Царь-мученик

У подножия памятника русскому Государю всегда лежат живые цветы. Их приносят не только наши соотечественники, но и сербы, которые свято почитают Царя-мученика.
В 1925 году в сербской печати появилась необычная статья. В ней говорилось о видении одной пожилой сербке, которая потеряла на войне трех сыновей. Однажды после горячей молитвы за всех воинов, погибших в последней войне, женщина заснула и увидела во сне императора Николая II.
- Не горюй, - сказал он, - один твой сын жив. Он находится в России, где вместе со своими двумя братьями боролся за славянское дело. Ты не умрешь, - продолжал Царь-мученик, - пока не увидишь своего сына.
Прошло всего несколько месяцев, и счастливая мать обняла сына, вернувшегося из России. Об этом событии узнала вся страна. В сербский Синод потоком хлынули письма, в которых люди, чаще всего простые, сообщали о том, как горячо они любят русского Государя.
Через некоторое время лик Царя-мученика снова чудесным образом явился в этой стране. Произошло это так. Русского художника и академика живописи С.Колесникова, который жил в Сербии, пригласили в древний монастырь святого Наума на Охридском озере. Ему поручили расписать купол и стены храма, предоставив полную свободу в творчестве. Художник решил в пятнадцати овалах написать лики святых. Четырнадцать ликов были написаны сразу же, но пятнадцатый овал долго оставался пустым - какое-то необъяснимое чувство заставляло Колесникова повременить.
Однажды в сумерках он вошел в храм. Внизу было темно, и только купол освещали лучи заходящего солнца. Дивная игра света и теней делала все каким-то неземным, особенным. В этот момент художник увидел, что чистый овал ожил: из него глядел скорбный лик императора Николая II. Охваченный молитвенным порывом, Колесников начал, не нанося углем контуров чудного лика, писать сразу же кистью. Наступившая ночь прервала работу. Художник не мог спать, и, едва забрезжил рассвет, он был уже в храме и работал с таким вдохновением, какого у него давно не было. "Я писал без фотографии, - рассказывал позже Колесников. - В свое время я несколько раз близко видел Государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в моей памяти. Портрет-икону я снабдил надписью: "Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства".
Вскоре в монастырь приехал командующий войсками Битольского военного округа генерал Ристич. Он долго смотрел на лик Царя-мученика, и по щекам его текли слезы. Обратившись к Колесникову, он тихо молвил: "Для нас, сербов, он есть и будет самый великий, самый почитаемый из всех святых".

Гимназисты

Православная гимназия в Ховрине - единственное среднее учебное заведение в Москве, где дети изучают сербский язык.
- Везде изучают романские и восточные языки, а мы - славянские, - говорит директор гимназии Игорь Алексеевич Бузин. - Сербский язык у нас преподает Илья Михайлович Числов, славист и переводчик. Он очень любит Сербию и ее народ, знает ее культуру, переводит на русский сербских прозаиков и поэтов.
- Я провожу уроки только на сербском языке, - добавляет Илья Михайлович. - О чем мы говорим в первую очередь? Конечно, о Сербии: об ее истории, культуре, обычаях, традициях. Ну и, конечно, об истории Сербской Православной Церкви и ее святых. Неудивительно поэтому, что наши дети знают сербский язык, и прежде всего разговорный, достаточно хорошо. В Сербии они чувствовали себя прекрасно - для них не существовало языкового барьера. Именно им, детям, лучше и быстрее удавалось коснуться сердечных струн сербов.
В городе Нови Сад мы были в гостях у епископа Бачского Иринея (он, кстати, возглавляет Отдел зарубежных связей Сербской Православной Церкви). После богослужения в кафедральном соборе епископ представил нас своей пастве и отдельно сказал несколько слов о детях. В ответ Наташа Егорочева, Юля Утенкова и Миша Катышев прочитали на языке оригинала гимн святителю Савве Сербскому, который знает каждый серб. Надо было видеть, какое умилительное впечатление произвело это на присутствующих. Мужчины и женщины обнимали наших детей, дарили им подарки.
В Сремских Карловцах мы посетили духовную семинарию. Ее воспитанники дали нам прекрасный духовный концерт. Игорь Алексеевич, подойдя к нашим детям, стал с ними о чем-то совещаться, после чего они вышли на сцену и рассказали собравшимся (разумеется, это был экспромт) житие святителя Саввы Сербского. Семинаристы наградили юных гостей дружными и громкими аплодисментами.

Вода жизни

Это случилось в 1711 году в одном из уединенных уголков обширной плодородной Бачской низменности. Крестьянин пас в поле овец. Был жаркий день, и он присел под дерево отдохнуть. Вдруг всю округу осиял необыкновенный свет, который был ярче солнечного, и мягкий женский голос произнес:
- Отныне этот луг будет местом исцеления Моего народа. Вода, которая здесь потечет, станет водой жизни.
Крестьянин пришел в священный ужас. Он забыл про овец и думал только о том, что все это значит. На другой день, отправляясь в поле, он взял с собой заступ и в том месте, где было видение, стал копать землю. Сразу же появилась вода, она все прибывала и прибывала и вскоре потекла маленьким ручейком. В течение нескольких дней крестьянин вырыл колодец, сделал для него сруб, а рядом поставил скамеечку.
Однажды сюда пришел слепой: когда он умылся этой водой, то прозрел. Быстро разнеслась весть о целебном источнике. К нему стало притекать множество людей. Глухие и немые, прокаженные и бесноватые, согбенные и хромые, испив воды, становились здоровыми.
Прошло почти три века. Уже в наши дни по благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла на этом месте было решено основать монастырь. Вот эту великую святыню пригласил нас посетить епископ Бачский Ириней.
Бачская низменность - гладкая и ровная, как паперть. Автобус катится и катится по дороге, а глазу не за что зацепиться. Одно село осталось позади, второе, третье - все они похожи друг на друга как две капли воды. Поворот, еще один поворот, остановка.
Легкие железные ворота. Дорожка, выложенная каменными квадратными плитками. Маленький храм в честь Успения Божией Матери. Неподалеку, в каких-нибудь пятидесяти шагах, еще один храм - летний. Он открытый, у него нет ни одной двери: это, по сути дела, только алтарь - для священнослужителей, а сам храм - там, где молятся люди, - под открытым небом.
Ну а где же святой источник? Он здесь, как и три века назад. Среди цветов и фруктовых деревьев возвышается большое мозаичное панно, изображающее национального героя сербского народа старого Юга и девять юговичей, о которых я расскажу чуть позже; у подножия панно - несколько кранов, можно подойти и утолить жажду целебной водой.
Монастырь делает свои первые шаги. Службы совершает местный приходской священник. Но в том, что обитель открывается именно в наши дни, есть глубокий духовный смысл.

