Член Парижской академии наук (), Французской Академии (), Петербургской () и других академий.

Д’Аламбер был незаконным сыном маркизы де Тансен и, по всей вероятности, австрийского герцога. Вскоре после рождения младенец был подкинут матерью на ступени парижской «», которая располагалась у северной башни Собора Парижской Богоматери . По обычаю, в честь этой церкви ребёнок был назван Жаном Лероном. Вначале ребёнка поместили в Больницу Подкидышей. Затем доверенное лицо герцога артиллерийский офицер Луи-Камю Детуш, получивший деньги для воспитания мальчика, устроил его в семье стекольщика Руссо.

Вернувшись во Францию, Детуш привязался к мальчику, часто навещал его, помогал приёмным родителям и оплатил образование Д’Аламбера. Мать-маркиза никакого интереса к сыну так и не проявила. Позднее, став знаменитым, Д’Аламбер никогда не забывал стекольщика и его жену, помогал им материально и всегда с гордостью называл своими родителями.

Фамилия Д’Аламбер, по одним сведениям, произведена из имени его приёмного отца Аламбера, по другим - придумана самим мальчиком или его опекунами: сначала Жан Лерон был записан в школе как Дарамбер (Daremberg ), потом сменил это имя на D’Alembert .

Рано проявившийся талант позволил мальчику получить хорошее образование - сначала в коллегии Мазарини (получил степень магистра свободных наук), затем в Академии юридических наук, где он получил звание лиценциата прав. Однако профессия адвоката ему была не по душе, и он стал изучать математику.

Уже в возрасте 22 лет Д’Аламбер представил Парижской академии свои сочинения, а в 23 года был избран адъюнктом Академии.

Основные математические исследования Д’Аламбера относятся к теории дифференциальных уравнений , где он дал метод решения дифференциального уравнения 2-го порядка в частных производных, описывающего поперечные колебания струны (волнового уравнения). Д’Аламбер представил решение как сумму двух произвольных функций, и по т. н. граничным условиям сумел выразить одну из них через другую. Эти работы Д’Аламбера, а также последующие работы Л. Эйлера и Д. Бернулли составили основу математической физики.

Д’Аламберу принадлежат также работы по вопросам музыкальной теории и музыкальной эстетики: трактат «О свободе музыки», в котором подведены итоги т. н. войны буффонов - борьбы вокруг вопросов оперного искусства, и др.

Из философских работ наиболее важное значение имеют вступительная статья к «Энциклопедии», «Очерк происхождения и развития наук» (1751, рус. пер. в книге «Родоначальники позитивизма», 1910), в которой дана классификация наук, и «Элементы философии» (1759).

Жан Лерон Даламбер (1717-1783) был крупным французским математиком, механиком и философом периода подготовки Великой французской революции. Незаконно­рожденный сын аристократки, он был найден на паперти церкви св. Иоанна Круглого - Jean le Rond , откуда и его имя ,- и воспитан бедным стекольщиком Аламбером - откуда его фамилия d’Alembert .

Выдвинувшись благодаря своим исключительным спо­собностям , он уже в 1741 г. за работы по математике и механике был избран членом Парижской академии наук ; с 1772 г. Даламбер занимал пост непременного секретаря Академии. Он был членом многих иностранных академий, в том числе с 1764 г. почетным членом Пе­тербургской академии наук.

По своим философским воззрениям Даламбер был сторонником механистического материа­лизма, и в 1751 г. он вместе с Д. Дидро (1713-1784) основал знаменитую «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» .

Даламберу принадлежит вступительная статья к «Энциклопедии», озаглавленная «Очерк проис­хождения и развития наук» , где приведена классифи­кация наук. В первых томах «Энциклопедии» он опубли­ковал важные статьи по математике и механике - «Пре­дел», «Дифференциалы», «Уравнения», «Динамика», «Геометрия».

Труды Даламбера в математической области часто были связаны с его исследования­ми по механике . Так, например, изучение теории функ­ций комплексного переменного понадобилось Даламберу для его исследований по гидромеханике . Рассмотренные им дифференциальные уравнения также большей частью связаны с механикой — таково, например, «уравнение стру­ны» .

