Все навыки делятся на две большие группы: hard skills (“твердые” навыки) и soft skills (“мягкие” навыки).

К hard skills относят профессиональные, технические навыки, которые легко поддаются наблюдению, измерению и наглядной демонстрации. К этой категории относятся, например, навык слепой печати, владение английским языком, управление автомобилем и т.д. Понятие “hard skills” соответствует техническим или административным процедурам, которые присутствуют в деятельности компании (программирование, работа с оборудованием, управление процессами и т.п.).

Напротив, soft skills - это навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. К данной группе относятся коммуникативные и управленческие навыки, например: установление отношений, работа в команде, слушание и понимание собеседника, проведение переговоров, навыки убеждения, ораторское искусство, проведение презентаций, ведение дискуссий, решение проблем, принятие решений, лидерство, обучение других, мотивирование, создание эффективных команд с учетом культурных различий, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Понятие “soft skills” связано с тем, каким образом люди взаимодействуют между собой, то есть “мягкие” (по-другому - “социальные”) навыки в равной степени необходимы как для повседневной жизни, так и для работы. Действительно, лидеры на всех уровнях всегда сильно опираются на социальные навыки, будь то демонстрация на собственном примере или создание команд, делегирование полномочий или разрешение конфликтных ситуаций, наставничество, коучинг или мотивация, что подтверждается результатами многочисленных исследований.

Так, результаты исследования, проведенного в Гарвардском Университете (Harvard University) и Стенфордском Исследовательском Институте (Stanford Research Institute) говорят о том, что вклад hard skills в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15%, тогда как soft skills определяют оставшиеся 85%.

Возможно, такой результат покажется удивительным, но не следует забывать, что бизнес всегда связан с социумом и включает установление контактов и общение с людьми, а также позиционирование себя и компании в наиболее “выгодном свете” и убедительной форме. А для этого как раз нужны “мягкие” навыки. С другой стороны, soft skills является способом выражения hard skills.

Определяя круг навыков, необходимых менеджерам для процветания компании, нельзя оставить без внимания психологическую концепцию эмоционального интеллекта, предложенную в 1990 г. П. Сэловеем, Дж. Майером и Д. Карузо. В соответствии с которой, эмоциональный интеллект (EQ) определяется как группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Эмоциональный интеллект включает четыре составляющих: самосознание, самоконтроль, социальную чуткость и управление отношениями. На Западе концепция “Эмоционального интеллекта” пользуется большой популярностью, хотя есть мнение, что с научной точки зрения в концепции нет содержания, отличного от принятых ранее в психологии понятий коммуникативных навыков и коммуникативной компетентности

Таким образом, некоторые специалисты считают, что понятие “эмоциональный интеллект” есть альтернативное название для навыков общения. Хотя, с точки зрения определения “мягких” навыков, представленного нами ранее, эмоциональный интеллект отличается от soft skills, как минимум, наличием такой составляющей, как “самосознание”. А навыки, входящие в составляющую EQ “управление отношениями” полностью попадают в категорию soft skills.

Исследования, проведенные в рамках разработки концепции эмоционального интеллекта, свидетельствуют о том, что факторы эмоционального интеллекта во многом совпадают с “мягкими” навыками. Например, в результате исследования Д. Гоулмана и его коллег, целью которого было определить, какие способности менеджеров обусловливают выдающиеся показатели работы компаний, было установлено, что исключительную успешность лидера определяет именно его интеллект, причем особенно важными являются когнитивные навыки - широта кругозора и способность к предвидению. При этом, чем более высокий уровень занимает менеджер в управлении компанией, тем более значительную роль играют способности, связанные с эмоциональным интеллектом, тогда как различия в функциональных навыках оказываются не столь важными. То есть, чем выше ранг руководителя, тем больше навыков эмоционального интеллекта заложено в фундамент его успеха.

