Непревзойденным талантом литературы девятнадцатого века в России стал Н.В.Гоголь. Начиная с 1829 года, и до самой смерти он писал книги. Его произведения необычны, так как в них фантастическое переплетается с действительностью, которую он показывал без прикрас, без утайки. Его герои - этот обобщенные люди, принадлежавшие к определенным слоям современного российского общества. В его произведениях дается и обобщенная жизнь русских городов, тех нравов, которые были заведены в то время.

Автор и его произведения

Николая Гоголя ставили в один ряд с такими известными авторами, как А.Пушкиным и М.Лермонтовым, когда речь идет о создании нового литературного направления. Гоголь настолько точно, настолько детально описывал бытовую жизнь своего народа и своих героев, что многие его произведения относятся к реализму. Детально описывая те черты, которые были присущи помещикам и чиновникам, писатель не только обобщает и показывает человека определенного социального строя, но и создает новый литературный образ «делового» человека или плута. Творчество Николая Гоголя легло в основу создания в известных литературных кругах «натуральной школы», куда вошли многие выдающиеся писатели: Тургенев, Достоевский и другие.

Но изображение Н.Гоголем и людей, и природы, и социальной действительности не является ее точным изображением, а все-таки оно проходит конкретное переосмысление писателем и воплощением его художественных замыслов. Стоит вспомнить высказывание автора, когда он говорит о своем произведении «Ревизор»:

«Я решился собрать в одну кучу все дурное в России…все несправедливости…и за одним разом посмеяться над всем».


Города, которые описывает автор: Диканька, Петербург и Миргород – это обобщенные образы России и Малороссии. Он попытался показать не только национальные черты этих географических объектов, но и черты, характерные для всей земли вообще. Например, Миргород – это не просто название города, который располагается в Полтавской губернии, но это образ-символ мирового города. Он в гоголевских повестях объединил разные стороны жизни человека: идеальную семейную жизнь, военные действия, борьба с нечистыми силами и скучная повседневная жизнь.

Лучшие гоголевские произведения


Исследователи гоголевского творчества утверждают, что Николай Гоголь за свою жизнь успел создать 68 произведений. Но замыслов у него, конечно же, было намного больше. При подсчете литературоведами не учитывался и второй том поэмы «Мертвые души», который уничтожил сам писатель. На сегодняшний день самыми известными и лучшими считаются следующие произведения:

★ «Мертвые души».
★ «Ревизор».
★ «Вечера на хуторе близ Диканьки».
★ «Вий».
★ «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
★ «Тарас Бульба».
★ «Нос».
★ «Шинель».
★ «Записки сумасшедшего».


Эти произведения позволяют более ярко представить гоголевское творчество и разобраться в его стилевых и художественных особенностях. Многие литературоведы утверждают, что самым ярким гоголевским произведением является его комедия «Ревизор». Она представлена автором в пяти действиях. Писал Гоголь свою пьесу погода с осени 1835 года по январь 1836 года. Главный герой этого произведения – мелкий и пронырливый чиновник, который, приезжая в небольшой провинциальный городок, воспользовался тем, что его приняли за проверяющего. Хлестаков, который возвращается в Петербург, заехал в город, который ему попался по дороге и стал брать взятки и подарки, бесплатно проживая у городничего и питаясь у него.

Весь чиновничий мир городка пытался ему услужить во всем. И только, когда плут и пройдоха Хлестаков, уезжает из города, то раскрывается вся правда. И вот здесь гоголевская немая сцена, так как приезжает настоящий проверяющий и читатель должен понять и додумать о том, что теперь произойдет. Известно, что первая театральная постановка, которая произошла в Петербурге, не имела успеха, но все последующие, в том числе и за пределами страны, имели огромнейший успех. В своих дневниковых записях автор «Ревизора» говорит о том, что идею написания этой комедии ему подал опальный поэт Пушкин.

Гениальным гоголевским произведением по праву считается поэма «Мертвые души». Это глубокое по содержанию книга задумывалась автором как произведение, состоящее из трех частей. Но в печать попал лишь только первый том. Это произошло в 1842 году. Но если третий том так и не был написан, то второй том был создан и сожжен. Сюжет и этого произведения автору тоже был подсказан А.Пушкиным. Основа сюжета – это похождения Чичикова, который имел самое низкое чиновничье звание – коллежский коллектор. Он задумал скупить в далеком от столице городе N списки мертвых крестьян, смерть которых еще не была зарегистрирована. Это ему нужно было, чтобы поправить свое положение в обществе и получить кредит. Он знакомится с представителями местного дворянства, посещая их имения.

