Дворец Версаль и его великолепные вечерние сады стали квинтэссенцией модели для дворцов в Европе. В эпоху абсолютной монархии Версальский дворец был разработан, чтобы им восхищались. Король Людовик XIV хотел, чтобы его дворец вызывал зависть в каждом короле и трепет в каждом крестьянине.

Сам город расположен в 20-ти км от столицы. Первые записи о нем уходят в середину 11-го века о местном монастыре Сен-пер-де-Шартр. К окончанию одиннадцатого века Версаль был маленьким селом обволакивающим замок, однако, процветал до тринадцатого века.

История

В шестнадцатом веке семьи Гонди начали править Версалем и он начал приобретать известность. В 1622 году будущий король Франции Людовик XIII приступил к постройке небольшого кирпичного домика, после того, как впервые увидел эти места. Спустя десяток лет он стал править Версалем и начал расширять свою резиденцию. После этого он выкупил большую часть земли и сокровища семьи Гонди.

В 1662 году новый король Людовик XIV проявил серьезный интерес к Версалю. Он думал над переносом его королевской резиденции вдаль от дворца Лувра, так как она находилась в регулярной политической нестабильности. По большей мере он был инициатором расширение здания, которое нам знакомо сегодня. Для проектирования и строительства дворца он нанял Луи Ле Вау и художника Шарля Лебренома. В итоге он стал ярким примером для остальных европейских замков. Главным за проектирование сада дворца был Андре Лентор.

После того, как Ле Вау умер, управление строительством перешло к архитектору Жюлю Адруэн-Мансару. Благодаря ему было возведено несколько крыльев и большой дворец. Более позднее строительство включило в него оперу и малый Трианон. В 1790 бесценная серия картин, скульптур и иных предметов, которые находились в замке, были перевезены в музей Лувра, а львиную долю его мебели пустили на аукцион.

В начале 19-го века замок стал излюбленным местом Наполеона. В середине 19-го король Луи-Филипп сделал из него музей, который был посвящен славе его страны. Часовня и зал зеркал были сохранены, но большую часть его комнат разрушили, чтобы дать пространство для выставочных залов. Во второй половине 20-го века Пьер Верле отвечал за доставку мебели обратно в дворец и было отреставрировано много комнат. Сегодня для туристов доступна большая часть его территории, а также его знаменитый сад.

На что посмотреть в Версале

Зал зеркал


Этот зал внес наибольший вклад в развитие дворца. Главной его изюминкой является 17 зеркальных арок, которые отсвечивают великолепный сад в 17 оконных одинаковых аркадах. Каждая арка наполнена 21 зеркалом. Этот зал более 70 метров в длину, более десяти метров в ширину и высотой около 12-ти метров. Скульптуры в нем расположены по линии стены. Он занял важное место в истории после окончания мировой войны.

Королевская часовня


Нынешняя часовня замка является пятой. Её постройка затянулась примерно на два десятилетия. К услугам гостей доступна терраса на одном уровне с комнатами королей. С нее открывается потрясающий вид на церковь, где сидели короли, когда ходили на мессу. Её стиль содержит в себе контраст готики и барокко. Многие черты часовни сделаны в стиле средневековых соборов, такие как горгульи и остроконечная крыша. Но другие характеристики более напоминают эпоху, в которой её построили.

Королевская опера

Её помещение полностью оборудовано из дерева. Хоть она и не предназначалась для широкой аудитории, но сможет вместить свыше 750 посетителей. В дизайне оперы преобладает золотой и бордовый цвет. Впервые ее использовали для празднования свадьбы короля и Марии-Антуанетты. Также опера обладает эксклюзивной системой, что делает возможным поднять пол до пределов сцены. Сегодня её все еще используют для разного рода представлений.


В 17-м веке около 100 гектаров сада Версальского дворца спроектировал Андре Лентор. Он выложил геометрический орнамент из кустов и деревьев. Также Лентор высушил территорию и сделал несколько бассейнов. На территории парка находятся пара интересных фонтанов. Самыми популярными являются фонтан Латоны и фонтан со скульптурой Людовика XIV. Третьим по известности является фонтан Нептун. Они служили для развлечений множества гостей, которых приглашал король на свои яркие вечеринки. Еще одна изюминка сада – это колоннады, которые спроектировал Жюль Ардуэн-Мансар.

Также на территории дворца находится несколько небольших дворцов. На то время в замке работало свыше 10-ти тысяч человек, что делало это место не конфиденциальным. Поэтому король приказал начать строительство большого Трианона. В итоге он должен был стать столь ярким, как и основной дворец, где он смог бы избегать лишних глаз при встречах с любовницей. Его наследник построил малый Трианон с теми же целями.

Точный адрес : Place d’Armes, 78000 Версаль, Франция.

Способы проезда . Поезд с вокзала Монпарнас до станции “Versailles-Chantiers”. С вокзала Сен-Лазар до станции “Versailles-Rive droite”. На метро до станции “Pont de Sèvres” + автобус No171 до остановки “Château de Versailles”.

Время работы Версальского дворца: с 9:00 до 18:30 (апрель-октябрь). С 9:00 до 17:30 (ноябрь-март).

