Пирамиды


Цивилизация Междуречья

Важнейшей чертой древнеегипетской цивилизации было возведение пирамид. В III — II тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Это шедевры древнеегипетского строительного искусства. Усилия египтян были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Древнеегипетская цивилизация возникла в регионе дельты Нила. За историю Древнего Египта сменилось 30 династий правителей. 32 г. до н. э. считается рубежом существования древнеегипетской цивилизации. Окруженность Египта горами предопределила замкнутый характер возникшей здесь цивилизации, которая носила земледельческий характер. Сельскохозяйственный труд, благодаря благоприятным климатическим условиям, не требовал больших физических затрат, древние египтяне собирали урожай два раза в год. Обрабатывали глину, камень, дерево и металлы. Орудия земледелия изготовляли из обожженной глины. Кроме того, использовались еще гранит, алебастр, сланец и кость. Небольшие сосуды вытачивали иногда из горного хрусталя. Восприятие и измерение времени в Древнем Египте обуславливалось ритмом разлива Нила. Каждый новый год расценивался египтянами как повторение прошлого и определялся не солнечным циклом, а временем, необходимым для сбора урожая. Они изображали слово “год” (“ренпет”) в виде молодого ростка с почкой. Годовой цикл делился на три сезона по 4 месяца каждый: разлив Нила (ахет – “разлив, половодье”), после которого наступал сезон сева (перет – “выхождение” земли из-под вод и прорастание всходов), а за ним сезон сбора урожая (шему – “засуха”, “сухость”), т.е. спад Нила. Месяцы не имели названий, а нумеровались. Каждый четвертый год был високосным, каждый пятый день декады был выходным. Счет времени велся жрецами. Высокий уровень жизни и благополучие древних египтян подтверждаются фактом наличия у них двух обычаев, не характерных для других древних цивилизаций: оставлять в живых всех стариков и всех новорожденных младенцев. Основной одеждой египтян была набедренная повязка. Сандалии они носили очень редко, а главным средством демонстрации социального положения было количество украшений (ожерелий, браслетов). Древнеегипетское государство имело черты централизованной деспотии. Фараон являлся персонификацией государства: в его руках объединялась административная, судебная и военная власть. Древние египтяне считали, что бог Ра (бог солнца в египетской мифологии) заботится об их благосостоянии и посылает на землю своего сына – фараона. Каждый фараон расценивался как сын бога Ра. В задачи фараона входило выполнение сакральных, культовых обрядов в храмах, для того, чтобы страна была благополучной. Повседневная жизнь фараона строго регламентировалась, поскольку он был верховным жрецом всех богов. Говоря современным языком, фараоны были профессиональными государственными деятелями, имевшими необходимые знания и опыт. Их власть была неограниченной, но не безграничной. А так как власть наследовалась у египтян по материнской линии, старший сын фараона и его старшая дочь должны были вступать в кровосмесительный брак. Древнеегипетское государство делилось на определенные географические единицы – номы, которыми управляли всецело подчиненные фараону номархи. Особенностью политической системы Древнего Египта являлось то, что, во-первых, центральные и местные органы власти были в руках одного и того же социального слоя – номовой знати, а во-вторых, административные функции, как правило, сочетались со жреческими, то есть храмовое хозяйство содержало и часть чиновников госаппарата. В целом, для системы управления древнеегипетским государством была характерна нерасчлененность экономических и политических функций, неразделенность законодательной и исполнительной власти, военной и гражданской, религиозной и светской, административной и судебной. В Древнем Египте уже с додинастических времен существовала эффективная система внутренней и обменной торговли. Особенно большое распространение внутренняя торговля получает во 2 тыс.

ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

до н.э., когда в египетском лексиконе впервые появляется слово “торговец”. Слитки серебра постепенно вытесняют зерно в качестве мерила рыночных ценностей. В Древнем Египте не золото, а серебро выполняло функцию денег, поскольку золото было символом божественности, обеспечивающим телу фараона вечную загробную жизнь Системным признаком организации древнеегипетского общества было владение профессией. Основные должности – воина, ремесленника, жреца, чиновника – наследовались, но можно было и “вступить в должность” или быть “назначенным на должность”. Социальным регулятором служили здесь ежегодные смотры трудового населения, во время которых люди получали своеобразный годичный “наряд” на работу в соответствии со своей профессией. Основная масса трудоспособных египтян использовалась в земледелии, остальные были заняты в ремесле или сфере обслуживания. Наиболее сильные юноши отбирались во время смотров в армию. Из числа отбывающих трудовую повинность простых египтян формировались отряды, работавшие на постройке дворцов и пирамид, храмов и усыпальниц. В большом объеме неквалифицированный труд использовался при сооружении ирригационных систем, в гребном флоте, при транспортировке тяжестей. Строительство таких колоссальных монументов, как пирамиды, способствовало формированию новой структуры организации людей, при которой управляемый государством труд мог быть направлен на выполнение общественных работ.

Культура Древнего Египта.

Восточный тип культуры.

Тема. Культура Древнего Востока.

  1. Восточный тип культуры.
  2. Культура Древнего Египта.

В 4 тысячелетии до нашей эры на Востоке появляются первые в истории человечества государства между реками Тигр и Евфрат и в долине реки Нил. Были заложены основы вавилонской и египетской цивилизаций. В 3-2 тысячелетиях в долине реки Инд появляется индийская цивилизация, в долине реки Хунхе – китайская, в Малой и Передней Азии складывается цивилизация хеттов и финикийцев, в Палестине – древнееврейская.

Специфика восточного типа культура по отношению к

А. первобытной культуре:

Отделение ремесла от сельского хозяйства,

— социальные слои, отличающиеся по профессиональным видам деятельности и материальному положению,

— наличие письменности, государственности, гражданского общества, городского быта.

Б. от других культур:

Деспотическая централизованная власть,

Сакрализация власти

Государственная собственность

Строгая иерархичность общества

Коллективизм, общинная психология

Патриархальное рабство, другие формы зависимости

Культ предков, традиционализм, консерватизм

Слияние человека и природы

Религиозные верования интровертного характера (устремленность к внутреннему миру человека), поиск высшей истины путем личного просветления

Идея успокоения, гармонии как лейтмотив восточной культуры

Необязательность веры в конкретных богов, так как выше бога может быть Мировой закон, Дао, Брахман и пр.

Религия и философия неразделены

Идея цикличности, повторения, замкнутости (для европейской культуры – развитие, прогресс)

Вечный мир закона реализуует себя после смерти через возрождение души, характер которого определяется образом жизни

Идея иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта

Мистический эзотерический характер разума: человек не живет в мире, а переживает (воспринимает чувствами) мир. Суть не логика (европейская рациональность), а чувства.

Основой культуры являлось архаическое мировоззрение: отрицание личности в современном понимании, следствием которого являлось жесткость и жестокость к человеку, особенно к чужакам; ориентир на миф, ритуал, подчиненность природному циклу.

Значение.

3) Цивилизация Древнего Египта

Культура оказала огромное влияние на античную, европейскую и мировую культуру, сделала множество открытий, которые легли в основу научного знания и технического прогресса.

Египет — древнейшее государство, которое просуществовало около четырех тысяч лет почти без изменений. Его систематическое изучение началось с 19 века. В 1822 году французскому ученому Франсуа Шампильону удалось расшифровать египетские иероглифы. В результате стали доступны для изучения настенные надписи, рукописи (папирусы) различного содержания. Основные черты древнеегипетской цивилизации:

— раннее зарождение классовых отношений и государственности;

Изолированное географическое положение страны, обусловившее отсутствие культурного заимствования;

Культ «Царства мертвых»

— обожествление власти правителя, распространявшаяся на подданных и после смерти фараона;

— восточная деспотия, иерархичность власти;

— связь искусства с религиозным культом.

