Описание:

История

В XVI в. в белильной слободе, устроенной царицей Анастасией Романовной, первой женой Ивана Грозного, была поставлена деревянная церковь в честь св. вмц. Екатерины.

С 1625 г. в церкви значится придел св. Феодора Студита, с 1636 г. — придел свт. Николая Чудотворца. В 1657 г. церковь в документах значится каменной. В 1696 г. храм был обновлен. В 1762 г. в Москву приехала на коронацию Екатерина II, после коронации государыня пробыла в Москве целый год. Считается, что храм в честь своей святой пожелала перестроить сама государыня; проект она заказала архитектору К.И. Бланку. Церковь в стиле барокко была построена в 1766-75 гг. за счет казенных средств. Храмовую икону св. вмц. Екатерины украшала пожертвованная императрицей драгоценная риза с царским вензелем.

Все иконы в иконостасе были написаны Д.Г. Левицким совместно с В.И. Василевским.

В ходе строительства была сохранена старая трапезная. Феодоровский придел разобрали, Никольский придел в трапезной был сохранен и долгое время функционировал как зимний храм. Оба храма — старый и новый — были соединены посередине двухъярусной колокольней, нижний ярус которой служил притвором основного, летнего Екатерининского храма. Таким образом, К.И. Бланк возродил традиционную для русского зодчества композицию из двух храмов — летнего и зимнего — с колокольней между ними.

В 1769 г. была установлена ограда, для нее были использованы решетки, изготовленные в 1731 г. для Соборной площади в Кремле.

В 1820-х гг. Ф.М. Шестаков, ремонтируя здания храмов после пожара 1812 г., поставил на углу одноэтажную каменную постройку (сторожка или свечная лавка). С западной стороны была построена ограда, выполненная в формах старой ограды. В 1870-72 гг. по проекту П.П. Петрова (автором проекта также называют Д.Н. Чичагова) был полностью перестроен зимний храм. В новом здании с главным престолом Спаса Нерукотворного разместились приделы свт. Николая и блгв. кн. Александра Невского. Угловая сторожка, заменившая шестаковское строение, была оформлена разномасштабными арочными нишами.

В 1920-24 гг. в храме на престольный праздник служил .

В 1931 г. церковь была закрыта. Храмовая икона св. вмц. Екатерины была перенесена в церковь Воскресения в Монетчиках, после сноса церкви Воскресения — в храм свв. мчч. Флора и Лавра на Зацепе. Последний также был закрыт; судьба иконы неизвестна.

После закрытия храма св. вмц. Екатерины его колокольня была разрушена до первого яруса, главы были разобраны. Впоследствии здание церкви заняло Центральное проектно-конструкторское бюро приборостроения. В 1970-х гг. началась реставрация храма. К 1983 г. Екатерининский храм был отреставрирован внешне, была установлена глава с крестом.

В Спасском зимнем храме размещался НИИ стандартизации приборов. Екатерининский храм занял Всесоюзный художественный реставрационный центр имени Грабаря, осуществлявший реставрацию здания. К 1990 г. Центр также занял зимний храм, разместив в нем мастерские.

Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью Дроздов Денис Петрович

ЦЕРКОВЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ (Большая Ордынка, № 60)

ЦЕРКОВЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ

(Большая Ордынка, № 60)

Церковь Екатерины Великомученицы, что на Всполье последняя только по порядку, но не по значению. Трудно поверить, что храмов на пути мы больше не увидим. Вся наша прогулка логически состояла из переходов от церкви к церкви, возле которых делались самые большие остановки. Так не хочется с ними прощаться! В Замоскворечье наиболее явственно прослеживается роль церквей как архитектурных доминант и ориентиров небольших кварталов. До революции 1917 года здесь было пятьдесят храмов. Классик французской литературы Теофиль Готье в середине XIX века совершил путешествие в Россию и настолько восхитился Москвой и Замоскворечьем в частности, что сделал в своем дневнике следующую запись: «Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющими золотом крестами. Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении, погруженный в молчаливое созерцание. В довершение всего представьте себе на холодных и синеватых тонах снега как бы рассеянные по ковру русской зимы отсветы слегка красноватого свечения заходящего солнца». Вернувшись на родину, он опубликовал комментированный альбом «Художественные сокровища старой и современной России» и выпустил книгу очерков «Путешествие в Россию».

Церковь Екатерины Великомученицы, что на Всполье

С церковью Великомученицы Екатерины связаны важнейшие исторические события нашей страны. По большому счету с помощью церквей Большой Ордынки можно изучать историю России. Помните, мы проходили мимо храма Климента, папы римского, возле которого произошло решающее сражение ополченцев и интервентов в 1612 году. Так вот, поляки отступили именно сюда – к храму Екатерины. Во многих книгах и даже исторических трудах говорится о том, что церковь Великомученицы Екатерины была построена на месте, где в 1612 году войска второго народного ополчения князя Д.М. Пожарского и Кузьмы Минина одержали победу над войсками гетмана Хоткевича. Но на самом деле церковь на этом месте уже существовала. Это подтверждает С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен»: «Клементьевский острог опять был занят поляками, и гетман расположил свой обоз у церкви великомученицы Екатерины (на Ордынке)».