К середине XVIII в. работы Даламбера вместе с исследования­ми и совершенно преобразовали механик у. По содержанию она стала нау­кой, охватывающей все виды движения материальных то­чек и их систем , а по форме превратилась в аналитическую дисциплину, в которой применялись все достиже­ния математического анализа.

Даламберу принадлежат работы как по общим пробле­мам механики , так и по гидродинамике, теории колеба­ний и волн, теории движения твердого тела, небесной механике и др.

Пер­вая часть «Трактата» посвящена построению аналитической статики . Здесь Даламбер формулирует «основные принципы механики» , которыми он считает «принцип инерции» , «принцип сложения движений» и «принцип равновесия» .

«Принцип инерции» сформулирован отдель­но для случая покоя и для случая равномерного пря­молинейного движения .

«Принцип сложения движений» представляет собой закон сложения скоростей по правилу параллелограмма .

«Принцип равновесия» сформулирован в виде следующей теоремы: «Если два тела, обладаю­щие скоростями, обратно пропорциональными их массам, имеют противоположные направления, так что одно тело не может двигаться, не сдвигая с места другое тело, то между этими телами будет иметь место равновесие».

Во второй части трактата, называемой «Общий принцип для нахождения движения многих тел, произвольным обра­зом действующих друг на друга, а также некоторые применения этого принципа», Даламбер предложил общий метод составления дифференциальных уравнений движе­ния любых материальных систем , основанный на сведе­нии задачи динамики к статике . Здесь для любой си­стемы материальных точек формулируется правило , наз­ванное впоследствии «принципом Даламбера» , согласно которому приложенные к точкам системы силы можно разложить на «действующие», т. е. вызывающие уско­рение системы, и «потерянные», необходимые для равно­весия системы.

Даламбер считает, что силы, соответствующие «потерян­ным» ускорениям, образуют такую совокупность, которая никак не влияет на фактическое поведение системы. Иными словами, если к системе приложить только совокуп­ность «потерянных» сил, то система останется в покое .

Далее в «Трактате» рассматриваются задачи, для реше­ния которых, по мнению Даламбера , необходим этот принцип. К таким задачам он причисляет движение тел, соударяющихся произвольным образом, движение систе­мы тел, связанных стержнями и нитями , и др.

В «Трак­тате о динамике» Даламбер не вводит понятия связей, хотя и отличает, например, тяготеющие тела от «тел, которые тянут друг друга при помощи нитей или жест­ких стержней». Отметим, что сам Даламбер при изло­жении своего принципа не пользовался ни понятием си­лы (считая, что оно не обладает достаточной ясностью, чтобы входить в круг основных понятий механики), ни тем более понятием силы инерции .

Изложение принципа Даламбера с применением термина «сила» принадлежит Лагранжу, который в своей «Аналитической механике» дал его аналитическое выражение в форме принципа воз­можных перемещений .

В дальнейшем (с начала XIX в.) вектор m i v i стали называть силой инерции материаль­ной точки , а уравнение, выражающее принцип Даламбе­ра , трактовать как утверждение о равновесии между при­ложенными к системе силами и силами инерции.

Значение принципа Даламбер видел в общности под­хода к задачам механики. Высокую оценку труду Далам­бера дал Лагранж , по мнению которого, хотя «...этот принцип не дает непосредственно уравнений, необходи­мых для решения проблем динамики, но он показыва­ет, каким образом они могут быть выведены из усло­вий равновесия».

Существенные результаты получил Даламбер в динами­ке твердого тела и небесной механике . В 1749 г. был опубликован его мемуар «Исследования о предварении равноденствий и нутаций оси Земли» , в котором рас­сматривается задача о вращении Земли около ее центра масс под воздействием сил притяжения к Солнцу и Лу­не . Оперируя понятиями моментов инерции и вводя глав­ные оси инерции вращающегося тела, Даламбер рассмот­рел малые колебания Земли (нутационные движения) около движущейся по конусу прецессии оси вращения и привел полное динамическое объяснение .