Но сделка Чичикова закончилась провалом, так как его арестовывают и с трудом ему удается избежать суда. Но в гоголевской поэме притягивают внимания некоторые помещики, которые становятся яркими и колоритными в русской литературе:

➥ Манилов, сладощавый, бесполезный, пустой мечтатель.
➥ Коробочка, мелочная и корыстолюбивая.
➥ Собакевич, обыватель, которого интересует лишь только материальные блага.
➥ Плюшкин, жаден, подозрителен.


Души этих героев мертвы и пусты. Много театральных постановок было сделано на основе этого произведения. Самым серьезным гоголевским произведением называют его повесть «Тарас Бульба». В нем автор показывает как стойко и мужественно сражался украинский народ с турками и татарами. Главные сцены в гоголевской повести посвящены битвам, они грандиозны и исторически. Но личности запорожских казаков гиперболичны. Они подобны богатырям из былин. Для написания этой повести Гоголь изучил много исторических и народных источников.

Мистические и фантастические события происходят в великолепном произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки». Книги эта вышла в двух томах, в каждом из которых было по четыре повести. Он достигает в своем произведении необычное: связывает прошлое и настоящее, сказку и быль, историческое и духовное. В этом гоголевском произведении люди и нечистая сила живут рядом. Такого произведения еще в русской литературе не было.

Творческое наследие Гоголя


Но кроме основных и популярных произведений, известный автор оставил и другие литературные памятники. Остановимся немного и на них. Итак, в широко известны следующие драматические произведения Николая Гоголя:

✔ Женитьба.
✔ Игроки.
✔ Утро делового человека.
✔ Тяжба.
✔ Лакейская.
✔ Театральный разъезд после представления новой комедии.


Но особенно много создано автором в публицистике, где автор мог точно и определенно выражать свое мнение. К сожалению, не все читатели знакомы с гоголевскими публицистическими произведениями. Но они существуют, и многие литераторы ссылаются на них. Для полноты понимания произведений самобытного писателя Гоголя стоит прочитать и знать следующие некоторые публицистические произведения:

♦ Женщина.
♦ «Борис Годунов», поэма Пушкина.
♦ О поэзии Козлова.
♦ Несколько слов о Пушкине.
♦ О движении народов в конце V века.


Есть и упоминания о тех произведениях, которые относятся к несохранившейся гоголевской литературе. От некоторых из них остались большие или малые отрывки:

⇒ Рим.
⇒ Страшная рука.
⇒ Что это?


Особого внимания заслуживают произведения, которые невозможно определить по жанру:

Италия.
«Арабески».
Гоголь в музыке и кинематографе.

Стилистические особенности произведений Н.В.Гоголя


Свое литературное творчество начинал как романтик, но очень быстро от него отошел и перешел к реализму. Развивался писатель под влиянием Пушкина и его свободолюбивых идей. Своеобразие гоголевских произведений состоит в том, что он первым дал изображение жизни российских помещиков и чиновников, создал образ «маленького человека». Гоголь – великолепный сатирик, который успешно обличал все пороки современного общества.

Интересны и композиции гоголевских произведений. В их основе не любовные перипетии или же семейные конфликты, а события всей страны, которые имеют общественное значение. Отсюда и такие глубокие образы, которые были типичны для всей России. Чаще всего в своих произведениях использует гиперболу, чтобы сделать созданный им образ более ярким. Гиперболу он использует и при описании деталей: вещей. Помещения, одежды. Гоголевский пейзаж необходим автору, чтобы дать более точную характеристику персонажей. Речь автора разная: восторженная, разговорная. Использует он и просторечья, диалектизмы.

Особенностями построения текста можно назвать:

✚ Использование больших сложных предложений с разными идами связи.
✚ Лирические монологи.
✚ Много эмоциональных предложений, где используются вопросительные и восклицательные знаки.
✚ Огромное количество эпитетов.
✚ Необычен и гоголевский юмор: « смех сквозь слезы».

Критики о произведениях Гоголя

Белинский отмечал простоту, вымысел и народность гоголевских произведений. В его произведениях, считал критик, рядом с комическим идет чувство уныния и печали. И это результат того, что гоголевское изображение жизни реальное. Кроме того, с каждым гоголевским персонажем, как утверждал Белинский, автор знакомит так. Словно вы его знаете давно уже. Николай Гоголь может заинтересовать читателя самыми ничтожными подробностями.

