Человечество, как известно, делится на оптимистов и пессимистов. Водители – не исключение. Они либо уверены, что никакие нормы и правила не помешают им переоборудовать свой автомобиль так, как хочется, либо опасаются даже надеть на колеса разноцветные колпачки. Первая группа автомобилистов не замечает препятствий, обходя их даже с нарушением закона, вторая – постоянно ожидает подвоха со стороны властей.

Вступивший в силу с 1 января 2015 года Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» однозначно относит установку ГБО к изменениям в конструкции ТС. В развитие этого нормативного акта 20 ноября 2015 года были приняты «Методические рекомендации по организации проверки выполнения требований к находящимся в эксплуатации транспортным средствам в случае внесения изменений в их конструкцию» .

На очереди – приказ МВД России, устанавливающий порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию ТС и выдаче свидетельства о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Приказ не может кардинально изменить порядок регистрации ТС с внесенными в него конструктивными изменениями, но в нем можно прописать положения, не позволяющие чинить автовладельцам дополнительные препятствия и тем самым подталкивать их к регистрации своих авто в обход закона или за дополнительную плату.

Время и деньги

Однако внесение изменений в конструкцию в любом случае потребует соблюдения волокитной и многоэтапной процедуры, включающей подготовку большого количества документов, а также две экспертизы. Это займет минимум месяц и будет стоить недешево.

Устанавливать ГБО можно только в сертифицированных центрах. Заявление-декларацию сервисного центра необходимо представить при регистрации на этапе прохождения экспертизы.

ГБО может быть установлено практически на любой автомобиль. При этом благодаря низкой стоимости топлива (примерно в два раза меньше, чем стоимость бензина), цена оборудования окупается достаточно быстро. Это особенно заметно при повседневном использовании транспортного средства в коммерческой деятельности.

Но если в конструкцию автомобиля изменения внесены без разрешения ГИБДД, то эксплуатация таких ТС запрещена, а нарушителям грозит не только штраф размером в 500 рублей (ст. 12.5, ч. 1 КоАП РФ), но и штраф-стоянка. Основанием является Перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация автомобилей (приложение к ПДД), где предусмотрен запрет, если «в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации» (пункт 7.18).

Только в случае соблюдения всех условий владелец ТС получит Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства с внесенными изменениями требованиям безопасности. После этого придется внести поправки в ПТС, переоформить свидетельство о регистрации ТС, а затем – периодически проводить испытания газобаллонного оборудования. Единая форма паспорта газового баллона колесного транспортного средства и правила его оформления уже утверждены.

Что делать, если вы решили установить ГБО?

Во-первых, еще до внесения изменений в конструкцию автомобиля необходимо провести предварительную техническую экспертизу на предмет возможности таких модернизаций. Затем нужно заполнить в подразделении ГИБДД заявление установленной формы и предоставить в Госавтоинспекцию следующие документы:

  • заключение предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений (установки ГБО);
  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • доверенность, договор, либо иной документ, удостоверяющий полномочия заявителя на представление интересов владельца;
  • регистрационный документ транспортного средства;
  • паспорт транспортного средства;
  • само транспортное средство для осмотра.

Получив положительное решение о возможности внесения изменений, можно приступать к установке ГБО. Организация-установщик должна выдать собственнику автомобиля заявление-декларацию об объёме и качестве выполненных работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства.

Как зарегистрировать автомобиль с ГБО?

После установки ГБО нужно пройти техническую экспертизу, по результатам которой выдаётся протокол технической экспертизы, а затем – государственный технический осмотр.

Только после этого можно обратиться в ГИБДД, где придется предоставить еще ряд документов:

  • заключение предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений;
  • удостоверение личности;
  • техпаспорт и свидетельство о регистрации автомобиля;
  • документ, который подтверждает ваше право на владение данным ТС;
  • заявление с просьбой выдать свидетельство;
  • свидетельства Ф №2а, а также 2б. Их выдают после установки ГБО;
  • диагностическая карта;
  • заверенные копии сертификатов соответствия установленного газобаллонного оборудования;
  • сертификат соответствия, выданный установщику, который подтверждает его право выполнения такого рода работ, выданный аккредитованным органом сертификации;
  • чек об уплате госпошлины.

Нужно также представить и само транспортное средство для осмотра.

Если не выполнить все эти предписания, в ГИБДД просто откажут в регистрации ТС, сославшись на пункты 3 и 51 «Правил регистрации автомототранспортных средств…» (Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. № 1001), где в числе оснований для отказа есть такое: «представлены транспортные средства, конструкция которых или внесённые в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах».

А пункт 51 прямо указывает, что «не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учёта транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Когда не нужно проходить проверку?

Не подлежат проверке ТС, если на них:

  • установлены компоненты, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
  • предназначенные для этого транспортного средства и прошедшие оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
  • при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.

В ГИБДД поясняют, что на ранее установленное по закону ГБО новый регламент не распространяется. Тем, кто подсуетился заранее, можно сказать, крупно повезло.

Повторное освидетельствование ГБО ведется организациями, имеющими лицензию на испытание по старым правилам. Те же транспортные средства, на которые ГБО было установлено после 27 января 2015 года, регистрацию не пройдут, если отсутствует Свидетельство о соответствии конструкции требованиям безопасности, предусмотренное новым техническим регламентом. Владельцам этих ТС придется пройти процедуру установки ГБО в соответствии с новыми требованиями.

Периодические проверки

Водитель транспортного средства должен проходить периодические проверки газового оборудования и газовых баллонов. Использовать газовые баллоны, не прошедшие периодическую проверку, запрещено. Обычно такие проверки проводятся раз в два года.

Оптимисты, которых мы упоминали ранее, полагают, что если автомобиль используется часто, то дополнительные расходы на регистрацию (предположительно 10-12 тысяч рублей) относительно быстро перекроются экономией от перехода на газ. Пессимисты считают, что владельцев машин с установленным ГБО будут постоянно «дергать» сотрудники ГИБДД, придираться к каждой бумажке и вымогать взятки, которые нивелируют всю экономию от езды на газе.

Я всегда считал себя оптимистом. И, пожалуй, рискнул бы установить ГБО, если бы в этом была необходимость. Но уже в процессе написания этого текста заехал в ближайший гипермаркет за продуктами и обнаружил, что при въезде на подземную парковку висит табличка «Автомобилям с газобаллонным оборудованием въезд запрещен!». Тут поневоле станешь пессимистом.

Да и здравый смысл подсказывает, что если газ и позволяет экономить расходы на топливо, то такого рода запреты сводят всю эту экономию на нет. Так что каждый автовладелец должен сам решить, нужен ли ему в машине газовый баллон, если его установка связана с множеством проблем, а уже установленное ГБО может закрыть дорогу в любимый магазин, фитнес-центр, кинотеатр и даже кафе.

<a href="http://polldaddy.com/poll/9373230/">А у вас стоит ГБО?</a>

Газовое оборудование на автомобиль (ГБО) – является дополнительной системой в транспортном средстве, которая дает возможность снабжать силовую установку не только жидким наливным топливом, как это предусмотрел производитель, но и работать за счет газа. Одной из мотиваций для установки газового оборудования является позитивный экономический эффект. С учетом того, что цены на бензин и дизельное топливо стремительно увеличиваются, водители зачастую принимают решение поставить газ на машину.

