Ответ на вопрос о том, кто такой Голем, можно сформулировать весьма просто - это создание из глины, наделенное магической силой. Наиболее часто Големов изготавливали, чтобы отомстить обидчикам. Это ведущий персонаж еврейской мифологии. Однако есть немало и фактов, с которыми предлагаем познакомиться.

Кто мог творить Големов?

Легенда о Големе гласит, что создать его может исключительно раввин, духовно богатый и Причем двигать им должно не желание покарать собственных недругов, а стремление защитить весь еврейский народ от гонителей и угнетателей. Помыслы создателя должны быть абсолютно чисты, только в этом случае его глиняное творение обретет свою сверхчеловеческую мощь.

Происхождение слова

Что такое Голем, будет подробно рассмотрено ниже. А само слово ведет свое происхождение от «гелем», что на иврите значит «сырой материал без обработки», «глина». Есть и иная версия появления слова - от «бесформенный».

История

Изначально Голем появился в Праге, в 16 веке, когда еврейский народ жил в очень тяжелых условиях. Населявшие чешскую столицу немцы и чехи всеми силами притесняли его. Евреи не имели права селиться за пределами своего гетто, нередко прозябали в нищете и тесноте.

Устав с болью смотреть на муки собственного народа, Верховный раввин Лев обратился с молитвой к небесам, ища заступничества у всесильного бога. И услышал ответ: он должен провести тайный ритуал, создать из глины Голема и доверить ему расправу над врагами.

Лев и его ближайшие приспешники сделали все, что было им велено: вылепили из глины фигуру, похожую на человеческую, оживили ее при помощи тайных знаний. Голем очень походил на человека, но отличался несколькими особенностями:

  • не обладал даром слова;
  • отличался поразительной физической силой;
  • имел цвет кожи коричневатого оттенка.

Чудовище успешно уничтожило врагов, держащих в страхе еврейское гетто, и выполняло функции защитника своих создателей на протяжении 13 лет.

Поэтому разбираясь, кто такой Голем, можно отметить - это защитник еврейского народа, созданный раввином и его друзьями и оживленный силой магических знаний.

Ритуал

Рассмотрим, как именно проходило оживление глиняного истукана. Помогали раввину Льву его верные приспешники:

  • Зять Ицхак бен Симеон, символизирующий огненную стихию.
  • Ученик рабби, Якоб бен Хайим Сассон, воплощавший в магическом ритуале стихию воды.

Сам рабби воплощал собой воздух, а их создание - Голем - стихию земли.

Предварительно все участники ритуала прошли процедуру очищения, суть которой до нас не дошла.

Голем - мифическое существо, в которое вдохнули жизнь, был создан так:

  • Сначала, непрерывно читая псалмы, мужчины вылепили из глины фигуру, поместив ее лицом вверх.
  • Потом они разместились у его ног, устремив взгляды в безжизненное лицо.
  • По велению Льва Ицхак семь раз обошел истукана, двигаясь справа налево, и произнес секретную фразу, после чего Голем стал красным, слово горя в ярком пламени.
  • Затем истукана также 7 раз обошел Яков, которому было доверено произнесение еще одного текста, по завершении этой части ритуала огненный блеск пропал, а по фигуре потекла жидкость. У Голема появились ногти и волосы.
  • Далее сам рабби обошел свое творение и вложил в его уста пергамент. По другой версии - шем, тайное имя бога.

После ожил. Ему дали одежду, чтобы он ничем не отличался от человека, и пояснили задачу - защищать еврейский народ.

Особенности внешнего вида и поведения

Голем - это человекоподобный истукан, чаще всего из глины, оживленный благодаря тайному знанию. Поэтому выглядел он как грубоватая копия человека. Наиболее известный пражский Голем получил одежду и поэтому мало чем отличался от людей. Не зря рабби Лев привел его в свой дом и выдал за немого, случайно встреченного на улице. Внешней привлекательностью это создание не отличалось, скорее напоминало изуродованного человека примерно 30 лет.

По легенде, делать фигуру глиняного чудовища следовало не выше роста ребенка 10 лет, поскольку Голем очень быстро растет. При этом в пище он не нуждается, в состоянии выполнять любую физическую работу.

Какими-либо магическими способностями, помимо своей сверхсилы, глиняный истукан не обладал. То, что Голем, выйдя из повиновения, начинает крушить все на своем пути, свидетельствует о зле, заложенном в саму его натуру.

Уничтожение первого Голема

Лев долгие годы держал под контролем свое создание, погружая его в сон во время своих визитов в синагогу. Но однажды постаревший раввин забыл это сделать, поэтому чудовище вырвалось из его дома и начало крушить все на своем пути. Испуганный еврей навсегда усыпил свое творение, а народ вновь оказался без защиты.

Безжизненное тело глиняного защитника было помещено на чердак синагоги, и долгие годы никто не отваживался заглянуть туда. Однако в 20-х годах прошлого столетия журналист, желая развенчать еврейскую легенду, сумел проникнуть в это место и увидел, что следов глиняного человека там нет.

Уничтожение Голема объясняют и иначе:

  • Второй вариант легенды гласит о том, что «бунт» великана удалось усмирить, но он выполнил свою работу, гонения на евреев прекратились, поэтому рабби Лев приказал Голему ложиться спать на чердаке синагоги, где и уничтожил его.
  • Есть и более романтическая версия. Голем, живя среди людей, постепенно начал обретать разум и осознавать себя. Он воспылал чувствами к прекрасной Мириам, дочери раввина. Девушка веселилась, называя его своим суженым, а глиняный человек всюду сопровождал ее, неловко круша все на своем пути. Отец попросил Мириам обездвижить Голема, и тот обратился в прах.

Каждое из объяснений гибели Голема по-своему интересно и заслуживает права на существование.

