Индивидуальный прибор учета электроэнергии. Чей он и кому нужен?

В подавляющем большинстве наших квартир, построенных еще в советские времена ставились электросчетчики с номинальным током в 5 – 20 ампер и классом точности 2,5. Средний срок службы таких приборов составлял в среднем 30 лет при обязательной промежуточной метрологической поверке в 8 – 16 лет (в зависимости от модели электросчетчика).

В тех, многолетней давности, условиях указанных характеристик приборов учета электроэнергии было вполне достаточно для нормального функционирования. Но за последние годы в каждом доме появилось гораздо большее количество электроприборов и зачастую в одной комнате их работает больше, чем лет двадцать назад во всей квартире. Значительно изменилась и мощность используемых приборов.

Естественно, что старые электросчетчики, не рассчитанные на возросшую нагрузку, давно уже перестали соответствовать изменившейся ситуации. В связи с этим еще с 1997 года законодательно запрещен выпуск электросчетчиков с классом точности 2,5, а все существующие счетчики такого типа должны быть заменены на приборы с классом точности не ниже 2,0.

Кроме того, большая разница в классе точности используемых приборов учета объективно фиксирует повышенные потери электроэнергии, что, в конце концов, отражается на величине платы за коммунальные услуги населением (составляющая МОП), приводит к повышению социальной напряженности и недопониманию.

Вполне логично возникает вопрос: Обязательна ли установка счетчика и за чей счет производится его замена?

Уберем в сторону досужие домыслы, частные мнения и эмоции и обратимся к фактам, изложенным в действующих законодательных актах Российской Федерации.

1.Что такое ИПУ?

"индивидуальный прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме; («Правила предоставления коммунальных услуг гражданам…», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

2. Для чего нужен ИПУ?

Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов… (п.1 ст.13 ФЗ 261 от 01.01.2001г. « )

3. Обязательность установки ИПУ

До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии , электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. (п.5 ст.13 ФЗ 261 от 01.01.2001г. « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» )

Потребитель обязан:

в) в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; (ст.52 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам…», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

4. Кто является собственником ИПУ и несет затраты на его установку и замену?

I .Определение состава общего имущества

2. В состав общего имущества включаются:

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование , находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) ;

7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения , состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода , грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. (глава I «Правила содержания общего имущества в МКД…», утвержденные ПП РФ 491 от 01.01.2001г.)

Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию : этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; (п.5.6.2. «Правила и нормы тех. эксплуатации жил. фонда», утвержденные Постановлением Госстроя № 000 от 01.01.2001г.,)

Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом. (ст.140 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики », утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. (Ст. 210 Гражданского кодекса РФ)

«…по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии ». (ст.539 Гражданского кодекса РФ)

«Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии» (ст.543 Гражданского кодекса РФ) .

5. Требования к ИПУ

…Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации… (п.1 ст.13 ФЗ 261 от 01.01.2001г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» )

…Для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.(ст.138 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше...(ст.141 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

Требования к монтажу ИПУ Э/Э

1. Каждый установленный расчетный электрический счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации.
На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 месяцев, а на однофазных счетчиках с давностью не более 2 лет.
2. Расчетные электросчетчики, находящиеся в эксплуатации должны проходить государственную поверку в сроки указанные в техническом паспорте счетчика, но не реже одного раза в 16 лет.
3. Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0°С.
Допускается размещение электрических счетчиков в неотапливаемых помещениях, а также в шкафах наружной установки при условии соответствующих паспортных характеристик их эксплуатации. Иначе должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20°С.
4. Счетчики должны устанавливаться в шкафах, на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.
Допускается крепление электрических счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.
Высота от пола до коробки зажимов электрических счетчиков должна быть в пределах 0,8-1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.
5. В местах, где имеется опасность механических повреждений счетчиков или их загрязнения, или в местах, доступных для посторонних лиц (проходы, лестничные клетки и т. п.), для счетчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата.
6. Конструкции и размеры шкафов, ниш, щитков и т. п. должны обеспечивать удобный доступ к зажимам счетчиков. Кроме того, должна быть обеспечена возможность удобной замены счетчика и установки его с уклоном не более 1°. Конструкция его крепления должна обеспечивать возможность установки и съема счетчика с лицевой стороны.
7. В электропроводке к расчетным счетчикам наличие паек и скруток не допускается.
8. Минимальное сечение медных проводов, присоединяемых к счетчикам - 2,5 мм кв., минимальное сечение алюминиевых проводов - 4мм кв.
9. При монтаже электропроводки около счетчиков необходимо оставлять концы проводов длиной не менее 120 мм. Изоляция или оболочка нулевого провода на длине 100 мм перед счетчиком должна иметь отличительную окраску.
10. Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 вольт, должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 метров коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику.

