философские категории, выражающие причинно-следственные связи между различными объектами. Необходимость отражает связи, имеющие причину в самом том процессе, в котором рассматриваются соотносимые (взаимосвязанные) объекты, причем в этом процессе необходимость реализуется обязательно. Случайность, напротив, обусловливается причинами внешними для рассматриваемого соотношения тех или иных объектов; эти причины являются звеньями какого-либо другого, «смежного» процесса, но в данном процессе случайность может и не произойти. Необходимость и случайность не существуют друг без друга: случайность есть форма проявления и дополнение необходимости. Каждый объект обладает случайными и необходимыми признаками. Существуют две крайности в оценке взаимосвязи необходимости и случайности. В социальных явлениях: фатализм (от лат. - роковой) преувеличивает или вообще абсолютизирует роль необходимости, воплощенной в законах природы и общества; волюнтаризм (от лат.- воля), напротив, абсолютизирует роль случайности, воплощенной в свободе и воле субъекта истории.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ

категории диалектики, выражающие своей полярностью существенно разные степени зависимости относительного от абсолютного, освещающие характер связи возможного и действительного, обоснованного и основания, обозначающие меру обусловленности явления его сущностью или законом.

(1) В обыденном смысле под Н. понимают то, что никак не обойти, что неизбежно, чему нельзя помешать или без содействия чего невозможно жить и создавать блага. Логическая противоположность Н. - "обходимое", т. е. то, чего можно избежать, что преодолимо и без чего можно обойтись. С., согласно В. И. Далю, есть нечаянное, приключившееся само собой без умысла; случай - безотчетное и беспричинное начало, в которое веруют отвергающие провидение; случать - соединять в одно место или вообще сближать. Так что случай - пересечение разных фрагментов действительности. В обычном смысле в С. вряд ли следует видеть истинную противоположность объективной Н., поскольку люди чаще применяют понятие С. в субъективно-оценочном значении "неожиданности события, неясности его причины". Когда говорят, что "наука - враг случайностей", то подразумевают именно этот смысл С.; в других же смыслах (например, в описываемых ниже смыслах 2 и 3) наука признает объективно-реальную природу С., изучает С. и использует знание о них в практических целях.

(2) В пантеистической философии Н. прежде всего понимается в смысле апофатического (отрицательного) намека на вездесущность Абсолюта: безусловное невозможно обойти, все существующее есть множество эманации субстанции, первой сущности. Согласно этой т. зр., Н. действует вовне из сферы невидимой и внутренней сущности, внешне она проявляется как акциденция (случайное бытие) или модус ("внешнее абсолютного", по Гегелю). Спиноза учил, что каждый атрибут необходимо выражает целокупность субстанции; атрибут постигается из самого себя, внешне же он ограничивает себя до масштаба "непосредственно данного", выявляется через модус.

Чем более нечто наделено субстанциальными признаками (чем оно "ближе" к Абсолюту), тем оно более Н.; напротив, чем слабее сопряжение косвенных производных Абсолюта с их предельным основанием, тем более случайным характером эти несовершенства обладают, относясь к внешней сфере акцидентального. Т. о., Н. и С. предстают соотносящимися противоположностями, и их взаимосвязь раскрывается по той же логике, что и связи субстанциального (атрибутивного) и акцидентального (модуса), внутреннего и внешнего, сущности и явления. "Совершающийся вслепую переход необходимости (в случайность), - пишет Гегель, - это скорее собственное развертывание абсолютного, его внутреннее движение, так что абсолютное, становясь внешним, скорее обнаруживает само себя" (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 2. M., 1971, с. 202).

Если Абсолют проявляет себя через многоуровневую цепь эманации и если сущность многопорядкова, то всякий раз следует особо указывать онтологический уровень (систему отсчета), в отношении которого нечто квалифицируют либо как Н., либо, наоборот, как С. То, что в одной системе отсчета Н., оборачивается С. в отношении действия сущности более глубокого порядка. И наоборот, если явления (качества) со временем диалектически снимаются, овнутриваются в составе нового качества и возвращаются в виртуальное лоно сущности, то бывшее С. способно интериоризоваться в Н, пополняя тем самым сущностные силы.

Случайное необходимо, а необходимое случайно; Н. не следует сводить к одной из ее разновидностей - к неизбежности - и впадать в фатализм. В указанном смысле С. столь же объективнореальна, как и Н. Можно определить в целом С. как пространственно-временную форму ограничения и проявления Н. В снятой (виртуальной) форме С. дополняет сферу Н. Н. всегда внутренняя и лишь отсвечивает вовне через С. Проявляясь всякий раз через какую-либо С., Н. тем самым ограничивает и отрицает себя именно как Н., переходя в свою случайную противоположность. Вместе с тем С. сохраняет ряд черт Н., тем самым по существу оставаясь Н., но также присовокупляет к этим чертам признаки своей уникальности, единичности, феноменальности. Описанный подход может быть также назван "эссенциализмом": категории И. и С. конкретизируют взаимосвязь сущности и явления, раскрывают их соотношение под специфическим углом зрения.