В 1751 г. в ра­боте «О движении тела произвольной формы под дейст­вием любых сил» Даламбер дал более систематическое изложение вопроса о малых колебательных движениях твердого тела относительно центра инерции .

А. Клеро в работе «Теории фигуры Земли» дал формулы для притя­жения эллипсоида, близкого к сфере . Даламбер в третьей части «Исследований по различным важным вопросам, относящимся к системе мира» (1756), получил более об­щие формулы такого рода для тел, близких к сфере, но не обязательно имеющих форму эллипсоида .

Всякий человек, знакомый с механикой, знает закон Д’Аламбера, понимает его значение и с уважением произносит это имя. Истинный же математик и астроном говорит о Д’Аламбере с восторгом и благоговением, потому что видит в нем преемника Ньютона и великого учителя Лагранжа и Лапласа. Человек, обладающий широким общим образованием, непременно проникнут глубоким уважением к Д’Аламберу как к одному из главных сотрудников знаменитой «Энциклопедии» XVIII столетия.

Е.Ф. Литвинова

Жан Лерон Д’Аламбер (16 ноября 1717 - 29 октября 1783) - французский учёный-энциклопедист. Широко известен как философ, математик и механик.

Один из всестороннейших и влиятельнейших умов XVIII века Жан Лерон Д’Аламбер родился в Париже. Жизненный путь ученого начался весьма необычно. 16 ноября 1717 на паперти парижской церкви Сен-Жан-ле-Рон был найден младенец в кружевных пеленках. Вскоре выяснилось и его происхождение - подкидыш оказался внебрачным сыном писательницы Тансен и офицера Детуша. Когда Жан Лерон появился на свет (так он был назван по имени церкви, около которой был найден), его отца не было во Франции и мать решила избавиться от внебрачного ребенка. Вернувшись во Францию, Детуш разыскал сына, забрал его из деревни и поместил в семью стекольщика Руссо, где Жан прожил большую часть своей жизни. Отец часто навещал сына, радовался его детским шалостям и восторгался необыкновенными способностями малыша.

В 1726 году Детуш, уже ставший генералом, неожиданно умирает. По завещанию Д’Аламбер получает пособие в 1200 ливров в год и препоручается вниманию родственников. Мальчик воспитывается наряду с двоюродными братьями и сёстрами, но живёт по-прежнему в семье стекольщика. Он жил в доме приёмных родителей до 1765 года, то есть до 48-летнего возраста.

В четыре года Жана Лерона отдали в пансион, и с этого возраста он стал прилежно учиться, поражая учителей выдающимися умственными способностями.

В 13 лет он поступил в колледж имени Мазарини, по окончании которого получил звание бакалавра искусств. В училище Жан Лерон изучал языки (латынь и греческий он знал так, что в подлиннике мог читать Архимеда, Птоломея и других авторов), риторику, литературу, физику и математику. Последний предмет Д"Аламбер полюбил самозабвенно, чему немало способствовал его учитель Карон.

После окончания колледжа встал вопрос о выборе профессии. Родные Жана были против его увлечения математикой, и он поступил в двухгодичную академию юридических наук, из которой вышел в звании лиценциата прав (промежуточная степень между бакалавром и доктором). Затем Д"Аламбер начал изучать медицину. Чтобы от этих занятий его не отвлекала математика, Жан собрал все свои математические книги и отнес к приятелю. Но Жан уже не мог не думать о математике. Время от времени ему нужна была то одна книга, то другая - для справок, для проверки правильности найденного решения и т.д. Постепенно он перетащил всю свою библиотеку назад в дом супругов Руссо, где он жил. Одновременно Жан изучал философию, литературу и настолько преуспел в занятиях филологией, что в 23 года был избран во Французскую академию, т.е. стал одним из сорока "бессмертных".

