Характеристика транспорта Италии (современная).

Наземных видов и воздушного транспорта.

В такой стране, как Италия, вытянутой по своей конфигурации, глубоко вдающейся в Средиземное море в самом его центре, расположенной на пересечении многих международных транспортных путей, являющейся южным форпостом Европейского экономического сообщества на торговых путях через Средиземное море, транспорт, как внутренний, так и внешний, играет очень важную роль. Италия имеет хорошо развитую транспортную сеть. Сеть железных и автомобильных дорог Италии развивалась преимущественно в меридиональном направлении. Широтных коммуникаций недостаточно, за исключением Паданской равнины. Многие автомобильные и железные дороги проложены на крутых склонах, проходят в туннелях или по многочисленным мостам и виадукам, поэтому их строительство и эксплуатация очень дороги. В международных автомобильных и железнодорожных перевозках большую роль играют дороги, проложенные в Альпах, особенно через перевалы Симплон, Мон-Сени, Тарвизио, Сен-Готард, Бреннер и другие, под которыми пробиты туннели.

В Италии более 90% пассажиров и более 80% грузов перевозится автомобильным транспортом. Из 293 тыс.км. автодорог около половины приходится на Северную Италию. В Италии сосредоточена 1/4 всех европейских автострад (около 6 тыс. км), в том числе и старейшая в мире автострада Милан-Варесе, построенная в 1924г. Главная транспортная артерия страны - Автострада Солнца, идущая через всю Италию, от Турина через Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь к Реджо-ди-Калабрия. Через территорию Италии проходят пять международных автострад: Лондон-Париж-Рим-Палермо, Лондон-Лозанна-Милан-Брин-дизи, Рим-Берлин-Осло-Стьордан, Рим-Вена-Варшава, Амстердам-Базель-Генуя. Итальянский автопарк насчитывает свыше 20 млн. автомобилей, в том числе около 18 млн. легковых.

Железнодорожный транспорт не выдержал борьбы со столь мощным конкурентом и долгое время находился в состоянии кризиса. Лишь в последние годы, государство, которому принадлежит 82% железных дорог, начало вкладывать капиталы в их усиленное развитие. Модернизированы некоторые линии, построена скоростная железная дорога Рим-Флоренция (“Диреттиссима”), на которой поезда могут развивать скорость до 200-260 км в час, эта трасса составляет часть будущей скоростной магистрали, свяжущей Милан с Флоренцией, Римом, Неаполем. Общая длина железных дорог - 19,8 тыс.км (включая запасные пути), из них 10,2 тыс.км электрифицировано.

С развитием нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности выросла сеть трубопроводного транспорта. Общая длина магистральных нефте- и газопроводов превышает 8 тыс.км. Некоторые из них имеют международное значение, например трубопровод, поставляющий Российский газ на Север Италии, нефтепровод Триест-Ингольштадт. Из Генуи проложен нефтепровод в Милан, Мюнхен, Швейцарию.

Довольно быстро развивается гражданская авиация. Она занимает видное место в Западной Европе. Крупные аэропорты (Фьюмичино близ Рима, Линате близ Милана) служат важными узловыми центрами международной сети авиалиний, соединяющих Европу с другими континентами. Во внутренних перевозках важны аэропорты Неаполя, Палермо, Венеции, Генуи. Воздушный транспорт страны на 75% контролируется государством через компанию “Алиталия”.

Речного и морского транспорта.

Различные значения доли морского транспорта в импортных и экспортных перевозках в физическом и стоимостном выражении обусловлены большими различиями в характере перевозимых грузов. Импортные перевозки преимущественно связаны с ввозом таких массовых грузов, как нефть, уголь, руда, зерно, древесина и отдельные виды продовольствия, которые при большом физическом объеме имеют относительно меньшую стоимость. В отличие от этого экспортные перевозки в основном связаны с вывозом на внешние рынки самой различной промышленной продукции, которая при меньшем физическом объеме имеет значительно большую стоимость. По этим причинам физический объем ввозимых грузов в 5-6 раз превышает объем вывозимых грузов. Для осуществления морских перевозок Италия располагает широкой сетью больших и малых портов, судооборот и грузооборот которых из года в год повышается. По размерам грузооборота портов Италия занимает I-е место среди средиземноморских стран.

Речной транспорт Италии развит слабо из-зи отсутствия крупных рек. По каналам Венеции, ее лагуне и на альпийских озерах курсируют небольшие пассажирские суда типа “речных трамваев”, в небольших количествах перевозятся грузы.