Соловьев описывает, как главный опорный пункт ополчения Климентовский острог переходил то к интервентам, то к освободителям. Наконец, когда произошло объединение войск Пожарского, Трубецкого и замоскворецких казаков, «поляки не могли выдержать этого дружного натиска; потерявши 500 человек – потеря страшная при малочисленности его войска! – гетман вышел из екатерининского стана и отступил на Воробьевы горы; разгоряченные русские ратники хотели преследовать неприятеля, но осторожные воеводы остановили их, говоря, что не бывает на один день по две радости».

В середине XVI века в районе сегодняшних Щетининского и Погорельского переулков первой женой Ивана Грозного царицей Анастасией Романовной была устроена белильная слобода с церковью Великомученицы Екатерины. Жители слободы занимались белением тканей и пряжи и были тесно связаны с Кадашевской государевой хамовной. Церковь в честь именно этой святой была освящена не случайно: Екатерина – покровительница беременных женщин и защитница детей, а в белильной слободе работали в основном женщины. Вскоре слобода стала именоваться Екатерининской. После Смутного времени она сделалась черной, то есть свободной, жители слободы стали платить налоги государству. К 1651 году в Екатерининской слободе было уже восемьдесят семь дворов.

В 1657 году на месте деревянной была построена каменная церковь с приделами Николая Чудотворца и Федора Стратилата. В 1762 году после коронации в Москве Екатерина II пожелала перестроить храм, освященный в честь своей святой покровительницы. За проект взялся лучший московский архитектор К.И. Бланк. Уже в 1767 году строительство было завершено. От храма 1657 года уцелела только трапезная, а увеличенный пристройками Никольский придел стал функционировать как «холодная» церковь. Бланк соединил зимнюю и летнюю церкви с помощью двухъярусной колокольни, нижний ярус которой стал притвором летнего Екатерининского храма.

Хоть императрица Екатерина II и не любила барокко, новопостроенная церковь во имя ее тезоименитой святой имеет барочные черты.

Как отмечается в книге «Памятники архитектуры Москвы»: «Екатерининская церковь является памятником редкого для Москвы позднего барокко, включающая элементы рококо.

Очевидна большая, чем у других московских мастеров, связь Бланка с петербургской архитектурой 1750 – 1760-х годов. Здание напоминает и некоторые парковые павильоны того времени». Бланк внес в церковную архитектуру элементы архитектуры светской.

Нижний ярус церкви – объединенные объемы трапезной, апсиды и притворов, а верхний – невысокий восьмерик с тяжеловесным куполом. То есть вертикальной композиции Бланком практически не предполагалось. Храм как будто прижимается к земле под собственным весом. Маленькая вытянутая глава над куполом лишь усиливает подобное впечатление. Фасады церкви украшены столбиками и арками, притворы скруглены и выделены парными колоннами.

Екатерина II пожертвовала храму богатую утварь и драгоценную ризу на храмовую икону великомученицы Екатерины с российским гербом с императорским вензелем. В церкви установили барочный иконостас и серебряные, со сквозными орнаментами, Царские врата, справа и слева от которых находились иконы, изображающие сцены из жизни святой Екатерины. Росписи храма в итальянском стиле выполнил известнейший художник своего времени Д.Г. Левицкий со своими учениками.

В 1769 году была сооружена ограда с решеткой, изготовленной изначально кремлевскими мастерами для Соборной площади Кремля. Некоторые прутья решетки венчали гербовые орлы. Чувствуется, что стилистические особенности ограды и храма соответствуют друг другу. Значит, Бланк и после завершения строительства следил за судьбой своего детища. Пилястровые столбы с императорскими коронами и массивные пилоны, украшенные белокаменными орлами, делают дошедшую до наших дней ограду Екатерининской церкви поистине уникальной. В 1920-х годах с прутьев решетки были спилены раздражавшие большевиков гербы Российской империи.

Во время пожара 1812 года «теплый» храм сгорел. В 1820-х годах архитектор Ф.М. Шестаков перестроил части церкви, утраченные в пожаре. В это же время достроили и ограду храма со стороны сегодняшнего Щетининского переулка. Ограда была точно стилизована Шестаковым под бланковскую. В 1870 – 1872 годах «теплая» церковь была полностью переделана архитектором Д.Н. Чичаговым. Ее заново освятили в честь Спаса Нерукотворного Образа с двумя приделами – Никольским и Александра Невского.

Таким образом, храм стал состоять из трех стоящих по одной линии частей: Спасской зимней церкви, летней Екатерининской и стройной колокольни, которая являлась композиционным центром всего строения. Единство композиции достигается за счет одинаковых куполов и пилястр обеих церквей. В зимнем храме все три престола с небольшими деревянными иконостасами были расположены в один ряд и соединялись друг с другом. В 1879 году на углу Погорельского и Щетининского переулков была построена кирпичная двухэтажная богадельня на месте деревянной середины XVIII века.