(3) С позиций вероятностного детерминизма Н. и С. понимаются как две разные формы действительности, два вида событий. Их противопоставляют и определяют путем различения двух типов возможностей, которые соответственно превращаются в необходимую действительность и в случайную действительность. Возможности подразделяют по степеням их силы, степени вероятности по шкале от нуля (невозможное) до единицы (овеществленная возможность, т. е. действительность). А. П. Шептулин предложил определять Н. и С. через понятия реальной и формальной возможностей. "Реальными называются такие возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями, законами функционирования и развития объекта; формальными - возможности, которые обусловлены случайными связями и отношениями" (Шептулин А. П. Категории диалектики. М., 1971, с. 219).

Формальные (абстрактные) возможности измеряются малыми степенями вероятности, для их осуществления недостает необходимых условий, тем не менее они, случается, превращаются в действительность (например, когда несколько наиболее сильных конкурирующих между собой возможностей обоюдно нейтрализуют друг друга и тем самым позволяют осуществиться какому-нибудь весьма несовершенному "проекту будущего"). Реальные (конкретные) возможности обладают максимальной жизнеспособностью, высокими степенями вероятности, близкими к единице; для своей реализации они обеспечены всеми необходимыми условиями. В описываемой модели мерой связи Н. и С. с возможностью и действительностью выступает "вероятность". Вероятное - мера необходимого в возможном (В. И. Корюкин, М. Н. Руткевич), а также мера случайного в действительном.

Н. - действительность, осуществившаяся из какой-либо одной из множества реальных возможностей, а С. - действительность, в которую превратилась одна из формальных возможностей. В ходе своего роста в сфере сущности абстрактные возможности способны усиливаться ДО конкретных, а реальные возможности, напротив, подчас ослабевают до степеней формальных возможностей. В этом смысле границы между Н. и С. размыты. Н. и С. поэтому способны переходить Друг в друга в своем скрытом возможностном базисе, хотя продукты опредмечивания принципиально разных возможного внешне "выглядят" как однотипные материальные явления.

(4) Сторонники субъективного идеализма не признают объективного существования Н. и С. Так, Юм выводил их из особенностей нашего мышления и привычек, Кант считал Н. и С. априорными способами мыслительной деятельности, внутренне присущими человеческому рассудку. Э. Мах, Г Якоби, Витгенштейн сводили Н. к сугубо логической связи понятий, к логической Н. Риккерт, Виндельбанд и ряд других неокашианцев, признавая Н. в природе, отвергали ее в общественной жизни. Многие философы-эмпирики склонны понимать действительность как сумму единичных фактов, чувственных данных и не находить в ней действия Н.; для них в мире господствует С.

Понятие необходимого и случайного

Познание причинности является началом выведения необходимости как общей категории и формы бытия. Если рассматривать причинно-следственные связи, то можно заметить, что причина возникает первично, вследствие чего наступает итог.

Замечание 1

В том случае, когда отсутствует причина, будет отсутствовать и следствие.

То есть, человек обнаружил, что связь причины и следствия имеет необходимый и неотъемлемый характер. Так как понятие необходимости формируется базируясь на исследованиях категории причины и на основе понимания важности неразрывной причинно-следственной связи, отдельные мыслители отождествляют с причинностью саму необходимость. Тем не менее, необходимость и причинность являют собою два разных понятия, которые затрагивают две разные стороны действительность. В реальности же, категория «причинности» будет отражать обусловленность определенных форм бытия посредством других, их генетические корни. Понятие «необходимости» является отражением неизбежности проявления определенных свойств и связей при сопутствующих благоприятных условиях.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Необходимость и случайность 430 руб.
  • Реферат Необходимость и случайность 230 руб.
  • Контрольная работа Необходимость и случайность 230 руб.

Таким образом, необходимым являются те связи и свойства, которые имеют определенную причину своей экзистенции и обусловлены внутренней природой материальных образований.

Определение 1

Связи или свойства, которые имеют причину своего бытия в ином, то есть, которые обусловлены факторами внешнего воздействия, являются случайными .

Определение 2

Необходимость является одним из аспектов внутренней стороны явления или предмета. Случайность же является выражением внешних свойств и признаков материальных образований, так как она непосредственно связана обстоятельствами и условиями бытия этого явления или предмета.

Критика идеалистических и метафизических воззрений на необходимость и случайность

Как правило, идеалисты не берут во внимание объективность необходимости. Они полагают, что необходимость является важным элементом только создания, так как это всего лишь его форма, свойство и методологическое требование.

Материалисты же рассматривают и утверждают объективное наличие необходимости, так как это одно из всеобщих свойств вещей и взаимосвязей предметов. Тем не менее, признавая логическую необходимость отдельные материалисты не считают, что случайность является объективным. Они полагают, что она создана лишь для прикрытия неосведомленности в определенных вопросах и делах.

Замечание 2

Когда человек не ведает причины определенного процесса или явления, или не может просто объяснить это явление, он объявляет его случайным.

