С изменениями и дополнениями от:

10 сентября 2004 г., 19 марта 2005 г., 28 декабря 2006 г., 30 апреля 2009 г., 21 августа 2010 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:

а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;

б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;

в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;

г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;

д) сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.

6. Техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства.

Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.

Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.

Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр).

8. Первичный государственный технический учет многоквартирных домов, объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду (как с расположенными в них помещениями, так и без таковых), введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., а также индивидуальных жилых домов, построенных после 1 марта 2008 г., на которые имеется проектная документация, осуществляется по выбору заявителя:

по результатам первичной технической инвентаризации;

без проведения первичной технической инвентаризации.

В целях осуществления первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, поэтажный план многоквартирного дома с указанием размеров и экспликации помещений и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемые в соответствии с требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой многоквартирный дом.

При осуществлении первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., одновременно осуществляется первичный государственный технический учет расположенных в нем помещений.

В целях осуществления первичного государственного технического учета индивидуального жилого дома, построенного после 1 марта 2008 г., на который имеется проектная документация, без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются поэтажный план объекта капитального строительства с указанием размеров и экспликации помещений, ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка и описание конструктивных решений объекта капитального строительства, включающее материал наружных стен, оформляемые в соответствии с требованиями к подготовке текстовой и графической частей соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В целях осуществления первичного государственного технического учета объекта капитального строительства (без расположенных в нем помещений), не относящегося к жилищному фонду, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемый в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В целях осуществления первичного государственного технического учета объекта капитального строительства, не относящегося к жилищному фонду, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, поэтажный план объекта капитального строительства с указанием размеров и экспликации помещений и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемые в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В результате осуществления первичного государственного технического учета указанных в настоящем пункте объектов капитального строительства и помещений организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации выдаются кадастровые паспорта соответствующих объектов капитального строительства и помещений.

На территориях субъектов Российской Федерации, в которых введены в действие правила ведения Единого государственного реестра, организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях осуществления без проведения первичной технической инвентаризации первичного государственного технического учета объектов капитального строительства, указанных в настоящем пункте, а также помещений, расположенных в них, оформляются технические паспорта на основании сведений, содержащихся в документах, представленных заинтересованным лицом в соответствии с настоящим пунктом.

9. Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

10. Проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

11. На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр. Реестр ведется на бумажных и магнитных носителях. При наличии расхождения в сведениях, записанных на бумажных и магнитных носителях, используются сведения на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

12. Сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определении размера налога на имущество, внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведении реестра федерального имущества.

13. Технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам капитального строительства, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.

14. Дела и документы архивных фондов не могут быть объектом сделок, в том числе сделок купли-продажи, за исключением случаев, указанных в федеральных законах.

15. Организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах капитального строительства, техническую инвентаризацию которых они осуществляют. Должностные лица указанных организаций несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за обеспечение сохранности конфиденциальной информации.

16. Сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам):

а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);

б) наследников по закону или по завещанию;

в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в их производстве делам);

г) органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах капитального строительства, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных образований);

д) налоговых органов (об объектах капитального строительства, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сфере их ведения);

е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);

ж) учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

з) иных лиц и органов, определенных законодательством Российской Федерации.

17. Сведения (документы) об объектах капитального строительства предоставляются организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, проводившей техническую инвентаризацию соответствующего объекта, в течение месяца с даты получения заявления (запроса), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Сведения (документы) об объектах капитального строительства, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности, предоставляются по заявлению любого из собственников.

18. Подлинники учетно-технической и иной документации, хранящиеся в архивных фондах, не выдаются, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В процессе эксплуатации все типов зданий и сооружений возникает естественный износ капитальных конструктивных элементов, в том числе и элементов их отделки. Он также присущ и земле, так как наряду с объектами строительства, к недвижимому имуществу принято относить и земельные участки, статус и состав которых постоянно может меняться.

В то же время, на любом из перечисленных объектах недвижимости по решению собственников и нанимателей осуществляется улучшение либо ухудшение их прежнего состояния. Необходимость контроля в этой сфере всегда было естественной обязанностью государства. Регулярная инвентаризацияобъектов позволяет выявитьимущественное ухудшение либо улучшение для последующего учета степени их износа.

Технический учет

Инвентаризация, иначе говоря, детализация имущественного ресурса, охватывает практически все формы собственности: государственных, частных и муниципальных объектов.

Технический учет является частью глобального учета активов государства, а его основой является деятельность специализированных организаций по персональной инвентаризации объектов недвижимости. В результате чего изучаемыйобъект приобретает исключительно индивидуальные характеристики, позволяющие идентифицировать его в общей массе имущества в стране.