Результаты этого исследования коррелируют с результатами другого исследования, проведенного Стенфордским исследовательским институтом (Stanford Research Institute) совместно с фондом Карнеги Мелона (Carnegie Melon Foundation), среди генеральных директоров (CEO) компаний из списка “Fortune 500″. Анализ результатов которого показал, что долговременный и стабильный успех руководителей компаний в работе на 75% определяется soft skills и только на 25% - hard skills. Таким образом, именно soft skills определяют в большей степени успех менеджера. В контексте того, какие дисциплины наиболее важны в программе подготовки менеджеров, заслуживает внимание мнение одного из гуру менеджмента, Генри Минцберга (Henry Mintzberg): “Такие дисциплины, как финансы, бухгалтерское дело и маркетинг, занимают непропорционально много времени за счет критически важных soft skills - лидерства, работы в команде, общения, нестандартного мышления, - именно тех навыков, которые отличают лучших от худших в мире менеджмента. И последствия такого подхода угрожающие - рынок переполнен дипломированными молодыми лидерами, у которых нет реальных лидерских качеств. Такая система, бесспорно, дисфункциональна”.

К hard - дисциплинам также можно отнести математическое моделирование, статистику, экономический и инвестиционный анализ, маркетинговое планирование, финансовый менеджмент и т.п. А к soft - дисциплинам : team-building (“Построение команд”), искусство презентации, лидерство и т.п. Провести четкую грань между hard и soft дисциплинами довольно сложно, так как многие курсы предполагают использование как “твердых”, так и “мягких” навыков (например, “Управление персоналом” - это не только планирование, должностные инструкции и бюджеты, но и коммуникации, психологические тесты и корпоративная культура). В программе курса “Управление проектами” также можно выделить hard и soft - сегменты .

И, наконец, главный, и довольно спорный вопрос, - можно ли обучить навыкам ?

Принято считать, что обучение коммуникативным и управленческим навыкам (soft skills) в рамках тренингов и мастер-классов на программах MBA и других курсах стабильно дает положительные результаты. Однако, как показывают исследования, навыки действительно быстро осваиваются, но малейшее отклонение от схемы, любой нерассмотренный вопрос, в действительности легко приводят участников в замешательство. Например, хорошо подготовленный менеджер по продажам, входя в дверь с надписью “директор” маниакально, как учили, уточняет: “кто у вас принимает решения? “. И таких примеров множество.

Обучение навыкам обычно строится на принципе разделения определенного навыка (например, продаж) на небольшие и конечные, функциональные операции (знакомство; презентация; активное слушание; вопросы и работа с возражениями; заключение сделки), что позволяет обучить, закрепить и продемонстрировать результат освоения навыка. Более сложные для освоения, управленческие навыки часто дробятся на группы: управление временем, делегирование полномочий, ведение переговоров, а группы, в свою очередь, делятся на конкретные действия: целеполагание, планирование, принятие решений, анализ, мотивация. Но использование “мягких” навыков на практике требует целостности и системности, понимания собственных и общих интересов, видения целого, умения использовать различные модели поведения, расставлять приоритеты и делать выбор. Эффективное использование soft skills предполагает не только умение видеть и различать цели и задачи, но и учитывать множественность решений и значение отдельных аспектов. Возникает противоречие, - обучение навыкам строится по принципу дробности, а бизнес требует системности и целостности.

С другой стороны, легко обнаружить, что принцип разделения навыка на отдельные операции (процессы), наилучшим образом подходит для обучения конкретным профессиональным и производственным навыкам, то есть hard skills в рамках индустриальной модели разделения труда (по - другому, в рамках модели конвейерного производства). То есть выполнению тех операций в деятельности компании, результат которых предсказуем и измерим, можно научить. Но принцип обучения профессиональным навыкам hard skills, базирующийся на жесткой норме и конечном разделении труда недостаточен для обучения коммуникативным и управленческим навыкам soft skills.

Каким же образом, в таком случае, осваивать soft skills?

Во-первых, нужно помнить, что навык - лишь путь, инструмент решения задач. Во-вторых, soft skills работают при определенных обстоятельствах. Как считают эксперты, ключевым условием обеспечения целостности в обучении “мягким” навыкам становится знание и понимание задач и контекста применения. То есть видение целого, постановка профессиональных и корпоративных целей обеспечат целостность в освоении и применении “мягких” навыков.

В современной профориентации, на тренингах и в статьях по педагогике встречаются такие американские термины, как «hard skills» и «soft skills» . В этой статье расскажем об их значении, откуда они взялись и что с ними делать обычному человеку.

Что такое hard и soft skills?

Hard skills - (англ. «жесткие» навыки) профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Для обучения hard skills необходимо усвоить знания и инструкции, качество обучения можно проверить с помощью экзамена. Примеры hard skills : набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ.
Soft skills - (англ. «мягкие» навыки) универсальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Примеры soft skills : такие социальные, интеллектуальные и волевые компетенции, как коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность.