Диалектика необходимости и случайности

Случайность и необходимость очень тесно переплетены между собой. По своей сущности, данные категории являются противоположными, но в системе категориального аппарата они нераздельны и выступают в единстве. Данное соотношение случайности и необходимости было произведено в высказывании Ф. Энгельса, который утверждал, что случайность является формой проявления необходимости. В одном из своих писем он писал:

«Люди сами творят свою историю, но до сих пор они делали ее, не руководствуясь общей волей, по единому общему плану, и даже не в рамках определенным образом ограниченного, данного общества. Их стремления перекрещиваются, и во всех таких обществах господствует поэтому необходимость, дополнением и формой проявления которой является случайность».


Необходимость и случайность - философские категории, имеющие важное значение для понимания характера процессов, совершающихся в объективном мире. В домарксовской философии был уже поставлен вопрос о том, что господствует в природе и обществе - необходимость или случайность. Но решить этот вопрос идеалистическая и метафизическая философия не могла.

Одни философские школы и системы утверждали, что явления природы имеют характер необходимости, и совершенно отрицали случайность, при этом необходимость отождествлялась с (см.). Другие проповедовали идею о чисто случайном характере всего совершающегося в природе и обществе и отрицали необходимость. Если же необходимость и признавалась, то она выводилась (идеалистами) из нематериальных сил, из божественных установлений, из «абсолютной идеи» и т. п. Только диалектический материализм впервые дал научное решение этого вопроса.

Диалектический материализм исходит из того, что в природе и обществе господствует не случайность, а необходимость. Это значит, что всё "существенное в объективном мире вызывается необходимостью, т. е. объективными законами развития. Например, смена дня и ночи, вращенне Земли и других планет вокруг Солнца, развитие одних органических видов из других и т. п. - всё это обусловлено объективной необходимостью, объективно существующими законами природы. Точно так же в истории общества смеиа одних формаций другими, изменение характера надстройки с изменением экономического базиса, классовая борьба и революции в антагонистическом обществе - всё это имеет не случайный, а необходимый характер.

Под необходимостью диалектический материализм понимает такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренней существенной связи и взаимодействия между явлениями, из определённого взаимосцепления причин и следствий. Например, войны при империализме неизбежны, ибо они с необходимостью вытекают из факта существования капиталистического способа производства и его противоречий. Диалектический материализм признаёт объективный: характер необходимости, т. е. существование необходимости в природе и обществе вне и независимо от сознания и желания людей.

Вместе с тем диалектический материализм не отрицает и случайности. Случайность также существует объективно, но она не вытекает с необходимостью из закономерного развития данного явления, хотя и имеет свою причину. Так, из семени с необходимостью произрастает растение, если семя попадает в благоприятные условия. Но возможны случаи, когда растение не созревает. Например, его побеги может побить град. По отношению к росту растения град является случайностью; если бы его не было, растение могло бы созреть. Случайное есть то, что может быть и что может не быть, что может произойти так и может произойти иначе.

Метафизика рассматривает случайность и необходимость как взаимно исключающие друг друга понятия. Механисты вовсе отрицают случайность. Диалектический материализм утверждает, что необходимость и случайность взаимно связаны, что случайность есть лишь дополнение и форма проявления необходимости. За случайностями всегда скрывается необходимость, которая определяет ход развития в природе и обществе и которую наука должна вскрыть, познать: «...где на поверхности происходит игра случайности, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы». Например, на капиталистическом рынке цены товаров колеблются в зависимости от ряда случайных причин. Но сквозь случайные колебания цен пробивается с необходимостью действие закона стоимости.
Познание может считаться научным лишь постольку, поскольку оно познаёт явления природы и общества в их необходимости. Познание не может основываться на случайностях.

Наука - враг случайностей. За случайностями наука всегда старается найти закономерность, необходимость. Отрицание объективной необходимости, закономерности закрывает путик научному познанию явлений, неизбежно приводит к неправильному представлению о природе и обществе как царстве хаоса и случайностей. Например, мичуринская биология в противовес лже биологии вейсманизма морганизма является подлинной наукой по тому, что она вскрывает необходимость, закономерность в развитии организмов и даёт тем самым возможность сознательно воздействовать на природу, переделывать со целенаправленно, в интересах человека. Вейсманизм-морганизм, выдвигающий па первый план действие случая, практически бесплоден н разоружает человека перед природой. Мичурин считал глупым кладо искательством ту практику в агробиологии, которая опиралась исключительно на поиски случайных изменений
в организмах.

Мичуринская биология является преобразующей революционной наукой, основывающейся но на случайностях, а на сознательном управлении законами развития живой природы. Буржуазная социология, как правило, опирается па случайность в объяснении хода человеческой истории. Классовые интересы, которые отстаивает реакционная социология, ставят её в непримиримое противоречив с научным познанием общества, требующим раскрытия объективной исторической необходимости, объективной закономерности в общественном развитии. Лишь марксизм впервые в истории человеческой мысли открыл объективные законы развития общества.

