торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами.

Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло до нас из IV в., со времени императора Феодосия Великого. Божественно происхождение царской власти не вызывало тогда сомнений. Это воззрение на власть подкреплялось у византийских императоров и мнением о Божественном происхождении самих знаков царственного достоинства. Константин VII Порфирогенит (931-959) пишет в наставлениях своему сыну: "Если когда-нибудь хазары или турки, или россы, или какой-нибудь другой из северных и скифских народов потребует в знак рабства и подчиненности присылки ему царских инсигний: венцов или одежд, - то должно знать, что эти одежды и венцы не людьми изготовлены и не человеческим искусством измышлены и сделаны, но в тайных книгах древней истории писано, что Бог, поставив Константина Великого первым христианским царем, через ангела Своего послал ему эти одежды и венцы".

Исповедание веры составляло непременное требование чина коронации. Император сначала торжественно возглашал его в церкви и затем, написанное, за собственноручной подписью, передавал патриарху. Оно содержало Православный Никео-Царьградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и установления церковных соборов.

Богу было угодно устроить так, что преемниками византийских императоров стали русские великие князья, а затем цари. Первые царские инсигнии получил Владимир Святой "мужества ради своего и благочестия", по словам святого митрополита Макария. Произошло это не просто так - "таковы дарованием не от человек, но по Божьим судьбам неизреченным претворяюще и преводяще славу греческого царства на российского царя". Сам Иван Грозный полностью разделял этот взгляд на преемственность Русского царства. Он писал о себе: "Государь наш зоветца царем потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам и землю Русскую крестил, и царь греческий и патриарх венчали его на царство, и он писался царем".

Чин венчания Иоанна IV на царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. И все же воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа - как народа-богоносца, русской государственности - как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания - как осознания богослужебного долга, русского "воцерковленного" мироощущения - как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Грозный стал первым Помазанником Божиим на русском престоле. Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина его венчания не оставляют сомнений: Иоанн IV Васильевич стал первым русским государем, при венчании которого на царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания.

Помазание царей святым миром (благовонным маслом особого состава) имеет свое основание в прямом повелении Божием. Об этом часто говорит Священное Писание, сообщая о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом и царством. Православный катехизис свидетельствует, что "миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании священным миром частей тела во имя Святаго Духа подаются дары Святаго Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной".

Венчание на царство

Венча́ние на ца́рство торжественное, носившее сакральный характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти. Государственный акт Венчания на царство декларировал территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской нации, гарантом чему служила самодержавная власть царя. Этот акт детально регламентировал чин Венчания на царство (первоначальный чин поставления на великое княжение), характерной чертой которого являлось сочетание светского и духовного обрядов. Последний заключался в таинстве миропомазания — чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям. Этим обрядом утверждалась сакральность особы государя («помазанника Божьего») как земного наместника Бога, которому присущи божественные атрибуты: престол (трон) и посох. «Посажение на стол» являлось на Руси ритуальной церемонией принятия великокняжеской власти и совершалось в Успенском соборе Московского Кремля. Среди древнейших атрибутов государева «чина» — «шапка золотая» с меховой опушкой (её появление связано с влиянием тюркских традиций, где подобный головной убор служил символом вассалитета). По мере освобождения Московского государства от зависимости со стороны Золотой Орды великокняжеская шапка утрачивала прежний статус; своё название «Мономахова наследственная шапка золотая» получила при Иване IV Грозном. В чине поставления на великое княжение фигурировали также великокняжеские бармы и пояс «золотой великий», при великом князе Василии I к ним присоединён так называемый животворящий крест, на котором русские государи давали крестное целование при Венчании на царство.

