Молитва Святому великомученику и Победоносцу Георгию Иконография великомученика Георгия Победоносца Житие святого великомученика и победоносца Георгия. 23 апреля / 6 мая

Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.

Икона святой великомученик Георгий Победоносец. Галерея икон Щигры.

Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284-305) и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников.

Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.

Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине».

Чудотворный образ святого великомученика Георгия Победоносца, новгородского письма XV века, который всегда брало в поход Серпуховское ополчение.

Икона из Высоцкого Серпуховского монастыря, г.Серпухов.

«Что есть Истина?» — повторил вопрос Пилата один из сановников.

«Истина есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой.

Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.

Поклонная гора в Москве. Георгий Победоносец.

Стела со скульптурой Георгия Победоносца - "Памятник погибшим милиционерам" в Москве.

Стела со скульптурой Георгия Победоносца.

На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою». Тогда Диоклитиан по велел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» — как святой Георгий восстал исцеленным.

Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора усекли мечом. Познала истину и царица Александра, супруга Диоклитиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но ее удержал один из слуг императора и увел во дворец.

Икона святого великомученика Георгия Победоносца. Икона из храма Иверской Божией Матери на Всполье, г.Москва.

Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью. Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленным и гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилам и так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным.

Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его. Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое — умертвить.

Но и зелья не действовали — святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога.

На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию, — я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос» (Ин. 14, 12). Диоклитиан спросил, каковы же дела Христовы. — «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим — слух, изгонять бесов, воскрешать умерших».

Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой сказал: «Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение». И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее.

Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога.

Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа. Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обремененные недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен.

Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона. В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал.

Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною».

Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание — он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с притворной готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали., что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками, и, одержимые завистью, прельщаем людей». Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бора?» — спросил Святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились.

Поднялось всеобщее смятение. На святого мученика. в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни.

На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявщихся им.

Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь.

По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась.

Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года.

В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет — и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши».

Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием. наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников.

Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух.

По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей и когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город.

Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси.

Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного князя Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (†1054), много с пособствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий».

Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (†1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович (†1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович (†1325) — сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец — всадник, поражающий змия — стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов и особенно с единоверной Иверией (Грузией — страной Георгия).

(Из "Настольной книги священнослужителя")

Молитва великомученику Георгию Победоносцу

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою поклоняющийся людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу

Возбранному воеводе и победоносцу Георгию составим похвалу, яко ходатаю нашему и скорому помощнику: ты же святой великомучениче, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся Георгие, великий победоносче.

Ангелов Творец и всея твари содетель, явивый тя Церкви Своей веры поборника, и за веру непобедимаго страстотерпца, внушает нам, за подвиги страданий твоих восхваляти тя, святе Георгие, сице: Радуйся, до конца Иисуса Сына Божия возлюбивый; радуйся, за имя Его с любовию душу свою положивый. Радуйся, исповедниче от Бога призванный; радуйся, подвижниче Божиею благодатию прославленный. Радуйся, ангелов сожителю; радуйся, пророков равностоятелю. Радуйся, Георгие, великий победоносче.

Видя гонение нечестивых на христианы, не убоялся еси козни их и мучительства, богомудре, но яко добрый воин Христов, вся своя нищим раздав, волею потекл еси на совет их неправедный, Христу вождю и Богу своему поя: Аллилуиа.

Разумно уразумев единаго Бога, в триех Ипостасех боголепно покланяемаго, твердым умом исповедал еси Его, на соборищи нечестивых, и тако обличил еси безумнаго царя безумное поклонение твари. Сего ради за твое высокое любомудрие приими от нас, Георгие, усердныя похвалы: Радуйся, единаго истиннаго Бога проповедниче; радуйся, Пресвятая Троицы верный защитниче. Радуйся, велию православного исповедания тайну неверным показавый; радуйся, идольскаго служения прелесть обличивый. Радуйся, риторе божественный; радуйся, витие премудрости исполненный. Радуйся, Георгие, великий победоносче.

Сила Божия просвещающая всякаго человека грядущаго в мир, и в темнице тя страждущаго посетила есть, смиренномудро Георгие: понеже ты вся жития сего тленная яко уметы презрев, единому Христу прилепился еси, да за имя Его добре воинствовав, сподобишися тому со ангелы вечно воспевати: Аллилуиа.

Имея ум и сердце Духом Святым озаренныя, ты по внушению Его поревновал еси подвизатися за имя Христово, до крове стоя бо мужественно в вере, обличил еси вознесенную нечестиваго соборища гордыню. Сего ради хвалим тя, всемудре Георгие, сице: радуйся, щите воздвигнутый на охранение благочестия; радуйся, мечу подъятый на посечение нечестия. Радуйся, столпе веры; радуйся, стено и утверждение Христовы Церкви. Радуйся, верных удобрение; радуйся, неверных страх и посрамление. Радуйся, Георгие, великий победоносче.

Безумный мучитель дышущий на тя убийством, страстотерпче Георгие, жаждал бо крове твоея яко пес алчный, повелевая распяти на колесе тело твое, и злейшим мукам предати: ты же, возмогая о Господе, с твердым упованием к Богу взывал еси: Аллилуиа.