Последняя экскурсия за 30 мин до закрытия. Замок закрыт по понедельникам, также 1 и 5 января, и 25 декабря.

До конца 16 века Версаль был маленькой деревней недалеко от Парижа. Людовик Тринадцатый построил там сначала охотничий домик, потом небольшой замок, а в 1632 г. купил всю деревушку. Его сын, Людовик Четырнадцатый, Король-Солнце, возвёл в Версале огромный дворцовый комплекс и превратил его в главную резиденцию французских монархов.

История возникновения Версаля как одного из символов Франции

В 1682 г. королевский двор переезжает в Версаль, который становится не только фактической столицей Франции, но и символом абсолютизма. С этого момента все европейские правители, желая подчеркнуть своё величие, строят дворцы на «версальский» манер.

У Людовика Четырнадцатого были причины стремиться прочь из Парижа. Столица выглядела слишком провинциальной для могущественной европейской державы, какой стала в эти годы Франция. К тому же король не мог простить парижанам Фронды, он не доверял им и хотел на будущее обезопасить себя от бунтующей толпы.

Обустройство Версаля началось ещё в 1661 г., продолжалось не один десяток лет и потребовало огромных затрат, практически разорившейся страны.

Описание Версаля — строгость во всем

Комплекс был спланирован вокруг трёх дорог, ведущих в Париж и к королевским имениям Сен-Клу и Со. В точке их соединения перед парадным входом в Большой дворец Версаля установлена конная статуя Людовика Четырнадцатого.

Парки Версаля — геометрическая строгость линий и пропорций

С другой стороны дворца, как бы продолжая среднюю дорогу, тянется главная аллея с бассейнами и Большим каналом (1520 м). Она чётко делит громадный парк на две симметричные половины.

Геометрическая строгость линий и пропорций - отличительная черта версальского ансамбля. В нём отразилось увлечение французских зодчих утопической архитектурой, ведущей своё начало от фантастических «идеальных городов» эпохи Возрождения.

Кажется, что парк вычерчен по линейке, но при этом он не выглядит, ни скучным, ни однообразным. Его оживляют цветники, скульптурные группы, каскады, гроты и особенно фонтаны, устройство которых было вершиной инженерной мысли своего времени. Особенно впечатляет посетителей фонтан Аполлона (скульптор Тюби), изображающий колесницу античного бога.

Роскошные залы Версальского дворца

Внутри Большой дворец состоит из анфилады роскошно оформленных залов, наполненных изысканной мебелью, драгоценностями, произведениями искусства. Отдельно стоит отметить Зеркальную галерею длиной 73 м. Её 17 зеркальных панно отражают свет 17 же огромных окон, выходящих в парк. В этом сверкающем зале проходили торжественные церемонии, балы, приёмы и королевские свадьбы.

Необходимо также посетить Королевскую часовню, салон Венес, салон Аполлона, Королевскую оперу, дворцы Большой и Малый Трианон.

Архитектор Андре Ленотр создал в Версале абсолютно новый тип паркового ландшафта, именуемого французским регулярным (т. е. правильным) садом. Такой сад, воплощающий идеалы гармонии, величия и неизменного порядка, стал образцом для знаменитых императорских ансамблей Петергофа и Сан-Суси (Потсдам).

Как и у Версаля, у этих парков есть одна характерная особенность: с определённых точек в них можно наблюдать «ясную линейную перспективу» правильно организованного пространства.

Сады и парки Версаля

Сады и парки Версаля общей площадью 101 га служили для придворной знати грандиозной сценой: здесь происходили праздники, гуляния, маскарады и прочие увеселения, в тени которых плелись козни и дворцовые интриги.

Людовик, превративший свою жизнь в пышный спектакль, покровительствовал классическому театру – в Версале ставились оперы Люлли, пьесы Расина и Мольера. Эту традицию продолжили преемники, особенно супруга Людовика Шестнадцатого Мария-Антуанетта, которая выстроила собственный театр и сама в нем играла.

Главный дворцовый комплекс, созданный в стиле французского классицизма, поражает своим размахом. Ансамбль состоит из трех последовательно расположенных дворов – Министров, Королевского двора, куда могли заезжать лишь экипажи монарха и Мраморного двора, где сохранились постройки охотничьего замка Людовика Тринадцатого.

Версаль — это история Франции

История Версаля не ограничивается жизнью королей. Именно здесь в июне 1789 года депутаты третьего сословия провозгласили себя Национальным собранием, а позже – Учредительным. В том же году 26 августа в Версале принята Декларация прав человека и гражданина.

Здесь же шестью годами раньше был подписан документ, утвердивший независимость США. 28 июня 1919 года в Версале заключен мирный договор, завершивший Первую мировую войну.

С 1837 года Версаль официально является Музеем истории Франции.

Десять лет назад дворец Версаля стал частью проекта широкомасштабной реставрации дворца, под патронажем Жака Ширака. По плану в течение 20 лет должны были быть обновлены внутренняя часть Оперы и фасад, восстановлена изначальная планировка садов, возвращена во внутренний Мраморный двор золоченая Решетка короля и т.д.