Обряд Венчания на царство впервые был введён Иваном III, считавшим себя правопреемником византийских императоров; 4 февраля 1489 Иван III венчал на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» своего внука Дмитрия, возложив на него бармы и шапку Мономаха. Венчание сопровождалось пышным пиром у великого князя. Венчание на царство Ивана IV Грозного произошло 16 января 1547 по чину венчания Дмитрия. В официально закреплённой при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем от «прародителей» своих, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским «цесарям». Окончательно преемство русским государем византийской короны было закреплено соборной грамотой духовенства восточной православной церкви, присланной с благословением патриарха Константинопольского царю Ивану IV в 1561 вместе с книгой царского венчания византийских императоров. В соборной («Утвердительной») грамоте 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа («чин венчания на царство»). Впервые обряд Венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершён 31 мая 1584 при Венчании на царство Фёдора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля (для «великих» выходов при венчании предназначалось Золотое, позднее Красное крыльцо Грановитой палаты). Внутри Успенского собора было устроено со стороны западных дверей специальное царское место («чертог о 12 ступенях») для возложения митрополитом Дионисием царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор . Венчание на царство сопровождалось военным празднеством на Девичьем поле. 3 сентября 1598 состоялось Венчание на царство Бориса Годунова (обряд совершил патриарх Иов). Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. Венчание на царство Лжедмитрия I проходило 22 июля 1605 (сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха). 8 мая 1606 патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и Венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения. 1 июня 1606 митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Ивановича Шуйского. Из-за отсутствия патриарха обряд Венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова (11 июля 1613) совершил митрополит Казанский Ефрем. 28 сентября 1645 патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича, для которого в Константинополе были изготовлены новые регалии: в 1658 золотой скипетр «второго наряда», в 1662 — держава, в 1665 — «диадима» (бармы). При Венчании на царство (16 июня 1676) Фёдора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров. 25 июня 1682 состоялось Венчание на царство двух братьев-соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебрянный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха «второго наряда».

С принятием Петром I титула «Императора Всероссийского» обряд Венчания на царство был заменён коронацией, что повлекло существенные изменения как в церковной церемонии, так и в составе регалий.

О.Г. Ульянов.


Москва. Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . 1992 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Венчание на царство" в других словарях:

    Коронование, воцарение, вступление на престол, восшествие на престол, коронация, возведение на престол Словарь русских синонимов. венчание на царство сущ., кол во синонимов: 6 возведение на престол … Словарь синонимов

    ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО - (чин коронации) торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами … Юридическая энциклопедия

    Красные ворота, через которые традиционно следовал коронационный кортеж Венчание на царство церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III, проводника идеи пра … Википедия

    Торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о В. государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, В.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (чин коронации), торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами. Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло… … Русская история

    ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО - см. ст. Царь … Православная энциклопедия

    Состоялось в 1605 году. В отличие от всех остальных коронационных церемоний в Московском Царстве, порядок коронации Лжедмитрия I был тройной: традиционные шапку Мономаха и бармы в Успенском соборе возложил Патриарх Игнатий, затем он же возложил… … Википедия

    Христианский обряд возложения венца (короны) на головы верующих при вступлении их в церковный брак, а также при коронации монархов (венчание на царство) … Большой Энциклопедический словарь

    Я; ср. к Венчаться (1 2 зн.). ◁ Венчальный, ая, ое (2 зн.). В. обряд. В ое платье. В ые свечи. * * * венчание 1) христианский обряд возложения венца (короны) на головы вступающих в церковный брак. 2) Торжественное, носившее сакральный характер… … Энциклопедический словарь

    Венчание - церк. обряд бракосочетания. Назван так потому, что над головами брачующихся держат венцы (короны). В обряде В. в самом факте увенчания молодых пересеклись чисто церк. и рус. фольклорные обрядовые традиции. Фольклорный характер носят мн. приметы,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Венчание русских государей на царство, начиная с царя Михаила Феодоровича до Императора Александра III , . Книга издана в память коронования Императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Описанию этого события предпослан исторический очерк венчания на царстворусских государей, который…

Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при венчании на царство Федора Ивановича. Главной составной частью церемонии был "великий" выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава ("яблоко державное") с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского "държа" власть.
Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор.

В сентябре 1598 года состоялось венчание на царство Бориса Годунова . Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.