Слышавше от тебе Диоклитиан и жрецы идольстии словеса премудрости, распыхахуся на тя злобою, паче же егда рекл еси: «0 царю мучителю! Почто мя всуе истязуеши, мне бо еже жити Христос, и еже умрети приобретение. Трудно ти есть против рожна прати». Сего ради мы взываем ти, великоимените Георгие, сице: Радуйся, за мужественное исповедание веры на колесе кровь свою пролиявый; радуйся, кровию своею торжество веры возвеличивый. Радуйся, апостолов соревнителю; радуйся, вольным Христовым страстем подражателю. Радуйся, поборниче веры непоколебимый; радуйся, страстотерпче адаманта твердейший. Радуйся, Георгие, великий победоносче.

Боготечной звезде подобен был еси Георгие, чудесным бо от ангела исцелением и видимым от колеса отрешением, научил еси неверных веровати в Троицу Единосущную, и Той купно с тобою воспевати: Аллилуиа.

Видеша народи чудеса силы Божия, яве на тебе бываемыя, с кротостию учение Христово от тебе прияша и возопиша глаголюще: воистинну велик Бог христианский! Сего ради и мы восхваляя тя, достославне Георгие, взываем сице: Радуйся, светоносным спасения словом, тьму неверия разгнавый; радуйся, мученическим веры исповеданием, неверныя ко Христу обративый. Радуйся, легионы воин земных, в небесное воинство преводяй; радуйся, яко воин Христов, с небесными вои пребываяй. Радуйся, ратоборцев славо; радуйся, пресветлаго мученическаго лика красото. Радуйся, Георгие, великий победоносче.

Проповедником истины, духоносным апостолом поревновав, крестом миру распялся еси страстотерпче: се бо яко Иона во чрево китово, в пещь нерастворенныя извести стремглав ввержен был еси, да прославится тебе ради дивный во святых Господь, Емуже ты и в рове известнем, яко во храме славы, умно взывал еси: Аллилуиа.

Воссиявый в тридневном Своем от гроба востании, всесильный ада и смерти Победитель Иисус, спасе тя от адова истления, страстотерпче Георгие: по триех бо днех обретоша тя в извести жива, и в воздеянии рук поюща Бога: сего ради вельми пристрашни быша и ужасошася. Мы же радующеся, восписуем ти победную песню: Радуйся, позорным в известный ров низвержением, вознесенную диавола гордыню низложивый; радуйся, дивным от Бога спасением, зверство мучителя победивый. Радуйся, яко незлобив сый, за творивших ти напасть молился еси, яко за благотворцев; радуйся, яко о обращении их, якоже Павел о евреех, болезновал еси. Радуйся, мужу желаний; радуйся, сосуде избранный. Радуйся, Георгие, великий победоносче.

Хотя всячески уловити сердце твое к прелести идол, нечестивый мучитель умышляет прельстити тя волшебными чаровании: ты же богоизбранне с Давидом восклицая: о Бозе спасение мое и слава моя, верно Тому пел еси: Аллилуиа.

Новое показа зло лукавый оный сатаны служитель Диоклитиан, егда в безумной своей ко идолом ревности, повеле напоити тя, Георгие, ядом: ты же исполнен сый веры и упования, аще и смертное испил, обаче без вреда пребыл еси, богохвальне, темже и мы вопием ти: Радуйся, яко в уповании на Бога жива не посрамился еси; радуйся, яко мучителя ни во чтоже вменил еси. Радуйся, бесов отгнателю; радуйся, волшебный козни разрушителю. Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых своих является; радуйся, яко тобою благочестно имя Христово прославляется. Радуйся Георгие, великий победоносче.

Странный и страшный совет бысть от некоего волхва нечестивому царю, да повелит ти, в доказательство правости веры Христовой, словом воскресити мертваго: ты же, Георгие, ничтоже сумняся, воспевал еси Тому, Иже несть Бог мертвых, но Бог живых: Аллилуиа.

Всежеланный и Сладчайший Иисус, Егоже ты всею душею и всем сердцем возлюбил еси, всеблаженне Георгие, слыша теплое веры твоея моление, вскоре повеле по слову твоему воскреснут мертвому, прославления ради имени Своего, и верных утверждения, неверным же и ослепленным на удивление и богопознание. Сего ради по долгу вопием ти: Радуйся, яко Господь Сил дивная на тебе явил есть; радуйся, яко тобою мертваго от гроба воскресил есть. Радуйся, ослепленному волхву умное веры прозрение даровавый; радуйся, многим, Христа ради пострадавшим, во святая святых путь показавый. Радуйся, Рима удивление; радуйся, христианскаго рода возвышение. Радуйся, Георгие, великий победоносче.

Вси ангели восхвалиша Бога, даровавшаго ти таковое мужество, Георгие, яко и в темничном заточении не преставал еси молитвенно бодрствовать. Сего ради яко великий таинник Божия благодати, удостоился еси видети в видении Господа, венцем нетления главу твою венчающа, да и мы с тобою вопием: Аллилуиа.

Ветии многовещаннии риторекими своими языки не возмогут изрещи тебе достойныя хвалы, Георгие, многих ради твоих подвигов и болезней, ихже за Христа и Церковь подъял еси волею. Сего ради и мы, недоумея восхваляти тя по достоянию, воспеваем сице: Радуйся, вольным за Христа и Церковь страданием, ветхаго в себе Адама распявый; радуйся, за доблестное страдание, венец правды от руки Господни приявый. Радуйся, правило ревности благочестивыя; радуйся, образе нищеты духовныя. Радуйся, яко не себе, но единому Христу добре угодил еси; радуйся, яко за Христа на многообразныя смерти готов был еси. Радуйся, Георгие, великий победоносче.