6. Расчеты за потребленные КУ

Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. (ст.89 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки , договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. (п.2 ст.13 ФЗ 261 от 01.01.2001г. « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» )

В целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. (ст.147 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. (ст.16 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам…», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

В случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил. (ст.31 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам…», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)

В общем как ни крути, а замена электросчетчика выгодна прежде всего самим собственникам жилых помещений. Выгодна как из соображений безопасности, так и из материальных соображений.

7. Какой счетчик выбрать?

На сегодняшний день право выбора ИПУ принадлежит потребителю. Он, по своему усмотрению, может выбрать для установки счетчик любого типа, удовлетворяющий требованиям нормативных документов и включенный в Государственный реестр средств измерений.

Тем не менее, в целях снижения платы за потребленную эл. энергию рекомендуем устанавливать 2-х тарифные ИПУ электроэнергии, позволяющие вести раздельный учет потребленного ресурса в зависимости от времени суток.

Технический директор Ресурс»

Так, в электрическом счётчике индукционной системы подвижная часть вращается во время потребления электроэнергии, расход которой определяется по показаниям счётного механизма. Диск вращается за счёт вихревых токов, наводимых в нём магнитным полем катушки счётчика. Магнитное поле вихревых токов взаимодействует с магнитным полем катушки счётчика. В электрическом счетчике электронного типа переменный ток и напряжение воздействуют на твердотельные (электронные) элементы для создания на выходе импульсов, число которых пропорционально измеряемой активной энергии.

Классификация счетчиков электроэнергии


По типу подключения:
- счетчики прямого включения в силовую цепь;
- счётчики трансформаторного включения, подключаемые к силовой цепи через специальные измерительные трансформаторы.
По измеряемым величинам:
- однофазные (измерение переменного тока 220В, 50Гц);
- трехфазные (380В, 50Гц). Современные электронные трехфазные счетчики поддерживают однофазный учет.
По конструкции:
1. Индукционные (электромеханические электросчетчики) - электросчетчики, в которых магнитное поле неподвижных токопроводящих катушек влияет на подвижный элемент из проводящего материала. Подвижный элемент представляет собой диск, по которому протекают токи, индуцированные магнитным полем катушек. Количество потребленной электроэнергии, в этом случае, прямо пропорционально числу оборотов диска;


2. Электронные (статический электросчетчик) - электросчетчики, в которых переменный ток и напряжение воздействуют на твердотельные (электронные) элементы для создания на выходе импульсов, число которых пропорционально измеряемой активной энергии. Другими словами, измерения активной энергии такими электросчетчиками основаны на преобразовании аналоговых входных сигналов тока и напряжения в счетный импульс. Измерительный элемент электронного электросчетчика служит для создания на выходе импульсов, число которых пропорционально измеряемой активной энергии. Счетный механизм представляет собой электромеханическое (имеет преимущество в областях с холодным климатом, при условии установки прибора на улице) или электронное устройство, содержащее как запоминающее устройство, так и дисплей;


3. Гибридные счётчики электроэнергии - редко используемый промежуточный вариант с цифровым интерфейсом, измерительной частью индукционного или электронного типа, механическим вычислительным устройством.