Иные гипотезы

Есть и несколько иная версия того, кто такой Голем. Легенда повествует о том, что «черный человек» (так иногда именуют глиняного истукана) выполнял за своих создателей самую сложную работу. Исполнив свой долг, он обращался в пепел. Впервые создал его пражский раввин Махараль.

Эта легенда имеет более позднее происхождение и появилась в 17-м столетии.

Современные взгляды

Рассмотрев, кто такой Голем, узнаем, как к нему относятся наши современники. Несмотря на весьма неправдоподобный сюжет легенды, многие пражские евреи по сей день верят в то, что некогда их народ оберегало глиняное чудовище. Считается, что каждые 33 года оно возрождается к жизни и вновь исчезает.

Разновидности Големов

Глиняный истукан - защитник еврейского народа - не единственный вариант того, что такое Голем. В различные времена в мистических текстах встречаются несколько вариаций этого чудовища:

  • Водный. Создан из обретшей форму жидкости, нередко обладает разумом.
  • Каменный. Внешним видом схож с ожившей каменной глыбой.
  • Огненный. Проживает в вулканах, обладает магическими способностями.
  • Земляной. Напоминает холм, предпочитает селиться на равнинах. Является менее агрессивным, чем все предыдущие.

Эти виды истуканов менее популярны, чем глиняный великан.

Образ в литературе

Персонаж Голем нередко использовался писателями в своих произведениях:

  • Австриец создал роман «Голем», принесший ему известность. Сама легенда упоминается лишь мельком, основу же сюжета составляют сны главного героя, безымянного рассказчика.
  • Пьеса Артура Холичера с таким же наименованием увидела свет в 1908 году.
  • Станислав Лем, и философ, опубликовал рассказ «Голем 16».
  • Упоминается глиняный человек в произведении «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких.
  • В романе Умберто Эко «Маятник Фуко» также есть фигура Голема.

Этот персонаж еврейской мифологии нередко фигурирует в произведениях современных фантастов как мощное оружие.

Рассмотрев, что такое Голем, предлагаем познакомиться с подборкой интересных фактов об этом мифическом создании:

  • В городе Познани ему установлен памятник. Скульптура располагается на аллее Кароля Марцинковского. Это довольно необычный монумент высотой более 2 метров, изображающий фигуру человека в движении. Благодаря использованию особого материала памятник светится в темноте.
  • Персонаж мифологии, Голем, стал героем одного из эпизодов фантастического сериала «Секретные материалы». Расследуя загадочное убийство подростков, Малдер и Скалли знакомятся с евреями, которые сохранили древние знания и стали использовать их для возмездия.
  • Аналогию с героем еврейских мифов применил и Квентин Тарантино в своей картине «Бесславные ублюдки».
  • Согласно легендам, Голем никогда не болел, не имел собственной воли и был обязан слепо подчиняться своему создателю.
  • Образ каменного истукана используется не только в литературе и кинематографе, но и в аниме, компьютерных играх.
  • Знаменитое чудовище Франкенштейна также можно считать разновидностью Големов, но только в качестве материала для его создания взяли не глину, а части человеческих тел. Призвать его к жизни смогла не мистическая сила, а наука.

Всем своим существом искусственное создание выражало, что человек не в силах заменить бога и при всем старании может создать лишь бездушное творение, не наделенное разумом и волей. Можно проследить аналогию - Господь создал Адама из глины и сумел вдохнуть в него жизнь. Люди же используют этот материал для создания бездушных истуканов, способных к действию, но лишенных сострадания. Судьба Голема во многом трагична: созданный волей оккультиста, пусть и с самыми благими побуждениями, он был направлен на выполнение сложных заданий, после чего уничтожался. Никому и в голову не приходило как-то скрасить его судьбу или проявить сочувствие.

Легенда о големе – одна из старейших и самых знаменитых городских легенд Праги. Сегодня в чешской столице можно найти множество сувениров, изображающих этого глиняного великана, а местные гиды с удовольствием проведут вас по улочкам Йозефова квартала и покажут наиболее интересные достопримечательности, так или иначе связанные с големом.


Свое начало легенда берет в XVI веке. В то время большая еврейская община Праги слишком часто стала подвергаться гонениям и погромам. По городу ходили жуткие слухи о том, что евреи во время своих праздников убивают младенцев и пропитывают их кровью традиционные лепешки. Более того, были известны случаи, когда особо нетерпимые граждане Праги специально подкидывали на улицы еврейского квартала трупы младенцев, а потом обвиняли жителей в содеянном преступлении.
Когда число погромов и лжеобвинений стало принимать угрожающий характер, верховный раввин Праги – Лёв бен Бецалель решил прибегнуть к крайней мере. Он отважился провести древний каббалистический ритуал и с помощью магии создать могущественного защитника для своих единоверцев.


Магический ритуал Бецалель провел ночью, на берегу Влтавы, в присутствии двух ближайших помощников. Сначала из влажной глины была вылеплена большая человекоподобная фигура, затем раввин и его помощники медленно обошли вокруг лежащей фигуры, а в заключение раввин вложил в рот голему шем – лист пергамента с начертанным на нем древним еврейским заклинанием, дарующим жизнь любому неодушевленному предмету.
После того, как ритуал был окончен, глиняный гигант встал на ноги и послушно отправился в город вслед за своим создателем.

Защитник и разрушитель

От обычных людей голем отличался гигантским ростом, коричневым цветом кожи и необычайной молчаливостью, он не мог разговаривать, так как во рту у него был пергамент. Днем великан помогал жене раввина по хозяйству, а ночью бродил по улицам еврейского квартала, оберегая покой его жителей. Иногда голем исполнял особые поручения хозяина, например, разыскивал сбежавших из общины вероотступников.
Жители других районов города быстро узнали, что у евреев появился могучий защитник. Нельзя сказать, что слухи о големе пошли евреям на пользу, но страх был сильнее ненависти, и нападения на их дома постепенно прекратились.