Кондак 10

Спасти хотя души во тьме идолослуждения погибающих, боголюбче Георгие, ты, ревнуя, поревновал еси яко Илия по Бозе: вшед бо во храм идольский, силою Божиею разгнал еси бесы, сокрушил идолы, посрамил жрецы, и, яко победитель, не с человеки, но со ангелы пел еси Богу: Аллилуиа.

Стены безчувственнее окамененный сердцем мучитель твой, Георгие, не уразуме Бога, яве тобою чудодействующа, но до конца пребыл есть, яко аспид, затыкаяй уши свои. Сего ради повеле усещи тя на позорищи во главу, яко злодея: ты же, болезнуя о погибели души его, радостно приял еси кончину, за нюже мы тя ублажаем любовию сице: Радуйся, веру, надежду и любы до конца сохранивый; радуйся, во успении твоем многия и великия чудеса сотворивый. Радуйся, оружием благоволения Божия венчанный на земли; радуйся, славою и велелепием украшенный на Небеси. Радуйся, человече Божий; радуйся, добрый воине Христов. Радуйся, Георгие, великий победоносче.

Кондак 11

Пение Пресвятой Троице паче иных воздал еси, святый великомучениче Георгие, не словом точию и умом, но живым всего себя в жертву принесением: подражая бо распятому за ны, непорочному Агнцу Христу, положил еси душу свою за други своя волею. Темже убо аще и недовольни есмы к похвалению таковыя твоея доблести, больше бо сея любве никтоже имать, обаче благодарни суще, поем дивному во святых: Аллилуиа.

Светоприемный светильник истиннаго Света, сущим на земли являешися богоизбранне Георгие, просвещаеши бо сердца верных, и к разуму Божественному вся наставляеши, поучая и нас весело взывати: Радуйся, яко в пресветлых ангельских чертозех вселяешися; радуйся, яко не в гадании, но лицем к лицу, невечерняго Троическаго Света причащаешися. Радуйся, нищих питателю и обидимых защитниче; радуйся, немощных врачу и царей поборниче. Радуйся, православным воином во бранех поборниче; радуйся, о спасении грешников теплый ходатаю. Радуйся, Георгие, великий победоносче.

Кондак 12

Благодать, данную ти от Бога, ведуще, память твою празднуем, великомученице Георгие, и с усердным молением к чудотворному образу твоему притекающе, твоею всесильною о Господе помощию, яко необоримою стеною, ограждаемся. Сего ради восхваляя тя, усердно зовем Богу: Аллилуиа.

Славную кончину твою поюще, еюже возвеличился еси яко добрый воин Христов, молим тя, страстотерпче Георгие: буди нам во всем ко благу помощниче, и услыши ны, усердно взывающих ти: Радуйся, яко тобою Церковь верных просвещается; радуйся, яко имя твое и между неверными прославляется. Радуйся, дивная исповедников славо; радуйся, высокая мучеников похвало. Радуйся, телес наших целебниче; радуйся, о душах наших молитвенниче. Радуйся, Георгие, великий победоносче.

Кондак 13

О всеблаженный и святый великомучениче Георгие, приими сие наше хвалебное пение, и избави нас от всякаго зла твоим теплым к Богу ходатайством, да с тобою воспеваем: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1.

Имя: Георгий Победоносец (Святой Георгий)

Дата рождения: 275 г.

Возраст: 28 лет

Деятельность: христианский святой, великомученик

Семейное положение: не был женат

Георгий Победоносец: биография

Один из наиболее известных и чтимых христианских богомучеников носит имя Георгий Победоносец. Бытует множество версий жизни святого. По каноническому житию пострадал во время Великого гонения. Знаменитая история о Георгии Победоносце называется «Чудо о змие».

Детство и юность

Византийский вариант бытия изложил Симеон Метафраст. По данным записей, Георгий появился на свет в III веке в Каппадокии. Отец мальчика – Геронтий – служил сенатором, мать Полихрония имела большое поместье. Родители ребенка считались богатыми и богобоязненными людьми.


Когда отец Георгия ушел из жизни, мать вместе с ребенком перебралась в Лидду. Георгия воспитали христианином. Он получил хорошее образование. Будущий святой вырос сильным молодым человеком, поэтому поступил на воинскую службу. Он за короткое время завоевал славу и стал любимым военнослужащим императора Диоклетиана.

Когда Георгию исполнилось двадцать лет, ушла из жизни мама юноши. Ему досталась в наследство крупная сумма денег.


Повелитель империи Рима чтил языческих богов и был противником христианской веры. Когда Георгий узнал, что по велению императора разрушают церкви и жгут священные книги, он раздал имущество бедным и пришел в Сенат. Там юноша во всеуслышание заявил, что Диоклетиан – правитель, который не заслуживает быть во главе страны. Молодой человек славился красотой и храбростью, люди просили Георгия не губить жизнь и отказаться от слов, но юноша остался непреклонен. После произнесенной речи и неповиновения Георгия бросили в темницу и приступили к пыткам.