В 1922 году в Екатерининском храме было изъято около двухсот килограммов золота и серебра, в том числе все пожертвованные Екатериной II ризы и утварь. В 1931 году храм закрыли. При этом властями было разрешено взять только одну икону – Святой великомученицы Екатерины. Она была отдана в храм Воскресения Словущего в Монетчиках, а позже – в церковь Флора и Лавра на Зацепе. В этом храме след иконы теряется, и судьба ее до сих пор неизвестна. В 1930-х годах разобрали колокольню. Композиционная законченность и выразительность храма были потеряны, потому что внимание сместилось в одинаковой степени и на западную и на восточную его части. Также были повреждены главы обеих церквей и сломаны кресты на них. Роспись Д.Г. Левицкого и его учеников за исключением отдельных участков была утрачена.

После закрытия в церкви располагались жилые помещения и различные организации: Центральное проектно-конструкторское бюро приборостроения, НИИ стандартизации приборов и пр. В 1970-х проводилась реставрация, в результате которой установили новую главу с позолоченным крестом и отремонтировали церковную ограду. В обновленных помещениях сами реставраторы (Всероссийский художественно-научный реставрационный центр имени И.Э. Грабаря) и поместились. В 1992 году Екатерининский храм был возвращен верующим, однако до 1994 года в здании оставался ВХНРЦ, а службы приходилось проводить на ступенях летней церкви. В 1994 году храм был заново освящен в честь великомученицы Екатерины патриархом Алексием II при сослужении блаженнейшего Феодосия, архиепископа Вашингтонского, митрополита всей Америки и Канады. После этого патриарх зачитал указ о том, что Екатерининский храм становится подворьем Американской православной церкви в Москве.

Святыней храма является большой ларец с частицами святых мощей святителей Григория Богослова и Василия Великого, апостолов Андрея Первозванного, Марка, Петра и Павла, первомученика Стефана и других святых. Особо почитаемые иконы церкви – Святого князя Александра Невского, великомученицы Екатерины, святителя Тихона с частицами их мощей. Патриарх Тихон, которого в 1989 году канонизировали в лике святителей, при жизни каждый год в день памяти великомученицы Екатерины служил литургию в Екатерининской церкви.

Храм Великомученицы Екатерины ведет активную просветительскую, образовательную и общественную деятельность. При церкви открыты воскресная школа для взрослых, изостудия, библиотека и видеотека с обширным материалом на английском и русском языках. В храме проводятся Евангельские чтения. А еще Екатерининская церковь является центром распространения гуманитарной и благотворительной помощи от православной церкви в Америке для приходов Русской православной церкви.

Место, на котором стоит церковь Великомученицы Екатерины, по-настоящему исключительное. Храм был свидетелем кровопролитного боя, победы русского ополчения над поляками и литовцами и освобождения Москвы от иноземных захватчиков. Попадая внутрь Екатерининской церкви, поражаешься одновременной торжественности и простоте. Немаловажную роль здесь играет особенное освещение огромного пространства за счет поярусного расположения окон – в трапезной, верхнем четверике, куполе и даже маленькой главке. Екатерининская церковь как будто венчает Большую Ордынку, и последнее впечатление об улице складывается в том числе и благодаря этому особенному храму.

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ Исследователи предлагают не одну версию возникновения топонима. По мнению видных филологов Г.П. Смолицкой и М.В. Горбаневского: «Название происходит от слова орда, а вернее – от топонима Орда. В Орду, или Золотую Орду, вела дорога,

Из книги автора

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА СЕГОДНЯ Большая Ордынка идет от Малого Москворецкого моста к Добрынинской площади. Ее современное направление окончательно сформировалось в XVII веке. Большая Ордынка сохранила для нас редкие памятники архитектуры разных эпох. На этой сравнительно

Из книги автора

Усадьба Куманиных (Большая Ордынка, № 17) Но вот наконец мы подошли к дому № 17 по Большой Ордынке. «И что в нем такого особенного?» – спросите вы. Вполне обыкновенное пятиэтажное здание, отличающееся от остальных разве что сложностью плана и украшенное старинной оградой да

Из книги автора

ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ДОЛГОВЫХ (Большая Ордынка, № 21) Во второй половине XVIII века жил на Большой Ордынке в приходе церкви иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость первостатейный купец Афанасий Иванович Долгов. Всем он был хорош: и дела свои вел грамотно, и уважением всеобщим

Из книги автора

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ (Большая Ордынка, № 22) Из гостеприимных Толмачей по Большому Толмачевскому переулку снова возвращаемся на Ордынку. По обе стороны переулка расположены два самых высоких здания, которые заняли ни много ни мало по целому кварталу. В

Из книги автора

ЗДАНИЕ РОСАТОМА (Большая Ордынка, № 24) В огромном, просто колоссальном, в сравнении с уютными замоскворецкими особнячками, здании расположилась Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Этот дом сравнивают с неприступной крепостью, с могучим бастионом.

