Замуж я вышла по любви за человека, которого знала чуть ли не с детства. Свадьба наша была малочисленная и скромная из-за небольшого материального достатка. Но очень веселая. Первые годы мы были счастливы. Все у нас было общее - и горе и радость. Все переносилось легко. Мы оба работали, растили детей. Но потом вдруг резко все изменилось. Сперва начались недомолвки. О них не говорили. Они чувствовались. Наш мир раскололся на мир мой и мир его. Отчуждение было не за горами. В итоге мы стали чужими. Это стало раздражать. Брак наш рухнул. Почему? Я постоянно задаю себе этот вопрос и не могу найти ответа.

Валентина П., жительница Зеленодольска

Прежде чем дать ответ сестре нашей во Господе Валентине, должен заметить, что, мы, люди, для решения наших насущных проблем всегда ищем советы, рекомендации и ответы на наши вопросы у таких же людей, которых считаем умудренными жизненным опытом, знанием жизни. У родственников, друзей, знакомых. Конечно же, в первую очередь у тех, кого считаем специалистами в данном вопросе. В первую очередь у философов, ученых, психоаналитиков и т.п. О таких поисках хорошо сказано в Священном Писании: «Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» . (Мф.15:14). Но человек весьма любопытное существо. Ему обязательно надо знать его будущее.

Библия является единственной универсальной книгой, отвечающей на все жизненные вопросы. Буквально на все. В том числе и на вопросы, касающиеся семейной жизни. Но люди все же пытаются жить на свой лад, без участия Бога. И только совершенно запутавшись, под тяжестью неразрешимых проблем прибегают к Нему.

Что же происходит в семьях, в которых, если так можно выразиться, «мир и согласие дышат на ладан», то есть находятся в процессе полураспада? Прежде всего, отсутствие веры в Бога, пренебрежение словом Божиим.

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть». (Быт. 21-24).

«Он (Иисус Христос) сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» . (Мф. 19:4-6)

Супруги, задайте себе вопрос: «Действительно ли мы являемся одной плотью? Действительно ли нас сочетал Бог, а не по собственным страстям стали мы супругами». И если это не так, поразмыслите, как могут жить под одной крышей вместо одной две плоти, каждая из которых тяготеет к первенству.

Есть такая притча. По дорого шел монах. Навстречу ему шла очень красивая женщина, откровенно смотрящая на него. Монах зачарованно смотрел на эту женщину, и в голове у него родились не совсем благочестивые мысли. Но, опомнившись и взяв себя в руки, он спросил женщину, почему она так смотрит на него. Она ответила ему: «Я смотрю на тебя так, потому что взята от кости твоей. А вот ты почему на меня так смотришь? Ты взят из праха. Вот и смотри в прах, опустив взор долу».

«Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога». (1 Кор. 11:11-12)

«Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж, оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1 Кор. 7:2-5)

В короткой газетной статье невозможно более полно и подробно ответить на вопрос, который задает себе Валентина П. Но на основе брачных Заповедей Божиих есть математическая формула, очень простая и легко применимая.

Если взять мужчину и женщину, как творения руки Божией, то прежде всего был создан мужчина, величина постоянная, которая равна единице, несущая в себе полноту. Женщина произведена от мужчины и является величиной относительной, подобно нулю, не имеющей своей полноты. Теперь, если ноль поставить перед единицей, 01, то независимо от знака стоящего перед этим число (плюс или минус), или знаком между этими числами (точка или запятая), получится число меньше единицы. Но если ноль поставить после единицы, 10, то получится число на десять порядков больше, чем единица.

Подобно и в семьях, где процветает порою скрытый, порою явный матриархат. Тогда в подобной семье все идет на перекос.

«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою... Они заменили истину Божию ложью... Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение... И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы... Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют». (Рим. 1:18-32)

Эти строки написаны Апостолом Павлом два тысячелетия назад. Что же изменилось с той поры? Ничего! Потому что: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем...». (Екк. 1:9-10). Если в ваших сердцах нет любви, следовательно и не может быть в ваших сердцах Бога. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». (1 Иоан.4:8).

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви». (1Иоан.4:18)

Почему Валентина П. находится в поисках примирения с собой? И почему нет мира в ее душе?

Потому что в душе ее поселился страх. Страх чего? Страх того, что она перестанет быть тем ложным числом, стоящим перед единицей. Было время, когда отсутствие мужского начала в семье компенсировалось терпением и покладистостью мужа. Но ведь не все безгранично. Сознание неправильного фундамента, на котором построен этот дом - семья Валентины П. Наконец проснулось, но только в одной из части, на которые она разделила единое тело. Это и стало причиной недуга, которым болеет тело, требующее воссоединения, возможного только в Боге и на основании Священного Писания.

