Рассказ Чехова "Человек в футляре "входит в маленькую трилогию и раскрывает тему "футлярной жизни",которая постепенно может привести к деградации целый город
Главный герой рассказа - учитель гимназии Беликов.Он преподаёт древнегреческий ("мёртвый ")язык и живёт по принципу:"Как бы чего не вышло ".Рассказчик,учитель Буркин говорит:
«Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек…держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!»
Этот страшный человек всем внушал,что надо жить по правилам и циркулярам,а всем,кто их нарушает,грозил тем,что есть люди наверху,которые разберутся с нарушителями установленных порядков.
Сам Беликов вёл "футлярную жизнь":
«даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». К тому же «и зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике». Лицо его тоже, казалось, было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. "
У этого человека было постоянное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать," футляр», который якобы защищал его от внешнего мира, уединял его.Но дело,в том,что герой не просто сам жил в футляре,он пытался заставить это делать весь город.И ему это почти удалось.Деградация личности,свойственная Беликову,охватила всех,кто с ним соприкасался: боялись громко разговаривать,боялись смеяться,боялись высказать своё мнение,отлично е от циркулярного..,".Буркин замечает:
«боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книжки и боятся помогать бедным, учить грамоте"
Но наш герой скатывается с высоты "футлярной "жизни: и в буквальном,и в переносном смысле.Брат девушки,на который вздумал жениться Беликов,высказывает тому всё ,что о нём думает и,толкнув,спускает его с лестницы прямо под ноги возвратившейся с прогулки Вареньки.Раздался смех,который и погубил "человека в футляре" .Он не смог пережить такого позора,заболел и умер.
Когда его хоронили,то,казалось,что он наконец-то обрёл спокойствие и вечный футляр,в который чуть не угодил весь город.
Оказывается,страх может заставить людей деградировать и подчиняться ничтожеству,которое торжествует,потому что его боятся.Новые люди (брат и сестра Коваленко),приехавшие в город,смогли уничтожить эту удушающую атмосферу деградации жителей города.
Своими произведениями Чехов предостерегает читателя от деградации,но не "обрекает на неё".Этим рассказом он призывал читателя не поддаваться влиянию среды и беречь в себе человека.

Название: Человек в футляре

Жанр: Рассказ

Продолжительность: 10мин 57сек

Аннотация:

Автор рассказывает нам историю Беликова, работающего учителем древнегреческого языка в провинциальной гимназии. Он был необычайно аккуратен как в личной, так и в профессиональной жизни. Строгий, дисциплинированный, он никогда не делал исключений из правил. Он всегда делал все по-своему, стараясь избежать даже малейшего проявления непристойности.
Хотя ему и его коллегам не о чем было говорить, он регулярно посещал каждого из них, потому что так принято было делать. Каждый раз, когда начиналось что-то, даже слегка неправильное, Беликов переживал, как бы это не дошло до ушей власти. Естественно, другие учителя ненавидели его.
В какой-то момент Беликов влюбился в Вареньку, сестру Коваленко, нового учителя в школе. Все поощряли эти отношения, надеясь, что брак смягчит Беликова.
Однажды кто-то нарисовал юмористическую карикатуру на Беликова и Вареньку, которая его очень задела. Затем Беликов увидел в парке Вареньку и ее брата, катающихся на велосипеде. Возмущенный Беликов пошел к Коваленко жаловаться на столь неприличное, по его мнению, поведение, и Коваленко в разгаре ссоры спустил его с лестницы. После этого происшествия Беликов впал в депрессию, перестал вставать с постели и спустя месяц умер. На похоронах все его знакомые почувствовали облегчение.

А.П. Чехов — Человек в футляре. Прослушать краткое содержание в аудио онлайн.