Италия имеет довольно большой по количеству судов торговый флот. Он занимает восьмое место среди капиталистических стран мира (после Либерии, Японии, Великобритании, Норвегии, Греции, США и ФРГ). Среди стран ЕЭС Италия по общей валовой вместимости судов торгового флота занимает 3 место, уступая лишь Великобритании и ФРГ. Наряду с судами, которые используются под флагом Италии, итальянские судовладельцы имеют значительное количество судов, зарегистрированных в других странах и используемых на внешних рынках под “удобными флагами”. Общее количество таких судов достигает 20-25% общего тоннажа итальянского торгового флота. Эти суда в официальных статистических публикациях по итальянскому торговому флоту не учитываются.

Суда итальянского торгового флота используются для своих внешнеторговых и каботажных перевозок, проходящих через итальянские порты транзитных перевозок грузов соседних стран, а также для международных перевозок между иностранными портами. Большая часть внешнеторговых грузов Италии перевозится за счет фрахтования иностранных судов, за что иностранным судовладельцам ежегодно выплачиваются значительные суммы валюты. Итальянские суда пока сохраняют повышенную роль лишь в международных пассажирских перевозках, что в значительной степени поддерживается выделяемыми ежегодно субсидиями.

Наряду с внешнеторговыми перевозками морской транспорт играет важную роль в обеспечении внутренних перевозок Италии. На его долю приходится около одной трети всего объема внутренних перевозок страны. Эти перевозки, как правило, осуществляются на судах под итальянским флагом.

Организационная структура торгового флота.

Итальянский торговый флот отличается усложненной организационной структурой. Наряду с наличием министерства торгового флота и нескольких крупных судоходных кампаний, контролируемых государственными организациями, как например, группа Finmare, акционерная компания SNAM и Sidemar, в Италии имеется ряд других крупных судоходных компаний и несколько сотен различных по составу и характеру деятельности частных судовладельческих и судоходных компаний.

Большая часть частных судовладельческих компаний входи в так называемую национальную федерацию независимых судовладельцев - Confitarma. Министерство торгового флота имеет ограниченные функции, которые чаще проявляются в решении таких вопросов, как распределение ассигнований на флот, подготовка законопроектов по отдельным вопросам торгового флота и судоходства, общих вопросов материального обеспечения и страхования моряков и других вопросов.

В такой стране, как Италия, вытянутой по своей конфигурации, глубоко вдающейся в Средиземное море в самом его центре, расположенной на пересечении многих международных транспортных путей, транспорт, как внутренний, так и внешний, играет очень важную роль.

В связи с вытянутостью страны с севера на юг ее сеть железных и автомобильных дорог развивались преимущественно в меридиональном направлении. . Из 293 тыс. км автодорог около половины приходится на северную Италию, на Юге страны густота дорожной сети значительно меньше. Железные дороги уступают по значению автомобильным, однако сейчас в железнодорожное строительство стало вкладываться больше капитала, чем в автотранспортное.

Во внутренних перевозках грузов и пассажиров доминирует автомобильный транспорт: на него приходится 3/4 всех сухопутных перевозок грузов. Более 90% пассажиров и более 80% грузов перевозится автомобильным транспортом. В Италии сосредоточена 1/4 всех европейских автострад (около 6 тыс. км), в том числе и старейшая в мире автострада Милан - Варесе, построенная в 1924 г.

Главная транспортная артерия страны - Автострада Солнца, идущая через всю Италию, от Турина через Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь к г. Реджо-ди-Калабрия. По этому же маршруту строится скоростная железная дорога, но общая протяженность действующих железных дорог, преимущественно электрифицированных, сокращается из-за конкуренции автомобильного транспорта.

Удобные перевалы через Альпы обеспечивают связь Италии с ее северными соседями. Несмотря на то, что перевалы находятся на больших высотах, Альпы никогда не являлись барьером между Италией и остальной Европой. Основные трансальпийские железные дороги следуют по длинным туннелям под перевалами Фрежюс (фр. Fréjus) во Францию, Симплонским и Сен-Готардским в Швейцарию и по довольно короткому туннелю Бреннер в Австрию. Туннель, предназначенный для автомобильного движения под перевалом Большой Сен-Бернар, был сдан в эксплуатацию в 1963 г., а туннель Монблан в 1962 г. Эти автодороги теперь дополнены быстро расширяющейся сетью железных дорог, связывающих промышленные города Италии с остальной Европой.

Положение Италии на средиземноморском водном пути, большая протяженность береговой линии, наличие островов в составе страны объясняют важную роль морского транспорта, который на 80% контролируется государством. Морским транспортом перевозится 80- 90% импортных грузов и 60-65% экспортных, а также осуществляется значительная часть внутренних перевозок. Значительные доходы государству приносит международный фрахт.

Тоннаж флота - 8 млн. т - третье место в регионе после Норвегии и Греции, 1/3 судов - танкеры. Самые крупные порты - Триест и Генуя (грузооборот более 30 млн. т) - ворота во внешний мир не только для Северной Италии, но и для Швейцарии, Австрии, других стран Европы. Главный центр каботажных связей полуострова - Неаполь.