Смерть

После произнесенной Георгием в Сенате пламенной речи юношу схватили стражники и бросили в темницу. Там молодого человека подвергли страшным пыткам, вынуждали отречься от христианства и принять язычество. Георгий мужественно выдержал терзания и не отрекся от Бога. Пытки длились 8 дней. Во время жестоких истязаний тело Георгия исцелялось и укреплялось.


Император сделал вывод, что бывший командир войска использует магию, и отдал приказ убить юношу ядом. Но и это не сработало. Потом Диоклетиан велел Георгию оживить умершего человека. Он думал так осрамить бывшего военного и вынудить отказаться от веры. Но после произнесенной Георгием молитвы земля сотряслась, а умерший воскрес.

Георгий мужественно вынес пытки и не отказался от . После безрезультатных уговоров принять язычество юношу приговорили к смерти. В ночь перед казнью молодому человеку во сне явился Спаситель. Он поведал, что за перенесенные испытания и стойкость перед силой мучителя юноша отправится в Рай. После пробуждения Георгий позвал слугу и продиктовал тому под запись увиденное в сновидении.


В ту же ночь к юноше в подземелье пришел сам император. Он вновь воззвал к разуму Георгия с просьбой покаяться и признать язычество. Юноша в ответ пожелал, чтобы узника привели в храм . Когда просьбу выполнили, он встал перед статуей бога и перекрестил себя и идола. Проживавший в идоле бес покинул пристанище, и языческие статуи раскололись. Разозленные жрецы избили Георгия.

Тогда на шум примчалась супруга Диоклетиана, преклонила колени перед мучеником и стала молить о прощении мужа. В тот же момент она обратилась в православную веру, увидев произошедшее. Правитель, поняв, что случилось, приказал казнить девушку вместе с юношей. Георгий помолился и положил голову на плаху.


23 апреля, по-новому – 6 мая Георгия казнили. Так как юноша вынес испытания и не отказался от веры, его причислили к лику святых. Точная дата канонизации Георгия Победоносца неизвестна.

По поверью, святого похоронили в церкви в городе Лод, а отсеченную голову и меч сохранили в Риме. В 1821 году указывается о нескольких головах, хранящихся в Венеции, Праге, Константинополе и других городах. Каждую из этих глав искренне принимали за голову Георгия Победоносца. Часть мощей хранится в Сент-Шапели в Париже. Другая часть мощей – десница – находится на святой горе Афон.


Сегодня в день убийства страстотерпца чествуется память Георгия, в соборах проходят службы, возносятся молитвы к христомученику. Эта дата считается и днем памяти царицы Александры – молодой супруги Диоклетиана. По другим сведениям, жена правителя носила имя Приска.

Христианское служение

Реальная биография священномученика стоит под знаком вопроса, как и описания житий других древнехристианских святых. В истории Евсевия Кесарийского упоминается молодой человек, давший отпор узурпатору. Считают, что этим героем был Георгий. Имеет место версия, что на самом деле жили два Георгия. Но один попал под гонение в Лидде, а второй – в Каппадокии.


Чудеса, совершенные мучеником, произошли после кончины Георгия. Самая популярная история - о поражении богомучеником страшного змия. Чудище бесчинствовало во владениях царя в Берите, проповедовавшего язычество. Написано, что когда выпал жребий отдать змию дочь повелителя, явился Георгий на коне и убил чудище копьем. Возникновение святого так поразило горожан, что они уверовали в Бога и обратились в христианство.

Происшествие со змием иногда трактуется иначе: царевна означает церковь, коварный змий – язычество. В таком воплощении – на коне с копьем, разящим змия – святой великомученик изображается в иконописи.


Еще один вариант развития событий: Георгий с помощью молитвы усмиряет дракона, а спасенную принцессу приводит в город, жители которого сразу принимают христианство. Затем юноша убивает змия мечом. На месте, где возвели храм Георгия Победоносца, из земли пробился живой источник. Это то место, где по сказанию юноша убил змия.

Описывается еще одно чудо, случившееся после смерти мученика. Оно произошло тогда, когда арабы напали на Палестину. Один из солдат вошел в христианский храм и увидел священнослужителя за молитвой Георгию Победоносцу. Проявив пренебрежение к иконе и богослужению, араб достал лук и выстрелил в образ.


Но вышло так, что стрела вонзилась в руку стрелявшего, а образу не нанесла никакого вреда. Тогда боец обратился к священнику, и тот рассказал захватчику легенду про Святого Георгия. Араб настолько был впечатлен рассказом, что принял христианскую веру.

Память

Святого Георгия чтят со времен раннего христианства. Первые храмы преподобномученику воздвигли в Римской империи в IV веке. Культ Святого Георгия возник взамен культа . На местах святилищ бога язычества воздвигли соборы великомученику православия.

Святой Георгий стал примером храбрости и мужества. В особенности мученика почитают в Грузии. Первый храм, воздвигнутый в память страстотерпца, датируется 335 годом. Со временем число церквей и молельней стало расти. В Грузии насчитывается 365 святых зданий, столько же, сколько дней в году. В стране не найдется ни одного собора, в котором бы не стояла икона Святого Георгия.


В Грузии популярно давать мальчикам имя Георгий. Считается, что носителя такого имени сопровождают удача и победа. С древнерусских времен Георгий известен как Юрий и Егорий. Великий в 1030-х годах основал в Киеве и Новгороде Георгиевские монастыри и указал отмечать день мученика 26 ноября.