Краткая история

Термины hard и soft skills берут начало в военном деле. В 1959 году армия США начала разрабатывать научно обоснованный подход к подготовке военнослужащих. В ходе разработки исследователи выявили важность для военнослужащих не только профессиональных навыков (hard skills), но универсальных компетенций (soft skills), которые не поддаются планомерному обучению. Понимание различий между soft и hard skills было выражено в доктрине «Системы проектирования военной подготовки» 1968 года таким образом: hard skills являются навыками работы преимущественно с машинами, soft skills - навыками работы с людьми и бумагами. После того, как термины прижились в военной науке и психологии, они перешли в свободное употребление в сфере бизнеса. Сегодня в вакансиях, в том числе на русском языке, можно встретить вместо разделов «профессиональные навыки» и «личные качества» - hard skills и soft skills.

В чем отличия hard от soft?

  • Чтобы преуспевать в освоении hard skills необходим интеллект (левое полушарие мозга, IQ, логика), для развития soft skills требуется «эмоциональность» (правое полушарие мозга, EQ, эмпатия).
  • Требования к hard skills остаются неизменными вне зависимости от компании, в которой вы работаете, людей и корпоративной культуры. Soft skills , наоборот, изменчивы и ситуативны. Например, программирование относится к профессиональным навыкам (hard skills): правила создания хорошего программного кода будут одинаковы для любого программиста в любой компании. Коммуникативные навыки относятся к универсальным компетенциям (soft skills): правила построения эффектной речи будут зависеть от аудитории, к которой обращается говорящий, от речевой ситуации (разговор в метро или выступление на конференции).
  • Овладеть hard skills можно в различных учебных заведениях (школы, институт, дополнительные курсы). Обычно для них выделяются определенные уровни сложности, по которым можно постепенно подниматься, как по лестнице. Например, владение английским языком делится на уровни Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate и т.д. Чтобы получить новый уровень, необходимо сдать экзамен. В отличие от hard skills, для освоения soft skills не существует легких пошаговых инструкций: человек или обладает каким-либо качеством от рождения (например, дружелюбность, спокойный характер), или приобретает его с опытом, путем проб и ошибок (например, умение работать в команде, лидерские качества). Soft skills осваиваются медленнее, чем hard skills .
  • Для hard skills существуют подтверждающие сертификаты и дипломы о том, что сотрудник имеет необходимые профессиональные навыки. Soft skills не имеют сертификации и доказать их наличие гораздо труднее.

Какие навыки все-таки важнее?

В основном это зависит от профессии и должности, на которой работает человек. Можно назвать 3 группы профессий по соотношению soft и hard skills:
1. Профессии, в которой превалирует hard над soft : например, физик-ядерщик, который может быть замечательным специалистом и отлично выполнять свою работу, и при этом не уметь работать в команде и взаимодействовать с людьми.
2. Профессии, в которых необходимы в равной степени оба вида навыков : например, юристы , бухгалтеры , таможенники . Этим специалистам требуется набор профессиональных навыков, а также коммуникабельность, организованность, терпеливость, доброжелательность, так как они работают с людьми.
3. Профессии , в которых превалируют soft skills : например, сфера продаж, бизнес, политика или творческие профессии. Так, бывают умелые продавцы без образования маркетолога, которые своим обаянием завоевывают клиента. В эффективных продажах задействованы самые разные социальные компетенции: умение говорить красиво и грамотно, выступать публично, умение слушать, умение расположить к себе собеседника, уверенность в себе и др.

Стоит признать, что soft skills - это компетенции будущего . Из двух физиков-ядерщиков более успешным станет тот, кто будет развивать свои социальные компетенции. Вероятно, он сможет сделать более успешную научную карьеру, чем его необщительный коллега.

Как понять, нужно ли развивать soft skills?

Если вы хотите понять, насколько необходимы soft skills в вашей работе, то ответьте на несколько вопросов:
1. Насколько важно для моего карьерного продвижения то, как я взаимодействую с окружающими?
2. Есть ли люди в компании на подобной должности, которые двигаются по карьерной лестнице быстрее?
3. Влияет ли мой темперамент на продвижение в компании?