В капиталистическом производство, основанном на конкуренции и анархии, случайность играет большую роль, и необходимость там прокладывает себе дорогу сквозь массу случайностей как слепо действующая сила. В советском социалистическом обществе, основанном на плановом ведении хозяйства, объективная историческая необходимость познаётся и реализуется в целенаправленной деятельности людей, организуемых Коммунистической "партией. Здесь роль случайностей в общественной жизни сводится к минимуму; люди овладевают объективными законами развития и действуют в соответствии с этими законами. Опираясь на знание объективной необходимости, назревающих потребностей развития материальной жизни советского общества, Коммунистическая партия намечает практические задачи и мобилизует на их решение миллионные массы народа. (См. также

Людей издавна интересовал вопрос о том, что в природе и жизни людей происходит обязательно, а что – нет. Эти размышления породили проблему соотношения необходимости и случайности. Необходимость – это то, что обязательно, непременно происходит в данных условиях, а случайность – это то, это может произойти, а может и не произойти в этих условиях.

Различие между необходимостью и случайностью заключается в том , что причины необходимости коренятся в сущности данного объекта, а причины случайности лежат во вне – во внешних условиях, которые складываются в основном независимо от этого объекта. Когда внутренняя и внешняя причинно-следственные связи пересекаются, то и происходит событие, являющееся случайным по отношению к данному объекту.

Например, человек шёл на работу и, переходя улицу, попал в аварию. То, что он ходил на работу, – это необходимость, а то, что он стал жертвой аварии, – случайность, поскольку неисправность тормозов и езда на красный светофор (причина аварии) возникли независимо от него.

Отрицание объективного существования случайностей ложно и методологически вредно. Признавая всё одинаково необходимым, человек не может отделить существенное от несущественного. При таком взгляде сама необходимость низводится до уровня случайности.

Если Спиноза, Гольбах и другие абсолютизировали роль необходимости, то Шопенгауэр, Ницше и другие иррационалисты считали, что в мире всё случайно и непредсказуемо.

На самом же деле в мире имеется и необходимость и случайность. Не существуют они в чистом виде, согласно диалектике, каждое явление, каждый процесс есть единство необходимости и случайности. Нет полностью необходимых или полностью случайных явлений, каждое из них содержит и момент необходимого и момент случайного. Возьмём, к примеру, такое событие, как женитьба. То, что молодой человек вступает в брак, - это необходимость, обусловленная его духовными и физиологическими потребностями. А то, что он вступает в брак именно с данной девушкой, - это уже случайность. Если бы мы признали, что и этот момент - необходимость, то вынуждены были бы заключить, что кто-то распределил, кому на ком жениться, и следит за неукоснительным исполнением этого. Ничего подобного, конечно, нет. Если бы молодому человеку не встретилась данная девушка, то он мог бы жениться на другой, не любой, а соответствующей его идеалу. Но встреча девушки, отвечающей его идеалу, дело случая и зависит от внешних обстоятельств. Когда мы рассматриваем событие в целом, то оно выступает как единство необходимости и случайности, когда же фиксируем определённое отношение, в котором рассматривается событие, то должны с полной определённостью сказать, необходим этот момент или случаен. Иначе диалектика будет заменена эклектикой – механическим соединением противоположностей.

Необходимость как закономерность объекта проявляется в его взаимодействии с внешними условиями.

Связь необходимости и случайности можно выразить двумя принципами:

1) необходимость обнаруживается только через массу случайностей,

2) случайность – это форма проявления необходимости. Например, давление газа на стенки сосуда – необходимость, но она реализуется через массу случайностей – удары отдельных молекул.

В процессе развития случайность может превращаться в необходимость. Пример – биологическая эволюция, которая есть тотальное превращение случайностей в необходимость: полезные мутации, имеющие случайный характер, накапливаются в ходе естественного отбора, становятся достоянием вида и передаются последующим поколениям.

Билет №6

    Философия Аристотеля.

По мнению Аристотеля, все вещи, процессы и явления, существуют благодаря четырем началам, или причинам.

Первая из них – формальная причина, или форма. Формой он называл сущность бытия каждой вещи.

Второе начало мира – материальная причина, или материя. Он различал первую материю – полностью неоформленную, бесструктурную массу и последнюю материю в виде 4-х стихий – воды, воздуха, огня и земли – уже слегка оформленную, возникшую из первоматерии и служащую непосредственно материалом для вещей.

Третье начало мира – целевая, или конечная, причина, отвечающая на вопрос «для чего?» Аристотель полагал, что всё в природе и обществе осуществляется ради какой-то цели. Такое мировоззрение называют телеологичным.

Четвертое первоначало Аристотель находит в движущей причине. Он отрицает самодвижение, и считает, что движущееся должно приводиться в движение только чем-то внешним. Одни тела движут другие, а перводвигателем служит Бог.

По Аристотелю , вещь обладает всеми четырьмя причинами и в деятельности человека имеются все 4 причины. Но он был не прав в том, что это относится ко всему миру и всем его процессам. Здесь Аристотель допустил антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств на тела и явления природы.

Все 4 причины, по Аристотелю, извечны. Но сводимы ли они друг к другу? Материальная причина не сводима к другим. А формальная, движущая и целевая причины сводятся, в конечном счете, к одной, и таковой триединой причиной служит Бог. Аристотель ввел такой термин как теология – учением о Боге.