Индукционные и электронные приборы учета электроэнергии


В последнее время индукционные (механические) счётчики электроэнергии становятся менее популярны и постепенно вытесняются с рынка электронными счетчиками вследствие их недостатков:


- отсутствие возможности автоматического дистанционного снятия показаний,
- однотарифность,
- большие погрешности учёта,
- плохая защита от хищения электроэнергии,
- низкая функциональность,
- неудобства в установке и эксплуатации по сравнению с современными электронными приборами.


Основным достоинством электронных электросчетчиков является возможность учета электроэнергии по дифференцированным тарифам (одно-, двух- и более тарифный). Другими словами, счетчики данного типа способны запоминать и показывать количество использованной электроэнергии в зависимости от запрограммированных периодов времени. Многотарифный учет достигается за счет набора счетных механизмов, каждый из которых работает в установленные интервалы времени, соответствующие различным тарифам. Электронные электросчетчики значительно более долговечны, имеют больший межповерочный период (4-16 лет).


Индукционные приборы при конструировании не были рассчитаны на наличие в квартирах большого количества мощных бытовых приборов и зачастую не выдерживали нагрузки, в то время как электронные счетчики гораздо более устойчивы широкому диапазону нагрузок в сети. Кроме того, помимо очевидных технических преимуществ, улучшенного дизайна, рост популярности электронных счетчиков был обусловлен и постепенным снижением их стоимости на рынке.


Требования к приборам учета электроэнергии


К основным требованиям, предъявляемым к приборам учёта электрической энергии, можно отнести класс точности, «тарифность» и межповерочный интервал.


Класс точности. Один из основных технических параметров электросчетчика. Он показывает погрешности измерений прибора. До середины 90-х годов все устанавливаемые в жилых домах электросчетчики имели класс точности 2,5 (т.е. максимально допустимый уровень погрешности этих приборов составлял 2,5%). В 1996 году был введен новый стандарт точности приборов учета, используемых в бытовом секторе - 2,0. Именно это стало толчком к повсеместной замене индукционных счетчиков на более точные, с классом точности 2,0.


«Тарифность» . Важным техническим параметром электросчетчика. Ещё совсем недавно все электросчетчики, применяемые в быту, были однотарифными, т.е. осуществляли учет электрической энергии по одному тарифу. Функциональные возможности современных счетчиков позволяют вести учет электроэнергии по зонам суток и даже по временам года, позволяя значительно экономить электроэнергию и разгрузить электросети в пиковые часы, за счёт так называемой «стирки ночью».
Двухтарифный счетчик электричества способен вести раздельный учет в различное время суток. В настоящее время, одним из способов экономить на счетах за электричество является двухтарифная система учета электроэнергии.
Двухтарифные счетчики дают возможность платить за энергию меньше: в установленное время они автоматически переключаются на ночной тариф, который существенно ниже дневного. Ночной тариф дает возможность существенно сократить расходы на оплату электроэнергии. К самым «продвинутым» моделям электросчётчиков можно применить любую тарифную политику. Например, если энергетики решат сделать скидки по выходным, то воспользоваться ими смогут лишь владельцы электросчетчиков, способных поддерживать несколько тарифов.


Двухтарифная система учета электроэнергии выгодна, как потребителям, так и всей энергосистеме в равной степени. Дело в том, что нагрузка на электростанции в течение суток меняется. Пиковые нагрузки на электросети приходятся на утренние (7:00-10:00) и вечерние (19:00-23:00) часы. Ночью подавляющее число людей спит, и нагрузки на электростанции сокращаются в разы. Такая неравномерность графика нагрузки энергосистемы негативно сказывается на техническом состоянии оборудования. Кроме того, в периоды максимумов компания вынуждена задействовать все свои мощности, вследствие чего, на ремонт оборудования приходится выделять значительные средства. Такие нагрузки можно снизить при помощи выравнивания суточного объема электропотребления, используя некоторые энергоемкие бытовые приборы (например, посудомоечная и стиральная машина) в ночное время. К тому же это позволит потребителям сэкономить за счет более выгодных тарифов.