Центральным христианским храмом в Северной Осетии является Свято-Георгиевский. А из 56 работающих часовен 10 значатся Георгиевскими.


В 1769 году императрицей утвержден Орден Георгия Победоносца. Награда вручалась за заслуги в бою и выслугу в воинских званиях. В 1917 году новая советская власть упразднила Орден. В нулевых Орден восстановили как военную награду Российской Федерации. К Георгиевскому Ордену прикладывается двухцветная Георгиевская лента. А Георгиевская ленточка служит символом празднования Дня Победы.

С правления Святой Георгий считается покровителем Москвы. В геральдике изображение всадника, пронзающего крылатого змия копьем, появилось с XIV-XV веков. Эта фигура расположена в гербе Российской Федерации, но прямого указания, что рыцарь – это Святой Георгий, нет. На гербе показан именно змий, а не дракон, потому что в геральдическом соглашении змий – отрицательный персонаж, а дракон – положительный. Отличаются они друг от друга количеством лап: у дракона две конечности, у змия – четыре.


В XIII веке человек с копьем на скакуне изображался на монетах. В 1997 году на российской копейке расположили рисунок всадника, копирующий лик иконы Святого Георгия XV века.

Образ Святого Георгия используется в современном искусстве. Художники любят воплощать на холсте всадника с копьем в руке, убивающего змия. Несмотря на похожесть рисунков, каждая картина указывает на особенное видение творцом.

Памятные даты

  • 23 апреля - День памяти великомученику Георгия Победоносца в Католической церкви
  • 6 мая – День памяти великомученику Георгия Победоносца в Православной церкви
  • 16 ноября - обновление (освящение) храма Святого Георгия в Лидде (IV век)
  • 23 ноября - колесование великомученика Георгия;
  • 9 декабря - освящение церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 году (празднование Русской православной церкви, известное в народе как осенний Юрьев день)

Святой Георгий хорошо известен всему миру - воин, сидящий верхом и поражающий огромного дракона (змия). Икона Георгия Победоносца изображает его именно в таком виде. Почитается мужественный воин не только в России - молятся ему католики, лютеране и восточные церкви, особо известен в Англии и Грузии. Чем же святой заслужил такое уважение, идущее из глубины веков?


История Георгия Победоносца

Жил святой очень давно, в III в., когда Израиль существовал как провинция Рима. Родился в палестинском г. Лидде (сегодня - Лод), смерть принял в Малой Азии (Вифиния), тогда тоже находившейся под пятой римлян. Точная дата рождения Георгия неизвестна, но принял он смерть, будучи вполне взрослым человеком (ведь истории известны много мучеников детского возраста и даже младенцев).

Диоклетиан, при котором произошли данные события, был идолопоклонником, особо почитал Аполлона. У его идола он узнавал будущее, хотя и неточно. Бес однажды сказал, что пророчествам мешают праведные люди - христиане. Царь собрал совет, велел каждому предлагать, как надо наказывать тех, кто ушел из язычества.

Святой был воспитан в христианской вере, его отца убили за исповедничество. Георгий был красив, хорошо сложен и силен, мужество, проявленное в военной службе, позволило ему получить хорошую должность в римском войске. Одна из икон Георгия Победоносца изображает его в виде цветущего молодого воина в облачении.

Мать святого к моменту мученичества сына уже умерла. Узнав о гонениях, Георгий сам явился на собрание, где обсуждались методы уничтожения христиан. Ему чужд был страх человеческий, он боялся лишь Бога и обратился к собранию с обличительной речью.

Царь и его подданные просто потеряли дар речи при виде такой дерзости. Но св. Георгия заботила только верность Христу. Царь узнал своего полководца и посоветовал Георгию принести жертву языческим богам, пообещав ему еще больше почестей. Исповедник Христов ответил, что хочет только одного - чтобы все узнали истинного Бога.

Диоклетиан повелел копьями изгнать мученика вон, посадить его в темницу. Тогда начались жестокие и продолжительные муки, которые тоже стали сюжетом для иконы великомученика Георгия Победоносца. Такие образы называются житийными, вокруг крупного изображения святого располагают более мелкие медальоны (или клейма, от 9 до 16 штук), сюжетом для которых становятся фрагменты жития.

  • Св. Георгия связали, положив на грудь камень, он же только благодарил Бога. На другой день царь повелел привязать святого к колесу. Пытка продолжалась долго, Георгий пришел в бесчувственное состояние. Тогда император стал насмехаться над Богом, велел отвязать мученика, думая, что тот уже умер. Ангел в образе юноши появился возле воина, после чего Георгий сам сошел с пыточного орудия, он оказался совершенно здоров.
  • Засыпали мученика известью на трое суток. Святого нашли невредимым, он благодарил Бога. Тогда его в железных сапогах провели до темницы. К утру ноги его, изувеченные пыткой, снова оказались здоровы.
  • Император велел избивать мученика плетьми до тех пор, пока плоть не начнет прилипать к земле, но он снова оказался исцелен силой Божией. Тогда был приведен колдун, чтобы разоблачить «фокусы» пленника, которые посчитали колдовством. В продолжение издевательств, Георгия заставили выпить магическое зелье. Мученик остался цел даже после того, как принял целую чашу с ядом.
  • Чтобы поиздеваться над верой христианской, мучители предложили св. Георгию воскресить мертвеца, обещая, что в таком случае и они будут поклоняться Господу. После продолжительной молитвы раздался гром и мертвый восстал. Но сердце императора осталось каменным - он сказал, что Георгий просто колдун. Правитель повелел умертвить и воскресшего, и волхва, который покаялся.
  • Святого вернули в темницу, где он продолжал творить чудеса, исцеляя страждущих. При капище Аполлона соорудили судилище, где должны были продолжиться пытки. Супруга Диоклетиана, видя силу Христа, исповедовала свою веру, припав к ногам святого. Царь велел обоих казнить. Царица испустила дух еще по дороге.