Если вы ответили «да» на эти вопросы, то работать над своими универсальными компетенциями просто необходимо. Для ориентира расскажем, какие универсальные компетенции наиболее перспективны (на основе исследования профессиональной сети LinkedIn):

  • Коммуникабельность
  • Организованность
  • Умение работать в команде
  • Пунктуальность
  • Критическое мышление
  • Креативность
  • Гибкость
  • Дружелюбность
  • Лидерские качества
  • Умение решать сложные задачи

Наш Центр разработал целый спектр тренингов для школьников , позволяющих развить социальные, интеллектуальные и волевые компетенции еще в подростковом возрасте. Это период, когда происходит адаптация человека в обществе. Общение приобретает исключительную значимость, необщительному подростку будет тяжело взаимодействовать с коллективом, он будет чувствовать себя чужим и эмоционально подавленным. Тренинги позволяют выявить проблемы в развитии soft skills и с помощью активизирующих методик превратить их в сильные стороны личности.
Будем рады видеть вас на наших

На тренингах мне часто задают вопрос, что такое и в чем между ними разница. «Порывшись» в интернете, я с удивлением обнаружил, что никто особенно не разграничил и не объяснил эти два понятия. Восполняю пробел.

Что такое Soft skills?

Soft skills («софтскилз», англ. soft skills – «мягкие навыки» или «гибкие навыки») позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Традиционно в психологии их относят к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, работа в команде, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность и т.п. Заметим, что ни одно из множества перечисленных выше умений не относится только к конкретной специальности. и только к ней.

Soft skills важны как в работе, так и в жизни. Большая часть навыков, используемых для достижения целей, – это Soft skills. При этом чем выше вы взбираетесь по карьерной лестнице, тем большую роль играют социальные навыки в вашей жизни, в то время как профессиональные отходят на второй план. Ведь чем выше занимаемый пост, тем большее количество подчиненных и сотрудников могут проконсультировать вас по всевозможным вопросам. Поэтому 70% тренинговых программ и курсов ориентированы на освоение навыков из ряда Soft skills.

Где используются «твердые навыки» - hard skills?

Hard skills («хардскилз», англ. Hard skills - «твердые навыки») - технические навыки, связанные с выполняемой деятельностью в области формализованных технологий: делопроизводство, логистика, метод слепой печати, управление автомобилем, программирование и т.п.

Так как данные навыки устойчивы, хорошо обозримы, измеримы и отождествляемы с конкретными конструкциями, они входят в перечень требований, изложенных в должностных инструкциях, легко подвергаются раскладыванию на ряд простых и конечных операций.

Навыки из категории Hard skills просты для наблюдения в повседневной жизни. Например: пилот самолета, не задумываясь, расскажет последовательность действий по взлету и посадке. Его инструкции будут схематичны, конкретны и последовательны. При наличии практических занятий, человек, обучающийся навыку категории Hard skills, способен довести приобретенное умение до автоматизма и в дальнейшем применять его в повседневной практике, следуя четко установленной последовательности действий или «по шаблону».

В целом, программные курсы, направленные на выработку и «жестких», и «мягких» навыков, предполагают обязательное закрепление модели поведения в условиях ежедневного применения. Однако программы по формированию навыков Soft skills в обязательном порядке строятся по принципу последовательной отработки навыков при помощи упражнений и практических симуляций, заставляющих принимать самостоятельные решения. Только в этом случае они дают стабильный результат. А иначе малейшее отклонение от схемы, любой не рассмотренный в предложенной (готовой) модели вопрос мгновенно приводит обучающегося в замешательство.

Степень освоения навыков из категории Soft skills сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. Поэтому стоит отметить, что применение Soft skills возможно только при условии умения использовать различные модели поведения, целостно понимать собственные и общие интересы, расставлять приоритеты и делать выбор. Результативное освоение навыков из данной категории всегда направлено на выработку способности видеть и различать множественность полутонов и вариантов ситуации.Итак, если подытожить вышесказанное и провести сравнительный анализ между навыками, то получится следующее:

HARD SKILLS: SOFT SKILLS:
◊ Компетентность
◊ Экспертиза
◊ Технические знания/квалификация
◊ Критичны в краткосрочной перспективе
◊ Развитие происходит быстрее
◊ С меньшим усилием и гарантированным результатом (при соблюдении базовых критериев: мотивация, обучаемость и др.)
◊ Практически не подвержены обратному развитию
◊ Компетенции
◊ Ценности
◊ Релевантный действиям поведенческий паттерн
◊ Критичны в долгосрочной перспективе
◊ Развитие происходит медленнее
◊ С большим усилием, достижение требуемого уровня не гарантировано («предел» компетенций, глубокая интеграция в структуре личности)
◊ В специфических условиях – подвержены обратному развитию

Они может и «skills», но не «soft».