Однако жизнь вносит свои коррективы и на сегодняшний день реставрационные работы ограничены поддержанием дворца в рабочем состоянии.

Версальский дворец — ВИДЕО экскурсия

Версаль - дворцово-парковый ансамбль во Франции, бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющемся пригородом Парижа. Общая площадь всей территории с садами, фонтанами, бассейнами, каскадами, гротами, скульптурами и изящными дворцами, поистине королевская, более ста гектаров.

http://youtu.be/gnbpr0en38M

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Поражающий воображение дворец в пригородах Парижа стал символом абсолютной монархии и роскоши последних французских королей.

На современников он производил столь сильное впечатление, что многие правители других государств приказывали своим архитекторам создать для них нечто подобное.

Хотя у всех посетителей Версаля этот дворец ассоциируется прежде всего с личностью легендарного Людовика XIV, достоинства этого городка оценил еще дед Короля-Солнце, король Генрих IV, любивший охотится в здешних лесах. Сын и наследник Генриха, Людовик XIII, в 1623 году распорядился построить там небольшой охотничий павильон. В начале 1630-х годов король выкупил у семьи Гонди и архиепископа парижского территории, прилегающие к его владениям, и заказал Филиберу Леруа нового, более представительного сооружения.

Дворец Людовика XIII был завершен в 1634 году. Он представлял собой прямоугольное двухэтажное строение, имеющее два крыла, перпендикулярные главному корпусу.


В центральной части находилась королевская спальня, ее окружали залы для приемов. Фрагменты этой планировки можно увидеть в здании дворца, существующем в наши дни: фасады вокруг так называемого Мраморного двора (Cour de Marbre) отличаются от всех остальных облицовкой из темно-красного кирпича, контрастирующего со светлыми архитектурными деталями - обрамлением окон, карнизами и декоративными элементами из кремового песчаника.


Любимая резиденция Людовика XIV

Когда в 1643 году умер его отец, Людовику XIV едва исполнилось четыре года, и он часто менял места пребывания. Официально главной королевской резиденцией попрежнему оставался Лувр, но юный король не любил Париж. Каждый год он вместе со своим двором выезжал на несколько месяцев из столицы и жил в замках Венсен, Фонтенбло, Сен-Жермен-ан-Ле.

Впервые он посетил Версаль лишь в 1651 году, и с тех пор это место стало для него любимой резиденцией. Вскоре король задумал перестроить его, чтобы иметь возможность проводить гам время вместе со всем двором за разнообразными развлечениями. Для реализации этого замысла он пригласил художников и архитекторов.

Здание спроектировал известный архитектор Луи Лево. занимались два художника - Шарль Эррар и Ноэль Куапель, перепланировка садов выпала на долю Андре Ленотра, в задачу которого входило также проектирование оранжереи. Работы были начаты в 1661 году, а три года спустя король уже смог пригласить гостей на первые дворцовые торжества, приуроченные к театральным постановкам, в том числе - пьес Мольера. В это время Людовик XIV принял решение о дальнейшей перестройке дворца. По проекту Лево, в 1668-1681 годах были возведены enveloppe -два массивных крыла, северное и южное, которые окружили и почти вобрали в себя дворец Людовика XIII. Крылья, расположенные параллельно центральной оси дворцово-паркового комплекса, были ориентированы в сторону въезда из города, и на образовавшемся между ними пространстве разместился так называемый Королевский двор (Cour Royal). Со стороны садового фасада, между ризалитами двух крыльев Лево поместил арочную анфиладу, над которой на верхнем ярусе устроил открытую террасу. Южное крыло предназначалось для апартаментов правителя, северное же служило королеве и ее фрейлинам.

Зал, полный зеркал

Людовик XIV не только сделал Версаль своей постоянной резиденцией, но и решил перевести туда правительство. Чтобы разместить многочисленную свиту и чиновников, потребовалась очередная масштабная перестройка, которая началась в 1678 году. Лево к тому времени уже умер, и его сменил другой королевский архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Он спроектировал впечатляющую Зеркальную галерею (Galerie des Glares), построенную со стороны сада между ризалитами на месте бывшей смотровой площадки. Галерея выходит на сад семнадцатью высокими полукруглыми окнами, напротив которых на внутренней стене размещены зеркала, по форме и размерам соответствующие окнам.




Днем, когда в зеркалах отражался сад, галерея превращалась в арочный павильон, с двух сторон окруженный обширными цветниками, вечерами же зеркала множили огни освещавших галерею свечей, усиливая их яркость. На плафоне были представлены сюжеты, прославлявшие Короля-Солнце и его военные свершения. Это художественное оформление, завершенное в 1686 году, было выполнено по эскизам и под руководством известного живописца Шарля Лебрена.

По обе стороны галереи, на первом этаже ризалитов, спроектированных еще Лево, были устроены два роскошных зала - Зал Войны в апартаментах короля и Зал Мира в крыле, принадлежавшем королеве.