Довольно быстро развивается гражданская авиация Италии. Авиационные линии поддерживают связь крупнейших городов Италии с многими городами Европы, а также других континентов. Крупнейшие аэропорты страны - Леонардо да Винчи (L"aeroporto di Roma Fiumicino) близ Рима, Мальпенса(Aeroporto di Milano-Malpensa) и Линате(Aeroporto di Milano-Linate) около Милана служат важными центрами международной сети авиалиний, соединяющих Европу с другими континентами. Во внутренних перевозках важны аэропорты Неаполя, Палермо, Венеции, Генуи. Воздушный транспорт страны на 75% контролируется государством через компанию "Алиталия".

В такой стране, как Италия, вытянутой по своей конфигурации, глубоко вдающейся в Средиземное море в самом его центре, расположенной на пересечении многих международных транспортных путей, являющейся южным форпостом Европейского экономического сообщества на торговых путях через Средиземное море, транспорт, как внутренний, так и внешний, играет очень важную роль. Италия имеет хорошо развитую транспортную сеть. Сеть железных и автомобильных дорог Италии развивалась преимущественно в меридиональном направлении. Широтных коммуникаций недостаточно, за исключением Паданской равнины. Многие автомобильные и железные дороги проложены на крутых склонах, проходят в туннелях или по многочисленным мостам и виадукам, поэтому их строительство и эксплуатация очень дороги. В международных автомобильных и железнодорожных перевозках большую роль играют дороги, проложенные в Альпах, особенно через перевалы Симплон, Мон-Сени, Тарвизио, Сен-Готард, Бреннер и другие, под которыми пробиты туннели. В Италии более 90% пассажиров и более 80% грузов перевозится автомобильным транспортом. Из 293 тыс.км. автодорог около половины приходится на Северную Италию. В Италии сосредоточена 1/4 всех европейских автострад (около 6 тыс. км), в том числе и старейшая в мире автострада Милан-Варесе, построенная в 1924г. Главная транспортная артерия страны - Автострада Солнца, идущая через всю Италию, от Турина через Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь к Реджо-ди-Калабрия. Через территорию Италии проходят пять международных автострад: Лондон-Париж-Рим-Палермо, Лондон-Лозанна-Милан-Брин-дизи, Рим-Берлин-Осло-Стьордан, Рим-Вена-Варшава, Амстердам-Базель-Генуя. Итальянский автопарк насчитывает свыше 20 млн. автомобилей, в том числе около 18 млн. легковых.

Железнодорожный транспорт не выдержал борьбы со столь мощным конкурентом и долгое время находился в состоянии кризиса. Лишь в последние годы, государство, которому принадлежит 82% железных дорог, начало вкладывать капиталы в их усиленное развитие. Модернизированы некоторые линии, построена скоростная железная дорога Рим-Флоренция (“Диреттиссима”), на которой поезда могут развивать скорость до 200-260 км в час, эта трасса составляет часть будущей скоростной магистрали, свяжущей Милан с Флоренцией, Римом, Неаполем. Общая длина железных дорог - 19,8 тыс.км (включая запасные пути), из них 10,2 тыс.км электрифицировано.

С развитием нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности выросла сеть трубопроводного транспорта. Общая длина магистральных нефте- и газопроводов превышает 8 тыс.км. Некоторые из них имеют международное значение, например трубопровод, поставляющий Российский газ на Север Италии, нефтепровод Триест-Ингольштадт. Из Генуи проложен нефтепровод в Милан, Мюнхен, Швейцарию.

Довольно быстро развивается гражданская авиация. Она занимает видное место в Западной Европе. Крупные аэропорты (Фьюмичино близ Рима, Линате близ Милана) служат важными узловыми центрами международной сети авиалиний, соединяющих Европу с другими континентами. Во внутренних перевозках важны аэропорты Неаполя, Палермо, Венеции, Генуи. Воздушный транспорт страны на 75% контролируется государством через компанию “Алиталия”.

Различные значения доли морского транспорта в импортных и экспортных перевозках в физическом и стоимостном выражении обусловлены большими различиями в характере перевозимых грузов. Импортные перевозки преимущественно связаны с ввозом таких массовых грузов, как нефть, уголь, руда, зерно, древесина и отдельные виды продовольствия, которые при большом физическом объеме имеют относительно меньшую стоимость. В отличие от этого экспортные перевозки в основном связаны с вывозом на внешние рынки самой различной промышленной продукции, которая при меньшем физическом объеме имеет значительно большую стоимость. По этим причинам физический объем ввозимых грузов в 5-6 раз превышает объем вывозимых грузов. Для осуществления морских перевозок Италия располагает широкой сетью больших и малых портов, судооборот и грузооборот которых из года в год повышается. По размерам грузооборота портов Италия занимает I-е место среди средиземноморских стран.