Окошечко

В городе Нови Сад произошла одна из самых удивительных встреч за все время нашего путешествия. В храме Трех Святителей ко мне подошел священник. У него было типично русское открытое лицо, чистый красивый лоб, умные глаза смотрели остро и проницательно.
- Вы тоже из Москвы? - спросил я, увидев на нем нагрудной крест (сербские священники таких крестов не носят).
- Нет, я из Америки.
- А где служите?
- В одном из приходов Русской Православной Церкви.
- Патриархийной?
- Нет, Заграничной.
Наше знакомство с отцом Федором, как звали священника, продолжилось в Бачском епархиальном управлении, куда нас любезно пригласил епископ Ириней. В старинном добротном здании на втором этаже находится часовня Василия Великого. На северной стороне часовни - семь икон: Святителя Николая, святой царицы Александры, святителя Алексия, митрополита Московского, равноапостольной Ольги, Великой княгини Российской, мученицы Татианы, преподобной Марии Египетской и великомученицы Анастасии-узорешительницы - это небесные покровители и заступники всех членов Царской семьи.
В этой маленькой церковке служили и молились десятки, а может, и сотни русских людей, которые волею судеб оказались в свое время в Сербии.
- Когда мне исполнилось семь лет, - начал свой рассказ отец Федор, - я стал приходить в этот храм и помогать батюшке в алтаре. Мне это очень нравилось, и я старался не пропустить ни одной службы. Так продолжалось семь или восемь лет. А потом я с родителями уехал в Америку, и вот уже почти пятьдесят лет там живу. В Америке я закончил университет, прекрасно знаю английский язык. В этой заокеанской стране много хорошего: мы, русские, можем свободно исповедовать здесь свою веру, строить православные храмы, преподавать Закон Божий. Но в Америке нет и не может быть той духовной культуры, которую дает Православие. Американцы построили Вавилонскую башню цивилизации, а чем заканчивается такое строительство, мы прекрасно знаем из Священного Писания.
- У меня сегодня особенный день, - продолжил рассказчик, - я буду вспоминать о нем до конца моей жизни... Вернувшись в Сербию через полвека, я, можно сказать, вернулся на родину. Жаль, что не в Россию. Все мои мысли там, в России, с русским народом. Я ловлю каждую весточку оттуда, переживаю все, что там происходит, и молюсь, молюсь о России, о стране, где я мог бы родиться, но не родился, где мог бы собирать цветы на берегу тихого ручья, но не собираю, где мог бы радоваться со своими друзьями, но не радуюсь, где бы мог печалиться с ними, но не печалюсь, где мог бы умереть и быть похороненным в родной земле, но я умру совсем в другом месте и меня погребут в чужой земле...
Отец Федор замолчал, опустив голову, а мы стояли рядом, и никто не проронил ни слова, боясь нарушить тишину и то особое состояние души, которое овладело в эти минуты нашим собеседником... Наконец священник поднял голову и... улыбнулся!
- Я вспомнил сейчас одну интересную деталь: когда я прислуживал в алтаре, то всегда открывал для диакона или священника южную дверь. Но уловить момент, когда они пойдут в алтарь, было затруднительно. Тогда я соскоблил краску на стекле почти у самой дверной ручки и в это маленькое "окошечко" наблюдал за диаконом или за священником, чтобы вовремя открыть алтарную дверь. Посмотрите сюда: это "окошечко" сохранилось до сих пор, как бы дожидаясь моего возвращения.

Белый Ангел

Монастырь Милешево, расположенный в южной части Сербии, на берегу горной речки Милешевка, - один из самых древних монастырей страны. Он сооружен в XIII веке. Люди приезжают сюда со всего мира, и есть из-за чего.
Когда с благоговением переступишь порог храма и, пройдя вперед, поднимешь голову, то на правой стене, над гробницей святого короля Владислава, увидишь изумительную по красоте фреску. Она изображает Ангела в белом одеянии. Эта фреска напоминает нам о великом Евангельском событии, когда Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень и возвестил женам-мироносицам о воскрешении Христа.
Чем больше смотришь на Белого Ангела (так зовут его в Югославии), тем больше убеждаешься в том, что это - шедевр средневековой фресковой живописи. Здесь все совершенно: и поворот головы Ангела, и его глаза, и асимметричный размах крыльев, и движение руки, и его легкая, изящная, как бы невесомая фигура. Отойдешь немножко назад или приблизишься к гробнице - взгляд Ангела с тобой, он держит тебя, и ты весь во власти сообщенной Ангелом неземной вести.
Белый Ангел стал духовным символом Югославии. Его изображение встретишь везде - и в гостинице, и в салоне междугороднего автобуса, и в студенческой аудитории, и в келии монаха, и в кабинете министра... Даже взяв в руки авиабилет, пассажир встречается с завораживающим взглядом Небесного посланника.
Почему Белый Ангел везде и всюду сопровождает каждого серба? Потому что он, Белый Ангел, возвещает воскресение Иисуса Христа, а значит, и воскресение каждого верующего серба, воскресение всей прекрасной Сербии.