Установив ГБО на авто, можно сократить расход горючего до 20%, если только было выбрано оборудование качественное. На рынке авто, мы можем встретить газовое оборудование самых различных изготовителей, но не всегда цена соответствует качеству товара. В качестве газового топлива выступают различные типы сжиженного газа такие как: природный газ (метан) и нефтяной (бутан-пропановая смесь).

От того, какой вид топлива в автомобиле используется, и какой тип двигателя у машины, автомобили переоборудуют под газобаллонный транспорт. Он разделяется на следующие группы:

  • однотопливные;
  • двухтопливные с самостоятельной подачей одного из топлива в агрегат машины;
  • двухтопливные газодизели, т. е. впуск одновременно двух видов топлива (газа и дизеля) происходит единовременно.

Каждая из этих технологий заправки имеет свою специфику, но при этом не исключает общие черты. Разбирая поэтапно системы ГБО, выделяют такой фактор, как «поколение». Существует пять поколений ГБО. Газобаллонное оборудование 4-го поколения – одно из экономичных. Его также отличает проста в эксплуатации и хорошая совместимость с российским газом. При наличии четвертого поколения, пятое для нашей страны не совсем подходит по некоторым параметрам. Различие состоит в системе впрыска: у «четверки» газ распределяет в отдельные цилиндры, V поколение направляет в жидком виде газ напрямую в мотор машины.

Вся информация по этой системе устанавливались для карбюраторных и инжекторных автомобилей, с системой топливного впрыска. Основа его работы заключается в вакуумном управлении впуска горючего, механическим дозатором.

Достоинства I поколения:

  • доступная цена;
  • допустимость использования на видах транспорта с инжекторным силовым агрегатом;
  • низкая цена горючего.

Недостаток I поколения: в высокие морозы требует перевода на параллельное бензиновое топливо.

II поколение газобаллонного оборудования

Принцип действия основан на работе электронного распылителя, который взаимодействует с датчиком кислорода.

Достоинства II поколения:

  • простое строение в механизме системы;
  • меньше потребляется горючего, если сравнивать с первым поколением;
  • низкая цена горючего.

Недостатки II поколения:

  • повышенная потребность в расходе газа, сравнительно с бензином;
  • в высокие морозы требует перевода на параллельное бензиновое топливо;
  • нет возможности механического переключения между бензином и газом.

III поколение газобаллонного оборудования

Достоинства III поколения:

  • еще меньше требуется горючего, если сравнивать со вторым поколением;
  • низкая стоимость горючего.

Недостатки III поколения:

  • довольно высокая стоимость на оборудования;
  • в высокие морозы требует перевода на параллельного бензиновое топливо;
  • нет возможности механического переключения между бензином и газом;
  • повышенная потребность в расходе газа, сравнительно с бензином.

IV поколение газобаллонного оборудования

ГБО данного поколения, осуществляет свою работу путем методичного впрыска горючего, за счет электрических магнитных газовых распылителей. Газовые распылители размещены на коллекторе, недалеко от впускного клапана, подобно третьему поколению.

Достоинства IV поколения:

  • меньший расход горючего, если сравнивать с третьим поколением;
  • существует возможность автоматического переключения между бензином и газом;
  • низкая стоимость горючего.

Недостатки IV поколения:

  • высокая стоимость комплекта;
  • при значительных морозах требуется обязательный переход на жидкое наливное топливо;
  • исключается совместимость с двигателями машин, в которых используется впрыск топлива напрямую в цилиндр;
  • завышенная потребность в расходе газа, сравнительно с бензином.

За счет электрических магнитных газовых распылителей, данная система предоставляет параллельное и методическое выделение впрыска газа. Работа газовых электромагнитных распылителей определяется с помощью газового блока управления.

V поколение газобаллонного оборудования

В каждый цилиндр мотора, газ поступает в жидком состоянии, что является главным отличием пятого поколения от остальных четырех разновидностей. В комплект для обычного мотора входит газовый насос, который перегоняет жидкий газ по топливной системе в рампу газовых распылителей, благодаря этому образуется нужное регулярное давление перед распылителями.

Достоинства V поколения:

  • возможность запуска двигателя на газовом топливе при высоких заморозках;
  • возможность автоматического переключения между бензином и газом;
  • низкая стоимость горючего.

Недостатки V поколения:

  • высокая стоимость оборудования;
  • практически не поддается ремонту;
  • высокие запросы к качеству газа.

Для установки ГБО не нужно вносить никаких изменений в механизм вашего транспортного средства. Газобаллонное оборудование на автомобиль является дополнительной альтернативой топлива, от которой можно всегда отказаться и вернуться к монотопливному типу мотора.

Основное изменение в конструкции с ГБО – это электрический магнитный клапан, который встроен в топливную магистраль, для возможности отключения подачи бензина. Увеличивая общий ход машины, клапан самостоятельно выбирает подачу топлива в двигатель машины, что является его преимуществом.

Положительные моменты ГБО:

  1. Высокая экономичность.
  2. Выхлопы в атмосферу загрязняющих веществ, значительно уменьшается, т. к. это экологически безопасно.
  3. Улучшается работа двигателя. Двигатель работает тише и срок эксплуатации дольше.
  4. Увеличивается запас хода машины. Автоматически происходит перевод из одного вида топлива в другое, таким образом, увеличивается расстояние без дозаправки.
  5. Возможность использования газа и бензина.
  6. Неприхотливость в эксплуатации.

Отрицательные моменты у газобаллонного оборудования:

  1. Расход горючего увеличивается примерно на 20%, но нужно учесть, что бензин дороже газа.
  2. Недешевая стоимость работ по установке. Одноразовая плата довольно большая и ее не удастся поделить на несколько платежей.
  3. Обязательное проведение регулярного технического осмотра. Такой минус, можно считать незначительным, поскольку водитель контролирует собственное авто в целях собственной безопасности.
  4. Увеличивается масса транспортного средства.
  5. Запасное колесо приходится возить в багажнике автомобиля.

Необходимо ли ставить ГБО

Система себя оправдывает в нескольких случаях. Например, если у вас частые поездки, то автомобиль, который будет стоять в гараже, оправдает себя не так скоро. Если в ближайшем будущем вы не рассчитываете на приобретение нового автомобиля, то система также нужна. Если срок гарантийного срока авто подошел к концу, от системы будет толк. Ну и, наконец, система оправдывает себя в случаях, когда расход мотора составляет около 10 литров бензина на 100 километров, только после перевода на систему питания газом.

Как установить газовое оборудование на автомобиль самому

Установка газа на авто самостоятельно, требует определенного опыта и запаса знаний по разборке и ремонту автомобиля. Прежде чем установить газ на авто, необходимо взвесить все риски, и внимательно изучить процесс по установке газобаллонного оборудования.