МОЖНО НЕ ГОВОРИТЬ . (Таким образом, в целом учение Аристотеля это объективный идеализм и это – идеализм дуалистического толка (т.е. 2 начала материя и форма)).

ДЛЯ ОБЪЕМА МОЖНО И СКАЗАТЬ! (В своих космологических взглядах Аристотель стоял на позициях геоцетризма. Типо космос, как и Земля, имеет форму шара. Он состоит из множества оболочек, к которым прикрепляются небесные тела, ближе всего нах-ся сфера луны, потом солнца, потом планет и потом сфера звезд. Все небесные тела состоят из эфира – материи надлунных сфер; эфир – 5ая стихия, которая не существует на земле).

Свое учение о форме и материи Аристотель использовал в психологии : душа является формой по отношению к телу, оживляет его и приводит в движение. Душа – посредник между Богом и материей. Души присущи растениям, животным и людям. Душа имеет три части: вегетативную, или растительную (способность к питанию), животную, или чувственную (способность к ощущению), разумную (способность к познанию). Растения имеют только первую часть, животные – первую и вторую, человек – все три. В этом учении Аристотеля содержится глубокая догадка о ступенях эволюции свойства отражения (раздражимость – психика - сознание). Вегетативная и животная части души зависят от тела и смертны, а разумная часть души, по Аристотелю, не зависит от тела, бессмертна и связана с Богом, который есть чистый разум.

В своих гносеологических взглядах Аристотель не отрицал значения чувственного познания, более того, он правильно считал его началом всякого познания. В целом процесс познания, по Аристотелю, включает в себя следующие ступени: ощущение и чувственное восприятие, опыт, искусство, наука, которая служит вершиной познания. В учении Аристотеля впервые наметилась тенденция к пониманию единства чувственного и рационального в познании.

Основным в этико-политических взглядах Аристотеля было определение человека как общественного животного, наделённого разумом. Главное отличие человека от животного – способность к интеллектуальной жизни и приобретению добродетели. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, - писал Аристотель. Он правильно полагал, что человек от рождения не обладает добродетелями (положительными качествами), от природы ему даны лишь возможности приобрести их.

Аристотель различал интеллектуальные и этические добродетели. К первым он относил: мудрость, благоразумие, ко вторым – мужество, справедливость, щедрость, честность, великодушие. Первые добродетели приобретаются путём обучения, вторые – путём воспитания. Аристотель справедливо оспаривал мнение Сократа о том, что якобы никто, обладая знанием о добре, не станет действовать дурно. Одно дело – иметь знание о добре, другое – хотеть им пользоваться. Задача воспитания как раз заключается в переводе нравственного знания во внутреннее убеждение и в действие.

Учение Аристотеля о человеке направлено на то, чтобы личность поставить на службу государству. По его мнению, человек рождается политическим существом и носит в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Решающую роль, по Аристотелю, в политической жизни играет добродетель справедливости. Аристотель не принял «идеальное государство» Платона, отметив, что целое не может быть счастливо, если все его части несчастливы. По Аристотелю, не только человек должен служить государству, но и наоборот.

Аристотель различал три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформации первых. В хороших формах правление осуществляется в рамках закона, а в плохих – нет. Хорошими он считал монархию, аристократию; плохими – тиранию (возникшую как деформация монархии), олигархию (деформацию аристократии) и крайнюю демократию (деформацию политии).

    Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм.

У человека имеется три основных способа постижения мира – чувственное, рациональное и интуитивное познание. Исходным моментом общего познавательного процесса служит чувственное познание . Оно осуществляется с помощью анализаторов. У человека имеется 9 анализаторов. Помимо хорошо известных зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного имеются ещё температурный, кинестетический, вестибулярный и висцеральный анализаторы. Например, температурный анализатор с помощью своих рецепторов, расположенных в коже, ротовой полости и во внутренних органах, даёт информацию о температуре внешних предметов и самого организма.

Возможности чувственного отражения расширяются с помощью приборов, роль которых в познании и практике непрерывно возрастает. Существует их несколько типов. Приборы-измерители (весы, линейка) дают количественную меру тем параметрам, которые воспринимаются анализаторами, но не измеряются, так как органы чувств лишены эталона для сравнения. Приборы-усилители (очки, микроскоп, звукоусилитель) отображают объекты, не воспринимаемые или плохо воспринимаемые невооружёнными анализаторами в силу их малой чувствительности. Приборы-преобразователи (амперметр, радиометр, камера Вильсона) трансформируют воздействие объектов (например, радиоактивное излучение), для восприятия которых у человека нет органов чувств, в форму, пригодную для восприятия (чаще всего в показания по шкалам и циферблатам). Приборы-анализаторы (электрокардиограф) выявляют структуру и составные части исследуемого объекта или процесса.