По внешнему виду, способу монтажа и подключения двухтарифные счетчики не отличаются от обычных однотарифных. Разница состоит в том, что в установленные часы табло счетчика изменяет свои показания. Стоимость таких счетчиков выше однотарифных, однако, в достаточно короткое время окупается за счет сокращения расходов на электроэнергию.


Межповерочный интервал. С течением времени детали электросчётчика изнашиваются, и класс точности электросчетчика неизбежно меняется. Наступает момент, когда электросчетчик необходимо повторно проверить на точность его показаний. Период с момента первичной проверки (обычно с даты изготовления) до следующей проверки называется межповерочным интервалом (МПИ). Исчисляется МПИ в годах и указывается в паспорте электросчетчика. Обычно электронные счетчики значительно уступают в длительности МПИ по сравнению с индукционными счетчиками, потому что комплектация, используемая в большинстве отечественных электронных счетчиков, состоит из деталей, стабильность параметров которых производитель не нормирует.

ОБЛАСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вопросы установки, поверки счетчиков учета энергоресурсов регулируется в той ли иной степени следующими нормативными правовыми актами:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» №261-ФЗ.

3. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

5. Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

8.Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

9. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии».

При рассмотрении особенностей приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, следует отметить, что в соответствии с методическими рекомендациями по техническим требованиям к системам и приборам учета (см. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии»):

Счетчик воды представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения объема воды, хранения, отображения и передачи результатов измерений объема воды, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Счетчиком газа является техническое средство, предназначенное для измерения, хранения, отображения и передачи результатов измерений количества природного газа (объема и/или массы), которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Электросчетчик представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения активной электроэнергии, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации.

Вопрос установки приборов учета (счетчиков) волнует многих горожан, которые еще не успели обзавестись указанными приборами.

Наиболее актуальным для большинства потребителей является вопрос финансирования работ по установке приборов учета: за чей счет должны устанавливаться в квартирах рядовых потребителей индивидуальные счетчики?

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ установка приборов учета осуществляется за счет собственников жилых помещений. Исходя из положений указанного документа, собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду и электричество, а до 1 января 2015 года - приборы учета газа. Однако ответственности за не установку не предусмотрено. В обязанности собственника также входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, которая оплачивается из собственных средств собственника. Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями (начисление платы по действующим нормативам).

Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу. В соответствии с п. 59 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»: плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с пунктом 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г., владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. В соответствии с пунктом 140 указанных Правил, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (проверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключил договор на установку, обслуживание его прибора учета с иным лицом.

Иными словами, если квартира находится в собственности физического лица, то именно оно как собственник обязано оплатить расходы по установке приборов учета. Если же квартира не приватизирована, то собственником помещения является муниципальное образование (либо иное ведомство), имеющее на балансе жилой дом, где находится квартира, и именно на него возложена обязанность обеспечить наличие счетчиков. Граждане, проживающие в таких квартирах по договорам социального найма, не должны оплачивать установку приборов учета.

Приборы учета электроэнергии

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ. Собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на электричество.

На основании пункта 2 статьи 543 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 индивидуальные (квартирные) приборы учета электрической энергии не входят в состав общедомового имущества. А в соответствии с пунктами 5.6.2. постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» обслуживающими организациями они не обслуживаются. В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что и замена приборов учета электроэнергии осуществляется за счет средств собственников помещений.

Во многих российских жилых домах электросчетчики, обслуживающие одну квартиру, расположены на лестничных площадках. У жильцов никогда не было документов на такие приборы учета. В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Таким образом, электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке, если иное не установлено договором.

Управляющие компании зачастую ссылаются на постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, в котором дается определение такого понятия, как общее имущество дома. Пункт 7 раздела I «Определение состава общего имущества» указывает: «В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях». В свете этого они считают, что счетчики электроэнергии, хотя и установлены на лестничных площадках, обслуживают одну квартиру, а всё оборудование, которое обслуживает одну квартиру, является имуществом собственника жилья. Управляющая же компания обслуживает общее имущество дома, то есть все оборудование, которое обслуживает более одной квартиры. Индивидуальный счетчик, который фиксирует потребление электричества в одной квартире, принадлежит жильцам квартиры, независимо от того, где располагается сам прибор.