Голем старательно исполнял свои обязанности в течение недели, а в пятницу вечером Бецалель, обычно, вынимал у него изо рта шем и гигант застывал до утра понедельника. Делать это было необходимо, так как дух, заключенный в глиняную оболочку, мог попытаться вырваться наружу в священную субботу, когда, по еврейским законам, любое существо должно было обретать свободу.


Но однажды Бецалель, занятый каким-то неотложным делом, позабыл вовремя вынуть шем изо рта голема. Дух, оживляющий глиняного истукана, взбунтовался, в сам гигант, обезумев, начал крушить все, что попадалось ему на пути. Жертвами разбушевавшегося монстра стали несколько случайных прохожих и именно это натолкнуло перепуганных евреев решиться на противозаконный поступок – они ворвались в синагогу и потребовали от раввина немедленно прервать богослужение и утихомирить своего подопечного. Бецалель в то время читал 92-й псалом, и, прервав чтение, немедленно поспешил на помощь своей пастве.


Ему удалось хитростью подобраться к бушующему гиганту и вырвать заветный пергамент у него изо рта. После того, как голем был обездвижен, раввин, как ни в чем ни бывало, вернулся в синагогу и вновь прочитал 92-й псалом, от которого его отвлекли.
После окончания службы Бецалель решил больше не искушать судьбу, и спрятал глиняного истукана посреди разнообразного хлама на чердаке синагоги. Чтобы ни у кого больше не возникло желания вновь оживить голема, раввин строго настрого запретил кому бы то ни было входить на чердак. Для верности, была даже разобрана лестница, ведущая наверх.


Говорят, что в XVIII веке, раввин Эзихиэль Ландау все же решился проникнуть на запертый чердак и посмотреть на голема. Перед тем, как подняться туда, он прошел сложный обряд очищения. Лишь после длительных приготовлений, в молитвенном облачении, раввин взобрался на чердак по приставной лестнице. Ученики, с любопытством ожидавшие его внизу свидетельствовали, что их учитель пробыл на чердаке всего несколько минут, а когда спустился, был бледен как мел и сильно дрожал. Своими впечатлениями от увиденного он ни с кем не поделился, но немедленно повторил приказ Бецалеля, повелев, чтобы никто даже не пытался проникнуть на чердак и потревожить покой голема.
Казалось бы, тут легенде и конец. Но она продолжила свою жизнь, и со временем обросла новыми подробностями.

Легенда жива

В 1920 году ослушаться приказа двух уважаемых раввинов прошлого осмелился один пронырливый журналист по имени Эргон Эрвин Киш. Тайно проникнув на чердак Староновой синагоги, именно так она теперь называется, репортер, к своему великому сожалению, не обнаружил там ничего, кроме старинного хлама и вековой пыли.
После этого в прессе развернулись бурные дебаты о том, что легенда о големе – это всего лишь старинная сказка, и ученые наперебой предлагали собственные рациональные версии ее появления. Однако, в поддержку того, что голем — не миф, среди жителей чешской столицы упорно ходит еще одна легенда, которая вполне объясняет отсутствие следов глиняного гиганта на чердаке синагоги.


Говорят, что однажды в синагоге прохудилась крыша, и для ее починки был вызван кровельщик. Латая дыру, он нечаянно заглянул через нее на тот самый чердак, где увидел глиняную фигуру голема. Все бы было ничего, но жена мастера оказалась потомком Бецалеля и в ее семье, как реликвию, хранили тот самый шем. Не сумев совладать с соблазном, кровельщик решился попробовать оживить глиняного истукана. Перед тем, как вложить ему в рот магический пергамент, мужчина обвязал голову голема железным обручем, но забыл о самом главном – дать великану задание. Неуправляемый голем начал вершить зло. После того, как великан задушил семерых ни в чем не повинных прохожих и чуть не спалил до тла знаменитую Золотую улицу, с неба вдруг спустилась ослепительно белая голубка. Птица ловко вырвала изо рта голема шем, и улетела в неизвестном направлении. Лишившийся животворящей силы голем упал, а внезапно начавшийся дождь полностью размыл глину, из которой он был сделан. Потому то и не нашел ничего на чердаке дерзкий охотник за сенсациями.


Вот так и закончилась поучительная история о мудром священнослужителе, его магическом детище и благих намерениях. К слову, голем, все таки, помог еврейской общине Праги. Погромы прекратились, а чуть позже император Рудольф II строжайше запретил своим гражданам подвергать гонениям евреев, живущих в чешской столице. В память о раввине Бецалеле и усмирении голема на службе в Староновой синагоге до сих пор дважды читают 92-й псалом.
Сам Лёв бен Бецалель умер в преклонном возрасте и похоронен на одном из кладбищ Праги. На его могильном камне выбита надпись, что именно здесь лежит тот самый творец голема. А еще говорят, что если оставить на могиле раввина записку с желанием – оно обязательно сбудется. Правда, стоит хорошенько подумать, так как даже самые благие желания, воплотившись в жизнь, могут принести не только счастье, но и большие беды.


А в Праге до сих пор верят, что каждые 33 года, на улицах Йозефова квартала можно встретить огромное человекоподобное существо из глины, которое внезапно появляется и исчезает прямо на глазах у прохожих.

Слово "голем" в ранних еврейских текстах

Слово «голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם ‎) обозначающие «необработанный, сырой материал», либо просто глина.

Согласно другой гипотезе, оно происходит от древне-еврейского "галам" - он свернул, завернул.

Легенды о големе

Всем легендам о големе присущи представления о том, что это существо создается из девственно чистой материи и что оно лишено дара речи.