Цели технического учета

Главной целью технического учета в России, по-прежнему, остается сбор и переработка информации об объектах недвижимости. Однако, существует несколько видов целевых направлений, под которые одновременно вырабатываются стратегические задачи государства.

Таким образом, система технического учета, преследует несколько важных целей:

    1. Снабжение органов власти информацией о состоянии объектов недвижимости для осуществления эффективного контроля градостроительной деятельности.
    2. Формирование баз данных об объектах капитального строительства для планирования развития территориальных образований государства.
    3. Получение новых сведений об объектах для сверки и пополнения налоговой базы.
  1. Сбор сведений о совершаемых имущественных следках и регистрации прав на объекты недвижимости для обеспечения функционирования электронной системы данных.
  2. Сбор текущей информации об объектах для целей статистического учета.

Становление института технической инвентаризации

История развития технической инвентаризации насчитывает несколько этапов реорганизации органов учета. В мае текущего года (2016) системе органов технического учета исполнилось 99 лет. Этот, почти столетний, юбилей говорит о важности и актуальности технического учета объектов недвижимости, несмотря на все политические события, происходившие на территории нашего отечества.

Начало учета было возложено на новоиспеченный Комиссариат местного самоуправления, сразу после октябрьской революции в декабре 1917 года. С тех пор это направление находилось в ведении различных органов и учреждений, начиная от НКВД и заканчивая сегодняшней разветвленной системой БТИ (Бюро технической инвентаризации). Однако, целями предыдущих управленцев являлись исключительно оценка стоимости материалов в объекте и перевод жилья в различные фонды содержания имущества.

Поскольку в системе государственного управления СССР отсутствовал оценочный механизм купли-продажи недвижимости, находящийся в частной собственности, фактически рынка недвижимости (оборота) не существовало.

В наши дни БТИ играет важную роль в экономике страны, регулярно информирует органы всех уровней и частных лиц о рыночной стоимости объектов недвижимости.

Независимо от юридического статуса объекта он исследуется, как независимая единица учета. Очень часто такой единицей может являться целый комплекс зданий или сооружений.

В общем случае инвентаризации подлежат:

  • жилые дома и комплексы;
  • производственные сооружения, здания и их отдельные помещения;
  • участки внешнего благоустройства прилегающих территорий;
  • объекты незавершённого строительства.

Инвентаризацию объектов недвижимого имущества, в том числе и земель разного назначения, проводят территориальные БТИ совместно с правоустанавливающими органами власти:

  • юстиции;
  • администраций органов местного самоуправления.

Фактически и при необходимости органы БТИ имеют право проводить три вида проверок:

  1. Первичные.
  2. Плановые.
  3. Внеплановые.

Эксперты давно пришли к выводу на основе статистики, что изменения в конструктиве зданий происходят в среднем раз в 5 лет. Исходя из этого, органы БТИ обязаны каждую пятилетку проводить дополнительно еще и плановую проверку. В ходе ее фиксируются все изменения в учетной документации на объект с обязательным обновлением базы Единого государственного реестра объектов недвижимого имущества в зависимости от его юридического статуса.


Внеплановые проверки осуществляются при поступлении заявления разных органов контроля, но чаще всего при существенном переустройстве несущих конструкций зданий, срочного перевода земель из одного назначение в другое. При оформлении сделок купли-продажи она является обязательной.

Согласно упомянутому выше закону о порядке проведения технической инвентаризации, ее заказчиком могут выступать как физические лица, так и органы власти. Инициировать процесс инвентаризации принято согласно поданного заявления.

На его основе создается комиссия, которая исследует объект инвентаризации, и фиксирует изменения в специальной описи (перечне). После этого составляется акт, дается заключение.

Следующим этапом завершается инвентаризационный процесс:

  • перенос данных в электронный вид
  • включение данных о проверенном объекте в информационные базы министерств и ведомств(Госкомстат, Госстрой и Минземстрой).

Собственнику объекта недвижимости по результатам проверки объектов выдаются технический и кадастровый паспорт, а также соответствующие справки (по запросу). Обычно они являются подтверждением, что проверенный объект действительно находится в государственных реестрах, на нем нет посторонних строений, является конкретным видом недвижимости (строение или земля) и т.д.

Слово "инвентаризация" имеет латинские корни. В переводе оно означает "опись имеющегося имущества". Порядок технической инвентаризации объектов недвижимости предполагает их выявление в натуре и оформление по установленным правилам. Данная процедура может выполняться в отношении имущества, находящегося в частной, муниципальной либо государственной собственности. Рассмотрим далее основы технической инвентаризации объектов недвижимости.