Рассмотрим основные задачи по процедуре и попытаемся определить все сложные моменты, возникающие в процессе сборки оборудования:

  1. Выбор необходимого комплекта установки. На рынке продаж есть предложения от множества производителей, но лучше обращать внимание на известные марки, с ними меньше возникает вопросов в процессе монтажа и последующей эксплуатации.
  2. Определяем место установки преобразователя давления (редуктора). Если возникнет необходимость в отверстиях для установки преобразователя давления, их необходимо обработать мовилем. Его необходимо закрепить в доступном месте, для дальнейшего облегчения в обслуживании.
  3. При наличии в комплекте электронного оборудования необходимо определить место его установки. В электронном блоке управления находятся специальные микросхемы, а также встроенные программы, благодаря которым можно наладить работу всего газобаллонного оборудования. Любые повреждения электронного блока управления влияют на работу электрического питания, коробку передач и выхлопную систему.
  4. Правильно закрепляем газовые распылители (форсунки). Задача их состоит в своевременной подаче рассеянного газа в блок цилиндра.
  5. Создать отверстия в рампе под втулку (в автомобилях с карбюраторным двигателем сверления проводится в корпусе карбюратора). Перед тем как сверлить рампу, ее лучше снять, для того чтобы избежать попадания внутрь стружки. Дыры должны находиться ближе к топливным распылителям.
  6. Правильно распределить провода от электронного блока управления к датчикам, газовым распылителям и кнопке в салоне машины. Работа будет считаться качественной, если не будут свисать электропровода. Все троллеи необходимо соединить латунными клеммами, и изолировать гофрой. Важно соблюсти правильную полярность.
  7. Установка баллона, запорной арматуры и заправочной конструкции. Как правило, устанавливают на место где находится запасное колесо, под спинку заднего сиденья и под дно багажника. Местом для заправочного узла может находиться в лючке бензобака или в заднем крыле автомобиля. Выбор по желанию автовладельца.
  8. Прокладка газопровода. Для установки газового оборудования в работу идут как медные, так и термопластиковые магистрали. Последние более устойчивы к возникновению коррозии. Газопровод проводят по днищу, там, где находится трубопровод тормозной и топливной систем.

Газовое оборудование на машину на этом этапе можно считать завершенным.

Настройка газовой установки

Первое, что необходимо выполнить, это заправить баллон газом. С помощью мыльного раствора, провести проверку всех трубопроводных соединений на течь, под давлением.

Ручную настройку проводят только в первом поколении ГБО. В наличии электронного блока управления, регулирование системы производится с помощью программного обеспечения прошитого на компьютер индивидуально.

Техническое обслуживание газового оборудования на авто

Что входит в ТО газового оборудования на авто:

  1. Диагностирование управленческой системы оборудования, вследствие которой выявляются все ее рабочие индексы.
  2. Своевременная замена фильтров жидкой и паровой фазы.
  3. Промывка газовых распылителей — если программное обеспечение выявит данную потребность.
  4. Исследование системы на непроницаемость.

Не забудьте, все полученные итоговые результаты о факте проведения технического обслуживания, указать в книге сервисного обслуживания. Это приведена примерная процедура ТО для ГБО IV поколения, для других поколений, более ранних, процесс может меняться.

Как часто проходят ТО

С момента установки газового оборудования, техническое обслуживание необходимо регулярно проводить после каждых 10 тыс. километров пробега. Один раз в год, до прихода морозов, следует осуществлять осмотр всей газовой системы. Книга по обслуживанию даст вам полный перечень рекомендаций.

Аттестация и освидетельствование газовых баллонов обязательно проводится 1 раз в 24 месяца. Те, у кого вмонтировано метановое оборудование, аттестацию и освидетельствование необходимо проводить - 1 раз в 60 месяцев. Проверка проходит в определенных пунктах, имеющих разрешение. Досмотр на подтверждение проводится путем:

  • визуального осмотра;
  • гидравлического испытания;
  • пневматического испытания;
  • результат испытаний.

Баллон считается бракованным если: имеются разрывы в местах сварных соединений, сколы на поверхности газобаллона. Также баллон негоден, если явно выявлены места повреждения путем физического воздействия. Ну и, наконец, баллон бракован, если выявлены следы коррозийных разрушений, толщина которых насчитывает 10% от общей глубины стенки баллона.

Увеличение срока эксплуатации позволяет контролировать потребление используемого горючего, а также обеспечить безопасность себя и ваших пассажиров от вытекания газа. Если используется бутан-пропановая смесь, необходимо использовать определенное масло для двигателя. Вот тогда, вы реально почувствуете все положительные стороны использования газовой установки.

Газ - наиболее реальная альтернатива бензину и дизелю. Речь в первую очередь о сжиженном пропан-бутане. Увы, сжатый природный газ, метан, не очень популярен, в первую очередь из-за неразвитой инфраструктуры (ЗР, 2013, № 3) . Зато заправок сжиженным газом хватает - можно безбоязненно пускаться в дальние путешествия.

Основная причина перехода на газ - финансовая выгода. В былые годы от масштабов экономии дух захватывало: комплекты газобаллонного оборудования для примитивных карбюраторных моторов были недороги, а пропан-бутан стоил вдвое меньше, чем бензин. Сейчас ситуация иная. Чтобы подружить газовую систему питания с современными двигателями, необходим совсем другой уровень компонентов и квалификации установщиков. Вкупе с новыми требованиями к безопасности баллонов это привело к значительному удорожанию комплектов.

Каждый пройденный на газе километр обходится в среднем на треть дешевле, чем на бензине.
Два литра пропан-бутана по цене литра бензина купить по-прежнему можно, но для А92 эта граница фактически пройдена. Сейчас цена газа в Москве составляет примерно 50% стоимости литра 95-го. Кроме того, аппетит мотора на новом топливе увеличится примерно на 15%. Так что о двукратном выигрыше в деньгах на каждом километре пробега говорить не приходится.

Вооружившись точными цифрами, я прикинул выгоду от установки ГБО на две редакционные машины, отличающиеся завидным аппетитом. Выяснилось, что добротный комплект с установкой в столице для «Ниссана-Алмера» окупится всего за 18 тысяч километров, а для - и вовсе за 12 тысяч. Это меньше среднегодового пробега большинства автомобилей. Итого: каждый пройденный на газе километр станет в среднем на треть выгоднее, чем на бензине.

Устав от чрезмерных затрат на топливо для «Алмеры» (она кушает в среднем 10 л/100 км), мы оснастили ее ГБО , о чем и отчитались в декабрьском номере журнала «За рулем» за 2014 год. Изучение профильных форумов не выявило однозначно лучшего комплекта. Посему выбрали установщика по рекомендации знакомых. Комплект польской фирмы LPGTech с тороидальным баллоном объемом 42 л обошелся в 25 000 рублей.

Полгода спустя настало время проверить, как Almera переносит новое для себя меню - пропан-бутан. В процессе эксплуатации накопился материал и о работе сети АГЗС. Своими наблюдениями, с которыми можно познакомиться ниже, мы поделились в июньском выпуске журнала за 2015 год, назвав публикацию «Есть ли жизнь на газе?». Добавим, что газовая «Алмера» по-прежнему служит в автопарке «За рулем», не доставляя особых неудобств, - новых откровений за истекшее время не появилось.

NISSAN ALMERA

  • Изготовитель - АВТОВАЗ, Россия
  • Год выпуска - 2013
  • В эксплуатации ЗР - с апреля 2013 года
  • Пробег на момент отчета - 60 000 км
  • Публикации ЗР:
  • 2013, № , 8, 12;
  • 2014, № 2, 3, 7, , 12

Начну хотя бы с того, что за этот пробег я заглох с десяток раз - на машине с автоматической коробкой. Сделать это несложно. Стоит лишь попытаться тронуться с места ровно в тот момент, когда двигатель после прогрева переходит с бензина на газ.

На первых же «газовых» километрах отметил, что маршрутный компьютер «Алмеры» продолжает подсчитывать расход в литрах на километры. Рано радовался: заточенный под бензин датчик начал безбожно врать. Погрешность, по моим наблюдениям, составляет 20–25% в сторону уменьшения. Реальный аппетит мотора (см. таблицу) вырос более чем на 20%. Это превышает обещанные 10–15%, но у меня есть основания сомневаться в правильности моих расчетов, основанных на чеках и пробеге.