Юридически верным в подобной ситуации было бы изучение договора, заключенного между жильцами дома и управляющей компанией дома. В договоре должно быть указано разграничение полномочий: какие именно работы и в каком объеме обязуется выполнять управляющая компания, а какие собственники (наниматели) жилых помещений. В данном случае именно договор определяет обязанность ремонта либо замены счетчика электроэнергии на лестничной площадке управляющей компанией за счет средств, собранных с жильцов за содержание жилья, или их проведение за дополнительную плату. Если, например, замена счетчиков не предусмотрена договором, тогда жильцы вправе созвать общее собрание собственников жилья, которое и примет решение о замене приборов, а также о дополнительном сборе денег на эти цели.

Анализируя написанное, можно сделать вывод о том, что при наличии договора между управляющей компанией и жильцами и включении в указанный договор условий о том, что указанные учеты прибора относятся к общедомовому имуществу и обслуживаются управляющей компанией, замена производится за счет компании. Если же указанного договора нет, то электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке.

Во избежание подобных конфликтных ситуаций нужно детально изучать договор с жилищными организациями, а также четко и конкретно прописывать в договоре, какие именно услуги, и в каком объеме жильцы хотят получить от управляющей компании.

Приборы учета воды

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду.

Указанный Федеральный закон обязывает нас установить счетчики. Статья 5 указанного Закона обязывает до 1 июля 2012 года собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обеспечить оснащение таких домов, в том числе приборами учета воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.

В законе не предусматривается какая-либо ответственность собственника за неисполнение указанного Закона.

В случае не установки в указный в Законе срок собственнику квартиры надлежит платить по действующим нормативам, а не фактическому потреблению.

После установки приборов они должны быть опломбированы и на каждый из них должен быть составлен акт приемки в эксплуатацию.

Вступивший в силу с 1 января 2013 года федеральный Закон № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» прекратил споры между обслуживающими организациями и гражданами по вопросу взимания платы за опломбирование счетчиков.

В соответствии с п.5 ст.20 указанного Закона приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Потребители после установки на сетях индивидуальных приборов учета воды должны обращаться к исполнителю коммунальных услуг, которым может быть управляющая организация, ТСЖ, непосредственная организация, предоставляющая услуги по водоснабжению, с требованием опломбировать счетчики. Этого требуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354.

В свою очередь, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с пунктом У статьи 31 указанного постановления обязан осуществлять по письменному заявлению потребителя ввод в эксплуатацию прибора учета не позднее месяца, следующего за датой его установки. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, потребители должны оплачивать коммунальные услуги по предоставлению водоснабжения по счетчику.

В том случае, если обслуживающая организация отказывается опломбировать или вводить в эксплуатацию индивидуальный прибор учета воды, потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав в контролирующие органы или в суд.

При истечении интервала государственного срока поверки счетчик подлежит поверке или замене. Требования о первой, а затем и о последующих поверках счетчиков установлены Законодательством Российской Федерации. Срок поверки указывается в техническом паспорте прибора учета.

Если потребитель не получил специальное уведомление, он может самостоятельно проверить окончание срока, позвонив в обслуживающую организацию.

Срок службы счетчиков на горячую воду - четыре года, на холодную - каждые шесть. Затем необходимо произвести их поверку. После истечения указанных сроков начисление платы (на период поверки) за пользование водой будет начисляться по действующим нормативам.

Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии с п. 15 этого Перечня устройство и демонтаж внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, только в случае выполнения таких работ на объектах, обозначенных нормами ст. 48.1 Гражданского Кодекса РФ (особо опасных, технически сложных и уникальных объектах). Многоквартирный дом и другие объекты, не включенные в данный перечень, могут быть оснащены приборами учет (кроме счетчиков газа) без наличия соответствующего допуска.

Приборы учета бытового газа

Счетчики бытового газа (согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ) необходимо установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2015 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 указанного Федерального закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору.

Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

Консультацию по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания услуг Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей , расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80 ), а также по телефону бесплатной горячей линии : 8-800-200-10-62

Прибор, специально созданный для измерения расходуемой электрической энергии постоянного и переменного тока, есть в каждом доме - старинном и современном, высотном небоскрёбе и простой деревенской избушке. Принцип, по которому работает электрический счётчик, целиком и полностью зависит от конструкции.

Виды электросчётчиков

2. Измеряемые величины. Здесь различаются однофазные электросчётчики, которые измеряют переменный ток в 220 вольт, 50 герц, и трёхфазные - на 380 вольт и 50 герц. Электронные трёхфазные электросчётчики могут поддерживать и однофазный учёт.

3. Конструкция. По конструкции различаются три вида электросчётчиков. Рассмотрим их ниже.

Особенности разных типов

Индукционные, то есть электромеханические электросчётчики, где магнитное поле при неподвижных токопроводящих катушках взаимодействует с подвижным элементом, состоящим из проводящего материала. Диск подвижного элемента пропускает сквозь себя токи от магнитного поля катушек. Показания электросчетчика будут прямо пропорциональны количеству оборотов диска.

Электронные, то есть статические электросчётчики, где переменный ток, а также напряжение инициируют твёрдотелые электронные частицы на создание выходящих импульсов, пропорциональных своим числом количеству активной энергии, которую прибор учёта электроэнергии и измеряет. Стало быть, основой работы такого электросчётчика можно считать преобразование входных аналоговых сигналов напряжения и тока в счётный импульс. Электромеханическое устройство, как показала эксплуатация приборов учета электроэнергии, надёжнее ведёт себя в холодном климате и может быть установлено на улице. Электронное устройство лучше показывает себя, функционируя в помещении. Такой электросчётчик имеет запоминающее устройство и дисплей.

Значительно реже используется гибридный прибор учета электроэнергии. Это промежуточный вариант, имеющий цифровой интерфейс, измерительную часть индукционного или же электронного типа, а также механическое вычислительное устройство.

Сравнительные характеристики

Электронные электросчётчики становятся всё более популярными и постепенно вытесняют механические индукционные, поскольку не имеют таких недостатков:

Невозможность дистанционно снять показания;

Однотарифность;

Значительные погрешности учёта;

Беззащитность против хищения электроэнергии;

Недостаточная функциональность;

Множественные неудобства как в установке, так и в эксплуатации по сравнению с электронными современными приборами.

Замена приборов учета электроэнергии с механического на электронный выгодна тем, что появляется возможность использовать дифференцированные тарифы - учёт может быть двух- и более тарифный. Электронные счётчики можно запрограммировать на определённые периоды времени, они снабжены памятью. Также облегчается проверка приборов учета электроэнергии. Современные счётчики имеют межповерочный период от четырёх до шестнадцати лет, хотя они, конечно, не так долговечны, как счётчики индукционного типа.

Индукционные счётчики к тому же не рассчитаны на современное количество мощных электрических бытовых приборов, поэтому чаще всего не выдерживают нагрузки, а электронные значительно более устойчивы, широкий диапазон нагрузок сети им не страшен. Помимо чисто технических преимуществ и современного дизайна потребителей привлекает ещё и цена - они стремительно дешевеют, значит, прибор учета потребления электроэнергии выгоднее во всех отношениях иметь электронный.

Основные требования

Главных требований три: класс точности, межповерочный интервал и тарифность.

1. Класс точности. Электросчётчики, установленные в домах, до середины девяностых имели очень низкий класс точности - с уровнем погрешности 2,5. С новым стандартом после 1996 года каждый индивидуальный прибор учета электроэнергии был заменён на более точный - с погрешностью максимум 2,0.

2. О долготе межповерочного интервала было сказано выше. Со временем детали счётчика изнашиваются, и погрешность неминуемо возрастает. Класс точности меняется. Появляется необходимость повторной проверки показаний на точность. Период от первой проверки (дата изготовления) до следующей и есть МПИ, то есть межповерочный интервал. Исчисляется он в годах и фиксируется в паспорте электросчётчика. Электронные приборы сильно уступают индукционным в длительности МПИ.