Древний Египет – древнейшая цивилизация, один из первых очагов человеческой культуры, возник в Северо-Восточной Африке, в долине реки Нил. Слово «Египет» (греч. Айгюптос) означает «Черная земля», плодородная (сравните: чернозем), в отличие от пустыни — «Красная земля». Геродот называл Египет «Даром Нила». Нил был основой хозяйства.

Традиционная периодизация:

Додинастический период 5-4 тыс. до н.э.

Раннее царство 3000-2300 лет до н.э.

Первый распад Египта 2250-2050 лет до н.э.

Среднее царство 2050 – 2700 лет до н.э.

Второй распад Египта 1700-1580 лет до н.э.

Новое царство 1580-1070 лет до н.э.

Поздний период 1070-332 гг. до н.э.

— Греко-римский период 332 г. до н.э. – 395 г. н.э.

Читайте также:

Цивилизация Древнего Египта

Становление цивилизации на берегах Нила.

Египет — страна с древней, удивительной культурой, полной тайн и загадок, многие из которых еще не разрешены. Ее история насчитывает несколько тысяч лет. Историки утверждают, что Египетская цивилизация не имела ни "детства", ни "юности". Одна из гипотез о происхождении Египетской цивилизации утверждает, что у истоков Египетской цивилизации стояли некие таинственные переселенцы, другая гипотеза гласит, что основателями были потомки атлантов.

Два столетия назад мир почти ничего не знал о Древнем Египте. Вторая жизнь его культуры — заслуга ученых.

Впервые образованные круги западной Европы получили возможность более или менее широко ознакомиться с культурой древнего Египта благодаря военной экспедиции Наполеона Бонапарта в Египте в 1798 г., в состав которой вошли и различные ученые, в частности археологи. После этой экспедиции был издан ценнейший труд, посвященный "Описанию Египта", который состоял из 24 томов текста и 24 томов таблиц, воспроизводящих рисунки развалин древнеегипетских храмов, копии надписей и многочисленные древности.

Пирамиды


Цивилизация Междуречья

Природные особенности, их влияние на хозяйствование египтян.

Природные условия стали существенным фактором развития древнеегипетской цивилизации. В нильской долине египтяне собирали по два урожая в год, причем урожай был очень, обильным — до 100 ц с одного гектара. Однако эта долина составляла 3,5 % территории Египта, на которой проживало 99,5 % населения.

Культура развивалась изолированно, характерной ее чертой была традиционность. Зарождение египетской цивилизации восходит к III тысячелетию до н.э.: именно тогда фараон Мина объединяет разрозненные области — номы. Голова фараона увенчивается двойной диадемой — символом единства Юга Египта и области Дельты.

Особенности политической системы Египта. Обожествление фараона, особая роль жречества.

"Тайна власти, тайна подчинения людей носителям власти до сих пор не вполне разгадана, — писал Н.А. Бердяев. — Почему огромное количество людей, на стороне, которых есть преобладание физической силы, согласны подчиняться одному человеку или небольшой кучке людей, если они — носители власти?" ("Царство духа и царство Кесаря". В книге "Судьба России". — М., 1990, стр. 267).

Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие "Дом фараона" — (ном) совпало с понятием государства.

Религия в древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона — он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.

Египтяне признавали присутствие божественного начала "во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе". Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам — скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Религиозные верования египтян. Мифы о сотворении вселенной. Культ солнца. Формирование египетского пантеона божеств, олицетворяющих природные явления, абстрактные понятия и жизнь. Антропоморфный характер египетских богов. Культ священных животных.

Заупокойный культ. Культ мертвых. Представления египтян о нескольких ипостасях души человека и необходимости сохранения тела как вместилища души. Мумификация. Формирование понятий о загробном мире и посмертном суде Осириса. «Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов». Влияние религии на жизнь древнеегипетского общества.

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали "ненормальностью". Египтяне верили в бессмертие души — это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.

Египетская мифология как основа египетского «искусства для вечности». Определяющее влияние заупокойного культа в художественной культуре Египта. Пирамиды Древнего царства, заупокойные храмы эпохи Среднего и Нового царства.

Важнейшей чертой древнеегипетской цивилизации было возведение пирамид. В III — II тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Это шедевры древнеегипетского строительного искусства.

Особенности Древнего Египта

Усилия египтян были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. Однако тела бедняков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ.

Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается, как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ. Пирамиды потрясают воображение человека своими размерами, геометрической точностью.

Самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду — строили более 20 лет; на этих работах было занято огромное кол-во людей — сотни тысяч. Размеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы разместиться любой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь — около 55 тыс. кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вес каждой глыбы составляет примерно 2 — 3 тонны.

Скульптура и живопись, их сакральная роль.

Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу — созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства.

Перед заупокойными храмами ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.

Самый большой из всех древнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половине III тыс. до н.э. — он до сих пор стережет пирамиду Хефрена (одно из 7 чудес света).

Другими замечательными и широко известными сейчас во всем мире памятниками древнеегипетского искусства являются статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенсусерта III. Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства II тыс. до н.э. искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его 29 юными женами в саду, выполненный на крышке ларца. Тутанхамон скончался молодым. Его гробница случайно обнаружена в 1922 году, хотя хитро замаскирована в скале.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н. э. (XIV в. до н.э.) является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV — Нефертити (др.-егип. – «красавица грядет») — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.

Следует отметить влияние древнеегипетской цивилизации на страны Средиземноморья. Цивилизация Египта внесла огромный вклад в мировую культуру.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Одна из древнейших мировых цивилизаций, цивилизация Египта зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине одной из самых протяженных рек мира - Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах - города, который греки впоследствии именовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну Та Кеме - Черная Земля: по цвету местной почвы. Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (конец IV — большая часть III тысячелетия до нашей эры), Среднего (до XVI столетия до нашей эры), Нового (до конца XI века до нашей эры) царств, поздний (X-IV столетия), а также персидский (525-332 годы до нашей эры - под властью персов) и эллинистический (IV-I столетия до нашей эры, в составе государства Птолемеев). С 30 года до нашей эры по 395 год нашей эры Египет был провинцией и житницей Рима, после раздела Римской империи до 639 года - провинция Византии. Арабское завоевание 639-642 годов привело в Египте к смене этнического состава населения, языка и религии.


Древний Египет

По словам Геродота, Египет - дар Нила, ибо Нил был и является источником неиссякаемого плодородия, основой хозяйственной деятельности населения, так как почти вся территория Египта лежит в зоне тропических пустынь. Рельеф большей части страны - плато с преобладающими высотами до 1000 метров в пределах Ливийской, Аравийской и Нубийской пустынь. В Древнем Египте и соседних с ним областях имелось почти все необходимое для существования и жизнедеятельности человека. Территория Египта в древности представляла собой узкую ленту плодородной почвы, протянувшуюся вдоль нильских берегов. Поля Египта ежегодно во время половодья покрывались водой, которая приносила с собой плодородный ил, обогащавший почву. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями, богатыми песчаником, известняком, гранитом, базальтом, диоритом и алебастром, которые представляли собой прекрасный строительный материал. К югу от Египта, в Нубии, были обнаружены богатые золотые месторождения. В самом Египте металлов не было, поэтому они добывались в прилегающих к нему областях: на Синайском полуострове – медь, в пустыне между Нилом и Красным морем – золото, на побережье Красного моря – свинец.