Слободна вожня

На лобовом стекле нашего автобуса было написано "Слободна вожня". Это означало, что наш маршрут намечен лишь в общих чертах, а в деталях мы были свободны: захотели - свернули с основной трассы, чтобы познакомиться с очередной святыней Сербии, захотели - сделали короткую остановку в тенистом ущелье, чтобы сфотографировать шумный сверкающий водопад.
Очень часто нас поджидали сюрпризы. Например, когда мы приехали в монастырь Святителя Николая в селе Хопово, то нашли здесь мощи... великомученика Федора Тирона. А в окрестностях города Нови Пазар мы увидели самый древний храм на территории Сербии (он назван именем апостола Петра) и самый древний монастырь - святого великомученика Георгия Победоносца. Этот монастырь находится в восхитительном месте, на вершине пологого холма, на все четыре стороны света открывается захватывающая панорама: такое ощущение, что отсюда мы увидели сразу всю Сербию...
Монастырь Жича расположен в самом центре страны. И в стародавние времена, и в нынешнее время его несколько раз разрушали. В 1941 году фашистская авиация превратила монастырские постройки в руины. Сейчас в обители спасаются около пятидесяти монахинь.
А вот монастырь Студеница. Он - в горах. Прямо из автобуса мы прошли в храм. Совершалось всенощное бдение под двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Служба шла на церковнославянском языке, все было понятно, лишь в некоторых словах ударение слышалось не на том слоге, как у нас. Но в целом было впечатление, что мы находимся дома, в одном из русских монастырей. Уже на утрени мы освоились настолько, что иеромонах Антоний, который вел службу (кстати, он закончил Московскую духовную академию), благословил нас встать на клирос.
Обитель по праву гордится своими редчайшими святынями: при входе в храм, по правую руку, гробница преподобного Симеона мироточивого, отца святителя Саввы; она очень высокая и строгая на вид; внизу, у основания гробницы, широкий каменный желоб, в который собиралось миро от мощей святого. Но это было давно, в лучшие времена православной Сербии, а потом излияние мира прекратилось.
Не могли мы проехать и мимо монастыря "Печская Патриархия". В нем находится чудотворная Печская икона Божией Матери. История ее на редкость интересна и поучительна. Она была написана семнадцать лет спустя после Воскресения Христова. До V века святыня находилась в Иерусалиме, а затем византийский император Лев Великий перенес ее в Царьград. Опасаясь, что икона попадет в руки турок, христиане доставили ее в Херсон. Отсюда равноапостольный князь Владимир привез святыню в Киев. Осчастливив своим пребыванием и новгородцев, чудотворная икона вернулась в Иерусалим. Святитель Савва, прибыв в Святую Землю и получив в подарок святыню, принес ее в Сербию. Круг замкнулся: сама Божия Матерь, взяв русский и сербский народы под свой честной омофор, повелела хранить нам святое неразрывное единство перед лицом наглеющего зла.
В обители три больших храма, которые находятся под одной крышей (четвертый - совсем маленький - расположен отдельно). В них так много святынь, что перечислить их просто невозможно: назову в первую очередь гробницы с мощами сербских святителей Саввы II, Саввы III, Саввы IV, Никодима, Арсения, патриархов сербских Иоанникия и Ефрема, а также ковчег с главами святых мучеников Евстратия, Евгения, Мардария и Ореста.
Особо хочу остановиться на монастыре Црна река (Черная река), который приютился в тесном горном распадке. Здесь подвизался святой Петр Корежский. Трудно было найти более дикое и неприступное место, но то, что отталкивает людей мирских, привлекает монахов. Высоко над обрывом, в скале, угодник Божий нашел небольшую пещеру и стал в ней жить. Со временем тут образовалась обитель.
- Судьба наших и русских монастырей очень схожа, - сказал настоятель обители игумен Николай. - В безбожные титовские времена наша обитель была разорена и закрыта, а монахи рассеялись кто куда. Нормальная жизнь возобновилась совсем недавно. Устав у нас весьма строгий, и это идет всем на пользу. Приведу один пример: настоятели таких известных сербских монастырей, как Высоки Дечани и Сопочани, - бывшие наши насельники.
В маленьком скальном храме было полутемно, теплилось лишь несколько свечек. Чувствовалось, что храм очень благодатный, в нем хотелось остаться подольше.
- Многие паломники приезжают к нам специально для того, чтобы исцелиться, - сказал игумен. - Они остаются на всю ночь в храме - на ложе, которое находится под ракой преподобного. Во сне они и получают исцеление.
Когда все вышли из храма, я решил полежать на благодатном ложе. Нагнувшись, увидел, что кто-то меня опередил. Это был монах Киприан.
- Ложись мне под бок, - предложил он.
Я последовал его совету, и через несколько минут мы... уснули. Нас разбудил кто-то из братии.
- Вас зовут, - сказал он, - все уже уходят.
Как ни жалко было расставаться с целебным ложем, пришлось встать и бегом догонять группу. Скажу только, что через несколько часов я понял, что исцелился от одного своего недуга.
"Слободна вожня" привела нас в один из самых старинных и самобытных сербских монастырей - Грачаницу.
- Грачаница - это задужбина сербского короля Милутина, - пояснил Предраг. - Он был очень благочестивым правителем. "Сколько лет я буду царствовать, столько храмов и построю", - заявил он при вступлении на престол.
- Ну и сколько же построил?
- Сорок храмов!
Мы замолкли, ошеломленные.
- А что такое задужбина?
- Задужбина - это храм или монастырь, построенный кем-либо во спасение своей души. За-дуж-бина - за ду-шу.
- Значит, у короля Милутина было сорок задужбин?
- Выходит, так.
Покидая монастырь, мы обычно говорили:
- Хвала!
И слышали в ответ:
- Богу хвала!

Окончание следует

Паломничества

04 Января 11 Матушка Галина (Александрова)

Святыни Черногории и Сербии

Самолет пошел на снижение, и если бы меня спросили, как назвать страну, панорама которой открывалась под нами, я бы сказала - Черногория. Серые скалы с темно-зелеными лиственными лесами сверху казались действительно черными, но это не вызывало удручающего настроения.

Это была особая, необычная красота, которая потом слилась с образом черногорцев: высокие, черноволосые, длиннолицые мужчины и чуть ниже - женщины. Посадку совершили в крошечном аэропорту "Тиват", а далее автобусом - в город Херцег-Нови, который вписался в гору. Этот город - всемирно известная грязелечебница. Целебная грязь находится на дне моря, откуда ее выкачивают и лечат больных с нарушением опорно-двигательного аппарата. Но мы прилетели сюда не лечиться, а в поисках главы мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского.

После поездки в Албанию к мощам своего святого, где главы его не оказалось, загорелось в сердце о. Владимира желание найти главу святого. Сначала появилась Яна (в крещении Анна), которая часто бывает в Черногории у своей подруги. Она-то и взялась организовать нашу поездку. Стала разрабатывать маршрут, заодно и выяснять все, что известно о главе князя.

Перед Пасхой о.Владимиру позвонил знакомый и просил приехать за артосом в Ново-Спасский монастырь, там найти послушника Аполлона, который и выдаст просимое. О.Владимир поехал, нашел инока, разговорился с ним. Оказалось, что он из Сербии, жил в Черногории и знает там всех в Остроге. Через неделю инок посетил Гребнево. Оказалось, что его отец сейчас возглавляет общество мученика Иоанна-Владимира князя Сербского. Дал нам телефоны и имена тех, кто сможет нам помочь. Видя во всем помощь Божию, группа прихожан и отправилась в бывшую Югославию.

Чудеса начались еще в аэропорту Внуково. Произошла встреча с монахами из Успенского монастыря г. Одессы. О. Владимир рассказал им, как у нас почитают преподобного Кукшу, просил поклониться его мощам. В ответ монахи достали частичку мощей преподобного Кукши и дали ему. Так преподобный отправился с нами в паломничество. Вся поездка стала сплошным чудом.

Прилетели мы в субботу, а на воскресную литургию отправились в Савин монастырь. (Преподобный Савва - первый архиепископ Сербии. С 1219 года, благодаря его ходатайству пред императором и патриархом Константинопольским, Сербия становится самостоятельной в церковном отношении). Всю литургию пели дети. Вся служба идет на церковно-славянском, только иногда не совпадает ударение. Мы были как у себя дома. После службы пошли пешком по городу. Город в несколько ярусов как бы оплетает гору. Пока добрались до храма Архангела Михаила, устали от жары. Присели тут же в открытом кафе попить воды. Потом вошли в храм. Ничего не было необычного в этом храме, но все заходившие начинали плакать, слезы лились неудержимо. Невозможно определить это состояние. Внезапно взгляд падает на маленькое объявление: "Богородичная травка. Пожертвование на Косово". Вот оно Косово, где каждый монах ходит с охраной, где недавно с охранником вышла монахиня, и оба не вернулись. Где нет средств, и монахи собирают Богородичную лечебную травку, заливают ее лаком и делают из них четки. Эти четки висели рядом с объявлением, как бы призывая нас к молитве. Из своей беды они спасают нас. Помолитесь о наших братьях и сестрах, страждущих в Косово.