Рассматривая фотографию церковной молодёжной группы, к которой мы принадлежали в пору нашей юности, мы с женой были ошеломлены тем фактом, что половина тех пар, которые заключили брак из нашей молодёжки распались. Кто-то ушёл из церкви, кто-то остался в ней. Но 50% — это та же самая статистика, что и у людей вне церкви. Оказывается, венчание в церкви не гарантирует крепкий брак. Даже то, что ты выбираешь себе пару среди верующих, тоже не препятствует тому, что христианские браки поражены разводами.

Разводы существовали всегда. Даже во время земной жизни Спасителя, к Нему обращались с просьбой объяснить, что делать с разводом.

Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, *тот* прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,

Матфея 19:1-11

Вопросы развода - одни из самых болезненных и тяжёлых. Они затрагивают глубинные переживания людей. Ни одиночество, ни смерть супруга не ранят так, как разрыв взаимоотношений, ожесточение и неверность. Это удар поддых, плевок в лицо и предательство самого близкого человека, это разрыв одной плоти. Развод обнажает всё безобразие эгоистичной души, вскрывает все пороки человеческого сердца, выводит на свет наши хитрые мотивы.

Развод сопряжён с множеством ложных традиций, этических компромиссов и богословских ошибок. Практика решения вопросов развода и повторных браков - это поле брани, оставляющее за собой израненных, обозлённых, неуверенных и страдающих душ. Это реальность. К людям, пережившим развод, нужно проявлять сострадание, заботу и любовь. Особенно тем, кто сам никогда не переживал нечто подобное, нужно встречать израненные души с любовью Христовой.

На этом фоне учение Иисуса Христа о браке представляется парадоксальным. Удивительное сострадание Христа совмещается с твёрдым основанием учения о единстве мужчины и женщины, вступившим в семейный завет. Христос снова обращает нас к словам, записанным во второй главе книги Бытие, и основывает Своё учение на принципе нерушимости одной плоти. Если у вас к концу этой проповеди появится ощущение того, что всё настолько серьёзно, что лучше даже не вступать в брак, если таковы требования - тогда вы на правильном пути. Именно такая реакция была и учеников на слова Иисуса. И если вы пропустили две предыдущие проповеди из этой серии, я призываю вас прежде ознакомиться с ними, а затем делать суждения.

Существует выражение «браки заключаются на небесах», которое даже основывают на евангельском тексте «что Бог сочетал». Но Писание говорит об обратном. На небесах не женятся и не выходят замуж. Браки не заключаются на небесах, и даже не заключаются с небес. Иначе мы бы не знали, что такое развод. «Что Бог сочетал» — это не о каждом браке. Это об институте брака. То, как Бог установил брак не должно изменяться людьми. То, что определяет Бог как брак навсегда должно оставаться браком. То, что Бог не считает браком, никогда им не станет. Например, гражданский брак в определениях Писания - это блуд, один из особо ненавидимых Богом грехов. Блудников же и прелюбодеев судит БОГ!

Брак - это завет между мужчиной и женщиной, в котором они должны воплощать прообраз отношений Христа и церкви.

Если Христос может бросить Церковь, тогда можно разводиться с женой. Если Церковь может оставить Христа, тогда можно бросать и мужа. Брак дан мне не для того, чтобы восполнить мои потребности. Брак дан мне для того, чтобы любить, заботиться и посвящать себя другому, учась у Христа. Но как во времена Христа, во времена Моисея, так и сегодня лукавое и неверное сердце ищет лазейки и оправдания своих эгоистичных решений. Они даже не спрашивают, можно ли разводиться. Это не их вопрос. Вопрос состоял в том, по всякой ли причине! Христос обращает фарисеев к закону Моисея, а они выбирают свой текст.

Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, - то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом [Богом твоим], и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.

Второзаконие 24:1-4

Не в первый раз кажется, что Иисус противопоставляет себя заповедям Ветхого Завета, хотя Он сам и автор всей Библии. Но, как и в нагорной проповеди, Христос как автор Закона объясняет суть заповеди, а не её формальное исполнение.

    Суть заповеди «не убей» не в убийстве, а ненависти к ближнему.

    Суть заповеди «не прелюбодействуй» не в самом акте, а в вожделении.

    Заповедь «око за око» — это не призыв к мести, а ограничение возмездия.

Вы не поняли, чему Я хотел научить вас через Закон Моисея. Второзаконие 24:1-4 дано не для того, чтобы научить правильно разрушать брак. Оно дано, чтобы ограничить ваше беспорядочное отношение к браку. Между «если» в 24:1 и «то» в 24:4 есть описание ситуации, а не предлагаемая процедура развода.