Вся жизнь Д"Аламбера была заполнена неустанным трудом. Госпожа Руссо называла своего воспитанника философом и поясняла при этом, что "философ это такой странный человек, который лишает себя при жизни всего, работает как вол с утра до вечера, и все для того только, чтобы о нем говорили после его смерти". Но Д"Аламбер не думал о будущей славе. Он находил наслаждение в занятиях математикой. "Математика, - говорил он, - это моя самая старая и верная любовь".

Первые труды Д’Аламбера по математике и физике были посвящены движению твердых тел в жидкостях и интегральному исчислению. Известность Д"Аламберу принес «Трактат по динамике» (1743), в котором был описан метод сведения динамики твердых тел к статике (принцип Д"Аламбера). Согласно этому принципу движение твердых тел можно свести к движению отдельных частиц массы.

В 1746 в работе «Исследования по интегральному исчислению» он дал первое (не вполне строгое) доказательство основной теоремы алгебры о существовании корней алгебраического уравнения. Окончательное решение этой принадлежит Гауссу.

В 1747 ученый опубликовал статью по теории поперечных колебаний струн, где дал метод решения дифференциального уравнения 2-го порядка в частных производных. Он получил также важные результаты в теории обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами, ввел понятие предела, в теории рядов ввел достаточный признак сходимости, носящий его имя; размышлял о теории вероятностей (парадокс Д"Аламбера).

Вместе с Дидро был главным редактором знаменитой Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел (28 томов), где вел также физический и математический отделы. Кроме статей по математике и физике, он написал вводную главу - Очерк происхождения и развития наук, в которой, следуя в основном Ф. Бэкону, представил классификацию различных областей знания, проследил их возникновение и взаимосвязь, и провозгласил наступление эры естественных наук.

Д"Аламбер внес серьезный вклад в развитие фундаментальных принципов современной механики, его труды вместе с работами Эйлера, братьев Бернулли и Клеро заложили основания математической физики. Ему принадлежат классические работы по теории движения жидкости, задаче трех тел, нутации Земли, движению Луны, движению ветра и др. В механике он стремился обойтись без понятия силы, имевшего для него сильный «метафизический привкус». Математические работы Д"Аламбера основаны на принципе непрерывности Лейбница, позволившем ему ближе всего подойти к современному пониманию предела.

Д"Аламбер был избран во все существовавшие тогда академии наук (в Парижскую - в 1754 году, в Петербургскую - в 1764 году).

Д"Аламбер покровительствовал многим ученым. Так по его предложению прусский король Фридрих II назначил президентом Берлинской академии наук Ж.Л.Лагранжа. Сам Д"Аламбер отказался занять этот пост.

Отказался он и от предложения русской императрицы Екатерины II быть воспитателем ее сына Павла. Д"Аламбер говорил, что он не может жить вне Франции, вне Парижа. В последние годы жизни он занимался историей науки и написал биографии многих членов Парижской академии.

В личной жизни он был несчастлив. Семнадцать лет он безответно любил одну и ту же женщину - госпожу Леспинас. Когда она умерла, многое потеряло для него ценность.

Д"Аламбер умер 29 октября 1783 года одиноким стариком. Перед смертью долго и мучительно болел. Был такой же ненастный вечер, как и при его рождении. Завывал ветер и моросил мелкий дождь.

Имя Д"Аламбера носят следующие математические объекты:

  • оператор Д’Аламбера
  • признак Д’Аламбера
  • принцип Д’Аламбера
  • уравнение Д’Аламбера
  • формула Д’Аламбера.
1980

Д’АЛАМБЕР (D’Alembert) Жан Лерон (1717—83), французский математик, механик и философ-просветитель, иностранный почётный член Петербургской АН (1764). В 1751—57 вместе с Дидро редактировал «Энциклопедии». Сформулировал правила составления дифференциальных уравнений движения материальных систем. Обосновал теорию возмущения планет. Труды по теории дифференциальных уравнений, теории рядов, алгебре. Сторонник сенсуализма и скептицизма.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

Д"АЛАМБЕР, Жан Лерон (1717—1783), французский математик и . Сформулировал принцип механики, носящий его имя. Вместе с Д. Дидро редактировал французскую «Энциклопедию », впоследствии отошёл от её издания. Признавая объективное существование материальных вещей, Д’аламбер не отвергал существования бога и отрицал возможность познания сущности вещей. Д’аламбер не разделял также положения французского материализма 18 века о человеке как продукте среды. Основное философское сочинение Д’аламбера — «Элементы философии» (1759).