Ардуэн-Мансар спроектировал также два массивных крыла с внутренними дворами, расположенные перпендикулярно центральной оси всего сооружения. Южное крыло было завершено в 1684 году, но строительство северного из-за постоянно растущей стоимости проекта было приостановлено и возобновилось только в XIX веке. Архитектор перестроил два сооруженных Лево отдельно стоящих со стороны города павильона, разместив между ними просторный двор, который получил название двора Министров (Cour des Ministres).


Людовик XIV со своим двором переехал в Версаль б мая 1682 года, когда строительные работы были в разгаре и даже королевские покои еще оставались незаконченными. Несмотря на неудобства, связанные с жизнью на строительной площадке, король не изменил место постоянного пребывания, и версальский дворец оставался резиденцией французских правителей вплоть до революции 1789 года.

Последней реализованной частью проекта Ардуэн-Мансара стала Королевская часовня, задуманная архитектором как самостоятельное здание, соединяющееся с северным крылом дворца.


Личные апартаменты монархов

Несмотря на многочисленные перестройки, Версальский дворец смотрится изнутри как гармоничное целое, в едином выдержанном стиле доминируют черты классического барокко. Интерьеры - в частности, так называемые Большие апартаменты (Grands Appartaments) Людовика XIV и его жены, состоящие из множества залов и соединенные Зеркальной галереей, - поражают роскошью оформления, обилием скульптур, лепнины, золота и настенной живописи, представляющей подвиги олимпийских богов.




В дворцово-парковом ансамбле Версаля нашлось место и для других построек. После покупки и сноса в 1668 году небольшой деревушки Трианон Луи Лево построил на ее месте Фарфоровый Трианон - ансамбль павильонов, облицованных бело-черными фаянсовыми плитками.

Десять с лишним лет спустя Жюль Ардуэн-Мансар получил от короля указ возвести новый дворец, который предназначался для личных нужд правителя. В нижней части обширного комплекса, расположенного между двором и садом, можно увидеть воссозданные деревенские постройки, а изящные скульптурные украшения и розовый мрамор, облицовывающий фасад и колоннады, придают всему сооружению камерную изысканность.


Дворец Трианон стал именоваться Большим (Grand), когда неподалеку появилась новая резиденция аналогичной конструкции, названная Малым (Petit) Трианоном. Его приказал построить в 1761-1768 годах Людовик XV, правнук и наследник Короля-Солнце, для своей фаворитки мадам де Помпадур. Автором Малого Трианона стал Жак-Анж Габриэль. В сравнении с другими постройками Версаля дворец действительно выглядит небольшим, а в его интерьерах сочетаются черты рококо и классицизма. Малый Трианон был любимой резиденцией королевы Марии-Антуанетты, получившей его в подарок от Людовика XVI.

После того как в октябре 1789 года разразилась Великая французская революция, королевской семье пришлось покинуть Версаль, и дворец был разграблен. Он вновь обрел блеск во времена Луи-Филиппа, который распорядился устроить здесь музей истории Франции. После окончательного свержения монархии в Версале проводились заседания Конгресса и парламентские выборы президента Республики, а дворец Трианон служил местом проведения дипломатических встреч. В Зеркальной галерее 28 июня 1919 года был подписан Версальский мир, положивший конец Первой мировой войне.

Знаменитые сады


Скромный сад, окружавший некогда дворец, возведенный Людовиком XIII, во время правления его наследника беспрестанно изменялся - его расширяли и доводили до совершенства, дабы он своей роскошью соответствовал великолепию самой постройки. Андре Ленотр, проектируя сад в 1661 году, обозначил его основные черты, остававшиеся неизменными в течение 40 лет реализации проекта. Вместе с Ленотром работали художники и скульпторы - окружение дворца должно было соответствовать эстетическим требованиям, воплощенным в его интерьерах. Ближе к садовому фасаду были размещены цветочные партеры со строгой шахматной композицией, которые переходили в более высокие так называемые кабинеты и боскеты, образованные шпалерами стриженых кустарников и деревьев, увенчанных кронами строго определенной формы. Партеры создавали обрамление для двух фонтанов, украшенных скульптурными композициями. Ближе к дворцу расположен многоярусный фонтан, посвященный богине Лето (Латоне), матери Аполлона и Артемиды. Широкая аллея с газонами тянется от него к фонтану Аполлона. В центре установлена статуя бога Солнца, правящего колесницей, в окружении тритонов и дельфинов. Автор этих скульптур Жан-Батист Тюрби.

Гармоничное сочетание строгих геометрических фигур зелени и водной глади характерно также для дальней части сада, где Ленотр построил два канала, пересекающихся под прямым углом. Больший из них, называемый Большим каналом (Grand Canal), завершался овальным прудом.


Каналы, многочисленные небольшие фонтаны, водопады и искусственные гроты составляли, начиная с 1664 года, важную часть декораций всевозможных представлений и дворцовых торжеств. По Большому каналу, кроме традиционных парусных лодок, плавали гондолы, которые Людовик XIV получил в дар от венецианских дожей. Примечательно, что во времена этого правителя затраты, связанные с созданием и содержанием водной системы, составили одну треть стоимости строительства всего Версаля.