В легенде 14 в. сотворение голема приписано даже пророку Иеремии и Сире.

Популярна была легенда 17 в. о рабби Элияху из Хелма (середина 16 в.), который создал голема из глины, но вскоре превратил его в прах, испугавшись исполинских размеров, которые тот быстро принял, и опасаясь, что его огромная все возрастающая сила будет способна разрушить мир.

Наибольшую известность приобрела легенда о големе, созданном якобы Иехудой Лива бен Бецалелем (Махарал) из Праги для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.. Чтобы голем, исполнявший обязанности слуги, не работал в Шабат , рабби Иехуда Лива на исходе пятницы извлекал из-под его языка записку с тетраграмматоном , этим лишая его способности двигаться. Забыв однажды сделать это вовремя, рабби Иехуда Лива догнал голема в самый момент наступления Шабата, но когда он вырвал у него изо рта магическую записку, тот превратился в бесформенную массу глины.

Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека. Во всем этом - богоборческий смысл голема. Но богоборческое начало в народной фантазии не имеет самодовлеющего значения: оно лишь разновидность протеста против социального и национального гнета.

Несмотря на явно легендарный характер преданий о големе, его существование допускалось, по-видимому, и поздними авторитетами Галахи . Так, Цви Хирш Ашкенази и его сын Я. Эмден (потомки рабби Элияху из Хелма) в своих респонсах рассматривают вопрос о том, допустимо ли включение голема в миньян . Некоторые авторитеты даже утверждали, что голема можно безнаказанно лишить жизни, поскольку он не наделен душой, а мясо животных, созданных путем магических таинств, можно употреблять в пищу и не соблюдая правил ритуального убоя.

Голем в литературе

Западноевропейская литература

В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики (Арним, Изабелла Египетская; реминисценции этого мотива можно указать у Гофмана и Гейне); для них голем - экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой - роман Густава Майринка - и в еврейской - драма Лейвика.

«Голем» Майринка по существу - социальная сатира на мессианизм. Он - символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», - болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

Поэзия

Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, ее революционной, еще неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил ее, запечатлев в нем грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих. Стихотворение Х. Л. Борхеса «Голем» описывает голема как неудавшуюся копию человека.

Фантастика

В творчестве писателей-фантастов, голем нередко рассматривается и используется в качестве примитивного робота, с заложенной в него программой. В отличие от магического оживления голема, используемого в жанре фэнтези, в фантастике для этого используются процессы, основанные на реальных или вымышленных физических законах. Нередки случаи, когда для оживления голема, необходимо подобрать буквенный код .

Такой образ голема встречается в произведениях современных писателей:

Фэнтези

Големы часто присутствуют в современной литературе жанра фэнтези. Здесь они обычно представляют собой изначально неживых человекоподобных существ, собранных из какого-либо материала (глины, дерева, камня и т. п.) и оживлённых с помощью магии . Как правило, они подчиняются и полностью контролируются создавшими их волшебниками, которые используют их в качестве стражей или работников, так как големы не чувствительны к боли, слабоуязвимы и не устают.

Список фентези рассказов и вселенных, в которых присутствует или упоминается голем:

  • Големы в Плоском мире Терри Пратчетта.
  • в «Игроземье» Кевина Андерсона.
  • В трилогии Бартемиуса Шаблон:Translation2, во второй книге «Шаблон:Translation2».

Голем в кинематографе

Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем» (Der Golem, 1915) и «Голем: как он пришел в мир» (Der Golem, wie er in die Welt kam, 1920) - последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером, образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища, созданного Франкенштейном.

В 1936 году фильм «Голем» снял Жюльен Дювивье.

Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы».

В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (Cisaruv pekar, pekaruv cisar , режиссёр Мартин Фрич, 1951), где голем тоже появляется и играет важнейшую роль в развитии сюжета.

В «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино (2009 г.) аналогия с Големом применялась Гитлером к отряду американских евреев, уничтожавших бойцов рейха и бесследно исчезавших, порождая панику среди солдат.

В сериале «Шерлок», снятом в 2010 году о Шерлоке Холмсе на современный лад, был использован миф о Големе и сопоставлен с наемным убийцей, который «выдавливал» жизнь из людей голыми руками.

Голем в театре

Легенды о големе (особенно о пражском) легли в основу многих литературных, музыкальных и сценических произведений 20 в. Среди них - спектакль «Хабимы» (первая постановка: Москва, 1925) по драматической поэме Х. Лейвика «Дер гойлем» (1921; перевод на иврит Б. Каспи, музыка М. М. Мильнера, 1886–1953) и две композиции И. Ахрона под тем же названием. В 1926 г. во Франкфурте была поставлена опера «Голем» Э. Ф. Д’Альбера (1864–1932), а в 1962 г. в Вене - одноименный балет по хореографическому плану Эрики Ханка (1905–58), на музыку Ф. Бёрта (родился в 1926 г.).

23 ноября 2006 года в театральном дворце «Dum u Hybern» в Праге состоялась премьера мюзикла «Голем». Музыкальный спектакль написан Карелом Свободой, Зденеком Зеленкой и Лу Фананеком Хагеном и поставлен режиссёром Филипом Ренком. Мюзикл играется на чешском языке и сопровождается английскими субтитрами.

Голем в современной публицистике

Образ Голема приобрел специальное значение в совеременной российской общественно-политической публицистике после появления в конце 1980-х в самиздате эссе Андрея Лазарчука и Петра Лелика. В статье, где предлагалась оригинальная модель функционирования и развития советской административной системы, «Големом» назывался административный аппарат, понимаемый как информационный организм, преследующий собственные цели, отличные и от целей государства в целом, и от целей отдельных чиновников. Термин «административный Голем» в сходном значении широко использовался такими публицистами, как Сергей Переслегин, Константин Максимов и другими.

