you find ...?
Fill in the gaps in the summary of the article, using an appropriate words.
Ступень З - репродуктивно-продуктивные упражнения, направлены на формирование соответствующих умений вести беседу, опосредованную текстом:
Finish up the sentences to make a story
Discuss the problem of...
Make up a scheme of...
Combine all information about…in the table
Ступень 4 - продуктивные упражнения, которые ориентированы на активное использование новых речевых средств в ситуациях приближенных к аутентичным или в естественном общении в устной или письменной форме:
Imagine yourself in one of the situations described in ...
Find out the information about... in the LCG.
What is your attitude towards the following opinions about...
Choose a project you"d like to do and present it to the classmates.
Среди продуктивных упражнений наиболее интересными представляются: интервьюирование, опрос мнений, ролевая игра или проект. Такие упражнения способствуют не только формированию собственной точки зрения на события и факты, описанные в текстах, но и развивают умения критически воспринимать предлагаемую авторами информацию. Они носят творческий характер и соответствуют аспекту аутентичности (задания, стимулирующие взаимодействия с текстом, основанные на таких операциях, которые совершаются во внеучебной среде при работе с источниками информации; задания, развивающие догадку, так как она является аутентичным коммуникативным действием, стимулирующим мыслительную деятельность, к которому учащиеся прибегают в повседневном общении). Сравнивая свое собственное отношение к общечеловеческим ценностям с отношением к ним зарубежных сверстников, российские школьники учатся лучше понимать их. Знакомясь с лучшими образцами культуры англоязычных стран, учащиеся лучше и глубже осознают свою родную культуру.
Таким образом, анализ данного УМК показал, что представленные в нем тексты и задания к ним соответствуют критериям аутентичности. Я считаю, что именно таким должен быть современный учебно-методический комплекс для обучения иностранному языку, и правильно организованная работа с ним может дать быстрые и эффективные результаты в обучении различным видам речевой деятельности.