Мученик же Георгий сам преклонил голову, безропотно отдав жизнь за Христа. Значение житийных икон Георгия Победоносца бывает сложно понять, если не знать о подвигах святого, поэтому желательно ознакомиться со сказаниями, которыми богато церковное предание.

Богословский смысл общий - взирая на сцены мученичества или посмертных чудес, наблюдатель может видеть всю жизнь праведников, святителей, мужей апостольских в общей перспективе. Невзирая на испытания, которые Господь приготовил избранным своим на протяжении жизни, они неизменно выходят из битвы с дьяволом победителями, стойко держась исповедания веры Христовой.

Носили такие иконы еще одну функцию - как и росписи, они служили живописными книгами, которых в те времена было очень мало. Поэтому простой люд посредством изображений мог знакомиться с евангельскими притчами, историями из жизни святых. А назидательная роль историй о мученичестве понятна без дополнительных комментариев.


История иконы Георгия Победоносца

Не оскудевает милость Божия над верующими, не иссякли и чудеса, которые творил славный великомученик, они продолжились даже после того, как земной путь его был завершен. Здесь берет начало история самой известной иконы Георгия Победоносца. По сказаниям, в одном из палестинских озер жил змей, который поедал жителей ближнего города. По велению царя-язычника, люди поочередно отдавали чудищу своих детей. Пришел черед и царской дочери.

Богато разодетая царевна пошла к змею и встретила на пути воина, который спросил, о чем она плачет. Узнав о предстоящей ужасной участи девушки, святой решил спасти ее. Помолившись Богу, он копьем ударил змея, конь топтал тварь копытами. Усмиренное чудовище привели на привязи в город. Народ был в недоумении, а узнав, какой силой св. Георгий победил чудовище, уверовали в Христа. Змей был убит и сожжен, множество людей приняли крещение, в том числе царь.

Хотя за столетия почитания святому посвящены разные иконы, самой известный в России образ - где святой верхом на коне. Однако, таких образов известно три: без змея (поднятое копье, щит за плечами, левой рукой держит поводья); змееборец («Чудо о змие»), чудо со спасенным отроком (юноша сидит на лошади за спиной святого).

Значение иконы Георгия Победоносца, побеждающего змея, не только в том, чтобы напомнить о данном великом чуде. Существует и символический смысл. Царевна может восприниматься как Церковь, змей как враждебное язычество. Святой, повергнув чудовище, избавил веру от язычества. Также может восприниматься этот сюжет, как победа над змеем-искусителем, то есть дьяволом, соблазнившим первых людей в раю.


Как выглядят иконы мученика Георгия и в чем ее значение

Хотя в России наиболее почитаем образ, где святой сокрушает змея, он далеко не единственный. Православная иконография знает немало описаний икон Георгия Победоносца. Уже упоминался образ, где святой изображен как воин. Есть и образ мученика - в руке он держит крест, одет в плащ поверх хитона (традиционная одежда страдающих за веру). На голове может быть венок.

Внешние черты - кудрявый юноша без бороды, волосы до ушей, завитки круглой формы, расположены рядами. В византийской традиции, однако, черты лица могли быть иными. Присутствовал образ святого не только на иконах - фронтальные изображения делались на монетах, рядом с императорским, возле креста; на мозаиках; переплетах.

Начиная с 6 в. св. Георгий изображается вместе с Федором Стратилатом, Дмитрием Солунским, Федором Тироном. Конечно, при жизни они никогда не встречались, объединяет всех мученическая кончина, также все несли воинскую службу. Очень распространена икона святого Георгия Победоносца вместе с великомучеником Дмитрием Солунским. Возможно, похожая внешность натолкнула иконописцев на то, чтобы изобразить этих святых вместе.

Образы Георгия в России

Великий князь Ярослав, приняв крещение с именем Георгий, положил традицию сугубого почитания отважного воина в нашей стране. Как византийские императоры, Ярослав стал чеканить образ своего небесного покровителя на монетах, украшал им печати. Самая ранняя икона св. Георгия хранится в Кремле и относится к 11 в. Поясное изображение святого держит меч в левой, копье в правой руке.

Икона большого размера (примерно 2,5 на 1,5 метра) написана для новгородского Георгиевского собора в начале 12 в. Святой, помимо копья и меча, вооружен щитом, на голове - венец из золота. Здесь также отсутствует сюжет о поверженном змее.

Московские храмы имеют собственную традицию: здесь чаще можно встретить не вооруженного, а одетого в мученический хитон Георгия, в паре с Димитрием Солунским. Обоих воинов московские князья считали заступниками за свои земли. В качестве примера можно привести иконостас Благовещенского собора (Кремль).