Речной транспорт Италии развит слабо из-зи отсутствия крупных рек. По каналам Венеции, ее лагуне и на альпийских озерах курсируют небольшие пассажирские суда типа “речных трамваев”, в небольших количествах перевозятся грузы.

Италия имеет довольно большой по количеству судов торговый флот. Он занимает восьмое место среди капиталистических стран мира (после Либерии, Японии, Великобритании, Норвегии, Греции, США и ФРГ). Среди стран ЕЭС Италия по общей валовой вместимости судов торгового флота занимает 3 место, уступая лишь Великобритании и ФРГ. Наряду с судами, которые используются под флагом Италии, итальянские судовладельцы имеют значительное количество судов, зарегистрированных в других странах и используемых на внешних рынках под “удобными флагами”. Общее количество таких судов достигает 20-25% общего тоннажа итальянского торгового флота. Эти суда в официальных статистических публикациях по итальянскому торговому флоту не учитываются.

Суда итальянского торгового флота используются для своих внешнеторговых и каботажных перевозок, проходящих через итальянские порты транзитных перевозок грузов соседних стран, а также для международных перевозок между иностранными портами. Большая часть внешнеторговых грузов Италии перевозится за счет фрахтования иностранных судов, за что иностранным судовладельцам ежегодно выплачиваются значительные суммы валюты. Итальянские суда пока сохраняют повышенную роль лишь в международных пассажирских перевозках, что в значительной степени поддерживается выделяемыми ежегодно субсидиями.

Наряду с внешнеторговыми перевозками морской транспорт играет важную роль в обеспечении внутренних перевозок Италии. На его долю приходится около одной трети всего объема внутренних перевозок страны. Эти перевозки, как правило, осуществляются на судах под итальянским флагом.

Итальянский торговый флот отличается усложненной организационной структурой. Наряду с наличием министерства торгового флота и нескольких крупных судоходных кампаний, контролируемых государственными организациями, как например, группа Finmare, акционерная компания SNAM и Sidemar, в Италии имеется ряд других крупных судоходных компаний и несколько сотен различных по составу и характеру деятельности частных судовладельческих и судоходных компаний.

Большая часть частных судовладельческих компаний входи в так называемую национальную федерацию независимых судовладельцев - Confitarma. Министерство торгового флота имеет ограниченные функции, которые чаще проявляются в решении таких вопросов, как распределение ассигнований на флот, подготовка законопроектов по отдельным вопросам торгового флота и судоходства, общих вопросов материального обеспечения и страхования моряков и других вопросов.

При решении общих вопросов в области морских перевозок возникают серьезные осложнения из-за отсутствия единого органа по руководству деятельностью и развитием морских портов. Тем более, что ряд крупных и важных портов (Генуя, Триест и др.) имеют свои автономные администрации управления с различной степенью административной и финансовой самостоятельности-. Для рассмотрения и решения вопросов, выходящих за пределы функций и ответственности министерства торгового флота, в том числе по портам, привлекаются и некоторые другие министерства.

В последнее время в системе морского транспорта отмечается расширение деятельности министерства по вопросам участия государства. Его деятельность распространилась на некоторые судоходные компании, пользующиеся субсидиями государственного института промышленного развития. Большую роль в обеспечении государственного влияния на морской транспорт играет проводимая итальянским правительством политика предоставления кредитов и различных субсидий. В ее основе предусматривается оказание финансовой помощи в первую очередь компаниям, которые контролируются государственными организациями.

Через морские порты проходит от 80 до 90% объема импортных, 55-60% экспортных грузов и около одной трети всего объема внутренних перевозок Италии. Кроме того, ряд портов (Триест, Генуя, Венеция) широко используются для транзитных перевозок внешнеторговых грузов соседних стран.

На побережье материка и островах в общей сложности более 144 портов. Однако большая их часть имеет небольшие размеры и используется преимущественно грузопассажирскими и рыбопромысловыми судами местного назначения или прогулочными и спортивными судами.

До 90% всего объема морских перевозок проходит через 220-25 наиболее крупных портов, каждый из которых имеет годовой грузооборот более 1 млн.т. Эти порты находятся в районах крупных промышленно-экономических центров или отдельных крупных нефтеперерабатывающих, химических, металлургических и машиностроительных заводов с которыми порты тесно связаны и которые они в основном обслуживают.

За 1981-1992 годы общий грузооборот портов Италии увеличился в 2.5 раза и в 1992 году составлял 357.3 млн.т, имел тенденцию к дальнейшему росту. Более 2/3 общего грузооборота портов связано с обслуживанием внешнеторговых перевозок и около одной трети - с обслуживанием внутренних перевозок.