Писатель понимает всю ничтожность своих персонажей, поэтому над ними и подшучивает. Белинский говорит о том, что Гоголь – это и гений, и разносторонний человек

Писатель, чья жизнь и творчество овеяны мистическими подробностями, считается одной из самых выдающихся персон школы русского литературного реализма. Однако произведения Гоголя сочетают черты сатиры, романтизма и национального фольклора, что делает их привлекательными для читающей аудитории всех возрастов. Жизнь автора пришлась на первую половину XIX века, когда общественные волнения стали обретать фактическую форму, а свобода слова, пускай и несколько завуалированная из-за цензуры, перестала казаться категорически опасным и антигосударственным явлением.

Итак, представляем вашему вниманию самые известные произведения Гоголя , которые стоит прочитать.

1. Мертвые души

Гоголь задумал создать поэму и представить её в виде трёхтомного прозаического (по факту) сочинения. Относительно благополучно сложилась судьба только первой книги, которая была издана в 1842 г. Работа над вторым томом была практически завершена, но создатель предпочёл не публиковать результаты своих трудов (по распространённой версии, страницы были сожжены). Процесс написания третьего тома остановился на стадии создания набросков, отдельных записей, где идеи получили лишь частичную формулировку.

Сюжет «Мертвых душ» образовался с ловкой подачи А. С. Пушкина. Существует предположение, что поэт неохотно расстался с замыслами, над которыми намеревался поработать сам. В период южной ссылки опальный стихотворец услышал любопытную историю о приднестровском селении, где, по официальным данным, люди не умирают вовсе в течение нескольких лет. Позже выяснилось, что документы умерших передавались беглым крепостным работникам.

Чичиков, мелкий чиновник, путешествует по России под видом обеспеченного помещика. Умело втираясь в доверие к людям, авантюрист скупает за бесценок крестьян, которые давно умерли, но считаются живыми по документам, хранящимся у их хозяев. Помещики, разные по натуре и приоритетам, без опаски открывают перед мошенником двери своих домов.

2. Вечера на хуторе близ Диканьки

В 1829-32 годах Гоголь написал серию рассказов, которые вышли на страницах популярных изданий, когда автору исполнилось 22. Идеи для зарисовок, картин крестьянской жизни Гоголь перенял из писем матери. Писатель попросил родительницу описать ему старинные обычаи, придания и суеверия, которыми полнилась украинская земля. Мать выполнила просьбу, а Гоголь получил ценный материал, который переработал в шедевр фольклорной литературы. Книга состоит из двух частей, в каждой - 4 рассказа.

Фома Григорьевич некогда был отважным казаком, воином, который успел отдать долг родной земле. Теперь, в старости, запорожец стал служителем церкви. У него в «копилке» сохранилось немало историй о ведьмах, русалках, нечистой силе, которая вторгается в людскую жизнь по определенным дням, на большие духовные праздники и не только.

3. Вий

Замыкает тройку самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя «Вий». Новелла, структурно разделенная на три части, появилась в сборнике «Миргород», вышедшем в свет в 1835 г. В личных записях автор указывает, главный персонаж относится к украинскому фольклору. Однако есть предпосылки считать, что герой был полностью выдуман писателем, инфернальный демон - собирательный образ.

Вий упоминается как суженый ведьмы в сказке «Иван Быкович», а также в сказаниях о Касьяне Безжалостном, оба персонажа имели сходства во внешнем описании: брови, веки и ресницы героя опускались так низко, что их приходилось поднимать со сторонней помощью и даже, по некоторым фольклорным источникам, с использованием железной вилки.

Студент из церковного учебного заведения отправляется на каникулы. По пути он просит ночлега у женщины, которая впоследствии оказывается ведьмой, только молитвами удаётся избавиться от её чар. Напуганный увиденным, Хома решает немедленно покинуть проклятое место и вернуться в семинарию. Однако в Киеве приходит распоряжение отправить студента обратно в злополучное село: там, в течение трёх ночей, необходимо провести обряд отпевания молодой девушки.