Из книги автора

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ (Большая Ордынка, № 27а) Даже если бы мы не совершали нашу прогулку, а спешили, например, на работу – и тогда бы наш взгляд непременно остановился на белоснежной церкви Николы в Пыжах. Это настоящая драгоценность Большой Ордынки и одно из

Из книги автора

МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ (Большая Ордынка, №

Из книги автора

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Большая Ордынка, № 34, стр. 13) Среди одиннадцати зданий Марфо-Мариинской обители выделяется церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная по проекту архитектора А.В. Щусева в 1912 году. При закладке соборного камня 22 мая 1908 года (о

Из книги автора

ДОМ КИРЕЕВСКИХ–КАРПОВЫХ (Большая Ордынка, № 41) Отличный архитектурный ансамбль с храмом Иверской иконы Божией Матери составляет дом Киреевских – Карповых начала XIX века. Этот дворец с фронтонным портиком из шести пилястр коринфского ордера, выделяющимся на глади стены,

Из книги автора

ОСОБНЯК ЕЛИСЕЕВЫХ–МИНДОВСКИХ (Большая Ордынка, № 43) Этот дом с длинным фасадом никого не оставит равнодушным. Удивителен он хотя бы тем, что его раз за разом удлиняли вдоль красной линии Большой Ордынки, а не в глубь двора. Первыми хозяевами особняка были дворяне

Из книги автора

ДОМ АРСЕНЬЕВЫХ (Большая Ордынка, № 45) Флигель отделяет особняк Миндовского от любимого жителями Замоскворечья замечательного дома Арсеньевых. Арсеньевы – древнейший и обширнейший дворянский род. Для всех носителей этой фамилии есть замечательная книга историка В.С.

Из книги автора

АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКОЕ ЗАМОСКВОРЕЦКОЕ УЧИЛИЩЕ (Большая Ордынка, № 47) Но возвратимся опять на Большую Ордынку. Нас ждет заключительный отрезок пути. Помните, когда мы гуляли по Большому Толмачевскому переулку, то проходили мимо библиотеки имени К.Д. Ушинского. Теперь на

Из книги автора

ПО ПУТИ К ЦЕРКВИ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ Сразу за 1-м Казачьим переулком по правой стороне Большой Ордынки среди современных жилых и офисных зданий затерялся деревянный дом (№ 54) с большим мезонином и каменным фундаментом. В 1830-х годах усадьба

Из книги автора

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Большая Ордынка, № 69) Малый театр – явление в отечественной культуре сродни Третьяковской галерее. И как хорошо, что венчает Большую Ордынку здание Малого театра, пусть здесь и находится только его филиал. Особенный дух Малого, его философия и

Из книги автора

АПТЕКА ФЕРРЕЙНА (Большая Ордынка, № 74) В 1880 году аптекарь первого класса и потомственный почетный гражданин Карл Иванович Феррейн приобрел бывшую усадьбу купца Марка Никитича Гусева для устройства в ней аптеки. Усадьба имела прекрасное местоположение на стрелке Большой

В старой Москве имелось множество церквей, освященных во имя святой великомученицы Екатерины - ныне действующие, закрытые, разрушенные, домовые (в том числе в домах старообрядцев), больничные, монастырские и обыкновенные приходские.

Такое их обилие объясняется прежде всего тем, что святая Екатерина издревле почиталась покровительницей родов и новорожденных детей, поэтому храмы ей усердно возводили сами московские государи, молясь и о продолжении рода, и о даровании потомства подданным.

Почитание св. Екатерины как скорой помощницы в родах связано с преданием о ее жизни. Святая Екатерина была дочерью правителя Александрии в Египте в начале IV века нашей эры. Она объявила, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в уме, красоте, богатстве и знатности. Тогда ее мать, тайная христианка, отвела дочь к своему духовному отцу, священнику, который сказал девушке, что знает такого Жениха.

Екатерина, горя желанием увидеть Его, приняла святое крещение, и было ей чудо: она увидела Божию Матерь с младенцем Иисусом. Господь улыбался ей и вручил перстень. Когда видение кончилось, Екатерина увидела на своей руке кольцо.

В 305 году, когда в Александрию прибыл римский император Максимиан, в его честь устроили празднества, на которых христиан приносили в жертву языческим идолам. Тогда дочь правителя вышла к императору и открыто исповедала веру во Христа. Тот приказал ее казнить.

И святая Екатерина также была небесной покровительницей императрицы Екатерины Великой. В честь тезоименитства государыни в Москве устраивали и обновляли Екатерининские храмы и освящали во имя святой новые домовые церкви при казенных учреждениях.

Первая Екатерининская церковь, судя по всему, появилась в Кремле - как домовый храм цариц, царевен и великих княжон, в XVII веке устроенная там при Теремном дворце.

В 1658 году придел в честь св. великомученицы Екатерины был основан в Зачатьевской церкви, "что в Углу", на Москворецкой набережной, по повелению царя Алексея Михайловича - в честь рождения у него дочери, нареченной Екатериной.