Садовый комплекс, выдержанный в строгих геометрических пропорциях, с четко обозначенными смотровыми площадками, украшенный множеством статуй и вазонов на постаментах, стал квинтэссенцией черт «французского сада», который в XVII и XVIII веках разбивали во многих резиденциях Европы и Америки. Сад занимает внушительную площадь в 93 гектара, но в самом Версале носит название Малого парка (Petit Pare), поскольку за его пределами простирается несравненно большая территория - более 700 гектаров - Большого парка (Grand Parc), где находится сад, окружающий дворец Большой Трианон. Он устроен по аналогичному геометрическому принципу и украшен партерами, напоминающими восточные ковры.

Версаль, наверное все слышали это слово и знаю, что это такое. Версальский дворец стал первым королевским дворцом Нового времени и послужил прообразом для строительства дворцов по всей Европе и в Санкт-Петербурге в том числе. Петр I посетил Версальский дворцово-парковый комплекс и был поражен его роскошью и размерами. После возвращения он дал указания строить дворцы подобные Версалю.

Добраться до Версаля очень легко, поскольку это очень посещаемый туристический объект, то все продумано. Поезд RER довозит до конечной станции — Версаль. От , где мы поселились, всего одна остановка 1,5 евро однако. Электрички двухэтажные, кондиционера нет, жарко в вагоне, но одна остановка это почти ничто. Билетная касса находится через дорогу от здания вокзала.

Билеты бывают разнообразные, лучше использовать данные официального сайта Версаля. Взрослый билет во дворец Версаль, парк и Большой Трианон и деревню Марии-Антуанетты 20 евро, дети до 18 лет бесплатно, но на сайте перечислены все льготные категории обозначены льготные дни и неполные билеты, есть возможность купить билет прямо на сайте и избежать очереди. Есть билет на два дня, это хорошее предложение, так как дворец и парк просто огромны, за один день очень трудно все успеть и физически тяжело.

Очереди в Версале в высокий сезон

Итого очередь за билетами заняла минут 20, гуманно, но то что мы увидели при приближении к дворцу поразило наше воображение, людей было просто море. Напомню тем, кто забыл мы были там в середине июля в самый разгар жары (+32 и палящее солнце) и туристического сезона. Были предательские мыслишки, может сдать билет и ну его этот Версаль, но мы подавили эту идею и мужественно встали в очередь.

Итого, очередь на вход заняла полтора часа на солнцепеке. Это было тяжело. Вся эта очередь собралась из-за того что проверяли билеты и заставляли всех сдать в камеры хранения рюкзаки и крупные сумки, подозрительных лиц прогоняли через ворота как в аэропорту.

Далее мы постояли в Мраморном дворе еще 30 минут за аудиогидами на русском языке, включенными в стоимость билета. Во дворце была жуткая толпа, можно сказать, что через экспозицию вас несет людской поток и достаточно жарко, кондиционеров нет, окна открыты, людям со слабым здоровьем наверное лучше не посещать дворец при таких обстоятельствах.

Наш десятилетний мальчик увлекся аудиогидом. В каждом зале есть табличка с номером, который нужно набрать на аудиогиде, чтобы прослушать запись именно про этот зал. Он искал табличку и объявлял всем номер. Новое поколение любит понажимать на кнопочки, без этой игры ему наверное было бы скучно.

Все, я закончила с грустным, приступим наконец к осмотру всего этого великолепия.

Дворы Версальского дворца

Памятник Людовику XIV — королю Солнце перед Версальским дворцом

Это первый, но не последний памятник Людовику XIV, который встречает гостей на площади перед Версальским дворцом. Скульптура была установлена уже после кончины Короля-Солнца.

Во дворце находится великое множество изображений Людовика, как скульптурных, так и художественных. Король-Солнце являлся самым почитаемым европейским монархом XVII века, и пышное возвеличивание собственной власти стало важнейшей частью его политики. Существенную роль в этом сыграл и Версальский дворец.



Версальский дворец — толпы на подходе

Передний двор дворца уже плотно набит страждущими туристами. Там можно купить сувениры у афро французов дешевле, чем в Париже.



Версальский дворец — ворота

За воротами начинается королевский двор. Люди всех национальностей жаждут посетить этот великолепный дворец и парк.



Версальский дворец — очередь на вход

А вот и очень длинная очередь, она занимает весь королевский двор и завивается змейкой. Под зонтиками люди спасаются от палящего солнца.



Версальский дворец — Мраморный двор

В Мраморном дворе стояла очередь за аудиогидами, но она была уже значительно меньше и пейзаж поменялся, в общем стало веселей. В Мраморном дворе можно лицезреть самые ранние постройки дворца, принадлежащие — Замку Людовика XIII, отца Короля-Солнце.

Людовика XIII многие помнят по фильму и одноименному роману Дюма «Три мушкетера». У него с Анной Австрийской не было детей целых 22 года, вся Франция молила Бога послать королю наследника и чудо наконец свершилось, родился будущий Людовик XIV. Вся Франция обожала это дитя, а родители просто души не чаяли. Но к сожалению король умер, когда мальчику было всего 5 лет, его воспитанием занимались Анна Австрийская и кардинал Мазарини и неплохо преуспели в этом, судя по результату.