Генуя - крупнейший итальянский порт. Расположен в вершине Генуэзского залива Лигурийского моря. Общая протяженность его причалов 22.4 км, глубины в портовых бассейнах от 7 до 10 м. Полукруглый бассейн Веккья, к которому амфитеатром спускаются старинные городские кварталы,- самая старая часть порта, где еще в начале века была сосредоточена вся его деятельность. Сейчас им пользуются преимущественно пассажирские суда. Генуэзский порт начал развиваться в западном направлении. Длинный волнолом образовал новую искусственную гавань, включающую глубоководный аванпорт и несколько прямоугольных бассейнов разделенных пирсами. Крупнотоннажные суда пользуются для захода в порт восточным входом.

Непосредственно к западу от порта на искусственно намытой территории находится крупнейший в Италии металлургический комбинат, а еще дальше к западу крупный аэропорт на искусственно созданном полуострове, ограждающем новую глубоководную нефтегавань.Генуя - второй по значению (после Марселя) порт на Средиземном море. в период средневековья Генуя была крупнейшим торговым посредником между странами Запада и Востока. После постройке в середине прошлого века железных дорог порт стал морскими воротами для густонаселенной и экономически развитой долины реки По, особенно для индустриального треугольника Милан- Турин- Болонья. Генуя - порт приписки итальянского торгового флота.

Неаполь - главный порт южной части страны. Расположен на берегу одноименного залива Тирренского моря у подножия действующего вулкана Везувия. Является одним из старейших городов и туристических центров Европы. Ежегодно через морские вокзалы Неаполя проходит свыше 2 млн. пассажиров, туристов и эмигрантов. Акватория порта ограждена молом, двумя волноломами и состоит из нескольких бассейнов, разделенных короткими молами. Порт разделяется на три зоны: пассажирскую (западная часть), зерновую и генеральных грузов (центральная часть) и зону навалочных и наливных грузов (восточная часть). Один из пирсов в центральной части имеет статус вольной зоны. Расположенный примерно на полпути между Гибралтаром и Порт-Саидом Неаполь служит удобным портом захода для линейных судов. Сырье для нефтеперегонного и металлургического заводов в окрестностях Неаполя, а также их продукция - основная часть грузооборота Неаполитанского порта. Доля традиционных для Неаполя овощей, фруктов и консервов в современном грузообороте невелика. Тяжелейший кризис поразил в 80-е годы неаполитанский порт в связи с резким сокращением международных морских пассажирских перевозок (причиной чего явилось снижение эмиграции). Это заставило Неаполь уступить Бриндизи место первого пассажирского порта страны.

Венеция- главный итальянский порт на Адриатическом море и один из своеобразнейших городов в мире. Расположен в мелководной лагуне Венецианского залива на 119 островах, разделенных 160 каналами. Глубина входа в лагуну, в верхней части которой расположен порт, составляет: Лидо - 10.6 м, у Альберони - 9,14 м. К Маргере, новому прмышленному порту Венеции, ведет канал, доступный для морских судов с осадкой до 9.45 м. По пассажирообороту Венеция уступает только Неаполю и Генуе. Порт частично расположен в западной части города, частично на побережье материка (Маргера) в 10 км от города. Основная часть грузооборота порта приходится на его материковую часть, где на отвоеванной у моря территории расположены три промышленные зоны, включающие свыше 200 промышленных предприятий.

Триест - самая крупная вольная гавань Европы. Близость к континентальным странам, не имеющим собственного выхода к морю, создает большой район тяготения, включающий Австрию, Чехословакию, Венгрию и другие страны, поэтому в грузообороте Триеста преобладают транзитные грузы.Порт состоит из четырех гаваней: новой, старой, таможенной и промышленной. Длина причального фронта около 20 км. Триест- самый глубоководный итальянский порт. После постройки нефтепричалов и их соединения с трансальпийским нефтепроводом грузооборот увеличился в 5 раз. Промышленная зона Триеста, как и многих других итальянских портов, включает нефтеперерабатывающий и металлургический заводы.

Правостороннее (руль слева).

Италия имеет развитую сеть железных и автомобильных дорог. Более 90 % пассажиров и свыше 80 % грузов перевозятся автомобилями. Во внешних перевозках преобладает морской транспорт.

Во внутренних перевозках грузов и пассажиров главную роль играет автомобильный транспорт, на втором месте - железнодорожный. По уровню электрификации железных дорог страна занимает одно из первых мест в мире.

В Италии сосредоточена 1/4 всех европейских автострад (около 7 тыс. км), в том числе и старейшая в мире автострада Милан - Варесе, построенная в 1924г.