Венчание на царство Лжедмитрия I проходило в июле 1605 года. Сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха.

В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения по православному обряду.

В июне 1606 года митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Шуйского.

Из за отсутствия патриарха обряд венчания на царство Михаила Романова в июле 1613 года совершил митрополит Казанский Ефрем.

В 1645 году патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича.

При венчании на царство в июне 1676 года Федора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров.

Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (впоследствии Петра I). Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебряный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха второго наряда. При венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей скипетр и державу получил из рук высшего церковного иерарха Иван Алексеевич как старший брат.

С принятием Петром I титула Императора Всероссийского обряд венчания на царство был заменен коронацией, что повлекло существенные изменения. Императорская мантия или порфира с цепью ордена Святого Андрея Первозванного заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотой цепью, императорская корона — шапку Мономаха. Образцом для первой русской короны из позолоченного серебра и драгоценных камней стала корона византийской империи, составленная из двух полушарий, символизирующих единство восточной и западной частей Римской империи.

После замены представительства церкви в лице патриарха соборным представительством синода значительно изменился и обряд венчания на царство. Если раньше главенствующая роль при совершении обряда принадлежала патриарху или митрополиту, то теперь она перешла к самому коронующемуся. До Петра I царские регалии возлагались на царя высшим духовным лицом. Это лицо восседало рядом с царем на чертожном месте и обращалось к царю с поучением. Согласно новому чину, государь восседал на троне не с первенствующим епископом, а с государыней. Он сам возлагал на себя корону и сам же возносил ее на голову государыни.

Первое коронование было совершено в 1724 году над Екатериной I, супругой Петра I. В Успенском соборе Московского Кремля были поставлены два престола. После торжественного шествия под звон колоколов и звуки полковых оркестров император возвел супругу на трон. Когда императрица произнесла Символ Веры, а архиерей прочитал молитву, император возложил мантию на императрицу. Увенчав ее короной и вручив державу, Петр I подвел Екатерину к Царским Вратам для совершения миропомазания и причащения Святых Таин.

При венчании на царство Елизаветы Петровны в 1741 году в чиноположение впервые были введены ектения (молитвенное прошение), тропарь (церковное песнопение в честь праздника), паремии (чтения из Библии) и чтение Евангелия. В ектению было включено моление о венчаемом монархе.

При коронации Екатерины II в сентябре 1762 года она, первая из царствующих особ, собственноручно надела на себя корону, а после миропомазания через Царские Врата иконостаса храма прошла в алтарь к престолу и приобщилась Святых Тайн по царскому чину.

Павел Петрович первый из русских царей в 1797 году короновался вместе со своей супругой. По совершении обряда монарх, заняв место на троне и возложив регалии на подушки, снял с себя корону и, прикоснувшись ею к челу коленопреклоненной императрицы, надел на себя. Затем он возложил на супругу корону меньшего размера, цепь ордена Андрея Первозванного и императорскую порфиру.

Во время коронации Николая I в 1826 году ему был преподнесен для целования крест, бывший на Петре I во время Полтавской битвы и спасший его от смерти. Таким образом церковь подчеркивала героический дух императора, проявленный во время восстания декабристов в 1825 году.

Коронация Александра III в мае 1883 года привлекла более полумиллиона человек.

Торжества по случаю коронации последнего русского императора Николая II в мае 1896 года были омрачены трагедией на Ходынском поле Москвы: в давке за бесплатными подарками погибли две тысячи человек.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Первый русский царь Иван IV родился в августе 1530 года и был наследником Великого московского князя Владимира III. Сам Владимир происходил из династии Рюриковичей, их московской ветви. Мать Ивана, Елена, была литовской княжной из рода Глинских, берущего своё начало от темника Золотой Орды, жестокого и хитрого Мамая.

Когда будущему царю исполнилось всего три года, князь Владимир скончался, а ещё через пять лет и умерла и мать, Елена Глинская. Мальчик остался полным сиротой и был отдан на воспитание опекунов – бояр, между которыми постоянно шла борьба за воздействие на неокрепшую душу ребёнка.