Вы хороши в своей работе?

Другой вопрос, полегче: Тай Кобб хорош в бейсболе?

* Тай Кобб - Тайрус Рэймонд Кобб, американский профессиональный бейсболист, выступавший в Главной лиге бейсбола. За свою карьеру установил 90 рекордов Лиги. В 1936 Кобб получил больше всех голосов, 222 из 226 возможных, в голосовании на ввод в бейсбольный Зал славы. Прим. ред.

В принципе все понимали, что Тай Кобб был придурком. Его товарищи по команде очень его не любили. Но он до сих пор в зале славы. Потому что бейсбол оценивает очки, пробежки и пойманные мячи.

Как насчет твоей работы? Это, возможно, немного сложнее.

Есть такие люди-краеугольные камни, люди, которые не уклоняются от ответственности, даже когда дела идут плохо. И, кроме того, есть люди-связующие узлы, люди, создающие идеи, люди, которые, кажется, никогда не теряют надежду. Ваша компания укомплектована людьми, которые не могут быть оценены линейно, потому что вы не в бейсболе. Вы руководители и изобретатели, и лидеры, и помощники, и бюрократы, и мастера на все руки.

И еще, и еще…

И, тем не менее, мы упорно применяем при приеме на работу или в обучении те же принципы, как если бы мы были бейсбольной командой, как если бы легко определяемые навыки - это все, что имеет значение.

В чем причины того, что успешные организации терпят неудачу? Запасы исчезают, инновации замедляются, клиенты смываются с корабля?

Мы согласны с тем, что некоторые навыки имеют важное значение. Что найм кодеров, которые не умеют кодить, продавцов, которые не могут продавать или архитекторов, у которых не получается проектировать, это короткая дорога к провалу.

Эти навыки - давайте назовем их профессиональные навыки - стали основой процесса управления персоналом.

Но как объяснить, что схожие организации со схожими профессионально-квалифицированными людьми, в конце концов выходят на самые разные результаты?

Из-за неправильного определения слова «профессиональные» и сосредоточения внимания на этих навыках мы, по-видимому, уменьшили стоимость тех навыков, которые на самом деле имеют значение. Поскольку большая часть книг, учебников и тестов говорит о них, бизнес-студенты концентрируют внимание вокруг этих профессиональных навыков, точек, которые затем будут проверены.

И мы придаем слишком мало ценности другим навыкам, мы называем их «soft» и подразумеваем, что они опциональны.

Но то, что на самом деле отличает процветающие организации от слабых, - это трудно измеримые отношения, процессы и восприятие людей, которые делают работу.

Культура ест стратегию на завтрак, всегда.

Организации тратят массу времени на измерение профессиональных навыков, потому что они могут это делать. Это доступно. Так делали сто лет до них. И главным образом, потому, что это безопасно. Ничего личного, это бизнес.

Мы знаем, как измерить скорость набора текста. И у нас будет много больше проблем, если мы попытаемся измерить увлеченность или ответственность.

Организации могут предоставлять обратную связь о результатах применения профессиональных навыков чуть не ежедневно, а все остальное оставлять для ежегодного обзора, если они его вообще измеряют.

И организации нанимают и увольняют на основе результатов профессиональной квалификации все время, но, фактически, нужно специальное решение борда, чтобы избавиться от негативного мыслителя, агрессивного придурка или равнодушного работника (если он хорош в чем-то измеримом).

Кража

Если бы сотрудник выходил из вашей организации с брендированным ноутбуком каждый день, вы бы его арестовали, или, по крайней мере, уволили. Если бы ваш бухгалтер занимался хищением денег каждый месяц, вы сделали бы то же самое.

Но когда сотрудник деморализует всю команду путем подрыва проекта, или когда член команды устраняется от ответственности, или, когда придурок терроризирует будущих звезд, вынуждая уйти из организации - и случается это слишком часто, мы пожимаем плечами и говорим, что этот человек давно работает в компании, или владеет профессиональными навыками, и вообще не так уж плох.

Но они воруют у нас.

Можем ли мы научить?