Голем в компьютерных играх

Во многих играх жанра фэнтези есть разновидность существ «голем». Например: Castlevania, Final Fantasy, Ultima III: Exodus, Heroes of Might and Magic, Diablo/Diablo II, Gothic, Kingdom of Loathing, Проклятые земли, Warcraft 3, World of Warcraft, Master of Magic, Lineage 2, Ведьмак, Nox, Perfect World, Dragon Age: Origins. В играх голем обычно механический либо глиняный человек, созданный или оживлённый магией.

Http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0 , которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

История человечества полна неожиданных и таинственных легенд, достоверность которых невозможно подтвердить. Романтическая атмосфера, которой они окутаны, заставляет очаровываться и не раз пересказывать заветные сюжеты, вспоминая их героев. Голем относится к числу персонажей, чье существование стоит под вопросом, но биография этого персонажа удивительна.

История происхождения

Еврейская мифология повествует об истукане, создать которого было под силу только раввину, славящемуся духовным богатством и просветленностью. Главной целью посланника бога на земле должно быть стремление заступиться за свой народ, защитить его от мучителей. Только в этом случае глиняный человек оживал. Чистые помыслы и искренность были главным критерием успеха в этом деле и предрекали чудовищу неслыханную силу. Имя существа из глины – Голем – переводится как «бесформенный» или «сырой, необработанный».

Первая легенда о необычном создании появилась в 16 веке. Ее услышали жители Праги. Евреи в те времена притеснялись немцами, переполнявшими столицу Чехии. Их права ограничивались, а свободы попирались. Люди были обречены существовать в нищете и бедствии. Главный раввин по имени Лев встал на защиту евреев, взмолился небесам и попросил бога о помощи. Помощь пришла свыше. Лев был посвящен в таинственный ритуал, способный воздвигнуть из глины фигуру Голема, готового разбить врага.

Чудовище, возведенное героями, посредством магической силы ожило и отстояло честь своих создателей. Оно выглядело как великан, не способный произнести и слова, но уничтожающий противника в прах. Еврейское гетто было под его защитой 13 лет. В ритуале создания Голема использовались два человека, символизирующие огонь и воду, Лев, как автор, олицетворял воздух, а Голем стал воплощением земли. Получивший от создателей человеческую одежду, истукан выполнял свою функцию и жил в доме раввина в качестве работника.


Особенности Голема заключаются в быстром росте. Он не испытывает голода или жажды, но обладает достаточной энергией для выполнения любой работы. Громиле не страшны физические нагрузки, но другими способностями он обделен. Выйдя из-под власти создателя, существо начинало разносить все вокруг себя.

Зло, скрытое в его душе, вырывалось наружу. Поэтому при необходимости отлучиться Лев погружал работника в сон. Однажды, уйдя в синагогу, он забыл провести привычную процедуру, и Голем разбушевался. Поняв ошибку и ее цену, Лев навсегда усыпил истукана, поместив того на чердак.


Следующее пришествие чудовища состоялось в 1920-е годы. Любопытный журналист решил проникнуть в место упокоения чудовища и доказать, что байки о нем – выдумки. Он оказался прав, но ходят слухи, что раввин уничтожил свое детище. Существует и романтическая трактовка легенды, повествующая о нежных чувствах глиняного человека к дочери раввина.

Подчинявшийся только ей, неуклюжий Голем сопровождал девушку повсюду. Раввин приказал дочери обездвижить ухажера, и истукан рассыпался на мелкие частицы. Но, по легенде, каждые 33 года происходит возрождение глиняного чудовища.

Экранизации

Популярность к глиняному персонажу пришла после того как писатель Густав Майринк опубликовал книгу об истории его происхождения. Знаменитый первопроходец кинематографа, немецкий режиссер Пауль Вегенер снял трилогию о Големе в 1915-1920 годах. Литературы о герое легенд было немного, и Вегенер самостоятельно додумал сюжет, создав фильмы «Голем», «Голем и танцовщица», «Голем, и как он пришел в мир». Главного героя играл сам постановщик.


Режиссер Жюльен Дивювье создал фильм ужасов о глиняном человеке в 1936 году, сняв актера Фердинанда Харта в известном образе. Это был ремейк на проект Вегенера, не отличавшийся оригинальной идеей.

В 1967 году Жан Кершборн снял фильм «Голем» с участием Андре Рейбаза. В роли истукана в проекте Петра Шулькина 1979 года предстал Марек Вальчевский.


В 2016 году на большие экраны вышла экранизация романа Питера Акройда «Дан Лено и Голем Лаймхауса» авторства Хуана Карлоса Медины.

  • Любопытно, что глиняный Голем был не единственной вариацией истукана, способного прийти на помощь еврейскому народу. Существо из воды располагало удивительным интеллектом, чудовище из камня походило на настоящую глыбу. Огненный Голем был ведьмаком, а земляной, схожий с холмом, предпочитал равнины в качестве места жительства и был мирным созданием. Но глиняное исполнение – самая популярная вариация персонажа.

Голем в "Майнкрафте"
  • В литературе образ упоминался не только в произведении Майринка, где был второстепенным. О нем писал Артур Холичер в 1908 году и в рассказе «Голем 16». Братья Стругацкие, вдохновленные легендой, упоминали истукана в книге «Понедельник начинается в субботу», а – в романе «Маятник Фуко».
  • Современные фантасты используют этот образ и в кинематографе. Железный защитник Колосс из фильмов о 2017 и 2018 годов напоминает героя легенды. Голем стал персонажем «Секретных материалов» и мультсериала «Симпсоны», похожий на него персонаж появился в картине «Бесславные ублюдки». также является Големом. Глиняное чудовище стало персонажем мультиков и компьютерных игр вроде «Террарии» и «Майнкрафта».