На другой день на маленьком катере отплываем в г. Котор. Два острова встречаются на нашем пути. На обоих монастыри. Разрешено посетить только один. Там музей. Много лет назад на скале, выступающей из моря, находили икону Божией Матери. Три раза ее забирали, но она возвращалась назад. Тогда было решено построить здесь храм. На лодках везли сюда камни, топили старые корабли, наполненные камнями, и создали искусственный остров, построили храм, потом там образовался монастырь. Каждый год в день празднования иконы сотни лодок устремляются к острову и везут с собой камни для укрепления острова. Мы видели только копию иконы, саму икону часто возят по приходам. Поразила нас вышитая икона Божией Матери. История ее такова - проводила женщина своего мужа в плавание, а он не вернулся. 25 лет она ждала его и вышивала икону, на которой волосы Богородицы и Ангелов вышиты ее волосами. У последних ангелов волосы белого цвета.

Еще час пути, и мы выходим к стенам старинного города Котор. Огромной толщины стены защищают город. Наша сопровождающая плохо переносит транспорт, и потому ничего заранее в пути не рассказывает, говорит, что все узнаете на месте, потому происходят для нас каждый раз новые открытия. Вот и сейчас она подводит нас к католическому храму, где находятся мощи святого мученика Трифона, того самого мученика Трифона, к которому мы обращаемся, чуть ли не каждый день с просьбой отыскать какую-нибудь пропажу. За решеткой стоит большой ковчег с мощами. Открывают их один раз в сто лет.

Из храма выходим на маленькую площадь, где встречаем протоиерея Момчилу. Он настоятель двух храмов, расположенных рядом, святителя Николая и апостола Луки. Он спешит на встречу и просит нас подождать его с полчаса. Мы ждем, и наши ожидания были не напрасными. От своей доброты и любви он выделяет о. Владимиру частичку мощей апостола Луки (от частицы стопы апостола) и частицу пояса св. Василия Острожского. Это чудо было просто невозможно вместить. Уже не интересно было осматривать красоты этого города. Это же какая любовь у Господа, что к нам грешным такая милость.

А впереди - главная святыня Острожский монастырь. По дороге заезжаем в Цетинский монастырь, где находятся мощи св. Петра Цетинского, духовного и гражданского правителя Черногории. Здесь уже знали от инока Аполлона о нашем приезде. Нас встретил монах Макарий, и отвел о. Владимира к митрополиту Черногорскому и Приморскому Амфилохию. Здесь подтвердилась версия о том, что глава князя Сербского Иоанна-Владимира находится в частных руках, что ей сделан золотой оклад, но она нигде не выставляется для поклонения. К сожалению, и с отцом послушника Аполлона не удалось встретиться, так как он уехал на свою пасеку, и с ним нет связи. Митрополит попросил о.Владимира подождать немного, пока у него будет проходить совещание. В это время иеродиакон Кирилл повел нас к главной святыне - сокровищам, вывезенным из Гатчины матерью царя Николая II Марией Федоровной - деснице Иоанна Крестителя и Креста с частицей Креста Господня. Это та самая рука, которая коснулась нашего Господа Иисуса Христа. Так велика эта святыня, что можно уже из-за ее одной отправиться сюда на поклонение.

Читаем Акафист. Потом к о. Владимиру подходит маленький мальчик и приглашает его к митрополиту. Наверно, через полчаса появляется сияющий о. Владимир, приглашает всех сесть, чтобы не упали от новости. Ему дали частичку мощей великомученика Феодора Стратилата, совершенно не зная, что в Гребневском храме есть его придел. Когда он сказал об этом монахам, те тоже были удивлены смотрению Божию, ведь у них много мощей, а выбрали они именно эти.

Чем больше мы получали святынь, тем грешнее и недостойнее чувствовали себя. Прощаемся с братией. К сожалению, не попали в музей, где находилась икона Божией Матери Филеримоса. Далее по горной дороге останавливаемся в монастыре ДАЙБАБА, расположенного внутри горы, где хранятся мощи преподобного Симеона. Все стены расписаны самим святым. Далее посетили монастырь Ждребеоник, где хранятся мощи преподобного Арсения и мученицы Февронии. Преподобный Арсений был учеником преподобного Саввы. После своего ухода на Восток, прп.Савва в 1233 году поставил вместо себя прп. Арсения.

В Осторг мы приехали, когда закончилась вечерняя служба. Нас разместили в гостинице и все паломники, кто пешком, кто на такси отправились к главной святыне - мощам святителя Василия Острожского. Дорога круто поднимается вверх, поэтому пешком идти около одного часа. Монастырь как бы врос в гору.

Там два храма: "Введение во храм Богородицы" и Церковь Святаго Креста. Мощи находятся в первом. Сюда идут паломники со всего мира и всех исповеданий. Нам повезло. Мы почти одни. Послушник тоже удивляется. Показывает фотографии, где стоят вереницы автобусов и сотни машин, и идет нескончаемый людской поток. Святитель Василий Острожский все равно, что для нас батюшка Серафим. Он был родом из бедной семьи, и образование получил у монахов в монастырях. Прошел путь до митрополита. Последние 15 лет провел в пещерной постнице в Остроге. Он же и построил монастырь. Родился он в 1610 году, а представился ко Господу 29.04.1671 года (12 мая 1671 года по нов. стилю). Обретение мощей произошло в 1678 году, после того как он трижды являлся иноку монастыря Жупа Михаилу. Сохранились письменные свидетельства о чудесах по его молитвам.

Здесь ищут утешения, помощи, исцелений. У меня тоже маленькое чудо - прекратилась, начавшаяся было аллергия. Где найти в сердце столько благодарности за те милости, которые истекают от наших святых. Что происходит в душе у мощей, это тайна, которую знает каждый, прикоснувшийся к ним. Начинает смеркаться, и мы пешком возвращаемся к гостинице. Так радостно, легко и хорошо. Всю дорогу поем молитвы. Кажется, что не идем, а летим. И путь оказался таким коротким. Утром литургия в нижнем храме. О.Владимир служит. После службы поднимаемся к маленькому храму на горке. Храм закрыт, но мы ждем встречи с отроком Станко, молоденьким пастухом, который во время турецкого владычества (1732 год) не отказался от веры Христовой, за что ему отрубили руки. Эти руки находятся в этом храме. Приходит послушница и открывает двери. Мученик Станко, моли Бога о нас. Две детские руки лежат рядышком. Я вижу руки наших детей и молюсь, чтобы отрок Станко дал и им такую же веру. А в сердце до сих пор стучит: "Мученик Станко, моли Бога о нас". На этой грустной ноте мы покидаем г.Острог.