Судите сами. Указатель уровня газа , установленный в салоне, точности не обучен. На протяжении 120–150 км с момента заправки он показывает максимальный уровень, а в течение следующих 20 км падает до минимального, на котором и держится до полного опустошения баллона. Посему я взял за правило обнулять одометр прямо на АГЗС. В городском режиме 42‑литровой емкости хватает на 300–315 км.

Каждый заезд на заправку тоже своего рода лотерея. С бензином все ясно: лей до отсечки или пока из горловины не польется. Подача же пропан-бутана останавливается по сигналу датчика давления, который может срабатывать по-разному. В почти пустой баллон на разных колонках мне заливали и 41, и 35, и 23 (!) литра. Добавим сюда сомнительный вид оборудования на многих станциях, заставляющий подозревать недолив. Вот и высчитай в таких условиях, сколько реально топлива оставалось в баке и сколько тебе на самом деле залили.

Несмотря на некоторые неудобства, ездить на газе мне нравится. К оборудованию польской компании LPG TECH претензий нет. Проблему с бракованным датчиком в магистрали решили за полчаса - по гарантии. Он не держал давление и перекрывал подачу топлива. В результате минут через пятнадцать после пуска ГБО отключалось, и мотор автоматически переходил на бензин. Возобновлялось питание пропаном (на те же 15 минут) только в том случае, если заводился полностью остывший двигатель. Единственное пока плановое обслуживание на пробеге 10 000 км обошлось в скромную тысячу рублей и заняло 20 минут.

Экономия есть, и она ощутима: стоимость километра пробега снизилась с 5,71 до 5,03 рубля (при том что на более дешевом топливе Almera проехала меньше трети общего своего пробега, взятого за основу расчета). За это я готов терпеть мелкие неудобства.

Если и вы хотите установить ГБО, советую начать с расчета периода окупаемости, а затем тщательно продумать, где будете заправляться. Остальное второстепенно.

Газ у них…

Отправляясь в новогоднее путешествие в Германию , мы с женой были полны решимости сэкономить на топливе по максимуму. Оптимизмом заразил Интернет. Удачно найденный сайт mylpg.eu оказался сокровищем: все газовые заправки Евросоюза с адресами и координатами для навигатора!

Из 5000 км Almera проехала на бензине около полутора сотен. Львиная их доля пришлась на Белоруссию, где АГЗС, на которую я надеялся, оказалась закрытой, а до следующей остатка газа не хватило. В Белоруссии газовые колонки на трассах расположены в едином комплексе с бензиновыми. Правда, стоят в дальнем углу, а их операторы в половине случаев оказались ярыми поборниками техники безопасности: выйдите из машины, откройте капот, отойдите на 20 метров. Не самая приятная процедура в мороз. А если бы у меня в машине спал ребенок?

В Польше пропан-бутаном торгуют чуть ли не на каждом углу. Цены на местных шоссе и на платной трассе Варшава - Берлин разнятся: от 2,2 до 2,5 злотого за литр в первом случае и от 2,7 до 3 злотых - во втором (на время поездки 1 зл. = 16 руб). Зато никакой дискриминации: колонки с надписью LPG или Autogas (европейское написание) мирно соседствуют с бензиновыми. Заправщиков нет, ярких плакатов с техникой безопасности - тоже.

На немецких автобанах газом можно разжиться не во всех придорожных комплексах , но в целом - никаких проблем. Однако есть свой нюанс. Если российский переходник (тип Dish) используют и белорусы, и поляки, то в Германии - другой (тип ACME). Набор адаптеров, как правило, есть у кассира. Его не оказалось только на одной из примерно десятка АЗС, куда мы заезжали. Выдают нужную железяку не просто так, требуют залог - паспорт или документы на машину. Сойдут и наличные. Я оставлял в качестве залога от 25 до 70 евро. Если вас по каким-то причинам такой вариант не устраивает, дождитесь машины с польскими номерами. Такие часто ездят на пропане, и водители, как я сам убедился, дружелюбно делятся переходником без всяких капиталистических условностей. Кстати, в Европе используют адаптеры четырех разных видов.

Дома подсчитал затраты. На 5000 км ушло 556,5 л пропана (средний расход 11,1 л/100 км) на общую сумму 23 195 рублей (по действовавшему на тот момент курсу 70 рублей за евро). В Европе газ вдвое дешевле бензина, но часть экономии съедает увеличившийся аппетит мотора. Предполагаю, что благодаря ГБО в семейном бюджете сохранилось до 20 тысяч рублей. Одна поездка в Европу практически полностью отбила затраты на установку комплекта!

…и газ у нас

На всю Москву - около 55 АГЗС. Добрая треть расположена на МКАД, еще часть - на реконструкции, после которой сохранение газового профиля под большим вопросом. Решив разведать ситуацию в соседних областях, я набросал маршрут пробега, захватив и федеральные трассы, и региональные дороги.

На бумаге затея казалась немного авантюрной. Уже упомянутый сайт benzin-price.ru сообщил лишь о 17 заправках во всей Ивановской области (бензиновых там, по информации того же сайта, - 153), а на Смоленщине - вообще о дюжине (бензиновых - 257). Для сравнения: в Подмосковье заявлено почти 250 газовых колонок и 1365 бензиновых, в Нижегородской области - 70 и 532, во Владимирской - 48 и 310. Соотношение удручающее.

Но на деле все оказалось неплохо. Самый длинный отрезок, на котором мне не встретилось ни одной АГЗС, протянулся на 210 км - от Нелидова на трассе М-9 до въезда в Смоленск. Справедливости ради: на большей его части, 170‑километровом участке дороги Р136, не было и ни одной приличной бензиновой АЗС . За городом одного баллона «Алмере» хватает на 360–400 км. Так что если начинать высматривать заветное слово «пропан» через 200 км после предыдущей заправки, то на бензин переходить, скорее всего, не придется.

Частые остановки требуют времени, зато денег в кармане остается больше . Кроме того, в дальней дороге рекомендуется останавливаться каждые два-три часа - чтобы размяться. Так что расценивайте это как дополнительный вклад ГБО в вашу безопасность за рулем.

О безопасности и других аспектах ГБО речь пойдет ниже.

КУЧКА МИНУСОВ ПЕРЕВОДА АВТО НА ГАЗ

Конечно, переход на пропан-бутан не лишен недостатков. Первый из них связан с гарантией на автомобиль. Даже при предъявлении всех положенных документов от установщиков (что само по себе большая удача) дилер, скорее всего, откажет в бесплатном ремонте. Появление в машине второй топливной системы, как ни крути, достаточно серьезное вмешательство в конструкцию. Поэтому не удивляйтесь, если, например, неисправности двигателя в официальном сервисе вам предложат устранять за свой счет. А судебное разбирательство - дело долгое и с непредсказуемым результатом. Посему владельцы свежих авто в большинстве своем выпадают из числа потенциальных посетителей газовых заправок.

Исключение - машины, снаряженные ГБО на самом автозаводе или в компании, уполномоченной производителем авто. У нас таких фирм немного, и, как правило, специализируются они на коммерческой технике. Например, ГАЗ, выпускающий серийно «газели» с ГБО как под сжиженное, так и под сжатое газовое топливо .