Обстановка интриг, подлости и обмана, в которой рос Иван, имела сильнейшее влияние на развитие его характера и во многом сформировала дальнейшую политику управления государством.

Недаром впоследствии Иван IV получил устрашающее прозвище Грозный или Кровавый царь. Время правления Ивана Грозного было поистине кровавым и жестоким. Это был деспотичный, жёсткий правитель, который во всех своих решениях руководствовался исключительно собственными интересами, достигая цели любой ценой.

Подтверждением сильной воли и властности будущего правителя Руси может служить тот факт, что уже в 13 лет Иван восстал против бояр и приказал отдать Андрея Шуйского на растерзание псам. В дальнейшем Грозный не раз подтверждал своё прозвище, безжалостно устраняя соперников, устраивая показательные казни и не имея снисхождения даже к близким людям.

В то же время Иван Грозный запомнился современникам не только своим бурным и вспыльчивым, скорым на расправу нравом. Это был один из самых образованных людей того времени. Он писал музыку, составлял многочисленные литературные «послания», способствовал зарождению книгоиздательства, причём сам владел одной из лучших библиотек в Европе, имел глубокие познания в богословии и обладал феноменальной памятью.

Умер царь в 1584 году в возрасте всего 54 лет. По некоторым источникам, в последние годы жизни Ивана IV парализовало, причиной чему послужила болезнь позвоночника.

Год венчания на царство первого русского царя

Самым главным итогом царствования Ивана Грозного является введение единоличного правления и принятие царского титула. Понятие самые первые цари связано с византийской культурой и происходит от римского «цезарь».

Обратите внимание! В истории Руси Иван Грозный – первый, кого нарекли царём. До 1547 года все русские правители именовались князьями.

Когда Ивану исполнилось 17 лет, он был официально введён в статус самодержца, хотя номинально исполнял роль правителя государства ещё с трёх лет, после смерти отца — князя Владимира III.

Год венчания – 1547, дата — 25 января. Процедура проводилась в Успенском соборе Московского Кремля.

Во время этого торжественного действа на юного князя были возложены символы царской власти:

  • Крест Животворящего Древа.
  • Бармы – священное одеяние, прикрывающее плечи, инкрустированное драгоценными камнями и расписанное рисунками на религиозную тематику.
  • Шапка Мономаха – символ самодержавия и главная регалия русских князей, украшенная золотом и драгоценностями.

После этого будущий царь принял «помазание» и стал признанным правителем всея Руси.

Что дало государству провозглашение царской власти?

Вход во власть Иваном Грозным был выполнен в нарушение общепризнанных норм. Обряд «венчания на царство» совершил русский митрополит Макарий, тогда как по сложившимся канонам сделать это должен был папа Римский или Константинопольский патриарх.

Это стало причиной того, что законность титула несколько лет отрицалась другими государствами. Но уже в 1561 году Константинопольским патриархом Иосифом была подписана Соборная грамота, подтверждающая правоту нового статуса монарха.

Царский титул кардинально изменил положение государства в дипломатических отношениях:

  • Он уравнял авторитет власти Ивана Грозного с самой значительной фигурой на политической арене тех лет — императором Священной Римской Империи.
  • Страны Западной Европы безоговорочно признали рост влияния Руси, как развивающейся и сильной мировой державы.

Обратите внимание! Польско-Литовское государство долгое время отказывалось принимать правомерность коронации и, в течение XVI века, так и не признала титул самодержца.

Итоги правления Ивана Грозного

Нельзя не отметить, что именно во время правления Ивана Грозного на Руси ощущался небывалый подъём во многих сферах.

Перемены, которые произошли за почти сорокалетний период царствования Ивана IV, во многом укрепили роль Русского государства на международном уровне, да и во внутреннем курсе страны были произведены новаторские изменения:

  1. Благодаря политике централизованной власти, проводимой Иваном Грозным, появился сильный и действенный орган власти, что позволило укрепить внутренние позиции государства и поднять международный авторитет.
  2. Расширилась территория Московского государства — были присоединены Астраханское и Казанское ханство.
  3. Благодаря походу Ермака, началось освоение сибирских земель.
  4. Получило развитие книгопечатание.