Очередная чудесная встреча ждет нас в монастыре Морача, построенного в 1252 году. Расположен монастырь в красивейшем месте. Перед входом течет горная речушка, а двор - весь в розах. Заходим в храм. У алтаря - ковчежец с мощами. Подходим. Десница мученика Харлампия. Вот так встреча. Как к родному, припали мы к руке. У нас же все его почитают. Его память приходится на 23 февраля (по новому стилю). Помолились о р.Б. Людмиле, родившейся в этот день.

4 июня - день памяти святого мученика Иоанна-Владимира князя Сербского. Настоятель Савинова монастыря архимандрит Варнава пригласил нас к себе. Службу вел о. Владимир (как именинник), а мы пели (как всегда плохо, к своему стыду). Почти все причастились. После службы была трапеза, трапеза любви, где мы встретили священника из Сербии о. Александра. О. Варнава строгий монах, но у него всегда улыбались лучики морщинок у глаз. Когда послушник сказал, что осталась всего одна бутылка вина, он велел нести ее скорее, ведь не часто приходят сюда русские. Так не хотелось расставаться. О. Владимиру подарили икону архидиакона Стефана.

В Сербию едем без Яны. Эта поездка не запланирована, просто по нашей инициативе водитель Миливое (добрейшей души человек) согласился провести нас по святыням. Отправляемся очень рано, чтобы успеть проехать до начала строительных работ на дорогах. На границе почти не задерживаемся. Рядом с водителем сидит священник, и это являлось пропуском, документы у нас не проверяли. Первый большой город Ново Пасар привел нас в ужас. Одни мечети, новые, недавно построенные и не одного храма. Только проехав километров пять в сторону Сопочан, увидели православный монастырь. От сердца как-то отлегло, а когда зашли в храм, то вовсе забыли эти мечети. В ковчеге лежала часть черепа одного из братьев, врачей бессребреников Космы и Дамиана. Хорошо, что мы не знаем, что нас ждет. Каждая такая встреча воспринимается как большая радость. Так и к этой радости добавляется еще одна. Нам выносят частичку мощей одного из Сорока Севастийских мучеников и частичку мощей Царя Уроша (Стефана). От этих святынь не хочется уходить, но братия зовет на трапезу, после которой мы отправляемся к древней святыне, матери Сербских церквей "Студеница".

К монастырю приезжаем ближе к вечеру. Встречает нас послушник и проводит в храм XII века. Справа от входа находится рака с мощами Симеона Мироточивого (отца св. Саввы). У царских врат две гробницы. Одна - преподобного Стефана Первовечанного (сына св. Симеона и брата св. Саввы), а другая - княжны Анны, дочери Византийского императора, в монашестве Анастасии (жены св. Симеона и матери св. Саввы). Стоим на вечерней, а потом на трапезу нас пригласил архимандрит Савва. Он учился в Троице-Сергиевой Лавре, потому хорошо говорит по-русски. Он искренне рад встречи с русскими. После долгой беседы идем отдыхать, так как завтра в 5.30 утра надо быть на службе. Литургия служилась в маленьком приделе иконы Божией Матери Знамение. Там не было иконостаса. Престол находился в каменной нише. Все происходило на наших глазах. Мы стояли в полуметре от священника и действительно чувствовали себя соучастниками происходящего, словно душа прикоснулась к служению первых христиан. Так бы и стоять там, но пришел архимандрит Савва и повел нас в трапезную, где сам накрывал для нас стол, бегал за молоком и хлебом в трапезную и пресекал все наши попытки помочь ему. Это было такое проявление любви, что мы не почувствовали неловкости от своего бездействия. Нам не хотелось расставаться. Автобус тронулся, а архимандрит все стоял и махал нам в след.

Через час езды добрались до Кралево, в монастырь Жиче, Епископат Сербский. Его основал святитель Савва. Здесь он короновал своего брата Стефана на королевство. Здесь же короновались и другие короли. Главная святыня - рака восприемника свт. Саввы свт. Евстафия, но сами мощи перенесены в г. Печь и поставлены в кафедральном соборе апостолов Петра и Павла (туда мы не попали).

Отсюда мы выехали на дорогу Чачаг-Пожегу. На ней находится 20 монастырей, и зовут это место Северным Афоном. В монастыре Милешево находится главная святыня - фреска XIII века с изображением Белого Ангела, который стал символом Сербии. На ней Белый Ангел сидит на камне и указывает на скрученные пелена Господа, рядом стоят жены-мироносицы, а в ногах его спящие стражники. Фреска на всю стену. Впечатление потрясающее. Недаром здесь столько паломников. Подъезжают многочисленные автобусы. Очень много детей. Здесь же находится рака свт. Саввы (мощи его были сожжены турками в Белграде). Перед входом в храм ведутся раскопки. Вскрыта могила, в которой находятся нетленные мощи праведника. Сохранился полностью скелет. Руки сложены крестообразно. Православное захоронение. Стоим, молимся о упокоении души. На душе нет скорби, только радость за него, что он упокоился в таком святом месте.

Миливое торопит нас, дорога домой дальняя. Ведь на Сербию у нас всего два дня. Со скорбью проезжаем указатели на храмы и монастыри. Время уже к 16 часам. Торопимся. Вдруг с главной магистрали ГАИ всех поворачивает на проселочную дорогу, в связи с ремонтными работами. Дорога ужасная, зато мы увидели необычайную красоту Сербии. Изумрудные, стремительные горные реки, заливные луга, с кое-где стоящими белыми домиками с красной крышей. Необыкновенные ели, с огромными лапами веток, какие можно увидеть только в сказках. Горы, как в Альпах, украшены лишайниками, разноцветными кустами и мелкими цветами. Семь часов езды по серпантину нисколько не утомили нас, а наоборот наполнили радостью от увиденного и пережитого.

В свободный день посетили знаменитый Дубровник, город, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Старинный каменный город на полуострове в Хорватии. Толстые стены. В центре три католических храма и сплошные торговые ряды. Конечно, красиво, но скучно. Быстро вернулись назад.

Через день идем в храм Вознесения. Там престольный праздник. С колокольни вниз спускаются длинные канаты, за которые с земли мужчины звонят в колокола. Полон храм, но женщины и мужчины стоят по своим сторонам. В конце службы в центр храма выносится большая просфора (с наш каравай), надрезанная крестообразно на блюде. В надрезы налито вино. Выходят священники. Стоящие за священниками опускают им на плечо руки. Тоже делают стоящие за ними. Вскоре весь храм как бы соединяется во едино. Священники произносят: "Христос посреди нас!", крутят просфору, а хор поет тропарь. И так три раза, а потом эту просфору делят на всех. Выходим из храма, а там угощают громадными бутербродами, пирожными, соками и даже пивом. Одно слово - праздник.