За все прошедшее время, мы убедились, что профессиональным навыкам можно обучить (вы не родились со знанием инженерного дела, или копирайтинга, или даже графического дизайна, поэтому они являются чем-то, чему можно научить), и, в то же время, мы сразу отступаем, когда речь идет о принятии решений, активном участии, обращении со страхом, работе в командах, способности видеть правду, говорить правду, вдохновлять других, делать больше, чем попросили, заботе и готовности изменить положение вещей.

Мы практически не инвестируем в тренировку всего этого, опасаясь, что эти вещи являются врожденными и им невозможно научиться.

Мы называем эти навыки soft, и это помогает нам не очень-то обращать на них внимание и двигаться дальше к чему-то, что кажется более необходимым.

Мы редко нанимаем на основании этих атрибутов, потому что убедили себя, что профессиональные навыки являются безличными, и их легче измерить.

И мы медленно принимаем решения об увольнении (и редко переквалифицируем), когда этих навыков не хватает, потому что не хотим ввязываться, или, возможно, тратить время на безнадежное дело.

И это чушь, потому что дети не хороши ни в каких «soft» навыках. Конечно, мы учим их. Мы учим их естественным образом, во время взаимодействия с учителями, родителями, начальством и миром. То, что эти навыки трудно измерить, не означает, что мы не можем улучшать их, не можем практиковать их, и не можем изменить их.

Конечно, мы можем.

Давайте называть их настоящими, «real» навыками, а не «soft».

Да, это межличностные навыки. Лидерские навыки. Харизма, усердие, сотрудничество. Но эти факторы, несмотря на то, что они очень точные, оказались оторванными от профессиональных навыков, навыков, на основании которых мы на самом деле нанимаем, навыков, которые мы измеряем степенью магистра.

Так что давайте, наконец, вместо этого называть их настоящими навыками, хоть это и дискомфортно.

Настоящими, потому что они работают, потому что они в самом центре того, что нам нужно сегодня.

Настоящими, потому что даже если вы получили профессиональные навыки, вы никак не будете нам полезны без этих человеческих навыков, качеств, которые мы не можем записать в виде программ и запрограммировать делать это компьютер.

Реальные навыки не могут заменить профессиональные навыки, конечно, нет. Что они могут сделать, так это усилить то, что уже было измерено.

Представьте себе члена команды со всеми традиционными профессиональными навыками: продуктивного, квалифицированного, опытного. Резюме служит доказательством этого.

Это хорошо, это база.

Теперь добавьте к этому: способного к глубокому восприятию, концентрации, харизматичного, целеустремленного, увлеченного и мотивированного. Хорошего слушателя, с терпением.

Что происходит с вашей организацией, когда кто-то вроде такого человека, присоединяется к вашей команде?

Работа которую стоит сделать

В недавней статье в Harvard Business Review, Лу Соломон сообщает, что 69% менеджеров испытывают трудности при общении со своими сотрудниками. Единственное удивительное в этой статистике то, что всего 69.

Как мы можем строить человеко-ориентированные организации, в то же время принимая тот факт, что две трети наших менеджеров (предположительно хорошо оплачиваемых, хорошо обученных и квалифицированных) испытывают неудобства при выполнении существенной части своей работы?

В недавнем исследовании, GMAC (Graduate Management Admission Council), организация, которая осуществляет приём GMAT экзамена, сообщил, что хотя выпускники МВА имеют сильные аналитические способности, владеют количественной экспертизой, а также способностью сбора информации, им катастрофически не хватает навыков в других важных областях, которые работодатели находят не менее привлекательными: стратегическое мышление, письменное и устное общение, лидерство и адаптивность.

Являются ли эти вещи взаимоисключающими? Должны ли мы отдавать предпочтение одним в ущерб другим?

Энциклопедия настоящих навыков

Тот факт, что не существует общепринятой систематизации настоящих, «real» навыков показывает, насколько мало усилий организации, большие и малые, прикладывают к поиску, совершенствованию и развитию этих навыков среди своих команд.

В этом первом черновом проекте, мы определили пять больших категорий, а затем приведём примеры на каждую из них. Это не окончательная систематизация, но начало, направление для разговоров и инвестиций.

Самоконтроль - после того, как вы решили, что что-то важно, вы в состоянии упорно делать это, не позволяя себе отвлекаться или мешать привычкам? Делать вещи долгосрочной перспективы, в которых вы чувствуете себя не так, как когда делаете для результата здесь и сейчас.