А еще через год царь, находясь на соколиной охоте в районе Подольска, увидел во сне святую Екатерину. И под влиянием чудесного видения основал в том месте Екатерининскую пустынь, а кремлевскую церковь св. Екатерины назначил для венчания царевен и великих княжон.

Дочь его, Екатерина Алексеевна, в 1686 году сама выстроила в кремлевском Вознесенском монастыре новую Екатерининскую церковь, появившуюся там еще около 1586 года. Возможно, что в то время ее основательницей была Ирина Годунова, супруга царя Феодора Иоанновича - тогда же она повелела возвести ныне действующую церковь св. Екатерины в Замоскворечье, усердно молясь вместе с мужем о даровании потомства, которого у них долго не было. (Сам царь в молитве возобновил в Москве Зачатьевский монастырь на Остоженке.)

В 1612 году тогда еще деревянная Екатерининская церковь на Ордынке стала свидетельницей битвы армии князя Дмитрия Пожарского с польским войском гетмана Ходкевича.

По преданию, новая каменная церковь св. Екатерины в середине XVII века и была выстроена на том месте, где терявший силу гетман устроил укрепление, отступив сюда от Климентовского острожка - но и здесь его выбили воины Пожарского. В то время она именовалась "что на всполье" - так в древней Москве называлось начало полей.

С приходом к власти императрицы Екатерины II строительство новых и обновление старых Екатерининских церквей, во-первых, возросло, а во-вторых, стало делом государственной важности - у этих храмов появился новый статус.

В 1764 году знатный екатерининский вельможа, действительный тайный советник И.И.Бецкий объявил, что из государственных средств и собственным коштом государыни будут строить новое здание церкви св. Екатерины на Ордынке - в ознаменование воцарения императрицы Екатерины. И в 1766-1767 г.г. именитый московский архитектор К.И.Бланк, - один из авторов будущего Воспитательного дома, выстроил здесь новую Екатерининскую церковь в стиле классицизма - это здание и дошло до наших дней.

Тогда же, согласно изысканиям ученых, для украшения и благолепия храма из Кремля была перенесена кованая ограда, прежде стоявшая там между Архангельским собором и Патриаршим двором. (Известно, что в этом храме в праздник св. Екатерины всегда служил всенощную и Литургию патриарх Тихон.)

И в том же знаменательном 1764 году на Москворецкой набережной состоялась закладка самого грандиозного начинания императрицы Екатерины в Москве - Воспитательного дома, приюта для сирот, подкидышей и незаконнорожденных детей. Естественно, что его домовый храм был освящен во имя св. Екатерины, покровительствовавшей и самой государыне и малюткам.

Сиротские приюты существовали в Москве и раньше, часто при Андреевском и Новодевичьем монастырях. А при Михаиле Федоровиче сиротские дома находились при Патриаршем приказе. В 1706 году митрополит Иов открыл сиротский приют в Холмово-Успенском монастыре под Новгородом, и императорская семья пожаловала на него денежное пожертвование.

Петр I тогда повелел по всем губерниям учредить прием незаконнорожденных детей, "дабы вящего греха не делали, сиречь убивства", и сделать дома, где для их воспитания нанять за плату "искусных жен". Уже в 1714 году такой сиротский дом был основан в Петербурге.

Однако от этих заведений новый московский приют отличался прежде всего своей идеей. Инициатором его строительства в Москве был тот же Бецкий, замысливший это учреждение в духе идей философии Просвещения, которой так увлекалась Екатерина II. По мысли Бецкого, новый приют представлялся не только благотворительным начинанием государства, но и как питомник будущего "третьего сословия" - не рабов и не господ.

Здесь с младых ногтей, вне тлетворного влияния улицы, общества и собственного дома, должен был воспитываться "новый человек", свободный от общественных пороков, - будущий высоконравственный, трудолюбивый и достойный гражданин своего Отечества, к тому же профессионально обученный и способный найти себе место в жизни.

Говорили, что Бецкого навели на эту мысль обыкновенные цыплята - страстно увлекавшийся сельским хозяйством, он держал в своем кабинете паровую печь-инкубатор, и выведенные птенцы все время толкались у его ног.

Тема сословного воспитания была его idee fixe: в Петербурге Бецкий трудился над устройством и попечением "Воспитательного общества благородных девиц" для девушек дворянского сословия и с отделением для мещанок. Стоит ли говорить, что это детище Бецкого в северной столице, созданное в том же 1764 году, получило в истории название Смольного института.

Императрица согласилась и на московский проект Бецкого, и подписала Манифест об учреждении в Москве Воспитательного дома. Место для сего заведения выбрали особенное, - на принадлежавшей казне территории бывшего Васильевского луга. Еще Елена Глинская развела здесь небольшой садик, прозванный то "царским садком", то "царским лужком".

По преданию, здесь часто ночевал и даже иногда жил в маленькой хижине Василий Блаженный, и сюда приходил к нему со всей Руси народ с молитвой за помощью. Поэтому и назвали это место его именем со времен Ивана Грозного. В начале екатерининской эпохи тут был Гранатовый двор, где хранилось артиллерийское оружие.