И еще одно чудо подарил нам Господь. По дороге в Жаницу (курорт) на катере заплыли в грот, украшенный сталактитами, с голубой водой. Его так и называют "Голубой грот". Эффект воды необыкновенный. Та же морская вода, но ее голубизна поражает.

Пришла пора прощаться со святынями бывшей Югославии, с замечательными людьми, с любовью встретивших нас здесь. Уносим в сердце благодарность Богу и его святым за каждый прожитый здесь день. И надеемся на новую встречу.

По зимней дороге от Белграда до монастыря Милешева мы добирались больше четырёх часов. Летом, конечно, это путешествие можно проделать гораздо быстрее. Но путь к сербской святыне столь живописен, что торопиться совсем не хочется. Чудесный Златибор, уютные Ужицы, Овчарско-Кабларское ущелье, маленькая Нова Варош - разве можно просто пронестись мимо всей этой красоты? Уж лучше помедленнее: с чувством, с толком, с расстановкой...

Мы ехали на свидание с Белым Ангелом. И сколь ни прекрасно было водное зеркало Златарского озера, ощущение, что настоящее чудо ждёт впереди, не покидало нас всю дорогу. Ведь именно эта фреска стала не просто символом одного монастыря, но Сербии в целом. И даже не только Сербии. "Бели Анджео" - первое изображение, переданное при помощи спутниковой связи из Европы в Северную Америку. И именно его долгое время транслировали в глубокий космос вместе с музыкой Моцарта.

Фотографировать саму фреску нельзя, поэтому мы ограничились иконой из монастырской лавочки.

Но сначала о самой обители.

История монастыря Милешева крепко связана со средневековым сербским рыцарским орденом "Хранителей копья Святого Георгия". Существует легенда, что ему была передана и Плащаница Иисуса Христа. Чтобы отнять реликвию, в маленькую церковь на Чёрной скале прибыл отряд тамплиеров. Сербские витязи сражались храбро, но силы были слишком неравны. Когда пал последний "хранитель", в церкви неожиданно появился Белый Ангел. Он указал перстом на Плащаницу, и та мгновенно исчезла. Весть о чуде быстро распространилась, и под Чёрной скалой решено было построить монастырь. Но это, конечно же, просто красивая сказка.

Сама история основания монастыря гораздо прозаичнее. В 1219 году жупан Владислав Неманич, сын Стефана Первовенчанного, приказал на реке Милешевке воздвигнуть церковь Вознесения Господня, как свою будущую усыпальницу. А на возвышающейся над ней Чёрной скале примерно тогда же построили для защиты дороги из Сеницы в Приеполе крепость Милешевац. В 1236 году в обитель были перенесены из Тырново мощи Святого Саввы, и она стала местом всеобщего поклонения. Даже когда в 1594 году весьма обеспокоенные огромной популярностью монастыря османы вывезли мощи святого в Белград и сожгли их, Милешева продолжала оставаться местом огромного паломничества. Её ризница и библиотека считались одними из лучших, а в XVI столетии милешевские монахи приобрели печатный станок Гутенберга, и здесь заработала типография.

Архитектура монастыря принадлежит Рашской школе. Историки считают, что образцом для его строительства послужили Жича и Студеница. Но главный храм обители значительно выше других церквей, построенных в этом стиле. В XIX веке весь монастырь был существенно обновлён. До сих пор непонятно, почему во время этой большой реконструкции в храме Вознесения было решено снести стену между припратой и наосом. Из-за этого печального события мы навсегда утратили чудесные фрески: Успение Богородицы и портрет Стефана Немани.

Фрески монастыря создавали неизвестные мастера, расписывавшие храмы в Византии, Греции и Италии. Интересно, что служившие фоном стены были мозаично расчерчены на квадраты и покрыты серебряной и золотой краской, благодаря чему достигался эффект глубинного сияния каждого изображения.

Сюжеты росписи весьма любопытны. Наряду с часто встречающимися в других монастырях картинами Вознесения и Страшного Суда, в Милешеве можно увидеть, например, изображение благословения апостолов. Или портреты Неманичей: святых Симеона и Саввы, Стефана Первовенчанного, Радослава и Владислава. У историков есть основания полагать, что писавший их художник или работал с натуры, или знал этих людей лично. Не случайно милешевское изображение Святого Саввы уже очень давно признано каноническим.

Белый Ангел, указывающий на пустую плащаницу, - часть сюжета, посвящённого жёнам-мироносицам. Это одна из редких фресок, которая дошла до нас практически в своей первозданной красоте. Османы, несколько раз разорявшие Милешеву, изображения не сбивали, а лишь "выкалывали" им глаза. Но до Белого Ангела, практически парящего под куполом, они дотянуться не смогли. Или не посмели.

Это удивительно, но Милешева, неоднократно подвергавшаяся разорениям, как и любой другой сербский монастырь, никогда не была заброшена. Православный народ уверен, что это заслуга защищающего обитель Белого Ангела. Далеко за примером ходить не надо. Полковник рассказывал, что несколько лет назад в Милешеву приезжала англичанка, служившая в 1999 году в авиации НАТО. Она призналась, что однажды получила задание "случайно" сбросить бомбы на монастыри Морача и Милешева. Когда она долетела до каньона реки, цели неожиданно исчезли с радаров, а прямо перед самолётом появилось облако в виде огромного Белого Ангела, как будто укрывающего своими крыльями сербскую землю. Лётчица была настолько потрясена увиденным, что повернула в сторону, и страшный груз ушёл в никуда. И теперь, стоя перед фреской, она рыдала в голос, совершенно не стесняясь своих слёз.

Должна вам сказать, друзья мои, что Белый Ангел и правда вызывает бурю эмоций. Талантливейший средневековый художник добился потрясающего эффекта: в какой бы части зала вы ни находились, "Бели Анджео" всегда смотрит вам прямо в глаза. Многие посетители часто узнают в его облике черты любимых, как здравствующих, так и уже покинувших этот мир. Поразительно, но эта фреска никогда и ни у кого не вызывала страха. Напротив, в душе рождаются или огромная радость, или печаль. Сильнейшие эмоции кружатся в вальсе с самыми разными мыслями, чаще всего покаянными. Но когда покидаешь стены храма, отчётливо понимаешь: это ещё не конец - всё возможно, всё впереди. Как будто и правда распахнулись над тобой два огромных белых крыла.

За прекрасные фотографии спасибо А.В. и А.Н.