Признаки цивилизации Древнего Египта

Египет занимал выгодное географическое положение: Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией.

Нил представлял собой важнейшую судоходную нить, связывавшую Верхний и Нижний Египет с Нубией (Эфиопией). В столь благоприятных условиях на этой территории уже в V-IV тысячелетии до нашей эры началось сооружение оросительных каналов. Необходимость обслуживания разветвленной ирригационной сети привела к появлению номов - крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин. Само слово, обозначавшее область — ном, писалось в древнеегипетском языке иероглифом, изображавшим землю, разделенную оросительной сетью на участки правильной формы. Система древнеегипетских номов, сформировавшаяся в IV тысячелетии до нашей эры, оставалась основой административного деления Египта до самого конца его существования.

Создание единой системы ирригационного земледелия стало предпосылкой для возникновения в Египте централизованного государства. В конце IV - начале III тысячелетия до нашей эры начался процесс объединения отдельных номов. Узкая долина реки - от первых нильских порогов до дельты - и область самой дельты были освоены неодинаково. Это различие на протяжении всей египетской истории сохранялось в делении страны на Верхний и Нижний Египет и отражалось даже в титулатуре фараонов, которые именовались «царями Верхнего и Нижнего Египта». Двуединой была и древнеегипетская корона: фараоны носили белый верхнеегипетский и красный нижнеегипетский венцы, вставленные друг в друга. Египетское предание приписывает заслугу объединения страны первому фараону I-й династии Мин. Геродот рассказывает о том, что он основал Мемфис и был его первым правителем.

С этого времени в Египте начинается эпоха так называемого Раннего царства, которое охватывает период правления I и II династий. Сведения об этой эпохе очень скудны. Известно, что уже в то время в Египте существовало большое и тщательно управляемое царское хозяйство, было развито земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Надписи на дошедших до нас печатях свидетельствуют о существовании развитой системы государственных должностей и званий.

История древних цивилизаций →

Египетское государство →

Понятие свойства ценностная природа культуры Структура культуры

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05

Экзаменационные вопросы к зачёту (экзамену) (Заочное)

  1. Предмет, цели, задачи культурологии.
  2. Понятие, свойства, ценностная природа культуры
  3. Структура культуры.
  4. Основные функции культуры.
  5. Культурогенез основные подходы и понятия.
  6. Субъекты и институты культуры.
  7. Типология культур.
  8. Теоретические концепции возникновения и развития культуры.
  9. Языки культуры формы, классификация.
  10. Соотношение понятий культура и цивилизация.
  11. Культура и религия.
  12. Культура первобытного общества.
  13. Социокультурные характеристики древнеегипетского общества.
  14. Основные принципы культуры древней Индии. Индуизм.
  15. Буддизм как религиозно-философское мировоззрение.
  16. Даосизм: теория и практика.
  17. Роль конфуцианства в культуре Китая.
  18. Особенности миропонимания человека в культуре Древней Греции.
  19. Специфика социокультурного развития Древнего Рима. Греция и Рим: общее и особенное.
  20. Мир, человек, общество в мусульманской картине мира. Ислам.
  21. Человек в культуре европейского Средневековья. Христианство как феномен культуры.
  22. Романский стиль и готика в средневековой Европе.
  23. Возрождение: общая характеристика. Принципы гуманизма и антропоцентризма: сущность и значение для европейской культуры.
  24. Реформация в культуре Европы.
  25. Идея прогресса и её роль в европейской культуре Просвещения.
  26. Классицизм, барокко, сентиментализм, рококо: общая характеристика стилей.
  27. Основные идеи и тенденции развития культуры Европы 19 в. (позитивизм, коммунизм, иррационализм, европоцентризм, сциентизм).
  28. Романтизм в европейской культуре.
  29. Реализм, натурализм, импрессионизм, модерн как социокультурные проекты, их отражение в искусстве.
  30. Постмодернизм в европейской культуре 20 в.
  31. Культура Киевской Руси 9-13 вв. (условия формирования славянского этноса, государства, Крещение Руси как переломный момент её истории).
  32. Культура Московской Руси 14-17 вв. (православие в истории отечественной культуры, идеологическое значение концепции «Москва третий Рим», проблема Раскола в социодинамике русской культуры).
  33. Историко-культурный смысл Петровских реформ, особенности российского Просвещения.
  34. Отечественные мыслители 19 в. в поисках «русской идеи» (А. Герцен, П.

    Назовите особенности цивилизации Древнего Египта.

    Чаадаев, Н. Бердяев, «славянофилы» и «западники»).

  35. «Серебряный век» русской культуры.
  36. Особенности социалистической культуры.
  37. Проблемы развития российской культуры в постсоветский период.
  38. «Восток-Запад» проблема диалога.

39. Глобализация культурно-исторических процессов в 20 в.

ЦивилизацияЕгипта -речная цивилизация, которая возникла в гигантском оазисе долины Нила. Особенностью водного режимаНила, определяющей его огромное хозяйственное значение являлись периодические разливы, которые оставляли слой плодородного ила. Египетская цивилизация сформировалась в регионе с выгодным географическим положением, богатым своими природными ресурсами, находящимся на перекрестке торговых, политических и культурных связей.

В первой половине IV тыс. до н.э. человек создал бассейновую систему орошения. Каждое ирригационное хозяйство объединяло людей в некую территориальную общность, своеобразную соседскую общинуном. В результате их объединения возникло два соперничающих между собой царства - Верхний и Нижний Египет. Около 3000 г. до н.э. в долинеНилауже, вероятно, существовало единоегосударство.

Историю древнеегипетского государствапринято делить на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.

В эпоху Раннего царства (около 3000-2800 гг. до н.э.) завершается окончательное объединение страны и образование сильного централизованного государства, главная функция которого сводилась к организации оросительной системы.

В период Древнего царства (2800-2300 гг. до н.э.) Египет стал крупным централизованным государством. Объединение страны способствовало подъему всех отраслей египетского хозяйства царского, храмового, хозяйства частных лиц. Во главе сложившегося египетскогогосударствастоялфараон, которыйобладал неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью. В эпоху Древнего царства государствоприобрело черты централизованной деспотии, опирающейся на сильный бюрократический аппарат. Послефараонапервым лицом вгосударствебылверховный сановник пост, которого обычно занимал сын царя, что способствовало усилению деспотии. Еще одним крупнейшим сановником в государствебылначальник войска, возглавлявший военное ведомство. Отмечалось полное подчинение номарховцентральной власти, которая осуществляла жесткий контроль над всеми действиями местной администрации. Централизованное управление осуществлялось при помощи огромного и разветвленного бюрократического аппарата. Материальным воплощением деспотии являлись грандиозные усыпальницыфараоновпирамиды.

В середине III тыс. до н.э. все больше укрепляется власть знати. Среди высших должностных лиц государствапоявляются люди, не связанные с царем родственными отношениями. Процесс ослабления центра и усиления местной знати привел к тому, что около 2200 г. до н.э. Египет распался на множество независимых областейномов.

Два центра возглавили объединительный процесс Гераклеополь на севере и Фивына юге. В этой борьбе окончательную победу одержалфиванскийцарь Ментухотеп I, восстановивший единоегосударствои ставшийфараономвсего Египта. С этого события начинается эпохаСреднего царства (2050-1700 гг. до н.э.).