Версальский дворец — очередь за аудиогидами

Вот наконец спустя 2 с лишним часа очередей мы попали во дворец. Экспозиция первого этажа повествует о том, как из маленького охотничьего замка Версаль превратился в самую огромную и великолепную королевскую резиденцию в Европе.

Немного истории строительства Версальского дворца

История Версаля начинается в 1624 году. Людовик XIII (годы жизни 1601-1643, царствовал с 1610 года) велел построить небольшой замок среди лесов на западе Парижа, чтобы использовать его во время королевской охоты.

Строительство продолжалось двести лет. Наибольшего размаха строительство и освоение окрестной территории достигло во времена царствования Людовика XIV, но и умалять вклад Людовика XV и Людовика XVI не хотелось бы.

Масштабы строительных, отделочных и ландшафтных работ впечатляют. Для изготовления одних только гобеленов была создана целая королевская мануфактура «Гобелен» под руководством Шарля Лебрена с восьмьюстами рабочими.



Интересные обезьяны на козлах, к сожалению я забыла, что они символизируют.



Версальский дворец — макет дворца

Модель дворца хорошо демонстрирует гигантские размеры дворца. Людовик XIV был не так прост, как кажется с первого взгляда. Его детство прошло в постоянных восстаниях фрондистов, зарвавшейся французской знати. Чтобы отбить у знати охоту к восстаниям, заговорам и интригам, он решил держать знать при дворе, т.е. на виду и развлекать ее масштабными празднованиями, театральными постановками, обедами и раздачей королевских милостей.

О пышных празднованиях, устраиваемых в Версале, ходят легенды до сих пор. Самый выдающийся праздник, вошел в историю под названием «Забавы волшебного острова», проходил в мае 1664 года. Король лично принимал участие в подготовке этого грандиозного мероприятия, театральную постановку для этого придумал сам Мольер, знакомый нам из школьной программы. На праздники король тратил умопомрачительные суммы, тем самым поощряя развитие ремесел и искусств.



Версальский дворец — часовня короля, потолок

Не нужно забывать что в те времена, монарх был для своего народа наместником Бога на земле и среднестатистический француз любил своего короля до самозабвения, что впрочем не помешало революционерам отрубить голову Людовику XVI в 1793 году.



Версальский дворец — часовня короля — пол

Часовня короля как раз и воплощает в себе идею божественности власти короля.

Статуя Людовика XIV — Короля-Солнце

Еще одна статуя Короля-Солнце. Это прозвище Король-Солнце, Людовик придумал себе в молодости для участия в турнире и оно закрепилось за ним на всю его жизнь и дошло до нас. Ибо монарх, как солнце уникален, как солнце сияет и согревает своим теплом своих поданных, двигается плавно и спокойно.



Залы дворца украшены великолепными полотнами самых именитых художников того времени, кругом золото и мрамор, роскошь и баснословное богатство.

Король имел активную жизненную позицию, как бы мы выразились сейчас, он лично принимал участие в руководстве строительством дворца, а так же контролировал отделочные работы. Кроме того он первый отменил роль первого министра при дворе и стал фактическим, а не номинальным правителем страны.



Потолки достойны внимания, с них всегда что-нибудь свисает. Даже шея устает от непрерывного рассматривания потолков.



Все эти многочисленные изображения Людовика XIV в разных костюмах и ролях были призваны поразить величием монарха Франции многочисленных гостей дворца и послов иностранных государств.



Еще одна статуя Людовика XIV — толпа очень утомляет

Художники изображали своего монарха в образах античных героев и богов, в те времена все художники и скульпторы увлекались античностью и стремились подражать мастерам древности, неизбежно привнося, что-то свое.

Во дворце насчитывается 328 медальонов изображающих Людовика. Культ личности Короля-Солнца на лицо. Но именно такая политика привела к необыкновенному расцвету Франции, годы правления Людовика XIV считаются золотым веком. Когда власть сосредотачивается в одних сильных руках, прекращаются мелкие междоусобицы и все силы народа идут на развитие страны.



Версальский дворец — проработка мраморных завитушек впечатляет

Спальня короля вся отделана золотой парчей. В Версальском дворце был принял целый свод правил поведения для придворных и короля — придворный этикет. В котором в мельчайших подробностях расписывался ритуал утреннего туалета короля, ритуал завтрака короля, ритуал обеда и так далее. Описывалось какие придворные имеют право участвовать в каждом из ритуалов, в каком порядке, в общем скука смертная и никакой личной жизни.

К концу церемониала утреннего туалета короля к нему могли войти те, кому позволено присутствовать на утреннем приеме, например, принцы крови, чтецы короля и воспитатели наследника.

Т.о. понятно, что жизнь короля не была простой, он целыми днями с утра до вечера находился в центре внимания толп придворных, которые преследовали свои цели, стремясь получить новый чин или иные привилегии.



Еще одна спальня

Спальня королевы Франции



В спальне королевы последовательно проживали три королевы Франции. Мария-Терезия — жена Людовика XIV, затем Мария Лещинская — жена Людовика XV, и несчастная Мария-Антуанетта — жена Людовика XVI. Естественно, интерьер с каждой новой хозяйкой обновлялся, сейчас воссоздан облик комнаты, таким, каким он был в последний день присутствия там Марии-Антуанетты.