Помимо этого, в Русском царстве проводилось большое количество реформ:

  • В 1550 году были внесены изменения в Судебник – главный сборник законов того периода. В них ликвидировались привилегии князей и были расширены права государственных судебных органов.
  • Внесены поправки в систему налогообложения.
  • Увеличилась численность и боеспособность русской армии.
  • Было ослаблено влияние монастырей и уменьшено их финансирование.
  • Произвелась денежная реформа, итогом которой стало создание единой платёжной системы государства.

Обратите внимание! После финансовых преобразований в обиход поступили новые чеканные формы, на которых был изображён всадник с копьём. Именно эти монеты и получили в народе название «копейка», которым мы пользуемся по сей день.

Жёны и дети Ивана Грозного

Первой женой Ивана IV стала Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, венчание с которой состоялось через месяц после коронации царя — 13 февраля 1547 года. Этот брак был долгим, он продолжался более 13 лет, вплоть до кончины Анастасии.

После этого русский царь неоднократно заводил новую семью, помимо прочего имея многочисленные неузаконенные связи.

Участь остальных жён, с которыми Иван Грозный жил между этими тремя браками, сложилась трагически:

  • Марфа Собакина – умерла через две недели после свадьбы.
  • Анна Колтовская – насильно сослана в монастырь.
  • Анна Васильчикова – против своей воли пострижена в монахини.
  • Василиса Мелентьева – наложница, судьба неизвестна.

Взошедший на престол после смерти своего отца Фёдор I Иоаннович был последним из династии Московских царей – Рюриковичей. После этого, в 1613 году, русским царём стал Михаил Фёдорович из рода Романовых.

Споры о личности первого русского царя ведутся на протяжении последующих пяти веков после его правления. В конце ХХ столетия даже поднимался вопрос о канонизации его образа.

Но православная церковь выступила против этой идеи, посчитав фигуру Ивана Грозного слишком противоречивой и одиозной, что стало препятствием для присвоения ему святого чина.

Полезное видео

Церемония венчания на царство – обычай древний и очень сложный. В настоящей статье речь идёт лишь о некоторых существенных различиях венчания на царство в XV-XVII веках.

Среди непременных атрибутов венчания на царство в разные времена использовались различные регалии, многие из которых находятся в экспозиции Оружейной палаты. Среди них – держава, символизирующая Землю. Во время появления державы среди символов государственной власти уже было хорошо известно, что Земля круглая. Не стоит считать, что люди выяснили это гораздо позже. Другая, не менее значимая регалия – это скипетр. Этот знак происходит от булавы, символа власти полководца.
В древние времена венчания на великое княжение проходили в Софийском соборе Киева. Александр Невский венчался на новгородское княжение в Софии новгородской. В Москве на Великое Княжение впервые венчался сын Василия Дмитриевича, внук Дмитрия Ивановича Донского князь Василий Васильевич (Тёмный) в 1432 году. Ярлык на великое княжение Василий II получил от татарского хана. Церемония проходила в старом Успенском соборе, построенном в 1326 году с благословения митрополита Петра во время княжения Ивана (I) Калиты.

В 1492 году в сохранившемся по сей день Успенском соборе проходила церемония венчания внука здравствующего Великого Князя Государя Ивана III Васильевича, Дмитрия Ивановича. Таким образом Иван Васильевич назначил своим преемником внука, сына умершего наследника, Ивана Ивановича. Доподлинно известно, что в этой церемонии на Дмитрия Ивановича возложили бармы – княжеское оплечье. Символика барм очень сложна, в Византии, откуда мы заимствовали всю атрибутику, этой регалии не было и ближайший по времени атрибут, от которых бармы могут происходить, уходит корнями в Древний Египет. В экспозиции музея находятся бармы, выполненные гораздо позже. Это бармы турецкой работы, принадлежащие Алексею Михайловичу.
В 1534 году в Москве венчают на царство трёхлетнего Ивана IV Васильевича, впоследствии прозванного Грозным. В 1547 году он повторно венчался на царство, но уже с титулом царя. В 1547 году в первую очередь на Ивана Васильевича возложили цепь с крестом, а уже затем золотой венец – Шапку Мономаха.
О происхождении Шапки Мономаха существует несколько версий. Скорее всего, это венец работы восточных мастеров. В пользу этой версии говорит наличие среди элементов ажурного орнамента цветков лотоса, явно указывающих на её азиатское происхождение.