…кто пойдет с ближним своим в лес рубить дрова, и размахнется рука его с топором, чтобы срубить дерево, и соскочит железо с топорища и попадет в ближнего, и он умрет, - такой пусть убежит в один из городов тех, чтоб остаться живым, дабы мститель за кровь в горячности сердца своего не погнался за убийцею и не настиг его, если далек будет путь, и не убил его, между тем как он не *подлежит* осуждению на смерть, ибо не был врагом ему вчера и третьего дня;

Второзаконие 19:5-6

Никто ведь не понимает эту заповедь так, что можно убить своего ближнего топором в лесу? Все понимают, что сперва идёт описание того, что произошло (неправильно, но всё же произошло), а затем идёт сама заповедь. Причём, суть заповеди в предотвращения самосуда по горячности.

Так и Христос говорит: «вы не поняли смысл учения!» Вы пропустили вторую главу Бытие, где сказано, что такое брак. Суть Божьего установления таково, что два человека посвящают себя друг другу на всю жизнь. Этот союз действует, пока живы оба супруга. Разрушить его может только смерть одного. Если бы вы искали истину в Писании, вы бы увидели, что Бог никогда не разрушал Свой завет с Израилем, даже когда Израиль изменял Богу.

Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» А ты со многими любовниками блудодействовала, — и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь. Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим. За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд. Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: «Отец мой! Ты был путеводителем юности моей! Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?» Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем. Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала. И после того, как она все это делала, Я говорил: «возвратись ко Мне»; но она не возвратилась; и видела *это* вероломная сестра ее Иудея. И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом. Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь. И сказал мне Господь: отступница, *дочь* Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея. Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, *дочь* Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, — не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь. Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион.

Иеремия 3:1-14

Даже когда Израиль нарушил свою верность союзу с Богом и ушёл от Него, даже когда Бог отпустил Израиль и дал разводное письмо, Он остался ждать, когда народ вернётся. Бог не побежал искать Себе новую семью. Никто так не прочувствовал на себе это, как пророк Осия.

Ему Бог повелел жениться на девушке, которая была гулящей. Жена Осии начала изменять. А дети, которые она рожала, были от другого. Осия так и называл детей «Немойнарод», «Непомилованная». Осия продолжал быть верным своей распутной жене, а она вскоре ушла от него к другому. «Теперь ты знаешь, Осия, что я чувствую» — говорил пророку Бог,- «продолжай быть верным своей жене». Осия искал возможности заботиться о жене. Она жила с мужчиной, который не мог её обеспечить. Осия приносил еду и оставлял её у порога дома. Когда Гомерь находила еду, она бежала целовать и благодарить своего любовника. «Теперь ты видишь, Осия, каково Мне, — говорил Бог, — «Я даю Израилю урожай, а они лобызают идолов и преклоняются перед лжебогами. Продолжай быть верным своему завету с женой». В конце концов, и любовник покинул Гомерь, а она пошла в храм Астарты и стала жрицей, отдающейся всякому приходящему в храм. Осия продолжал страдать и ждать. Когда наступила старость, и её тело уже не было нужно никому, рабыню Гомерь выставили на торги. Она стояла старая, страшная, иссохшая, никому не нужная. Вот тогда Осия взял всё, что у него было: пятнадцать шекелей да полтора хомера ячменя и пошёл на торги. Шум пробежал по рынку. Вот идёт Осия, чтобы купить свою бывшую жену. Что он с ней сделает? Может убъёт? Никто не посмел торговаться за Гомерь. Осия отмерил серебро и вышел на помост. Он взял жену, поставил рядом и обратился к народу с проповедью. Вот так Господь любит Свой народ. Долгое время вы будете далеки от Господа. Но, настанет день, когда Израиль вернётся и взыщет Господа.

После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни.

Осия 3:5

Вот она, нечеловеческая природа любви. Что получил Осия как муж от свей жены? Верность? Уважение? Поддержку? Заботу? Любовь? Ничего! Но он оставался верен и ждал. Вы думаете, что Осия несчастный человек? Да, он многое перенёс. Но Осия намного глубже познал природу Божьей любви. И он точно понимал, что такое завет брака. Брак - это не о себе любимом. И даже не просто о посвящении своей жизни супругу. Брак - это иллюстрация отношения Бога к Своему Завету с избранным народом.

Вот почему Христос говорит о том, что разводящийся толкает своего супруга к измене. Развод - не причина искать новых взаимоотношений, так как даже в разводе супруги должны искать возможности к примирению. Но люди опять упускают суть заповеди, и вырывают только то, что им хотелось бы услышать «кроме вины любодеяния».