Второй весомый аргумент против - громоздкий баллон. Разместить его без ущерба для практичности невозможно. Тороидальный вытеснит с законного места запаску: придется переложить ее в багажник или вовсе оставить в гараже. Обычная цилиндрическая емкость сведет на нет трансформации багажного отсека. Даже владельцам седанов это вряд ли понравится, не говоря уже об универсалах и кроссоверах. Впрочем, всё зависит от конкретной модели. Например, владельцам «логанов» первого поколения с нераскладывающимся задним сиденьем терять нечего. К тому же обладателям «УАЗа-Патриот» и других полноразмерных вседорожников установщики предлагают множество вариантов размещения баллона: большой цилиндрический - не только вдоль заднего сиденья, но и на боковой стенке, менее объемный - под днищем, а если тороидальные - два на полу. В последнем случае над ними настилают ровный фальшпол. Правда, на 250 мм выше штатного уровня. Хотя при таком объеме багажника это невеликий ущерб.

Еще один нюанс - доступность заправок. В развитости сети газовые значительно проигрывают бензиновым и дизельным, тем не менее проблем с пропан-бутаном нет ни в крупных городах, ни на трассах. Спланировать дальний маршрут поможет всезнающий Интернет: сразу несколько ресурсов подскажут координаты и адреса АГЗС. Правда, автолюбителю, привыкшему к современным красочным вывескам и избалованному сервисом крупных сетевых бензоколонок, они покажутся, мягко говоря, несовременными и даже неухоженными. Встречаются в Сети нарекания на качество газа. Впрочем, ситуация не хуже, чем с бензином и дизелем.

…И ПАРА МИФОВ

Больше всего опасений связано со здоровьем двигателя , переведенного на газ. Один из наиболее частых аргументов - вероятность прогара седел клапанов из-за повышения температуры внутри цилиндра. Квалифицированные монтажники в один голос говорят: правильная и тщательная регулировка оборудования сводит риск на нет. Да и от пользователей массовых жалоб не слышно. С пропан-бутаном дружат обычные свечи зажигания, но при желании можно заменить их

Большинство владельцев автомобилей мечтают сэкономить на обслуживании своего железного коня, при этом не изменяя характера его эксплуатации. Это возможно при установке газобаллонного оборудования (ГБО) на автомобиль. Что это даёт, какие имеются преимущества и недостатки, и как переоборудовать своими руками топливную систему, изложено в статье.

Что такое ГБОИстория появления и распространенияПринципы работыСтоит ли устанавливать ГБОПлюсы и минусыВидео: Газ на автомобиль, плюсы и минусыЦена и окупаемостьЭкономичность и экологичностьКакое ГБО лучшеРасход газаПроцесс установки на автомобиль своими рукамиМонтаж баллона, ВЗУ и газовых магистралей Видео: Установка ГБО своими руками, монтаж баллона, ВЗУ и газовых магистралейПодкапотные работыВидео: Установка ГБО своими руками, подкапотные работыМеры безопасностиvar index=document.getElementsByClassName ("index-post");if (index.length>0) {var contents=index .getElementsByClassName ("contents");if (contents.length>0) {contents=contents ; if (localStorage.getItem ("hide-contents") === "1") {contents.className+=" hide-text"}}}

Что такое ГБО ГБО, или газобаллонное оборудование автомобиля - это дополнительное оборудование, которое даёт возможность хранить и обеспечивать подачу газового топлива в двигатель внутреннего сгорания (ДВС). От вида газового топлива и двигателя зависит тип произведённого или переоборудованного авто. Бывают однотопливные, двухтопливные (питание одним из видов горючего незначительное), двухтопливные (одновременная подача обоих видов топлива). Последними являются газодизели.

Газообразное топливо бывает:

метаном;пропан-бутановой смесью.

Тип применяемого газового горючего определяет классификацию системы ГБО. Системы делят на поколения, хотя это и не официальная классификация. Официальной попросту не существует.

Знаете ли вы? В 1910 году был получен сжиженный газ, пригодный для использования в авто. Автором разработки был американец В. Снеллинг.

История появления и распространения

Говоря об истории ГБО, пожалуй, следует вначале упомянуть о появлении газового двигателя. Началось всё с того, что в 1799 году француз Филипп Лебон открыл светильный газ (смесь H, CH4 и СО) и получил патент на его использование. Через 60 лет Этьен Ленуар разработал и запатентовал двигатель, который работал на таком газе. Позднее, в 1883 году, англичане смогли объединить газогенераторную установку и двигатель в одном блоке. С этого времени началась эра нового типа автомобиля, ставшего очень популярным в послевоенные годы. Но такое ТС было не очень эффективным. В 30-е годы XX века Англия и Германия, как страны, слабо обеспеченные нефтью и имеющие достаточное количество автомобилей, начали задумываться над поиском альтернативного вида топлива.

Немцы случайно обнаружили, что при сжатии остаточных газов, возникающих после получения дизельного топлива, образуется сжиженный газ. Он конденсировался на стенках, его собирали и продавали в баллонах. Когда возникла необходимость в альтернативном топливе, его попытались использовать в автомобилях. В 1935 году на международной автомобильной выставке были представлены пять моделей авто, работающих на альтернативном топливе (3 дизеля, переделанных под метан, сжиженный нефтяной газ, метанол, и два тепловых). Возникший дефицит традиционного топлива к 1942 году сделал автомобили на альтернативном горючем довольно популярными.

Массово переводить ТС на газовое топливо начали около 50 лет назад. После немцев и англичан эстафету подхватили поляки, турки, китайцы, литовцы, итальянцы, россияне, украинцы, американцы и многие другие. Такой активный переход объясняется тем, что хоть газовый двигатель и работает по тому же циклу, что и бензиновый (цикл Отто), но альтернативное горючее даёт большую степень сжатия - порядка 17, в то время как у бензиновых обычно 10–12, в редких случаях - 16 (бензин АИ–109).

Принципы работы

Машина, оборудованная ГБО, работает на смеси пропана-бутана либо на метане. Они закачаны в баллоны под давлением 16 атмосфер (смесь) и 200 атмосфер (бутан). Располагают их в багажниках, если ТС легковое, либо под полом в салоне автобуса или на его крыше. Баллоны оснащаются мультиклапаном, через который они заправляются и подают топливо в систему. К тому же клапан обеспечивает безопасную работу всей магистрали.

Знаете ли вы? Газовые баллоны никогда не заправляются полностью. Зимой в них содержится топлива на 85%, летом - 75%.

Существующие системы газооборудования по принципу работы можно разделить на традиционные и инжекторные. Первый вариант используется обычно для карбюраторных авто. Воздух, который поступает в двигатель, проходит через специальный смеситель, захватывая нужное количество газа. Здесь всё прямо пропорционально зависит от силы нажатия педали газа (чем сильнее, тем больше газа). В этой системе газ поступает в мотор через форсунки, управляемые электроникой ГБО. Главный принцип работы инжекторной газовой системы - незаметность для заводской электроники авто, т. е. блок управления не должен ощущать, что система работает на альтернативном топливе.

Стоит ли устанавливать ГБО Установка ГБО на автомобиль - спорный вопрос. Одни считают, что это бессмысленно, другие, наоборот, уверены, что оно окупится быстро и позволит сэкономить значительные средства на покупке горючего.

Плюсы и минусы

К плюсам оборудования можно отнести:

экономичность;двигатель работает более плавно;ресурс ДВС возрастает из-за уменьшения нагрузки на его основные составляющие;увеличивается запас хода (если газ закончился, можно доехать на бензине);сокращаются выбросы вредных веществ.

