Группа - это главный элемент озеленительных построений

Группы Группа - это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. В ее состав входят не менее трех экземпляров древесных или кустарниковых растений, полностью обозреваемых с одной точки, находящейся на уровне посадки (51). Группы подразделяются на древесные, кустарниковые и смешанные различной величины.

Группа - это главный элемент озеленительных построений, основная конструкция садово-парковой объемной архитектуры, причем не только при пейзажной, но и при регулярной планировке.

В последнее время все меньше применяются линейные посадки, большие права приобретает группа как основной вид древесных и кустарниковых построений.

Еще в далекие времена говорили: «Рядами посадит всякий, а группами - это трудно». Действительно, проектировать групповое озеленение сложно. Трудно такой проект переносить в натуру. Но зато выращивать групповое озеленение несравненно легче и дешевле. Здесь не надо добиваться однообразия, стандартности растений, не очень страшно и отставание в росте некоторых экземпляров; не надо заботиться о регулярной стрижке.

Назначение древесных групп очень разнообразно. Они создают передний и средний план пейзажа, его акценты, доминанты. Группы делят, расчленяют парковое пространство, оформляют поляны. Примыкая к древесным массивам, они становятся сопутствующими группами, разнообразят и обогащают край массива.

Группы создают силуэт сада, парка, сквера, наполняют их игрой света и теней, обогащают его колорит.

И, наконец, из групп, .сближенных между собой, состоят крупные древесные построения садов и парков: куртины, рощи, массивы.

Подбор растений в группе основывается либо на мягком сочетании, либо на контрастном соотношении в зависимости от их декоративных качеств (52). В зависимости от расстояния до проходящей аллеи или от размещения площадки, с которой открываются основные виды, группа должна обладать либо четким и выразительным силуэтом, видимым с далеких расстояний, либо более тонкими нюансами цвета и фактуры листвы и ствола, видимыми с близких расстояний. Во всех случаях должен учитываться характер фона, на который проектируется группа.

Май 31st, 2010

При озеленении различных объектов в городах, селах и даже на приусадебных участках, а также при создании парков в большинстве случаев в насаждениях доминируют рядовые посадки или массивы из одного вида деревьев или кустарников. Такая же картина, в большинстве случаев, наблюдается и в озеленении административных зданий. Такие типы насаждений хотя и являются классическими, но выглядят однообразными и статическими. Поэтому в современном ландшафтном дизайне городов и приусадебных участков все больше используются декоративные группы из деревьев и кустарников — разнообразные по видовому составу группы из деревьев и кустарников, составляющие гармоничное целое и размещенные отдельно от других насаждений на открытом месте.
Для создания гармоничной композиции большинство растений, которые входят в группу, должны иметь одну или несколько общих черт: форму кроны, цвет, текстуру. Для создания контрастной композиции используют растения нескольких видов, но один из них должен быть доминантным. Обычно, декоративные группы формируют из пород деревьев и кустов, присущих флоре данного района. Наиболее распространенным, классическим примером такой группы являются посадки ели обыкновенной с березой бородавчатой, сосны обыкновенной с березой. Но в современном ландшафтном дизайне состав групп представлен более широким ассортиментом. И чтобы созданная группа была долговечна, стойкая и декоративная, следует придерживаться таких принципов подбора растений.

Экологический принцип. Для нормального развития растения нуждаются в определенных экологических условиях, и несоответствие этих условий ведет к потере декоративности, даже к их гибели. Поэтому при подборе растений необходимо учитывать требования пород ко всему спектру экологических условий данной территории (климат, плодородие и кислотность почв, влажность, условия освещения и др.) и понятно, что все виды растений составляющих группу, по большинству экологических факторов, должны иметь идентичные требования.
Фитоценотический принцип. Этот принцип предусматривает максимальное приближение группировки растений в декоративных группах к их естественному сочетанию — фитоценозу (естественная совокупность растений, которые растут совместно и характеризуются определенным составом и взаимодействием)
Следует отметить, что созданные природой фитоценозы на конкретной территории, являются наилучшими образцами устойчивых групп. В этом отношении природа — лучший учитель
Декоративный (физиономический) принцип. Основой этого принципа является гармоничное, декоративное, эстетичное сочетание растений с учетом их внешнего вида, формы, текстуры и цвета. Такие композиции создаются по законам живописи.