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Матфея 5:31-32

Если развод уничтожает предыдущий брак, то как может новый брак считаться нарушением супружеской верности? Что значит «женящийся на разведённой, прелюбодействует?» Только в том случае, если первый муж жив.

Разве вы не знаете, братья (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Поэтому, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейкою; если же умрет муж, она свободна от закона и не будет прелюбодейкою, выйдя за другого мужа.

Римлянам 7:1-3

Прелюбодеяние в библейском смысле - это не акт физической близости. Нагорная проповедь раскрывает глубину этого порока. Для того, чтобы совершить прелюбодеяние, не обязательно прыгать в постель. Достаточно в мыслях перестать быть верным своему супругу.

Жёны: вы можете никогда не прикоснуться к другому мужчине, кроме своего мужа. Но, если вы ставите любого мужчину выше своего мужа в вопросах своей любви, преданности и желания - вы нарушаете супружескую верность. Если вдруг какой-либо мужчина привлекает вас больше, чем муж. Если вы начинаете превозносить и желать быть ему привлекательной больше, чем своему мужу - вы изменяете ему.

Мужья: если вы начинаете внутри себя сожалеть, что поспешили с выбором. Если вы вдруг обнаруживаете, что есть варианты-то и получше. Когда вы обнаруживаете, что жена больна, и это может быть серьёзно, и начинаете представлять, кто бы посвежее, помоложе составил вам компанию - вы уже изменяете ей.

Суть прелюбодеяния в первую очередь в неверности - нарушения обещания принадлежать только одному и любить только одного.И даже, если один из супругов нарушает своё обещание, другой в любви может и должен хранить его. Не то же говорит ли Павел в послании Коринфянам?

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены *своей.* Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий *хочет* развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких *случаях* не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

I Коринфянам 7:10-17

Развод не даёт право на повторный брак, так как он разрушает возможность восстановления первого завета. Как можно примириться с мужем, если он после развода создаёт другую семью?

В первой церкви обращение в христианство делало человека изгоем. Это было сопряжено с угрозой преследования и даже смерти. Этот конфликт раздирал семьи. Конфликт доходил даже до того, что некоторые уверовавшие задавались вопросом: «а как же мне теперь быть с супругом?» Мой супруг восстаёт против Христа, он противится и проявляет ненависть к моему Господу. Как же мне продолжать быть одной плотью? Спать в одной постели? Сегодня не все перед браком задаются таким вопросом. Молодые парни и девушки готовы сознательно прилепляться к тем, кто по духовной природе является врагом Христовым.

И Павел обращается к тем, кто уверовал уже находясь в браке и советует им продолжать рассматривать свой брак как завет. Если неверующий супруг не хочет разводиться, то продолжать служить ему в браке. Если же неверующий супруг не хочет жить вместе - не пытаться воевать в семье. Позволить супругу развестись. Но не для того, чтобы забыть о нём и начать искать себе партию.

Что с твоим заветом? Ты перестал любить, заботиться и молиться о своей второй половине? Да, она сейчас в противлении, вы разделены. Но, откуда ты знаешь, что через время ты не приобретёшь его, как Осия дождался Гомерь.

Но причина, по которой мы до сих пор встречаем все многоходовки, связанные с планами красиво обстряпать развод и освободиться от своего обещания у алтаря «пока смерть не разлучит нас» — это ожесточение нашего сердца. Такой диагноз поставил нашему сердцу Иисус.

Причина, по которой люди относятся к браку, как к примерке одежды в магазине, это эгоистичные мотивы. Я попробую, не подойдёт, сдам по чеку в течение 14 дней. Потом примерю кого-нибудь другого.

Наш земной брак - это образ отношения Христа к Церкви. Он всегда остаётся верен, даже когда мы изменяем Ему. Он не устанет ждать, когда мы возвратимся к Нему. Он выкупил нас за цену, большую чем Осия заплатил за Гомерь. Это не 15 серебрянников, и даже не 30. Это цена стоила Ему смерти на кресте.

Post Views: 582

На эту пару невозможно было смотреть без тёплой улыбки. Они светились счастьем – совсем юная, тоненькая, будто Дюймовочка, невеста и старавшийся быть серьезным и мужественным веснушчатый, с копной рыжих волос жених. Во всё время венчания они то и дело взглядывали друг на друга, словно боялись, что всё это происходит не с ними, а в каком-то дивном сказочном сне.

…Не прошло и полгода, как мать невесты – теперь уже жены – подошла к священнику: «Батюшка, развенчайте наших молодых!» – «Что-что?!» – не понял священник с лёгкостью слетевшего с губ женщины неологизма. – «Развенчать надо, – уверено повторила посетительница, – Детей у них нет, в ЗАГСе уже развели. – «Да что случилось-то?» – «Да ничего страшного, – улыбнулась просительница. – Не сошлись характерами. Светочка моя уж с другим сошлась, надо бы повенчать, но сначала… – она вдруг запнулась, поняв, что говорит нечто несуразное, – развенчаться с этим надо ж».