Видео: Газ на автомобиль, плюсы и минусы

Среди минусов отмечаются:

стоимость ГБО немаленькая, выделить такую сумму из бюджета не каждый сможет;баллоны с газом сократят объём багажника либо вытеснят запаску;нужно постоянно проводить ТО, поскольку газ может вытекать, что может привести к взрыву;из-за того, что метан сжат под высоким давлением, в случае его взрыва, от машины ничего не останется.

Цена и окупаемость

Установка оборудования на ТС для смеси пропан-бутан будет стоить порядка 20000 руб, для метана - 50000 руб. Конечно, можно найти и дешевле, но не факт, что оно будет качественное.

Важно! Стоимость установки варьируется по регионам. Там, где бензин дешевле, там и стоимость газа ниже.

Анализ окупаемости установки позволит понять, насколько будут разумными такие затраты. К примеру, на обычных автомобилях последних лет выпуска средний расход бензина по городу составляет 8 л/100 км. Предположим, что за месяц водитель проезжает 1500 км, на что он тратит 120 л горючего. Возьмём среднюю стоимость топлива в 35 руб. /л. Тогда вы потратите в месяц на заправку 4200 рублей. Смесь пропан-бутан стоит 16 руб. /л. В месяц расход будет порядка 130 л, т. е. 2080 руб. При таких данных экономия составляет 2120 руб. в месяц. Но нужно учесть, что был вклад в оборудование - 20 тыс. руб. Оно окупится за год, с учётом ещё и затрат на ТО. Получается, вроде и неплохая экономия, но только если вы в месяц проезжаете свыше 1000 км. Это значит, что ставить ГБО выгодно тем, у кого машина - способ заработать.

Экономичность и экологичность

Многие считают, что если установить ГБО, то сразу же происходит ощутимая потеря мощности авто. На самом деле скорость распространения фронта горения у бензина составляет 0,85 м/с, у метана - 0,8 м/с, а у пропана - 0,81 м/с. Как видим, разница не существенная, какие-то сотые доли, поэтому ощутить её невозможно, особенно это касается современных поколений авто. Теплота сгорания бензина также не сильно отличается от этой характеристики для газа.

Потери составляют 5–7%, поэтому если владельцы авто устанавливают газовое оборудование, то потери в мощности им будут практически не заметны, а вот экономия будет значительная, поскольку хоть и расход газа на пару литров больше, чем бензина, но стоимость его ниже. Автогаз обладает также высоким октановым числом, из-за чего антидетонационное сопротивление его выше, тепло он поглощает лучше, из-за охлаждения и параллельного испарения после впрыска. Это всё делает работу мотора более эффективной.

Сжиженный газ в своём составе не имеет химических компонентов, способных взаимодействовать с моторным маслом, которое защищает двигатель от быстрого износа. Соответственно, двигатель, работающий на альтернативном топливе, прослужит дольше, и у вас будет меньше затрат на его обслуживание. Конечно, регулярную техническую проверку никто не отменял, ведь при нарушении подачи газа может начаться выгорание и интенсивное окисление моторного масла.

Выигрывает голубое горючее перед бензином и дизелем и по экологичности. При его сгорании в атмосферу практически ничего не выделяется, а те углеводороды, которые остаются, менее токсичны для окружающей среды. Всё это из-за того, что при производстве сжиженного газа не используются присадки и аромавещества.

Какое ГБО лучше

Чтобы понять, какое газобаллонное оборудование лучше, необходимо сначала изучить его существующие разновидности.

Восстановление утерянных или испорченных прав тракториста

Наказание за установку спецсигналов в РФ Возможные штрафы при лишении прав

Первое поколение - это самые первые газовые системы для карбюраторных авто. Они имели редуктор, смеситель и простейший переключатель между горючим. Незамысловатая система эффективно обеспечивала работу мотора такого типа. Несмотря на то, что карбюраторные ТС уже давно не выпускаются, система первого поколения продолжает использоваться. Второе поколение - представляло собой предыдущую систему, приспособленную для инжекторных машин. При установке её задача была превратить инжекторный бензиновый автомобиль в газовый карбюраторный, когда в мотор подаётся альтернативное топливо. Спустя время в систему был добавлен электронный дозатор горючего. Роль его играл шаговый электромотор, корректирующий состояние газовой смеси (обогащённая или обеднённая), опираясь на показатели датчика кислорода в машине. Такая система не отличалась точностью дозирования топлива, а работа мотора сопровождалась звуком хлопка. Это заставило производителей оборудования модифицировать своё детище. Третье поколение - уже имело довольно сложную конструкцию, мозговой частью которой был компьютер, регулирующий подачу горючего. Новое ГБО могло также собирать данные с различных датчиков ТС, анализировать их и, базируясь на полученных данных, формировать газовую смесь (в нужный момент и на определённый промежуток времени открывать/закрывать форсунки). У этой системы был важный плюс - она могла быть установлена на те модели машин, для которых не подходила вышедшая позднее ГБО-4 (Audi 80 и 100). Был и существенный недостаток - система не всегда могла обработать сигналы со всех датчиков автомобиля. Такое ограничение и немалая цена стали причиной того, что это поколение не смогло стать популярным. Четвёртое поколение - универсальная система, подходящая к большей части бензиновых современных автомобилей. Проанализировав ошибки, производители решили, что подачу топлива должен регулировать автомобильный бензиновый контроллер. Блок управления собирает данные с датчиков и регулирует подачу топлива (открытие бензиновых форсунок). При переходе машины на альтернативное горючее компьютер газовой системы отключает подачу бензина, прерывая сигнал, идущий к бензиновым форсункам. Перехваченный выходной сигнал бензинового контроллера, идущего к форсункам, преобразовывается с учётом свойств газа (температуры, давления) и отправляется на форсунки, но уже газовые. Таким образом, получилась универсальная система с хорошей точностью подачи горючего. Спустя время газовые системы получили возможность обмениваться данными с бензиновыми, что увеличило ещё большую точность подачи топлива. Пятое поколение - разработано для ТС с прямым впрыском бензина. Они отличаются от обычных расположением форсунок (прямо в камере сгорания, а не во впускном коллекторе), поэтому газовая система должна постоянно подавать немного бензина, чтобы охлаждались форсунки. В новом поколении газовая часть системы взята у предшественника, но нуждается в калибровке. Для каждого автомобиля нужна своя прошивка системы, поэтому если производитель ГБО не предоставит её, то нормально установить систему на вторичном рынке не представляется возможным (будет отсутствовать калибровка, обеспечивающая безопасную работу оборудования). Шестое поколение - представляет собой системы жидкого впрыска газа. В них отсутствует редуктор, поэтому сжиженный газ напрямую попадает в форсунки, бензиновые или газовые. При отсутствии данной детали отпадает необходимость в подключении системы охлаждения. Казалось бы, это делает последнее поколение самым надёжным и простым. Увы, система чувствительно реагирует на качество газа, т. е. это будет значить, что если в топливе много примесей, то она быстро забьётся и выйдет из строя.

Вопрос о том, какое газобаллонное оборудование лучше, конечно, сугубо индивидуальный, поскольку зависит от вашего автомобиля, но если рассматривать из существующих вариантов, то только 4-е и 5-е поколение достойны внимания.

Они современны, оборудованы хорошей защитой и подходят под нынешние ТС. Если рассматривать 4-е поколение, то здесь системы у всех производителей идентичны по своей идеологии, разнятся только механизмы, запускающие всё в действие, и некоторые сервисные функции. Пятое поколение, конечно, уступает в экономичности своему предшественнику, но поскольку производители ТС постоянно модернизируют их, то популярность такой системы возрастает.