Принципы построения декоративных групп. Для определения количества растений в группе четких правил не существует. Растений не должно быть много, а минимум — это три растения, потому что рекомендуется использовать непарное количество. Когда площадь участка озеленения небольшая, как например, при оформлении площади возле дома, офиса, рекомендуется использовать 3-9 до 11-15 растений, большее количество требует значительных площадей. Но сколько бы экземпляров вы не решили посадить вместе, композиция будет по-настоящему эффектна только тогда, когда элементы, которые подбираются, будут отвечать по размеру друг другу и размерам группы в целом. Этого соответствия можно добиться, используя один из трех принципов построения группы: принцип тождественности, принцип подобия и принцип контраста.
Принцип тождественности построен на сопоставлении похожих признаков. Например, когда группа создается из разных видов, которые относятся к одному роду растений. Или хотя из растений разных видов, но похожих за основными физиономическими и анатомическими признаками. Какая-нибудь симметричная композиция — это вариант тождественности.
Принцип подобия (нюанс) характеризует очень незначительные расхождения в свойствах элементов композиции. Это один из самых сложных вариантов, потому что он требует совершенного знания растений, с которыми работаешь. В композиции, основанной на принципе подобия, внимание акцентируется на наименьших расхождениях цвета или размера растений.

Контрастные композиции создаются из растений, которые имеют разные формы кроны, цвет и размер листьев. Растения с пирамидальной, конической и колоновидной формами кроны в таких композициях контрастируют с шаровидными, плакучими и стелящимися. В группах, построенных на принципе контраста очень важное значение имеет цвет. Создавая контрастные композиции, следует учитывать и моменты, известные всем дизайнерам. Растения с цветами и листьями теплых цветов (желтые, оранжевые, красные) в тени кажутся более сочными и свежими, чем на солнце; растения светлых тонов, визуально увеличивают пространство, а темные уменьшают; растения теплых тонов, кажутся ближе, чем они являются в действительности, а холодные — дальше.

Размещение растений в группах. Размещение деревьев и кустарников в группах, имеет большое значение, как для эстетичного восприятия, так и для формирования устойчивого культурфитоценоза в целом. Расстояние между деревьями проектируется с учетом, биологических особенностей каждой породы. Большое значение имеет отношение к свету растений в группе, строение корневой системы и долговечность породы, так светолюбивые — береза, ясень, сосна, высаживают на расстоянии 5-7 м один от другого. Теневыносливые растения в группах (клены, липы) можно высаживать на расстоянии 2-3, 5 метров. Но такие теневыносливые растения как ель и пихта при недостаточном освещении теряют свою декоративность за счет отпада нижних ветвей. Кусты в группах размещают в зависимости от их размера и отношения к свету.

Так, кустарники больших размеров (садовый жасмин, сирень, калина, скумпия) высаживают на расстоянии 1-3м один от другого; средние (барбарис, дерн, форзиция) — 0,8-1,5; малые (низкорослые таволги, можжевельники, кизильник) — 0,5-0,7м. При размещении кустарников под кронами деревьев необходимо обязательно подбирать теневыносливые растения, такие как бузина красная, черника, самшит, дерн, кизил, снежноягодник, жимолость обыкновенная и другие. Более светолюбивые кустарники желательно высаживать на большем расстоянии от древесных пород. Под кронами и непосредственно возле стволов деревьев с поверхностным размещением корневой системы (ель обыкновенная, туя западная и др.), кусты высаживать не рекомендуется.
В целом, как отмечает известный дендролог Л.И. Рубцов, рекомендации по подбору растений в декоративных группах можно свести к следующим положениям:

  • Основные породы следует выбирать и группировать по высоте, текстуре, форме и в соответствии с их экологическими требованиями;
  • Листопадные деревья следует использовать в качестве подчиненным хвойным, чтобы подчеркнуть сезонные изменения в окраске;
  • Выбирать группы деревьев и отдельные экземпляры, которые должны служить акцентом для общей композиции; при этом следует осторожно использовать растения с оригинальным внешним видом;
  • Растения, должны соответствовать размеру и масштабу композиции;
  • Необходимо знать размеры взрослых растений и сроки, когда растения их достигнут;
  • Согласовать продолжительность жизни растений, входящих в определенную композицию;
  • Не применять слишком много видов растений в одной композиции. Группа из небольшого количества видов выглядит наиболее эффектно (закон простоты);
  • В композиции должен доминировать один вид, а другие должны быть ему подчинены (закон доминирования);
  • Растения, которые входят в композицию, должны гармонировать, то есть быть похожими цветом, формой, текстурой (закон гармонии)
  • Место, отведенное для растений должно отвечать их требованиям, а потребности растений разных видов в группе не должны быть антагонистическими.
  • Учитывая принципы построения декоративных групп, в совершенстве зная морфологию и биологию растений, и их экологические требования можно создать высокохудожественные древесно-кустарниковые композиции. Такие композиции украсят входную часть частных домов и административных зданий, будут уместными и в зоне отдыха, и как отдельный элемент озеленения территорий разного функционального назначения. Если взять декоративные группы за основу при создании дендропарка или показательного участка при садовом центре, особенно на небольших площадях, то это даст возможность не только сделать их привлекательными в эстетическом плане, но и позволит собрать значительную коллекцию дендрофлоры, которая к тому же, может служить маточником для получения семян и черенков для размножения растений на питомнике.

    Текстура – это характеристика поверхности, которая зависит от просветов в кроне и характеристики листовой пластинки.

    Просветы в кроне или прозрачность кроны имеет большое санитарно-гигиеническое и архитектурное значение. Деревья и кустарники с плотной, непрозрачной кроной наиболее эффективно защищают от солнечных лучей, пыли, снега, ветра. Растения с прозрачной кроной образуют менее интенсивную тень, пропускают больше пыли и снега.

    В архитектурном отношении использование растений с плотными кронами дает возможность четко ограничить определенное пространство. Такие растения создают хороший фон для скульптур и павильонов. Растения с прозрачной кроной увеличивают игру света и тени, являются прекрасным дополнением к архитектуре зданий.

    Прозрачная крона у березы повислой, ясеня американского, обыкновенного, пенсильванского, осины, алычи, ивы белой.

    Малопрозрачная крона у пихты сибирской, клена остролистного, ольхи черной, каштана конского, туи восточной и западной, у всех можжевельников, всех черемух, елей, кедра сибирского, дубов, лип.

    1. По фотографиям деревьев и кустарников вычленить форму кроны по самой плотной части. Примеры приведены на рис.5 и рис.6.

    2. Дать характеристику деревьев и кустарников в соответствии с приведенными выше определениями.

    Рис.5. Примеры форм крон хвойных деревьев

    Рис.6. Примеры форм крон лиственных деревьев

    Тема №3. Построение древесно-кустарниковой группы (развитие объемно-пространственного мышления). Построения графика декоративности пород.

    Группа – это насаждения, собранные в самостоятельную композицию, размещенную изолированно от массива.

    Группы бывают древесные, кустарниковые и смешанные. Они могут быть компактные, рыхлые и сквозистые.

    Как и в природе группа строится по принципу многоярусности. Деревья – 1 ярус, кустарники, окружающие их – 2 ярус, многолетники – 3 ярус.

    В русских усадьбах и парках наиболее распространенными сочетаниями пород были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень.

    Дуб редко встречается в смешанных группах. Он больше подходит для одиночного акцента.

    Кустарники хорошо декорируют нижнюю часть группы и стволы деревьев, делая группу плотной и стройной. Также они добавляются для создания контрастных по цвету листвы или цветков сочетаний; для объединения деревьев в единую композицию; для создания групп длительного цветения.

    Деревья в группах могут размещаться симметрично по отношению друг к другу или несимметрично, в свободном порядке.

    Сажать растения нужно, учитывая биологические особенности каждого экземпляра. Светолюбивые березы, ясени и сосны сажают на расстоянии 3-7м, теневыносливые клены, липы – 2-5м. Пихту лучше сажать на расстоянии 3-4м, ель 4-5м, тую и можжевельник 0,4-2м. При близкой посадке (0,5м) у растений отмирают скелетные ветви.