Кратко о статье: Люди, эльфы, гномы - представители этих рас давно заняли теплое местечко под солнцем фэнтезийных миров. Каждый автор наделяет их какими-нибудь уникальными чертами - будь то внешность, характер или быт. Достаточно известны и существа, помогающие главным героям (или наоборот, противостоящие им): грифоны, единороги, кентавры, гоблины, тролли, зомби, скелеты, драконы, василиски, джинны, ифриты... Но одними из самых редко встречающихся - и, может быть, самых непонятных - являются големы.

Безликие роботы из фэнтези

Големы и другие рукотворные существа

В зеркале легенды часто отражается больше, чем в зеркале истории, хотя легенда - это всего лишь обломок ускользающей действительности, поэтизированный человеческой фантазией поэтов и мечтателей.

Павел Грим, исследователь легенды о пражском големе

Люди, эльфы, гномы - представители этих рас давно заняли теплое местечко под солнцем фэнтезийных миров. Каждый автор наделяет их какими-нибудь уникальными чертами - будь то внешность, характер или быт. Достаточно известны и существа, помогающие главным героям (или наоборот, противостоящие им): грифоны, единороги, кентавры, гоблины, тролли, зомби, скелеты, драконы, василиски, джинны, ифриты... Но одними из самых редко встречающихся - и, может быть, самых непонятных - являются големы.

Големы в фэнтези - существа, созданные рукотворным образом. Их основа - неживые материалы: металлы, глина, камень. Их создатели - маги, жрецы, безумные ученые. Главная трудность в сотворении голема - вдохнуть жизнь в мертвую субстанцию. Ну, а главная проблема в обращении с ожившим существом - это его самосознание. Новоявленное творение мага или жреца постепенно понимает, что оно - лишь мертвая машина... Обо всем этом - в нашей статье.

“Опять порождение какой-нибудь мифологии?”

Такой вопрос задаст читатель, знакомый с обитателями миров фэнтези. И будет прав в отношении большинства из них. Но только не в том случае, когда речь идет о големах.

Существует несколько легенд о создании голема. Мистики считают, что это было своего рода экспериментом - проверкой магом своего мастерства.

Участвующие в создании голема брали землю с невспаханной целины, лепили из нее небольшую человеческую фигуру и ходили вокруг нее, произнося комбинации букв алфавита и тайного Имени Бога в соответствии с подробной системой наставлений. В результате этих действий голем оживал. Он очень быстро рос и вскоре достигал поистине исполинских величин. Стоило же участникам церемонии проделать то же самое в обратном порядке - голем терял свою жизненную силу и умирал.

По другой легенде, на лбу голема писали слово “эмет ” (в переводе означающее “истина”, “печать Единого святого”). Для уничтожения же его достаточно было стереть первую букву. В итоге оставалось написанным слово “мет ”, переводящееся как “смерть”.

Существует еще множество способов оживления этих существ. Среди них стоит упомянуть вкладывание под язык голема освященных облаток, прикрепление таблички или записки со священными словами к его лбу или, опять же, помещение этих вещей под язык будущему слуге. Но самым подробным образом оживление голема - да и само существо - описывается в легенде о Пражском големе.

Пражский голем

Эта легенда повествует о том, как пражский раввин Лев Бен Бецалель (вполне историческая личность) создал себе помощника для выполнения работы по хозяйству и защиты еврейской общины от хулиганов.

Для того, чтобы сотворить голема, раввин и его помощники дождались особого положения звезд, после чего выждали еще семь дней. В самом создании участвовали 4 стихии и 4 темперамента. Первую стихию и первый темперамент представляла сама глина, еще три - раввин и два его помощника. После того как тело голема было готово, один из помощников семь раз обошел вокруг него против часовой стрелки и произнес волшебные слова. Затем то же самое, но в обратном порядке проделал другой помощник. С началом рассвета раввин Лев прочитал формулу из книги Бытия и вложил в рот голема табличку - так называемый шем (shem-ha-m-forash - Имя Неназываемого, или Тетраграмматон) - с тайным именем Бога. Источники расходятся во мнении, сколько символов должен содержать шем - от 13-14 букв до 72 слов.

Оживленный голем представлял собой уродливого 30-летнего мужчину плотного телосложения, с коричневым цветом кожи, очень сильного, но неповоротливого.

Относительно гибели голема также существует несколько версий легенды. По одной из них, он взбунтовался против своего создателя. Каждый вечер раввин вынимал изо рта голема шем. Но однажды, в ночь на субботу, забыл это сделать, и тот стал действовать по своей инициативе - громить еврейский квартал и убивать его жителей. Почему?

По одной из версий легенды голем влюбился в дочь своего хозяина и начал мстить из-за неразделенного чувства. Но центральным вариантом его “бунта” считается отнюдь не безответная любовь. Голем представляет собой плоть без души, вышедшую из-под власти человека. Голем - это некие мистические силы, плохо поддающиеся контролю. Раввин пытался обезвредить своего слугу, но это ему не удавалось. Голем начал расти, и превратился в настоящего монстра.

Кое-как раввину удалось вытащить шем изо рта голема, и тот вновь стал неподвижным. После этого неудачливый создатель в обратном порядке прочитал формулу оживления голема и вместе с помощниками отнес тело голема на чердак, где завалил его священными одеждами и книгами.

Голем, описанный в легенде, занял почти центральное место в “магическом пантеоне” Праги. Это существо стало главным героем многих детских сказок и легенд.

Легенду о Пражском големе часто вспоминает и современное фэнтези. Например, в компьютеризации настольной ролевой игры “Vampire: The Masquerade - Redemption” (2000 год) главному герою сотоварищи пришлось “вручную” уничтожать знаменитое чудище на улицах Праги. Старый проверенный способ - стереть первую букву со лба голема - в этот раз не подействовал...