Краткий философский словарь. 1954

ДАЛАМБЕР Жан Лерон (1717—1783) — один из виднейших представителей французского просвещения XVIII в., философ и знаменитый математик. Многие из открытий Даламбера в области математики, физики и астрономии доныне сохранили свою научную ценность. Даламбер — ближайший соратник Дидро (см.), редактировал математический отдел «Энциклопедии» (см. Энциклопедисты ). С 1751 по 1757 г. был соредактором Дидро. Бешеная травля, поднятая против энциклопедистов реакционерами, заставила Даламбера отказаться от дальнейшей работы по редактированию «Энциклопедии». Во вступительной статье к «Энциклопедии» он пытался дать историю возникновения и развития человеческого познания, а также изложить классификацию наук. исходя в основном из принципов английского материалиста XVIII в. Ф. Бэкона (см.).

В области философии Даламбер был сторонником сенсуалистического учения и противником декартовской теории врождённых идей. Он признавал объективное существование вещей, явлений. Однако сенсуализм его не был последовательно материалистическим. По Даламберу, мышление не является свойством материи, а душа имеет независимое от материи существование. Таким образом, Даламбер стоял на дуалистических позициях. Он отрицал возможность познания сущности вещей. В противоположность другим французским просветителям он утверждал, что нравственность не обусловлена общественной средой. Даламбер признавал бога как образующую субстанцию. Талантливая критика непоследовательного сенсуализма Даламбера была дана в работах Дидро, в частности в его сочинении «Сон Даламбера». Основная философская работа Даламбера — «Элементы философии» (1759) — имеется в русском переводе.

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987

ДAЛAMBEP Жан Лерон (1717-83) — один из представителей фр. просвещения 18 в., философ и математик. Ему принадлежит попытка описать историю возникновения и развития человеческого познания, а также изложить классификацию наук, исходя в основном из принципов Ф. Бэкона. В философии Д. был сторонником сенсуализма и противником декартовской теории врожденных идей. Однако сенсуализм его не был последовательно материалистическим. По Д., мышление не является свойством материи, а душа имеет независимое от материи существование. Т. обр., Д. стоял на дуалистических позициях. В противоположность др. фр. просветителям он утверждал, что нравственность не обусловлена общественной средой, Д. признавал бога как образующую субстанцию. Критика непоследовательного сенсуализма Д. была дана в работах Дидро, Осн. соч.— „Элементы философии" (1759).

Д ’АЛАМБ Е́Р (D’Alembert) Жан Ле-рон (16.11.1717, Па-риж - 29.10.1783, там же), франц. ма-те-ма-тик и фи-ло-соф, чл. Па-риж-ской АН (1741), Франц. ака-де-мии (1754, с 1772 её по-сто-ян-ный сек-ре-тарь), иностр. поч. член Пе-терб. АН (1764) и других на-учных уч-реж-дений. Не-за-кон-ный сын ма-дам де Тан-сен и Де-ту-ша, вос-пи-ты-вал-ся в се-мье сте-коль-щи-ка. Брат дра-ма-тур-га Де-ту-ша . Окон-чил Кол-леж Ма-за-ри-ни (1735), где изу-чал пра-во. Са-мо-стоя-тель-но за-ни-мал-ся ма-те-ма-ти-кой. С 1747 ра-бо-тал вме-сте с Д. Дид-ро над соз-да-ни-ем «Эн-цик-ло-пе-дии на-ук, ис-кусств и ре-мё-сел», вёл от-де-лы ма-те-ма-ти-ки и фи-зи-ки. С 1757 ото-шёл от ра-бо-ты в «Эн-цик-ло-пе-дии» и це-ли-ком по-свя-тил се-бя на-уч. дея-тель-но-сти. Впер-вые сфор-му-ли-ро-вал (1743) об-щие пра-ви-ла со-став-ле-ния диф-фе-рен-ци-аль-ных урав-не-ний дви-же-ния ма-те-ри-аль-ных сис-тем, све-дя за-да-чи ди-на-ми-ки к ста-ти-ке (Д’Алам-бе-ра прин-цип ). Этот под-ход был при-ме-нён им (1774) для обос-но-ва-ния гид-ро-ди-на-ми-ки. В ас-тро-но-мии Д. обос-но-вал тео-рию воз-му-ще-ния пла-нет и тео-рию рав-но-ден-ст-вий и ну-та-ции (1747).