4. Тарас Бульба

Первое издание «Тараса Бульбы» датируется 1835 г. Перед написанием одного из самых известных произведений Гоголь изучил множество исторических источников. Существует две версии относительно того, кем был реальный прототип главного героя. Согласно одной, образ списан с казачьего атамана с фамилией Макуха. Доблестный предводитель лишил жизни собственного сына Назара, обвинив его в измене Родине, когда тот перешёл на сторону поляков во время Хмельницкого восстания. Вторая версия повествует о том, что Гоголь вдохновился народной песней о Саве Чалом, который был казнен по приказу родного отца по причине предательства народных интересов.

Полковник казачьего войска встречает двух своих сыновей, прибывших в родной дом после завершения учёбы в Киеве. Отец не даёт времени молодым мужчинам побыть с матерью и отправляется с ними в Запорожскую Сечь, считая боевую военную обстановку лучшей школой жизни для молодёжи из станицы. Там судьбы братьев расходятся, младший, Андрий, выбирает путь против отца, повинуясь зову влюблённого сердца.

5. Ночь перед Рождеством

Это произведение открывает вторую часть известной книги Гоголя, посвящённой мистическим событиям на украинском хуторе. Повесть была издана в 1832 г. Местом рождения Гоголя считается местечко под Полтавой. Воспоминания о жизни в родном поселении, впечатления, услышанные в детстве рассказы автор воплотил в повести. Отличительная черта - демонические женские образы. В подобном жаре Гоголь предпочитал изображать женщин злыми, но не обделенными естественной выразительной красотой.

В маленьком украинском селе во времена правления императрицы Екатерины II происходят странные явления: ночью правит бал ужасающий тандем Ведьмы и Чёрта, которые устраивают ненастья, чтобы вмешаться в планы селян. Больше всего Чёрт ненавидит Вакулу, который как раз накануне собрался в гости к Оксане, дочери Корния Чуба. Хвостатый демон всячески старается не допустить, чтобы суровый отец девушки покинул хату и отправился на кутью к дьяку, позволив кузнецу остаться с Оксаной наедине.

6. Невский проспект

«Невский проспект» — известное произведение Гоголя, которое является частью «Петербургских повестей», написанных в период с 1833 по 1834 гг. Публикация состоялась через год после завершения творческой работы. Идея сюжета возникла в 1831 году, когда были сделаны первые наброски литературных зарисовок, посвящённых северной столице.

Художник Пискарёв знакомится на главной улице Петербурга с прекрасной дамой. Красавица увлекает и приглашает в гости. Зайдя в помещение, молодой человек осознаёт, что попал в публичный дом, а его избранница является здесь работницей. Оскорбленный, смущённый и растерянный мужчина покидает залу и устремляется к себе на квартиру. Так возникает череда таинственных видений, которые начинают преследовать неискушенную творческую натуру на фоне живописной смены дней и ночей в городе на Неве.

7. Ревизор

Первая публикация комедийной пьесы Гоголя «Ревизор» состоялась в 1836 году, повторная - в 1842 г. Гоголь посещал литературные кружки, где не раз встречался с А. С. Пушкиным. Однажды, пребывая в творческом поиске, писатель обратился к Александру Сергеевичу с просьбой поведать ему занятную историю. Сюжет Николай Васильевич пообещал воплотить в произведении, которое окажется «смешнее, чем в аду», по его собственным словам. Поэт откликнулся и рассказал анекдот о неком гражданине Криспине, который, будучи проездом в провинции, был принят по ошибке местными чиновниками за проверяющего инспектора, чем заслужил чрезвычайное внимание и привилегии.

Мелкий служащий Хлестаков прибывает в Саратовскую губернию со своим слугой, следуя из Петербурга. Значительный проигрыш в карты поставил заезжего гражданина в крайне затруднительную финансовую ситуацию. Однако сложности быстро разрешились: губернатор и его подчинённые в страхе ожидали приезда ревизора из столицы и совместно решили, что Хлестаков - та самая важная, влиятельная персона.

8. Шинель

В опубликованном в конце 1842 года третьем томе повестей о Петербурге имеет место произведение, ставшее со временем литературной декларацией о необходимости образования в обществе равенства среди социальных слоёв и о важности личных прав каждого человека. Повесть стала образцовой в жанре описания судьбы и общественной роли «маленького человека». Замысел возник, когда Гоголь, будучи в компании товарищей, услышал анекдот о бедном чиновнике, который очень долго откладывал деньги на покупку ружья, а когда смог позволить себе приобретение, моментально потерял «трофей». История рассмешила собравшихся, а Гоголю стал грустно и тоскливо. Он написал собственный сюжет и старательно переделывал его в течение трёх лет, постепенно уменьшая ироничную составляющую в пользу более обширной патетики с нотками сентиментальности.