Главная транспортная артерия страны - Автострада Солнца, идущая через всю Италию, от Турина через Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь к Реджо-ди-Калабрия.

Через территорию Италии проходят пять международных автострад: Лондон-Париж-Рим-Палермо, Лондон-Лозанна-Милан-Брин-Дизи, Рим-Берлин-Осло-Стьордан, Рим-Вена-Варшава, Амстердам-Базель-Генуя.

Около половины автомобильных дорог приходится на северную Италию, на Юге страны густота дорожной сети значительно меньше.

Последние изменения: 27.01.2013

Общественный транспорт

В Италии развитая автобусная и железнодорожная сеть общественного транспорта. Практически до любой точки страны добраться не составит труда. Есть также метрополитен: Милан, Рим, Неаполь, Катания, Турин, Генуя, Барии, Палермо.

Городской автобус - основной общественный транспорт в Италии. Вход в автобус осуществляется только через заднюю дверь с надписью: "Salita", а выход - через переднюю с надписью: "Us-cita". Зайдя в автобус, вы обязаны прокомпостировать свой билет в специальном - желтом или оранжевом - компостере, расположенном у входа. Водитель билеты не продает, их необходимо покупать заранее в автоматических кассах, табачных киосках "Tabacceria" с черно-желтой вывеской и буквой "Т". Также билеты можно купить в метро и некоторых барах.

На всех видах общественного транспорта (в том числе и на железной дороге в пределах города) действуют одни и те же билеты. Одна поездка в течение 75 минут с момента компостирования билета позволяет любые пересадки на другой вид транспорта. В метро таким билетом можно воспользоваться только один раз. Существуют также проездные на день, неделю, месяц, год.

Туристический билет на один день (BIG) стоит 3-5 EUR и даёт право на неограниченные поездки на любом виде общественного транспорта. Билет на неделю («Settimanale» или CIS) стоит 12 EUR. Купить его можно только в киосках ATAC.

Последние изменения: 25.04.2010

Такси

Ловить такси в Италии на улице, как правило, не принято. В городах существуют специальные стоянки на площадях, у станций метро, вокзалов и т. п. Но проще всего заказать такси по телефону из гостиницы, ресторана или бара; если вы не знаете языка, то попросите служащего вызвать вам машину, слово taxi понимают везде.

Стоимость проезда ~1 EUR/км плюс стоимость вызова ~3 EUR. Поездки оплачиваются по счетчику, но после 22 часов, в праздничные дни и воскресенье, а также при наличии багажа или поездке в другой город взимается дополнительная плата. Чаевые приветствуются, обычно сумма округляется до целого числа евро в большую сторону.

В каждом официальном такси есть специальная табличка на английском языке, на которой указаны дополнительные наценки за багаж, проезд ночью, в воскресные дни и праздники или за дорогу до аэропорта.

Имейте в виду, что в большинстве случаев таксисты не знают английский язык и лучше всего написать нужный вам адрес на бумаге заранее.

Последние изменения: 04.06.2010

Метро

Метрополитен Рима представляет собой две ветки. Линия А длиной 18 км связывает центр города от Ottaviano рядом с Ватиканом с восточной окраиной города, проходя через Cinecitta (Anagnia). Линия Б проходит на север к городским окраинам (Rebbibia) и к EUR, современному индустриальному комплексу на юге. Линии пересекаются у Termini. Можно купить специальный билет, его называют "большой", с ним можно ездить как на автобусе, так и на метро в течение дня по любой линии.

Метрополитен Милана cчитается наилучшим в Италии. ММ состоит из двух веток (1 и 2) и обслуживает город и окраины. Туристы обычно пользуются 1, идущей на юг недалеко от Stazione Centrale через Piazza del Maria della Grazie. Билеты продаются в автоматах на каждой станции и действительны в течение 1 час. 10 мин. Билет одного дня позволяет использовать все виды транспорта.

Последние изменения: 04.06.2010

Авиационный транспорт

Все крупные города Италии связаны воздушными линиями, как со всеми странами мира, так и между собой.

Авиабилеты существенно дороже железнодорожных и автобусных, однако при поездке на дальние расстояния лучше воспользоваться самолетом.

Последние изменения: 04.06.2010

Железнодорожный транспорт

Обширная национальная сеть железных дорог связывает многие города страны, на севере она более густая, на юге сильнее развит автотранспорт.

Поезда - в основном современные и комфортабельные. Внутри страны и за ее пределы ходят скорые поезда - "эспрессо" (espresso), суперскоростные - "рапиде" (rapide), прямые - "диретто" (di-retto), пригородные - "режионале" (regio-nale) и местные - "локале" (locale). В поездах есть как спальные, так и сидячие места, а стоимость первого и второго классов отличается почти в два раза.