    Кустарники в группах сажают на расстоянии 0,5-3м друг от друга, в зависимости от их высоты. Крупные (боярышник, сирень) высаживают на расстоянии 1-3м; средние (парковые сорта роз, снежноягодник) – 0,8-1,5м; мелкие (барбарис Тунберга, некоторые виды спирей) – 0,1-0,7м.

    Группы делятся на контрастные и нейтральные (построенные на плавных изменениях одного декоративного признака).

    Ядро группы создается из одного или нескольких деревьев, обычно более высоких, оно может быть чистым и смешанным по составу. При использовании растений нескольких видов нужно подобрать близкие по окраске листвы.

    В случае посадки хвойных в окружении лиственных расстояние между ними должно быть 4-8м.

    Лишь теневыносливые кустарники выдержат постоянную нехватку света под пологом высоких деревьев – такие как дерен сибирский, снежноягодник, смородина альпийская и золотистая, жимолость обыкновенная, можжевельник обыкновенный, бузина красная, калина обыкновенная.

    Светолюбивые кустарники высаживают на расстоянии 2-10м от деревьев. Кустарники, посаженные близко к деревьям (0,3-1м) хуже развиваются, а вблизи деревьев, имеющих поверхностную корневую систему, погибают.

    1. Создать сложную многоярусную группу. Примеры приведены на рис.7, рис.8 и рис.9.

    2. На чертеже должны быть план, фронтальное изображение с размерными линейками и график декоративности пород (см. выше пояснительную записку).

    3. Задания выдаются по вариантам:

    1 вариант – группа кругового обзора (предназначена для обзора со всех сторон)

    2 вариант – группа одностороннего обзора (наиболее декоративные экземпляры представлены на первом плане, высокие деревья располагаются на заднем плане)

    По освещенности

    1 вариант – тень

    2 вариант – полутень

    3 вариант – солнечный участок

    Рис.7. Группировка деревьев

    Р
    ис.8. Группировка деревьев и кустарников

    Рис.9. Сочетание групп и солитеров

    Группа-это насаждения, собранные в самостоятельную композицию, размещенную изолированно от массива. Группы бывают древесные, кустарниковые и смешанные.

    Рекомендуется создавать группы из нечетного числа деревьев и избегать их точного шахматного размещения. Группа строится по принципу многоярусности. Дуб редко встречается в группах, он больше подходит для одиночного акцента. Кустарники хорошо декорируют нижнюю часть группы и стволы деревьев, делая ее плотной и стройной. Также они добавляются для для создания контрастных сочетаний по цвету листвы или цветков, для объединения деревьев в единую композицию, для создания групп длительного цветения.

    Деревья в группе могут размещать симметрично по отношению друг к другу и несимметрично, в свободном порядке. Сажать нужно с учетом биологических особенностях каждого. Группы делятся на контрастные и нейтральные. Ядро группы создается из одного или нескольких деревьев, обычно более высоких, оно может быть чистым или смешанным по составу. При использовании нескольких видов нужно подобрать близкие по окраске листвы.

    Ландшафтные группы, состоящие из деревьев, кустарников, многолетних и однолетних цветов формируются как на базе существующих насаждений, так и путем создания «с чистого листа». Первый способ позволяет достичь эффекта декоративной ценности намного раньше. Перед этим проектированием, как и в случае с проектированием групп, проводится такое же визуальное обследование участка. Кроме всех вышеизложенных факторов, здесь большую роль играет размещение кустарников. При этом старые, малоценные, больные экземпляры не берутся во внимание (их удаляют). Для создания ландшафтных групп необходимо наличие цветущих кустарников. Размещение их, как и остальных пород должно быть только пейзажным (никаких рядов!) или групповым. При отсутствии или недостатке этих кустарников, планируется посадка. Размещение цветов, камней, декоративной отсыпки из природных материалов зависит от ситуации, поэтому различно и неповторимо в каждом случае.

    Однако существуют несколько правил:

    · Обеспечение декоративности группы в течение всего года, особенно - с весны до осени.

    · Цветение обязательно постепенное (точечное или куртинами – зависит от размещения растений) и с весны до осени. Достигается путем подбора разных видов цветов, деревьев и кустарников с различными сроками цветения.