Акакий Акакиевич служит в должности титулярного советника и получает довольно скромное жалование. Однажды он замечает, что его шинель прохудилась, необходимо сдать её в ремонт. Портной отказывается чинить одежду и назидательно рекомендует пошить новую вещь. Скопив деньги и урезав расходы, чиновник становится обладателем новой шинели, но тут происходит фатальное происшествие.

9. Нос

Сатирой на грани абсурда - вот чем явилась известная повесть Гоголя «Нос», опубликованная в 1836 году. Изначально писатель намеревался создать произведение, которое в равной степени высмеивало бы устаревавшие крепостнические порядки, коррупцию в рядах государственных служащих и отсутствие прав у простого народа. Идеи должны были предаваться через внутренний конфликт главного героя. Однако в процессе попыток опубликовать готовый материал автор столкнулся с рядом трудностей, работу назвали тривиальной и пошлой, после чего Гоголь несколько раз переписывал финал.

Мелкий чиновник Ковалёв просыпается однажды утром и обнаруживает… пропажу носа. В отчаянии коллежский асессор обращается в полицию и самостоятельно попутно отправляется на поиски. У Казанского собора Нос неожиданно объявляется, облаченный в мундир и при оружии, однако владельцу так и не удаётся вернуть утраченную часть лица, что становится началом стремительного фантастического преследования.

10. Портрет

Известная повесть Гоголя «Портрет» с различными изменениями в содержании публиковалась в 1834 и 1842 годах. Принято считать, что сюжет был навеян влиянием западных авторов, угадываются черты Эрнста Гофмана, Эдгара По, В. Ирвинга.

Чартков - бедный художник, которому едва хватает заработанных средств, чтобы оплачивать комнатку в Петербурге. Однажды наступает тяжелый период, молодой человек не может себе в дальнейшем позволить снимать жильё. Печальному факту предшествовала спонтанная покупка. Чартков увидел в антикварной лавке портрет, который поразил его техникой написания, придающей особенную живость чертам лица героя. Следующей ночью художнику приснился сон, будто человек, изображенный на картине, вручает ему мешок с золотыми монетами. Проснувшись, молодой человек понимает: сон связан с реальностью, ведь у него в руках оказываются те самые деньги.

Годы жизни: с 20.03.1809 по 21.02.1852

Выдающийся русский писатель, драматург, поэт, критик, публицист. Произведения входят в классику отечественной и мировой литературы. Работы Гоголя оказали и оказывают до сих пор огромное влияние на писателей и читателей.

Детство и юность

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Отец писателя, В. А. Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 уволился с чином коллежского асессора и женился на M. И. Косяровской (1791-1868), по преданию, первой красавице на Полтавщине. В семье было шестеро детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811-1844), Анна (1821-1893), Лиза (1823-1864) и Ольга (1825-1907).Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). В детстве Гоголь писал стихи. Мать проявляла большую заботу о религиозном воспитании сына, и именно ее влиянию приписывают религиозно-мистическую направленность мировоззрения писателя.В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал частные уроки. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась). Однако о литературной карьере не помышляет, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере.

Начало литературной карьеры, сближение с А.С. Пушкиным.

Окончив гимназию в 1828, Гоголь едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала очень негативные отзывы критиков, что усилило тяжелое настроение Гоголя, который в течение всей жизни очень болезненно переживал критику своих произведений. В июле 1829 он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно совершает краткую поездку за границу. Гоголь объяснял свой шаг как бегство от неожиданно овладевшего им любовного чувства. В конце 1829 ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел (вначале писцом, потом помощником столоначальника). Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений. К этому времени Гоголь все больше времени уделяет литературной работе. Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (1830) Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей. Повесть "Женщина" (1831) стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора. Гоголь знакомится с , П. А. Плетнёвым, . Пушкин до конца жизни оставался для Гоголя непререкаемым авторитетом как в художественном, так и в моральном плане. К лету 1831 его отношения с пушкинским кругом становятся довольно близкими. Материальное положение Гоголя упрочивается благодаря педагогической работе: он дает частные уроки в домах П. И. Балабина, Н. М. Лонгинова, А.В. Васильчикова, а с марта 1831 становится преподавателем истории в Патриотическом институте.