Продуктивность - вы квалифицированно используете инструментарий вашей сферы? Вы способны использовать ваши идеи и вашу приверженность, чтобы двигать дело? Способность выполнять не только задачи сугубо профессиональной квалификации.

Мудрость - вы научились вещам, которые трудно извлечь из учебника или пособия? Опыт того, как мы становимся взрослыми.

Восприятие - у вас есть опыт и практика ясно видеть мир? Способность видеть происходящее и то, на что оно указывает.

Влияние - вы выработали навыки, необходимые, чтобы убедить других что-либо делать? Харизма это просто одна из форм этого навыка.

САМОКОНТРОЛЬ
Адаптивность к изменяющимся требованиям
Ловкость перед лицом неожиданных препятствий
Живость и способность быстро начинать и останавливаться
Подлинность и последовательное поведение
Выход из провалов и неудач
Способности к коучингу и желание быть кочуем для других
“Сотрудничающее” мышление
Сострадание для тех, кто в нем нуждается
Конкурентоспособность
Добросовестность в исполнении обещаний
Увлеченность в обслуживании клиентов
Стремление учиться, несмотря на критику
Эмоциональный интеллект
Стойкость в долгосрочных работах
Энтузиазм в работе
Этика, даже когда на вас не смотрят
Этикет
Гибкость
Дружелюбие
Честность
Жизнь в балансе
Управление трудными разговорами
Мотивация брать на себя новые задачи
Увлеченность
Устремленность вперед
Целеустремленность
Сообразительность
Устойчивость
Принятие риска
Самоосознание
Уверенность в себе
Чувство юмора
Приоритет стратегического мышления над краткосрочным
Стресс-менеджмент
Принятие изменений и неопределенности

ПРОДУКТИВНОСТЬ
Внимание к деталям
Навыки кризисного управления
Эффективное принятие решений
Делегирование для повышения производительности
Трудолюбие
Предпринимательское мышление и мужество
Фасилитация дискуссий
Навыки постановки целей
Инновационные методы решения проблем
Нестандартное мышление
Lean методы
Навыки слушания
Способность делать сверх необходимого
Навыки совещаний
Планирование проектов
Решение проблем
Исследовательские навыки
Здравый смысл
Тайм-менеджмент

МУДРОСТЬ
Чувство прекрасного и хороший вкус
Инстинкты разрешения конфликтов
Творчество перед лицом вызовов
Критическое мышление вместо простого соответствия
Работа с трудными людьми
Дипломатия в сложных ситуациях
Сочувствие к клиентам, сотрудникам и поставщикам
Межкультурная компетентность
Наставничество
Навыки общения
Доверительные отношения

ВОСПРИЯТИЕ
Дизайн-мышление
Инстинкт на тренды
Способность выносить суждения о людях и ситуациях
Стратегическое мышление

ВЛИЯНИЕ
Способность предоставить четкую и полезную критику
Напористость, когда речь идёт об идеях, которые имеют значение
Язык тела
Обаяние и умение влиять на других
Ясность в языке и видение
Навыки разрешения споров
Предоставление обратной связи без влияния собственного эго
Воодушевление других
Коммуникабельность
Лидерские навыки
Навыки ведения переговоров
Создание сетей
Навыки презентации
Убедительность
Навыки публичного выступления
Рефрейминг
Навыки продаж
Сторителлинг
Управление талантами
Построение команды
Письменное воздействие

И теперь два вопроса:

1. Можно ли научить этим реальным навыкам? Можно ли сосредоточиться на них, нанимать на их основе, вознаграждать за их рост? Можем ли мы разработать программы и идеи, которые приведут к прогрессу во всех этих областях?

2. Что будет, если мы это сделаем? Будет ли организация, отличающаяся этими настоящими навыками, более продуктивной, будет ли она больше зарабатывать и будет ли она лучшим местом для работы?

Если да, то чего мы ждем?

  • Обучение, Развитие, Тренинги

Ключевые слова:

1 -1

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

«Тот, кто хорошо владеет молотком,
склонен думать, что вокруг него сплошные гвозди…»

Каждый день мы начинаем с того, что продумываем предстоящие дела. Что-то является обыденным, привычным, а что-то может выбить нас из колеи. Вне зависимости от неприятной ситуации, в которую мы попадаем, можно выйти победителем только в одном случае: если у нас есть навык, опыт того, как справиться с этой проблемой. Многие ли задумывались, какими навыками они обладают и насколько эффективно их используют?