Надо признать, что жизнь королевы была достаточно тяжела по нашим меркам. Жена Людовика XIV родила 19 детей, 12 из них умерли в детстве. Кроме того у короля всегда были любовницы и жили они тут же во дворце, не редко у фавориток короля было больше комнат, прислуги и драгоценностей, чем у королевы. И королева при всем этом должна была всегда иметь довольный вид и улыбаться, и восхвалять своего венценосного супруга. Во истину королеве надо было иметь ангельское терпение, чтобы все это вынести.

Салон «Большой прибор»



Салон «Большой прибор» получил свое название из-за того, что король и королева обедали здесь публично. Можно представить себе сцену обеда короля из фильма «Три мушкетера», чтобы проникнуться обстановкой.

Зеркальная галерея (Галери-де-Глас)

Это самый знаменитый зал Версальского дворца, во истину великолепен. Раньше по нему неспешно прохаживались придворные, любуясь видом парка через огромные окна, а сейчас толпы туристов прохаживаются вдоль тех же окон, интересно кого было больше, придворных тогда или туристов сейчас?

Зеркальная галерея (Галери-де-Глас)

Французы находчивы, росписями зеркального зала Версальского дворца, они украшают потолки электричек, следующих в Версаль и ненавязчивая реклама этого дворцового комплекса и приятный дизайн электричек в одном решении.



Музей истории Франции



Музей истории Франции был создан во времена короля Луи-Филиппа (годы жизни 1773-1850), который получил прозвище король французов. Его покои сохранились в , который мы посетили двумя днями ранее.

На стенах этой галереи изображены все наиболее знаменательные битвы в истории Франции, начиная от короля Хлодвига I, династии Меровингов (рожден около 466, умер 511 году). Про один этот зал можно написать целую книгу наверное. Пояснения к некоторым полотнам есть в аудиогиде.

Версаль Версаль

Версай (Versailles), город во Франции, юго-западный пригород Парижа. Впервые упоминается в 1075. В 1682-1789 главная резиденция французских королей. Дворцово-парковый ансамбль Версаля вырос из охотничьего замка Людовика XIII (1624, перестроен в 1631-34, архитектор Ф. Леруа), превращённого в несколько строительных периодов (1661-68, архитектор Л. Лево; 1670-74, архитектор Ф. д"Орбе; 1678-89, архитектор Ж. Ардуэн-Мансар) в господствующий над окружением обширный дворец (длина фасада 576,2 м) с пышной отделкой парадных и жилых интерьеров и парком. В основе планировки Версаля лежат три дороги, идущие веером от дворца к Парижу, к королевским дворцам Сен-Клу и Со. Они составили также основу плана г. Верона, где селилась знать. Точку соединения этих дорог в курдонёре (почётном дворе) отмечает конная статуя Людовика XIV. Среднюю дорогу по другую сторону дворца продолжает эффектная главная аллея с бассейнами Латоны и Аполлона и с Большим каналом (длина 1520 м), образующая ось симметрии чёткой сети прямых аллей громадного регулярного парка с геометрически правильно подстриженными деревьями (1660-е гг., архитектор А. Ленотр), с нарядными павильонами, фонтанами, декоративной скульптурой (Ф. Жирардон, А. Куазевокс и др.). Фасад дворца, обращённый к Парижу, образуют: Мраморный двор (1662, архитектор Лево), Двор принцев (правое крыло, позже называется "крыло Габриеля", 1734-74; королевская капелла - 1689-1710, архитектор Ардуэн-Мансар; левое - "крыло Дюфура", 1814-29) и Двор министров, обрамлённый крыльями зданий министерств и чугунной решёткой (1671-81, архитектор Ардуэн-Мансар). Фасад дворца со стороны парка составляют центральный (с 1668, архитектор Лево, завершён архитектором Ардуэн-Мансаром), южный (1682) и северный (1685, оба - архитектор Ардуэн-Мансар) корпуса; Оперный театр в торце северного корпуса (1748-70, архитектор Ж. А. Габриель, скульптор О. Пажу). Отделка интерьеров дворца проведена в XVII-XVIII вв. (архитектор Ардуэн-Мансар, Лево, живопись Ш. Лебрена и др.). К северу от Большого канала - дворцы Большой Трианон (1670-72, архитектор д"Орбе по планам архитектора Лево, 1687, архитектор Ардуэн-Мансар) и Малый Трианон (1762-64, архитектор Габриель), к которому прилегает пейзажный парк (1774, А. Ришар) с Бельведером (1777), храмом Любви (1778), Малым театром (1780, все - архитектор Р. Мик) и "деревней" Марии Антуанетты (1783-86, архитектор Мик, художник Ю. Робер). В 1830 ансамбли Версаля превращены в Национальный музей Версаля и Трианонов.