Развенчать. Ни в одном словаре не найти такого слова. Потому что нет такого понятия, никогда не знала Церковь такого «священнодействи я». Наше горькое безбожное наследие не оборвалось так же резко, как внезапно остановилось гонение на Церковь и веру. В храм нынче смело идут все. Многие – слишком смело. Перестав бояться вызова на комсомольское собрание или в кабинет директора, отбросили и боязнь Бога. И вот уже смело требуют у батюшек: покрестите побыстрее – мы спешим! Обвенчайте в субботу, мы же в этот день расписываемся! Отпойте самоубийцу – он был начальником! И наконец – дух времени! – «развенчайте нас»!

Но Церковь не хочет идти «в ногу со временем». Меняются правительства и внешний статус религии в обществе, но правила церковные остаются неизменными. Они установлены Иисусом Христом и законодательно оформлены в первые века христианства, на семи Вселенских Соборах.

Семь главных священнодействий названы в Церкви таинствами. Таинство – то, что невозможно объяснить рационально, то, что из области знаний переходит в область веры. В таинстве по молитве священника на людей, над которыми совершается таинство, сходит благодать Святого Духа, «снять» которую человек уже не может. Во время венчания из двух людей складывается одна супружеская чета. «Да будут два в плоть едину!» – провозглашает апостол Павел. И добавляет: «Тайна сия велика есть». (Ефес.5,31-32). Сочетаясь законным браком (а таковым Церковь признает только таинство венчания), человек возвращается к своему первоначальному естеству: ведь первой чете – Адаму и Еве было дано одно имя – человек («И сотворил Бог человека… мужа и жену», – читаем мы в 1-й главе книги «Бытие»).

Ежегодно в нашей стране растёт число разводов. Это явление справедливо связывают с безблагодатность ю гражданского бракосочетания. Да и сам термин этот – «гражданский брак» – во времена Царской, Православной России означал совсем не то, что принято понимать под этими словами сегодня. Гражданским браком называли блуд или, ещё хуже – прелюбодеяние! Православное государство признавало законным браком лишь тот, что был заключён в Церкви. Исключение составляли люди, принадлежащие к другим религиям, но и для них российские законы требовали заключения брака по тем религиозным нормам, что существовали в иных конфессиях. Те же, кто жил в блуде (невенчанном браке) или прелюбодействова л (оставлял законного супруга и уходил к другому), считались изгоями общества, а Церковь относилась к такому сожительству очень строго, отлучая таких православных от таинства Святого Причащения.

Сегодня наше государство живёт по иным законам, оно не провозгласило себя Православным, поэтому любой брак должен быть зарегистрирован в гражданских органах власти. Но ведь для души православного человека не изменилось ничего! Меняются правительства, государства, отношения этих государств к религии. А Бог – тот же, и законы Его – те же. Ему не важно, в каком государстве и в какое время мы живём. Ему важно – как мы исполняем Его заповеди.

Супруги, на совместную жизнь которых не было благословения Господня, живут в блуде; дети, рождённые в том браке, для Церкви – незаконнорожденн ые.

Но всё-таки даже венчание – ещё не гарантия прочности семейного очага. В чём же дело?

А дело в том, что в нас почти исчез страх Господень, который святые отцы называют «началом премудрости» и поставляют в основу человеческой жизни. Что ищут молодые в таинстве венчания? Для них это – прежде всего красота, зрелищность, старинный обряд, яркая память, запечатлённая на видеокамеру. Да ещё – как талисман, гарантирующий прочность брака, вручённые молодожёнам священником венчальные свечи и полотенце, которым связывали руки. Но сами по себе материальные свидетельства венчания не сохранят и не упрочат брак. Человек создан Богом свободным, вольным выбирать, жить ли ему по Божьим законам или по своему разумению и хотению. Современный человек чаще выбирает последнее.