    · Не допускать ритмичности, регулярности и монотонности при размещении всех элементов композиции.

    · Используются те же принципы цветового подбора: контраст; в одной гамме (белый сад, голубой сад, розовый сад).

    Если представить последовательность цветения некоторых видов деревьев и кустарников, то получится примерно следующая картина. Рано весной зацветают: ива, клен остролистный, черемуха обыкновенная, спиреи; несколько позднее: яблоня, сирень, рябина, жимолость, боярышник, калина, барбарис, каштан конский; в начале лета – желтая акация, жасмин, шиповник; в середине лета: липа. Умелая компоновка позволит иметь непрерывное цветение. При создании групп высокие кустарники должны размещаться ближе к деревьям, а низкие красивоцветущие – по периферии групп, соблюдая ярусность. Нельзя низкорослые кустарники высаживать внутри нескольких высокорослых – недостаток освещения приведет к гибели. Как вариант, возможно создание ландшафтной группы, имеющий в составе деревья и однолетние цветы или кустарники и однолетние цветы. В таком случае цветение летников должно быть одновременным, а цветник - четким по форме и ярким, гармоничным по отношению к древесно-кустарниковым видам. Рисунок цветника либо определяется ситуацией, либо планируется заранее, вместе с деревьями и кустарниками. Немалая роль отводится и газону

    Деревья и кустарники придают саду объем, используются для подчеркивания или маскировки рельефа, для укрепления склонов, для создания самостоятельных групп или смешанных композиций.

    Художественно – композиционная характеристика деревьев и кустарников определяется их величиной, формой и цветом, которые меняются в зависимости от возраста растений, сезона года, а также определяются погодой и освещением. Такие художественные качества, как фактуру и тон ствола, рисунок листвы и цвет плодов используют в композициях, рассчитанных на близкое восприятие. Величина и форма кроны, силуэт, цвет листвы имеет значение и при больших расстояниях.

    Различные формы крон деревьев и кустарников приведены на рис. 36.

    Рис. 36а. Формы крон деревьев:

    1 – распростертая (дуб, вяз); 2 – овальная (тополь берлинский); 3 – пирамидальная (лиственница, ель); 4 – колонновидная (тополь московский, кипарис); 5 – яйцевидная (липа); 6 – зонтичная (сосна); 7 – стелющаяся (сосна горная); 8 – шаровидная (яблоня сибирская); 9 – плакучая (ива белая)

    Рис. 36б. Формы крон кустарников:

    1 – продольно-овальная (спирея); 2 – шаровидная (барбарис Тунберга); 3 – овальная (роза парковая); 4 – раскидистая (можжевельник казацкий); 5 – стелющаяся (кизильник горизонтальный); 6 – конусовидная (туя западная)

    Особенно привлекательной может быть пестрая окраска бересклета, барбариса, клена, голубая и серебристая - у ели, можжевельника, туи, темно-красная, бордовая осенью у аронии, барбариса, винограда девичьего.

    Цветущие деревья и кустарники – сирень, чубушник, яблоня, слива, вишня, жимолость, розы, рододендроны – могут стать особым акцентом в саду. Такие растения, как барбарис, боярышник, рябина, калина, кизильник, снежноягодник отличаются декоративными плодами.

    При проектировании деревьев и кустарников важно учитывать размеры и скорость роста растений, а также их требования к внешним условиям. Очень быстрорастущие деревья и кустарники дают ежегодный прирост до 2 м и более, быстрорастущие – 0,6 – 1 м, имеющие умеренный рост – 0,5 – 0,6 м, медленнорастущие – 0,25 – 0,3 м, очень медленнорастущие – до 0,2 м. В композициях лучше не смешивать медленнорастущие и быстрорастущие породы.



    Рис. 37. Использование контраста при проектировании древесно-кустарниковых насаждений

    Выделяют следующие приемы компоновки древесно-кустарниковых насаждений.

    Солитер – отдельно стоящее дерево или кустарник. Используют на полянах, островах, для завершения парковых перспектив, как акцент на повороте аллеи и т.д. Ведущее значение имеют форма крона, силуэт дерева (кустарника).