Каббала - направление в оккультизме

Каббала - это наука о постижении высшего, духовного мира, из которого все нисходит в наш материальный мир. Каббала напрямую связана с мистическими учениями иудаизма. Изучая каббалу, человек познает причины всего происходящего на свете, обретает силы управлять судьбой, достигает абсолютного и всеобщего познания. Как не может существовать человек в нашем мире без знания законов его природы, так душа человека не сможет существовать в будущем мире, не овладев знаниями о нем.

Сфера деятельности практической каббалы очень широка. Это, прежде всего, “белая” магия, или магия “с чистыми намерениями”. Ведь практика совершается с использованием священных, эзотерических имен Бога и ангелов, манипуляции с которыми могут повлиять на физический мир не в меньшей степени, нежели на духовный. Но, кроме “белой” магии, известна и “черная”. В литературе по этой части каббалы можно встретить описание “белых” амулетов и оберегов рядом с заклинаниями для призыва демонов, заговорами, служащими для достижения личной выгоды, а подчас - и для целей некромантии.

Особое развитие учение каббалистов получило в средние века, в среде европейских общин иудеев. Это учение и породило голема.

Многоликие големы

Герой Майринка

Австрийский писатель Густав Майринк был одним из первых, кто взглянул на это существо по-новому. Сделал он это в своем романе “Голем”. Самого голема в качестве глиняного монстра мы там не найдем. Его место занимает неясный и неосязаемый ужас - идея голема, которая как бы воплощается в главном герое. Легендарный герой Праги в романе, по мнению разных исследователей, олицетворяет тоталитарный режим в мире и одновременно является двойником главного героя. Это произведение носит скорее философский характер, чем развлекательный, и будет мало интересно рядовому читателю. Гораздо интереснее изображение големов в фэнтези-литературе.

Големы Плоского мира

Плоский мир, как известно, придуман Терри Пратчеттом. Если охарактеризовать его в общих словах, то следует сказать, что все, что описывается автором, носит юмористический характер.

В романе “Ноги из глины” можно увидеть весьма своеобразное описание големов. Они, как и все классические големы, сделаны из глины (или любого подобного материала). На этом сходство заканчивается. Да, они не обладают речью, но могут писать, именно поэтому всегда носят с собой мел и доску. Если несколько големов собираются для обсуждения какого-то важного вопроса, то их досок уже не хватает... в ход идут стены комнаты или окружающих домов. Но все же они глупы. Дайте голему задание, оставьте без присмотра, и у вас будет несколько тысяч чайников или канава, начинающаяся возле вашего дома и заканчивающаяся на другом конце города.

Поистине магическими свойствами обладает клочок бумаги, который закладывают в голову голема. На нем пишутся определенные слова, которые способствуют не только оживлению голема, но и играют роль в определении его будущего характера.

Голем по имени Дорфл немного прихрамывал, потому что одна нога у него была немного короче другой. Он не носил никакой одежды, потому что нечего было скрывать, поэтому можно было видеть его тело, испещренное разноцветной глиной от многочисленных ремонтов. Было столько заплат, что Ангуа задумалась, сколько лет могло быть этому голему. Изначально, видимо, в этой фигуре копировалась мускулатура человека, но многочисленные заплаты почти все затерли. Он был похож на горшки, которые презирал Вулкан, те горшки, что изготавливались людьми, которые думали, что если это ручная работа, то она должна выглядеть как ручная работа, и поэтому отпечатки пальцев в готовом горшке были как знаки качества.

Т. Пратчетт, “Ноги из глины”

Големы, описываемые в романе, хотят свободы. Но в тоже время они уверены, что у каждого голема должен быть хозяин. А любой хозяин, владеющий таким глиняным работником, на полную катушку использует их девиз: “Жить - значит работать”.

Еще одна отличительная черта големов этого увлекательного мира - способность испытывать чувства, подобные жалости и надежде. Втайне от людей они из частей своего тела создают нового голема - Голема-короля, который должен освободить своих создателей от рабства. Но что-то пошло не так, и Голем-король начинает убивать людей, которые помогали в его создании. Это заканчивается тем, что одного из големов по имени Дорфл выкупают у его владельца, и помещают в голову вместо прежних слов расписку о продаже. После этого он становится самостоятельным и помогает полиции в обезвреживании Голема-короля. К сожалению, Дорфл оказывается разбит, а слова из его головы уничтожаются. Но он вновь оживает после того, как его опять обжигают в печи.

Скульптор, который оживил Дорфла, также смог наделить его даром речи. Следующей целью голема стало освобождение всех своих собратьев в городе, в котором развиваются действия романа. Но можете не надеяться - моря крови не будет. Дорфл поступает на службу в полицию для того, чтобы скопить денег и выкупить одного голема у его хозяина. Потом вдвоем заработать денег на покупку третьего и так далее. Капитан полиции замечает, что многие люди для освобождения воспользовались бы кровавой революцией. На это голем отвечает, что это было бы воровством... Вот такие големы обитают в самом плоском из миров.

Големы будущего

Големы упоминаются и в научно-фантастической литературе - правда, немного в другом облике.

Например, у Станислава Лема голем - тип искусственного интеллекта, созданного в США для управления войсками. Голем этот был оператором общего типа, дальнодействующим, этически стабилизированным, мультимоделирующим (GOLEM - General Operator, Long-range, Ethically Stabilized Multimodelling). Естественно, война - это последнее, чем хотел заниматься такой интеллект.

В книгах Сайфуллы Мамаева (“Ледяная птица”, “Реставратор”, “Голос Рыка”) големами являются инопланетяне, пытающиеся захватить Землю. Но иерархия у них, свойственная компьютерной игре “Heroes of Might & Magic III” - Алмазные, Золотые, Бронзовые и Глиняные.