Общие сведения

Все объекты нежилого и жилого фонда подлежат обязательной инвентаризации и учету. Они должны быть включены в соответствующие госреестры. Государственная техническая инвентаризация и учет объектов недвижимости направлены на установление их принадлежности. Они предполагают совершение систематизированных действий по сбору, обобщению, хранению сведений о состоянии, составе, стоимости имущества и его правообладателе. Проведение технической инвентаризации объектов недвижимости относится к компетенции специализированных учреждений или унитарных предприятий. В описи в качестве единицы используется отдельно расположенное основное здание, домовладение. Основу текущей техинвентаризации составляют данные обследования сооружений и сплошного обхода.

Классификация

Существуют следующие виды технической инвентаризации объектов недвижимости:

  1. Внеплановая.
  2. Плановая.
  3. Первичная.

Последняя осуществляется в отношении всех сооружений, опись по которым ранее не была проведена. По результатам процедуры на каждый объект оформляется техпаспорт. Его форма и состав сведений, присутствующих в нем, определяются Минэкономразвития и торговли.

Важный момент

Техпаспорт выступает в качестве документальной основы для ведения Единого госреестра. При этом он не является правоустанавливающей бумагой. Для получения свидетельства, подтверждающего возникновение, прекращение, переход либо ограничение права на имущество, необходимо обратиться в уполномоченный орган – Регистрационную службу.

Специфика

По результатам первичных мероприятий каждому сооружению/домовладению присваивается номер. Такая техническая инвентаризация объектов недвижимости выполняется при:

  1. Изменении качественных характеристик. Это может быть перепланировка, реконструкция, снос, переоборудование, возведение и проч.
  2. Заключении сделок, подлежащих госрегистрации.

Плановая техническая инвентаризация объектов недвижимости выполняется при наличии изменений, появившихся после первичной процедуры, для отражения их в документации. Она осуществляется не реже 1 раза в 5 лет. Техническая инвентаризация объектов недвижимости, а также выдача соответствующих документов производится юрлицам и гражданам за плату. Она не является госпошлиной. Таковыми являются, например, таможенные сборы за таможенное оформление. Это оплата непосредственных услуг кадастровых инженеров. Однако ее размер и правила взимания определяются в законодательстве.

Организация технической инвентаризации объектов недвижимости

Процедура предполагает выезд специалистов (кадастровых инженеров) по адресу расположения имущества. На месте выполняется обследование и производятся обмеры. Инструкция по технической инвентаризации объектов недвижимости предусматривает осмотр всех конструктивных элементов сооружения/помещения. В здании, например, обследуются подвалы, шахты лифтов, чердаки, помещения. Осмотру подлежат и технические этажи. В процессе мероприятий устанавливается точная площадь всех помещений. В качестве объектов инвентаризации могут также выступать дороги. На них также составляются паспорта, а сведения о них включаются в Единый госреестр.

Нормативная база

В целях формирования единых принципов учета объектов были приняты соответствующие законы и методические рекомендации. К ключевым нормативным актам следует отнести:

  1. ФЗ №122, регламентирующий правила регистрации имущества и сделок с ним.
  2. Положение о госучете жилфонда РФ. Оно утверждено правительственным постановлением №1301 от 13.10.1997 г.
  3. Правила ведения ЕГР.

Непосредственные мероприятия, касающиеся обследования сооружений/помещений, определяет инструкция по технической инвентаризации объектов недвижимости.

Правила формирования ЕГР

В соответствии со сведениями, полученными после проведения технической инвентаризации, составляется Единый госреестр. Он ведется на электронных и бумажных носителях. В случае наличия расхождений между данными используются сведения, присутствующие в бумагах. Для каждого объекта составляется учетная техническая документация. Она группируется в дело. Подлинники документов, хранящиеся в архивах, не предоставляются, если иное не предусмотрено в законодательстве. В Единый госреестр заносятся сведения о наличии, местоположении, назначении, фактическом использовании, состоянии, составе и стоимости объекта на конкретную дату (последней проверки).

Государственный технический учет

Он обязателен для жилых и специализированных домов (общежитий, гостиниц, приютов, интернатов и проч.), квартир, служебных и прочих (нежилых в том числе) помещений, находящихся в иных строениях, вне зависимости от формы их собственности. Он предполагает оперативные, статистические и бухгалтерские процедуры. Основу учета формируют технические мероприятия. Они выполняются вне зависимости от принадлежности сооружений/помещений, по единой для всей территории РФ системе. Техучет включает в себя техническую инвентаризацию и регистрацию документации об обязанностях владельцев (арендаторов, пользователей) по содержанию объектов.