Готовясь вступить в брак, о Церкви, как правило, вспоминают в последний момент. Или ещё хуже: помнить-то помнят, но откладывают визит к священнику до последней минуты. Уже давно назначен в ЗАГСе день регистрации, пошиты свадебные наряды, разосланы приглашения гостям, собрано приданое, заказаны оркестр и машины. Осталось два дня до свадьбы – ну, теперь можно и к батюшке сходить. Да и то – зачем самим молодым тратить время, пусть отдохнут перед свадьбой, а с батюшкой договорится мать невесты, она ведь и в храм иногда по праздникам ходит… Пришла. «Обвенчать надо, батюшка!» А священник ей – с горькой улыбкой: «А где же ваш жених?» – «Да не меня, – смеётся женщина, всё ещё не понимая нелепости своей просьбы. – Не меня, дочка моя замуж выходит». Объясняет батюшка, мягко выговаривает за нерадивость, и приходится всё-таки самим молодым идти на беседу к священнику. Но что успевает запечатлеться в их памяти и душах, когда до свадьбы – два дня, когда в часовой беседе нужно усвоить то, чему должны были учить родители с детства… если бы у них самих была православная семья. Но даже если эта беседа состоялась у священника за неделю, за месяц до свадьбы, то многие ли подготовились к таинству, как должно? Ведь венчанию должен предшествовать пост, исповедь и Причастие. В прошлые времена молодожёны приезжали в воскресный день в храм к началу службы, исповедовались, причащались, и по окончании Литургии начиналось венчание. Сейчас многие батюшки отказываются венчать в воскресенье. Регистрация была накануне, всю ночь ели и пили, гуляли и веселились. И вот, прямо из-за стола, гурьбой, поехали в храм. Не исполнив ничего из положенного перед венчанием, не отдав Богу Божие, мы требуем, чтобы Он воздал нам сполна, гарантировал нерушимость и благополучие семьи. Но может ли быть прочно то, что начато с вопиющими нарушениями?

Как-то раз, незадолго до начала Рождественского поста, мне пришлось участвовать в венчании одной пары. Пришли молодые вместе с родителями к батюшке недели за две. Побеседовали, выбрали дату венчания. «А когда же свадьба?» – спросил священник. Посетители засмеялись. «Вы нас, батюшка, ругать будете. В первый день поста». Почему, зачем? Тем более – зная заведомо, что совершают беззаконие. Да и спешить-то им было некуда – у жениха с невестой подрастал сынишка. Венчание состоялось в назначенный день. А свадьба? Этого я не знаю. Но слабо верится, что, убеждённые словами священника, её отменили, перенесли на послерождественс кое время.

А вот другая нововенчанная чета. Молодая девушка вышла за разведённого мужчину. Он оставил жену, детей и ищет счастья в новом браке. Формально, перед законом он чист: с прежней женой разведён, с нею он не венчался. Это тоже одно из распространённых заблуждений, а скорее, самооправданий: не венчался – значит, свободен. Но, видимо, совесть что-то подсказывает, и не в свой храм, а в город, к незнакомому батюшке едут молодожёны, и там на вопрос священника: «Не обещался ли иной невесте?» – разведённый жених твёрдо отвечает: «Не обещался». По церковному закону, без этого вопроса-ответа нельзя начинать венчания. И если кто-то из присутствующих знает, что у жениха или невесты есть препятствия к вступлению в брак, они обязаны объявить об этом в храме, иначе сами становятся соучастниками греха. Знают все: свидетели, родные, гости и сами молодые. Знают, что не только «обещался», но и бегают где-то возле своего дома двое детей жениха. Знают – и молчат, и искренне желают ему счастья в новом браке. Не знает только батюшка, возлагающий на их главы венцы. Батюшку можно обмануть. Но Бога?! Пошлёт ли Он Своё благословение, благодать Святого Духа на совершающееся беззаконие?

А что, спрашивается, делать, если действительно не сошлись характерами, если недавно ещё не мыслившие своего существования друг без друга становятся чужими, не имеющими ничего общего, кроме дома и хозяйства, людьми? Да ничего не делать. Жить и понемногу менять свой характер, подстраивать его под характер супруга. Церковь принципиально против любого развода: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучит». (Мф.19,6). В исключительных случаях расторжение венчанного брака возможно, и главная причина, по которой высшее священноначалие (приходской священник разрешить эту проблему не властен) может разрешить развод – прелюбодеяние, физическая измена одного из супругов. Грехом прелюбодеяния нарушается целостность брака: в единую плоть, каковой является муж и жена, вторгается некто третий. Но и эта серьёзная причина не является обязательной для развода. Если согрешивший супруг приносит покаяние и обещает своей законной «половине» не нарушать супружеской верности впредь, то их брак остаётся в силе. Духовной причиной для расторжения брака могут стать препятствия, чинимые одним из супругов другому в исполнении религиозных таинств и обрядов. Например, муж-атеист или иноверец запрещает жене ходить в церковь, причащаться, крестить детей, или же принуждает её к принятию другой, не православной религии. Случается, что супруги, не имеющие несовершеннолетн их детей, решаются, по взаимному согласию, посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастыри. Разрешение на монашество может быть получено. Хотя в этом случае брак их не расторгается, а переходит из области плотской в область сугубо духовную.