В произведениях же Василия Головачева големами называются космические летающие аппараты повышенной защищенности.

Таким образом, големы в фантастических романах очень непохожи на своих фэнтезийных собратьев. И дело даже не в материалах изготовления этих совершенных и надежных машин, а в совершенно ином предназначении, столь отличном от простой охраны сокровищ и зданий.

В каком из игровых миров мы встречали големов? Уверен, что читатель ответит на этот вопрос моментально, назвав компьютерно-игровой мир “Героев меча и магии” (Might & Magic), в котором големы играют роль самостоятельной боевой единицы и весьма подробно описаны.

Каменные големы - огромные, громыхающие существа, созданные из камня при помощи волшебства. Эти бездумные роботы служат охранниками сокровищ и входов в сокровищницы, а иногда - телохранителям для эксцентричных магов. Каменные големы очень прочны и абсолютно нечувствительны к боли. Они никогда не устают, а увидев противника - атакуют его.

Ошибочно предполагать, что все эти големы неповоротливы и глупы. Это справедливо лишь для големов, созданных начинающими магами. Чем тщательней сделан голем, тем сложнее и разнообразней могут быть выполняемые им задания. Так, у ректора Академии Бракады (область на юге материка, заселенная магами) был уникальный алмазный голем, умеющий не только читать, но и делать выводы из прочитанного. Он проверял все рефераты, сдаваемые студентами.

В мире Might & Magic существует 4 вида големов: каменный, железный, золотой и алмазный. Големы хорошо защищены от магии. К сожалению, эта защита зачастую оборачивается против них, так как их трудно воскресить.

Из любого подвернувшегося материала

Еще одно место, где можно встретить големов - миры настольной ролевой игры Dungeons & Dragons, а также ее многочисленные компьютерные воплощения. Forgotten Realms, Dragonlance, Ravenloft, Greyhawk - как разнообразны эти D&D-миры, так различаются и големы, из них происходящие.

Ритуалы создания големов у волшебников и священников мало схожи. Если первые основываются на “научных исследованиях” и разработке специальных заклинаний, то вторые опираются на силу, даруемую богами (или, в случае со злыми культами - демонами).

Большинство големов D&D-миров сделаны из глины, камня или металла. Сила, приводящая в движение голема - стихийный дух, который в процессе создания вселяется против своей воли в неживой материал.

Каменные големы создаются из грубо выточенного камня. Конечности таких големов могут немного отличаться от обыкновенных рук и ног человека. Руки, например, могут делаться гораздо массивнее и походить на огромные дубины. Такие существа всегда безоружны. Железный голем зачастую стилизуется под рыцаря в доспехах. Иногда ему в руку вставляют меч, зачастую - волшебный. Глиняный голем хоть и похож на человека, но черты его сильно искажены. Грудь - чрезмерно большая, руки - свисают до колен, ноги - короткие и кривые. Из одежды может носить лишь металлический или кожаный ремень вокруг бедер.

Некроманты и жрецы Смерти способны производить “мясных” големов (flesh golems), составленных из кусков мертвых тел. Куски могут браться из разных “источников”: например, туловище - от туши быка, а голова и руки - от человеческого трупа. Естественно, получившееся создание специальными чарами предохраняется от разложения.

Вообще големы в D&D могут создаваться почти из любых подручных и даже драгоценных материалов: из дерева, стекла, костей, самоцветов, золота, магического адамантита. Так, стеклянные големы - это настоящее произведение искусства. Они создаются в форме рыцаря из цветного стекла, которое обычно идет на изготовление витражей. Часто они охраняют церкви или соборы. Големы из подобных материалов встречаются куда реже, чем каменные или железные.

Все D&D-шные големы обладают, во-первых, практически стопроцентной устойчивостью к вредоносным заклинаниям, и, во-вторых, какими-либо волшебными способностями. Например, каменные големы с помощью специальных заклятий могут замедлять противников.

На практике големы обычно используются как охранники сокровищниц, склепов, магических лабораторий и прочих локаций, куда возбраняется ступать простому смертному. Иногда их задействуют в качестве чернорабочих: грузчиков, носильщиков, уборщиков помещений.

Големы в D&D, как правило, существа без самосознания и свободного разума. Они способны лишь на механическое выполнение приказа своего хозяина. При этом они считаются опасными оппонентами: многие искатели приключений, встретив голема, предпочтут ретироваться, а не вступать в тяжелую схватку.

Это интересно
  • Амбициозный проект по созданию эволюционирующего робота , разрабатываемый в университете Брэндис (Массачусетс, США), называется “Голем”.
  • В США недавно было выпущено 26-серийное аниме “RahXephon” , в котором подробно описываются гигантские боевые машины из глины, называемые “Долемы”.
  • Другое аниме - “InuYasha” - упоминает о полудемоне по имени Нараку, активно использовавшем големов.
  • Комикс “Монолит” , созданный компанией DC Comix, посвящен приключениям голема, сражающегося с преступностью в Нью-Йорке 21 века.
  • Роман Ф. К. Дика “Космические куклы” (1956 года) рассказывает про големов, оживленных детьми в городе Миллгейт, штат Вирджиния.
  • Одна из серий “Секретных материалов” посвящена голему.

* * *

Оказывается, что големы - вовсе не такие редкие обитатели фэнтезийных и фантастических миров, как это может показаться. В фэнтези этим бессловесным, бесчувственным, бездушным существам все чаще стали приписываться человеческие качества - разум, речь, эмоции. Это свидетельствует о том, что классические персонажи научной фантастики - роботы - постепенно проникают в древние легенды и сказки, сливаясь с образом голема. Фэнтези как жанр не стоит на месте. И это здорово.