В это время египтяне вели успешные войны с соседними ливийскимии переднеазиатскимиплеменами, покорили Северную Нубию, осуществили новый технологический прорыв - освоилибронзовое литье и производство стекла. Широкого распространения достигло ткацкое дело. Сеть ирригации была расширена и улучшена. Восстановление единого и сильного Египетского государстваспособствовало развитию торговли.

Главным создателем материального богатства Египта было практически все трудящееся население страны, которых называли царские люди. Основной их обязанностью являлась работа в рамках определенной профессии в царском, храмовом или частном хозяйстве. В эпоху Среднего царства стал формироваться слой мелких собственников, которых называли маленькими (неджес). Разбогатевшие неджеспроникали в среду жречества и чиновничества, становилисьписцами, торговцами и даже землевладельцами. Усложнившаяся социальная структура и сохранение сильной провинциальной знати приводили к частым заговорам и переворотам.

Около 1700 г. до н.э. в Египет с востока вторглись гиксосы, представлявшие собой союзплеменЮжной Сирии и Северной Аравии.Гиксосыобосновались в Северном Египте, сделав своей столицей город Аварис. Победу надгиксосамиодержалфиванскийцарь Яхмос I, вступивший на египетский престол около 1600 г. до н.э.

В эпоху Нового царства (1580 1085 гг. до н.э.) Египет переживал экономический подъем и занял ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Появилось железо, но оно воспринималось как предмет роскоши. Широкое распространение получила бронза. Особое значение приобретала металлургия. Расширяется товарно-денежный обмен как внутри страны, так и за ее пределами. Вся экономика нового царства была связана с завоевательной политикой фараонов. В Египет хлынули не только полезные ископаемые, сырье, зерно и скот, но и небывалое количество военнопленных.

Борьба между старой и новой знатью вылилась в реформу Эхнатона (1353-1336 гг. до н.э.). ФараонАменхотеп IVстремился укрепить свою власть. Он выдвинул культ единого солнечного богаАтона, что внешне отразилось в изменении царского имени: вместо Аменхотепа (Амондоволен) он стал зваться Эхнатон (Атондоволен). Была построена новая роскошная столица Ахетатон (около совр. Эль Амарни) кудафараонпереселился со всем своим двором, чиновниками и жрецами нового солнечного бога. Все стороны общественной жизни подверглись изменениям. Преемники Эхнатона свернули реформу, афараонТутанхамонлишил культАтонагосударственной поддержки.

В XIII-XII вв. до н.э. С Балканского полуострова через Эгейское морев Переднюю Азию вторглась группаплемен – народы моря. Борьба с ними привела к усилению политического и экономического размежевания Нижнего и Верхнего Египта. Власть на юге переходит к верховному жрецу АмонаХерихору, в Дельте возникла собственная династия со столицей в городе Танисе (Пер-Рамзес). С середины XI в. единое египетскоегосударствоНового царства прекращает свое существование.

Поздний период(XI-V вв. до н.э.) характеризуется крайне медленным внедрением железа, бойкой торговлей, распространением ростовщичества, более жестким делением общества на свободных и рабов, мелкой раздробленностью страны, формированием военной касты чужеземных наемников ливийцев, ожесточенной борьбой за жреческие должности, нашествием с юга эфиопов, с востокаассирийцев.

Освобождение Египта и очередное воссоединение Юга с Севером осуществил основатель саисскойдинастииПсамметих I, ставленник новой храмовой знати, опиравшийся на греческих и критскихнаемников. Ненадолго была восстановлена власть египтян в Сирии иПалестине, установлены экономические связи с Кипром,Самосом,Киреной. Но уже в 525 г. до н.э. Египет завоевали персы, а затем в 332 г. до н.э.Александр Македонский. Для Египта началась трехвековаяэпоха Птолемеев, эпоха эллинизма, время политического и экономического могущества, когда Египет вновь превратился в единое централизованное государство. При Клеопатре Египет был завоеванРимоми превратился в одну из римскихпровинций.

Уникальность египетской цивилизации определяли выгодное географическое положение Египта, его относительная изолированность и защищенность от набегов извне, стабильность власти фараонови социальной системы в целом, а также высокий уровень жизни египтян.

Особый интерес представляет религиозное сознание египтян. Многие древние культы сохранили свое значение на протяжении всей истории египетской цивилизации: культ земли, воды, камня, огня, животных. Некоторые боги почитались египтянами в виде животных или птиц. Царем богов в Египте считали бога солнца -Ра. Общеегипетский характер приобрел культАмона. Особое место занимал культ правящего царя, который был для египтян воплощением богаГора(сынаРа) на земле. С культом умершего царя египтяне связывали всеегипетского богаОсириса, царя загробного мира. Египтяне считали, что человек обладал несколькими душами. Одна из них двойник человека, Ка, - обитала в гробнице.

Вся жизнь египтян была связана с религиозными представлениями о жизни после смерти. Смерть и состояние после нее считалось продолжением земного существования. Чтобы попасть в царство мертвых, считали египтяне, нужно пройти через суд Осириса. Земная жизнь человека только подготовка к настоящей вечной жизни в царстве мертвых. Египтяне придавали большое значение подготовке умершего к вечной жизни в царстве мертвых, совершаябальзамирование.

Религия древних египтян оказала значительное влияние на древнеегипетсукю культуру. Широко известны древнеегипетская письменность и папирус, сохранившиеся до наших днеймифы, сказки, поучения, величественные пирамиды и храмы, росписи в гробницах. Египетскаяцивилизациянакопила большие знания, но они передавались в узком кругу, прежде всего жрецов, а большинству населения были недоступны. Особо востребованным стало развитие математики и медицины.

Древний Египет просуществовал самое длительное время по сравнению с другими цивилизациями мира. Расцвет империи отмечен в период с 3000 до 1000 до н.э., однако, фараоны правили еще на протяжении веков.

Египет занял позиции ведущей ближневосточной державы с 612 по 525 до н.э., после того как освободил страну от иностранных захватчиков.

Он получил статус фараона, что означало продолжение традиции древнего Египта. В 305 г. до н.э. назначенный полководцем Птолемей стал независимым правителем страны. Династия правила до 31 г. н.э. – гибели царицы Клеопатры. После этого Египет был завоеван Римской империей и стал ее провинцией.

История возникновения Древнего Египта

Культура страны претерпела существенные изменения. Период истории, с начала основания цивилизации в 3000 г. до н.э. до завоевания римлянами в 31 г. до н.э., составил почти три тысячи лет.

Египет расположен в долине Нила на северо-востоке Африки. Цивилизация зародилась в Верхнем Египте, на территории городов Абидос и Хираконполис. Затем власть фараонов распространилась на севере в городе Мемфис и Средиземноморье.

К 3000 г. до н.э. объединенное царство Египта занимало всю долину Нила к северу от первого порога Нила на юге – катаракта, рядом с современным Суданом.

К 1250 г. до н.э. Древний Египет занял земли на севере рядом с Ассирийским царством и на востоке до Красного моря, на юге – по течению Нила к , на западе – до Ливийской пустыни

Жизнь населения Египта была сосредоточена вокруг реки Нил и плодородных земель вдоль ее берегов. Крестьяне в долине Нил разработали методы орошения, позволяющие контролировать приток воды во время сезонных разливов и орошения в засушливое время года.