Наиболее плодотворный период жизни

В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение и сделали Гоголя знаменитым.1833, год для Гоголя- один из самых напряженных, исполненный мучительных поисков дальнейшего пути. Гоголь пишет первую комедию "Владимир 3-й степени", однако, испытывая творческие трудности и предвидя цензурные осложнения, прекращает работу. В этот период им овладевает серьезная тяга к изучению истории - украинской и всемирной. Гоголь хлопочет о занятии кафедры всеобщей истории в новооткрытом Киевском университете, но безуспешно. В июне 1834 он, однако, был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете, но после проведения нескольких занятий оставляет это дело. Одновременно он в глубокой тайне пишет повести, составившие два последующих его сборка - "Миргород" и "Арабески". Их предвестием явилась "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (впервые опубликована в книге "Новоселье" в 1834 г.).Выход в свет "Арабесок" (1835) и "Миргорода" (1835) подтвердил репутацию Гоголя как выдающегося писателя. К началу тридцатых годов относится и работа над произведениями, составившими впоследствии цикл «Петербургские повести».Осенью 1835 Гоголь принимается за написание "Ревизора", сюжет которого (как утверждал сам Гоголь) подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 он читает комедию на вечере у Жуковского, а в том же году пьеса была поставлена на сцене. Наряду с оглушительным успехом комедия вызвала и ряд критических отзывов, авторы которых обвиняли Гоголя в клевете на Россию. Разгоревшаяся полемика неблагоприятно сказалась на душевном состоянии писателя. В июне 1836 Гоголь уезжает из Петербурга в Германию и начинается почти 12-ти летний период пребывания писателя за границей. Гоголь принимается за написание "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным (это известно со слов Гоголя). В феврале 1837, в разгар работы над "Мертвыми душами", Гоголь получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта. В начале марта 1837 впервые приезжает в Рим, который впоследствии стал одним из любимых городов писателя. В сентябре 1839 Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ", которые вызывают восторженную реакцию. В 1940 г. Гоголь вновь покидает Россию и в конце лета 1840 в Вене, его внезапно постигает один из первых приступов тяжелой нервной болезни. В октябре он приезжает в Москву читает в доме Аксаковых последние 5 глав «Мертвых душ». Однако в Москве цензура не допустила роман к печати и в январе 1842 писатель переправляет рукопись в Петербургский цензурный комитет, в котором книга была разрешена, однако с изменением названия и без "Повести о капитане Копейкине". В мае "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.И вновь произведение Гоголя вызвало шквал самых противоречивых откликов. На фоне общего восхищения раздаются резкие обвинения в карикатурности, фарсе, клевете.Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу, где писатель работает над 2-м томом "Мертвых душ". Написание идет чрезвычайно трудно, с большими остановками.

Последние годы жизни. Творческий и духовный кризис писателя.

В начале 1845 у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Начинается полоса лечения и переездов с одного курорта на другой. В конце июня или в начале июля 1845, в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.Улучшение в физическом состоянии Гоголя наметилось лишь к осени 1845 г., он начинает заново работу над вторым томом книги, однако, испытывая возрастающие трудности, отвлекается на другие дела. В 1847 в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. Причем критические отзывы Гоголь получил и от своих друзей, особенно резок был В.Г. Белинский. Гоголь принимает критику очень близко к сердцу, пытается оправдаться, углубляется его духовный кризис. В 1848 Гоголь возвращается в Россию, живет в Москве. В 1849-1850 читает отдельные главы 2-го тома "Мертвых душ" своим друзьям. Одобрение воодушевляет писателя, который работает теперь с удвоенной энергией. Весною 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.1 января 1852 Гоголь сообщает, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. В конце января - начале февраля Гоголь встречается с приехавшим в Москву отцом Матвеем (Константиновским); содержание их бесед осталось неизвестным, однако есть указание на то, что отец Матвей советовал уничтожить часть глав поэмы, мотивируя этот шаг «вредным влиянием», какое они будут иметь. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. 5 февраля он провожает Константиновского и с того дня почти ничего не ест, перестает выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11-12 февраля 1852 года, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель с рукописями. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям). 20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, однако принятые меры не дают результата. Утром 21 февраля Н.В. Гоголь скончался. Последними словами писателя были: "Лестницу, поскорее, давай лестницу!".