Исходной формой чувственного познания служат ощущения. Примеры ощущений: красное, синее, горькое, тёплое, мягкое и т.п. Ощущение – это отражение отдельного (одного) свойства объекта. Другой форме чувственного познания – восприятию , которое представляет собой целостный образ предмета, действующего на органы чувств. Третья форма чувственного познания – представление. Оно есть след восприятия, целостный чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти после действия предмета на органы чувств. Человек обладает способностью оперировать представлениями, комбинировать их и создавать новые образы. Такая способность называется наглядно-образным мышлением, или воображением.

Второй способ постижения мира – рациональное познание . Его же именуют абстрактным мышлением, разумом, иногда интеллектом. Оно представляет собой обобщённое и опосредованное отражение бытия в форме системы понятий, обеспечивающей на основе чувственных данных раскрытие причин и законов. Базовыми формами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства какого-либо класса предметов или явлений. По степени общности (по объёму) понятия бывают менее общими, более общими, предельно общими (стол – мебель – материальный предмет). В отличие от ощущений, восприятий и представлений понятия лишены наглядности, или чувственности. Суждения и умозаключения – это формы познания, в которых движутся понятия. Чтобы правильно воспроизвести мир, необходимо так связать понятия, как связаны между собой предметы, отображаемые ими. Это происходит в суждениях и умозаключениях. Суждение – это мысль, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о чём-либо. Суждения делятся на утвердительные и отрицательные. Умозаключение – это мысль, в ходе которой из нескольких имеющихся суждений (посылок) получается новое суждение (вывод).

Умозаключения служат высшей формой рационального познания, поскольку именно с их помощью на основе имеющегося знания без обращения к чувственному опыту приобретается новое знание. Представления, понятия, суждения и умозаключения могут образовывать целостную систему знания – теорию, которая призвана описывать и объяснять некоторую сферу бытия. Понятия, выраженные в научных терминах, составляют категориальный аппарат теории, суждения образуют принципы и законы теории, умозаключения – способы обоснования знания в ней с помощью вывода, а представления служат наглядными моделями (например, модель клетки, атома и т.п.).

История европейской философии была отмечена спором между сенсуализмом и рационализмом. Сторонники сенсуализма главным и даже единственным источником знаний признавали чувственное познание. За мышлением сенсуалисты признавали лишь функцию суммирования и упорядочения чувственных данных.

Рационалисты напротив, преувеличивали, а в некоторых случаях и абсолютизировали роль разума в познании. Результаты чувственного опыта они считали либо неистинным знанием, либо поводом для настоящего познания.

С диалектической точки зрения вопрос о том, какое познание важнее – чувственное или рациональное – некорректен. Правомочен вопрос только о функциях этих двух способов познания. Совокупное знание имеет своим источником как чувственное, так и рациональное познание. Первичным из них служит чувственное познание - ощущения и восприятия. Это – единственная связь сознания с внешним миром. Без него познание вообще бы не началось. На основе чувственных данных мышление посредством умозаключений формирует новое, более глубокое знание – знание о микроструктурах, причинах, законах, не воспринимаемых в ощущениях объектах. Таким образом, чувственное и рациональное представляют собой два необходимых и дополняющих друг друга способа познания мира.

Билет №7

    Философия Древнего Китая (даосизм, конфуцианство).

Одно из 2х основных философских учений в Древнем Китае – даосизм, основателем которого был Лаоцзы. Центральное понятие этого учения – дао. Дао – это Великий Путь для Космоса, Земли и Человека. В то же время дао – это источник, корень всего существующего. Дао существует везде и во всём. Само по себе дао человеком не воспринимается, но оно воплощается в вещах, предметах, растениях, животных, людях и т.д. Таким образом, окружающий нас мир, чувственный мир – это воплощение дао, его китайцы называли “дэ”.

Дэ непосредственно воспринимается органами чувств. В целом мир – единство дао и дэ. Дао постигается не органами чувств, а разумом, мышлением. Познать Дао – значит постигнуть законы природы и научиться соответствовать им.

Даосы в глубокой древности почувствовали возможность возникновения конфликта между обществом и природой. Поэтому их главным жизненным принципом стал принцип у вэй – принцип следования дао, т.е. такого поведения, которое согласуется с природой человека и Вселенной. У вэй – это такое поведение, которое основывается на использовании естественных свойств вещей и процессов и не включает в себя насилие, повреждение природы. Это – способ жизни в согласии с миром. Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и даже гибели. Даосизм призывал к органическому слиянию с природой. Это учение оказало большое воздействие на культуру Китая, особенно на его искусство.

Если даосизм рассматривал преимущественно отношение человека ко всему миру и к природе, то второе влиятельное учение в китайской философии – конфуцианство – поставило главным предметом отношение человека к обществу, государству и семье. Основателем этого учения был Конфуций. Исходной для Конфуция была концепция «неба» и «небесного веления». С мечтой упорядочить жизнь общества Конфуций и создаёт своё учение.

Важной его частью служит представление о «благородном муже» – идеале человека – цзюнь-цзы . Последний должен обладать двумя важнейшими качествами: гуманностью и чувством долга . Он должен быть добрым и справедливым по отношению к низшим, почтительным к старшим и высшим.