БТИ

Учет недвижимых объектов возлагается на специализированные структуры (муниципальные/государственные). В качестве одного из таких органов выступает БТИ. Это обособленное подразделение управления по учету, инвентаризации и оценке недвижимости. БТИ реализует соответствующие функции в пределах конкретных административно-территориальных единиц. В своей деятельности Бюро техинвентаризации руководствуется конституционными положениями, отраслевыми нормативными актами и методическими указаниями. БТИ выполняет свою работу во взаимодействии с госорганами и структурами местной власти:

  1. Учреждениями, уполномоченными осуществлять регистрацию имущества и сделок с ним.
  2. Комитетами по землеустройству и земельным ресурсам.
  3. Органами ЖКХ.
  4. Судами, нотариальными конторами, банками.
  5. Органами градостроительства и архитектуры.
  6. Страховыми и пожарными службами.

БТИ в соответствии с техническим учетом недвижимых объектов составляет и предоставляет формы статистического наблюдения в территориальные органы госстатистики в сроки и по правилам, установленным Госкомстатом при согласовании с Госстроем РФ.

Ключевые задачи

Технический учет и инвентаризация направлены на:

  1. Обеспечение объективной и полной информацией госорганов, осуществляющих надзор в сфере градостроительной деятельности.
  2. Создание обобщенной базы данных о соответствующих объектах и их распределении по территории. Реализация данной задачи направлена на совершенствование планирования местности.
  3. Обеспечение достоверности и полноты информации о налоговой базе.
  4. Сбор и предоставление данных об объектах для ведения статистического учета.
  5. Информационное обеспечение работы системы госрегистрации.

Функции БТИ

Бюро осуществляет:

  1. Техническую инвентаризацию с последующей паспортизацией жилфонда и прочих недвижимых объектов.
  2. Контроль состояния помещений и сооружений.
  3. Оценку, переоценку объектов (для целей налогообложения в том числе).
  4. Консультационное и информационное обслуживание.
  5. Прочую деятельность, касающуюся технического учета недвижимых объектов.

Дополнительно

В качестве результата техинвентаризации выступает технический паспорт. Он составляется на каждое строение/помещение, подвергающееся обследованию. В нем фиксируется наличие осмотренного объекта, его фактическое расположение, владелец, стоимость, технические характеристики, состав, границы, состояние, кадастровый, реестровый и инвентарный номера. Кроме этого, в паспорт проставляется отметка о включении сведений в ЕГР. На каждый объект должно быть открыто дело под соответствующим номером. Оно представляет собой техпаспорт с приложенными к нему документами, которые составляются по результатам обследования. По мере выполнения проверок дело пополняется соответствующими актами. Вся документация по объекту передается на хранение в архив БТИ. Субъекту права на руки выдается копия паспорта, заверенная печатью Бюро и подписью его руководителя.

Историческая справка

БТИ начало свое существование после принятия постановления, регламентирующего инвентаризацию имущества Советов. В 1930 г. был утвержден другой документ, по которому описи подлежал жилфонд госбюджетных структур, кооперативных объединений и частных лиц. По данным документам техническая инвентаризация объектов недвижимости была направлена на:

  1. Получение информации для составления балансов народно-хозяйственного комплекса.
  2. Обеспечение оценочных показателей для правильного воспроизводства имеющихся основных фондов посредством амортизационных накоплений.
  3. Использование оценок и данных инвентаризации строений и земель.

Издание специальных нормативных актов позволило распространить деятельность БТИ на все города, курортные, дачные и рабочие поселки, сформировать финансовую базу, обеспечить применение единых методов. В качестве основного недостатка оценочных данных, полученных в то время, следует назвать отсутствие системы цен и норм. Налоговые и страховые органы в отдельных областях проводили операции на разной рыночной основе. Оценочная стоимость сооружений зачастую сильно занижалась. Это, в свою очередь, уменьшало страховые выплаты и компенсации за ущерб, причиненный стихийными бедствиями.

Соответственно, в госбюджет поступали меньшие суммы налогов. В балансах домоуправлений занижались амортизационные начисления и объем средств, выделяемых на выполнение капремонта. В результате в 1939 г. было издано новое постановление, предусматривавшее генеральную переоценку сооружений на всей территории страны. Это позволило привести данные разных населенных пунктов к единым нормам и ценам. Впоследствии изменения в систему инвентаризации вносились в послевоенное время. В рамках этой работы была восстановлена и расширена деятельность БТИ. В 1960-1972 гг. была проведена новая переоценка с определением износа существовавших основных фондов государства. Завершающим этапом становления системы инвентаризации считается 1982 г. Тогда была выполнена полная переоценка жилфонда, земных зон, коммуникаций для целей госстрахования.