Информация о произведениях:

В Нежинской гимназии Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

Именно Гоголь в своей статье "Несколько слов о Пушкине" первым назвал Пушкина величайшим русским национальным поэтом.

Наутро после сожжения рукописей Гоголь рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа.

На могиле Гоголя был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне («Голгофа»). В 1952 году на могиле вместо Голгофы установили новый памятник, Голгофа же за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища, где её обнаружила вдова Е. С. Булгакова. Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича.

Фильм Вий 1909 года считается первым отечественным "фильмом ужасов". Да наших дней фильм не сохранился. А экранизация все того же Вия в 1967 г. - единственным советским "фильмом ужасов".

Библиография

Поэмы

Ганц Кюхельгартен (1827)


приложения к Ревизору, частью носят публицистический характер
неокончена

Публицистика

Экранизации произведений, театральные постановки

Число театральных постановок пьес Гоголя во всем мире не поддается оценке. Только Ревизора и только в Москве и Петербурге (Ленинграде) ставили более 20-ти раз. По произведениям Гоголя снято огромное количество художественных фильмов. Далеко не полный список отечественных экранизаций:
Вий (1909) реж. В. Гончаров, короткометражный
Мёртвые души (1909) реж. П. Чардынин, короткометражный
Ночь перед Рождеством (1913) реж. В. Старевич
Портрет (1915) реж. В. Старевич
Вий (1916) реж. В. Старевич
Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1941) реж. А. Кустов
Майская ночь, или Утопленница (1952) реж. А. Роу
Ревизор (1952) реж. В. Петров
Шинель (1959) реж. А. Баталов
Мёртвые души (1960) реж. Л. Трауберг
Вечера на хуторе близ Диканьки (1961) реж. А. Роу
Вий (1967) реж. К. Ершов
Женитьба (1977) реж. В. Мельников
Инкогнито из Петербурга (1977) реж. Л. Гайдай, по мотивам пьесы Ревизор
Нос (1977) реж. Р. Быков
Мёртвые души (1984) реж. М. Швейцер, многосерийный
Ревизор (1996) реж. С. Газаров
Вечера на хуторе близ Диканьки (2002) реж. С. Горов, мюзикл
Дело о „Мёртвых душах“ (2005) реж. П. Лунгин, телесериал
Ведьма (2006) реж. О. Фесенко, по мотивам повести Вий
Русская игра (2007) реж. П. Чухрай, по мотивам пьесы Игроки
Тарас Бульба (2009) реж. В. Бортко
Счастливый конец (2010) реж. Я. Чеважевский, современная версия по мотивам повести Нос

Николай Васильевич Гоголь – литературный талант России 19 века. Первое произведение – стихотворение «Италия» – увидело свет в 1829 году. Писательством занимался практически до последних дней жизни.

Его творения очень самобытны, здесь мистика тесно переплетается с реальной действительностью. Визитной карточкой писателя стали зарисовки «натуральности» обычной жизни, отражение голой российской действительности без прикрас и сглаживания. Он впервые создал социальные типажи, наделяя своих героев общими чертами людей определенного социального слоя, удивительно точно обобщил все характерное для русских городов, создавая единый образ провинции и большого города. Каждый персонаж Гоголя – не некая известная личность, но собирательный образ, воплощающий в себе характеры и нравы целого поколения или социального пласта.

Лучшие работы

Без учета уничтоженного 2-го тома «Мертвых душ» всего литературный багаж Гоголя насчитывает 68 произведений. Самые известные из них:

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
  • «Вий»,
  • «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»,
  • «Нос»,
  • «Шинель»,
  • «Записки сумасшедшего»,
  • «Выбранные места из переписки с друзьями».

Список далеко не полный, но данные сочинения способны максимально представить творчество автора.

Пожалуй, самое известное произведение писателя – пьеса-комедия «Ревизор» в 5-ти действиях. Работу над ней автор начал осенью 1835 года, и всего через полгода – в январе 1836 – закончил писать. Главный персонаж – мелкий питерский чиновник Хлестаков, которого все приняли за важного проверяющего. Пронырливый чиновничек быстро смекнул, что к чему, и стал вовсю пользоваться положением дел, принимая взятки, подарки и бесплатно угощаясь на светских обедах. Все лебезили перед ним, стараясь задобрить и угодить.

Когда он уезжает из города, всем случайно становится известно, что Хлестаков – пройдоха, и тут в городок приезжает настоящий ревизор. Немая сцена.