    Рис. 38. Композиционные типы групп деревьев

    Группа – насаждение, состоящее из двух – десяти гармонично сочетающихся деревьев или кустарников. Группы могут состоять из растений одной или нескольких пород. Характеризуются компактной или рыхлой структурой, контрастным или мягким силуэтом, контрастом или нюансом цветовых сочетаний, статичностью или динамичностью форм. Центр (ядро) группы состоит из одного – трех и более растений, занимающих доминирующее положение по высоте, силуэту, цвету. Композиционный центр группы не является ее геометрическим центром. Для внешнего контура группы выбирается живописное очертание, создающее впечатление естественности и игру светотени. В случае использования кустарников группа включает еще и опушку (кроме центра и контура). Размеры растений уменьшаются от центра к опушке. Группы используют в качестве кулис для обрамления перспективы или любой детали паркового пейзажа, размещают вдоль аллей и дорожек, у поворота дорожек и т.д. Распространены группы из трех деревьев, которая равнозначно воспринимается со всех сторон и строится по принципу неравнобедренного треугольника. Широко используют также парные посадки деревьев – например, ель и береза, дуб и береза и т.п.

    Массив – насаждения, расположенные компактной массой и занимающие значительную площадь. Состоят из деревьев и кустарников одной или разных пород. Могут быть одноярусными, двухъярусными и многоярусными, изолированными (используют для разнообразия пейзажа) и зависимыми (для выявления заднего плана). Выделяют главную породу (доминанту), занимающую ведущее место по размеру, форме и окраске, и сопутствующую, образующую внешний контур насаждения.

    Рис. 40. Примеры формирования групп с учетом экологических требований:

    а, б – с учетом биологической совместимости; в, г – с учетом условий произрастания;

    1 – клен остролистный; 2 – клен яровой; 3 – клен полевой; 4 – ель полевая;

    7 – можжевельник казацкий; 8 – ольха черная; 9 – ива белая (плакучая);

    10 – черешня обыкновенная; 11 – сосна крымская

    Роща – это крупный массив, занимающий площадь 1 – 1,5 га.

    Куртина – насаждения из деревьев или кустарников одной породы, размер определяется целью проекта и размерами сада. Используют для усиления контраста или оживления пейзажа. В куртинах высаживают выразительные и контрастные с основной породой или массивом растения. Например, в березовом массиве – используют куртины из хвойных, дуба, липы.

    Для рядовых посадок выбирают деревья с ровным, прямым стволом и правильной формой кроны. Наиболее распространенные виды рядовых посадок – аллеи и живые изгороди.

    Аллеи могут быть однопородные или смешанные, симметричные и асимметричные, с использованием контрастных по высоте и форме деревьев.

    Живые изгороди – плотные рядовые насаждения деревьев, кустарников (или травянистых растений), используемые для ограждения участков, тротуаров, дорог, для разделения сада, парка на зоны, для защиты от пыли, шума, ветра и т.д. Могут быть стрижеными и свободнорастущими, однопородными и комбинированными, однорядными, двурядными и многорядными. Высокие живые изгороди имеют высоту более 1,5 метров, средние – 0,5-1,5 м, низкие (бордюры) – менее 1,5 м. Для создания высоких изгородей используют тополь белый, черный, клен дланевидный, ель, пихту, лещину, тую, облепиху, боярышник, акацию и др.; для средних – сирень, чубушник, жимолость, смородину золотистую, тую, барбарис; для низких – барбарис, кизильник, спирею, бересклет японский, магонию и др. При посадке цветущих кустарников (сирень, жасмин, калина, шиповник, барбарис, боярышник, айва японская и др.) подбирают растения с различным временем цветения. Расстояние между рядами составляет 1 – 2 м, в рядах – от 0,5 м.

    Рис. 41. Живая изгородь из туи западной (колонновидная форма)

    Для создания открытых пространств деревья и кустарники должны составлять 5 – 10 %, для полуоткрытых – 50 – 60 %, для закрытых – 90 – 100 %.

    При формировании древесно – кустарниковых насаждений учитывают композиционные, биологические и экологические особенности растений. Необходимо учитывать темп роста растений, чтобы обеспечить декоративность посадок на протяжении длительного времени.