21 апреля 1764 года, в день рождения государыни, при громе пушечного салюта был триумфально открыт Императорский московский Воспитательный дом - для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев, сирых и не имущих родильниц, как было написано в медной закладной дощечке.

В ознаменование сего благотворения, в этот же день под сень святой покровительницы Екатерины собрали более 50 бедных московских невест, оделили их пожалованным императрицей приданым и выдали замуж. И еще около тысячи бедных угостили праздничным обедом.

Идея Воспитательного дома полностью воплотилась в его архитектурном здании, - изолированном от всего остального города и величественно монументальном. На постройку, как известно, пошел камень из разобранной стены Белого города.

Его поныне существующее здание возводил, по одной версии, тот же К.И.Бланк, строивший тогда и Екатерининскую церковь в Замоскворечье, а по другой - специально приглашенный в Москву петербургский архитектор Ю.М.Фельтен, автор знаменитой решетки Летнего сада.

Строительство растянулось на много лет, и известно, что в последние годы под наблюдением именитых зодчих работы выполнял некто Ситников, крепостной мастер Демидова, а достраивал Воспитательный дом и вовсе Жилярди, построивший, кстати, и здание для его Опекунского Совета на Солянке в 1825 году.

А уже в 1772 году на 4-5 этажах в главном здании на набережной была освящена благолепная церковь св. великомученицы. Екатерины, еще поновленная в 1854 году известным М.Быковским, сделавшим в нее красивый иконостас.

На постройку Воспитательного дома открылась добровольная подписка по церквям всей России. Основной капитал на него дала сама императрица вместе с маленьким наследником, пожаловав от себя единовременно сто тысяч рублей и учредив ежегодный окладный взнос в размере 50 тысяч. Наследник же, будущий Павел I, распорядился выдавать от его имени по 20 тысяч рублей в год.

Кроме того, поступали ежегодные пожертвования от благотворителей - от самого Бецкого, от канцлера А.П.Бестужева-Рюмина, от графа А.Г.Разумовского и от миллионера-горнозаводчика П.А.Демидова.

За его пожертвование в размере 200 тысяч рублей Опекунский совет поднес ему золотую медаль, а в "Московских ведомостях" по этому поводу было напечатано стихотворение под названием "Вывеска к жилищу Прокофия Акинфиевича Демидова":

Демидов тут живет,
Кой милосердия пример дает,
Свидетель в том
Несчастный дом.

Демидов был в восторге и на следующий раз, обещав такую же сумму, принес Опекунском совету вместо денег 4 дорогостоящих скрипки (видимо, на эту сумму) по числу членов Совета, немало обидев их своей чудаковатой выходкой.

Были и вовсе неизвестные благотворители, не желавшие раскрывать свое имя, и просто присылавшие деньги, причем иногда в довольно больших суммах. А однажды пришло письмо от принцессы Гессен-Гомбургской, урожденной княгини Трубецкой, просившей воспитывать питомцев на пожертвованную ею сумму, отданную в рост на ежегодные проценты. И те воспитанники, которые содержались именно на эти средства, по выходе из приюта неожиданно получали красивую и знатную фамилию - Гомбургцовы - по 20 человек в год.

Прием первых младенцев начался уже в самый день закладки Воспитательного дома. Тогда были взяты на попечение 19 детей обоего пола, найденных у московских церквей. Некоторые из них уже были крещенными, а других крестили по принятии их в приют.

Причем первые две малютки - девочка, найденная у Богоявленской церкви в Елохово, и мальчик-подкидыш из Немецкой слободы, были наречены Екатериной и Павлом в честь императрицы и наследника.

В московский Воспитательный дом принимали детей не старше двух лет. Из русской истории и литературы известны многочисленные примеры, когда сюда баре отправляли со слугами своих "незаконных" от них детей.

До 14-15-летнего возраста полагалась общая программа обучения, а затем их отдавали для профессиональной подготовки. Поначалу мальчиков обучали разным ремеслам и по выходе из приюта они часто становились городскими фабричными рабочими, в том числе и на фабриках, принадлежащих самому Воспитательному дому. А девочек готовили в прислуги по найму в частные дома. Потом уже в учебную программу Воспитательного дома вошла подготовка их в учительницы и воспитательницы с обязательным курсом французского языка, а питомцев стали обучать даже актерскому мастерству.

На пожертвование Демидова при Воспитательном доме было устроено Коммерческое училище для мальчиков, чтобы, согласно воле благотворителя, готовить российских подданных "знающими купцами". Позже оно было переведено в Петербург по распоряжению Павла I.

А для девочек открыли Повивальный институт, где готовили акушерок. Еще при основании Воспитательного дома при нем был открыт родильный приют, где анонимным роженицам разрешалось даже рожать в маске, чтобы скрыть лицо. Сюда же привозили бедных замужних женщин, не имеющих возможность нанять себе акушерку.