Осн. ма-те-ма-тич. тру-ды Д. от-но-сят-ся к тео-рии диф-фе-рен-ци-аль-ных урав-не-ний, где он дал ме-тод ре-ше-ния диф-фе-рен-ци-аль-но-го урав-не-ния 2-го по-ряд-ка с ча-ст-ны-ми про-из-вод-ны-ми, вы-ра-жаю-ще-го по-пе-реч-ные ко-ле-ба-ния стру-ны (вол-но-во-го урав-не-ния ). Эти тру-ды Д., а так-же по-сле-дую-щие ра-бо-ты Л. Эй-ле-ра и Д. Бер-нул-ли со-ста-ви-ли ос-но-ву ма-те-ма-тической фи-зи-ки. При ре-ше-нии од-но-го диф-фе-рен-ци-аль-но-го урав-не-ния с ча-ст-ны-ми про-из-вод-ны-ми, встре-тив-ше-го-ся в гид-ро-ди-на-ми-ке, Д. впер-вые при-ме-нил функ-ции ком-плекс-но-го пе-ре-мен-но-го. У Д. (а так-же и у Эй-ле-ра) встре-ча-ют-ся те урав-не-ния, свя-зы-ваю-щие дей-ст-ви-тель-ную и мни-мую час-ти ана-ли-тич. функ-ции, ко-то-рые впо-след-ст-вии по-лу-чи-ли назв. урав-не-ний Ко-ши - Ри-ма-на. Д. при-над-ле-жат так-же важ-ные ре-зуль-та-ты в тео-рии обык-но-вен-ных диф-фе-рен-ци-аль-ных урав-не-ний с по-сто-ян-ны-ми ко-эф-фи-ци-ен-та-ми и сис-тем та-ких урав-не-ний 1-го и 2-го по-ряд-ков. Ис-чис-ле-ние бес-ко-неч-но ма-лых Д. стре-мил-ся обос-но-вать с по-мо-щью тео-рии пре-де-лов, в тео-рии ря-дов его имя но-сит дос-та-точ-ный при-знак схо-ди-мо-сти ря-да (при-знак Д’Алам-бе-ра). В ал-геб-ре Д. дал пер-вое (не впол-не стро-гое) до-ка-за-тель-ст-во осн. тео-ре-мы о су-ще-ст-во-ва-нии кор-ня у ал-геб-ра-ич. урав-не-ния.

В про-грамм-ной всту-пи-тель-ной ста-тье к «Эн-цик-ло-пе-дии» («Discours pré-li-mi-naire l’Encyclopédie», 1751), со-дер-жа-щей «Очерк про-ис-хо-ж-де-ния и раз-ви-тия на-ук» (рус. пер. в кн. «Ро-до-на-чаль-ни-ки по-зи-ти-виз-ма», 1910, т. 1), Д. дал клас-си-фи-ка-цию на-ук, вос-хо-дя-щую к кон-цеп-ции Ф. Бэ-ко-на . Сен-суа-ли-стич. тео-рия по-зна-ния в ду-хе идей Дж. Лок-ка со-че-та-лась у Д. со скеп-тич. от-но-ше-ни-ем к лю-бым ме-та-фи-зич. ут-вер-жде-ни-ям, вы-хо-дя-щим за пре-де-лы опы-та. Фи-лос. взгля-ды Д. ста-ли пред-ме-том кри-ти-ки Д. Дид-ро в его три-ло-гии «Сон Д’Аламбера», «Раз-го-вор Д’Аламбера и Дид-ро», «Про-дол-же-ние раз-го-во-ра».