3. Тарифность . Однотарифные счётчики не могли позволить потребителям значительно экономить, зато электронные помогают беречь деньги от потреблённой электроэнергии за счёт тарифов, теперь повсеместно происходит "стирка ночью". В разное время суток производится раздельный учёт.

Выгоды двухтарифной системы

Учёт электроэнергии по двум и более тарифам очень выгодна не только потребителям, но и всей энергосистеме в целом. Нагрузка, которую несут электростанции, крайне неравномерна в течение суток. Утром и вечером она достигает пика, днём уменьшается, ночью - сокращается в несколько раз.

Неравномерный график нагрузок энергосистемы буквально убивает техническое состояние всего оборудования. На максимумах компании приходится отдавать все мощности, которые работают на износ, после чего требуют значительных средств для ремонта.

Двухтарифность выравнивает суточный объём энергопотребления за счёт использования потребителями крупных бытовых приборов ночью. Это и стиральные, и посудомоечные машины, и многое другое. А потребители экономят благодаря выгодным тарифам.

Общедомовой прибор учета электроэнергии

Среди последствий, связанных с реформой ЖКХ, - установка общедомовых приборов учёта. В настоящее время такие счётчики можно увидеть почти во всех многоквартирных домах.

С установкой общедомового счётчика порядок расчётов изменился. Жители расплачиваются не только за электроэнергию, которую потребляли в своих квартирах, но и за потраченную в местах общего пользования.

Так называемая электроэнергия МОП будоражит умы жителей, заставляет дискутировать и возмущаться. Конечно, лестничные клетки и подвалы требуют освещения, насосы и антенны - электричества, к тому же неизбежны внутридомовые потери электроэнергии. Тем не менее, жители изыскивают способы, чтобы снизить стоимость, которую фиксирует общедомовой прибор учета электроэнергии.

Основания для замены счётчика

1. Электросчётчик вышел из строя: диск не вращается, счётный механизм не переключает цифры либо неисправен так называемый самоход, где показания электросчётчика накручиваются без потребления электроэнергии.

2. Прибор учёта утрачен (потерян, украден).

3. Истёк срок эксплуатации.

4. Класс электросчётчика точности 2,5 подлежит обязательной замене на счётчик повышенного класса точности - 2,0 или же 1.0.

5. Истёк срок государственной поверки.

6. Прибор учёта имеет механические повреждения.

7. Нарушена пломба государственной поверки.

8. Поступило предписание от энергоснабжающей или сетевой организации.

9. Шаг навстречу желанию потребителя.

Приобретение нового электросчётчика

Прибор учёта электроэнергии должен быть зарегистрирован Госреестром по списку отечественных и импортных приборов учёта, которые прошли сертификацию и были утверждены к эксплуатации в РФ.

При покупке электросчётчика нужно в первую очередь обратить внимание на дату: первичная проверка заводом-изготовителем не должна быть проведена не более 24 месяцев назад для однофазных приборов учёта и не более 12 - для приборов трёхфазных, а класс точности не должен быть ниже 2,0.

Сроки межповерочного интервала чрезвычайно важно уточнять. Согласно законодательству, пренебрежение поверкой ставит прибор учёта в ряд нерасчётных: несмотря на наличие счётчика, платить придётся 3 месяца по среднемесячной норме потребления, то есть дорого, далее - по нормативам.

Многотарифный прибор следует проверить на соответствие тарифным зонам: ночная - с 23 часов до 07.00, пиковая зона (самая дорогая) - от 07.00 до 10. Время, которое не указано в часовых интервалах, - полупиковая зона, дневная.

Чтобы проверить все параметры счётчика, правильно ли запрограммированы данные, а также для того чтобы в случае необходимости перепрограммировать его, нужно обратиться в энергоснабжающую или сетевую организацию.

Демонтаж электросчётчика

Потребителю, который намерен демонтировать прибор учета электроэнергии в целях замены, ремонта или же поверки, необходимо подать письменное заявление в энергоснабжающую организацию.