Как правильно молиться иконе святого Георгия

Ошибкой было бы считать, что иконы святого Георгия Победоносца почитались лишь царями и князьями. Народному сознанию образ его был настолько близок, что часто объединялся со всенародно почитаемым свт. Николаем. Причиной могла послужить и близость расположения церковных праздников (23 апреля - день мученичества св. Георгия, 9 мая - один из праздников св. Николы).

Двусторонние иконы «Николы и Егория» были распространены в новгородской и московской областях. Святые изображались как в рост, так и по пояс. Свт. Николай традиционно держит в руке Евангелие, а св. Георгий - копье и щит (иногда опирается на меч). В фольклоре часто св. Георгий сопоставляется с архангелом Михаилом, который должен победить змия апокалипсиса (в заключительной книге Библии).

Несмотря на военную атрибутику, святой считается покровителем земледельцев. Возможно, потому что этот труд требует огромных сил, а в случае неурожая многим грозила гибель от голода. Народ верит, что небесный воин придет за защиту всех слабых, невинных, угнетаемых. Молиться возле иконы Георгия Победоносца необходимо также, как у остальных икон - с верой в сердце, называя свои конкретные бытовые нужды, прежде не забывая и о духовных.

Что значит появления иконы Георгия Победоносца во сне?

Разные сонники дают противоположную информацию о том, к чему снится икона Георгия Победоносца. Кто-то считает, что это хорошо, а для некоторых подобный сон - к тяжелым испытаниям. Но что вообще говорит Православие о снах?

Святые отцы делят сны на обычные, от нечистого и Бога. Типичное сновидение бывает о том, что делал человек на протяжении дня. Например, водителю может сниться, что он находится за рулем своей машины. От Бога могут посылаться откровения, такие примеры часто приводятся в Священном Писании. Какова вероятность подобные снов для обычного человека, который далек от праведности Авраама или Иосифа? Ответ очевиден.

Может сны напускать и бес, чтобы запутать, напугать человека. Что делать в таком случае? Основанием для всей жизни христианской должно быть Слово Божие, молитва, храм. Там надо искать ответы на все вопросы, посоветоваться с духовником, если его нет - то помолиться, чтобы Господь послал духовного руководителя.

Увлекаться сонниками, гаданиями - большой грех, о чем надо помнить. Верующий должен трезвиться, молиться, искать вечной жизни, а не думать о предсказаниях.

В чем помогает икона св. Георгия

Поскольку при жизни св. Георгий был военным, он считается покровителем всех, кто имеет отношение к армии - военнослужащим, участникам боевых действий. Молитва перед иконой Георгия Победоносца поможет:

  • защититься от врагов:
  • одержать победу в сражении (военном, спортивном, духовной брани с дьяволом);
  • содействие в установлении мира между членами семьи;
  • избавиться от телесного недуга (неважно, какого именно);
  • известны случаи, когда бесплодные женщины смогли зачать ребенка.

Конечно, многие матери молятся Георгию Победоносцу о том, чтобы сыновья благополучно вернулись с военной службы. Для этого необязательно покупать икону, святой услышит молитвы и так. Но если есть возможность, можно приобрести для дома образок, тем более если потребность обращаться к великомученику возникает регулярно.

Молитва святому великомученику Георгию Победоносцу

О всехвальный святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он православному народу нашему на супостаты одоление и да укрепит нас непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати престолу Господа славы.
Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно триипостасного Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением, обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную правосуднаго Судии стати, и того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейруте (в древности - Берит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя то, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь Георгия была полна сильными и убедительными возражениями против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа, император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечем голову святому. Так святой страдалец ушел ко Христу в Никомидии в 303-ем году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности - называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.
На иконах великомученик Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности.
Суеверные жители той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют - «Юрьев день,» в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Великомученик Георгий - покровитель христолюбивого воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над дьяволом - «древним змием» (Откр. 12:3, 20:2). Его изображение было включено в древний герб города Москвы.

В Каппадокии , в знатной семье язычника Геронтия и христианки Полихронии . Мать воспитала Георгия в христианской вере. Однажды, заболев горячкой, Геронтий по совету сына призвал имя Христа и исцелился . С этого момента он также стал христианином, и вскоре сподобился принять мучения и смерть за свою веру. Это произошло, когда Георгию было 10 лет . Овдовевшая Полихрония переселилась с сыном в Палестину , где была её родина и богатые владения.

Поступив в 18 лет на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания трибуна , он проявил такую храбрость в бою, что обратил на себя внимание и сделался любимцем императора Диоклетиана - талантливого правителя, но фанатичного приверженца языческих римских богов, учинившего одно из жесточайших гонений на христиан. Ещё не знавший о Христианстве Георгия, Диоклетиан почтил его саном комита и воеводы.

С того времени как Георгий убедился, что неправедный замысел императора об истреблении христиан не может быть отменён, он решил, что настало время, которое послужит ко спасению его души. Тотчас он раздал всё свое богатство, золото, серебро и драгоценные одежды нищим, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим. После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Георгий был заключён в темницу, где его положили спиной на землю, ноги забили в колодки, а на грудь положили тяжёлый камень. Но святой мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашёную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри, поили ядом. Святой мученик всё терпеливо переносил, непрестанно призывая Бога и будучи затем чудесно исцеляем. Его исцеление после нещадного колесования обратило ко Христу ранее уже оглашённых преторов Анатолия и Протолеона , а также, по одному преданию, императрицу Александру , супругу Диоклетиана. Когда призванный императором волхв Афанасий предложил Георгию воскресить мёртвого, святой вымолил у Бога это знамение, и множество народа, включая и самого́ бывшего волхва, обратились ко Христу. Неоднократно богоборец-император спрашивал Георгия, каким "волхованием" тот достигает презрения мук и исцеления, но великомученик отвечал твёрдо, что спасается лишь призыванием Христа и Его силою.

Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и крестным знамением святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди них был и земледелец Гликерий , чей вол разбился до смерти, но был возвращён к жизни по молитве святого Георгия.

В конце концов император, видя, что Георгий не отрекается от Христа и приводит всё больше людей к вере в Него, решил устроить последнее испытание и предложил ему стать своим соправителем, если тот принесёт жертву языческим богам. Георгий проследовал с императором в капище, но вместо жертвоприношения изгнал оттуда бесов, обитавших в статуях, отчего идолы сокрушились, а собравшийся люд набросился на святого в ярости. Тогда император приказал отрубить ему мечом голову. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии 23 апреля года .

Мощи и почитание

Слуга Георгия, записывавший все его подвиги, также получил от него завет предать его тело погребению в родовых палестинских владениях. Мощи святого Георгия положили в палестинском городе Лидда , в храме, получившем его имя , глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему . Святитель Димитрий Ростовский добавляет, что в Римском храме также сохранялись его копьё и хоругвь. Десница святого ныне пребывает на Афоне в монастыре Ксенофонт в серебряной раке.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, стали называть Победоносцем.

Святой Георгий прославился своими великими чудесами, из которых самым знаменитым является его чудо о змие. По преданию, недалеко от города Бейрута в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные жители для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя. Её отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления чудовища. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, поразил копьём змея и спас девицу. Этим юношей был святой Георгий, своим явлением прекративший жертвоприношения и обративший ко Христу жителей той страны, до этого бывших язычниками.

Чудеса святого Георгия послужили поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец также издавна почитался как покровитель воинства. "Чудо Георгия о змие" - излюбленный сюжет в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом - "древним змием" (Откр. 12, 3 ; 20, 2).

В Грузии

В Арабских странах

На Руси

На Руси особое почитание великомученика Георгия распространилось с первых лет по принятии Христианства. Благоверный князь Ярослав Мудрый , во святом крещении Георгий, следуя благочестивому обычаю русских князей основывать храмы в честь своих ангелов-хранителей, положил начало храму и мужской обители в честь великомученика Георгия. Храм находился перед вратами Святой Софии в Киеве , на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября года храм был освящен святителем Иларионом , митрополитом Киевским, и установлено ежегодное празднование в честь этого события. В "Юрьев день", как его стали называть, или на "осеннего Георгия" до времён царствования Бориса Годунова крестьяне могли свободно переходить к другому помещику.

Изображение всадника, поражающего змия, известное на русских монетах с раннего времени, впоследствии стало символом Москвы и Московского государства .

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.

В Англии

Святой Георгий - покровитель Англии со времён короля Эдмунда III . Английский флаг представляет собой Георгиевский крест . Английская литература неоднократно обращалась к образу святого Георгия как воплощения "старой доброй Англии", в частности в известной балладе Честертона .

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Я́ко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих вра́ч,/ царе́й побо́рниче,/ победоно́сче великому́чениче Гео́ргие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас тот же

По́двигом до́брым подвиза́лся еси́,/ страстоте́рпче Христо́в,/ ве́рою и мучи́телей обличи́л еси́ нечестие,/ же́ртва же благоприя́тна Бо́гу прине́слся еси́./ Те́мже и вене́ц прия́л еси́ побе́ды/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Кондак, глас 4 (Подобен: Вознесыйся:)

Возде́лан от Бо́га, показа́лся еси́/ благоче́стия де́латель честне́йший,/ доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́:/ се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши,/ страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Кондак из службы Обновления храма святого Георгия в Лидде, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

К возбра́нному и ско́рому заступле́нию Твоему́/ прибе́гше, ве́рнии,/ мо́лим изба́витися, страстоте́рпче Христо́в,/ от собла́зн вра́жиих воспева́ющим тя́,/ и вся́ких бе́д, и озлобле́ний, да зове́м:// ра́дуйся, му́чениче Гео́ргие.

Тропарь из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 4

Дне́сь блажа́т тя́ ми́ра концы́,/ Боже́ственных чуде́с испо́лншеся,/ и земля́ ра́дуется, напи́вшися кро́ве твоея́./ Христоимени́тии же лю́дие гра́да Ки́ева/ освяще́нием Боже́ственнаго хра́ма твоего́/ ра́достию возвесели́шася,/ страстоте́рпче Гео́ргие,/ сосу́де избра́нный Свята́го Ду́ха, уго́дниче Христо́в./ Его́же моли́ с ве́рою и мольбо́ю приходя́щим во святы́й тво́й хра́м/ да́ти очище́ние грехо́в,// умири́ти ми́р и спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 2 (Подобен: Твердый:)

Боже́ственнаго и венцено́снаго великому́ченика Христо́ва Гео́ргия,/ на враги́ побе́ду взе́мшаго одоле́ния,/ соше́дшеся ве́рою во освяще́нный хра́м, восхва́лим,/ его́же благоволи́ Бо́г созда́ти во и́мя его́,// Еди́н во святы́х почива́яй.

Использованные материалы

  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития Святых :