При раскопках близ древнего города Сарай археологи нашли пряжки с точно таким же украшением в виде цветка лотоса. Но Шапка Мономаха, по всей видимости, была сделана в более крупном городе – Бухаре или Самарканде и, в качестве подарка, привезена на Русь.
Восемь пластин, из них состоит основной объём Шапки, символизируют 8 частей света, и царь, носящий этот головной убор суть правитель восьми частей света. Её вес составляет около 700 грамм. Крест на Шапке появился позже.

Впервые Шапку Мономаха использовали во время коронации Дмитрия Ивановича в 1498 году. В последний раз венец возложили на голову Ивана Алексеевича в 1682 году. В последующие времена древняя регалия присутствовала в торжественных церемониях.
В церемонии венчания на царство Ивана IV Васильевича миропомазания не было. Его называли помазанником Божьим постфактум, без фактического обряда. Впервые миропомазание включили в церемонию в 1584 году, когда венчали на царство последнего царя из династии Рюриковичей, сына Ивана IV, Фёдора Иоанновича.

Во время венчания на царство Бориса Годунова в 1598 году ему впервые была вручена держава.

В 1606 году в Успенском соборе проходила церемония коронации Марии Мнишек. Причём, её короновали до свадьбы. В европейских государствах жену императора или короля короновали вместе с ним или после коронации супруга. Например, Мария Медичи была коронована супругом Генрихом IV за несколько дней до его смерти в 1610 году, император как будто чувствовал приближающийся конец. В Москве же Лжедмитрий решил, что ему нужно жениться на царской особе и за день до свадьбы Марина Юрьевна была коронована ещё не будучи замужем.
В 1613 году при коронации 16-ти летнего Михаила Фёдоровича Романова впервые использовали цепь. На цепи выгравирована надпись – это полный титул царя. Цепь – очень сложна, кольца цепи причудливо переплетены. Она символизирует единое государства, цепь государства неразрывна, это видно в её структуре. Каждое кольцо соединено не с одним, а с тремя последующими звеньями.

Регалии Михаила Фёдоровича также представлены в Оружейной Палате. Шапка первого царя из династии Романовых – самая тяжёлая в коллекции, она весит около 2 кг.


Церемония венчания на царство Алексея Михайловича в 1645 году отличалась особой пышностью, На ней было использовано несколько венцов, царь менял их.
В 1682 году венчались на царство два царя. 10-летний Пётр и 16-летний Иван. Для Петра сделали венец второго наряда. Он не столь изысканный, как Шапка Мономаха, но повторяет структуру главного венца. Он тоже сделан из восьми золотых пластин и увенчан крестом.
Алмазные венцы двух царей немного отличаются друг от друга. Венец Ивана украшен только алмазами, а в венец Петра включены хризолиты. Украшения выложены таким образом, что из них составлены двуглавые орлы.


Интересна история двойного трона. Его переделали из старого трона Алексея Михайловича немецкой (Аугсбург) работы. Результат переделки слишком хорошо заметен. Ступени, ведущие на трон заметно уже, чем ширина сидений.
Платно Петра 1691 года использовалось во всех придворных церемониалах, включая приёмы послов до 1718 года. Пётр вынужден был надевать его, чтобы соблюсти придворный этикет того времени.

Материал подготовлен на основе лектория Кремля, лекция “Парадный придворный церемониал”. Использованы фотографии, выложенные в свободный доступ.