Большинство причин, кажущихся нам весомыми для расторжения брака, Церковью не признаются существенными для развода. Нужно устранять их, по возможности, собственными силами, собственным смирением и терпением скорбей, которые неизбежны для живущих на земле. Большую помощь для восстановления семьи может оказать и опытный духовник-священн ик, а чтобы причин, разрушающих брак, было меньше, нужно относиться к таинству венчания как к самому серьезному в своей жизни и готовиться к нему задолго до объявления дня свадьбы. В прекрасной книге «Нравственное Богословие для мирян» (она должна стать настольной книгой всякой православной семьи!) даётся такой совет женихам и невестам: «Если вы хотите найти взаимное счастье в супружестве, – вот чего ищите друг в друге: веры и веры в Бога». Вера в Бога – это желание и стремление жить по Заповедям Божиим. А там, где они будут соблюдаться, там, где будет общее желание исполнять Закон Христов, – сами собой примирятся несхожие характеры и не прозвучит под сводами храма печальное «развенчайте нас».

Однажды к Иисусу Христу приступили фарисеи с вопросом: по всякой ли причине разрешается человеку разводиться с женой своей? Спаситель сказал: “Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует” (Мф. 5, 32).

При сотворении людей брачный союз установлен Богом для неразрывного соединения супругов в одну плоть, и это установление Божественное не может быть разрушаемо по произволу человеческому. “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает”, - сказал Господь (Мф. 19, 6). Закон христианский строго ограждает нерушимость брачного союза потому, что от этого зависит благо нашей жизни и поддерживается достоинство нашей природы.

Узаконенная Богом нерасторжимость брака должна показывать людям, что их брачный союз не может ограничиваться только чувственным и случайным сближением полов, по подобию сближения неразумных животных, но должен основываться на нравственном общении людей в единстве любви и взаимопомощи к достижению высших целей жизни. Где супружеские союзы сохраняются свято и нерушимо, там человеческие общества могут возвышаться в силе и численности, преуспевать в доблестях гражданских, наслаждаться довольством и миром. Шатко бывает положение общества, когда основы семейного быта разрушены легкомысленным отношением супругов к брачному союзу, оканчивающимся, обыкновенно, несогласием и разводом. И как часты стали эти разводы в нынешнее время! Не тяжко ли согрешают такие люди, разрывая освященный Богом брачный союз по своенравию или гнусной похоти? А сколько вреда они причиняют себе и всему семейству!

Часто многим приходится горько оплакивать свое неблагоразумие и злой характер, приводящие к пагубному разводу. Стоило бы только супругам при первой возникшей ссоре вооружиться терпением, смириться в душе и подать друг другу руку примирения, тогда несчастие можно было бы предотвратить, и прожили бы супруги весь век вместе, не испытав бедственного раздора. Но, к сожалению, мало в людях смирения и преданности воле Божией. Когда ни один из поссорившихся супругов не хочет уступать, и начало вражды, таким образом, крепнет, искра раздора перерастает в неудержимый пламень, который сжигает все благосостояние человека. Действительно, во взаимные отношения супругов иногда входят весьма важные причины, ведущие к разводу, так что закон о нерасторжимости брака может казаться трудным игом. Но труден этот закон только по причине нашего своенравия и нетерпения. Конечно, по слову апостола Павла: “Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны” (1 Кор. 7, 15). Но для человека, преданного Богу и исполненного любви к ближним, нет такого зла, которого бы он, при помощи Божией, не победил своим терпением и кротостью. Если, по закону христианскому, мы должны относиться ко всем снисходительно, терпеливо носить тяготы других, исправляя друг друга в духе кротости, то тем более так должны относиться друг к другу христианские супруги, давшие перед Богом обещание проводить жизнь в единомыслии и любви.

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

10.1 - «Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их. Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» .

Иисус Христос шел дальше на юг. Он покинул Галилею и пришел в Иудею. Он уже давно был уверен в том, что «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его» (9.31). Но эта перспектива не смущала Его. Она не вынуждала Его прекратить делать то, что Он и делал до сих пор: «Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их. Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?» (10.1–2).

Вопрос, который задали Иисусу фарисеи, не был странным и совсем уж неуместным. Дело в том, что в раннем иудействе развод уже давно был темой острых споров. В книге Второзакония сказано:

«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, … то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену…» (Втор_24.1–4).

Ввиду этой, законно предоставленной мужчине возможности отсылать свою жену из дома возникал только один непрояснённый вопрос: что следует понимать под словами «он находит в ней что-нибудь противное»? Что такое это «противное» в качестве достаточной причины развода? Этот «жгучий вопрос» был предметом споров и дискуссий различных богословских школ.