Пьеса не раз ставилась на подмостках театров, в том числе и европейских. И хотя первая постановка в Санкт-Петербурге не получила успеха, все последующие были очень тепло встречены публикой.

В дневниках Гоголя найдено упоминание о том, что идею «Ревизора» ему подал Пушкин, который был одним из первых слушателей пьесы и принял ее с большим восторгом.

Гениальное произведение. Глубокое по сути и полноценное по художественному оформлению. Одна из самых значимых работ автора, которая, согласно записям самого Гоголя, изначально задумывалась как трехтомник. Первый том увидел свет в 1842 году. Второй так и не был издан. По общепринятой версии, основанной на свидетельстве слуги писателя, «будучи в состоянии физической слабости и душевного расстройства», Николай Васильевич сжег уже готовую рукопись второго тома. После смерти Гоголя в его черновиках были найдены рукописные первые 5 глав. Сегодня они хранятся в личной коллекции американского бизнесмена русского происхождения Тимура Абдуллаева. О третьем томе известно только то, что задумывался он как описание исправившихся после «чистилища» героев поэмы.

Сюжет произведения также подсказал Пушкин. В результате родился литературный шедевр, повествующий о похождениях главного героя – коллежского советника Чичикова, который в городе N скупал у помещиков «мертвые души», то есть умерших крепостных. Зачем ему это понадобилось? Он планировал в дальнейшем заложить их в банке и на полученный кредит купить какое-нибудь имение для обустройства своего будущего. События развивались таким образом, что афера провалилась, и Чичиков попал в жандармерию, откуда его с трудом выручил миллионер Муразов. На этом первый том заканчивается.

Самые колоритные персонажи:

  • «сладкий до приторности» помещик Манилов, бесполезный для общества человек, пустой мечтатель;
  • Коробочка – известная всем своим корыстолюбием и мелочностью помещица;
  • Собакевич, все усилия которого направлены только на обустройство быта и укрепление материального благополучия;
  • Плюшкин – самый карикатурный персонаж. До чрезвычайности скуп, жалеет выкинуть даже оторвавшуюся от сапога подошву. Невероятно подозрителен, отказался не только от общества, но даже от родных детей, считая, что каждый желает его обобрать и пустить по миру.

Эти и многие другие герои отражают мир перевернутых ценностей, утраченных идеалов. Их души пусты, мертвы… Такой взгляд позволяет иносказательно интерпретировать название «Мертвые души».

Поэма выдержала множество театральных постановок, экранизаций. Была переведена на разные языки.

Эта повесть – очень серьезная работа. Освещает героизм украинского народа в борьбе с турками и татарами. Она масштабна по содержанию и охваченным ею событиям, образы ее героев эпичны, основой для их создания послужили былинные богатыри.

Главные сцены повести – бои запорожских казаков с чужеземными захватчиками. Они выписаны крупным планом, внимание уделено деталям. Ход боя, действия отдельных воинов, их внешний вид описаны подробно, яркими штрихами.

Каждый выдуманный персонаж в повести гиперболичен. Образы отражают не отдельные исторические личности, но целые социальные пласты того времени.

Для написания «Тараса Бульбы» Николай Васильевич изучил множество исторических источников, летописей, былин, народных песен и сказаний.

Вечера на хуторе близ Диканьки

Этот двухтомник вышел в 1832 году. Каждый том содержит 4 повести, действие которых охватывает 17-19 века. Гоголь очень тонко окольцовывает прошлое и настоящее, сплетает быль и сказку, придавая своему произведению историческую и духовную слитность.

«Вечера…» получили очень высокие оценки литературных критиков – современников автора, а также таких метров, как Пушкин, Баратынский. Сборник завораживает читателя не только сказочностью сюжетов, но и высокой поэтичностью слога.

По сути, «Вечера…» – это фантастика, мастерски обработанный народный фольклор. На страницах произведения рядом с людьми поселились ведьмы, колдуны, русалки, лешии, черти и прочая нечистая сила.

Заключительный аккорд

Гоголь – писатель с большой буквы. Сложно однозначно выделить самое известное произведение этого автора. Сложно словами передать всю глубину, поэтичность и содержательность его работ. Только непосредственно ознакомившись с каждым произведением, можно не столько понять, сколько прочувствовать живой, богатый и самобытный талант Гоголя. Читатель обязательно получит большое удовольствие от прочтения его сочинений.