Монастырь Студеница основал в 1190 году первый сербский король Стефан Неманя, более известный в Православной Церкви как Симеон Мироточивый. Когда он охотился в лесистых горах, ему понравилось одно красивое место, и он решил построить там монашескую обитель. С тех пор молитвы в этом святом месте непрестанно возносятся к Богу. В 1196 году на Соборе в Студеницах Стефан Неманя отказался от престола ради «благого ига Христова», постригся в ангельский образ, а затем ушёл на Афон, где подвизался в обители Хиландар. Его первый сын святой Савва наоборот пришёл с Афона в Сербию и был одно время в Студеницах архимандритом. Второй его сын король Стефан Первовенчанный, в монашестве Симон, нашёл упокоение в стенах этой обители.

Как и для всего народа, период турецкого ига являлся и очень тяжёлым для монастыря Студеницы. Турки, во-первых, в начале владычества переплавили свинцовую кровельную конструкцию в пули. Студеницу ограбили после великой австро-турецкой войны (1683-1699) после отступления австрийского войска. Труднейшие страдания она потерпела во время первого сербского восстания. Студеницкие монахи оказывали великую поддержку повстанцам, из-за чего турки сожгли монастырь.

Литургия в сербских монастырях начинается рано, около семи часов утра. А в начале литургии во многих обителях служится утреня. На Литургии вся наша группа причащалась. После службы нам провели экскурсию по ризнице, рассказали о храме с сохранившимися древними фресками и о мощах, которые в нём находятся. С левой стороны от алтаря стоит рака с мощами святой Анастасии, матери святого Саввы, а с правой - рака с мощами монаха Симона, или Стефана Первовенчанного, Святого Короля, как называли его в народе.

В Студенице какая то особая атмосфера, очень глубокая тишина, даже несмотря на большое количество паломников. Но надо в путь и после завтрака мы поехали дальше.

Церковь апп. Петра и Павла в Старом Расе или как её здесь называют — Петрова церковь – самый древний действующий храм Сербской Церкви. Ее основание относится к византийской эпохе – IV веку, а сохранившееся здание датируется концом VIII- началом IX века. На стенах этой церкви даже сохранились фрески XIII–го века.

Здесь, где и сегодня все дышит древностью, когда-то была первая епископская кафедра – еще до того, как в XII веке Архиепископ Савва добился самостоятельности для своей Церкви и учредил в ней новые епархии.

Храм сыграл большую роль в истории Сербии: здесь проходили церковно-народные соборы, на одном из которых Стефан Неманя передал престол сыну Стефану Первовенчанному, объявил о своем уходе в монастырь, принял постриг и ушел. Интересно, что в этом же храме в купели (сейчас она за стеклом в полу) он принял православие и здесь же крестил всех своих детей.

Во времена турецкого владычества храм не раз разорялся и осквернялся, но воскресал вновь. Сегодня в этом краю, населенном преимущественно мусульманами, идут богослужения, звучит молитва и совершается Евхаристия.

На втором этаже под куполом находится галерея.

Монастырь Ступови посвящён святому Георгию Победоносцу. Был основан до 1171 года Стефаном Неманей. Монастырь, занимавший выгодную позицию на холме над городом, играл большую роль в политической жизни страны, но после захвата Сербии турками стал приходить в запустение, а в 1689 году в ходе австро-турецкой войны был оставлен монахами и постепенно разрушился.

В 1960 году началась реставрация церкви и консервация сохранившихся развалин. В 1979 году монастырь в составе Стари-Раса был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1999 году были восстановлены кельи, а в 2002 году была построена трапезная, после чего восстановилась монастырская жизнь. С 2001 года ведётся восстановление стен и башен.

Монастырь Сопочаны основан сербским королем Урошем в очень красивой долине реки Рашки. Единственная сохранившаяся часть старого комплекса монастыря — это церковь святой Троицы (1264-1265), постройка рашской школы и боковые пристройки в виде пониженных нефов (начало XIV века).

В средние века монастырь Сопочаны был духовным центром и его братия насчитывала свыше ста монахов. Примерно в 1265 году церковь была расписана фресками.

В 1389 году монастырь был сожжен турками и восстановлен уже при епископе Стефане. В 1689-м году, после сожжения и обрушения кровли церкви, монастырь опустел. Был реставрирован в 1929-м, 1948-1956 годах. В 1990-х годах в Сопочаны из монастыря Высокие Дечаны были перенесены мощи святых врачей-безсребренников Дамиана и Косьмы, которые хранятся здесь и в настоящее время. В 1979-м году монастырь был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

К вечеру мы доехали до одного из самых известных монастырей — Милешева. Монастырь возвели на берегу реки Милешевки, которая, по всей видимости, и дала ему название.

Монастырь был построен святым королем Владиславом, который был племянником Святого Савы (первого архиепископа сербского), в период между 1234-м и 1236-м годами.

В 1237-м году Владислав перенес мощи Святителя Савы в соборный храм в Милешево из болгарской столицы Тырново. А в 1594-м году турки сожгли останки Святого Савы на холме Врачар в Белграде, где сейчас построен Храм Святого Савы. В храме обители хранится гробница с мощами святого Владислава Сербского и в алтаре рука святого Саввы. Тысячи паломников — сербов ежегодно приезжают помолиться у мощей своего заступника и покровителя Саввы Сербского.

С XII века монастырь часто подвергался разрушениям и разорениям турками.

В XVI веке монастырь Милешево достигает своего наибольшего расцвета. Развитие культуры и ремесел приносили хорошие доходы. В этом веке постройки монастыря были существенно обновлены и отстроены новые. При монастыре была монастырская школа. Здесь переписывали и печатали церковные книги.

В XVIII веке монастырь, после очередного разорения турками, полностью опустел. Обитель была восстановлена лишь в 1863-м году.

Милешева хранит знаменитые на весь мир фрески Сербии. Самая главная из них - фреска Белый ангел находится в Церкви Святого Вознесения. Фреска Белый ангел - один из шедевров сербской культуры. Изображение датируется годами возведения монастыря Милешева. Во время реставрационных работ в 16 веке, поверх первоначальной росписи был нанесен восстановительный слой. Позже, когда Османская империя сожгла монашескую обитель, именно дополнительный слой краски сохранил оригинальный рисунок. В 20 веке он был удален, и сейчас на прихожан смотрит шедевр, выведенный рукой мастера 800 лет назад. Сюжет фрески отсылает к Евангелии от Матфея, когда ангел возвестил о воскрешении Иисуса Христа. Мастерство художника подчеркивается гармоничными пропорциями и тем, как автор передал движение. Со временем символ Белого ангела стал символом Сербии.

Икона Ангела Хранителя в православной традиции приобретается с целью спасения от мирского падения. После Таинства Крещения каждый христианин получает от Всевышнего небесного заступника, оберегающего на всем протяжении земной жизни. Это эфирное создание беспокоится о здоровье телесной оболочки и души подопечного. В трудные минуты жизни следует вспоминать о нём и смиренно просить о благополучии и защите.

Кто такие Ангелы Хранители

Эти небесные создания Творца упоминаются в Священных Текстах, где сказано, что они участвовали в истории со времен присутствия Адама и Евы в Раю.