В русской литературе очень много талантливых писателей, но по-настоящему жизненных и поучительных произведений не так уж и много. К таким вот удивительным людям, умеющим на бумаге отразить непростые человеческие судьбы, и относится А. П. Чехов. «Человек в футляре», краткое содержание которого позволяет ознакомиться с творчеством великого писателя, переносит читателей в XIX век, где после охоты двое друзей заводят разговор о закрытых и одиноких людях.

Начинается рассказ разговором двух друзей - Иван Ивановича, ветеринарного врача, и Буркина, учителя гимназии. Первый удивлен поведением супруги старосты, у которого они остались ночевать. Дело в том, что женщина все время сидит дома, а на улицу выходит только по ночам. Буркин возражает, говоря, что на свете немало чудных людей и рассказывает другу историю, произошедшую с его коллегой по гимназии, учителем греческого языка Беликовым.

Краткое содержание «Человек в футляре» - это история об учителе, который вел странный образ жизни. Он постоянно хотел отгородиться ото всех, создавал футляры и перегородки между собой и внешним миром. Даже летом он ходил в темных очках, в теплом пальто и с зонтиком, каждую вещь Беликов прятал в чехол. Он понимал лишь указы, где что-то запрещалось, потому что в них все понятно, а вот указания, где что-то разрешалось, учитель не понимал, ведь границ вседозволенности нет, поэтому как бы чего не вышло.

Беликов ходил в гости к своим коллегам, но лишь молча сидел, а потом прощался и уходил, он пытался оградить всех от опасности, но окружающие его боялись и называли не иначе как «человек в футляре». Чехов, краткое содержание произведения которого позволяет понять характер одинокого индивида, был очень хорошим психологом, потому что раскрыл не только проблемы одного Беликова, но и всего общества того времени.

Краткое содержание «Человек в футляре» показывает, что даже с таким чудаковатым человеком могут случиться перемены. С Беликовым они произошли после приезда в гимназию нового учителя истории со своей сестрой. Варя была красива собой, весела, хорошо пела, она очаровала всех, не смог устоять перед ее чарами и Беликов. Он стал с ней гулять, но все время намекал, что женитьба - это очень серьезно.

Учитель был очень ранимым и боязливым человеком, что и показывает краткое содержание «Человек в футляре». После карикатуры, нарисованной на него и Варю, он ходил сам не свой, добила его встреча с Варей и ее братом, которые ехали на велосипедах. По представлению Беликова, девушке и учителю гимназии не пристало так проводить время. Чтобы объясниться с ними, он пошел к семейству домой, но Вари не было, а свободолюбивый брат попросту спустил своего коллегу с лестницы. В момент, когда Беликов катился по ступенькам, пришла Варвара, от увиденной картины девушка залилась звонким смехом.

Краткое содержание «Человек в футляре» показывает, насколько учителю страшно было даже представить, что о его позоре узнает весь город. Он пришел домой, убрал фотографию своей невесты и слег. Беликов скончался через месяц. На лице покойного была радостная улыбка, как будто он нашел то, что искал - надежный футляр, из которого он не выйдет. Люди хоронили его с приятным чувством освобождения, словно освободились от ненужных обязательств.

Рассказ «Судьба человека» был написан в 1956 году. Автор всего за неделю создал шедевр советской литературы. И уже 31 декабря 1956 года в газете «Правда» получил свою первую публикацию. Сюжет рассказа взят Шолоховым из реальной жизни.

  • Главный герой рассказа – не легендарная личность, а простой человек, солдат Андрей Соколов.
  • Название «Судьба человека» символично. Это рассказ о народной судьбе.
  • Повествование ведется от первого лица. Герой неторопливо рассказывает свою историю судьбы. Автор, как случайный собеседник, слушатель, посредник между читателями и героем.

В рассказе соединяются трагедия и геройство, подвиг и человеческие страдания в единую мысль – человек сильнее войны. Знакомство с Соколовым происходит через автора-рассказчика, который случайно встречает героя на переправе. Андрей был с мальчиком лет шести и подсел закурить. Здесь он и рассказывает свою жизнь, всю от начала до конца.