Что такое soft skills?

Стоит поразмыслить насчет классификации этих навыков. Есть те, которые нужны или могут оказаться полезными каждому человеку: управление личным развитием, умение оказать первую помощь, умение грамотно управлять своим временем, умение убеждать, и так далее. Этот вид навыков называется soft skills, что переводится как унифицированные навыки . Обладание ими полезно для представителей всех профессий и возрастов. Причём, чем выше человек идёт по карьерной лестнице, тем большим количеством унифицированных навыков ему приходится пользоваться, в то время как профессиональные навыки – hard skills, становятся не столь важны. Связано это, как правило, с тем, что чем выше занимаемая должность, тем больше количество консультантов и экспертов, готовых дать оценку любой проблеме, подтвержденную новомодной методикой или статистикой. Именно по это причине большинство skills-тренингов проходит именно по софт скилс.

Итак, резюмируя, дадим определение.

Soft skills (софт скилс, англ. — «мягкие навыки») – это унифицированные навыки и личные качества, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми. К этим навыкам относится: управление личным развитием, умение оказать первую помощь, умение грамотно управлять своим временем, умение убеждать, навык ведения переговоров, лидерство и т.д.

Hard skills – это навыки, связанные с техникой исполнения, которые можно наглядно продемонстрировать. Это может быть умение работать с программой Excel, управление автомобилем, навык проведения полостных операций. Это уникальные навыки , присущие определенной категории профессий. Человек, обучающийся любому умению из этой категории, впоследствии способен доводить действие до автоматизма, действуя по заранее знакомому шаблону. (Вспомните себя, когда Вы только-только начинали водить машину, а потом вспомните, как уже сейчас едете по знакомому маршруту.)

Soft skills & hard skills

Курсы и тренинги, результатом которых является уверенное владение как унифицированными, так и уникальными навыками, способствуют выработке определенных рефлекторных действий в каждой конкретной ситуации в повседневной жизни. Но, в отличие от профессиональных навыков, унифицированные навыки требуют последовательной отработки и симуляции такого рода ситуаций, которые вынуждают человека принимать самостоятельные решения. В противном случае обучение может оказаться попросту неэффективным. С другой стороны, для подтверждения обладанием этой категории навыков нельзя просто «выполнить задание»; «сдать экзамен» здесь невозможно. Ситуации не могут повторяться, и нет таких инструментов прогнозирования, которые позволяли бы предположить, что именно в следующий раз может сбить с толку. Опять же хороший пример – когда человек идёт на заведомо сложный разговор, он пытается выстроить диалог, который позволит ему быстрее ориентироваться в аргументах и оперировать фактами. Однако, скорее всего, диалог пойдет не так, как он себе представлял. Дальше вариантов развития событий всего 2: либо человек войдет в ступор, и потеряет свои позиции в глазах собеседника, либо найдёт возможность вернуть разговор в нужное ему русло. Отсюда можно сделать интересный вывод, что эффективное использование унифицированных навыков гораздо более сложная задача, нежели профессиональное владение hard skills.

Чтобы окончательно сформулировать определения вышеупомянутых групп навыков, сведём воедино все характеристики для более чёткого понимания.

– социологический термин, относящийся к эмоциональному интеллекту человека, своего рода набор личных характеристик, которые, так или иначе, связаны с эффективным взаимодействием с другими людьми. Это навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. К обучению софт скиллз относятся тренинги по мотивации, лидерству, менеджменту, работе в команде, управлению временем, проведению презентаций, продажам, личному развитию. Это – унифицированные навыки.

Hard skills – способность выполнять определённого рода задачи; технические навыки или навыки, которые можно наглядно продемонстрировать. К этой категории относятся метод слепой печати, шитье по лекалам, компьютерная грамотность, управление автомобилем. Это – уникальные навыки.

Интересуетесь развитием soft skills? Ознакомьтесь на нашем сайте, выберите необходимый вам и начинайте заниматься. Курсы посвящены «мягким навыкам»: управлению временем, ораторскому искусству и искусству коммуникации, логическому и критическому мышлению, тренировке памяти и другим.

Обратная связь

Личный опыт участия в тренингах по soft skills & hard skills, а также результаты этих тренингов буду рада обсудить в комментариях ниже.