Существуют поезда нескольких типов: R - Regionale (региональные, с общим салоном, делающие все остановки), IC - Intercity (междугородные, с купе на 4-6 пассажиров), ES - Eurostar (между городами, более качественное обслуживание в поездке, общий салон, более высокая цена), EC - Eurocity (между городами Италии и Европы, купе по 4-6 пассажиров), Espresso (экспрессы без остановок).

На железной дороге существует гибкая система скидок и льгот. Туристам, рассчитывающим на длительное пребывание в Италии и предполагающим совершить путешествие по стране, стоит приобрести карточку "Итали Раил-кард" (Italy Rail-card) или "Итали Флекси-кард" (Italy Flexi-card) на 4, 8, 12 или 30 дней. Продаются такие карточки на железнодорожных станциях или в туристических агентствах.

Также учтите, что номер места в билете проставляется только при бронировании, а при покупке билета в кассе (без бронирования) надо быть довольно расторопным и занимать в вагоне любое свободное место. В разгар туристического сезона мест не хватает, и пассажиры зачастую стоят в проходах. Также перед посадкой не забудьте прокомпостировать билет в специальном компостере на платформе, иначе он будет считаться недействительным.

Более подробную информацию о железнодорожном сообщении в Италии можно получить на сайте: www.trenitalia.com

Последние изменения: 27.01.2013

Водный транспорт

В Италии, границы которой более чем на 90% омываются морями и в которой большая часть территории представляет собой приморские районы, во внутренних перевозках пассажиров и особенно грузов важное значение имеет также морской флот.

Через морские порты проходит 90% поступающих в Италию по импорту грузов и 55-60% по экспорту. Самый крупный итальянский порт Генуя - один из важнейших во всем Средиземноморье. Генуя служит воротами во внешний мир для всего Северо-Запада Италии, а также для Швейцарии. Главный соперник и конкурент Генуи на Адриатике - Триест, второй в Италии по грузообороту и один из важнейших нефтяных портов Европы. Через Триест Северо-Восточная Италия связывается с другими странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Восточной Африки и Восточной Азии.

Речной транспорт в Италии развит слабо (кроме Венеции, конечно же) из-за отсутствия крупных рек и представлен в основном гондолами и речными такси.

Последние изменения: 04.06.2010

Прокат авто

Чтобы взять авто напрокат, нужны водительское удостоверение международного образца, кредитная карта (или в некоторых случаях денежный залог), водитель должен быть не моложе 21 года.

При бронировании авто можно также немного переплатить и взять услугу full insurance (полная страховка, от 10 EUR в день), которая включает оплату любых царапин и помятостей, которые водители могут приобрести в поездке.

Если автомобиль выдали вам с полным баком бензина, то и вернуть его вы должны тоже с полным баком. За дополнительную плату вы можете условиться об индивидуальном месте возврата машины.

Последние изменения: 04.06.2010

Полезное

Ограничение скорости в Италии таковы: город 50 км/ч, государственные дороги 90 км/ч, superstrada 100 км/ч, autostrada 130 км/ч. Как правило, скоростной режим на автострадах контролируют аппараты AUTOVELOX, автоматически фотографирующие автомобили нарушителей.

Стоит отметить, что штрафы за вождение в нетрезвом состоянии весьма высоки. Допустимый уровень алкоголя в крови - не более 0,8 промилле (один бокал сухого вина или кружка пива). Не советуем Вам пренебрегать этими правилами, так как в Италии возможно даже наказание в виде тюремного заключения.

Дорожная полиция в Италии принципиальна и неподкупна. Даже за намек на взятку автоинспектору автомобилист может поплатиться арестом. Спорить с полицейскими бесполезно - "за дискуссию" штраф может быть увеличен чуть ли не вдвое.

Штрафы за нарушение ПДД достаточно высоки - за проезд на красный свет придется заплатить около 50 евро, за неправильную парковку - от 25 до 70 евро, за превышение скорости - от 33 до 131 евро. Штрафы как правило оплачиваются на месте.

Если вы собираетесь путешествовать по Италии на автомобиле, то вы должны знать, что дороги в Италии делятся на три вида: автострады (autostrade), суперстрады (superstrade) и государственные дороги (sta-tale).

Проезд по крупным современным магистралям платный. Автострады обозначены зелеными знаками с белой буквой "А", сопровождающейся номером. При въезде на автостраду нужно получить билет, а при съезде оплатить его. Также проезд можно оплатить при помощи карточек "Виакард" (Viacard) или "Телепасс" (Telepass), которые приобретаются в пунктах оплаты или на станциях обслуживания.

Вдоль автострад выстроены "Аутогрил-ли" (Autogrill), где расположены кафе, заправочные станции, туалеты, супермаркеты, банкоматы и многое другое.