Вообще-то споры раввинов не ограничивались вопросом законных оснований для развода. Уже Малахия, последний из малых пророков, от имени Бога обвинял практику развода в Израиле:

«Вы с рыданием и воплем

обливаете слезами жертвенник Господа,

потому что Он уже не смотрит более на ваше приношение

и не принимает жертвы из рук ваших.

Вы спрашиваете: «за что?»

За то, что Господь был свидетелем

между тобою и женою юности твоей,

против которой ты поступил вероломно,

между тем как она подруга твоя

и законная жена твоя…

Если ты из ненависти к ней изгоняешь ее,

насилием оскверняешь одежду твою, –

говорит Господь Саваоф.

Посему берегитесь ради вашей жизни

и не поступайте вероломно!» (Мал_2.13–16).

Так что уже для пророка Малахии развод – несмотря на его законную допустимость – становился реально невозможным в тот самый момент, когда человек задумывался о положительной воле Божией. И Малахия не был одинок в этом убеждении. Уважаемый равви Елиезер (около 100 г. РХ) учил, например, ссылаясь как раз на пророка Малахию: «Даже жертвенник проливает слезы над тем, кто разводится со своею первой женой» (bSanhedrin 22a).

Беседа 24.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 777: О том случае, когда человек покупает что-нибудь и сразу дарит это (другому) ещё до того, как (продавец и покупатель) расстаются (друг с другом). 956 (2115). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды, когда) мы находились в пути вместе с

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

1. Человек, сам не ведая того и даже, может быть, являясь христианином, приносит жертву идолам Эта псевдоиндуистская тоталитарная секта, использующая новейшие разработки в области маркетинга, распространена в России довольно широко. В последнее время деятельность ее

Из книги Тайная Доктрина дней Апокалипсиса. Книга 2. Матрица автора Белый Александр

Человек и социум (Система Человек - Человек) Деятельность человека в Системе Сознание - Человек протекает между двумя Полюсами: физическим телом и психикой. За жизнь на Земле отвечает часть психики, которую мы называем Сознанием.Результативность деятельности человека

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Как правильно понять слова: душевный человек не принимает того, что от Духа Божия? иеромонах Иов (Гумеров)Когда человек принимает благовестие Святого Духа, верует и обновляется в таинствах, тогда на помощь его ограниченным естественным силам приходит благодать Святого

Из книги Развод и повторный брак в церкви автора Инстон–Брюер Давид

Иисус никогда не говорил: «Что Бог сочетал, того человек не может разлучить» Со мной проводили собеседование перед тем, как мне первый раз стать пастором, я нервничал и не знал, чего мне ожидать. Двенадцать дьяконов сидели в ряд передо мной и по очереди задавали мне

Из книги Над Евангелием автора (Грибановский) Михаил

XXIV. "Скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто имеет власть ввергнутъ в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь" Лк.12:5 Почему теперь так замалчивают учение откровения о власти Бога над нами: о Его праве требовать, чтобы мы безусловно покорились Ею воле под опасением в противном

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

6. кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7. вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней "кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека..." Закон,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

13. И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим Locupletatus est homo (Vulg.). M. Филарет: сделался

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

12. И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано. Опыт Екклезиаста дал ему полную возможность сделать сравнительную оценку мудрости и глупости с точки зрения счастья. Более других

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

13. Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? 14. Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастия - размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него. Не мог сказать против Него. ????? как в

Из книги Добротолюбие. Том III автора Коринфский Святитель Макарий

12. "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господь учит пророка и иудеев, которые еще способны были слушать наставления пророка, не считать сколько-нибудь серьезным заговор царей сирийского и

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

6. так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мк. 10:8, 9). Слова Христа, в рассматриваемом стихе есть вывод из сказанного Им раньше. Оставление мужчиной жены, или развод, противоречит прежде всего природе, потому что при этом

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

30. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. 31. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. 32. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. 33. Если бы Он не

Из книги автора

85. Доказательство того же из опытов духовной жизни, или того, как благодать и грех действуют в преуспевающем Если кто на том основании, что мы совместно помышляем и о худом и о добром, заключает что Дух Святый и диавол вместе обитают в уме, да ведает таковой, что сие

Из книги автора

Самым главным условием того, что человек разглядит истину, является смирение В действительности, христианская религия преображает и исцеляет человека. Но самым главным условием того, что человек воспримет и разглядит истину, является смирение. Эгоизм помрачает ум

Из книги автора

11. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Продолжение. Прошлую беседу мы закончили утверждением, что уже для древнего пророка Малахии развод – несмотря на то, что его допускает Закон Моисея – представлялся противоречащим воле Божией. О разводе велись