Земли долины были настолько богаты урожаем, что образовываись излишки сельскохозяйственных культур. На вырученные от их продажи средства возводились невероятные архитектурные проекты, как пирамиды Гизы и храмы Луксора. Элита богатела, развивалась внешняя торговля и дипломатия. За ведение захватнических войн предлагалась богатая надрада.

Главными достижениями цивилизации стали:

  • изобретение иероглифов;
  • создание системы управления;
  • возникновени науки математики;
  • освоение промышленности;
  • изобретение ирригационных технологий и эффективных методов ведения сельского хозяйства;
  • организация судебной системы.

Система управления древнего Египта

В древнем Египте было создано одно из первых государственных аппаратов – правительство, осуществляющего власть на территории всего государства. Шумерская цивилизация состояла из несколько городов-государств с населением в несколько десятков каждый. Они обладали собственной письменностью. В объединенном Египта власть правительства распространялась на тысячи квадратных метров с населением в несколько миллионов жителей.

Фараон считался как политическим лидером, так и центром . Он носил статус «властелин двух земель». Это означало, что он управлял Верхним и Нижним Египтом. Также его называли «верховным жрецом каждого храма», поскольку он считался главным культом для поклонения на земле. В глазах древних египтян, власть фараона распространялась между небом и землей. Насколько фараон был благополучил, определяло состояние страны и его народа.


Фараон был ответственным за военное обеспечение и защиту границ. При угрозе захвата территорий он собирал . С покоренных земель собиралась дань – ценные подарки и боевые трофеи.

Помогали управлять фараону чиновники: писцы, надсмотрщики, министры и придворные. Большую власть получал визирь – приближенный двора. Он представлял фараона при решении вопросов в казначействе, при разрешении правосудия и при осуществлении администрирования земель. Котроль велся как над состоятельными гражданами, так и беднейшими крестьянами. Земля Египта была разделена на номы – административные районы. Каждым регионом управлял Номарх.

Храмы использовали как места поклонений, зернохранилища и казначейства для хранения зерна и товаров.


Армия Египта в древности

Вооружение армии древнего Египта составляли:

  • луки и стрелы;
  • копья;
  • круглые щиты;
  • деревянные рамы из натянутой кожи животных.

Оружие и доспехи изготавливали из бронзы. Щиты делали из твердой древесины с бронзовой пряжкой, использовались копья с наконечниками.В период Нового царства в армию введены колесницы.
Фараоны следовали верхом как глава армии. Многие цари шли в бой лично, чтобы оправдать надежды народа, хотя не всегда это было для них безопасно.
Первым долгом армии была защита Египта против иностранного вторжения. Самым сложным было обеспечение сохранности и рядом с Нубией, где проходили важные торговые пути.


Религия Древнего Египта

Древние египтяне придерживались языческой веры. Они поклонялись множество культов, к которым относили Ра (Солнце), Исида (природа и магия), Гор (защищал на войне), Осирис (правил в царстве мертвых).

Количество фигур для поклонения и их значения менялись со временем. Поклонения или отказ от совершения обрядов в честь определенных богов отражали политические события в Египте. Например, когда к власти пришли правители , событие ознаменовалось основанием Нового царства. Во главу был поставлен Амон, объединенный Ра, так получился Амон-Ра.

Богослужение велось в храмах, обряды вводили священники. Обычно фигуру культа помещали в закрытое помещение. Только в особых случаях ее показывали народу. В каждом доме была установлена собственная статуя, которой поклонялиь члены семьи. Амулеты и подвески носили для защиты от сглаза.

Религиозные представления о загробной жизни древних египтян также менялись с течением времени. Первоначально загробная жизнь связаывалась с сохранением физического тела . По мере развития идеи о подземном царстве священники пришли к выводу, что помимо материальной оболочки, существует дух, также путешествующий в иной мир. Некоторые люди становились бестелесными душами, блуждающими по земле. За хорошие поступки человек мог стать «благословенным». В потустороннем царстве ему сулили жизнь в добре и изобилии.


Жизнь в Древнем Египте

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, экономика Древнего Египта основывалась на сельском хозйсьве. Большая часть населения составляли крестьяне-фермеры. Плодородные земли долины Нила обеспечивали постоянный доход в казну, обеспечивая роскошную жизнь фараону, его министрам и многочисленным жрецам. Крестьяне отдавали часть урожая — платили дань. На эти средства велось строительство пирамид и храм вдоль .


Гробница стража Амона. Египет, Луксор

Сельское хозяйство в Египте

Плодородные земли имели протяженность в несколько километров от реки Нил. С обеих сторон долина и сегодня окружена безжизненными пустынями. Сезон наводнений длился с июня по сентябрь, в результате чего на землях образовывался плодородный слой ила. Паводковые воды заливались в резервуары и сохранились в прудах. После того как вода отступала начинался вегетационный период, продолжавшийся с октября по февраль. Осадки в Египте случались крайне редко, поэтому крестьяне орошали поля речной водой из водохранилищ и реки. Для этого строили отводы – каналы, которые несли воду на поля.


Древний Египет: фото

Торговля в Египте

Торговля внутри государства велась между городами, расположенными вдоль реки Нил. Для того времени водный путь обходился намного дешевле чем наземный. Продажи велись на местных рынках, ценные предметы поступали к администрации нома или города. Однако египетские города, в отличие от шумерских, не обладали независимостью. Самым крупным поселением считался город Мемфис – столица древнего Египта.

В бронзовом веке торговля между государствами велась в форме обмена или «подарка» для правителя другой цивилизации. До развития караванных путей через Сахару, долина Нила являлась единственным центром, через который товары следовали из южной Африки на север к странам Средиземного моря.

Экспедиции проходили далеко на юг, на территорию современного Судана и Красное море, в поисках экзотических товаров: слоновой кости, золота, страусовых перьев и «черных» рабов. Это имущество высоко ценилось в международном пространстве. Обеспечение подобными товарами давало преимущество политического влияния на Ближнем Востоке. Египет приобретал приоритетное значение в регионе перед хеттской и сирийской империями, среди государств Месопотамии.


Долина Цариц Египет

Природные ресурсы древнего Египта

Египет был богат минеральными ресурсами, широко используемыми в древние времена. В долине Нила велась разработка известняка и гранита. В Восточной пустыне добывали алебастр, сердолик и изумруды. Обширные золотые прииски были открыты в . Медь выплавляли из малахитовой руды, добываемой на Синае. В Поздний период велась разработка залежей меди в Верхнем Египте.

Перечисленные минералы добывались в отдаленных местах восточной пустыни Синая. Их разработка требовала отправления многочисленных научных экспедиций.

Периодизация истории Древнего Египта

История древней цивилизации условно разделена современными историками на несколько периодов:

  • Додинанстический (раннединастический) период;
  • Старое царство;
  • Среднее царство;
  • Новое царство;
  • Римский период.

Первым фараоном древнего объединеннего Египта, северных и южных земель, считается .

История существования древнего государства Египет закончилась с завоеванием Египта потомком Юлия Цезаря императором Рима Августом (Октавианом) в 30 г. до н.э. Последним фараоном была царица Клеопатра VII.