В крупных городах улицы исторического центра в определенные часы закрыты для автомобилей, также очень остро стоит проблема парковки. Итальянские водители часто паркуются на любом свободном пятачке, не очень беспокоясь о действиях полиции. Туристам же так себя вести не рекомендуется - и сами прокатные машины (особенно с номерными знаками других регионов) сразу привлекают к себе внимание полиции, и "насиженные места" для подобных эрзац-парковок, как правило, неизвестны. Запрещено парковаться на стоянках, ограниченных жёлтой линией. Парковки, ограниченные синей линией, - платные, белой - бесплатные или оплачиваемые через счётчик (disco orario, лимит времени - 30, 60 или 90 минут). Возле отелей, как привило, разрешено оставлять машину на непродолжительное время, однако у каждого заведения правила свои - где-то есть собственная стоянка, и ставить машины у входа запрещено, где-то для этого используется внутренний двор или ближайший переулок.

АЗС в городской черте обычно работают с 8.00 до 13.00 и с 14.30 до 19.30, однако на загородных трассах практически все заправочные станции работают круглосуточно. В крупных городах встречаются мини-АЗС, представляющие собой 1-2 автомата, установленных буквально на пятачке. Обслуживающего персонала на таких станциях нет, все действия производятся водителем, оплата - кредиткой.

Система городского транспорта в Италии развита чрезвычайно широко. По Италии курсируют автобусы , такси , есть метрополитен , а также характерный для Италии водный транспорт, который представлен гондолами и речными такси . Последние пользуются большой популярностью у туристов, которые с удовольствием катаются в речном такси и, конечно, в гондоле. Первое вмещает четыре человека и, подобно обычному такси, отсчитывает метраж. "Стоянки" находятся в городе повсюду. Цена за гондолу около 80 тыс. лир за 50- минутную поездку днем и 110 тыс. ночью.

В Италии, границы которой более чем на 90% омываются морями и в которой большая часть территории представляет собой приморские районы, во внутренних перевозках пассажиров и особенно грузов важное значение имеет также морской каботажный флот . Среди отраслей Итальянского транспорта большой интерес представляет морской флот, который является крупнейшим международным перевозчиком и имеет важное значение для развития итальянской внешней торговли. Через морские порты проходит 90% поступающих в Италию по импорту грузов и 55-60% по экспорту. Морской торговый флот Италии выполняет важнейшие народнохозяйственные функции. В этом заключается главная причина того, что он в своей подавляющей части находится под контролем государства.

В Италии также чрезвычайно популярны автомобили . Из 293 тыс. км. автодорог около половины приходится на Северную Италию. В Италии сосредоточена 1/4 всех европейских автострад (около 6 тыс. км), в том числе и старейшая в мире автострада Милан-Варесе, построенная в 1924г. Главная транспортная артерия страны - Автострада Солнца, идущая через всю Италию, от Турина через Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь к Реджо-ди-Калабрия. Через территорию Италии проходят пять международных автострад: Лондон-Париж-Рим-Палермо, Лондон-Лозанна-Милан-Брин-дизи, Рим-Берлин-Осло-Стьордан, Рим-Вена-Варшава, Амстердам-Базель-Генуя. Итальянский автопарк насчитывает свыше 20 млн. автомобилей, в том числе около 18 млн. легковых.

Железнодорожный транспорт не выдержал борьбы со столь мощным конкурентом и долгое время находился в состоянии кризиса. Лишь в последние годы, государство, которому принадлежит 82% железных дорог, начало вкладывать капиталы в их усиленное развитие. Модернизированы некоторые линии, построена скоростная железная дорога Рим-Флоренция (“Диреттиссима”), на которой поезда могут развивать скорость до 200-260 км в час, эта трасса составляет часть будущей скоростной магистрали, свяжущей Милан с Флоренцией, Римом, Неаполем. Общая длина железных дорог - 19, 8 тыс. км (включая запасные пути), из них 10, 2 тыс. км электрифицировано.

Две ветки метро есть в Риме. Линия А длиной 18 км связывает центр города от Ottaviano рядом с Ватиканом с восточной окраиной города, проходя через Cinecitta (Anagnia). Линия Б проходит на север к городским окраинам (Rebbibia) и к EUR, современному индустриальному комплексу на юге. Линии пересекаются у Termini. Можно купить специальный билет, его называют "большой", с ним можно ездить как на автобусе, так и на метро в течение дня по любой линии.

Метрополитен Милана cчитается наилучшим в Италии. ММ состоит из двух веток (1 и 2) и обслуживает город и окраины. Туристы обычно пользуются 1, идущей на юг недалеко от Stazione Centrale через Piazza del Maria della Grazie. Билеты продаются в автоматах на каждой станции и действительны в течение 1 час. 10 мин. Билет одного дня позволяет использовать все виды транспорта.