Литература: М. В. Алпатов, Архитектура ансамбля Версаля, М., 1940; Benoist L., Histoire de Versaille, P., 1973.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Верса́ль

(versailles), дворцово-парковый ансамбль 17–18 вв. близ Парижа. В 1682–1789 гг. – главная резиденция французских королей. Людовик XIII построил здесь охотничий замок (1624; архитектор Ф. Леруа) и разбил парк. Его сын Людовик XIV задумал создать в Версале свою загородную резиденцию; при этом пожелал сохранить отцовский замок, пристроив к нему новые корпуса (архитекторы Л. Лево, 1661-68; Ф. д’Орбе, 1670-74; Ж. Ардуэн-Мансар, 1678-89). Центральная часть дворца имеет П-образную форму. В глубине, за двумя парадными дворами, виден фасад старого замка. Влево и вправо, подобно крыльям гигантской птицы, раскинулись боковые корпуса. Фасады выдержаны в стиле классицизм ; их композиция и декор отличаются простотой и лаконизмом. Главный фасад трёхъэтажного дворца обращён в сторону дороги на Париж. Второй парадный этаж (бельэтаж) – самый высокий. Вдоль плоской крыши пробегает балюстрада, завершающая стены фасада. В последующие века дворец частично перестраивался. Из интерьеров времён Людовика XIV сохранились залы Войны и Мира и знаменитая Зеркальная галерея (оформление Ш. Лебрена). Высокие зеркала на одной из стен соответствуют окнам на противоположной. Это зрительно расширяет пространство зала. В отделке интерьеров использованы мраморная облицовка, позолота, роскошные хрустальные люстры и резная мебель; стены и плафоны украшены живописными композициями. Убранство выдержано в т. н. «большом стиле», сочетающем элементы барокко и классицизма. Сохранилась также часть интерьеров времён Людовика XV, созданных в стиле рококо .


Огромный Версальский парк (1660-е гг.; архитектор А. Ленотр), созданный в правление Людовика XIV, – классический образец французского, или регулярного, парка. Его территория разбита на правильные геометрические фигуры боскетами (кустарниками, выстриженными в виде ровных стенок), газонами и гигантскими водными зеркалами бассейнов, заключёнными в идеально квадратные, круглые или шестиугольные обрамления. Центральная планировочная ось ансамбля является его смысловым стержнем. Она проходит строго через центральную часть дворца, где находились покои Людовика XIV. С одной стороны её продолжает дорога на Париж, с другой – главная аллея парка. На центральной оси расположен фонтан «Колесница Аполлона» – бога, олицетворявшего Людовика XIV, «короля-солнце». Парк, фасады дворца, расположенные слева и справа от оси, построены по законам симметрии. Сад украшают оранжерея, цветники, фонтаны и скульптуры.


Версальский парк включает в себя также ансамбли Большой Трианон (1678-88; архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, Р. Де Котт) и Малый Трианон (1762-64; архитектор Ж. А. Габриель). Последний построен при Людовике XVI для королевы Марии Антуанетты в стиле раннего классицизма 18 в. Рядом с ним – очаровательный пейзажный парк (1774; архитектор А. Ришар) с озером и декоративной деревушкой с мельницей и молочной фермой (1782-86; архитектор Р. Мик). Ансамбль Версаля, проходившие там блестящие праздники, стиль придворной жизни французских королей оказали огромное влияние на европейскую культуру и архитектуру 17–18 вв.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Версаль" в других словарях:

    Версаль - Версаль. Дворец. ВЕРСАЛЬ (Versailles), город во Франции, пригород Парижа. Около 100 тыс. жителей. В 1682 1789 резиденция французских королей. Туризм. Машиностроение. Крупнейший дворцово парковый ансамбль в стиле французского классицизма 17 18 вв … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Версай, город во Франции, юго зап. пригород Парижа, адм. ц. деп. Ивелин. Вырос около охотничьего замка, основанного Людовиком XIV в 1661 г., но название упоминается уже в 1074 г.: apud Versalias около Версаля, совр. Versailles. Название… … Географическая энциклопедия

    версаль - я, м. Versaille. Дворец резиденция фр. королей недалеко от Парижа. Образец для подражания современных монархов Европы. Рассматривался как центр утонченности, тонкой и льстивой дипломатии и т. п. Парафразом Версаля, во всяком случае в отношении… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Версаль - (Одесса,Украина) Категория отеля: Адрес: Дворянская Улица 18, Одесса, 65000, Украина … Каталог отелей

    Версаль - (Обнинск,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Курчатова 41, Обнинск, Россия … Каталог отелей

    - (Versailles) главный город французского департамента Сены иУазы, в 19 км на юго запад от Парижа, на безводной возвышенности,соединенный с Парижем двумя линиями железной дороги. Около 40000жителей, занимающихся фабрикацией часов, оружия,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Версаль - (Домбай,Россия) Категория отеля: Адрес: Пихтовый Мыс 1, Домбай, Россия, О … Каталог отелей

    - (Versailles), город во Франции, пригород Парижа. Около 100 тыс. жителей. В 1682 1789 резиденция французских королей. Туризм. Машиностроение. Крупнейший дворцово парковый ансамбль в стиле французского классицизма 17 18 вв.: обширный дворец (длина… … Современная энциклопедия