Уроженец Воронежской губернии ещё молодым ушел на гражданскую войну. За это время семья его – мать, отец и сестра умерли от голода. Выучился на слесаря, женился. Жену Ирину очень уважал. Так легко ему было с ней жить. Рад Соколов был, что имеет такую жену-подругу! Когда появились дети – сын и две дочки – выпивать перестал и получку всю домой приносил. За годы семейной жизни скопили денег и построили дом недалеко от авиазавода, обзавелись хозяйством. Да война пришла…

Прощание с женой и детьми было тяжелым. Сын Анатолий – ему было уже семнадцать – держался, девочки тоже, а жена прощалась с Соколовым так, как будто видятся они в последний раз. Сжалось у Андрея сердце от жалости, да ничего не мог он поделать, ушел на фронт. Там дали ему ЗИС-5 - возить боеприпасы. Только не пришлось Соколову долго воевать. Два раза был ранен, но все везло ему. А тут - снаряды срочно на линию фронта везти. Стрельба кругом. Машину подорвали, но Соколов выжил.

Оказался в тылу врага. Фрицы не убили его, а погнали в плен. Вспомнил Андрей, как ночевать пленных загнали в церковь. Там помог ему военный врач – вправил выбитую взрывом руку. А потом расстреляли нескольких человек - один верующий не мог осквернить церковь и стал стучать в дверь, чтобы выйти по нужде. Ночью Соколов услышал разговор некоего Крыжнева со своим взводным, которого он хотел выдать немцам, как коммуниста. Убил он этого предателя, задушил руками.

Соколов оказался в Познани. Сумел бежать, далеко ушел, да нашли его немцы. Собак натравили, вернули и в карцер посадили. За два года плена Соколов обошел пол-Германии. Били его до смерти, кормили как скотину, иногда даже воды не давали, а работать заставляли как ломовую лошадь. Перебросили пленных в лагерь Б-14 под Дрезден, на карьер. Работал и там Соколов, не покладая рук. Однажды имел он неосторожность сказать что-то, нашлись люди, донесли.

Вызвал его Мюллер, приговорил убить. Да предложил выпить перед смертью за победу немецкого оружия. Отказался Андрей. Тогда предложил – за собственную смерть. Выпил Соколов. Тогда Мюллер дал ему хлеба, сала и сказал, что он – настоящий русский солдат и отпустил. Делили хлеб всем бараком. Через некоторое время Соколов попал на шахты, в шоферы. Стал начальника возить и задумал побег. Убежал и немца-инженера с его бумагами с собой прихватил.

Прорвался он через линию фронта к своим, упал на землю и стал целовать её. Русские отвели к командиру. За такого немца его обещали даже к награде представить. Соколов набрался сил, пришел в себя и сразу домой написал. Но пришел ответ, что жена Ирина и дочки погибли, от дома их только воронка осталась. А сын Анатолий ушел на фронт. Нашел Соколов сына, гордиться им стал – Анатолий в звании капитана и ордена имеет. Только не довелось им свидеться. 9 мая 1945 года Анатолий погиб от снайперской пули.

После демобилизации поехал Соколов в Урюпинск к знакомым. Там увидел он маленького Ванюшу. Отец и мать его погибли. Решил Андрей, что будет ему отцом. Два одиночества открыли друг другу новую жизнь. Андрей Соколов, уже отчаявшийся и потерявший веру в жизнь, взял мальчика, чтобы вернуть ему детство. И маленький Ванюша, поверивший, что Соколов и есть его отец, теперь улыбается. Вот финал рассказа. Война принесла Соколову столько горя, разрушила его жизнь, отобрала все самое родное, но он остался человеком.

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, весёлого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображён с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжёлое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчёт катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя - «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешённая вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?»

Вы прочитали краткое содержание рассказа Человек в футляре. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.