После революции здание бывшего Воспитательного дам было занято ВЦСПС и стало называться Дворцом Труда. Домовая церковь, разумеется, была закрыта - есть сведения о том, что она вообще сгорела в первые советские годы. Потом здесь разместилась артиллерийская Академия им. Дзержинского. Само здание Воспитательного дома состоит на государственной охране.

Церковь св. Екатерины была и в "московском Смольном" - в Екатерининском женском дворянском институте, основанном в 1803 году как среднее женское учебное заведение для дочерей потомственных дворян. (Центральный Дом Советской Армии на Суворовской площади) Сама церковь, однако, была освящена в честь тезоименитства императрицы еще в 1779 году, в основанном тогда ею здесь Инвалидном доме для престарелых военных. В советское время в помещении закрытой церкви был концертный зал.

Домовая Екатерининская церковь была и при основанной в 1775 году по указу императрицы больнице, именно по храму получившей название Екатерининской или Ново-Екатерининской, когда была переведена с Крестовской заставы в новое здание на Страстной бульвар - где она и действует по наше время под номером 24-городской больницы. Ее церковь была освящена в 1833 году в честь небесной покровительницы императрицы.

История собора начинается 17 октября 1889 года, когда царский поезд потерпел крушение вблизи станции Борки, в районе Харькова. Император Александр III вместе со своей семьей возвращался в Петербург из поездки на юг России. Железнодорожная катастрофа была страшной, однако никто из царской семьи серьезно не пострадал. То, что императору удалось выжить, было воспринято народом как чудо. Незадолго до происшествия, в эту же поездку, Александр III посетил Екатеринодар (современный Краснодар). В честь избавления от гибели императора местной Городской думой было решено возвести храм с семью престолами.

Возводился собор на народные деньги, а Дума обязалась два процента городских доходов направлять на богоугодное дело. К 1895 году было собрано 50 тысяч рублей и определено место для будущего собора на Екатерининской площади города, на месте небольшой одноименной церкви, которая к тому времени была в крайне ветхом состоянии. Главный престол было решено посвятить великомученице Екатерине, а остальные шесть назвать в честь небесных покровителей членов императорской семьи: Марии, Николая, Георгия, Михаила, Ксении, Ольги.

Строительство было поручено городскому архитектору Ивану Клементьевичу Мальгербу, гражданскому инженеру, имя которого связано с возведением храмовых зданий не только в городе Екатеринодаре, но и на территории всей Кубанской области. Торжественная закладка храма состоялась 23 апреля 1900 года, однако из-за нехватки средств новый собор возводился 14 лет. И.К. Мальгерб выбрал для постройки византийский стиль позднего периода. К пятиглавому храму были пристроены колокольня и два придела, высота храмового сооружения составила 52 м, а общая длина - 58,4 м, при ширине 48 м. Мощный граненый барабан над центральной частью собора завершен шлемовидным куполом. Стены собора во имя святой Великомученицы Екатерины выложены из лицевого красного керамического кирпича. В помещениях первого этажа и ярусов храма размещены пять престолов из семи, еще два находятся в подклети собора.

Торжественное освящение главного престола состоялось 23 марта 1914 года. Местные жители стали называть новый храм на Екатерининской площади Красным собором.

В 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья собор был разграблен. От полного уничтожения храм спас архитектор И.К. Мальгерб, ему удалось убедить власти в невозможности разобрать здание на строительный материал. С 1934 по 1942 год храм не работал, а его помещения использовались под склады.

Во время Великой Отечественной войны собор вновь открыли, одновременно с богослужениями в храме продолжал работать склад. Однако возобновить работу храма в полной мере удалось после освобождения города от фашистов в 1944 году.

В советское время названия приделов были изменены на Успенский, Воскресенский, Благовещенский, Сергиевский, Варваринский - дабы стереть из памяти всё связанное с царской семьей. Сохранил свое прежнее название только главный придел - Екатерининский.

В начале 1950-х годов Екатерининская площадь, на которой расположен собор, по всему периметру была застроена четырехэтажными жилыми домами для военных.

С 1982 года в храме ведутся реставрационные работы, обновляются росписи.

В настоящее время на территории комплекса кафедрального собора во имя Святой Великомученицы Екатерины расположено многофункциональное административное здание, церковная лавка и хозяйственные постройки.

Первые сведения о деревянном храме на этом месте датированы 1612 г. В это же время (1657) церковь сменяется каменной. Существующий храм в стиле барокко построен в 1766-1775 гг. по проекту Карла Бланка. Вероятно, постройка храма была заказана лично Екатериной II во время её коронации в 1762 г. Бланк построил новое здание рядом со старым, объединив два храма центральным объёмом с колокольней. Новая (сохранившаяся) церковь действовала летом, старая (отапливаемая) — зимой. Тогда же, в 1769 г., построена ограда (переделана в 1820-х гг. после пожара 1812 г.), использовавшая решётки, изготовленные в 1731 г. для Соборной площади в Кремле. Иконы для храма были написаны Д.Г. Левицким совместно с В.И. Василевским; не сохранились.