В заявлении должно быть указано в обязательном порядке:

1. Ф.И.О. заявителя, с которым заключался договор на поставку электроэнергии.

2. Номер лицевого счёта или договора электроснабжения.

3. Точный адрес, где установлен счётчик, подлежащий демонтажу.

4. Контактные телефоны.

Специалисты приедут на вызов, снимут показания с прибора учёта, составят акт. Только после этого электросчётчик из расчётов выводится. Самовольный демонтаж прибора учёта - несанкционировнное вмешательство, снятая с прибора пломба изменяет порядок расчёта.

Расчёты будут производиться по объёму коммунальных ресурсов, рассчитанных таким образом: суммарная мощность всех имеющихся у потребителя электроприборов умножается на часы круглосуточной их работы. И это весь период от дня несанкционированного вмешательства до даты его устранения.

Одна из популярных ситуаций, когда не понятно, на чьей стороне закон – необходимость поменять электрический счетчик и, соответственно, заплатить за работу электрика и покупку нового прибора учета. После поднятия этого вопроса в управляющей компании очень часто начинается дискуссия и, к сожалению, не всегда в ней оказывается правым потребитель, т.е. Вы. Не знаете, за чей счет производится замена электросчетчика в частном доме, муниципальной или приватизированной в квартире? Далее мы расскажем, кто должен платить за все растраты в 2017 году.

Причина недоумений

Как ни крути, но причина, по которой Вы не знаете, кто должен оплачивать счет за замену старого либо неисправного счетчика электроэнергии – Ваша же невнимательность. Во время подписания договора между Вами и управляющей компанией, нужно очень внимательно прочитать все пункты этого документа.

Далее Вы узнаете, что по закону оплату меняемого электросчетчика в квартирах граждан может производить управляющая компания, но если в этом самом договоре данный пункт не оговаривается либо трактован по другому, не удивляйтесь, что в дальнейшем за все придется платить именно Вам.

На чьей стороне закон?

Итак, в Гражданском кодексе РФ четко сказано, что если квартира приватизирована (либо частный дом), то замена при поломке, установка и обслуживание счетчика электроэнергии падает на плечи владельца жилья.

Этот факт можно подтвердить, сославшись на Статью 210 Части 2. Раздела 2. Главы 13., а также 139 и 140 пункт Постановления Правительства РФ № 530, а также №354 и №442 с изменениями на 2015 год.

Репортаж, который подтверждает, что собственник дома в частном секторе либо квартиры сам должен оплачивать услуги за то, чтобы заменить электросчетчик:

Ответ представителя ОАО «МОСЭНЕРГОСБЫТ»

Однако возникает такой очевидный вопрос – «Если прибор учета электричества находится в квартире на лестничной площадке, за чей счет придется менять устройство?». Тут уже Вы можете опираться на 7 пункт Постановления Правительства РФ № 491, согласно которому платить за замену электросчетчика находящегося в подъезде должна управляющая компания.

Если же квартира муниципальная (принадлежит государству), то за то, чтобы поменять счетчик, платит энергоснабжающая компания. Сразу же следует отметить еще один важный нюанс – если в этом многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, платить за замену придется за ее счет.

Ну и последнее, что Вы должны учитывать – оплачивать замену за деньги управляющей компании получится только в том случае, если электросчетчик сломанный либо у него закончился срок эксплуатации. Если Вы просто решили заменить индивидуальный прибор учета электричества на более новый (к примеру, ), платить придется Вам самим, т.к. в Кодексе четко указано, что устройство меняется только когда неисправно. Кстати, Вы можете самостоятельно, перейдя по ссылке и прочитав простую инструкцию.

С полезной информацией по поводу некоторых нюансов замены счетчика Вы также можете ознакомиться на видео:

Как нужно менять прибор учета электроэнергии?

Вот и все, что хотелось рассказать Вам по данному поводу. Надеемся, теперь Вы знаете, за чей счет производится замена электросчетчика в квартире либо частном доме в 2017 году. Еще раз просим Вас внимательно читать, что подписываете, чтобы потом не возникал вопрос, за счет кого платить за работу.