Автомобили с жидким впрыском газа в Россию могла поставлять Голландия, но после заправки российским газом системы быстро выходили из строя, поэтому 6-е поколение пока рано рассматривать. Отличаются ГБО ещё и производителями. Лидерами являются польские и итальянские системы, поскольку они сочетают в себе хорошее качество и доступную цену. Польское оборудование уступает в функционале.

Расход газа

Если авто переводится на газ, то водителями предполагается, что расход его будет больше. Действительно, раз теплота сгорания голубого топлива ниже, чем бензина или дизеля, то это будет означать, что расход его больше, но незначительно, из-за мизерной разницы в показателях. Конечно, на это ещё будет влиять и поколение оборудования. У ГБО-2, где подача регулируется механически, разница может составлять максимум 20%. Оптимизированное ГБО-4 сокращает разницу в расходе до 12–15%, а новые итальянские системы гарантируют сокращение до 8–10%. При таком раскладе можно сэкономить порядка 2000 руб. /100 км. Оборудование 5-го поколения свело разницу в расходе топлива к 5%.

Узнайте также, как устанавливать ГБО на карбюраторный двигатель.

Процесс установки на автомобиль своими руками

От качества монтажа зависит, насколько будет эффективно и безопасно работать вся система. Если вы уверены, что самостоятельно сможете всё установить, то вот несколько подсказок для вас.

Монтаж баллона, ВЗУ и газовых магистралей

Удобнее всего устанавливать баллоны, имеющие тороидальную форму. Они ложатся на место запасного колеса и не отнимают у багажника объём. В днище необходимо проделать дренажное отверстие, через которое будет улетучиваться газ в случае его протечки, и стекать конденсат. Нужны также два отверстия для трубок подачи и заправки газа. Некоторые баллоны идут с вентиляционными стаканами в комплекте, через которые можно пропустить трубки. Тогда нужно большое отверстие под стакан и два маленьких по бокам, для его крепления. После установки баллона монтируется выносное заправочное устройство (ВЗУ). Отверстие под него лучше всего делать в люке бензобака. Перед высверливанием отверстия и установкой ВЗУ необходимо снять колесо и подкрылок, чтобы удобно было прикручивать его изнутри. Обычно в комплекте с ВЗУ идёт само устройство с уплотнительной резинкой, переходник на него, крышка с верёвкой, гайка с понкой и саморезы. Последние лучше заменить на болты, чтобы надёжнее зафиксировать и при необходимости можно было выкрутить.

Видео: Установка ГБО своими руками, монтаж баллона, ВЗУ и газовых магистралей

Затем устанавливается магистральная система. В качестве неё используется термопластиковая трубка со штуцером (8 мм) на конце. Заправочная магистраль должна выходить из баллона под низ багажника и тянуться до бака. Трубку необходимо обязательно зафиксировать под днищем, чтобы она не болталась. По возможности следует использовать минимум саморезов. Где возможно, лучше крепить стяжками. Отмеряется необходимая длина трубки и на её концы крепятся штуцеры. Сначала надевается гайка, затем понка и вставляется сам штуцер в трубку. На ней он фиксируется гайкой. Затянуть её нужно хорошо, чтобы раздавить бронзовую понку, которая уплотняет систему. Возвращаются на место колесо и подкрылок, после протягивается магистраль подачи топлива. Она проходит под днищем возле штатных тормозных трубок. На концах у неё также находятся штуцеры (6 мм). Теперь протягивается магистраль от баллона к редуктору.

Баллон может иметь мультиклапан, оборудованный дополнительным электроклапаном. Он подсоединяется с помощью клемм. При отключении зажигания этот клапан перекрывает подачу газа на редукторе и из баллона на выход. Это позволяет избежать утечки газа при стоянке или аварийной ситуации.

Важно! После высверливания отверстий торцы металла нужно обязательно промазать антикором.

Подкапотные работы

Поэтапность подкапотных работ при монтаже ГБО:

выбор места под блок управления;выбор места под редуктор;подключение системы к редуктору;подключение редуктора к тосольной магистрали;засверловка под форсунки во впускной коллектор;выбор места под установку форсунок;выбор места под фильтр тонкой очистки;укладка проводки в гофру и подключение;установка кнопки переключения газ-бензин.

Блок управления должен быть жёстко зафиксирован на статичных деталях кузова так, чтобы он не соприкасался с другими элементами подкапотного пространства и не мешал их обслуживанию. Редуктор должен устанавливаться по тому же принципу. Для его крепления нужен металлический кронштейн. Заранее нужно продумать разводку проводки от блока управления. Подключение редуктора к системе охлаждения осуществляется в месте вывода тосольных шлангов на печку. Нужно разрезать их и соединить шланги от редуктора с тосольными, идущими на печку через тройники.

Видео: Установка ГБО своими руками, подкапотные работы

В выпускном коллекторе нужно просверлить отверстия и нарезать в них резьбу. Прежде чем вкручивать в них штуцеры, резьбу нужно промазать высокотемпературным герметиком. Форсунки должны располагаться как можно ближе к штуцерам коллектора. Их нужно устанавливать под углом в 45° по ходу движения топливной смеси и фиксировать жёстко, желательно на кронштейне. Шланги, соединяющие штуцеры с форсунками, не должны быть длиннее 30 см.

Во впускном коллекторе необходимо ещё отверстие и под вакуумный редуктор. Оно также должно быть с резьбой. Вакуумный рукав, тянущийся от коллектора к редуктору, предназначен для управления мембраной в редукторе. Когда нажимается педаль газа в выпускном коллекторе, создаётся вакуум, оттягивающий мембрану в редукторе. Это обеспечивает больший объём подачи газа в двигатель.

Фильтр с отстойником не должен мешать обслуживанию деталей в подкапотном пространстве. Его необходимо жёстко фиксировать на кронштейне. Желательно, чтобы он имел датчика температуры и давления газа. Проведите газовую магистраль от редуктора к форсункам через фильтр. Упакуйте проводку от блока управления в гофру и проложите её по штатным заводским магистралям. Наметьте место для кнопки переключения топлива и подтяните к ней провод от блока управления через отверстие между подкапотным пространством и салоном. Просверлите отверстие и вмонтируйте переключатель.

Важно! Завершаются все манипуляции настройкой системы ГБО с помощью специального программного обеспечения, а также проверкой её на герметичность и, если нужно, то доливом антифриза в систему охлаждения.

Меры безопасности

Безопасность в установке оборудования превыше всего. Любая топливная система ТС пожароопасна, а особенно газовая, поэтому баллон должен иметь мультиклапан с дополнительным электроклапаном, который будет выступать гарантией того, что в любой непредвиденной ситуации и даже при остановке авто будет автоматически перекрыта подача газа, если зажигание выключено.

Устанавливая самостоятельно газовую систему, нужно избегать использования баллонов, которые уже были в употреблении. Их срок эксплуатации ограничен 12 годами, поскольку далее в них начинаются коррозионные процессы, истончающие стенки сосуда. Соответственно, возрастает риск разгерметизации. Это может быть опасно тем, что баллон внезапно разорвётся, когда возрастёт в нём давление.

В целом, современные газовые системы делают надёжными и защищёнными от подтекания топлива, поэтому, если вы колеблетесь, устанавливать ли вам ГБО на автомобиль по причине небезопасности системы, то можете не сомневаться. Главное: установить ГБО по всем правилам.

Замена бензина газовым топливом помогает повысить экономичность автомобиля, так как газ (в большинстве случаев пропан) - почти в два раза дешевле .