В 1920-1924 гг. в храме на престольный праздник служил Патриарх Тихон. Храм в 1931-1992 гг. был закрыт, использовался под различные конторы и жильё. В 1970-1983 гг. летняя Екатерининская церковь внешне восстановлена реставрационными мастерскими Института Грабаря. Колокольня разрушена в 1930-е гг. Здание Спасской тёплой церкви лишено купола и используется в промышленных целях по сей день.

В 1992 г. был передан православной общине. Первая Литургия в храме была совершена на Благовещение 1995 г. 11 июня 1999 г. состоялось великое освящение храма Патриархом Алексием II при сослужении Блаженнейшего митрополита Феодосия.

wikipedia



Документально известна с нач. XVII в. Ныне существующий главный холодный Екатерининский храм выстроен арх. К.И. Бланком в 1766-1775 гг. в стиле барокко. Вторая (тёплая) церковь поставлена в 1870-72 г. с запада, у тогда же надстроенной колокольни, на месте прежнего Никольского придела. Стилизована под барокко. Главный престол в ней Спаса Нерукотворного, приделы Никольский и Александра Невского. Три здания: четырёхъярусная колокольня в центре, восточная летняя и западная зимняя церкви, вытянуты в одну линию, образуя оригинальную композицию. Храм закрыт в 1931 г., лишен глав, колокольня сломана до 1-го яруса. Возвращен РПЦ в 1992 г., с дек. 1994 г. - подворье Православной Церкви в Америке.

Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк церкви св. Великомученицы Екатерины, что на Большой Ордынке, в Москве. М., 1882.



В XVI в. в белильной слободе, устроенной царицей Анастасией Романовной, первой женой Ивана Грозного, была поставлена деревянная церковь во имя св. вмц. Екатерины. С 1625 г. в церкви значится придел Феодора Студита, с 1636 г. — придел св. Николая. В 1657 г. церковь в документах значится каменной. В 1696 г. храм был обновлена. В 1762 г. в Москву приехала на коронацию Екатерина II. После коронации государыня пробыла в Москве целый год. Считается, что храм во имя своей святой пожелала перестроить сама государыня; проект она заказала архитектору К.И. Бланку. Церковь в тиле барокко была построена в 1766-75 гг. за счет казенных средств. Храмовую икону св. Екатерины украшала пожертвованная императрицей драгоценная риза с царским вензелем. Все иконы в иконостасе были написаны Д.Г. Левицким совместно с В.И. Василевским.

В ходе строительства была сохранена старая трапезная. Феодоровский придел разобрали, а Никольский придел в трапезной был сохранен и долгое время функционировал как зимний храм. Оба храма — старый и новый — были соединены посередине двухъярусной колокольней, нижний ярус которой служил притвором основного, летнего Екатерининского храма. Таким образом, Бланк возродил традиционную для русского зодчества композицию из двух храмов — летнего и зимнего — с колокольней между ними, сблизив строения. В 1769 г. была установлена ограда, для нее были использованы решетки, изготовленные в 1731 г. для Соборной площади в Кремле.

В 1820-х гг. Ф.М. Шестаков, ремонтируя здания храмов после пожара 1812 г., поставил на углу одноэтажную каменную постройку (сторожка или свечная лавка). С западной стороны была построена ограда, выполненная в формах старой ограды. В 1870-72 гг. по проекту П.П. Петрова (в литературе также называют Д.Н. Чичагова) был полностью перестроен зимний храм. В новом здании с главным престолом Спаса Нерукотворного разместились приделы св. Николая и блгв. кн. Александра Невского. Угловая сторожка, заменившая шестаковское строение, была оформлена разномасштабными арочными нишами; часть их, возможно, была открытой. В 1920-24 гг. в храме на престольный праздник служил Патриарх Московский и всея Руси Тихон.

В 1931 г. церковь была закрыта. Храмовая икона св. вмц. Екатерины была перенесена в церковь Воскресения в Монетчиках, после сноса церкви Воскресения — в храм Флора и Лавра на Зацепе. Последний тоже был закрыт; судьба иконы неизвестна. После закрытия храма св. Екатерины колокольня была разрушена до первого яруса, главы были разобраны. Впоследствии здание церкви заняло Центральное проектно-конструкторское бюро приборостроения. В 1970-х гг. началась реставрация храма. К 1983 г. храм св. Екатерины был отреставрирован внешне, была установлена глава с крестом.

В Спасском зимнем храме размещался НИИ стандартизации приборов. Екатерининский храм занял Всесоюзный художественный реставрационный центр имени Грабаря, который и вел реставрацию. К 1990 г. Центр занял и зимний храм, разместив в нем мастерские.

В 1992 г. храм возвращен верующим. 7 декабря 1994 г. храм передан подворью Православной Церкви в Америке. Освящение храма св. вмц. Екатерины Святейшим Патриархом Алексием II при сослужении Блаженнейшего митрополита Феодосия состоялось 11 июня 1999 года.

http://www.patriarchia.ru/db/text/253393.html