Периоды истории Древнего Египта

Преддинастический период

3500 до н.э. — Первые поселения в долине Нила
3400 до н.э.
3300 до н.э.
3200 до н.э.
3100 до н.э. — Возникло иероглифическое письмо. Фараон Нармер объединил Нижний и Верхний Египет.
3000 до н.э.
2900 до н.э.
2800 до н.э.
2700 до н.э. — Строительство первой каменной .
2600 до н.э. — Возведены пирамиды Гизы.
2500 до н.э.
2400 до н.э.
2300 до н.э.
2200 до н.э. — Египтом правят несколько царей одновременно.
2100 до н.э. 2055 до н.э. — фараон Менхотеп II восстановил контроль над территорией всего государства Египет
2000 до н.э. -Развитие сельско-хозяйственных технологий в .
Построены первые залы города-храма Карнак (современный Луксор).
Египтяне контролируют Нубию.
1900 до н.э.
1800 до н.э.
1700 до н.э. — Гиксосы захватили власть в дельте Нила.
1600 до н.э. — Фараон Ахмос объединяется страну.
1500 до н.э. — На трон Египта взошла фараон Хатшепсут.
1400 до н.э. — Эхнатон провел в Египте религиозную реформу.
Фараоном стал .
Возврат к традицонной религии: язычество и многобожие.
1300 до н.э. В храме Карнаке построен гипостильный зал.
1247 – Рамзес II выиграл битву при Кадеше.
1200 до н.э.
1100 до н.э. — Разделение на Верхний и Нижний Египет.
1000 до н.э.
900 до н.э.
800 до н.э. 728 г. до н.э. – царь Нубии Пий завоевал Египет.
700 до н.э. 671 г. до н.э. – ассирийцы захватили власть в Египте.
600 до н.э. 525 г. до н.э. – персы оккупировали Египет.
500 до н.э.
400 до н.э. 332 г. до н.э. – освободил Египет.
305 г. до н.э. – Птолемей I образовал новую династию фараонов Египта.

300 до н.э.
200 до н.э. 196 г. до н.э. – написан Розеттский камень.
100 до н.э. 31 г. до н.э.- битва при Актиуме.
30 г. до н.э.- погибла фараон Египта Клеопатра VII.
0
100 н.э.
200 н.э.
300 н.э. Последняя запись на .
400 н.э.
500 н.э.
600 н.э. 642 г. н.э. – Арабское завоевание Египта.
700 н.э.
800 н.э. 820 г. н.э. – Халиф Аль Мамун нашел входв в Великую Пирамиду.
900 н.э. 969 – Основан город Каир. Первые камни заложены в основание стлицы с пирамид Гизы.
1000 н.э.
1100 н.э.
1200 н.э.
1300 н.э.
1400 н.э.
1500 н.э. 1517 – Османы-турки правят Египтом.
1600 н.э.
1700 н.э. 1798 – Наполеон Бонапарт совершил военную кампанию в Египет.
1799 – Найден Розеттский камень.
1800 н.э. — Путешественники и исследователи отправляются осмотреть постройки Древнего Египта
1822 – расшифрована египетская письменность.
1859-1869 – Построен Суэцкий канал.
Начаты официальные раскопки и возникла наука египтология.

1900 н.э. 1922 – обнаружил гробницу Тутанхамона.
1953 – Египет получает независимость.
1960 –Ппостроена Асуанская плотина.
2000 н.э. 2015 – обнаружены «Белые стены» Мемфиса.

История древнего Егип та: смотреть

Введение …………………………………………………………………………3 стр.

Египетская цивилизация………….……………………………………………4 стр.

Шумерская цивилизация……………………………………………………….9 стр.

Индская цивилизация………………………………………………………….12 стр.

Китайская цивилизация……………………………………………………….18 стр.

Финикийская цивилизация…………………………………………………….20 стр.

Древнегреческая цивилизация……………………………………………….23 стр.

Заключение………………………………………………………………………28 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Ученные уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в таких районах была около 20 0 С т.е. там было довольно тепло. Ещё одним условием в те далёкие времена было наличие воды. В связи с этим многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек: Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие. Эти реки играли огромную роль в жизни людей. Потому, что плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия, также реки связывали во едино разные районы страны и давали возможность для торговли в внутри неё и с соседями.

Также реки давали возможность для постройки ирригационных сооружений, но это не мог сделать один человек или даже семья, для этого были нужны усилия всех, поэтому многие племена объединялись для постройки этих сооружений.

Конечно, не все древние цивилизации были речными, но каждая из них сталкивалась с трудностями, зависевшей от особенностей ландшафта и климата. Так в особой географической обстановке развивались Финикия, Греция и Рим – приморские цивилизации. Земледелие здесь не требовало ирригации, зато полуостровное положение было ещё одним вызовом природы. И ответом на него явилось зарождение навигации, которая сыграла огромную роль в жизни этих морских держав.

Итак, мы постараемся рассмотреть влияние природного фактора на развитие цивилизаций. Очень интересна при рассмотрении этого вопроса теория «вызова- и- ответа», сформулированная известным английским историком А.Тойнби (1889-1975): естественная среда самим фактом своего существования посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней.

Рассмотрим примеры зарождения и развития некоторых древних цивилизации, обращая внимание на вызовы, которые делала природа, и на ответы на них. Первые вызовы, которые можно зафиксировать в человеческой истории, были сделаны дельтами рек Нила, Иордана, Тигра и Евфрата, Инда с его некогда существовавшим параллельным руслом. Реки эти пересекают маловодные степи, такие, как засушливая Афразийская степь. В нильской долине ответом стало зарождение и развитие египетской цивилизации, в долине Тигра и Евфрата - шумерской, в долине Инда и его бывшего притока - так называемой индской культуры.

По окончании ледникового периода афразийская территория стала испытывать сильные климатические изменения, что привело к иссушению земель. И в это время там, где прежде были примитивные общества, возникло две или более цивилизации. Исследования археологов дают возможность рассматривать процесс иссушения как вызов, ответом на который стало возникновение цивилизаций. Общины охотников и собирателей афразийских саванн, не изменив в ответ на вызов ни своего местопребывания, ни своего образа жизни, поплатились за это полным вымиранием. Но те, которые изменили свой образ жизни, превратившись из охотников в пастухов, искусно ведущих свои стада по сезонному маршруту миграции, стали кочевниками Афразийской степи. Те же общины, что не переменили своего образа жизни, но, следуя за циклонным поясом, движущимся на север, оказались помимо своей воли перед другим вызовом, - вызовом северного холода, - и сумели дать ответ: между тем общины, ушедшие от засухи на юг в пояс муссонов, попали под усыпляющее влияние тропического климата. Наконец, были общины, которые ответили на вызов засухи изменением родины и образа жизни, и эта редкая двойная реакция означала динамический акт, который из исчезающих примитивных обществ Афразийской степи породил древнеегипетскую и шумерскую цивилизации.

Перемена образа жизни стимулировала творческий акт превращения собирателей в земледельцев. Перемена родины была не столь значительной территориально, но огромной с точки зрения изменения самого характера окружения - они оставили старые пастбища и шагнули в болота новой родины. Когда пастбища нильской долины стали Ливийской пустыней, а пастбища долин Тигра и Евфрата, - пустынями Руб-аль-Хали и Дешти-Лут, героические первопроходцы, вдохновляемые храбростью или отчаянием, двинулись в эти гиблые места.Своим динамическим актом превратили их в благодатные земли Египта и Сеннаара (Сеннаар - библейское название Среднего Междуречья).

Строптивость Природы была покорена трудом Человека; болота были дренажированы, ограждены дамбами и превращены в поля. Появились египетская и шумерская цивилизации.

Египетская цивилизация

Первые поселения, обнаруженные археологами на берегах Нила, относятся к 6-4 тыс. до н.э. располагались они на высоких участках речной долины, далеко от воды – люди боялись наводнений. Плодородную почву «нижних полей» они еще не умели правильно обрабатывать, хотя самые простые приемы ухода за культурными растениями были им уже известны.