Основой гуманности Конфуций считал «сяо» сыновнюю почтительность . Здесь конфуцианство опиралось на древнейший в Китае культ почитания предков. Смысл сяо в том, что почтительный сын должен всю жизнь заботиться о родителях, чтить и любить их при любых обстоятельствах.

Успех конфуцианства в большой степени был обусловлен тем, что Конфуций, мечтая «сплотить Поднебесную в одну семью», предложил распространить принципы отношений в большой сложной семье на всё общество и осуществить это с помощью ритуализированного этикета – «правил ли».

Одна из основ социального порядка, по Конфуцию, - строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, государь, - это непререкаемый авторитет для младшего, подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле и слову – это элементарная норма для младших и подчиненных, как в государстве, так и в семье. Однако это не означало, что «старшие» могли допускать произвол и несправедливость.

После смерти его основателя конфуцианство распалось на 8 школ, важное значение из которых имели две. Одна из них – школа Мэнцзы , тяготевшая к идеализму. Его нововведением был тезис об изначально доброй природе человека, которому даны Небом (врождены) человеколюбие, справедливость, благонравие, знание добра. Небо определяет судьбы людей и государства, император – сын Неба. Образование позволит человеку познать себя, Небо и служить ему. В своей концепции гуманного управления страной Мэнцзы обосновывал идею о главенствующей роли народа в обществе и подчинённой роли правителя , которого народ вправе сместить, если он не отвечает нужным требованиям.

Основатель другой школы – Сюньцзы , тяготевший к материализму, рассматривал Небо не как верховного владыку и управителя, а как совокупность естественных явлений. Сюньцзы отвергал существование мирового творца, он полагал, что возникновение и изменение всех явлений происходит согласно естественным законам по кругу и объясняется взаимодействием двух сил: положительной – «ян» и отрицательной – «инь».

Поступки людей, по Сюньцзы, не определяются небесной волей, её нет в действительности, всё зависит от самих людей. Человек же, по мнению Сюньцзы, по природе зол, он рождается завистливым и злобным; необходимо воздействовать на него с помощью воспитания и закона, и тогда он станет добродетельным.

Конфуцианство имеет сильную и слабую стороны. Последняя заключается в чрезмерной консервативности учения, препятствующей становлению новых, более целесообразных, форм жизни. Сильная же его сторона состоит в том, что оно несёт многие здоровые нравственные принципы: преданность своим семье и народу, почтительность к родителям и старшим, великодушие, правдивость, трудолюбие, человечность.

    Медицина как наука, её основные категории (норма, патология, здоровье, болезнь).

Медицина - это система знаний о взаимосвязи процессов нормальной и патологической жизнедеятельности организма и личности человека; эти знания используются для диагностики, лечения, профилактики болезней и повышения уровня здоровья людей.

Задача медицины – не давать возможности болезни превращаться в действительность.

Основные функции медицины. Изначально, в ходе зарождения медицины она выполняла 2 функции – диагностики и лечения болезней. Когда медицина стала уже развитой наукой, у неё появилась 3-я функция – профилактика (предупреждение) болезней и укрепление здоровья.

Трактовка нормы в разное время была неодинаковая.

1) В средние века под нормой понимались такие показатели организма, которые обусловлены мировым разумом. Считалось, что мировой разум служит творцом всего окружающего мира, он его гармонизирует, устанавливает во всём правильные отношения, в том числе и в организме человека.

2) В 1й половине 20 века понятие нормы изменилось: норма - такие показатели организма, которые медицинское сообщество договорилось считать нормальными, т.е. норма – это результат соглашения между медиками. А объективно (т.е. независимо от сознания врачей) норма, согласно конвенционализму, не существует.

3) Сейчас преобладающей стала диалектико-материалистическая трактовка нормы. При такой трактовке считается, что норма имеет объективный характер, а её сущность выявляется на основе диалектического закона перехода количества в качество и философской категории меры.

4) В биологии и медицине философской категории меры соответствует понятие нормы. Норма – это мера здоровья, тот интервал изменений показателей организма, который характерен для состояния здоровья. Мера это тот интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество. Когда же показатели выходят за пределы нормы, то это уже свидетельствует о том, что состояние здоровья сменилось состоянием болезни.

Практическое установление нормы является весьма сложной проблемой. Это связано, во-первых, с тем, что норма индивидуальна, и норма одного человека может совпадать, а может и не совпадать с нормой другого. И, во-вторых, норма изменчива: у одного и того же человека она может изменяться в зависимости от возраста, перенесённых заболеваний, питания, и других составляющих образа жизни.

В настоящее время пока пользуются средней для всех людей нормой. Отклонение показателя от нормы – это патология, симптом болезни.

Патология – это интервал изменений показателей организма, характерный для состояния болезни.

Жизнь существует в двух формах – в форме здоровья и форме болезни . Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Можно определить здоровье как состояние, при котором показатели организма и личности соответствуют норме. Такое определение является правильным, но слишком бедным: оно не говорит о том, в чём это состояние заключается.