«Са-мый му-зы-каль-ный из эн-цик-ло-пе-ди-стов» (оп-ре-де-ле-ние Р. Рол-ла-на), Д. по-свя-тил му-зы-ке часть «Очер-ка про-ис-хо-ж-де-ния и раз-ви-тия на-ук» и ряд ста-тей для «Эн-цик-ло-пе-дии». По-пу-ля-ри-зи-ро-вал уче-ние о гар-мо-нии Ж. Ф. Ра-мо в кн. «Эле-мен-ты тео-ре-ти-че-ской и прак-ти-че-ской му-зы-ки со-глас-но прин-ци-пам г. Ра-мо» (1752). От-стаи-вал ти-пич-ные для эс-те-ти-ки Про-све-ще-ния воз-зре-ния на му-зы-ку; в ча-ст-но-сти, под-чёр-ки-вал её ми-ме-тическую (под-ра-жа-тель-ную) при-ро-ду («Му-зы-ка, ко-то-рая ни-че-го не изо-бра-жа-ет, есть по-про-сту шум»). В трак-та-те «О сво-бо-де му-зы-ки» (1760) под-вёл ито-ги т. н. вой-ны буф-фо-нов - по-ле-ми-ки во-круг му-зы-ки и опер-но-го иск-ва сер. 18 в., уча-ст-ни-ком ко-то-рой он был.

Соч.: Œ uvres. P., 1821-1822. Vol. 1-5; Ди-на-ми-ка. М.; Л., 1950.

Лит.: Доб-ро-воль-ский В . А . Да-лам-бер. М., 1968; Ис-то-рия ма-те-ма-ти-ки. М., 1972. Т. 3; Hankins Th . L . J. d’Alembert: science and the enlightenment. N. Y., 1990.

Ссылка

  • Жан Леро́н Д’Аламбе́р (д’Аламбер, Даламбер ; фр. Jean Le Rond D"Alembert, d"Alembert ; 16 ноября 1717 — 29 октября 1783) — французский учёный-энциклопедист... Википедия

Сонник Увидеть во сне умершую мать беременной приснилось, к чему снится во сне Увидеть во сне умершую мать беременной? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).

Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Увидеть во сне умершую мать беременной, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!

Приход их в сон человеку после своей физической смерти имеет несколько аспектов толкования. Среди них: попытка психологической защиты нейтрализовать сильные чувства потери, горя, утраты в связи с произошедшим; что, как следствие, приводит к гармонизации психической деятельности спящего. Одновременно умершие родители (родственники) выступают связующим элементом человеческого сознания с миром запредельным, потусторонним.

И в этом случае значение их образа во сне значительно усиливается. Наши умершие родители приходят «оттуда» в ответственные периоды жизни спящего и служат знаком указания, совета, предупреждения, благословления. Иногда они становятся вестниками о смерти самого сновидца и даже забирают и сопровождают человека в мир иной (это вещие сны о собственной смерти!).

Увидеть во сне козье стадо - тоже счастливый знак, предвещающий получение наследства, удачу и благополучие. Приснившаяся коза предвещает нежное, но краткое чувство.

Верны все аспекты, указанные для умерших родителей (родственников), но незавершенность отношений при этом бывают нередко ещё более глубже, в особенности, если пара прожила вместе очень долго. Умерли в сюжете сна, но наяву живы, счастливое время согласия и покоя для обоих супругов; развод. Ещё реже увиденная смерть имеет буквальный предсказательный смысл.

Плохой сон; предвещает смерть

Увидеть во сне беременную мать - к болезни или смерти матери.

1 Основные сведения о снах об усопшей матери

Многие люди пугаются, видя во сне умершего человека. Они начинают задумываться о том, что вскоре смерть придет и за ними. Однако сон с участием покойного человека сигнализирует лишь о том, что его душа беспокоиться о живых, оставшихся в этом мире.