Своеобразие истории древнейшего Египта состояло в том, что здесь в силу природных условий страны даже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный рост производительности земледелия.

Темная земля в долине Нила настолько отличалась от каменистой и глинистой почвы соседних плоскогорий, что египтяне называли свою страну «Кемет» - «Черная». Необыкновенно плодородную землю принесла сама река, миллиметр за миллиметром укладывая плодородный слой на каменное основание берегов. Вода в Ниле мутная, потому что содержит много мельчайших частичек разного происхождения – есть в ней и крупинки горных пород, подхваченные рекой там, где она течет по каменистому ложу, остатки растений, принесенных притоками из прибрежных тропических лесов.

Когда в начале лета в Восточной Африке, где находится исток Нила, начинают таять горные снега, уровень воды в реке повышается и начинается разлив. Когда река возвращается в русло, берега оказываются покрытыми новым слоем плодородного ила. В южных областях Египта подъем воды начинается в середине июля, а выше всего – на 8-10 м над обычным уровнем- вода поднимается в августе-сентябре и держится высоко до середины ноября. Во время разлива вода прибывает медленно, уровень ее повышается на несколько сантиметров в день, так что люди успевают уйти, прихватив имущество и скот.

Египтяне достойно ответили на «вызов» реки. Им необходимы были плодородные земли для получения больших урожаев и развития хозяйства.Главная трудность при обработке самых плодородных затопляемых «нижних полей» связана с тем, что после спада воды влага распределяется неравномерно – высоко расположенные участки теряют ее слишком быстро, прибрежные же поля, наоборот, заболачиваются, потому что вода стоит на них почти круглый год.

Египтяне придумали очень простое устройство, позволявшее регулировать количество воды на полях по своему усмотрению. Они, при помощи несложных орудий - мотыги и корзины для переноски земли, начали возводить на заливных берегах реки стенки из плотно сбитой земли, обмазанные глиной, чтобы сквозь них не просачивалась вода. С высоты птичьего полета долина Нила становилась похожа на расчерченный в клеточку тетрадный лист. Во время разлива вода попадала в «клеточки» - бассейны, и люди могли ею распоряжаться по необходимости – надолго задержать на высоких местах или, наоборот, пробив земляную стенку, спустить лишнюю воду. Постепенно отдельные сооружения связались в длинные цепочки, протянувшиеся вдоль Нила на десятки километров.

Для поддержания этой сложной системы люди создали центры управления цепочками запруд – первые египетские города. Каждый город объединял вокруг себя небольшую область, которую греки, позднее завоевавшие Египет, называли «ном», а ее правителя – «номарх». Ко времени образования единого египетского царства (около 3000 г. до н.э.) таких номов насчитывалось примерно сорок. Царь египетский назывался «фараоном».

Египтяне своим трудолюбием укротили великую реку. Они получали на своих богатых землях самые высокие в древнем мире урожаи, хотя орудия, которыми они работали, почти не отличались от тех, что применяли другие народы Древнего Востока. Изобилие зерна в стране позволило освободить часть людей от работы на земле и использовать их как строителей или солдат. Все это позволяло успешно развиваться древней египетской цивилизации.

Древнеегипетская история условно разделена на периоды: Раннее царство (I–II династии) – 3000–2778 до н.э.; Древнее царство (III–VI династии) – 2778–2263 до н.э.; Первый переходный период (VII–X династии) – 2263–2070 до н.э.; Среднее царство (XI и XII династии) – 2160–1785 до н.э.; Второй переходный период (XIII–XVII династии) – 1785–1580 до н.э.; Новое царство (XVIII–XX династии) – 1580–1085 до н.э.; поздний период (XXI–XXX династии) – 1085–332 до н.э., который завершился завоеванием страны Александром Великим. Приведенные даты следует рассматривать как приблизительные, причем более точны позднейшие из них, тогда как самые ранние могут иметь погрешность в пределах нескольких столетий.

В представлении современников I династии любая область их страны была, прежде всего, орошаемой землей; само слово “область” (ном) в то время писалось знаком, изображавшим землю, поделенную оросительной сетью на четырехугольники. Пересеченный оросительными сооружениями Египет уже при I династии стал страной исключительного плодородия.

Как и в последующие времена. Верхний Египет - узкая долина реки в южной части страны - и Нижний Египет, главную часть которого составляла расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта, многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная, были освоены неодинаково. Уже при I династии Верхний Египет в письменности обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске земли. Нижний Египет - страна болотных зарослей - обозначался кустом папируса. Конечно, это не значит, что Нижний Египет был сплошь заболочен. В период Раннего царства здесь были уже многолюдные поселения, процветало виноградарство и существовало хлебопашество; при I династии верхне-египетский ячмень отличали от нижне-египетского.

В гробницах современников той же династии кроме ячменя была найдена также разновидность пшеницы - эммер (двузернянка). Земледельческие орудия в период Раннего царства были, в общем, такими же, как и позже, в Древнем царстве, хотя частично в то время они были, возможно, менее совершенными. Плуг первобытного вида изображают письмена-рисунки времени II династии. Мотыга показана на памятнике одного из додинастических царей. Деревянные серпы со вставными лезвиями из кусочков кремния были найдены десятками в одной из гробниц середины I династии. Помол зерна, как и позднее, производился вручную: грубые зернотерки (два камня, между которыми растирали зерно) дошли до нас от времени той же династии.

Разведение льна в период Раннего царства доказано тем, что в могилах были найдены полотна и льняные веревки. При этом некоторые полотна - очень высокого качества, что говорит об искусном пользовании ткацким станком, о большом опыте в ткацком деле, а следовательно, и о развитом льноводстве.

На цветущее состояние виноградарства при I и II династиях указывают бесчисленные винные сосуды, найденные в цельном виде или в обломках. Судя по печатям на глиняных пробках сосудов, местом процветания виноградарства, как и в позднейшие времена, был Нижний Египет.

Едва ли не все виды домашнего скота, распространенные в Древнем царстве, были известны уже в период Раннего царства. Существование быка, осла, барана с развесистыми рогами, козы засвидетельствовано изобразительным искусством, письменностью, а также находками костей этих животных при раскопках. Скота было много: еще около начала I династии один из царей хвалился захватом 400 тысяч голов крупного рогатого и 1422 тысяч голов мелкого скота. Этот царь воевал против Нижнего Египта; возможно, что его добыча происходила оттуда.

Одна из особенностей природных условий Египта состояла в том, что почти все сырье, необходимое для производства, можно было найти или в самой стране, или в близлежащей пустыне. Египетские месторождения меди были ничтожны, но ее добывали поблизости, на Синайском полуострове. Присутствие там египтян засвидетельствовано памятниками уже I династии. Золото имелось в пустыне между Нилом и Красным морем, а также к югу от Египта, в Эфиопии, но отсюда золото стало, по-видимому, поступать значительно позже. Долина реки и пустыня к востоку от нее были богаты разнообразным камнем. По породам камня, употреблявшимся при I династии, можно заключить, что уже тогда были известны многие его месторождения. Например, полудрагоценные камни, употреблявшиеся для украшений, встречались в пустыне к востоку от реки, другие - на Синайском полуострове (бирюза, малахит), и только редкий камень, лазурит, доставлялся посредством обмена с азиатскими племенами.

Деревом, как уже говорилось, страна тогда, по-видимому, располагала, хотя нехватка его была слабым местом древнеегипетского хозяйства. Черное дерево, уже при I династии употреблявшееся для всевозможных поделок, от частей домашней обстановки до наконечников стрел, было, несомненно, привозным.