Но изменения, которые внесли в правила эксплуатации автотранспортных средств с газобаллонным оборудованием, затронули не только порядок и правила установок ГБО на машину.

Регистрация газового оборудования в автомобиле в ГИБДД в 2020 году теперь проходит несколько этапов. А это приводит к удорожанию переоборудования.

Рассмотрим, как оформить газовое оборудование на автомобиль в ГИБДД. Нужно ли разрешение на установку?

Установка газового оборудования - серьезное вмешательство в конструкцию автомобиля .

Но некоторые автовладельцы все равно устанавливают ГБО и не опасаются потери гарантий, так как каждый километр, пройденный на газу, куда дешевле километра, пройденного на бензине.

Профессиональная установка и высокое качество оборудования уменьшат расходы на топливо, а также сохранят технические характеристики автомобиля.

Если водитель устанавливает газовое оборудование сразу же при покупке автомобиля, чистота мотора сохраняется на 5 лет и больше.

Для установки газового оборудования необходимо выбирать проверенный центр, который должен:

  • быть сертифицированным;
  • иметь всю документацию на оборудование, которая подтверждала бы его качество;
  • осуществлять индивидуальную настройку автотранспортного средства;
  • выдавать копии сертификатов на установленное оборудование после монтажа;
  • регулярно проводить проверку безопасности ГБО;
  • у сотрудников, которые занимаются установкой оборудования, должны быть соответствующие удостоверения;
  • готовить документацию для дальнейшей регистрации газового оборудования в ГИБДД;
  • иметь многолетний опыт, богатый выбор производителей оборудования, чтобы клиенты имели возможность выбрать самое подходящее оборудование для своей машины.

Некоторые фирмы также предлагают месяц испытаний установленного оборудования, чтобы клиенты могли отказаться от его дальнейшей эксплуатации, если их что-то не устроит.

Нужно ли оформлять газовое оборудование в ГИБДД? Да, каждый факт установки газового оборудования, который предусматривает применение газа в качестве топлива для бензинового двигателя, обязательно фиксируется в ГИБДД.

Узнаем, какой порядок регистрации ГБО, а также как узаконить газовое оборудование на автомобиле в 2020 году?

По новым правилам оформления регистрация ГБО в ГИБДД не нужна в следующих случаях:

  • автомобиль изначально был выпущен с газобаллонным оборудованием;
  • в техническом паспорте машины предусматривается переоборудование (замена компонентов ГБО, которые предназначены для этой модели транспортного средства);
  • если оборудование было установлено ранее, соответствует всем пунктам законодательства, действующего в период установки: переоборудование выполнялось до внесения поправок в действующее законодательство (не распространяется на самостоятельно поставленное ГБО, которое не было оформлено должным образом).

В других случаях установка газового баллона как источника топлива требует прохождения всех этапов, которые предусматриваются действующим законодательством.

Требования установки и регистрации ГБО регулируются законом о газовом оборудовании на автомобиль, т.е. Разделом 4 Главы V Технического регламента таможенного союза О безопасности колесных ТС.

В пункте 75 сказано, что необходимо пройти проверку . Предварительно проводят проверку до установки ГБО, т.е. автовладелец должен получить разрешение на установку в ГИБДД.

После установки и получения копии сертификатов на оборудование в соответствующем центре, а также получения диагностической карты при прохождении техосмотра необходимо отправиться в ГИБДД. Там будут внесены изменения в регистрационную документацию машины.

Предварительную проверку проводят для определения «совместимости» автомобиля с ГБО . Т.е. определяется, что на данном ТС можно установить газовое оборудование, что машина соответствует требованиям техники безопасности.

  1. Нужно пройти предварительную техническую экспертизу.
  2. Получить разрешение на установку газового оборудования в ГИБДД.
  3. Установить оборудование в сертифицированном центре, получить заключение, копии сертификатов на оборудование.
  4. Пройти техосмотр, получить диагностическую карту.
  5. Собрать документы, отправиться в ГИБДД, получить «свидетельство о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями». Зарегистрировать изменения.

Регистрация ГБО невозможна без сертификатов, диагностической карты, свидетельства о соответствии.

Перечень документов для получения свидетельства на газовое оборудование на автомобиль:

  • заключение предварительного техосмотра;
  • заявление-декларация от установщика;
  • протокол техосмотра о безопасности оснащения после установки ГБО;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • паспорт ТС, СТС, копии сертификатов соответствия ГБО;
  • паспорт гражданина РФ.

Стоимость оформления и госпошлины:

  • оформление свидетельства о соответствии конструкции - 800 рублей;
  • получение свидетельства о регистрации автомобиля - 500 рублей;
  • внесение изменений в паспорт ТС - 350 рублей.

Если подать заявление на регистрацию через Портал Госуслуг, оплатить госпошлины можно со скидкой 30%.

Но как оформить ГБО в ГИБДД в 2020 году, если оно уже стоит?

У многих водителей начинаются трудности с оформлением автомобиля, который был куплен уже с установленным газовым оборудованием, но не прошел необходимую процедуру регистрации.

Как тогда легализовать оснащение, так как обычно сотрудники ГИБДД требуют, чтобы автовладельцы соблюдали установленный порядок процедуры?

Если порядок нарушен, сотрудники требуют демонтажа топливной системы с последующей ее переустановкой . Некоторые автовладельцы демонтируют видимые элементы перед предварительной экспертизой, пытаются договориться с сертифицированными центрами о выдаче заключения для регистрации вслепую.

Основная проблема: у автовладельца может не быть документов от компании, которая когда-то устанавливала газовое оборудование. Поэтому перед покупкой автомобиля с газовым оборудованием следует требовать от продавца необходимых документов.

Если у купленного автомобиля с газовым оборудованием в регистрационных документах ГБО внесено в документы, ТС можно спокойно регистрировать в ГИБДД.

Если водитель управляет ТС с поврежденным установленным газовым оборудованием или истекшим сроком обязательной проверки или с оборудованием, которое не прошло проверку или не регистрировалось должным образом, автомобилист получит штраф в размере 500 рублей.

В техпаспорте должны быть отметки о том, что в авто установлено газовое обеспечение, а также отметка о сервисном осмотре ГБО и разрешении на установку.

Автомобилист должен регулярно привозить свое автотранспортное средство на проверку системы. Периодичность обследований указывается в документах на баллон. Обычно частота проверок составляет раз в два года.

Осмотр производят в уполномоченном ГИБДД центре, далее выдают акт о результате с указанием срока следующей проверки. Если водитель не пройдет такую проверку вовремя, эксплуатация баллона запрещена.

Также не допускается к эксплуатации, если:

  • истек срок периодического освидетельствования газовых баллонов;
  • крепления компонентов газобалонного оборудования нарушены;
  • произошла утечка газа из элементов ГБО.

Регистрировать оборудование необходимо в течение 10 дней после его установки.

Если автовладелец решился переоборудовать свое автотранспортное средство, необходимо получить разрешение на установку, а после обязательно зарегистрировать изменения в конструкции автомобиля.

От добросовестного и терпеливого прохождения всех этапов процесса зависит жизнь водителя и других участников дорожного движения. Поправки внесли в законодательство, чтобы обезопасить водителей от трагедий, которые могут случиться после неправильной установки и эксплуатации ГБО.

Процессом переоборудования предусматривается две экспертизы . Одна устанавливает возможность оборудования конкретного автомобиля газовым баллоном, вторая подтверждает корректность и безопасность проведенных работ.