Ангел Хранитель - посредник между человечеством и Всевышним Господом. Главная задача этого святого существа - защищать личность и доносить до нее Божью волю, поэтому в православии стремятся скорее крестить новорожденного, чтобы обеспечить его полноценной охраной от темных энергий.

Большая вера приближает христианина к святому духу и Богу, что определяет лучшую жизнь в телесной оболочке. Однако небесный посланник не вмешивается в судьбу, которую создал сам Господь.

  • Ангел Хранитель через внутренний голос и интуитивную связь общается с подопечным ему человеком.
  • Небесное создание предупреждает о предстоящей опасности и стремится вдохновить на совершение благопристойных и полезных деяний.
  • Ангел имеет силу отвести от искушающего воздействия мирских объектов.
  • Люди, тщательно прислушивающиеся к своим заступникам, нередко чудесным образом спасаются в катастрофах или получают ментальные озарения.
  • Он помогает слышать свой внутренний голос и развивать склонность к добродетели.
  • Ангельские изображения устраняют страх различной направленности.
  • Ангел Хранитель наставляет на истинных путь, оглашенный Господом, и защищает от нападок ненавистников.

Чтобы найти общий язык с ним, необходима ежедневная и чистосердечная молитва перед образом . Священнослужители настоятельно рекомендуют общаться с духом света, прося помощи и защиты. Ангел приложит все силы, чтобы выручить просящего подопечного из тяжелой передряги.

На заметку! Ангел Хранитель не всегда гарантирует счастье и спокойствие. Христианин, отступившийся от веры, склонный к агрессивному и ненавистному поведению, собственноручно уничтожает положительное духовное начало. Пустившийся в крайности человек ощущает бедствия, неудачи и серьезные болезни.

Ангел никогда не являлся человеком, он не имеет имени и родовой принадлежности, но наделен особыми качествами личности. Каждому христианину приставлен только один такой светлый дух. Существует определенная иерархия бестелесных духов , которые располагаются в зависимости от могущества.

Икона Ангела Хранителя

Характеристика иконы

На Древнем Востоке нередко встречались изображения крылатых созданий. Образы ангелов украшали алтари крупнейших храмов. На израильской земле находили фигурки из различных материалов, на страницах Ветхого Завета обнаруживаются сведения о предметах с изображениями небесных посланников.

В русской иконописи привычные образы появились в конце XVI века. Цель и значение облика - ежеминутное напоминание человеку о вечности самой души.

  • Ангелы Хранители чаще изображаются с крестом и мечом. Первый атрибут предназначен для жеста благословения, а второй защищает от нашествий темной энергии.
  • Одежда заступников внешне похожа на облачение дьяконов (священнослужителей). Одеяние для бесплотных духов расценивается как символ вечного служения Богу. Цвет плаща - зеленый, а хитона (рубашки) - красный. Нередко Ангелы Хранители изображаются в ослепительно белых одеждах.
  • Иконы изображают заступников как поясно, так и в полный рост. В последнем случае они помещаются на облако. Парящая фигура смиренно просит о возвращении в небесные обители, откуда человечество было согнано после грехопадения.
  • Заступники имеют людские облики, о божественном происхождении говорят большие крылья, которые сложены за спиною. Эти телесные элементы символизируют божественную быстроту и способность перемещаться из материального мира в эфирные области.
  • Для Ангелов Хранителей характерен третий глаз, который символизирует ясновидение и правдивую интуицию.
  • Если Божий посланник изображен с посохом, это говорит о его важной духовной миссии на грешной земле.
  • С помощью шара с крестом херувим созерцает предстоящую опасность и стремится предупредить об угрозе своего подопечного.
  • Иконография отличается в положениях рук. Иногда верхняя конечность поднята для благословляющего жеста , в другом случае - руки сложены в молитве.
  • Взгляд направляется прямо на смотрящего или в сторону. Голова его склонена, что символизирует полное смирение перед волей Создателя. Об этом же говорят и золотые ленты в локонах.
  • Современная иконография нередко изображает херувимов с маленьким ребенком, который представляет душу подопечного человека.

О Небесных силах:

Нахождение собственной иконы святого духа

Во время крещения ребенок получает имя , и вместе со святым покровителем ему назначается определенный Ангел Хранитель. Чаще эту процедуру проводят на Святки (период от Рождества до Крещения Сына Божьего). Однако Церковь разрешает совершать ритуал объединения с небесным защитником произвольно, если человек был крещен в зрелом возрасте.

В христианских святцах могут отмечаться несколько покровителей с датой, которая будет приближена ко дню рождения маленького ребенка. В этом случае разрешается самостоятельный выбор понравившегося покровителя.

Некоторые образы святых защитников имеют в иконографии несколько вариаций исполнения. Святой всегда помогает детям с тождественным себе именем. Выбирая покровителя, следует опираться на даты рождения или факты жизнеописание.

Для православной традиции ближе духовное родство, которое определяется по симпатии.

На заметку! Если вас вдохновляют жизненные деяния конкретного святого, церковь разрешает сделать его своим покровителем . Он - реальный человек, который был причислен церковью к лику святых (Дева Мария, Серафим Саровский и т.д.).

Правильные молитвы иконе Ангела Хранителя

Священные слова, произнесенные перед ликом небесного существа, способны визуализировать этот светлый дух и настроить общение с ним. Православная традиция рекомендует внимательно прислушиваться к подсознательному голосу во время молитвы: в этот момент святой посланник общается с подопечным.

  • Для достижения желаемого счастья и спокойствия необходимы каждодневные молитвы перед ликом Ангела. Произносятся священные слова неспешно, вдумчиво и искренне. Молитва, записанная на листе бумаги, поможет лучше сконцентрироваться.
  • Священные просьбы, произнесенные утром, уничтожают негативные влияния, рождают добродушный настрой и избавляют от потенциальных конфликтов.
  • Молитва на вечер ограждает спящего человека от вторжения темной энергии в его сознание. Она позволяет видеть пророчество и предупреждения об опасностях.
  • В православной традиции известно множество молитв, которые предназначаются для конкретной проблемы и требуют совета и помощи от посланника с небес.

О молитве:Супружеская близость не является грехом, поэтому образ защитника в спальне будет к месту. Священную молитву рекомендуют читать при покидании дома. Это повышает шансы на помощь от Ангела Хранителя. Слова произносятся четко, а мысли и желания формируются до просьбы.

Ангел Хранитель - посредник между человеком и Всевышним Господом. Он дается во время крещения и обязуется охранять жизнь подопечного от тяжелых жизненных ситуаций, а также направлять на путь истинной добродетели.

Важно! Искренние молитвы перед иконой Ангела Хранителя имеют силу избавлять от неприятностей и исполнять благочестивые желания. Получить собственного святого защитника можно в любом возрасте.

Посмотрите видео об Ангеле Хранителе