Таким образом, природные богатства страны и окрестных пустынь позволяли во времена Раннего царства обходиться собственным и близлежащим сырьем, что, конечно, не исключало торговых отношений Египта со странами, даже довольно отдаленными. Так, посуда, привозившаяся, как полагают, с островов Эгейского моря, была известна в Египте уже в начале I династии.

В Египте есть пословица: «Человек боится времени, а время боится пирамид». И действительно, египетские пирамиды настолько древние, что невозможно точно определить их возраст. Интересно, что самые разные источники подтверждают: египетская цивилизация намного древнее, чем мы думаем.

630 000 лет назад...

Официально принято считать, что история цивилизованного Египта началась примерно в пятом тысячелетии до нашей эры. Однако многие источники приводят совсем другие даты и указывают на то, что задолго до этого времени в Египте уже существовала развитая цивилизация.

Знаменитый Геродот (484-425 годы до нашей эры), к примеру, в «Эвтерпе» (второй части своей знаменитой «Истории») писал:

«До сих пор египтяне и их жрецы передавали мне сказания о стародавних временах. Они объяснили мне, что со времени первого египетского царя и до этого последнего жреца Гефеста прошло 341 поколение людей, и за это время было столько же верховных жрецов и царей.

Но 300 поколений составляет 10 000 лет, считая по три поколения в столетие. Да сверх 300 еще 41 поколение дает 13 400 лет».

Эти числа, приведенные отцом истории, как называют Геродота, намного превышают те, что приняты в официальной историографии Египта.

Византийский историк Георгий Синкелл, живший в VIII веке, тоже писал довольно интересные вещи о древних египетских династиях: «У египтян есть некая плита, которая называется «Старая хроника»; она содержит 30 династий за 113 поколений на протяжении периода длительностью 36 525 лет. Первая династия принцев - Ауриты, вторая - Местроены, третья - египтяне».

Знаменитый философ и ученый Диоген вообще утверждал, что египтяне вели астрономические наблюдения почти за 49 000 лет до появления Александра Македонского, к слову, родившегося в 356 году до нашей эры.

А греческий философ Симпликий Киликийский, живший в VI веке нашей эры, пошел еще дальше и написал, что египтяне изучали космос на протяжении 630 000 лет!

История от жреца

А что же писали сами египтяне? Дадим слово Манефону, жившему в III веке до нашей эры, верховному жрецу храма города Гелиополя. Этот город (в наши дни Аль-Матария около Каира) считался центром научной мысли Древнего Египта. Здесь хранилось множество документов, папирусов, табличек с иероглифами и других свидетельств прошлого.

Вся эта информация позволила Манефону написать уникальную «Историю Египта». В ней перечислялись различные династии египетских царей, составленные по подлинным документам.

Однако труд Манефона погиб во время пожара в Александрийской библиотеке -вместе со множеством других бесценных рукописей Древнего мира. Из «Истории» Манефона сохранилось лишь несколько отрывков, которые цитировались в трудах древних историков Юлия Африкана и Евсевия.

И вот как выглядела история Египта в описании жреца.

«Первый человек (или Бог) в Египте -это Гефест, который также известен египтянам как первооткрыватель огня. Наследником его сына Гелиоса (Солнце) был Сосис, затем по очереди Кронос, Осирис, Тифон, брат Осириса, и, наконец, Хор, сын Осириса и Исиды. Они были первыми властителями Египта. После этого царская власть переходила от одного к другому, не прерываясь, вплоть до Бидиса на протяжении 13 900 лет.

Потом в течение 1255 лет правили боги и полубоги, и снова на 1817 лет другой царский род получил власть в стране. Затем еще тридцать мемфисских царей правили на протяжении 1790 лет, а после них еще 10 царей - в течение 350 лет. Потом наступило время правления "духов мертвых", которое длилось 5813 лет».

Согласитесь, что эти числа никак не соответствуют тому, что мы знаем о Древнем Египте.

Папирус из Луксора

Существование древнейших правителей Египта подтверждает и Туринский папирус. Он был приобретен в 1820 году в Луксоре итальянцем Бернардино Дроветти и вывезен в Турин, где и хранится по настоящее время. Папирус изначально был Длиной около 170 сантиметров, но при перевозке рассыпался на несколько фрагментов.

Время его изготовления точно не известно, но на обороте имеется имя Рамсеса III, который правил в 1185-1153 годах до нашей эры. В этом папирусе перечисляются имена всех египетских царей и фараонов, причем очевидно, что этот список был скопирован с более древних источников.

Перечисленные в нем династии значительно шире тех, о которых известно науке. Любопытно, что начинается список с династии богов: Пта, Амона, Анубиса, Ибиса, Аписа, Мневиса и других.

Самое любопытное: лишь в 2009 году было объявлено, что в запасниках туринского музея найдено несколько неизвестных ранее фрагментов папируса. Напрашивается вопрос: почему же такой раритет был на столько лет забыт и что же написано в этих найденных кусочках? Не исключено, что там идет речь о каких-то еще более древних династиях.

Там же, в Италии, хранится Палермский камень, вывезенный из Египта при неизвестных обстоятельствах.

Долгое время он лежал в палермском музее, не вызывая никакого интереса. И лишь в конце XIX века эта древняя черная базальтовая плита привлекла внимание исследователей, и камень начали подробно изучать.

Выяснилось, что на нем перечислены имена загадочных древних правителей Египта. Причем позже оказалось, что этот камень - один из подобных, так что где-то имеются аналогичные стелы с высеченными именами правителей Египта, живших много-много тысячелетий назад.

Дендерский храм

Однако самое любопытное свидетельство того, что цивилизация Древнего Египта намного древнее, чем можно себе представить, хранится в Дендерском храме.

Точнее, хранилось, потому что предприимчивые европейцы, грабившие Египет в прошлые века, вывезли это свидетельство из страны целиком и полностью.

Речь идет о знаменитом потолке в Дендерском храме, который так поразил французов, что они целиком отправили его в Париж. Сейчас он хранится в Лувре, а в храме воссоздана точная копия. На этом потолке изображен зодиакальный круг удивительной красоты.

Но самое любопытное в этом потолке выяснилось позже - знаки зодиака на нем изображают звезды в том положении, в котором они находились приблизительно за 90 000 лет до нашей эры! Так что те, кто создавал этот зодиакальный круг, явно видели над собой другое небо...

Украденный кусок

А недавно в СМИ была напечатана сенсационная новость, которая подтверждает то, что египетская цивилизация намного древнее, чем можно вообразить. В Египте произошел почти курьезный случай, доказавший: пирамиды действительно построены раньше, чем принято считать.

Официальная история утверждает, что строительство пирамиды Хеопса было закончено около 2540 года до нашей эры. И вот два немецких студента залезли внутрь этой пирамиды, откололи кусок, тайком вывезли из страны и в Германии проверили его возраст. Оказалось, что этому куску больше 20 тысяч лет! И еще неизвестно, на сколько именно тысяч лет больше - не исключено, что очень и очень на много.

Но так как способ добычи информации студентами оказался, мягко говоря, противозаконным, исследования обычного развития не получили - как можно для доказательства древности пирамид опираться на украденный и вывезенный контрабандой кусок?

Так что в официальной историографии Египта пока ничего не изменилось - и все тайны прошлого ученые обходят стороной...

Наталья ТРУБИНОВСКАЯ