Более богатое определение здоровья можно дать, если использовать мысль Маркса о том, что «болезнь есть стеснённая в своей свободе жизнь», а также принять во внимание, что способом существования человека служит деятельность. Именно через различные виды деятельности человек выполняет свои социальные функции – функции обучения, повышения квалификации, самосовершенствования; трудовые функции; родительские функции; гражданские, супружеские и дружеские функции.

С учётом сказанного, можно дать такое определение: здоровье – это такое состояние организма и личности, при котором их показатели соответствуют норме, а человек в полной мере может выполнять свои социальные функции.

Билет №8

Среди многообразных явлений природы и человеческого общества есть и такие, которые не вытекают с необходимостью из закономерного развития данной вещи или данного ряда событий, которые могут случиться, а могут и не случиться, могут произойти так, но могут произойти и иначе. Это случайные явления.

Например, град, повредивший посевы, является случайным по отношению к труду земледельцев и закономерностям роста растений.

Вокруг проблемы случайности в науке велось немало споров. Из правильного положения о причинной обусловленности всех явлений в природе и человеческом обществе многие ученые и философы делали неверный вывод о том, что в мире есть только необходимость, а случайных явлений нет. Случайность, с их точки зрения, - это субъективное понятие, при помощи которого мы обозначаем то, причины чего мы не знаем.

Такой взгляд глубоко ошибочен, потому что здесь отождествляются два разных понятия: необходимость и причинность. Верно, что нет в мире беспричинных явлений; верно, что и случайные явления причинно обусловлены. Но от этого случайные явления не становятся необходимыми. Возьмем такой пример. Поезд сошел с рельсов и потерпел крушение. Мы можем узнать причину крушения, например плохое крепление рельсов к шпалам, которого не заметил обходчик; тем не менее крушение является случайностью, а не необходимостью. Почему? Потому что оно было вызвано обстоятельством, не вытекающим из закономерностей движения поездов по железным дорогам, поскольку технически вполне возможно создать условия, при которых крушении не будет.

Отрицание объективной случайности ведет к выводам, вредным и с научной и с практической точки зрения.

Признавая все одинаково необходимым, человек оказывается неспособным отделить существенное от несущественного, необходимое от случайного. Как говорил Энгельс, сама необходимость низводится при таком взгляде на уровень случайности.

Для правильного понимания необходимости и случайности нужно видеть не только различия, но и связь между ними. Этой связи совершенно не понимает метафизика, для которой необходимость и случайность - это противоположности, не имеющие друг с другом ничего общего. В противовес метафизике материалистическая диалектика доказала, что неправильно абсолютно противопоставлять случайность необходимости, рассматривать случайность изолированно от необходимости, как поступают метафизически мыслящие люди. Никакой абсолютной случайности нет. Есть только случайность по отношению к чему-либо.

Неверно думать, будто явления могут быть либо только необходимыми, либо только случайными. Любая случайность содержит в себе момент необходимости, точно так же как необходимость прокладывает себе дорогу сквозь массу случайностей. Диалектика необходимости и случайности состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и ее дополнение. Следовательно, случайности имеют место и внутри необходимого процесса.

Приведем пример. С переходом к зиме в северных широтах наступают холода, выпадает снег. Это необходимость. Но в какой именно день температура опустится ниже нуля и выпадет снег, каким будет холод, сколько выпадет снега и т. д. - все это является случайным. В то же время в этих случайностях проявляется необходимость, ибо и холод и снег - обязательные признаки нашей зимы.

В приведенном выше примере с поездом, сошедшим с рельсов, крушение было случайностью. Однако если на железной дороге плохая организация, слабая дисциплина, низкая квалификация работников, то аварии из редкой случайности становятся необходимым результатом неудовлетворительной работы дороги. Конечно, и в этом случае конкретные обстоятельства той или иной аварии, а также место и время их происшествия остаются более или менее случайными.

Случайности, далее, оказывают влияние на ход развития, необходимого процесса, они могут ускорять или замедлять его. Очень часто случайности в ходе развития настолько включаются в необходимый процесс, что сами превращаются в необходимость. Так, согласно теории Дарвина, незаметные случайные изменения организмов, полезные для них, закрепляются наследственностью, усиливаются в ходе эволюции и приводят к изменению вида. Случайные различия, таким образом, превращаются в необходимые признаки нового вида.

Сказанное свидетельствует о том, что необходимость и случайность не отделены друг от друга непреодолимым рвом, они взаимодействуют, переходят друг в друга в процессе paзвития.

Из связи случайности и необходимости следует, что и случайные явления также подчиняются известным закономерностям, которые могут быть изучены и познаны.

Так, например, статистикой установлено, что в США средняя продолжительность жизни белых выше, чем негров. Эта закономерность не означает, что всякий белый живет дольше всякого негра. Некоторые белые умирают молодыми, а некоторые негры доживают до глубокой старости. Но в среднем, в массе, указанная закономерность действует, и в ней находят свое выражение тяжелое положение негров в США, расовая дискриминация, худшие условия жизни, более низкая заработная плата и т. д.

Закономерности, которым подчинены случайные явления, обобщены в ряде научных теорий, в частности в математической теории вероятности.